Последние дневники иоанна кронштадтского читать. Иоанн кронштадтский - предсмертный дневник. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Дневник

Церковь отмечает день памяти священномученика Игнатия Богоносца

Святитель Игнатий Богоносец: житие

Святой Игнатий родился в Сирии в последние годы жизни Спасителя. Его жизнеописание повествует, что он был тем отроком, которого Господь взял на руки и сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).

Он был учеником апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Из послания святого Игнатия к смирнянам видно, что он был особенно близок к апостолу Петру и сопровождал его в некоторых его апостольских путешествиях. Незадолго до разрушения Иерусалима в 72 году скончался Евод, один из семидесяти учеников Христовых, и его преемником на Антиохийской кафедре (в столице Сирии) стал Игнатий.

Святой Игнатий управлял Антиохийской церковью в течение 40 лет (67-107 гг..) В особом видении он удостоился увидеть небесное богослужение и услышать ангельское пение. По образцу ангельского мира он ввел на богослужениях антифонное пение, в котором два хора чередуются и как бы перекликаются. Это пение из Сирии быстро распространилось в ранней Церкви.

В 107 году во время похода против армян император Траян проходил через Антиохию. Ему доложили, что святитель Игнатий исповедует Христа, учит презирать богатство, хранить девство и не приносить жертву римским богам. Император вызвал святителя и потребовал, чтобы он прекратил свою проповедь о Христе. Старец отказался.

Тогда его в оковах послали в Рим, где на потеху народа он был отдан на растерзание зверям в Колизее. По пути в Рим он написал семь посланий, которые сохранились до наших дней. В своих посланиях святой Игнатий просит христиан не пытаться спасти его от смерти: «Умоляю вас, не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей, чтобы посредством их достигнуть Бога. Я - пшеница Божия. Пусть измелют меня зубы зверей, да сделаюсь чистым хлебом Христовым».

Услышав о мужестве святителя, Траян прекратил гонения на христиан. Мощи его были перенесены в Антиохию, а впоследствии возвращены в Рим и положены в церкви во имя священномученика Климента, папы Римского.

В своем послании к Ефесянам святой Игнатий писал: «Храните веру и любовь и на деле показывайте себя христианами. Вера и любовь суть начало и конец жизни. Вера – начало, а любовь – конец, обе же в соединении суть дело Божие. Все прочее относящееся к добродетели от них происходит. Никто исповедующий веру не грешит, и никто стяжавший не ненавидит».

Святитель Игнатий Богоносец: иконы

Святитель Игнатий Богоносец: икона

История раскрасила февраль особыми календарными цветами. День святого Валентина и 23 февраля -- наиболее заметные языческие праздники этого времени (языческие не значит плохие, «поганые»; языческие -- это народные, коммерческие, государственные, но и не более того, не выше). Церковный знак февраля -- Сретение, по-русски -- Встреча: Младенца-Спасителя на сороковой день после Рождества встречают Симеон Богоприимец и пророчица Анна. В ветхозаветный Храм вступает вочеловечившийся Бог, Ветхий Завет встречается с Новым. Однако свести весь церковный календарь к двунадесятым праздникам будет нестерпимым обеднением. Каждый из 365 дней в году посвящен памяти какого-то события или святого человека. Эти «будничные» праздники часто проходят незамеченными -- а жаль!

В 107 году из Рима в Антиохию были перенесены мощи святого Игнатия Богоносца. До сих пор, вот уже 19 столетий, Церковь вспоминает об этом событии каждый год 11 февраля (29 января по старому стилю). Святых, живших в столь древние времена (родился будущий священномученик в середине первого столетия), мы знаем совсем немного. А вот об Игнатии Богоносце до нас дошли не только устные свидетельства, но и его собственные письма, что и вовсе исключительная редкость. Для сравнения: Апокалипсис Иоанна Богослова был написан, вероятно, лишь десятью годами раньше.

Святой Игнатий был епископом города Антиохии. В 107 году, в царствование императора Траяна, его арестовали и по этапу отправили в Рим, где он принял мученическую кончину на арене цирка -- его растерзали дикие звери. По дороге в Рим антиохийский епископ, уже предвидя скорый исход, написал несколько (нам известно пять) писем малоазийским Церквям, прощаясь с ними и передавая последние наставления. Еще одно письмо адресовано римлянам, и одно -- лично Поликарпу, тогдашнему епископу Смирны.

Где сейчас эти малоазийские Церкви? Эфес, Смирна, Фиатир, Лаодикия, Магнезия… Им писал и апостол Павел (проповедь которого в Антиохии, должно быть, слышал и Игнатий Богоносец, тогда еще не епископ), к ним обращался Иоанн Богослов (помните, «и ангелу Лаодикийской церкви напиши»?). Эти христианские общины находились на территории современной Турции. От Эфеса остались одни развалины, теперь там музей; Смирна называется Измир -- это крупный современный город; а вот окрестности древней Лаодикии и до сего дня привлекают массы людей -- тысячи туристов ежедневно приезжают сюда полюбоваться белоснежными скалами Памук-Кале. Христиан в турецких поселениях практически нет, а местные жители даже не очень-то понимают, чем замечательны их города. Но в те далекие времена здесь были крупнейшие общины новой религии (со времени распятия и воскресения Христа не прошло и 80 лет). Им-то и писал находящийся в узах епископ Игнатий, как около 40 лет ранее -- заключенный под стражу апостол Павел.

Послания Игнатия Богоносца -- настоящие жемчужины первохристианской письменности. Стиль их прост -- ни высокой риторики, ни философских изысков. Специалисты говорят, что даже с точки зрения греческого языка творения Игнатия не вполне безупречны -- все-таки епископ был сирийцем и едва ли получил основательное образование. Но дело вовсе не в этом: наставления священномученика -- это все то самое ценное, что передавал своим братьям святой, достигший высочайшей духовной жизни. Мученичество за Христа было ступенью, с которой весь предыдущий жизненный опыт представлялся ему несовершенным. «Теперь только начинаю учиться», -- пишет Игнатий, долгое время возглавлявший крупнейшую христианскую общину того времени.

В Церкви еще не было развитой системы канонического права и сложного иерархического соподчинения, но антиохийский архипастырь нашел слова, которые выражают самую суть еще не изданных канонов: «Посему необходимо ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству как апостолам Иисуса Христа -- надежде вашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому-то и им должно беречься от нареканий как от огня».

Кое-где среди верующих начинались неурядицы и раздоры, святитель указывает на корень разделения -- нарушение литургического единства: «Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении Крови Его, один жертвенник, как и один епископ…»; «Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе; но в общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прощение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной. Един Иисус Христос, и лучше Его нет ничего. Поэтому все вы составляете из себя как бы один храм Божий, как бы один жертвенник, как одного Иисуса Христа, Который изшел от Единого Отца и в Едином пребывает, и к Нему Единому отшел».

С особой силой обличает он еретиков-докетов, которые говорили, что страдания Спасителя были только кажущимися, это была только видимость, не может ведь Бог страдать… «Все это Он претерпел ради нас, чтобы мы спаслись; и пострадал истинно и воскресил Себя, а не так, как говорят некоторые неверующие, будто Он пострадал призрачно. Сами они призрак, и как умствуют они, так и случится с ними -- бестелесными, подобными злым духам. Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда он пришел к бывшим с Петром, то сказал им “Возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный”. Они тотчас прикоснулись к Нему и уверовали, убедившись Его плотию и духом. Посему-то они и смерть презирали, и явились выше смерти… Если же Господь наш совершил это призрачно, то и я ношу узы только призрачно. И для чего же я сам себя предал на смерть, в огонь, на меч, на растерзание зверям?»

Смело и ясно пишет Игнатий о высоких догматах, смело наставляет заблудших, смело указывает, как нужно поступать. Это та смелость, которая рождается от пламенной веры, от ясного зрения -- не на ощупь, не в потемках, а напрямую, к цели. Цель же одна: «Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, лютые муки диавола придут на меня, -- только бы достигнуть мне Христа».

Непривычна и неожиданна для современного «неуверенного» христианина прямо-таки жажда страданий, мученичества. Игнатий всячески увещевает римских христиан не ходатайствовать за него перед властями, не лишать его возможности пострадать вместе со Христом. «Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым. Лучше приласкайте этих зверей, чтоб они сделались гробом моим и ничего не оставили от моего тела, дабы по смерти не быть мне кому-либо в тягость».

Несомненно, в жизни святого епископа было много славного и поучительного и до прощальных писем. Но для нас его образ остается в этой единственной сцене: епископ прощается со своей паствой, со своими детьми -- и дальше под конвоем десяти воинов, терпя насмешки и издевательства, в последний путь. В Рим, по этапу.

Почему святого Игнатия называют Богоносцем? Для многих толкователей -- и древних, и новых -- это оставалось не до конца понятным. Объясняли по-разному. Кто-то говорил, что Игнатия еще ребенком приносили ко Христу, и Спаситель брал его на руки. Другие утверждали, что, когда тело мученика рассекли мечом, увидели, что в сердце его было написано золотыми буквами «Иисус Христос». В буквализме этого предания, вероятно, нашло отражение представление о запечатленности имени Христова в душе и жизни верных христиан. Сам же Игнатий называет Богоносцами верных христиан, которые «Иисуса Христа имеют в себе». «Вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу, -- пишет он эфесянам. -- Потому все вы спутники друг другу. Богоносцы и Храмоносцы, святоносцы, во всем украшенные заповедями Иисуса Христа. От того-то я и радуюсь тому, что удостоился письменно беседовать с вами и разделить с вами радость мою, что вы, как свойственно другой жизни, ничего не любите, кроме одного Бога». Порадуемся и мы, имеющие сегодня чудесную возможность читать подлинные письма великого архипастыря древности -- в книге ли, в интернете ли, -- размышляя над его словами и черпая из них чистейшее учение о вечной жизни.

Свя-той Иг-на-тий Бо-го-но-сец име-ет осо-бое зна-че-ние для нас, по-то-му что он близ-ко об-щал-ся с апо-сто-ла-ми, непо-сред-ствен-но от них слы-шал хри-сти-ан-ское уче-ние и был сви-де-те-лем рас-про-стра-не-ния и раз-ви-тия пер-вых хри-сти-ан-ских об-щин. В сво-их се-ми пись-мах он за-пе-чат-лел для нас апо-столь-скую эпо-ху.

Свя-той Иг-на-тий ро-дил-ся в Си-рии в по-след-ние го-ды жиз-ни Спа-си-те-ля. Его жиз-не-опи-са-ние по-вест-ву-ет, что он был тем от-ро-ком, ко-то-ро-го Гос-подь взял на ру-ки и ска-зал: «Ес-ли не об-ра-ти-тесь и не бу-де-те как де-ти, не вой-де-те в Цар-ство Небес-ное» (). Бо-го-нос-цем он на-зван по-то-му, что, креп-ко лю-бя Гос-по-да, он как бы но-сил Его в сво-ем серд-це. Он был уче-ни-ком апо-сто-ла и еван-ге-ли-ста Иоан-на Бо-го-сло-ва. Из по-сла-ния свя-то-го Иг-на-тия к смир-ня-нам вид-но, что он был осо-бен-но бли-зок к апо-сто-лу Пет-ру и со-про-вож-дал его в неко-то-рых его апо-столь-ских пу-те-ше-стви-ях. Неза-дол-го до раз-ру-ше-ния Иеру-са-ли-ма в 72 го-ду, скон-чал-ся Евод, один из се-ми-де-ся-ти уче-ни-ков Хри-сто-вых, и его пре-ем-ни-ком на Ан-тио-хий-ской ка-фед-ре (в сто-ли-це Си-рии) стал Иг-на-тий.

Свя-той Иг-на-тий управ-лял Ан-тио-хий-ской цер-ко-вью в те-че-ние 40 лет (67-107 гг..). В осо-бом ви-де-нии он удо-сто-ил-ся уви-деть небес-ное бо-го-слу-же-ние и услы-шать Ан-гель-ское пе-ние. По об-раз-цу Ан-гель-ско-го ми-ра он ввел на бо-го-слу-же-ни-ях ан-ти-фон-ное пе-ние, в ко-то-ром два хо-ра че-ре-ду-ют-ся и как бы пе-ре-кли-ка-ют-ся. Это пе-ние из Си-рии быст-ро рас-про-стра-ни-лось в ран-ней Церк-ви.

В 107 го-ду во вре-мя по-хо-да про-тив ар-мян им-пе-ра-тор Тра-ян про-хо-дил через Ан-тио-хию. Ему до-ло-жи-ли, что свя-ти-тель Иг-на-тий ис-по-ве-ду-ет Хри-ста, учит пре-зи-рать бо-гат-ство, хра-нить дев-ство и не при-но-сить жерт-ву рим-ским бо-гам. Им-пе-ра-тор вы-звал свя-ти-те-ля и по-тре-бо-вал, чтобы он пре-кра-тил свою про-по-ведь о Хри-сте. Ста-рец от-ка-зал-ся. То-гда его в око-вах по-сла-ли в Рим, где на по-те-ху на-ро-да он был от-дан на рас-тер-за-ние зве-рям в Ко-ли-зее. По пу-ти в Рим он на-пи-сал семь по-сла-ний, ко-то-рые со-хра-ни-лись до на-ших дней. В сво-их по-сла-ни-ях свя-той Иг-на-тий про-сит хри-сти-ан не пы-тать-ся спа-сти его от смер-ти: «Умо-ляю вас, не ока-зы-вай-те мне небла-говре-мен-ной люб-ви. Оставь-те ме-ня быть пи-щею зве-рей, чтобы по-сред-ством их до-стиг-нуть Бо-га. Я - пше-ни-ца Бо-жия. Пусть из-ме-лют ме-ня зу-бы зве-рей, да сде-ла-юсь чи-стым хле-бом Хри-сто-вым». Услы-шав о му-же-стве свя-ти-те-ля, Тра-ян пре-кра-тил го-не-ния на хри-сти-ан. Мо-щи его бы-ли пе-ре-не-се-ны в Ан-тио-хию, а впо-след-ствии воз-вра-ще-ны в Рим и по-ло-же-ны в церк-ви во имя свя-щен-но-му-че-ни-ка .

В сво-ем по-сла-нии к Ефе-ся-нам свя-той Иг-на-тий пи-сал: «Хра-ни-те ве-ру и лю-бовь и на де-ле по-ка-зы-вай-те се-бя хри-сти-а-на-ми. Ве-ра и лю-бовь суть на-ча-ло и ко-нец жиз-ни. Ве-ра - на-ча-ло, а лю-бовь - ко-нец, обе же в со-еди-не-нии суть де-ло Бо-жие. Все про-чее от-но-ся-ще-е-ся к доб-ро-де-те-ли от них про-ис-хо-дит. Ни-кто ис-по-ве-ду-ю-щий ве-ру не гре-шит, и ни-кто стя-жав-ший не нена-ви-дит».