Повесть горького детство читать полное. Максим Горький - (Автобиографическая трилогия). Детство


Повесть «Детство» Краткое содержание по главам

«Детство» Максима Горького носит яркий автобиографический характер. За счёт того, что повествование в повести ведётся от первого лица, читатель глубже проникается её событиями и понимает всё чувства и смятения главного героя. Этот литературный труд особенно ценен тем, что через него любой желающий получает возможность познакомиться с судьбой одного из гениев классической русской литературы «из первых уст».

Краткий пересказ повести «Детство»

Отец и новорожденный братишка Алексея умирают. Мать увозит мальчика в Нижний Новгород к деду, который держит красильную мастерскую. Здесь вдова оставляет сына на воспитание, а сама пробует устроить свою жизнь заново. Кроме Алёши в большом доме живут его дядья с семьями и приёмыш Иван. Дед хоть стар и на вид немощен, держит всех в ежовых рукавицах. Внуков нещадно наказывает за малейшие провинности. За Алёшу заступается только бабушка. Маме некогда, она погружена в собственную личную жизнь, а дядьки только и мечтают поделить поскорее отцовское наследство. Дед, наблюдая за их несознательностью, отдавать своё дело им не спешит. Алексей начинает посещать школу, но вскоре умирает его мать. Дед отказывается содержать осиротевшего внука и по его наказу мальчик в 11 лет идёт в люди.

Список и краткая характеристика героев повести Толстого «Детство»

  • Алексей Пешков - основной персонаж повести, от лица которого идёт рассказ. Мальчик поведает читателю о своей трудной жизни в жестоком семействе Кашириных.
  • Акулина Ивановна Каширина - 60-летняя бабушка Алексея, ставшая сироте добрым другом и защитником.
  • Василий Васильевич Каширин - 80-летний дед Алексея, владелец приносящего доходы дела, жадный и злой человек.
  • Варвара Васильевна Каширина (Пешкова) - мама Алексея, оставившая его на воспитание бабушке.
  • Максим Пешков - отец Алексея, умерший совсем молодым от болезни.
  • Яков Васильевич Каширин - дядя Алексея, глупый, завистливый и жестокий человек. Забил свою супругу насмерть.
  • Михаил Васильевич Каширин (Михайло) - ещё один дядя Алексея, тоже завистлив и жесток. Часто бьёт беременную супругу.
  • Иван Цыганок - 19-летний подкидыш-воспитанник в семье Кашириных. Добрый весельчак, погибший из-за Якова и Михайло.
  • Григорий Иванович - мастер, помощник деда Каширина, умный, добрый и жизнерадостный человек. К концу жизни ослеп и нищенствовал.
  • Хорошее дело - «безымянный» персонаж повести, арендующий комнату у Кашириных. Очень дружил с главным героем Алёшей.
  • Наталья Каширина - тётка Алексея, супруга Михаила. Добрая, тихая женщина. Будучи беременной сносит тяжкие побои, умрёт в родах.
  • Саша Яковлевич Каширин - двоюродный брат Алексея, сын Якова. Характером весь в отца.
  • Саша Михайлович Каширин - ещё один двоюродный брат Алексея, сын Михаила. Тихий и ленивый мальчишка.
  • Катерина Каширина - двоюродная сестра Алексея, дочь дяди Михаила.
  • Нянька Евгенья - няня при доме Кашириных.
  • Евгений Максимов - отчим Алексея, второй муж его мамы. Проиграв все деньги в карты, становится нервным, бьёт супругу и заводит женщин на стороне.
  • Дядя Пётр - постоялец в доме Кашириных, служил извозчиком, рассказывал интересные истории. Покончил с жизнью самоубийством.
  • Игоша (смерть в кармане) - юродивый, над которым все потешались. Жалел его только Алёша.

Краткое содержание повести Толстого «Детство» по главам

Глава 1. Смерть папы и новый дом

Астрахань. У мальчика Алёши и его родителей была счастливая жизнь. Неожиданно совсем молодым от холеры умер его отец Максим. Мать Варвара в это же время родила Алексею братишку Никиту. Оставшаяся без кормильца семья отправилась на пароходе в Нижний Новгород к родне. Младенец в дороге умирает. В новом доме Алексея живёт вздорная семья Кашириных, за главного здесь дед Василий - хозяин красильной мастерской, уважаемый в городе человек.

Глава 2. Суровые порядки

До переезда Алёша рос в любящей и доброй семье, в новом доме ему не нравится. Здесь царят злоба, зависть и насилие. В наказание за испорченную скатерть дед бил Алёшу розгами до тех пор, пока мальчик не потерял сознание от болевого шока. После этого «воспитательного процесса» ребёнок долго не мог оправиться. К тому же мама куда-то уезжает, оставив сына на попечении бабушки.

Глава 3. Гибель Цыганка

В семье Кашириных жил подкидыш. 19-летний Цыганок. Алёша и Цыганок дружили. Из разговора с мастером Григорием Алексей узнаёт страшную тайну - его дядя Яков год назад забил свою супругу. На её могилу в начале зимы понесли тяжёлый крест дядья и Цыганок. Этим крестом и придавило парнишку насмерть. В его смерти старики Каширины винят своих злобных и непутёвых детей - Якова и Михайло.

Глава 4. Пожар в мастерской

С каждым днём всё невыносимей для Алёши жизнь в семье Кашириных. Все его мысли только о побеге из этого проклятого дома. Случается пожар, но его удаётся быстро локализовать благодаря чётким инструкциям бабушки. Тут же начинаются преждевременные роды у тети Натальи, женщина умирает.

Глава 5. Разделение семьи на два дома

Дед приобретает новый дом, семья разделяется. В новом доме дед принимает квартирантов. Алёше трудно смириться с постоянным шумом и суетой чужих людей. Иногда приезжает мать, но не на долго. Дед берётся учить Алексея грамоте.

Глава 6. Междоусобицы деда и Михайло

По воскресеньям дядя Михайло громит дом и рвётся убивать деда. Однажды в потасовке он даже ранит бабушку, свою маму. Алексею тяжело всё это видеть, он всё никак не привыкнет к такому образу жизни.

Глава 7. Выброшенный мастер

Старый верный работник деда мастер Григорий ослеп. Жестокий начальник сразу выставил беднягу на улицу. Гриша просит милостыню, его подкармливает бабушка и жалеет добрый и чуткий Алёша. Он не может понять как мог дед оставить беднягу без помощи, выбросить на улицу как ненужную тряпку.

Глава 8. Новый друг

Алексей заводит дружбу с одним из квартирантов. За это общение его нещадно лупит дед. В итоге он выгоняет жильца. Алёша тоскует по доброму другу.

Глава 9. Извозчик Пётр

Алёша сближается с ещё одним квартирантом по имени Пётр. Он с удовольствием слушает его истории. Со временем герой замечает в друге что-то подозрительное и отдаляется от него. Между ними начинается вражда. Потом Алёша дружит с соседскими мальчишками, но только тайком - взрослые противятся их встречам. Извозчик Пётр неожиданно убивает себя.

Глава 10. Мама вернулась

Приезжает мама Алёши. Она берётся учить его. Алёша увидев в очередной раз, как дед бьёт бабушку, мстит ему и портит его любимые изображения святых. Дед хочет высечь внука, но за него заступается мать. Дед решает выдать маму Алексея замуж за часовщика, но она категорически против.

Глава 11. Оспа

Проявив характер, мама Алёши становится авторитетом в доме деда. Алексей идёт в школу, но там ему не нравится. Вскоре он заболевает оспой и в бреду прыгает с чердака. Три месяца мальчик не может ходить. Бабушка рассказывает ему многое об покойном отце, который был очень хорошим человеком.

Глава 12. Отчим

Варвара, мама Алёши, вновь выходит замуж. Его отчим, дворянин Максимов, проигрывается в карты и обрекает семью на нищету. Разоряется дед. Алёша хорошо учится в школе, но много проказничает. У Варвары рождаются дети: мальчики Саша, который умирает совсем маленьким, и Николай. Новый муж изменяет Варваре и часто её поколачивает. Однажды Алексей вмешивается и заступается за мать, бросившись на отчима с ножом.

Глава 13. Конец детству

Разорившийся дед не хочет больше обеспечивать бабушку и Алексея. Они как могут зарабатывают сами. Алёша собирает и сдаёт ветошь, ворует со склада лес. Мальчик дружит с другими бедными детьми и бросает учёбу. После тяжёлого недуга умирает его мама. Дед отправляет сироту в люди. Алёша начинает совершенно самостоятельную жизнь, когда ему не больше 11-ти лет.

Кратко об истории создания повести «Детство» Льва Николаевича Толстого

Повесть «Детство» открывает автобиографическую трилогию Максима Горького: «Детство», «В людях» и «Мои университеты». Эти произведения повествуют о детстве и юношестве писателя. Горький задумал написать автобиографию в самые первые годы своей литературной деятельности. Сначала это были наброски и очерки, но уже в 1910-м году писатель приступил непосредственно к написанию первой повести «Детство». Основное время работы над ней - 1912-1913 годы. В 1913 году «Детство» отдельными главами было опубликовано в газете «Русское слово». Писатель для первой публикации заменил название и нынешнее детство было наречено в те годы «Бабушка». Первое издание в книжном формате произошло в Берлине в 1914 году. В России книга была издана годом позднее издательством «Жизнь и знание».

Максим Горький

Сыну моему посвящаю

В полутемной тесной комнате, на полу, под окном, лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный; пальцы его босых ног странно растопырены, пальцы ласковых рук, смирно положенных на грудь, тоже кривые; его веселые глаза плотно прикрыты черными кружками медных монет, доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами.

Мать, полуголая, в красной юбке, стоит на коленях, зачесывая длинные мягкие волосы отца со лба на затылок черной гребенкой, которой я любил перепиливать корки арбузов; мать непрерывно говорит что-то густым, хрипящим голосом, ее серые глаза опухли и словно тают, стекая крупными каплями слез.

Меня держит за руку бабушка – круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная; она тоже плачет, как-то особенно и хорошо подпевая матери, дрожит вся и дергает меня, толкая к отцу; я упираюсь, прячусь за нее; мне боязно и неловко.

Я никогда еще не видал, чтобы большие плакали, и не понимал слов, неоднократно сказанных бабушкой:

– Попрощайся с тятей-то, никогда уж не увидишь его, помер он, голубчик, не в срок, не в свой час…

Я был тяжко болен, – только что встал на ноги; во время болезни, – я это хорошо помню, – отец весело возился со мною, потом он вдруг исчез, и его заменила бабушка, странный человек.

– Ты откуда пришла? – спросил я ее.

Она ответила:

– С верху, из Нижнего, да не пришла, а приехала! По воде-то не ходят, шиш!

Это было смешно и непонятно: наверху, в доме, жили бородатые крашеные персияне, а в подвале старый желтый калмык продавал овчины. По лестнице можно съехать верхом на перилах или, когда упадешь, скатиться кувырком, – это я знал хорошо. И при чем тут вода? Всё неверно и забавно спутано.

– А отчего я шиш?

– Оттого, что шумишь, – сказала она, тоже смеясь.

Она говорила ласково, весело, складно. Я с первого же дня подружился с нею, и теперь мне хочется, чтобы она скорее ушла со мною из этой комнаты.

Меня подавляет мать; ее слезы и вой зажгли во мне новое, тревожное чувство. Я впервые вижу ее такою, – она была всегда строгая, говорила мало; она чистая, гладкая и большая, как лошадь; у нее жесткое тело и страшно сильные руки. А сейчас она вся как-то неприятно вспухла и растрепана, всё на ней разорвалось; волосы, лежавшие на голове аккуратно, большою светлой шапкой, рассыпались по голому плечу, упали на лицо, а половина их, заплетенная в косу, болтается, задевая уснувшее отцово лицо. Я уже давно стою в комнате, но она ни разу не взглянула на меня, – причесывает отца и всё рычит, захлебываясь слезами.

В дверь заглядывают черные мужики и солдат-будочник. Он сердито кричит:

– Скорее убирайте!

Окно занавешено темной шалью; она вздувается, как парус. Однажды отец катал меня на лодке с парусом. Вдруг ударил гром. Отец засмеялся, крепко сжал меня коленями и крикнул:

– Ничего, не бойся, Лук!

Вдруг мать тяжело взметнулась с пола, тотчас снова осела, опрокинулась на спину, разметав волосы по полу; ее слепое, белое лицо посинело, и, оскалив зубы, как отец, она сказала страшным голосом:

– Дверь затворите… Алексея – вон!

Оттолкнув меня, бабушка бросилась к двери, закричала:

– Родимые, не бойтесь, не троньте, уйдите Христа ради! Это – не холера, роды пришли, помилуйте, батюшки!

Я спрятался в темный угол за сундук и оттуда смотрел, как мать извивается по полу, охая и скрипя зубами, а бабушка, ползая вокруг, говорит ласково и радостно:

– Во имя отца и сына! Потерпи, Варюша! Пресвятая мати божия, заступница…

Мне страшно; они возятся на полу около отца, задевают его, стонут и кричат, а он неподвижен и точно смеется. Это длилось долго – возня на полу; не однажды мать вставала на ноги и снова падала; бабушка выкатывалась из комнаты, как большой черный мягкий шар; потом вдруг во тьме закричал ребенок.

– Слава тебе, господи! – сказала бабушка. – Мальчик!

И зажгла свечу.

Я, должно быть, заснул в углу, – ничего не помню больше.

Второй оттиск в памяти моей – дождливый день, пустынный угол кладбища; я стою на скользком бугре липкой земли и смотрю в яму, куда опустили гроб отца; на дне ямы много воды и есть лягушки, – две уже взобрались на желтую крышку гроба.

У могилы – я, бабушка, мокрый будочник и двое сердитых мужиков с лопатами. Всех осыпает теплый дождь, мелкий, как бисер.

– Зарывай, – сказал будочник, отходя прочь.

Бабушка заплакала, спрятав лицо в конец головного платка. Мужики, согнувшись, торопливо начали сбрасывать землю в могилу, захлюпала вода; спрыгнув с гроба, лягушки стали бросаться на стенки ямы, комья земли сшибали их на дно.

– Отойди, Леня, – сказала бабушка, взяв меня за плечо; я выскользнул из-под ее руки, не хотелось уходить.

– Экой ты, господи, – пожаловалась бабушка, не то на меня, не то на бога, и долго стояла молча, опустив голову; уже могила сровнялась с землей, а она всё еще стоит.

Мужики гулко шлепали лопатами по земле; налетел ветер и прогнал, унес дождь. Бабушка взяла меня за руку и повела к далекой церкви, среди множества темных крестов.

– Ты что не поплачешь? – спросила она, когда вышла за ограду. – Поплакал бы!

– Не хочется, – сказал я.

– Ну, не хочется, так и не надо, – тихонько выговорила она.

Всё это было удивительно: я плакал редко и только от обиды, не от боли; отец всегда смеялся над моими слезами, а мать кричала:

– Не смей плакать!

Потом мы ехали по широкой, очень грязной улице на дрожках, среди темно-красных домов; я спросил бабушку:

– А лягушки не вылезут?

– Нет, уж не вылезут, – ответила она. – Бог с ними!

Ни отец, ни мать не произносили так часто и родственно имя божие.

Через несколько дней я, бабушка и мать ехали на пароходе, в маленькой каюте; новорожденный брат мой Максим умер и лежал на столе в углу, завернутый в белое, спеленатый красною тесьмой.

Примостившись на узлах и сундуках, я смотрю в окно, выпуклое и круглое, точно глаз коня; за мокрым стеклом бесконечно льется мутная, пенная вода. Порою она, вскидываясь, лижет стекло. Я невольно прыгаю на пол.

– Не бойся, – говорит бабушка и, легко приподняв меня мягкими руками, снова ставит на узлы.

Над водою – серый, мокрый туман; далеко где-то является темная земля и снова исчезает в тумане и воде. Всё вокруг трясется. Только мать, закинув руки за голову, стоит, прислонясь к стене, твердо и неподвижно. Лицо у нее темное, железное и слепое, глаза крепко закрыты, она всё время молчит, и вся какая-то другая, новая, даже платье на ней незнакомо мне.

Бабушка не однажды говорила ей тихо:

– Варя, ты бы поела чего, маленько, а?

Она молчит и неподвижна.

Бабушка говорит со мною шепотом, а с матерью – громче, но как-то осторожно, робко и очень мало. Мне кажется, что она боится матери. Это понятно мне и очень сближает с бабушкой.

– Саратов, – неожиданно громко и сердито сказала мать. – Где же матрос?

Вот и слова у нее странные, чужие: Саратов, матрос.

Вошел широкий седой человек, одетый в синее, принес маленький ящик. Бабушка взяла его и стала укладывать тело брата, уложила и понесла к двери на вытянутых руках, но, – толстая, – она могла пройти в узенькую дверь каюты только боком и смешно замялась перед нею.

– Эх, мамаша, – крикнула мать, отняла у нее гроб, и обе они исчезли, а я остался в каюте, разглядывая синего мужика.

– Что, отошел братишка-то? – сказал он, наклонясь ко мне.

– Ты кто?

– Матрос.

– А Саратов – кто?

– Город. Гляди в окно, вот он!

За окном двигалась земля; темная, обрывистая, она курилась туманом, напоминая большой кусок хлеба, только что отрезанный от каравая.

– А куда бабушка ушла?

– Внука хоронить.

– Его в землю зароют?

– А как же? Зароют.

Я рассказал матросу, как зарыли живых лягушек, хороня отца. Он поднял меня на руки, тесно прижал к себе и поцеловал.

– Эх, брат, ничего ты еще не понимаешь! – сказал он. – Лягушек жалеть не надо, господь с ними! Мать пожалей, – вон как ее горе ушибло!

Над нами загудело, завыло. Я уже знал, что это – пароход, и не испугался, а матрос торопливо опустил меня на пол и бросился вон, говоря:

– Надо бежать!

И мне тоже захотелось убежать. Я вышел за дверь. В полутемной узкой щели было пусто. Недалеко от двери блестела медь на ступенях лестницы. Взглянув наверх, я увидал людей с котомками и узлами в руках. Было ясно, что все уходят с парохода, – значит, и мне нужно уходить.

Но когда вместе с толпою мужиков я очутился у борта парохода, перед мостками на берег, все стали кричать на меня:

– Это чей? Чей ты?

– Не знаю.

Меня долго толкали, встряхивали, щупали. Наконец явился седой матрос и схватил меня, объяснив:

– Это астраханский, из каюты…

Бегом он снес меня в каюту, сунул на узлы и ушел, грозя пальцем:

– Я тебе задам!

Шум над головою становился всё тише, пароход уже не дрожал и не бухал по воде. Окно каюты загородила какая-то мокрая стена; стало темно, душно, узлы точно распухли, стесняя меня, и всё было нехорошо. Может быть, меня так и оставят навсегда одного в пустом пароходе?

Подошел к двери. Она не отворяется, медную ручку ее нельзя повернуть. Взяв бутылку с молоком, я со всею силой ударил по ручке. Бутылка разбилась, молоко облило мне ноги, натекло в сапоги.

Огорченный неудачей, я лег на узлы, заплакал тихонько и, в слезах, уснул.

А когда проснулся, пароход снова бухал и дрожал, окно каюты горело, как солнце.

Бабушка, сидя около меня, чесала волосы и морщилась, что-то нашептывая. Волос у нее было странно много, они густо покрывали ей плечи, грудь, колени и лежали на полу, черные, отливая синим. Приподнимая их с пола одною рукою и держа на весу, она с трудом вводила в толстые пряди деревянный редкозубый гребень; губы ее кривились, темные глаза сверкали сердито, а лицо в этой массе волос стало маленьким и смешным.

Сегодня она казалась злою, но когда я спросил, отчего у нее такие длинные волосы, она сказала вчерашним теплым и мягким голосом:

– Видно, в наказание господь дал, – расчеши-ка вот их, окаянные! Смолоду я гривой этой хвасталась, на старости кляну! А ты спи! Еще рано, – солнышко чуть только с ночи поднялось…

– Не хочу уж спать!

– Ну, ино не спи, – тотчас согласилась она, заплетая косу и поглядывая на диван, где вверх лицом, вытянувшись струною, лежала мать. – Как это ты вчера бутыль-то раскокал? Тихонько говори!

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Сорок лет назад пароходы плавали медленно; мы ехали до Нижнего очень долго, и я хорошо помню эти первые дни насыщения красотою.

Установилась хорошая погода; с утра до вечера я с бабушкой на палубе, под ясным небом, между позолоченных осенью, шелками шитых берегов Волги. Не торопясь, лениво и гулко бухая плицами по серовато-синей воде, тянется вверх по течению светло-рыжий пароход, с баржой на длинном буксире. Баржа серая и похожа на мокрицу. Незаметно плывет над Волгой солнце; каждый час всё вокруг ново, всё меняется; зеленые горы – как пышные складки на богатой одежде земли; по берегам стоят города и села, точно пряничные издали; золотой осенний лист плывет по воде.

– Ты гляди, как хорошо-то! – ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены.

Часто она, заглядевшись на берег, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах слезы. Я дергаю ее за темную, с набойкой цветами, юбку.

– Ась? – встрепенется она. – А я будто задремала да сон вижу.

– А о чем плачешь?

– Это, милый, от радости да от старости, – говорит она, улыбаясь. – Я ведь уж старая, за шестой десяток лета-вёсны мои перекинулись-пошли.

И, понюхав табаку, начинает рассказывать мне какие-то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе.

Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно. Я слушаю и прошу:

– А еще вот как было: сидит в подпечке старичок домовой, занозил он себе лапу лапшой, качается, хныкает: «Ой, мышеньки, больно, ой, мышата, не стерплю!»

Подняв ногу, она хватается за нее руками, качает ее на весу и смешно морщит лицо, словно ей самой больно.

Вокруг стоят матросы – бородатые ласковые мужики, – слушают, смеются, хвалят ее и тоже просят:

– А ну, бабушка, расскажи еще чего!

Потом говорят:

– Айда ужинать с нами!

За ужином они угощают ее водкой, меня – арбузами, дыней; это делается скрытно: на пароходе едет человек, который запрещает есть фрукты, отнимает их и выбрасывает в реку. Он одет похоже на будочника – с медными пуговицами – и всегда пьяный; люди прячутся от него.

Мать редко выходит на палубу и держится в стороне от нас. Она всё молчит, мать. Ее большое стройное тело, темное, железное лицо, тяжелая корона заплетенных в косы светлых волос, – вся она мощная и твердая, – вспоминаются мне как бы сквозь туман или прозрачное облако; из него отдаленно и неприветливо смотрят прямые серые глаза, такие же большие, как у бабушки.

Однажды она строго сказала:

– Смеются люди над вами, мамаша!

– А господь с ними! – беззаботно ответила бабушка. – А пускай смеются, на доброе им здоровье!

Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего. Дергая за руку, она толкала меня к борту и кричала:

– Гляди, гляди, как хорошо! Вот он, батюшка, Нижний-то! Вот он какой, богов! Церкви-те, гляди-ка ты, летят будто!

И просила мать, чуть не плача:

– Варюша, погляди, чай, а? Поди, забыла ведь! Порадуйся!

Мать хмуро улыбалась.

Когда пароход остановился против красивого города, среди реки, тесно загроможденной судами, ощетинившейся сотнями острых мачт, к борту его подплыла большая лодка со множеством людей, подцепилась багром к спущенному трапу, и один за другим люди из лодки стали подниматься на палубу. Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками.

– Папаша! – густо и громко крикнула мать и опрокинулась на него, а он, хватая ее за голову, быстро гладя щеки ее маленькими красными руками, кричал, взвизгивая:

– Что-о, дура? Ага-а! То-то вот… Эх вы-и…

Бабушка обнимала и целовала как-то сразу всех, вертясь, как винт; она толкала меня к людям и говорила торопливо:

– Ну, скорее! Это – дядя Михайло, это – Яков… Тетка Наталья, это – братья, оба Саши, сестра Катерина, это всё наше племя, вот сколько!

Дедушка сказал ей:

– Здорова ли, мать?

Они троекратно поцеловались.

Дед выдернул меня из тесной кучи людей и спросил, держа за голову:

– Ты чей таков будешь?

– Астраханский, из каюты…

– Чего он говорит? – обратился дед к матери и, не дождавшись ответа, отодвинул меня, сказав:

– Скулы-те отцовы… Слезайте в лодку!

Съехали на берег и толпой пошли в гору, по съезду, мощенному крупным булыжником, между двух высоких откосов, покрытых жухлой, примятой травой.

Дед с матерью шли впереди всех. Он был ростом под руку ей, шагал мелко и быстро, а она, глядя на него сверху вниз, точно по воздуху плыла. За ними молча двигались дядья: черный гладковолосый Михаил, сухой, как дед; светлый и кудрявый Яков, какие-то толстые женщины в ярких платьях и человек шесть детей, все старше меня и все тихие. Я шел с бабушкой и маленькой теткой Натальей. Бледная, голубоглазая, с огромным животом, она часто останавливалась и, задыхаясь, шептала:

– Ой, не могу!

– Нашто они тревожили тебя? – сердито ворчала бабушка. – Эко неумное племя!

И взрослые и дети – все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась.

Особенно же не понравился мне дед; я сразу почуял в нем врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство.

Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислонясь к правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких полутемных комнатах, было тесно; везде, как на пароходе перед пристанью, суетились сердитые люди, стаей вороватых воробьев метались ребятишки, и всюду стоял едкий, незнакомый запах.

Я очутился на дворе. Двор был тоже неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы. В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:

Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что всё было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, – слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени».

Но правда выше жалости, и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил, – да и по сей день живет, – простой русский человек.

Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда ее братья настойчиво требовали у отца раздела имущества. Неожиданное возвращение матери еще более обострило и усилило их желание выделиться. Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж «самокруткой», против его воли. Дядья считали, что это приданое должно быть поделено между ними. Они тоже давно и жестоко спорили друг с другом о том, кому открыть мастерскую в городе, кому – за Окой, в слободе Кунавине.

Уже вскоре после приезда, в кухне во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки, а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко – петухом – закричал:

– По миру пущу!

Болезненно искривив лицо, бабушка говорила:

– Отдай им всё, отец, – спокойней тебе будет, отдай!

– Цыц, потатчица! – кричал дед, сверкая глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно.

Мать встала из-за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною.

Вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь.

Заплакали дети, отчаянно закричала беременная тетка Наталья; моя мать потащила ее куда-то, взяв в охапку; веселая рябая нянька Евгенья выгоняла из кухни детей; падали стулья; молодой широкоплечий подмастерье Цыганок сел верхом на спину дяди Михаила, а мастер Григорий Иванович, плешивый, бородатый человек в темных очках, спокойно связывал руки дяди полотенцем.

Вытянув шею, дядя терся редкой черной бородою по полу и хрипел страшно, а дедушка, бегая вокруг стола, жалобно вскрикивал:

– Братья, а! Родная кровь! Эх вы-и…

Я еще в начале ссоры, испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел, как бабушка смывает водою из медного рукомойника кровь с разбитого лица дяди Якова; он плакал и топал ногами, а она говорила тяжелым голосом:

– Окаянные, дикое племя, опомнитесь!

Дед, натягивая на плечо изорванную рубаху, кричал ей:

– Что, ведьма, народила зверья?

Когда дядя Яков ушел, бабушка сунулась в угол, потрясающе воя:

– Пресвятая мати божия, верни разум детям моим!

Дед встал боком к ней и, глядя на стол, где всё было опрокинуто, пролито, тихо проговорил:

– Ты, мать, гляди за ними, а то они Варвару-то изведут, чего доброго…

– Полно, бог с тобой! Сними-ка рубаху-то, я зашью…

И, сжав его голову ладонями, она поцеловала деда в лоб; он же, – маленький против нее, – ткнулся лицом в плечо ей:

– Надо, видно, делиться, мать…

– Надо, отец, надо!

Они говорили долго; сначала дружелюбно, а потом дед начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем, грозил бабушке пальцем и громко шептал:

– Знаю я тебя, ты их больше любишь! А Мишка твой – езуит, а Яшка – фармазон! И пропьют они добро мое, промотают…

Неловко повернувшись на печи, я свалил утюг; загремев по ступеням влаза, он шлепнулся в лохань с помоями. Дед впрыгнул на ступень, стащил меня и стал смотреть в лицо мне так, как будто видел меня впервые.

– Кто тебя посадил на печь? Мать?

– Нет, сам. Я испугался.

Он оттолкнул меня, легонько ударив ладонью в лоб.

– Весь в отца! Пошел вон…

Я был рад убежать из кухни.

Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его. Помню, мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого.

– Эх вы-и! – часто восклицал он; долгий звук «и-и» всегда вызывал у меня скучное, зябкое чувство.

В час отдыха, во время вечернего чая, когда он, дядья и работники приходили в кухню из мастерской, усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожженными купоросом, с повязанными тесемкой волосами, все похожие на темные иконы в углу кухни, – в этот опасный час дед садился против меня и, вызывая зависть других внуков, разговаривал со мною чаще, чем с ними. Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях.

Через несколько дней после приезда он заставил меня учить молитвы. Все другие дети были старше и уже учились грамоте у дьячка Успенской церкви; золотые главы ее были видны из окон дома.

Меня учила тихонькая, пугливая тетка Наталья, женщина с детским личиком и такими прозрачными глазами, что, мне казалось, сквозь них можно было видеть всё сзади ее головы.

Я любил смотреть в глаза ей подолгу, не отрываясь, не мигая; она щурилась, вертела головою и просила тихонько, почти шепотом:

– Ну, говори, пожалуйста: «Отче наш, иже еси…»

И если я спрашивал: «Что такое – яко же?» – она, пугливо оглянувшись, советовала:

– Ты не спрашивай, это хуже! Просто говори за мною: «Отче наш»… Ну?

Меня беспокоило: почему спрашивать хуже? Слово «яко же» принимало скрытый смысл, и я нарочно всячески искажал его:

– «Яков же», «я в коже»…

Но бледная, словно тающая тетка терпеливо поправляла голосом, который всё прерывался у нее:

– Нет, ты говори просто: «яко же»…

Но и сама она и все ее слова были не просты. Это раздражало меня, мешая запомнить молитву.

Однажды дед спросил:

– Ну, Олешка, чего сегодня делал? Играл! Вижу по желваку на лбу. Это не велика мудрость желвак нажить! А «Отче наш» заучил?

Тетка тихонько сказала:

– У него память плохая.

Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови.

– А коли так, – высечь надо!

И снова спросил меня:

– Тебя отец сек?

Не понимая, о чем он говорит, я промолчал, а мать сказала:

– Нет, Максим не бил его, да и мне запретил.

– Это почему же?

– Говорил, битьем не выучишь.

– Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости господи! – сердито и четко проговорил дед.

Меня обидели его слова. Он заметил это.

– Ты что губы надул? Ишь ты…

И, погладив серебристо-рыжие волосы на голове, он прибавил:

– А я вот в субботу Сашку за наперсток пороть буду.

– Как это пороть? – спросил я.

Все засмеялись, а дед сказал:

– Погоди, увидишь…

Притаившись, я соображал: пороть – значит расшивать платья, отданные в краску, а сечь и бить – одно и то же, видимо. Бьют лошадей, собак, кошек; в Астрахани будочники бьют персиян, – это я видел. Но я никогда не видал, чтоб так били маленьких, и хотя здесь дядья щелкали своих то по лбу, то по затылку, – дети относились к этому равнодушно, только почесывая ушибленное место. Я не однажды спрашивал их:

– Больно?

И всегда они храбро отвечали.

– Нет, нисколечко!

Шумную историю с наперстком я знал. Вечерами, от чая до ужина, дядья и мастер сшивали куски окрашенной материи в одну «штуку» и пристегивали к ней картонные ярлыки. Желая пошутить над полуслепым Григорием, дядя Михаил велел девятилетнему племяннику накалить на огне свечи наперсток мастера. Саша зажал наперсток щипцами для снимания нагара со свеч, сильно накалил его и, незаметно подложив под руку Григория, спрятался за печку, но как раз в этот момент пришел дедушка, сел за работу и сам сунул палец в каленый наперсток.

Помню, когда я прибежал в кухню на шум, дед, схватившись за ухо обожженными пальцами, смешно прыгал и кричал:

– Чье дело, басурмане?

Дядя Михаил, согнувшись над столом, гонял наперсток пальцем и дул на него; мастер невозмутимо шил; тени прыгали по его огромной лысине; прибежал дядя Яков и, спрятавшись за угол печи, тихонько смеялся там; бабушка терла на терке сырой картофель.

– Это Сашка Яковов устроил! – вдруг сказал дядя Михаил.

– Врешь! – крикнул Яков, выскочив из-за печи.

А где-то в углу его сын плакал и кричал:

– Папа, не верь. Он сам меня научил!

Дядья начали ругаться. Дед же сразу успокоился, приложил к пальцу тертый картофель и молча ушел, захватив с собой меня.

Все говорили – виноват дядя Михаил. Естественно, что за чаем я спросил – будут ли его сечь и пороть?

– Надо бы, – проворчал дед, искоса взглянув на меня.

Дядя Михаил, ударив по столу рукою, крикнул матери:

– Варвара, уйми своего щенка, а то я ему башку сверну!

Мать сказала:

– Попробуй, тронь…

И все замолчали.

Она умела говорить краткие слова как-то так, точно отталкивала ими людей от себя, отбрасывала их, и они умалялись.

Мне было ясно, что все боятся матери; даже сам дедушка говорил с нею не так, как с другими, – тише. Это было приятно мне, и я с гордостью хвастался перед братьями:

– Моя мать – самая сильная!

Они не возражали.

Но то, что случилось в субботу, надорвало мое отношение к матери.

До субботы я тоже успел провиниться.

Меня очень занимало, как ловко взрослые изменяют цвета материй: берут желтую, мочат ее в черной воде, и материя делается густо-синей – «кубовой»; полощут серое в рыжей воде, и оно становится красноватым – «бордо». Просто, а – непонятно.

Мне захотелось самому окрасить что-нибудь, и я сказал об этом Саше Яковову, серьезному мальчику; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить. Взрослые хвалили его за послушание, за ум, но дедушка смотрел на Сашу искоса и говорил:

– Экой подхалим!

Худенький, темный, с выпученными, рачьими глазами, Саша Яковов говорил торопливо, тихо, захлебываясь словами, и всегда таинственно оглядывался, точно собираясь бежать куда-то, спрятаться. Карие зрачки его были неподвижны, но, когда он возбуждался, дрожали вместе с белками.

Он был неприятен мне.

Мне гораздо больше нравился малозаметный увалень Саша Михаилов, мальчик тихий, с печальными глазами и хорошей улыбкой, очень похожий на свою кроткую мать. У него были некрасивые зубы; они высовывались изо рта и в верхней челюсти росли двумя рядами. Это очень занимало его; он постоянно держал во рту пальцы, раскачивая, пытаясь выдернуть зубы заднего ряда, и покорно позволял щупать их каждому, кто желал. Но ничего более интересного я не находил в нем. В доме, битком набитом людьми, он жил одиноко, любил сидеть в полутемных углах, а вечером у окна. С ним хорошо было молчать – сидеть у окна, тесно прижавшись к нему, и молчать целый час, глядя, как в красном вечернем небе вокруг золотых луковиц Успенского храма вьются-мечутся черные галки, взмывают высоко вверх, падают вниз и, вдруг покрыв угасающее небо черною сетью, исчезают куда-то, оставив за собою пустоту. Когда смотришь на это, говорить ни о чем не хочется, и приятная скука наполняет грудь.

А Саша дяди Якова мог обо всем говорить много и солидно, как взрослый. Узнав, что я желаю заняться ремеслом красильщика, он посоветовал мне взять из шкапа белую праздничную скатерть и окрасить ее в синий цвет.

– Белое всего легче красится, уж я знаю! – сказал он очень серьезно.

Я вытащил тяжелую скатерть, выбежал с нею на двор, но когда опустил край ее в чан с «кубовой», на меня налетел откуда-то Цыганок, вырвал скатерть и, отжимая ее широкими лапами, крикнул брату, следившему из сеней за моею работой:

– Зови бабушку скорее!

И, зловеще качая черной лохматой головою, сказал мне:

– Ну, и попадет же тебе за это!

Прибежала бабушка, заохала, даже заплакала, смешно ругая меня:

– Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!

Потом стала уговаривать Цыганка:

– Уж ты, Ваня, не сказывай дедушке-то! Уж я спрячу дело; авось обойдется как-нибудь…

Ванька озабоченно говорил, вытирая мокрые руки разноцветным передником:

– Мне что? Я не скажу; глядите, Сашутка не наябедничал бы!

– Я ему семишник дам, – сказала бабушка, уводя меня в дом.

В субботу, перед всенощной, кто-то привел меня в кухню; там было темно и тихо. Помню плотно прикрытые двери в сени и в комнаты, а за окнами серую муть осеннего вечера, шорох дождя. Перед черным челом печи на широкой скамье сидел сердитый, непохожий на себя Цыганок; дедушка, стоя в углу у лохани, выбирал из ведра с водою длинные прутья, мерял их, складывая один с другим, и со свистом размахивал ими по воздуху. Бабушка, стоя где-то в темноте, громко нюхала табак и ворчала:

– Pa-ад… мучитель…

Саша Яковов, сидя на стуле среди кухни, тер кулаками глаза и не своим голосом, точно старенький нищий, тянул:

– Простите Христа ради…

Как деревянные, стояли за стулом дети дяди Михаила, брат и сестра, плечом к плечу.

– Высеку – прощу, – сказал дедушка, пропуская длинный влажный прут сквозь кулак. – Ну-ка, снимай штаны-то!..

Саша встал, расстегнул штаны, спустил их до колен и, поддерживая руками, согнувшись, спотыкаясь, пошел к скамье. Смотреть, как он идет, было нехорошо, у меня тоже дрожали ноги.

Но стало еще хуже, когда он покорно лег на скамью вниз лицом, а Ванька, привязав его к скамье под мышки и за шею широким полотенцем, наклонился над ним и схватил черными руками ноги его у щиколоток.

– Лексей, – позвал дед, – иди ближе!.. Ну, кому говорю?.. Вот гляди, как секут… Раз!..

Невысоко взмахнув рукой, он хлопнул прутом по голому телу. Саша взвизгнул.

– Врешь, – сказал дед, – это не больно! А вот эдак больней!

Примечания

Сандал - красная краска, которую добывают из сандалового дерева.

Фуксин – красный краситель.

Купорос - соли серной кислоты, применяемые в производстве.

Семишник - то же, что и семитка: монета в две копейки.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.

Повесть Максима Горького "Детство" написана в 1913 году. Стиль написания повести - автобиографическая повесть. Автор старается дословно передать воспоминания свои детские воспоминания, в тоже время он старается переосмыслить то что помнит. С точки зрения уже взрослого человека Горький поднимает в "Детстве" вечные вопросы: проблему отцов и детей, развитие личности, попытка каждого человека сохранить свою светлую сторону своей натуры. В повести главным героем, по совместительству рассказчиком является маленький мальчик Алеша Каширин. Горький описывает суровый и жестокий мир дореволюционных крестьян, в котором единственным светлым пятном, являются сказки рассказанные Алеше его бабушкой.

Максим Горький детство главные герои

Алеша Каширин (Алексей Пешков) - главный герой , в начале повести совсем маленький ребенок, за время повести взрослеет. Является рассказчиком, через его воспоминания Горький общается с читателями.

Бабушка Акулина Ивановна - самый близкий человек Алеши. Добрая и мудрая, именно она прививает внуку любовь к народному творчеству, которое в последствии привело его в литературу.

Дед Василий Васильевич - зажиточный крестьянин, строгий и жесткий. Заработавший свое "состояние" тяжелым трудом. В детском понимании всегда противопоставляется бабушке.

Варвара - мать Алеши, слабохарактерная женщина, мечтающая жить за крепкой мужской спиной.

Яков и Алексей - дядьки Алеши. Озлобленные и подлые. Зависимы от своего отца. Ради личной выгоды, не считаются даже с родственниками.

Григорий - мастер работавший на Кашириных. выгнан дедом после потери зрения.

Иван-Цыганок - приемный ребенок семьи Кашириных. Ловкий, веселый, хитрый и вороватый, но в тоже время наивный и добрый.

Детство Максим Горький содержание по главам

Первая

Первым осознанным воспоминанием Алеши, является смерти его отца. Ребенок еще не осознает, что отца больше нет, а запоминает лишь плачь свое матери Варвары. Незадолго до смерти отца, сам Алеша сильно болел, чтобы помочь матери к ним приехала, бабушка Алеши - Каширина Акулина Ивановна. Как описывает ее Алеша: "круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом" "Черная и мягкая". В день когда умер отец, у матери Алеши начинаются преждевременные роды. После прощания с отцом, Алеша, мама с новорожденным сыном, едут к бабушке в Нижний Новгород. В дороге умирает новорожденный брат Алеши. Бабушка дабы отвлечь внука, рассказывает ему сказки, которых она знала очень много.

Прибыв в Новгород Алеша встречается со всей многочисленной семьей Кашириных. Среди них, был дед Василий Васильевич - глава семейства. Дядьки Алеши, Яков и Михаил, со своими детьми. Дед сразу не понравился Алеше, он "почувствовал в нем врага".

Вторая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Вся семья живет в большом, красивом доме. Но все жители дома постоянно ссорятся и враждуют между собой. Такая атмосфера пугает Алешу, ведь он совсем не привык жить в таких условиях. На первом этаже дома находится красильная мастерская, из за которой Дед постоянно ссорится с Дядьками Алеши. Те требовали от него отдать им наследство Варвары, так как она его не получила из за того, что вышла замуж без благословения.

В семье существовал обычай, в субботу детей пороли за совершенные за неделю шалости. Алеше тоже не удалось избежать этой участи - один из двоюродных братьев подговаривает малыша покрасить скатерть. Шалость очень разозлила деда. Алеша усугубил свое положение тем, что во время наказания укусил деда. За это дед еще сильнее начал лупить внука. Наказание плохо сказалось на здоровье Алеши и он проболел всю следующую неделю.

Через несколько дней, Дед сам пришел к нему мириться. Принеся подарки, дед рассказывает ему о своей тяжелой жизни. Этот рассказ трогает мальчика, он понимает, что дед на самом деле не злой. Еще один посетитель Цыганок. придя навестить Алешу. рассказывает ему, что он во время порки специально подставил руку дабы сломать розги.

Третья глава Максим Горький "Детство"(краткое содержание)

После выздоровления Алеша сближается с добрым и простоватым Цыганком. Подкидышем в семью Кашириных благодаря бабушке Ивана оставили в семье. Бабушка и Дед любили и воспитывали Ивана как родного. Дед за глаза хвалил Ивана, да и ругался на него не так сильно, как на родных сыновей. Но за его выходки утверждала, что своей смертью он точно не умрет. Со временем. это утверждение переросло в уверенность.

Цыганок был другом всех детей живущих в доме. Устраивая им, после порки, представления с тараканами и мышами. В главе также описываются развлечения взрослых. Их песни и танцы, через них они выражают свою тоску и душевную боль.

Так и случилось вскоре. От мастера Григория, Алёша узнает, что Ивана уморили его дядьки. Произошло это по случайности: дядя Яков собрался отнести большой, деревянный крест на могилу им же убитой жены. После похорон он дал обет, что на годовщину отнесет крест на могилу сам.

Но когда пришло время нести, ему помогали Иван и Михаил. Во время переноски, Цыганок оступился, и братья в испуге бросили крест. Вся тяжесть деревянного креста, навалилась на Цыганка, вскоре он умер.

Четвертая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Смерть Цыганка еще сильнее усложняет и без того не простые отношения в большой семье. Атмосфера, становится все мрачнее и хуже. В этой же главе рассказывается, как молилась бабушка. После молитвы если внук еще не спит, она рассказывала ему истории об ангелах, чертях, аде и рае.

Однажды мастерская Кашириных загорелась. Дед прибывая в шоке не смог ни чего предпринять. Тогда бабушке пришлось взять все в свои руки и руководить спасением, и тушением пожара. В процессе она совершает героический поступок, вынеся из горящей мастерской бутылку с купоросом, взрыв которой мог уничтожить весь дом.

Пятая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Весной общее хозяйство разделилось. Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом, который полностью сдавал, оставив себе одну комнату. Бабушка с Алексеем поселились на чердаке. В это время мать почти не навещала мальчика.

Бабушка хорошо разбиралась в травах и снадобьях и за ней закрепилась слава знахарки и повитухи. Однажды бабушка, коротко рассказала о своем детстве. Что ее мать была рукодельницей, как она потеряла руку и им приходилось попрошайничать по дворам. Именно мать научила бабушку, плетению кружева и умению разбираться в травах. Дед тоже делился с внуком детскими воспоминаниями, о войне с французами, об их пленных.

Вскоре Алеша начал обучаться грамоте по церковным книгам, которые у него были. Алеша оказался способным учеником. Все свободное время Алеша проводит дома, так как местные мальчишки невзлюбили его и постоянно дрались с ним.

Шестая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Конфликт за наследство Варвары начался с новой силой. Михаил стал приходить с требованием, получить свою часть наследства. По началу деду удается прогнать Михаила. Но он начинает приходит скандалить все чаще и чаще. В один из таких приходов, дядька ломает бабушкину руку, А дед избивает его лопатой, после чего связывает и бросает в бане. Бабушке зовут костоправку, которую Алеша принимает за смерть с клюкой, и пытается прогнать.

Седьмая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Алексей замечает как по разному, бабушка и дед молятся Богу и в целом относятся к вере. «очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой». Бабушка молилась, словно общалась с богом. Рассказывала ему, про прошедший день и то, что произошло. Бабушка разъяснила Алеше: «В дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты ещё нет, и живи детским разумом. Жди, когда господь твоего сердца коснётся, дело твоё тебе укажет, на тропу твою приведёт,- понял? А кто в чём виноват – это дело не твоё. Господу судить и наказывать. Ему, а – не нам!»
Бог Деда напротив был суров и жесток. Но не смотря на свой скверный характер, помогал деду. Конечно же, Дед и молился по другому, не так как Бабушка. Он делал это в одной позе, и произносил одни и те же молитвы.

Наемный мастер Григорий теряет зрение окончательно, за это Дед выгоняет его из мастерской. Ослепшему мастеру приходится, ходить по дворам и побираться, чтобы не умереть от голода. Бабушке очень не нравиться такой поступок деда. Она начинает часто припоминать ему это, обещая неминуемую расплату.

Восьмая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

В скором времени, семья Кашириных снова переехала из большого дома, в более уютный расположенный "по Канатной улице". Как и в прошлый дом, Дед начал запускать квартирантов. Одним из которых был, нахлебник "Хорошее дело" прозванный так за то, что использовал данную приговорку. Подрастающего Алексея заинтересовал добрый, чудаковатый нахлебник, и у них завязалось некое подобие дружбы.

Хорошее дело оказался человеком; глубоко одиноким и ранимым. Это выяснилось, после того как он расплакался услыхав сказку которую рассказала Бабушка Алеше "О Иване-воине и Мироне-отшельнике." Не смотря на свою безобидность, нахлебника невзлюбили за его увлечения (он постоянно, что то изобретал, плавил металлы). Деду и Бабушке не нравились отношения Алексея и нахлебника, они считали, что Хорошее дело - колдун, и его занятия вновь приведут к пожару.

Квартирант не был человеком проницательным, поэтому всегда безошибочно знал, когда Алексей врет, а когда говорит правду. Так же он объяснил мальчику, что самая большая сила кроется в скорости: "чем быстрей, тем сильней". Недовольство нахлебником все росло, и вскоре нахлебника выжили.

Девятая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Однажды Алеша познакомился с обитателями дома Овсянникова. Проходя мимо их дома, он увидел трех мальчишек играющих во дворе. В этот момент младший из братьев падает в колодец. Алеша помогает братьям спасти младшего. Леша стал приходить к ним и играть вместе с ребятами. Но однажды хозяин дома, дед братьев увидел пришлого мальчика и прогнал его. В процессе выдворения Леша, обзывает полковника: "старым чертом", за это получает взбучку от деда и запрет на дружбу с "барчуками".

Леша продолжает общение с Овсянкиными, пока извозчик Петр не сдает его Деду. Этот поступок является началом войны между извозчиком и Алешей. Взаимные пакости прекращаются со смертью Петра. Его убивают за грабеж церквей. Тело Петра находят в заросшем саду Кашириных.

Десятая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Отношения с матерью у Алеши не складываются. Он редко вспоминает о ней, а она в свою очередь постоянно отсутствует. Возвратившись зимой в дом Деда, она селится в комнате нахлебника и начинает учить Алешу грамматике и арифметике.

Деду хотелось вновь выдать дочь замуж. Но Варвара всячески отказывается. Бабушка старается заступиться за дочь, чем вызывает гнев Деда. Он сильно избивает жену. Но на удивление Алеши, бабушка не держит зла на Деда. Переживающий Алеша в отместку, разрезает святцы, принадлежащие Деду.

Дед не отказавшись от своей идеи, начинает проводить "вечера". Приглашая потенциальных женихов для дочери, но она категорически отказывается.

Одиннадцатая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Мать поняв, что Дед не имеет над ней власти, становится хозяйкой в доме. Теперь она сама выбирает гостей, братьев Максимовых.

После святок Алеша заболел оспой. Бабушка ни на минуту, не отходила от кровати больного. В это же время она начинает выпивать, пряча чайник с алкоголем под кроватью больного мальчика. Во время болезни бабушка рассказывает Алеше об его отце. Простом и веселом краснодеревщике, сыне солдата. Отец Алеши сразу понравился Бабушке, Дед же напротив сначала даже не давал согласие на свадьбу. Братья Варвары - вообще пытались утопить Максима. Из за этого, ему с семьей и пришлось уехать в Астрахань.

Двенадцатая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Мать Алеши выходит замуж за одного из братьев Максимовых - Евгения. Алексей сразу не невзлюбил отчима, но вскоре Евгений и Варвара уехали, оставив Алешу с бабушкой. Алеша делает себе убежище в саду, в котором играет все лето. Дед становится все более скупым, продает дом и выгоняет бабушку. Требуя, чтобы она кормилась самостоятельно. Ей приходится некоторое время жить у одного из своих сыновей.

Через некоторое время возвращается Варвара с Евгением, они говорят, что их дом сгорел, но все понимают, что всему виной Егений проигравшийся в пух и прах. Мать Алеши вновь беременна. Бабушка и Алеша переезжают к ним в Сормов, в их скромное жилье.

Евгений зарабатывает тем, что спекулирует продуктовыми, кредитными записками, которые скупает по заниженной цене у рабочих, выдаваемых тем вместо денег.

Алешу отдают в школу, но там ему не нравиться. Он не находит контакта с учителями, а дети смеются над его бедностью. Также его поведение оставляет желать лучшего.

Варвара рожает сына, которого называют Сашенька. Сашенька вскоре умирает, после рождения второго сына Николая. Отношения в семье Варвары и Евгения начинают стремительно ухудшаться. Евгений заводит женщину на стороне, а Варвару начинает избивать. В один из таких конфликтов, Алеша чуть не зарезал Евгения.

Тринадцатая глава Максим Горький "Детство" (краткое содержание)

Мать и отчим с маленькими детьми уезжают, оставляя Алешу Бабушке, которая вновь живет с Дедом. Дед становится все скупее, теперь он ведет хозяйство отдельно, ревностно следит, чтобы остальные домочадцы не ели его еду.

Поэтому Алеша и Бабушка зарабатывают себе на еду сами. Бабушка плетет кружева, а Алеша ворует дрова вместе с другими ребятами и собирает ветошь.

Алеша начинает получать удовольствие от учебы, и его успеваемость идет в гору. Он успешно заканчивает второй класс, поучает грамоту и комплект книг. Мать возвращается в город, так как Евгений потерял работу, а Николай более золотухой. Варвара выглядит очень плохо, сказывается серьезная болезнь. С каждым днем ей становиться все хуже и хуже. Евгений находит работу, снимает жилье, но мать не дождавшись его, в августе, умирает.

После смерти матери, Дед заявляет Алеше, что: ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди. Так закончилось "Детство" Алеши, и пошел он в люди.

Повесть «Детство» Горького посвящена страницам биографии писателя, выросшего после смерти родителей в доме Кашириных. Работу над первой частью трилогии Горький начал в 1913 году.

Повествование идет от лица главного героя, Алеши Пешкова. Писатель ставит своей задачей не просто описать события, происходившие в доме его деда и бабушки, где он рос, но и оценить их с позиций уже взрослого человека. События вводят в жуткую атмосферу страшных впечатлений, которые наложили свой отпечаток на мировосприятие ребенка, а каждый жизненный эпизод не прошел бесследно для формирования личности. Тяжелые испытания учат его делать выводы, оценивать людей, которых вокруг было множество: дяди и тети, постояльцы, двоюродные братья. Когда жестокий и властный дед избил мальчика за испорченную скатерть, и он заболел от побоев, то Алеша извлек из этого эпизода суровый «урок жизни». Наблюдая за людьми, живущими в доме, мальчик видит, как дядьки Михаил и Яков постоянно ссорятся из-за посягательства на наследство деда. По контрасту с этими героями – характеры кроткого сироты Цыганка, доброго мастера Григория Ивановича. Но настоящим душевным другом в жизни Алеши стала его бабушка, человек удивительной нравственной чистоты. На всю жизнь в памяти ребенка остался ее мягкий напевный голос, лучистые глаза, живая энергия и готовность помочь всем нуждающимся. Автобиографическая повесть Горького – рассказ о трудной жизненной школе, которую он прошел с раннего детства, познав боль и жестокость, доброту и заботу. Писатель считает, что именно детские годы дали ему щедрые знания, обогатили душу, заложили истоки характера и мировоззрения, научили в «скотской дряни» видеть доброе и человечное.

Русский писатель, прозаик, драматург Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в в 1868. Несмотря на известность писателя, биография Горького, особенно в детстве, полна неопределенностей. Его отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871), происходил из мещан Пермской губернии. Дед Горького – Савватий Пешков – был человеком крутого нрава: дослужился до офицерского чина, но за жестокое обращение с подчиненными был разжалован и сослан в Сибирь. Его отношение к сыну Максиму было не лучше, по причине чего тот несколько раз убегал из дому. В возрасте же 17 лет ушел из дома навсегда – после этого сын с отцом больше не виделись. Максим Пешков был талантливым, творческим человеком. Обучился ремеслу краснодеревщика, осел в Нижнем Новгороде и стал работать столяром в пароходстве И. С. Колчина. Здесь он женился на Варваре Васильевне Кашириной (1842-1879), которая происходила из семьи нижегородских купцов. Согласие на брак дала лишь мать невесты – Акулина Ивановна, отец же – Василий Васильевич Каширин – согласия не давал, но потом смирился. Весной 1871 Максим Пешков уехал с семьей в Астрахань, где начал работать управляющим астраханской конторой пароходства Колчина. Летом 1871 Максим Савватиевич, выхаживая заболевшего холерой Алешу, заразился сам и умер. Варвара Васильевна с сыном и матерью вернулись в Нижний Новгород в дом отца.

Дед Горького – Василий Васильевич Каширин – в молодые годы был бурлаком, затем разбогател и стал владельцем красильной мастерской. В свое время он был старшиной красильного цеха, избирался гласным (депутатом) нижегородской Думы. Кроме деда Горького, в доме жили два его сына со своими семьями. Лучшие времена для семьи Кашириных прошли – из-за фабричного производства бизнес шел к упадку. К тому же семья Кашириных не была дружной. Жили, как на войне, и Алеша Пешков был там лишь обузой. Горький считал, что мать не любила его, считая виновником несчастий, и поэтому отстранилась от него. Она начала устраивать личную жизнь и повторно вышла замуж. Лишь бабушка – Акулина Ивановна – относилась с добротой к Алеше. Она заменила ему мать и, как могла, поддерживала внука. Именно бабушка дала ему любовь к народным песням и сказкам. Дед же, несмотря на свой сложный характер, обучил мальчика в шестилетнем возрасте по церковным книгам грамоте. В 1877-1879 Алеша Пешков успешно учился в Нижегородском слободском канавинском начальном училище. В августе 1879 от чахотки скончалась его мать. Дед к тому времени совсем разорился и отправил 11-летнего внука «в люди».

«В людях» Алексей Пешков сменил множество занятий: работал «мальчиком» в обувном магазине, посудником на пароходе, находился в услужении, ловил птиц, был продавцом в иконной лавке, учеником в иконописной мастерской, статистом в театре на Нижегородской ярмарке, десятником на ремонте ярмарочных зданий и др. Во время работы на пароходе «Добрый» начальником Алексея Пешкова был повар – отставной гвардейский унтер-офицер Михаил Смурый, который заметил любознательность мальчика и пробудил в нем любовь к чтению. Книги во многом спасали Алексея Пешкова от злого, несправедливого мира, помогли многое понять. Несмотря на ранние лишения и страдания, он сумел сохранить жизнелюбие. Впоследствии М. Горький писал: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

В 1884 Алексей Пешков поехал поступать в Казанский университет. Вернулся он в Нижний Новгород в 1889 и с перерывами прожил здесь до 1904. В 1913-1914 М. Горький написал автобиографическую повесть «Детство».

В Нижнем Новгороде существует Музей детства А. М. Горького «Домик Каширина». В этом доме Алеша Пешков начал жить с конца августа 1871, после приезда с матерью из Астрахани. Весной 1872 дед Горького разделил имущество между сыновьями, и дом остался его сыну Якову. Сам же Василий Васильевич с женой Акулиной Ивановной и внуком Алешей переехал жить в другой дом. В Музее детства А. М. Горького воспроизведена подлинная обстановка дома семьи Кашириных.