Повышение зарплаты учителям: последние новости. Зарплаты учителей в россии

С нового учебного года в московских школах начинается постепенное внедрение так называемого «эффективного контракта». С точки зрения профсоюза «Учитель», этот контракт призван жестко регламентировать обязанности педагогов и создать условия для сокращения заработной платы. В статье Всеволода Луховицкого разъясняются положения приказа №40 Департамента образования Москвы и предлагаются способы защиты трудовых прав педагогов.

Публикуем выдержки из статьи. Полный текст статьи - на сайте профсоюза «Учитель» .

При написании этого текста перед автором стояли две задачи. Во-первых, сравнить изложенные в Приказе №40 нормы с аналогичными нормами, прописанными в федеральных нормативно-правовых актах. Этот подход основан на статьях 5 и 6 ТК РФ, в соответствии с которыми «нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти». Во-вторых, предложить московским учителям способы защиты трудовых прав в том случае, если им будут предлагать подписать трудовой договор или Дополнительное соглашение к трудовому договору, написанные в соответствии с Приказом №40.

1. Нововведения Департамента образования

Первое новшество, введенное Приказом №40, касается оклада, то есть базовой части зарплаты. Дело в том, что в нормативных актах федерального уровня четко сказано, что базовая часть зарплаты не должна уменьшаться: «Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера) при изменении системы оплаты труда не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных выплат стимулирующего характера), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».

Мы считаем, что п. 4.1 Приказа №40 может привести к нарушению этого требования. Дело в том, что, Фонд оплаты труда (ФОТ) = ФОТб (базовый) + ФОТк (компенсационный) + ФОТст (стимулирующий). До вступления в силу Приказа №40 ФОТб учителей (то есть, сумма базовых окладов учителей) весь уходил на оплату преподавательских часов.

Теперь в оклад входят надбавки за проверку тетрадей и за классное руководство, которые раньше входили в компенсационную или стимулирующую часть зарплаты.

Для педагогов это означает:
1. Увеличение не гарантированной нам части ФОТ. Раньше в стимулирующую или компенсационную части ФОТ входили и оплата тетрадей, и оплата классного руководства, то есть по факту получалось, что педагог мог заранее знать большую часть своей зарплаты (базовая часть за часы + проверка тетрадей + классное руководство). Теперь эти выплаты войдут в базовую часть, но при этом процентное соотношение базовой (60%) и стимулирующих (30%) частей не меняется.

Например, при ФОТ в 100 тысяч рублей базовая часть составляет 60 тысяч. До вступления в силу Приказа №40 учителя получали 60 тысяч рублей за ведение уроков, 6 тысяч рублей за проверку тетрадей и 10 тысяч рублей за классное руководство. На настоящие стимулирующие, которые определяются по неким баллам и которые невозможно просчитать заранее, оставалось 14 тысяч рублей. Теперь будет иной расчет: в 60 тысяч базовых рублей войдут те самые 10 тысяч + 6 тысяч, а за оставшиеся 30 тысяч учителя вынуждены будут конкурировать друг с другом, не зная заранее, сколько они получат.

2. Из приведенного выше расчета видно, что базовая часть оплаты именно преподавательской работы уменьшится (если не будет увеличен общий ФОТ, на что в нынешней экономической ситуации рассчитывать нельзя). Именно поэтому мы считаем пункт 4.1 Приказа №40 противоречащим предложениям Российской Трехсторонней комиссии.

Второе серьезное изменение касается компенсационной и стимулирующей части ФОТ. В федеральных рекомендациях дан большой и — самое главное — открытый список. Мы считаем принципиально важным то, что в этом документе компенсационные и стимулирующие доплаты даны единым списком, без разграничения. Это соответствует сложившейся многолетней практике: например, доплаты за квалификацию и стаж в одних Положениях о зарплате отнесены к компенсационным, в других — к стимулирующим.

В тексте приказа №40 от 12 февраля в пунктах 6.1 и 7.1 список был очень краткий и исчерпывающий, то есть все, что не предусмотрено в этих пунктах, учитывать нельзя.

Получается, что педагоги теряют несколько существовавших до сих пор компенсационных и стимулирующих выплат:
- компенсация за методическую литературу (понятно, что 100 рублей не спасают, но даже их хотят отобрать);
- доплаты за квалификационную категорию, стаж, молодому специалисту;
- доплата за заведование кабинетом.

Проблематичным становится и получение компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, поскольку теперь придется доказывать каждый час работы.

Наконец, некоторые основания для стимулирующих выплат, указанные в пункте 7.3 (примечание 6), не соответствуют заявленным в федеральных рекомендациях принципам объективности, предсказуемости и адекватности, потому что критерии рейтинга образовательных организаций ежегодно меняются и предугадать их заранее невозможно.

Кроме того непонятно, как стимулирующие доплаты конкретному работнику могут зависеть от рейтинга всей школы. И что делать, если вся школа внизу рейтинга? Значит ли это, что у всех работников не должно быть стимулирующих? Поскольку 30% на стимулирующие определены этим же приказом, директору придется распределять их исключительно в виде разовых премий, что еще больше повысит вероятность необъективности.

В первоначальном тексте Приказа №40 было несколько норм, противоречащих друг другу. Приказом №2055 большинство из них ликвидировано.

Однако необходимо обратить внимание на само название Приложения к Приказу №40 — «Рекомендации по разработке систем оплаты труда работников государственных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы». Это название противоречит его содержанию, так как уже в пункте 1.1 речь идет не о рекомендациях, а о Положении, то есть документе совсем иного уровня. Департамент образования г. Москвы не рекомендует, а приказывает там, где он приказывать не имеет права, потому что установление конкретной системы оплаты труда трудовым законодательством отнесено к компетенции не региональной власти, а работодателя (ст. 135 ТК РФ). Именно директор школы совместно с работниками должен решать, как распределять ФОТ.

2. Рекомендации педагогам

В Приказе №40 ничего не говорится о так называемом «эффективном контракте», который рано или поздно будет предложено подписать каждому педагогу. Планировался перевод всех педагогов на «эффективный контракт» с 1 сентября 2015 года, сейчас говорят о продлении подготовки к переходу до 1 января 2016 года.

Представим себе, что текст этого контракта (или Дополнительного соглашения к трудовому договору) будет основан на Приказе №40. Чем это грозит педагогам?

Кратко подытожим:
- уменьшится оплата преподавательского часа
- в зарплате увеличится «вес» стимулирующих доплат (то есть доплат, не гарантированных работнику заранее)
- не будет оплаты заведования кабинетом и методической литературы
- не будет доплат за квалификацию и стаж работы
- уменьшатся доплаты за работу с вредными веществами
- увеличится количество платных образовательных услуг
- зарплата каждого педагога будет прямо зависеть от места в рейтинге.

Как вести себя в этом случае работникам?

Во-первых, настаивать на максимально строгом соблюдении процедуры. До подписания такого договора должны быть изменены все локальные акты, потому что нынешние основаны на старых федеральных и региональных документах. Чтобы внести, например, изменения в коллективный договор, потребуется не один месяц, тем более если инициатором изменений выступает работодатель. В переговорах с работодателем главным аргументом будет принцип трудового права, о котором уже шла речь: в локальных актах гарантии работникам, содержащиеся в Трудовом кодексе и иных нормативных актах, не могут быть уменьшены, но могут быть увеличены. Если, например, педагоги решат, что среди компенсационных доплат должны быть доплаты молодому специалисту, то никакие проверяющие инспекции не смогут опротестовать эту норму, внесенную в коллективный договор.

Во-вторых, можно настаивать на максимально точном соблюдении всех требований к «эффективному контракту». Например, пусть работодатель проставит в договоре все конкретные цифры: базовая оплата ставки часов, все виды компенсационных и стимулирующих. Поскольку контракт (Дополнительное соглашение) подписывается в начале учебного года, а финансирование может измениться с начала нового финансового года, работники могут воспользоваться ситуацией и обеспечить себе гарантированную зарплату. Особенно интересно будет посмотреть, как директора решат проблему обозначения в Дополнительном соглашении выплаты стимулирующих в соответствии с Приказом №40. Ведь должны быть указаны конкретные цифры и показатели. Ни в коем случае нельзя соглашаться на формулировки «по результатам работы», «в соответствии с Положением о стимулирующих выплатах» — в крайнем случае возможно указание в процентах от оклада (например, «стимулирующие выплаты в виде разовой премии раз в квартал в размере 50% от оклада»).

В-третьих, помнить о том, что работник имеет право не согласиться с любым пунктом «эффективного контракта». У работодателя нет права уволить педагога, заключившего договор на неопределенный срок, только за то, что тот не согласен с какими-то пунктами Дополнительного соглашения. Обратите внимание: распоряжение какого-либо вышестоящего начальника не является законной причиной изменения условий договора!

Таким образом, можно смело говорить, что уволить педагога, используя ст. 74, очень сложно.
О том, как представляют себе «эффективный контракт» в Минтруда и Минобразования, придется писать уже в отдельной статье.

В. Луховицкий, член Совета профсоюза «Учитель»

В мае 2012 года вышел Указ Президента России Владимира Путина о планомерном повышении оплаты труда работникам бюджетных организаций в период с 2012 по 2018 г. В рамках данного постановления намечено увеличение оплаты труда данной категории сотрудников в два этапа:

  • 1-й этап – с 2012 по 2014;
  • 2-й этап – с 2015 по 2018.

В народе представленный законопроект получил название «майский указ». Согласно этому указу зарплата, к примеру, врачей и учителей должна возрасти к 2018-му в полтора раза. Повышение, как нам пообещали, должно коснуться и других бюджетников – социальных работников, научных сотрудников, младшего и среднего медицинского персонала, работников культуры, а также госслужащих, судей, министров, депутатов и т.д. Что же мы имеем на самом деле? Будет ли государственная программа президента воплощена в жизнь? Происходит ли на деле ее выполнение? Изменится ли ситуация с низкой зарплатой населения и какой прогноз ее повышения на сегодня? На эти и другие вопросы Вы найдете ответ в представленной статье.

Повышение зарплаты бюджетникам в 2016 в России последние новости

Последние новости, касающиеся указа о повышении зарплат бюджетникам, к сожалению, не утешительны. В стране полным ходом наблюдается экономический и финансовый упадок, в связи с чем выполнение обязательств по увеличению окладов на сегодняшний день прекратилось. Напротив, Правительство выдвинуло мысль начать урезать в 2016 зарплаты педагогов, медперсонала и сотрудниках социальной отрасли. В подтверждение этому решили сократить финансирование этих сфер более чем на 34 миллиарда рублей. Для воплощения в жизнь этих целей правила расчета среднего заработка с апреля изменены. В текущем году также будет снижен существующий порог среднего оклада, а экономия на выплатах сотрудникам составит:

  • ассигнования для з/п учителей будут урезаны на 24,1 млрд руб.;
  • для медработников – на 9,218 млрд;
  • сотрудникам социалки – на 919 млн.

Следовательно, если верить плану федерального бюджета на этот год, бюджетным сотрудникам следует прекратить надеяться на улучшение финансового состояния, а лучше подготовиться к тому, что уровень их доходов будет снижен.

Указ президента о повышении зарплаты бюджетникам в 2016

Предполагал значительное увеличение окладов для бюджетников к 2018. К примеру:

  • педагогам, сотрудникам культуры, мастерам ПТУ и колледжей к 2018 -му сулили обещались ежемесячные выплаты в двойном объеме от той з/п, что они имеют сегодня;
  • научным сотрудникам, преподавателям вузов обязаны были поднять среднюю зарплату не менее, чем в 1,5 раза;
  • младшему мед. персоналу и соц. работникам к выборам президента в 2018 г сулили приравнять з/п к средней по региону;
  • врачам с высочайшим хотели увеличить оклады в два раза.

Для осуществления данных грандиозных планов правительством РФ были разработаны соответствующие нормативные акты.

Так почему же сейчас у основной массы сотрудников (у учителей, медицинского персонала) оклады по-прежнему остаются невысокими? Многие из них, чтобы выжить вынуждены работать на две ставки, брать сверхурочные часы и ночные дежурства. А надежда на увеличение зарплат ослабевает с каждым годом. Наше правительство объясняет такую ситуацию заученной причиной – во всем виноват экономический кризис и международные санкции.

Будет ли индексация зарплаты бюджетникам в 2016?

Так будет ли индексация зарплаты бюджетникам в 2016? Ответ на этот вопрос – скорее всего нет, поскольку с сентября прошлого года Минфин стал настаивать на полном отказе от индексации. Хотя министр Минтруда Топилин заявил, что вопрос об индексации находится на рассмотрении в Правительстве. Следует, однако, учесть, что расчет среднего уровня з.п. стал происходить по новой методике, из-за которой в 2016 доход граждан России уменьшится на 12,5%.

Чего ожидать с 1 января, апреля, октября?

Обещанное с 1-го января повышение окладов по указу президента так и не произошло. Не случилось оно, как было запланировано, и в апреле. Теперь вся надежда бюджетников на 1-е октября 2016-го – на эту дату Максим Топилин предрек «очередное» повышение зарплат.

Повышение зарплаты бюджетникам в 2016 по регионам

В регионах России, как и в целом по стране, дела с увеличением среднемесячных выплат обстоят еще хуже, чем, к примеру, в Москве и в Московской области, а также в Санкт-Петербурге. Однако, выступление Медведева в Госдуме 22-го апреля дало небольшой проблеск надежды, когда глава правительства заявил, что повышение зарплат и пенсий бюджетным работникам должно быть в этом году приоритетным для Правительства. На этом и разошлись.

  • министрам и депутатам;
  • судьям и верховным прокурорам;
  • аудиторам и сенаторам.

Только в этом году на этих чиновников Минфином выделено 21,3 миллиарда рублей и данная цифра еще будет увеличена.

Одна из самых горячо обсуждаемых тем 2016 года - это профессия (или призвание) учителя. Обсуждаемая не только в учительской среде, а обществом в целом. Вполне оправданно срезонировал в гражданском сознании идти в бизнес, если учительского заработка не хватает.

И если Оксфордский словарь словом года признал «постправду», то в топ словаря идиом русского языка в 2016 году попали бы две фразы: «идите в бизнес» и «денег нет, но вы держитесь».

Под конец года Департамент образования г. Москва разразился радостной вестью о том, что средняя заработная плата столичных учителей с 2010 года выросла в 2 раза - до 76,2 тысяч рублей.

В течение года мы задавали учителям из многих регионов России неудобные вопросы про зарплату. Нам с радостью (или с грустью) отвечали. Одно из таких сообщений вылилось в .

А теперь загадка. Посмотрите на эти три ежемесячных заработные платы учителей с приблизительно одинаковой часовой нагрузкой, одинаковым стажем (3-5 лет) и одинаковой категорией (I квалификационная категория). Подумайте, почему так происходит.

Череповец

21 000 рублей (28 часов в неделю)

Новосибирск

14 000 рублей (27 часов в неделю)

40 000 рублей (30 часов в неделю)

Потому что в крупных городах зарплаты традиционно выше? А почему тогда в Новосибирске, научном сердце России, меньше, чем в Череповце? Ответы на эти вопросы нам ещё предстоит найти.

На сайте Росстата с 2013 года собирается статистика по заработным платам работников социальной сферы и науки . Буквально месяц назад были выложены свежие данные по заработным платам этой категории работников , а значит, у нас появилась возможность покопаться в цифрах и сделать кое-какие выводы.

Хочется не только официальные доходы педагогов исследовать, но и с чем-нибудь эти доходы сравнить. С какой же деятельностью сравнение выйдет наиболее показательным? У нас есть три предпосылки:

  1. учитель - это работник бюджетной сферы;
  2. учитель - это работа категории «человек-человек» (дети - тоже люди) и «человек-бумага» (учебные планы - тоже бумага);
  3. учитель - это весьма многочисленная когорта.

Этим трём критериям выбора профессии для сравнения подходят только два варианта: врач и… чиновник.

Мы выбрали не врача, а чиновника по одной-единственной злорадной причине: если представители государственного аппарата считают нужным обсуждать заработные платы учителей в шутливом ключе на публике, а не в конструктивном за круглым столом, почему бы нам не обсудить зарплаты госслужащих? Тем более мы здесь в выгодной позиции: обсуждать будем абсолютно серьёзно, с использованием данных официальной статистики и информации, полученной от учителей.

Среднее по палате

Нам повезло: как раз в конце этого года Росстат опубликовал свежий отчёт о численности и оплате труда государственных служащих за I половину 2016 года . Разбираемся в цифрах.

На благо родины сегодня трудится 984,7 тысячи чиновников. В аппарате государственной службы, как и везде, всё очень непросто, у них там своя иерархия, свои хлебные специализации и регионы.

Для примера: в одной и той же Москве клерк федеральной службы в среднем получает 40 000 рублей в месяц, а клерк какого-нибудь районного департамента будет получать уже 79 000 рублей в месяц. Зато в Тульской области, что совсем недалеко от Москвы, зарплата чиновника такого же районного департамента будет составлять около 35 000 рублей. В некоторых субъектах среднемесячная зарплата чиновников органов региональной и местной исполнительной власти переваливает за 80 000 рублей: Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Мурманская область, Санкт-Петербург, Якутия, Хабаровский край, Тюменская, Магаданская, Сахалинская области.

Самым скромным по уровню заработных плат чиновников оказался Северо-Кавказский Федеральный округ (от 16 700 рублей в Чеченской республике до 40 000 в Ставропольском крае). Приволжский и Сибирский Федеральные округа держат зарплаты на уровне не выше 50 000 рублей.

Структура зарплат учителей тоже оказалась весьма неоднородна. Сведения мы брали из Росстата, который обработал и опубликовал данные по заработным платам работникам бюджетной социальной сферы и науки . Мы прошлись по данным о заработной плате педагогов общего образования - самой многочисленной группе этой категории.

Максимальную сумму мы увидели на Чукотке, в Ямало-Ненецком автономном округе, в Тюменской области (около 80 000 рублей). Причём в Челябинской области, расположенной не так уж далеко от Тюменской, средняя зарплата на порядки ниже - около 30 000 рублей. Около 50 000 – 70 000 рублей составляет средняя заработная плата учителей Москвы, Петербурга, Камчатки, Магаданской и Сахалинской областей.

Самые скромные зарплаты у учителей Сибири, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов (от 17 000 до 32 000 рублей).

Иными словами, столичные регионы и регионы с большим ресурсно-промышленным потенциалом (полезные ископаемые, нефть, газ, производство) традиционно притягивают большее количество денег и отражаются на распределении зарплат из бюджетного фонда по субъектам Российской Федерации.

И учителя, и чиновники в этом смысле примерно равны. Запомним эти цифры:

Среднемесячная зарплата чиновников по России: 38 000 рублей

Среднемесячная зарплата школьных учителей по России: 32 000 рублей

Суп жидкий или жемчуг мелкий?

«Средняя заработная плата», как можно заметить из разброса между максимальным и минимальным значениями, - весьма расплывчатое и мало о чём говорящее понятие. Если уж мы хотим выяснить, насколько всё плохо или хорошо, нужно взять и посмотреть, сколько людей получает зарплату того или иного уровня. И на это тоже есть статистические данные - достаточно посмотреть таблицы распределения численности работников по размеру начисленной заработной платы. Подобные сводки составляются либо по результатам выборочного обследования, либо по официальным сведениям о начисленной заработной плате.

Цифры в картинке приведены с большим округлением, необходимым для наглядности, поэтому нужно рассказать, откуда что взялось. В отчёте о заработной плате госслужащих , которым мы пользовались, есть небольшой график распределения по уровню заработной платы, но не по количеству людей, а по субъектам Российской Федерации.

Органы исполнительной власти оказались, как мы помним, самими «дорогими», и диаграмма это подтверждает. Но нас волнует не уровень вскормленности разных типов власти, нас волнует общий процент людей из того почти миллиона чиновников, которые получают зарплату выше средней зарплаты учителя.

Путём нехитрых манипуляций с приблизительными цифрами из этой диаграммы и проверки по сводным таблицам по количеству чиновников в различных субъектах РФ мы выяснили, что зарплата приблизительно 65% российских чиновников превышает среднюю зарплату школьного учителя. 20% госслужащих (примерно 246 000 человек) радуются зарплате выше 50 тысяч рублей, 10% - зарплате выше 60 тысяч рублей.

В публичном доступе есть информация о численном распределении по зарплатам всех работников образования за 2015 год , свежее официальных данных нет. В эту категорию включены и педагоги общего образования, и дошкольного, и дополнительного, и высшего. Всего около 2 500 000 человек по всей России, почти половина из них (1 219 220 человек) - школьные учителя. Сама табличка выглядит довольно скучно, но содержание весьма занимательно.

Нас интересует колонка ровно посередине. По ней мы можем посчитать, какой процент людей получает зарплату ниже средней (а это, как мы помним, 32 639 рублей), а какой - выше.

В общем, не очень позитивная сложилась картинка. 24,6% получают зарплату больше 30 000 рублей. Более 50 000 рублей получает лишь 7,5% от выборки (примерно 187 000 человек) - это как раз «сытые» субъекты вроде Москвы, Тюменской области, Югры, Магаданской и Сахалинской областей и Чукотки. Все остальные в среднем получают менее 30 000 рублей. Это приблизительно 1 875 000 человек.

Проверяем статистику рандомом

Мы обработали любезно оставленную информацию о собственных зарплатах в

Появились последние новости о повышении зарплаты учителей. Более того, не исключено, что повышение зарплаты учителям произойдет уже в 2016 году.

Напомним, что с 2008 года в учреждениях образования зарплата состоит из должностного оклада (ставки), компенсационных и стимулирующих выплат. Точные параметры системы оплаты труда, как правило, закрепляют в коллективном и трудовом договорах. А размер зарплаты и учебную нагрузку конкретного педагогического работника прописывают в трудовом договоре с ним.

Вместе с этим, на практике, деление зарплаты учителей на базовую и стимулирующую часть зачастую бывает с сильным «перекосом». Случается, что у двух учителей одинаковый базовый оклад (например, 9000 рублей), а стимулирующие выплаты им установлены разные. И в результате один педагог может получить, к примеру, 15 000 рублей, а другой – 35 000 рублей. Такое положение дел, безусловно, многих учителей не устраивает. Ведь в некоторых школах доходит до того, что базовая часть в зарплате составляет лишь 10%, а различные надбавки – 90%.

Вчера, 13 сентбря, Глава Минобрнауки России Ольга Васильева пообещала сделать прозрачной начисление зарплаты учителям и закрепить ее базовую часть на уровне 70% от общей суммы. Об этом сообщает Интерфакс. Со ссылкой на Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева она сообщила: «Дмитрий Анатольевич дал поручение о том, что мы будем сейчас готовить правовые акты для выхода на 70% базовой зарплаты – это должно касаться всех учреждений образования – и 30 процентов стимулирующих выплат. Еще раз: 70 и 30. Это уже решенный вопрос».

Таким образом, можно надеяться, что в ближайшее время базовую часть оплаты учителей закрепят на уровне 70 процентов. Когда именно это случиться, пока сказать невозможно, поскольку проекты нормативных актов на этот счет ещё официально не опубликованы. Возможно, что увеличение базовой зарплаты педагогов произойдет уже в 2016 году. Вместе с тем, не исключено, что такие коррективы заработают не ранее 2017 года. И тогда зарплата некоторых учителей увеличится лишь в 2017 году. На нашем сайте мы обязательно проинформируем о конкретных сроках по изменению порядка оплаты труда педагогических работников.

При этом бухгалтерам учреждений образования также можно обратить внимание на следующее. В своем интервью , которое Глава Минобрнауки России Ольга Васильева дала Интерфаксу 13 сентября, отмечается, что к 2018 году планируется ввести градации учительских должностей: ведущий учитель, старший учитель, учитель. Согласно проекту Минобрнауки, новые должности будут отличаться по требуемой компетенции, степени ответственности и сложности выполняемых задач. Соответственно, не исключено, что базовые оклады учителей также будут зависеть от занимаемой должности.

Какого размера будет зарплата учителей в 2016 году в России? Планируется, что в наступающем году случится повышение МРОТ, а также будут увеличены заработные платы всем сотрудникам бюджетных организаций. К ним можно отнести научных работников, учителей, а также работников культурных заведений. Оправдаются ли надежды бюджетников и действительно ли произойдет повышение заработных плат? Читайте об этом в нашей статье.

Средняя заработная плата и МРОТ

Чему же будет равняться «минималка» в 2016 году? Министерство труда всерьез намерено уравнять показатели МРОТ с величиной прожиточного минимума. Если верить сведениям, что на текущий год МРОТ составляет 5965 рублей . Размер прожиточного минимума еще в прошлом году был несколько выше и равнялся 8885 рублей. Планируется, что к 2016 году минимальная зарплата увеличится до 7189 рублей , что составляет около 20,7%.

Нужно отметить, что программа по уравниванию этих двух показателей началась давно. Так, скажем, в 2009 году разница величин МРОТ и прожиточного минимума была равна более 77%. Спустя пять лет она сократилась до 64%. В нынешнем году мы имеем все основания заявлять, что разница также уменьшилась, и теперь составляет 58,7%. Правительство намерено совершенно избавиться от разницы в показателях к 2020 году.

Недавно аналитики заявляли, что средняя заработная плата по России в 2016 году будет равна примерно 41 тыс. рублей. Однако последние события в области экономики и политики дают о себе знать, поэтому в нынешнем году произошел упадок экономического роста, а также сокращение ВВП. Кстати, средняя зарплата в 2015 году была равна 31200 рублей. В будущем году не стоит надеяться на серьезное увеличение данной цифры в связи со непростой экономической ситуацией в стране. При лучшем исходе средняя заработная плата в 2016 году составит 33 тыс. рублей.

Зарплата педагогов с 1 января 2016 года

Несмотря на всю сложность положения, увеличение зарплат все же произойдет. По большей части, прибавки следует ожидать многим работникам бюджетной сферы. Президент издал Указ, в котором сообщается, что зарплата всех бюджетников к 2018 году должна быть повышена в полтора раза. Что касается учителей, то они также могут рассчитывать на прибавку к окладу. Однако следует заметить, что не у всех учителей заработная плата будет одинаковой. Это зависит от конкретного места работы: сотрудники школ, ВУЗов и дополнительных образовательных учреждений получат разную прибавку к зарплате.

К сожалению, увеличение заработной платы не будет столь масштабным, каким оно планировалось еще пару лет назад. Недавно поступила информация о том, что затраты на выплату окладов работникам медицины и учителям сократятся примерно на 33 миллиарда рублей по сравнению с планами, которые были составлены до этого. Если продолжить ориентироваться на планы Правительства, то в 2016 году ожидалось увеличение заработной платы на 7,6%. Фактически же оно составит всего лишь 2,7%. Средства на выплату окладов педагогом из бюджета уменьшатся на 24 миллиарда, а врачам — на 9 миллиардов рублей.

Что же слышно о зарплате военнослужащим и госслужащим в России? Как сообщают последние новости, Госдума принимается рассматривать очередной законопроект, касающийся замораживания зарплат некоторым работникам бюджетной сферы. К ним относятся:

  • Госслужащие;
  • Судьи;
  • Военные.

Что же произойдет, если данный проект будет в итоге реализован? Он означает то, что вне зависимости от экономических обстоятельств оклад вышеперечисленных специалистов останется на прежнем уровне. На текущий момент законопроект пока не был окончательно принят.

В связи с чем возникает сокращение заработных плат?

Почему же оклад бюджетников в 2016 году будет значительно меньше запланированного? Это связано с переходом государства к новой модели расчета заработных плат. Такие изменения подразумевают, что будет учитываться не только оплата труда в реальных экономических секторах, но также и зарплата ИП и работников в юридической сфере.

Федеральный бюджет на 2016 год подразумевает наличие дефицита , который равен более 2 триллионов рублей. Покрытие данной суммы будет формироваться за счет Резервного Фонда. Финансирование бюджетников планируется осуществлять, исходя из следующих приоритетов:

  • Основная часть суммы будет выделана для финансирования госслужащих и обороны;
  • Остаток средств будет направлен на финансирование областей здравоохранения и образования.

Вывод

Итак, подводя итоги, можно отметить, что государство планировало ранее существенно повысить оклады всем работникам бюджетной сферы. Однако этого не произошло в связи с экономическим кризисом и переходом на новый принцип расчета заработных плат. Зарплата учителей с начала 2016 года будет повышена, хотя и процент увеличения не будет столь значительным. В будущем Правительство планирует повысить МРОТ, ну а уровень средней заработной платы по России в сравнении с 2015 годом увеличится менее чем на 2 тысячи рублей.