Появление и становление офицерских собраний. Офицерское собрание в Российской армии: история, традиции и пути повышения его воспитательной и дисциплинирующей роли в современных условиях Рекомендации по работе офицерских собраний

В Москве 29 октября 2011г состоялось Всероссийское офицерское собрание, с повесткой дня:
1. Стратегия и тактика офицерского корпуса России в условиях парламентских и президентских выборов
2. Организационные вопросы, выборы руководящих органов.
Военно-державный Союз России, Союз офицеров, ДПА, Международный союз офицеров, Союз моряков России, Союз казаков России, Ассоциация ветеранских организаций армии и флота, всего 20 военно-общественных организаций из 37 регионов страны направили своих делегатов. На собрании присутствовали 350 делегатов из всех видов вооруженных сил родов войск российской армии и более 50 гостей. В работе собрания приняли участие 37 генералов, 40 полковников и подполковников и офицеры в других воинских званиях. Участвовали так же представители политических партии и общественных организаций, в том числе КПРФ, Справедливой России, партии Воля, ПЗРК и др., а так же депутаты Государственной думы.

На Собрании с докладом выступил председатель Военно-державного союза России, генерал-полковник Ивашов, который был избран на пост председателя Высшего офицерского совета России. Ниже представляем доклад генерал-полковника Ивашова и принятые на собрание постановление Высшего офицерского собрания и обращение Всероссийского офицерского собрания к офицерскому сообществу и народу России.

Тезисы доклада
Председателя ВДСР генерал-полковника Ивашова Л.Г.
на Всероссийском офицерском собрании 29 октября 2011 г.
«Стратегия и тактика офицерского корпуса России в условиях парламентских и президентских выборов».

1. Оценка текущего момента
Страна вступает в очередной избирательный период. Состояние российского общества отнюдь не праздничное, потому что от парламентских и президентских выборов народ России ничего хорошего не ожидает: с каждым президентом и с каждой новой Госдумой жизнь большинства граждан становится все сложней и безрадостней, страна деградирует во всех жизненно важных сферах, власть все более обретает фарисейский характер. Чудовищная повсеместная ложь, сплошная коррупция, разврат и насилие, теневая распродажа своим кланам и иностранцам остатков российских богатств и инфраструктуры, искусственное удушение населения ростом цен на все товары и услуги, предательство национальных интересов, отсутствие минимально вразумительной стратегии будущего России, подчиненность внешнеполитического поведения, и многое другое подобное – таков результат всех предыдущих «всенародно избранных» депутатов и президентов. Неопределенность своего будущего, утрата смысла жизни, депрессия и страх доминируют сегодня в общественном настроении. Правительственные и президентские структуры, депутаты – единороссы пытаются убедить общество, что все в стране хорошо, а завтра будет еще лучше. И в качестве позитивных примеров впаривают населению сказки про снижение инфляции, рост ВВП, о мифических доходах граждан, успехах в борьбе с коррупцией, сокращении смертности и т. д. Однако, во-первых, люди эти «успехи» ощущают на себе, во – вторых, есть данные международных организаций и по всем жизненно – важным показателям мы «позади планеты всей». Россия в числе лидеров по темпам вымирания населения, по числу самоубийств и насильственно убитых на тысячу человек, по насилию над детьми, продаже детей. Одновременно, лидируем по темпам выращивания долларовых миллиардеров, а Москва обогнала по этому показателю даже Нью-Йорк, что не удавалось ни одному городу мира. Нигде в мире, даже в пустыне Сахаре, не исчезают или пустеют населенные пункты, с такой скоростью, как в России. Да, и трудно найти страну, властная элита которой десятилетиями не имеет, или скрывает от народа цель и стратегию развития государства и общества, подменяя их морковкой обещаний. Симбиоз фарисейской власти и коррупционно – кланового рынка, развал правоохранительной системы страны, уничтожают образование, науку, культуру, реальную экономику, уничтожают будущее России.

Отдельный разговор о состоянии обороны страны и вооруженных силах России. Не буду останавливаться на этом вопросе подробно, а просто процитирую некоторые высказывания «великих» современников. Но прежде вспомним, какие пафосные речи произносили президент, премьер, министр обороны, начальник генштаба, замышляя и реализуя очередной этап военной реформы. Российскому обществу обещали самую современную армию мира, с самыми передовыми военным искусством и техникой. Итак, цитаты второй половины этого года:
- российская военная наука отстала лет на двадцать:
- революции в Тунисе, Египте и Ливии показывают, что российская армия должна быть готова к наихудшим вариантам развития политической обстановки в стране;
- каждая бригада российских ВС получит специальное подразделение снайперов:
- российской оборонной промышленности непременно придется заимствовать технологии на Западе.

Это «классика» нынешнего начальника российского генштаба. О гениальных деяниях г-на Сердюкова я уже не говорю. Армию он уже развалил. Уничтожена военная разведка (остатки ГРУ будут переданы в СВР), разрушены военная наука, военное образование, система управления, а это конец армии. Вырисовывается простая схема. С одной стороны – разваленная генштабом военная наука, с другой – «великие» реформы не без научного обоснования, с третьей – нацеленность армии на внутриполитическую войну и на пристыковку к натовским структурам. А вот о материальной основе военной реформы: « Если мы хотим иметь , отвечающее требованиям современного боя…мы должны отремонтировать военно – промышленный комплекс». В. Путин. 7октября 2011 г. И вот эти «достижения», этот убийственный курс сейчас пытаются закрепить очередной инсценировкой выборов. Легкость, с которой удавалось дурить народ целых 20 лет, породила у властно – олигархического клана уверенность, что русский и другие коренные народы России можно насиловать вечно. Пока им это удается, и это следует признать. Социальный протест успешно переводят в категорию межнационального и межконфессионального противостояния, молодежное недовольство развели по футбольным пристрастиям, протестующих офицеров обвинили в подготовке переворота и в массовом порядке отправляют на зоны. В очередной раз отправлен за решетку полковник Квачков, израненный в Афганистане полковник Леонид Хабаров и более десятки других офицеров из Екатеринбурга и других городов России отправлены туда же за знакомство с Квачковым. Константин Душенов и его петербуржские товарищи сидят за мнимый антисемитизм. Союз офицеров и его председатель С. Терехов, обвинены гагаринским судом г. Москвы в экстремизме. Так называемые правоохранители, притягивают к экстремизму Военно – державный союз России, казачество, другие военно – общественные организации. Боевой потенциал армии и флота стремительно ослабляется на фоне усиления МВД и др. силовых структур. И даже имя знаменитого во всем мире Ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Александрова передают МВД. Сегодня артисты МВД гастролируют по миру под именем «Академический ансамбль Российской армии (иногда Красной армии) МВД РФ».

О декларируемой президентом и Сердюковым заботе о социальном благополучии военнослужащих свидетельствует директива министра обороны РФ № 205| 2| 595 от 12 октября 2011 г. « не выплачивать денежное довольствие военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зачисленным в распоряжение соответствующих командиров (начальников), срок нахождения в котором составляет более 6 месяцев». Понятно, речь идет об огульно «сокращенных» в ходе великих реформ офицерах и прапорщиках (мичманах), не получивших обещанных законами компенсаций. Теперь они брошены на выживание.

А что же народ, смирился со своей участью? Сегодня данные социологических опросов населения, проводимые независимыми структурами и СМИ показывают почти полное недоверие к власти и отрицание проводимого ею курса. А теперь о раскладе политических сил в преддверии выборов.
Первой важнейшей особенностью текущего момента в России является временное примирение двух ведущих группировок в политической властном сообществе России. Можно предположить, что компромисс достигнут на основе будущего перераспределении полномочий президента и правительства (в пользу правительства) с изменением Конституции РФ. Однако, вполне вероятно обострение этого противостояния после парламентских выборов, при обсуждении кандидатов в состав правительства, разграничении полномочий и сфер контроля. Вывод: «Верхи уже не могут править по-старому».
Второй важнейшей особенностью текущей внутриполитической ситуации в стране, является утрата веры у большей части населения в возможность разрешения своих проблем через выборы по сценарию власти и формирования у значительной части населения готовности к силовым методам борьбы. То есть, «Низы уже не хотят жить по-старому»

В экономике – фактическое признание властью полного провала всех экономических проектов, включая переоснащение ВС РФ. Российская экономика никак не может выйти на уровень экономических показателей РСФСР 1990 г.
В социальной сфере: налицо осознанное нарушение властью нормы Конституции РФ (ст. 7), провозглашающей страну социальным государством; на фоне усиления в стране олигархической составляющей; переложение экономических проблем на плечи малообеспеченных слоев населения.
В духовной сфере – отторжение большинством народных масс навязанной властями либеральной идеологии, полный провал попыток внедрения идеологических систем квазиимперской ориентации для «Единой России» и связанных с ней других политических группировок. При этом, отмечается существенное нарастание привлекательности идейной основы православия, ислама и социализма.
Однако ни одна из этих религиозных или идеологических систем не смогла достигнуть решающего влияния в обществе. В итоге следует констатировать наличие идеологического вакуума в российском обществе.

В сфере безопасности – явное нарастание глобальной нестабильности с переходом к масштабному военному противостоянию, к которому Россия совершенно не готова; нарастание террористической активности и коррупции в России на фоне откровенно непродуманных и неэффективных реформ МВД и правоохранительной системы, неприятие этих реформ в российском обществе; неспособность федеральной власти противостоять коррупции как главной внутренней угрозе; нарастание угроз техногенного характера и неадекватность принимаемых мер.

В целом в российском обществе выделяются две основные силы, определяющие в настоящее время вектор российской внутренней и внешней политики:
а) Западно-либеральная (финансово-сырьевая) группировка, основу которой составляет российская финансовая и сырьевая олигархии, слившаяся с частью высшего и среднего чиновничества. Она связанна с транснациональным корпорациями и западными элитами (прежде всего США) и проводит на территории России их интересы. Ее идеология полностью отвергается большинством населения страны, а ее политические группировки не имеют сколько-нибудь значимой социальной поддержки.

Основа этой группировки сформирована в 90-е годы 20-го столетия в ходе захвата общенародной собственности в рамках приватизации, целью которой было установление контроля ставленниками транснационального и иностранного капитала над сырьевыми ресурсами России.
Эта группировка наиболее тесно связана с иностранными спецслужбами, транснациональными и иностранными финансовыми элитами и корпорациями.
Идеологической задачей является идейное обоснование процесса окончательного превращения России в сырьевой придаток Запада и ее окончательной колонизации с устранением государственного суверенитета.

Практической задачей является закрепление и удержание контроля над сырьевыми отраслями российской экономики, создания за счет сырьевого шантажа, благоприятных условий для дальнейшего разрушения системы безопасности РФ, прежде всего, Вооруженных Сил России, финансирования «либеральной оппозиции» и мероприятий по дискредитации властных структур России, занимающих государственническую позицию, а также удержание контроля над финансовой системой России. Одной из важнейших задач является продвижение и поддержка либерального лобби в органах исполнительной и законодательной власти, а также в СМИ.

К этой группировке относятся: президент РФ, значительная часть правительства, либерально и космополитически ориентированная часть депутатского корпуса, как правило, связанная с финансовым и сырьевым капиталом К их числу относятся политические партии и движения классического либерального направления (СПС, Правое дело, Яблоко и другие).
б). Промышленно-силовая группировка, основу которой составляет представители промышленности высоких технологий, науки, оборонно-промышленного комплекса, Министерства обороны и спецслужб, среднего бизнеса и часть связанного с ним высшего, среднего и низшего чиновничества. Внятной идеологии и оформленной организации не имеет, провозглашает идею возрождения России как сильного самостоятельного государства. Ее цель – достижение доминирования в экономике России, развитие контролируемых ими производств, перераспределение в своих интересах собственности в сырьевой отрасли и финансовой сфере, а также обеспечение безраздельного доминирования в общественной жизни бюрократии всех уровней, как гарантия сохранения и расширения собственности и привилегий, высокотехнологических производств и высшей бюрократии.

Политическое ядро представлено «кремлевскими партиями» – «Единой Россией» и квазиоппозицией – «Справедливая Россия». Правды ради, часть членов «Справедливой России» занимает реально патриотические позиции, есть несколько честных людей и в «Единой России», принужденных в силу своей должности вступить в партию. Основу социальной базы группировки составляет государственная бюрократия. Ее основной функцией является административный, правовой и силовой контроль над всеми сферами жизнедеятельности российского общества.
К этой группировке тесно примыкает часть финансово-сырьевого олигархата и молодежная группировка поддержки.
Какой-либо внятной, целостной идеологической системы промышленно-силовая группировка предложить обществу не сумела. Но именно эта группировка нанесла тяжелейший удар по боеспособности ВС, заключила с НАТО в 2007 г. соглашение о беспрепятственном продвижении войск альянса по территории России, поделилась властью с западно-либеральной группировкой.

в). Остальные политические партии и общественные движения России оказывают ограниченное влияние на российскую внутреннюю и внешнюю политику. Однако именно с этой группой связаны симпатии и надежды абсолютного большинства населения. Можно констатировать, что народ готов поддержать идею народного президента, выдвинутого широкими политическими и общественными кругами. Безусловно, ведущей политической силой в этом спектре является КПРФ. Но, к сожалению, партия не стала ядром для консолидации всех патриотических сил России. Более того, на коммунистическо-социалистическом поле идет острая конкурентная борьба, совершенно непонятно за что.

КПРФ имеет выраженную идеологическую ориентацию, отраженную в ее названии. Однако она в последние годы все более отходит не только от коммунизма, но даже и от социализма, превращаясь в классическую западно-европейскую социал-демократическую партию парламентского типа. Но в отличие от социал-демократов Запада, КПРФ не борется за реальную власть в стране, а лишь имитирует борьбу. Сегодня ее деятельность ограничивается попытками решения социально – экономических проблем бедных слоев населения, которых в России большинство, и эксплуатацией советского прошлого.
При этом в рамках партии следует разделить ее руководство и подавляющее большинство рядовых членов.
Внепарламентские протестные политические партии, общественные движения и социальные группы представляют собой достаточно сложную систему, отражающих широкий спектр идеологических и религиозных организаций, политических взглядов и позиций.
Здесь наблюдается обилие политических партий и общественных движений различного толка, порой формально не связанных с политической деятельностью, но тем не менее имеющих выраженную политическую позицию.
На фоне общего обострения социально-политической ситуации в стране сложилась относительно устойчивая объективная структура протестных политических партий, общественных движений и социальных групп, и связанных с ними активных слоев населения идейно-религиозной ориентации. Она разрозненна, но именно она составляет социальную базу революций и бунта.

По этому признаку, среди внепарламентских протестных политических партий, общественных движений и социальных групп, к которым можно отнести и наше офицерское движение, выделяются три основные группы:
- государственно-коммунистической ориентации, стремящейся к воссозданию в России сильного государства на принципах социальной справедливости и социалистической идеологии;
- государственно-националистической ориентации, стремящейся к воссозданию в России сильного государства на основе доминирования «титульной» нации;
- нейтральные государственники, которые просто стремятся к воссозданию в России сильного государства, превращение России в евразийский геополитический центр силы и вместе с тем, относительно нейтрально относящиеся к тому, на каких социально-политических основах будет создаваться такое государство.
г). Особое положение в политическом спектре России занимает «Либерально-демократическая партия» В.В.Жириновского, в наибольшей степени, по сравнению с другими, отражающая интересы и взгляды российского криминалитета. Несмотря на «идеологическое» название, идеологической системы она не имеет. Можно говорить лишь о частных идеологических позициях. К числу важнейших из которых, относится выраженный антикоммунизм и отчасти атеизм.
Фактически партия поддерживает наиболее сильную политическую группировку по власти, вне зависимости от ее политической ориентации и соответствия ее деятельности интересам развития России.

3. Возможная позиция офицерского корпуса России
Определяя свою позицию на предстоящий выборный период Совет Военно-державного Союза предлагает офицерскому собранию следующие соображения.
Первое: результаты выборов в государственную Думу предрешены, несмотря на повсеместную оппозицию действующей власти. В поддержку «ЕР» задействованы весь властный административный ресурс, СМИ, неограниченные финансы, репрессивный аппарат, фальсификации. Плюс – класс чиновников будет делать все для победы партии власти, даже если он ее ненавидит. В качестве примера: сегодня деятельность любого губернатора оценивается не по результатам экономики, социального положения населения и даже не по «кущевкам», а от результатов голосования за «ЕР». К тому же большинство чиновников – единороссы. Выборное законодательство усовершенствовано таким образом, что даже широкому общественному объединению путь в Думу заказан. ЦИК подотчетна только действующей власти, назначается ею, контролируется и управляется. «ЕР» борется сегодня не только за победу на выборах в Госдуму, а за конституционное большинство в ней, чтобы ломать под свои интересы конституционное законодательство.
Второе: ситуация с выборами президента РФ несколько иная. Политическая партия, представленная в Госдуме, имеет право выдвинуть кандидатом в президенты представителя широких народных масс – народного кандидата. Это привлечет к участию в выборах людей не участвующих в них ранее, внепарламентские (кроме либеральных) партии, общественные объединения, протестный электорат. Да и те, кто сегодня голосует вынужденно или даже добровольно за партию власти (оборонка, аграрии, образование, наука), при хорошо организованной работе, проголосуют за кандидата от народа. Будет развернута широкая сеть штабов по всей России на базе ячеек политпартий, объединений, организаций.

Таким образом, появляется шанс политическим путем создать условия для кардинального изменения ситуации в стране, через объединение державно-патриотических сил. Совет военно-державного Союза участвовал в консультациях с союзными нам силами с целью выработки общей позиции по отношению к предстоящим выборам. Большинство участников консультаций согласились со следующим сценарием: предложить КПРФ и, возможно, «Справедливой России», выдвинуть единого кандидата в президенты РФ от патриотических сил, и, естественно, на этих условиях поддержать КПРФ на выборах в Госдуму. При этом в предложении предусматривалось участие представителя КПРФ в отборе будущих кандидатов. 20 сентября 2011 г. представители ряда общественных объединений на встрече с руководством КПРФ во главе с Г,А. Зюгановым предложили такой вариант и получили устное согласие Председателя КПРФ. На региональном уровне также наметилось конструктивное взаимодействие. Семь организаций, в том числе ВДСР, направили на имя Г.А. Зюганова предложение о взаимодействии на выборах на условиях достигнутых договоренностей. Ответа от руководства КПРФ не получили, Г.А. Зюганов от встречи уклоняется. Более того, несколько дней назад он заявил в СМИ о готовности баллотироваться в президенты РФ. Естественно, шансы у него нулевые, плюс мощная кампания по дискредитации КПРФ, очередное его поражение серьезно подорвет позиции партии в обществе. Полагаю, что в патриотической среде, в военно-общественных кругах, действия руководства КПРФ будут расценены не иначе, как предательские.

В сложившейся ситуации нам предстоит определиться с позицией нашего собрания на предстоящих выборах. Скажу откровенно, по этому вопросу в Высшем офицерском Совете состоялись острые дискуссии. На ваше рассмотрение предлагается проект постановления, в котором изложена позиция Совета. Суть ее в следующем: предложить КПРФ от имени нашего собрания еще раз идею единого кандидата на президентские выборы 2012 г. и при согласии руководства партии организовать поддержку ее кандидатов на выборах в Госдуму. Если же руководство партии откажется от ранее достигнутых договоренностей, то во-первых, осудить этот политический кульбит, и во-вторых, призвать офицерский корпус России отказать партии в поддержке.

В проекте постановления предлагается, вне зависимости от выборов, рекомендовать офицерам России, находящимся в запасе и в отставке, запустить процесс формирования территориальных советов самоуправления. Для чего это необходимо? Прежде всего, чтобы коллективно отстаивать наши и всех граждан России конституционные права и совместно решать общие задачи. Во-вторых, препятствовать разрушению безопасности и обороноспособности Отечества, используя любые доступные меры. В-третьих, быть готовыми к организованным действиям, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе политических. Кстати, примеры хорошей самоорганизации офицерского состава всех силовых структур и правоохранительных органов, есть, например, в той же Ивановской области. Есть и хорошие результаты в отстаивании прав военнослужащих, оказании взаимной поддержки и определении общей позиции по тем или иным действиям властей.
Надеюсь, на нашем офицерском собрании прозвучат и другие конструктивные предложения.
Честь имею.

Обсудив вопрос «Стратегия и тактика офицерского корпуса России в условиях парламентских и президентских выборов» собрание отмечает:
- политическая ситуация в России имеет тенденцию к нарастанию системного кризиса во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, вместо развития страна все более скатывается на путь деградации с перспективой дестабилизации и последующего разрушения государственности и территориальной целостности;
- властно-олигархические кланы утратили доверие народа и с целью удержания контроля над ситуацией, продолжения курса на дальнейшее разграбление российских богатств, обнищание народных масс и подчинение страны внешнему управлению, пошли на очередной сговор, затеяв имитацию выборов и карманную смену власти по формуле «президент-премьер»;
- за 12 лет правления «тандема Путин-Медведев, Медведев-Путин» страна лишилась способности защитить себя от внешней агрессии в результате разрушения Вооруженных Сил, оборонно-промышленного комплекса, мобилизационного потенциала и оборонного сознания населения;
- народные массы, общественно-политические объединения, офицерский корпус, подлинная элита России осознают грозящие стране опасности и отчаянно предпринимают меры по сохранению целостности Отечества, предотвращении гражданской и межнациональной войны, настойчиво предлагают программы выхода из системного кризиса;
- в стране складывается предреволюционная ситуация, когда «верхи не могут», а «низы не хотят», когда народ, понимая свое полное отстранение от участия в управлении государством, все более склоняется к радикальным способам сохранения Отечества. Конституция РФ (ст. 3) и Всеобщая декларация прав человека принятая ООН, обязывают народ освобождаться от власти, если таковая направлена не на развитее культурных, экономических и иных потребностей нации, а на их попрание.

СОБРАНИЕ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить деятельность Высшего Офицерского Совета и Совета Военно-Державного Союза России по выработке и реализации позиции Союза в условиях подготовки к парламентским и президентским выборам 2011-2012 г.г.
2. Предложить руководству КПРФ от имени Всероссийского офицерского собрания, других общественных объединений и политических партий (по согласованию) проект выдвижения единого народного кандидата в президенты РФ на выборах 2012 г.
3. В случае отказа руководства КПРФ от предложения – осудить его деятельность и отказать Г.А. Зюганову в поддержке на выборах президента РФ.
4. Офицерскому корпусу России в союзе с другими патриотическими организациями приступить к формированию территориальных советов самоуправления с задачами воспрепятствовать дальнейшему разрушению государства и общества, обороноспособности страны, инородной колонизации Отечества.
5. Утвердить состав избранного Собранием Высшего офицерского Совета России (прилагается) и поручить ему организацию исполнения решений настоящего Собрания.

Обращение
Всероссийского офицерского собрания
к офицерскому сообществу и народу России
Уважаемые соотечественники!
Два десятилетия послушного следования России политическим курсом, навязанным мировыми силами, привело к катастрофическому ослаблению отечественной государственности. Народ разделён. Вооружённые силы, органы государственной безопасности и внутренних дел доведены до критического состояния многократными реорганизациями, нищенским материальным обеспечением, уничтожением традиционных духовных ценностей и государственной идеологии служения Отечеству. Они не способны эффективно реагировать на очевидно созревшие внешние и внутренние угрозы сегодняшнего дня. А документы, дающие право иностранного военного вмешательства в наши внутренние дела, уже подписаны и ратифицированы.

Государственное управление практически передано в частные руки, а на высшем уровне – группировке отечественных и иностранных олигархов, вмонтированных в мировую валютно-финансовую систему. Из управляющей структуры оно превратилось в надзирающую структуру, не способную изменить порочный путь движения страны. Многократно повторённый за два десятилетия опыт показывает, что никакие выборы, при существующей системе, не могут стратегически изменить ситуацию. В таком разгромленном состоянии государственная система не выдержит приготовленных мировыми силами ударов по России. Главный вопрос текущего момента – угроза уничтожения отечественной государственности в ближайшей перспективе.

Перед лицом разложения государственности, всеобщей чиновничьей коррумпированности, народ обязан использовать своё природное и конституционное право быть главным источником власти. По мере утраты дееспособности существующего государственного управления необходимо компенсировать это созданием структур народного самоуправления на традиционной отечественной основе. Необходимо принимать на народные плечи решение тех вопросов, в которых государственное управление не справляется. Инструмент решения этой задачи известен – возрождение общинности, соборности, которая в современных представлениях выражается в создании территориальных Советов представителей трудовых, воинских и служебных коллективов. Это единственная возможность передать реальное управление в руки тех, кто своим трудом, ратными и служебными делами обеспечивает могущество Отечества, кто подотчётен перед коллективами, где их знают по практическим делам. Это единственная возможность вывести управление жизнью народа из-под мировой власти денег, власти ростовщиков, власти коррумпированного чиновничества.

Всероссийское офицерское собрание обращается к здоровым общественным силам с призывом объединиться для предотвращения социального хаоса, тяжких потерь и лишений народа, которые приготовлены в интересах окончательного уничтожения народовластия, государственности, права жить в соответствии с национальной традицией, духовными ценностями. Мы призываем всех выполнить свой патриотический, нравственный долг, сообразно своей роли и месту в жизни. В частности, мы обращаемся:

1. К офицерскому сообществу нашего Отечества, представителям всех силовых структур, к казачеству.
Офицеры должны подтвердить делом, что более других способны действовать организованно, решительно, обдуманно и хладнокровно в острых условиях обстановки. Главной задачей здесь является быстрое и единообразное донесение идеи и методики действий по формированию Советов представителей трудовых, воинских и служебных коллективов на местах. Важно понять, как действовать в реальных условиях, в частности:
- отсутствия действующих офицерских собраний, советов трудовых коллективов или иным образом утвердившихся органов коллективного самоуправления, необходимости их постепенного формирования;
- необходимости утверждения правовой основы действий, строгого соблюдения норм дозволенного и недозволенного, дабы деятельность способствовала предотвращению хаоса и укреплению государственности, а не наоборот.
Для решения этой задачи не надо создавать новых организаций, да и нет на это времени. Необходимо использовать все существующие офицерские организации и объединения, создать «координационные советы общественных организаций», через которые обеспечить методическое руководство самоорганизацией народных сил, осуществлять пропагандистскую и просветительскую деятельность.

2. К политическим партиям, движениям, патриотическим организациям.
Сейчас необходимо покончить с безуспешными попытками формирования и приведения к власти политических блоков, которые всё равно разваливаются, едва родившись. Советы – беспартийная структура народного самоуправления. Боритесь за свой авторитет в трудовых, воинских и служебных коллективах. Тогда ваши представители окажутся и в Советах. Но это будут не те, за кого вы проголосовали на партийных или иных собраниях, а те, кто завоевал личный авторитет у товарищей по работе, службе. Используйте все свои возможности по возрождению и расширению прав самоуправления в коллективах. Ответом на это станет настоящая народная поддержка.

3. К православному и мусульманскому духовенству, лидерам национальных объединений.
Стратегия действий разрушительных мировых сил отчётливо проявилась. Неотъемлемой её частью является провоцирование межрелигиозной и межнациональной розни.
Крупнейшими религиозными объединениями в России являются Православие и Ислам. Если между ними будет согласие, взаимопомощь и проявленная воля, то никакой межрелигиозной вражды, составляющей угрозу обществу в целом, просто не может быть. Если же православные и мусульмане сойдутся в схватке, то измотают друг друга и проиграют обе стороны. Победят сатанинские силы, утверждающие власть золотого тельца, фарисейские духовные ценности.
Любовь к своему народу, стремление к сохранению его культуры и образа жизни, к всестороннему развитию могут быть обеспечены, гарантированы только могучей государственностью. Стремление к перекраиванию исторически сложившихся государственных объединений играет на руку тем мировым и внутренним силам, которые сейчас стремятся «перемешать в одном котле» все нации и народы, и превратить их в однородную безликую массу. Против этого мы можем выстоять объединившись, все вместе, либо пропасть поодиночке.
Религиозные и национальные лидеры! Изгоните из своих рядов и осудите всех, кто выступает с провокационными идеями, призывает к межнациональным и межконфессиональным конфликтам.

4. К разделённому народу.
Решаемая мировыми силами задача разрушения национальной государственности всех стран мира имеет оборотную сторону. Будет снижаться дееспособность тех сил, которые мешали политическими интригами объединению народа. Поэтому сейчас, как никогда, надо помнить, что «чужой беды не бывает». Надо всеми силами помогать друг другу, перенимать опыт, действовать единообразно и согласовано. Объединимся в едином деле – объединимся и в едином государстве.

Офицерское собрание.

В октябре 2003 г. в рамках «Мегапира» создано Офицерское собрание офицеров запаса, председателем которого является Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Т. Язов . Его членами являются более 40 тысяч человек на всей территории Российской Федерации, а также в странах ближнего зарубежья. Они активно участвуют в общественной жизни. Опираясь на авторитет организации, решают вопросы военнослужащих и ветеранов. Проявляют внимание и заботу, оказывают помощь тем офицерам в запасе и отставке, которые в ней нуждаются.
Офицерские собрания имеют свою историю и свои особенности. Они базируются на системе взглядов и идей офицерства армии, но существуют вне рамок Вооруженных Сил.
Одним из прообразов офицерских собраний являются, так называемые, клубы (помещения). Возникшие в конце XVIII века, они создавались в основном для совместного времяпрепровождения сослуживцев, не имея определенных правил и охватывая незначительное число офицеров. Более совершенной формой общения явились, создававшиеся в военных поселениях в 20 – 50-х годах XIX века, библиотеки и «офицерские ресторации», где устраивались вечера музыки, шахматные и шашечные матчи, те же игры в карты, а также частные военно-учебные общества офицеров. Показательным примером такого рода деятельности являлось Кронштадтское благородное собрание, открытое 6 февраля 1802 года по желанию небольшого кружка членов морского общества. В 1866 году в городе Ревеле (ныне Таллинн) существовал клуб для моряков, членами которого в соответствии с уставным положением могли быть военнослужащие и отставные адмиралы и генералы, штаб- и обер-офицеры, гражданские чиновники, дворяне, почетные граждане, купцы первых двух гильдий и их сыновья. «Прописные истины» положения требовали от каждого точного исполнения постановлений общества, благородного тона, взаимного уважения и учтивости друг к другу, сохранения приличий, как в одежде, так и в обращении, в особенности относительно дам, должного уважения к решениям старшин, избранных обществом. В правилах клуба определялись и штрафы за несоблюдение этих требований: замечание или выговор от старшины, гласное доведение сути проступка до других членов клуба, исключение нарушителя из сообщества. После того, как в армии получили распространение офицерские собрания и военные библиотеки, для разработки положений об их устройстве при военном ведомстве была создана особая комиссия, оставившая после себя Свод военных постановлений 1869 года. С этого периода офицерские собрания стали неотъемлемой частью военного ведомства.

Попытка возвращения офицерских собраний в Советской армии была сделана в 1943 году в период ввода новых знаков отличия офицеров – погон. В некоторых дивизиях и армиях начинают создаваться офицерские собрания и клубы.
В частности, в 31-й армии Западного фронта при штабах дивизий и полков были организованы офицерские собрания, которые являлись серьезной школой идейно-политического, нравственного воспитания офицеров, сплочения офицерских коллективов. Аналогичные офицерские собрания и офицерские клубы были организованы в апреле-июне 1944 года в соединениях и частях 60-й армии 1-го Украинского фронта и других объединениях и соединениях. Однако широкого применения эта форма работы с офицерами в годы войны не нашла.
В конце 1980-х гг. снова появился интерес к истории офицерских собраний. 20 мая 1989 года был подписан приказ министра обороны СССР № 186 о введении в действие Временного положения об офицерском собрании в ВС СССР, которое получило окончательную редакцию в приказе министра обороны СССР № 480 от 14 декабря 1990 года.
В тот сложный для страны период в войсках создавались офицерские собрания, но офицеры в их работе принимали пассивное участие, и собрания зачастую существовали формально. И все-таки такая форма была необходима, поэтому приказом министра обороны РФ № 147 от 12 сентября 1992 года введено в действие Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации. Перед офицерским собранием были поставлены задачи, созвучные прежним: обеспечение социальной защищенности офицерских кадров; воспитание безупречной офицерской чести; воспитание общей и военной культуры.
Повышению роли и значимости офицерских собраний в нынешних Вооруженных Силах способствует приказ министра обороны РФ № 435 от 23 декабря 2004 года, которым было введено в действие новое «Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации».
25 ноября 2009 г. в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), Комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, и других общественных объединений состоялось Всероссийское собрание офицеров запаса . Оно прошло в целях объединения усилий данной категории граждан в социально-экономическом развитии страны, повышения статуса ветеранов военной службы, роли офицерского корпуса в укреплении российской государственности и стабильности. В ходе собрания обсуждались проблемы адаптации, переподготовки и трудоустройства увольняемых военнослужащих, востребованности их педагогического потенциала в обучении и воспитании молодежи. Участники рассмотрели межведомственные программы перераспределения кадров, вопросы пенсионного и медицинского обеспечения, пути включения офицеров запаса в бизнес-проекты, отражение образа офицера в средствах массовой информации. Внимание также уделялось вопросам обеспечения жильем, а также проблеме закрытых территориальных образований и отдаленных военных городков.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемое Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам обеспечить деятельность офицерских собраний в соответствии с Положением об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Начальнику Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации обеспечить доведение до военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации традиций и истории офицерских собраний армии и флота, а также освещение деятельности офицерских собраний в Вооруженных Силах Российской Федерации через средства массовой информации.

4. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 года N 147.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации.

6. Приказ разослать до отдельной воинской части.

Министр обороны
Российской Федерации
С.Иванов

Приложение. Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 23 декабря 2004 года N 435

I. Общие положения

1. Офицерские собрания предназначены для сплочения коллектива офицеров воинских частей*, воспитания офицеров в духе преданности Отечеству, верности воинскому долгу и боевым традициям, укрепления войскового товарищества, выработки предложений и рекомендаций командованию по вопросам прохождения военной службы, решения социальных и иных проблем, возникающих у офицеров и членов их семей.
_______________
* Здесь и далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, под воинскими частями подразумеваются органы военного управления, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.


В практической деятельности офицерские собрания самостоятельно определяют методы и формы работы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Офицерские собрания при необходимости могут утверждать дополнительные правила, не противоречащие целям и принципам настоящего Положения, определяющие специфику их деятельности.

2. Офицерские собрания действуют в центральных органах военного управления, управлениях военных округов, флотов, объединений и соединений, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, военных комиссариатах, в которых численность офицеров составляет не менее 10.

Для воинских частей, дислоцирующихся на территории одного гарнизона и имеющих в своем составе менее 10 офицеров, решением начальника гарнизона может создаваться объединенное офицерское собрание гарнизона.

3. На офицерском собрании могут присутствовать все офицеры воинской части.

Каждый офицер имеет право выступать на заседаниях офицерских собраний по существу обсуждаемых вопросов. На заседаниях офицерских собраний не допускается обсуждение приказов и распоряжений командиров (начальников).

4. Для функционирования офицерских собраний используются Дома офицеров и офицерские клубы, а в случае их отсутствия в гарнизонах и воинских частях - специально выделенные командованием помещения. У входа в помещение, отведенное для этой цели, крепится табличка с надписью "Офицерское собрание".

Распорядок работы и другие сведения о работе офицерского собрания вывешиваются на информационном стенде. Место размещения информационного стенда определяется решением командира воинской части (начальника гарнизона).

II. Полномочия офицерских собраний

5. Офицерские собрания на своих заседаниях рассматривают следующие вопросы:

совершенствование профессиональной подготовки офицеров;

обеспечение социальной защищенности офицеров и членов их семей;

повышение общей и военной культуры офицеров;

проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета офицеров;

поддержку прибывших для прохождения военной службы военнослужащих, в том числе офицеров, назначенных на первую воинскую должность;

организацию взаимодействия с общественными и религиозными объединениями, офицерскими собраниями других воинских частей, другими организациями;

военно-патриотическое воспитание молодежи;

организацию работы, связанной с заботой и удовлетворением потребностей ветеранов, инвалидов и семей погибших военнослужащих;

воинское воспитание офицеров, а также обсуждение их проступков.

6. В целях общественного осуждения проступков офицеров офицерскими собраниями могут применяться следующие меры общественного воздействия:

предупреждение;

объявление офицерского осуждения;

вынесение решения о принесении публичного извинения.

7. Заседания офицерских собраний являются правомочными при условии присутствия на них не менее 2/3 его участников - членов офицерских собраний. Решения офицерских собраний принимаются на заседаниях офицерских собраний открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих членов офицерского собрания. По требованию большинства присутствующих членов офицерского собрания решения могут приниматься и тайным голосованием.

III. Руководство и организация работы офицерских собраний

8. Офицерское собрание возглавляет председатель офицерского собрания. Председателем офицерского собрания является командир воинской части, а в объединенном офицерском собрании - один из командиров воинской части.

9. Председатель офицерского собрания:

определяет дни и время проведения собрания;

утверждает планы работы офицерского собрания и организует их выполнение;

направляет деятельность офицерского собрания на сплочение коллектива офицеров;

проводит целенаправленную работу по реализации решений, принятых на заседаниях офицерского собрания;

организует проведение культурно-воспитательных мероприятий офицерского собрания;

проводит при необходимости внеплановые заседания офицерского собрания;

осуществляет иные полномочия в соответствии с дополнительными правилами, указанными в п.1 настоящего Положения.

10. Для организации деятельности офицерских собраний создается совет офицерского собрания, состав которого не должен превышать 10 процентов от общего числа членов офицерского собрания.

Совет офицерского собрания избирается на заседаниях офицерского собрания сроком на два года из числа наиболее подготовленных и авторитетных офицеров.

Офицерские собрания на своих заседаниях из числа офицеров, избранных в совет офицерского собрания, избирают тайным голосованием председателя и секретаря совета офицерского собрания.

Офицерские собрания могут при необходимости вывести из состава совета офицерского собрания любого из его членов, а также произвести довыборы в совет офицерского собрания другого члена офицерского собрания.

11. По истечении срока своих полномочий совет офицерского собрания отчитывается о проделанной работе перед офицерским собранием. На каждом заседании офицерского собрания совет информирует членов офицерского собрания о своей работе, мерах по выполнению решений предыдущего заседания офицерского собрания, реализации предложений и замечаний, высказанных офицерами.

Заседания офицерского собрания и совета офицерского собрания оформляются протоколами. Протоколы заседаний офицерского собрания и совета офицерского собрания подписываются председателем и секретарем совета офицерского собрания. Протоколы заседаний офицерского собрания и совета офицерского собрания хранятся в делах офицерского собрания в течение пяти лет, после чего подлежат уничтожению в составе комиссии, назначаемой председателем совета офицерского собрания из числа членов совета офицерского собрания, с составлением акта об уничтожении.

12. Для участия в работе совета офицерского собрания могут приглашаться председатель аттестационной комиссии и другие должностные лица, а также представители общественных и иных организаций.

Члены офицерского собрания имеют право присутствовать на заседаниях совета офицерского собрания при обсуждении любых вопросов с правом совещательного голоса.

13. Председатель совета офицерского собрания:

ведет заседания офицерского собрания;

организует работу совета офицерского собрания;

утверждает планы работы совета офицерского собрания и организует их выполнение;

организует подготовку и проведение заседаний совета офицерского собрания;

организует проведение мероприятий и выполнение задач, решаемых офицерским собранием;

отвечает за разработку планов работы офицерского собрания и совета офицерского собрания, осуществляет контроль за их выполнением;

в отсутствие председателя офицерского собрания осуществляет его полномочия.

14. Председатель совета офицерского собрания не реже одного раза в полугодие на заседании совета офицерского собрания принимает отчеты о проделанной работе от членов совета офицерского собрания.

В случае отсутствия в течение длительного срока по каким-либо причинам председателя совета офицерского собрания его обязанности по решению совета офицерского собрания возлагаются на одного из членов совета офицерского собрания. Данное решение принимается путем открытого голосования большинством голосов членов совета офицерского собрания.

15. Секретарь совета офицерского собрания:

разрабатывает планы работы офицерского собрания и совета офицерского собрания;

ведет учет поступающих от членов офицерского собрания предложений, заявлений и обращений, выносит их на обсуждение совета офицерского собрания;

ведет протоколы заседаний офицерского собрания и совета офицерского собрания.

16. В случае отсутствия в течение длительного срока по каким-либо причинам секретаря совета офицерского собрания решением председателя совета офицерского собрания из числа членов совета офицерского собрания назначается офицер для выполнения обязанностей секретаря офицерского собрания.

Начальник службы кадровой
и воспитательной работы
Министерства обороны
Российской Федерации
генерал армии
Н.Панков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Документ утратил силу

Документ по состоянию на август 2014 г.


В целях повышения роли и ответственности офицерских собраний в решении стоящих перед Вооруженными Силами Российской Федерации задач, обеспечения социальной защищенности офицерских кадров, воспитания безупречной офицерской чести и достоинства, общей и военной культуры приказываю:

1. Ввести в действие прилагаемое Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим (начальникам) родами войск, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями, командирам соединений и воинских частей обеспечить переход офицерских собраний на новую структуру в соответствии с прилагаемым Положением об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Изучить со всем офицерским составом Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации и оказывать всестороннюю помощь офицерским собраниям в организации их работы.

3. Редакциям военных газет и журналов продолжать публикацию материалов об истории офицерских собраний российской армии, освещать работу офицерских собраний в Вооруженных Силах Российской Федерации.

5. Приказ разослать до отдельной воинской части.


Министр обороны
Российской Федерации,
генерал армии
П.ГРАЧЕВ


Приложение
к Приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 12 сентября 1992 г. N 147

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. СТРУКТУРА И РУКОВОДЯЩИЕ ОРГАНЫ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ

Статья 1. Офицерское собрание является постоянно действующей самодеятельной общественной организацией офицерского состава в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В практической деятельности оно самостоятельно определяет формы и методы своей работы с офицерским составом (далее - офицеры).


Статья 2. Офицерское собрание создается в бригадах, полках, на кораблях, в отдельных батальонах (дивизионах) и им равных (далее - воинские части) в соответствии с настоящим Положением.

Если воинские части, дислоцируемые на территории гарнизона, имеют в своем составе небольшое количество офицеров, то может быть создано объединенное офицерское собрание гарнизона.


Статья 3. Высшим органом офицерского собрания части является общее собрание членов офицерского собрания, которое проводится по мере необходимости, по требованию одной трети членов офицерского собрания, а также по инициативе совета офицерского собрания и является правомочным при условии присутствия на нем не менее 2/3 его членов. Решения общего собрания принимаются открытым голосованием и являются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих членов офицерского собрания. По требованию большинства присутствующих членов офицерского собрания решения могут приниматься и тайным голосованием. Обсуждение вопросов, выносимых на общее собрание членов офицерского собрания, проводится в условиях гласности, товарищеской критики и самокритики. Каждый офицер имеет право выступать по существу обсуждаемых вопросов. Какие-либо действия, направленные на зажим критики и ограничение свободы слова, не допускаются. На общем собрании не допускаются критика и обсуждение приказов, распоряжений командиров и начальников. Если воинская часть (подразделение) дислоцируется в различных гарнизонах, то проводится делегатское собрание. Количество делегатов определяется советом офицерского собрания части.

Расходы на проезд делегатов на общие собрания членов офицерского собрания производятся за счет денежных средств, выделяемых в распоряжение командиров воинских частей на оплату служебных командировок.


Статья 4. Председателем офицерского собрания является командир воинской части. Председателем объединенного офицерского собрания гарнизона - начальник гарнизона.

Председатель совета офицерского собрания избирается тайным голосованием на общем собрании членов офицерского собрания, а секретарь совета - открытым голосованием на организационном заседании совета офицерского собрания. Казначея назначает председатель офицерского собрания из числа членов совета офицерского собрания.

Для ведения текущей работы на общем собрании членов офицерского собрания войсковой части (гарнизона) тайным голосованием избирается совет офицерского собрания сроком на два года. Численность совета офицерского собрания должна определяться путем голосования, исходя из общего количества членов офицерского собрания, но не более 10 - 12% от численности офицеров воинской части.

При проведении выборов в совет офицерского собрания может быть выдвинуто несколько кандидатов на одно место. Избранным считается офицер, получивший на выборах наибольшее количество, но не менее половины голосов офицеров, участвующих в общем собрании. Общее собрание может при необходимости вывести из состава совета любого из его членов, а также произвести довыборы в совет другого члена офицерского собрания. Решение о выводе из состава совета считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов офицерского собрания.

Для участия в работе совета офицерского собрания могут приглашаться председатель постоянно действующей аттестационной комиссии, другие должностные лица - военнослужащие, председатель товарищеского суда чести офицеров, а также представители других общественных организаций и комиссий. На заседании совета офицерского собрания при обсуждении любых вопросов могут участвовать члены офицерского собрания с правом совещательного голоса. Допускается совместное заседание совета офицерского собрания с другими общественными организациями.


Статья 5. Членами офицерского собрания являются все офицеры данной воинской части (гарнизона). По решению совета офицерского собрания в число членов собрания могут быть зачислены офицеры, уволенные в запас (отставку) с правом ношения военной формы одежды и работающие в воинской части.


Статья 6. На мероприятия, проводимые офицерским собранием, могут приглашаться гости: офицеры, не являющиеся членами офицерского собрания, прапорщики, мичманы, слушатели и курсанты военно - учебных заведений (в период прохождения практики и стажировки в частях), военнослужащие сверхсрочной службы, члены семей офицеров, гражданский персонал армии и флота, представители государственных органов, общественных организаций, предприятий промышленности, сельского хозяйства, научных учреждений, учебных заведений и другие граждане. Порядок приглашения определяется советом офицерского собрания.


Статья 7. Для функционирования офицерских собраний могут быть использованы Дома офицеров и офицерские клубы, а в гарнизонах и воинских частях, где их нет, специально выделенные командованием помещения, обеспеченные необходимым имуществом и средствами связи. У входа в помещение, отведенное для этой цели, крепится доска с надписью "Офицерское собрание". В каждом офицерском собрании должна быть оборудована комната совета офицерского собрания, определен утвержденный председателем офицерского собрания распорядок работы совета и время приема членов собрания по личным вопросам.


Статья 8. Работа офицерского собрания проводится в обстановке широкой гласности, доброжелательности, способствующей открытому обмену мнениями, обеспечению взаимной ответственности и уважения во взаимоотношениях между всеми офицерами.

В повседневной жизни члены офицерского собрания должны возрождать такие понятия, как "слово офицера" и "честь имею". Нарушение обязательств, взятых офицером и скрепленных в моральном и нравственном отношениях фразой "слово офицера", подлежит рассмотрению в офицерском собрании как нарушение офицерской этики и подрыв чести офицера. Допускается при расставании офицеров друг с другом наряду с общепринятыми формами приветствия историческое обращение "честь имею".

II. ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ

Статья 9. Офицерское собрание постоянно занимается воспитанием офицеров в духе преданности России и ее народу, бескорыстного и безупречного исполнения воинского долга, высокой ответственности за постоянную готовность к защите Отечества.

Важными направлениями работы офицерского собрания являются формирование в офицерском коллективе взаимоотношений, основанных на соблюдении офицерской чести и достоинства, возрождение лучших традиций российских офицеров, воспитание высоких нравственных качеств, повышение общей и военной культуры, обеспечение защищенности офицеров от грубости, произвола и социальной несправедливости, рассмотрение и решение материально - бытовых вопросов и организации культурного досуга офицеров и членов их семей.


Статья 10. Офицерское собрание обеспечивает участие офицеров в военно - патриотическом воспитании молодежи и пропаганде среди них офицерской профессии, ратных подвигов народов России в боях с иноземными захватчиками.

Для конкретной и целенаправленной работы по военно - патриотическому воспитанию молодежи при офицерских собраниях гарнизонов (воинских частей) могут создаваться клубы - союзы по работе с молодежью.


Статья 11. На общем собрании членов офицерского собрания или заседании совета могут обсуждаться следующие вопросы:

О чести и достоинстве офицеров, воспитании у них чувства дружбы, товарищества, любви к профессии офицера, скромности, а также взаимной взыскательности и требовательности, близости к подчиненным;

Случаи недостойного поведения офицера;

Конфликтные ситуации между офицерами, случаи нанесения оскорблений;

Об оказании помощи офицерам в подготовке к поступлению в военно - учебные заведения;

О представлении к присвоению почетных званий;

Об оказании материальной помощи офицерам и членам их семей;

О расходовании финансовых средств из денежного фонда офицерского собрания;

Заслушивание информации председателя собрания (совета) о реализации предложений, критических замечаний, высказанных на собрании (совете), а также о поведении офицеров, в отношении которых офицерским собранием были приняты меры воздействия.


Статья 12. За совершенные проступки офицерским собранием к офицерам могут быть применены меры общественного воздействия:

Товарищеское предупреждение;

Вынесение решения о принесении публичного извинения офицером, совершившим тот или иной проступок, перед офицерским собранием или лицом, которому нанесено оскорбление;

Предупреждение о неуважении Военной присяги.

За грубое нарушение офицерской этики и чести офицерское собрание вправе выразить недоверие офицеру и передать дело в товарищеский суд чести офицеров.


Статья 13. В офицерском собрании проводится чествование офицеров в связи с достигнутыми успехами в служебной деятельности, вручением государственных наград, присвоением почетных званий, повышением в должности, по случаю знаменательных событий в семейной жизни офицеров, торжественных проводов членов офицерского собрания к новому месту службы, в запас или отставку.


Статья 14. В офицерском собрании воспитывается культура быта, общения и поведения, рассматриваются вопросы материально - бытового и торгового обеспечения офицеров и членов их семей, оказания помощи вновь прибывшим в воинскую часть офицерам в их становлении, вхождении в коллектив, в обеспечении их и членов семей временным жильем, трудоустройстве жен офицеров и других членов семьи, организации коллективного досуга офицеров, членов их семей. В офицерском собрании с учетом пожелания его членов могут проводиться товарищеские обеды и вечера отдыха совместно с семьями и гостями.


Статья 15. По решению офицерского собрания может создаваться денежный фонд за счет взносов членов офицерского собрания. Размеры и порядок внесения взносов определяются на общем собрании членов офицерского собрания. Вопрос о денежном фонде офицерского собрания может быть оговорен в дополнительных правилах, где более полно должно быть раскрыто, из чего создается фонд и за счет каких источников пополняется, его хранение, расходование и отчетность.

Финансовые средства офицерского собрания могут использоваться:

Для проведения общественных и культурно - просветительных мероприятий;

Для оплаты официальных приемов в офицерском собрании;

Для оказания помощи многодетным семьям офицеров;

Для оказания помощи офицеру или его семье при несчастных случаях и по другим уважительным причинам.

Ответственность за правильное использование финансов офицерского собрания несут совет офицерского собрания и казначей.

При расформировании части или прекращении деятельности офицерского собрания сумма членских взносов распределяется между членами офицерского собрания пропорционально сроку их членства. При переводе офицера к новому месту службы решением общего собрания ему может быть оказана материальная помощь из денежного фонда офицерского собрания.

Статья 16. В практической деятельности совет офицерского собрания руководствуется настоящим Положением, решениями общего собрания членов офицерского собрания, а также предложениями офицеров, одобренными общим собранием.

Совет офицерского собрания:

Готовит и рассматривает вопросы, подлежащие обсуждению на общем собрании членов офицерского собрания, проводит в жизнь и осуществляет контроль за исполнением принятых офицерским собранием решений;

Проводит индивидуальную работу с членами офицерского собрания, приглашает офицеров на заседание совета для заслушивания их по конфликтным вопросам, о соблюдении чести и достоинства офицера;

Рассматривает на своих заседаниях письма, заявления, предложения, которые поступают в адрес офицерского собрания, осуществляет прием офицеров по личным вопросам;

Участвует в решении вопросов, связанных с предоставлением офицерам и их семьям путевок для лечения в санаториях, профилакториях, для отдыха в домах отдыха, пансионатах, на туристических базах, для экскурсионных поездок; а также с переводом к новому месту службы членов офицерского собрания по семейным обстоятельствам или болезни;

Совместно с женсоветом воинской части занимается вопросами укрепления морально - нравственной атмосферы в офицерских семьях, улучшения работы с детьми офицеров, оказания помощи родительским комитетам и педагогическим коллективам общеобразовательных школ в воспитании учащихся - детей военнослужащих, благоустройства офицерских общежитий и квартир офицеров, улучшения их бытовых и материальных условий жизни;

Привлекает офицеров к участию в благоустройстве жилых домов, территории военного городка, спортивных и детских площадок;

Вносит предложения по вопросам жилищно - бытового обеспечения, предоставления садовых и огородных участков и по другим специальным проблемам членов офицерского собрания;

Определяет и обсуждает меры по улучшению досуга и культурного обслуживания офицеров и членов их семей (при совете создается рабочая группа);

Поддерживает традиции воинских ритуалов, связанных с важными событиями в жизни офицеров;

Участвует в создании и работе комиссий, осуществляющих контроль за работой учреждений военной торговли, столовых и других объектов бытового назначения, обслуживающих данную воинскую часть, в целях улучшения условий обеспечения офицеров и членов их семей.


Статья 17. Совет офицерского собрания принимает решения открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих на заседании членов совета. Никто не имеет права оказывать давление на членов совета офицерского собрания при обсуждении вопросов, выносимых на совет, и принятии решения по ним. В случае серьезных разногласий между членами совета офицерского собрания вопрос выносится на решение общего собрания членов офицерского собрания.


Статья 18. По истечении срока своих полномочий совет офицерского собрания отчитывается о проделанной работе перед общим собранием членов офицерского собрания. На каждом собрании совет информирует членов офицерского собрания о своей работе, мерах по выполнению решений предыдущего собрания (заседания), реализации предложений, критических замечаний, высказанных офицерами. Заседания совета, как и общие собрания, оформляются протоколами, которые хранятся совместно с перепиской председателя офицерского собрания.

IV. ОБЯЗАННОСТИ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ, ЧЛЕНОВ ОФИЦЕРСКОГО СОБРАНИЯ

Статья 19. Председатель офицерского собрания:

Определяет дни и время проведения собрания;

Ведет переписку от имени офицерского собрания;

Участвует в разработке планов работы офицерского собрания и организует работу по их выполнению;

Постоянно изучает запросы, нужды и настроение офицерской общественности;

Организует подготовку и проведение заседаний совета офицерского собрания для обсуждения текущих вопросов, касающихся деятельности офицерского собрания;

Совместно с членами совета проводит целенаправленную работу по реализации решений, принятых на общих собраниях членов офицерского собрания и заседаниях совета, и обеспечивает их безусловное выполнение всеми членами офицерского собрания;

Обеспечивает проведение культурно - воспитательных мероприятий в офицерском собрании;

Проводит индивидуальные беседы с членами офицерского собрания, интересуется их нуждами, запросами и пожеланиями по совершенствованию работы офицерского собрания;

Постоянно вникает в вопросы материального, медицинского, торгово - бытового обеспечения и культурного обслуживания офицеров и членов их семей;

Принимает меры по улучшению и развитию материальной базы офицерского собрания (комнаты отдыха, клубы, залы в столовой и т.д.);

Организует контроль за расходованием денежных средств офицерского собрания;

Проводит при необходимости внеплановые заседания совета офицерского собрания.


Статья 20. Председатель совета организует работу совета и оказывает помощь председателю офицерского собрания в проведении мероприятий и выполнении всех задач, решаемых офицерским собранием, а при отсутствии председателя офицерского собрания пользуется в полном объеме его правами, предусмотренными статьей 19 настоящего Положения.


Статья 21. Член офицерского собрания обязан:

Дорожить своей принадлежностью к офицерскому собранию, заботиться и всемерно поддерживать его авторитет;

Участвовать во всех мероприятиях, проводимых офицерским собранием, безусловно выполнять его решения и поручения совета офицерского собрания;

Всемерно содействовать созданию в офицерском коллективе обстановки взаимного уважения, товарищества, бережного отношения к авторитету каждого офицера, воспитанию чувства уважения к старшим, близости к своим подчиненным и всемерной заботы о них;

Оказывать помощь командованию и совету офицерского собрания в укреплении коллективизма, товарищества и взаимовыручки среди офицеров и членов их семей, искоренении негативных явлений в офицерской среде;

Постоянно заботиться о создании крепкой и здоровой семьи, воспитании детей, оказывать помощь педагогическим коллективам и родительским комитетам общеобразовательных школ в обучении и воспитании школьников.

Члены офицерского собрания принимают участие в создании и совершенствовании базы культурно - просветительных учреждении, спортивных сооружений, других мест организованного отдыха офицеров и членов их семей. В добровольном порядке они могут сдавать в культурный фонд офицерского собрания произведения литературы и искусства, личные произведения самодеятельного творчества, коллекции.


Статья 22. Член офицерского собрания имеет право:

Вносить и отстаивать собственные предложения, добиваться выполнения решения общего собрания членов офицерского собрания и его совета;

Обращаться с просьбами и предложениями в совет офицерского собрания и получать ответ по существу;

Участвовать в культурно - просветительной работе и других видах деятельности офицерского собрания в соответствии со своими желаниями и способностями;

Присутствовать на заседаниях совета офицерского собрания, когда рассматриваются поданные им заявления, жалобы, просьбы;

Пользоваться защитой и поддержкой офицерского собрания при ущемлении законных интересов в вопросах прохождения службы и жизни и в случаях нарушения социально - экономических прав, унижения его чести и достоинства как офицера и гражданина;

Приглашать с разрешения совета офицерского собрания на проводимые культурно - просветительные мероприятия членов своей семьи, родственников и друзей.


Статья 23. Офицерское собрание при необходимости может разрабатывать и утверждать на общем собрании членов офицерского собрания дополнительные правила, не противоречащие целям и принципам настоящего Положения, но более подробно раскрывающие деятельность офицерского собрания в зависимости от дислокации, средств, условий, специфики деятельности воинской части и других причин.


Заместитель Министра обороны
Российской Федерации,
генерал - полковник
В.МИРОНОВ

Как уже было сказано, в настоящее время деятельность офицерских собраний регламентируется «Положением об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации», введенном в действие приказом министра обороны РФ № 435 от 23 декабря 2004 г.

Оно определяет, что собрания могут создаваться в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, численность офицеров которых не менее 10; если она меньше, разрешается создать объединенное офицерское собрание гарнизона.

На собраниях могут присутствовать все офицеры воинской части. Каждый имеет право выступать на заседаниях по существу обсуждаемых вопросов. Важно подчеркнуть, что не допускается обсуждение приказов и распоряжений командиров (начальников).

В Положении определены места размещения собрания и информационного стенда; полномочия офицерских собраний, меры общественного воздействия и организация работы.

При необходимости разрешается утверждать дополнительные правила отдельных собраний, не противоречащие целям и принципам Положения, определяющим специфику их деятельности.

Для функционирования офицерских собраний используются Дома офицеров и офицерские клубы, а в случае их отсутствия в гарнизонах и воинских частях - специально выделенные командованием помещения. У входа в помещение, отведенное для этой цели, крепится табличка с надписью «Офицерское собрание». Распорядок работы и другие сведения о работе офицерского собрания вывешиваются на информа

5. Офицер - руководитель процесса обучения и воспитания 433

ционном стенде. Место размещения информационного стенда определяется решением командира воинской части (начальника гарнизона).

Заседания правомочны при условии присутствия на них не менее 2/3 участников - членов офицерского собрания. Его возглавляет председатель. Председателем офицерского собрания является командир воинской части, а в объединенном офицерском собрании - один из командиров воинских частей.

При этом председатель определяет дни и время проведения собрания; утверждает планы его работы и организует их выполнение; направляет деятельность офицерского собрания на сплочение коллектива офицеров; проводит целенаправленную работу по реализации решений, принятых на заседаниях; организует проведение культурно-воспитательных мероприятий офицерского собрания; проводит внеплановые заседания.

Для организации деятельности офицерского собрания создается его совет, состав которого не должен превышать 10% от общего числа членов. Совет избирается сроком на два года из числа наиболее подготовленных и авторитетных офицеров.

Офицерские собрания на своих заседаниях из числа тех, кто вошел в совет, избирают тайным голосованием председателя и секретаря совета офицерского собрания. Все заседания оформляются протоколами. Они подписываются председателем и секретарем совета офицерского собрания.

Впервые в регламенте работы офицерского собрания выделяется форма общественного воспитания - осуждения проступков офицеров. При этом офицерские собрания могут применять следующие меры общественного воздействия: предупреждение, объявление офицерского осуждения, вынесение решения о принесении публичного извинения.

Таким образом, деятельность офицерских собраний призвана способствовать целенаправленному воспитанию и развитию личности офицеров, предполагающих не только успешное выполнение служебных обязанностей, но и освоение общей культуры, традиций и ценностей офицерского корпуса, а также норм современного общества.