Пожарная безопасность в детском образовательном учреждении (детском саду, школе). Противопожарная защита объектов социального назначения Памятка о порядке действий руководителя и работников образовательного учреждения в случае возникновения пожара

Здание универсального магазина расположено по адресу: Пермский край, Частинский район, с. Частые, ул. Ленина, 41 в радиусе обслуживания действующего пожарного подразделения (расстояние до ближайшей пожарной части 0,5 км).

Расположение здания на участке обеспечивает доступ пожарных подразделений в помещения, имеется возможность установки пожарной автолестницы.

Противопожарные разрывы между существующими зданиями соответствуют нормативным.

Здание двухэтажное (2-й этаж мансардный)

Степень огнестойкости – 3.

Класс конструктивной пожарной опасности – С1.

Класс функциональной пожарной опасности – Ф3.1, Ф4.3.

Время нахождения людей в здании – с 08-00 до 23-00.

Расчетное количество людей на объекте в среднем 259 человек, из них 239 покупателей и 20 сотрудников.

В здании предусмотрены следующие системы пожарной защиты:

Автоматическая система пожарной сигнализации;

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2 типа;

Огнезащитная обработка деревянных конструкций здания (обработаны огнезащитным составом конструкции мансарды и крепления облицовочных панелей наружных стен здания).

Строительные материалы, применяемые для отделки и облицовки строительных конструкций, не горючие или с допускаемыми характеристиками по горючести, воспламеняемости, распространению пламени, дымообразующей способности и токсичности при горении.

Здание магазина двухэтажное, прямоугольное с размерами в плане 13,47*43,40, каркасное, с самонесущими стенами, выполненными из мелких легкобетонных блоков, двухпролетное, размерами пролётов 6,0 м. Высота 1-го этажа 4,52 метра, второй этаж выполнен мансардным с максимальной высотой помещения 2,5 метра. Фундаменты – сборно – монолитные железобетонные стаканного типа, наружные и внутренние стены – смешанные, пеноблочные, дощаные с утеплителем. Перекрытия- плиты сборные железобетонные ребристые. Кровля покрыта металлочерепицей МЧ – 49 по дощатой обрешетке. Полы утепленные по грунту, покрытие – керамическая плитка. Лестница - металлическая сетка ступени по металлическим косоурам.

Центральное отопление осуществляется газовой котельной. Электроснабжение 220-380 В.(скрытая проводка под облицовкой стен из декоративной панели МДФ по деревянному бруску, освещение – под подвесным потолком), водоснабжение центральное, канализация центральная. Вентиляция приточно – вытяжная.

Облицовка внешних поверхностей наружных стен здания, выполнена из горючих материалов. Под облицовкой внешних поверхностей внутренних стен здания применены деревянные бруски, что способствует скрытому горению. Предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа менее R 45. Не обеспечен предел распространения огня несущих деревянных конструкций. Данные подтверждающие исполнение перекрытия, отделяющего мансардный этаж от первого этажа (с пределом огнестойкости не менее REI 60) отсутствуют. В перекрытии между первым и мансардным этажом, между стенами и перекрытием проемы (отверстия) не заделаны огнестойким материалом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость.

Наличие и состояние систем противопожарной защиты объекта (АПС, АПТ, внутреннее и наружное противопожарное водоснабжение, первичные средства пожаротушения): в здании предусмотрены следующие системы пожарной безопасности: АПС, система оповещения и управления эвакуации людей при пожаре 2 типа, огнезащитная обработка деревянных конструкции здания (обработаны огнезащитным составом конструкции мансарды). На расстоянии 50 м. от дома находится пожарный гидрант. Данных гидрант находятся в исправном состоянии. Водопровод кольцевой, диаметр 150 мм, давление в сети 3 атмосферы. Противопожарное водоснабжение нормативным требованиям пожарной безопасности – соответствует. Пожарные водоёмы, пирсы – отсутствуют (не требуются). Внутренний противопожарный водопровод не требуется.

2.2 Анализ противопожарного состояния объекта

В 22 ОНД по Частинскому и Большесосновскому муниципальным районам УНД ГУ МЧС России по Пермскому краю было подготовлено консультационное письмо от 04.12.2008 г. по оценке соответствия построенного универсального магазина «Теремок» по адресу: Пермский край, Частинский район, с. Частые, ул. Ленина, 41 на соответствие требованиям и нормам пожарной безопасности.

По результатам оценки выявлены следующие нарушения противопожарного характера:

1. Облицовка внешних поверхностей наружных стен здания, выполнена из горючих материалов;

2. Под облицовкой внешних поверхностей наружных и внутренних стен здания применены деревянные бруски, что способствует скрытому горению (применены деревянные конструкции без соответствующей огнезащиты).;

3. Предел огнестойкости несущих строительных конструкций мансардного этажа менее R 45. Не обеспечен 0-ой предел распространения огня несущих деревянных конструкций;

4. Не предоставлены подтверждающие данные по исполнению перекрытия, отделяющего мансардный этаж от первого этажа с пределом огнестойкости не менее REI 60;

5. В качестве эвакуационных выходов с мансардного этажа предусмотрены два выхода на лестницы 3-го типа (наружные открытые лестницы), что противоречит требованиям нормативных документов, один из эвакуационных выходов должен быть предусмотрен наружу через лестничную клетку;

6. Не завершены строительные работы по мансардному этажу (отсутствует АПС, СОУЭ, электропроводка проложена по временной схеме, эвакуационные выходы с этажа не соответствуют требованиям нормативных документов, не завершена отделка помещений и т.п);

7. На фасаде здания не вывешен указатель домового номерного знака, указатель о месте расположения ближайшего противопожарного водоснабжения отсутствует освещение в месте его установки;

8. На фасадах здания не вывешены указатели о местах расположения ближайших источников противопожарного водоснабжения, предназначенных для целей наружного пожаротушения объекта;

9. В торговом зале 1-го этажа под облицовкой стен, а также за подвесным потолком эксплуатируются временные участки электропроводки (имеются провисы);

10. В перекрытии между первым и мансардным этажом проемы (отверстия) не заделаны огнестойким материалом, обеспечивающим требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость;

11. Противопожарный разрыв до соседних деревянных зданий, строений менее 10 метров (9м 80 см. и 2 метра);

12. Двери из помещения электрощитовой выполнены из листового металла с пределом огнестойкости менее 0,6 часа (СНиП 2.08.02-89* п. 1.82);

13. Приемно-контрольный прибор установлен на конструкциях, изготовленных из горючих материалов. Приемно-контрольный прибор установлен в помещении охранника, которое расположено на мансардном этаже, при этом выход наружу из помещения охранника выполнен через коридор;

14. В помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, где установлен приемно-контрольный прибор, не выполнено аварийное освещение;

15. У приемно-контрольного прибора не вывешена инструкция по действиям персонала при срабатывании автоматической пожарной сигнализации;

16. Не проведено комплексное опробование систем автоматической противопожарной защиты здания в присутствии сотрудника ГПН;

17. На дверях производственных и складских помещений не указана категория по взрывопожарной опасности и класс зон в соответствии с ПУЭ;

18.Не предусмотрено автоматическое отключение систем принудительного общеобменика вентиляции при срабатывании автоматической пожарной сигнализации;

19. Внутренние поверхности стен встроенной котельной не окрашены влагостойкими красками;

20. В котельной предусмотреть аварийное освещение;

21. На газовый котел не предоставлен сертификат соответствия требованиям российских норм и стандартов;

22. На газовый котел, вспомогательное оборудование, приборы и средства контроля не предоставлен паспорт, инструкции по монтажу, накладке и эксплуатации, гарантийные обязательства, адреса сервисной службы;

2.3 Расчет пожарных рисков

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безо­пасность объекта защиты будет обеспеченной:

Если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопас­ности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

Пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоя­щим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 79 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.08 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» индивидуаль­ный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наибо­лее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке. Риск гибели людей в результате воздействия опасных факторов пожара должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.

Согласно существующим техническим решениям на объекте рассмотрены сле­дующие сценарии развития пожара:

1. Пожар на первом этаже в помещении склада. Возгорание пожарной нагрузки в результате короткого замыкания, нарушение правил эксплуатации элек­трооборудования, неосторожного обращения с огнем и пр. В общем случае частота реализации составляет 0,0203.

2. Пожар в помещении на мансарде. Возгорание пожарной нагрузки в резуль­тате короткого замыкания, нарушение правил эксплуатации электрооборудо­вания, неосторожного обращения с огнем и пр. В общем случае частота реа­лизации составляет 0,0203.

Для объективной оценки объекта проведем расчет пожарного риска по мето­дике определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной АП

Метод устанавливает порядок расчета индивидуального пожарного риска для персонала и посетителей общественных зданий. Численным выражением инди­видуального пожарного риска является частота воздействия Q B опасных факторов пожара (ОФП) на человека, находящегося в общественном здании.

Расчет проведен на основании следующих исходных данных:

Вероятность пожара (Qп) - 0,0203, определяется на основании статистических данных;

К АП – 0,9, коэффициент, учитывающий соответствие АУП требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

T функц – 15, время нахождения людей в здании, в часах;

Р ПР – 0,625, вероятность присутствия людей в здании;

Р Э – 0,999, вероятность эвакуации людей;

К П.З. – 0,8704, коэффициент, учитывающий соответствие системы противопожарной защиты, направленной на обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

К ОБН – 0,8, коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

К СОУЭ – 0,8, коэффициент, учитывающий соответствие системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

К ПДЗ – 0,8, коэффициент, учитывающий соответствие системы противодымной защиты, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Таблица 2.1 - Результаты расчета в помещении склада на первом этаже

Параметры

Значение

Тип учреждения

Вероятность пожара

0,0203

0,625

Время блокирования, сек.

P э

0,999

Q в

0,1644*10 -6

Таблица 2.2 - Результаты расчета в помещении на мансарде

Параметры

Значение

Тип учреждения

Предприятия розничной торговли: универмаги; промтоварные магазины; универсамы, продовольственные магазины; магазины смешанных товаров; аптеки, аптечные ларьки; прочие здания торговли

Вероятность пожара

0,0203

Вероятность присутствия людей

0,625

Время начала эвакуации, сек.

Расчетное время эвакуации, сек.

Время существования скопления, сек.

Время блокирования, сек.

P э

0,999

Q в

0,1644*10 -6

Расчетным путем, для помещений объекта величина индивидуального пожар­ного риска составляет Q B 1 = 0,1644* 10 -6 год -1 .

Соответственно пожарная безопасность на рассматриваемом объекте считается обеспеченной.

Вывод: проанализировав пожарное состояние объекта защиты до пожара, приходим к выводу, что на объекте защиты были допущены грубые нарушения пожарной безопасности, которые в будущем способствовали развитию пожара. Также были проверены данные для расчета индивидуального пожарного риска. В ходе проверки пришли к выводу, что индивидуальный пожарный риск не превышает нормы и составляет Q B 1 = 0,1644* 10 -6 год -1 .

Детские сады и школы - недопу щение пожаров на таких объектах это весьма важная задача, к реализации которой необходимо подойти со всей ответственностью.

К сожалению, сотрудники, назначаемые ответственными за обеспечение пожарной безопасности детских садов и школ, как правило, не имеют специального пожарного образования и совмещают несколько должностей, а обучения по программе пожарно-технического минимума не достаточно, чтобы рассмотреть все вопросы. Поэтому, в данной статье постараемся дать практические рекомендации, рассмотреть максимально подробно все необходимые вопросы и наиболее часто встречающиеся недостатки.

Итак, обеспечение пожарной безопасности образовательного учреждения начинается с назначения Приказом по учреждению . Обычно эти обязанности возлагают по совместительству на заместителя по административно-хозяйственной части. При этом, руководитель учреждения должен не отстранятся от выполнения задач по обеспечению пожарной безопасности, а постоянно контролировать все мероприятия, выполняемые в учреждении.

Лицу, назначенному за обеспечение пожарной безопасности (далее - Ответственный), прежде всего необходимо по программе пожарно-технического минимума в соответствующем образовательном центре.

Работу на объекте необходимо начинать с приведения в порядок всей документации , касающейся пожарной безопасности. Для упорядочивания документации рекомендуем завести несколько папок-регистраторов:

1. Для хранения организационной документации (инструкции, приказы, графики, журналы и т.п.);

В документацию входят следующие документы:

  • Декларация пожарной безопасности;
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности на объекте;
  • Инструкция о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения;
  • проведения противопожарного инструктажа;
  • Удостоверения о прохождении обучения по программе Пожарно-технического минимума;
  • Протокол проверки знаний требований пожарной безопасности всех работников организации;
  • Приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
  • Приказ о создании пожарно-технической комиссии (не обязательно);
  • Приказ о назначении лица, ответственного за пожарную безопасность на объекте;
  • Инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время;
  • Инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, 1 раза в полугодие - практические тренировки;
  • Приказ о запрете курения;
  • Журнал проверки работоспособности задвижек с электроприводом и пожарных насосов-повысителей;
  • Инструкция о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта;
  • Журнал учета наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения

2. Для хранения исполнительной документации на системы пожарной автоматики, протоколов и актов выполненных работ по пожарной безопасности, сертификатов и паспортов на первичные средства тушения пожара, средства противопожарной защиты, противопожарные двери и т.п.;

К таким документам относятся:

  • Расчеты по определению категорий помещений складского и производственного назначения по взрывопожарной и пожарной опасности, относящихся к категории «В» (при наличии);
  • Акты проведения огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли зданий, сертификат на огнезащитный состав, лицензия организации, выполнявшей работы;
  • Акты проверки качества огнезащитной обработки;
  • Акты проведения обследование целостности конструкций наружных пожарных лестниц и ограждений кровли зданий;
  • Акты проведения эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли зданий;
  • Акты проверки устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения вентиляции при пожаре;
  • График и акты проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов, жировых отложений в кухнях;
  • Акты о проверке исправности сетей противопожарного водопровода (пожарных кранов и гидрантов);
  • Акты проверки систем противопожарной защиты - АПС, АУПТ, противодымная защита, водоснабжение, п/пожарные двери и т.п.;
  • Договор на ежемесячное техническое обслуживание систем пожарной безопасности с лицензированной организацией;
  • Исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта;
  • Годовой план-график проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания;
  • Сертификаты на первичные средства пожаротушения;
  • Сертификаты и паспорта, акты монтажа противопожарных дверей, люков. Сертификаты на противопожарную пену (если использовалась), лицензия монтажной организации

3. Для хранения актов проверок, предписаний и переписки с контролирующими органами по пожарной безопасности.

Также Ответственному рекомендуем обзавестись и изучать нормативную документацию (с последними изменениями):

  • Федеральный закон № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности»;
  • Федеральный закон № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
  • Постановление Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 г. «О противопожарном режиме», утверждающее Правила противопожарного режима в РФ;
  • Своды правил по пожарной безопасности (СП 1 - 12)

Следующим этапом является проведение Ответственным лицом инструктажей и всех работников учреждения. При этом заполняется и составляется п ротокол проверки знаний требований пожарной безопасности.

В процессе работы, Ответственным лицом проводятся периодические осмотры систем противопожарной защиты, первичных средств пожаротушения, путей эвакуации на предмет их наличия, доступности и исправности.

Эксплуатация систем, периодичность выполнения работ, проверок и осмотров

Ответственным лицом проводится самостоятельно - первоначальная проверка при вводе в эксплуатацию и ежеквартальная проверка. проводится - ежегодная проверка (переосвидетельствование) и перезарядка (раз в пять лет ). .

Пожарные краны и гидранты

Проверяется правильность установки и обозначения пожарных шкафов согласно .

Необходимо обеспечивать доступность пожарных кранов и уличных гидрантов. Самостоятельно или с привлечением подрядчиков проводится - очистка гидрантов от снега и льда, утепление гидрантов, перекатка пожарных рукавов на новую скатку (ежегодно ). С привлечением лицензированной организации проводится противопожарного водопровода и гидрантов на водоотдачу - два раза в год (весной и осенью) .

Следует отметить, что в общественных зданиях (в т.ч. детских садах) объемом менее 5000 м 3 , в школах допускается не предусматривать внутренний противопожарный водопровод.

При отсутствии пожарных гидрантов в радиусе 100 м, на территории учреждения размещают .

У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним , должны быть установлены соответствующие (объемные со светильником или плоские, выполненные с ис пользованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Планы эвакуации

В детских садах и школах должны быть фотолюминесцентные планы эвакуации, их число обычно соответствует количеству эвакуационных выходов. Проверяется наличие планов, соответствие места фактического размещения с указанным на плане, освещенность места размещения, ГОСТ Р 12.2.143-2009. Е жемесячно п роводится контроль качества их функционирования (включая контроль относительной яркости свечения) .

Контроль относительной яркости свечения проводят визуально сравнением яркости свечения элемента с яркостью свечения контрольного (эталонного) образца через 10 и 60 мин после отключения источников освещения с учетом адаптации органа зрения к условиям темноты.

Ограждения кровли, лестниц и пожарные лестницы

Наружные пожарные лестницы и ограждения кровли зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не менее одного раза в год необходимо проводить обследование целостности конструкции с составлением акта по результатам проверки. Не реже одного раза в пять лет должны подвергаться . Испытания и ежегодное обследование должны проводить организации, имеющие обученный персонал, аттестованное испытательное оборудование и измерительный инструмент с результатами его поверок (лицензия не требуется).

Наружные пожарные лестницы следует располагать на расстоянии между ними не более 150 м по периметру зданий.

Не допускается обрезать вертикальные пожарные лестницы на высоту более 1,5 м от уровня земли до низа лестницы. При этом допускается нижнюю часть наружных вертикальных пожарных лестниц закрывать легкоснимаемыми щитами на высоту не более 2,5 м от уровня земли.

Высота ограждений лестниц, используемых детьми, должна быть не менее 1,2 м , а в дошкольных учреждениях для детей с нарушением умственного развития — 1,8 или 1,5 м при сплошном ограж дении сеткой.

В ограждении лестниц вертикальные элементы должны иметь просвет не более 0,1 м (горизонтальные членения в ограждениях не допускаются); высота ограждения крылец при подъеме на три и более ступеньки должна быть не менее 0,8 м.

Содержание чердачных помещений

Не допускается складирование на чердаках каких-либо материалов, предметов, а также устройство производственных помещений, мастерских. Двери, люки выхода на чердак из внутренних помещений должны выполняться противопожарными , размер люка не менее 0,6 х 0,8 м, двери - 0,75 х 1,5 м.

​Сгораемые конструкции (балки, обрешетка и т.п.) кровли здания должны быть обработаны огнезащитными составами . Для привлекают лицензированную организацию. Кроме того, должна осуществляться проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

Высота прохода на чердаке в свету вдоль всего здания должна быть не менее 1,6 м, а ширина этих проходов не менее 1,2 м.

Содержание подвальных помещений

Не допустимо размещение в подвальных этажах - детских дошкольных учреждений, спальных корпусов школ-интернатов и других детских учреждений.

В подвальных и цокольных этажах не допускается хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, целлулоид и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы.

В подвальных помещениях с одним эвакуационным выходом не допускается одновременное пребывание более 6 человек.

Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и посторонних предметов.

В случае, если подвал или цокольный этаж в целом используется как технический этаж, в нем допускается размещение помещений технического назначения без отделения их противопожарными дверями. В том случае, если в подвале присутствуют помещения иного назначения, то все помещения необходимо выгораживать противопожарными перегородками с устройством противопожарных дверей.

Помещения складского назначения, расположенные в подвальных и цокольных этажах необходимо оборудовать установкой автоматического пожаротушения.

Пути эвакуации и эвакуационные выходы

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов необходимо обеспечить соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Из помещений, этажей зданий для летнего детского отдыха, зданий детских дошкольных учреждений предусматривается не менее 2 эвакуационных выходов .

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа .

Не допускается размещать детей в мансардных помещениях деревянных зданий, более 50 детей в деревянных зданиях и зданиях из других горючих материалов.

Запрещется:

  • снимать двери эвакуационных выходов из коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации;
  • загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;
  • устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы;
  • устраивать в тамбурах выходов сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы
  • устанавливать в лестничных клетках внешние блоки кондиционеров;
  • одновременное пребывание более 50 человек в помещениях с одним эвакуационным выходом;
  • фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
  • изменять направление открывания дверей.

Ковры и другие покрытия полов в детских образовательных учреждениях, на путях эвакуации должны надежно крепиться к полу . При этом не стоит забывать об ограничении применения горючих материалов на путях эвакуации.

При расстановке в помещениях, кабинетах, группах и других помещениях мебели, игровых комплексов и какого-либо оборудования, необходимо обеспечить наличие проходов к путям эвакуации и эвакуационным выходам.

Для обеспечения эвакуации в темное время суток при отключении электричества, должно быть наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 на 50 человек. Эвакуационное освещение (при наличии) должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.

Содержание электрооборудования

Как показывают результаты анализа пожаров, одной из наиболее распространенных причин возникновения пожаров является ненадлежащее содержание электрооборудования .

При эксплуатации электрохозяйства запрещается :

Технические помещения

Электрощитовые

Помещения электрощитовых не должны располагаться под помещениями с мокрыми процессами (санузлы, душевые, кухни и т.п.).

Двери электрощитовых помещений должны открываться наружу, а также выполняться противопожарными . В случае, если дверь выходит на улицу, делать ее противопожарной не требуется.

В помещении электрощитовой, чтобы не скапливалась влага, должна быть предусмотрена естественная вентиляция , а также электрическое освещение и отопление, обеспечивающее температуру не ниже +5 ° С.

Не допускается хранение каких-либо сгораемых материалов, организация рабочих мест, мастерских и т.п. Запрещается в электрощитах использовать самодельные, нестандартные плавкие вставки (предохранители).

Электрощитовые оборудуют комплектом диэлектрических инструментов, углекислотным огнетушителем.

В случае, если электрощитки размещаются вне специальных помещений, необходимо обеспечить следующие мероприятия:

  • устройства должны быть расположены в удобных и доступных для обслуживания местах;
  • пункты и щитки устанавливают в нишах, ящиках или закрывают кожухами;
  • пункты и щитки не должны иметь открытых неизолированных токоведущих частей;
  • устройства размещают на расстоянии не менее 0,5 м от трубопроводов.

Водомерный узел


Самое основное в водомерном узле - это то, как запитаны сети противопожарного водоснабжения. В связи с требованиями по установке счетчиков воды, зачастую забывают о сети пожарных гидрантов, а именно: с целью экономии ставят водомер проходным диаметром меньше чем основная труба. Что получается в итоге - через водомер не проходит нужное количество воды и пожарный водопровод по сути становятся лишь декорацией.

По требованиям пожарных норм, счетчик воды должен быть расчитан на пропуск противопожарного расхода воды, либо предусматривается обводная линия с задвижкой, опломбированной в закрытом положении. Такая задвижка обязательно должна быть с электроприводом , никто же при пожаре не побежит в подвал открывать задвижку вручную - это долго и слишком опасно. Открывание задвижки предусматривается автоматически от кнопок, установленных у пожарных кранов, или от устройств противопожарной автоматики (систем пожарной сигнализации, пожаротушения).

Необходимо также обеспечить исправное состояние и проведение периодических (не реже 2 раз в год) проверок работоспособности задвижки, с занесением в даты проверки и описания технического состояния.

Новое время требует нового подхода к безопасности школ, больниц, интернатов и домов престарелых

После нескольких громких пожаров на территории Российской Федерации, жертвами которых стали старики и дети, вопрос противопожарной защиты объектов социального назначения стоит очень остро. С одной стороны - сами по себе объекты весьма дороги в содержании, и без усиления мер пожарной безопасности. С другой стороны - человеческая жизнь является ценностью невосполнимой. О том, как сегодня обстоит ситуация с объектами социального назначения и их защитой, наш разговор с Алексеем Белокобыльским, научным сотрудником Краснодарского филиала ФГБУ ВНИИПО МЧС России.


Маломобильные группы и старая планировка


- Алексей, что можно отнести, к объектам социального назначения и какие трудности связаны с этими объектами?
- К объектам социального назначения следует отнести учреждения социальной защиты граждан, здравоохранения, образовательные и дошкольные учреждения.
Принципиальное их отличие от других объектов - массовое пребывание в них людей, в том числе так называемых маломобильных групп граждан - стариков и инвалидов. Так вот, с маломобильными группами населения, как правило, возникают трудности при эвакуации, так как для них требуется более длительное время для выхода из здания или в безопасную зону, нежели на других объектах защиты. Похожая ситуация и с детскими учреждениями, где дополнительными факторами служат психологические особенности поведения детей и подростков в экстремальных ситуациях, таких как пожар.

Необходимо учитывать и тот факт, что зачастую социально значимые объекты находятся в старом фонде. Реконструкция или капитальный ремонт этих зданий проходит достаточно медленно, что обуславливается нехваткой финансирования как из местных, так и из федерального бюджетов. Кроме этого, мы часто сталкиваемся с проблемой, когда объекты социального назначения размещаются в тех зданиях, которые изначально имели другое функциональное назначение. То есть детские сады, школы, дома престарелых и другие подобные учреждения могут размещаться в зданиях бывших досуговых учреждений (клубов, домов культуры и прочих), а там, как вы понимаете, планировочные решения предназначались для совсем иных целей. В данных зданиях несколько иные требования к параметрам путей эвакуации, размещению помещений в объеме здания, их функциональному назначению и т. д.
Те нормативные документы, которые регламентируют пожарную безопасность сегодня, я имею в виду наиболее свежие документы - Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Своды правил, национальные стандарты, СНиПы в актуализированной редакции, уделяют более пристальное внимание этим объектам. К сожалению, жестко нормируемыми требованиями учесть все варианты размещения и функционирования социальных объектов невозможно. В соответствие с положениями статьи 78 «Технического регламент о требованиях пожарной безопасности» механизм специальных технических условий (СТУ) фактически применим для объектов, «для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности». Для большинства же объектов социальной сферы существуют требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Я думаю, что одним из выходов по данной проблеме могла бы послужить разработка и выпуск сборников типовых компенсирующих мероприятий, технических решений, которые позволят привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности объекты социального назначения.
И все же стоит отметить, что в последние годы наблюдаются положительные тенденции в вопросах реконструкции, ремонта и технического оснащения социальных объектов, в том числе и в области пожарной безопасности. Огромное значение на динамику этого процесса оказывает федеральная целевая программа «Пожарная безопасность» и региональные целевые программы в этой области.
- Согласно проекту изменений в методику расчета общественных зданий, планируется исключить подобные объекты из методики. Как вы считаете, это правильно?
- Да, действительно, проект такой есть. Я затрудняюсь давать оценки правильности или неправильности подобных изменений. Но вопросы возникают автоматически. Какая стоит задача? То ли вообще не заниматься расчетами рисков для этих объектов и приводить эти объекты в полное соответствие с нормами? Либо будет разработана самостоятельная методика оценки рисков для данных учреждений, а именно класса функциональной пожарной опасности Ф1.1? Пока этот вопрос остается открытым.
Если брать повседневную практику, то совершенно ясно, что в ближайшее время полностью привести в соответствие с нормативными документами по пожарной безопасности данные объекты не представляется возможным. Возьмем, для примера, интернаты и дома престарелых. Не погрешу против истины, если скажу, что 70 - 80% этих объектов размещено в старом фонде. А есть и такие объекты, которые размещены в зданиях барачного типа с несущими деревянными конструкциями. Эти здания V степени огнестойкости - со всеми вытекающими из этого последствиями.
Массово переселить подобные объекты в современные, пожаробезопасные здания крайне затруднительно. Это системные проблемы, формировавшиеся многие десятилетия. А это значит, что их нужно в любом случае приводить в соответствие с требованиями норм.
Зачастую данные объекты не соответствуют не только современной нормативно-правовой базе в области пожарной безопасности, но и тем нормативным документам (в некоторых вопросах более либеральным), которые действовали до вступления в силу «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности».
Учитывая те подходы, которые заложены в методике, сегодня при правильном расчете, т. е. при выполнении расчетов в соответствии с методикой, получить положительные результаты по данным объектам практически невозможно. Вероятность эвакуации не обеспечивается. Одна из основных причин - время начала эвакуации для таких объектов. Этот параметр жестко закреплен методикой в нынешней редакции для зданий класса Ф1.1. Можно провести огромное количество расчетов, учитывая и дополнительные компенсирующие мероприятия, которые устанавливает методика, но результат будет неудовлетворительным. А как мы с вами понимаем, все перерасчеты стоят денег. Складывается ситуация, когда огромные суммы тратятся безрезультатно. Поэтому, я думаю, эти изменения уже очень необходимы. Остаются только вопросы: когда данные изменения вступят в силу? И как поступать с объектами класса Ф1.1 далее?
Возможно и несколько другое развитие событий, при котором вероятность эвакуации обеспечивается, однако результаты расчета пожарных рисков получаются не удовлетворительными. Какими должны быть действия заказчика? Согласно методике, опять же необходимо проводить дополнительные противопожарные мероприятия, направленные на обеспечение безопасной эвакуации людей, с последующим повторным расчетом рисков. Все это влечет большие материальные затраты для объектов защиты. Предлагаемых дополнительных мероприятий зачастую оказывается недостаточно. И получается замкнутый круг. На расчеты и мероприятия потрачены огромные средства, а объект защиты как не соответствовал, так и не соответствует требованиям норм. Очевидно, что данная ситуация складывается по ряду причин. Это и отсутствие финансовых возможностей реализовать серьезные мероприятия, такие как устройство систем пожаротушения и дымоудаления, и недобросовестность организаций, проводящих расчеты по оценке пожарных рисков, и те системные нарушения, которые существуют на объектах.
Конечно, в рамках реализации целевых программ «Пожарная безопасность» многие социально значимые объекты были существенно доработаны в области противопожарной защиты, в том числе, за счет установки систем пожарной автоматики: сигнализации, оповещения и других мероприятий. Но, к сожалению, и этого не всегда достаточно.
Поэтому изменения в подходе к социально значимым объектам как в области оценки пожарных рисков, так и в части оснащения противопожарными инженерными системами актуальны, своевременны и необходимы.


Реальность систем автоматического пожаротушения


Алексей, тогда еще один вопрос. Сегодня производители и продавцы автоматических систем пожаротушения говорят о том, что эти системы необходимо устанавливать повсеместно, в том числе и на объектах социального назначения. В качестве примера они приводят США, где автоматические системы пожаротушения являются необходимостью и прописаны законодательно для обязательного применения. Насколько это реально в России?
- Скажу даже больше. У нас есть возможности посмотреть и проанализировать как европейские стандарты, так называемые «еврокоды», так и североамериканские стандарты NFPA. В Европе с этим вопросом все предельно жестко. Одна из последних тенденций - оснащение системами автоматического пожаротушения коттеджей, индивидуальных домовладений, таунхаусов, дуплексов и т. п. как изначально при строительстве объектов, так и уже существующих зданий. Конечно, это обуславливается и развитой системой страхования. Чем защищеннее объект, тем меньше страховые взносы.
Что же касается социальных объектов, то в Европе им уделяется очень пристальное внимание в части безопасности людей и противопожарной защиты.
Лично мое мнение таково: при строительстве объектов социального назначения их нужно в обязательном порядке оборудовать системами автоматического пожаротушения. А в тех учреждениях, которые построены ранее, изыскать возможность устройства таких систем сейчас. Возможно, на некоторых объектах предусмотреть модульные установки пожаротушения, в том числе тонкораспыленной водой, защитить которыми целесообразно наиболее пожароопасные помещения, помещения с массовым пребыванием людей и т. д. Такие системы можно быстро и относительно легко смонтировать, и они реально могут помочь в случае возгорания.
Устройство пожаротушения на объектах защиты влияет на целый ряд очень важных параметров - это и ограничение площади возгорания, и его полная ликвидация на начальных стадиях, защита эвакуирующихся людей от воздействия высоких температур, облегчение действий пожарных подразделений, снижение экономических потерь от пожара на объекте и т. д.
- Хорошо. Тогда такой вопрос. Он может показаться провокационным, но без него никак. Как на вопрос автоматических систем пожаротушения смотрит ВНИИПО как «законодатель мод»?
- Скажу так. ВНИИПО работает в тесной связке с Департаментом надзорной деятельности (ДНД) МЧС России, подразделениями МЧС России, министерствами, ведомствами, организациями и гражданами. Идет постоянный обмен информацией, анализ необходимости внедрения тех или иных нормативно – правовых документов, технических средств и методов как предупреждения и защиты, так и борьбы с пожарами.
И сегодня есть информационное письмо одного из руководителей ДНД, где приводится информация, которую стоит отметить особо. Письмо, кстати, достаточно свежее - от седьмого июля 2011 года. Суть письма касается применения ФЗ-123. Как вы помните, есть определенный порядок оценки пожарного риска, регламентированный постановлением правительства РФ № 272 от 31. 01. 2009. Данное постановление устанавливает порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска и сведения, которые должен содержать отчет. Структурированность и подробность оформления отчета касается как результатов, так и перечня исходных данных. Так вот, ДНД провел подробный анализ отчетов по оценке пожарных рисков, и результаты, к сожалению, оказались неутешительными.
В целом по стране выявлено большое количество нарушений при подготовке отчетов. И очень часто вместо реальной ситуации на объектах защиты и разработке мер по снижению пожарного риска происходит подгонка результатов под требования заказчика. Очевидно, что при объективно проведенных расчетах результаты могут быть совсем другими - худшими, а это потребует от заказчика дополнительных серьезных финансовых вложений в обеспечение безопасности объекта, в том числе оборудования системами пожаротушения и дымоудаления.
Некоторые объекты жалеют деньги на подобные системы, у некоторых их просто нет, но все же собственники и администрации объектов все активнее начинают интересоваться серьезными системами автоматики, такими как пожаротушение. Ведь успокаивающий расчет рисков на бумаге вряд ли сможет помочь на практике, при реальном пожаре на объекте. Поэтому моя позиция как сотрудника ВНИИПО следующая: расчеты пожарных рисков должны помогать в обеспечении пожарной безопасности объектов, находить тонкие и слабые места в их защищенности, а не позволять уходить от устройства тех или иных противопожарных систем и мероприятий.
И ВНИИПО, как головное учреждение в области пожарной науки в Российской Федерации, поддерживает начинания по оснащению социально значимых объектов современными и надежными системами автоматического пожаротушения. Все мы, я надеюсь, понимаем, что это действительно важно и нужно.

Комплексная безопасность - это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и организациями, обеспечивающих его безопасное функционирование, а также готовность сотрудников и воспитанников к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Задачи комплексной безопасности:

  • Обследование технического состояния зданий, помещений, инженерных систем, их паспортизация, оценка антитеррористической защищенности, пожарной, электрической и конструктивной безопасности и разработка рекомендаций по её повышению до требований существующих норм и правил;
  • Проведение своевременного и качественного инструктажа воспитанников и работников по вопросам антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты от ЧС.
  • Организация обучения и периодической переподготовки кадров, ответственных за безопасность;
  • Организация и проведение профилактической работы по предупреждению травматизма на занятиях и во внеурочное время;
  • Приведение противопожарного оборудования, средств защиты и пожаротушения в соответствие нормам пожарной безопасности, организация их закупок, монтажа и сервисного обслуживания;
  • Обеспечение работников специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты.

Комплексная безопасность детского дома формируется и достигается в процессе реализации следующих направлений:

  1. Антитеррористическая защищенность
  2. Пожарная безопасность
  3. Гражданская оборона
  4. Охрана труда
  5. Безопасность дорожного движения
  6. Обучение сотрудников и воспитанников

Антитеррористическая защищенность включает:

  • Проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму
  • Непрерывный контроль за состоянием подвала, подсобных помещений, проверка состояния ограждения
  • Организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами
  • Недопущение к ведению ремонтных работ сомнительными фирмами и организациями
  • Установление строгого пропускного режима допуска граждан, контроля за вносимыми (ввозимыми) грузами и предметами ручной клади.

Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами:

  • Закон РФ от 05.03.1992 года № 2446-1 «О Безопасности»
  • Закон РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
  • Указ президента РФ от 15.02.2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»
  • Постановление Правительства РФ от 15.09.1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»

Опираясь на эти документы, в учреждении разработаны локальные акты:

  • Паспорт антитеррористической защищенности
  • Паспорт комплексной безопасности
  • План обеспечения комплексной безопасности
  • Приказы
  • Инструкция по действиям должностных лиц детского дома при угрозе (при проведении) террористического акта.
  • Памятки

Пожарная безопасность.

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы:

1. В Федеральных законах:

№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года

№ 172-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам пожарной безопасности» от 25.10.2005 года

2. В Постановлениях Правительства РФ:

№ 390 «О противопожарном режиме» от 25.04.2012 года.

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • Соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
  • Обеспечение первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в РФ;
  • Совершенствование системы оповещения при пожаре и эвакуации сотрудников и воспитанников;
  • Перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорту);
  • Поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • Профилактическая работа по предупреждению пожаров (учебные тренировки по эвакуации, оформление уголков безопасности, проведение бесед, лекций, работа клуба «Юный спасатель»)

Наиболее важными документами по ПБ в учреждении являются:

  • Приказы
  • Положения
  • Инструкции
  • Памятки, листовки, буклеты.

Главная цель по обеспечению пожарной безопасности в детском доме - сохранение жизни и здоровья воспитанников и сотрудников. Она достигается не только за счет выполнения противопожарных мероприятий но и ведения профилактической работы с воспитанниками, а именно:

  1. Проведение занятий по основам пожарной безопасности
  2. Проведение учебных тренировок по эвакуации
  3. Работа клуба «Юный спасатель»

В 2012 году на базе Детского дома при поддержке Главного управления МЧС России по РК был создан клуб «Юный спасатель». Членами клуба являются воспитанники от 8 до 18 лет. Вступление в ряды членов клуба добровольное на основании заявления воспитанника. Проводится торжественное вступление в члены клуба с выдачей именного удостоверения. Разработано Положение о клубе и план работы на учебный год.

Гражданская оборона.

Работа по гражданской обороне в Детском доме планируется в соответствии с основными законодательными актами:

  1. Федеральный закон от 21 .12. 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС, природного и техногенного характера»
  2. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 года № 804 «Об утверждении Положения о Гражданской обороне в РФ»

В течение года проводятся:

  • Проверки складских, подвальных и технических помещений
  • Инструктажи с педагогическими, техническими работниками, воспитанниками
  • Учебные тренировки по эвакуации
  • Заседания комиссий

Разработана и согласована документация по вопросам безопасности:

  • План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на 2014 год
  • План Гражданской обороны
  • План эвакуации
  • План основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах на 2014 г.
  • Приказы учреждения
    Положения
    Функциональные обязанности членов эвакуационной комиссии, членов КЧС, должностных лиц и руководителей НАСФ
    Инструкции
    Памятки
    Охрана труда.

Охрана труда — система сохранения здоровья и жизни работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Ежегодно в образовательном учреждении проводятся следующие обязательные мероприятия по охране труда:

  • Введение в действие новых нормативно-правовых актов в области охраны труда и их изучение
  • Разработка, принятие и утверждение локальных нормативных актов образовательного учреждения по охране труда
  • Разработка и утверждение должностных обязанностей и инструкций по охране труда, а также продление или прекращение срока их действия
  • Издание приказов по вопросам охраны труда;
  • Проведение периодических медицинских осмотров сотрудников
  • Проведение инструктажей работников и воспитанников
  • Проведение обучения и проверки знаний по электробезопасности не электротехнического персонала
  • Проведение испытаний спортивных снарядов и оборудования спортивных площадок
  • Направление должностных лиц учреждения на обучение по вопросам охраны труда.

В учреждении разработаны:

  • Приказы
  • Положения
  • Инструкции по ОТ для сотрудников
  • Инструкции по ОТ для воспитанников
  • Функциональные обязанности: директора, заместителей директора, педагогических работников

Созданы комиссии:

  • По предупреждению травматизма
  • По проверке знаний требований охраны труда
  • По испытанию спортивного оборудования

Безопасность дорожного движения — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

В Детском доме для безопасности дорожного движения проводятся следующие мероприятия:

1. Профилактика дорожно-транспортного травматизма:

  • Изучение правил дорожного движения с воспитанниками
  • Ведение инструктажей с воспитанниками оп БДД
  • Оформление уголков безопасности
  • Проведение встреч с сотрудниками ГИБДД

2.Проведение ежедневного предрейсового инструктажа с водителем.

3. Проведение ежедневного прейрейсового и

послерейсового медицинского осмотра водителя.

Безопасность дорожного движения.

4. Проведение ежедневного предрейсового ТО портного средства.

5. Проведение планового ТО транспортного средства 2 раза в год.

6. Использование на транспортном средстве тахографа.

7. Учебные занятия с водителем по проверке знаний ПДД ежеквартально с использованием тестовой программы «Правила дорожного движения - 2013».

Разработаны следующие документы:

  • Приказы учреждения
  • Положение о порядке организации и осуществления перевозок воспитанников
  • План мероприятий по БДД
  • Программа предрейсового инструктажа водителя
  • Памятки

Обучение сотрудников и воспитанников.

Обучение воспитанников и сотрудников в учреждении проводится в соответствии с приказом директора № 11 от 10.01.2014 года «Об организации обучения».

Обучение воспитанников:

1. Проведение инструктажей - 1 раза в месяц

2. Проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов в соответствии с Планом проведения мероприятий

3. Проведение учебных тренировок по эвакуации при возникновении пожара и ЧС- 1 раза в квартал.

Обучение сотрудников:

Должностные лица:

1. Пожарно-технический минимум 1 раз в 3 года;

2. ГО и ЧС 1 раз в пять лет;

3. Охрана труда 1 раз в 3 года.

Обучение должностных лиц и руководителей НАСФ проводится в учебном центре ООО «ОБЖ» г.Усинска.

1. Обучение сотрудников по пожарной безопасности, гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и охране труда проводится в учреждении в соответствии с разработанными учебными программами.

2. Проведение инструктажей:

 Вводный - проводится со всеми работниками при приеме на работу;

 Повторный - проводится 2 раза в год;

 Внеплановый - проводится при изменении правил, при нарушении правил, при фактах неудовлетворительного знания правил работниками.

3. Проведение учебных тренировок по эвакуации сотрудников при возникновении пожара и ЧС - 1 раз в квартал.

За 2013-2014 учебный год обучено должностных лиц и руководителей НАСФ:

1. Пожарно-технический минимум - 4 человека

2. Гражданская оборона - 8 человек

3. Охрана труда - 5 человек.

Имеются удостоверения.

В ГОУ «Детский дом № 4» г.Усинска ведется постоянная работа по созданию безопасных условий сохранения жизни и здоровья воспитанников, сотрудников, а также материальных ценностей от возможных террористических угроз, несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций.

Наше учреждение ежегодно принимает участие в конкурсах городского и республиканского уровней и занимает призовые места.

Результатом нашей работы являются грамоты и дипломы:

  • за 1 и 2 место по итогам смотра-конкурса на лучшую учебно-материальную базу по ГО
  • за 1 место по итогам смотра-конкурса на лучшее комплексное противопожарное состояние
  • за 3 место по итогам смотра-конкурса «Самый пожаробезопасный объект образования на территории МО ГО Усинск
  • за достигнутые успехи в области воспитания детей по вопросам безопасности жизнедеятельности.

Пожарная сигнализация.

Данный объект оборудуется адресной системой пожарной сигнализации, с установкой дымовых адресно-аналоговых извещателей R2251 ЕМ, как на подвесном потолке, так и за ним. Для контроля и обозначения места установки запотолочных извещателей применяются ВУОС.

На путях эвакуации через основные и запасные выходы устанавливаются ручные адресные пожарные извещатели М500КАС) на высоте 1,5 метра от уровня пола. Основные и запасные Выходы оборудуются светосигнальными табло "Выход".

Используемое оборудование пожарной сигнализации позволяет осуществить распознование сработки двух извещателей в шлейфе, обеспечивая таким образом выполнение требований норм при запуске системы дымоудаления и других систем.

Для контроля открытия клапанов дымоудаления на этажах шлейфы сигнализации подключить к концевым выключателям клапана.

В соответствии с НПБ 104-03 данный объект оборудуется системой оповещения о пожаре (тип СОУЭ N3), способ оповещения-речевой.

Все пространство здания разделено на 13 зон речевого оповещения:

1. 1-8 зоны - коридоры здания, подвал - седьмой этаж;

2. 9-ая зона - служебные, технические и вспомогательные помещения здания;

3. 10-12 зоны - лекционные аудитории;

4. 13-ая зона - учебные помещения здания;

Пуск систем дымоудаления предусматривается при срабатывании двух дымовых или одного ручного извещателя.

При возникновении пожара с использованием программируемых реле существляется:

Запуск Вентиляторов противодымной защиты (дымоудаления) и открытия клапанов на том этаже откуда пришел сигнал "Пожар";

Запуск системы светового оповещения. Включение светоуказателей «Выход» ;

Запуск системы аварийного освещения. Включение аварийного и отключение основного освещения;

Запуск системы управления лифтами. Отпуск лифтов на 1 этаж;

Останов приточно-вытяжной вентиляции с блокировкой на отключение.

Автоматика отключения вентиляции и управление огнезадерживающими клапанами.

Объектами автоматизации являются 2 приточные системы, 2 кондиционера, 2 тепловые завесы, вытяжная вентиляция, вводы ВРУ и счетчики электрической энергии.

Для автоматизации выбран свободно-программируемый контроллер фирмы Honeywell XCL5010 с соответствующими модулями ввода-вывода. Контроллеры соединяются между собой двухпроводной линией связи C-bus и через адаптер BNA передаются на компьютер. Все параметры работы инженерного оборудования визуализируются на компьютере, который находится в диспетчерской, с помощью программного обеспечения EBI фирмы Honeywell.

Связь и сигнализация.

Проект предусматривает использование СКС для организации

высокоскоростных каналов передачи данных для локальных

вычислительных сетей, а также организации линий телефонной связи.

СКС выполнен на оборудовании компании SYSTIMAX.

Построение СКС выполнено с соблюдением международного

стандарта ISO/IEC 11801 и ANSI/TIA/EIA-568-B. Структурированная кабельная система является единой кабельной сетью здания для гибкого построения локальной сети (информационной) и подключения телефонных аппаратов к телефонной станции. Кабельная инфраструктура построена на базе одного главного и нескольких коммутационных центров.

Телевизионная система охраны и видеонаблюдения предназначена для использования в целях защиты людей и имущества на охраняемых объектах от преступных посягательств. Данная защита реализуется путем оперативного вмешательства службы безопасности объекта в происходящее на охраняемом объекте на основе наблюдения и анализа текущих изображений, а также предоставления в правоохранительные органы зарегистрированных изображений, содержащих эпизоды правонарушений. Используется аппаратурная реализация на базе оборудования компании Honeywell Video Systems.

Телевизионная система состоит из 37 ТВ камер различного назначения, 2 видеорегистратора, и вспомогательного оборудования. Видеорегистратор обеспечивает запись изображений в реальном масштабе времени (25 кадров/сек) с разрешающей способностью до 720х576 элементов, время хранения в архиве - до 100 часов. Посты наблюдения оборудованы 3 автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими через СКС удаленное управление видеорегистраторами, и 3 мониторами, на которые коммутируются текущие телевизионные изображения.

Проект телевидения предусматривает использование системы телевидения для оснащения помещений телевизионным и радио сигналом. В проекте заложена система способная принимать городские каналы, а также 8 спутниковых каналов (Hot Bird).

Список должностных лиц.

Начальник УрИ ГПС МЧС России 374-27-13; 360-80-00

Дежурный по УрИ ГПС МЧС России 374-07-06, 360-80-02

Начальник УПЧ 360-81-00

Дежурный радиотелефонист УПЧ 82-01; 360-81-05

Для эвакуации людей, материальных ценностей, а также для выполнения других работ на пожаре могут вызываться по запросу дежурная группа или дежурная рота.