Пожарная каланча (Кострома): старинный символ современного города. Пожарная каланча омска Пожарная каланча в городе

 
  © warsh

Наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение - дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков (*kala(n)ѕa от турецкого kale «крепость»).

Пожарные каланчи в российских городах активно строились с начала XIX века, после выхода указа Александра I «О сложении с обывателей Москвы повинности ставить пожарных служителей и об учреждении в оной пожарной команды» (31 мая 1804). Как правило, каланчи венчали двух-трёхэтажные здания полицейских участков, при которых были организованы пожарные части. Помимо дозорной службы, каланчи использовались для сигнализации - вывешенные на каланче кожаные сигнальные шары в дневное время или фонари в ночное оповещали соседние пожарные части о размерах и месте возникновения пожара.

Пожарные каланчи в больших городах СССР строились до 1930-х годов, когда повышение этажности застройки и распространение телефонной связи сделало дозорную службу неэффективной. Последняя из таких построек в Москве - на Ленинградском проспекте у станции метро Сокол. Пожарные депо современной постройки нередко оборудуются каланчами, не несущими дозорных функций, в которых как правило размещается сушильное оборудование для пожарных рукавов и боевой одежды пожарных.

На фото - здание Полицейской-пожарной части в Сокольниках с пожарной каланчёй и смотровой площадкой. Оно было выстроено в 1881-1884 года в самом начале улицы Стромынка, на Стромынской площади. Архитектор М. К. Геппенер. Это вторая по времени постройки после Сущёвской из сохранившихся в Москве каланчей. Сейчас в здании Сокольнической полицейской части размещается Управление Главной пожарной службы Восточного административного округа и пожарная часть № 12.

Владимир Гиляровский писал в "Москве и москвичах":

"Пока не было телефонов, пожары усматривали с каланчи пожарные. Тогда не было еще небоскребов, и вся Москва была видна с каланчи как на ладони. На каланче, под шарами, ходил день и ночь часовой. Трудно приходилось этому "высокопоставленному" лицу в бурю-непогоду, особенно в мороз зимой, а летом еще труднее: солнце печет, да и пожары летом чаще, чем зимой, только гляди, не зевай! И ходит он кругом и "озирает окрестности".

Отважен, силен, сердцем прост,
Его не тронула борьбы житейской буря,
И занял он за это самый высший ноет,
На каланче дежуря.

Вдруг облачко дыма... сверкнул огонек... И зверски рвет часовой пожарную веревку, и звонит сигнальный колокол на столбе посреди двора... Тогда еще электрических звонков Не было.

Выбегают пожарные, на ходу одеваясь в не успевшее просохнуть платье, выезжает на великолепном коне вестовой в медной каске и с медной трубой. Выскакивает брандмейстер и, задрав голову, орет: - Где? Какой?

В Охотном! Третий!--отвечает часовой сверху. А сам уже поднимает два шара на коромысле каланчи, знак Тверской части. Городская - один шар, Пятницкая - четыре, Мясницкая - три шара, а остальные - где шар и крест, где два шара и крест--знаки, по которым обыватель узнавал, в какой части города пожар. А то вдруг истошным голосом орет часовой сверху:

Пятый, на Ильинке! Пятый!

И к одинокому шару, означающему Городскую часть, привешивают с другой стороны коромысла красный флаг: сбор всех частей, пожар угрожающий. И громыхают по булыжным мостовым на железных шинах пожарные обозы так, что стекла дрожат, шкафы с посудой ходуном ходят, и обыватели бросаются к окнам или на улицу поглядеть на каланчу.

Ночью вывешивались вместо шаров фонари: шар - белый фонарь, крест - красный. А если красный фонарь сбоку, на том месте, где днем - красный флаг,--это сбор всех частей. По третьему номеру выезжали пожарные команды трех частей, по пятому - всех частей.

А если сверху крикнут: "Первый!" - это значит закрытый пожар: дым виден, а огня нет. Тогда конный на своем коне-звере мчится в указанное часовым место для проверки, где именно пожар,--летит и трубит. Народ шарахается во все стороны, а тот, прельщая сердца обывательниц, летит и трубит!

И горничная с завистью говорит кухарке, указывая в окно: - Гляди, твой-то...

В те давние времена пожарные, николаевские солдаты, еще служили по двадцать пять лет обязательной службы и были почти все холостые, имели "твердых" возлюбленных - кухарок.

В свободное от пожаров время они ходили к ним в гости, угощались на кухне, и хозяйки на них смотрели как на своих людей, зная, что не прощелыга какой-нибудь, а казенный человек, на которого положиться можно.

Так кухарки при найме и в условие хозяйкам ставили, что в гости "кум" ходить будет, и хозяйки соглашались, а в купеческих домах даже поощряли. Да и как не поощрять, когда пословица в те давние времена ходила:

"Каждая купчиха имеет мужа - по закону, офицера - для чувств, а кучера - для удовольствия". Как же кухарке было не иметь кума-пожарного!

Каждый пожарный - герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой. А тогда в особенности: полазь-ка по крышам зимой, в гололедицу, когда из разорванных рукавов струями бьет вода, когда толстое сукно куртки и штанов (и сухое-то не согнешь) сделается как лубок, а неуклюжие огромные сапожищи, на железных гвоздях для прочности, сделаются как чугунные. И карабкается такой замороженный дядя в обледенелых сапогах по обледенелым
ступеням лестницы на пылающую крышу и проделывает там самые головоломные акробатические упражнения; иногда ежась на стремнине карниза от наступающего огня и в ожидании спасительной лестницы, половиной тел" жмется к стене, а другая висит над бездной... Топорники, каски которых сверка-гот сквозь клубы черного дыма, раскрывая железо крыши, постоянно рискуют провалиться в огненные тартарары.

А ствольщик вслед за брандмейстером лезет в неизвестное помещение, полное дыма, и, рискуя задохнуться или быть взорванным каким-нибудь запасом керосина, ищет, где огонь, и заливает его... Трудно зимой, но невыносимо летом, когда пожары часты.

Я помню одно необычайно сухое лето в половине восьмидесятых годов, когда в один день было четырнадцать пожаров, из которых два - сбор всех частей. Горели Зарядье и Рогожская почти в одно и то же время... А кругом мелкие пожары...

В прошлом столетии в одной из московских газет напечатано было стихотворение под названием "Пожарный". Оно пользовалось тогда популярностью, и каждый пожарный чувствовал, что написано оно про нею, именно про него, и гордился этим: сила и отвага!"

Город Кострома ,
Сусанинская площадь Архитектурный стиль классицизм Автор проекта П. И. Фурсов Строительство - годы

Координаты : 57°46′05.1″ с. ш. 40°55′33.57″ в. д.  /  57.768083° с. ш. 40.925992° в. д. (G) (O) (Я) 57.768083 , 40.925992

История

Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:

«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »

Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .

См. также

Ссылки

  • Пожарная каланча в энциклопедии «Памятники истории и культуры Костромы»
  • Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Литература

  • Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

Примечания

Категории:

  • Появились в 1827 году
  • Объекты культурного наследия России
  • Здания и сооружения Костромы
  • История Костромы
  • Пожарные каланчи
  • Памятники градостроительства
  • Памятники архитектуры России
  • Костромской музей-заповедник

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Пожарная автоцистерна
  • Рыбинская каланча

Смотреть что такое "Пожарная каланча (Кострома)" в других словарях:

    Каланча - У этого термина существуют и другие значения, см. Каланча (значения). Каланча наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков… … Википедия

    Кострома - город, центр Костромской области РСФСР. Расположен на обоих берегах Волги. Основан в XII в. Впервые упоминается в летописях под 1213. В XVII XVIII вв. крупный промышленный город. Собор Богоявленского монастыря (1559 65, росписи 1672),… … Художественная энциклопедия

    Кострома - город, ц. Костромской обл. Основан в 1152г. на Волге, при впадении в нее р. Кострома, по которой и получил название. Гидроним объясняется двояко. По одной версии наличие конечного элемента ма позволяет считать Кострома, как и соседние Толшма,… … Географическая энциклопедия

    Кострома (центр Костромской обл.) - Кострома, город, центр Костромской области РСФСР. Расположен на обоих берегах Волги. Порт, ж. д. станция в 372 км к С.≈В. от Москвы. 231 тыс. жителей в 1972 (41 тыс. в 1897, 74 тыс. в 1926, 121 тыс. в 1939, 172 тыс. в 1959). ═ К. основана в 12 в … Большая советская энциклопедия

    КОСТРОМА (город) - КОСТРОМА, город в Российской Федерации, центр Костромской области (см. КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ), расположен на Костромской низменности, в 372 км к северо востоку от Москвы. Порт на р. Волга (см. ВОЛГА). Железнодорожная станция. Аэропорт. Областной и… … Энциклопедический словарь

    Кострома - ы; ж. [с прописной буквы] В восточнославянской мифологии: языческая богиня плодородия, олицетворяющая весну и начало страды. ● В обрядах проводов весны (или Костромы) Костромой наряжают молодую женщину, закутывая её в белые простыни и давая ей в… … Энциклопедический словарь - 1. КОСТРОМА, река в Европейской части России, левый приток Волги. 354 км, пл. бассейна 16 тыс. км2. Средний расход воды в ср. течении 71 м3/с. Сплавная. Судоходна на 122 км от устья. 2. КОСТРОМА, город, центр Костромской обл., порт на Волге. Ж. д … Русская история

Одна из достопримечательностей города, главное украшение центральной Сусанинской площади . Архитектор П. И. Фурсов .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Пожарная каланча в Костроме - год основания, высота, история

    Пожарная каланча - Прогулки по улицам Костромы (37 выпуск)

    Кострома.Вид на город с пожарной каланчи / Kostroma. View of the city from the Fire Tower: 1960

    Субтитры

История

Каланча была построена по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831), издавшего предписание:

«не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев. Для сего избрано мною удобное место в здешнем городе, находящееся по лицу Екатеринославской площади в определении с домом градской полиции, оное находилось в частных руках, а кроме него других способных к тому нет, то в сей необходимости вынужден купить оное у капитана Сумарокова. »

Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

В ноябре 1823 года губернским архитектором П. И. Фурсовым составлены проектные чертежи здания, смета на строительство; в апреле 1824 года они были рассмотрены и одобрены в Санкт-Петербурге; 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Строительство каланчи велось в 1824-1825 годах подрядчиком А. Степановым; отделочные работы выполнены по эскизам Фурсова артелью штукатуров под началом А. П. Темнова и ярославскими лепщиками С. С. Повырзневым и С. Ф. Бабакиным "со товарищи" в 1825-1827 годах.

В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!» ), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции .

Во второй половине XIX века каланча несколько раз перестраивалась. В 1860-х годах к зданию были пристроены обширные боковые крылья для размещения в них пожарного депо. В 1880-х годах годах «фонарь» на караульной вышке утерял свой прежний вид − на старых фотографиях можно разглядеть, что его значительно упростили. Однако в 1950-х годах реставраторы возвратили ему первоначальный облик.

Пожарная каланча Костромы практически все время своего существования использовалась только по назначению, и даже до недавнего времени здесь продолжало размещаться областное управление пожарной охраны . В 2005 году каланча была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.

Архитектура

Здание построено в стиле позднего классицизма по образцу античного храма с портиком , состоящим из высокого фронтона и шести высоких колонн с ионическими капителями. Фасад за колоннами украшен круглыми окнами-розетками, а в центре треугольника фронтона помещен двуглавый орел. Само здание − двухэтажное, очень просторное, в нем свободно размещались все помещения, необходимые пожарной части губернского города: жилые и караульные помещения для работников и пожарной команды, конюшни, сараи для бочек с водой. Венчает все сооружение великолепная и очень высокая наблюдательная вышка с беседкой-фонариком. Вышка может считаться отдельным произведением искусства, настолько тщательно продуманы и проработаны её детали. Сам восьмигранник башни сплошь покрыт мелким рустом, отчего она выглядит не массивной, а легкой и даже ажурной. Башня как бы «вырастает» из основания-восьмерика, окруженного маленькими тосканскими портиками с четырех сторон. А венчает все сооружение красивый фонарь с обходным балконом.

После разрушения в 1930 году колокольни Успенского собора Костромского кремля каланча стала самой высокой доминантой центра города.

В инете есть довольно известное фото старого Оренбурга конца XIX века, снятое с пожарной каланчи

А вот собственно и сама каланча в современном виде, ей 142 года. В этом здании я и работаю сейчас.

Стал вспоминать, а где я еще видел каланчи? Есть каланча в городе, где живут мои родители и сестра - Ковров. Часто езжу там мимо этого здания ПСЧ (построено в 1904 г.). В следующий визит сфотографирую сам))

На мой взгляд, самая красивое здание - в Костроме. Построено в 1824-1827 гг. В 1834 году каланча вызвала восхищение у побывавшего в Костроме с визитом императора Николая I («Такой у меня в Петербурге нет!»), после чего за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции. До 2005 г. в нем управление пожарной охраны, сейчас там размещается музей истории создания пожарной охраны области.

В Питере нашел парочку-троечку...

Каланча в здании ПЧ-2 (1844-1849 гг). Восьмигранная каланча имеет высоту 46 м. Фото djadjka

Каланча в здании ПЧ-12 (1898 г) на Большой Охте

Каланча в здании ПЧ-9 (1882-1884 г) на Большой Охте

Самая высокая каланча в России находится в г. Рыбинске, высота 48 м, построена в 1912 г.

г. Сыктывкар (1907 г)

Про омскую каланчу у fort_i_ko ., спасибо ему!

Пожарная каланча в Волгограде (1891-1897 гг). В те времена там находилось 7 депо на соответствующее число обозов и несколько конюшен, библиотека и ломбард. Второй этаж занимали общежития-казармы пожарников с шестовым спуском. Пожарная каланча одна из первых зданий в Царицыне испытала централизованное отопление, водопровод и канализационную систему. В период Октябрьской революции пожарная каланча была главной смотровой площадкой, с которой открывался вид на город. После окончания волнений пожарная каланча восстановила свою деятельность – только конюшни теперь занимали не обозы, а современные для того времени пожарные автомобили.
В годы войны было разрушено и восстановлено в первоначальном виде в 1995 г.

Пожарная каланча в Вологде (1853 г). В ней размещались полицейский участок 3 части Вологды и пожарная застава Заречья. При каланче находилось даже небольшое тюремное отделение. В настоящее время каланча не используется. Примечательно, что в 2015 г. площадка и кровля каланчи горели, пожар был ликвидирован в течении 30 мин.

Сокольники, Москва (1881-1884 гг). В августе 1863 года после долгих просьб горожан Москвы, дума разрешила строительство здесь пожарной каланчи. В течение 18 лет было собрано 20 тысяч рублей. На то время, это было самым высоким зданием в городе и второй смотровой башней в Москве, первая на Сухаревской. Процесс тушения пожара проходил следующим образом: в галерее дежурили часовые, которые определяли силу и расположение возгорания. Затем около трёх минут готовилась дежурная команда пожарников, после чего они на лошадях ехали на службу. Работники каланчи жили в здании. Оплата труда составляла: 7 копеек в день. В штат входило: 30 лошадей, 2 бочки для воды. В 1910 году у Сокольнической пожарной каланчи появилась машина на пару. В. Гиляровский в своей книге рассказал о системе оповещения пожара другим пожарным частям. На здании днём висели шары, ночью - фонари. При пожаре звенел колокол и если висит один шар - Городская часть, два шара - Тверская часть, три - Мясницкая, четыре - Пятницкая. Когда висит красный флаг или красный фонарь, то это «сбор всех частей, пожар угрожающий». Это действовало до 1917 года. Затем в работу введена телефонная связь. В 1999 году каланчу перестроили. Затем здесь располагается управление главной пожарной службы Восточного административного округа и ПСЧ-12.

Еще одна каланча в Ярославле. Пониже и не такая величавая как в первой части.

Каланча в действующей пожарной части в г. Углич (1828-1831 гг). Первоначально размещалась пожарная часть и полицейское управление.

Комплекс зданий пожарной части на улице Крупской был построен в XIX веке. 26-метровая пожарная каланча одно время была самой высокой постройкой в Самаре. В середине XX века из-за аварийного состояния пожарная каланча была снесена, здание пожарной части обветшало. Его реставрация началась в 2011 году. За это время был отремонтирован фасад и возведена аналогичная снесенной каланча. В настоящее время находится музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области.

Пожарная каланча в Суздале была построена в 1890-м году. Тогда в помощь пожарным, располагавшимся в здании конюшни, имелся всего один ручной насос. Одноэтажное здание, которое занимала пожарная дружина постепенно пришло в полную негодность. В 2004-м году городская пожарная охрана выбила средства на возведение нового здания. Строительство проходило на месте старого здания, поэтому на это время отряд пожарной охраны размещался в палатках. 26-го декабря 2005-го года пожарные переехали в новое здание, которое отвечает современным требованиям и при этом является украшением старого города.


Курган. На этом месте городские власти в 1830 году построили деревянные пожарное депо и каланчу (высота 27 метров), которые стали первыми стационарными пожарными городскими сооружениями. Однако, недолговечное строение из дерева к середине 70-х годов практически полностью пришло в негодность. Именно по этой причине, на его месте в 1881 году было заложено, а весной 1882 года завершено строительство нового каменного здания, которое венчала деревянная пожарная каланча.

В единственной городской пожарной команде тогда работали 15 человек, в наличии имелись 2 пожарных насоса, 5 бочек-водовозок и один «багровый ход» - повозка, на которой вывозились багры, брезент, полог и лестницы. Вместо красно-белых машин с проблесковыми маячками в конюшнях стояли 12 лошадей.
До конца XIX века пожарные жили при депо. Дежурных караулов не было, служили на правах солдат: в город разрешалось отлучаться не более одного человека, на что давалась увольнительная записка. Дежурство до 1920 года оставалось бессменным. До революции в казарме проживали и семейные, которые имели в своем распоряжении тумбочку и койку, отгороженную пологом или одеялом. В настоящее время здесь ПСЧ-9.

А теперь просто фотографии... г. Сарапул (1887 г.)

г. Харьков

г. Гродно



г. Тараща Киевская область

Пожарная каланча: история в деталях

Каланча – пожарная башня, издали напоминающая крепость – пришла к нам из прошлого, где ей отводилась важная роль. Если нырнуть в глубины истории, то можно отыскать ответ на вопрос, откуда же она взялась и что представляла собой раньше, во времена наших предков. В разные времена виды этого своеобразного здания разнились, да и задачи, поставленные перед ними, также.

Что говорит Википедия?

Заглянув туда, можно обнаружить, что само название – kala(n)ѕa – имеет тюркское происхождение. Наиболее близким специалисты считают турецкое «kale», что в переводе на русский обозначает «крепость». В истории различали несколько ярких разновидностей:

  • Каланчи оборонительные
  • Каланчи пожарные
  • Каланчи парковые

Первые, как понятно из названия, служили одновременно и башнями для наблюдения за врагом, и местом, с которого неплохо было вести бой. А вот вторые – пожарные – приобрели наибольшую известность, да и первая же ассоциация со словом «каланча» приводит именно к пожарному делу.

Когда в России появилась первая пожарная каланча

По историческим сведениям первая каланча была построена в самом начале 19 столетия в Москве и связано строительство было с указом Александра I, который, как известно, считается едва ли не родоначальником пожарных служб в стране. Первоначально каланчи присоединяли к полицейским участкам, пристройка была значительно выше зданий и сразу же выделялась в городской застройке, привлекая к себе внимание. Интересно, что архитектура разнилась, до сих пор в России сохранились очень интересные экземпляры, один из которых расположен в Санкт-Петербурге. Также каланчи составляют гордость многих российских городов: известны такие строения в Москве и Рыбинске, в Угличе и Ярославле, в других городах.

Особенностью каланчи в те времена были кожаные шары, расположенные по кругу, задача которых состояла в оповещении близлежащей пожарной части о масштабах пожара: в зависимости от их количества и порядка, в котором они были вывешены, можно было понять, в какой стороне пожар и насколько он интенсивен. Своего рода сигнализация была устроена и с помощью фонарей, которые в ночное время также служили сигналом для пожарных о начавшемся пожаре.

С приходом советской власти строительство каланчей продолжалось, однако лишь до тех пор, пока городская застройка не перешагнула их по высоте, мгновенно сделав малоэффективными. Точно также на прекращение использования каланчей по прямому назначению повлиял и технический прогресс: телефонизация, к примеру, позволяла быстрее и точнее определить комплекс мер, да и скорость оповещения становилась мгновенной. Последней каланчей периода СССР считается та, что построена в столице на Ленинградском проспекте в 1928 году.

Интересно, что и впоследствии каланчи нашли себе работу, в них обустраивали сушильные помещения, в которых было удобно развешивать шланги. Кроме того, историческая ценность многих из построек обусловила и трепетное к ним отношение, которое со временем вылилось в реставрацию и поддержание каланчей в хорошем состоянии.

  • В тех странах, где велик риск возникновения массивных пожаров в лесных зонах, и сегодня строят каланчи, правда, современные и буквально напичканные всевозможными датчиками и другим оборудованием.
  • Самой высокой на сегодня является башня в Австралии: 69-метровое сооружение называется Warren Bicentennial Tree Lookout.
  • Парковые каланчи взяли от пожарных не только форму, но и одну из ролей – обеспечение наблюдения за порядком, хотя в большинстве случаев они несут архитектурную и развлекательную нагрузку.