Позиционный слоговой принцип русской графики. Отступления от слогового принципа

  • I. Сестринский процесс при гипертонической болезни: определение, этиология, клиника. Принципы лечения и уход за пациентами, профилактика.
  • I. Сестринский процесс при диффузном токсическом зобе: определение, этиология, патогенез, клиника. Принципы лечения и ухода за пациентами
  • I. Сестринский процесс при остром лейкозе. Определение, этиология, клиника, картина крови. Принципы лечения и ухода за пациентами.
  • I. Сестринский процесс при пневмонии. Определение, этиология, патогенез, клиника. Принципы лечения и ухода за пациентом.
  • I. Сестринский процесс при хроническом бронхите: определение, этиология, клиника. Принципы лечения и уход за пациентами.
  • I. Сестринский процесс при хроническом гепатите: определение, этиология клиника. Принципы лечения и ухода за пациентами. Роль м/с в профилактике гепатитов.
  • I. Скелетная мышечная ткань: локализация и принцип строения
  • Моисеев А. И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. Пособие для учителей. 2-е изд. Перераб. М.: Просвещение, 1980. 255 с.

    ГЛАВА 2. ГРАФИКА КАК ФАКТОР ПИСЬМА.
    СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ГРАФИКА

    Основная задача графики

    Основной задачей графики как фактора письма является восполнение одного из пробелов современного русского алфавита – отсутствия специальных букв для парных мягких согласных . Графика устанавливает также общие условия употребления всех букв алфавита при обозначении звуков функционально сильных позиций.

    Общей особенностью правил графики является независимость их от конкретных слов или частей слов, их пригодность для всех слов. Правила графики поэтому являются исходными и основными правилами письма, а звуковые значения букв, устанавливаемые графикой, как и алфавитные, являются основными их значениями.

    Слоговой принцип графики

    Свою основную задачу – восполнение известного пробела алфавита – графика решает с помощью так называемого слогового принципа. Слоговой принцип русской графики состоит в том, что единицей письма и чтения является слог, точнее сочетание звуков и соответственно букв . С учетом этого и сам принцип должно бы называть не слоговым, а буквосочетательным.

    Сущность слогового принципа графики можно разъяснить на следующих примерах. В словах мал и мял буква м читается по-разному: в первом слове твердо, во втором мягко, и это зависит от непосредственно следующих за ней букв – а в первом слове, я во втором. Таким образом, согласные буквы в составе слов можно читать лишь с учетом непосредственно следующих за ними букв, в данном случае – с учетом следующих гласных. А это и значит, что единицей чтения (рассматривалось пока только чтение) является не отдельная буква, а сочетание букв, условно – слог. То же самое, но как бы в перевернутом виде проявляется и при написании слов: зная, например, что в слове пять согласные звуки мягкие, мы, употребляя соответствующие согласные буквы, которые сами по себе не могут обозначить мягких согласных, используем после них буквы я и ь, которые и указывают на мягкость этих согласных, а буква я при этом обозначает и соответствующий гласный звук.

    Рассмотрим действие слогового принципа еще на примере чтения гласных букв: в слове тюль, в словах вьюга и поют буква ю читается по-разному – без йота и с йотом: [т’ул’] – [в’йуга], [пайут], и это зависит от того, какая буква предшествует ей; после согласных букв ю и подобные ей буквы читаются без йота, а после гласных и разделительных знаков – с йотом применительнок гласным и к согласным, имеет значение и отсутствие букв – пробел согласные: перед пробелом, т. е. на конце слов, читаются твердо: дом, а гласные типа я после пробела, т. е. в начале слов, читаются с йотом: яма – [йама]. Это значимое отсутствие букв, как бы особая буква – «буква пробела».

    Все это для наглядности можно показать схематически:

    путь п читается твердо, так как далее у, т – мягко, так как далее ь, в целом – [пут’];

    мял м читается мягко, так как далее я, л – твердо, так как далее пробел, я – без йота, так как впереди согласная, в целом – [м’ал];

    ель е читается с йотом, так как после пробела, л – мягко, так как далее ь, в целом – [йэл’].

    Таким образом, при чтении в большинстве случаев учитывается не только данная буква, но и соседние с ней буквы, предшествующая или последующая. Поэтому и сам принцип можно охарактеризовать как позиционный принцип письма и чтения: при письме и чтении учитывается позиция букв в слове.

    Позиционный принцип графики применяется в двух основных случаях:

    1) при обозначении мягкости и твердости согласных;

    2) при обозначении йота. Приведенные примеры иллюстрировали оба эти случая.

    § 3 . Нарушения и ограничения слогового принципа графики

    Правила слогового принципа применяются не всегда: есть случаи отступления от них, – это нарушения слогового принципа; есть также ограничения сферы его действия.

    1. Нарушения слогового принципа создаются орфографией и наблюдаются в сфере обозначения йота . Йот перед гласными обозначается вместе с этими гласными буквами типа я, а во всех других положениях – буквой и: ёлка, моё, объём, бельё, но край, гайка. Но есть такие узаконенные орфографией написания, в которых эти правила нарушаются: вместо букв типа я фактически пишутся другие буквы или сочетания букв. Это наблюдается в заимствованных словах и в собственных именах, тоже большей частью иноязычных:

    1) вместо ё, полагающегося по слоговому принципу, фактически пишется буквосочетание йо: йод, йодный, йодистый, йот, йотация, йотированный, йоги, йоркшир, йоркширский (в начале слов), майолика, майонез, майор, район (после гласных); Йозеф, Нью-Йорк (в собственных именах) и т. п.;

    2) вместо ё после ь фактически пишется о: батальон, бульон, лосьон, медальон, павильон, почтальон, шампиньон, гильотина, карманьола; синьор, синьора, синьорина, а также сеньор, сеньора, сеньорина (заимствования из итальянского и испанского языков) и т. п., в частности названия больших чисел: квадрильон, квинтильон, редкие, устаревшие слова: брульон, каньон, котильон, миньон, модильон, шиньон и др.;

    3) вместо букв типа я пишутся сочетания этих букв с предшествующим й (буква е здесь не представлена): йеменский, фейерверк, фойе; йя Майя, Гойя и т. п.

    Написания, содержащие нарушения слогового принципа, устанавливаются орфографией в словарном порядке.

    2. Отступления от правил слогового принципа графики, определяющих соотношение соседних букв в слове, наблюдаются в области употребления гласных букв, мягкого знака и «буквы пробела» после шипящих и ц.

    Звуки ч и щ – мягкие, а ж, ш, ц – твердые, поэтому, казалось бы, по предписаниям слогового принципа после букв, обозначающих эти звуки, гласные буквы, а также знаки мягкости и твердости должны были бы быть дифференцированны: после ч, ш следовало бы писать гласные буквы типа я , а на конце слов – ь ; после ж, ш, ц – гласные типа а, а конец слов оставлять без мягкого знака. Фактически же после всех этих букв – и после ч, щ, и после ж, ш, ц – пишутся то гласные типа а (а, у, о, пробел, а после ц еще и ы ), то гласные типа я (е, и, иногда ю, а после шипящих, но не после ц, еще ё и ь ); не пишется только буква э. Например: ч: час , чудо , плечо и челка , честь , чин , врач и ночь ; щ: пощада, щука , плащом и щетка , щебень, щи , плащ и помощь ; ж : жар , жук и жюри , поджог (сущ.) и поджег (гл.), жест , жить , еж , рожь ; ш : шаг , шуми , брошюра , хорошо и шел , шест , шило , шалаш и глушь ; ц : цапля , цугом , письмецо , цель , цыган и цирк , огурцы. Выберем теперь только нужные буквосочетания и покажем их отношение к слоговому принципу выделением: жирный шрифт – соответствие принципу , курсив несоответствие ему.

    Графикой называется прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.

    Русская графика опирается на два основных принципа - фонематический и позиционный.

    Суть фонематического принципа русской графики сводится к тому, что буква обозначает не звук, а фонему. Но фонем в русском языке больше, чем букв. Сгладить такое несоответствие помогает другой принцип - позиционный (слоговой, буквосочетательный ), который позволяет уточнить звуковое значение буквы посредством другой, следующей за ней. Позиционный принцип русской графики является ее большим достоинством, так как благодаря ему вдвое сокращается на письме передача твердых и мягких согласных (например, в сербскохорватском языке имеются специальные буквы для обозначения мягких согласных: ж - мягкий л, ш - мягкий н). Позиционный принцип применяется для передачи твердости / мягкости согласных фонем.

    Позиционный принцип для передачи твердости / мягкости согласных фонем реализуется следующим способом:

    На конце слова мягкость согласного обозначается мягким согласным, а твердость - пробелом: уголь_- угол_;

    мягкость согласного перед твердым согласным передается мягким знаком: вольна - волна;

    мягкость и твердость согласного перед гласными различается с помощью этих гласных: однозначные буквы указывают на твердость согласной фонемы, а многозначные гласные - на мягкость: мэр, мор, лук, лак, лыко, но мел, мёл, мил, мял.

    Слоговой принцип русской графики заключается в том, что в русском письме в определенных случаях в качестве единицы письма выступает не буква, а слог. Такой слог, т.е. сочетание согласной и гласной букв, является цельным графическим элементом, части которого взаимно обусловлены. Слоговой принцип графики применяется в обозначении парных по твердости-мягкости согласных. В современном русском языке согласные звуки, парные по твердости-мягкости, имеют фонематическое значение, т.е. служат для различения звуковых оболочек слов. Однако в русском алфавите отсутствуют отдельные буквы для обозначения парных по мягкости-твердости согласных звуков, так что, например, буква т употребляется и для твердого, и для мягкого звука [т] - (ср.: станут - стянут).

    Отсутствие в русском алфавите отдельных букв для парных по твердости-мягкости согласных звуков компенсируется наличием в нашей графике двояких начертаний гласных звуков. Так, буквы я, о, у, э, ы указывают на твердость предшествующего согласного, парного по твердости-мягкости, а буквы - я, ё, ю, е, и - на мягкость (ср.: рад - ряд, мол - мёл, тук - тюк, сэр - сер, был - бил). Таким образом, буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости, двузначны: без учета последующей буквы нельзя определить, твердым или мягким является парный по твердости-мягкости согласный звук. Только в конце слова и перед согласными (правда, не всегда) мягкость согласных, парных по твердости-мягкости, обозначается особой буквой ь.

    Слоговой принцип применяется также к обозначению согласного звука [j] (йот), причем это применение осуществляется лишь внутри слов. Согласный звук йот обозначается особой буквой й только в том случае, когда слог заканчивается этим звуком, следующим за гласным (ср.: пой - пойте, лей - лейте, весной, слепой и т.п.). Во всех прочих положениях звук йот вместе со следующим гласным звуком обозначается одной буквой, а именно: я - , ё - , е - , ю - . Такое значение букв я, ё, е, ю имеет место: 1) в начале слова (ср. яма, ёж, юг, ель); 2) после гласных (моя, моё, поеду, мою); 3) после разделительных знаков ъ и ь (объявить - обезьяна, объём - собьём, съезд - устье, конъюнктура - вьюга).

    Главнейшее отступление от слогового принципа - обозначение гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости. Так, после всегда твердых согласных [ж], [ш], [ц] гласные звуки обозначаются, вопреки слоговому принципу, буквами и, е, ё, изредка ю, я (ср. жир, ширь, жест, шест, жёлоб, шёпот, брошюра, жюри, парашют, цифра, цепь, Коцюбинский, Цявловский и т.п.); после всегда мягких [ч], [щ], вопреки слоговому принципу, пишутся буквы а, о, у (ср. чаша, чокнуться, чудо, пища, Щорс, щука и т.п.). Эти отступления от слогового принципа в современной русской графике сложились исторически. В современном русском языке звуки [ж], [ш], [ц] не имеют мягких разновидностей, а звуки [ч], [щ] - твердых разновидностей. Поэтому твердость и мягкость этих звуков обозначается самими согласными буквами, которые являются однозначными и не требуют обозначения последующими гласными буквами.

    Частные случаи отступлений от слогового принципа: 1) написания иноязычных (чаще французских) слов с ьо вместо ё (ср.: бульон - бельем и т.п.); 2) написание сложносокращенных слов с ьо, ьа, ьу и йу (ср. сельокруг, сельаэродром, Дальуголь, стройучасток); 3) написание в начале иноязычных слов йо вместо ё (ср. еж, ёрш - йот, йод, Йоркшир, Нью-Йорк). Кроме указанной непоследовательности в применении слогового принципа, можно отметить в русской графике отсутствие обозначения ударного слога в слове, а также особой буквы для звука ["] (ср. дрожжи, визжу, езжу и т.п.).

    ПИСЬМЕННОСТЬ

    Сначала напомним об одном феномене, который всё же дает право на объединение орфографии и пунктуации. Речь идёт о феномене письменности, письменной речи. Основной формой бытования языка и в плане синхроническом, и в плане диахроническом является устная речь. Письменная форма появляется гораздо позднее, на уровне сравнительно высокого развития цивилизации. Но именно благодаря письменности цивилизация и получает огромный толчок в развитии, приобретая возможность фиксации и передачи опыта, сохранения информации - а значит, её обработки и совершенствования. Она соответствует развитым формам социальной дифференциации - поэтому есть и бесписьменные языки у этносов, живущих замкнутой жизнью вне современных цивилизационных форм.

    Письменная речь противостоит устной по параметрам: спонтанность -обдуманность, необработанность - обработанность. непосредственный адресат -опосредованный адресат. Сама идея кодификации, приведения к общему знаменателю нормы, возникает в силу этого лишь в письменной речи. Следовательно, орфография и пунктуация как способ письменной обработки языка суть явления письменной речи. В этом смысле по отношению к собственно системе языка они носят вторичный, опосредованный характер. Имеется в виду, что система языка (его фонетика, лексика, грамматика)/не зависят, не обусловлены орфографией и пунктуацией. Грубо говоря, будь русский язык записан китайскими иероглифами - это не изменило бы его сути, его характера. Также и нотная запись в музыке не влияет на характер звучания: известно, что музыка записывалась в Древней Руси «крюками». Но они, в свою очередь, отражают системные особенности языка, имея в то же время и автономные закономерности функционирования.

    Но с другой стороны, будучи основными регуляторами, письменной речи, орфография и пунктуация приобретают первостепенное значение во внеязыковом аспекте функционирования языка - в социуме, в науке, в искусстве. И по правилам диалектике, они вмешиваются и в саму систему языка. Например, именно влиянием орфографии объясняются многие изменения в произношении звуков в 20-е гг. нашего века, когда под влиянием «культурной революции» увеличилось число грамотных, для которых написанный текст стал догмой, святыней - /ч/то, коне/ч/но и прочие.

    ИСТОРИЯ ПИСЬМА

    Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Современное письмо на различных этапах развития имело различные формы и виды и по-разному соотносилось со звуковым языком.

    Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, т.е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии в быту являются, например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например, вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет сапожник», «Починка обуви» и т.д.

    На следующем этапе развития письма - в идеографии - рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак - иероглиф. При таком письме начертания передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения слов (ср.: дорожные знаки как идеограммы: зигзаг - «поворот», крест - «перекресток», восклицательный знак - «осторожно!» и т.п.).

    Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков - букв.

    Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями - буквами, называется звуковым или речевым.

    Русское письмо - звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, математические знаки (+, - , ×, : , Δ и т.п.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.

    Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм литературного языка. Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической системой языка, так и орфографической.

    ГРАФИКА И ГРАФЕМА

    ГРАФИКА - а) совокупность начертаний, через которые устная речь передаётся на письме (буквы, ударение, апострофы); в) способы обозначения фонем и их сочетаний при помощи алфавита.

    Графика ориентирована только на фонемы, в отличие от ОРФОГРАФИИ, она не учитывает смысловых единиц, морфем, слов. По традиции, также называется и сама наука, изучающая вышеперечисленные явления. По А.А. Зализняку: «обозначение инвентаря общеобязательных графем вместе с основными правилами их использования». Именно графика непосредственно является основой письменной речи. По сути, она представляет собой свод букв (алфавит) и принципов их соединения (м+я в рус., но м+ь+а - в серб.). Это - соотношение парадигматики и синтагматики на уровне графики.

    Основная единица - графема (буква). Она - не обязательно звук. Может быть два звука, может быть лишь признак звука. Основу графики составляет алфавит - совокупность расположенных в определённом порядке графических знаков. Современный русский алфавит есть модификация кириллицы.

    ЗНАЧЕНИЕ БУКВ. Значение буквы - это её соотношение с передаваемой ею фонемой и к реальной семантике, понятно, отношения не имеет. Типы значений классифицируются по разным основаниям. Первая классификация связана с количеством фонем, сочетаний фонем, которые передаёт та или иная буква. Буквы бывают однозначными и неоднозначными.

    ГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

    Однозначные - А Э О У Ы.

    Многозначные - Е Ё Ю И Я.

    СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ

    Однозначные - Ж Ш Ч Щ Ц Й

    Многозначные - Б В Г Д З К Л М Н П Р С Т Ф Х.

    Ъ - однозначная.

    Ь - многозначная.

    Понятно, что эта классификация отражает фонемное значение и не отражает фонетических чередований: то, что на уровне фонетики буква А может отражать «крышечку» или Ъ - не входит в понятие многозначность или однозначность .

    В свою очередь, на фонетику опирается другая классификация букв по типам значений. А.Н. Гвоздев говорит о том, что, когда О обозначает [ А ] в словах типа БОЛЬШОЙ, ВОДА, это значение будет ВТОРОСТЕПЕННЫМ. Получается, что фонематически О всё же остаётся однозначной, а фонетически приобретает еще одно, второстепенное значение. Точно так же, скажем, для Б - двузначность, так как означает /Б/ и /Б‘/, но при этом - на фоне основных двух значений присутствуют еще и два второстепенных - /П/ и /П ‘/. Таким образом рассуждает и А.И. Моисеев, который объединяет две классификации в одну; первое основное значение он называет алфавитным (как буква называется в алфавите - ЙА), второе основное значение он называет графическим, так как оно зависит лишь от буквосочетаний, то есть от слогового принципа русской графики, а третье, второстепенное, фонетическое, - он называет орфографическим, поскольку оно возникает уже лишь в орфографии, а не в графике.

    В более строгой классификации второстепенные значения делятся на системные и асистемные (обязательные фонетические процессы или всего лишь орфоэпические варианты типа ЖЫЛЕТЬ - ЖАЛЬ). Р. И. Аванесов говорил также о нулевых значениях типа СОЖНЦЕ.

    Теория звуковых значений букв привлекательна тем, что связывает воедино, с одной стороны, фонетику и фонологию, а с другой стороны - графику и орфографию.

    СЛОГОВОЙ ПРИНЦИП

    Ведущим для русской графики считается так называемый слоговой принцип. Его суть в том, что в русской графике в качестве единицы чтения и письма выступает не отдельная буква, а целый слог, называемый силлабема. Действительно, оставаясь в пределах отдельно взятой буквы, невозможно выявить её значение - М может обозначать и /М/ и /М"/; Я - аналогично и /ЙА/ и /*А/, что выясняется лишь в пределах слога. В русском языке представлены две разновидности слогового принципа.

    Первая разновидность связана с обозначением дифференциального признака твёрдости/мягкости согласных фонем. В русском языке отсутствуют специальные буквы для обозначения мягких фонем, а дифференцировать их надо. Это и осуществляет идущая за ним гласная. ПЕНА - ПЕНЯ. Кстати, еще Л.В. Щерба отмечал, что в русском языке удобнее обозначать и твёрдый, и мягкий согласный одной буквой, потому что они часто чередуются друг с другом в разных формах одного и того же слова: СОСЕДА - СОСЕДЯМ,

    Согласная буква не обозначает ни твёрдости. Ни мягкости, последние признаки обозначены гласной буквой: их соединение похоже на соединение в пазах.

    Вторая разновидность слогового принципа связана с обозначением звука ЙОТ. Наряду с обычным обозначением его буквой Й, он как бы «запрятан» в буквы Е Ё Я Ю. Это тоже отражение слогового принципа русской графики. Это проявляется в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь. В последнем случае первая и вторая разновидности как бы пересекаются.

    Подводя итоги, можно сказать, что в русском письме есть своего рода элементы чтения «справа налево». Это - национальная особенность русской графики.

    Слоговой принцип, будучи основным, всё же имеет ряд отступлений, связанных с историческими. Традиционными особенностями русского письма, а также с фонетическими причинами. Именно тогда в графику, чтобы преодолеть её бессилие в устранении нежелательной вариантности, вмешивается орфография.

    • А) В частности, непарные по мягкости согласные не нуждаются в специальном обозначении мягкости на письме. Поэтому при Щ возможны и А, и Я - грубо говоря, нет разницы, которую букву выбрать. Поэтому у нас есть и смягчающие варианты - ЖИ/ШИ, и несмягчающие варианты ЧА/ЩА.
    • B) Отражение йота в заимствованных словах - ЙОД, ЙОГ, но, напротив, БУЛЬОН, ПОЧТАЛЬОН (в сравнении с ЛЬЁШЬ).
    • C) Колебания Е и Э в заимствованных словах - ТЕНДЕНЦИЯ -отвердение произношения согласного перед Е. Но это, по сути, не графическая, а орфоэпическая проблема.

    Подводя итоги, отметим, что всё же слоговой принцип русской графики является оптимальным, поскольку в русском языке последовательно противопоставлены ряды мягких и твёрдых фонем. Следовательно, нам пришлось бы для обозначения мягких придумать 15 букв. В сербском языке есть специальные буквы для мягких, но там нет такого большого количества (4 буквы) мягких согласных звуков. Несколько удобнее было бы использовать апостроф, но его написание в середине слова неудобно и утомительно (рука отрывается при письме). А в печати он однообразен и не виден - «рябит». Ср. Н"ОС и НЁС. Слоговой принцип представляет собой своеобразное и весьма экономное средство передачи на письме мягких и твёрдых фонем.

    Его недостатки - затемнение морфемной структуры слова при передаче йота: САРАЙ - САРАЯ (вместо логичного САРАИ-А, или - ЗАЗЕМЛЕНИ-Е, вместо ЗАЗЕМЛЕНИЙ-Э).

    Соотношение между буквами и фонемами в русском языке определяется действием слогового принципа.

    Суть его в том, что за единицу письма и чтения берется не буква, а целый слог. В связи с этим буквы для передачи как гласных, так и согласных звуков читаются и пишутся с учетом соседних букв.

    Слоговой принцип проявляется в двух случаях:

    1. При обозначении твердости и мягкости согласных, стоящих в пределах одного слога перед гласными звуками

    Сравним: 1) нос 2) нёс 1) мал 2) мял

    [нос] [н " ос] [мал] [м " ал]

    В первом случае гласные буквы «о» «а» обозначают, во-первых, звуки [о] [а], во-вторых, обозначают твердость предшествующих согласных звуков.

    Во втором случае гласные буквы «ё» «я», во-первых, обозначают звуки [о] [а], во-вторых - мягкость предшествующих согласных звуков.

    Таким образом твердость согласных обозначается употреблением после них букв: а, о, э, у, ы; мягкость - я, е, ё, ю, и.

    Такое проявление слогового принципа русской графики дает экономию нашему письму, так как каждая пара согласных фонем по твердости-мягкости обозначаются одной буквой: <н> <н " > <б> <б " >

    Отступление от слогового принципа наблюдается при передаче на письме фонем (ж, ш, ц, ч, ш ").

    Например, после «ж» мы пишем всегда 2 и», но все равно [ж] <ж> всегда твердые, после «ч» пишем «а», но <ч> всегда мягкая.

    2. Слоговой принцип проявляется при обозначении < > на письме.

    < > вместе с последующей гласной передается одной гласной ётированной буквой в следующих случаях:

    1) В начале слова: < ама >

    2) После разделит. ъ ь: <в " уга>

    3) После гласной фонемы: <мо а>

    слоговой принцип удобен для характеристики звуковой системы, для передачи на письме языковых единиц.

    Но при морфологическом, морфемном разборе он вызывает затруднения.

    Орфографическая запись часто затемняет состав слов: лисью - [л " ис" у], бью - [б" у].

    Обозначение на письме < >

    1. Фонема < > передается на письме буквой «й» в позиции не перед гласной:

    а) в конце слова: май

    б) перед согласной: майка.

    2. В определенных случаях < > передаётся на письме буквами е, ё, ю, я, и (после мягкого знака: соловьи).

    3. В некоторых заимствованных словах < > предается с помощью буквы «о» после разделит «ь»: бульон, почтальон.

    Таким образом, в русском языке нет специальной буквы для обозначения < > .

    Обозначение на письме твердых и мягких фонем.

    По МФШ в русском языке существует 14 пар согласных фонем по твердости - мягкости: п б в ф д т з с л м н р ж ш


    п" б"в"ф"д"т" з" с"л"м"н"р" ж"ш"

    Особых букв для многих фонем нет. Например, для мягких или для твердых.

    Исключение составляет пара «ш, щ».

    Буква «щ» обозначает фонему <ш">.

    Таким образом, 13 согласных мягких или твердых согласных фонем обозначаются без введения особых букв.

    Мягкость согласных фонем не письме обозначается следующим образом:

    1. Если мягкая согласная фонема стоит не перед гласной, а на конце или в середине слова, то её мягкость обозначается сочетанием «согласная буква = «ь»: моль, мальчик.

    2. Если мягкая согласная фонема стоит перед гласной, то её мягкость обозначается йотированными буквами е, ё, ю, я, и: няня, нет, нес, нить, нюхать.

    Твердость согласных фонем передается следующим образом:

    1) В положении не перед гласными отсутствием «ь» <с тол>;

    2) В положении перед гласными с помощью букв а, о, у, ы.

    Отступление от слогового принципа русской графики:

    1. При написании гласных букв после шипящих и «ц», сравним: произносим [жоны], пишем «жёны».

    2. При обозначении < > заимствованных словах: < > со следующими гласными передаются с помощью буквы «й» и соответствующей гласной буквой: майор, район.

    В некоторых заимствованных словах после букв согласных пишется «ьо»: бульон, батальон.

    3. При написании букв е, э в заимствованных словах: партер (произносим пар[тэ]р), проект (про[экт]).

    4. Написание сложносокращенных слов: ремстройуправление - ремстро(«ю»)правление.

    РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»

    Понятие о графике. Развитие письма

    Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.

    Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.

    Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.

    Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.

    Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).

    В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).

    На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988 году. В основе её лежал греческий алфавит.

    За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.

    До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».

    В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг.). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.

    Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г.,

    буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.

    С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.

    К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.

    За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.

    Состав русского алфавита. Буква и фонема

    Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.

    Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.

    Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.

    Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.

    Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.

    В большинстве случаев буква на письме передаёт фонему в сильной позиции (а не звук).

    Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.

    Воды - вода – водяной

    | д ы] - [в a ] - [в ъ |д’и э |н j]

    <о>: [о] - [ a ] - [ъ]

    [г р’ |б ] – [ г р’ п ]

    <б>: [б] // [п]

    Слоговой принцип русской графики

    Соотношение между буквами и фонемами в русском языке определяется действием слогового принципа.

    Суть его заключается в том, что за единицу письма и чтения берется не одна буква, а целый слог. В связи с этим буквы для передачи как гласных, так и согласных фонем (звуков) читаются и пишутся с учетом соседних букв.

    Слоговой принцип проявляется в двух случаях:

    1. при обозначении на письме твердости - мягкости согласных фонем,

    2. при обозначении на письме фонемы .

    киа к5 цена официальный дилер