Права государства и муниципальных образований. Государство, государственные и муниципальные образования как субъекты гражданского права, их особенности. Центральный учебно-методический кабинет

    Гражданская правоспособность государства и государственных (муниципальных) образований.

    Формы участия государства в гражданском обороте.

Государство как носитель суверенитета едино и неделимо, следовательно в гражданском обороте может рассматриваться как единый и единственный субъект.

В тоже время государство является многоуровненным образованием.

Государство подразделяется на субъекты:

    Российская Федерация

    Субъекты Федерации

    Муниципальные образования

Эти субъекты самостоятельны, имеют свою структуру, собственное имущество и не отвечают по обязательствам друг друга.

Государство может участвовать в гражданских правоотношениях обладает правоспособностью.

Государство является носителем власти, является суверенитетом, которые превращают его в особого субъекта гражданского права. Свойства:

    государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться другие субъекты;

    государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения независимо от воли другой стороны;

    государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает на началах равенства гражданского правоотношения;

    государство пользуется иммунитетом;

    это особое положение государства отражает две тенденции:

а) уравнивание государства с другими субъектами;

б) использование полномочий для направления хозяйственного развития в определенное русло.

К государству в полном объеме могут быть применены только правила о волеобразовании и волеизъявлении юридического лица, остальные правила (о правоспособности, государственной регистрации, наименовании, видах юридического лица, реорганизации) не применимы.

    Государство как собственник в гражданском обороте выступает не только от своего имени, но и от имени созданных им юридическим лицом.

Гражданская правоспособность государства – не может быть тождественна правоспособности юридических и физических лиц. Ряд возможностей присуще только государству:

    приобретать имущество, не имеющее наследников

    выпускать государственные ценные бумаги, государственная монополия (экспорт-импорт отдельных товаров)

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти

Природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав или возлагать на себя некоторые обязанности.

Во-первых, нигде исчерпывающий перечень полномочий государства не описан

Во-вторых, государство принимая законы, само может установить более широкий объем своих полномочий.

Правоспособность государства – целевая правоспособность, поскольку она вытекает из публичности власти, в целях процветания всего общества и каждого его члена.

Государственные (муниципальные) образования как субъекты гражданского права.

Государство участвует в гражданском обороте как совокупность субъектов различных уровней. Все эти субъекты независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданского оборота.

    Российская Федерация

    субъекты РФ

    муниципальные образования

    от имени РФ и субъектов РФ, выступают органы государственной власти, в рамках компетенции установленной законом.

Муниципальные образования не входят в систему государственной власти. Под муниципальном образованием понимают городские, сельские поселения, объединенная общей территорией, в пределах которых осуществляется самоуправление, имеют муниципальную собственность, бюджет, казну и выборочные органы.

Государство является собственником принадлежащего ему имущества, однако в отличии от юридических и физических лиц не обладает сознанием и волей, необходимых для участия в гражданском обороте без посредства различных государственных органов.

Государству доступна любая сделка, за исключением тех, которые рассчитаны на юридических и физических лиц.

Государство не может быть: страховщиком, банком, поскольку государство не предприниматель.

Специальность

030503 (0201) Правоведение

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный учебно-методический кабинет

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Государство, субъекты РФ, муниципальные образования как субъекты гражданского права.

Ответ

Участниками гражданско – правовых отношений, наряду с гражданами и юридическими лицами, могут выступать: Российская Федерация (далее РФ), субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа и др.) и муниципальные образования.

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования будучи публичными образованиями обладают следующими признаками:

Организационное единство - характеризующее публичное образование как единое целое, имеющее четко определенную структуру построения, наличие органов с определенной компетенцией и подчиненных подразделений, определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и др. нормативных актах;

Обособленное имущество проявляется в наличии права государственной собственности у РФ (федеральная собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а также муниципальная собственность у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК РФ);

Ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК РФ);

Возможность выступления РФ, субъектов РФ и муниципальных образований от собственного имени при приобретении и осуществлении имущественных и личных неимущественных прав, выступления в суде (ст. 126 ГК РФ).

РФ, субъекты РФ, муниципальные образования составляют особую самостоятельную группу участников гражданских правоотношений.

Большинство норм, определяющих правосубъектность юридических лиц (ст. 4 ГК РФ) , не применимы к РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Это касается норм:

О порядке возникновения и прекращения юридических лиц;

О учредительных документах;

О видах юридических лиц;

Иначе решены вопросы ответственности по обязательствам.

Свойство равенства участников гражданских правоотношений делает невозможным использование государством, субъектами и муниципальными образованиями властных полномочий при осуществлении своей гражданской правосубъектности. То есть, они не могут реализовать свои властные полномочия в отношениях с другими участниками гражданских правоотношений.

Они выступают в гражданском обороте так же, как юридические лица, подчиняясь всем установленным для последних правилам гражданских правоотношений.

В соответствии со ст. 125 ГК РФ участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, в гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

Органы государственной власти и местного самоуправления действуют от имени государства или его субъекта или муниципального образования в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

На федеральном уровне от имени государства могут выступать органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент, Правительство, министерства и ведомства.

Чаще всего гражданско-правовые действия от имени государства совершают в пределах своей компетенции органы исполнительной власти, уполномоченные управлять государственным имуществом, финансами.

Так, министерство РФ по управлению государственным имуществом действует от имени РФ в пределах своей компетенции, определенной в Положении о нем., осуществляет: передачу государственного имущества в хозяйственное ведение унитарных предприятий и в оперативное управление казенных предприятий и учреждений, а также в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ним договоров. Российский фонд федерального имущества в соответствии с Положением о нем заключает от имени государства договоры на продажу переданных ему министерством по управлению имуществом долей участия (акций, паев) в капитале хозяйственных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов федеральной собственности.

От имени субъектов РФ могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства, министерства и ведомства, администрации и др.

Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в уставах муниципальных образований) выступают: представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Бытовой подряд: понятие область применения, специфика договора, ответственность подрядчика по договору.

Ответ

Договор бытового подряда давно известен гражданскому законодательству. Ещё в Гражданском кодексе 1964 г. ему были посвящены отдельные нормы в главе о подряде.

Однако его понятие, прежде всего, опиралось на особенности правового регулирования плановой экономики, в связи, с чем бытовой заказ рассматривался как один из договоров по обслуживанию граждан. Его главными чертами являлись особенности субъектного состава - в качестве заказчика выступал гражданин, а подрядчика - специализированная организация сферы обслуживания, планово-регулируемый характер договора; применение публичной оферты и закрепление отдельных видов договоров бытового заказа в типовых договорах.

ББК Х623.110.4

Л.А. Бурылова

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК) муниципальные образования наряду с Российской Федерацией и ее субъектами выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 ст. 124 ГК, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

Особенности муниципального образования как субъекта гражданского права обусловлены тем, что оно является субъектом конституционного и муниципального права и наделено специальной правосубъект-

Как субъект права, муниципальное образование существует в рамках и публичного и частного права. В рамках публично-правовых отношений муниципальное образование выступает как носитель публичной власти. Муниципальное образование принимает по предметам своего ведения нормативные правовые акты, которыми должны руководствоваться другие субъекты гражданского права, вступающие в правовые отношения с муниципальными образованиями по предметам их ведения.

Муниципальное образование участвует в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками оборота. В силу п. 2

177 Шугрина Е.С. Понятие и признаки муниципального образования в материалах судебной практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 5.

ст. 124 ГК к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов178.

Публичное предназначение средств местного бюджета обусловливает особые требования к их использованию; деятельность муниципального образования, связанная с гражданским оборотом, регламентируется, в том числе, положениями бюджетного законодательства. Статьей 117 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от

26.04.2007 № 63-Ф3) установлено, что от имени муниципального образования муниципальные гарантии предоставляются местной администрацией муниципального образования в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в решении представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и в порядке, установленном муници-

пальными правовыми актами.

Согласно п. 7 постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» сделка по предоставлению государственной (муниципальной) гарантии при отсутствии этой гарантии на момент ее совершения в

перечне, установленном законом (решением) о бюджете на очередной

год, является ничтожной.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 21.05.2007 по делу № Ф09-2463/07-С5 счел обоснованными судебные постановления о признании ничтожным договора между администрацией муниципального образования «Акбулакский район», обществом «Фирма Карат» и колхозом «Новоуспеновский» о предоставлении муниципальной гарантии, поскольку предоставление муниципальной гарантии на эту сумму не было предусмотрено в решении о районном бюджете.

Статья 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде-

178 Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

179 Изменения, внесенные Федеральным законом от 24.07.2008 № 161-ФЗ, вступили в силу со дня официального опубликования (Собрание законодательства РФ. 28.07.2008).

рации» (далее Закон № 131-Ф3) наделяет муниципальные образования правом регулировать порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа. Такой порядок устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Президиума Высшего арбитражного суда от

9.10.2007 № 5060/07 со ссылкой на Положение о муниципальном заказе, утвержденное постановлением Администрации города Волгограда, было признано обоснованным решение суда первой инстанции о возложении на казну муниципального образования обязательства по оплате работ, выполненных в рамках муниципального заказа. Высший арбитражный суд отметил, что у суда кассационной инстанции отсутствовали основания для вывода о заключении муниципальным учреждением указанного контракта «для собственных нужд»181.

Для уяснения статуса муниципального образования как субъекта гражданского права необходимо уточнить его понятие, порядок создания и государственной регистрации.

Понятие муниципального образования. Под муниципальным образованием согласно ст. 2 Закона № 131 -ФЗ понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).

Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (в ред. Федерального закона от 28.12.2004 № 186-ФЗ).

Поселение - городское или сельское поселение.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и меж-селенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопро-

сов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения -часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Границы муниципального образования утверждаются законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Закона № 131-ФЗ). В таком же порядке производится наделение муниципального образования статусом городского округа (ч. 2 ст. 11 Закона № 131-ФЗ).

Все муниципальные образования на территории Российской Федерации, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке, подлежат внесению в государственный реестр.

Муниципальное образование не является юридическим лицом, однако имеет собственный устав, обладает на праве собственности обособленным имуществом и самостоятельностью в решении вопросов местного значения.

Государственная регистрация устава муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью избирателей менее 100 человек - населением непосредственно на сходе граждан и подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом (ст. 44 Закона № 131-ФЗ).

В развитие этой нормы принят Федеральный закон «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21.07. 2005 № 97-ФЗ (далее Закон № 97-ФЗ).

Полномочия по государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования возложены на Министерство юстиции Российской Федерации. Порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований утвержден Приказом Минюста РФ от 24.08.2005 № 139, зарегистрированным в Минюсте РФ 30.08.2005.

Для государственной регистрации устава муниципального образования глава муниципального образования представляет в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия в двух экземплярах, а также на магнитном носителе:

1) устав муниципального образования;

2) решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования, а также протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования;

3) сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования.

Устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования (печатью местной администрации в случае принятия устава муниципального образования на сходе граждан).

После того как уставу муниципального образования присваивается государственный регистрационный номер на титульном листе каждого из двух экземпляров делается отметка о государственной регистрации путем проставления специального штампа.

Государственная регистрация устава муниципального образования удостоверяется свидетельством о государственной регистрации.

Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования

направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав и свидетельство о его государственной регистрации.

Прошедший государственную регистрацию устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Глава муниципального образования в течение 10 дней со дня указанной публикации обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования для включения этих сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Прошедший государственную регистрацию устав муниципального образования является основанием для включения соответствующего муниципального образования в государственный реестр.

Г осударственная регистрация муниципальных образований. Гражданская правоспособность муниципального образования возникает с момента включения его в государственный реестр.

Правила ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2005 № 350.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации. В Пермском крае эту функцию осуществляет управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (до 1 сентября 2008 г. это ведомство входило в состав управления Минюста по Приволжскому федеральному округу).

Для внесения муниципального образования в государственный реестр глава муниципального образования представляет (на бумажных и электронных носителях) в орган ведения федерального регистра следующие документы:

а) заявление, подписанное главой муниципального образования и составленное по установленной форме;

б) официальный текст закона субъекта Российской Федерации об установлении границ муниципального образования и наделении его соответствующим статусом (городское или сельское поселение, городской округ, муниципальный район), а для городов федерального значения -официальный текст закона об установлении границ внутригородских муниципальных образований;

в) копию устава муниципального образования, официально опубликованного (обнародованного) после его государственной регистрации;

г) копию свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования.

(Формы документов для ведения государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации утверждены Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23.08 2005 № 138.)

Государственная регистрация органов местного самоуправления как юридических лиц. В силу ст. 125 ГК от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде могут органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренном законами, нормативными актами муниципальных образований, от их имени могут выступать юридические лица и граждане.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 93-ФЗ). В силу ст. 41 указанного Федерального закона от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Представительный орган муниципального образования и местная администрация обладают правами юридического лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» применительно к учреждениям. При этом в ст. 41 прямо указано, что органы местного самоуправления, которые в соответствии с федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Порядок и сроки государственной регистрации, перечень представляемых документов определены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Федеральный закон № 129-ФЗ).

Органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Соответственно, государственная регистрация органов местного самоуправления осуществляется в территориальных органах МНС РФ по месту нахождения представительного органа или местной администрации.

В некоторых учебниках по административному праву утверждается,

что органы государственной власти и органы местного самоуправления

не подлежат государственной регистрации как юридические лица.

Такое утверждение противоречит действующему законодательству. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Необходимость государственной регистрации органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством наделяются статусом юридических лиц подтверждена письмом Министерства финансов РФ от 18.12.2006.

Правила ведения государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

г) документ об уплате государственной пошлины.

182 Бахрак Д.Н. Административное право России: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЭКСМО, 2006. С. 154.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, в том числе форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.07.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

С учетом установленных ст. 41 Федерального закона № 131 -ФЗ особенностей, основанием для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

Устав муниципального образования;

Решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

Для вновь образованных муниципальных образований в случае отсутствия у них устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц будут являться:

Протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица (для представительного органа муниципального образования);

Решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица (для иных органов местного самоуправления).

Кроме того, при регистрации органов местного самоуправления как юридических лиц в регистрирующий орган необходимо представить подписанное заявление по установленной форме.

По общему правилу, согласно ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Такими уполномоченными лицами могут являться:

Руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

Учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

Руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

Иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Причем, если уполномоченным лицом при государственной регистрации органа местного самоуправления будет уполномоченное лицо этого органа, то государственная пошлина при регистрации органа местного самоуправления не взимается. Соответствующая льгота предоставлена п. 10 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию организаций.

Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. При этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом № 129-ФЗ. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 8 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ,

подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Функциональные и территориальные органы местной администрации. Согласно ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация обладает правами юридического лица (п. 7). При этом в силу п. 8 указанной статьи в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.

Несмотря на указание Закона, что местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия, структура местной администрации утверждается не ее руководителем, а представительным органом муниципального образования, правда, по представлению главы местной администрации.

Статья 41 Федерального закона № 131-ФЗ допускает возможность наделения органов местной администрации статусом юридических лиц.

Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Таким образом, нормы муниципального права вступают в явное противоречие с гражданским законодательством, определяющим признаки юридического лица и полномочия учредителей.

На практике возникают вопросы разграничения компетенции собственно администрации и ее органов, которые, являясь юридическими лицами, зачастую заключают гражданско-правовые договоры от имени муниципального образования. В соответствии с утвержденными положениями органы местной администрации нередко издают правовые акты, порождающие гражданско-правовые последствия для муниципального образования.

Статус функциональных и территориальных органов местной администрации, учреждаемых для решения вопросов местного значения по определенной отрасли или на определенной территории, должен быть четко определен федеральным законодательством.

Порядок разграничения полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом между представительным органом муниципального образования и местной администрацией законодатель-

ством не определен. В связи с этим в судебной практике возникают вопросы правомочности сделок с участием органов местного самоуправления, влекущих возникновение обязательств муниципального обра-

Законодательство о местном самоуправлении не распространяет на органы муниципальной власти принцип разделения властей. Тем не менее разъяснения комитета по местному самоуправлению Государственной думы по вопросам распоряжения муниципальным имуществом свидетельствуют о позиции федерального законодателя, близкой по содержанию к конституционному принципу четкого разграничения полномочий между ветвями власти. В соответствии с п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что включает в себя порядок передачи имущества во временное безвозмездное пользование, порядок продажи земельных участков, порядок утверждения планов приватизации. Принятие конкретных решений по вопросам управления и распоряжения имуществом относится к исполнительно-распорядительным полномочиям органов местного самоуправления, которые реализует местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соот-

Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и потому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений).

Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.).

Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях. Так, государство является субъектом права собственности, в том числе субъектом исключительного права собственности (например, на недра). Управление и распоряжение государственной собственностью осуществляется через Министерство государственного имущества. Сделки от имени государства при отчуждении государственного имущества в процессе приватизации осуществляются от имени Российского фонда федерального имущества.

Государство выступает в следующих обязательственных правоотношениях.

1) отношения займа (при выпуске облигаций и других ценных бумаг);

2) в отношениях по поставке продукции для федеральных государственных нужд;

3) в отношениях подряда для государственных нужд;

4) в отношениях дарения (когда имущество дарится государству).

Российская Федерация может быть субъектом наследственных правоотношений. В частности, оно наследует так называемое выморочное имущество, т.е. имущество, у которого нет наследников или же наследники отказались от принятия наследства.

Государство является субъектом ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры или суда.

Российская Федерация может выступать во внешнем обороте, заключая любые гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами. Наиболее распространенными являются договоры займа, а также предоставления кредитов. Такие договоры заключаются от имени Правительства РФ. В отдельных случаях внешнеторговые сделки заключаются российскими торговыми представительствами, однако ответственность по ним несет государство.

В качестве субъектов гражданских правоотношений могут также выступать субъекты Российской Федерации: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. От имени субъектов Федерации в гражданских правоотношениях могут выступать законодательные собрания, областные думы, президенты, правительства и т.д. Субъекты Федерации осуществляют права собственности на имущество, являющееся собственностью этих субъектов. Субъекты Федерации могут выступать государственными заказчиками в отношениях по поставке товаров для государственных нужд. Возможно участие субъектов Федерации и в других договорных правоотношениях при условии, что они не выходят за рамки своей правоспособности. Субъекты Федерации могут быть также наследниками по завещанию.

Муниципальными образованиями являются городские, сельские поселения, иные населенные территории, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. В гражданские правоотношения они вступают через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований. Осуществляют правомочия собственника в отношении муниципальной собственности, могут вступать в договорные отношения в раках своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное и постоянное пользование физическим и юридическим лицам. Сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Муниципальные органы вправе выпускать местные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.

К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.

Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т.е. функциями публичной власти, которыми их наделяет ст. 132 Конституции РФ. Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.

Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или извязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.


Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во "внутренних" (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т.е. возможности привлечения к суду только с их согласия).

Гражданская правосубъектность государства и других публично-правовых образований в различных правовых системах оформляется по-разному. Часто встречается признание государства в целом и (или) ряда его органов (учреждений), а также административно-территориальных образований и их органов юридическими лицами публичного права. Они отличаются от обычных юридических лиц частного права тем, что создаются на основе публично-правового (обычно - административного, властно-распорядительного) акта и преследуют в своей деятельности публичные (общественные) цели, а также имеют определенные властные полномочия. Их правовой статус регламентируется нормами публичного, а не частного права, но в качестве субъектов имущественного оборота они уравниваются с юридическими лицами частного права.

В некоторых случаях государство в целом для целей гражданского (имущественного) оборота рассматривается как фиск (казна) - особый субъект права. Это понятие применяется только к государству, но не к его органам, которые в таком случае считаются лишь представителями казны. Не применяется оно и к административно-территориальным (муниципальным и иным) образованиям, которые обычно рассматриваются как юридические лица публичного права.

Действующее российское законодательство считает государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования самостоятельными, особыми субъектами права, существующими наряду с юридическими и физическими лицами. К их гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Очевидна, например, невозможность применения к ним правил о порядке создания и прекращения юридических лиц. Гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими лицами не являются.

В качестве субъектов гражданского права государство и иные публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью. При определении их характера и содержания следует иметь в виду, что рассматриваемые субъекты, в отличие от юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Следует поэтому согласиться с утверждением, что гражданская правоспособность государства (и других публично-правовых образований) хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Указанные субъекты могут иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям их деятельности и публичным интересам.

Государство и другие публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности, т.е. реализуют свою дееспособность, через свои органы (органы государственной власти или органы местного самоуправления), действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК). Но в результате их действий участниками гражданских правоотношений становятся именно публично-правовые образования в целом, а не органы их исполнительной или законодательной власти, либо органы местного самоуправления. Последние могут участвовать в гражданских правоотношениях самостоятельно, а не от имени соответствующего публично-правового образования, только в роли финансируемых собственником государственных или муниципальных учреждений - юридических лиц с ограниченным вещным правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество и под субсидиарную ответственность создавшего их публичного собственника.

Таким образом, действия органов власти, совершенные в пределах их компетенции, являются действиями самих публично-правовых образований. Важно поэтому определить, основаны ли эти действия на соответствующих полномочиях данных органов, входят ли они в их компетенцию. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе и по участию в гражданских правоотношениях, устанавливается актами публичного, а не частного (гражданского) права. Для сферы гражданского права имеет значение прежде всего их компетенция по использованию государственного и муниципального имущества, включая возможности его приобретения и отчуждения (распоряжения), а также компетенция в области возложения (несения) имущественной ответственности.

При этом речь идет о государственном и муниципальном имуществе, не закрепленном за соответствующими юридическими лицами - предприятиями и учреждениями - на самостоятельном вещном праве, ибо такое имущество составляет базу самостоятельного участия этих лиц в гражданском обороте. Поэтому такие юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам учредивших их публичных собственников. По своим собственным обязательствам государство и другие публично-правовые образования отвечают лишь той частью своего имущества, которую они не передали своим юридическим лицам и которая составляет понятие "казны" (нераспределенного государственного и муниципального имущества).

Имущество казны, состоящее прежде всего из средств соответствующего государственного или местного бюджета, и составляет материальную базу для самостоятельного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях. Бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы (федеральное и республиканские министерства финансов, их региональные и местные управления и отделы). Поэтому именно они чаще всего выступают в качестве органов, уполномоченных публично-правовыми образованиями (т.е. от их имени) для участия в гражданских правоотношениях, в частности при выпуске (эмиссии) государственных или муниципальных внутренних займов или предоставлении кредитов, а также при предъявлении к государственные или муниципальным образованиям имущественных требований (исков), в том числе в порядке субсидиарной ответственности за долги созданных ими учреждений.

Что касается иного находящегося в публичной собственности имущества, то распоряжение им от имени собственника осуществляют иные уполномоченные на то органы. Так, создание, реорганизация и ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе наделение их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также контроль за его сохранностью и использованием по назначению осуществляется министерствами и ведомствами либо комитетами по управлению государственным и муниципальным имуществом. Последние принимают решения об отчуждении недвижимого государственного или муниципального имущества в виде имущественных комплексов, зданий и сооружений в порядке приватизации, а также об изъятии излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного за казенными предприятиями либо за государственными или муниципальными учреждениями, и распоряжаются им от имени учредителя-собственника (п. 2 ст. 296 ГК). Фонды государственного и муниципального имущества выступают в качестве продавцов в сделках приватизации, а также являются учредителями хозяйственных обществ и товариществ с государственным (или иным публично-правовым) участием, становясь законными владельцами принадлежащих публично-правовым образованиям акций и других ценных бумаг приватизированных предприятий (либо управомоченными лицами в отношении прав требования по "бездокументарным ценным бумагам").