Правила орфографии. Русский язык — это не про правила Русский как иностранный

Никита Юкович

Шеф‑редактор «Тинькофф‑журнала».

Статей об ошибках, которые всех бесят, много. Поэтому я написал не об ошибках, а о правилах - они иногда бесят ещё сильнее.

1. «По приезде» и «по прилёте», а не «по приезду» и «по прилёту»

В значении «после чего‑либо» предлог «по» употребляется с предложным падежом: по приезде, по прилёте, по возвращении.

Предлог «по» употребляется с дательным падежом, если указывает:

  • на поверхность или пространство (ползёт по столу, ездит по Европе);
  • на предмет, на который обращено действие (ударить по лицу);
  • на лицо или предмет, о котором думают или скучают (скучаю по тебе);
  • на причину (по своей глупости);
  • на предмет, на который распространяется действие (нужно что‑то решить по правкам).

А ещё употребляется с винительным падежом, когда указывает на предмет, которым ограничивается действие (по самые гланды). Но если мы говорим, что что‑то произойдёт только после определённого события, то использовать нужно предложный падеж.

2. «Кофе навынос», а не «кофе на вынос»

Мы используем наречия, когда нам нужно охарактеризовать предмет. К кофе навынос ближе вопрос «какой?», а не «куда?» или «на что?».

В этой ситуации нужно использовать наречие. А наречие «навынос» по словарю пишется слитно.

3. «5,5 рубля», а не «5,5 рублей»

Тут пруф легко найти, например, у Розенталя или Мильчина: при смешанном числе существительным управляет дробь. Поэтому: 8,5 метра (восемь целых пять десятых метра), 9½ недели (девять целых одна вторая недели).

Много возражений: но ведь, когда мы видим «9,5 недель», мы читаем «девять с половиной», а не «девять целых пять десятых». Если придерживаться правил, получается так: если нужно, чтобы прочитали как «девять с половиной», напишите «девять с половиной».

4. «До ско́льких», а не «до скольки́»

У слова «сколько» нет формы «скольки»:

5. «Экономкласс», а не «эконом‑класс»

Слово «экономкласс», в отличие от «бизнес‑класса», сложносокращённое, а не сложное: первая основа сокращена («эконом» от «экономичный»).

А сложносокращённые слова пишутся слитно: танцкласс (танцевальный класс), драмкружок (драматический кружок), экономкласс (экономичный класс).

6. Нелогичный дефис в англицизмах

Если верить словарю , в «дедлайне» дефиса нет, а вот в «фуд‑корте» и «чек‑листе» есть.

Таких примеров много - кажется, что определённой системы нет и слова попадают в словарь как попало. Создаётся ощущение, что заимствованные слова должны пройти этот путь: мытарство без занесения в словарь; занесение с труднообъяснимым дефисом; изменение нормы на более логичное написание без дефиса.

7. Несклоняемый бариста

В отличие от ранее заимствованных из итальянского giornalista («журналист») и даже fascista («фашист»), «бариста» пока недоассимилировался: сохранил итальянское окончание и не склоняется. Но я думаю, что всё изменится: язык ведь живёт и меняется.

Где пруфы, Лебовски?

Что делать с этой информацией

Вот несколько вариантов:

  1. Постоянно поправлять собеседников и поэтому всех бесить.
  2. Беситься, что эти нормы дурацкие, занести в редакционную политику варианты, которые кажутся правильными, и жить спокойно.
  3. Кручиниться и доказывать в комментариях, что живые люди так не говорят, поэтому нормы пора переделать.
  4. Говорить так, как привычно.

Я написал этот пост не для того, чтобы обличить кого‑то в невежестве или призвать всех писать так, как требуют правила. Что‑то из этого мне самому кажется очень странным. Остаётся надеяться, что со временем нормы станут более логичными.

Данное пособие предназначено как для занятий на уроках русского языка, так и для самостоятельной работы дома. Учебный материал представлен в таблицах, что способствует его лучшему запоминанию, а также развитию зрительной памяти.

Морфологический разбор имён существительных.
I - часть речи; II - начальная форма (и. п.5 ед. ч.); собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, склонение; падеж, число; III -член предложения.

Был на выставке.
I - на выставке, был на (чём?) выставке, имя сущ.;
II - (выставка); нариц.; неодушевл.; ж. р.;
1 скл.; п. п.; ед. ч.;
III - был (где?) на выставке - обстоятельство.

Содержание
Объяснение сокращений
Алфавит
Гласные звуки
Гласные буквы
Согласные звуки
Звукосочетания
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова
Сложные слова
Переноси правильно
Не переноси
Перенос слов с удвоенными согласными
Безударные гласные в корне слова: а, о, и, е, я
Фонетический разбор слова
Большая (заглавная) буква в словах
Состав слова
Однокоренные слова
Форма слова
Порядок разбора состава слова
Предлоги пиши отдельно!
Члены предложения
Разделительный Ъ после приставки перед гласными е, ё, ю, я
Приставки над-, под-, пред-, об-
Приставки на -з, -с
Разделительный Ь пишем после согласных перед гласными
Различие между приставками и предлогами
Непроизносимые согласные в корне слова
СН без Т
Приставки пиши слитно!
Запомни
Суффиксы
Части речи
Род имён существительных
Число имён существительных
Падежи имён существительных
Склонение имён существительных
Три склонения имён существительных
Первое склонение имён существительных
Второе склонение имён существительных
Третье склонение имён существительных
Несклоняемые существительные
Окончания сущ. 2 скл. ед. ч. в род. падеже мн. ч
Нулевое окончание парные предметы
Падежные окончания имён существительных
Неопределённая форма глагола
Время глагола
Изменения глагола по лицам и числам
Спряжение глаголов
Спряжение глаголов настоящего времени
Однородные члены предложения
Род имён прилагательных
Число имён прилагательных
Склонение имён прилагательных мужского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных среднего рода
Склонение имени прилагательного во множественном числе
Мягкий знак после ч, ж, ш
Морфологический разбор имён существительных
Морфологический разбор глагола
Морфологический разбор имён прилагательных
Местоимение
Правописание наречий
Имя числительное
Виды предложений
Разбор предложения
Разбор предложения по членам предложения
Однородные члены предложения
Знаки препинания в конце предложения
Ударение в словах.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правила по русскому языку в таблицах и схемах, 1-4 класс, 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Русский язык, Орфографическая копилка, Опорные конспекты для учащихся 1-5 классов, Ткаченко Е.В., 2000
  • Веселые диктанты, Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам, 1-5 классы, Агеева И.Д., 2002
  • Правила и упражнения по русскому языку, 1-5 класс, Алмазова О.В., Сосунова Е.А., 1997
  • Программа курса, К учебникам Л.В. Кибиревой, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелиховой «Русский язык», 1-4 классы, Кибирева Л.В., Клейнфельд О.А., Мелихова Г.И., 2012

Пособие предназначено для самостоятельной работы учащихся начальных классов и соответствует требованиям ФГОС. В доступной форме представлены основные правила по русскому языку: правила переноса; правописание сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, ЩН; буквы И и Ы после Ц; разделительный Ъ и Ь; проверяемые согласные в корне, безударные гласные в корне; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-; Ь после шипящих на конце существительных; ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах и т. д. Страницы книги можно вырезать по пунктирной линии, специально отмеченной в книге ножницами, и использовать как карточки, выкладывать которые можно при прохождении темы, чтобы акцентировать внимание на правилах, вешать над столом и т.д. Все это поможет лучше запомнить и усвоить наиболее сложный материал.
Книга окажет неоценимую помощь школьникам при подготовке к уроку и выполнении домашних заданий для систематизации знаний, а также родителям и педагогам при контроле знаний учащихся.

ТЕКСТ - это группа предложений, расположенных

в определённой последовательности и связанных

по смыслу, стилю и грамматически.

сказать; то, ради чего он пишет текст.

ВИДЫ ТЕКСТОВ

по цели высказывания

о каких-либо событиях.

или кого-либо так, чтобы читатель смог это представить.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это слово или несколько слов,

связанных по смыслу и выражающих законченную

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

По цели высказывания предложения бывают:

повествовательные (сообщают о чём-либо ),

вопросительные (задают вопросы ),

побудительные (просят, требуют, советуют ).

По интонации предложения бывают:

восклицательные (произносим с особым чувством ),

невосклицательные (произносим спокойно ).

ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ - это главные члены

предложения.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ - это главный член предложения,

который обозначает о ком или о чём говорится

в предложении и отвечает на вопрос кто? или что?

(подчёркивается одной чертой)

СКАЗУЕМОЕ - это главный член предложения,

который обозначает, что в предложении говорится

о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает?

что делают? что сделал? что сделала?

(подчёркивается двумя чертами)

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ - это два слова, связанных

по смыслу. В словосочетании одно слово главное, а

другое зависимое.

Например: день (какой?) ясный ,

гулял (где?) в парке .

ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая

обозначает предмет, явления природы, события, вещи,

людей, зверей и отвечает на вопросы кто? или что?

Например: (кто?) девочка, медведь ;

(что?) урок, клён .

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - это часть речи, которая

обозначает признак предмета и отвечает на вопросы

какой? какая? какое? какие?

Например: (какой?) красный, лесной,

(какая?) весёлая ,

(какое?) яркое,

(какие?) умные.

ГЛАГОЛ - это часть речи, которая обозначает

действие предмета и отвечает на вопросы

что делает? что делал? что сделал?

Например: (что делает?) читает ,

(что делал?) рисовал,

(что сделал?) купил .

О ФОРМАХ СЛОВ

Изменения слова - это ФОРМЫ СЛОВА.

Например: (есть) школьник - (нет) школьника ;

(он) школьник - (они) школьники .

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён существительных -

это форма единственного числа. Слова в этой форме

отвечают на вопросы: кто? что?

Например: (кто?) школьник , школьница ;

(что?) урок , тетрадь , окно .

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА имён прилагательных -

это форма мужского рода единственного числа. Слова

в этой форме отвечают на вопрос: какой?

Например: (какой?) грамотный , сильный .

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА глаголов - это форма, которая

отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Например: (что делать?) писать ;

(что сделать?) написать ;

(что сделать?) помочь.

ОРФОГРАММЫ

1. Чтобы проверить БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ в корне

слова, надо подобрать родственное слово или другую

форму этого слова так, чтобы на эту гласную падало

ударение.

Например: во да - во дный, во да - во ды.

2 Чтобы проверить ПАРНУЮ ЗВОНКУЮ или ГЛУХУЮ

СОГЛАСНУЮ в корне слова, надо подобрать

родственное слово или другую форму этого слова так,

чтобы после согласной была гласная.

Например: голуб ка - голубу шка, завод - заводы .

3. В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся,

но не произносятся.

Чтобы проверить НЕПРОИЗНОСИМУЮ СОГЛАСНУЮ,

надо подобрать родственное слово так, чтобы эта

согласная хорошо слышалась .

Например: сол нце - солн ышко ,

капуст ный - капуста .

4. Разделительный Ь пишется в корне и после корня

слова за согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.

Например: платье , скамья , вью га, соловьи , вьё т 10

11. ЧАСТИЦА НЕ с глаголами пишется раздельно.

Например: не с пешить, не р исовать.

12. Буквосочетания ЧК, ЧН, НЩ, ЩН, НЧ пиши без Ь .

Например: девочк а, ручн ой, каменщ ик, помощн ик,

конч ик.

13.В ОКОНЧАНИЯХ имён существительных после

Ц пишется буква Ы.

Например: голубцы , птенцы , леденцы .

В КОРНЯХ слов после Ц пишется буква И.

Например: ци ркуль, ци фра, ци ркач.

Исключения: цы ц, цы ган, цы плёнок, цы кать,

на цы почках.

14. Слово переносится ПО СЛОГАМ. Слово, состоящее

из одного слога, не переносится.

Например: лам-па, иг-ла, ве-тер, де нь.

Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить

на другую строку.

Например: я ко рь, И ра , Ю лия .

Буквы ь, ъ, й при переносе слова нельзя отделять от

стоящей впереди буквы.

Например: май -ка, конь -ки, подъ -езд.

При переносе слов с двойными согласными одна буква

остаётся на строке, а другая переносится.

Например: суб -б ота, хок -к ей, кол -л екция.

Безударные падежные окончания имён существительных

Твои бабушки и дедушки запоминали глаголы-исключения

на -ать и -еть так:

ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ,

ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ и ОБИДЕТЬ,

А потом СМОТРЕТЬ, ВЕРТЕТЬ,

НЕНАВИДЕТЬ и ТЕРПЕТЬ.

Русский язык. Все правила. 1-4 классы. Справочник. Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е.

2-е изд., стер. - М.: 2012. - 192 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы. Справочник по русскому языку предназначен для учителей младших классов и родителей. Пособие содержит информацию по теории языка, сопровождающуюся достаточным количеством примеров. Структура справочника соответствует основным разделам языкознания. Большое внимание уделено материалу, который составляет содержание обучения русскому языку в начальной школе. Для удобства в справочнике используются разнообразные выделения и значки.

Формат: pdf

Размер: 3,9 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. АКЦЕНТОЛОГИЯ
Звуки и буквы 8
Гласные звуки и буквы, их обозначающие 9
Согласные звуки и буквы, их обозначающие 10
Согласные звуки, парные и непарные по глухости/звонкости 11
Длительность звучания согласных звуков 12
Согласные твёрдые и мягкие 12
Согласные звуки, парные и непарные по твёрдости/мягкости 12
Согласные шипящие 14
Слог 15
Акцентология 16
Ударение 16
Орфоэпия 19
Произношение отдельных слов и грамматических форм 20
Некоторые сведения по культуре речи 21
Глава 2. ГРАФИКА. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ГРАФИКИ
Основные принципы русской графики 23
Алфавит 24
Русский алфавит с указанием названий букв 24
Твёрдый согласный [ц] и способы его обозначения на письме 25
Шипящие согласные звуки и способы их обозначения на письме 26
Способы передачи устной речи на письме 26
Глава 3. ОРФОГРАФИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Основные принципы русской орфографии 27
Некоторые орфографические правила 28
Правописание НЕ с различными частями речи 28
Перенос слов 28
Употребление заглавных (больших) букв 29
Правописание гласных после шипящих иц 33
Правописание безударных гласных 34
Правописание слов с мягким знаком - показателем мягкости 37
Правописание слов с шипящими согласными на конце и в середине 38
Правописание грамматического мягкого знака после шипящих 39
Правописание слов с разделительными ъ и ь 40
Правописание слов с удвоенными (двойными) согласными 40
Правописание слов с непроизносимыми согласными 42
Правописание слов с сомнительными согласными на конце и в середине слов 42
Правописание корней с чередованием гласных 44
Глава 4. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЭТИМОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Лексическое значение слова 45
Однозначные и многозначные слова 47
Прямое и переносное значения слова 48
Виды переноса значений 49
Синонимы 50
Антонимы 51
Омонимы 53
Пути появления омонимов 54
Паронимы 54
Слова русского языка с точки зрения сферы их употребления 55
Стилистическая окрашенность слов 55
Стили русского языка и распределение по ним слов 56
Этимология 56
Устаревшие и новые слова 57
Фразеология. Фразеологизм 57
Лексикография. Словари русского языка 58
Классификация словарей русского языка 59
Глава 5. МОРФЕМИКА
Состав слова: из каких частей состоит слово 60
Окончание 60
Основа слова 61
Корень 62
Приставка 63
Суффикс 65
Глава 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Способы словообразования 69
Глава 7. МОРФОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Части речи. Система частей речи в русском языке 71
Самостоятельные части речи 72
Имя существительное 72
Имя прилагательное 95
Имя числительное 107
Местоимение 113
Глагол 119
Причастие как особая форма глагола 132
Деепричастие как особая форма глагола 133
Наречие 133
(-лона категории состояния 135
(1лужебные части речи 135
Частицы 136
Союзы 138
Предлоги 141
Особые части речи 143
Модальные слова 143
Междометие 144
Звукоподражания 145
Глава 8. СИНТАКСИС КАК РАЗДЕЛ ГРАММАТИКИ
Словосочетание 147
Предложение 148
Виды предложений по цели высказывания 149
Предложения и их эмоциональная окраска (интонация) 152
Члены предложения. Распространённые и
нераспространённые предложения 153
Простые и сложные предложения 157
Односоставные и двусоставные предложения 158
Полные и неполные предложения 159
Осложнённые и неосложнённые предложения 160
Знаки препинания 164
Глава 9. РЕЧЬ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Текст 168
Текст-повествование 169
Текст-описание 170
Текст-рассуждение 171
КРАТКИЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 172