«Правила поведения с незнакомыми людьми. Конспект занятия «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми

Большинство маленьких детей доверчивы и легко идут на контакт с незнакомыми людьми. Нередки случаи, когда злоумышленники просто уводят будущих жертв с детских площадок.Задача родителей - защитить малыша от опасных незнакомцев. А для этого необходимо научить его правильно реагировать на внимание с их стороны.

Рассказывать ребёнку о рисках, связанных с незнакомыми людьми, можно в любом возрасте. Но понять вас и адекватно применить полученные знания на практике он сможет примерно в три года. В этом возрасте ребёнок уже способен рассуждать, но ещё очень наивен и доверчив.Проще всего запретить любое общение с незнакомцами в ваше отсутствие. Нужно объяснить, что, когда вы рядом, малыш в безопасности и может говорить с кем хочет. Если вас нет - разговаривать и тем более уходить с кем-то опасно.

Ни в коем случае нельзя пугать ребёнка, что за плохое поведение его заберёт дядька с мешком или Баба-Яга. В случае, если его реально схватит незнакомец, он может перепугаться и не сообразить, что делать или же воспринять похищение как наказание за непослушание, и даже не пытаться освободиться.

Детям младшего возраста бывает сложно воспринимать серьёзную информацию на слух. Чтобы малыш запомнил, как правильно себя вести, наиболее опасные ситуации можно изобразить в игровой форме. Для этого родители могут сами изобразить похитителей или поиграть в куклы с ребёнком.

Большинство детей даже относительно взрослых, в 6-8 лет наивно верят, что опасные незнакомцы бывают страшными и с самого начала кажутся подозрительными. Объясните, что злоумышленник может быть вполне симпатичным и даже одногодком малыша. Поэтому опасно не только, когда ребёнка хватают и тащат в неизвестном направлении, но и когда:

  • Предлагают покататься на машине или сходить купить конфет;
  • Просят помочь поймать потерявшегося котёнка или показать нужный дом;
  • Звонят в дверь и просят открыть от имени электрика, сантехника и т.д.;
  • Рассказывают, что мама задержалась и попросила коллегу или друга забрать ребёнка с площадки или школы.

Ребёнок должен понимать, что любое общение с незнакомыми людьми потенциально опасно, поэтому всегда надо следовать указаниям родителей в такой ситуации.

Правила поведения ребенка с незнакомыми людьми


Каждый ребёнок, который хоть на минуту остаётся без присмотра родителей или других взрослых, должен знать правила, которые помогут ему избежать опасности при общении с незнакомцами:

  • Никогда и никуда не ходить с незнакомыми людьми. Речь идёт не только о взрослых, это могут быть и дети.Если новый мальчик на детской площадке рассказывает, что в соседнем дворе веселее и предлагает сходить посмотреть, необходимо отказаться. Если незнакомая девочка говорит, что боится пройти мимо собаки возле дома и просит проводить, не надо этого делать.
  • Ни за что не открывать дверь незнакомцам. Кем бы они ни представлялись и что бы они не говорили, необходимо немедленно позвонить родителями и рассказать об этом. Если дома есть соседи, можно позвонить им и попросить разобраться.
  • Не разрешать незнакомым людям прикасаться к себе. Если человек приближается или протягивает руку, лучше немедленно убегать.
  • Не подходить к чужим автомобилям и тем более не садиться в них. Если водитель или пассажир просят показать дорогу, сделать это можно, указав направление рукой издалека.

Все родители стараются вырастить детей добрыми и отзывчивыми. Но ради его безопасности надо рассказать ребёнку, что он не обязан помогать незнакомому человеку, даже если этого требует общественнаямораль. Например, милая старушка просит помочь ей донести покупки в соседний дом. Конечно, хорошо воспитанный ребёнок захочет помочь бабушке. Но гораздо безопаснее будет посоветовать пожилой женщине попросить помощи у кого-то из взрослых и позвонить родителям, отойдя на безопасное расстояние.

Ребёнок должен чётко запомнить алгоритм действий в случае, если с ним заговорит незнакомец:

  • Оценка ситуации. Ребёнок должен знать, что любой незнакомец потенциально опасен. Но, если он находится в хорошо знакомом месте и родители рядом, а человек не делает попыток приблизиться, можно не паниковать раньше времени.
  • Соблюдение дистанции. Обычно более-менее безопасным считают расстояние в два метра. Покажите ребенку, сколько это, отмерив сантиметровой лентой на полу, и объясните, что, если человек приближается, необходимо отходить или убегать от него.
  • Прекращение общения. Большинство злоумышленников - неплохие психологи, они умеют найти подход к ребёнку и заговорить его, усыпив бдительность. Поэтому на любые попытки завести разговор дети должны отвечать «Сейчас спрошу у родителей» или что-то подобное, отходить на безопасное расстояние и/или звать взрослых.
  • Уход. Если незнакомец пытается навязать общение или увести ребёнка, он должен немедленно прекратить разговор и покинуть опасное место. Но делать это надо осторожно. Если для того, чтобы попасть домой, ребёнку надо зайти в пустой подъезд, тёмную подворотню и т.д., лучше не рисковать, а подойти к знакомым взрослым и рассказать о ситуации. Если поблизости нет никого знакомого, можно попросить помощи у полицейского, охранника или продавца в магазине, любого, кто явно не связан с предполагаемым злоумышленником.

Самое опасное - если злоумышленник уже схватил ребёнка и тащит. Расскажите, что в этом случае надо не только стараться освободиться любыми способами, но и звать на помощь. Обязательно надо кричать, что это чужой человек, и он ребёнка похищает, в противном случае окружающие могутрасценить это как шутку или семейную сцену.

Постарайтесь как можно понятнее рассказать ребёнку о подстерегающих его опасностях. Это не значит запугать, надо предупредить и подготовить. Помните, что ваш рассказ может спасти ребёнку жизнь.

Наш мир полон неожиданностей: мы живем в окружении постоянных угроз - глобальных и частных, реальных и вымышленных, устойчивых и преходящих.

Выход один: предоставить детям необходимую информацию и обучить основным навыкам безопасности, т. е. приучить к определенному образу жизни в условиях, когда они всё больше времени будут проводить одни дома или вне его, причём как в привычных ситуациях, например при переходе проезжей части, катании на велосипеде, роликовых коньках, так и в экстремальных - при совершении над ними насилия или иного преступления. Обучение детей безопасному поведению -долг каждого учителя, который надо исполнять постоянно.

Педагогом Зоей Александровной Родионовой для учащихся 5-6 классов в рамках Недели безопасности было подготовлено занятие «Правила поведения с незнакомыми людьми»

Цели: обучить детей правильному, безопасному поведению; развивать у детей чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности.

Беседа с детьми с демонстрацией презентации.

- Незнакомец - это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени).

Какие виды преступлений могут совершаться по отношению к детям? (Насилие, избиение, ограбление, хулиганские действия, преступления, связанные с наркоманией.) Помимо нормальных людей, в обществе есть выходцы из преступного мира, которые живут за счет других, добывая себе средства преступлениями.

Существует ли опасность для вашего здоровья при общении с незнакомыми людьми?

Сформулируем основные правила поведения с незнакомыми людьми:

1. Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице, не называй своё имя, адрес, № телефона.

2. Не соглашайся никуда идти с незнакомым человеком, не садись в машину, как бы он тебя не уговаривал и что бы ни предлагал. Никогда не бери у незнакомых людей игрушки, сладости, жвачки и другие вещи.

3. Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь, что тебе ничего не нужно.

4. Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

5. О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

6. Ни в коем случае не открывай дверь. Помни, что под видом почтальона, слесаря, работника ЖЭУ злоумышленники пытаются проникнуть в квартиру.

7. Не заходи в подъезд, если за тобой идет незнакомый человек.

8. Не гуляй в одиночку в безлюдных незнакомых местах. Нельзя играть на улице с наступлением темноты.

Подведение итогов занятия :

Ответственное поведение позволит не навредить вашей безопасности и здоровью, а также здоровью и безопасности других!

Дети обычно очень общительны, они радуются каждому новому знакомому, но нужно строго следить, чтобы знакомство было подходящим. Как объяснить ребенку, в каких случаях можно и когда нельзя знакомиться?

Со взрослыми людьми детей обычно знакомят родители, и это, пожалуй, самый правильный способ заводить себе друзей среди старших. Существует ряд важных правил, которым должны следовать дети при встрече с незнакомыми взрослыми людьми.­

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

НЕЛЬЗЯ:

  • разговаривать с незнакомцами и впускать их в квартиру.
  • заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.
  • садиться в автомобиль к незнакомцам.
  • принимать от незнакомых людей подарки и соглашаться на их предложение пойти с ними.
  • задерживаться на улице после школы.

В каких ситуациях стоит всегда отвечать «НЕТ! »:

  • Если тебе предлагают зайти в гости или подвезти до дома, пусть даже это соседи.
  • Если в отсутствие родителей пришёл малознакомый человек, впускать его в квартиру или идти с ним куда-то.
  • Если за тобой в школу пришёл посторонний, а родители не предупреждали об этом заранее.
  • Если незнакомец угощает чем-нибудь с целью познакомиться и провести с тобой время.

На все уговоры пойти куда-нибудь в уединённое место, чтобы посмотреть что-то или поиграть, надо ответить «Нет! », даже если очень интересно.

  • Придя, домой, надо обязательно рассказать взрослым об этом человеке.

ЧТО нужно знать, чтобы не стать жертвой?

  • Если у тебя появилось хоть малейшее сомнение в человеке, который находится рядом, или тебя что-то насторожило, то лучше отойти и пропустить этого человека вперед.
  • Если человек не отстаёт от тебя, подойди к любому дому и сделай вид, что это твой дом, помаши рукой и позови родственников, которых как будто видишь в окне.
  • Если тебя спрашивают, как найти улицу, объясни, как дойти, но ни в коем случае не провожай.
  • Если тебя пытаются уговорить, отвечай, что тебе надо пойти домой и предупредить родителей, рассказать им, куда и с кем отправляешься.
  • Если незнакомец предлагает тебе посмотреть что-то или помочь донести сумку, обещая заплатить, отвечай «Нет!».
  • Если тебе предложили участвовать в интересном конкурсе или телепередаче, не соглашайся, а спроси, когда и куда можно подойти вместе с родителями.
  • Если рядом с тобой тормозит автомобиль, как можно дальше отойди и ни в коем случае не садись в него.

ГДЕ преступники могут поджидать своих жертв?

НА УЛИЦЕ!
Если к тебе пристаёт незнакомец:

  • Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.
  • Если человек не отстаёт от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям, ни в коем случае не заходи в тихие дворы, а тем более - в чужие подъезды. Если у тебя с собой сотовый телефон, позвони родителям или знакомым, громко скажи, где ты находишься, и попроси встретить.
  • Не жди, когда он тебя схватит.
  • Если можешь, брось что-нибудь в лицо нападающему, чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.
  • Убегай в сторону, где много людей.
  • Используй любые подсобные средства: ручку, расчёску или ключи (вонзи в лицо, в ногу или руку нападающего); любой аэрозоль (направь струю в глаза); каблук (сильно топни каблуком по ноге нападающего).
  • Дерись изо всех сил, не размахивай беспорядочно руками. Надо причинить нападающему максимальную боль.
  • Как только он ослабит хватку - убегай.
  • Если нападающих несколько, а так всегда и бывает - не позволяйте зажать себя в кольцо.
  • Громко кричи «помогите», чтобы привлечь внимание. Люди при таких криках могут помочь, или позвонить в милицию.
  • Если тебе зажимают рот рукой, сильно укуси за руку.
  • Если тебя пытаются окружить - беги к дороге, если ты окажешься на дороге - автомобили вынуждены будут остановиться, а водитель может помочь отогнать обидчиков. Главное - не прыгнуть под колеса.


Правила поведения на улице:

  • Идя вдоль дороги, выбирай маршрут так, чтобы идти навстречу транспорту.
  • Если приходится идти вечером в одиночку, шагай быстро и уверенно и не показывай страха; можно подойти к женщине, которая вызывает доверие, или к пожилой паре и идти рядом с ними.
  • В автобусе, троллейбусе, трамвае садись ближе к водителю и выходи из вагона в последний момент, не показывая заранее, что следующая остановка твоя.
  • Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение подвезти или на просьбу.
  • Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.
  • Не ходи в отдалённые и безлюдные места.
  • Иди по улице в тёмное время в группе людей, вышедшей из автобуса, электропоезда.
  • Увидев впереди подозрительную группу людей или пьяного, лучше перейди на другую сторону улицы или измени маршрут.
  • Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него (могут силой усадить и увезти) и ни в коем случае не разговаривай с людьми в автомобиле, а тем более не соглашайся сесть в него.
  • Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, отойди от него и перейди на другую сторону.
  • Всегда предупреждай родственников о том, куда идёшь, и проси их встретить в вечернее время.
  • В школу или из школы желательно ходить группой.

В ЧУЖОМ АВТОМОБИЛЕ!
Автомобиль также может стать орудием преступника. Надо чётко знать, что садиться в чужой автомобиль нельзя, даже если за рулём или в салоне сидит женщина.
Правила поведения в автомобиле:

  • Постарайся не добираться на попутной машине, лучше воспользоваться услугами такси, которое вызвано через диспетчера.
  • Если всё же добираешься на попутном автомобиле или остановленном на улице такси, попроси провожающих записать номер, марку. Не садись в автомобиль с тёмными стеклами, а также в автомобиль, в котором уже сидят пассажиры.
  • Если у тебя есть сотовый телефон, постарайся постоянно разговаривать с родственниками (знакомыми) и сообщать маршрут передвижения.
  • Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси остановить автомобиль.
  • Если просьба не выполнена и автомобиль не остановлен, то открой дверь или постарайся разбить окно, то есть сделай всё, чтобы привлечь к автомобилю внимание других водителей.
  • Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, а если он настаивает, попроси проехать чуть дальше и выйди из машины.

В ПОДЪЕЗДЕ!

  • Подходя к дому, обрати внимание, не идёт ли кто-либо следом.
  • Если кто-то идёт - не подходи к подъезду. Погуляй на улице 15-20 минут, и, если незнакомец продолжает идти следом, расскажи о нём любому повстречавшемуся взрослому, идущему навстречу.
  • Если в доме есть домофон, перед входом в подъезд вызови свою квартиру и попроси родителей встретить.
  • Если незнакомец уже находится в подъезде, сразу же выйди на улицу и дождись, когда в подъезд войдёт кто-то из взрослых жильцов дома.
  • Не выходи на лестницу в позднее время. Мусор лучше выносить утром.
  • При внезапном нападении оцени ситуацию и по возможности убегай или защищайся любым способом.

В ЛИФТЕ !

  • Входи в лифт, только убедившись, что на площадке нет постороннего, который вслед за тобой зайдёт в кабину.
  • Если в вызванном лифте уже находится незнакомый человек, не входи в кабину.
  • Если незнакомец всё-таки зашёл в лифт, повернись к нему лицом и наблюдай за его действиями.
  • Если почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.
  • Если двери лифта открылись, выскочи на площадку, позови жильцов дома на помощь.
  • Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию, сообщи, что произошло, точный адрес, а также приметы и направление, куда ушёл нападавший.

А если всё-таки вырваться не удалось, надо действовать по обстоятельствам:

  • Если насильник зажимает тебе рот и снимает одежду, не угрожай ему рассказать все родителям или милиции, не плачь, сохраняй спокойствие, постарайся вовлечь насильника в разговор.
  • Если насильник прижимает тебя к себе, не отталкивай его, обними и сильно укуси за нос или губу.
  • Если можешь - защищайся любыми способами, если представилась возможность бежать, не собирай вещи, убегай, как есть.

Правила поведения в своём доме:

    Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека!!!

    Если без вызова пришел сантехник или электрик, прежде чем его впустить, позвони в диспетчерскую, обслуживающую ваш дом и наведи справки или позвони родителям.

    Перед тем как открыть дверь, обязательно посмотри в дверной глазок. Впускай в квартиру только хорошо знакомых людей.

    Покидая квартиру, также посмотри в глазок. Если на лестничной площадке есть незнакомые люди, подожди, пока они уйдут.

    Даже, если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.­

    Прежде чем открывать ключом входную дверь, убедись, что поблизости никого нет.

    Если с почты принесли посылку, телеграмму или счёт, то за них нужно расписаться, что могут сделать только взрослые. То же самое касается и электрика и водопроводчика. Даже если у вас дома вдруг внезапно погас свет или прорвало трубу, можно позвонить родителям, и узнать, как поступить. В крайнем случае, можно спросить у соседей, которые давно знакомы.

    Если, возвращаясь домой, ты чувствуешь, что тебя преследуют, не заходи в дом, а вернись в многолюдное место, и попроси помощи или позвони, чтобы тебя встретили.

Основные правила безопасного поведения, которые родители должны привить своим детям

Дети не должны:

  • знакомиться на улице с посторонними людьми,
  • говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон,
  • гулять в непредназначенных для этого местах,
  • гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого Вам человека,
  • приносить домой чужие вещи, даже если они утверждают, что просто нашли их на улице.

Основные правила, соблюдение которых усилит безопасность ваших детей:

  • Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют Ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребёнка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
  • Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих Ваши домовые территории, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «тёмных углов». Вся территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нём всегда должно быть две калитки, чтобы у ребёнка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
  • Не стесняйтесь знакомиться с родителями знакомых Ваших детей, даже если это Вам неприятно. Обменяйтесь с ними телефонными номерами. Всегда имейте эти номера под рукой, а так же номера ближайшего отделения милиции и Вашего участкового инспектора. Проинструктируйте своего ребёнка, куда следует обращаться в случае возникновения опасности. Сообщите ему телефон ближайшего отделения милиции и вашего участкового.
  • Если ребёнок еще мал (10-14 лет), но у него уже есть мобильный телефон, периодически проверяйте сохраненные в телефоне SMS-сообщения, а также его записную книжку на предмет появления в ней подозрительных контактов. Поинтересуйтесь у мобильного оператора, который обслуживает телефонный номер Вашего ребёнка, о наличии у него услуги «определение местоположения абонента». Если такая услуга есть, подключите к ней мобильный телефон ребёнка.
  • Если ребёнок сообщил Вам, что он записался в кружок, клуб по интересам, или компьютерный клуб, не поленитесь посетить это заведение. Поинтересуйтесь, кто руководит этим клубом, кто следит в нём за порядком, графиком работы заведения и наличием соответствующих лицензий.

Если у вашего ребёнка появился взрослый друг
Если у ребёнка появился взрослый друг, деликатно выясните что это за человек, при каких обстоятельствах произошло знакомство, и что именно их связывает. Вполне возможно, что ребёнок просто заинтересован чем-то, о чём Вы не подозреваете. Ни в коем случае не стоит пытаться разрешить сложившуюся ситуацию, если она Вам не нравится, радикальными методами. Помните, что никакие запретительные меры воздействия не помогут. Они только осложнят Ваши семейные отношения. Лучше подумайте, почему это произошло и чего не хватает ребёнку. Обязательно познакомьтесь с этим человеком, узнайте, где и кем он работает, и кто ещё входит в круг его общения. Если человек представляется работником детского учреждения, обязательно убедитесь в этом. При малейших подозрениях на криминал, обратитесь в милицию.

Если вы что-что заподозрили
Передвигаясь по городу, присматривайтесь к местам скопления детей (подростков): кафе, игровые площадки, развлекательные центры. Если Вы заметите подозрительных людей (не похожих по поведению на родителей), общающихся с детьми, потратьте полчаса своего личного времени, и попытайтесь понять, что происходит на самом деле. Если возникла уверенность, что происходит процесс совращения и человек уводит ребёнка (это может быть заметно по поведению), обратите на это внимание службы безопасности заведения, позвоните в 102.

Наверняка, в своей жизни вам хотя бы раз приходилось бывать в незнакомом обществе. Именно для таких ситуаций придуманы правила поведения с незнакомыми людьми. Попав на празднование дня рождения далекого родственника или к сокурснику на вечеринку, вы можете оказаться в окружении незнакомых или малознакомых людей. Как поступить в такой ситуации? Многие выбирают для себя - не выделяться, забиться в уединенном уголке и терпеливо ждать окончания мероприятия. Другие - предпочитают побродить с часок и сославшись на головную боль удалиться с праздника. Но можно ведь попробовать стать «своим» и завести новые знакомства. Несложные правила поведения с незнакомыми людьми помогут влиться в компанию и расширить круг общения.

  1. Первый принцип: чтобы не выделяться, попробуйте смеяться над шутками вместе с другими. Конечно, очень часто в узких компаниях рассказывают смешные курьезы, которые приключились с кем-то из знакомых. Вам стоит посмеяться вместе со всеми и может рассказать подобный смешной случай из вашей жизни. Люди любят веселых, жизнерадостных собеседников. Они не только в удовольствием рассказывают, но и смеются над чужими шутками, главное, чтобы они были уместны.
  2. Не стоит задавать личные, неприятные вопросы. В этой ситуации нужно судить по себе, не спрашивайте о том, на что сами не ответили бы. Всегда лучше задать общий вопрос для поддержания разговора. Пусть беседа будет ненавязчивой. Задав собеседнику вопрос, дайте ему высказать свою точку зрения до конца, не стоит его перебивать. Люди любят, когда их слушают, когда ими интересуются. Однако на вопрос «Как дела?», стоит ответить раскрыто, чтобы дать возможность собеседнику продолжить разговор.
  3. Постарайтесь найти общий язык с компанией. При этом не стоит уподобляться им, опускаясь до брани и Выберите пару при общении. Постарайтесь найти человека, которого интересуют такие же вопросы, как и вас, с ним беседовать легче. Возможно, он познакомит вас со своими друзьями.
  4. Воздержитесь от негативной оценки кого-либо из окружающих. Пока вы незнакомы хорошо с компанией, не стоит высказывать преждевременные суждения. Если кто-то отзывается нелестно о присутствующем человеке, это не значит, что так же может выражаться посторонний человек. Пока вы не в курсе ситуации, стоит промолчать.
  5. Будьте внимательны и обходительны. Постарайтесь быть вежливыми. Обращайтесь к собеседнику по имени, если вы забыли, как его зовут, переспросите еще раз, сославшись на на имена. Можно, правда, подождать, пока его окликнут. Но вы рискуете прождать очень долго.

Правила поведения с незнакомыми людьми довольно просты и не требуют особых навыков. В принципе они так же элементарны, как правила поведения на уроке. О которых речь пойдет далее.

  • Ученики после сигнала о начале урока должны стоять за партами, предварительно приготовив все нужное к уроку.
  • При опоздании в класс пустить может только учитель.
  • Встав, ученики приветствуют каждого вошедшего взрослого или учителя
  • На уроке можно отвечать только после разрешения учителя.
  • Не разрешено переговариваться или мешать проведению урока.
  • На парте должны быть только нужные предметы, все лишнее стоит убрать в сумку.
  • Вставать и выходить из класса разрешается после согласия учителя.
  • Все свои дела необходимо сделать на перемене, что бы в течение урока не отвлекать учителя.
  • В коридоре не разрешено бегать, толкаться, кричать и драться. Можно играть, не нарушая дисциплину.
  • Сидя на уроке, ученик должен обращать внимание на осанку, положение ног и наклон головы.
  • Не разрешается пользоваться на уроке шпаргалками и другими подсказками.
  • Сигнал об окончании урока звучит для учителя, поэтому вставать и выходить из класса разрешается после его согласия.
  • Если ученик пропускает занятия, он должен предоставить справку из медицинского учреждения или записку от родителей.
  • Пропуск занятий запрещен.

Как видим, это довольно важные, и отнюдь не смешные правила поведения. Особенно, если вы хотите с хорошей стороны. Несмотря на то, что правила поведения с незнакомыми людьми придуманы очень давно, они актуальны и сегодня.

Общие изменения в нашей общественной жизни вызвали необходимость включить в программу основ безопасности жизнедеятельности дошкольников новое содержание (например, раздел «Ребёнок и другие люди»). Мы обязаны рассматривать наше окружение таким, какое оно есть. Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

Использование сказок в воспитании безопасного поведения детей

с незнакомыми людьми.

Ребёнок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Мы должны рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми (людьми) взрослыми. Большинство детей считает, что опасными бывают люди с неприятной внешностью, «бородатые дяди» или неприятно одетые люди. А молодые, хорошо одетые симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой дружелюбной улыбкой. Здесь нам помогут сказки. Чудовище в «Аленьком цветочке» оказалось добрым заколдованным принцем. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй.

Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей или людей, их опекающих, прежде чем принять от кого-то конфету или подарок.

Другая типично опасная ситуация контакта с незнакомыми людьми: взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-то, обещая дать или показать что-то интересное. Необходимо научить детей говорить нет людям, которые хотят их куда-то увести без разрешения родителей. Типичным примером того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого является русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку, приглашала клевать горох, который некуда девать, подбирать пшено, рассыпанное на дороге. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать.

В ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (если хватают за руку, берут на руки, затаскивают в машину) дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

Каждый раз, когда лиса хватала петушка, он кричал: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»

А теперь давайте вспомним русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.

Дети должны понять, что опасность подстерегает не только на улице, но и дома. Необходимо разъяснить детям, что нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

А в сказке Ш.Перро «Красная шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно), во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»), а в-третьих, увидев, что её бабушка выглядит не так, как обычно, легла рядом вместо того, чтобы позвать кого-нибудь из взрослых на помощь.

Существует такое правило безопасности: родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей . Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос. Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть.
Ушла одна в лес девочка из русской народной сказки «Три медведя» и заблудилась. Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе. Маша из русской народной сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из русской народной сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли подруг.

Говорить о сказках можно долго. Многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говориться: «Сказка - ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».

Поэтому, педагогам и родителям необходимо чаще использовать в своей работе по воспитанию у детей навыков безопасного поведения с незнакомыми людьми сказки.

Беседы, обыгрывание ситуаций на тему

«Безопасное поведение на улице или как не стать жертвой насилия»

Одна из ошибок воспитания - безусловное подчинение взрослому человеку. Мы часто говорим детям: «Со взрослыми так не разговаривают!», «Если взрослый тебе сказал, значит надо его слушаться». Но одновременно с этим в ребёнке надо воспитывать недоверие к незнакомым и малознакомым людям.

На улице дети могут оказаться в неожиданной ситуации, оттого как они отреагируют на неё, будет зависеть их здоровье, психическое и физическое состояние.

Знание правил поведения на улице помогут найти выход из созданного затруднительного положения, а научить этому детей можем только мы - взрослые, родители.

Расскажите и обсудите с детьми каждую возможную ситуацию насильственных действий незнакомого взрослого:

Незнакомый взрослый уговаривает ребёнка пойти с ним куда-нибудь, обещая показать что-то интересное, предлагая игрушку, представляясь знакомым родителей, и действует по их просьбе (мама просила привести тебя к ней, пойдём со мной к маме, я тебя отведу к ней);

Незнакомый взрослый открывает дверцу машины и приглашает покататься вместе с ним;

Незнакомый взрослый угощает ребёнка конфетой, мороженым.

Спросите у ребёнка, если случится такая ситуация как ты поступишь:

Сразу убежишь;

Позовёшь друга с собой, посмотреть то, что хочет показать незнакомец;

Пойдёшь смотреть один;

В процессе обсуждения объясните, что не надо разговаривать с чужим человеком на улице, если ребёнок один или в компании сверстников, но без взрослых.

Опасно доверять незнакомому человеку, если он уговаривает пойти куда-то (в кино, парк на карусели), обещает показать или подарить интересную игрушку, угостить мороженым, не верить даже в том случае, если чужой человек представляется знакомым родителей, говорит, что отведёт его к маме (папе, бабушке), которая его ждёт.

Выучите с детьми правила поведения в опасной ситуации:

Не разговаривай с незнакомым человеком, не отвечай на его вопросы;

Не соглашайся никуда идти с чужими, как бы они не уговаривали и что бы не предлагали;

Не садись к незнакомцу в машину, ни под каким предлогом;

Не гуляй один в безлюдных местах;

Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями (работает вместе, мама поручила тебя отвести домой), или предлагает что-то купить или подарить;

Не гуляй с наступлением темноты;

Если кто-то незнакомый человек тебя тащит за руку или хочет посадить в машину - кричи, сопротивляйся, зови на помощь: « Помогите, ко мне пристаёт чужой человек! На помощь!».

Воспитание у ребенка навыков безопасного поведения часто вызывает большие проблемы у многих родителей. Стараясь развивать в маленьких детях разумную осторожность при общении с незнакомыми людьми, взрослые неизбежно встают перед вопросом: «Какое поведение незнакомого человека является допустимым или, иначе, достойным»?

Некоторые родители, не желая учить детей «пугаться незнакомцев», пытаются отложить начало обучения. Поэтому они не ограничивают общение своих трех- или четырехлетних детей с безопасными, с родительской точки зрения, взрослыми.

Ребенок, скажем, мило беседует с благообразной пожилой женщиной. Она еще и конфетами его угостит. Зачем прерывать разговор? Пусть ребенок познает мир в присутствии родителей!

Казалось бы, ничего опасного нет в этой ситуации: ведь все было под контролем.
В том то и дело, что в этом конкретном случае ребенок чувствовал себя в полной безопасности и мог сформировать следующую логическую цепочку: «Я общаюсь с незнакомой тетей, выглядящей дружелюбно и приветливо, и ничего страшного не происходит».

Спокойное поведение родителей лишь укрепляет его в мысли, что общение с приятно выглядящими взрослыми не опасно.

То обстоятельство, что именно родители обеспечивали его безопасность, может быть маленьким ребенком, к сожалению, упущено. Поэтому в следующий раз, когда к ребенку подойдут, улыбаясь, молодая женщина в красивом платье или мужчина в строгом костюме, сигнал опасности в голове ребенка не прозвучит и общение состоится. Если же эти незнакомец или незнакомка окажутся опытными злоумышленниками, последствия могут быть самыми печальными - ребенок может уйти «погулять с новым другом».

Поэтому необходимо объяснить родителям, что необычайно важно внушить ребенку мысль о том, что незнакомые люди не должны вести длительных бесед с ребенком. Они также не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается - это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест.

Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожиться.

Пола Статмен, авторитетнейший специалист по детской безопасности, считает, что ребенок должен научиться ожидать от чужаков достойного поведения. Тогда, если по какой-либо причине наступит момент, когда чужой поведет себя неадекватно, у ребенка сработает «внутренний сигнал», и он, скорее всего, отреагирует в манере самозащиты. Ребенок может громко позвать родителей или других опекающих его взрослых. Речь о том, чтобы куда-либо уйти с незнакомыми людьми, вообще не идет.

Как же научить ребенка распознавать адекватное и неадекватное поведение?
Только в процессе деятельности по развитию этих навыков. Например, мимо мамы и ребенка проходит улыбающийся мужчина.

Возможен такой диалог:

Мужчина: - Здравствуй, девочка!

Девочка: - Здравствуйте!

Мужчина: - А как тебя зовут?

Мужчина протягивает руку, чтобы погладить малышку по голове.

Девочка. - Юля!

Мама. - Извините, пожалуйста, нам нужно идти.

Мама, не давая дотронуться до ребенка, собирается уходить.

Девочка: - Но я хочу поговорить с добрым дядечкой!

Мама: - Мы уходим прямо сейчас.

Мужчина: - Не переживайте Вы так! У меня у самого таких две дочки.
Малышка, хочешь с ними познакомиться?

Девочка: - Конечно, хочу!

Мама: - Извините, но мы учим дочку правильному поведению с чужими.
И сейчас мы уходим.

Мама крепко берет девочку за руку и уводит от дружелюбного мужчины.

Давайте разберем эту ситуацию.

  1. Первая фраза мужчины была совершенно нейтральной. Краткое приветствие входит в число допускаемых действий, поэтому мама спокойно отнеслась к тому, что ее дочка поздоровалась с незнакомцем.
  2. Уже вторая фраза мужчины заставила маму насторожиться. Во-первых, собеседник хотел узнать имя девочки. Во-вторых, что самое важное, он попытался сделать это в обход мамы.
    Можно было спросить у женщины: «Скажите, пожалуйста, как зовут Вашу очаровательную дочурку?» В этом случае называть имя вовсе не обязательно, но вопрос показывает, что мужчина уважает собеседницу и оставляет право решать, говорить ли имя девочки, за ней.
  3. Девочка, забыв правила безопасного общения, сразу же называет свое имя, что является нежелательным, поскольку этого человека мама с дочкой не знают. Если это злоумышленник, он может прийти в тот момент, когда девочка будет играть во дворе с подружками, и позвать ее по имени, оставаясь вне поля видимости присматривающих за прогулкой родителей. Ребенок, увидев его и решив, что дядя уже входит в число знакомых, может подбежать к нему и начать беседу, последствия которой будут зависеть от бдительности находящихся на детской площадке взрослых.
  4. Мама сразу стремится увести дочь, чтобы наедине обсудить с ней правила безопасности. Она не дает мужчине коснуться ребенка, несмотря на то, что девочка совсем не боится этого, казалось бы дружественного, прикосновения. Если позволить коснуться ребенка сейчас, в голове малыша может сформироваться утверждение, что «добрые дяди и тети могут меня касаться». В дальнейшем ребенок не будет рассказывать родителям о подобных случаях, поскольку не будет видеть в этом ничего запретного.
  5. Девочка пытается оспорить необходимость прекращения разговора. Ее поддерживает мужчина, ссылаясь на то, что у него тоже есть дочки такого же возраста. Женщина вежливо и решительно продолжает следовать своей линии поведения и уводит ребенка.

В последующей беседе мама, скорее всего, будет терпеливо и доброжелательно объяснять дочке правила безопасного поведения. Если беседа пойдет успешно, девочка сама себя пожурит за то, что сразу назвала свое имя.

Что в результате?

  1. Девочка получила от мамы пример вежливого, но последовательного и безопасного поведения с незнакомыми людьми и еще раз усвоила, что здороваться можно, а вот рассказывать о себе ничего нельзя. Она также еще раз усвоила, что нельзя позволять незнакомым людям касаться себя.
  2. Малышка на практике убедилась в том, что нарушение установленных в семье правил безопасности не допускается ни в коем случае.
  3. Мама на практике показала дочке, что та всегда может рассчитывать на мамину защиту и поддержку. Для этого молодой женщине пришлось пойти на некоторый дискомфорт и отказать в общении внешне весьма приличному незнакомому человеку.
  4. Мужчина позже подойдет к маме, извинится за свое настырное поведение, представится и предложит познакомить их дочек. Женщина, убедившись, что человек перед ней действительно достойный, позволит дочке познакомиться со сверстницами, а через какое-то время даже будет разрешать ей гулять с подружками под присмотром их бдительного папы.

Ребенок, имеющий четкие ориентиры относительно того, что называется «достойным поведением незнакомого человека», сможет отличить нездоровое внимание от проявления дружелюбия. Обученный родителями, он сможет проявить максимум осторожности в первом случае и не пугаться понапрасну во втором.

Не жалейте времени на детей, занимайтесь с ними!