Правила техники безопасности для авторемонтных. Требования техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей. По окончании работы

Техника безопасности для слесаря ремонтника

1. При работе возможно воздействие следующих опасных производственных факторов: травмы при работе неисправным инструментом, травмирование ног при падении деталей и узлов, превышение предельно допустимой нагрузки при переноске тяжести, отравление и ожоги при использовании легковоспламеняющейся жидкости.

2. При работе слесарь ремонтник должен использовать спец. одежду.

3. В слесарно-монтажной мастерской должна быть медицинская аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи при травмах.

4. При работе в слесарно-монтажной мастерской необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, знать средства расположений первичных средств пожаротушения. В слесарно-монтажной мастерской должен быть огнетушитель и ящик с песком.

5. Перед началом работы необходимо одеть спец. одежду.

6. Изучить порядок выполнения и безопасность.

7. Подготовить к работе оборудование, инструменты и приспособления проверить их исправность.

8. Быть внимательным, правильно выполнять трудовые приемы.

9. Работать только исправным инструментом и приспособлением.

10. Гаечные ключи применять только в соответствии только по размеру гаек и болтов. Запрещается наращивать ключи, использовать прокладки, ударять по ключу, разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных местах.

11. Отвертки следует применять в соответствии с шириной шлица винта.

12. При разборке и сборке агрегатов узлов следует применять съемные приспособления указаны в конструкционной карте.

13. Снятые детали или узлы необходимо складывать на верстак, длинные детали валы, полуоси запрещается ставить вертикально во избежание их падения и травмирования людей.

14. Для подъема установки и снятия деталей и агрегатов массой более 15кг должны применяться подъемные приспособления. Для перемещения узлов и деталей массой более 15кг необходимо использовать тележки со стойками и упорами.

15. Во избежание отравлений и возникновения пожара запрещается применять для промывки деталей бензин.

16. При обработке деталей необходимо надежно закреплять их в тисках.

Охрана труда на предприятии (СТО)

ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью "Двигатель не запускать! Работают люди!".

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью "Не трогать - под автомобилем работают люди!".

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост

устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.

Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Не допускается:

выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников

находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств

подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы

снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля

проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя

поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма

снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами

поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма

поднимать груз при косом натяжении троса или цепей

работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями

самому производить устранение неисправностей оборудования

оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Не допускается:

работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора

использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора

работать с поврежденными или неправильно установленными упорами

пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове

производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.

При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть масло заливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.

При осмотровых, крепежных и регулировочных работах несчастные случаи часто происходят оттого, что рабочие пользуются неисправными, загрязненными и замасленными инструментами.

Поэтому слесарно-монтажные инструменты, применяемые на постах технического обслуживания и ремонта автомобиля , должны быть чистыми и исправными.

Не допускается использование ключей с изношенными гранями и несоответствующих размеров; применение рычагов для увеличения плеча гаечных ключей; применение зубил и молотка для отвертывания (завертывания) гаек.

Рукоятки отверток, напильников, ножовок и других инструментов изготовляют из сухой древесины твердых и вязких пород (дуб, бук, ясень), они должны быть гладкими, без сучков, трещин и задиров, во избежание раскалывания должны иметь металлические кольца.

Паяльные лампы , электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать только лицам, обученным правилам обращения с ними.

Стенды для ремонта агрегатов автомобиля должны быть надежно установлены на полу помещения и хорошо удерживать ремонтируемые агрегаты.

Устройства, позволяющие поворачивать агрегаты в требуемое положение, снабжаются стопорами, исключающими самопроизвольное поворачивание агрегатов.

Выпрессовывать втулки, подшипники, фланцы и другие трудно-снимаемые детали следует при помощи прессов или съемников. Съемники должны прочно и надежно захватывать детали в месте приложения усилия.

Осмотровые каналы должны иметь направляющие предохранительные борта-реборды (за исключением канав, оборудованных ленточными конвейерами) и содержаться в чистоте. Для перехода через канаву и для работы спереди автомобиля на канавах должен быть переходной мостик.

Для установки автомобиля на конвейер , не имеющий реборд, в начале поточной линии предусматривают направляющие реборды, раздвигающиеся на ширину колеи автомобиля.

После установки на несущий пластинчатый конвейер автомобиль надо затормозить ручным тормозом, выключить зажигание, включить низшую передачу в коробке, под колеса положить упоры.

На поточной линии, имеющей тяговый конвейер, автомобиль вначале тоже затормаживают и под колеса подкладывают упоры, а перед перемещением автомобиля - отпускают ручной тормоз и убирают упоры из-под колес. Тяговые цепи конвейера должны иметь боковые ограждения.

При принудительном перемещении автомобилей с поста на пост для предупреждения работающих на поточной линии устранив им на каждом посту световую или звуковую сигнализацию.

Оператор пускает конвейер только после получения на пульте управления сигналов со всех постов о выполнении рабочими установленного объема работ.

При подаче сигнала о начале передвижения конвейера рабочие обязаны покинуть рабочие места, выйти из осмотровой канавы и отойти от конвейера. Для экстренной остановки конвейера на каждом посту монтируют кнопки «стоп».

При постановке автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта надо обязательно повесить на рулевое колесо табличку с надписью: «Двигатель не пускать - работают люди!».

Если не предусмотрено принудительное перемещение с поста на пост, автомобиль должен быть заторможен ручным тормозом и включением первой передачи в коробке передач, должно быть выключено зажигание, а под колеса положены упоры.

При обслуживании автомобиля, установленного на подъемнике, необходимо на механизме управления подъемником укрепить габличку с надписью «Не трогать - под автомобилем работают люди!».

Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъемника после подъема автомобиля нужно надежно зафиксировать положение плунжера упором (штангой).

Перед началом работ на автомобиле-самосвале с поднятым кузовом надо устанавливать упорную штангу, предотвращающую опускание кузова.

На автомобилях-самосвалах БелАЗ предусмотрены два специальных упора. Перед длительной работой с поднятым кузовом дополнительно к установленным упорам необходимо подкладывать под платформу кузова клинья пли брусья.

В пневмогидравлической подвеске автомобилей БелАЗ азот в цилиндрах подвески находится под давлением до 100 кГ/см 2 , поэтому при техническом обслуживании необходима особая осторожность.

Перед снятием какого-либо цилиндра подвески следует полностью выпустить газ из обеих полостей цилиндра.

При техническом обслуживании и ремонте автомобиля со снятыми колесами, вывешенного на домкратах, талях и кранах, разрешается приступать к работе только после установки автомобиля на подставки (козелки), при этом под неснятые колеса должны быть подложены упоры. Подставки должны быть прочными и надежными (только металлическими).

Электротельферы, лебедки и другое оборудование, применяемое для перемещения агрегатов и тяжелых деталей, должны отвечать требованиям Госгортехнадзора и иметь яркую окраску (черные полосы на желтом фоне).

При подъеме и транспортировании агрегатов нельзя находиться под поднятыми частями автомобиля. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатами без специальных захватов.

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и перемещения по тележке. Опорная поверхность головок домкратов должна иметь форму, исключающую соскальзывание поднимаемого груза (автомобиля, агрегата).

Для осмотра автомобилей применяют переносные безопасные электролампы напряжением до 36 в с предохранительными сетками, а при работе в осмотровых канавках - напряжением 12 в. Ручные электроинструменты (дрели, гайковерты надо присоединять к сети только при помощи штепсельных соединений.

Запрещается держать электроинструменты за провод или касаться рукой вращающихся частей до их остановки.

Для проведения регулировочных работ при работающем двигателе в зоне технического обслуживания должен выделяться специальный пост, оборудованный местным отсосом для удаления отработавших газов.

Испытывать и опробовать тормоза автомобиля рекомендуется на стендах или находу с применением деселерометров.

Автомобиль на стенде закрепляют цепью или тросом, чтобы исключить его самопроизвольное скатывание с роликов стенда.

Площадка для опробования тормозов на ходу должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и уклонов.

Пускать двигатель и трогать автомобиль с места разрешается после того как водитель увидит, что лица, производящие регулировку тормозов, находятся в безопасной зоне.

В любой сфере деятельности человека безопасные условия труда являются определяющими качествами организации.
В России существует государственная система стандартов безопасности труда. Эта система определяет общие требования безопасности при выполнении работ на автотранспортных предприятиях, станциях технического осмотра, в специализированных центрах технического обслуживания и текущего ремонта и т. д.

Обеспечение безопасности при проведении работ контролируется прокуратурой, госсанинспекцией, гостехнадзором, пожарной инспекцией и другими службами государственного контроля. Ответственность за условия безопасности в процессе труда возлагается на руководителя автотранспортного предприятия в лице директора также на главного инженера.
Перед тем как поступить на работу, все лица проходят первый этап обучения технике безопасности на данном предприятии. Этот первый этап представляет собой вводный инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии. Второй этап обучения включает в себя инструктаж на рабочем месте, который направлен на усвоение рабочим безопасных приемов труда непосредственно по той специальности и на том рабочем месте, на котором он должен работать. При выполнении работниками особо опасных работ необходимо проводить повторный инструктаж по технике безопасности не реже чем раз в три месяца. Кроме того, при нарушении работниками правил и инструкций по технике безопасности, технологической и производственной дисциплины, а также при изменении технологического процесса или вида работ необходимо проводить дополнительный инструктаж. Все виды инструктажей записываются в специальный журнал, который находится у руководителя предприятия, производственного участка или цеха.
Кроме этого слесарь по ремонту автомобилей должен уметь оказывать первую доврачебную медицинскую помощь при поражении человека током, а также при других несчастных случаях.

Недостатки в организации труда, а также пренебрежение правилами безопасности и отсутствие должного контроля за их выполнением приводит к производственному травматизму. К производственному травматизму относятся ранения, увечья, отравления, поражение электрическим током, профессиональные заболевания, связанные с выполнением своих трудовых обязанностей. Производственный травматизм может возникнуть в результате различных причин, основными из которых являются:
1) неисправность оборудования, инструмента, приспособлений или несоответствие их условиям выполняемых работ;
2) нарушение технологического процесса;
3) отсутствие или проведенный в недостаточном объеме инструктаж работающего по технике безопасности;
4) несоответствие выполняемой работе или небрежное использование спецодежды;
5) отсутствие ограждений, а также предупреждающих или запрещающих надписей;
6) недостаточное освещение;
7) низкий уровень технической культуры производства.

Предупреждение несчастных случаев

Техническое обслуживание и ремонт автомобиля необходимо выполнять в специальном помещении с применением приспособлений, устройств, оборудования, а также слесарно-монтажного инструмента, который предназначен для конкретного вида деятельности.
Слесарно-монтажные инструменты, которые применяются на местах технического обслуживания и ремонта, должны находиться в исправном состоянии. Не допускается применение гаечных ключей, у которых изношены грани и которые не соответствуют размеру. Кроме того, не разрешается применять рычаги, молоток и зубило для усиления затяжения резьбового соединения. Рукоятки напильников и отверток не должны иметь сколов и могут быть выполнены либо из дерева, либо из пластмассы. Во избежание раскалывания деревянные рукоятки инструментов должны иметь металлические кольца усиления.
При осмотре автомобилей разрешается применять только переносные безопасные лампы напряжением 36 В, которые имеют предохранительные сетки. При проведении осмотра в смотровой канаве необходимо пользоваться лампами, напряжение которых не превышает 12 В. Ручные электроинструменты разрешается подключать только через розетки с заземляющим контактом. Провода электроинструментов не должны касаться пола, их необходимо подвешивать.

Автомобиль, который устанавливается на место проведения технического осмотра или ремонта, необходимо поставить на стояночный тормоз, а также надежно закрепить при помощи двух упоров, которые ставятся под колеса. При этом рычаг переключения скоростей необходимо установить в положение, которое соответствует низшей передаче. При постановке на автомобилях с карбюраторным двигателем или с газораспределительной установкой необходимо выключить зажигание, а на автомобилях с дизельным двигателем нужно перекрыть подачу топлива. Кроме этого на рулевое колесо следует повесить табличку: «Двигатель не запускать: работают люди!».
Если обслуживание автомобиля осуществляется при помощи механического подъемника^ то на механизме управления следует прикрепить табличку: «Не трогать, работают люди!*. Упорные лапы подъемника должны быть жестко зафиксированы в рабочем положении при помощи металлического упора, который предотвращал бы самопроизвольное опускание автомобиля на подъемнике.
Смотровые канавы должны содержаться в чистоте и иметь предохранительные направляющие борты-реборды. На дне и стенах смотровой канавы не должно быть сырости и следов разлитого моторного масла. При работе с высоко расположенными деталями необходимо применять металлические подпоры, которые должны быть прочными, надежными и устойчивыми.

Подъем и транспортировка узлов, механизмов и агрегатов массой более 20 кг осуществляется только при помощи подъемно-транспортного механизма, а также специальных приспособлений, которые предусмотрены для определенного вида работ.
Для буксировки неисправного автомобиля можно применять мягкую или жесткую сцепку. В качестве мягкой сцепки применяются трос или цепь. В качестве жесткой сцепки применяют металлическую трубу или штангу с проушинами, При сцепке автомобиля с прицепом, чтобы не допустить произвольного отцепления прицепа, после сцепки необходимо закрепить сцепное устройство при помощи предохранительного троса или цепи.
При буксировке на мягкой сцепке необходимо присоединять буксируемый автомобиль к двум буксировочным крюкам. В том случае, если буксировочных крюков нет, то мягкую сцепку необходимо присоединять к раме. Однако нельзя присоединять буксир к переднему мосту. На мягкой сцепке разрешается буксировать только один автомобиль с неисправным управлением, звуковым сигналом или освещением при буксировке в ночное время. Длина троса или цепи мягкой сцепки должна быть от 4 до 6 метров. Кроме этого буксировочный трос необходимо освещать в ночное время, а также обозначать в соответствии с «Правилами дорожного движения».
Для буксировки автомобиля на жесткой сцепке у него должны быть исправны рулевое управление, передний мост, а также световые приборы (при буксировке в темное время суток).
Запрещается производить какие-либо ремонтные работы на автомобиле, который приподнят на подъемном механизме и не закреплен специальными подставками.

Работу с агрегатами и механизмами, которые заполнены Жидкостью, можно производить только после полного слива жидкости.
Очистку и мойку деталей, двигателей и агрегатов необходимо производить только в специальных моечных агрегатах или емкостях, специально предназначенными для этого веществами с последующим обезвреживанием отложений.
При ремонте и техническом обслуживании, перед тем как проворачивать коленчатый вал двигателя, нужно убедиться в том, что подача топлива отключена, а также в том, что рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

Перед запуском двигателя необходимо заблокировать колеса автомобиля при помощи стояночного тормоза и установить рычаг переключения коробки передач в нейтральное положение. Если запуск двигателя осуществляется при помощи пусковой рукоятки, то нельзя применять дополнительные рычаги и усилители, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки нужно осуществлять снизу вверх.
Техническое обслуживание и технический ремонт нужно осуществлять при неработающем двигателе, кроме тех случаев, когда работа двигателя необходима для осуществления технического процесса данной операции.

Запуск двигателя и трогание автомобиля с места производят с учетом обеспечения безопасности работающих вблизи автомобиля людей.
Испытание тормозной системы автомобиля необходимо производить на специальном стенде. Кроме того, такое испытание разрешается производить на специальной площадке, если ее размеры позволяют обеспечить безопасность людей и автомобиля в случае неисправности тормозной системы.
Снимать и устанавливать рессоры, амортизаторы, пружины необходимо после разгрузки их от массы автомобиля, для этого под шасси или под кузов автомобиля устанавливают специальные упоры. Ремонт или замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля-самосвала нужно осуществлять после установки под платформу дополнительного упора, который позволит исключить возможность самопроизвольного опускания или падения платформы.
Такие операции, как выпрессовывание втулок, подшипников, а также снятие других деталей, требующих приложения значительных усилий, необходимо производить при помощи прессов или специальных съемников. Съемники должны надежно захватывать деталь в месте приложения усилий.
Автомобили-цистерны, предназначенные для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ, перед прохождением технического осмотра и ремонта необходимо освободить, проветрить, тщательно вымыть и заземлить.

При монтаже и установке аккумуляторной батареи необходимо пользоваться специальными устройствами, которые позволят избежать ее падения. Все работы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом аккумуляторной батареи, необходимо производить в специально оборудованных для этих целей помещениях, с использованием специальной одежды (прорезиненного фартука, защитных очков, резиновых перчаток). Приготовлять электролит следует в специальных стеклянных емкостях путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. При постановке аккумуляторной батареи на подзарядку необходимо подсоединять ее зажимами, которые исключают возможность искрообразования. Зарядку аккумуляторной батареи необходимо производить в хорошо проветриваемом помещении, кроме этого при зарядке батареи пробки из банок должны быть вывернуты.

Ремонт рамы необходимо осуществлять либо на специальных подставках, либо на автомобилях с установленными колесами. Демонтированный кузов или кабину автомобиля необходимо устанавливать на специальные подставки или стенды в удобное для проведения ремонтных работ положение. Рихтовку деталей кузова из листового проката проводят непосредственно на автомобиле или на специальном стенде.
Электросварочные работы непосредственно на автомобиле следует выполнять согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-75. Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после специальной очистки, которая позволяет удалить из емкости эти вещества и их пары.
Монтаж и демонтаж шин с колеса осуществляются только после полного снятия давления в камере. Кроме этого такие технологические операции нужно осуществлять при помощи специального инструмента, оборудования, приспособлений и ограждения, которые позволяют обеспечить безопасность выполнения работ при вылете замочного кольца. Шину разрешается монтировать на диск колеса, который имеет замочное кольцо, только если диск не имеет повреждений диска или замочного кольца. Кроме этого при монтаже колеса необходимо следить за тем, чтобы замочное кольцо полностью входило в выемку обода.

Не разрешается осуществлять прокачку колес без снятия с автомобиля в том случае, если давление колес снижено на 40% от нормативного значения или если нарушена сборка колеса. Накачивание колес, которые имеют замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, которые позволяют обеспечить безопасность рабочих в случае вылета замочного кольца.
При проведении регулировочных работ при работающем двигателе помещение станции технического обслуживания должно быть оборудовано отсосом для удаления отработавших газов из помещения.
Опробование автомобиля после ремонта, а также вождение автомобиля на территории автотранспортного предприятия разрешается лицам, которые имеют водительские права соответствующей категории. Движение автомобиля внутри помещений и внутри территорий автотранспортного предприятия регулируется установленными дорожными знаками. Скорость движения на подъездных путях территории не должна превышать 10 км/ч и 5 км/ч внутри производственных помещений.

Производственная санитария

Важным условием безопасности производственного процесса является устранение воздействия производственных вредностей, к которым относятся шумы, вибрация, загрязнение воздушной среды, нарушенный тепловой режим. В результате длительного воздействия вредных производственных факторов возникают производственные заболевания сотрудников.
Основной задачей производственной санитарии является полное устранение или значительное снижение вредного воздействия производственных факторов. Помещения автотранспортных предприятий, а также организаций автомобильного сервиса обязательно должны быть оборудованы автономным или централизованным отоплением, санитарно-бытовыми помещениями, приточно-вытяжной вентиляцией, гардеробными, душевыми, умывальными, туалетами, помещениями, оборудованными для приема пищи, а также местами для курения.
Противопожарные мероприятия

Для помещений автотранспортных мероприятий, а также служб автосервиса, как правило, характерна высокая пожароопасность. Для того чтобы не создавать условий для возникновения пожара в производственном помещении автотранспортного предприятия, запрещено:
1) подогревать двигатель автомобиля открытым огнем;
2) пользоваться открытым огнем при устранении неисправностей;
3) хранить топливо (кроме топлива, которое находится в баке автомобиля) и тару из-под топлива и смазочных материалов;
4) мыть и протирать кузов, детали и агрегаты автомобиля, а также руки и одежду бензином;
5) держать открытыми горловины топливных баков и сосудов с воспламеняющимися жидкостями;
6) допускать течь в топливопроводах, баках и приборах системы питания автомобиля; .
7) оставлять в кабине или в салоне автомобиля, а также на его двигателе и рабочих местах обтирочные материалы;
8) допускать попадание на двигатель и рабочее место топлива или моторного масла.

На территории автотранспортного предприятия все проходы, лестницы, проезды и рекреации должны быть свободны для проезда. Не допускается применение чердаков в качестве производственных помещений.
Курение на территории автотранспортного предприятия допускается только в специально отведенных для этого местах, которые оборудованы специальными противопожарными средствами и надписью: «Место для курения». На видных местах необходимо размещать таблички, на которых указывают телефонные номера пожарных команд, а также планы эвакуации людей, автомобилей и оборудования на случай пожара. Кроме этого на табличках указывают фамилии и инициалы сотрудников, которые несут ответственность за противопожарную безопасность.
Все помещения автотранспортного предприятия должны быть оборудованы рукавами и стволами, которые заключаются в специальные шкафы. Кроме того в помещениях, предназначенных для технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств, устанавливают пенные огнетушители и ящики с песком. Пенные огнетушители устанавливают из расчета один огнетушитель на 50 м2 площади помещения, ящики с песком - из расчета на 100 м2. Кроме этого около ящика с песком должен быть расположен стенд, на котором находятся лопата, лом, топор, багор, пожарное ведро.
Одним из главных условий успешной борьбы с возникшим пожаром является своевременное обнаружение возгорания и быстрое уведомление пожарной команды, поэтому автотранспортные предприятия должны быть оборудованы противопожарными сигнализациями.

Перед установкой на пост ремонта автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть. При движении автомобилей в зоне технического обслуживания самоходом воздух сильно загрязняется пылью и отработавшими газами, оказывающими вредное действие на здоровье рабочих. Для создания наиболее благоприятной обстановки используют различные транспортирующие устройства, конвейеры, траверсные и осевые тележки и поворотные круги.

Автомобиль, установленный на напольный пост, необходимо надёжно закрепить, подставив не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозным механизмом; при этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче; на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а с дизелями - перекрыть подачу топлива.

На рулевое колесо автомобиля следует навесить табличку с надписью «Двигатель не пускать: работают люди!».

При техническом обслуживании автомобиля с помощью подъемника на его механизме управления необходимо вывесить табличку с надписью «Не трогать: работают люди!».

Ниже рассмотрены требования безопасности на основных операциях, выполняемых слесарем по ремонту автомобилей.

1. Контрольные, крепежные и регулировочные работы ТО-1 и ТО-2. Все крепежные и регулировочные операции необходимо выполнять в последовательности, указанной в технологических картах. Последовательность выполнения обязательного объема работ должна исключать возможность одновременной работы сверху и снизу у того или иного узла агрегата автомобиля, так как при падении инструмента сверху может произойти несчастный случай с рабочими, работающими внизу. Поэтому в технологической карте за рабочими следует закреплять определенные участки работ, что повышает и ответственность рабочего за выполняемую работу.

Рациональное распределение работ исключает излишние перемещения рабочего.

На крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными и торцовыми ключами, так как они лучше держатся на гайках и удобны в работе. При отвертывании и завертывании болтов или гаек в труднодоступных местах при ограниченном угле возможного поворота рукоятки ключа целесообразно пользоваться ключами с трещетками (храповыми механизмами). Трещетка исключает необходимость снимать и надевать головку ключа на болт или гайку после каждого поворота.

При работе в стесненных и труднодоступных местах особое внимание необходимо обращать на прилаживание инструмента к объекту работ, правильную накладку ключа на гайку или болт, установку зубила, отвертки. Сорвавшийся инструмент или неверный удар может привести к травме. В этих случаях особое значение имеет исправность инструмента. Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны их срывы. Нельзя наращивать ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании плотно затянутых болтов и гаек.

Если гайки имеют следы коррозии и их нельзя отвернуть ключом с нормальной длиной рукоятки, необходимо вначале обстучать грани гайки легкими ударами молотка, смочить ее керосином, завернуть на четверть оборота, а затем начать отворачивать. Неисправные болты следует срезать ножовкой или срубать зубилом и заменять исправными. При рубке зубилом необходимо надевать защитные очки.

При выполнении крепежных работ в труднодоступных местах следует применять специальные отвертки, а чтобы удобней было выполнять эти операции на потоке перед или за автомобилем, необходимо устанавливать передвижные подставки или переходные мостики. Работать сидя на крыле автомобиля, стоя на подножке на ребордах осмотровой канавы опасно. При выполнении крепежных работ под кузовом автомобиля-самосвала необходимо предварительно укрепить поднятый кузов дополнительной упорной штангой, что исключает его самопроизвольное опускание.

При работе надо помнить, что у автомобиля имеется множество острых выступов, кромок, граней, шплинтов, затруднен доступ к различным сочленениям и резьбовым соединениям, поэтому следует всегда быть внимательным и осторожным. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы инструмент был чистым и незамасленным, в противном случае работа даже исправным, но грязным инструментом может привести к травмам.

Перед регулировкой сцепления на автомобилях с карбюраторным двигателем необходимо предварительно установить рычаг переключения передач в нейтральные положения и выключить зажигание, так как при включенном зажигании может произойти вспышка в одном из цилиндров и двигатель может начать работать, что повлечет за собой затягивание руки рабочего в сцепление. Перед регулировкой сцепления на автомобиле с дизелем необходимо рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение и закрыть воздушную заслонку. В противном случае при провертывании коленчатого вала двигатель может начать работать, а автомобиль двигаться.

Операции по регулировке сцепления на автомобилях с карбюраторными двигателями должны выполнять двое работающих, один из которых должен проворачивать коленчатый вал с помощью пусковой рукоятки. Применять ломики для проворачивания коленчатого вала со стороны маховика не разрешается, так как они могут сорваться и нанести рабочему травму. При регулировании узла сцепления автомобиля с дизелем прокладки надо вынимать, используя крючки. При регулировке сцепления следует пользоваться переносной лампой, предварительно укрепив ее в непосредственной близости от объекта работы.

2. Смазывание и очистка при ТО-1 и ТО-2. Смазочные работы необходимо выполнять только на специально оборудованных постах, оснащенных различными приспособлениями. Такие посты можно располагать на поточной линии и на тупиковой канаве. Труднодоступные точки на автомобиле следует смазывать с помощью наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами. Применение таких наконечников позволяет смазывать карданный вал без проворачивания. Перед началом смазочных работ необходимо обращать внимание на исправность пресс-масленок. Неисправные пресс-масленки следует заменять. Применение неисправных прессмасленок приводит к выдавливанию смазочного материала мимо, а следовательно, и к загрязнению рабочего места.

При смене, а также при доливке смазочных материалов в отдельные агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать только предназначенными для этой цели ключами. При проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается.

Ремонт системы питания двигателей, работающих на топливе с антидетонационными присадками, необходимо производить после полной нейтрализации сборочных единиц систем питания.

    Сопутствующий ремонт при выполнении ТО-2. Данную работу недопустимо выполнять в одиночку и на горячем двигателе. Для смазывания болтов крепления фланца приемной трубы глушителя необходимо применять графитную смазку. При проворачивании и снятии карданного вала следует использовать приспособление. На этой операции применяют съемники, гайковерты, а также приспособления для снятия и установки пружин тормозных колодок, стартеров. Для транспортирования колес необходимо применять тележки.

    Проверка автомобиля после технического обслуживания. Проверку следует производить только при остановленном двигателе и заторможенных колесах. Для проверки работы двигателя и тормозных механизмов необходимо использовать диагностическое оборудование. Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри помещения.Для их испытания необходима специально выделенная площадка. Действия водителя и слесаря по ремонту автомобилей должны быть согласованными. Недопустима регулировка тормозных механизмов при работающем двигателе. При данной операции под колеса должны быть установлены упоры.

    Снятие и установка рессор. Во избежание срыва ключа или излома воротка при отворачивании или заворачивании гаек-стремянок рессор необходимо применение гайковертов. На снятие и установку рессор должна быть технологическая карта, указывающая применяемые приспособления, последовательность выполняемых работ, безопасные приемы труда. При подъеме автомобиля подъемными механизмами необходимо применять специальные захваты.

При выпрессовке пальцев рессор следует применять приспособления, а для совмещения отверстий ушка рессоры и серьги - оправки. Недопустимо применение случайных предметов вместо козелков. При вывешивании автомобиля только на домкрате также необходимо установить козелки. Резиновые подушки рессор следует устанавливать с помощью приспособления.

6 . Снятие и установка двигателя. Операция производится при наличии упоров под колесами автомобиля. Следует проверить, чтобы двигатель был полностью освобожден от крепящих его болтов и других деталей. Рабочий не должен находиться в зоне подъема или опускания двигателя. Недопустимо выполнение работ на вывешенном двигателе. Необходимо следить за исправностью подъемного механизма и захватных устройств. Нельзя превышать допустимую грузоподъемность подъемного механизма. Снятый двигатель должен устанавливаться на подготовленное место.

    Снятие и установка коробки передач и сцепления. Операция производится только с помощью приспособлений. Следует убедиться в исправности применяемых лебедок с ручным приводом. Недопустимо обвязывание коробки передач проволокой, тросом. Для крепления коробки передач к крюку лебедки нужно пользоваться только специальными захватами. Необходимо применять приспособления для совмещения шлиц первичного вала коробки передач со шлицами ведущего диска сцепления. Операция должна производиться при достаточном освещении рабочего места.

    Снятие и установка колес с барабаном и ступицей. Эту работу недопустимо выполнять на автомобиле (прицепе), вывешенном только на одном подъемном механизме (домкрате, тале). Должны быть использованы козелки; предварительно необходимо убедиться в их исправности. Под неснятыми колесами устанавливают упоры. При выполнении работ следует пользоваться торцевыми ключами и гайковертами.

Для снятия полуосей недопустимо применять зубила и молоток вместо болтов-съемников. Для снятия и установки колес надо использовать тележки, а для снятия ступиц съемники.

9. Снятие и установка кабины и платформы. Категорически запрещается производить работу вручную. Необходимо наличие технологии снятия кабины и платформы автомобилей, специального поста и средств механизации. Запрещается обвязывание платформы, кабины тросами, цепями для подъема. Под крюк подъемного механизма следует устанавливать специальные захваты. При подъеме или установке платформы следует убедиться в том, что борта заперты.

    Снятие и установка заднего моста. При операции необходимо использовать гайковерты. Недопустимо наращивание ключей трубами. Для подвески конца карданного вала за раму следует использовать кронштейн. Под колесами переднего моста должны быть установлены упоры.

    Снятие и установка передней оси. Упоры должны быть установлены под задними колесами автомобиля. Недопустимо производить подъем автомобиля за буксирные крюки. Запрещается производить работу на вывешенном автомобиле без установки подставки под раму. При операции следует пользоваться специальными средствами механизации.

    Снятие и установка главной передачи заднего моста. При работе следует использовать приспособление для подвески конца карданного вала на раме. Недопустимо применение зубила и молотка для снятия полуосей вместо болтов-съемников. На осмотровой канаве и на напольных местах должны быть приспособления для снятия и установки главных передач. Пол осмотровой канавы не должен быть скользким. Следует обращать внимание на правильную установку прокладки между плоскостями сопряжения. Данную операцию не разрешается производить в одиночку.

    Снятие и установка подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала. Недопустимо производить подъем кузова с грузом. Для замены подъемного механизма необходимо наличие специализированного поста. При данной операции обязательно применение исправных основных и дополнительных упоров под кузов. Нельзя снимать и устанавливать подъемный механизм вручную.

14. Снятие и установка, рулевого механизма. На данной операции должны применяться съемники сошки и рулевой колонки. Не разрешается выполнять работу вручную. Действия рабочих должны быть согласованными.

    Замена шкворней передней оси. Для выпрессовки и запрессовки шкворней следует применять специальное приспособление. Необходима выколотка из мягкого металла (меди, бронзы и т. д.). Работу следует производить в защитных очках. Автомобиль должен находиться в заторможенном состоянии.

    Замена трубы полуоси заднего моста. Для выпрессовки и запрессовки трубы полуоси необходимо использовать гидравлический съемник или другое приспособление. Под колесами автомобилей должны быть установлены упоры.

    Текущий ремонт кабин и платформ грузовых автомобилей, кузовов автобусов и легковых автомобилей. Перед работой следует убедиться в исправности запорного механизма, упораограничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

Для закрепления стекол и вставки резиновых прокладок и кантов при ремонте кузовов необходимо применять специальный инструмент. Работы с досками платформы следует выполнять в рукавицах. При текущем ремонте расстояния между автомобилями должны соответствовать существующим нормам. Применение на данной операции ручной шлифовальной машинки без защитного кожуха недопустимо.

18 . Погрузка, перемещение и разгрузка агрегатов, узлов, колес и деталей автомобилей. Для перевозки аккумуляторных батарей, рессор, коробок передач, главных передач задних мостов, ступиц колес, двигателей, колес и других габаритных и тяжелых деталей и узлов автомобиля необходимо пользоваться тележками. Не допускается транспортирование агрегатов с помощью консольных и козловых кранов-подъемников. Не разрешается зачаливание груза тросами, цепями, проволокой, веревками вместо специальных захватов, исключающих падение груза.

19 . Текущий ремонт агрегатов, снятых с автомобилей. Не следует допускать скопление агрегатов и узлов у мест их ремонта. Необходимо хранить на стеллажах и с помощью подставок длинные детали (карданные валы, рулевые тяги и т. д.). Недопустимо их хранить навалом, прислоненными к стене, верстаку, стенду. Ремонт агрегатов не должен производиться на весу и в неприспособленных местах.

20. Шиномонтажные работы. Их производят в установленном месте с применением предохранительных ограждений. Не следует исправлять положение шины на диске постукиванием, ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой при накачке. Слесарь должен следить за тем, чтобы были исправными и чистыми диск колеса и замочное кольцо. Нельзя производить подкачку шины без демонтажа при снижении давления в ней более чем на 40%. Необходимо пользоваться дозатором давления или манометром, так как без них возможна перекачка шины, что может стать причиной несчастного случая. Недопустимо выбивать диск колеса вручную кувалдой. На данной операции необходимо использовать стенд демонтажа и гайковерт для колес. Под вывешенной частью автомобиля должен быть установлен козелок, а под неснятыми колесами - упоры. Запрещается перемещать колеса и шины вручную. Недопустимо применение отвертки, шила или ножа для удаления предметов, застрявших в шине.

Слесарь по ремонту автомобилей участвует и в других видах работ.

При участии совместно с кузнецами в кузнечно-рессорных работах необходимо иметь в виду, что применяемые на этой операции кузнечные клещи должны соответствовать размеру и профилю обрабатываемых заготовок и деталей. Нельзя производить ковку нагретого металла с окалиной, на мокрой или замасленной наковальне, с применением неисправного инструмента. Рихтовка рессор должна производиться на стенде, а не на наковальне. Работы производят только в защитных очках и рукавицах. Ремонт рам, вывешенных на подъемных механизмах или установленных на ребро, следует производить при наличии устойчивых подставок или козелков.

При участии совместно с жестянщиками в медницко-жестяницких работах следует помнить, что переноска, правка или резка листового металла производится только с применением рукавиц. Работа должна проводиться только с зачищенными от острых углов и заусениц заготовками, деталями или заплатами. Во избежание ожогов рук недопустимо придерживать руками вырезаемые газовой сваркой поврежденные места. Ремонт радиаторов и топливных баков необходимо вести на специальных стендах. Пайку следует производить без излишнего припоя на паяльнике.

Слесарь по ремонту автомобилей, участвующий в сварочных работах, должен знать, что выполнение огневых работ на автомобилях при незакрытых топливных баках недопустимо. Нельзя производить газовую сварку при резке вблизи ацетиленовых, кислородных и газовых баллонов (менее 5 м). Недопустим мо применение открытого огня для отогревания замерзших генераторов и трубопроводов. Следует помнить, что при соединении ацетиленовых шлангов медной трубкой возможно образование взрывоопасной ацетиленовой смеси. Сварка производится только очищенных, промытых и пропаренных топливных баков и других резервуаров. При электросварке электросварочная установка, тиски электросварщика, рамы автомобиля и кузова должны быть заземлены.

При аккумуляторных работах совместно с аккумуляторщиками недопустимо переливать кислоту вручную без приспособлений, а также вливание воды в кислоту при приготовлении электролита. Переносить бутыли с кислотой или электролитом можно только с помощью специальных носилок или тележек.

Аккумуляторные батареи небольшой массы можно переносить вручную, используя специальные приспособления. Ремонт и зарядка аккумуляторных батарей сопровождается выделением водорода, который в смеси с воздухом образует взрывоопасный гремучий газ, и паров серной кислоты.

Нельзя допускать искрения контактов при зарядке, применения «закруток», производить проверку аккумуляторных батарей коротким замыканием. Работа производится в спецодежде и защитных очках.

При вулканизационных работах совместно с вулканизаторщиками перед началом их следует убедиться в исправности вулканизационного аппарата и парогенераторов. Запрещается уходить с рабочего места во время работы аппарата во избежание взрыва.

При использовании спредера все его крюки должны быть установлены на борта осматриваемой шины.

Подавать сжатый воздух в варочный мешок паровой мульбы следует только после закрепления шины и бортовых накладок струбцинами. Нельзя допускать ослабления струбцин до выпуска воздуха из варочного мешка.

При заточных работах совместно со станочниками недопустимо перемещение предохранительного козырька и перестановка подручника при вращающемся круге. Зазор между краем подручника и рабочей поверхностью круга должен быть не менее 3 мм. Подручник со стороны круга не должен иметь выбоин, сколов и других дефектов.

Работа на станке разрешается только при наличии защитного кожуха. Перед установкой круга на станок необходимо убедиться, что он испытан на прочность. Недопустимо использование кругов с трещинами и другими повреждениями. Нельзя работать боковыми поверхностями кругов, не предназначенных для данного вида работ. Работать на заточном станке следует при наличии защитного экрана, а при его отсутствии - с использованием защитных очков. На станке должно быть устройство «ключ - марка», а также ограждение вращающихся частей.

При токарных, сверлильных и фрезерных работах совместно со станочниками слесарь по ремонту автомобилей должен знать, что недопустимо работать на поврежденных станках, а также при отсутствии ограждений вращающихся частей. Следует следить за наличием ограждений токоведущих частей электродвигателей и пусковых устройств, доступных для прикосновений к ним. Деталь можно измерять только после полной остановки шпинделя. Недопустимо удаление стружки руками, ветошью и сдувание ее сжатым воздухом, а также работа в расстегнутой спецодежде.

Настоящая инструкция по охране труда разработана для безопасного выполнения ремонта и технического обслуживания автомобилей и тракторов

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Настоящая инструкция предусматривает основные требования по охране труда и проведению безопасной работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов.
1.2. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и тракторов допускаются лица старше 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие медицинский осмотр, теоретическое и практическое обучение, проверку знаний требований безопасности труда в установленном порядке.
1.3. При производстве ремонтных работ необходимо соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.
1.4. Наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:
— узлы и детали автотранспорта (в процессе ремонта возможно падение вывешенного транспортного средства или снимаемые с него узлы и детали);
— гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления. Запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием без прохождения обучения и инструктажа;
— электрический ток;
— недостаточная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата.
1.5. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
1.6. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты необходимо сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Перед началом работы необходимо надеть спецодежду, спецобувь; осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.
2.2. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:
— гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;
— раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;
— слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями;
— рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;
— ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;
— напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;
— электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.
2.3. Пол на рабочем месте должен быть сухим и чистым.
2.4. Переносной светильник должен иметь защитную сетку, исправный шнур и изоляционную резиновую трубку. Переносные светильники должны включаться в электросеть с напряжением не выше 42 В.

3.ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Все виды технического обслуживания и ремонта транспортного средства на территории нефтебаз выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах.
3.2. Приступать к техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт.
3.3. После постановки транспортного средства на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможено ли оно стояночным тормозом, выключено ли зажигание, установлен ли рычаг переключения передач в нейтральное положение, подложены ли специальные противооткатные упоры не менее двух под колеса. На рулевое колесо повесить табличку «Двигатель не пускать – работают люди!».
3.4. После подъема транспортного средства гидравлическим подъемником необходимо зафиксировать подъемник упором от самопроизвольного опускания.
3.5. Ремонт транспортного средства снизу вне смотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке.
3.6. Для безопасного перехода через смотровую канаву, а также для работы спереди и сзади транспортного средства пользоваться переходными мостиками, а для спуска в смотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами.
3.7. Снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять для их снятия специальные съемники.
3.8. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработанных газов.
3.9. Перед пуском двигателя убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении и что под транспортным средством и вблизи вращающихся частей нет людей. Осмотр транспортного средства снизу производить только при неработающем двигателе.
3.10. Перед проворачиванием карданного вала проверить, выключено ли зажигание. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, а стояночный тормоз освободить. После выполнения необходимых работ снова затянуть стояночный тормоз. Проворачивать карданный вал только с помощью специального приспособления.
3.11. Снимать двигатель с транспортного средства и устанавливать на него только тогда, когда транспортное средство находится на колесах или на специальных подставках.
3.12. Перед снятием колес подставить под вывешенную часть транспортного средства или прицепа козелки соответствующей грузоподъемности и опустить на них вывешенную часть, а под неподнимаемые колеса установить специальные противооткатные упоры в количестве не менее двух.
3.13. При разборочно-сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т.д. Трудноотворачиваемые гайки при необходимости предварительно смазать керосином или специальными жидкостями.
3.14. Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару.
3.15. Перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса путем поднятия передней или задней части с последующей установкой рамы на козелки.
3.16. Для проведения работ под поднятым кузовом самосвального прицепа и при работах по замене или ремонту подъемного механизма предварительно освободить кузов от груза и обязательно установить дополнительное инвентарное приспособление (упор, фиксатор, штангу).
3.17. Перед ремонтом цистерны для перевозки нефтепродуктов полностью очистить ее от остатков нефтепродукта.
3.18. Ремонт топливных баков производить после полного удаления остатков топлива и обезвреживания.
3.19. Удалять разлитое масло или топливо следует с помощью песка или опилок, которые после использования необходимо ссыпать в специальные металлические ящики с крышками.
3.20. Правильно подбирать размер гаечного ключа, преимущественно пользоваться накидными и торцевыми ключами, а в труднодоступных местах – ключами с трещетками или шарнирной головкой.
3.21. Правильно накладывать ключ на гайку, не поджимать гайку рывком.
3.22. При работе зубилом или другим рубящим инструментом необходимо пользоваться защитными очками для предохранения глаз от поражения металлическими частицами, а также надевать на зубило защитную шайбу для защиты рук.
3.23. Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки необходимо с помощью специальных приспособлений.
3.24. Снятые с транспортного средства узлы и агрегаты необходимо помещать на специальные устойчивые подставки, а длинные детали класть только горизонтально.
3.25. При работе на сверлильных станках следует устанавливать мелкие детали в тиски или специальные приспособления.
3.26. При работе на заточном станке следует стоять сбоку, а не против вращающегося абразивного круга, при этом использовать защитные очки или экраны. Зазор между подручником и абразивным кругом не должен превышать 3 мм.
3.27. При работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом.
3.28. Подключать электроинструмент к сети следует только при наличии исправного штепсельного разъема.
3.29. При прекращении подачи электроэнергии или перерыве в работе необходимо отсоединять электроинструмент от сети.
3.30. Удалять пыль и стружку с верстака, оборудования или детали необходимо щеткой-сметкой или металлическим крючком.
3.31. Запрещается:
— выполнять работы под транспортным средством или агрегатом, вывешенном только на подъемном механизме без подставки козелков или других страхующих устройств;
— поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропой, проволокой и т.п.;
— работать под поднятым кузовом самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления;
— использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
— работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
— выполнять какие-либо работы на баллонах, находящихся под давлением;
— переносить электроинструмент держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки;
— сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или себя;
— хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— мыть агрегаты, узлы и детали, и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.;
— хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов;
— применять приставные лестницы;
— скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги;
— использовать гайки и болты со смятыми гранями;
— держать мелкие детали при их сверлении;
— устанавливать прокладки между звеном ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При возникновении аварийных ситуаций (возгорание, пожар) необходимо:
— остановить выполнение работ;
— сообщить руководителю работ.
4.2. При тушении пожара необходимо помнить:
— песок применяют при тушении небольших очагов горения твердых и жидких веществ;
— асбестовое полотно, брезент, кошму применяют для тушения небольших горящих поверхностей и одежды на человеке.
4.3. При невозможности своими силами ликвидировать очаг возгорания – воспользоваться системой оповещения людей о пожаре и вызвать пожарную бригаду по телефону 101.
4.4. При получении травм или внезапном заболевании сотрудников немедленно организовать первую доврачебную помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию.
5.2. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место.
5.3. Если транспортное средство остается на специальных подставках, проверить надежность его установки. Запрещается оставлять транспортное средство, агрегат вывешенным только подъемным механизмом.
5.4. Снять средства индивидуальной защиты и убрать их в предназначенное для них место.
5.5. Вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.
5.6. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы информировать непосредственного руководителя.