Право собственности общественных и религиозных объединений (организаций), благотворительных организаций, объединений юридических лиц. Право собственности общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных организаций, объединений юрид

Круг субъектов права собственности общественных объединений (организаций) достаточно широк: это общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные уч­реждения, органы общественной самодеятельности. Общественные объединения существуют как в виде простых, однозвенных структур, так и в виде многозвенных (профсоюзы, политические партии, спор­тивные организации). В качестве же субъектов права собствен­ности могут выступать лишь общественные объединения, обладаю­щие правами юридического лица. Это положение закреплено в виде общего правила в п. 4 ст. 213 ГК РФ и конкретизировано примени­тельно к общественным объединениям в ст. 3, 21, 32 Федерального закона «Об общественных объединениях».

Применительно к многозвенным общественным организациям воп­рос о субъекте права собственности решен в ст. 32 Федерального закона «Об общественных объединениях», согласно которой в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качест­ве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциа­ция). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассо­циации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственни­ками принадлежащего им имущества.

Именно юридические лица, а не их руководящие органы, являют­ся субъектами права собственности и в общественных объединениях, не имеющих членства, таких, как общественные движения, общест­венные фонды, органы общественной самодеятельности.

Основаниями приобретения права собственности общественных объединений являются: вступительные и членские взносы, добро­вольные взносы и пожертвования, поступления от лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, от сделок по купле-продаже, мене, дарению, от предпринимательской деятель­ности и других, не запрещенных законом источников.

Политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах (например, профсоюзы), не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов.

Объектами права собственности общественного объединения могут быть лишь те виды имущества, которые необходимы ему для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе. Это - земельные участки, издательства, средства массовой инфор­мации, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, де­нежные средства, ценные бумаги и иное имущество, отвечающее характеру уставных задач общественного объединения.

Содержание и осуществление права собственности общественных объединений. Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом общественные объединения вправе ис­пользовать только для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами (п. 4 ст. 213 ГК РФ). Предпринимательская деятельность осуществляется общественными объединениями лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Причем предпри­нимательской деятельностью некоммерческих организаций призна­ются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечаю­щих целям создания такой организации (например, спортивное об­щество оказывает населению услуги по ремонту спортивного инвен­таря), приобретение и реализация имущественных и неимуществен­ных прав, ценных бумаг, иного имущества, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Использование имущества при ликвидации общественного объ­единения. Поскольку общественные объединения относятся к юри­дическим лицам, на имущество которых их участники не имеют имущественных прав (п. 3 ст. 48 ГК РФ), при ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требо­ваний кредиторов, используется на цели, в интересах которых она была создана и (или) на благотворительные цели. Если использова­ние имущества в соответствии с учредительными документами орга­низации не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 4 ст. 213 ГК РФ, ст. 20 Федерального закона «О не­коммерческих организациях»).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Общее положение об общественных объединениях

1.1 Понятие общественного объединения

1.2 Организационно- правовые формы общественных объединений

1.3 Собственность общественного объединения

1.4 Источники формирования имущества общественного объединения

2. Субъекты права собственности общественных объединений в различных организационно-правовых формах

2.1 Субъекты права собственности в общественных организациях

2.2 Субъекты права собственности в общественных движениях

2.3 Субъекты права собственности в общественном фонде

2.4 Управление имуществом в общественных учреждениях

2.5 Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности

2.6 Имущество политической партии

3. Права собственности при реорганизации общественного объединения

4. Права собственности при ликвидации общественного объединения

Заключение

Приложения

Введение

Тема курсовой работы право собственности общественных объединений по федеральному законодательству является важным вопросом в изучении курса «Гражданское право» в связи с тем, что право собственности один из центральных институтов гражданского права любой общественно-экономической формации.

Актуальность данной темы обусловлена тем что одним из главных условий перехода к рыночной экономики является многообразие форм собственности (в соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»), поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов, связанных с правом собственности общественных объединений и его значением в РФ.

Цель курсовой работы дать характеристику права собственности общественных объединений, раскрыть его содержание и значение по федеральному законодательству.

В задачу данной курсовой работы входит с помощью первоисточников, учебной и научной литературы последовательно рассмотреть основные аспекты права собственности общественных объединений и проблемные моменты данной темы.

В курсовой работе раскрываются общие положения общественных объединений по федеральному законодательству, путем анализа их организационно-правовых форм с целью изучения каждого субъекта права собственности общественных объединений.

В данной курсовой работе используются следующий правовые источники: Конституция Российской Федерации 1993 года, Гражданский кодекс РФ (часть 1 раздел 2), ФЗ « Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ, ФЗ « О политических партиях» № 95-ФЗ.

1. Общее положение об общественных объединениях

1.1 Понятие общественного объединения

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, собственность общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Основной нормативный акт, регулирующий правовое положение общественных объединений - это Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Действие этого Федерального закона (далее Закон) распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

В статье 5 Закона закреплено понятие общественных объединений: под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности (статья 6 Закона).

1.2 Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм (статья 7 Закона) (см. Приложение 1):

3 общественная организация;

3 общественное движение;

3 общественный фонд;

3 общественное учреждение;

3 орган общественной самодеятельности;

3 политическая партия

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (статья 8 Закона);

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (статья 9 Закона);

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (статья 10 Закона);

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (статья 11 Закона);

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (статья 12 Закона);

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).

1.3 Собственность общественного объединения

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе (статья 30 Закона).

В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями (статья 30 Закона).

Законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности общественного объединения (статья 30 Закона).

Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления (статья 30 Закона).

Собственность общественного объединения охраняется законом (статья 30 Закона).

1.4 Источники формирования имущества общественного объединения

В силу правил статьи 31 Закона имущество общественного объединения формируется на основе:

3 вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;

3 добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

3 доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения;

3 гражданско-правовых сделок;

3 внешнеэкономической деятельности общественного объединения;

3 других не запрещенных законом поступлений

Политические общественные объединения и движения, уставы которых предусматривают участие в выборах, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан (статья 31 Закона).

собственность право общественный имущество

2. Субъекты права собственности общественных объединений в различных организационно-правовых формах

Круг субъектов права собственности общественных объединений достаточно широк: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности, политические партии. Субъектами права собственности могут выступать не все общественные объединения, а лишь прошедшие государственную регистрацию и обладающие статусом юридического лица (см. Приложение 2). Это положение находит отражение в виде общего правила в п.4 ст.213 ГК РФ. Именно юридические лица, а не их руководящие органы, являются субъектами права собственности в общественных объединениях не имеющих членства, таких как: общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности. Гражданское право. часть первая: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. - М.: Юристъ, 2007.-719с.

Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом общественные объединения вправе использовать только для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами п.4 ст.213 ГК РФ. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1.Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. -М.: Издательство БЕК,1994-384с.

2.1 Субъекты права собственности в общественных организациях

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации (статья 32 Закона).

В общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками (статья 32 Закона).

2.2 Субъекты права собственности в общественных движениях

От имени общественных движений права собственника имущества, поступающего в общественные движения, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных движений (статья 33 Закона).

2.3 Субъекты права собственности в общественном фонде

От имени общественных фондов права собственника имущества, поступающего в общественные фонды, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных фондов (статья 34 Закона).

2.4 Управление имуществом в общественных учреждениях

Если общественное объединение образовано в форме общественного учреждения, то имущество может поступать к нему в оперативное управление и в самостоятельное распоряжение. По общему правилу общественные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Так, общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем, осуществляет вещное право оперативного управления, а не право собственности Гражданское право. Часть первая. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.Н.Толстого - М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001-632с.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества (статья 35 Закона).

Общественные учреждения получают имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении указанного имущества общественные учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с их уставными целями (статья 35 Закона).

Учредитель (учредители) - собственник (собственники) имущества, переданного общественным учреждениям, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (статья 35 Закона).

При переходе права собственности на имущество, закрепленное за общественными учреждениями, к другому лицу данные учреждения сохраняют право оперативного управления указанным имуществом. Общественные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменного разрешения собственника (статья 35 Закона).

Если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе (статья 35 Закона).

2.5 Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности

Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются сами органы общественной самодеятельности, за которыми после их государственной регистрации закрепляются права юридического лица. Органы общественной самодеятельности могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами (статья 36 Закона).

2.6 Имущество политической партии

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» и уставом политической партии. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Региональные отделения и иные структурные подразделения с правами юридического лица, политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету (статья 28 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).

Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии (статья 28 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).

Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия (статья 28 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).

3. Право собственности при реорганизации общественного объединения

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания (статья 25 Закона).

В силу правил п.2 статьи 16 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация» реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 25 Закона).

4. Право собственности при ликвидации общественного объединения

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда (статья 26 Закона).

Поскольку общественные объединения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их участники не имеют имущественных прав (п.3 ст. 48 ГК РФ), при ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на цели, в интересах которых она была создана и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества в соответствии с учредительными документами организации не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 4 ст. 213 ГК РФ, ст.20 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация») Гражданское право. В 2-х томах. Том 1.Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. -М.: Издательство БЕК,1994-384с.

Заключение

Курсовое исследование завершено, можно высказать несколько позиций, исходя из цели и задачи курсовой работы:

Во-первых, общественные объединения относятся к некоммерческим организациям, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками либо членами.

Во-вторых, наличие обособленного имущества - один из непременных признаков существования юридического лица как субъекта права. Но не всегда имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности, так например, имущество общественного объединения в организационно-правовой форме общественного учреждения может находиться в оперативном управлении (ст. 296 ГК РФ). Для большинства же организационно-правовых форм общественных объединений характерно их участие в правоотношениях именно как собственников принадлежащего им имущества.

В-третьих, собственность юридических лиц, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности.

В-четвертых, Общественные объединения как разновидность некоммерческих организации, наделенные правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, что прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК РФ общественные объединения являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Гражданское право. часть первая: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. - М.: Юристъ, 2007.-719с.

В-пятых, объектами права собственности общественного объединения могут быть лишь те виды имущества, которые необходимы ему для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1.Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. -М.: Издательство БЕК,1994-384с.

Приложение 1

Место общественных объединений в системе некоммерческих организаций

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пиляева В.В.

Гражданское право: Учебник: Части общая и особенная.- М.: ТК Велби, 2004.- 800 с.

Приложение 2

Федеральный Закон Российской Федерации

О некоммерческих организациях (извлечение)

от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в редакции ФЗ от 26.11.1998 № 174-ФЗ; 29.12.2010 № 437-ФЗ)

Глава 1. Общее положение

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации. Понятие, организационно-правовые формы и виды, порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Права, обязанности и ответственность объединений.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Способы возникновения права собственности. Содержание права общей долевой собственности. Основания приобретения, прекращения права собственности. Объекты права собственности юридического лица. Защита права собственности. Расчеты при возврате имущества.

    презентация , добавлен 14.02.2012

    Субъекты и объекты права частной собственности. Ограничения, допустимые в отношении объектов права собственности граждан и юридических лиц. Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Понятие права собственности его содержание и формы. Субъекты, объекты и возникновение права собственности. Система гражданско-правовых способов защиты права собственности. Анализ судебной практики по делам, связанным с защитой права собственности.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2008

    Разграничение понятий "собственность" и "право собственности". Содержание права собственности. Отношения между людьми по поводу имущества. Производные способы приобретения права собственности. Момент возникновения права собственности по договору.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2014

    Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Общая характеристика правового регулирования общественных объединений, значение международных документов.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    курсовая работа , добавлен 03.12.2008

    Общие положения о праве собственности. Изучение порядка прекращения права собственности у отчуждателя и возникновения права собственности у приобретателя. Средства защиты права собственности. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2010

    Классификация оснований приобретения права собственности. Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь, бесхозяйственное имущество, безнадзорных животных. Приобретение права собственности по договору. Наследование имущества по завещанию.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2009

    Понятие преступления против собственности. Частная, государственная и муниципальная собственность, собственность общественных объединений. Уничтожение и повреждение имущества. Ответственность за корыстные и некорыстные преступления против собственности.

Государственные и муниципальные некоммерческие организации

Рыночная ориентация экономики не означает отмены государственной собственности. Ныне эта форма собственности существует во всех развитых странах с рыночной экономикой.

В некоммерческом секторе на базе государственной формы собственности создаются и действуют федеральные и региональные некоммерческие организации (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Виды государственных и муниципальных некоммерческих организаций

К федеральным некоммерческим организациям относятся государственные организации, имущество которых принадлежит на праве собственности Федерации в целом. Это могут быть крупнейшие образовательные, научные, медицинские, культурные, информационные центры, библиотеки, музеи, органы государственного управления, государственные корпорации и др. Имущество таких некоммерческих организаций формируется за счет средств федерального бюджета.

Региональные некоммерческие организации объединяют государственные организации, имущество которых на праве собственности принадлежит субъектам Федерации. К таким некоммерческим организациям можно отнести региональные вузы, театры, медицинские центры и т.д.

В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности рассматривается муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне характеризуется как самостоятельная форма собственности. На ее основе функционируют муниципальные некоммерческие организации (см. рис. 4.3).

Муниципальные некоммерческие организации – это организации, имущество которых принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям. Они включают общеобразовательные школы, поликлиники, детские сады и др.

В условиях рыночной экономики, характеризующейся многообразием форм хозяйствования, государство освобождается от несвойственной ему задачи удовлетворять весь спектр совокупного спроса. Оно занимается тем, без чего обществу жить нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

В рыночной экономике одной из функций государства является предоставление в равном количестве общественных благ каждому члену общества, возможном в данный момент времени и без которого дальнейшее экономическое и социальное развитие общества затруднительно. Таким образом, государство обеспечивает поддержание определенных минимальных стандартов потребления общественных благ. Оно действует в целях создания необходимых предпосылок для эффективного социально-экономического развития общества. Решение этих проблем основывается на соответствующих принципах хозяйствования и управления.

Деятельность государства имеет свои преимущества и недостатки в сфере создания и реализации общественных благ. К первым относится централизованное регулирование процесса их производства и распределения путем выделения необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей в сфере потребления общественных благ. Ко вторым относится неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание общественных благ, особенно в период перехода к рынку, отсутствие экономических стимулов для эффективной работы, бюрократический стиль управления. Все это обусловливает возможность удовлетворения только тех общественных потребностей, которые имеют массовый и наиболее острый спрос. Это приводит к тому, что в условиях роста диверсификации потребностей спрос на общественные блага, превышающий массовый уровень их потребления, остается неудовлетворенным.

Потребители, чей спрос на общественные блага превышает массовый уровень потребления, могут удовлетворить его посредством частных структур, в том числе негосударственных некоммерческих организаций.

Негосударственные некоммерческие организации

Негосударственная собственность составляет фундамент современной рыночной экономики. Собственники объектов негосударственной собственности самостоятельно принимают основные экономические решения, обладают полной экономической свободой.

Субъектами негосударственной собственности в некоммерческом секторе являются граждане и (или) юридические лица. Объектом негосударственной собственности может быть любое имущество. В условиях рыночной экономики верхний предел негосударственной собственности количественно не может быть ограничен.

Негосударственные некоммерческие организации могут создаваться в виде образовательных, медицинских, научных, культурных, благотворительных и иных организаций. Основу их функционирования может составлять индивидуальная или коллективная собственность. В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе индивидуальной собственности, право собственности на имущество принадлежит одному лицу. Это могут быть благотворительные и иные некоммерческие фонды, автономные некоммерческие организации и др. Как правило, такие некоммерческие организации достаточно легко учредить, их собственники обладают значительной свободой действий. В то же время им присущи и некоторые недостатки: ограниченность финансовых средств и др.

В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе коллективной собственности, право собственности принадлежит группе лиц. К таким организациям относятся политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда, религиозные организации, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и др.

Одним из видов коллективной собственности является кооперативная собственность. Под ней понимается собственность лиц, объединивших свои средства для ведения совместной деятельности. Эта форма собственности характерна для потребительских, жилищно-строительных, гаражно-строительных кооперативов и др.

Для негосударственных некоммерческих организаций характерны следующие признаки:

Добровольность образования;

Гибкая система управления;

Инновационный характер развития;

Экономия издержек производства при высоком качестве конечных результатов деятельности;

Эффективное использование возможной прибыли.

В зарубежной экономической и юридической литературе часто при характеристике негосударственных некоммерческих организаций используется термин «третий сектор». Он указывает, что негосударственный некоммерческий сектор – особый сектор экономики, отличающийся от частного коммерческого и государственного секторов экономики. Данный термин все более активно используется российскими исследователями.

Главной причиной становления и развития негосударственных некоммерческих организаций в рыночной экономике является ограниченность ресурсов государства, его неспособность удовлетворять постоянно растущую диверсификацию потребностей членов общества. К тому же в ряде случаев эти организации функционируют более эффективно по сравнению с такими же государственными структурами. Этому способствует присущая им гибкая система управления, возможность быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям, определенная независимость от решений вышестоящих государственных организаций и др.

Негосударственные некоммерческие организации действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества.

В современной рыночной экономике, в условиях роста персонализации спроса на негосударственные некоммерческие структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись государством. Это становится возможным вследствие особого функционального назначения такого рода организаций в рыночной экономике, специфики использования их прибыли. В результате некоммерческие организации, являясь негосударственными, удовлетворяют прежде всего потребности в общественных благах. Они выражают интересы не только личные, но и общества в целом. В то же время в процессе функционирования они в большей мере, чем государственные организации, следуют законам рынка. Это выражается в быстрой реакции на спрос, намерении предоставлять качественную продукцию, снижать издержки производства, вести активную разработку новых направлений деятельности и проч.

Функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ, а напротив, на расширение структуры общественных потребностей, создание возможностей для дополнительного альтернативного предоставления экономических благ потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.

Потребителями благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, являются физические и юридические лица, которые не могут реализовать потребности в общественных благах, превышающих массовый спрос, общие интересы, проекты, идеи за счет государства или бизнеса, получить от государства более высокий уровень социальной защищенности. Их экономическое поведение отличается от типичных типов поведения «потребители – покупатели», ориентирующихся на рыночные сигналы, и «потребители – клиенты» государственного сектора, получающих экономические блага бесплатно или по льготным ценам. По сравнению с последними потребители благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, больше заинтересованы в конечных результатах деятельности.

Наблюдаются рост количества и усиление роли негосударственных некоммерческих организаций во многих развивающихся странах Африки, Латинской Америки, постсоциалистических странах (Венгрия, Польша, Болгария).

В России негосударственные некоммерческие организации возникли уже на рубеже XVIII–XIX вв. Наибольшее же их развитие приходится на конец XIX – начало XX в. Второе свое рождение они отсчитывают с 1987-1990 гг. Особенно быстрый рост количества негосударственных некоммерческих организаций наблюдается в России с 1992 г. Таким образом, нынешний этап развития негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране представляет в значительной мере возрождение былых российских традиций.

Необходимо отметить, что темпы развития негосударственных некоммерческих организаций несколько замедлились после кризиса в августе 1998 г. Это обусловливается недостаточностью финансовых средств у негосударственных некоммерческих организаций, а также у предприятий, организаций, участвующих в их финансировании.

Практика показывает, что для стран, переходящих к рынку, функционирование негосударственных некоммерческих организаций является более важным, чем для развитых стран с рыночной экономикой. Это объясняется неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью решения социально-экономических вопросов в переходный период. В результате в этих странах негосударственным некоммерческим организациям приходится частично решать задачи, традиционно относящиеся к государству в условиях рыночной экономики.

В большинстве стран с переходной экономикой формирование и развитие негосударственных некоммерческих организаций происходит в неблагоприятных экономических условиях: нестабильное положение потенциальных доноров; несовершенная налоговая система; отсутствие государственной программы развития и поддержки некоммерческого сектора в целом, а также законодательства, регулирующего его деятельность, и др. Все это вынуждает негосударственные некоммерческие организации частично использовать несвойственные им методы и принципы хозяйствования, иметь иную, чем в развитых странах с рыночной экономикой, структуру источников финансирования.

Иностранные некоммерческие организации

Во многих странах с рыночной экономикой активными участниками некоммерческого сектора являются иностранные некоммерческие организации. Иностранная некоммерческая организация организация, имущество которой принадлежит на праве собственности иностранному лицу: международной некоммерческой организации, организации иностранного государства, иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину, лицу без гражданства. В Российской Федерации к иностранным некоммерческим организациям в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности также относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей.

Смешанные и совместные некоммерческие организации

Активное участие в социально-экономическом развитии общества играют смешанные и совместные некоммерческие организации. Смешанная некоммерческая организация – это организация, основанная на сочетании различных форм собственности без участия иностранной собственности. Совместная некоммерческая организация функционирует на основе различных форм собственности, включая иностранную собственность.

В условиях рыночной экономики многообразие форм собственности в некоммерческом секторе позволяет более эффективно использовать преимущества той или иной ее формы и в то же время корректировать возможные отрицательные социально-экономические последствия.

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ИМУЩЕСТВЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО АВТОМОБИЛИСТОВ»

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение устанавливает общие принципы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Общества, в оперативном управлении его структурных подразделений, в собственности региональных отделений (организаций). Региональные отделения (организации) могут разрабатывать и принимать собственные Положения об имуществе региональных отделений (организаций), не противоречащие настоящему Положению.

1.2. К имуществу Общества относится все имущество, на приобретение либо создание которого использованы средства Общества или его структурных подразделений.

1.3. Правомочия собственника от имени Общества осуществляет Центральный Совет Общества. Интересы собственника представляет Председатель Общества, действующий на основании Устава Общества, в пределах установленных полномочий в соответствии с настоящим Положением.

1.4. Учет имущества Общества, оформление и государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество Общества, осуществляет штатный исполнительный аппарат Центрального Совета Общества, в том числе через штатные исполнительные аппараты Советов отделений (организаций) Общества.

2. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ОБЩЕСТВА

2.1. Имущество Общества, его региональных отделений (организаций) формируется на основе вступительных, членских и других взносов членов Общества, добровольных взносов, даров и пожертвований физических и юридических лиц (в том числе зарубежных), поступлений от деятельности по привлечению ресурсов и проводимых в соответствии с Уставом мероприятий, доходов от предпринимательской и внешнеэкономической деятельности , а также от части прибыли всех созданных Обществом (региональными или местными отделениями (организациями) Общества) хозяйственных обществ и иных хозяйственных организаций, доходов от издательской деятельности, гражданско-правовых сделок в соответствии с действующим законодательством, иных, не запрещенных законом поступлений.

2.2. Источники формирования и приращения имущества Общества, в т. ч. находящегося в распоряжении региональных (местных) отделений (организаций), учреждений на праве оперативного управления:

Вступительные и членские взносы членов Общества;

Вещи (недвижимые и движимые), приобретенные либо созданные Обществом, а также отделением (организацией), учреждением за счет доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении;

Вещи (недвижимые и движимые), приобретенные либо созданные Обществом, а также отделением (организацией) по иным основаниям, установленным действующим законодательством для приобретения права собственности.

2.3. Источники формирования имущества, находящегося в распоряжении Общества:

Отчисления региональных отделений (организаций) для реализации уставных целей и задач от сумм доходов в денежном выражении, полученных от всех видов деятельности региональных, местных отделений (организаций);

Взносы в Целевой фонд развития ВОА;

Доходы от предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, доходы от издательской деятельности, прибыль всех созданных Обществом хозяйственных обществ и иных хозяйственных организаций;

Совершение гражданско-правовых сделок в соответствии с действующим законодательством (договоров купли-продажи, мены, залога, получения имущества в соответствии с завещаниями и т. п.)

Передача имущества региональных (местных) отделений (организаций) или учреждений Общества в случае их ликвидации (реорганизации);

Приобретение имущества по давности владения (приобретательная давность);

Создание имущества (в том числе по договору подряда для нужд Общества) за счет денежных средств и иного имущества Общества;

Иные не запрещенные законом поступления.

2.4. Сделки, направленные на приобретение имущества Обществом, совершает Центральный Совет, Уставом и настоящим Положением.

3. О СНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВЫБЫТИЯ ИМУЩЕСТВА ИЗ РАСПОРЯЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА.

3.1. Имущество, выбывающее из распоряжения Общества, отчуждается Обществом, в соответствии с действующим законодательством, Уставом и настоящим Положением.

Уполномоченные органы Общества вправе распоряжаться имуществом только в пределах, не лишающих Общество возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены Уставом.

Региональные отделения (организации) вправе отчуждать недвижимое имущество, находящееся в собственности этих отделений (организаций), только по согласованию с Центральным Советом Общества (или по его поручению – Президиумом Центрального Совета Общества).

3.2. Решение о совершении сделок с имуществом, приводящих к его выбытию, принимается Председателем Общества на основании решений руководящих органов отделения (организации) с заключением (экономическим обоснованием) и (или) предложений отделов штатного исполнительного аппарата Центрального Совета Общества.

3.3. Решение о совершении сделок с имуществом, приводящих к его выбытию, в случае, если, стоимость этого имущества превышает пределы самостоятельного распоряжения имуществом и средствами Общества его Председателем, установленные в соответствии с п.6.12.7.(5) Устава Общества, принимается Центральным Советом.

3.4. Имущество, переданное Обществом в оперативное управление, учитывается отделами штатного исполнительного аппарата Центрального Совета Общества без отражения на его балансовых счетах .

3.5. Имущество, пришедшее в ветхое состояние, морально устаревшее и непригодное для дальнейшего использования, восстановление которого невозможно или экономически нецелесообразно и которое не может быть реализовано, а также имущество, утраченное в результате прекращения обязательства в результате невозможности его исполнения должником, подлежат списанию на основании приказа по Обществу о списании имущества. Приказ о списании имущества издает Председатель Общества. Один экземпляр приказа и один экземпляр актов передаются в бухгалтерию для оформления списания основных средств.

4. ИМУЩЕСТВО, ЗАКРЕПЛЕННОЕ НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗА РЕГИОНАЛЬНЫМИ (МЕСТНЫМИ) ОТДЕЛЕНИЯМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ), УЧРЕЖДЕНИЯМИ.

4.1. Общество самостоятельно принимает решение о том, кто будет управлять принадлежащим ему имуществом, руководствуясь интересами эффективности эксплуатации имущества, максимального удовлетворения нужд Общества и иными своими интересами.

4.2. Отделения (организации) Общества действуют на основании единого Устава Общества и обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними Обществом, от лица которого правомочия исполняет Центральный Совет. Имущество Общества может быть передано в оперативное управление учреждению, созданному Обществом, или его отделением (организацией).

4.3. Основания возникновения права оперативного управления у регионального (местного) отделения (организации):

Решение руководящих органов Общества о порядке управления, распределения, передаче, закреплении имущества Общества, принятое в пределах их компетенции;

Акт приема-передачи (закрепления) имущества в оперативное управление, или договор о передаче (закреплении) имущества в оперативное управление, подписанные Председателем Общества или уполномоченным им лицом (Представителем) и Председателем отделения (организации);

Постановление Центрального Совета (Президиума Центрального совета), приказ (распоряжение) Председателя Общества о закреплении имущества на праве оперативного управления, в случае, если фактической передачи имущества не требуется, (имущество уже находится на балансе структурного подразделения). При этом также может быть оформлен договор о передаче (закреплении) имущества в оперативное управление.

4.4. Основания возникновения права оперативного управления у некоммерческого (общественного) учреждения, созданного Обществом:

Постановление уполномоченного органа Общества о создании учреждения (при этом заключается договор о передаче (закреплении) имущества в оперативное управление);

Договор о передаче (закреплении) имущества в оперативное управление (действующему учреждению).

4.5. Передача недвижимого имущества в оперативное управление подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке за счет средств отделений (организаций), учреждений, принявших имущество в оперативное управление.

4.6. Владение, пользование и распоряжение имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, осуществляются структурными подразделениями Общества на основе подотчетности вышестоящему структурному подразделению Общества, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Отделение (организация) вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия Центрального Совета, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены Уставом Общества.

4.7. Право осуществлять контроль за эффективным использованием имущества местными отделениями (организациями) в соответствии с его целевым назначением принадлежит региональному отделению (организации), в состав которого входят эти местные отделения (организации).

4.8. Владение и пользование имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, осуществляются учреждением в соответствии с Уставом и (или) договором о передаче (закреплении) имущества в оперативное управление, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете либо за счет доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении.

4.9. Имущество, находящееся у отделения (организации) Общества, учреждения на праве оперативного управления, отражается на его балансе.

Отделение (организация), учреждение самостоятельно выплачивают налог на имущество, переданное в оперативное управление, и несут все обязательства, связанные с его использованием и распоряжением. Если в оперативное управление отделению (организации) Общества, учреждению передаются здания, сооружения, то отделение (организация), учреждение Общества в соответствии с установленным порядком самостоятельно оформляет землеотводные документы на земельный участок, на котором расположены эти здания и сооружения. При этом отделение (организация), учреждение самостоятельно оплачивают налог (арендную плату) на землю по ставкам, установленным соответствующими нормативными актами .

4.10. Имущество, закрепленное за отделением (организацией), учреждением в оперативное управление, подлежит воспроизводству в соответствии с установленными нормами амортизации.

4.11. В случае ликвидации отделения (организации) Общества, учреждения как юридического лица его движимое и недвижимое имущество, принадлежащее на праве оперативного управления, возвращается Обществу. Иное имущество реализуется для удовлетворения обязательств перед кредиторами, а также для исполнения договорных и иных законных требований юридических и физических лиц. Оставшееся после удовлетворения законных претензий кредиторов имущество также переходит в собственность Общества.

4.12. Общество как собственник имущества, закрепленного за отделениями (организациями), учреждениями вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядится им по своему усмотрению. Право оперативного управления имуществом прекращается с момента принятия постановления Центрального Совета или приказа (распоряжения) Председателя Общества (которое впоследствии утверждается Центральным Советом) об изъятии имущества. Пользователь и уполномоченный орган (Представитель) Общества обязаны на основании принятых документов в течение 30 дней составить акт приема-передачи имущества собственнику или другому определенному собственником субъекту.

5. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ, ЗАКРЕПЛЕННЫМ НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗА РЕГИОНАЛЬНЫМИ (МЕСТНЫМИ) ОТДЕЛЕНИЯМИ (ОРГАНИЗАЦИЯМИ) ОБЩЕСТВА.

5.1. Общество предоставляет региональному отделению (организации), а также местному отделению (организации), имеющему статус юридического лица, следующие права и полномочия для осуществления возложенных на него обязанностей по оперативному управлению переданным ему имуществом:

Использовать доходы, полученные в результате использования переданного в оперативное управление имущества на содержание и эксплуатацию имущества, приобретать необходимые для этого материалы и имущество, заключать в установленном порядке договоры с физическими и юридическими лицами, привлекать к работе специалистов, экспертов, консультантов;

Средства, полученные в результате использования переданного в оперативное управление имущества, оставшиеся после покрытия расходов на его содержание, направлять на финансирование уставной деятельности отделения (организации);

Самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, переданным в оперативное управление в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, совершать с ним различные сделки, в том числе и направленные на отчуждение этого имущества;

Осуществлять другие права и полномочия по оперативному управлению имуществом, не противоречащие действующему законодательству, Уставу и настоящему Положению.

5.2. На отделение (организацию) Общества при осуществлении оперативного управления имуществом возлагаются следующие обязанности:

Добросовестно осуществлять оперативное управление переданным имуществом, обеспечивать его сохранность и эффективное использование;

Обеспечивать целевое и эффективное использование доходов, полученных в результате использования переданного в оперативное управление имущества;

Осуществлять государственную регистрацию права оперативного управления недвижимого имущества за отделением (организацией) и право собственности на указанное имущество за Обществом за счет собственных средств;

Обеспечивать выполнение приказов, распоряжений, указаний, поручений и других распорядительных документов органов Общества а также планов организационных и иных мероприятий, утвержденных Центральным Советом в части, касающейся управления переданным в оперативное управление имуществом;

Оплачивать необходимые налоги и сборы, исполнять иные, установленные в законном порядке, обязательства, связанные в использованием имущества;

Подготавливать по установленным формам и представлять в вышестоящий Совет, в компетентные государственные органы, в отделы штатного исполнительного аппарата Центрального Совета Общества статистическую, бухгалтерскую и другую установленную отчетность, а также информацию о результатах своей финансовой деятельности;

Обеспечивать соответствие технического состояния имущества правилам, стандартам, техническим нормативам и другим нормативным документам, принимать меры по улучшению технического и эксплуатационного состояния этого имущества;

Организовывать планирование и выполнение работ по реконструкции, ремонту и содержанию имущества, привлекая для этих целей в установленном порядке подрядные организации, организуя финансирование этих работ, контроль за их своевременным выполнением и качеством ремонтных работ ;

Представлять в установленном порядке информацию о ходе выполнения работ по содержанию, ремонту, реконструкции недвижимого имущества, переданного в оперативное управление.

5.3. Общество в отношении имущества, переданного в оперативное управление, имеет право:

Осуществлять контроль за выполнением отделением (организацией) возложенных на него функций в соответствии с настоящим Положением;

Отменять решения Совета регионального (местного) отделения (организации), принятые по вопросам, связанным с оперативным управлением имуществом, противоречащие положениям законодательных и иных нормативных правовых актов федеральных органов власти Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, принятых федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, а также Уставу и иным внутренним нормативным актам Общества;

Издавать приказы и давать указания по вопросам, связанным с использованием переданного в оперативное управление имущества;

Выдавать отделению (организации) план - задание на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию имущества, переданного в оперативное управление;

Самостоятельно или через уполномоченные им органы либо организации осуществлять проверку деятельности отделения (организации) в части, касающейся оперативного управления имуществом.

5.4. Региональное отделение (организация) в отношении имущества, переданного Обществом в оперативное управление местному отделению (организации), имеет право:

Осуществлять контроль за выполнением местным отделением (организацией) возложенных на него функций в соответствии с настоящим Положением;

Отменять решения Совета местного отделения (оргшанизации), принятые по вопросам, связанным с оперативным управлением имуществом, противоречащие положениям законодательных и иных нормативных правовых актов федеральных органов власти Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, принятых федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, а также Уставу и иным внутренним актам Общества;

Давать в пределах компетенции приказы и указания по вопросам, связанным с использованием переданного в оперативное управление имущества;

Самостоятельно или через уполномоченные им органы либо организации осуществлять проверку и деятельности местного отделения (организации) в части, касающейся оперативного управления имуществом;

5.5. Отделение (организация) не вправе отчуждать принадлежащее ему на праве оперативного управления недвижимое имущество, сдавать его в аренду на срок более года, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ без согласия Центрального Совета Общества.

5.6. При необходимости распорядиться недвижимым имуществом, переданным Обществом в оперативное управление, отделение (организация) направляет письменное обращение на имя Председателя Общества, в котором сообщает о намерении совершить сделку по отчуждению недвижимого имущества либо иным способом распорядиться закрепленным за ним недвижимым имуществом.

К письму прилагаются: заключение (экономическое обоснование) структурного подразделения Общества, правоустанавливающие документы, бухгалтерские данные о балансовой, остановочной стоимости и др., данные о рыночной стоимости объекта недвижимости .

5.7. После проверки представленных документов, назначенный Председателем Общества исполнитель совместно с представителем структурного подразделения Общества с выходом на место может проверить фактическое состояние объекта, соответствие данных в актах бухгалтерского учета показателям на объекте. На основании полученных материалов Председатель (Центральный Совет) Общества в пределах своей компетенции принимает решение о согласии на совершение сделки либо об отказе в даче согласия на распоряжение недвижимым имуществом. О принятом решении сообщается заявителю.

5.8. В решении о согласии на совершение сделки с недвижимым имуществом отделением (организацией) Общества может быть определена цена сделки и порядок распределения доходов от его реализации между Обществом и отделением (организацией). Если цена сделки не определена, то отчуждение недвижимого имущества, а также передача его в аренду осуществляется в следующих формах:

На аукционной основе;

Аукцион или конкурс проводится отделением (организацией) в порядке, установленном действующим законодательством.

5.9. Недвижимое имущество, пришедшее в ветхое состояние, восстановление которого невозможно или экономически нецелесообразно и которое не может быть реализовано, подлежат списанию в следующем порядке:

Отделение (организация) обращается с письменным заявлением на имя Председателя Общества о списании основных средств.

К письму прилагаются:

Доли (паи) в уставных капиталах хозяйственных обществ, организаций, образованных в результате внесения в соответствии с действующим законодательством в качестве вклада в уставные фонды как имущества Общества, так и прав пользования этим имуществом.

6.2. Общество осуществляет свою деятельность в органах управления хозяйственных товариществ, обществ иных хозяйственных организаций (далее по тексту обществ) через своих Представителей:

Работников штатного исполнительного аппарата Советов всех уровней (в соответствии с их функциональными обязанностями);

Юридических лиц различных организационно-правовых форм, а также граждан Российской Федерации на основании договоров на представление интересов Общества, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством.

6.3. Компетенция Центрального Совета Общества по управлению акциями, долями (паями) в уставных капиталах организаций:

Принимает решение о покупке долей, пакетов акций, их досрочной продаже;

Утверждает сметы расходов на покупку акций акционерных обществ (долей в уставном капитале);

Определяет направления расходования средств, получаемых в виде доходов от использования пакетов акций, долей (паев) в уставном капитале хозяйственных обществ;

Заслушивает отчет об экономической эффективности и целесообразности владения долями (паями), пакетами акций;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, Уставом, решениями органов Общества.

6.4. Компетенция Председателя Общества по управлению акциями, долями (паями) в уставных капиталах организаций:

Принимает решение о передаче пакетов акций, долей (паев) в доверительное управление ;

Назначает и отзывает Представителей;

Заключает договор на представление интересов с Представителем Общества, если последний является юридическим лицом;

Выдает доверенность Представителю;

Принимает отчеты Представителей Общества о своей деятельности;

Контролирует выплату акционерными обществами, другими хозяйственными обществами дивидендов на акции, доли (паи), принадлежащие Обществу;

Осуществляет продажу и покупку долей, акций в пределах самостоятельного распоряжения имуществом и денежными средствами Общества, установленных Центральным Советом Общества.

7. ПЕРЕДАЧА ОБЪЕКТОВ СОБСТВЕННОСТИ В АРЕНДУ.

7.1. Сдача в аренду имущества, в т. ч. недвижимого, осуществляется Председателем Общества или по его поручению представителем структурных подразделений Общества.

7.2. Сдача в аренду имущества Общества осуществляется в следующих формах:

На аукционной основе;

Посредством проведения коммерческого конкурса;

Аренда сроком до одного года или на более долгий срок по согласию с Центральным Советом.

7.3. По результатам аукциона, конкурса либо в соответствии с решением об аренде заключается договор аренды , являющийся основным документом, регламентирующим отношения арендодателя и арендатора.

7.4. Для оформления договора аренды должны быть представлены документы или их заверенные копии:

Свидетельства о государственной регистрации.

Предприниматели представляют свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.

7.5. При пролонгации договора аренды арендаторы представляют, кроме вышеуказанных документов, сведения о надлежащем исполнении условий договора.

7.6. При передаче помещения, здания или сооружения по конкретному адресу, а также при продлении срока действия ранее заключенного договора, к перечисленным документам прилагается заверенная копия технического паспорта.

7.7. В случае заключения договора аренды недвижимого имущества на срок 1 год и более он подлежит государственной регистрации в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязанность внесения платы за регистрацию договора аренды возлагается на арендатора.

8. ОТЧУЖДЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ОБЩЕСТВА.

8.1. Сделки с имуществом Общества (договор купли-продажи, мены, залога) от имени Общества в пределах, установленных Центральным Советом, или по его поручению - Президиумом Центрального Совета, совершает Председатель Общества. Председатель при осуществлении сделок, направленных на отчуждение имущества должен действовать в интересах Общества добросовестно и разумно.

Председатель Общества вправе выдать доверенность представителю отделения (организации), на территории которого находится указанное имущество. Решение (приказ, распоряжение) Председателя Общества об отчуждении недвижимого имущества утверждается на ближайшем Пленуме Центрального Совета. В решении (приказе, распоряжении) Председателя Общества об отчуждении недвижимого имущества должно быть указано на какие цели и в каком размере должны быть направлены средства, вырученные от реализации имущества, в том числе на восстановление основных фондов Общества.

8.2. Продажа недвижимого имущества Общества может осуществляться так же:

На аукционной основе;

Посредством проведения коммерческого конкурса.

Аукцион, конкурс проводится в порядке, установленном действующим законодательством.

8.3. Обязательным приложением к договору купли-продажи недвижимого имущества (мены, залога), является отчет о рыночной стоимости этого имущества, составленный в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в том числе внутренней оценкой).

8.4. Внесение недвижимого имущества в уставной капитал хозяйственных обществ, создание на его основе учреждений и фондов не допускается. Обязательным приложением к решению о внесении движимого имущества в уставной капитал хозяйственного Общества или фонда является отчет о рыночной стоимости этого имущества.

9. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

9.1 Региональные отделения (организации) для целей определения состава, долей и закрепления прав на имущество, находящегося на их балансе, представляют в Центральный Совет перечень имущества, находящегося в пользовании по состоянию на 31 декабря 2005г., составленный на основании инвентаризации имущества.

9.2. Перечень утверждается Председателем отделения (организации), который несет персональную ответственность за достоверность представленной информации. К перечню прилагается акт инвентаризации.

9.3. В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, включается все имущество, находящееся у региональных отделений (организаций), независимо от его местонахождения, включая имущество, находящееся у местных отделений (организаций), входящих в состав данных региональных отделений (организаций), имущество, переданное отделением (организацией) иным юридическим лицам и гражданам (в аренду, оперативное управление, пользование и по другим основаниям).

9.4. Инвентаризации подлежит:

Недвижимое имущество, сооружения;

Земельные участки, используемое отделением (организацией) на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды и др., с указанием расположенного на них имущества (пообъектно);

Транспортные средства, машины и оборудование;

Финансовые активы.

9.5. В акт инвентаризации включаются следующие сведения:

По зданиям и сооружениям - назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др., наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности Общества (организации, отделения), их реквизиты;

По земельным участкам – категория земель, назначение, площадь, наличие документов, подтверждающих права на земельный участок, их реквизиты, использование земельного участка , имущество, расположенное на земельном участке (асфальтовое покрытие, ограждение, сооружения, коммуникации и т. п.);

По транспортным средствам, машинам и оборудования - заводской инвентарный номер по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т. д.

9.6. Для определения собственника имущества отделение (организация) и Общество, в котором разграничивают имущество Общества и имущество регионального отделения (организации) в следующем порядке: региональное отделение (организация) представляет перечень объектов, находящихся в собственности регионального отделения (организации) с приложением следующих документов для объектов недвижимости и сооружений: технический паспорт объекта, копии правоустанавливающих документов (свидетельство о праве собственности, акт приема - передачи, акт приема в эксплуатацию, договоры и т. п.), документы на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, документы, подтверждающие создание или приобретение объекта на собственные средства отделения (организации).

Президиум Центрального Совета после поступления указанных документов обязан их рассмотреть, при необходимости согласовать изменения и подписать разделительный акт или акт о закреплении либо принять мотивированный отказ в случае, если основания для возникновения права собственности у регионального отделения (организации) на указанное им имущество отсутствуют. В случае если в ходе проверки представленных документов будет установлено, что на приобретение либо создание имущества регионального отделения (организации) частично использованы средства Общества, то оформление имущества осуществляется с учетом выделения долей или проведения компенсационных выплат в Целевой фонд на пополнение имущества Общества.

9.7. Имущество, находящееся в собственности Общества на 1 января 2006г, право собственности на которое в срок до 01 июля 2008 г. не будет зафиксировано за региональными отделениями (организациями), является собственностью Общества в целом.