Право собственности общественных объединений (организаций). Собственность общественных организаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Общее положение об общественных объединениях

1.1 Понятие общественного объединения

1.2 Организационно- правовые формы общественных объединений

1.3 Собственность общественного объединения

1.4 Источники формирования имущества общественного объединения

2. Субъекты права собственности общественных объединений в различных организационно-правовых формах

2.1 Субъекты права собственности в общественных организациях

2.2 Субъекты права собственности в общественных движениях

2.3 Субъекты права собственности в общественном фонде

2.4 Управление имуществом в общественных учреждениях

2.5 Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности

2.6 Имущество политической партии

3. Права собственности при реорганизации общественного объединения

4. Права собственности при ликвидации общественного объединения

Заключение

Приложения

Введение

Тема курсовой работы право собственности общественных объединений по федеральному законодательству является важным вопросом в изучении курса «Гражданское право» в связи с тем, что право собственности один из центральных институтов гражданского права любой общественно-экономической формации.

Актуальность данной темы обусловлена тем что одним из главных условий перехода к рыночной экономики является многообразие форм собственности (в соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»), поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов, связанных с правом собственности общественных объединений и его значением в РФ.

Цель курсовой работы дать характеристику права собственности общественных объединений, раскрыть его содержание и значение по федеральному законодательству.

В задачу данной курсовой работы входит с помощью первоисточников, учебной и научной литературы последовательно рассмотреть основные аспекты права собственности общественных объединений и проблемные моменты данной темы.

В курсовой работе раскрываются общие положения общественных объединений по федеральному законодательству, путем анализа их организационно-правовых форм с целью изучения каждого субъекта права собственности общественных объединений.

В данной курсовой работе используются следующий правовые источники: Конституция Российской Федерации 1993 года, Гражданский кодекс РФ (часть 1 раздел 2), ФЗ « Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, ФЗ «О некоммерческих организациях» №7-ФЗ, ФЗ « О политических партиях» № 95-ФЗ.

1. Общее положение об общественных объединениях

1.1 Понятие общественного объединения

Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, собственность общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

Основной нормативный акт, регулирующий правовое положение общественных объединений - это Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". Действие этого Федерального закона (далее Закон) распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

В статье 5 Закона закреплено понятие общественных объединений: под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности (статья 6 Закона).

1.2 Организационно-правовые формы общественных объединений

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм (статья 7 Закона) (см. Приложение 1):

3 общественная организация;

3 общественное движение;

3 общественный фонд;

3 общественное учреждение;

3 орган общественной самодеятельности;

3 политическая партия

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (статья 8 Закона);

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (статья 9 Закона);

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах (статья 10 Закона);

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения (статья 11 Закона);

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания (статья 12 Закона);

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (статья 3 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).

1.3 Собственность общественного объединения

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе (статья 30 Закона).

В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями (статья 30 Закона).

Законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности общественного объединения (статья 30 Закона).

Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления (статья 30 Закона).

Собственность общественного объединения охраняется законом (статья 30 Закона).

1.4 Источники формирования имущества общественного объединения

В силу правил статьи 31 Закона имущество общественного объединения формируется на основе:

3 вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом;

3 добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

3 доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения;

3 гражданско-правовых сделок;

3 внешнеэкономической деятельности общественного объединения;

3 других не запрещенных законом поступлений

Политические общественные объединения и движения, уставы которых предусматривают участие в выборах, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан (статья 31 Закона).

собственность право общественный имущество

2. Субъекты права собственности общественных объединений в различных организационно-правовых формах

Круг субъектов права собственности общественных объединений достаточно широк: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности, политические партии. Субъектами права собственности могут выступать не все общественные объединения, а лишь прошедшие государственную регистрацию и обладающие статусом юридического лица (см. Приложение 2). Это положение находит отражение в виде общего правила в п.4 ст.213 ГК РФ. Именно юридические лица, а не их руководящие органы, являются субъектами права собственности в общественных объединениях не имеющих членства, таких как: общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности. Гражданское право. часть первая: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. - М.: Юристъ, 2007.-719с.

Правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом общественные объединения вправе использовать только для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами п.4 ст.213 ГК РФ. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1.Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. -М.: Издательство БЕК,1994-384с.

2.1 Субъекты права собственности в общественных организациях

Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего общественной организации (статья 32 Закона).

В общественных организациях, структурные подразделения (отделения) которых осуществляют свою деятельность на основе единого устава данных организаций, собственниками имущества являются общественные организации в целом. Структурные подразделения (отделения) указанных общественных организаций имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками (статья 32 Закона).

2.2 Субъекты права собственности в общественных движениях

От имени общественных движений права собственника имущества, поступающего в общественные движения, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных движений (статья 33 Закона).

2.3 Субъекты права собственности в общественном фонде

От имени общественных фондов права собственника имущества, поступающего в общественные фонды, а также созданного и (или) приобретенного ими за счет собственных средств, осуществляют их постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставах этих общественных фондов (статья 34 Закона).

2.4 Управление имуществом в общественных учреждениях

Если общественное объединение образовано в форме общественного учреждения, то имущество может поступать к нему в оперативное управление и в самостоятельное распоряжение. По общему правилу общественные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Так, общественные учреждения, созданные и финансируемые собственником (собственниками), в отношении имущества, закрепленного за ними учредителем, осуществляет вещное право оперативного управления, а не право собственности Гражданское право. Часть первая. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.Н.Толстого - М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001-632с.

Общественные учреждения, являющиеся юридическими лицами и владеющие имуществом на праве оперативного управления, могут быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества (статья 35 Закона).

Общественные учреждения получают имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении указанного имущества общественные учреждения осуществляют права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с их уставными целями (статья 35 Закона).

Учредитель (учредители) - собственник (собственники) имущества, переданного общественным учреждениям, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (статья 35 Закона).

При переходе права собственности на имущество, закрепленное за общественными учреждениями, к другому лицу данные учреждения сохраняют право оперативного управления указанным имуществом. Общественные учреждения не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ними имуществом и имуществом, приобретенным за счет денежных средств, выделенных им по смете, без письменного разрешения собственника (статья 35 Закона).

Если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений и учитываются на отдельном балансе (статья 35 Закона).

2.5 Субъекты права собственности в органах общественной самодеятельности

Субъектами права собственности в органах общественной самодеятельности являются сами органы общественной самодеятельности, за которыми после их государственной регистрации закрепляются права юридического лица. Органы общественной самодеятельности могут быть собственниками имущества, созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами (статья 36 Закона).

2.6 Имущество политической партии

В собственности политической партии может находиться любое имущество, необходимое для обеспечения ее деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» и уставом политической партии. Собственником имущества политической партии, в том числе имущества ее региональных отделений и иных структурных подразделений, является политическая партия в целом. Члены политической партии не имеют прав в отношении имущества политической партии. Региональные отделения и иные структурные подразделения с правами юридического лица, политической партии обладают правом оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственником, имеют самостоятельный баланс или смету (статья 28 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).

Имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии (статья 28 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).

Региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения политической партии отвечают по своим обязательствам находящимся в их распоряжении имуществом. При недостаточности указанного имущества субсидиарную ответственность по обязательствам регионального отделения или иного зарегистрированного структурного подразделения политической партии несет политическая партия (статья 28 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»).

3. Право собственности при реорганизации общественного объединения

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания (статья 25 Закона).

В силу правил п.2 статьи 16 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация» реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Имущество общественного объединения, являющегося юридическим лицом, переходит после его реорганизации к вновь возникшим юридическим лицам в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 25 Закона).

4. Право собственности при ликвидации общественного объединения

Ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения либо по решению суда (статья 26 Закона).

Поскольку общественные объединения относятся к юридическим лицам, на имущество которых их участники не имеют имущественных прав (п.3 ст. 48 ГК РФ), при ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется на цели, в интересах которых она была создана и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества в соответствии с учредительными документами организации не представляется возможным, оно обращается в доход государства (п. 4 ст. 213 ГК РФ, ст.20 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организация») Гражданское право. В 2-х томах. Том 1.Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. -М.: Издательство БЕК,1994-384с.

Заключение

Курсовое исследование завершено, можно высказать несколько позиций, исходя из цели и задачи курсовой работы:

Во-первых, общественные объединения относятся к некоммерческим организациям, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками либо членами.

Во-вторых, наличие обособленного имущества - один из непременных признаков существования юридического лица как субъекта права. Но не всегда имущество принадлежит юридическому лицу на праве собственности, так например, имущество общественного объединения в организационно-правовой форме общественного учреждения может находиться в оперативном управлении (ст. 296 ГК РФ). Для большинства же организационно-правовых форм общественных объединений характерно их участие в правоотношениях именно как собственников принадлежащего им имущества.

В-третьих, собственность юридических лиц, наряду с собственностью граждан, относится к частной форме собственности.

В-четвертых, Общественные объединения как разновидность некоммерческих организации, наделенные правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, что прямо подчеркивается в п. 4 ст. 213 ГК РФ общественные объединения являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Гражданское право. часть первая: Учебник / Отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. - М.: Юристъ, 2007.-719с.

В-пятых, объектами права собственности общественного объединения могут быть лишь те виды имущества, которые необходимы ему для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе. Гражданское право. В 2-х томах. Том 1.Учебник / Под ред. Е.А.Суханова. -М.: Издательство БЕК,1994-384с.

Приложение 1

Место общественных объединений в системе некоммерческих организаций

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Пиляева В.В.

Гражданское право: Учебник: Части общая и особенная.- М.: ТК Велби, 2004.- 800 с.

Приложение 2

Федеральный Закон Российской Федерации

О некоммерческих организациях (извлечение)

от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в редакции ФЗ от 26.11.1998 № 174-ФЗ; 29.12.2010 № 437-ФЗ)

Глава 1. Общее положение

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История развития общественных объединений в России и их правовой регламентации. Понятие, организационно-правовые формы и виды, порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Права, обязанности и ответственность объединений.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Способы возникновения права собственности. Содержание права общей долевой собственности. Основания приобретения, прекращения права собственности. Объекты права собственности юридического лица. Защита права собственности. Расчеты при возврате имущества.

    презентация , добавлен 14.02.2012

    Субъекты и объекты права частной собственности. Ограничения, допустимые в отношении объектов права собственности граждан и юридических лиц. Принцип раздельности имущества, относящегося к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Понятие права собственности его содержание и формы. Субъекты, объекты и возникновение права собственности. Система гражданско-правовых способов защиты права собственности. Анализ судебной практики по делам, связанным с защитой права собственности.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2008

    Разграничение понятий "собственность" и "право собственности". Содержание права собственности. Отношения между людьми по поводу имущества. Производные способы приобретения права собственности. Момент возникновения права собственности по договору.

    курсовая работа , добавлен 30.12.2014

    Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы. Порядок создания, реорганизации и ликвидации общественных объединений. Общая характеристика правового регулирования общественных объединений, значение международных документов.

    курсовая работа , добавлен 30.05.2014

    курсовая работа , добавлен 03.12.2008

    Общие положения о праве собственности. Изучение порядка прекращения права собственности у отчуждателя и возникновения права собственности у приобретателя. Средства защиты права собственности. Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2010

    Классификация оснований приобретения права собственности. Приобретение права собственности на вновь изготовленную вещь, бесхозяйственное имущество, безнадзорных животных. Приобретение права собственности по договору. Наследование имущества по завещанию.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2009

    Понятие преступления против собственности. Частная, государственная и муниципальная собственность, собственность общественных объединений. Уничтожение и повреждение имущества. Ответственность за корыстные и некорыстные преступления против собственности.

Часть I. Собственность общественных организаций (объединений)

Предпринимательская деятельность общественных объединений

Часть II. Право собственности религиозных объединений

Понятие религиозных объединений

Право собственности религиозных организаций

Деятельность религиозных организаций

Часть III. Право собственности благотворительных организаций

Понятие благотворительных организаций

Учредители благотворительной организации

Имущество благотворительной организации

Источники формирования имущества благотворительной организации

Деятельность благотворительной организации

Объединение права собственности общественных организаций (объединений), религиозных организаций, благотворительных организаций в одну классификационную группу объясняется тем, что в правовом режиме их имущества очень много общего.

Прежде всего, следует отметить, что законодатель в Гражданском кодексе РФ (в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР "О собственности в РСФСР") более не выделяет собственность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в качестве самостоятельной разновидности формы собственности, рассматривая ее как частную форму собственности.

Перечисленные юридические лица относятся к таким, на имущество которых их учредители (участники) не имеют ни вещных, ни обязательственных прав. Права на имущество, переданное участниками (учредителями) в собственность такой организации, утрачиваются ими (п.3 ст.48, п.4 ст.213 ГКРФ). Они созданы для удовлетворения нематериальных потребностей граждан и (или) юридических лиц и могут использовать приобретенное ими имущество лишь для достижения целей, предусмотренных в их учредительных документах.

Часть I . Собственность общественных объединений (организаций)

Понятие общественных объединений

Основной нормативный акт, регулирующий правовое положение общественных объединений - это Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.). Действие этого Федерального закона (далее просто Закон) распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

В статье 5 Закона закреплено понятие общественных объединений: под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредители, члены и участники общественного объединения

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности. (статья 6 Закона).

Собственность общественного объединения. Управление имуществом общественного объединения

Собственность общественного объединения (объект права собственности общественного объединения) (ст.30 Закона)

Общественное объединение, являющееся юридическим лицом, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе.

В собственности общественного объединения могут также находиться учреждения, издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.

Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами Российской Федерации не могут находиться в собственности общественного объединения.

Общественные фонды могут осуществлять свою деятельность на основе доверительного управления.

Собственность общественного объединения охраняется законом.

Источники формирования имущества общественного объединения

Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений. (ст.31 Закона)

Политические общественные объединения и движения, уставы которых предусматривают участие в выборах, не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан. (ст.31 Закона)

Субъекты права собственности общественных организаций (объединений)

Круг субъектов права собственности общественных организаций (объединений) достаточно широк. В него входят: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности. О каждом из них следует сказать отдельно.

1.Общественная организация (Ст.8 Закона).

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.


Право собственности общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных организаций, объединений юридических лиц

Объединение указанных субъектов в одну классификационную группу объясняется тем, что в правовом режиме их имущества очень много общего. Прежде всего следует отметить, что законодатель в Гражданском кодексе РФ (в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР о собственности в РСФСР) более не выделяет собственность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в качестве самостоятельной разновидности формы собственности, рассматривая ее (подобно собственности объединений юридических лиц) как частную форму собственности. Затем, перечисленные юридические лица относятся к таким, на имущество которых их учредители (участники) не имеют ни вещных, ни обязательственных прав. Права на имущество, переданное учредителями (участниками) в собственность такой организации, утрачиваются ими п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК.. Далее, они созданы для удовлетворения нематериальных потребностей граждан и (или) юридических лиц и могут использовать приобретенное ими имущество лишь для достижения целей, предусмотренных в их учредительных документах.

Круг субъектов права собственности общественных организаций (объединений) достаточно широк: это общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности2. Общественные объединения существуют в виде как простых, однозвенных структур, так и многозвенных (профсоюзы, политические партии, спортивные организации). Общественные объединения вправе регистрироваться в органах юстиции и приобретать права юридического лица.

Однако, Гражданский кодекс РФ, признавая что общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, являющиеся юридическими лицами, выступают собственниками приобретенного ими имущества, не решил вопрос о субъекте права собственности многозвенных организаций. Применительно к многозвенным общественным организациям вопрос о субъекте права собственности решен в ст. 32 Закона РФ «Об общественных объединениях». Согласно названной правовой норме в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации в целом, является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества. Названное положение означает, что все звенья таких общественных организаций, признаваемые юридическими лицами, относятся к субъектам права собственности в отношении имущества, переданного им в качестве взносов и приобретенного ими по иным основаниям. В общественных организациях, имеющих структурные подразделения, осуществляющие свою деятельность на основе единого устава данной организации, собственниками имущества являются общественные организации в целом.

Именно юридические лица, а не их руководящие органы, являются субъектами права собственности и в общественных объединениях, не имеющих членства, таких как: общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности Статья 33--35 Закона РФ «Об общественных объединениях»..

Если же общественное объединение образовано в форме общественного учреждения, то имущество может поступать к нему в оперативное управление и в самостоятельное распоряжение. По общему правилу общественные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества осуществляют право оперативного управления п. 1 ст. 296 ГК..

Однако, если в соответствии с учредительными документами общественным учреждениям предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение общественных учреждений п. 2 ст. 298 ГК..

Основаниями приобретения права собственности общественных объединений являются: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, поступления от лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий, от сделок по купле-продаже, мене, дарению, от предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом источников.

Политические партии, политические движения и общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах (например, профсоюзы), не вправе получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан на деятельность, связанную с подготовкой и проведением выборов.

В качестве объекта права собственности общественного объединения выступает лишь имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в его уставе. Положение о целевом характере имущества, принадлежащего общественным объединениям на праве собственности, закреплено в виде общего правила в ст. 30 Закона «Об общественных объединениях». Согласно данной норме права это могут быть земельные участки, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, транспорт, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, ценные бумаги и иное имущество. Федеральным законом могут устанавливаться виды имущества, которые по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными договорами не могут находиться в собственности общественного объединения. Прежде всего это объекты, изъятые из оборота или ограниченные в обороте.

Государственные и муниципальные некоммерческие организации

Рыночная ориентация экономики не означает отмены государственной собственности. Ныне эта форма собственности существует во всех развитых странах с рыночной экономикой.

В некоммерческом секторе на базе государственной формы собственности создаются и действуют федеральные и региональные некоммерческие организации (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Виды государственных и муниципальных некоммерческих организаций

К федеральным некоммерческим организациям относятся государственные организации, имущество которых принадлежит на праве собственности Федерации в целом. Это могут быть крупнейшие образовательные, научные, медицинские, культурные, информационные центры, библиотеки, музеи, органы государственного управления, государственные корпорации и др. Имущество таких некоммерческих организаций формируется за счет средств федерального бюджета.

Региональные некоммерческие организации объединяют государственные организации, имущество которых на праве собственности принадлежит субъектам Федерации. К таким некоммерческим организациям можно отнести региональные вузы, театры, медицинские центры и т.д.

В ряде стран в качестве одной из форм государственной собственности рассматривается муниципальная (коммунальная) собственность. В России муниципальная собственность на законодательном уровне характеризуется как самостоятельная форма собственности. На ее основе функционируют муниципальные некоммерческие организации (см. рис. 4.3).

Муниципальные некоммерческие организации – это организации, имущество которых принадлежит на праве собственности городским и сельским поселениям. Они включают общеобразовательные школы, поликлиники, детские сады и др.

В условиях рыночной экономики, характеризующейся многообразием форм хозяйствования, государство освобождается от несвойственной ему задачи удовлетворять весь спектр совокупного спроса. Оно занимается тем, без чего обществу жить нельзя и чего избегает частный сектор экономики.

В рыночной экономике одной из функций государства является предоставление в равном количестве общественных благ каждому члену общества, возможном в данный момент времени и без которого дальнейшее экономическое и социальное развитие общества затруднительно. Таким образом, государство обеспечивает поддержание определенных минимальных стандартов потребления общественных благ. Оно действует в целях создания необходимых предпосылок для эффективного социально-экономического развития общества. Решение этих проблем основывается на соответствующих принципах хозяйствования и управления.

Деятельность государства имеет свои преимущества и недостатки в сфере создания и реализации общественных благ. К первым относится централизованное регулирование процесса их производства и распределения путем выделения необходимых ресурсов. Этим создаются предпосылки равных возможностей в сфере потребления общественных благ. Ко вторым относится неизбежная ограниченность средств, направляемых государством на создание общественных благ, особенно в период перехода к рынку, отсутствие экономических стимулов для эффективной работы, бюрократический стиль управления. Все это обусловливает возможность удовлетворения только тех общественных потребностей, которые имеют массовый и наиболее острый спрос. Это приводит к тому, что в условиях роста диверсификации потребностей спрос на общественные блага, превышающий массовый уровень их потребления, остается неудовлетворенным.

Потребители, чей спрос на общественные блага превышает массовый уровень потребления, могут удовлетворить его посредством частных структур, в том числе негосударственных некоммерческих организаций.

Негосударственные некоммерческие организации

Негосударственная собственность составляет фундамент современной рыночной экономики. Собственники объектов негосударственной собственности самостоятельно принимают основные экономические решения, обладают полной экономической свободой.

Субъектами негосударственной собственности в некоммерческом секторе являются граждане и (или) юридические лица. Объектом негосударственной собственности может быть любое имущество. В условиях рыночной экономики верхний предел негосударственной собственности количественно не может быть ограничен.

Негосударственные некоммерческие организации могут создаваться в виде образовательных, медицинских, научных, культурных, благотворительных и иных организаций. Основу их функционирования может составлять индивидуальная или коллективная собственность. В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе индивидуальной собственности, право собственности на имущество принадлежит одному лицу. Это могут быть благотворительные и иные некоммерческие фонды, автономные некоммерческие организации и др. Как правило, такие некоммерческие организации достаточно легко учредить, их собственники обладают значительной свободой действий. В то же время им присущи и некоторые недостатки: ограниченность финансовых средств и др.

В негосударственных некоммерческих организациях, действующих на основе коллективной собственности, право собственности принадлежит группе лиц. К таким организациям относятся политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда, религиозные организации, ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства и др.

Одним из видов коллективной собственности является кооперативная собственность. Под ней понимается собственность лиц, объединивших свои средства для ведения совместной деятельности. Эта форма собственности характерна для потребительских, жилищно-строительных, гаражно-строительных кооперативов и др.

Для негосударственных некоммерческих организаций характерны следующие признаки:

Добровольность образования;

Гибкая система управления;

Инновационный характер развития;

Экономия издержек производства при высоком качестве конечных результатов деятельности;

Эффективное использование возможной прибыли.

В зарубежной экономической и юридической литературе часто при характеристике негосударственных некоммерческих организаций используется термин «третий сектор». Он указывает, что негосударственный некоммерческий сектор – особый сектор экономики, отличающийся от частного коммерческого и государственного секторов экономики. Данный термин все более активно используется российскими исследователями.

Главной причиной становления и развития негосударственных некоммерческих организаций в рыночной экономике является ограниченность ресурсов государства, его неспособность удовлетворять постоянно растущую диверсификацию потребностей членов общества. К тому же в ряде случаев эти организации функционируют более эффективно по сравнению с такими же государственными структурами. Этому способствует присущая им гибкая система управления, возможность быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям, определенная независимость от решений вышестоящих государственных организаций и др.

Негосударственные некоммерческие организации действуют в общественных интересах, обеспечивают доступ к общечеловеческим ценностям, отстаивают принцип плюрализма и равных возможностей для всех членов общества.

В современной рыночной экономике, в условиях роста персонализации спроса на негосударственные некоммерческие структуры возлагаются функции, которые ранее традиционно выполнялись государством. Это становится возможным вследствие особого функционального назначения такого рода организаций в рыночной экономике, специфики использования их прибыли. В результате некоммерческие организации, являясь негосударственными, удовлетворяют прежде всего потребности в общественных благах. Они выражают интересы не только личные, но и общества в целом. В то же время в процессе функционирования они в большей мере, чем государственные организации, следуют законам рынка. Это выражается в быстрой реакции на спрос, намерении предоставлять качественную продукцию, снижать издержки производства, вести активную разработку новых направлений деятельности и проч.

Функционирование негосударственных некоммерческих организаций направлено не на замену создаваемых частным бизнесом и государством экономических благ, а напротив, на расширение структуры общественных потребностей, создание возможностей для дополнительного альтернативного предоставления экономических благ потребителям. С этой точки зрения негосударственные некоммерческие организации способствуют усилению конкуренции между различными секторами экономики, что положительно сказывается на социально-экономическом развитии общества.

Потребителями благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, являются физические и юридические лица, которые не могут реализовать потребности в общественных благах, превышающих массовый спрос, общие интересы, проекты, идеи за счет государства или бизнеса, получить от государства более высокий уровень социальной защищенности. Их экономическое поведение отличается от типичных типов поведения «потребители – покупатели», ориентирующихся на рыночные сигналы, и «потребители – клиенты» государственного сектора, получающих экономические блага бесплатно или по льготным ценам. По сравнению с последними потребители благ, создаваемых негосударственными некоммерческими организациями, больше заинтересованы в конечных результатах деятельности.

Наблюдаются рост количества и усиление роли негосударственных некоммерческих организаций во многих развивающихся странах Африки, Латинской Америки, постсоциалистических странах (Венгрия, Польша, Болгария).

В России негосударственные некоммерческие организации возникли уже на рубеже XVIII–XIX вв. Наибольшее же их развитие приходится на конец XIX – начало XX в. Второе свое рождение они отсчитывают с 1987-1990 гг. Особенно быстрый рост количества негосударственных некоммерческих организаций наблюдается в России с 1992 г. Таким образом, нынешний этап развития негосударственных некоммерческих организаций в нашей стране представляет в значительной мере возрождение былых российских традиций.

Необходимо отметить, что темпы развития негосударственных некоммерческих организаций несколько замедлились после кризиса в августе 1998 г. Это обусловливается недостаточностью финансовых средств у негосударственных некоммерческих организаций, а также у предприятий, организаций, участвующих в их финансировании.

Практика показывает, что для стран, переходящих к рынку, функционирование негосударственных некоммерческих организаций является более важным, чем для развитых стран с рыночной экономикой. Это объясняется неразвитостью рыночных отношений, крайней ограниченностью ресурсов государства, сложностью решения социально-экономических вопросов в переходный период. В результате в этих странах негосударственным некоммерческим организациям приходится частично решать задачи, традиционно относящиеся к государству в условиях рыночной экономики.

В большинстве стран с переходной экономикой формирование и развитие негосударственных некоммерческих организаций происходит в неблагоприятных экономических условиях: нестабильное положение потенциальных доноров; несовершенная налоговая система; отсутствие государственной программы развития и поддержки некоммерческого сектора в целом, а также законодательства, регулирующего его деятельность, и др. Все это вынуждает негосударственные некоммерческие организации частично использовать несвойственные им методы и принципы хозяйствования, иметь иную, чем в развитых странах с рыночной экономикой, структуру источников финансирования.

Иностранные некоммерческие организации

Во многих странах с рыночной экономикой активными участниками некоммерческого сектора являются иностранные некоммерческие организации. Иностранная некоммерческая организация организация, имущество которой принадлежит на праве собственности иностранному лицу: международной некоммерческой организации, организации иностранного государства, иностранному юридическому лицу, иностранному гражданину, лицу без гражданства. В Российской Федерации к иностранным некоммерческим организациям в соответствии с Общероссийским классификатором форм собственности также относятся организации, имущество которых принадлежит на праве собственности российским гражданам, имеющим постоянное местожительство за границей.

Смешанные и совместные некоммерческие организации

Активное участие в социально-экономическом развитии общества играют смешанные и совместные некоммерческие организации. Смешанная некоммерческая организация – это организация, основанная на сочетании различных форм собственности без участия иностранной собственности. Совместная некоммерческая организация функционирует на основе различных форм собственности, включая иностранную собственность.

В условиях рыночной экономики многообразие форм собственности в некоммерческом секторе позволяет более эффективно использовать преимущества той или иной ее формы и в то же время корректировать возможные отрицательные социально-экономические последствия.