Правовое государство кто разработал и почему. Рейтинг правовых государств. «Закон превыше всего»

  1. классификация государств по их отношению к праву
  2. особенности правового государства
  3. правовое государство и гражданское общество
  4. построение правового государства в Казахстане
  1. Классификация государств по их отношению к праву

Чтобы разобраться в огромном множестве государств, которые существовали в прошлом и существуют в настоящее время, их классифицируют по разным основаниям. Особый интерес представляет классификация на этатические и правовые государства. В её основу положены отношение государства к праву, а также место права в системе используемых форм и методов государственного управления обществом.

Этатические государства характеризуются тем, что во всей их деятельности преобладают формы и методы жесткого распорядительства и императивных предписаний, рассчитанных на обязательное и беспрекословное подчинение и исполнение всеми гражданами и иными субъектами общественных отношений. Положение личности и др. субъектов общественных отношений зависит не только от четких и стабильных предписаний закона, сколько от субъективного усмотрения государственных органов и должностных лиц, с которыми они сталкиваются повседневно.

Правовые государства исходят из идеи приоритетности права в государственном управлении и потому отдают предпочтение правовым нормам и методам, учитывающим не только намерение официальных органов и должностных лиц, но и необходимость обеспечения и гарантирования прав, свобод и интересов граждан и др. субъектов общественных отношений.

К этатическим государствам относятся все разновидности тоталитарных и авторитарных режимов. Правовыми являются цивилизованные и высокоразвитые государства Запада и Востока. Прежнее государство, в состав которого на правах союзных республики входил Казахстан, был типичным примером неправового, этатического государства. В нем конституция, законы и иные нормативно-правовые акты не занимали подобающего им места, уступая по всей значимости актам партийных органов, преобладали командно-приказные методы управления. Возникновение правовых государств явилось закономерным следствием длительной эволюции государственно-правовых процессов. Этому предшествовало теоретическое осмысление преимуществ правовых форм государственного управления над командно-административными и полицейско-приказными.

Теоретические истоки правового государства уходят корнями в прошлое. Уже передовые мыслители древности (Платон, Аристотель) высказывали мнение о том, что конструкция государства не может быть прочной, устойчивой и надежной без учета огромной позитивной роли права. Можно утверждать, что отныне число правовых государств в мире будет расти за счет уменьшения числа этатических государств.

В целом же процесс не обратим.
  1. Особенности правового государства.

А) В правом государстве весь механизм власти и каждый орган, каждое должностное лицо в отдельности в своей деятельности связаны правовыми принципами и предписаниями, сообразуют с ними всю свою деятельность. Правовые нормы обязательны не только для населения, но и для государственных органов и должностных лиц.

Б) правовое государство не допускает большого разрыва между правом и законом, который характерен для этатического государства. В нем все нормативные акты государственных органов по своему содержанию и направленности, процедуре принятия и оформления, особенностями введения в действие, характеру применения, реализации и охраны от нарушений отвечают высоким критериям права.

В) Правовое государство не ограничивается принятием и провозглашением нормативных предписаний. Оно уделяет большое внимание обеспечению того, чтобы они в обязательном порядке претворялись в жизнь, чтобы они реально направляли действия и поступки всех физических и юридических лиц, государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. В правовом государстве каждый субъект общественных отношений убежден, что действующие нормативные акты государственных органов надо обязательно выполнять, поскольку это способствует созданию особой обстановки незыблемости порядка и препятствует распространению юридического нигилизма в обществе и пренебрежительного отношения людей к праву.

Г) Предметом особой заботы правового государства является соблюдение субординации действия нормативных актов государства. Место каждого акта в этой системе зависит от его юридической силы. Вершиной этой системы источников права является конституция, обладающая высшей юридической силой.

Д) В правовом государстве провозглашается и реализуется принцип разделения власти. В соответствии с ним в рамках единой государственной власти обеспечивается её дифференциация на три относительно самостоятельные и независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимодействуют друг с другом с исполнением системы сдержек и противовесов.

Е) В правовом государстве осуществляются меры по установлению оптимального соотношения между внутренним законодательством страны общепризнанными принципами и нормами международного права.

Ж) В случае обнаружения нарушений правопорядка незамедлительно вводится в действие механизм правового реагирования и правовой защиты, в котором первостепенную роль играет суд. Этот механизм решает в комплексе задачи пресечения начатого нарушения, восстановления нарушенного права, обеспечения компенсации за причиненный вред, наказания виновных, предупреждения новых нарушений, привития гражданам и иным субъектам общественных отношений сознания того, что все предписания государства должны обязательно выполняется без каких-либо исключений и изъятий.

З) Статус личности и др. субъектов общественных отношений в правовом государстве отличается тем, что, во-первых, предусматривает широкий комплекс прави свобод, достаточный для обеспечения им нормальной жизнедеятельности и успешного решения стоящих перед ними задач; во-вторых, в неразрывном единстве с правами включает в себя соразмерную с ними и адекватную им систему обязанностей; в-третьих, подкреплен реальными юридическими гарантиями обязательного претворения их в жизнь.

Совокупное действие вышеуказанных признаков приводит к тому, что в обществе и государстве утверждаются господство права, его верховенство, приоритет, доминирующее положение. Итак, правовым следует считать государство, которое отдает несомненный приоритет правовым ценностям, заботиться об их высоком авторитете как среди населения, так и среди работников государственного аппарата, во всей своей деятельности связано правом, действует в пределах требований закона, не допускает нарушений прав и свобод граждан.

  1. Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство и гражданское общество непосредственно решают разные, хотя и близкие друг другу задачи. Если государство закрепляет в своих конституционных и законодательных актах правовой статус личности, то гражданское общество обеспечивает ей высокий социальный статус. Социальный статус определяет материальные, организационно-технические возможности, а также присущие каждому обществу преимущества классово-групповых, национально-этнических, социумных связей и отношений.

Гражданское общество в силу своего характера, природы и основных качеств, в силу нацеленности на достижение свободы и справедливости, установление демократии и гуманных отношений облегчает утверждение принципов правового государства.

Существующие три фактора:

в общественном мнении закрепляются и культивируются высокий имидж права, авторитет и непререкаемость юридических институтов, принципов и норм;

создается обстановка, при которой игнорирование и нарушение правовых требований расцениваются как ненормальность, они не вписываются в общественный социальный порядок;

общество вырабатывает определенные социальные и духовные механизмы реализации права, дополняющие собой юридические механизмы: к их числу можно отнести формируемые у людей в условиях гражданского общества такие личностные качества, как нравственный долг, чувство гражданственности, требовательность к себе, самодисциплина, непримиримость к справедливости, социальная активность.

Таким образом, процессы формирования гражданского общества и построения правового государства как бы подталкивает друг друга, взаимно создают один для другого благоприятные условия и предпосылки. Оба эти процесса проходят в общем и целом параллельно, хотя в реальной жизни один из них может на какой-то отрезок времени опережать другой или отставать от него.

  1. Построение правового государства в Казахстане

Обретя государственную независимость и полный государственный суверенитет, Казахстан провозгласил курс на построение гражданского общества и правового государства. За прошедшие годы изменилось политико-правовое содержание основных институтов государственности. В соответствии с Конституцией РК 1995 года парламентско - президентская формаправления преобразована в чисто президентскую. Институт президентства стал главным в государственной системе, он оказывает определяющее воздействие на состояние дел в стране, функционирование всех трех ветвей власти, соблюдение прав и свобод личности.

Иным стал институт законодательной власти. Прежний однопалатный Верховный Совет, на счету которого принятие ряда важных актов (Декларация о государственном суверенитете, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан», Конституция 1993 г., законы о собственности, о гражданстве и т.д.), уступил место двухпалатному Парламенту с видоизмененными функциями.

Под непосредственным руководством Правительства функционирует исполнительная власть, на которую возлагаются практическое осуществление экономической реформы, разработка и осуществление мер по поводу страны из глубокого кризиса, организация выполнения законов, повседневное государственное управление. Претерпела изменения и судебная ветви власти. Общие и арбитражные суды объединены в одну систему, которую ныне возглавляет Верховный Суд. Взамен прежнего Конституционного Суда, просуществовавшего три года (1992-1995 гг.), создан Конституционный Совет. Реорганизуется система правоохранительных органов. Завершается формирование атрибутов государственной независимости Казахстана, действует армия, создана республиканская гвардия, утверждена и используется государственная символика. Республика перешла на национальную валюту.

Вместе с тем следует отметить, что кризисные явления в экономике, во всех сферах государственной и общественной жизни не только не преодолевается, а порой углубляется. Осуществление принципов правового государства и гражданского общества сопряжено с большими трудностями и сопровождается негативными последствиями.

Правовое государство – наше будущее, путь к которому не близок, тернист, охватывает ряд этапов развития и потребует от государственных органов, должностных лиц, общественности, населения серьезных усилий. Необходимость утверждать здоровый тонус государственной и общественной деятельности, поставить заслон на пути коррупции и разложения, бороться с преступностью и злобоупотреблениями, развивать юридические и морально-нравственные основы общества. Немаловажной задачей государства являются преодоление укоренившегося повсеместно юридического нигилизма и пренебрежения к законам со стороны государственных органов и должностных лиц, а также граждан, формирование позитивно настроенного правосознание людей.

Такой комплексный подход позволит ускорить решение задачи построения правового государства и гражданского общества.

Вопросы для повторения:

1) Что такое этатическое государство?

2) Что такое правовое государство?

3) Методы правового государства?

4) Как возникла казахстанская национальная государственность?

5) Была ли на самом деле суверенным государством Казахская советская республика?

6) Каковы основные свойства Конституции РК 1995 года?

7) Какие черты характерны для президентского правления РК?

8) Какие признаки присущи правовому государству?

Правовое государство - это одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью.

Об ограничении государственной власти писали как мыслители прошлого века (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Кант), так и отечественные юристы (Н.М.Коркунов, П. И. Новгородцев, Г.Ф.Шершеневич и др.). После революции концепция правового государства была отвергнута Советской властью. Это привело к трагическим последствиям для сотен тысяч людей, оказало отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие страны, воспитало пренебрежение к нормам закона и человеческой жизни, последствия чего мы до сих пор наблюдаем в современной нам действительности.

В настоящее время учеными-юристами проводятся глубокие научные исследования этой проблемы. Автором одной из наиболее убедительных отечественных концепций современного правового государства является В.А.Четвернин.

Итак, правовое государство - это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующегося общества, т.е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров.

По своей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная и максимальная меры свободы должны определяться реальными возможностями общества и уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.

В качестве признаков правового государства выделяются следующие:

Первый признак - верховенство правовых законов и конституции как основного закона. Это означает, что в правовом государстве конституция должна закреплять минимальную меру свободы индивида в данном обществе и тем самым устанавливать, что ни частному лицу, ни органу государственной власти не может быть дозволено то, что ущемляет минимальную свободу. В конституциях и законах путем запретов общественно вредного поведения должна закрепляться равная максимальная мера свобода всех, исключающая привилегии;

Второй признак - формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, причем, гарантии не только для индивида, но и для объединений, так как зачастую в современном обществе человек удовлетворяет свои интересы и реализует свою свободу, вступая в различные ассоциации;

Третий признак - система институциональных гарантий свободы, самостоятельности и собственности (или институционально-правовой компонент).

Речь идет о необходимости строгого разграничения законодательной, исполнительной и судебной властей в соответствии с их природой и функциями.

В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Правовое государство характеризуется тем, что:

    в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

    основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

    в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство - государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства :

    народный суверенитет;

    верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

    правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Основы для формирования правового государства:

    политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов;

    экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.);

    социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав;

    нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Принципы правового государства:

    верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

    разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

    реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина ;

    взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

    соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;

2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5. важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Принципы и признаки правового государства

В отличие от обычного государства правовое связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определённых границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищённость граждан.

Признаки правового государства является:

1. Суверенитет народа и конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета.

2. Верховенство закона во всех сферах жизни общества («связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определённой иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их).

3. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную(создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти).

4. Взаимная ответственность личности и государства (за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд).

5. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищённость (государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике).

6. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

7. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

8. Преодоление правового нигилизма в массовом сознании.

9. Выработка высокой политико-правовой грамотности.

10. Появление действенной способности противостоять произволу.

10.Разграничение партийных и государственных функций.

11.Установление парламентской системы управления государством.

12.Торжество политико-правового плюрализма.

13.Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в

том числе:

а. Преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества.

б. Отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства.

в. Преодоление декоративности и декларированности юридических норм.

г. Выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Формально-юридические признаки права, как: системность и упорядоченность; нормативность; императивный, чаще государственно-волевой, властный характер; общеобязательность и общедоступность; формальная определённость; проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам; обладание регулятивным характером; всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

Наряду с основными признаками права важное значение для его идентификации имеют принципы права. Они представляют собой основные идеи, исходные положения или ведущие начала процесса его формирования, развития и функционирования. Отражаясь, прежде всего в нормах права, отражают его внутреннее строение, статику, но и процесс его применения, его динамику.

В целях более глубокого изучения и более эффективного применения принципов права используется ряд критериев классификации принципов права и соответственно разделения их на различные группы.

Общие принципы правового государства - это социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность в процессе создания и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей, демократизм.

Межотраслевые правовые принципы охватывают 2 или более отрасли права, преимущественно смежных (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и другое).

Отраслевые принципы распространяются лишь на конкретные отрасли права - конституционное, гражданское, уголовное, земельное, трудовое и др. Соответственно на их основе создаются и реализуются нормы, составляющие только данную отрасль права.

  • Понятие и сущность правового государства.
  • Истоки идей правового государства.
  • Концепции правового государства в теории государства и права.
Конституции ряда современных государств закрепили их характеристику в качестве правовых. Но идея правового государства не является порождением лишь нынешних обществ. В юридической литературе выделяются, как правило, четыре этапа в развитии учения о правовом государстве.
  • К первому этапу относится период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. При этом в теоретических изысканиях еще не высказывались идеи о правовой организации публичной власти.
Мыслители античности неизменно подчеркивали большое значение закона, его незыблемость и верховенство, обязательность как для правителей, так и для населения. Обычно ссылаются на сочинения Платона "Законы", "Государство" и "Политик"; Аристотеля — "Политика", "Этика", а также Цицерона, Полибия и Гераклита, в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка.
Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права.
  • На втором этапе концепцию правового государства разрабатывали представители естественно-правовой теории — Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Монтескье, Дидро.
Классическим выразителем идей правового государства в эпоху буржуазного строя считается английский мыслитель XVII в. Локк. Используя ссылки на естественное право, Локк определил понятие правового закона, его цели — сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей как гарантию против злоупотребления властью, а свободу индивида характеризовал как свободу следовать своему желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от "непостоянной, неопределенной и неизвестной самовластной воли другого человека".
Основоположником теории разделения властей принято считать французского юриста XVIII в. Монтескье. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гражданском обществе. Он полагал, что именно разделение властей, когда власть находится в разных руках и созданы условия для их взаимного сдерживания, способно обеспечить подлинную свободу.
Учения Локка и Монтескье оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции, в том числе на Конституцию США 1787 г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.
  • Третий этап в создании теории правового государства связывают с именами немецких ученых Канта и Гегеля.
Кант говорил, по существу, не о правовом государстве, а правовом обществе. Государство он понимал как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Право у Канта было тесно связано с моралью. И правовые, и моральные нормы имеют один источник — категорический императив: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". По мнению Канта, законы государства требуют от людей сообразовывать проявление свободной воли со свободой других людей. И тогда взаимоотношения в обществе приобретут правовой, упорядоченный характер.
Таким образом, Кант, по существу, создал идеальную теоретическую модель правового государства. В отличие от него Гегель воспринимал идею правового государства как практическую действительность. Правовое государство он определял как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя государство и право. Ценность гегелевских воззрений на государство обычно видят в том, что принудительную сторону государства он не считал главной. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность государственной деятельности, ее нравственное содержание, полезность для общества и людей в целом.
Но, несмотря на обилие работ о правовом государстве немецких ученых, Германия в течение всего XIX в. оставалась полицейским государством.
Автором термина "правовое государство" считается представитель немецкого либерализма Велькер, который впервые его употребил в 1813 г., но ввел этот термин в научный оборот и дал его юридический анализ его единомышленник фон Моль.
  • Четвертый этап в развитии учения о правовом государстве относится к XX в., в него внесли серьезный вклад прогрессивные ученые многих стран, в том числе немецкие правоведы Еллинек, Кельзен, английский позитивист Харт, американские ученые Роулс и Фуллер, Хайек.
Марксистская теория относилась к теории правового государства отрицательно, характеризуя и государство, и право как классовые явления. Что касается советского общества, то официальная идеология отвергала идею правового государства и лишь в период перестройки (80-е годы) началась разработка теории социалистического правового государства.
В Конституции 1993 г. наше государство провозглашено в качестве правового, что следует отнести к программным положениям.
Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. При этом неᴋᴏᴛᴏᴘыᴇ из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство — это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство.
Чаще всего выделяют четыре ключевых признака правового государства : господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей.
Господство, или верховенство, права предполагает:
во-первых, правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;
во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей;
в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т.е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;
в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т.е. непосредственно реализовывались без каких-либо посредующих актов.
Утверждение правовых начал в жизни общества означает устранение его огосударствления. Последнее, как правило, влечет отчуждение общества от государства и стремление решать все дела общества посредством политического аппарата.
Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.
Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.
Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности. В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.
Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду.
Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.
Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.
Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства.
Стоит отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая роль в разработке теории правового государства, одни из них скептически относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как она ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.

Лекция, реферат. Правовое государство - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

Похожие работы:

7.06.2003/реферат

Концепция правового государства. Правосознание и правовая культура. Понятие, свойства и функции правосознания. Классификация видов правосознания и формы его деформации. Структура правосознания. Правовая культура и правовая активность.

30.11.2009/контрольная работа

Понятия правового обычая, нормативного акта, судебного прецедента, договора. Принципы и признаки правового государства. Сущность, восприятие, принципы, механизм и стадии правотворчества. Законотворчество и правообразование, факторы правообразования.

14.11.2010/контрольная работа

Понятие гражданин и гражданское общество, условия его формирования, значение и их взаимоотношения с государством. Особенности признаков и функций гражданского общества. Сущность правового государства, его роль и характеристики основных признаков.

23.11.2010/реферат

Понятие и сущность гражданского общества, его основополагающие принципы. Роль государства: механизмы, объединяющие политическое и неполитическое в обществе. Основные аспекты в идее правового государства, его общие черты. Отношения государства и права.

7.06.2010/реферат

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Что такое правовое государство? Это вопрос, который, наверное, интересует многих наших сограждан, потому что они хотят жить в стране, гарантирующей эффективную защиту их прав и свобод.

Понятие "правовое государство": что оно означает?

Различные мнения по поводу идеи правового государства мы можем встретить в произведениях многих известных юристов и философов. Важно подчеркнуть тот момент, что не существует единого взгляда на идею такого "рая". Все авторы подтверждают важность симбиоза государства и права. Это означает, что не должно быть беззакония. В государстве необходимо понимание необходимости системных действий, но в рамках четко установленных правил поведения. Не должно быть привилегированного положения у определенных групп людей.

Правовое государство - это такая система, в которой все управляющие органы стоят на защите прав и свобод людей, проживающих в конкретной стране.

Три ветви власти

Стоит рассмотреть признаки правового государства. Наверное, главный момент, который характеризует этот тип организации, - принцип разделения властей. Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Роль каждой из этих видов власти отличается.

Законодательные органы принимают нормативно-правовые акты, регулирующие основные сферы деятельности общества. Правительство работает в сфере воплощения правил, отраженных в законах, в жизнь. Основная сфера деятельности исполнительной власти - экономика государства. Суды в системе государственной власти также имеют большое влияние, потому что право и правовое государство гарантируют реализацию и защиту интересов каждого индивидуума в отдельности и общества в целом.

Принцип народного суверенитета

Понятие правового государства подразумевает важную роль народа в управлении страной. Как люди могут реализовать свое право влиять на политику государства? Существует два основных пути участия народа в государственном управлении. Первый способ - это выборы. Каждый гражданин приходит на избирательный участок и отдает свой голос за кандидата (партию), программа которого ему наиболее подходит. Голосование обязательно проходит честно, без подкупа избирателей.

Второй способ реализации народовластия - референдум. В европейских государствах важные политические и общественные вопросы только так и решаются. Сначала народ должен высказать свое мнение, а уж власть к нему обязательно прислушается. С помощью референдума решаются не только вопросы жизни государства в целом, но и конкретной общины (города, села) в частности.

Конституционный суд как орган контроля

Конституция является основным законом любого государства. Это нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу. Законы, постановления, распоряжения принимаются на базе Конституции и с целью реализации, конкретизации отраженных в ней норм.

Конституционный суд - орган, который защищает конституционный порядок в государстве. Основная функция этой инстанции - следить за соответствием норм законов и других нормативных актов положениям, которые закреплены в основном законе государства. Обратиться в Конституционный суд могут депутаты законодательного органа, избранные народом, члены правительства, президент, представители общественности. Хотя их петиции не обязательно принимаются к рассмотрению, если вопрос поднят действительно серьезный, суд обязательно его решит.

Верховенство права как важная гарантия справедливости

Понятие правового государства подразумевает обязательное соблюдение принципа верховенства права. В чем его суть? Во-первых, орган, который не принимал нормативно-правовой акт, не уполномочен его отменять. Исключение - Конституционный суд, который вправе признать недействительным любой акт, не отвечающий нормам основного закона. Во-вторых, любой подзаконный акт или закон не должен противоречить акту, имеющему более высокую юридическую силу.

Правовое государство и общество: порядок взаимодействия

Гражданское общество существует в рамках существующей правовой системы. Жизнь общества и государства сейчас взаимосвязана. Как это проявляется? Правовое государство - это тот институт, который издает определенный закон, обязательный для исполнения обществом. Тот, кто создал закон, не может его сам нарушить. Логично? Да! Нарушить нормы законов могут только представители общества. Соответственно, нарушители, если их вина будет доказана в суде, понесут ответственность в рамках уголовного, гражданского или административного законодательства.

Общество также может выдвигать свои требования в адрес государства. Формы проявления этих требований могут быть разными:

  • обращения представителей общественных организаций в адрес органов власти;
  • демонстрации, революции;
  • референдум по народной инициативе;
  • деятельность политических партий.

Принцип ответственности государства и личности

Рассматривая признаки правового государства, нельзя забывать о том, что не только люди несут ответственность перед государством за совершение виновных деяний, но и власть должна отвечать перед человеком. Например, государство взяло обязанность выплачивать человеку ежемесячно пенсию, потому что он всю жизнь отработал на государство, приносил ему пользу. Некоторое время пенсия выплачивалась без проблем, а потом начались сбои. Конечно, это может быть только вследствие проблем с финансами в стране, но факт невыполнения обязательств в таком случае налицо. Правовое государство и общество обязательно взаимодействуют.

Исполнение закрепленных в законах прав человека

Основные права и свободы человека обычно закрепляются в Конституции государства. Правовое государство - это тот институт, в котором четко гарантируется реальность всех прав человека. Ничего не будет угрожать его жизни, он получит необходимые ему финансовые ресурсы. В случае нарушений своих прав со стороны государственного аппарата или других лиц личность будет уверена в том, что сможет отстоять свои интересы через суд.

Истинно правовое государство - это такая единица, которую создать не так уж и легко. Дело в том, что полное исполнение всех законов возможно только в том обществе, которое достигло высокого уровня правовой культуры. Как проявляется уровень такой культуры? Граждане знают все основные законы; имеют высокий уровень доверия к правоохранительным органам; люди доверяют праву, законам, и уверены, что только соблюдая нормы права, можно достичь положительных результатов в жизни общества.

Гражданское и правовое государство будет успешным только при условии высокой правовой культуры населения.