Представительный орган города правомочен после избрания. Представительный орган муниципального образования, полномочия, структура представительного органа муниципального образования. Организационно-правовые формы деятельности представительного органа муни

Эффективное функционирование правовой системы, установленной в стране, обеспечивают Представительные, исполнительные, судебные институты осуществляют принятие и реализацию нормативных актов. Также они формируют условия для надлежащей охраны прав и защиты интересов граждан. По мнению многих исследователей, приоритетное значение в системе имеют законодательные (представительные) органы. Такая позиция обусловлена тем, что именно эти институты облекают в нормы главные направления внешней и внутренней политики, обеспечивая верховенство правовых положений в обществе. Рассмотрим далее, какие существуют представительные органы в стране, каковы их задачи и порядок формирования.

Общие сведения

Принцип разделения власти на три направления был закреплен в Конституции, принятой в 1993 году. Его суть заключается в том, что каждой ветви отводятся определенные вопросы, устанавливаются рамки компетенции, в пределах которых она может их решать. Так, в частности, разрешение споров, признание неконституционности тех или иных правовых документов, вынесение приговоров осуществляют судебные Представительные институты разрабатывают и принимают нормативные акты, утверждают бюджет и так далее. Эти вопросы находятся в ведении Федерального Собрания и региональных структур.

Парламент

Он выступает в качестве Высшего нормотворческого института в стране. В Федеральное Собрание входят: Госдума РФ и Совет Федерации. Первая структура осуществляет разработку, обсуждение и принятие норм. В некоторых случаях правовой документ изучается в Совете Федерации. При этом последний может отклонить утвержденный проект. Совет Федерации, таким образом, выступает как координирующий и контролирующий институт. Его деятельность необходима для уменьшения политических разногласий, принятия оптимальной редакции предлагаемой нормы.

Формирование

Образование представительных органов осуществляется на выборной основе. Избрание депутатов происходит по пропорциональной системе. В голосовании участвуют все граждане страны. В ходе предвыборной кампании политические партии предоставляют списки кандидатов. Места в Госдуме распределяются в соответствии с официальными итогами голосования.

Структура

Высшие представительные органы в комплексе формируют единый институт, принимающий ФЗ. В соответствии с ними утверждаются региональные правовые документы. Эта функция возложена на представительные органы субъектов РФ. Они, в свою очередь, именуются по-разному. Это могут быть:

  • Курултаи.
  • Думы (областные, городские и проч.).
  • Хуралы.
  • Советы и так далее.

Кроме этого, функционируют и территориальные органы. Они также наделены правом утверждать нормативные акты. Эти документы могут раскрывать суть ФЗ, регламентирующих решение вопросов совместного ведения регионов и РФ, или касаться проблем, относящихся исключительно к компетенции субъектов.

Палаты парламента

Представительные органы занимают ключевое положение в структуре административного аппарата России. Высшие институты регулируют вопросы, относящиеся к обеспечению нормальной жизнедеятельности всего общества в стране. Правовой статус палат парламента закрепляется в Конституции. В нормотворческой деятельности эти федеральные органы имеют приоритетное значение. Между тем в стране утверждать правовые акты могут и иные, в том числе судебные структуры и президент. Это, однако, нисколько не умаляет силы и значения палат парламента.

Нюансы

Представительные органы - это такие институты, которые формируются по воле народа. ФС имело такой статус с 1993-го по 1995-й. В настоящее время по своей сути не является представительным институтом власти. Это связано с тем, что назначение сенаторов осуществляет президент страны. При этом Госдуму можно назвать представительным органом только частично. Дело в том, что, к примеру, в 6-й ее созыв избрание депутатов осуществлялось по спискам. Таким образом, население голосовало не за конкретного кандидата, а за всю партию. Состав выдвигаемого политического объединения, однако, может измениться и после его избрания. В результате происходит "текучка" депутатов. Одни из них, заявляя самоотвод, уходят, а на их место приходят другие, о которых граждане даже не знают. По мнению ряда специалистов, сомнительной следует считать и исключительно законодательную функцию Думы. Дело в том, что депутаты имеют право опосредованно контролировать работу Счетной Палаты, председателя ЦБ. Они также могут направлять запросы в прокуратуру, назначать уполномоченного по правам, вызывать на заседание министров. Эти нюансы оказывают существенное влияние на зависимость ветвей госвласти друг от друга. Таким образом, Высшие нормотворческие федеральные органы обладают широкими возможностями. Обе палаты парламента наделены контрольными функциями в рамках своей компетенции.

Территориальные органы

Правовой статус этих институтов также закрепляется в Конституции. В полномочия представительного органа региона входит, кроме нормотворческой деятельности, работа по формированию и прочих структур, а также контроль их функционирования. Взаимодействие с институтами других ветвей осуществляется по-разному в той или иной административной единице страны. Существуют также отличия в формах организации самого процесса принятия законов, процедур рассмотрения и разрешения тех или иных проблем.

Специфика

Местные представительные органы самостоятельно решают вопросы, которые касаются информационного, материально-технического, правового, финансового и организационного обеспечения их деятельности. Все необходимые расходы на это утверждаются внутри институтов. Затраты на обеспечение деятельности предусматриваются отдельной строкой регионального бюджета.

Компетенция

Среди основных вопросов, которые решают региональные институты, следует отметить:

  • Формирование порядка, на основании которого будут проводиться выборы в органы самоуправления, осуществляться их деятельность в пределах, установленных в Конституции.
  • Установление сборов и налогов, отнесенных в соответствии с ФЗ к ведению регионов, порядка их удержания.
  • Принятие программ социального и экономического развития, предложенных исполнительными структурами.
  • Утверждение заключения и расторжения соглашений и договоров регионального уровня.
  • Установление режима управления и распоряжения собственностью на подведомственной территории.
  • Определение порядка созыва и проведения референдумов.
  • Утверждение плана по управлению регионом, установление структуры высших исполнительных органов субъекта.

Нормотворческая инициатива

Ее имеют соответствующие органы самоуправления, депутаты и определенные должностные лица. Право на инициативу предоставляется согласно положениям Конституции и Уставам регионов и другим институтам и структурам. В их числе, в частности, могут быть общественные организации и объединения. Это право могут получить и граждане, которые проживают на конкретной территории.

Рассмотрение предложенных проектов

Разработанные нормативные акты, предоставленные лицами, занимающими высшие должности в регионе, изучаются в первоочередном порядке. Рассмотрение законопроектов, в которых предусматриваются расходы, покрытие которых предполагается осуществлять из бюджета субъектов, осуществляется в течение не менее 2 недель (14 календарных дней).

Порядок утверждения актов

Процедура принятия устанавливается в соответствии с действующим законодательством. Процесс имеет свою специфику. В частности:

  1. Принятие Устава субъекта, дополнений и поправок к нему производится большинством голосов. При этом оно должно составить не меньше 2/3 от всего числа депутатов.
  2. Законопроекты рассматриваются как минимум в 2 чтениях. При принятии или отклонении разработанного акта выносится соответствующее постановление.
  3. Утверждение законов региона производится большинством от всего установленного числа депутатов, а решений - от количества избранных.
  4. В качестве неотъемлемого условия вступления нормативного акта в действие выступает его обнародование (промульгирование) лицами, находящимися на высших постах.
  5. В случае отклонения законопроекта вето может преодолеваться большинством, которое составляет не меньше 2/3 от всего установленного числа депутатов.

Нормативные акты, Уставы вступают в действие непосредственно после опубликования в официальных источниках. Законы, положения, которые касаются защиты свобод и прав, наделяются юридической силой не ранее чем через 10 дней после издания.

Правовой статус

Нормотворческие региональные (местные) органы являются постоянно действующими институтами. Они выступают как единственные структуры административной единицы, обладающей правом принимать официальные юридические акты. В функции институтов включено законодательное регулирование по вопросам исключительного ведения региона, а также совместного ведения с Высшими представительными органами страны. Структуры административных единиц обладают правами юрлиц, имеют гербовые печати. Название представительного органа в каждом субъекте, его внутреннее устройство определяются в соответствии с Уставом (Конституцией) с учетом национальных, исторических и прочих традиций.

Специфика избрания

В ФЗ № 184 определена структура и способы, в соответствии с которыми формируются нормотворческие местные органы. Выбор депутатов осуществляется гражданами, проживающими в пределах данной административной единицы. Для участия в кампании они должны быть наделены избирательным (активным) правом. В качестве кандидата может выступать гражданин России, достигший определенного возраста. Он, согласно законодательству, должен обладать пассивным правом быть избранным. Выборы проводятся путем тайного голосования. Статус депутатов, продолжительность их полномочий, порядок, в соответствии с которым подготавливаются и реализуются утверждаются в Федеральных нормативных актах, Уставе (Конституции) и прочих правовых документах региона. Заседания являются открытыми, однако допускается проведение закрытых совещаний. Порядок созыва последних предусматривается в регламенте, который утверждает региональный или муниципальный представительный орган.

Состав региональных институтов

Большая часть представительных органов в субъектах является однопалатной. Две палаты парламента предусматриваются только в некоторых республиках. Формирование представительных институтов осуществляется в процессе выборов с использованием пропорциональной и мажоритарной систем. Не меньше половины депутатов должны выбираться по единому округу в соответствии с количеством голосов, поданных за списки от избирательных объединений. Количество депутатов в законодательном органе субъекта определяется в Уставе региона. Численность избранников колеблется от 11 (в Таймырском АО) до 194 (в Республике Башкортостан). Продолжительность пребывания гражданина в статусе депутата устанавливается в Уставе. Однако срок полномочий не может быть больше пяти лет. Количество должностных лиц, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, устанавливается соответствующим нормативным актом региона.

Финансирование

Расходы, которые необходимы для обеспечения деятельности представительных региональных органов, предусматриваются отдельно от прочих затрат согласно бюджетной классификации РФ. Распоряжение и контроль распределения средств в ходе реализации доходно-расходных статей отдельными депутатами либо их группами, а также самим нормотворческим институтом не допускаются. Вместе с этим полномочия представительной структуры региона по надзору за распоряжением бюджетными средствами не ограничиваются.

Законы представительного органа региона

Нормативные акты такого типа решают различные вопросы. К ним, в частности, относят:

  1. Утверждение бюджета региона и отчета о его реализации, предоставленные лицом, занимающим высшую должность.
  2. Установление порядка проведения выборов в структуры местного самоуправления в пределах административной единицы.
  3. Утверждение программ по экономическому и социальному развитию региона, которые предоставляются высшим лицом.
  4. Установление сборов и налогов, отнесенных к ведению администрации, порядка их взимания.
  5. Утверждение бюджетов территориальных внебюджетных государственных фондов и отчетов по их реализации.
  6. Определение порядка управления и распоряжения имуществом субъекта, в том числе акциями, паями и прочими долями в капиталах хозяйствующих товариществ, обществ и предприятий иных организационно-правовых типов.
  7. Утверждение расторжения и заключения региональных договоров.
  8. Установление порядка организации и проведения референдумов.
  9. Определение административно-территориального устройства региона и правил его изменения.
  10. Установление структуры институтов иных направлений.
  11. Определение порядка избрания в представительный орган региона.

Постановления

Представительные органы регионов вправе выносить такие нормативные акты по различным текущим, оперативным вопросам. В частности постановлением осуществляется:

  1. Принятие регламента нормотворческого института, решение вопросов, касающихся внутреннего распорядка деятельности.
  2. Оформление передачи высших полномочий в субъекте гражданину по представлению президента России.
  3. Назначение на пост и снятие с него отдельных служащих.
  4. Оформление согласия на получение должности определенными лицами, если данный порядок установлен в Конституции, ФЗ или Уставе региона.
  5. Назначение даты выборов в представительный орган субъекта.
  6. Определение времени проведения референдума в предусмотренных нормативными актами региона случаях.
  7. Оформление решения о доверии/недоверии высшим должностным лицам, в том числе исполнительным органам, в назначении которых участвовал представительный институт.
  8. Утверждение соглашения об изменении границ административной единицы.
  9. Одобрение проекта договора о разделении полномочий.
  10. Назначение
  11. Оформление иных решений по вопросам, которые, согласно Конституции и прочим нормативным актам, отнесены к ведению представительного органа субъекта.

Досрочное прекращение деятельности

Полномочия нормотворческого органа могут останавливаться до истечения установленного срока, в случаях его роспуска по:

  1. Самостоятельно принятому решению депутатами.
  2. Постановлению руководителя региона, если в ходе заседания был принят нормативный акт, противоречащий юридическим документам, обладающим высшей силой. При этом факты несоответствия должны быть установлены в судебном порядке, а представительный орган не устранил выявленные нарушения в течение полугода с даты вступления судебного решения в действие.

При досрочном роспуске должны быть назначены внеочередные выборы. Они проводятся не позже 6 месяцев после вступления в силу постановления о досрочном прекращении полномочий представительного органа. Досрочный роспуск допускается также в случае принятия судебного решения о неправомочности текущего состава депутатов. Такое положение имеет место, кроме прочего, и при сложении избранниками своих полномочий.

Недоверие руководителю региона

Представительный орган наделяется и таким правом. Недоверие лицу, занимающему высшую должность, выражается в случае:

  1. Издания им нормативных актов, не соответствующих положениям ФЗ, Конституции, Уставу региона и прочим правовым документам. При этом противоречия должны быть установлены в рамках судебного заседания, а руководитель высшего исполнительного органа не устранил несоответствие по истечении месяца с даты вступления постановления суда в действие.
  2. Выявления другого грубого нарушения ФЗ, нормативных актов региона, положений Конституции и прочих документов такого характера, если оно повлекло повсеместное нарушение свобод, прав и интересов населения данной административной единицы.

Решение о выражении недоверия руководителю высшего исполнительного органа утверждается, если за него высказалась 1/3 депутатов из установленного их числа при инициативе такого же количества народных избранников. В случае принятия такого постановления лицо, занимающее высший региональный пост, отправляется незамедлительно в отставку с прекращением деятельности института, которым оно управляло. Одновременно должен быть сформирован новый состав исполнительного органа. Если этого не произошло, прежний институт функционирует до момента создания новой структуры.

Статья 35. Представительный орган муниципального образования

1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1.1. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

1.2. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

2. Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа , внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.

3.1. В случае, если в поселении, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 300 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом

4. Представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района , и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. В случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

5. Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:

1) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

5.1. В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением на муниципальных выборах к его формированию из состава представительных органов поселений, внутригородских районов, выборы депутатов такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением был бы вправе принять решение о назначении выборов в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Установленный таким образом порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением применяется после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, избранного до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов к избранию на муниципальных выборах, выборы в представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

6. Численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ часть 10 статьи 35 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку;

Информация об изменениях:

Часть 10 дополнена пунктом 11 с 29 декабря 2017 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ статья 35 настоящего Федерального закона дополнена частью 11.1

11.1. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

12. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

14. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

15. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

16. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

17. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

18. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

19. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 и пунктом 1 части 5 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений, внутригородских районов обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением других депутатов.

Муниципальное право: Шпаргалка Автор неизвестен

28. Система МСУ. Представительный орган МО

Система МСУ – это совокупность органов управления и должностных лиц МО, избранных или назначенных на основе устава МО, принимающих самостоятельно и под свою ответственность решения по предметам местного значения и в объеме компетенции.

В систему МСУ в соответствии с ФЗ о МСУ входят следующие органы и должностные лица: представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых населением МО; глава МО; администрация МСУ (исполнительно-распорядительный орган); руководитель администрации МСУ.

Представительный орган МО может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах населением, проживающим на территории МО.

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Представительный орган муниципального района может:

1) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства в порядке, определяемом законом;

2) избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО, направляется главе МО для подписания и обнародования. Глава МО, являющийся руководителем местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом МО. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган МО с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава МО отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом МО. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 от установленной численности депутатов представительного органа МО, он подлежит подписанию главой МО в течение семи дней и обнародованию.

Организацию деятельности представительного органа МО в соответствии с уставом МО осуществляет глава МО, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, – председатель представительного органа МО.

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 19.8. Непредставление ходатайств, заявлений, сведений (информации) в антимонопольный орган, в орган регулирования естественных монополий Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы или в орган регулирования естественных

Из книги Аграрное право автора Завражных Максим Львович

56. Россельхознадзор как орган Деятельность Россельхознадзорарегулируется положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

31. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.Современная Франция

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 19.7.4. Непредставление сведений либо несвоевременное представление сведений о заключении государственного или муниципального контракта либо о его изменении, исполнении или расторжении в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 35. Представительный орган муниципального образования 1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.1.1. Уставом муниципального образования

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

15. Дворцово-вотчинная система управления. Система кормления Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

29. Приказная система управления и система местного самоуправления в период сословно-представительной монархии Приказы – органы системы централизованного управления, которые первоначально развились из единоличных и временных правительственных поручений, издаваемых

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

86. Cудебная система и система правоохранительных органов по «Основам законодательства СССР и союзных республик» 1958 г Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:1) народные суды стали выборными;2) суды стали более

Из книги Федеральный закон «Об акционерных обществах». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

44. Система государственных органов Франции, избирательное право и избирательная система Франция является смешанной (полупрезидентской) республикой, система органов власти которой основана на принципе разделения властей.Франция сегодня – это республика с сильной

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Статья 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо в орган местного самоуправления 1. Сотрудник полиции, избранный (назначенный) членом Совета Федерации

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Статья 69. Исполнительный орган общества. Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) 1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

39. Представительный орган местного самоуправления Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», представительный орган местного самоуправления – выборный и обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Глава 21. Система права и система законодательства § 1. Понятие системы права Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия – объяснить одновременно интегрирование и

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

Из книги автора

25. Система права, правовая система России Нормы права согласованы между собой и, в результате этого, составляют единую систему права. Система права представляет собой внутреннюю организацию, строение права, которые характеризуются единством, согласованностью,

Из книги автора

Глава 8. Система права и система законодательства Система права образует по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованные нормы, объединенные в определенные ее части, называемые отраслями, подотраслями и институтами.Система права

В связи с невозможностью в большинстве муниципальных образований осуществлять процесс принятия решений на местном уровне непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института представительства. Представительный орган муниципального образования - это состоящий из депутатов выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа в структуре органов муниципального образования является обязательным, за исключением поселений с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. (в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан). В настоящее время наименования органов местного самоуправления весьма различны. Так, в зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться следующим образом: городская дума, городской совет, совет депутатов, муниципальный совет, муниципальное собрание, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т.п.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Законом о местном самоуправлении 2003 г. предусмотрены два основных способа формирования представительного органа муниципального образования.

Первый - традиционный - заключается в формировании представительного органа путем проведения муниципальных выборов. Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше установленной законом. Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность депутатов представительного органа поселения или городского округа:

семь человек - при численности населения менее 1 тыс. чел.;

  • 10 чел. - при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. чел.;
  • 15 чел. - при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. чел.;
  • 20 чел. - при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. чел.;
  • 25 чел. - при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. чел.;
  • 35 чел. - при численности населения свыше 500 тыс. чел.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 чел. Кроме того, в отношении представительных органов муниципальных районов, формируемых на муниципальных выборах, существует ограничение представительства: число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 чел.

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Второй способ предусматривается исключительно для формирования представительных органов муниципальных районов. Они могут образовываться из глав поселений, расположенных В границах муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений. Данный способ усиливает контакты муниципальных образований разных уровней, но может осложнить выполнение функции представительства, ослабить связи с избирателями. Поэтому Закон о местном самоуправлении 2003 г. отдает предпочтение первому из названных способов, ограничивая применение второго рядом условий. В частности, решение о его использовании в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы должно быть поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем проведения муниципальных выборов. Указанный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Инициатива о формировании представительного органа муниципального района в порядке, установленном п. 1 ч. 4 ст. 35 Закона о местном самоуправлении 2003 г., может быть выдвинута не позднее чем за один год до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района был бы вправе принять решение о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального района нового созыва в соответствии с Законом об избирательных правах. В случае принятия указанного решения выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.

Компетенция представительного органа муниципального образования является предельно широкой: он может принять к своему рассмотрению любой вопрос местного значения данного муниципального образования. Кроме того, Закон о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования:

  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  • 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  • 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  • 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  • 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  • 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  • 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
  • 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 24 Устава г. Саратова к иным полномочиям Городской думы относятся:

  • - финансовый контроль;
  • - избрание главы муниципального образования и его заместителя;
  • - учреждение органов местного самоуправления города, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города с правами юридического лица и утверждение положений о них по представлению главы администрации города (в порядке, установленном ст. 22 Устава г. Саратова);
  • - принятие решений о выборах в органы местного самоуправления города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Саратовской области;
  • - формирование избирательной комиссии города в соответствии с действующим законодательством;
  • - принятие концепции развития, утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки на территории города;
  • - определение порядка формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;
  • - принятие решений о привлечении жителей города к социально значимым для города работам;
  • - принятие решений об осуществлении муниципальных заимствований в порядке, установленном действующим законодательством;
  • - согласование назначений заместителей главы администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

Кроме того, представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Основной формой деятельности представительного органа являются заседания. Правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется уставом муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Заседания представительного органа в зависимости от сроков проведения делятся па очередные и внеочередные, в зависимости от порядка проведения - на открытые и закрытые.

Порядок проведения заседаний представительного органа и принятия им решений определяется принимаемым им регламентом.

По основным направлениям своей деятельности представительные органы обычно образуют на временной или постоянной основе комиссии, осуществляющие работу по выработке решений, подготовку проектов правовых актов.

Представительный орган муниципального образования принимает нормативные акты по вопросам местного значения в форме решений. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ.

Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 73 Закона о местном самоуправлении 2003 г. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются случаях:

  • 1) принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;
  • 2) вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;
  • 3) преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с ч. 3, 4-7 ст. 13 Закона о местном самоуправлении 2003 г., а также в случае упразднения муниципального образования;
  • 4) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;
  • 5) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные Законом о местном самоуправлении 2003 г.

Общие положения

Федеральный закон 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" использовал понятие "представительный орган местного самоуправления" - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (ст. 1).

Федеральный закон 2003 г. использует понятие "представительный орган муниципального образования", но не дает его определения в Законе. Как бы подчеркивается, что представительный орган существует в конкретном муниципальном образовании, а не как всеобщая характеристика местного самоуправления. На деле, конечно, представительный орган является обязательным элементом местного самоуправления практически во всех муниципальных образованиях, кроме самых малонаселенных.

Определение представительного органа, приведенное в Законе 1995 г., вполне может оставаться в силе, поскольку представительные органы муниципальных образований продолжают представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В Законе 2003 г. содержится подробная регламентация правового положения представительного органа муниципального образования, она дифференцируется с учетом уровня муниципального образования и численности его населения.

Состав и численность

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых населением на основе всеобщего, равного прямого избирательного права при тайном голосовании на срок от двух до пяти лет (конкретный срок определяет устав соответствующего муниципального образования).

В муниципальных районах по Федеральному закону 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 4 ст. 35) допускается два варианта создания представительного органа. Этот орган может:

1) состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства, определяемой в порядке, установленном данной статьей Федерального закона;

2) избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.


Таким образом, представительный орган муниципального района создается путем делегирования или же посредством прямых выборов. Поскольку избрание депутатов в приведенном тексте поставлено на второе место, можно трактовать норму так, что Закон прежде всего предполагает делегирование.

Данный порядок создания представительного органа если и именовать выборами, то это будут косвенные или многостепенные выборы: ведь главу поселения сначала избрали на данную должность и в силу этого он получил право войти в состав представительного органа муниципального района - по должности; депутаты представительных органов поселений были сначала избраны населением, а затем они из своей среды избрали (делегировали) представителей в районный представительный орган. Но для этого варианта в не меньшей степени подходит термин "формирование" представительного органа муниципального образования.

Создание представительного органа посредством многостепенных выборов происходит следующим образом. Инициатива создания такого органа может исходить от представительного органа одного из поселений на территории района и оформляться его решением. В решении указываются предлагаемая норма представительства депутатов от поселений, которая должна быть одинаковой независимо от численности избирателей поселения, а также день начала работы сформированного представительного органа.

В течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы ее должны поддержать представительные органы не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, - принятием соответствующего решения. В решении указываются предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, который ранее избирался населением путем прямых выборов.

Однако указанные шаги должны быть дополнены еще одним. Федеральный закон 2003 г. говорит: установленный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, т.е. после начала работы вновь сформированного представительного органа новый порядок его создания надо отразить в уставе муниципального района.

Более того, прежний порядок, когда применялись прямые выборы, может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы избранного представительного органа муниципального района.

Федеральный закон 2003 г. устанавливает минимальный предел по числу депутатов представительного органа. Согласно ч. 6 ст. 35 численность депутатов представительного органа сельского, городского поселения, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Итак, приведенные показатели - это минимум, больше депутатов может быть, меньше - нет.

Для муниципального района минимум установлен в 15 депутатов, для внутригородской территории города федерального значения - 10.

Конкретная численность представительных органов устанавливается уставами соответствующих муниципальных образований.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Это означает, что депутаты большую часть времени исполняют свои обязанности по основному месту работы, от которых освобождаются на время заседаний представительного органа, его комитетов и комиссий, остальные депутатские задачи выполняют в свободное время.

На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа составляет менее 10 человек - один депутат. Это означает, что соответствующие депутаты переходят на работу в свой представительный орган и получают за нее вознаграждение из местного бюджета. Примечательно, что при численности депутатов, например, от 11 до 19 человек указанные Законом 10% получаются с дробной составляющей (например, при 19 депутатах это 1,9), однако "округление" на практике производится в сторону не увеличения, а уменьшения, т.е. на постоянной основе все равно может работать только один депутат.

Необходимость работы на постоянной основе определяется чаще всего для председателя представительного органа, а в больших муниципальных образованиях, например в городских округах с населением в несколько сотен тысяч, - также и для части депутатов.

Полномочия представительного органа местного самоуправления возникают со дня избрания в его состав не менее двух третей от установленного числа, т.е. того количества, которое определено в уставе муниципального образования. Прекращаются полномочия в день начала работы органа нового созыва.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным в ст. 73 Закона 2003 г. (см. об этом гл. 19 учебника). Кроме того, полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены в случаях:

1) принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) вступления в силу решения суда общей юрисдикции субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) преобразования муниципального образования, а также упразднения муниципального образования;

4) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом (пункт введен 18 октября 2007 г.);

5) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом (пункт введен 18 октября 2007 г.).

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. При досрочном прекращении полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом (напомним, что теперь выборы повсеместно проводятся дважды в году - весной и осенью, к этим периодам надо привязывать и досрочные выборы). В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного из представителей поселений, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Сессии как основная форма деятельности

Деятельность представительного органа местного самоуправления осуществляется в различных организационно-правовых формах, которые включают в себя сессии, работу постоянных и временных комиссий, комитетов, депутатских групп, фракций и т.п. и, конечно, работу каждого отдельного депутата.

Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не содержит термина "сессия". Однако в научном и познавательном плане употребление его допустимо.

Сессию можно считать основной организационной формой деятельности представительного органа, она включает в себя его заседания (можно также сказать - пленарные заседания), а также работу комиссий, комитетов и иных подразделений, объединенных единой повесткой. Именно повестка сессии позволяет отличить одну сессию от другой.

Сессии бывают очередные и внеочередные. Очередные сессии созываются обычно один раз в два-три месяца на один-два дня или дольше, в зависимости от уровня муниципального образования и важности обсуждаемых вопросов. Внеочередные сессии собираются для решения вопросов, не терпящих отлагательства до очередной сессии.

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Сложно понять замысел этого предложения, поскольку далее следует требование: "Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов". Видимо, Закон допускает, что конкретный устав закрепит еще более высокую планку.

В Законе установлено, что заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Главенство сессии как коллективной формы работы депутатов, и прежде всего их заседания (пленарного заседания), определяется следующими факторами. Только в рамках заседания могут быть решены наиболее важные вопросы жизнедеятельности муниципального образования. Федеральный закон 2003 г. к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования отнес следующие вопросы (ч. 10 ст. 35):

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Часть 11 ст. 35 Федерального закона 2003 г. гласит: "Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований". Это означает, что федеральные законы и акты субъектов РФ могут расширить круг вопросов исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований.

Следующим доводом в пользу важности сессии следует назвать принцип коллективности в ее работе. Как перечисленные выше, так и многие другие вопросы, ставшие пунктами повестки дня сессии, могут быть решены только большинством голосов депутатов. Согласно ч. 3 ст. 43 Федерального закона 2003 г. представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.

По ряду вопросов Закон предусматривает принятие решений так называемым квалифицированным большинством, т.е. двумя третями от общего или установленного числа депутатов. В частности, согласно ч. 5 ст. 44 Закона устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Первое заседание (первая сессия) представительного органа нового созыва обычно созывается в течение 10-30 дней с момента избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов. В уставах муниципальных образований главным образом предусматривается три варианта созыва и подготовки первого заседания. Эта задача возлагается либо на избирательную комиссию муниципального образования, либо на главу муниципального образования, либо на созываемый для этой цели оргкомитет, состоящий из депутатов и работников местной администрации.

Организатор оповещает депутатов о времени и месте проведения заседания, готовит проект повестки дня первого заседания, проекты документов и т.п., обеспечивает проведение регистрации депутатов. В уставах муниципальных образований и регламентах муниципальных представительных органов предусматривается, что заседание считается правомочным, если для участия в нем зарегистрировалось не менее половины депутатов. Вместе с тем при включении в повестку дня вопроса, решение которого требует квалифицированного большинства, присутствие на заседании чуть более половины депутатов недостаточно.

Открывает первое заседание первой сессии обычно старейший по возрасту депутат. Это может также делать председатель территориальной избирательной комиссии, глава муниципального образования, председатель оргкомитета по созыву сессии. Временный председательствующий ведет заседание до избрания председателя представительного органа муниципального образования.

Постоянные и временные комиссии

Кроме избрания председателя представительного органа на первой сессии формируются постоянные комиссии и иные органы. Постоянные комиссии создаются решением представительного органа на срок его полномочий на основе устава муниципального образования, регламента представительного органа или соответствующего положения. Чаще всего образуются комиссии по бюджету, местным налогам и сборам и контролю за их исполнением; по экономическому развитию и жизнеобеспечению населения; по социальной политике и т.п. Комиссия создается в составе ее председателя и членов. Персональный и численный состав определяется решением представительного органа, обычно не может быть менее трех человек. В связи с тем что депутатов в представительном органе муниципального образования немного, на местах допускается их вхождение в две, но не более, постоянные комиссии. Кое-где в состав комиссий могут избираться с правом совещательного голоса работники администрации - специалисты в соответствующих направлениях деятельности комиссии, а также руководители органов территориального общественного самоуправления.

Постоянные комиссии представительного органа по его решению могут быть в любое время переформированы, упразднены, переименованы, изменены по составу. Основными задачами комиссии являются: предварительная подготовка вопросов по своему направлению для предстоящего рассмотрения на заседании муниципального представительного органа, в том числе подготовка проектов правовых актов; содействие реализации принятых на сессии решений; контроль за исполнением принятых представительным органом решений.

По общему правилу постоянные комиссии не обладают самостоятельными полномочиями в том смысле, что не могут принимать решения, обязательные для граждан и организаций. Но комиссии могут запрашивать информацию, необходимую для своей деятельности, вносить предложения, давать рекомендации в пределах своей компетенции, приглашать для дачи пояснений должностных лиц местного самоуправления.

В правовых актах отдельных муниципальных образований постоянные комиссии наделяются полномочиями по принятию окончательных и общеобязательных решений по некоторым вопросам - в порядке делегирования таких прав представительным органом. Отношение к такой практике однозначно, а скорее даже отрицательно - авторитет обязательного решения обусловливается тем, что оно не просто исходит, а принято в целом представительным органом муниципального образования; в данном же случае небольшая группа депутатов неоправданно как бы подменяет представительный орган, к тому же нет гарантий в квалификации депутатов, достаточной для подготовки качественного документа.

Временные комиссии могут создаваться представительным органом муниципального образования в том же порядке, что и постоянные комиссии, с одним отличием: назначение временной комиссии состоит в решении определенного вопроса, после чего ее полномочия прекращаются.

В муниципальных образованиях представительным органом и постоянной комиссией могут создаваться также рабочие группы - обычно для подготовки вопроса к заседанию, анализа практики и осуществления задач, определенных в решении о создании рабочей группы. В состав рабочей группы наряду с депутатами могут входить работники администрации, научные и практические работники. Подотчетна и подконтрольна рабочая группа органу, ее создавшему.

Депутатские объединения

Депутатские объединения в представительных органах муниципальных образований - это чаще всего депутатские группы и депутатские фракции.

Депутатские группы могут создаваться как по социальному, так и по территориальному признаку.

Группы, созданные по социальному признаку (ветеранов, молодежи, представителей бизнеса, хозяйственников и др.), представляют, по необходимости отстаивают в представительном органе соответствующие интересы.

Депутатские группы, создаваемые по территориальному признаку, могут включать депутатов представительного органа, избранных в смежных округах, например депутатов представительного органа муниципального района (при прямых выборах), избранных на территории того или иного поселения. В группу могут входить депутаты представительных органов двух муниципальных уровней (поселение и район), поскольку территории их округов так или иначе совпадают. Такие депутатские группы стараются представлять интересы своей территории в каждом из представительных органов - поселения и района. Кроме того, такие, образно говоря, объединенные депутатские группы стремятся представлять интересы своих территорий и населения при рассмотрении вопросов на вышестоящих уровнях власти. Кстати, не исключается участие в подобных территориальных депутатских группах также и депутатов представительных органов государственной власти субъектов РФ.

Депутатские фракции могут образовываться в представительных органах крупных муниципальных образований. Поскольку практически к участию в выборах на всех уровнях публичной власти теперь из всех общественных объединений допускаются лишь политические партии, то и во фракции депутаты объединяются по признаку принадлежности к определенной политической партии. Фракция объединяет депутатов, избранных как по партийным спискам (в гл. 11 учебника говорилось о том, что ряд муниципальных образований проводит выборы депутатов только по партийным спискам), так и в избирательных округах (если они выдвигались партийными организациями). Фракции регистрируются в представительном органе, с тем чтобы консолидировано отстаивать обозначенные в программе своего объединения задачи. Преимущество фракции заключается в дополнительных возможностях, закрепленных в регламенте представительного органа. Обычно это право выдвигать кандидатов на те или иные посты, право на обязательное предоставление слова для выступления от имени фракции при обсуждении вопросов повестки дня, возможность представить содоклад и т.д.

В Федеральном законе 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 2) записано, что депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения. Исходя из этого депутатами надо считать как лиц, избранных населением (избирателями) соответствующего муниципального образования в представительный орган на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, так и лиц, ставших членами представительного органа муниципального района, сформированного из глав муниципальных образований поселений и делегированных в этот орган депутатов представительных органов поселений.

Конечно, положение Закона можно считать спорным в отношении второй категории лиц. Сейчас в науке конституционного и муниципального права распространено толкование, по которому депутатом считается только лицо, избранное непосредственно населением. Кстати, на других уровнях представительных органов власти такой подход находит и нормативно-правовое отражение: например, лица, избранные в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, именуются депутатами Государственной Думы, а лица, направленные в Совет Федерации законодательными собраниями и главами исполнительной власти субъектов РФ, - членами Совета Федерации.

Вместе с тем в отечественной истории есть примеры, когда лиц, избранных в представительные органы власти непрямыми выборами населения, все-таки именовали депутатами. Например, так было при многостепенных выборах в Советы в 20-30-е гг. прошлого века, когда депутаты вышестоящего уровня избирались на съездах Советов нижестоящего уровня. В 1990-е гг. был создан Съезд народных депутатов СССР, и одна треть его депутатов избиралась на съездах общественных объединений, а не населением

Статус депутата представительного органа муниципального образования является единым независимо от способа получения мандата.

Федеральный закон 2003 г. (ст. 40) содержит подробную характеристику статуса депутата. Срок полномочий депутата представительного органа муниципального образования начинается со дня избрания, заканчивается в день начала работы представительного органа нового созыва и не может быть менее двух и более пяти лет.

Как отмечалось ранее, основная масса муниципальных депутатов работает на непостоянной основе. На постоянной (можно также сказать - "штатной") основе может работать не более 10% от общего числа депутатов. Сколько именно и кто конкретно - определяется решением представительного органа на срок его полномочий. Каждый депутат вправе заявить о своем желании работать на постоянной основе. Если число желающих превышает число вакантных мест, представительный орган тайным или открытым голосованием определяет, кто проходит, - по принципу получения большего числа голосов депутатов. Но чаще всего на постоянной основе работают председатель представительного органа, его заместитель (заместители) и председатели постоянных комиссий. Перешедшие на постоянную работу в представительный орган депутаты подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, получают вознаграждение (заработную плату), иные льготы, предусмотренные трудовым законодательством и законодательством о муниципальной службе; время выполнения обязанностей на постоянной основе включается в непрерывный трудовой стаж.

По направлениям труд депутата подразделяется на деятельность в представительном органе и с избирателями. Депутат обязан проводить прием населения, изучать общественное мнение, информировать избирателей о работе своей лично и представительного органа.

В рамках деятельности представительного органа и его подразделений депутат обладает правом решающего голоса по всем вопросам, входящим в их компетенцию. Он может избирать и быть избранным в структурные подразделения представительного органа, высказывать мнение по их персональному составу, а также по кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых представительным органом, предлагать вопросы в повестку дня и высказывать по ней замечания, вносить проекты решений и т.п.

Для депутатов, перешедших в представительный орган для работы на постоянной основе, Закон ввел ряд ограничений, причем в октябре 2007 г. их перечень был расширен. Депутат не вправе (ч. 7 ст. 40):

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Депутаты представительных органов муниципальных образований, как и иные депутаты в нашей стране, обладают депутатским иммунитетом.

В той части, в которой это касается личной депутатской неприкосновенности, соответствующие гарантии содержит федеральное законодательство - и это понятно, поскольку меры уголовно-процессуального, а в значительной степени и административно-процессуального характера содержатся в актах федерального уровня. Федеральный закон 2003 г. гласит (ч. 8 ст. 40), что гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении перечисленных лиц, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.

Законодательство обеспечивает депутату также гарантии свободного и независимого поведения при осуществлении своих полномочий. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда названными лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

Федеральный закон 2003 г. закрепляет достаточно обширный перечень оснований досрочного прекращения полномочий депутата. Это:

1) смерть;

2) отставка по собственному желанию;

3) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;

5) вступление в отношении депутата в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезд за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыв избирателями;

9) досрочное прекращение полномочий представительного органа;

10) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных данным Федеральным законом.

Последнее положение означает, что другие основания для досрочного прекращения полномочий муниципального депутата можно включить только в Федеральный закон 2003 г., следовательно, они не могут содержаться в ином федеральном законе без дублирующей нормы в названном Законе.

Кроме того, приведенная норма позволяет сделать вывод о том, что в законах субъектов РФ, в уставах муниципальных образований нельзя установить дополнительно иные основания досрочного прекращения полномочий муниципальных депутатов.

Напомним, что депутату, перешедшему на постоянную работу в представительный орган, Федеральный закон 2003 г. запрещает заниматься предпринимательской деятельностью, входить в органы управления коммерческих, в том числе иностранных, организаций, выполнять другую работу на оплачиваемой основе. По-видимому, если депутат захочет иметь подобную оплачиваемую работу, ему придется оставить работу на постоянной основе в представительном органе муниципального образования, стать "неосвобожденным" депутатом.

Кроме того, в ч. 6 ст. 40 Закона есть положение о том, что депутат представительного органа не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (здесь подразумевается ситуация, когда депутат поселенческого уровня стал членом представительного органа муниципального района). Если незаконное "совместительство" обнаружилось, депутату придется отказаться от одного из мандатов.

В законодательстве субъектов РФ, в уставах муниципальных образований, регламентах представительных органов муниципальных образований можно регулировать - в развитие федерального законодательства - вопросы статуса депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом можно устанавливать и дополнительные гарантии деятельности депутатов - например, на получение документов и информации, необходимой для выполнения депутатских обязанностей, служебного помещения, использование техники и т.д.

Для эффективного исполнения депутатских полномочий законодательство закрепляет также ряд организационных, экономических, социальных, трудовых, информационных и других гарантий.

Организационные гарантии включают обеспечение депутата необходимыми условиями его деятельности. Для этого депутату предоставляется помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и т.п. В случае проживания депутата в отдаленном от административного центра муниципального образования населенном пункте при необходимости ему предоставляется внеочередное право на проезд и поселение в гостиницу. Предприятия и организации на территории муниципального образования независимо от форм собственности обязаны предоставлять депутату средства связи и оргтехнику.

Для оказания организационного, информационного, правового и тому подобного содействия в отдельных муниципальных образованиях предусмотрены должности помощников депутатов. Они могут сотрудничать с депутатом как на общественной, так и на оплачиваемой основе. Оплачиваемый помощник депутата зачисляется по срочному трудовому договору в штат аппарата представительного органа и может быть освобожден от работы решением представительного органа по представлению депутата. В обязанности помощника депутата входят работа с корреспонденцией на имя депутата, подготовка информационных справок, предварительный прием населения, посещение учреждений, выполнение поручений депутата в пределах его полномочий.

Экономические гарантии депутатской деятельности предполагают компенсацию понесенных в связи с осуществлением депутатских полномочий материальных и финансовых затрат. Для депутата, выполняющего свои депутатские обязанности на непостоянной основе, по основному месту работы могут быть установлены неполный рабочий день или неполная рабочая неделя. Поскольку в этом случае имеет место сокращение его дохода, депутату за счет местного бюджета выплачивается компенсация потери. Штатному депутату, как говорилось ранее, гарантируется денежное содержание, оно включает должностной оклад, компенсирующие и стимулирующие выплаты (компенсирующими являются доплаты, связанные с условиями труда и режимом работы; стимулирующими - доплаты за высокий уровень профессиональной квалификации, инициативу и конкретные результаты работы - то, что обычно называется премией). Кроме того, депутатам могут компенсироваться затраты, связанные с использованием личного транспорта в служебных целях, и проч.

Социальные гарантии депутата состоят в том, что во многих муниципальных образованиях предусмотрено страхование его жизни и здоровья за счет местного бюджета. Исходя из возможностей бюджета в случае утраты трудоспособности, если в связи с выполнением депутатских полномочий, предусматриваются доплаты к пенсии, а в случае смерти депутата в той же ситуации его иждивенцам выплачивается компенсация в виде доплат к пенсии, назначенной по случаю потери кормильца.

Трудовые гарантии включают в себя невозможность увольнения депутата, перевода без его согласия на другую должность или работу. Депутату, работающему на постоянной основе в представительном органе муниципального образования, сохраняются общий и специальный рабочий стаж, срок присвоения звания для военнослужащих. По окончании депутатский полномочий и возвращении депутата в организацию, где он работал до избрания, работодатель обязан предоставить ему прежнее место работы или равноценную должность. При ликвидации организации обязанности по трудоустройству бывшего депутата возлагаются на местную администрацию.