Представительный орган муниципального образования имеет право принимать. Представительный орган мо. Контрольный орган муниципального образования

Представительный орган муниципального образования (как правило, в России он носит названия: дума, собрание, муниципальное собрание, совет и т.п.) – это орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Ему свойственны следующие признаки:

· этот орган занимает ведущее положение в системе органов местного самоуправления - именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях;

· он является главным нормотворческим органом муниципального образования общей нормотворческой компетенцией;

· этот орган является обязательным органом местного самоуправления;

· он прямо или косвенно формируется населением в лице избирательного корпуса;

· он отличается коллегиальным характером своей деятельности;

Однако управление, распоряжение представительным органом или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Важнейшей характеристикой представительного органа местного самоуправления является его численный состав. В различных зарубежных государствах количественный состав этих органов неодинаков. Так, в большинстве штатов США преобладают муниципальные советы, небольшие по составу (в среднем 6-12 человек). В Японии, напротив, состав местных советов довольно многочислен: 40-120 членов в ассамблеях префектур и 12-100 членов в муниципальных ассамблеях. Во Франции численность советников в муниципальных советах может составлять от 9 (в коммунах с населением менее 100 человек) до 69 (в коммунах с населением более 300 тыс. человек).

Ст. 35 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ установлено, что численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

· семи человек - при численности населения менее 1 тыс. человек;

· 10 человек - при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек;

· 15 человек - при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек;

· 20 человек - при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек;

· 25 человек - при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек;

· 35 человек - при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, то представительный орган поселения не формируется. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.



Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В соответствии с п.5 ст.40 Закона от 6 октября 2003 г. на постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек, - 1 депутат. Данная норма, безусловно, учитывает финансовые возможности местного самоуправления, а также тот факт, что работа лиц, избранных депутатами в других организациях, на предприятиях, позволяет ближе знакомиться с проблемами этих организаций и учитывать их при осуществлении полномочий депутата. Хотя, по мнению ряда авторов (А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин) вряд ли это будет стимулировать приход в представительные органы профессионально подготовленных людей. На общественных началах сложно добиться хороших результатов в управлении местным хозяйством.

Представительный орган может осуществлять свои полномочия (т.е. быть правомочным) в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности его депутатов (членов).

В состав представительных органов городских, сельских поселений, городских округов входят депутаты, избираемые в ходе муниципальных выборов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

Определенной спецификой отличается формирование представительного органа муниципального района. Здесь возможны два варианта:

1. В представительный орган входят а) главы расположенных на территории муниципального района поселений; б) депутаты представительных органов этих поселений, избираемые данными органами из своего состава в соответствии с равной нормой представительства, независимо от численности населения поселений (обычно по 1-3 от каждого муниципального образования).

Входящие в состав представительного органа муниципального района при таком варианте его формирования лица не приобретают статуса его депутатов. Закон определяет их правовое положение как членов выборного органа местного самоуправления (в разбираемом случае - членов представительного органа муниципального района).

2. В представительный орган избираются депутаты на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа муниципального района.

Срок, на который избирается представительный орган (такой срок называется созывом), устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет . Этот срок является предельным сроком полномочий депутатов представительного органа. Представительный орган муниципального района, формируемый органами местного самоуправления поселений, работает не по созывам. Он действует на постоянной основе, бессрочно.

Законодатель предусмотрел, что полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в ряде случаев.

Во-первых, если судом установлено, что представительным органом принят нормативный акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования (это достаточно сложная процедура, которая будет изложена нами в последующей главе).

Во-вторых, в случае принятия указанным органом решения о самороспуске.

В-третьих, в случае вступления в силу решения суда общей юрисдикции второго звена (область, край, республика и т.п.) о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В-четвертых, в случае преобразования муниципального образования.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В уставах муниципальных образований в соответствии с законодательством полномочия представительных органов могут быть расширены (но не сужены).

Закон от 6 октября 2003 г. установил, что организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может осуществлять:

· либо глава муниципального образования (глава муниципального образования при этом не обладает статусом депутата, хотя ему предоставляется право решающего голоса);

· либо председатель представительного органа муниципального образования (спикер), избираемый этим органом из своего состава.

Структурные подразделения представительного органа: а) руководителей - главу муниципального образования или председателя представительного органа, заместителя (заместителей) руководителя представительного органа; б) комитеты и комиссии; в) территориальные депутатские группы; б) аппарат представительного органа.

Представительный орган на территории муниципального образования может быть представлен депутатскими группами , объединяющими депутатов на добровольной основе для совместной работы по осуществлению своих полномочий в избирательных округах, иных территориях муниципального образования. При образовании территориальных депутатских групп определяются их задачи и направления деятельности.

Основной и обязательной организационно-правовой формой деятельности представительного органа местного самоуправления являются сессии. Уставы муниципальных образований в большинстве своем предусматривают различные нормы о периодичности проведения сессий (заседаний) представительных органов (не реже одного раза в месяц, квартал, по мере необходимости и т.д.). Решения обычно принимаются простым большинством от числа присутствовавших депутатов. Для принятия отдельных решений требуется квалифицированное большинство, т.е. 2/3 голосов от общего (установленного) числа депутатов (членов) представительного органа. Принятые решения подписываются либо главой муниципального образования, либо председателем представительного органа и, в определенный уставом или регламентом срок, обнародуются в средствах массовой информации или иным способом.

5.Глава муниципального образования

Глава муниципального образования (мэр, глава, голова, староста и т.п.) – это высшее должностное лицо самоуправляющегося муниципального образования.

· должность главы муниципального образования является обязательной.

· он является высшим должностным лицом муниципального образования;

· это единоличный орган местного самоуправления;

· он избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах.

В соответствии с уставом муниципального образования избирается :

· или на муниципальных выборах (в этом случае он либо входит в состав представительного органа местного самоуправления и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию);

· или представительным органом муниципального образования из своего состава (в этом случае он будет являться по должности его председателем).

Глава муниципального образования не может быть одновременно председателем представительного органа и главой местной администрации. В поселениях с численностью менее 1000 человек допускается совмещение полномочий главы представительного органа местного самоуправления и главы местной администрации, если это предусмотрено уставом данного муниципального образования. Очевидно, что в небольшом поселении нецелесообразно содержать крупный аппарат органов местного самоуправления хотя бы из экономии средств местного бюджета.

Глава муниципального образования имеет следующие полномочия:

1. представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2. подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3. издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4. вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5. если глава муниципального образования является главой местной администрации, ему предоставляется право вето на нормативные правовые акты, принятые представительным органом (оно может быть преодолено большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов).

Глава муниципального образования может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него уставом муниципального образования.

В рамках своих полномочий он издает постановления, распоряжения, приказы.

Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет .

Срок полномочий главы муниципального образования, избираемого представительным органом из своего состава, ограничивается сроком полномочий соответствующего представительного органа .

Полномочия главы муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае:

· его смерти;

· отставки по собственному желанию;

· отрешения от должности в рамках ответственности перед государством;

· признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

· признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

· вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

· его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

· прекращения у него российского гражданства или гражданства иностранного государства - участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

· его отзыва избирателями;

· установленной в судебном порядке его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;

· досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.

Должность главы муниципального образования всегда, даже в случае невысокого уровня своей легитимности (если он избран не населением), играет важнейшую роль в жизни муниципального образования и поддерживается общественным мнением, склонным персонифицировать власть.

6. Местная администрация.

Местная администрация – это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию в установленном порядке.

Она обладает следующими признаками:

· это организационно и функционально автономный орган местного самоуправления;

· является органом общей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности и наделяется правами юридического лица;

· имеет статус обязательного органа в системе муниципальной власти;

· является органом действующим на основе принципа единоначалия (возглавляется единолично главой администрации);

· является постоянно действующим органом местного самоуправления. Законодательство не содержит норм о возможности и порядке прекращения полномочий местной администрации. Институт прекращения полномочий предусмотрен лишь для должностных лиц местного самоуправления, в том числе и глав местной администрации.

Полномочия местной администрации в Законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ или каком-либо ином федеральном нормативном акте не раскрыты. В настоящий момент они определяются как правило уставами муниципальных образований, в связи с чем существенно рознятся в различных муниципальных образованиях. Как правило, администрация в рамках своих полномочий:

· разрабатывает проекты бюджета, смет внебюджетных фондов, планов и программ социально-экономического развития и представляет их на утверждение представительному органу местного самоуправления.

· исполняет бюджет и представляет на утверждение представительному органу местного самоуправления отчет о его исполнении;

· обеспечивает функционирование муниципального жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, муниципальных учреждений, здравоохранения, образования, культуры, других муниципальных учреждений;

  • заключает договоры с коммерческими и некоммерческими организациями об их участии в социально-экономическом развитии района.
  • участвует в пределах ведения в ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, охране общественного порядка;

· распоряжается и управляет муниципальной и иной переданной в управление города собственностью в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления;

· разрабатывает предложения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

· осуществляет исполнение государственных полномочий, переданных муниципальному образованию;

· выполняет в случаях и порядке, установленных городским Советом, функции заказчика по муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ (оказание услуг, поставку товаров) для нужд муниципального образования города;

· готовит и представляет на рассмотрение представительного органа местного самоуправления проекты правовых актов;

· разрабатывает и представляет на утверждение представительному органу местного самоуправления штатное расписание должностей муниципальной службы, а также практические рекомендации по предметам своего ведения;

· представляет интересы муниципального образования в судах общей юрисдикции и арбитражном суде по вопросам ведения;

· выдает разрешение на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, по основаниям, предусмотренным Семейным кодексом РФ, организует работу по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, и иными гражданами;

· организует работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи и призыв граждан на военную службу и т.д.

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. Под структурой местной администрации понимается ее внутреннее подразделение на отраслевые, функциональные или территориальные органы, которые могут носить различные наименования - отделы, комиссии, комитеты, управления и т.п. Также в структуре администрации обязательно отражаются порядок назначения и полномочия руководителей таких подразделений.

Заместители главы местной администрации осуществляют руководство отдельными отраслями местного хозяйства, деятельностью подчиненных им в соответствии с распределением обязанностей структурных подразделений администрации.

Для организационного, правового, информационного и материально-технического обеспечения деятельности местной администрации образуется аппарат местной администрации .

Помимо аппарата, задействованного на обеспечение деятельности руководства местной администрации, для управления отраслями и сферами местного хозяйства создаются специальные структуры управления . Они могут носить различные наименования - департаменты, отделы, управления, комитеты и иные службы.

Комитет - это, как правило, самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе два и более структурных подразделений (отделов, секторов, групп), осуществляющее функции управления более чем в двух отраслях или сферах деятельности и наделенное полномочиями распорядительного характера по отношению к объекту управления. Решения по вопросам, отнесенным к компетенции комитета, принимаются с учетом мнения коллегии, состоящей из руководителей подразделений и иных лиц, входящих в его состав.

Управление - самостоятельное структурное подразделение, имеющее в своем составе отделы, сектора, группы и т.д. и выполняющее функции управления в определенной отрасли или сфере деятельности. Руководство управлением осуществляется на принципе единоначалия.

Отдел - самостоятельное структурное подразделение, как правило, не имеющее в своем составе других служб, выполняющее функции управления в определенной отрасли или сфере. Руководство деятельностью отдела осуществляется его руководителем по принципу единоначалия. Отдел может быть образован и в составе комитета или управления.

Сектор (служба) - структурное подразделение, входящее в состав комитета (управление), численностью, как правило, не более трех человек, выполняющее определенные функции по вопросам, отнесенным к компетенции комитета (управления), не обладающее функцией распорядительного характера и правом юридического лица.

Временные и постоянные комиссии (по назначению пенсий; гражданским обрядам; организации летнего отдыха детей; содействию охране памятников истории и культуры; административные; по делам несовершеннолетних; наблюдательные и др.). Председатели комиссий могут иметь статус заместителей глав муниципальных образований. Комиссии - это коллегиальные органы, и в их составе широко представлены общественность, работники правоохранительных органов, депутаты.

В зависимости от уровня муниципального образования, от особенностей ее экономики, численности жителей и других обстоятельств количество создаваемых органов, их состав, содержание деятельности сильно различаются.

В городских округах, например, действуют структурные подразделения администрации, занимающиеся вопросами здравоохранения, народного образования, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, рынка жилья, инженерной инфраструктуры жилья, архитектуры и градостроительства, транспорта и связи, благоустройства, социальной защиты населения, культуры, физкультуры и спорта, потребительского рынка и услуг, финансов, управления муниципальным имуществом, охраны природы, антимонопольной политики, военнослужащих и военно-мобилизованной подготовки, чрезвычайных ситуаций, международных связей, прессы.

В муниципальных районах созданы подразделения, занимающиеся организацией народного образования, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, архитектуры и градостроительства, культуры, физкультуры и спорта, сельского хозяйства, а также ведающие земельными ресурсами и земельной реформой, управлением муниципальным имуществом, экономикой, охраной природы и др.

В большинстве своем специализированные структурные подразделения наделены правами юридического лица, имеют самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков. Такие структурные единицы местной администрации имеют печати, бланки со своим наименованием и другие реквизиты.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муници-пального образования (табл. 2.3).
Таблица 2.3\r\nЧисленность населения Численность депутатов, не менее\r\nМенее 1000 1\r\nОт 1000 до 10 тыс. 10\r\nОт 10 тыс. до 30 тыс. 15\r\nОт 30 тыс. до 100 тыс. 20\r\nОт 100 тыс. до 500 тыс. 25\r\nСвыше 500 тыс. 35\r\nЕсли численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется; в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.
Так, законом Московской области от 30 марта 2005 г. установлена численность советов депутатов поселений по 36 муниципальным районам области. В Раменском районе среди городских поселений наибольшая численность - 20 депутатов в г. Раменское, наименьшая среди сельских поселений - 10 депутатов. В масштабе области наибольшая численность в городском поселении Мытищи - 27 депутатов.
Представительный орган муниципального района может формироваться по одному из двух вариантов:
состоять из глав входящих в него поселений и депутатов представительных органов, избираемых этими представительными органами из своего состава по норме представительства независимо от численности населения поселения;
избираться на муниципальных выборах. При этом число депутатов от одного поселения не может превышать 2/5 установленной численности представительного органа муниципального района.
По первому варианту представительный орган формируется, если такое решение поддерживается представительными органами не менее чем 2/3 поселений муниципального района. В иных случаях он формируется по второму варианту. Порядок формирования представительного органа закрепляется в уставе муниципального района.
Численность депутатов представительного органа муниципального района не может быть менее 15 человек.
Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, что обусловливает наличие минимально необходимого собственного аппарата, обеспечивающего его работу, и может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 установленной численности депутатов.
Деятельность представительного органа муниципального образования организует глава муниципального образования, а если он является главой местной администрации, - то председатель представительного органа, избираемый этим органом из своего состава.
В исключительной компетенции представительного органа находятся:
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Исключительные полномочия представительного органа охватывают вопросы стратегии и развития муниципального образования, бюджетной политики, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.
Полномочия представительного органа могут быть прекращены досрочно в случаях:
принятия закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования;
самороспуска;
решения суда о неправомочности состава представительного органа;
преобразования муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоян-ной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов из установленной численности представительного органа, а при численности менее 10 человек - один депутат.
Депутаты должны защищать интересы голосовавших за них и против, представлять программу какой-либо партии или могут получить свободный мандат, т.е. руководствоваться лишь законом и своей совестью.
По дееспособности представительного органа принято судить о развитии местной демократии. Определяющая роль представительного органа соответствует теории самоуправления, согласно которой в самоуправляющейся организации объект и субъект управления должен совпадать. Таким субъектом - объектом является население муниципального образования.
В системе власти, действующей в СССР, депутат получал от избирателей наказ, который подкреплялся партийным решением и реализовывался через исполнительную власть. Руководители всех рангов и депутаты были членами одной партии. Теперь за депутатом нет политической силы, способной влиять на исполнительную власть, если он член не правящей партии. Если у власти находится СПС, то она может и не продвигать запрос депутата от КПРФ. Решение простых вопросов жизнеобеспечения зависит от расстановки политических сил.
Начиная с указа Президента РФ (1993 г.), Закона о местном самоуправлении (1995 г.) роль представительного органа понижается Сложилась система, где приоритет имеет исполнительная власть,
JTO позволяет главам районов уходить от контроля, подминать под себя представительную власть, что противоречит Европейской хар- гии местного самоуправления, ратифицированной Россией в 1998 г.

Еще по теме Представительный орган поселения.:

  1. Содействие органов внутренних дел избирательным комиссиям в обеспечении законности при организации и проведении выборов
  2. § 2.2. Правовые основы взаимодействия гражданского общества и органов местного самоуправления
  3. 2.4. Органы местного самоуправления в организационно-правовом механизме обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  4. § 2.1. Парламентская ассоциация как форма ассоциативного сотрудничества законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  5. § 3.3. Участие муниципальных образований в ассоциативных формах сотрудничества органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  6. Полномочия федеральных органов государственной власти по обеспечению законности в деятельности муниципальных органов
  7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления
  8. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению законности в муниципальном образовании
  9. §2. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления и особенности ее осуществления.
  10. §1. Организационно-правовые меры по улучшению муниципального правотворческого процесса.
  11. § 1. Изменение территориальной организации местного самоуправления в рамках муниципальной реформы 2014-2016 гг. (на примере городских округов)
  12. § 2. Трансформация принципа выборности органов и должностных лиц местного самоуправления
  13. § 2.2. Методика проведения проверок исполнения законодательства об отходах в органах местного самоуправления, территориальных отделах Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, хозяйствующими субъектами
  14. § 1. Право государственной и муниципальной собственности на землю в черте поселений

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

И.Ф. Фасеев, ведущий советник аппарата
Комитета Государственной Думы
по вопросам местного самоуправления

"Практика муниципального управления" 2008 №6.

Федеральным законом от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность формирования представительного органа муниципального района делегированием в его состав представителей органов местного самоуправления поселений. Однако при реализации этого положения зачастую возникает множество вопросов и проблем, разрешить которые помогут следующие разъяснения.

До принятия Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) представительные органы всех муниципальных образований формировались путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Пунктом 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ предоставлена возможность формирования представительного органа муниципального района из представителей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района. В этом случае представительный орган муниципального района будет состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и депутатов представительных органов этих поселений, избираемых представительными органами поселений. При этом главы поселений будут входить в состав представительного органа муниципального района по должности, а депутаты представительных органов поселений делегироваться в состав представительного органа муниципального района представительными органами поселений.

Порядок перехода к формированию
представительного органа по принципу делегирования

Порядок перехода к формированию представительного органа муниципального района по принципу делегирования в его состав представителей поселений определен в ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

Для перехода к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселений необходимо, чтобы представительный орган одного из поселений, входящих в состав муниципального района, выдвинул своим решением соответствующую инициативу. В указанном решении должна быть предложена норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также названа дата начала работы сформированного таким образом представительного органа муниципального района. Указанная дата не может приходиться на период правомочности действующего представительного органа муниципального района (сформированного путем избрания на муниципальных выборах). Т. е. сформированный по принципу делегирования представительный орган муниципального района может начать свою работу (приобрести правомочность) не ранее окончания срока полномочий действующего представительного органа муниципального района (абз. 2 ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Для приобретения законной силы инициатива о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселений должна быть поддержана представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, в течение одного года со дня ее выдвижения.

При этом формирование представительного органа муниципального района путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании может быть изменено на формирование по принципу делегирования не ранее чем через два года со дня приобретения правомочности представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ (на муниципальных выборах).

Если инициатива о переходе к формированию представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ (по принципу делегирования) поддержана в течение одного года представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, то выборы в представительный орган муниципального района не назначаются.

Если указанная инициатива поддержана после назначения выборов в представительный орган муниципального района, то она не может быть реализована, т. к. в законодательстве РФ не содержится правовых оснований для отмены решений о назначении выборов, за исключением нарушения порядка принятия данных решений, принятия их неуполномоченным органом или нарушения сроков назначения выборов.

Абзацем 3 ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что порядок формирования представительного органа муниципального района по принципу делегирования закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района. Однако в соответствии с положениями ч. 3 ст. 28 и ч. 4 ст. 44 этого закона проект нормативного акта о внесении изменений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию не менее чем за 30 дней до его рассмотрения и должен выноситься на публичные слушания. Кроме того, действующим законодательством предусмотрена государственная регистрация изменений, внесенных в устав. Понятно, что за один месяц процедура внесения изменений в устав не может быть реализована.

Таким образом, в положениях Федерального закона № 131-ФЗ имеется противоречие между нормами, определяющими порядок приведения устава муниципального района в соответствие с решениями представительных органов поселений о формировании представительного органа муниципального района, и нормами, определяющими порядок внесения изменений в устав муниципального образования. До устранения указанного противоречия норм Федерального закона № 131-ФЗ, по нашему мнению, следует в соответствии с абз. 3 ч. 5 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ в течение одного месяца со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района принять за основу проект решения представительного органа о внесении соответствующих изменений в устав муниципального района, и далее продолжить рассмотрение указанного проекта с внесенными изменениями в соответствии с положениями ст. 28 и ст. 44 Федерального закона № 131-ФЗ.

Порядок делегирования представителей поселений
в представительный орган

Глава поселения входит в состав представительного органа муниципального района по должности, независимо от способа замещения должности главы поселения, определенного уставом поселения: путем избрания на муниципальных выборах или избрания из состава депутатов представительного органа поселения.

Количество депутатов, делегируемых представительными органами поселений в состав представительного органа муниципального района, определяется решением представительного органа поселения, выдвинувшего инициативу о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселений.

Количество представителей поселений в представительном органе муниципального района Федеральным законом № 131-ФЗ не ограничено. Однако при определении количества представителей поселений в представительном органе муниципального района следует учитывать, что представительство каждого поселения должно быть равным (независимо от численности в нем населения) и общее число представителей (депутатов) поселений должно быть не менее 15 (ч. 7 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).

Порядок делегирования представителей поселений в представительный орган муниципального района определяется поселениями самостоятельно и может быть закреплен в уставе поселения или установлен решением представительного органа поселения.

В уставе поселения, решении представительного органа поселения или ином нормативном правовом акте, определяющем указанный порядок, должны быть предусмотрены срок полномочий представителя, порядок выдвижения нового представителя в состав представительного органа муниципального района в связи с окончанием (в т. ч. досрочным) полномочий депутата представительного органа поселения, порядок сложения полномочий представителя по его собственной инициативе и др. основаниям. Также может быть предусмотрена ротация (замена, обновление) представителей поселения в представительном органе муниципального района (за исключением представителя, замещающего должность главы поселения).

В Федеральном законе № 131-ФЗ не определен порядок перехода от формирования представительного органа муниципального района путем делегирования к формированию представительного органа муниципального района путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах, хотя на практике такая ситуация также возможна.

Поскольку решение о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования принимается представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, обратное решение (о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем избрания представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах) должно приниматься представительными органами не менее чем одной трети поселений, входящих в состав муниципального района, т. к. именно в таком случае теряется легитимность ранее принятого решения.

При наличии такого волеизъявления представительных органов поселений представительный орган муниципального района должен назначить выборы в представительный орган муниципального района, определить численный состав депутатов представительного органа муниципального района и прекратить свои полномочия со дня первого правомочного заседания вновь избранного представительного органа муниципального района.

Если решение о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем избрания в его состав представителей населения (депутатов) на муниципальных выборах принято представительными органами не менее чем одной трети поселений, входящих в состав муниципального района, но выборы в представительный орган муниципального района не назначены, то указанные выборы могут быть назначены по решению суда в соответствии с Федеральным законом от 26. 11.96 № 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и Федеральным законом от 12.06.02 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Выбор способа формирования представительного органа

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает два варианта формирования представительного органа муниципального района: на основе прямого голосования на муниципальных выборах или путем делегирования в районный представительный орган глав и депутатов поселений. При этом решение о выборе одного из предусмотренных способов зависит только от представительных органов поселений.

Оценивая положительные и отрицательные стороны этих двух способов формирования представительного органа муниципального района следует отметить, что переход к формированию представительного органа муниципального района по принципу делегирования приведет к усложнению бюджетного процесса не только в муниципальном районе, но и поселениях, т. к. в соответствии с положениями ч. 4

ст. 53 и ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ в муниципальных районах, в которых формирование представительных органов осуществляется по принципу делегирования, расходы бюджетов на решение вопросов местного значения, установленных пунктами 5, 6, 12 - 14, 16 ч. 1 ст. 15, осуществляются в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района. При этом размер указанных субвенций определяется представительным органом муниципального района по единому для всех поселений нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг.

Поселения же, входящие в состав муниципального района, в котором представительный орган избирается на основании всеобщих равных и прямых выборов населением, таких отчислений в бюджет района не производят.

Кроме того, следует учитывать, что за счет указанных субвенций в соответствии с ч. 4 ст. 53 и ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 131-ФЗ решаются такие достаточно затратные вопросы местного значения муниципального района как:

  • содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений;
  • создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями;
  • организация оказания медицинской помощи в пределах компетенции муниципального района;
  • опека и попечительство;
  • организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов.

В условиях, когда вышеперечисленные вопросы местного значения являются достаточно затратными, а подавляющее большинство сельских поселений в настоящее время не имеет значимых собственных доходов, такая бюджетная система приведет к дополнительному изъятию средств из бюджетов городов и поселков и к встречным финансовым потокам, поскольку в бюджетах муниципальных образований значительную долю составляют различного рода дотации, субвенции и финансовая помощь из региональных бюджетов.

Кроме того, при принятии решения о переходе к формированию представительного органа муниципального района путем делегирования в его состав представителей поселения следует учитывать, что глава муниципального района в этом случае может избираться как на муниципальных выборах, так и из состава представительного органа муниципального района (по решению представительного органа муниципального района), но не вправе возглавлять исполнительно-распорядительный орган района в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ. Глава администрации в этом случае должен назначаться по контракту по результатам конкурса, проводимого в соответствии с положениями ч. ч. 2-7 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, с участием в конкурсной комиссии членов, назначенных органами государственной власти субъекта РФ.

Вместе с тем надо учитывать, что назначение руководителя исполнительно-распорядительного органа по контракту может дать позитивный результат в основном в городах. Это обусловлено тем, что в городах есть городское коммунальное хозяйство, сопоставимое по ресурсам с крупной промышленной корпорацией (предприятием), для управления которой требуются специальные управленческие знания и опыт. Поэтому в городах такое разделение полномочий, когда руководитель администрации управляет городским хозяйством, а представительный орган и глава муниципального образования занимаются стратегическими (социально-экономическое развитие, определение приоритетов) и политическими вопросами (взаимодействие с населением, органами государственной власти субъекта РФ), может быть весьма эффективным и оправданным. Не случайно глава администарции, назначаемый по контракту, на профессиональном сленге называется "сити-менеджер".

В районах же, как правило, ситуация совершенно иная. Единого коммунального хозяйства здесь нет. Каким образом будут складываться отношения между органами местного самоуправления района и поселений в условиях, когда депутаты представительных органов поселений и главы поселений будут выступать одновременно и районной властью и поселковой, трудно спрогнозировать. В условиях недостатка ресурсов может быть много конфликтов. Кроме того, велика вероятность того, что главы поселений, занимаясь в своих поселениях текущей работой, а поселковые депутаты, концентрируясь на своих местных проблемах, не смогут эффективно работать в представительном органе муниципального района.

Другая проблема, которая непременно может возникнуть в таких муниципальных районах, в состав которых входит также и город, состоит в том, что изначально представительство городского поселения и сельских поселений в представительном органе будет несбалансировано. Это связано с тем, что и от города с населением 15-40 тыс. жителей, и от каждого из 5 и 10 сельских поселений с общим числом жителей в несколько раз меньшим в представительном органе района будет по равному числу представителей.

Кроме того, при формировании представительного органа муниципального района в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ возможно возникновение конфликтов и проблем, связанных с выражением интересов органов местного самоуправления поселений в представительном органе муниципального района. Как должны голосовать представители поселения, если они, например, не согласны с решением представительного органа поселения по вопросу, рассматриваемому в представительном органе района? Вправе ли представители поселения, из которых сформирован представительный орган муниципального района, голосовать по собственному усмотрению или обязаны голосовать строго в соответствии с решениями органов, представителями которых они являются? Все эти, а также многие другие вопросы могут быть в той или иной степени урегулированы нормативными актами поселений. Однако вряд ли это позволит избежать конфликтов.

Принципиальными недостатками такой системы являются подмена представительства населения в представительном органе муниципального района на представительство органов местного самоуправления, устаревшая по современным представлениям двухступенчатая схема формирования представительного органа муниципального района вместо избрания в орган народовластия представителей населения прямым голосованием, сложность функционирования и взаимодействия всей системы органов местного самоуправления в муниципальном районе в совокупности.

Как правило, в органах государственной власти субъектов Федерации сторонники формирования представительных органов муниципальных районов путем делегирования руководствуются следующим:

  • введение таким образом "квазивертикали" исполнительной власти вследствие обязательности в таком случае назначение главы администрации района по контракту с участием в этом процессе органов государственной власти;
  • снижение затрат (как материальных, так и организационных) для проведения муниципальных выборов в представительный орган муниципального района;
  • уменьшение ответственности за финансовое обеспечение решения ряда затратных вопросов местного значения районов путем перекладывания ее на бюджеты поселений.

Сторонники такого подхода среди депутатов представительных органов и глав поселений, как правило, видят потенциальные преимущества этого способа в том, что:

  • они смогут принимать более широкое участие в решении вопросов местного значения муниципального района (хотя достижение такого же участия возможно и путем выдвижения своих кандидатур от поселения на выборах в представительный орган муниципального района);
  • они смогут решить наболевшие проблемы своих поселений "став одновременно и районной властью", к которой у них накопилось много претензий (однако здесь велика вероятность оказаться у того же "разбитого корыта", поскольку наиболее расходные вопросы местного значения муниципального района в этом случае должны финансироваться за счет субвенций из бюджетов поселений, а в большинстве муниципальных районов бюджетный средства формируются за счет дотаций из региональных бюджетов).

Следовательно, принятие решения о формировании представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений является очень ответственным шагом и должно основываться на анализе преимуществ и недостатков такого способа с учетом реальных возможностей и ресурсов поселений, а также анализе возможных последствий такого решения.

Прежде чем, принимать такое решение органам местного самоуправления поселений целесообразно создать рабочую группу, которой поручить рассмотреть финансовые возможности поселений и района, рассмотреть кадровый потенциал для работы в представительном органе района, проект регламента работы сформированного таким образом представительного органа муниципального района, примерный (модельный) проект бюджета района и бюджетов поселений, смоделировать процедуру рассмотрения и принятия сформированного таким образом районного бюджета. Тогда с открытыми глазами, зная проблемы с которыми предстоит сталкиваться и решать, можно принимать решение, имея заранее заготовленные управленческие наработки. В противном случае, можно сломать хорошо ли, плохо ли работавшую структуру, с большой опасностью, что взамен, фактически, ничего нового не будет создано.

Выносы (на поля статьи)

Федеральный закон № 131-ФЗ для представительных органов муниципальных районов предлагает два альтернативных варианта: либо представительный орган избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо формируется из глав поселений и из депутатов представительных органов поселений с равной независимо от численности жителей нормой представительства.

В cформированном в соответствии с п. 1. ч. 4 ст. 35 представительном органе муниципального района должно быть равное число представителей от каждого поселения, входящего в состав муниципального района, независимо от численности населения в нем.

Порядок делегирования представителей поселений в представительный орган муниципального района регулируется уставом поселения и не может регулироваться уставом муниципального района или правовыми актами представительного органа муниципального района.

Реализация полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района в значительной степени зависит от взаимоотношений с органами местного самоуправления поселений.

Поселениям необходимо закрепить в своих уставах положения, регулирующие вопросы, связанные с дачей согласия на изменение порядка формирования представительного органа района, вынесением предложений о численности представителей от каждого поселения в представительном органе района, порядке выборов представителей поселения в представительный орган района, участием населения в рассмотрении и принятии решений по вышеназванным вопросам.

В системе территориальной власти центральное место занимают представительные (законодательные) органы местного самоуправления. Они являются выборными структурами и наделяются полномочиями представлять интересы граждан, принимать от их имени решения, обязательные для выполнения на территории МО. Рассмотрим далее особенности представительных самоуправления РФ.

Общие сведения

Члены местного самоуправления - это особые субъекты - депутаты, - выражающие волю всего населения, проживающего в МО. Они обеспечивают реализацию прав граждан, голосовавших и за них, и против, а также вообще не участвовавших в выборах, но входящих в местное сообщество. Являясь представителями всего населения, депутатам надлежит в своей деятельности и своих решениях учитывать мнение разных социальных слоев.

Финансирование

Затраты на обеспечение работы представительного органа местного самоуправления муниципального образования закрепляются отдельной строкой бюджета в соответствии с общефедеральной классификацией. Распоряжение (управление) средствами в какой-либо форме в ходе исполнения бюджета не допускается. Исключение составляют случаи финансирования непосредственной деятельности членов представительного органа местного самоуправления. Это предписание направлено на предотвращение несанкционированных расходов бюджетных средств.

Статус

Представительные получают права юрлица и обособленным имуществом. Кроме этого, они:

  • От своего имени приобретают и реализовывают права (имущественные и неимущественные).
  • Могут участвовать в судопроизводстве в статусе истца, ответчика.
  • Имеют печать, штамп, бланки с соответствующей символикой, расчетные счета в банках и кредитных учреждениях.

Общие правила формирования

Основной способ создания представительных органов местного самоуправления - это муниципальные выборы. В них участвует все население. Специфика образования представительного органа может различаться в зависимости от численности проживающих граждан.

Законодательная структура не образуется, если в поселении количество жителей, наделенных избирательным правом, не достигает 100 чел. В таких ситуациях полномочия представительного органа местного самоуправления реализует сход граждан. Если численность жителей, наделенных избирательным правом, больше 100 человек, организуются выборы законодательной структуры.

Сход граждан определяет число членов представительного органа и продолжительность их полномочий. Если от населения соответствующей инициативы не поступило, эти вопросы решаются на основании положений регионального законодательства.

Способы создания

В ФЗ № 131 предусмотрено два варианта образования представительного органа местного самоуправления. Это:

  1. Выбор депутатов населением. Этот вариант считается основным. В этом случае количество депутатов представительного органа местного самоуправления, выбираемых от одного поселения, не должно быть больше 2/5 от общего числа его членов.
  2. Формирование органа из глав поселений, включенных муниципальный район, и депутатов, выбранных с равной нормой представительства без учета численности населения.

Второй вариант реализуется, если соответствующая инициатива была поддержана в течение года с даты ее выдвижения не менее 2/3 поселений. Предложение о применении такого порядка создания законодательной структуры должно оформляться решением представительного органа местного самоуправления, находящегося в границах района. В этом акте должны указываться норма представительства, дата начала деятельности законодательной структуры. Последняя не может при этом устанавливаться ранее дня окончания срока полномочий органа, образованного первым способом.

Нюансы

Свои полномочия представительный орган местного самоуправления может реализовывать при избрании минимум 2/3 от законом установленного числа членов.

Вновь сформированная структура собирается на первое свое заседание в срок, закрепленный уставом муниципалитета. При этом он не должен быть больше 30 дней с даты образования органа в правомочном составе.

Численность членов

Количество депутатов законодательного органа муниципалитета определяется в уставе МО. При этом в ФЗ № 131 могут устанавливаться пределы этой численности в зависимости от вида муниципалитета.

Так, количество членов законодательной структуры поселения, городского округа в т. ч. не должна быть меньше:

  • 7 чел., если проживает меньше 1 тыс. жителей;
  • 10 чел. - при численности 1-10 тыс. чел.;
  • 15 - 10-30 тыс. жителей;
  • 20 чел. - 30-100 тыс. чел.;
  • 25 - 100-500 тыс. жителей.;
  • 35 чел. - больше 500 000 жителей.

В составе представительного органа по муниципальному району не может быть меньше 15 депутатов, а по внутригородской территории города фед. значения - менее 10.

Компетенция

Законодательство закрепляет перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления. Это:

  1. Принятие устава МО, внесение в него дополнений и корректировок.
  2. Утверждение бюджета и отчетов по его исполнению.
  3. Установление, отмена, изменение местных сборов в соответствии с положениями НК.
  4. Принятие программ развития муниципалитета, утверждение отчетов по их выполнению.
  5. Определение порядка распоряжения муниципальной собственностью.
  6. Установление правил принятия постановлений о формировании, ликвидации, реорганизации муниципальных предприятий, тарификации их услуг и работ, кроме случаев, закрепленных федеральным законом.
  7. Утверждение порядка участия МО в межмуниципальном сотрудничестве.
  8. Определение порядка организационного, материального и технического обеспечения работы местных структур власти.
  9. Контроль исполнения территориальными органами и их служащими полномочий.
  10. Принятие решения об отправке главы МО в отставку.

Дополнительные полномочия

Иные вопросы, решение которых может входить в компетенцию представительного органа, устанавливаются федеральным законодательством, законами, уставами субъектов и МО. Законодательная структура в соответствии с указанными нормативными документами может наделяться полномочиями на:

  1. Принятие решения об организации и проведении местного референдума.
  2. Реализацию законодательной инициативы в представительном органе регионального уровня.
  3. Назначение выборов депутатов.
  4. Заслушивание отчетов, представленных должностными лицами администрации МО, руководителей муниципальных организаций, учреждений, предприятий об их текущей работе, внесение по ним представлений.
  5. Назначение выборов главы МО.
  6. Установление правил поступления на должности и освобождения от них руководителей муниципальных организаций, учреждений, предприятий.
  7. Утверждение документации территориального планирования и прочих градостроительных актов.
  8. Назначение голосования по отзыву члена законодательного органа, главы МО, по вопросам перенесения границ муниципалитета и его преобразования.
  9. Утверждение правил реализации нормотворческой инициативы гражданами.
  10. Организацию и проведение слушаний, инициированных проживающим в муниципалитет населением или законодательным органом.
  11. Определение порядка назначения и правил проведения опроса населения.
  12. Утверждение структуры административного аппарата МО.
  13. Установление порядка организации собрания, конференции граждан.
  14. Создание контролирующего органа, определение режима и условий его деятельности, а также его полномочий.
  15. Установление сроков и порядка рассмотрения обращений от населения в органы местной власти МО.
  16. Утверждение списка объектов собственности МО, для создания и преобразования которых необходимо согласие законодательной структуры МО.
  17. Установление правил приватизации муниципальной собственности в соответствии с положениями федеральных законов.
  18. Определение порядка организации конкурса открытого типа по размещению муниципального заказа, финансирование которого осуществляется на бюджетные средства.
  19. Установление правил привлечения заемного капитала, в т. ч. за счет эмиссии (выпуска) ценных бумаг).

Функции

Законодательный орган любого муниципалитета исполняет 3 функции:

  1. Контрольную.
  2. Учредительную.
  3. Правотворческую.

Первая состоит в надзоре за исполнением норм законодательства и иных юридических актов. Учредительная функция выражается в утверждении порядка выборов главы муниципалитета, формирования структур власти в соответствии с положениями устава МО. Ключевой же функцией является нормотворчество. Оно предполагает принятие представительным органом местного самоуправления актов, обязательных для исполнения на всей территории муниципалитета.

Особенности нормотворческого процесса

Правовые акты, принятые представительным органом, в течение 10 дней передается главе МО для подписания и обнародования. Это должностное лицо наделено правом отклонить документ. В таком случае он также в десятидневный срок возвращается представительному органу с мотивированным отказом или с предложениями о внесении дополнений или изменений.

В случае отклонения акта главой муниципалитета законодательная структура должна рассмотреть его повторно. При одобрении документа в ранее принятой редакции (без изменений) большинством, составляющим не меньше 2/3 от установленного количества депутатов, глава муниципалитета обязан подписать его в течение 7 дней и обнародовать.

Специфика контрольной функции

Надзор представительного органа - важнейшее направление его деятельности. Контроль может осуществляться за:

  1. Исполнением бюджета. Финансовый контроль может быть текущим, последующим либо предварительным. В последнем случае в процессе обсуждения и утверждения актов о расходно-доходных статьях, других решений, связанных с бюджетными вопросами, производится анализ последствий их принятия. В рамках текущего контроля проводятся заседания комитетов, комиссий, сформированных при представительном органе. Последующий надзор осуществляется при анализе и утверждении отчетов по исполнению бюджетов.
  2. Реализацией органами и служащими полномочий, связанных с разрешением вопросов территориального значения. Законодательная структура на своих заседаниях заслушивает отчеты главы МО и администрации о результатах их работы, других органов территориального самоуправления, в т. ч. о решении задач, поставленных самим представительным органом перед ними.
  3. Соблюдением положений правовых актов, принятых на муниципальном уровне. При необходимости законодательный орган выносит постановления о внесении в эти нормативные документы изменений и дополнений, проведении проверок их исполнения.
  4. Соблюдением порядка распоряжения и управления собственностью муниципалитета. Этот вид контроля считается обобщающим. В ходе него проводится и финансовая, и правовая проверка.

Организация работы

Она осуществляется в соответствии с положениями устава МО. За организацию работы законодательной структуры ответственен глава муниципалитета. Если это лицо исполняет обязанности руководителя администрации, то из членов представительного органа выбирается председатель. Именно на него возлагаются полномочия по организации деятельности законодательной структуры.

Для предварительного анализа и подготовки вопросов, включаемых в повестку сессии, содействия в исполнении решений, контроля их выполнения формируются комитеты, комиссии и иные структурные подразделения.

Задачи председателя

Глава представительного органа местного самоуправления:

  1. Координирует подготовку заседаний и вопросов, выносимых на обсуждение.
  2. Проводит заседания.
  3. Утверждает распорядок работы органа.
  4. Выступает в качестве представителя законодательной структуры во взаимодействии с местными органами власти этого и других муниципалитетов, организациями и гражданами.
  5. Созывает заседания, доводит до сведения должностных лиц время и дату их проведения, а также проект повестки.
  6. Руководит деятельностью аппарата законодательного органа. Председатель вправе нанимать и увольнять работников, налагать дисциплинарные взыскания, решать вопросы о поощрении.
  7. Координирует работу комиссий и комитетов.
  8. Подписывает протоколы, составленные по ходу заседаний, иные документы, принятые представительным органом.
  9. Реализует другие полномочия, предусмотренные в уставе МО и регламенте законодательной структуры.

Заседания представительного органа

Их периодичность, порядок проведения закрепляются уставом муниципалитета или регламентом законодательной структуры. Заседания - основная форма деятельности органа. Оно не считается правомочным, если в нем участвует меньше половины избранных депутатов. Заседания должны проводиться не реже 1 раза в 3 мес.

Обсуждение вопросов по повестке осуществляется открыто. Благодаря этому любое заинтересованное лицо может присутствовать на заседании. В федеральном законодательстве, однако, предусматриваются случаи, когда обсуждение осуществляется в закрытом режиме.

На заседаниях у каждого депутата есть один голос. Решения принимаются путем открытого голосования.

Представительный орган муниципального образования – это выборный орган местного самоуправления, наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в муниципальном образовании. В исключительных случаях, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек, представительный орган поселения не формируется. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Как уже отмечалось, сход является аналогом представительного органа муниципального образования.

В случае если в поселении численность жителей, обладающих избирательным правом, составит более 100 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа первого созыва устанавливаются законом субъекта РФ. Избирательная комиссия субъекта РФ формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган поселения и осуществляет иные полномочия по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с избирательным законодательством.

Статус представительного органа закрепляется в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ст. 35 и др.), законодательстве субъектов РФ, уставах муниципальных образований, регламентах самих представительных органов.

Наименование представительного органа определяется законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Такое положение Закона не соответствует принципу учета местных традиций. Более целесообразным было бы определять наименование представительного органа в уставах муниципальных образований, как эго закреплял Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ. Теперь же субъекты РФ законодательно определяют наименования органов местного самоуправления. Так, в Свердловской области принят Закон от 22.11.2004 "О наименованиях представительного органа муниципального образования, высшего должностного лица муниципального образования и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования в Свердловской области", ст. 2 которого устанавливает, что в Свердловской области представительный орган муниципального образования именуется "дума".

Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Непосредственно срок полномочий представительного органа законом не устанавливается, поскольку представительный орган в муниципальном образовании носит постоянный характер. Срок же конкретного созыва представительного органа отождествляется со сроком полномочий депутатов. Срок полномочий депутатов представительного органа не может быть менее двух и более пяти лет. Обычно он устанавливается уставами муниципальных образований в четыре года. Хотя целесообразнее было бы подлить срок полномочий депутатов до семи лет, поскольку фактически при четырехлетием сроке полномочий депутаты начинают активно работать только на второй год. Первый год для большинства из депутатов является ознакомительным.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случаях: 1) его роспуска в порядке реализации норм федерального законодательства об ответственности перед государством; 2) принятия указанным органом решения о самороспуске (при этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования; 3) вступления в силу решения суда субъекта РФ о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 4) преобразования или упразднения муниципального образования; 5) утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; 6) увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25%, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные Законом об основных гарантиях избирательных прав.

В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем "косвенных выборов", представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов по своей "квоте".

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, как правило, избираемых на муниципальных выборах. Исключение предусмотрено для представительного органа муниципального района. Представительный орган муниципального района может формироваться двумя способами.

Первый способ (общий). Если специального способа не установлено уставом муниципального района, то депутаты представительного органа избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов от каждого поселения не может превышать двух пятых от установленной численности представительного органа.

Указанный порядок может быть изменен не ранее, чем через два года после первичного формирования представительного органа.

Второй способ (специальный). Если в течение одного года после выдвижения предложения представительные органы не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района, поддержат такое предложение, то представительный орган муниципального района будет состоять из глав поселений, входящих в муниципальный район, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Норму представительства будут определять представительные органы поселений. Однако такой способ формирования возможен только по отношению к представительному органу муниципального района второго и последующих созывов, поскольку данный порядок закрепляется в уставе муниципального района в течение трех месяцев со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Тем самым Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ устанавливает так называемые двухстепенные выборы депутатов представительного органа муниципального района. В подобной ситуации неоднозначным становится статус главы поселения, входящего в состав муниципального района. С одной стороны, это глава своего поселения, с другой же – лицо, входящее в состав представительного органа муниципального района с правом решающего голоса. Депутатом данное лицо называть не представляется возможным, поскольку оно не избиралось в качестве депутата. Тем не менее глава поселения в анализируемой ситуации входит в состав представительного органа. Представительный же орган является выборным. Поэтому представляется, что в данном случае глава – член выборного органа местного самоуправления.

Решение об обратном переходе от двухстепенных выборов к избранию представительного органа муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права принимается в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы и требует поддержки представительных органов не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района.

Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов замещаются по пропорциональной избирательной системе. Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в них, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования. Тем не менее численность депутатов зависит от численности жителей муниципального образования и не может быть менее: семи человек – при численности населения менее 1 тыс. человек; 10 человек – при численности населения от 1 тыс. до 10 тыс. человек; 15 человек – при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек; 20 человек – при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек; 25 человек – при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек; 35 человек – при численности населения свыше 500 тыс. человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района, но не может быть менее 15 избранников.

Структура определяется уставами муниципальных образований и регламентами самих представительных органов.

Возглавляет представительный орган его председатель. В соответствии с уставом муниципального образования председатель может быть избран из состава депутатов представительного органа либо исполнять полномочия председателя представительного органа может глава муниципального образования.

И вновь законодатель ставит очередной вопрос: в каком статусе глава муниципального образования будет входить в состав представительного органа? Закон позволяет исполнять полномочия председателя лицу, как избранному из состава представительного органа, так и избранному на муниципальных выборах в качестве главы муниципального образования. Причем в обоих случаях приоритет отдается должности главы муниципального образования. В качестве лица, входящего в состав представительного органа, глава будет исполнять полномочия председателя. В изначальной редакции Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержал формулировку "являться председателем". Однако впоследствии данная формулировка приобрела иное содержание: "исполнять полномочия председателя".

Если лицо изначально избиралось в качестве депутата, а потом было избрано главой муниципального образования из состава представительного органа, то такое лицо будет одновременно являться и депутатом представительного органа, и главой муниципального образования, и лицом, исполняющим полномочия председателя представительного органа.

Если же лицо изначально избиралось в качестве главы муниципального образования и в соответствии с уставом муниципального образования автоматически входит в состав представительного органа с правом решающего голоса, то депутатом данное лицо назвать нельзя. Статус депутата по должности получить просто невозможно, поскольку депутат – лицо избираемое. Видимо, в этой ситуации глава муниципального образования будет являться одновременно членом выборного органа местного самоуправления.

В любом случае нецелесообразно для развития муниципального хозяйства одному лицу совмещать такое количество полномочий. Однако КС РФ считает, что нормы Конституции РФ подобным положением законодательства не нарушаются. 21 февраля 2002 г. КС РФ было вынесено Определение об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганской областной Думы о проверке конституционности п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ.

Следует оговориться, что ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ содержала аналогичную норму о возможности совмещения главой муниципального образования полномочий лица, входящего в состав представительного органа. По мнению заявителя, указанная норма противоречит ч. 1 и 2 ст. 32 и ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, поскольку препятствует реализации гражданами избирательных прав – права избирать главу муниципального образования и депутата представительного органа местного самоуправления, наделенных каждый своей компетенцией, и быть избранными в качестве таковых; права на осуществление местного самоуправления через своих представителей – депутата представительного органа местного самоуправления и главу муниципального образования, каждый из которых наделен собственными полномочиями. Заявитель указывает, что вхождение согласно уставу муниципального образования главы муниципального образования в состав представительного органа местного самоуправления (с правом решающего голоса и правом председательствовать на заседаниях) фактически означает его руководство представительным органом местного самоуправления, что не согласуется с сущностью местного самоуправления.

КС РФ отметил следующее. Пункт 3 ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ, предусматривая возможность наделения избранного населением главы муниципального образования правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях, устанавливает одну из конкретных гарантий самостоятельности местного самоуправления. Эта норма не носит императивного характера, не обязывает решать данный вопрос именно так, как это ею предусмотрено, а оставляет выбор варианта его регулирования в уставах муниципальных образований на усмотрение самих местных сообществ. Тем самым подтверждается самостоятельность местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий и право на осуществление гражданами местного самоуправления через выборные органы, а также на самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления. Возможность наделения главы муниципального образования правом вхождения в состав представительного органа местного самоуправления не противоречит этим конституционным принципам, поскольку по своей конституционно-правовой природе институт избранного населением главы муниципального образования также имеет представительный характер.

В то же время устав муниципального образования может наделять, а может и не наделять главу муниципального образования правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях. Местное сообщество, кроме того, может вообще не предусматривать в своем уставе должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, поскольку из ч. 1 ст. 130 Конституции РФ вытекает обязательность наличия лишь выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Иные органы и должностные лица местного самоуправления образуются в соответствии с уставами муниципальных образований. Норма п. 1 ст. 16 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ о возможности предусмотреть в уставе муниципального образования должность главы муниципального образования – выборного должностного лица (как и норма п. 3 той же статьи) не носит императивного, обязывающего характера. Поэтому органы законодательной власти субъектов РФ, судебные и иные органы должны исходить из того, что рассматриваемые нормы имеют лишь диспозитивный характер, а потому они не вправе вторгаться в эту сферу самостоятельного решения вопросов местными сообществами, как это гарантировано Конституцией РФ и федеральными законами. Представляется, что данная правовая позиция КС РФ небесспорна.

Что касается полномочий председателя представительного органа, то, как правило, они следующие: представление органа в отношениях с населением муниципального образования, с органами территориального общественного самоуправления, организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления иных территорий; созыв заседания представительного органа, доведение до сведения депутатов и населения времени и места их проведения, а также проекта повестки заседания представительного органа; осуществление руководства подготовкой заседаний представительного органа; председательствование на его заседаниях; подписание нормативных правовых актов и других документов представительного органа; назначение и освобождение от должности руководителя аппарата и других работников представительного органа, обладание правом их приема на работу и увольнения; дача поручений депутатским комиссиям и комитетам по вопросам их ведения; принятие мер по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе представительного органа; заключение договоров от имени представительного органа; осуществление иных полномочий.

Несмотря на столь широкий перечень полномочий, председатель должен быть ведущим среди равных, поскольку по своей сути изначально он является депутатом.

Заместитель председателя избирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в отсутствии председателя исполняет его полномочия. Уставы муниципальных образований либо регламенты представительных органов должны предусматривать количество заместителей председателя. Особенно актуально это стало в связи с тем, что Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ст. 40) установил, что на постоянной основе могут осуществлять свои полномочия не более 10% депутатов. Конечно, существуют примеры, когда председатели представительных органов осуществляют свои полномочия не на освобожденной основе. Однако, как правило, именно председатели и их заместители работают на постоянной основе. И при разработке и принятии уставов муниципальных образований необходимо учитывать как численный состав представительного органа, так и количество депутатов, работающих на освобожденной основе.

Из числа депутатов в представительном органе создаются постоянные или временные комитеты (комиссии). В отличие от комитетов и комиссий Государственной Думы, на местном уровне, как правило, отсутствует разница между терминами "комитет" или "комиссия". Соответствующее наименование устанавливается с учетом исторических и иных местных традиций регламентом представительного органа. И уже регламент представительного органа вправе определять постоянный или временный характер комиссий и комитетов. Например, в Екатеринбургской городской Думе названные структурные подразделения именуются комиссиями, независимо от постоянного или временного характера создания. В Первоуральской же городской Думе такие подразделения носят наименование "комитеты".

Постоянные комитеты (комиссии) в рамках своих направлений обычно: осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов представительного органа; разрабатывают проекты решений и иных правовых актов; организуют проведение депутатских слушаний; готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение представительного органа; содействуют депутатам, помощникам депутатов в их деятельности.

Как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету; по муниципальной собственности; по муниципальному хозяйству; по социальной защите и здравоохранению; по развитию образования, науки; по местному самоуправлению.

Численный состав комитета (комиссии), как правило, не может быть менее трех депутатов. Депутат не может быть членом более чем двух постоянных комитетов (комиссий).

Депутат может быть председателем только одного постоянного комитета (комиссии).

Для подготовки рассматриваемых вопросов и организации депутатских слушаний комитет (комиссия) может создавать рабочие группы с привлечением депутатов, представителей государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений, а также специалистов и ученых. Комитеты (комиссии) вправе запрашивать у органов государственной власти и местного самоуправления, иных организаций, должностных лиц материалы и документы, необходимые для их деятельности, если это не противоречит законодательству.

Деятельность временного комитета (комиссии) ограничивается конкретным сроком или выполнением определенной задачи.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности представительного органа, его должностных лиц, рабочих органов и депутатов представительный орган образует аппарат.

Руководитель аппарата представительного органа назначается председателем представительного органа. Руководители структурных подразделений, специалисты и служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат, как правило, включает в себя юридический отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

Депутаты представительного органа, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят во фракции. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в представительном органе, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты, избранные в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения). Кроме того, во фракцию может входить и один депутат. Порядок деятельности фракций устанавливается законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом представительного органа муниципального образования. Было бы логичнее, чтобы порядок деятельности фракций регулировал не закон субъекта РФ, а муниципальный правовой акт.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той партии, в составе списка кандидатов которой он был избран. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию, может быть членом только той партии, во фракцию которой он входит. Депутат, избранный в составе списка кандидатов партии и вступивший в партию, которая имеет свою фракцию в представительном органе муниципального образования, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Несоблюдение же перечисленных выше требований влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

Таким образом, федеральный законодатель попытался предусмотреть оптимальный состав и численность представительного органа с учетом того, что конкретная его структура будет определяться муниципальными образованиями самостоятельно.