Презентация на тему "устройство римской республики". Устройство римской республики. древний рим где был расположен рим? где был расположен рим? Выборы консулов и принятие законов

Класс: 5

Цели:

  • Образовательная :
  • подвести учащихся к пониманию устройства республики Рим, найти различия устройства Рима и Афин, помочь осмыслить, что Афинская республика демократическая, а Римская – аристократическая, объяснить значения новых понятий – равноправие, Форум, Марсово поле.
  • Воспитательная :
  • воспитывать уважительное отношение к народам Афинской и Римской республик, чувство ответственности за свои учебные обязанности
  • Развивающая : развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Оборудование урока: карта «Древний Рим», мультимедиопроектор, таблицы на доске, рабочая тетрадь, компьютер, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, дидактический материал, диск издательства «Просвещение».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение Древнего Рима, а значит перед нами несколько проблем:

1. Узнать, каково устройство республики Рим, как осуществлялось управление Римской республикой.
2. Сравнить с управлением в Афинской республике.
3. Понять, почему Афинская республика – демократическая, а Римская – аристократическая.

(Презентация . Открывается слайд с планом урока)

План урока

1. Выборы консулов.
2. Сенат и его роль в Риме.
3. Римские законы.

– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока «Устройство Римской республики»
– На прошлом уроке вы узнали о возникновении Римской республики и завоеваниях Римом Италии. Вспомните и скажите, когда был основан Рим?(753 г.до н. э.)
– Где был основан Рим? (На семи холмах, на Аппенинском полуострове)
– Как называли древнейших жителей Рима? (Патриции)
– А какая группа населения еще проживала в Риме? (Плебеи)
– Обратите внимание на одежду патрициев и плебеев (откройте стр. 212 учебника и расскажите об особом виде одежды, показ на диске)
– Какое управление было в древнем Риме?

– Какие изменения произошли после изгнания последнего 7-го царя? (Решили больше не приглашать, а правление передать народу)
– Как называется форма устройства, когда глава государства избирается народом? (Республика)
– А какая форма еще вам известна? (Монархия)
– Назовите государства, которые вы изучали, были республикой? (Афины)
– Когда в Риме установилась республика? (509 г. до н.э.)
– Как изменилось управление? (Стали на собрании выбирать 2 консулов сроком на 1 год)
– Кто такие консулы? (Правители из патрициев)
– Чем были не довольны плебеи и за что они боролись?
– Кто такие народные трибуны?
– Расскажите о них (показ на диске)

3. Переход к новой теме

– После 200 летней борьбы плебеи стали полноправными гражданами (работа с понятием – равноправие ). На должности консулов и других должностных лиц избирали из патрициев и плебеев. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение рабства в 326г. до н.э.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы рассмотрим управление Римской республикой и попытаемся сравнить с управлением в Афинской республике.

В III веке до н.э. Римская республика имела 3 органа власти:

Народное собрание – консулов – Сенат

– Запишите в тетради 3 органа власти.
По прежнему в Римской республике – высший орган власти – Народное собрание – состояло из мужчин – патрициев и плебеев, богатых и бедных, знатных и незнатных.
– Вспомните, какие вопросы решало собрание? (Выбирало должностные лица – консулов, народных трибунов,
принимало законы,
объявляло войну и заключало мир,
заслушивали отчет консулов,
могли привлечь к ответственности за неправильные действия)

– Послушайте, как выбирали консулов и какие они решали вопросы (стр. 41-42 учебника), работа с понятием – Марсово поле . Для выборов народных трибун и принятия законов граждане собирались на Форуме – главной площади города (запись понятия). Выступать с предложением могли с консулами народные трибуны. Остальные должны без обсуждения голосовать.

КОНСУЛЫ
Управляли государством
Предлагали новые законы
Набирали войско
Командовали армией

– Консулы избирались сроком на 1 год. За исполнение должностей денег не платили. Богатые одевали кандиду – белоснежный плащ, символ того, что совесть консула чиста, как их плащ.
– Запишите должностные обязанности консулов в тетради.
– Обратите внимание: законы предлагали только консулы или другие должностные лица, а остальные без обсуждения голосовали за или против. Из бывших консулов избирали цензоров, которые вели переписку, следили за нравом, оценивали имущество. Особо важную роль играл Сенат. После борьбы плебеев Сенат пополнялся из бывших консулов и трибунов без всяких выборов. Сенат состоял из 300 человек, все они пожизненно являлись членами Сената.

СЕНАТ
обладал огромной властью
ведал казной
разрабатывал новые законы
судил римлян

– Запишите обязанности Сената
Сенат ни перед кем не отчитывался и не нёс ответственности за свои ошибки. В случае, если стране грозила опасность, назначался диктатор на полгода (единоличный правитель). Заседание Сената обычно вел консул. При обсуждении, даже если был не согласен с мнениями Сената, консулу приходилось соглашаться (показ схемы управления)
Диктатор командовал войском. У римлян войско было сильным, хорошо обученное и специально для воинов – легионеров по особому плану строили лагерь, даже если останавливались на одну ночь, разбивали лагерь (показ на диске строительства лагеря).
– Римлян считали самым законопослушным народом. Именно у них появились первые письменные законы. Законы Сената называли «Двенадцати таблиц» . У римлян мы заимствовали основные положения законов. Например, что закон не имеет обратную силу. Современные законы опираются на римское право.

– На уроке вы узнали об управлении Римской республикой, а теперь попробуем сравнить управление в Афинах и Риме, найдем различия по нескольким направлениям и сходство.
Пользуясь учебником, записями в тетради учащиеся пытаются найти ответы по схеме на доске, учитель обобщает и записывает на доске, дети в тетради.

Различия в управлении:

по принятию законов
по оплате должностей
по деятельности Сената

Общее в управлении:

по форме устройства
принадлежности высшей власти

Республиканское устройство

в принятии законов

оплата должностей

Итог: оба государства являлись республиками, но Афины называют демократической
– Что такое демократия? (Власть принадлежит народу)
– Рим – аристократической республикой т. к. власть реально принадлежала нескольким десяткам богатым патрициям и плебеям.

5. Закрепление: (решение тестовых заданий)

6. Выставление оценок с комментированием учителя

7. Домашнее задание



ДРЕВНИЙ РИМ Где был расположен Рим? Где был расположен Рим? Как был основан город Рим? Как был основан город Рим? Чем занимались и где жили римляне? Чем занимались и где жили римляне? На какие группы разделялось римское население? На какие группы разделялось римское население? Как и почему образовалась в Риме республика? Как и почему образовалась в Риме республика?












Выборы консулов Ежегодно в предрассветных сумерках одного из ______ дней на _________ поле широкой равнине за городской стеной сходились на Собрание ________ Рима. На высоком берегу _______ взвивался ________ флаг знак того, что Риму не грозит ничье вторжение. Из городских ворот являлся консул, его сопровождали двенадцать ________. Раздавался звук трубы. Жрецы провозглашали, что боги милостиво приняли жертву. Так Народное собрание приступало к выборам _________ на будущий год. Каждый гражданин получал ________, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов вновь раздавался звук трубы и объявлялись имена ______ победителей. Консулом мог стать как ________, так и _________ гражданин. Однако в Риме за исполнение должностей ______ не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. летних Марсовом граждане Тибра красныйликторов консулов табличку двух богатыйбедныйденег



Римом управлял СЕНАТ из 300 человек. Это звание было пожизненным. Каждый год граждане выбирали из сенаторов государственные должностные лица. СЕНАТ И ЕГО РОЛЬ В РИМЕ. 8 преторов избирались для того, чтобы стать судьями Управляли всеми делами в Сенате 2 консула. 4 эдила наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища 20 квесторов следили за состоянием казны Цензоры - руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры При черезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, сроком на 6 месяцев. 2 консула 8 пре́торов 4 эдила 2 цензора 20 квесторов Диктатор Сенат не перед кем ни отчитывался и не отвечал, за свои решения



Слайд 2

Сегодня на уроке:

  • Познакомимся с устройством Римской республики;
  • Выясним, как осуществлялось управление римским государством;
  • Выясним, какие нововведения в армии способствовали захвату огромных территорий;
  • Слайд 3

    План:

    • Выборы консулов и принятие законов.
    • Сенат и его роль в Риме.
    • Римское войско.
  • Слайд 4

    Выборы консулов.

    Причины борьбы патрициев и плебеев:

    1. ) уравнивание в правах патрициев и плебеев
    2. ) снять долговую кабалу (326 г. до н.э.)
    3. ) получить доступ к общегосударственным землям
  • Слайд 5

    Ежегодно в предрассветный час одного летнего дня на Марсовом поле(широкая равнина за городской стеной) собирались на Собрание граждане Рима. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг, который свидетельствовал о том, что Риму ничего не угрожает. Когда распахивались ворота, из них в окружении 12 ликторов появлялся консул. Раздавались звуки трубы, и жрец возвещал о том, что боги приняли жертву. И народное собрание приступало к выбору консулов на следующий год.

    Слайд 6

    Функции консулов.

    1. проводили наборы в войско
    2. созывали Народное собрание
    3. предлагали новые законы
    4. могли отменить распоряжения друг друга, поэтому им приходилось договариваться о принятии решения
    5. во время войны один консул находился в Риме, а другой при войске (но если опасность была велика, то оба консула присутствовали на войне)
  • Слайд 7

    Сенат и его роль в Риме.

  • Слайд 8

    Римское войско.

    1. вооружение, позволявшее одному и тому же бойцу вести как дальний, так и рукопашный бой.
    2. построение войска подвижными отрядами, дававшее возможность успешно сражаться на пересечённой местности.
    3. умение строить походные лагеря – крепости
    4. суровая военная дисциплина
  • Слайд 9

    • Поступая на службу в армию, новобранец давал клятву верности.
    • Прежде это было обещание исполнять приказы своих командиров, затем - клятва верности императору.
  • Слайд 10

    Военная подготовка была очень тяжелой. Каждый день все воины легиона тренировались в плавании, беге, прыжках, метании дротика и фехтовании. Трижды в месяц войско совершало маршброски на 30 км. Воины шли в быстром темпе:со скоростью 6,5 и даже 8 км в час.

    Легионеры учились строить и разбирать военный лагерь

    Слайд 11

    Голову тяжеловооружённого легионера защищали шлем, грудь и спину – панцирь, живот – широкий кожаный пояс с металлическими бляхами.

    Слайд 12

    Он разбивался по чётко установленному единожды плану- в форме четырёхугольника. Посланные вперёд командиры выбирали ровную местность. Флажками замечалось расположение стоянки: проводились две пересекающие главные улицы лагеря. В конце улиц были ворота.