Причастие в церкви: что это такое? Вера православная - евхаристия

Причастие – один из важнейших церковных обрядов, называемых таинством . В чём его суть? Она состоит в следующем. Человек рассматривается церковью как существо не только материальное, но и духовное. Поэтому и пища ему нужна также и духовная. Во время Причастия человек получает Святые Дары – Тело и Кровь Иисуса Христа. В реальной жизни это выглядит как вкушение хлеба и вина, посредством которого человек очищается от грехов и готовится вступить в жизнь вечную.

В Евангелии от Иоанна об этом таинстве сказано: кто будет причащаться плоти и крови Сына Человеческого, тот получит вечную жизнь и будет воскрешён в Судный день. А также посредством его произойдёт воссоединение с Богом.

Для чего совершается таинство

Таким образом, для соединения с Богом и обретения извечной жизни нужно причащаться. Подобно тому, как земное исцеление при заражении крови происходит путём её замены на здоровую, душа, заражённая грехом, нуждается в поступлении к ней крови Христа. Так же, как больной орган заменяют здоровым, путём поглощения тела Христа под видом хлеба исцеляется душа. В Священном Писании говорится: после причастия Христова Кровь «течёт в наших жилах», и мы становимся ему «сотелесными».

Входя в душу человека Христос излечивает её от страстей и «язв», наполняет животворящими соками, успокаивает, даёт радость. Тем самым происходит духовное совершенствование и причащение уже во время земного пути к пути небесному, вечному. То есть, причастие – это своего рода дорожка в царствие небесное, залог того, что человек достигнет его по завершении Страшного Суда.

Как всё начиналось

Другое названия причастия – Евхаристия. О но произошло из греческого языка и переводится как благодарение . Обряд, во время которого верующие причащаются, носит название Литургии – общественного служения. Может совершаться как ночью, так и поутру. В православной церкви это главное таинство, её основа и сердцевина. Без него сама Церковь невозможна , как невозможно построить здание, не имея фундамента. Это действо установлено самим Сыном Божиим во время Тайной вечери с учениками в преддверии страстей Господних – его страданий на кресте.

Когда Иисус с учениками сидели за вечерней трапезой, он взял хлеб, совершил над ним благословение, затем преломил его и раздал своим последователям. После этого взял чашу с вином, возвёл благодарственную молитву Богу за его милость к людям и также передал сотрапезникам. Эти действия он сопроводил словами о том, что хлеб есть его тело, а вино – его кровь , вкушать их нужно, так как отданы они будут во имя прощения человечества за его грехи. А также Иисус призвал причащаться Святым Дарам в память о нём.

После вознесения Христа на небо ученики, «преломляя хлеб» в седмицу, являвшуюся тогда первым днём недели, молились, пели псалмы, читали Святое Писание и исповедовались. Временами трапеза продолжалась до утра. Постепенно такие действия трансформировались в церковную службу, которая сегодня состоит из двух частей – вечернего богослужения и утреннего – , включающей в себя Причастие.

Частота и чистота причащения

На заре Христианства Причастие проводилось каждое воскресенье. Сегодня отцы церкви рекомендуют приобщаться к этому таинству не реже одного раза в месяц. Тем, кто не имеет такой возможности – хотя бы четыре раза за год , приурочивая Причастие к постам. Минимальная частота участия в Евхаристии – ежегодное Причастие.

Существуют ситуации, когда люди рассматривают себя как грешников недостойных вкушать Кровь и Тело Господа. Есть и другая крайность – частые походы к Причастию, исполняемые формальным образом, без полагающейся подготовки, без нужного эмоционального настроя, без должного трепета и осознания святости обряда.

Оба подхода являются глубоко ошибочными. В первом случае ошибка состоит в том, что, по большому счёту, любой из нас грешен в силу самой человеческой природы. А таинство Причастия и существует для исправления этой греховности, очищения от неё и приобщения к благодати. И после каждого осознанного и подготовленного участия в обряде человек становится лучше и чище. Во втором случае, при вкушении вина и хлеба «для галочки» никакого приближения к вечному блаженству не будет.

Чтобы Евхаристия соответствовала её предназначению, она должна осуществляться верующими как неотъемлемая часть непрерывного процесса духовного совершенствования в сочетании с присущими ей атрибутами – , исповедью, молитвами, добрыми делами. Здесь в помощь будет непосредственное общение с духовником, который сможет руководить религиозной жизнью своего «чада».

Как готовиться к приобщению Святым Дарам

Духовная подготовка

По образному выражению святых отцов, готовясь к Евхаристии, человек должен готовиться к встрече с Сыном Божьим . Ведь он причащается Крови и Плоти его.

Конечно, будучи человеком воцерковлённым, нужно соблюдать религиозные правила: изучать Священное Писание, обращаться с молитвами к Господу, исповедоваться в совершении грехов, воздерживаться от скоромной пищи в пост. Но только этого недостаточно. Человек должен вести постоянную внутреннюю работу, направленную на воспитание в себе таких качеств, как любовь к людям, добросовестность, ответственное отношение к долгу, терпимость и миролюбие.

Если обратиться к Евангелию от Матвея, то можно найти такие строки. Придя к жертвеннику, и, вспомнив, что он состоит в ссоре с братом, человек должен прежде помириться с ним, а затем обращаться к Богу с дарами и молитвами. То есть, чтобы правильно подойти к обряду Причастия, нужно уладить свои «мирские» дела. Разобраться в своих отношениях с близкими, и, если есть конфликт, обиды, нарекания – постараться исправить ситуацию, наладив покой в семье и среди друзей. А после этого сходить на , облегчить свою душу и привести в порядок мысли.

Кто может причащаться? Важно знать, что причащаться может только тот, кто крещён по православному обряду . Тем самым он становится одним из членов Церкви и может быть допущен к Евхаристии. Нужно помнить, что препятствием к участию в обряде является тяжкий грех. Его совершение требует особой работы над собой и деятельного раскаяния. Одним из установлений церкви является девиз: «Вера без дел мертва». Из него следует, что мало замаливать грехи, нужно исправлять свои ошибки и стараться не совершать их впредь, совершать добрые дела.

Таким образом, подготовка к Причастию состоит в следовании правилам. Необходимо: покаяние в грехах, соблюдение поста и молитвенных бдений — при условии, что делается это искренне и прочувствованно.

Как сказано в Первом Послании к Коринфянам апостола Павла, идя к Причастию, человек испытывает себя. И, если «кто ест и пьёт недостойно», при этом «не рассуждая о Теле Господнем», «тот ест и пьёт осуждение себе». Из этих слов можно сделать вывод: когда верующий берёт в руки хлеб и чашу с вином, он должен понимать, что это не просто пища, а приобщение к высшему смыслу бытия, к истинной вере, к её сути, к божественной сущности. И делать это нужно с благоговением и трепетом, так как во время священного действа Евхаристии Бог открывается человеку, а человек Богу.

Как готовиться фактически

Как проводится обряд

Первое причастие

Как причащаются дети впервые? Первый раз ребёнка причащают непосредственно после обряда крещения. Считается, что после этого он попадает под «присмотр» своего ангела-хранителя, который будет с ним всю жизнь.

В таинстве вместе с ребёнком желательно участвовать его родителям – биологическим и крёстным. Кто-то из них подносит дитя к Чаше. Они также должны подготовиться накануне, следуя тем же правилам, что и при причащении взрослого: соблюдая пост, исповедуясь и читая молитвы.

Когда ребёнка готовят к причастию, если ему не исполнилось трёх лет , его можно кормить непосредственно перед проведением обряда утром, но не позже чем за полчаса. Иначе он может срыгнуть, находясь в церкви.

Нужно позаботиться о том, чтобы накануне вечером он не перевозбуждался, лёг пораньше и хорошо выспался.

  • участие в шумных играх,
  • просмотр большого количества мультфильмов,
  • прослушивание громкой музыки,
  • употребление шоколада.

Тогда во время службы он не будет капризничать. А также нужно позаботиться о комфортной одежде, которая не будет мала или велика и должна соответствовать сезону, так как детскому организму особенно вредно как переохлаждение, так и перегревание.

При поднесении ребёнка к святой Чаше, его кладут на правую руку и аккуратно придерживают, не давая размахивать ручками и толкнуть наполненный сосуд или держащую её руку священника.

Если ребёнку не исполнилось семь лет, его не исповедуют. Когда он совсем маленький, его имя произносят родители, впоследствии он должен делать это самостоятельно.

Наблюдаются случаи, когда нездоровые дети сразу после первого Причастия чувствовали себя гораздо лучше и даже выздоравливали окончательно. Если малыша не удалось причастить во время крещения, желательно сделать это сразу, как только представится возможным. Как правило, служители церкви рекомендуют причащать детей регулярно, например, по воскресеньям. Церковь рассматривает первую Евхаристию, как ступеньку к восхождению к полноценной религиозной жизни.

После участия в святом таинстве Причастия, если соблюдены все правила,человека охватывает чувство радости, благодарности к Богу за его милосердие, стремление к чистой и красивой жизни в лоне Христианской Церкви.

Подготовленным, за три дня до него следует отказаться от скоромной пищи, т.е. соблюдать пост, а после двенадцати ночи вообще не принимать ее и не пить. Также воздержитесь от супружеских отношений. Нельзя переступать порог женщинам во время циклов. Соблюдайте эти несложные правила, и таким образом вы достигнете физического очищения. Чтобы ваша душа была готова к совершению этого священнодействия, старайтесь не совершать в течение трех дней до сколь-нибудь неблаговидных поступков, не бранитесь, не сквернословьте и не целуйте кого-либо. Чтобы ваши помыслы были чистыми, искренне простите всех своих недругов и примиритесь с теми, с кем находитесь в ссоре.Причастие часто называют «приобщением Святых Христовых Тайн». Поэтому причащение очень важно для каждого верующего христианина. Однако частота совершения этого обряда зависит от духовного состояния человека. Если вы впервые решили пройти процесс причащения, обратитесь к священнику, у которого собираетесь исповедоваться. Он «оценит» степень вышей воцерковленности и расскажет о сроках и способах подготовки к причастию.Церковное совершается только по воскресным и праздничным дням. Конечно, это не светские , а те дни, которые определены по . Таинство причастия совершается за утренней Божественной литургией. Если вы действительно ощутили потребность в исповедовании и дальнейшем причастии, в канун этого действа посетите вечернюю службу, а дома прочитайте три канона: покаянный канон, каноны Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю. Перед тем как отправиться в церковь, прочитайте канон «Последование ко Святому Причащению». Конечно, если у вас нет церковной литературы, вы можете пропустить эту «ступень» подготовки к таинству причастия. Но без исповеди вы не будете допущены к обряду причащения, потому что по православным обычаям это большой грех. Дети до семи лет, которые по церковным канонам считаются в этом возрасте младенцами, допускаются до причастия без исповеди. Также можно пройти обряд причастия без исповеди, если вы покрестились не более недели назад.Сам обряд выглядит так: во время богослужения выносят чашу с небольшими кусочками освященного и разбавленным водой вином. Над ней молитвы, призывая святой дух Иисуса Христа. Православные складывают на груди руки и по очереди подходят к чаше. Назвав свое имя, данное при крещении, они получают святые дары, проглатывают их, утирают подготовленным полотенцем рот и целуют чашу. После вкушения «плоти и крови Христовой» верующий получает благословение священнослужителя, целует его руку и отходит, уступая место другим желающим . В конце службы следует еще раз подойти к кресту и поцеловать его.

Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) - приобщение; μετάληψις - принятие) ( – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) - благодарение) - , в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего , после чего верующие потребляют их во оставление и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение ), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его и .

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

Кого священник может не допустить до Причастия?

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений. Хороший вопрос. разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?
Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?
Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?
Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение. Почему? Потому что может быть привыкание и в этом случае, если человек, образно выражаясь, шагает в Причастие, открывая дверь ногой, тогда ему нужно сделать перерыв. Когда же он причащается с трепетом и чувствует, что этот трепет из души не ушел, он это может делать хоть каждую неделю.

игумен Пётр (Мещеринов) :
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (). Я есмъ путь и истина и жизнь (). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. ).

священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии ().

святой († 1923):
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

святой праведный Иоанн Кронштадский:
Бедствие для души - долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

Церковная жизнь наполнена разными правилами и обрядами. Но существует один самый главный - это Таинство Причастия. Однако, необходимо знать, как именно причаститься в церкви. Иначе можно нарушить строгие церковные порядки. Считается, что это наносит Богу оскорбление, не надо допускать такого греха. Поэтому следует серьезно подойти к данному вопросу.


Что такое Причастие

Перед тем, как причаститься в церкви, необходимо несколько дней посвятить подготовке. Это самое важное Таинство из семи, которые есть в Православии. Аналогичные таинства есть у католиков. Протестантские церкви по-разному относятся к этому вопросу.

Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. До момента крестной смерти Спасителя люди приносили в жертву животных, как прообраз будущих испытаний Сына Божьего. После того, как Он воскрес, отпала необходимость в других приношениях. Поэтому теперь молитвы читаются над хлебом и вином. Ими же совершается Причастие.

Зачем же в церкви требуют, чтобы прихожане причащались и исповедовались? Как это сделать правильно? Это символ единения Бога с человеком. Сам Христос заповедал, чтобы люди так поступали. Таинство превращает хлеб и вино в Тело и Кровь Иисуса. Принимая их, верующий принимает в себя Господа. Он поддерживает свои духовные силы на должном уровне.

Причастие дает большой «заряд» духовности. Особенно важно, чтобы это Таинство совершалось над больными, умирающими. Живые должны к нему приступать регулярно. Как минимум - один раз в пост, желательно и в каждый большой праздник.


Как подготовиться к причастию

К таинству в Православной церкви не допускают всех подряд. Нужно выполнить ряд условий:

  • быть православным христианином;
  • выдержать строгий пост (минимум 3 дня);
  • прочитать все необходимые молитвы;
  • сходить на исповедь после Всенощного бдения;
  • прийти утром на Литургию.

Только при исполнении всех этих условий прихожанин сможет правильно причаститься в Церкви. В некоторых храмах исповедь принимают не накануне вечером, а утром во время службы. Но тогда получается, что во время Богослужения люди отвлекаются на стояние в очередях. Лучше все же исповедоваться, когда не надо торопиться и вокруг нет столпотворения.

Без исповеди к Таинству допускаются:

  • младенцы (дети до 6 лет) - однако их нежелательно кормить перед службой;
  • те, кто накануне принял Крещение - но им тоже необходимо поститься, а также прочесть молитвы.

Пост должен быть строгим - требуется отказаться от всей животной пищи (мясо, рыба, все молочное, яйца). Сориентироваться поможет церковный календарь. Там указывается, какие продукты разрешены. В некоторые дни и растительное масло может быть под запретом. Для больных и пожилых людей священник может сделать исключение, но вообще послаблять пост не принято. Также нельзя пить после 12 ночи и до самого момента Причастия.


Как правильно исповедаться в церкви

Многих также волнует вопрос, как правильно исповедоваться в церкви - мешает смущение, неопытность. Но чтобы доказать Богу свое твердое стремление исправиться, придется побороть свои страхи. Священник является лишь свидетелем, он видел и слышал многое, так что вряд ли получится его сильно удивить. Но перед тем, как подойти к духовнику, надо подготовиться.

Поскольку многих на исповеди охватывает волнение, существует традиция записывать свои грехи на листочке. В конце исповеди батюшка забирает этот «список» и рвет его, в знак того, что Господь все прощает. Для составления исповеди можно воспользоваться специальной брошюрой, или просто взять 10 заповедей и подумать, чем согрешили против каждой.

  • Не стоит на исповеди обвинять других, тем самым оправдывая свое отрицательное поведение. Пример: жена накричала на мужа и говорит, что он «сам виноват», потому что пришел пьяный. Пусть так, но в любой ситуации надо сдерживаться, действовать с любовью, без оскорблений. Как и исповедоваться в церкви необходимо, рассказывая лишь о себе, а не о других.
  • Не нужно также хвалиться тем, что против некоторых заповедей грехов нет. Да и так ли это? Прелюбодеянием считается не только физическая измена, но даже мысли о ней. Курение - медленный вид самоубийства, а это тягчайший грех. К тому же курящий вредит и окружающим, усугубляя вину. Необходимо каяться в этом грехе, ведь христианин должен поддерживать порядок не только в душе, но и следить за здоровьем тела.
  • Не нужно спорить со священником. Это сугубый грех, за который могут вообще отлучить от причастия. Скорей всего, есть вещи, которые пока вам непонятны. Следует поразмышлять над тем, что было сказано.

Не существует каких-то строгих правил, регулирующих, что говорить в церкви во время исповеди. Важно проявлять искреннее желание исправиться. Духовники обычно помогают тем, кто испытывает затруднения, задают вопросы. Нет необходимости перечислять каждый грех, название которого вычитано в книгах. Многие имеют общий корень - гордость, жадность, нежелание работать над собой, нелюбовь к ближним.

Молитвы и богослужение

После того, как названы грехи, священник покроет голову епитрахилью (часть облачения, длинная вышивая полоса), прочитает специальную молитву. Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки, выслушать наставления, если они будут. Затем необходимо пойти домой, чтобы готовиться дальше.

Перед тем, как причаститься, следует прочитать ежедневное молитвенное правило и специальные причастные каноны. Они публикуются во всех молитвословах. Канон - это вид церковной поэзии, который настраивает душу на нужный лад. Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться.

После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром, если будет время, только не во время Литургии, а до нее. Причастное правило иногда разбивают на несколько частей, чтобы прочитать в течение трех дней. Но тогда не достигается необходимый настрой. В случае сомнений надо спросить совета у батюшки - он скажет, как лучше поступить.

Надо стараться в дни поста сохранять спокойствие духа, ни с кем не ссориться, или вся подготовка пропадет. Многие святые отцы учат, что воздержание от определенной пищи не так важно, как воздержание от гнева, дурных поступков.

  • На Литургию необходимо прийти без опозданий.
  • Маленьких детей обычно приносят на Причастие позже - священник подскажет, во сколько подойти.
  • Женщинам не стоит сильно душиться и краситься - Церковь это не светская тусовка, а Храм Божий.
  • Если в церкви сделали замечание - лучше не обижаться, а поблагодарить и отойти в сторону.
  • Если после исповеди совершили какой-то грех, надо постараться найти своего духовника, рассказать ему об этом. Обычно перед Причастием один из священнослужителей выходит из алтаря, чтобы поддерживать порядок.
  • Перед тем, как идти к Чаше, надо сложить руки на груди, чтобы правая была сверху. Земные поклоны сделать заранее!

Если человек только принял Крещение, он обязан прийти на ближайшую Литургию. К Причастию его допустят без исповеди. В противном случае «христианин» демонстрирует полное пренебрежение ко всему, на чем строится духовная жизнь. Крещение как ритуал не гарантирует спасения, для этого необходимо постоянно совершенствоваться.

Теперь вам известно, как правильно причащаться и исповедоваться в церкви. Со временем большинство вопросов отпадает само собой, вчерашний новичок становится опытным прихожанином. Да будет принятие Святых Христовых Тайн во спасение души и тела!

Как правильно исповедаться впервые

Как правильно причаститься и исповедаться в церкви was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Таинство Причастия установлено Самим Господом на тайной вечери - последней трапезе с учениками в пасхальную ночь перед Его взятием под стражу и распятием.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч . «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

Вкушение Плоти и Крови Христовых в Таинстве Евхаристии есть действие не символическое (как полагают протестанты), но вполне реальное. Не все могут вместить эту тайну.

«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.

Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.

…………………………………………

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…………………………………………

С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 53–58, 60, 66).

Рационалисты пытаются «обойти» тайну, низводя мистику к символу. Гордецы воспринимают недоступное их разуму как оскорбление: Лев Толстой кощунственно называл причастие «каннибализмом». Для иных это дикое суеверие, для кого-то анахронизм. Но чада Церкви Христовой знают, что в Таинстве Евхаристии они под видом хлеба и вина воистину причащаются Тела и Крови Христовых в Их сущности. Действительно, человеку не свойственно употреблять в пищу сырые плоть и кровь, и потому при Причащении Дары Христовы сокрыты под образом хлеба и вина. Тем не менее под внешней оболочкой тленной материи сокрыто нетленное вещество Божественной природы. Иногда, по особому соизволению, Господь приоткрывает сие покрывало тайны, и дает видеть сомневающимся подлинную природу Святых Даров. В частности, в моей личной практике было два случая, когда Господь восхотел дать увидеть причащающимся Тело и Кровь Свою в их подлинном виде. Оба раза это были первые причастия; в одном случае человека в Церковь из своих соображений послали экстрасенсы. В другом причиной прихода в храм было весьма поверхностное любопытство. После столь чудесного события оба стали верными чадами Православной Церкви.

Как хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно . Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

Итак, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

Как проходит Причастие в Церкви?

К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До́лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами. Перед Причастием следует прочесть определенные Церковью и составленные святыми отцами молитвы, которые так и называются: «Последование ко Святому Причащению»; эти молитвенные тексты присутствуют, как правило, во всех изданиях православных молитвословов (сборники молитв). Точный объем чтения этих текстов желательно обсудить с тем священником, к которому вы обращаетесь за советами и кто знает специфику вашей жизни. После совершения Таинства Причастия положено прочитывать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении». Наконец, готовясь принять в себя - в свою плоть и в свою душу - Страшные своим величием Тайны Тела и Крови Христовых, должно очиститься телом и душой. Этой цели служат пост и Исповедь.

Телесный пост предполагает воздержание от вкушения скоромной пищи. Продолжительность поста перед Причастием, как правило, до трех суток. Непосредственно в канун Причастия до́лжно воздерживаться от супружеских отношений и с полуночи не положено вкушать никакой пищи (по сути дела не есть и не пить ничего с утра перед службой). Впрочем, в конкретных случаях возможны существенные отступления от этих норм; обсуждать их следует, опять же, индивидуально.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» - св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.