Примерное распоряжение о предварительном согласовании земельного участка. Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка. Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка

Если земельные участки принадлежат государству, понадобится написать заявление на предварительное согласование, после чего предполагается, что государственный орган разрешит предоставление земли в долгосрочное использование или же в частную собственность. Образец этого документа, особенности процедуры, возможные причины для отказа подробно описаны в статье.

Основным нормативным актом федерального уровня, который регулирует вопросы по передаче федеральных территорий или региональных (в том числе на уровне районов) частным или юрлицам, является Земельный кодекс. В разных пунктах 39 статьи раскрывается содержание заявления, список необходимых документов, условия предоставления земли и т.п.

Важно также обратить внимание на федеральный закон №171, который действует уже три года (с марта 2015).

Основное отличие состоит в том, что теперь земля предоставляется в частное владение или в длительную аренду только путем организации специальных аукционов, за исключением редких случаев. Еще одно отличие – теперь четко определен список случаев, когда земля предоставляется во владение или в аренду бесплатно (как частным гражданам, так и юридическим лицам). Ключевые изменения наглядно описаны в таблице.

статья ЗК суть изменения подробное описание
39.3 участки, реализующиеся без торгов
  • для некоммерческих организаций, которые были созданы частными гражданами с целями ИЖС (а не для ведения бизнеса);
  • территория для организации собственного хозяйства, разведения огорода, сада;
  • участки, предоставленные компаниям на условия бессрочного пользования.
39.5 земля, которая предоставляется частному лицу или компании в собственность бесплатно
  • для религиозной или благотворительной организации, которая имеет в собственности недвижимость на этих участках для выполнения соответствующих целей;
  • для многодетных семей, которые имеют 3 и более родных и/или приемных детей несовершеннолетнего возраста.
39.5, 39.9, 39.20 территории, которые предоставляются в аренду без торгов
  • с объектами, которые принадлежат гражданину на основании права оперативного управления;
  • земли, которые государство или местные органы передали некоммерческим организациям, образованным частными гражданами, для ИЖС;
  • участки, которым владеет компания на основании права их бессрочного использования;
  • всем лицам, с которыми представители госорганов (федеральных или муниципальных) подписали договор о поэтапном развитии территории (под застройку).

Кто и на каких основаниях может получить землю

Получить земельный участок из федеральной или муниципальной собственности может любая категория лиц:

  • граждане (в том числе и те, которые занимаются официальной предпринимательской деятельностью).
  • юридические лица любой формы собственности, занимающиеся коммерческой деятельностью;
  • некоммерческие организации – религиозные, общественные объединения, благотворительные структуры и т.п.;
  • иностранные компании, их филиалы и другие структуры (на всех этапах процедуры согласования они подают соответствующие документы о регистрации, причем дополнительно нужно принести и перевод на русский язык, который проверяется и визируется нотариусом).

Обратиться может как лично заявитель (сотрудник компании или ИП), так и представитель его интересов, действующий в соответствии с доверенностью, также подписанной нотариусом.

Территория может быть предоставлена по разным основаниям, но процедура согласования будет одинаковой (с незначительным отличием перечня бумаг):

  1. Решение местного или федерального государственного органа о бесплатной передачи земли в собственность (например, многодетной семье) или же на праве бессрочного пользования.
  2. Приобретение участка у государства (соответственно, заключается договор купли-продажи).
  3. Аренда этой территории за определенную плату (с местными или федеральными органами подписывается договор аренды).
  4. Бесплатное предоставление участка для его дальнейшего использования (безвозмездно) на определенных условиях (только для личных целей, без получения коммерческой выгоды).

В любом случае заинтересованное лицо должно обратиться в тот государственный или муниципальный орган, в ведении которого непосредственно находится данная территория (вне зависимости от того, есть официальные границы у земли или же придется проводить дополнительные работы по межеванию для установления пределов).

Для этого собирается необходимый пакет документов (список приведен ниже) и составляется заявление, в тексте которого формулируется просьба о предварительном согласовании, после чего решается вопрос о том, что в случае положительного ответа будет предоставление земельного участка.

Перечень документов для подачи

Наряду с заявлением необходимо приложить перечень документов, который определяется законодательством:

  1. Паспорт гражданина или учредительные документы (для юридических лиц).
  2. Документы, которые подтверждают право лица на передачу территории без конкурса. Это может быть договор о том, что земля будет осваиваться (комплексное освоение) или выписка из реестра юрлиц, которая подтверждает особый статус организации (например, религиозное или общественное объединение) и т.п.
  3. Если до сих пор не была проведена процедура межевания на местности, подают также схему расположения участка (т.е. в будущем предполагается официально обозначить границы и составить соответствующие документы).

Мнение эксперта

Саломатов Сергей

Эксперт по недвижимости

Если составляется заявление о предварительном согласовании, и впоследствии предполагается разрешение госоргана о предоставлении земельного участка, расположенного в лесу, дополнительно необходимо сделать соответствующий проект территории.

Образец и правила составления заявления

Согласно действующим правилам в документе заявитель должен отразить такую информацию:

  1. ФИО, адрес по паспорту, контактные данные (а в случае с компанией или общественным объединением – номер регистрации, кроме тех случаев, когда заявителем является иностранная организация).
  2. Кадастровый номер, который присвоен данному земельному участку.
  3. Если предполагается образовать участок, подаются данные соответствующего решения (название, номер, дата).
  4. Причина, по которой заявитель может получить территорию без организации проведения специальных аукционов (например, религиозное учреждение, многодетная семья и т.п.).
  5. Для каких задач будет использован земельный участок, (его предоставление в любом случае должно пройти все этапы предварительного согласования): в заявлении приводятся официальные формулировки, например: «для ИЖС».
  6. Вид права, по которому предполагается переход территории: собственность, аренда или использование без заранее определенного срока.
  7. Если землю предполагается передать заявителю взамен той, что была изъята федеральным или муниципальным органом, следует дополнительно вписать реквизиты соответствующего решения (номер, дата, название).

Документ заполняется в печатном или рукописном виде – разборчиво, без исправлений и помарок.

Мнение эксперта

Саломатов Сергей

Эксперт по недвижимости

Заявление составляется строго в соответствии с описанными правилами. Уполномоченное лицо принимает его в работу в тот же день. Однако в течение 10 рабочих дней сотрудник может принять решение об отказе, если документ содержит не всю информацию или если заявитель приложил не все необходимые бумаги. Причины возврата указываются в письменном виде.

Способы подачи и сроки рассмотрения заявления

Подать обращение можно несколькими способами – лично или через представителя:

  1. Личный визит в местную Администрацию или в федеральное ведомство, которое владеет участком.
  2. Личный визит в МФЦ (сроки рассмотрения могут увеличить на 1-2 рабочих дня).
  3. С помощью передачи письма через почту (заказное письмо с описью вложения – перечнем всех документов; копии паспорта заверяются нотариально).
  4. С помощью портала Госуслуги, на котором предварительно нужно зарегистрироваться и подтвердить свои данные.

Ответ в виде соответствующего решения представителя Администрации придет тем же способом, каким было подано обращение (или так, как указал заявитель). Заявление, в котором гражданин или юрлицо формулирует просьбу о предварительном согласовании, принимается в день обращения, а само решение по предоставлению или непредоставлению земельного участка сотрудник обязан принять в течение 30 календарных дней. Услуга предоставляется бесплатно всем гражданам и компаниям, в том числе иностранным, вне зависимости от количества попыток обращения.

Ответом служит соответствующее распоряжение, в котором представитель Администрации подтверждает факт предварительного согласования. В документе подробно прописывают все сведения об участке (кадастровый номер, данные о заявителе и т.п.). Распоряжение действует в течение 2 лет , и если оно не было задействовано в течение этого срока, необходимо обратиться снова.

Возможные причины отказа

Кроме очевидных случаев, когда переданы не все документы или в бумагах есть неточности, фактические ошибки, нечитаемый текст и т.п., основания для отказа могут быть такими (достаточно любого одного из перечисленных признаков):

  1. Нет возможности передать территорию лицу, заявившему на него свои права – например, земля не для ИЖС, а для коммерческой деятельности или не для религиозной организации, а для частной компании (в тех случаях, когда такая возможность не предусмотрена).
  2. Участок образован, но его границы необходимо уточнить – есть ошибки в схеме, неточности.
  3. Участок образован, но его расположение противоречит нормам земельного законодательства (например, он частично или полностью входит в природоохранную зону, на закрытую территорию федерального подчинения и т.п.).
  4. Территория уже предоставлена некоммерческой компании или же гражданам, которые ведут дачное хозяйство, обустраивают огород или сад для личных целей (в том числе и для ИЖС или комплексного развития).
  5. На территории уже стоит здание или объект высокой степени готовности (его строительство пока не завершено), которое является собственностью других частных лиц или компаний.
  6. На земле стоит объект, которым владеют федеральные или муниципальные органы власти.
  7. Уже принято решение о том, что настоящая территория будет использоваться для целей федеральных или муниципальных органов.
  8. Земля находится на территории, которая определена договором о развитии.
  9. Земля находится на территории, подпадающей под уже подписанный договор, по которому предполагается комплексное развитие.
  10. Участок на данный момент является объектом аукциона (или уже поступило соответствующая информация о том, что торги будут проводиться в ближайшее время).
  11. Площадь превышает максимальный показатель, который разрешен по законодательству.
  12. Нет определенной категории данной территории – сельскохозяйственные, населенных пунктов и т.п. (или не определен вид ее использования).
  13. Фактическая площадь территории превышает заявленную в документах более, чем на 10%.

1. В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

5. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не осуществляется.

6. В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.

7. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

9. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
12) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).

10. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:
1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.

11. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

12. При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

13. В случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка;
4) в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ;
5) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.

14. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.

15. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.

16. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

17. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Комментарий к статье 39.15 ЗК РФ

В случае если земельный участок, в предоставлении которого заинтересовано лицо уже образован, сразу подается заявление о предоставлении земельного участка на соответствующем виде права без торгов, при этом необходимо руководствоваться ст. 39.17 ЗК РФ.

Документы, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены ст. 11.3 ЗК РФ.

Исходя из комплексного анализа положений ч.3 ст. 25, ч.4 ст. 27, ч.7, 9 ст. 38 ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- в случае если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

________________
См.: Письмо Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 года N 29478-ИМ/Д23.

Предусмотренный этап предварительного согласования предоставления земельного участка не является аналогом ранее действующего предварительного согласования места размещения объекта. Так, сейчас предусмотрена обязанность заинтересованного гражданина или юридического лица самостоятельно подготовить схему размещения земельного участка или указать земельный участок, образование которого предусмотрено проектом межевания территории и на который претендует указанное лицо.

При этом уполномоченный орган вправе отказать в утверждении схемы и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка только при наличии оснований, предусмотренных законом. Данный подход представляется более продуктивным, чем действующий порядок, предусматривающий подбор земельного участка органом местного самоуправления, по мнению которого в большинстве случаев свободные участки для заявленных целей просто отсутствуют.

Во-вторых, существенное отличие указанных процедур - отсутствие необходимости получения согласований в целях принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Это обусловлено тем, что возможность использования земельного участка в соответствии с тем или иным видом разрешенного использования должна решаться не в каждом конкретном случае индивидуально, а определяется при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

Важным представляется закрепленное в п.4 комментируемой статьи правило о рассмотрении заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в порядке их поступления. Отсутствие четкого регулирования данного вопроса ранее нередко приводило к спорам и злоупотреблениям на местах. Особенно актуальным в настоящий момент законодательное закрепление данного положения видится в связи с тем, что оно определяет и очередность рассмотрения схем расположения земельных участков, местоположение которых может совпадать.

Последствия поступления в уполномоченный орган схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории при наличии на рассмотрении органа иной схемы расположения земельного участка, предусматривающих полное или частичное совпадение таких земельных участков, урегулированы п.6 комментируемой статьи (в этом случае рассмотрение поступившей позднее схемы приостанавливается до принятия решения в отношении ранее поступившей схемы).

Наличие в комментируемой статье п.5 обусловлено тем, что в целях более точного определения местоположения границ образуемого земельного участка, обеспечения их совместимости с местоположением иных земельных участков, подлежащих образованию, отображения их на публичной кадастровой карте установлено общее требование о подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа.

Однако, учитывая отсутствие в большинстве случаев специальных знаний и технических возможностей у граждан, для них предусмотрена возможность осуществлять подготовку схемы в целях образования земельного участка для его предоставления без проведения торгов по выбору гражданина - в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п.9 ст. 11.10 ЗК РФ).

Уполномоченный орган обязан обеспечить такой "перевод" схемы без взимания платы с заявителя, а срок на выполнение указанного действия, учитывая отсутствие специальных оговорок в комментируемой статье, не может влиять на общий срок рассмотрения заявления, установленный комментируемой статьей.

В случае если земельный участок подлежит образованию, не являются поводом для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка такие основания, как несоответствие разрешенного использования земельного участка заявленным целям, отсутствие установленного вида разрешенного использования земельного участка, неотнесение земельного участка к определенной категории земель. В этом случае решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка (п.10).

Указанное правило не распространяется на случаи, когда обращаются с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, границы которого подлежат уточнению, или с заявлением о предоставлении земельного участка. В данном случае для решения вопроса соответственно о предварительном согласовании предоставления земельного участка и о предоставлении земельного участка до обращения в уполномоченный орган следует установить и (или) изменить вид разрешенного использования земельного участка, категорию земель в общем порядке, установленном законодательством.

В соответствии с ч.21 ст. 34 Закона N 171-ФЗ, в случае если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка, в отношении которого не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель.

При этом принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Установление вида разрешенного использования земельного участка и отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.

Субъекты РФ до 1 января 2020 года наделяются правом принимать решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, в предварительном согласовании предоставления земельного участка по иным основаниям, предусмотренным законами данных субъектов РФ, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2016 года (ч.29, 31, 32 ст. 34 Закона N 171-ФЗ).

Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ в соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Срок п.14 сокращен по сравнению со сроком действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, который составлял 3 года (п.8 ст. 31 ЗК РФ). Это связано с тем, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка увязан с аналогичным сроком действия решения об утверждении схемы размещения земельного участка (п.15 ст. 11.10 ЗК РФ). При установлении данного срока также учитывалось, что в период действия такого решения не допускается утверждение иных схем расположения земельных участков, местоположение которых частично или полностью совпадают.

Кроме того, двухлетний период представляется достаточным сроком для выполнения кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ. Следует также отметить, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в большей степени гарантирует защиту прав и законных интересов заявителей, чем ранее действовавшее решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

Консультации и комментарии юристов по ст 39.15 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.15 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Заказать

Внимание!

Новые поправки в законе, поможет разобраться бесплатная консультация юриста по земельным вопросам

С марта 2015 года Земельный кодекс содержит обязательное требование о покупке государственной или муниципальной земли или получения ее на условиях аренды с открытых торгов.

Положениями отдельных статей Земельного кодекса предусмотрена возможность приобретения земельных участков без проведения торгов в исключительных случаях, к которым относится продажа или аренда:

  • участков, находящихся в составе земель, выделенных некоммерческой организации, для индивидуального жилищного строительства, лицам являющихся ее членами на основании решения общего собрания;
  • участков членам ДНТ и СНТ;
  • земли собственникам объектов недвижимости, расположенных на них;
  • земельных участков, предоставленных юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование;
  • разовая аренда для завершения строительства объектов, расположенных на участке;

Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка?

Для оформления права на земельный участок требуется его постановка на государственный кадастровый учет. Для чего необходимо нанять кадастрового инженера, что бы он составил паспорт земельного участка. Все работы проводятся за счет лица, имеющего намерение приобрести участок. Для того, что бы быть уверенным, что земельный участок отвечает требованиям законодательства и может быть продан или предоставлен в аренду была введена дополнительная процедура, как предварительное согласование предоставления земельного участка.

Данная процедура проводится до того, как кадастровый инженер приступит к работе. Для идентификации земельного участка и определения его характеристики требуется одновременно с предварительным согласованием проводить утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В конечном виде порядок предоставления земельного участка состоит из следующих этапов:

  • Подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
  • Обращение с заявлением установленного образца о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • Принятие органом исполнительной власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • Проведение кадастровых работ;
  • Оформление договора купли-продажи, аренды;
  • Проведение государственной регистрации права на земельный участок.

Схема расположения земельного участка

Для оформления прав лиц на земельные участки, предоставленные в аренду или собственность без торгов, требуется подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и дождаться решения уполномоченного органа.

До получения одобрения предварительного согласования нужна схема расположения участка, которая выполняется на основании топографических данных и раскрывает сведения о приблизительных координатах представляемого земельного участка и ее площади. В схеме должен быть обозначен кадастровый номер участка.

Схема расположения участка дает представление о возможности использования земли по ее функциональному назначению и соответствия проекту планирования территории. По условным координатам можно определить является ли она муниципальной или государственной собственностью, и какой у него вид разрешённого использования.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка

После получения схемы расположения земельного участка в местную администрацию муниципального образования надлежит подать заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленной форме.

Заявление должно содержать следующую информацию:

  • ФИО гражданина или наименование юридического лица с указанием адреса и реквизитов, с приложением паспорта или учредительных документов;
  • основание, по которым производится получение земельного участка без организации торгов, согласно нормам Земельного Кодекса;
  • указание на право пользования: собственность или аренда;
  • цель использования земли;
  • сведения о принятом решении об утверждении схемы расположения участка;
  • домашний или юридический адрес заявителя или адрес его электронной почты для связи с ним.

К заявлению должны о предварительном согласовании предоставления земельного участка быть приложены следующие документы:

  • копия решения об утверждении схемы расположения земельного участка;
  • схема расположения земельного участка;

В случае несоответствия поданного заявления установленному образцу, уполномоченным органом, может быть вынесено постановление о его возврате на доработку и устранению замечаний.

Срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет 30 дней, по происшествие которых должно быть принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения или об от отказе.

Причины отказа в предварительном согласовании предоставления участка

Порядок предоставления земельных участков без организации торгов предполагает принцип равных возможностей, согласно которому все граждане и юридические лица имеют право на его приобретение в собственность или в аренду наравне с заявителем.

С указанной целью муниципальные органы обязаны опубликовать в средствах массовой информации и в Интернете извещение о наличии заявления о предоставлении земельного участка, содержащей сведения о нем и его характеристиками. Объявление должно быть установленной формы и должно содержать:

  • о праве любых заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка в течение тридцати дней со дня опубликования извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже или на право заключения договора аренды;
  • адрес и порядок подачи заявлений;
  • дата окончания приема указанных заявок;
  • описание местоположения земельного участка;
  • кадастровый номер и площадь земельного участка;

При отсутствии желающих приобрести участок в течение 30 дней с момента выхода объявления муниципалитет должен удовлетворить поданное заявителем прошение путем принятия распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы его расположения.

Если имеются лица, готовые приобрести заявленный земельный участок на аналогичных основаниях, то должны быть объявлены торги для выявления победителя, который получит желаемое имущество.

Основания для отказа

Основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка могут быть следующие обстоятельства:

  • Несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены;
  • схема расположения земельного участка проведена с нарушением норм Земельного кодекса;
  • схема расположения земельного участка противоречит утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, или нарушает порядок пользования особо охраняемой природной территории;
  • с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое не имеет права на его приобретение без организации торгов;
  • земельный участок уже является объектом пользования на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
  • если участок занят объектами недвижимости;
  • земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
  • земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой другим лицом заключён договор о его развитии;
  • земельный участок уже выставлен на аукцион, проводимый на сайте torgi.gov.ru.
  • площадь земельного участка для ИЖС, садоводства и огородничества, превышает предельный размер, установленный законодательством;
  • на участке запланировано строительство объектов федерального, регионального или местного значения;

Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка - 2 года. Данное решение является основанием для предоставления земельного участка.

Предварительное согласование предоставления земельного участка один из этапов оформления имущественных отношений с муниципальными органами. Процедура направлена на защиту интересов лиц, как заявителя, так и владельцев земельных участков во избежание нарушения их прав землепользования и предоставления его другим лицам.

Уважаемый Алексей! Здравствуйте! По уму бы почитать решение об отказе. А так, согласно ч.9 ст.39.15 ЗК РФ

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Как Вы пишите:

Спустя две месяца получил отказ по след. причине: «образование данного земельного участка недопустимо в соответствии с требованиями п.2 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, а именно в отношении территории, на которой планируется размещение земельного участка, отсутствует проект планировки. Таким образом, формирования участка может препятствовать рациональному использованию данной территории»

В соответствие же с п.2 ст.11.10 ЗК РФ

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

При этом (п.16 ст.11.10 ЗК РФ):

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

По уму надо реально смотреть Ваши документы, так как схему расположения готовил кадастровый инженер.

Если СР ЗУ составлена верно, то на отказ надо подавать административное исковое заявление в порядке ст.ст.218-223 КАС РФ (главное не упустить срок - три месяца со дня получения отказа - ст.219 КАС РФ, государственная пошлина - 300,00 руб. - ст.333.19 НК РФ).

Если же «косяк», то, да смысла обжаловать нет, как и менять испрашиваемый ВРИ ЗУ.

Повторю надо все смотреть.