Приостановление государственной регистрации при ликвидации. Основания, порядок и сроки приостановления государственной регистрации. Правовые основы приостановления государственной регистрации

Организация подала Заявление в связи с изменением местонахождения юр.лица. ФНС просит пояснения, говоря, что это стандартная процедура на 30 дней при смене ИФНС. Законно ли это?

Вопрос. ООО подало Заявление Р13001 в связи с изменением местонахождения ЮЛ (Смена региона и ФНС). Получили ответ: «Принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц сведений об адресе местонахождения юридического лица». ФНС просит пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц. Но в налоговой пояснили, что это стандартная процедура на 30 дней при смене ИФНС. Самостоятельно я не нашла таких сроков при приостановлении регистрации. Хочу подавать жалобу. На какую статью сослаться? Так предоставлять документы не нужно (как пояснили в регистрирующем органе) а просто ждать 30 дней. Законно ли это?

Ответ. Налоговая инспекция действительно имеет право принять решение о приостановлении регистрации на один месяц в случае если у нее имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Это следует из положений пункта 4.2 и абз. 2 п. 4.4 ст. 9 Закона о государственной регистрации.

Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются:








Чтобы избежать проверки, в инспекцию стоит подать документы, которые подтверждают права на помещение.

Документы должны подтверждать, что одно из указанных ниже лиц имеет право пользования на помещение по новому адресу:

  • само общество;
  • его участник с долей не менее 50 процентов;
  • директор общества;
  • иное лицо, которое может действовать от имени общества без доверенности.

Лицу, которое имеет право пользования, нужно иметь:

  • договор, который подтверждает право на помещение. Например, договор аренды. Он должен предусматривать, что арендодатель не возражает против регистрации общества по адресу помещения. Если такого условия нет, от собственника можно получить гарантийное письмо об этом. Договор не нужен, когда собственник помещения - одно из перечисленных выше лиц;
  • свидетельство (его копию) о праве собственности или выписку из реестра.

Внимание! Собственник помещения может направить в налоговую инспекцию письмо с просьбой не регистрировать организации по этому адресу.

В такой ситуации инспекция вправе отказать в регистрации ООО по адресу помещения (подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации , подп. 5 п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Если собственник сначала направил письмо в инспекцию, а потом заключил договор аренды и согласился на регистрацию ООО, обществу нужно получить гарантийное письмо, в котором собственник даст согласие на регистрацию.

2. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ
О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Статья 9. Порядок представления документов при государственной регистрации

4. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

4.1. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4.2. Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

г) проведения осмотра объектов недвижимости;

д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

4.3. Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

4.4. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.

3. Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@

2. Основаниями для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, являются:

1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:
указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;

4) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица, о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений, либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;

5) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);

6) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:
в реорганизации участвуют два и более юридических лица;
в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам.

Отвечает Владислав Волков,

заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

Предлагаю рассказ о сравнительном новом явлении в области государственной регистрации юридических лиц – приостановлении государственной регистрации.

Примерно с июня сего года мне регулярно поступают обращения по таким сложностям при государственной регистрации юридических лиц: мол, подали документы на государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице (в связи со сменой руководителя, адреса, участников, проведением реорганизации, ликвидации) на сайте (ФНС России – nalog.ru) указана дата готовности документов, прошло время, а информации о принятом решении нет или в назначенное время выдали какое-то «решение о приостановлении государственной регистрации».

Творится такое, как говорят, на благо бизнеса и других пользователей информационного ресурса – Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), для обеспечения достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

В моем распоряжении отсутствует официальная статистика по регистрирующим органам страны, а в сервисе сайта ФНС России информация о принятых регистрирующими органами решениях о приостановлении государственной регистрации также пока не отражается. Мнение о масштабах рассматриваемого явления субъективно и основывается на увеличивающихся обращениях доверителей и информации от коллег, в том числе из других регионов. Помочь лично всем столкнувшимся с приостановлением государственной регистрации не получится, поэтому предлагаю свое видение и рекомендации.

Текст получился длинным, поскольку правовое регулирование сосредоточено как в законах, так и подзаконном акте, из которых для удобства посчитал необходимым привести подробные цитаты (а у подзаконного НПА еще и объемное название).

Приостановления делаются для обеспечения достоверности ЕГРЮЛ.

Действительно, благое дело – обеспечение законного принципа публичной достоверности Единого государственного реестра юридических лиц, (далее – ЕГРЮЛ), который провозглашен еще с 2014-го года:

«Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.» (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

Для практической реализации данного принципа до 2016 г. «не хватало нормативной базы», т.к. имелась норма, возлагающая на регистрирующие юридических лиц органы обязанность провести «проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений»:

«До государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.» (п. 2 ст. 51 ГК РФ)
Нормы о порядке и сроке проведения такой проверки достоверности появились в законе (Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пп. 4.2., 4.3. ст. 9) только с 2016 г.в результате вступления в силу изменений, внесенных Федеральный закон от 30.03.2015 N 67-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

А формирование нормативной базы для реализации принципа завершилось и он «заработал» только после вступления в силу соответствующего подзаконного нормативного акта ФНС России – Приказа ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@.

Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (зарегистрирован Минюстом России 20 мая 2016 г., регистрационный № 42195) вступил в силу 5 июня 2016 г. и вскоре, а в некоторых регионах и ранее, началось его активное применение регистрирующими органами на местах.

  • Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»
  • Письмо ФНС России от 03.08.2016 N ГД-4-14/14127@ «О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных до 1 августа 2016 года и имеющих признаки недостоверности»

Названные два письма содержат указания, направленные на обеспечение проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ с установлением регулярных отчетов пред «центром» о выполнении мероприятий. Фактически эти письма «подстегнули» регистрирующие органы еще активнее бороться за достоверность включаемых в ЕГРЮЛ сведений. Надо полагать, чтобы на будущее сократить себе «поле» для проверки достоверности уже включенных в ЕГРЮЛ сведений.

В результате регистрирующие органы с упорством и постоянством затягивают сроки государственной регистрации, принимая решения о приостановлении государственной регистрации. Срабатывает принцип: «лес рубят, щепки летят» - увеличение сроков государственной регистрации путем приостановления не всегда является законным.

Правовые основы приостановления государственной регистрации

Государственная регистрация должна осуществляться в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено законом. Государственная регистрация юридических лиц при создании (кроме создания путем реорганизации) и внесение в ЕГРЮЛ записей о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации осуществляется в срок не более чем три рабочих дня (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 13, п. 1 ст. 13.1. Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»)

С начала 2016-го года правила о сроках государственной регистрации имеют исключение в связи с возможностью приостановления государственной регистрации. Теперь для обеспечения достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений закон предусматривает:

«Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.

Решение о приостановлении государственной регистрации принимается в пределах срока, предусмотренного для такой государственной регистрации. При этом течение указанного срока прерывается.

В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.

Решение о приостановлении государственной регистрации выдается или направляется заявителю способом, указанным в пункте 4 статьи 23 настоящего Федерального закона.» (п. 4.4. ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Получается, приведенная норма определяет правовые основы применения регистрирующими органами приостановления государственной регистрации, а именно:

  1. виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации;
  2. условия применения приостановления;
  3. момент начала применения приостановления;
  4. время действия приостановления;
  5. требования к содержанию решения о приостановлении;
  6. способы уведомления заявителя о принятом решении

Рассмотрим правовые основы приостановления государственной регистрации подробно.

1. Виды сведений, при включении которых в ЕГРЮЛ допускается приостановление государственной регистрации:

  • включаемые в связи с реорганизацией юридического лица (тут, считаем, идет речь как о внесении записей о начале процедуры реорганизации, так и о завершении процедуры реорганизации: создании юридических лиц путем реорганизации в форме слияния, разделения, выделения, преобразования, прекращении деятельности путем присоединения и смешанной реорганизации);
  • включаемые в связи с ликвидацией юридического лица (тут, если понимать буквально, то можно утверждать, что речь идет именно о завершении ликвидации, т.к. применительно к этому моменту в законе используется выражение «государственная регистрация в связи ликвидацией». С другой стороны, по тексту закона понятия «государственная регистрация» и «включение сведений» соотносятся по смыслу как часть и целое, поэтому, скорее всего, имелось в виду также и включение сведений о принятии решения о ликвидации, назначении ликвидатора, утверждении промежуточного ликвидационного баланса).
  • включаемые в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица (изменением уставного капитала, места нахождения, фирменного наименования, других положений устава и т.п.);
  • включаемые в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (изменением руководителя, участников, адреса, видов деятельности, иных сведений)

Отметим, что не предусматривается возможность приостановления государственной регистрации юридических лиц при их создании, кроме создания путем реорганизации (п. 7 «Оснований…» утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

Получается, приостановление применимо практически к любым обращениям за государственной регистрацией юридических лиц (кроме создания). Однако, тут все не так просто: одного лишь обращения за включением в ЕГРЮЛ сведений, при которых допускается приостановление государственной регистрации, недостаточно, необходимо еще наличие именно установленных, т.е. надлежащих оснований для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений – условий применения приостановления.

2. Условия применения приостановления (принятия решения о приостановлении): в качестве условий применения закон называет имеющиеся у регистрирующего органа основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

В свою очередь, в отношении «проверки достоверности» закон предусматривает такие правила:

Во-первых , предусматривает общее основание и способы проверки: проверка проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности , в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:

  • изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
  • получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
  • получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
  • проведения осмотра объектов недвижимости;
  • привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Во-вторых , определяет источник правового регулирования проверки достоверности: основания, условия и способы проведения указанных в законе мероприятий по проверке достоверности, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пп. 4.2, 4.3… ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

В настоящее время эти «основания, условия, способы и порядок» установлены Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».

Названный приказ предусматривает исчерпывающий перечень оснований проведения проверки применительно к конкретным регистрационным действиям , в нем ФНС России называет всего шесть оснований для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, три из которых разделены на варианты (основание № 3 – на 5 вариантов, № 4 и № 6 – на 2).

Стоит отметить, что разработчики «Оснований..», видимо «подстраховались»: предусмотрено одно довольно «универсальное» или «резиновое» основание – № 2, хотя считаем, как раз в силу «расплывчатости» его использование в конкретных обстоятельствах должно быть обосновано.

Перечень оснований проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений утвержденными Приказом «Основаниями…» предусмотрен такой:

1) наличие в территориальном органе ФНС России, уполномоченном на осуществление государственной регистрации юридических лиц по месту нахождения юридического лица (далее - регистрирующий орган), письменного возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ (далее - возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ), содержащего указание на обстоятельства, на которых основано такое возражение, с приложением к указанному возражению подтверждающих эти обстоятельства документов;

2) несоответствие сведений, содержащихся в документах, представленных в регистрирующий орган при государственной регистрации юридического лица, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у территориальных органов ФНС России;

3) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица в случае, если:

  1. указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц;
  2. находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
  3. указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
  4. указанный адрес является адресом, в отношении которого в территориальных органах ФНС России имеется возражение относительно предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, представленное собственником соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) относительно внесения в ЕГРЮЛ сведений об адресе такого объекта недвижимости в качестве адреса юридического лица (юридических лиц);
  5. включение в ЕГРЮЛ сведений об указанном адресе юридического лица влечет изменение места нахождения юридического лица, в отношении которого не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у такого юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам;

4) представление в регистрирующий орган документов для включения в ЕГРЮЛ сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо об участнике общества с ограниченной ответственностью в отношении лица,

  1. о котором в ЕГРЮЛ ранее вносилась запись о недостоверности сведений,
  2. либо такое лицо на основании вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде непредставления или представления недостоверных либо заведомо ложных сведений о юридическом лице в регистрирующий орган и срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не истек;

5) представление в регистрирующий орган в качестве документа, подтверждающего основание перехода доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью к обществу, заявления участника общества о выходе из общества, оформленного до 1 января 2016 года (за исключением случаев, когда такое заявление участника общества нотариально удостоверено);

6) представление документов при государственной регистрации в связи с реорганизацией юридического лица (юридических лиц) в случаях, если:

  1. в реорганизации участвуют два и более юридических лица;
  2. в отношении юридического лица, которое в результате реорганизации прекратит свою деятельность, не окончена выездная налоговая проверка, не оформлены ее результаты и не вступил в силу итоговый документ по результатам такой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах либо у указанного юридического лица имеется недоимка и (или) задолженность по пеням и штрафам (п. 2 «Оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядке использования результатов этих мероприятий», утвержденных приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@).

Важно: в ФНС отмечается, что приостановление государственной регистрации применяется, если предусмотренного для соответствующей государственной регистрации юридических лиц срока оказалось недостаточно для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений (п. 7 «Оснований…» утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@).

3. Момент начала применения: решение может быть принято в пределах срока для соответствующей государственной регистрации.

Сделанное в законе уточнение «при этом течение срока прерывается» дает основания полагать, что допустимым моментом принятия решения о приостановлении государственной регистрации является любой день срока, кроме последнего, т.к. иначе «нечему прерываться» – в последний день срока, срок уже закончился;

4. Время действия: регистрация приостанавливается до дня окончания проведения проверки достоверности сведений - такой момент, на практике «со стороны» сложно контролировать, поэтому в законе имеется указание, что «приостанавливается» на срок не более чем один месяц (и исключений из данного правила, в виде возможности продления срока, например, как для времени рассмотрения жалобы или проверки уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, законом не предусмотрено);

5. Требования к содержанию решения о приостановлении:

а) обязательно указать основания, по которым государственная регистрация приостановлена,

б) и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.

Срок для представления заявителем документов и пояснений, опровергающих предположение о недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, не может быть менее чем пять дней.

6. Способы уведомления заявителя о принятом решении (такие же, как способы для решения об отказе в государственной регистрации) предусмотрены:

  1. решение о приостановлении в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдается заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляется по почте.
  2. если заявителем не указан способ получения документов, регистрирующий орган направляет решение по указанному заявителем почтовому адресу.
  3. в случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение направляется регистрирующим органом в течение одного рабочего дня, следующего за днем его принятия в многофункциональный центр, который выдает указанное решение заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру.
  4. при поступлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также при указании в заявлении о государственной регистрации сведений об адресе электронной почты юридического лица, решение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан представить решение в письменном (бумажном) виде по соответствующему запросу заявителя.

В принципе, пусть и не явно, «в одном месте», а последовательно в ряде норм закона и Приказе ФНС России расписаны правовые основы применения приостановления государственной регистрации.

Кратко характеристику элементов правовых основ приостановления государственной регистрации можно представить следующим образом:

Практика приостановления государственной регистрации

Еще классик прежних политических учений, описывая проводимые в стране масштабные мероприятия, упоминал о «перегибах на местах». С приостановлением государственной регистрации как раз такой случай.

Понятно, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, включая и инспекции, которые реализуют функции по государственной регистрации юридических лиц, в основном Единые регистрационные центры (ЕРЦ) составляют единую централизованную систему налоговых органов (пункт 4 Положения «О Федеральной налоговой службе»).

Естественно, Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@, которым утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий» должен соблюдаться всеми регистрирующими органами при принятии решений о приостановлении государственной регистрации.

Очевидно, «что должен соблюдаться», но тексты некоторых решений о приостановлении создают впечатление: либо их авторы вообще не знают о данном приказе, либо не считают его (как и закон, во исполнение которого он принят) обязательным для исполнения.

Да-да, хочу сказать, что предусмотренные правовые основы приостановления на практике порой нарушаются. Самым существенным и распространенным нарушением при этом является нарушение условий применения приостановления: принятие решений о приостановлении при отсутствии установленных надлежащих оснований для проведения проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

А попутно и нарушение требований к содержанию решения относительно указания оснований, по которым государственная регистрация приостановлена: тексты решений либо содержат указание на обстоятельства, которые не установлены в качестве оснований, либо вообще не дают понять, что явилось основанием приостановления в конкретном случае.

В качестве примера прикрепляю несколько файлов с текстами решений или извлечений из решений о приостановлении государственной регистрации, принятых регистрирующими органами г. Москвы и г. Владивостока.

Из них положительно отличается только столичное решение: в тексте не только указано основание для приостановления, т.е. формально выполнено требование относительно указания в содержании решения оснований приостановления, так указанное основание еще и предусмотрено в качестве такового в утвержденных Приказом ФНС России «Основаниях…»! Пусть использование именно такого основания совсем не аргументировано и может объясняться удобством его формулировки, но по сравнению с другими примерами выглядит гораздо убедительнее.

По тексту местных примеров видно, что регистрирующий орган, как говорится, «радеет». Нет, не за надлежащее оказание государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц в установленные сроки на благо обращающихся юридических лиц. А за нечто иное, возможно, особо понимаемую его должностными лицами «достоверность ЕГРЮЛ». Так и хочется сказать, что принимая такие решения, действуют «в ложно понятых интересах службы».

В качестве оснований для принятия решений указывают всякое, кроме надлежащих оснований. Так сказать, приостановлениями все подозрительное «рубят на корню»: и против захватов борются, и массовые руководители, и прописка руководителей в другом городе, чем адрес юридического лица не нравятся, часто о наличии у себя («у регистрирующего органа») обоснованных сомнений в отношении достоверности уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений вспоминают (хотя приостанавливают для проверки «вносимых»), могут вообще забыть указать основание приостановления.

Есть пример приостановления также по основанию «обоснованные сомнения в достоверности внесенных сведений» (приложенный файл «приостановление изменений - сомнения во внесенных 2») в отношении Р14001 поданной в качестве заявителя нотариусом в связи совершением нотариальной сделки купли-продажи доли в ООО.

При этом в тексте решения заявителю – нотариусу указано на «право представить пояснения»! Принятие решений о приостановлении с нарушением требований к моменту принятия – в последний день срока регистрации при этом вообще мелочь.

Варианты отношения к приостановлению. Путь пользователя и путь бойца.

Как видим, с благой целью обеспечения принципа публичной достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, исполнители государственных услуг по включению в ЕГРЮЛ сведений о юридических лицах – регистрирующие органы имеют преимущество перед заказчиками услуг, так как наделены правом приостанавливать оказание государственных услуг на срок до одного месяца.

Спрашивается, как поступить, если в отношении поданных для государственной регистрации документов принято решение о приостановлении? Тут считаю лишним «лить воду»: советовать в первую очередь оценить законность принятого решения, в том числе, обратившись к юристу, это можно сделать и позже – все равно регистрация уже приостановлена.

Гораздо важнее как можно раньше узнать о самом факте приостановления, чтобы иметь время для нормального реагирования. Заказчику государственной услуги, обычно единоличному исполнительному органу и/или участнику (иному лицу, лицам, принимающим решения в соответствующем юридическом лице) прежде всего следует решить, насколько важно получение именно данной запрошенной государственной услуги, а потом уже оценивать обоснованность и законность принятого решения.

Решение о приостановлении может быть обоснованным, в смысле иметь в своем тексте слова и выражения, содержащие описание используемых в качестве основания для приостановления государственной регистрации фактических обстоятельств, которые действительно имеют место, но при этом не соответствовать критерию законности, если соответствующие фактические обстоятельства не предусмотрены в качестве основания для проверки достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений (не названы в исчерпывающем перечне в п. 2 Оснований, утвержденном Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@). Примеры подобных решений прилагаются в прикрепленных файлах из практики ЕРЦ по г. Владивостоку.

Большинство юридических лиц занимаются коммерческой деятельностью, а в бизнесе важно время и достижение нужных результатов. С учетом сказанного оптимально оценивать решение о приостановлении именно в таком порядке: сначала «обоснованность», а потом уже законность.

Оценки решения о приостановлении по критерию обоснованности, относительно действительного наличия указанных в качестве основания приостановления фактических обстоятельств и их характера может оказаться заказчику государственной услуги достаточно, чтобы сделать выбор: принимать меры к получению данной услуги – включению соответствующих сведений в ЕГРЮЛ или нет.

Например, подали документы для включения в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе, а в решении о приостановлении государственной регистрации регистрирующий орган указывает в качестве основания «наличие сведений о том, что фио, избранный на должность руководителя является массовым руководителем».

По факту возможны такие варианты:

а) заказчик знал о том, что избираемое лицо является руководителем в ряде других компаний, в связи с чем к нему и обратились;

б) лицо действительно являлось руководителем в других юридических лицах, но полномочия были прекращены в связи с избранием других лиц;

в) лицо является руководителем в других юридических лицах, в отношении которых имеется информация о наличии задолженностей, отсутствии сдачи отчетности при этом статус его как руководителя значится как действующий и объясняет заказчику такое положение «ошибкой прошлого», когда ранее подрабатывал, выступая руководителем «на время».

Во всех приведенных вариантах, которых может быть и больше, решение о приостановлении государственной регистрации по основанию «массовости руководителя» несмотря на обоснованность – даже если обстоятельства, подтверждающие «массовость» имеют место, окажется незаконным, так как такое основание не предусмотрено в соответствующем надлежащем источнике.

С точки зрения времени и достижения нужного результата, заказчику государственной услуги не важно, насколько решение о приостановлении законно. Важно другое – отсутствие нужного результата. Применительно к рассматриваемой ситуации – что еще на месяц у юридического лица «почти не будет руководителя». («Почти» - это с учетом того, что полномочия возникают с момента избрания по решению соответствующего органа юридического лица, но для изменения лица, имеющего право первой подписи – совершения платежей по расчетному счету банк попросит лист записи о включении в ЕГРЮЛ сведений о новом руководителе).

Вот тут и нужно делать выбор на основе оценки обоснованности решения и отношения к характеру указанных в качестве основания приостановления обстоятельств. Для примера обратимся к озвученным вариантам:

а) вообще «нет вопросов», если знали заранее, значит успешный менеджер, «владелец фабрик заводов пароходов» - как говорится, не повод, за тем и звали;

б) также скорее всего, не повод, ведь «все в прошлом»;

в) а вот тут есть повод задуматься (хотя можно было и самим ранее проверить) стоит ли включать такие сведения в ЕГРЮЛ, ведь пусть «и дела минувших дней», но «должную осмотрительность» при выборе контрагентов еще не отменили. И возглавляемая таким лицом компания может быть расценена потенциальными партнерами и проверяющими как «однодневка», что вызовет как минимум повышенное внимание, которого обычно мало кто желает.

Если в результате оценки обоснованности решения о приостановлении выяснилось, что данная услуга «не нужна», можно представить пояснения, в которых указать, что на включении соответствующих сведений не настаиваем, например, в связи с избранием на должность нового руководителя и подать новое обращение за получением государственной услуги. Или просто обратиться за услугой по включению нужных сведений, при которых отсутствует указанное регистрирующим органом основание для приостановления, например, проверив нового руководителя на «не-массовость» и выбрав «не-массового».

Если выбор сделан в пользу получения приостановленной услуги, то возможны такие варианты поведения, тактично назовем их «путь пользователя» и «путь бойца».

Путь пользователя – это банальное соблюдение правил, предоставление регистрирующему органу пояснений и документов в подтверждение достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений, относительно которых у регистрирующего органа возникли сомнения и послушное ожидание, когда по представленным документам примется решение.

Путь бойца - это активная защита своей позиции, то же самое соблюдение правил, предоставление пояснений и документов, но максимально активно, с обращениями (личными и/или телефонными) к соответствующим руководителям, сотрудникам регистрирующего органа, с акцентами на важность срочного получения данной услуги, законность своей позиции и готовность максимально отстаивать свои права.

Сразу оговоримся: такой подход не является панацеей и может не сработать в отношении крупного регистрирующего органа, у которого большие объемы регистрационных действий, безразличные сотрудники-исполнители и недоступное для простых пользователей руководство (например, МИФНС № 46 по г. Москве).

Зато руководство и даже просто сотрудников регионального ЕРЦ может нужным образом впечатлить внезапная и динамичная или напротив спокойная и доброжелательная встреча с реальным успешным бизнесменом, который объяснит им важность получения соответствующей государственной услуги его компанией.

Так в нашей практике были примеры, когда предоставление личных пояснений руководителем, явившимся в налоговую «при параде» с дорогими украшениями после имевшего место накануне строгого телефонного разговора с начальником отдела приводило к тому, что уже на следующий день приостановленная услуга оказывалась – нужная запись вносилась в ЕГРЮЛ.

Еще пример приводил нотариус, через которого электронно были представлены на государственную регистрацию документы руководителем крупного холдинга: звонка начальника юридического отдела холдинга в регистрирующий орган оказалось достаточно, чтобы после решения о приостановлении нотариусу вскоре поступило решение о государственной регистрации.

Во всяком случае, если услуга нужна, желательно подать пояснения и документы в пределах указанного в решении о приостановлении срока, естественно, с подтверждением такого предоставления, если вызвали для дачи пояснений – явится и дать пояснения, при этом также можно потребовать предоставить копию составленного сотрудниками регистрирующего органа при получении пояснений документа.

У регистрирующих органов встречается позиция «не представили пояснения», значит «не опровергли = подтвердили» обоснованность сомнений в достоверности включаемых сведений и в результате выносится решение об отказе в государственной регистрации.

Защита прав юридических лиц при приостановлении.

А если нет времени ждать, «не послушали», «не услышали» и приостановление продолжается, есть возможность заставить зарегистрировать?

Приходится признать, что в данном случае самым эффективным способом является самозащита: рассмотренный выше «путь бойца», поскольку при определенных условиях позволяет в максимально короткие сроки получить нужный результат: попросили, надавили, убедили – зарегистрировали.

В развитие этой самозащиты можно использовать административный и судебный способ защиты: направление обращений в прокуратуру и вышестоящему должностному лицу или в арбитражный суд в расчете на то, что «одумаются» и зарегистрируют, но уповать на это не стоит: для крупного, «упрямого» или «неученого» регистрирующего органа это «что слону дробина», хотя есть слухи, что количество подаваемых жалоб учитывается при оценке работы соответствующего органа и влияет на материальное поощрение выделяемое в его адрес вышестоящим.

Сами по себе административный и судебный способ защиты имеют существенный недостаток: кроме затрат на услуги специалистов еще и время – как правило время рассмотрения жалобы органом, а тем более судом, гораздо больше, чем время, на которое оказание государственной услуги приостановлено.

При таких условиях «в бой идут» только самые отчаянные и принципиальные.

Подавляющее большинство обратившихся довольствуется получением консультации и, даже при наличии явных нарушений со стороны налоговых органов предпочитают выполнить рекомендации для обеспечения государственной регистрации при ее приостановлении, чем защищать свои права, обжалуя незаконное решение о приостановлении. Их мотивы похожи: жаль времени, денег и не желают привлекать к себе внимание «НАЛОГОВОЙ!!!». В итоге эффект безнаказанности приводит к массовым и формальным приостановлениям государственной регистрации снова и снова.

Порочная практика массовых приостановлений подрывает лежащий в основе взаимоотношений личности и государства конституционный принцип поддержания доверия к действиям публичной власти и может способствовать лишним расходам бюджетных средств при ведении судебных процессов по обжалованию незаконных приостановлений. Но это уже другая история…

Тихая революция в процедуре регистрации юридических лиц начнется сразу после того, как вы отпразднуете волшебный праздник - Новый год.

С 1 января 2016 года в силу вступают многие важные законов и нормативных актов.
Так, вступят в силу положения федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – «Закон №67-ФЗ»).

Этот нормативный акт с длинным названием вносит изменения в законы о государственной регистрации юридических лиц, об обществах с ограниченной ответственностью, в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также в Уголовный кодекс.

Изменения, в том числе, направлены на борьбу с фирмами однодневками и предпринимателями, использующими альтернативные ликвидации и смены юридических адресов для ухода от налоговых проверок, а также номиналов в качестве директоров и участников (акционеров) юридических лиц.

Изменений достаточно много, но хочется заострить внимание на тех, которые могут доставить неудобства и добросовестным предпринимателям.

1) ЕГРЮЛ теперь будет содержать записи о «недостоверности сведений о юридическом лице»

Её внесение будет возможно как на основании заявления физ. лица, так и по инициативе регистрирующего (налогового) органа. Запись будет вноситься о каждой компании, в отношении которой в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные данные:
об адресе юридического лица
об учредителях или участниках,
о держателе реестра акционеров,
о размерах и номинальной стоимости долей,
о руководителе, включая паспортные данные физ.лица.
Прежде чем внести запись о недостоверности в ЕГРЮЛ, налоговый орган должен будет направить организации, участникам и руководителю уведомление о необходимости представления достоверных сведений. Организация должна представить достоверные сведения и подтверждающие документы. На это ей дается 30 дней с момента направления (!!!) уведомления налоговой.
Обращаю внимание, что 30-ти дневный срок начинает идти не с момента получения уведомления, а с его момента отправки.
Налоговые органы имеют невероятную способность отправлять письма задними числами и по неверным адресам. Поэтому, есть вероятность получить запись о недостоверных сведениях, ничего об этом не зная.
Недостоверными сведения могут стать даже без ведома предпринимателей…
Буквально две недели назад наш клиент получил отказ в регистрации нового юридического лица из-за недействительности паспорта заявителя. Клиент очень удивился, т.к. другой паспорт он не получал. 4 дня ушло на выяснение вопроса. Участник получил справку в ФМС, о том, что паспорт является действующим. Недоразумение ему объяснили сбоем программного обеспечения при установке новой базы в ФМС и «успокоили», сообщив, что сейчас многие приходят получать подобные справки.
Не меньше проблем и с адресом места нахождения юридического лица. Многие организации не имеют своего офиса и зарегистрированы по так называемым покупным «юридическим адресам», чаще всего являющимися адресами «массовой регистрации».
Все адреса бизнес-центров также являются адресами «массовой регистрации», так как по ним зарегистрировано много юридических лиц.
Все вышеизложенное может привести к попаданию фирмы в черный список.
Таким образом, получить запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений о юр. лице можно будет очень легко.

2) Последствия записи в ЕГРЮЛ о недостоверности данных о юр. лице

Наверняка таких последствий будет масса: и блокировка счета в банке, и невозможность открыть новый счет и проблемы с контрагентами. Это покажет будущее.
Пока закон о гос. регистрации предусматривает, что руководители и участники, владеющие не менее 50% долей в фирме с отметкой о недостоверности не смогут провести регистрационные действия в отношении других юридических лиц, если они там будут являться руководителями или участниками.
Иными словами, хотите зарегистрировать новую фирму или внести изменения в уже существующую? Убедитесь сначала, что в отношении фирм с вашим участием в ЕГРЮЛ не внесена отметка о недостоверности.
Правда, закон сделал «смягчение». Если запись о недостоверности внесена более трех лет назад, отказ вы уже не получите. Очевидно, что это смягчение будет актуально для регистрационных действий с 2019 года, если не внесут новые изменения в закон…

3) Запрет будущих регистрационных действий

П.6 ст. 9 Закона о гос. регистрации юридических лиц предусматривает, что «заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц…».
По-видимому, речь идет о ситуации, когда участник организации или ее руководитель, понимая, что возможен рейдерских захват его фирмы путем подделки документов, пишет заявление в налоговый орган о том, что он не принимал решения о внесении изменений в устав или в ЕГРЮЛ и просит не проводить регистрационные действия.
У нас был случай, когда единственный участник ООО, владеющий крупной недвижимостью, получил по почте отказ в регистрации купли-продажи 100% доли в ООО по формальным основаниям. Долю он не продавал, и договоры не подписывал. Оказалось, что это рейдеры пытались захватить предприятие и не очень удачно подделали подпись и печать нотариуса. Это спасло клиента от потери фирмы. Мы написали письмо в налоговую, что он единственный участник общества, не собирается продавать свою долю и просит не регистрировать изменения в ЕГРЮЛ, если такое заявление поступит в адрес регистрирующего органа. Налоговая вежливо ответила, что не имеет процессуальной возможности отказать в регистрации, если поступит заявление от третьих лиц, оформленное в рамках закона. Похоже, что теперь такая возможность у налоговой появится.
Защита от рейдеров путем запрета будущих регистрационных действий – это хорошо. С другой стороны, таким образом проворовавшийся директор сможет чинить препятствия волеизъявлению участников по снятию его с должности.
Очень интересно как это будет работать на практике.

4) Приостановка регистрационных действий до 1 месяца

С 01 января 2016 г. регистрирующий орган получает право приостанавливать государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ или в учредительных документах на срок проведения проверки достоверности данных, предоставляемых для включения в ЕГРЮЛ, но не более чем на 1 месяц.
Приостановка может быть осуществлена при наличии оснований для проведения проверки. Основаниями могут являться сведения, имеющиеся у налоговой, а также возражения заинтересованных лиц о предстоящей регистрации (см. предыдущий пункт).
Проверка достоверности сведений осуществляется регистрирующим органом, посредством:
изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
проведения осмотра объектов недвижимости;
привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Таким образом, у налоговой появляется законная возможность опросить новых и старых участников ООО, осмотреть помещения, провести экспертизу документов прочее.
Либо это поднимет коррупцию в налоговой на новый уровень, либо придет конец «альтернативным ликвидациям» и плохо подготовленным номинальным директорам и участникам.

5) Срок первичной регистрации – 3 дня

В новой редакции закона указано, что «государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов…» (п. 3 ст. 13 Закона о гос. регистрации).
Это нельзя не приветствовать, но есть нюансы …
В ИФНС №46 по городу Москве нам сообщили, чтобы мы не спешили радоваться. Регистрация, как и положено, будет осуществляться за 3 дня. Но еще 2 дня им понадобится для распечатки свидетельств и выдачи документов. Таким образом, документы о гос. Регистрации вновь созданного юридического лица можно будет получить, как и раньше, через 5 рабочих дней.
Два дня, конечно, никакой роли не сыграют для будущих предпринимателей. Но зачем тогда нужно было снижать этот срок? Чтобы отчитаться о новых благах для бизнеса?

6) Изменение места нахождения юридического лица в 2 этапа и не менее чем за 20 дней

С начала 2016 года государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться в два этапа.
Первый этап включает в себя уведомление регистрирующего органа по старому месту нахождения о смене адреса юридического лица. Уведомление нужно подать в течение трех рабочих дней с момента принятия такого решения.
На втором этапе, по истечении 20 дней, в налоговый орган по новому месту нахождения, компания направляет документы для внесения изменений в ЕГРЮЛ. На этом этапе, налоговой ничто не мешает приостановить регистрацию еще до одного месяца.
Таким образом, процесс регистрации по смене места нахождения организации займет не менее 3 недель.
Единственным утешением может послужить то, что речь идет о смене места нахождения, а не адреса юридического лица. Это означает, что процедура в два этапа применяется при переезде организации в новое муниципальное образование или в другой субъект федерации.
Смена адреса внутри Москвы должна проводится по обычной процедуре.
Исключение составляет изменение места нахождения организации на домашний адрес её руководителя или участника, владеющего не менее чем 50 % долей в уставном капитале. Для этих случаев уведомление налогового органа о принятом решении по смене места нахождения не потребуется.

7) Ввод нового участника в ООО без нотариуса теперь будет невозможен

До конца 2015 года существовала лазейка, позволяющая ввести нового участника в ООО без нотариального оформления сделки. Для этого сначала осуществлялось увеличение уставного капитала за счет вклада третьего лица, не являвшегося участником общества. Потом прежние участники (все или несколько из них) писали заявления о выходе из ООО и регистрировались изменения в ЕГРЮЛ.
Теперь ситуация изменилась. С 01.01.2016 нотариально, в том числе, будут удостоверяться:
факт принятия решения общего собрания участников ООО об увеличении уставного капитала и состав участников Общества, присутствовавших при принятии указанного решения;
заявление участника Общества о выходе из Общества;
предложения участников (оферта) о продаже/дарении доли и принятие её (акцепт);
Важно отметить что, заявителем при переходе доли или при оформлении залога на нее будет являться нотариус, который удостоверил сделку. Участие в данной процедуре руководителя Общества более не потребуется.
Вышеуказанные изменения, с одной стороны увеличат расходы на совершение сделок с долями, с другой затруднят рейдерский захват предприятий.

8) Изменения в Уголовный кодекс о подставных лицах

Закон №67-ФЗ внес изменения и в Уголовный кодекс. Они вступили в силу еще 31 марта 2015 года. Эти изменения очень важны, так как могут затронуть интересы многих предпринимателей.
Прежде всего, дано новое определение понятию «подставные лица».
В прежней редакции подставными лицами считались, «являющиеся учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица, путем введения в заблуждение которых было образовано (создано, реорганизовано) юридическое лицо».
Таким образом, раньше нужно было ввести в заблуждение человека и зарегистрировать на него фирму, чтобы он стал считаться подставным лицом.
Понятие уточнили и расширили.
Теперь подставными считаются лица, которые являются участниками или руководителями юридического лица в случае, если данные о них были внесены в ЕГРЮЛ путем введениях их в заблуждение или без их ведома.
А также, лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом.
Под это определение попадают так называемые «номинальные директора» - люди, которым платят за то, чтобы они формально считались директорами, но на самом деле руководят фирмой другие лица.
Если у вас на одной из компаний директором числится школьный друг, сосед, водитель, родственник и т.п., который понятия не имеет, как управлять фирмой – он является подставным лицом.
По Уголовному кодексу (ст. 173.1 и 173.2) теперь считается преступлением:
образование (создание, реорганизацию) юридического лица через подставных лиц;
представление в регистрирующий орган данных, повлекших внесение в ЕГРЮЛ сведений о подставных лицах;
предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице;
приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем, если эти деяния совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице.
Таким образом, с 31 марта 2015 года использование номинальных директоров и участников общества, а равно представление в регистрирующий орган сведений о них является уголовным преступлением. Не важно, причинен ли этим кому то ущерб, заплатили ли вы все налоги, согласился ли номинал представить свои данные за плату или был введен в заблуждение, преступлением является сам факт.
Пока не понятно, как будет складываться правоприменительная практика, но то что все предприниматели, использующие номиналов теперь на крючке, сомневаться не приходится.

Подведем итоги

Я рассказал далеко не о всех изменениях, которые внес Закон №67-ФЗ.
Но даже вышеперечисленного достаточно, чтобы понять: процедуры регистрации юридических лиц с 01 января 2016 г. значительно изменятся. Гайки закручивают все сильнее и былой регистрационной вольницы уже не будет.
Всем предпринимателям нужно об этом знать и думать как вести бизнес в новых реалиях. За более подробной консультацией вы всегда можете

Уведомление о приостановлении государственной регистрации. Государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям).

Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением следующих случаев:
— если право на такой земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке;
— если такой земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;
— если подано заявление о государственной регистрации возникновения, перехода или прекращения права собственности на земельную долю;
-если права возникают в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
— если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, образован путем перераспределения такого земельного участка и земельного участка, находящегося в собственности гражданина;
— иных установленных федеральным законом случаев.

Государственная регистрация сделки с объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на ее основании на объект недвижимого имущества приостанавливается при наличии ранее поданных документов на государственную регистрацию сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества, по которым решение о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации не принято. Государственная регистрация в этом случае приостанавливается до завершения государственной регистрации сделки с данным объектом недвижимого имущества и (или) перехода, ограничения (обременения) права на данный объект недвижимого имущества по ранее принятым документам.

При этом уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок также должно содержать рекомендации по устранению причин этого приостановления и к указанному уведомлению должна быть приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем.

Государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов.

В указанных ранее случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.1 и 3 статьи 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В случае непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, государственная регистрация прав приостанавливается на срок до устранения причин, ей препятствующих, но не более чем на один месяц.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на три месяца на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме правообладателя, стороны или сторон сделки либо уполномоченного им или ими на то лица при наличии у него надлежаще оформленной доверенности. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. Поступление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления о приостановлении государственной регистрации прав прерывает течение срока, установленного пунктом 3 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Срок, истекший до поступления указанного заявления, не засчитывается в новый срок.

Государственная регистрация прав может быть приостановлена государственным регистратором на срок не более чем месяц на основании поступившего в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления в письменной форме одной из сторон договора о возврате документов без проведения государственной регистрации прав в случае, если другая сторона договора не обращалась с указанным заявлением. Если в течение этого срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать сторонам договора в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов.
Указанные заявления могут быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, с описью вложения и уведомлением о вручении. В этом случае подлинность подписи заявителя на указанных заявлениях должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке и, если заявителем является уполномоченное правообладателем, стороной или сторонами сделки лицо, к указанному заявлению должна быть приложена надлежаще оформленная доверенность.
В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 статьи 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Правила настоящего пункта не применяются к государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, если оно приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом. Приостановление государственной регистрации прав или отказ в такой регистрации в этом случае допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца).

В порядке, установленном законодательством, государственная регистрация прав может быть приостановлена на основании определения или решения суда. Приостановление государственной регистрации прав сопровождается внесением соответствующей отметки в Единый государственный реестр прав.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», основанием для приостановления государственной регистрации является также назначение временной администрации финансовой организации, являющейся правообладателем или стороной сделки.

Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о государственной регистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в государственной регистрации прав в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества либо об избрании в качестве меры пресечения залога, государственная регистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета, возврата залога залогодателю или до решения вопроса об обращении залога в доход государства в порядке, установленном законодательством.

В день приостановления государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о принятии такого решения и об основаниях приостановления государственной регистрации прав и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 статьи 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления государственной регистрации прав, должно быть направлено заявителю (заявителям) по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу. Уведомление о приостановлении государственной регистрации прав может быть выдано заявителю (заявителям) лично.
Порядок и способы направления уведомления о приостановлении государственной регистрации прав в форме электронного документа устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» уведомляем Вас о том, что 28 августа 2015 г. приостанавливается регистрация права общей долевой собственности на объект(ты) недвижимости: Кадастровый №: 77:01:1717721:5, Земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальный жилой дом, общая площадь 689: кв. м, адрес: Московский край, г.Москва, Восточный округ, ул.Черногорская, 9, документы на которую Вами представлены 17 августа 2015 г. № 77/024 /402/2015-4077 на срок до 25 сентября 2015 г. начиная с 28 августа 2015 г. на основании:
В соответствии с
п.2 ст. 16 Закона о регистрации к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
п.1 ст.25.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного хозяйств, индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право , на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно установить вид этого права, являются в соответствии с п. 2 ст.25.2 ФЗ:
— акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
— акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
— иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный
земельный участок.
В соответствии с п.7 ст. 25.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п.1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
— свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение)’ или сооружение;
— один из документов, предусмотренных п.2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина — любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Вам принадлежит жилой дом на праве долевой собственности по наследству. В качестве правоустанавливающего документа на земельный участок Вами представлен договор о праве застройки от 23.07.1955 года заверенная судом Восточного округа г. Москва.
Необходимые для государственной регистрации прав документы …. представляются нс менее чем в двух экземплярах, один из которых — подлинник после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю (п.5 ст. 18 ФЗ).
Возможно проведение государственной регистрации на основании архивной копии документа, надлежащим образом заверенной и скрепленной печатью и подписью должностного лица.
В связи с чем 28.0.82015 года государственным регистратором направлен запрос в ГУП «ЦТИ Московского края» центральный отдел Восточного округа, с целью получения надлежаще заверенной копии договора о праве застройки от 25.07.1955 года, а атак же о первоначальном собственники жилого дома, его нумерации и названии улицы. О результатах ответа на запросы Вы будете извещены дополнительно.
В соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав.
После устранения причины приостановления будет решен вопрос о государственной регистрации.
В случае если до окончания срока приостановления не будут представлены дополнительные доказательства (сведения, документы) наличия оснований для проведения государственной регистрации (или не будет получено подтверждение подлинности документа, или достоверности указанных в нем сведений), то орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, будет вынужден отказать в государственной регистрации по основанию, предусмотренному абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Одновременно обращаем Ваше внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о регистрации правообладатель, сторона (стороны) сделки или уполномоченное им (ими) на то лицо вправе подать заявление о приостановлении государственной регистрации на срок не более трех месяцев.

Апокалипсис сегодня (отказ в присоединении, новые причины).

Все давно привыкли к тому, что при регистрации юридического лица в первую очередь следует безошибочно заполнять данные в документах, подавать документы в правильную налоговую и с нужным комплектом. Чаша весов склонилась в сторону налоговой после того, как было принято решение навести абсолютный порядок в регистрации и избавиться, наконец, от серых схем использования номинальных услуг и альтернативных способов ликвидаций компаний, вычистить ЕГРЮЛ и целиком оставить в нём только белые фирмы.

Вспомним как не так давно, иностранные управляющие компании столкнулись с непреодолимой силой в лице отказов в государственной регистрации изменений. Все иностранные управляющие компании впали в немилось и обязаны теперь с начало иметь адрес в России, т.е. создать (аккредитовать) официально филиал, поставить его на налоговый учёт и уже по своему адресу принимать компанию для управления ( ФНС запретила "ликвидации на офшор" от Mod.Ch. ).

Уже полюбившийся всеми Приказ налоговой от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, начавший своё действие 05 июня 2016 года по новой закрутил барабан в поле чудес реорганизации путём присоединения.
Отныне и впредь, кроме ошибок в документах, следует вооружиться вилами от:

1. Недостоверности сведений, указанных в документах на реорганизацию , это:

  • участник или Генеральный директор были в такой компании, которая закрыта по инициативе налоговой с задолженностями или в компании имеющей недостоверные сведения в ЕГРЮЛ;
  • адрес плохой, такой, по которому нет связи с компанией;
2. Долгов перед бюджетом;
3. Долгов перед контрагентами (подача заявления в регистрирующий орган заинтересованного лица);
4. Проводимой выездной налоговой проверкой.

Вышеуказанные основания повлекут отказ в присоединении по подпунктам Р, Ф, Х пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации юридических лиц N 129-ФЗ. Это подтверждается и сообщениями от форумчан.

Регистрирующая налоговая действует не жалея сил и поручает территориальным налоговым проверять адреса компании. Начинается с адреса. Так, если инспектор налоговой службы обращается к арендодателю по компании, находящейся в процессе реорганизации, это признак, налоговая начала проверять сведения.

Успеть найти причину для отказа налоговая предусмотрела, приостановить регистрацию на месяц для вынесения решения . При этом вызов Генерального директора для дачи пояснений и предоставления документов, оправдательных саму реорганизацию, органично с самой проверкой и приостановкой. Налоговик зрительно посмотрит, не подставной ли директор, однако не запрещено представлять интересы, документы по доверенности.

В перспективе прослеживается, директор входящий в более чем несколько фирм заведомо будет вызываться, реорганизация приостанавливаться, по аналогии как с адресами, имеющими признаки массовости (более чем 5 юр. лиц), заведомо относящимися к проверке на достоверность сведений о нём.

Презумпция виновности введена в действие. Раз инициировал реорганизацию, значит грешен. Сидящий за столом перед компьютером инспектор не задастся вопросом, белая компания или нет, посмотрит на данные в документах, проверит по базе, приостановит присоединение. Тем более, сверху спустили, приостановить всех.

____________________________________________________________________

От likvidatorooo ,

«Проверку достоверности будут проводить, направляя разные запросы-вызовы-поручения (по руководителям, участникам, адресам), анализируя имеющуюся информацию и т.п. согласно названного Приказа – в общем, «много чего делая». При этом в решении о приостановлении указывается срок «для предоставления пояснений и документов, подтверждающих достоверность сведений». И пусть в законе сказано, что данный срок не может быть менее пяти дней, на практике, видимо, «программа регорганов так заточена», что в решениях обычно и пишут минимальный срок в пять дней.

В такое время может оказаться сложно уложиться, поэтому, на примере реорганизации в форме присоединения предлагаем вариант заявления о сообщении пояснений и документов, подтверждающих достоверность включаемых в ЕГРЮЛ сведений.

Считаем, что обязанности подавать именно такое и вообще «Заявление» в случае приостановления нет. Однако, его наличие может оказать полезным как для убеждения регистрирующего органа, так и для обоснования своей позиции в случае, (лучше, конечно, без него), отказа в государственной регистрации.

В предлагаемом примере постарались охватить возможные полезные для «подтверждения достоверности обстоятельства». В то же время, ситуации разные, компании разные, поэтому, в каждом случае перечень указываемых в подтверждение документов (и приложений) может различаться. «Суперминимум» документов и обстоятельств напечатали обычным шрифтом, а все что шире – пункты 3-13 части 2 «Документы, подтверждающие достоверность вносимых сведений» и позиции 2-12 Приложения к Заявлению – выделено курсивом.

Приведенная в заявлении просьба об ответе в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» указана для побуждения к внимательному отношению к поступившему заявлению, поскольку при нарушении порядка рассмотрения обращения можно требовать привлечения к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП (штраф от 5 до 10 т.р.).

Желаем, чтобы эти варианты «не пригодились», а если пригодились – чтобы все успешно зарегистрировалось!»