Признаки и лечение синдрома дефицита внимания у взрослых. Что собой представляет синдром дефицита внимания у взрослых


или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

Распространенность . СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Типы СДВГ

  • Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;
  • Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;
  • Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.
Лечение . Основные способы – педагогические меры и психологическая коррекция. Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда другие методы оказались неэффективны, поскольку используемые препараты обладают побочными эффектами.
Если оставить синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка без лечения повышается риск развития :
  • зависимости от алкоголя, наркотических веществ, психотропных лекарственных средств;
  • трудностей с усвоением информации, которые нарушают процесс обучения;
  • высокой тревожности, которая приходит на смену двигательной активности;
  • тиков – повторяющихся подергиваний мышц.
  • головных болей;
  • антисоциальных изменений – склонности к хулиганству, воровству.
Спорные моменты. Ряд ведущих специалистов в области медицины и общественных организаций, среди которых Гражданская комиссия по правам человека, отрицает существование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. С их точки зрения проявления СДВГ считаются особенностью темперамента и характера, поэтому не подлежат лечению. Они могут быть проявлением естественной для активного ребенка подвижности и любознательности, либо протестным поведением, которое возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию – жестокое обращение, одиночество, развод родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины

Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов нарушающих работу нервной системы.
  1. Факторы, нарушающие формирование нервной системы у плода, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга:
  • загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания;
  • прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов;
  • воздействие алкоголя, наркотиков, никотина;
  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
  • конфликт по резус-фактору – иммунологическая несовместимость;
  • угроза выкидыша ;
  • асфиксия плода;
  • обвитие пуповиной;
  • осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.
  1. Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте
  • заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39-40 градусов;
  • прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие;
  • бронхиальная астма , пневмония ;
  • тяжелые заболевания почек;
  • сердечная недостаточность , порок сердца .
  1. Генетические факторы . Согласно этой теории, 80% случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.
Неврологи считают, что эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы
которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.
Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

Основные симптомы

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии . Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел , уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один . Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
  1. Гиперактивность

  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность . Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро . Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная . Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.
Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.
  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции , особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть . Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.
Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Дополнительные симптомы

  • Трудности в обучении при нормальном уровне интеллекта. Ребенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.
  • Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.
  • Отставание в эмоциональном развитии. Ребенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.
  • Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.
Проявления синдрома дефицита внимания связаны с тем, что нервная система ребенка слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:
  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.
  1. Сбор информации
Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Диагностический опросник – это список вопросов, составленный таким образом, чтобы собрать максимальное количество информации о поведении и психическом состоянии ребенка. Обычно он имеет вид теста с вариантами ответов. Для выявления СДВГ используются:

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.
Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка ставится при обнаружении следующих симптомов:
  • Нарушение адаптации. Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста;
  • Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете;
  • Импульсивность и гиперактивность;
  • Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет;
  • Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту;
  • Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев.
Врач имеет право поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в том случае, если у ребенка обнаруживаются и прослеживаются на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивности . Эти признаки проявляются в постоянно, а не время от времени. Они выражены настолько, что мешают ребенку в обучении и повседневной деятельности.

Признаки невнимательности

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Признаки импульсивности и гиперактивности

  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
Строго говоря, диагностика СДВГ основывается на субъективном мнении специалиста и его личном опыте. Поэтому, если родители не согласны с диагнозом, то имеет смысл обратиться к другому неврологу или психиатру, который специализируется на данной проблеме.
  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ
С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делают электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ). Это измерение биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя или при выполнении заданий. Для этого через кожу головы измеряют электрическую активность мозга. Процедура безболезненная и безвредная.
При СДВГ бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена, то есть генерируется и проходит по нейронам меньшее количество электрических импульсов, по сравнению с нормой.
  1. Консультация педиатра
Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией , гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин .
Обратите внимание! Как правило, помимо диагноза СДВГ в медицинской карте ребенка невролог указывает еще ряд диагнозов:
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
Все эти нарушения имеют сходные проявления, поэтому часто и пишутся в комплексе. Такая запись в карточке не означает, что у ребенка большое количество неврологических заболеваний. Напротив, изменения минимальны и поддаются коррекции.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, лечение

  1. Лечение медикаментами при СДВГ

Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.
Группа препаратов Представители Эффект от приема медикаментов
Психостимуляторы Левамфетамин, Дексамфетамин, Дексметилфенидат Увеличивается выработка нейромедиаторов, благодаря чему нормализуется биоэлектрическую активность мозга. Улучшают поведение, уменьшаются импульсивность, агрессивность, проявления депрессии.
Антидепрессанты, ингибиторы обратного захвата норадреналина Атомоксетин. Дезипрамин, Бупропион
Уменьшают обратный захват нейромедиаторов (дофамина, серотонина). Их накопление в синапсах улучшает передачу сигналов между клетками мозга. Повышают внимание, снижают импульсивность.
Ноотропные препараты Церебролизин, Пирацетам, Инстенон, Гамма-аминомасляная кислота Улучшают обменные процессы в ткани мозга, его питание и обеспечение кислородом, усвоение глюкозы мозгом. Повышают тонус коры больших полушарий. Эффективность этих препаратов не доказана.
Симпатомиметики Клонидин, Атомоксетин, Дезипрамин Повышают тонус сосудов мозга, улучшая кровообращение. Способствуют нормализации внутричерепного давления.

Лечение проводят низкими дозами препаратов, чтобы свести к минимуму риск развития побочных эффектов и привыкания. Доказано, что улучшение наступает только на время приема препаратов. После их отмены симптомы появляются вновь.
  1. Физиотерапия и массаж при СДВГ

Этот комплекс процедур направлен на лечение родовых травм головы, шейного отдела позвоночника, снятие спазма мышц шеи. Это необходимо для нормализации мозгового кровообращения и внутричерепного давления. При СДВГ применяются:
  • Лечебная гимнастика , направленная на укрепление мышц шеи и плечевого пояса. Должна выполняться ежедневно.
  • Массаж воротниковой зоны курсами по 10 процедур 2-3 раза в год.
  • Физиопроцедуры . Применяют инфракрасное облучение (прогревание) спазмированных мышц с помощью инфракрасных лучей. Также используют прогревание парафином. По 15-20 процедур 2 раза в год. Эти процедуры хорошо сочетаются с массажем воротниковой зоны.
Обратите внимание, что это процедуры можно начинать только после консультации с неврологом и ортопедом.
Не стоит прибегать к услугам мануальных терапевтов. Лечение у неквалифицированного специалиста, без предварительного рентгена позвоночника, может стать причиной серьезной травмы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения

  1. БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия – современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».
На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить. Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.
Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

  1. Психотерапевтические методики


Эффективность психотерапии значительная, но для прогресса может потребоваться от 2-х месяцев до нескольких лет. Улучшить результат можно сочетая различные психотерапевтические методики, педагогические меры родителей и преподавателей, физиотерапевтические методы и соблюдение режима дня.

  1. Когнитивно-поведенческие методы
Ребенок под руководством психолога, а затем самостоятельно, формирует различные модели поведения. В дальнейшем из них выбирают наиболее конструктивные, «правильные». Параллельно психолог помогает ребенку понять свой внутренний мир, эмоции и желания.
Занятия проводят в форме беседы или игры, где ребенку предлагают различные роли – ученика, покупателя, друга или оппонента в споре со сверстниками. Дети разыгрывают ситуацию. Затем ребенку предлагают определить, что чувствует каждый из участников. Правильно ли он поступил.
  • Навыки управления гневом и выражения своих эмоций в приемлемой форме. Что ты чувствуешь? Чего ты хочешь? Теперь скажи это вежливо. Что мы можем сделать?
  • Конструктивное решение конфликтов. Ребенка учат договариваться, искать компровис, избегать ссор или выходить из них цивилизованно. (Не хочешь делиться – предложи другую игрушку. Тебя не принимают в игру – придумай интересное занятие и предложи другим). Важно научить ребенка говорить спокойно, выслушивать собеседника, четко сформулировать чего он хочет.
  • Адекватные способы общения с учителем и со сверстниками. Как правило ребенок знает правила поведения, но не соблюдает их из-за импульсивности. Под руководством психолога в игре ребенок совершенствует навыки общения.
  • Правильные методы поведения в общественных местах – в детском саду, на уроке, в магазине, на приеме у врача и т.д. осваиваются в форме «театра».
Эффективность метода значительная. Результат проявляется через 2-4 месяца.
  1. Игровая терапия
В форме игры приятной для ребенка, происходит формирование усидчивости и внимательности, обучению контроля гиперактивности и повышенной эмоциональности.
Психолог индивидуально подбирает набор игр с учетом симптомов СДВГ. При этом он может изменять их правила, если ребенку слишком легко или тяжело.
Игровая терапия на первых порах проводится индивидуально, затем может стать групповой или семейной. Также игры могут быть «домашним заданием», или проводится учителем во время пятиминутки на уроке.
  • Игры на развитие внимания. Найди 5 отличий на картинке. Определи запах. Определи предмет на ощупь с закрытыми глазами. Испорченный телефон.
  • Игры на развитие усидчивости и борьбу с расторможенностью . Прятки. Молчанка. Рассортируй предметы по цвету/размеру/форме.
  • Игры на контроль двигательной активности. Перебрасывание мяча с заданным темпом, который постепенно увеличивается. Сиамские близнецы, когда дети в паре, обнимая друг друга за талию, должны выполнять задания – похлопать в ладоши, пробежаться.
  • Игры на снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения . Направлены на физическое и эмоциональное расслабление ребенка. «Шалтай-болтай» на поочередное расслабление различных групп мышц.
  • Игры на развитие памяти и преодоление импульсивности. «Говори!» - ведущий задает простые вопросы. Но отвечать на них можно только после команды «Говори!», перед которой он делает паузу в несколько секунд.
  • Компьютерные игры, которые одновременно развивают усидчивость, внимание и сдержанность.
  1. Арт-терапия

Занятие различными видами искусства снижает утомление и тревожность, освобождает от негативных эмоций, улучшает адаптацию, позволяет реализовать таланты и поднять самооценку ребенка. Помогает развить внутренний контроль и усидчивость, улучшает взаимоотношения между ребенком и родителем или психологом.

Интерпретируя результаты работы ребенка, психолог получает представление о его внутреннем мире, душевных конфликтах и проблемах.

  • Рисование цветными карандашами, пальчиковыми красками или акварелью. Используются листы бумаги разного размера. Сюжет рисунка ребенок может выбирать сам или психолог может предложить тему – «В школе», «Моя семья».
  • Песочная терапия . Необходима песочница с чистым, увлажненным песком и набор разнообразных формочек, включающий человеческие фигурки, транспорт, домики и т.д. Ребенок сам решает, что именно он хочет воспроизвести. Часто он обыгрывает сюжеты, которые его бессознательно беспокоят, но он не может донести это до взрослых.
  • Лепка из глины или пластилина. Ребенок лепит из пластилина фигурки на заданную тему – веселые животные, мой друг, мой домашний питомец. занятия способствуют развитию мелкой моторики и функций мозга.
  • Слушанье музыки и игра на музыкальных инструментах. Для девочек рекомендована ритмичная танцевальная музыка, а для мальчиков – маршеобразная. Музыка снимает эмоциональное напряжение, повышает усидчивость и внимание.
Эффективность арт-терапии – средняя. Она является вспомогательным методом. Может использоваться для установления контакта с ребенком или для отдыха.
  1. Семейная терапия и работа с преподавателями.
Психолог информирует взрослых об особенностях развития ребенка с СДВГ. Рассказывает о эффективных методах работы, формах влияния на ребенка, как сформировать систему поощрений и санкций, как донести до ребенка необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это позволяет снизить число конфликтов, сделать обучение и воспитание более легким для всех его участников.
При работе с ребенком психолог составляет программу психокоррекции, рассчитанную на несколько месяцев. На первых сеансах он устанавливает контакт с ребенком и проводит диагностику, чтобы определить насколько выражены невнимательность, импульсивность и агрессивность. С учетом индивидуальных особенностей он составляет программу коррекции, постепенно вводя различные психотерапевтические методики и усложняя задания. Поэтому родителям не стоит ожидать кардинальных изменений уже после первых встреч.
  1. Педагогические меры


Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

  • Будьте терпеливы, сохраняйте самоконтроль. Избегайте критики. Особенности в поведении ребенка не его вина и не ваша. Оскорбления и физическое насилие недопустимы.
  • Общайтесь с ребенком экспрессивно. Проявления эмоций в мимике и голосе помогут удержать его внимание. По этой же причине важно смотреть в глаза ребенку.
  • Используйте физический контакт . Держите за руку, поглаживайте, обнимайте, используйте элементы массажа при общении с ребенком. Это действует успокаивающе и помогает сосредоточиться.
  • Обеспечьте четкий контроль выполнения заданий . Ребенок не обладает достаточной силой воли завершить начатое, у него велик соблазн остановиться на полпути. Знание, что взрослый будет контролировать выполнение задания, поможет ему довести дело до конца. Обеспечит в будущем дисциплину и самоконтроль.
  • Ставьте перед ребенком посильные задачи . Если он не справляется с задачей, которую вы перед ним поставили, то в следующий раз упростите ее. Если вчера ему не хватило терпения убрать все игрушки, то сегодня попросите только собрать кубики в коробку.
  • Ставьте ребенку задание в виде коротких инструкций . За один раз давайте одно задание: «Почисть зубы». Когда это будет завершено, попросите умыться.
  • Делайте перерывы в несколько минут между каждым видом деятельности . Собрал игрушки, отдохнул 5 минут, пошел умываться.
  • Не запрещайте ребенку проявлять физическую активность во время занятий . Если он машет ногами, крутит в руках различные предметы, переминается возле стола, это улучшает его мыслительный процесс. Ели же вы ограничите эту мелкую активность, то мозг ребенка впадет в ступор и не сможет воспринимать информацию.
  • Хвалите за каждый успех. Делайте это один на один и в кругу семьи. У ребенка занижена самооценка. Он часто слышит, какой он плохой. Поэтому похвала ему жизненно необходима. Она стимулирует ребенка быть дисциплинированным, прикладывать еще больше усилий и упорства в выполнении заданий. Хорошо, если похвала будет наглядной. Это могут быть фишки, жетоны, наклейки, карточки, которые ребенок сможет пересчитать в конце дня. Время от времени меняйте «награды». Лишение награды – эффективный способ наказания. Он должен следовать сразу за проступком.
  • Будьте последовательны в своих требованиях . Если нельзя долго смотреть телевизор, то не делайте исключения, когда у вас гости или мама устала.
  • Предупреждайте ребенка, что последует далее. Ему трудно прервать деятельность, которая интересна. Поэтому за 5-10 минут до окончания игры предупредите, что скоро он закончит играть и будет собирать игрушки.
  • Учите планировать. Вместе составляйте список дел, которые необходимо выполнить сегодня, а затем вычеркивайте сделанное.
  • Составьте распорядок дня и придерживайтесь его . Это научит ребенка планировать, распределять свое время и предвидеть, что будет в ближайшее время. Это развивает работу лобных долей и создает ощущение безопасности.
  • Поощряйте ребенка заниматься спортом . Особенно полезны будут восточные единоборства, плаванье, легкая атлетика, велоспорт. Они направят активность ребенка в правильное полезное русло. Командные виды спорта (футбол, волейбол) могут вызвать сложности. Травматичные виды спорта (дзюдо, бокс) могут повысить уровень агрессивности.
  • Пробуйте различные виды занятий. Чем больше вы предложите ребенку, тем выше шанс, что он найдет свое хобби, которое поможет ему стать более усидчивым и внимательным. Это выработает у него самоуважение и улучшит отношения со сверстниками.
  • Оградите от длительного просмотра телевизора и сидения за компьютером. Примерная норма – 10 минут на каждый год жизни. Так 6-тилетний ребенок не должен смотреть телевизор дольше часа.
Помните, если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», это не означает, что он отстает от сверстников в интеллектуальном развитии. Диагноз лишь указывает на пограничное состояние между нормой и отклонением. Родителям придется приложить больше усилий, проявить много терпения в воспитании, и в большинстве случаев после 14 лет ребенок «перерастет» это состояние.

Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Если ребенок увлечется чем то конкретным в подростковом возрасте, то он направит на это всю свою энергию и доведет до совершенства. Если это хобби перерастет в профессию, то успех гарантирован. Это доказывает тот факт, что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психологическое состояние, свойственное детям дошкольного возраста. Чаще всего этот синдром проявляется в виде повышенной импульсивности, недостатке самоконтроля и трудностью осознания собственного «Я». Синдром дефицита внимания у взрослых проявляется значительно реже. По мнению ученых, развитие этого заболевания в более зрелом возрасте свидетельствует о неблагоприятных условиях для личностного формирования в детском возрасте. Актуальность данной проблемы в настоящее время можно объяснить тем, что СДВГ диагностируется довольно редко. Проблемы со своевременным выявлением заболевания приводят к тому, что больным приходится самостоятельно адаптироваться к условиям, которые диктует общество.

Люди с дефицитом внимания стараются заниматься деятельностью, которая не требует постоянной концентрации. Следует обратить внимание, что данное психическое расстройство не мешает больному полноценно проживать собственную жизнь. Однако коммуникационная связь с окружающими может представлять некоторые трудности для больных с данным заболеванием.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - известная проблема детей школьного возраста

По мнению специалистов, рассматриваемое заболевание входит в группу органических и характеризуется минимальной дисфункцией мозговых долей. Подобные нарушения приводят к неспособности определенных мозговых отделов заниматься выполнением прямых функций. К сожалению, современный уровень медицины не всегда позволяет диагностировать подобные изменения. Специальные аппараты, позволяют лишь диагностировать первые признаки развития болезни.

По мнению специалистов, данный синдром чаще возникает до самого момента рождения. Развитие гиперактивности и дефицита внимания у ребенка, провоцирует образ жизни и психоэмоциональное состояние беременной женщины. Увлечение спиртными напитками и наркотическими веществами может негативно отразиться на состоянии эмбриона. По данным последних исследований, образ жизни, который ведет женщина, напрямую отражается на состоянии яйцеклеток. Таким образом, все вышеперечисленные факторы начинают влиять на организм женщины задолго до самой беременности. Помимо этого, тяжелое течение беременности, токсикоз и гестоз также являются факторами, увеличивающими риск развития СДВГ.

По словам исследователей, риск развития мозговой дисфункции у ребенка увеличивается при наличии инфекционных заболеваний, перенесенных во время вынашивания плода. По их мнению, синдром дефицита внимания является лишь малой частью возможных проблем с мозговой деятельностью. Также следует обратить внимание на то, что появление СДВГ может быть связано с асфиксией в первые дни жизни ребенка.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания у взрослых может быть вызван неблагополучными социальными условиями в детские годы. Особая роль в этом вопросе отведена микроклимату, царящему в семье, модели воспитания ребенка и другим бытовым факторам.

Клиническая картина

В международной классификации заболеваний, для этого заболевания отводится целый раздел. Каждый случай обращения к специалисту с подобной проблемой рассматривается строго в индивидуальном порядке. Клиническая картина напрямую зависит от характера проявления симптомов и степени их выраженности . Также следует обратить внимание на тот факт, что многие признаки болезни, характерные для детского возраста, редко проявляются в более зрелые годы.


Данные последних исследований показывают, что заболевание больше чем у половины детей остается на всю жизнь

Клиническая картина проявления СДВГ у взрослых, значительно отличается от детской формы патологии.

Зачастую перенесенный дефицит внимания почти не проявляется по достижению совершеннолетия. Специалисты объясняют это тем, что возрастные изменения организма приводят к увеличению энергетических ресурсов организма.

У взрослых рассматриваемая патология проявляется в виде неустойчивости. Наличие неустойчивости выражается в проблемах с выполнением рутинных ежедневных занятий. Уборка, стирка и процесс приготовление пищи может стать настоящей проблемой для больного человека. Нередко наличие этой болезни приводит к спорным и конфликтным ситуациям. Многие люди не находят понимания и сочувствия от своего ближайшего окружения, что значительно усложняет их жизнь. Также большинство людей с диагнозом гиперактивность сталкиваются с различными трудностями в профессиональной сфере. Ярко выраженная асоциальность и проблема с коммуникабельностью приводит к тому, что человек просто закрывается в собственном мире.

Признаки дефицита внимания у взрослых проявляются в виде следующих факторов:

  1. Сложность с различными финансовыми вопросами, включая расчет собственной зарплаты, оплату различных покупок и платежей за коммунальные услуги.
  2. Проблемы с концентрацией, забывчивость и рассеянность.
  3. Проблемы с коммуникацией и общением.
  4. Трудности в построении планов на ближайшее будущее.

Люди с данным диагнозом редко проявляют тактичность, и способность слушать собеседника. Многие из больных не имеют амбиций, и редко высоко продвигаются по карьерной лестнице. Малая заинтересованность в различных аспектах, приводит к отсутствию интересов и хобби. Неорганизованность приводит к тому, что начиная заниматься одним делом, человек часто отвлекается на различные раздражители. Дефицит внимания может сопровождаться сложностью делать выводы и заключения, а также анализировать различные ситуации. Человек проявляет свою неспособность придерживаться составленного плана или копить деньги. Забывчивость и несобранность может привести к тому, что больной забывает вовремя принять лекарство или опаздывает на заранее назначенные встречи.

Зачастую люди с синдромом дефицита внимания проявляют чрезмерную импульсивность и редко заранее обдумывают свои слова. Проблемы с тактом приводят к тому, что больной практически не контролирует свою речь и говорит только то, о чем думает. Обуздать свою импульсивность гиперактивным людям практически невозможно. Забывчивость и несобранность сопровождается трудностями в профессиональной сфере, из-за проблем с выполнением своих трудовых обязанностей. Наиболее остро синдром дефицита внимания проявляется при управлении транспортом. Сама дорога, другие участники дорожного движения и дорожные знаки усложняют контроль над ситуацией.

Иногда СДВГ проявляется в виде трудностей с чтением книг и просмотром фильмов. Больные редко проявляют интерес к медленно развивающемуся действию, и испытывают сложности с пониманием художественных произведений.


СДВГ у взрослых - это органическое заболевание, которое подразумевает под собой минимальную дисфункцию мозговых долей

Методы диагностики

После того как были рассмотрены симптомы СДВГ у взрослых, можно перейти к обсуждению методов диагностики этого заболевания. По мнению большинства исследователей этой болезни, явные признаки СДВГ проявляются именно в детские годы. Отсутствие своевременной терапии приводит к тому, что болезнь проявляется в более зрелом возрасте . Исходя из этого, специалист должен тщательно изучить анкету больного, для того, чтобы обнаружить признаки этого заболевания в детстве. Подробный опрос о детстве пациента и климатических условиях в семье, позволит собрать все элементы пазла и сформировать своеобразную картину, рассказывающую о текущем состоянии больного.

Один из важных нюансов проведения диагностического обследования – сбор информации о различных аспектах поведения больного в детском возрасте. Помимо этого, следует уделить повышенное внимание темпу и условиям психического развития. На следующем этапе диагностики требуется провести общее обследование состояния организма. Очень важно исключить наличие соматических и неврологических болезней, обладающих схожими симптомами. Применение специальной аппаратуры для измерения органических изменений области головного мозга, позволяет подтвердить или опровергнуть поставленный диагноз. Для точной постановки диагноза требуется провести исследования мозговой активности в состоянии покоя и концентрации.

Для получения полной клинической картины используются различные методики, определяющие темперамент, тип личности и другие особенности психоэмоционального характера . Измерение IQ, личностное тестирование и другие методы психоанализа позволяют наиболее точно диагностировать болезнь.

Как бороться с СДВГ

Как лечить дефицит внимания у взрослых? На сегодняшний день для борьбы с этим заболеванием используется комплексный подход, основанный на:

  • психотерапии;
  • использовании различных лекарственных средств.

Для того чтобы побороть рассматриваемую болезнь, потребуется пройти курс поведенческой терапии. Работа с психологом позволяет добиться стойкого результата, однако, для того, чтобы закрепить успех, в лечении больного должны принимать участие психиатр и психотерапевт.


Причина болезни может возникнуть еще до рождения ребенка

После обращения человека с этим психическим расстройством к психотерапевту, врач обязан разработать индивидуальную стратегию лечения. Методика терапии определяется степенью выраженности основных симптомов, свойственных болезни . Для того чтобы поднять самооценку больного и укрепить его самоутверждение, потребуется использовать поведенческие и когнитивные методики. Очень важно, чтобы все применяемые методы, подстраивались именно под характер больного.

В задачу психотерапевта входит научить больного справляться с различными психологическими нагрузками и стрессом. Специальные тренинги, посвященные релаксации, должны обучить человека правильно распределять собственную энергию. На таких тренингах больной изучает различные методы распределения собственного времени для достижения максимальной продуктивности. Создание четких рамок между рабочим временем и отдыхом позволяет добиться стойкого результата в терапии.

Один из важных этапов работы с психотерапевтом, семейные сеансы, в ходе которых разрешаются различные спорные и конфликтные ситуации между супругами. Диагноз СДВГ довольно часто затрудняет общение между супругами, в результате чего появляются недопонимание и бытовые ссоры. Врач должен научить супруга больного правильному общению со своим избранником.

Также существуют специальные тренинги, целью которых является нормализация профессиональной сферы. Правильный подход к терапии заболевания позволяет нормализовать коммуникативные способности больного, что благоприятно влияет на его продуктивность.


Люди с СВДГ ощущают затруднения в выполнении рутинных каждодневных дел

Медикаментозная терапия, редко применяется в отношении взрослых пациентов. Чаще всего, для достижения стойкого результата, больному достаточно сеансов психотерапии. Однако при наличии необходимости, больному могут быть назначены различные медикаментозные препараты. Чаще всего лекарства, используемые для терапии болезни у детей, используются и взрослыми. Очень важно, чтобы в семье больного нашелся человек, который возьмет под свой контроль процесс приема препаратов.

На сегодняшний день в терапии синдрома дефицита внимания и гиперактивности используются различные психостимуляторы. Эта категория лекарственных средств позволяет достичь стойкого результата, благодаря снижению выраженности основных симптомов свойственных болезни. Однако бесконтрольный прием и отсутствие режима может привести к привыканию к этой категории медикаментов. Помимо психостимуляторов, используются ноотропные препараты, действие которых направлено на стимуляцию мозговой активности. Помимо этого, применение подобных средств нормализует качество мыслительных процессов. Правильный подход к применению медикаментозных средств позволяет полностью исключить развитие рецидива заболевания.

В составе комплексного лечения используются препараты, обладающие сосудорасширяющим действием. Применение подобных средств позволяет усилить приток крови к определенным мозговым отделам, что благоприятно отражается на динамике заболевания. Использовать данные препараты для самолечения не рекомендуется, так как бесконтрольный прием сосудорасширяющих средств может привести к негативным последствиям для организма.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – очень неприятное заболевание, которое может значительно повлиять на повседневную жизнь и работоспособность каждого человека. Столкнуться с ним рискуют люди любых возрастов, но больше всего проблем оно доставляет взрослым. Многие больные не получают никакой терапии, из-за чего вынуждены страдать от постоянно проявляющихся симптомов. Это связано с тем, что лечение СДВГ у взрослых является сложным процессом, требующим много внимания и сил. Чтобы добиться какого-либо результата, вернув свое привычное состояние, нужно знать не только методы борьбы с проблемой, но и то, что она собой представляет.

Классификация, причины

Многие ученые ставят под сомнения существование СДВГ. Причиной тому отсутствие точной возможности выявить болезнь у пациента путем проведения инструментальной диагностики, а также большая разница в количестве заболевших синдромом в разных странах. Тем не менее проблема является официально признанной, а дефицит внимания относят к коду F90.0 по МКБ.

Чаще всего СДВГ проявляется в детском возрасте. Ребенок кажется не таким умным, как сверстники, он не может выполнять все поставленные задачи и ведет себя странным образом. Взрослые же сталкиваются с такой проблемой очень неожиданно. Как правило, синдром все равно берет начало в детстве, но проявляется лишь спустя многие годы, когда на мозг человека оказывается серьезное давление со стороны работы, домашних обязанностей или проблем. СДВГ связано с недостаточным развитием психики, которая не способна выдержать привычной для многих людей нагрузки и дает сбой. По этой же причине болезнь может показать себя далеко не сразу.

Классификация

Для СДВГ разработана отдельная классификация, которая отражает преобладание той или иной стороны болезни. Это помогает поставить более точный диагноз и назначить максимально эффективное лечение. Вид определяется на этапе диагностики. Всего их 3:

  • СДВГ-ДВ – симптомы ограничены дефицитом внимания или выражены только им, больной рассеян и забывчив, может выглядеть глупым даже при высоком IQ, работоспособность довольно низкая, зачастую появляется прокрастинация;
  • СДВГ-Г – симптомы сконцентрированы проявлением гиперактивности, больному трудно сидеть на месте, он может качаться на стуле или трясти ногами, часто отходит от рабочего места под разными предлогами ради физической активности, может раздражаться, т.к. отдохнуть ему тяжело;
  • СДВГ-С – симптомы носят смешанный характер, больному трудно фокусироваться на одной задаче, он часто отвлекается, забывает важную информацию, при этом у него всегда есть желание заниматься чем-либо физически.

Иногда врачи отдельно выделяют неуточненный вид СДВГ. Такой диагноз ставят, если не удалось точно определить все особенности заболевания. Зачастую он применяется для предварительных заключений.

Причины

Точные причины возникновения синдрома недостатка внимания у взрослых до сих пор остаются неизвестными. Однако ученым удалось определить факторы, способные спровоцировать развитие болезни. Они могут воздействовать на организм еще в период формирования плода, что станет причиной проявления СДВГ в будущем.

Основные причины следующие:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Негативное воздействие во время вынашивания плода (инфекции, лекарства, алкоголь, курение);
  • Факторы риска выкидыша во время беременности;
  • Хронические заболевания у матери на момент вынашивания;
  • Осложнения во время родов, кесарево сечение;
  • Несовместимость мамы и ребенка по резус-фактору;
  • Болезни у новорожденного;
  • Прием сильных лекарственных препаратов в первые годы жизни;
  • Неблагоприятная экологическая обстановка.

Если болезнь у взрослого есть, то спровоцировать ее пробуждение может регулярный стресс, связанный с серьезными нагрузками на психику. Поэтому очень важно дозировать выполнение тяжелой работы при малейших рисках наличия такого заболевания.

Впервые СДВГ был описан в 1902 году Д. Стиллом на основе группы детей с яркой симптоматикой невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Симптомы

Проявляется синдром у взрослых очень заметно. Иногда со стороны может показаться, что человек просто устал, не выспался или столкнулся с жизненными трудностями. Но близким известно, что он такой всегда, а его необычное поведение и состояние связаны с болезнью. Симптоматику при СДВГ можно разделить на несколько составляющих, каждая из которых включает особые признаки.

Первым симптомом синдрома является нарушение концентрации, проявляющееся во всех повседневных делах, работе и общении. Вместе с ним зачастую происходит полная потеря интереса ко многим явлениям, которые ранее привлекали больного. Нарушения включают следующие проявления:

  • Резкое отключение мозга от разговора или выполнения работы;
  • Частое отвлечение от выполняемых действий;
  • Отсутствие возможности нормально сфокусироваться на одном явлении или действии;
  • Нехватка внимания по отношению к малозначимым деталям;
  • Редкое завершение задач на 100%;
  • Невнимательность в разговоре, неспособность пересказать диалог.

В некоторых случаях этот симптом становится обратным. Тогда больной начнет испытывать сверхконцентрацию. Он будет погружаться в выполняемую работу так глубоко, что потеряет счет времени и перестанет обращать внимание на все происходящее вокруг.

Организация

Признаки дефицита внимания у взрослых приносят много проблем, в чем немаловажную роль играет неорганизованность. Она возникает практически у всех больных, оказывая негативное влияние на эффективность работы и успешность выполнения поставленных задач. Проявляться симптом может так:

  • Отсутствие времени на домашние дела;
  • Регулярное откладывание «на потом»;
  • Сложность начать или завершить дело;
  • Неспособность рассчитать время;
  • Забывчивость, потеря из головы даже важной информации;
  • Частый и вынужденный поиск мелких вещей (ключи, пульт и т.п.).

Такие люди всегда о чем-то забывают, не могут найти вещи, которые 5 минут назад сами держали в руках, опаздывают на важные встречи и страдают от постоянной нехватки времени.

Эмоции

Зачастую СДВГ сопровождается неприятными эмоциями. Взрослые испытывают чувство злости или расстройство, что связано с постоянными переживаниями. Они могут проявляться в виде следующих симптомов:

  • Неспособность контролировать эмоции;
  • Частое переутомление;
  • Раздражительность, перепады настроения, вспыльчивость;
  • Пониженная самооценка, обидчивость;
  • Ожидание плохих результатов;
  • Постоянная нехватка мотивации для выполнения разных задач.

Многие больные становятся закрытыми людьми, т.к. общение зачастую доставляет им эмоциональные трудности, а работа приводит к разочарованию. Они постоянно грустят, их мышление депрессивное, ожиданий положительных изменений нет.

Гиперактивность

Повышенная активность и энергичность становятся настоящей проблемой, т.к. человеку не удается сосредоточиться на одном деле, при этом он не способен сохранять спокойствие или сидеть на месте. Больной столкнется со следующими признаками синдрома:

  • Постоянная возбужденность, желание что-то делать;
  • Двигательное беспокойство, отсутствие усидчивости;
  • Тяга к рискованным поступкам и ярким впечатлениям;
  • Частая смена мыслей, стремление к многозадачности;
  • Быстрое наступление скуки при монотонной работе;
  • Сильная разговорчивость, надоедливость.

Человек с СДВГ практически не способен сидеть на месте. Он старается постоянно двигаться, берется за много дел сразу, часто разговаривает, а мысли в его голове очень быстро сменяются одна другой.

Импульсивность

Под импульсивностью понимают неумение контролировать свои слова и действия. Она является частью симптоматики при СДВГ и может доставлять массу неудобств, а также портить отношения с окружающими людьми. Зачастую больные даже не замечают неправильности своего поведения. Симптомы следующие:

  • Неспособность контролировать себя;
  • Резкие высказывания мыслей;
  • Перебивание собеседника;
  • Спонтанность опасных действий.

Некоторые больные ведут себя асоциально, из-за чего не принимаются другими людьми. Возможно развитие наркомании или алкоголизма, что связано с тягой к зависимостям и риску.

Статистика показывает, что у женщин чаще проявляются проблемы с концентрацией и организацией, а у мужчин – гиперактивность с импульсивностью.

Основное лечение

Начинать лечение можно только после окончательной постановки диагноза. Однако с этим возникают сложности, т.к. болезнь можно перепутать с другими нарушениями в работе организма. Еще больше проблем врач испытывает от невозможности выявить болезнь с помощью классических методов диагностики. Приходится обходиться обычным опросом, а также проведением теста МОХО, который позволяет подробнее изучить симптомы больного с помощью компьютерной программы.

Когда врач сможет точно сказать, что у больного СДВГ, следует сразу начинать лечение. Оно включает несколько способов воздействия на болезнь, каждый из которых по-своему эффективен. Стоит учитывать, что вылечиться полностью не удастся никому. Но правильный подход к терапии позволит устранить большинство симптомов.

Медикаментозная терапия

Принять точное решение, как лечить дефицит внимания у взрослых в каждом конкретном случае, может только врач. Самостоятельно назначать лекарства категорически запрещено, как и корректировать выписанную специалистом дозировку.

Основным способом терапии становятся психостимуляторы: «Аддерал», «Декседрин» или «Риталин». Они запрещены во многих странах, что связано с массой побочных эффектов. Поэтому их заменяют на таблетки «Атомоксетин» или подобные.

Дополнительно пациенту выписывают другие препараты:

  • «Бупропион»;
  • «Дизпрамин»;
  • «Клонидин»;
  • «Нортриптилин».

Точные назначения зависят от симптомов болезни и индивидуальных особенностей пациента. В некоторых случаях можно обходиться вообще без лекарств.

Психотерапия

Применение метода психотерапии может оказать положительный эффект практически в 100% случаев. Профессионалы помогут решить многие проблемы, а также настроить мышление так, чтобы трудностей в дальнейшей жизни стало меньше.

Первой составляющей являются личная и семейная психотерапии. Они помогают разобраться в себе и своих отношениях. Специалист научит, как правильно справляться со сложностями, возникающими при СДВГ, и поспособствует развитию позитивного взгляда на жизнь, что очень важно при такой болезни.

Когнитивно-поведенческая психотерапия становится второй составляющей. Она помогает устранять все негативное в жизни человека. Главной целью метода становится практическое воздействие на повседневность больного для исключения всех факторов, провоцирующих проявления синдрома дефицита внимания.

Народные средства

Лечение синдрома дефицита внимания у взрослых можно производить с помощью народных средств. Они успокаивают организм, нормализуют работу мозга, а также способствуют более продуктивной деятельности. Для этого отлично подойдут привычные успокоительные на травяной основе («Валериана», «Персен»). Также можно приготовить лекарство самостоятельно по следующим рецептам:

  1. Хмельные шишки. Варить 2 шишки в 300 мл воды примерно 2 минуты, затем выдержать в закрытой емкости 5 минут и процедить. Принимать по ложке трижды в день.
  2. Зверобой. Одну ложку измельченной травы залить 300 мл воды, прокипятить в течение 5 минут, дать настояться 10 минут, а потом процедить. Выпивать по две ложки три раза в день.
  3. Лаванда. Залить 150 мл кипятка одну ложку лаванды, оставить на 10 минут, процедить. Принимать по ложке утром и вечером.

Также можно готовить травяные сборы из нескольких трав, делать ванночки с морской солью или принимать Гинкго Билоба. Из необычных вариантов стоит рассмотреть размещение мешочка с сухим корнем валерианы возле кровати.

Упражнения

Особым методом борьбы с СДВГ являются упражнения. Их регулярное выполнение помогает избавляться от большинства симптомов болезни, а также приводить в норму общее состояние организма. Лечение СДВГ у взрослых упражнения осуществляют за счет повышение дофамина, серотонина и других важных гормонов.

Выбирать какие-либо специальные тренировки нет необходимости. Достаточно выполнять простые физические упражнения каждый день. Можно начать с утренней зарядки или пробежки на свежем воздухе. Вечерами рекомендуется просто гулять. Если есть желание, то будет полезно серьезно заняться любым видом спорта, посвящая ему много времени.

Примерно 6% людей страдают от СДВГ. Только треть из них получают необходимое лечение и пытаются побороть симптомы.

Вылечивать большую часть симптомов не так легко, но повысить эффективность всех основных методов можно с помощью выполнения простых рекомендаций, которые касаются повседневной жизни человека. Чем больше из них будет реализовано, тем лучше для борьбы с болезнью.

Пройдите тщательное диагностирование. Если ваш доктор поставил диагноз СДВГ всего за один прием, обратитесь за альтернативным мнением к другому специалисту. Нужно пройти несколько медицинских тестов, чтобы исключить другие физические проблемы и тщательно оценить состояние пациента.

Узнайте как можно больше об этом нарушении. Знание – сила, чем больше вы узнаете о синдроме, тем лучше вы сможете с ним справляться. Купите соответствующую литературу или возьмите книги в библиотеке, задавайте своему врачу вопросы и посещайте групповые занятия. Делайте все, что в ваших силах, чтобы узнать как можно больше.

Рассмотрите возможность медикаментозного лечения, в большинстве случаев СДВГ оно необходимо. СДВГ – это расстройство, вызываемое химическим/электрическим дисбалансом активности мозга. Как и в случае с любым другим заболеванием, вы не сможете избавиться от этого синдрома, лишь только захотев этого. Необходимо медикаментозное лечение. Будьте терпеливы и постоянно общайтесь со своим лечащим врачом. Чтобы подобрать правильное лекарство и верно рассчитать дозу, может потребоваться год, но это время стоит результатов, которые вы получите. Если вы решили не принимать лекарственные препараты, то пересматривайте эту возможность каждые 12 месяцев, ведь симптомы СДВГ могут, как ослабевать, так и усиливаться. Помимо того, с течением времени могут изменяться и требования окружающих к человеку, страдающему СДВГ, например, по мере перехода в старшие классы, домашняя работа становится сложней.

Исключите из рациона вредную пищу. Перестаньте пить газировку, есть конфеты, покупать еду на вынос и фаст-фуд. Не пейте энергетические напитки и старайтесь не потреблять в пищу еду с добавлением красителей, ароматизаторов, консервантов, усилителей вкуса и других добавок. Такая еда содержит химикаты, которые нарушают уже и без того нарушенный химический баланс в мозгу человека, страдающего СДВГ, от чего справиться с синдромом становится только сложнее.

Установите структурированный режим. Детям и взрослым с СДВГ необходима система, режим и последовательность. Станьте более организованным. Составьте себе ежедневный и еженедельный режим, повесьте его на стену на большом плакате и следуйте ему. Составьте режим для таких вещей, как приемы пищи, домашняя работа и сон, для вещей, которые вы делаете каждый день. Отметьте цветами учебники, чтобы у каждого предмета был свой цвет, так будет проще брать на каждый урок правильный учебник. Исключите из жизни хаотичность.

Увеличьте физические нагрузки. Упражнения и физическая активность улучшают функцию мозга. Люди с СДВГ ежедневно должны хотя бы по 30 минут заниматься интенсивными физическими упражнениями, например, кататься на велосипеде, плавать, танцевать, кататься на коньках и т.д. Даже 30 минут Wii fit или Kinect на Xbox будут полезны.

Введите систему вознаграждений. Дети с СДВГ легко привлекают внимание своим плохим поведением, и им очень тяжело привлекать его хорошим. Им требуется больше внимания, чем другим детям, и они делают все, чего бы это ни стоило, чтобы привлечь его. Зачастую они делают это за счет плохого поведения. Упростите ситуацию, обращайте на них свое внимание, когда они делают что-то правильно. Составьте таблицу результатов и начисляйте баллы, если ребенок был вежлив, подождал своей очереди, сел за домашнюю работу, делал задание, завершил задание, следовал указаниям, не ссорился с братьями и сестрами и т.д. Баллы можно обменять на привилегии, такие как просмотр телевизора, время за компьютером, видеоигры, лакомство и т.д. Предложите им много вариантов, чтобы были маленькие награды, которые можно быстро заработать, и большие, на которые нужно копить баллы. Очень важно, чтобы ребенок не был избалован, ведь иначе он будет чувствовать, что привилегии бесполезны, и не будет стараться. В школах можно использовать эту же систему. Взрослые с СДВГ также должны использовать систему вознаграждений, предлагать себе бонусы за завершенные задания и приближение к цели.

Измените рацион так, чтобы было больше белков и меньше углеводов. Исследования показали, что при такой диете мозг человека с СДВГ функционирует лучше. Также необходимо пить много воды.

Запишитесь в спортивную секцию. Некоторые виды спорта задействуют различные группы мышц, что улучшает функцию мозга у детей с СДВГ. Такие виды спорта, как гимнастика, боевые искусства, фигурное катание и танцы требуют работы разных мышц и могут существенно улучшить ситуацию. Таким спортом необходимо заниматься по меньшей мере 2-3 раза в неделю.

Очень четко давайте указания детям и взрослым с СДВГ. Старайтесь использовать меньше слов, чем меньше вы говорите, тем больше люди с СДВГ запомнят. Говорите понятно и давайте одно указание за раз. Сначала привлеките внимание человека с СДВГ, затем, если вы чувствуете, что это необходимо, попросите, чтобы он повторил то, о чем вы его попросили.

Никогда не игнорируйте плохое поведение, таким образом, вы даете понять ребенку с СДВГ, что все в порядке, ведь им и так сложно думать о последствиях своих действий. То, что последствий совсем нет, лишь усугубляет ситуацию. Игнорирование поведения человека с СДВГ может лишь ухудшить его, пока оно полностью не выйдет из-под контроля. Вместо этого действуйте быстро и пресеките проблему на корню.

Подробное и доступное пояснение, что такое синдром дефицита внимания, а также каковы его особенности и симптомы.

Сегодня в родительской среде и среде детских психологов набирают популярности такие термины, как «синдром дефицита внимания », «гиперактивность», «импульсивность» и т.д.

Они до сих пор вызывают бурные споры и обсуждения, до сих пор детально не изучены, но в том, что существуют дети (а часто – и взрослые) с вполне конкретными симптомами, которые и квалифицируют как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), сомневаться не приходиться.

Существует ли на самом деле синдром дефицита внимания и гиперактивноси?

По поводу того, существует ли на самом деле синдром дефицита внимания, можно ли его действительно считать заболеванием, и насколько широко его распространение, до сих пор ведутся ожесточенные споры и в научных, и в образовательных, и в других кругах.

Частенько учителя, которые слышат о том, что какой-то ребенок страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, кривятся, как от зубной боли, и начинают бурно объяснять, что это все выдумки родителей, которые не хотят нормально воспитывать своего ребенка.

Родители же, возмущенные сомнениями педагогов в их родительских способностях, начинают в ответ обвинять учителей: «Мол, это вы не хотите работать и находить подход к разным детям».

Истина же, как всегда, находится где-то посредине.

Дети с СДВГ действительно существуют.

И с ними действительно нужно налаживать особый контакт – никуда учителя от этого не денутся.

Но и некоторые мамы с папами перегибают палку, считая, что поведение их детей в школе – проблемы исключительно учителей, даже не пытаясь со своей стороны повлиять на собственное чадо.

Именно невоспитанность, к которой приводит нежелание родителей заниматься серьезно своими малышами, принимается за синдром дефицита внимания.

“И никакого синдрома дефицита внимания у него нет!”…


Помню, однажды такой ребенок превратил на некоторое время в кошмар поездку для всех пассажиров вагона.

Он бегал по проходу, открывал все купе, пытался хватать то, что ему нравилось, орал, стучал по стенам.

На все это родители вообще не реагировали.

Попытки привлечь их внимание окончились ничем: мама, выслушав возмущение некоторых пассажиров, спокойно ответила, что позволяет своему сыну вести себя так, как ему хочется, и, если кого-то это не устраивает, то это исключительно их проблемы.

Дитю этому, кстати, было лет 10, то есть на несмышленого карапуза тот не тянул никак.

Приструнить маленького террориста удалось одной старшей женщине (потом оказалось, что дама воспитала троих мальчишек), моей соседке по купе.

Когда это невоспитанное чадо ворвалось к нам в купе, то женщина, встав, достаточно строго отчитала мальчика, запретив брать без спросу ее вещи и шуметь рядом с ее купе, пригрозив отшлепать его, как следует, если не успокоится.

Мальчик, очевидно, не привыкший к такому тону и к тому, что ему говорят «Нет», подзавис на некоторое время, а затем побежал жаловаться маме.

Та, выйдя из состояния флегмы, пришла разбираться: «Как так, ее чадо обидели?».

На что услышала спокойный ответ моей соседки: «Я веду себя так, как считаю нужным и, если это кого-то не устраивает, то это исключительно их проблемы».

В вагоне наконец-то воцарились мир и тишина, которые нарушали лишь сердитое сопение маленького террориста и его мамы.

Никакого синдрома дефицита внимания и гиперактивности у этого дитяти не было.

Был просто обнаглевший от безнаказанности пацаненок.

Первые исследования синдрома дефицита внимания


Исследования мозговой дисфункции проводились достаточно давно.

К примеру, еще в начале ХХ века Е. Кан и его соратники исследовали детей, которые отличались излишней активностью и импульсивностью, неумением долго , отвлекаемостью и т.д.

Сам же термин «синдром дефицита внимания» относительно новый, ведь впервые был использован лишь в начале 1980-х годов американскими психиатрами.

В этой же стране и начали активно исследовать этот интереснейший феномен.

Именно Американская ассоциация психиатров впервые создала классификацию детей, страдающих от синдрома дефицита внимания.

Согласно их исследованиям наблюдается три типа:

  1. Так называемый «чистый» синдром дефицита внимания.
  2. СДВ, сочетаемый с гиперактивностью.
  3. Синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Чаще всего наблюдается именно комбинированная версия этого заболевания, поэтому аббревиатура СДВГ и стала столь распространенной в научной и научно-популярной литературе.

Отечественные же ученые от них, увы, пока сильно отстают.

Особенности синдрома дефицита внимания


Родителям, ребенок которых ведет себя не слишком хорошо и доставляет много неприятностей и им, и учителям, и воспитателям, и сверстникам, предстоит определить, действительно ли дитя страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности или же у него просто имеют пробелы в воспитании.

Прежде чем говорить о симптомах, мне бы хотелось, чтобы вы узнали о трех особенностях этого синдрома:

    Его распространенность не так велика, как кажется: всего 5–7% детей школьного возраста страдают от него.

    Если брать усредненные данные, то в каждом классе может быть ребенок с СДВГ.

    Немало, согласна, но это и не настолько пугающие цифры, как пытается доказать популярная литература.

  1. Мальчики подвергаются этому синдрому в два раза чаще, чем девочки, поэтому, если вы, являясь родителем мальчугана, заподозрили у своего малыша СДВГ, то поводов для беспокойства у вас гораздо больше, нежели у родителей девочек.
  2. До 5–6 лет заботиться синдромом дефицита внимания не стоит.

    До того, как ребенок пойдет в школу или хотя бы в подготовительную группу и начнет систематически обучаться, достаточно трудно определить у него СДВГ.

О том, как выявить СДВГ у ребенка

и что делать после подтверждения диагноза,

рассказано в видеоролике:

Симптомы дефицита внимания и гиперактивности

Чтобы подтвердить свои опасения, обратите внимание на то, присутствуют ли у вашего малыша следующие симптомы:

  1. Не может сосредоточить свое внимание на долгое время.
  2. Постоянно вертит головой и отвлекается на что угодно, когда вы пытаетесь что-то рассказать или показать, или поиграть с ним в какую-то игру, требующую внимания.
  3. Трудно в правильной последовательности выполнять какое-либо задание.
  4. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
  5. Постоянно теряет свои вещи, забывает, где оставил какую-то игрушку.
  6. Его невозможно организовать и привить ему какие-то правила поведения.
  7. Страдает от расстройств и забывает важные вещи.
  8. Не может совладать со своими побуждениями, да и не пытается этого делать.
  9. Если малыш что-то хочет, то должен получить это немедленно, потому что ожидание в очереди для него неприемлемо.
  10. Неспособен усидеть на месте даже короткое время, постоянно находится в бесцельном движении, причем не ходит, а бегает.
  11. Много болтает, перебивает других, не дает высказаться, не умеет слушать, когда ему что-то рассказывают.
  12. Легко впадает в истерику, демонстрирует свое раздражение и расстраивается даже тогда, когда для этого нет повода.
  13. Не учится на своих ошибках.

    Например, если он обжегся, то через некоторое время снова будет пить горячий чай, не дожидаясь, пока тот остынет.

  14. , может воспроизводить на бумаге буквы, будто отображенные в зеркале.
  15. Если отвлекается в процессе чтения, то ему достаточно трудно отыскать строку, на которой он закончил читать.

    Моментально забывает прочитанное.

  16. Вы замечаете, что дитя часто будто бы отключает свои чувства, то есть, физически он здесь, но в реальности не с вами, а мыслями где-то очень далеко.
  17. Наблюдаются пробелы в восприятии.

    Часто на ваш вопрос «Что вы делали сегодня на уроках?» вам отвечают: «Не помню».

Поодиночке эти симптомы еще не свидетельствуют о том, что у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивность, но, если хотя бы 5 из них вы обнаружили у своего малыша, то следует обратиться к доктору, чтобы он подтвердил или развеял ваши опасения.

Синдром дефицита внимания не поддается лечению, зато поддается коррекции.

Только специалист подскажет вам (ведь каждый случай уникален), как быть со своим чадом, чтобы он нормально адаптировался в общество и его СДВГ не мешал ему жить полной жизнью и не создавал проблем окружающим.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту