Проверка ростехнадзора что проверяют. Учебное заведение проверяет ростехнадзор Ростехнадзор что проверяет в школах

В любой организации рано или поздно происходит тот «счастливый» момент, когда появляются сотрудники Ростехнадзора и начинают проводить плановую проверку. Если вы ведете свою коммерческую деятельность в соответствии с установленными правилами и положениями, то вам совершенно не о чем беспокоиться. В любом случае будет не лишним получить информацию о том, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке, а что не входит в полномочия этой службы. Дополнительная информация еще никому и никогда не навредила.

Структура Ростехнадзора

Данная служба осуществляет свою работу на уровне федерального значения и представляет собой не что иное, как орган исполнительной власти. Структура службы включает в себя несколько отделов, которые занимаются вопросами:

  • финансов;
  • организационно-контрольной деятельности;
  • службы и кадров;
  • лицензионно-разрешительной деятельности;
  • правового характера;
  • защиты государственной тайны;
  • сотрудничества между государствами;
  • безопасной эксплуатации ядерных установок;
  • энергосбережения;
  • безопасности в нефтегазовой, горнодобывающей и угольной промышленности;
  • надзора в строительстве и вообще в промышленности.

Порой инспекция занимается вопросами, которые ранее находились в компетенции Санэпидемстанции. Территориальные органы Ростехнадзора включают в себя следующие отделы, занимающиеся вопросами:

  • деятельности в сфере транспорта;
  • защиты прав потребителей;
  • торговли;
  • эпидемиологии;
  • экологии;
  • санитарного состояния.

На заметку! В компетенцию территориальных органов входит рассмотрение обращений от юридических и физических лиц, а также контролирование устранения выявленных нарушений.

Полномочия Ростехнадзора

Данная служба имеет довольно широкие полномочия. Они включают в себя:

  • прежде всего, защиту прав потребителей;
  • осуществление контроля соблюдения качественного оказания услуг и правил продажи товаров населению;
  • инициирование проведения всевозможных анализов и экспертиз;
  • предоставление оценочных заключений деятельности разнообразных организаций;
  • осуществление контроля деятельности организаций в плане санитарно-эпидемиологического состояния.

Разновидности проверок

На всей территории России и, в частности, в Москве Ростехнадзор может проводить плановые и внеплановые проверки. Об этом четко сказано в Законе Российской Федерации под номером 294-ФЗ (от 26 декабря 2008 года). Плановые ревизии проводят согласно графику не чаще, чем один раз в три года (статья 9, пункт 2).

Основания для проведения внеплановой проверки:

  • Инициировать подобную проверку может любое физическое или юридическое лицо в том случае, если от него получено официальное обращение с просьбой разобраться в определенных нарушениях (например, в сфере общепита, торговли, медицины, ЖКХ и так далее).

Важно! Если лицо, обратившееся в орган государственного контроля, пожелало остаться неизвестным, то подобное заявление не принимают к рассмотрению, и оно не может служить основанием для назначения внеплановой проверки.

  • С подачи редакции какой-либо программы в средствах массовой информации.
  • Истечение срока, предоставленного юрлицу или ИП для устранения ранее установленных нарушений.
  • Если существует явная угроза жизни и здоровью населения, возможность причинения вреда окружающей природе и животным, возникновение ситуаций чрезвычайного характера, а также угроза безопасности страны.

С чего начинается проверка

Проверка начинается с того, что инспектор Ростехнадзора предъявляет руководителю организации свое удостоверение (обязательно с фотографией) и распоряжение о проведении проверки, в котором четко указаны цели ревизии. Важно! Документ, датируемый днем фактической ревизии, должен быть заверен в обязательном порядке печатью и подписью руководителя контролирующей службы. Директор организации имеет полное право не допускать инспектора на предприятие в том случае, если документы, предъявленные им, оформлены ненадлежащим образом. Важно! Все лица, осуществляющие ревизию, должны быть указаны в распоряжении.

Что непосредственно интересует сотрудников Ростехнадзора

В ходе плановой проверки инспекторы службы должны проверить:

  • Наличие лицензии на осуществление определенной деятельности, а также ИНН и Устав компании или организации.
  • Документацию. Проверяют наличие и правильность оформления трудовых договоров с сотрудниками предприятия, дипломов и сертификатов об их образовании, а также медицинских книжек работников. Помимо этого, должен быть представлен либо договор аренды помещения, в котором осуществляется деятельность, либо документ, подтверждающий право собственности на занимаемую площадь.

  • Наличие вывески компании и уголка потребителя.
  • Насколько правильно и точно оформлены ценники на все товары.
  • Наличие информации о производителях и сроках годности представленной продукции, а также акцизных марок, сертификатов и лицензий.
  • Прейскурант цен на все услуги, которые фирма или организация оказывает.
  • Работу кассового аппарата.
  • Насколько правильно заполнен журнал учета проверок, осуществленных в рамках компании.

Как видим из вышеизложенного, перечень того, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке, не так уж и мал.

Какие действия не входят в компетенцию Ростехнадзора

Как это ни странно, но существуют в работе Ростехнадзора ограничения определенного характера. Сотрудники этой службы не имеют права:

  • Начинать и продолжать проверку без присутствия руководителя компании или сотрудника, который на временной основе исполняет обязанности директора.
  • Делать забор проб для дальнейшей экспертизы без составления соответствующих документов.
  • Изучать предоставленные документы дольше срока, отведенного законодательством России.
  • Предоставлять третьим лицам информацию, полученную в ходе проверки.
  • Предъявлять требования, которые не имеют никакого отношения к работе данной службы.
  • Подвергать изучению продукцию, не имеющую какого-либо отношения к проверке.
  • Останавливать работу организации во время контрольных мероприятий (например, магазинов или разнообразных предприятий общественного питания).
  • Проводить контрольную закупку.

Важно! По поводу этих действий в законодательстве нет четких разъяснений. Если инспектор Ростехнадзора совершает подобную закупку, то факт ее совершения должен быть зафиксирован представителями проверяемой компании или организации. В дальнейшем можно, опираясь на этот документ, доказать факт нарушения законодательства.

Теперь появилась полное понимание того, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке и что не входит в его компетенцию. Все очень просто.

Завершающий этап проверки

По результатам ревизии сотрудник инспектирующей службы составляет акт, в котором указывает все выявленные нарушения, порядок их исправления, сроки и штрафные санкции. Акты проверок Ростехнадзора в обязательном порядке оформляют в двух экземплярах: один оставляют в контролирующей службе, а другой передают руководителю организации.

На заметку! Если по требованию инспектора были предоставлены все интересующие документы, но при этом он сам не был допущен на предприятие, то организация вряд ли обойдется без административного штрафа. Причем сумма может составлять до 2000 рублей для директора и до 1000 рублей для каждого из сотрудников. В каждой компании должен быть журнал, в котором фиксируют все ревизии: даты их проведения, кто проводил проверку (то есть данные о контролирующей службе и конкретная фамилия проверяющего инспектора), ее цели и выявленные нарушения.

На заметку! Имея на руках такой документ, директор любого предприятия легко может доказать факт проведения ревизии.

Дополнительные полномочия инспектора Ростехнадзора

После завершения проверки и составления акта инспектор Ростехнадзора имеет полное право:

  • Передать информацию о проведенной ревизии и ее результатах в другие контролирующие службы (например, в Санэпидемстанцию).
  • Представить в органы внутренних дел материалы по проверке.
  • Донести до сведения граждан посредством средств массовой информации факт подобной инспекции и ее результаты.

Сроки проведения проверки

Естественно, сроки проверки Ростехнадзора не могут быть растянуты «до бесконечности». Максимально инспекция может продолжаться в течение одного месяца.

На заметку! В отдельных исключительных случаях, когда у инспектора есть очень веские аргументы для продления контрольного мероприятия, сроки могут быть увеличены еще на один месяц.

Что проверяет Ростехнадзор по энергосбережению

В соответствии с Федеральным законом под номером 261-ФЗ (от 23 ноября 2009 года, в редакции от 13 июля 2015 года) Ростехнадзор (а именно Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору) осуществляет проверки по энергосбережению. Если организация не попадает под энергетическое обследование (то есть оборот энергоресурсов меньше 10 млн, предприятие не является муниципальным, а здание находится в аренде), то осуществляют контроль соблюдения того, насколько собственник сооружения выполняет требования повышения энергетической эффективности и оснащенности используемых энергетических установок приборами учета.

Проверка образовательного учреждения

Принято считать, что в основном Федеральная служба по технологическому, экологическому и атомному надзору (то есть Ростехнадзор) контролирует работу организаций в сфере строительства, промышленности и энергетики. Но это ошибочное мнение. Сотрудники Ростехнадзора могут «нагрянуть» и в любое бюджетное учреждение, например, в школу или институт.

Что проверяет Ростехнадзор в образовательном учреждении:

  • Неукоснительное соблюдение требований и положений по обслуживанию и эксплуатации электрических и тепловых сетей и установок, оборудования (учебного это тоже касается), представляющего повышенную опасность.
  • Осуществляет надзор строительных работ, которые может проводить учреждение (например, строительство новых корпусов или реконструкция старых).
  • Производить оценку технического состояния разнообразного подъемного оборудования (например, лифтов).

Проверка автозаправочных станций

Что проверяет на АЗС Ростехнадзор? Прежде всего, соблюдение правил и положений лицензирования. Дело в том, что автозаправочные станции, начавшие свою работу 3-4 года назад, в основном имеют в своем арсенале все необходимые документы и акты проверок и пуска в эксплуатацию. А вот на станциях, которые начали осуществлять свою деятельность намного раньше (40-50 лет назад), подобного освидетельствования не проводилось. Поэтому в соответствии с Положением об обязательном лицензировании производственных объектов, которые отличаются повышенной взрывоопасностью, на всей территории России и, в частности, в Москве Ростехнадзор проводит проверки всех АЗС. Помимо этих мероприятий сотрудники службы занимаются вопросами реализации топлива (например, проверяют наличие чеков, кассового аппарата) и его качества.

В заключение

Надеемся, что теперь наступила полная ясность в вопросе о том, что проверяет Ростехнадзор при плановой проверке. А чтобы действия инспекторов этой службы не стали шоком, руководителю организации необходимо быть самому в курсе прав и обязанностей своей компании, вопросов, входящих в компетенцию проверяющих служб, а также наличия необходимых документов, сертификатов и санитарных книжек у своих сотрудников.

Принято считать, что проверка промышленной безопасности возможна только в отношении строительных объектов и предприятия с вредным и опасных производством. На самом деле круг полномочий Ростехнадзора гораздо шире и инспекторы могут проверить соблюдение норм безопасности практически на любом предприятии. В статье разберем особенности проведения проверки промышленной безопасности, а также выясним, кого и когда проверяет Ростехнадзор и как подготовиться к визиту инспекторов.

Что проверяет Ростехнадзор

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор) осуществляет свои полномочия согласно закону №116-ФЗ от 21.07.1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствие со ст. 16 закона №116-ФЗ, на Ростехнадзор возложены функции контроля промышленной безопасности производственных объектов. В частности, Ростехнадзор проверяет:

  • техническую функциональность и исправность используемого оборудования, своевременность его технического обслуживания;
  • законность допуска сотрудников к опасным производственным объектам (наличие соответствующих разрешений);
  • обеспечение сотрудников необходимыми СИЗ;
  • действия организации в части минимизации воздействия вредного влияния производства на работников и окружающую среду.
  • Вышеуказанный перечень – это лишь малая доля того, что может проверить Ростехнадзор.

Фактически инспектор-контролер проводит комплексную проверку соблюдения работодателями норм промышленной безопасности и требований охраны труда, установленных действующим законодательством.

Кого проверяет Ростехнадзор

В целях проверки соблюдения норм промышленной безопасности Ростехнадзор вправе проверить практические любое предприятие либо ИП. Форма собственности либо организационно-правовая структура не влияет на включение субъекта хозяйствования в список предприятий для проверки.

Условия, по которым организация/ИП может быть включена в список проверяемых Ростехнадзором, утверждены в п. 5-7 ст. 16 закона №116-ФЗ.

Ниже рассмотрим, как Ростехнадзор принимает решение о проведении плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки

Ростехнадзор вправе осуществлять плановые проверки предприятий и ИП в соответствие с утвержденным графиком.

При составлении графика и включении в него того или иного субъекта хозяйствования, Ростехнадзор учитывает класс промышленной опасности, к которому относится организации. Согласно п. 5.1 ст. 16 закона №116-ФЗ утверждена следующая периодичность проведения Ростехнадзором плановых проверок:

№ п/п Класс промышленной опасности организации Периодичность проведения плановых проверок Ростехнадзора
1 I класс (максимальная опасность) Не чаще 1-го раза в год
2 II класс
3 III класс Не чаще 1-го раза в течение 3-х лет
4 IV класс (минимальная опасность) Плановые проверки не проводятся

Для того, чтобы определить к какому классу промышленной опасности относится предприятие, необходимо ознакомиться с условиями классификации, утвержденными в Приложении 2 к закону №116-ФЗ. Согласно документу, при определении класса промышленной опасности учитывается деятельности предприятия (горнодобывающая промышленность, химическое производство, добыча нефти и т.п.), а также реальное и потенциальное негативное воздействие деятельности организации на работников, третьих лиц, окружающую среду.

Принимая решение о включении предприятия в график плановой проверки, Ростехнадзор принимает во внимание дату:

  • окончания проведения последней плановой проверки;
  • включения предприятия в перечень опасных производственных объектов;
  • ввод предприятия (или определенного структурного подразделения) в эксплуатацию после реконструкции, капитального ремонта, модернизации.

Отсчет периода проведения плановой проверки начинается с одной из вышеуказанных дат. К примеру, плановая проверка промышленной безопасности предприятия III класса опасности завершена 23.01.2017 года. Ростехнадзор вправе включить предприятие в плановую проверку в 2020 году.

Для того чтобы выяснить, включена ли организация в график плановых проверок на 2020 год, руководству (или ответственному должностному лицу) достаточно ознакомиться с информацией, размещенной на сайте Ростехнадзора. График плановых проверок на 2020 году является общедоступным для ознакомления → http://www.gosnadzor.ru/activity/control/plans/ .

Срок плановой проверки Ростехнадзора не должен превышать 30 рабочих дней, но в исключительных случаях может быть продлен на срок до 20-ти рабочих дней при наличии соответствующих оснований и решения руководителя надзорного органа.

Внеплановые проверки

Помимо плановых проверок, за Ростехнадзором закреплены полномочия проведения внеплановых проверок при наличии следующих оснований:

  1. Жалоба на организацию/ИП . Если в орган Ростехнадзора поступила жалоба на субъект хозяйствования в части невыполнения требований промышленной безопасности, в том числе наличии угрозы жизни и здоровью граждан, то данный факт является основанием для назначения внеплановой проверки организации.
  2. Истечения срока действия предписания . В случае, если в ходе плановой/внеплановой проверки Ростехнадзором выявлены нарушения в части соблюдение норм промышленной безопасности и охраны труда, то надзорный орган выдает организации предписания об устранении выявленных нарушений с указанием срока выполнения. По истечению установленного срока инспектор Ростехнадзора вправе посетить организацию с внеплановой проверкой в части выполнения требований предписания.
  3. Специальное поручение . Внеплановую проверку предприятия может инициировать орган исполнительной власти, прокуратура, а также Правительство и Президент РФ. При наличии соответствующего поручения орган Ростехнадзора назначает внеплановую проверку организации.

В отличие от плановой проверки, о предстоящем внеплановом визите инспектора Ростехнадзора организация не может узнать заранее. Согласно п. 9 ст. 16 закона №116-ФЗ, уведомление предприятия о внеплановой проверке не допускается

.

Как подготовиться к проверке Ростехнадзора: пошаговая инструкция

Для того чтобы проверка Ростехнадзора не стала неприятной неожиданностью и не закончилась предписаниями о нарушениях и штрафами, руководству организации следует позаботиться о подготовке к возможному визиту инспектора по промышленной безопасности.

Ниже описаны основные моменты, на которые стоит обратить внимание при подготовке к проверке Ростехнадзора.

Шаг #1. Изучите проверочные листы

На сайте Ростехнадзора в свободном доступе находятся чек-листы, в соответствие с которыми проводится проверка промышленной безопасности организаций и предпринимателей. На основании данной информации может предполагать, на что именно обратит внимание инспектор при проверке.

В частности, в проверочный лист включены следующие вопросы:

  • правильно ли классифицировано предприятие в качестве опасного производственного объекта;
  • соблюдают ли работники предприятия локальные нормативные акты, касающиеся охраны труда и промышленной безопасности;
  • есть ли в организации специалисты промышленной безопасности, как проводится их аттестация;
  • обеспечивает ли организация безопасную эксплуатацию промышленных объектов;
  • обеспечены ли работники необходимыми СИЗ;
  • какие действия предприняты руководством организации в целях снижения уровня опасности промышленного объекта.

Шаг #2. Подготовьте документы

Любая проверка Ростехнадзора начинается с проверки документов. Как правило, инспекторов интересуют:

  • устав организации и приложения к нему;
  • выписка из ЕГР о госрегистрации предприятия;
  • локальные нормативные акты, регулирующие эксплуатаци. электрооборудования, грузоподъемных механизмов, прочих производственных объектов (в том числе опасных);
  • внутренние положения об охране труда;
  • сертификаты на оборудование, электроприборы, используемые в производственных целях;
  • лицензии (если это предусмотрено законодательством);
  • документы об опасном производственном объекте (если такой имеется), в частности, регистрация в реестре, разрешение на ввод в эксплуатацию, лицензия на использование;
  • Журнал инструктажей по технике безопасности;
  • Журнал учета аварий;
  • Журнал техобслуживания оборудования;
  • договор страхования риска ответственности;
  • трудовые договора с сотрудниками, которые привлечены к работе с вредными/опасными условиями труда.

Перед визитом инспекторов позаботьтесь, чтобы вышеперечисленные документы были оформлены надлежащим образом.

Шаг #3. Проинспектируйте помещения

Перед визитом инспектора проведите тщательную проверку помещений и оборудования. Если речь идет о крупном производственном объекте, то данную функцию следует возложить на сотрудника, ответственного за соблюдение требований промышленной безопасности.

Осматривать следует не только производственные цеха, но и офисные помещения и склады. В ходе проверки уделите внимание соблюдению требований вентиляции, пожарной безопасности, шумоизоляции, а также наличию специальных помещений (раздевалка, уборная, душевая, т.п.).

Важным элементом внутренней инспекции является контроль за правильностью эксплуатации и своевременным техобслуживанием специального производственного оборудования (электроустановки, оборудование, работающее под давлением, грузоподъемные механизмы, гидротехнические сооружения, буровые установки, горно-обогатительное оборудование, т.п.).

По итогам внутренней инспекции составьте перечень выявленных нарушений, а также укажите меры и сроки их устранения.

Выполнив вышеперечисленные действия, Вы сможете максимально подготовиться в визиту инспектора Ростехнадзора с плановой или внеплановой проверкой.

Проверки Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) направлены на контроль деятельности не только промышленных, строительных или энергетических предприятий, но и на работу большинства бюджетных организаций. Подготовка к этим надзорным мероприятиям во многом сводится к знанию прав и обязанностей как самого работодателя, так и представителя контролирующего органа. Рассмотрим подробнее, что представляет собой проверка Ростехнадзора и как избежать штрафов.

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное - перечень выявленных нарушений!

На каких основаниях проводится проверка Ростехнадзора

Поводов для проведения проверки Ростехнадзора может быть несколько.

  1. Официальное заявление директора предприятия, деятельность которого планируется осуществлять в условиях промышленной безопасности.
  2. Заявление строительной компании о завершении процесса возведения капитального сооружения.
  3. Истечение срока действия разрешения на эксплуатацию гидротехнического объекта (выдается на 1 год).
  4. Официальное заявление о вводе в эксплуатацию производственного объекта или его регистрация в госреестре.
  5. Возникновение чрезвычайной ситуации на опасном производственном объекте.
  6. Заявление от физических или юридических лиц о факте нарушения законодательства в сфере регулирования промышленной безопасности.
  7. Информационные сообщения из базы разрешений на использование техустройств на опасных производственных объектах.
  8. Информационные сообщения из реестра лицензий на применение взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов.
  9. Информационные сообщения, свидетельствующие об оказании субъектом услуг, связанных с обслуживанием/использованием опасного производственного объекта.

Полный перечень оснований проверки Ростехнадзора приведен в административных регламентах предоставления Службой госуслуг.

Проверка Ростехнадзора: два вида контролирующих процедур

Документарная проверка Ростехнадзора

Инспектор службы Ростехнадзора имеет право потребовать представить любые документы, касающиеся экологической, технологической и атомной безопасности. Требуемые документы перечисляются в официальном запросе, который должен содержать обоснование требования документации. Ответом организации на данный запрос является предоставление в течение 10 рабочих дней копий указанных документов, заверенных печатью директора или уполномоченного лица. Стоит помнить о том, что желание инспектора получить копии, заверенные нотариально, является незаконным.

В случае, когда в предоставленных копиях документов выявлены расхождения или ошибки, то в ходе проверки Ростехнадзора организация должна обеспечить документальное обоснование достоверности ранее предъявленных бумаг. Проверяющий должен принять доказательства к сведению, рассмотрев их.

Выездная проверка Ростехнадзора

В ходе выездной проверки инспектор службы Ростехнадзора проверяет, насколько соответствуют установленным требованиям персонал, территория, строения, сооружения, оборудование, транспорт, техника, производимый и реализуемый организацией товар.

Выездная проверка Ростехнадзора назначается в том случае, когда оценить работу организации на соответствие установленным требованиям не удается без выезда представителя надзорной инстанции на объект проверки.

Инспектор службы Ростехнадзора обязан предоставить до начала проверки документы, содержащие сведения о:

  • назначении проверки Ростехнадзора и ее проведении (соответствующие распоряжения);
  • полномочиях представителей ведомства, осуществляющих выездную проверку;
  • целевых задачах мероприятия;
  • причинах выездной проверки;
  • виде мероприятия по контролю и об объектах, на которые будет направлена проверка;
  • составе выездной комиссии с перечислением проверяющих лиц и организаций;
  • сроках и условиях выездной проверки.

На каких предприятиях может проводиться проверка Ростехнадзора

Проверка Ростехнадзора может быть назначена в отношении организации, если она:

  • осуществляет деятельность в сфере разработки и использования недр;
  • в своей работе применяет атомную энергию (кроме работ, связанных с производством, испытанием, утилизацией атомного оружия и атомных объектов военного назначения);
  • эксплуатирует тепло- или электросети, не относящиеся к бытовым сетям;
  • осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией гидротехнических объектов, не относящихся к судоходным гидротехническим объектам;
  • осуществляет деятельность в сфере производства, хранения или использования взрывчатых материалов промышленного характера.

Компетенция Ростехнадзора касается контроля соблюдения безопасности на предприятиях, использующих в работе особо опасные объекты производственного назначения, которые:

  • участвуют в производстве, переработке, хранении, перемещении, утилизации воспламеняющихся, окисляющихся, взрывчатых или высокотоксичных веществ;
  • работают с использованием неперемещаемого грузоподъемного оборудования;
  • работают с использованием агрегатов высокого давления и проч.

Весь список опасных объектов приведен в приложении № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Таким образом, под проверку Ростехнадзора подпадает деятельность строительных компаний, предприятий, имеющих котельные, производящих газводу, применяющих на производстве химические вещества, добывающих нефть, ведущих работы под землей и т.д.

Сроки проверки Ростехнадзора: когда и как долго проводится проверка

В зависимости от вида проверки мероприятия по контролю осуществляются в различные сроки.

Плановая проверка Ростехнадзора

Плановая проверка Ростехнадзора проводится на предприятиях с периодичностью 1 раз в 3 года.

Территориальное представительство Ростехнадзора ставит в известность руководство предприятия, в отношении которого назначена проверка, за 3 рабочих дня до начала: направляет копию распоряжения руководства ведомства о том, что назначена проверка Ростехнадзора, и о дате начала ее проведения.

Внеплановая проверка Ростехнадзора

Нормативные правовые акты отражают следующие причины проведения внеплановой проверки Ростехнадзора.

1. Окончание времени, отведенного на исполнение предприятием полученного ранее предписания о ликвидации нарушений обязательных правил и требований.

2. Получение службой Ростехнадзора или его местным представительством жалоб от гражданских лиц, организаций, ведомств государственной и местной власти, СМИ о:

  • возникновении угрозы жизни, здоровью человека; вреда представителям животного или растительного мира; вреда природе/экологии; порчи исторических и культурных объектов; угрозы безопасности страны и о возможности возникновения ЧС природного или техногенного вида;
  • случившемся причинении вреда жизни, здоровью человека; вреда представителям животного или растительного мира; вреда природе/экологии; порче исторических и культурных объектов; о причинении вреда в отношении безопасности страны и о возникновении ЧС природного или техногенного вида.

Помимо этого, внеплановую проверку Ростехнадзора может назначить руководитель Службы по собственному приказу/распоряжению, составленному по правительственному поручению или по поручению Президента РФ.

Внеочередная проверка Ростехнадзора не является законной, если ее представителем не были предъявлены факты, обосновывающие проведение мероприятия по контролю. При этом такими фактами не могут выступать заявления/обращения аффилированных субъектов, не содержащие в себе возможность установления фактов о вероятной/имеющейся угрозе.

О внеплановом выезде представителя Ростехнадзора руководство предприятия оповещается за двое суток до начала проведения мероприятия любым возможным способом. Предупреждать руководство предприятия о внеплановой проверке Ростехнадзора не требуется только в том случае, если в отношении этой организации ранее были установлены факты нарушения обязательных требований, причинения вреда жизни, здоровью человека/людей, вреда представителям животного или растительного мира, вреда природе/экологии, факты порчи исторических и культурных объектов, причинения вреда в отношении безопасности страны или факты возникновения/угрозы ЧС природного или техногенного вида.

Стоит также помнить о том, что внеплановая проверка, осуществляемая представителями территориального представительства Ростехнадзора, считается законной, только если данное мероприятие согласовано с прокуратурой, относящейся к месту осуществления деятельности проверяемого предприятия.

Данное правило не распространяется на случаи, когда юридическим лицом нанесен вред жизни, здоровью человека/людей, вред представителям животного или растительного мира, природе/экологии, причинен вред/порча исторических и культурных объектов, имеется угроза безопасности страны или возникла ЧС природного или техногенного вида, то есть требуется применение неотложных мер. В этой ситуации внеплановая проверка Ростехнадзора может начаться незамедлительно, а прокуратура ставится в известность ведомством в ближайшие сутки.

Органы прокуратуры свое решение о согласовании осуществления проверки или об отказе в согласовании подготавливают письменно в 2 экземплярах. Первый на протяжении дня, когда было принято решение, направляется в службу Ростехнадзора. Способ отправки может иметь вид заказного почтового отправления с уведомлением о вручении или вид электронного уведомления, заверенного цифровой подписью. Второй экземпляр остается в архиве органа прокуратуры.

Решение представителей органа прокуратуры о согласовании проведения внепланового мероприятия по контролю или о его несогласовании подлежит обжалованию у вышестоящего должностного лица данного органа или в суде.

Что проверяют инспекторы Ростехнадзора

Проведение проверок Ростехнадзором осуществляется на предмет:

  • следования установленным правилам и нормам в сфере промышленной безопасности;
  • степени соответствия установленным правилам и нормам в сфере промышленной безопасности территорий, сооружений, техустройств, сырья, продукции, методик и иного, применяемого в деятельности предприятия;
  • следования правилам и нормам обоснования промбезопасности (в случае, когда работа на опасном производственном объекте (ОПО) связана с применением обоснования промбезопасности).

Проверка Ростехнадзора осуществляется на предприятиях, относящихся к любым сферам экономической деятельности. Этому причиной является невозможность разработать единый перечень документации/вопросов, интересующих представителей Службы. К примеру, контроль деятельности химпроизводственного предприятия и строительной компании, проводящей подземный тоннель для метро, проводится по различному списку документов и в отношении разных объектов проверки.

То, на что инспекторы обращают внимание в первую очередь в ходе проверки Ростехнадзора, - это документация, имеющая отношение к использованию особо опасных производственных объектов. К ней относятся документы, содержащие информацию о разрешении, проектировании, планировании работ, приказы/распоряжения о работах, об обслуживающих работах, о договорных отношениях с иными организациями (например, с бригадой спасателей) и т.д.

Основные документы, которые требуют инспекторы в ходе проведения проверки Ростехнадзора

1. Карточка предприятия, содержащая его реквизиты: полное название с указанием формы собственности, адрес регистрации юридического лица и фактический адрес деятельности, ФИО генерального директора и главного , номер Свидетельства о государственной регистрации юридического лица, номер Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, ОКВЭДы, банковские реквизиты и контактная информация.

2. Документы - основания права владения/собственности ОПО (свидетельства, договоры аренды/ безвозмездного пользования, решения суда и проч.).

3. Предписание, выданное при прошлой проверке Ростехнадзора (если таковое имеется).

4. Пакет учредительной и уставной документации, а также всевозможные разрешения:

  • ОГРН ЮЛ/ИП;
  • ИНН/КПП;
  • Устав;
  • штатное расписание с приказом/распоряжением директора предприятия об утверждении данного документа;
  • профквалификация работающих на предприятии лиц, а также заключение проверки об отсутствии у них медицинских противопоказаний;
  • медицинские заключения, выданные персоналу по обслуживанию ОПО;
  • документы, подтверждающие право владения/эксплуатации опасного промышленного объекта, Карта учета и документация с характеристиками объекта;
  • лицензии на использование опасного промышленного объекта;
  • план технического расследования причин ЧС на опасном промышленном объекте, их анализа и регистрации, утвержденный директором предприятия и согласованный с Ростехнадзором;
  • актуальный протокол проверки знаний Ростехнадзора по промышленной безопасности, допуск по электробезопасности, протокол аттестации рабочего персонала ;
  • производственные и должностные инструкции, регулирующие осуществление работ на ОПО (инструкция ответственного за производственный контроль; инструкция ответственных лиц по видам контроля);
  • регламенты/инструкции на осуществление опасных работ на опасном производственном объекте;
  • договоры на техобслуживание/ремонт установок и оборудования на опасном объекте.

5. Журналы, учитывающие объекты проверки Ростехнадзора и их эксплуатацию:

  • учета аварийных ситуаций, журнал учета происшествий, подписанные директором предприятия;
  • о проведении производственного надзора (с указанием регламента инструктажа) с подписью директора предприятия;
  • учета мероприятий/ приказов по результатам проведения производственного надзора;
  • техосмотра и техобслуживания установок на опасном объекте;
  • журнал вахт;
  • о проведении инструктажей персонала, задействованного в работе на опасном объекте;
  • проверки аттестации и профквалификации персонала, задействованного в работе на опасном объекте;
  • учета вводных инструктажей по охране труда;
  • учета первичных инструктажей на рабочем месте;
  • учета тренировочных мероприятий по действиям во время аварии или при пожаре;
  • регистрации и выдачи допусков рабочих смен на осуществление работ;
  • контроля знаний ПТЭ, ПТБ, ППБ, производственных/должностных инструкций, правил промбезопасности.

6. Приказы, требуемые в ходе проверки Ростехнадзора:

  • о назначении единоличного исполнительного органа предприятия;
  • о назначении лица, ответственного за осуществление производственного надзора на опасном производственном объекте;
  • о назначении лиц, ответственных за исправное техсостояние и безопасную работу на ОПО;
  • о назначении комиссии по аттестации работников, задействованных на опасном объекте;
  • о назначении комиссии по выяснению причин происшествий на опасном объекте;
  • о назначении представителей руководящего состава предприятия, ответственных за обеспечение проведения мероприятий по планово-предупредительному обслуживанию/ремонту установок на опасном объекте;
  • о возложении ответственности за проведение вводных инструктажей новых сотрудников;
  • о распорядке проведения инструктажей;
  • о возложении ответственности на лиц за стажировку на рабочих местах после осуществленного первичного инструктажа по промбезопасности;
  • о порядке допуска к работе на опасном объекте персонала, не имеющего медицинских ограничений, прошедших аттестацию и обучение (при проверке Ростехнадзора допускается предоставление соответствующего распоряжения директора предприятия);
  • о порядке и сроках осуществления тренировочных мероприятий, проводимых с персоналом на случай возникновения аварийных ситуаций на опасном объекте (программа и расписание занятий);
  • при необходимости - о назначении сотрудников в нештатную аварийно-спасательную группу (аварийно-спасательное формирование – АСФ);
  • о наличии финансов и материалов на случай ликвидации последствий ЧС на опасном объекте (в свободной форме, подписанный директором и главным бухгалтером);
  • о назначении командира нештатной аварийно-спасательной группы, его аттестации (если такое необходимо);
  • о создании финансового резервного фонда для ограничения и ликвидации ЧС на ОПО (размер резервного фонда прописан в Уставе организации).

7. Графики, требуемые при проверке Ростехнадзора:

  • техобследования, диагностики, осмотра установок на опасном объекте;
  • капремонта установок и сооружений на опасном производственном объекте;
  • учета проверки срабатывания устройств техзащиты, блокировок и работы сигнализации;
  • включения/выключения установок в режим резерва, ремонта и приостановки;
  • осуществления режимных наладочных мероприятий на установках с внесением изменений в режимные карты;
  • график проведения занятий по обучению и тренировке, журнал регистрации тренировочных мероприятий, направленных на подготовку персонала к действиям во время ЧС и аварий на опасном объекте.

8. Организационная и договорная документация, проверяемая в ходе проверки Ростехнадзора:

  • планы мероприятий по локализации/ликвидации ЧС (ПМЛАС), согласованные с аварийно-спасательной группой;
  • договор с субъектом, оказывающим аварийно-спасательные услуги по ликвидации последствий ЧС на опасных промышленных объектах;
  • договор с субъектом, осуществляющим техобслуживание установок на опасном объекте;
  • договоры с субъектами/службами по осуществлению ремонтных работ;
  • договор с субъектом, оказывающим охранные услуги по предупреждению проникновения посторонних лиц на опасный объект.

9. Список техустройств, установок, которые имеют объекты проверки Ростехнадзора, с их количественными и качественными характеристиками.

10. Документация, подтверждающая соответствие техустройств установленным правилам и нормам: сертификаты/декларации соответствия техническим регламентам, заключения экспертных комиссий по промбезопасности.

11. Проектные документы на возведение/реконструкцию/капитальный ремонт/техническое перевооружение/консервационное хранение с внесенными в них поправками.

12. Технические документы на установки (техустройства, агрегаты, машины и их части), используемые на объекте проверки Ростехнадзора: паспорта, руководства/инструкции по эксплуатации и проч.

13. Разрешение на ввод в эксплуатацию установок, используемых на опасном промышленном объекте.

14. Заключения проверок комиссии по промбезопасности на:

  • техустройства, задействованные на опасном объекте, капитальные строения и сооружения на ОПО, применяемые для осуществления производственных процессов, хранения материальных и сырьевых запасов, перемещения персонала и материалов, локализации/ликвидации последствий ЧС:
  • декларацию промбезопасности (если таковая имеется);
  • обоснование безопасности опасного промышленного объекта.

15. Акты и заключения технического освидетельствования установок, задействованных на объекте проверки Ростехнадзора.

16. Положение о производственном надзоре на опасном промышленном объекте, подписанное директором предприятия и зарегистрированное в Ростехнадзоре.

17. Документы с информацией об организации производственного надзора за соблюдением установленных правил и норм промбезопасности на ОПО за прошлый календарный год.

18. В случае, когда ОПО декларируется, - декларация промбезопасности и заключение комиссии ПБ на декларацию промбезопасности.

19. Договор и полис обязательного страхования гражданской ответственности собственника ОПО за причинение вреда в результате ЧС на опасном промышленном объекте ().

Проверка Ростехнадзора проводится также в отношении иной специализированной документации (приказы/распоряжения, журналы, расписания), обусловленной спецификой опасного промышленного объекта и указанной в федеральных нормах и правилах по видам объектов, в техрегламентах и иных нормативных документах.

При проверке Ростехнадзором ОПО осуществляются его осмотр, визуальная экспертиза установок, машин и их частей на исправность, надежность и безопасность эксплуатации.

Результатами проверки Ростехнадзора являются выводы, сделанные представителями Службы и зафиксированные в актах проверки об имеющихся или отсутствующих нарушениях установленных требований по ПБ.

  • Проверки бизнеса: памятка генеральному директору на 2017 год

Как подготовиться к проверке Ростехнадзора

Основная цель проведения проверки Ростехнадзора – это удостовериться в безопасности деятельности предприятия в отношении охраны труда и использования ОПО.

Доказательством следования утвержденным правилам и нормам являются документы. Исходя из этого стоит в ходе работы ответственно относиться к заполнению необходимых журналов и графиков, ведению инструкций, учету аттестаций. Делать это нужно вне зависимости от того, насколько близка плановая проверка Ростехнадзора. Также необходимо всегда иметь свежую информацию об изменениях в законодательстве по вопросам ПБ, своевременно переоформлять лицензирующие деятельность документы, издавать соответствующие приказы и распоряжения. Помимо документации, постоянного внимания требуют к себе состояние, исправность и диагностика сооружений, помещений, установок, задействованных на опасном объекте. Ну и, конечно, не стоит «откладывать на потом» аттестацию персонала и проведение необходимого обучения, требуемого для работы на опасном промышленном объекте.

Вопросов, касающихся промышленной безопасности на промышленном предприятии, очень много. Обезопасить свою организацию от предписаний надзорного органа и малоприятных штрафов можно, если обратиться за помощью к профессионалам. Специалисты по управлению процессом проверки Ростехнадзора помогают привести весь перечень документов в полный порядок, а также делают предварительный осмотр установок, сооружений и машин на ОПО.

Проверка Ростехнадзором юридического лица: права инспектора и работодателя

Права представителя Ростехнадзора

При проверке Ростехнадзора деятельность инспектора надзорного ведомства регламентируется следующими нормативными правовыми актами.

  1. Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Закон № 294-ФЗ). Этим Законом регулируются отношения между проверяемыми (ЮЛ и ИП) и проверяющими.
  2. Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В этом Законе разъяснены основные определения в области промбезопасности, обозначены права и обязанности проверяемых и проверяющих (именно – Ростехнадзора).
  3. Административным регламентом, утвержденным приказом Минприроды РФ от 30 октября 2008 года № 280. В данном нормативном правовом акте указаны порядок и сроки осуществления проверок Ростехнадзора, а также требования к взаимодействию инспекторов Ростехнадзора и проверяемых предприятий.

Помимо этого, мероприятия по контролю имеют различные специфики, в соответствии с которыми применяются отдельные нормативные акты и регламенты. К примеру, энергетический надзор регламентирован документами по энергосбережению и энергоэффективности.

В ходе проверки Ростехнадзора представители Службы имеют право на:

  • посещение предприятий, подлежащих контролю в области экологического, технологического и атомного надзора;
  • ознакомление с необходимой документацией;
  • проверку надлежащего осуществления технического установления причин происшествий на опасном объекте;
  • выдачу предписаний о ликвидации обнаруженных несоответствий установленным требованиям в сфере промбезопасности;
  • выдачу указания провести мероприятия и экспертизы в сфере промбезопасности (в пределах своих компетенций);
  • выдачу указания вывести персонал с рабочих мест при возникновении опасности, угрожающей их жизни и здоровью;
  • привлечение к административной ответственности виновников нарушений, а также на отправление информации о привлечении к уголовной ответственности нарушителей в правоохранительные органы.

Права работодателя при проведении проверки Ростехнадзора

Законным правом работодателя является требование у представителя Ростехнадзора административных регламентов проведения проверки. Стоит помнить, что если ознакомиться с регламентами руководителю или ответственному за проведение проверки лицу самостоятельно и заблаговременно, то не допустить выдачу предписаний или поправить представителя Службы в случае его ошибки будет намного легче.

Работодатель не вправе ограничивать доступ проверяющего к документации или к ОПО. Желательно личное присутствие руководителя (или иного ответственного лица) на самом мероприятии по контролю. При этом инспектор ответит на все возникающие вопросы, а также работодатель узнает результаты проверки Ростехнадзора. Окончанием мероприятия по контролю является составление акта в 2 экземплярах (для каждой из сторон проверки). Если организация ведет журнал учета проверок Ростехнадзора, то представитель Службы сразу делает в нем запись об осуществлении мероприятия.

Может произойти такое, что представитель Службы неверно истолковывает нормативные правовые акты или совершает ошибки при заполнении документации. В этом случае руководитель проверяемого предприятия может либо сразу сделать замечание инспектору, либо обжаловать его действия у вышестоящего чиновника.

  • 153 документа, которые больше не имеют права требовать проверяющие

Порядок проверки Ростехнадзора: что нужно знать руководителю

Распоряжение о проведении проверки выносится руководителем территориального представительства Ростехнадзора или лицом, исполняющим его обязанности. При этом распоряжение содержит информацию о причинах, сроках, условиях, целевых задачах мероприятия по контролю, о виде проверки и объектах, на которые будет направлена ревизия, а также о составе выездной комиссии с перечислением проверяющих лиц и организаций.

До того момента, как начнется проверка Ростехнадзора, инспекторы обязаны предъявить распоряжение о назначении контрольного мероприятия, а также свои служебные удостоверения директору или иному ответственному представителю предприятия. При отсутствии этих документов у ревизоров работодатель имеет право не допускать представителей ведомства к документам и на территорию предприятия.

Проверка Ростехнадзора в бюджетном учреждении не может проводиться, если на ней отсутствуют руководитель или другое ответственное лицо. Однако личное присутствие директора учреждения не обязательно, будет достаточно пребывания на мероприятии любого представителя предприятия, уполномоченного контролировать ход проверки Ростехнадзора.

Обязанностями представителей проверяемого предприятия являются предъявление необходимой для проверки Ростехнадзора документации и предоставление доступа к объектам ОПО инспектора ведомства.

При выездной проверке представители надзорного ведомства посещают фактические места ведения деятельности учреждений. Так, если высшее учебное заведение имеет несколько филиалов, расположенных в различных частях района, то выездная проверка Ростехнадзора будет осуществляться в отношении как главного корпуса вуза, так и по адресу каждого из его филиалов.

То, на что инспекторы обращают внимание в первую очередь в ходе проверки, - это документация, имеющая отношение к использованию особо опасных производственных объектов. Например, если учреждение использует энергоустановки, то проверяются вся относящаяся к ним техдокументация (журналы учета температур, давления и т.д.) и наличие у работников, занятых работой на установке, медицинских и аттестационных допусков.

Документация, содержащая данные, представляющие собой коммерческую тайну, также может попасть в перечень того, что проверяет Ростехнадзор. В подобной ситуации следует действовать следующим образом:

  • представитель проверяемого предприятия просит инспекторов сделать письменный запрос на получение бумаг с закрытой информацией. В свою очередь работодатель составляет ответ об их предоставлении, содержащий пометку о наложении ответственности при разглашении коммерческой тайны;
  • каждая отдельная бумага, содержащая информацию о коммерческой тайне, передается инспектору по отдельной ведомости, в которой указаны характеристики документа (название, дата публикации, объем в листах и др.) и количество сделанных копий.

После проверки документов проводится визуальный осмотр зданий, сооружений, техоборудования, агрегатов и их частей и т.д.

Продолжительность проверки Ростехнадзора не может быть более 20 дней (без учета выходных и праздничных дней). Если есть тому основание (например, длительная экспертиза ОПО), она может быть продлена на такой же срок, но не более.

На что обратить внимание, прежде чем подписать акт проверки Ростехнадзора

Как трактует Закон № 294-ФЗ, точнее, части 1 и 4 его статьи 16, проверка Ростехнадзора заканчивается составлением акта в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон - проверяющему и проверяемому). Форма акта утверждена приказом Министерства экономразвития РФ от 30 апреля 2009 года РФ № 141.

Перед тем как подписывать акт, стоит обязательно проверить его на соответствие даты, времени, места проведения проверки Ростехнадзора, ее вида, даты и номера документа-основания, сроков проведения, результатов и выявленных расхождений установленным требованиям, а также на соответствие информации с данными лиц, виновных в допущении нарушений.

Если акт содержит ошибочные сведения, то представитель проверяемого предприятия вправе потребовать у ревизора исправить информацию в акте. Нужно быть готовым к тому, что ревизор откажет в этом. Тогда целесообразно составить акт с перечисленными ошибками/возражениями и отдать его на заверение подписью инспектору Службы.

Дополнять сведения об ошибочной информации или исправлять их можно в срок не более 15 дней со дня подписания акта проверки Ростехнадзора.

Проверка Ростехнадзора: какие штрафы предусмотрены за нарушения

При выявлении расхождений с требованиями в сфере ПБ проверяемое предприятие получает предписание о ликвидации нарушений. Любое предписание имеет данные о сроках его исполнения.

Статьи 9.1, 9.19 главы 9 КоАП РФ содержат в себе информацию о видах административных наказаний, к которым могут привлекаться руководитель поднадзорного предприятия или ответственный сотрудник по итогам проверки Ростехнадзора.

1. Несоблюдение норм и правил промбезопасности или условий лицензирования работ на опасном промышленном объекте карается наложением штрафных санкций:

  • для физических лиц в сумме 2000-3000 рублей;
  • для представителей поднадзорного предприятия (руководителя предприятия, начальника структурного подразделения) в сумме 20 000-30 000 рублей или дисквалификацией продолжительностью 6–12 месяцев;
  • для организаций в сумме 200 000-300 000 рублей или административным приостановлением работы предприятия продолжительностью до 3 календарных месяцев.

2. Несоблюдение норм и правил промбезопасности в сфере получения, эксплуатации, переработки, хранения, перемещения, ликвидации и регистрации взрывчатых веществ на объекте проверки Ростехнадзора карается наложением штрафных санкций:

  • для физических лиц в сумме 4000-5000 рублей;
  • на представителей поднадзорного предприятия в сумме 30 000-40 000 рублей или дисквалификацией продолжительностью 12-18 месяцев;
  • для организаций в сумме 300 000-400 000 рублей или административным приостановлением работы предприятия продолжительностью до 3 календарных месяцев.

3. Несоблюдение норм и правил промбезопасности, повлекшее за собой возникновение угрозы жизни или здоровью граждан, или грубое нарушение условий лицензирования работ на объекте проверки Ростехнадзора (если лицензирующего работу документа нет или он содержит грубые несоответствия по названию или видам работ) карается наложением штрафных санкций:

  • для представителей поднадзорного предприятия (руководителя предприятия, начальника структурного подразделения) в сумме 40 000-50 000 рублей или дисквалификацией продолжительностью 12–24 месяца;
  • для организаций в сумме 500 000-1 000 000 рублей или административным приостановлением работы предприятия продолжительностью до 3 календарных месяцев.

4. Использование опасного промобъекта, кроме этапов ввода в эксплуатацию, без обязательного страхования объекта проверки Ростехнадзора карается наложением штрафных санкций:

  • для представителей поднадзорного предприятия (руководителя предприятия, начальника структурного подразделения) в сумме 15 000–20 000 рублей;
  • для организаций в сумме 300 000–500 000 рублей.

В каких случаях проверка Ростехнадзора может привести к уголовной ответственности

Проверка Ростехнадзора может выявить уголовные нарушения различного характера.

Первое, что может привести к тяжелым последствиям, – это нарушения в области охраны труда. Соблюдение норм и правил охраны труда регламентируется статьей 143 УК РФ. При этом причиной привлечения к уголовной ответственности является несоблюдение требований, вследствие которого был причинен тяжкий вред здоровью человека или наступила смерть. Зачастую информация о подобных нарушениях выявляется либо в процессе расследования ЧС на ОПО, либо при проверке Ростехнадзора, если руководство поднадзорного предприятия скрыло факт несчастного случая.

Второе, что является предметом проверки Ростехнадзора, – следование требованиям промышленной безопасности. Соблюдение норм и правил промбезопасности регламентируется статьями 216 и 269 УК РФ. При этом причиной привлечения к уголовной ответственности является несоблюдение требований, вследствие которого был причинен тяжкий вред здоровью человека, наступила смерть человека или причинен крупный ущерб.

Также при проверке Ростехнадзора инспекторы руководствуются тем, что соблюдение норм и правил промбезопасности на взрывоопасных объектах регламентируется статьей 217 УК РФ. При этом привлечь к уголовной ответственности можно лишь за возникновение угрозы жизни человека. Стоит помнить, что ущерб в области промбезопасности признается законом крупным, если его вред компенсируется суммой, превышающей пятьсот тысяч рублей (прим. к статье 217 УК РФ).

Кого можно привлечь к уголовной ответственности по результатам проверки Ростехнадзора? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к статье 212 ТК РФ, в которой изложено, что ответственность за безопасные условия трудовой деятельности лежит на работодателе. Следовательно, за несоблюдение норм и правил в сфере охраны труда уголовному наказанию может подвергнуться как руководитель предприятия, так и его ответственный представитель (например, замдиректора, специалист по охране труда, главный инженер и т.д.). Если в происшествии виновен специалист по охране труда, то его нарушения чаще трактуются в статье 143 УК РФ. К самому юридическому лицу уголовные наказания неприменимы.

Когда проверка Ростехнадзора может быть обжалована

При проверке Ростехнадзора ревизоры могут ошибаться. Приведем примеры наиболее распространенных ошибок инспекторов Службы.

Ошибка 1. Распоряжение о проверке указывает на одно должностное лицо, а мероприятие по контролю осуществляет другой представитель надзорной организации. В данной ситуации руководитель предприятия, в отношении которого назначена проверка Ростехнадзора, может законно не допустить ревизора к документации или на ОПО. В случае, когда распоряжение указывает на комиссию, состоящую из нескольких инспекторов, а прибыл только один, причин для отказа в допуске нет.

Ошибка 2. Проверка Ростехнадзора проводится без личного присутствия директора предприятия или его представителя. В этом случае мероприятие по контролю можно считать незаконным. Исключением является внеочередная проверка при возникновении угрозы жизни или здоровью граждан, природе или при ЧС на ОПО.

Ошибка 3. Проверка Ростехнадзора выходит за рамки предписания, выданного по результатам прошлого надзорного мероприятия.

Ошибка 4. Нарушение установленного законом срока по требованию инспекторами предоставить документацию для проверки. Напомним, что согласно статье 11 (п. 5) Закона № 294-ФЗ предприятие обязано предъявить необходимые документы в срок продолжительностью не менее 10 дней после того, как его представитель получил запрос с обоснованием требования.

Ошибка 5. Требование инспектора предоставить нотариально заверенные копии документов, необходимых для проверки Ростехнадзора. О том, что это не входит в рамки правового поля, говорит статья 11 (п. 6) Закона № 294-ФЗ: копии документов предприятия должны заверяться единоличным исполнительным органом предприятия. Кроме того, документация может быть передана для проверки в электронном виде.

Ошибка 6. Требование инспектором платы за проверку Ростехнадзора. Оплачивать предприятие может только экспертизы или проведение анализов, если их необходимо делать в ходе надзорного мероприятия.

Выданное предписание с подмеченными ошибками инспектора поддается обжалованию у вышестоящего должностного лица надзорного органа или в суде.

Проверка Ростехнадзора: как избежать штрафов

Не подвергнуть свое предприятие наложению санкций помогают следующие действия.

  1. Ответственно и внимательно относиться к документации. Необходимо вовремя и в нужном объеме получать, создавать, хранить инструкции, расписания, журналы, регламенты, акты, приказы, распоряжения и другие нормативные и технические бумаги, связанные с опасным промышленным объектом. Стоит взять за правило оповещать сотрудников организации обо всех положениях, касающихся работы на ОПО.
  2. Держать в исправном рабочем состоянии все сооружения, агрегаты, машины, техустройства (и их части), задействованные на ОПО, вовремя их диагностировать, осматривать, проводить техосвидетельствование и экспертизы, а не только перед проверкой Ростехнадзора.
  3. Быть в курсе изменений в нормативных правовых актах по ПБ, своевременно корректировать внутренние документы предприятия, получать документы, допускающие к деятельности на ОПО.
  4. Контролировать качество работы сотрудников, задействованных на опасном объекте, своевременно обучать и аттестовывать их.

Работа на опасном промышленном объекте, соответствующая требованиям действующего законодательства, касается не только промышленной безопасности, но и безопасности нашего общества, окружающей среды и государства.

Как проводится контроль электробезопасности: проверка Ростехнадзора или комиссия на предприятии

Персонал с I группой квалификации проверяется на наличие знаний по ПБ ежегодно.

Для персонала с II–V группой квалификации, как диктует Ростехнадзор, существует определенный график проверок:

  • электротехники, участвующие в работе по обслуживанию, наладке, ремонту, испытаниям действующего электротехнического оборудования, а также лица, ответственные за выдачу нарядов, приказов/распоряжений и проведение переговоров, подлежат проверке знаний 1 раз в 12 месяцев;
  • лица, относящиеся к административно-техническому персоналу и не являющиеся представителями предыдущей группы, а также специалисты по охране труда, контролирующие работу электрооборудования, – 1 раз в 36 месяцев.

Внеплановая аттестация необходима для подтверждения группы квалификации, а также для получения допуска к работе и получения удостоверения, если у человека изменилось место работы. В новом удостоверении должны быть прописаны обновленные данные о должности и название новой организации/структурного подразделения. Старое удостоверение при этом перестает быть действующим.

Плановая проверка знаний может осуществляться в образовательном центре или комиссией при предприятии. При этом в комиссии должно насчитываться пять специалистов, большая часть из которых (3 и более человека) должна быть аттестована в Службе. Начальник электротехнического отдела назначается председательствующим в комиссии.

Проведение контроля знаний происходит минимум тремя специалистами из состава комиссии, одним из которых является председатель. Для проведения аттестационных мероприятий специально разрабатываются и утверждаются программы, соответствующие профилю деятельности организации.

Проверка Ростехнадзора в сфере знаний сотрудников предприятия проводится только в отношении начальника электротехнического отдела для получения им необходимого допуска.

Как только специалист/руководитель организации пройдет аттестацию комиссией Службы, ему выдается протокол проверки знаний Ростехнадзора по промбезопасности на ОПО. Знания проверяются в тестовом варианте. Подготовиться к аттестации можно заранее в очной или дистанционной форме в Ростехнадзоре или самостоятельно.

Проверка Ростехнадзора в проектных организациях: основания и особенности

Первая плановая проверка Ростехнадзора осуществляется на предприятии спустя 12 месяцев после появления сведений о юридическом лице в Госреестре саморегулируемой организации. Далее периодичность проверок Ростехнадзора установлена законодательством, при этом плановые контрольные мероприятия проводятся 1 раз в 3 года.

Внеплановая проверка Ростехнадзора проводится по следующим причинам:

  • саморегулирующая организация (СРО)/ ее сотрудники не следуют требованиям Градостроительного кодекса;
  • СРО уклоняется от возмещения вреда, причиненного в ходе деятельности субъектов, входящих в ее состав;
  • СРО не исполняет свои обязанности (или исполняет их в ненадлежащем объеме) по контролю входящих в ее состав субъектов.

Помимо этого, закреплен перечень документации, которую обязательно проверит Ростехнадзор. Проверка СРО проводится в отношении контроля наличия и оформления документов:

  • реестра юридических лиц (в том числе нерезидентов) и ИП, вошедших в состав СРО до назначения проверки;
  • документации, содержащей информацию-основание о вступлении субъекта в членство СРО;
  • копий документов о страховании гражданской ответственности субъектами, входящими в состав саморегулируемой организации;
  • реестра мер исправительного характера за несоблюдение техрегламента субъектами, входящими в СРО;
  • финансовых отчетов по выплатам из резервного фонда СРО за прошедший период и документации с данными, являющимися причиной этих выплат.

Весь список документов отражен в п. 9

  • Также читайте про

05.09.2019

Ростехнадзор на правах органа исполнительной власти осуществляет надзор и контроль в рамках промышленной безопасности.

Он может осуществлять проверки поднадзорных ему предприятий в области своих полномочий.

Как часто проводят?

Причиной для регулярного контроля электрохозяйства предприятия является истечение одного года со дня:

  • оформления ОПО (особо опасные производственные объекты) в государственном реестре опасных производственных предприятий;
  • истечение срока крайней плановой проверки;
  • принятие решения о вводе в эксплуатацию после строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Компаниям, занимающимся в области проектирования, понадобится регламент, утверждённый приказом Ростехнадзора от 25 июля 2013 года , а строительным предприятиям необходим приказ от 31 января 2013 года .

Большинство руководителям предприятий должны ознакомиться с административным регламентом от 30 октября 2008 года №280. Он касается процедуры контроля правил эксплуатации опасных производственных объектов.

В нём содержится примерный список документов, которые изучаются в ходе проверки.

Примерный перечень основных документов:

  • документы, которые подтверждают наличие у предприятия на права собственности либо другого основания опасного производственного объекта;
  • свидетельство о гос. регистрации гражданина в роли ИП – для ИП;
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговой службе;
  • документы о гос. поднадзорного предприятия в роли юр. лица – для юр. лица;
  • свидетельство о регистрации опасного производственного объекта в гос. реестре опасных производственных объектов;
  • одобрение на ввод в эксплуатацию опасной производственной компании;
  • заключение, декларация экспертизы промышленной безопасности;
  • разрешение на эксплуатацию опасного производственного предприятия.

Что ещё могут проверить Ростехнадзор в области электробезопасности предприятия?

В ходе проверки ознакомление происходит не только с документацией. Ростехнадзор проведёт осмотр мест, где располагаются ОПО.

Пристально осмотрят внешний вид объектов и его отдельные части.

Какие документы составляются?

Если в процессе проверки электрохозяйства Ростехнадзор выявил на ОПО несоблюдение требований промышленной безопасности, он выписывает проверяемому предприятию предписание об устранении этих нарушений в указанные сроки.

Помимо этого, на компанию, директора и должностных лиц накладывается административная ответственность согласно и 9.19 главы кодекса РФ.

Ответственность и штрафы за нарушения

Предусмотрены следующие наказания и штрафы:

Несоблюдение требований промышленной безопасности к переработке, получению, хранению, уничтожению, перевозке и учёту взрывчатых веществ на ОПО влечёт административный штраф:

  • для должностных лиц 30000 – 40000 руб. либо отстранение на 1 – 1.5 года;
  • для граждан 4000 – 5000 руб.;
  • для юр. лиц 300000 – 400000 руб. либо отстранение до 90 суток.

Несоблюдение требований промышленной безопасности производства на ОПО влечёт административный штраф:

  • для физ. лиц 2000 – 3000 руб.;
  • для должностных лиц 20000 – 30000 руб. либо отстранение на 6 – 12 месяцев;
  • для юр. лиц 200000 – 300000 руб. либо отстранение до 90 суток.

Грубое несоблюдение требований безопасности либо несоблюдение условий лицензирования деятельности на ОПО влечёт административный штраф:

  • для юр. лиц 500000 – 1000000 руб. либо отстранение до 90 суток;
  • для должностных лиц 4000 – 50000 руб. либо отстранение на 1 – 2 года.

Использование ОПО без страхования ОПО предполагает штраф:

Для контроля деятельности компаний, в том числе бюджетных структур, строительной, промышленной, энергетической направленности Ростехнадзором (Федеральной службой РФ по надзору за экологической, технологической, атомной деятельностью) осуществляются систематические проверки.

В компаниях какого профиля и что именно проверяет Ростехнадзор

Сотрудники Ростехнадзора наделены правом выполнения ревизии предприятий и организаций, определенных приложением к ФЗ № 116 (21.07.1997) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», включая компании, разрабатывающие или использующие:

  • земельные недра;
  • окисляющие или токсичные материалы;
  • взрывчатые вещества;
  • атомную энергию;
  • гидротехнические устройства;
  • тепловые, электрические промышленные установки, работающие при повышенном давлении;
  • грузоподъемные приспособления и механизмы.

Критерии проверки определяются с учетом вида деятельности конкретного предприятия, но общим для всех типов мероприятий являются:

  1. Проверка документации, связанной с использованием объектов повышенной опасности, полный список которой размещен в регламенте к приказу Ростехнадзора № 325 (25.07.2013). Приблизительный набор изучаемых документов включает:
    • учредительные (правоустанавливающие) документы по проверяемой компании;
    • материалы, отнесенные к промышленной безопасности, включая законодательные акты РФ;
    • документальное подтверждение имеющегося на производстве объекта повышенной опасности, его записи в госреестре;
    • разрешения, лицензии на использование, сертификаты по оборудованию, приборам, устройствам;
    • проектную документацию по опасному сооружению или устройству, касающуюся его реконструкции, консервации, ликвидации;
    • нормативные положения о правилах ведения работ;
    • журналы по оформлению пропусков, инструктажу (по ТБ), учету аварийных ситуаций;
    • экспертные заключения по диагностике оборудования, безопасности зданий и строений;
    • графики ремонта сооружений и оборудования, включая капитального;
    • соглашения с профессиональными структурами спасательно-аварийного профиля;
    • информацию о работниках, занятых на опасном производстве, в том числе подтверждающую их соответствие (профессиональное, медицинское) выполняемому виду работ;
    • соглашения о страховании риска (ответственности);
    • предписания Ростехнадзора ранее оформленные, а также подтверждения их исполнения.
  2. Осмотр опасного производственного объекта, направленный на удостоверение в его целостности и определение несоответствия требованиям норм безопасности. По результатам осмотра составляется акт (в 2 экземплярах), наличие которого должно отражаться в журнале по учету проверок.

На каком основании может проводиться надзорное мероприятие

Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:

  • официальные заявления от предприятий, планирующих занятие деятельностью, имеющей отношение к промышленной безопасности;
  • данные компаний о завершении капитального строительства объекта;
  • завершение установленного срока (12 месяцев) после выдачи разрешения на использование сооружения гидротехнического типа;
  • сведения, подтверждающие запись в государственном реестре и/или приемку в эксплуатацию сооружений или устройств, которые могут представлять опасность;
  • аварийные ситуации, несчастные случаи и подобные им происшествия на производствах, отнесенных к опасным;
  • заявления физических лиц или организаций, информирующие о несоблюдении нормативных актов и законодательства РФ, регулирующих сферу безопасности в промышленности;
  • получение организацией с опасными объектами доступа (разрешений) к техническим устройствам, эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных объектов, к предоставлению услуг по обслуживанию/эксплуатации опасных объектов.

Варианты проверок Ростехнадзора

Виды установленных законодательно проверок (ФЗ № 294, 26.12.2008) разделяются по процедуре и причинам для ревизии.

В первом случае подразумеваются проверки документарные и выездные. Проверка документарная выполняется без поездки к месту расположения проверяемой организации. Компания получает официальный запрос о предоставлении документов по прилагаемому перечню с определением срока их предоставления и периода мероприятия.

Внимание! При выездном варианте проверки организация уведомляется не позже чем за 3 дня до начала проверки.

Инспектирующие сотрудники на месте изучают документы и фактическое состояние предметов повышенной опасности.

Во втором случае ревизии разделяются на плановые и внеплановые. Плановые мероприятия по законодательству разрешены не чаще одного раза в 3 года, за исключением предприятий ряда отраслей (к примеру, здравоохранение, образование), для которых применяется интервал между проверками меньшей продолжительности. Дата их проведения (после обязательного согласования с Генеральной прокуратурой) размещается на официальном сайте Ростехнадзора и доступна для ознакомления желающим.

Внеплановые мероприятия проводятся при получении контролирующим органом информации об угрозе жизнедеятельности граждан или окружающей среде, а также для контроля выполнения предписания, вынесенного ранее. Сведения о дате мероприятия на сайте проверяющей структуры не размещаются, но согласование с прокуратурой обязательно, кроме случаев возможной угрозы безопасности и жизни граждан. В подобных случаях Ростехнадзор лишь уведомляет органы прокуратуры о начале работ.

К сведению! Организация получает извещение о внеплановой проверке не позже чем за сутки (24 часа) до начала, но уведомлять проверяемых необязательно в ситуациях аварии, угрозы для людей или окружающего пространства.

Порядок ведения проверки

Распоряжение о ревизии выносится руководством территориального отделения Ростехнадзора и содержит список членов комиссии с указанием причин, условий, целей мероприятия, сроков и вида проверки, перечисление объектов ревизии. Сотрудники проверяющей структуры руководствуются документами, в числе которых законы № 294, № 116, регламент Минприроды РФ № 280 (3.10.2008).

До начала процедуры проверяющие предъявляют распоряжение и собственные служебные удостоверения руководству организации/замещающему его лицу.

Кстати! При отсутствии указанных документов ревизоры могут быть не допущены к документам и на территорию организации к объектам проверки.

Проверка с выездом сопровождается визуальным осмотром всех территорий, где фактически ведется деятельность организации, в том числе всех имеющихся филиалов или подразделений по разным адресам.

Инспекторами проверка начинается с документов, относящихся к объектам производства повышенной опасности. Данные, отнесенные к коммерческой тайне, также попадают в перечень проверяемого (при предъявлении отдельного запроса на доступ к закрытым сведениям). После изучения документов комиссия переходит к визуальному осмотру зданий и построек, оборудования и агрегатов.

Срок процедуры не может продолжаться больше 20 рабочих дней с возможностью продления периода на такой же срок в исключительных обстоятельствах (к примеру, при необходимости длительной экспертизы).

Действия инспекторов заканчиваются составлением акта по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ № 141 (30.04.2009). До подписания документа следует убедиться в соответствии всех сведений: даты, места, вида ревизии, оснований мероприятия, выявленных расхождений.

К сведению! При наличии в акте ошибочной информации представитель предприятия может потребовать их исправления. В случае отказа со стороны ревизора следует составить пояснительный документ с возражениями в срок до 15 дней после подписания акта о проверке.

По полученным результатам, отраженным в акте Ростехнадзора, руководство предприятия или ответственный исполнитель могут быть привлечены к административным мерам наказания с наложением штрафов согласно КоАП РФ (ст. 9). По некоторым нарушениям, в результате которых скончался человек, был нанесен тяжкий вред его здоровью или нанесен значительный ущерб окружающей среде, возможно привлечение к уголовной ответственности в рамках УК РФ (ст. 143, 216, 217, 269).

Целью Ростехнадзора является подтверждение безопасности функционирования предприятия и охраны труда при использовании в производстве объектов опасного типа.

Доказательством соблюдения правил и норм служат соответствующие документы.

Поэтому при заполнении графиков, специальных журналов, при учете даты и итогов аттестаций, ведении инструкций следует проявлять высокую ответственность.

Тщательность и аккуратность при ведении документации требуется не только в период до проверки, а постоянно. Следует на постоянной основе отслеживать законодательные изменения по темам, касающимся обеспечения безопасности, своевременно переоформлять лицензии и иные разрешительные документы.

Постоянное внимание должно уделяться мониторингу состояния построек и установок, размещенных на опасном объекте, их работоспособности и диагностике. Своевременно должны производиться аттестации и обучение персонала, занятого выполнением работ на промышленном сооружении повышенной опасности.