Психологическая защита: механизмы и стратегии. Отрицание (психологическая защита)

Лекции по химической зависимости. Лекция 15. Психологические защиты (отрицание болезни и ее лечения). Начало лечения алкоголизма и наркомании и психологические защиты. Виды психологических защит. Способы преодоления психологических защит. Типичные мысли при отрицании болезни и лечения химической зависимости.

1. Начало лечение алкоголизма и наркомании и психологические защиты

Лечение химической зависимости начинается с признания:

  • проблем, которые приносит употребление в жизнь;
  • невозможности как контролированного употребления, так и воздержания от него;
  • наличия биологических, психологических и социальных причин, не дающих воздерживаться от употребления и жить полноценной трезвой жизнью;
  • необходимости длительных самостоятельных усилий и посторонней помощи в устранении этих причин (необходимости длительного процесса выздоровления – восстановления своего биологического, психологического и социального здорового состояния).

Каждое из этих признаний «неприятно» для сознания – необходимо признать, что употребление принесло огромное количество потерь в жизнь; что, казалось, единственный друг ПАВ (алкоголь, наркотики) оказался врагом, поведение которого не контролируется; признать, что, оказывается, есть проблемы не только и не столько с употреблением, а с собственной личностью, характером, ценностями, друзьями, близкими и т.д.; признать, что исправление в один миг не настанет, для этого необходима длительная многолетняя работа над собой и своим социальным статусом. Без этого признание невозможно даже начало выздоровления, но признание всех этих вещей может принести огромную душевную боль. И в таком случае начинает работать психологический механизм защиты от душевной боли – психологические защиты.

Психологические защиты – это бессознательный механизм защиты Сознания от опасных для него переживаний. Заключается в искажении информации, которая может принести неприятные переживания.

У психологических защит есть положительная сторона – они защищают сознание человека от ненужных или тех, которые оно не способно вынести переживаний. Однако в случае с химической зависимостью это играет обратный эффект – психологические защиты, защищая сознания от переживаний, связанных с признанием болезни, тем самым не дают человеку эту болезнь признать и начать выздоравливать от нее. А как следствие, такой человек будет продолжать употреблять. Поэтому работа с психологическими защитами (или, как их еще называют, отрицанием болезни) является важным условием лечения алкоголизма и наркомании.

2. Виды защит.

Психологические защиты могут защищать Сознание от болезненной информации двумя способами: искажая рациональную часть информации, и искажая эмоциональную составляющую информации. Рациональная составляющая – это объективные знания о мире (честный взгляд на мир). Эмоциональная составляющая – это значение (плохо, хорошо и т.д.) и важность (насколько плохо или хорошо) поступающих сведений в соответствии с жизненными ценностями человека. Вот основные виды психологических защит:

Отрицание, вытеснение, минимизация. При отрицании защиты полностью не пропускает болезненную информацию к Сознанию. Химически зависимый при этом совершенно не способен осознать факты о своей болезни. И когда зависимый при этом говорит «Нет, у меня нет проблем!», то он говорит это совершенно честно – сознание просто «не видит» эти проблемы. Когда же часть информации все-таки «проходит» сквозь защиту отрицания может действовать следующий механизм защиты – вытеснение . Поступившая и осознанная информация изымается из сознания, и зависимый забывает о своих проблемах с употреблением. Также может с помощью механизмов отрицания и вытеснения пропускаться к сознанию только часть болезненной информации – в таком случае говорят о минимизации (преуменьшение своих проблем). «У меня нет проблем!». «Я не помню о своих проблемах…» «У меня не такие большие проблемы»

Контроль. В отличие от механизмов отрицания и вытеснения, в случае контроля , информация о проблемах поступает в Сознание в неискаженном виде, но к ней добавляется ложная информация о силах и способностях человека – возникает уверенность в том, что человек способен справиться со своими проблемами. При действии этого механизма защиты зависимый, в очередной раз принимаясь за употребление, уверен, что вот в этот раз у него все под контролем (при этом прекрасно помня о сотнях предыдущих случаев, когда он справиться с употреблением не смог). «У меня все под контролем!» «Я могу употреблять, могу и не употреблять!» «Если захочу, я сам брошу!»

Проекция. При механизме проекции проблемы в жизни признаются, но при этом они присваиваются обстоятельствам, другим людям, действиям высших сил и т.д., но только не настоящему источнику всех проблем в своей жизни – самому человеку. Зависимый при действии этого механизма защиты находит столько причин и поводов для своего употребления (рабочий корпоратив, стерва жена, плохая погода, больная голова и т.д. и т.п.), что остается непонятным, как в этом жестоком мире еще не все спились и не скололись. Причем при действии этого механизма полностью снимается ответственность за свою жизни и возлагается на окружающий мир. Другим способом снятия ответственности является сравнение . При этом сравнивается свое употребление с употреблением других людей (конечно же, только с теми, кто употребляет более жестко) и делается вывод, что это им нужно решать проблемы, а не мне. «Это не во мне проблемы, а в других!» «Так сложились обстоятельства, я не мог не употребить!» «Это им нужно бросать, а не мне!»

Фантазирование. Эта защита уводит Сознание от объективной реальности в мир фантазий и иллюзий. Человек живет в своем вымышленном мире, где нет большинства проблем. Постоянные диалоги в голове, мечты наяву, бесконечные проигрывания различных ситуация, грандиозные нереальны планы – вот признаки действия этой защиты. Самый элементарный пример, когда человек вместо того, чтобы решать проблемы «здесь и сейчас», мечтает об их решения «завтра». «Я завтра брошу!» «Все решиться когда-нибудь само!» «Вот когда я (фантазия – стану, заработаю денег, изменю свое положении и т.д.), тогда решу проблемы!»

Интеллектуализация. Защиты пропускают в сознание рациональную составляющую знаний о проблемах, но при этом уменьшает (или вовсе блокирует) эмоциональную составляющую. Так алкоголик может спокойно рассуждать о своих проблемах (касающиеся смертельной болезни и огромных потерь в жизни), настолько спокойно, как будто все это относится не к нему, а к выдуманному герою литературного романа. Подвиды этой защиты могут проявляться в бесплодных рассуждениях, поднятии ненужных вопросах - резонерстве , морализации (поиске морального обоснования или осуждения своих поступков – «Как я низко пал», вместо поиска решения), рационализации (поиска рациональных объяснений причин и оправданий своего пьянства). «Я болен химической зависимостью – ну и что?» «Да я, алкоголик, и с точки зрения банальной эрудиции интегративные тенденции реализации причинности не могут противостоять актуальному моменту » «Я конченный наркоман и нет мне прощения!» «Все пьют, и я пью!»

Идеализация-обесценивание. Этот механизм заключается в возвеличивании, идеализации людей, событий, принципов и т.д. Или наоборот, в обесценивании всего, что противоречит своему идеалу. В примере с ПАВ происходит гипертрофированное «воспевание» всего полезного и хорошего, что только связано с ним. «Алкоголь повышает настроение, лечит болезни, делает человека лучше и т.д.» «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет!»

Замещение. Это класс разнообразных психологических защит, которых объединяет одно – смещение фокуса проблемы. Так, к примеру, вместо злости на одного человека, можно злиться на другого, менее значимого. Или вместо решения одних, более важных проблем, заниматься другими, менее важными. Химически зависимый раз за разом решает кучу разнообразных проблем в жизни (поиска вновь потерянной из-за пьянства работы, восстановления разрушенных употреблением наркотиков отношений в семье и пр.), откладывая решение главной проблемы и общей причины всех остальных проблем – проблемы химической зависимости. Или эмоции замещаются противоположными (так человек, узнав что он болен химической зависимостью может начать испытывать неадекватную эйфорию). «Да, у меня есть проблемы с зависимостью, но сначала мне нужно (устроиться на работу, восстановить отношения в семье, поправить здоровье и т.д.), а зависимостью я обязательно займусь потом!» «У меня химическая зависимость?! – Какая прекрасная новость!!!»

3. Способы преодоления психологических защит

Защиты искажают рациональную, и эмоциональную составляющие информации и, следовательно, работу по преодолению психологических защит следует вести с этими двумя частями.

Рациональная часть.

Так как работа психологической защиты тут заключается в искажении объективных данных (или в добавлении других ложных данных), то помочь преодолеть эту защиту может объективный (честный) анализ . Его можно проводить с помощь следующей таблицы:

Защита

Часть правды

Часть лжи

Опровержение лжи

Полная правда

У меня нет проблем с алкоголем!

Не все проблемы в моей жизни связанны с алкоголем

У меня не было ни одной проблемы в жизни, вызванной употреблением алкоголя

Я несколько раз пропивал всю зарплату, я попадал в пьяные драки, меня из-за алкоголя бросила девушка, и т.д.

Много проблем в моей жизни вызвано употреблением алкоголя

Также преодолеть рациональные психологические защиты помогает обратная связь от других выздоравливающих, родственников, близких, друзей, людей, которые хорошо знают и др.

Эмоциональная часть.

Основным способом преодоления психологических защит, искажающих эмоциональную часть информации, служит повышение способности Сознания к принятию (ситуаций, других людей, себя самого, мира и т.д.). Делать это можно, спрашивая себя «что будет ужасного, если это окажется правдой? ». Также в принятии проблемы помогает общение с людьми, имеющих аналогичную проблему (с другими выздоравливающими).

Избыток психологических защит (как рациональных, так и эмоциональных) является следствием личностной незрелости. Поэтому в процессе личностного взросления (выздоровления) психологические защиты сами будут уменьшаться. Получается, предпринимая усилия по выздоровлению, человек избавляется от психологических защит, и ему выздоравливать становится легче. И наоборот, не предпринимая усилий по выздоровлению, происходит личностный регресс, психологические защиты усиливаются, человек начинает снова отрицать свою болезнь и возвращается к употреблению.

4. Типичные фразы (мысли), по которым можно распознать отрицание болезни и выздоровления.

У меня еще не такой тяжёлый случай, как у других. Мне не опасно посещать места, где употребляют и (у меня не возникает там тяги). Безалкоголка ничем не повредит. Проблемы у других, а не у меня. У меня только психологическая зависимость, физиологической еще нет. Мне не нужно писать эти дневники, ведь другие выздоравливают и без них. Я завтра обязательно начну выздоравливать. Раз я не употребляю, у меня не должно быть эмоциональных всплесков. Если я употреблю только раз, это мне не повредит. Я могу встречаться со своими употребляющими друзьями, и не употреблять. Я уже достаточно знаю (сделал, выздоровел) для того, чтобы не сорваться. Если постараться, я смогу проконтролировать. Мне все должны помогать в моем выздоровлении. У меня есть более важные дела, чем выздоровление. Мои родные важнее моей трезвости. У меня нет времени заниматься выздоровлением. Я могу просто не употреблять. Выздоровление слишком сложно. А может я все же не зависиимый, а просто был сложный период в жизни? Для того, чтобы не пить, достаточно просто не брать первую рюмку (не употреблять первую дозу). Теперь мне предстоит серая, унылая, мрачная трезвая жизнь. ПАВ (алкоголь, наркотики) помогает справиться с эмоциональными проблемами. ПАВ помогает отдохнуть.

5. Задание для самостоятельной работы:

  1. Вспомните, как вы отрицали свою болезнь перед выздоровлением?
  2. Как вы отрицаете (преуменьшаете) необходимость выздоровления сейчас?
  3. Перечитайте характерные фразы отрицания болезни и выздоровления. Выберите наиболее подходящие для вас и проанализируйте их.

выбрать тему вопроса --------------- Семейные отношения Дети и родители Любовь Дружба Секс, интимная жизнь Здоровье Внешность и красота Межличностные конфликты Внутренний конфликт Кризисные состояния Депрессия, апатия Страхи, фобии, тревоги Стрессы, травмы Горе и утраты Зависимости и привычки Выбор профессии, карьера Проблема смысла жизни Личностный рост Мотивация и успех Отношения с психологом Другой вопрос

Добрый день. Не могу найти определение ситуации. Опишу просто конкретные случаи, может быть Вы мне подскажете, как общаться с таким человеком и почему происходят такое. Человек постоянно отрицает очевидные вещи. Как пример: "Ты игнорируешь вопросы по несколько дней, это хамство. - Нет, это не хамство.", "Ты вчера обещал встретиться вечером или созвониться. - Я такого не говорил. (причем я прекрасно знаю, когда и о чем мы договаривались) - Почему ты врешь? - Я не вру". Дошло до того, что человек на протяжении недели мне доказывал, что он не звонил мне в половине 4 утра и не устраивал истерики. Я попросила дать мне распечатку от оператора. Он мне ее прислал в измененном виде, я сделал свой запрос к оператору, где все было четко написано. Когда я показала ее ему, он просто не захотел разговаривать на эту тему. Это только несколько случаев, такие происходят с завидной периодичностью, когда начинаешь говорить, слышишь ответы типа "Я такого не говорил.", "Нет, это не так", "Нет, такого не было, ты врешь". Это психическое расстройство или человек уже просто вконец обнаглел и считает всех вокруг себя глупее?

Ответы и советы психологов

Здравствуйте, Татьяна! Такое поведение называется газлайтинг и является одной из разновидностей психологического насилия. Название пошло от фильма Gaslight ("Газовый свет"), в котором муж пытается свести жену с ума, изменяя освещение в доме и убеждая ее, что "ей показалось". Цель такого поведения - "прогнуть" жертву, убедить ее в собственной неадекватности. Лучше всего будет полностью прекратить общение с таким человеком.



Психолог, психолог-сексолог, он-лайн консультант

Я как психолог, психолог-сексолог открыта для помощи в таких вопросах как: страх, тревога, вина, неуверенность, стресс, невроз, пищевое поведение, зависимость, секс, выбор и принятие решения, построение гармоничных отношений с собой и другими.

Онлайн консультации

Личные встречи

Добрыйдень,Татьяна. Постоянное отрицание может быть защитной реакцией, чтобы не нести ответственности за свои поступки и избежать наказания. Когда идет к нему посыл с конкретными требованиями и претензиями, автоматически включаются оборонительные действия. Описываемые ситуацияи напоминают отношения между строгой контролирующей матерью и подростком, которому не дают возможности объяснить свой поступок, например, более мягкой формой: Я вчера тебя переживала, когда тебя ждала, но ты не пришел. Мне было очень грустно, я чувствовала себя плохо.....Если бы ты мне хотя бы позвонил, что ты не придешь, то я могла бы сходить / сделать/.... И это меня тревожит и расстраивает в наших отношениях.....Я бы хотела, чтобы в следующий раз, когда......

Вопросы в лоб: почему, ты.......вызывают сопротивление..

Попробуйте сменить тактику общения как между взрослыми людьми, несущими свой вклад в отношения.



Еще один ранний способ справляться с неприятностями - отказ принять их существование. Все мы автоматически отвечаем таким отрицанием на любую катастрофу. Первая реакция человека, которому сообщили о смерти близкого: “Нет!”. Эта реакция - отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит, это не случилось”. Подобные процессы вдохновили Сельму Фрайберг назвать свою классическую популярную книгу о раннем детстве “Волшебные годы”.

Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что “все прекрасно и все к лучшему”. Родители одного из моих пациентов продолжали рожать одного ребенка за другим, хотя уже трое из их отпрысков умерли от того, что любые другие родители, не находящиеся в состоянии отрицания, поняли бы как генетическое нарушение. Они отказывались оплакивать умерших детей, игнорировали страдания двух здоровых сыновей, отвергали советы обратиться в генетическую консультацию и твердили, что происходящее с ними есть воля Бога, знающего их благо лучше их самих. Переживания восторга и всепоглощающей радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.

Большинство из нас до некоторой степени прибегает к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Большинство людей, чьи чувства уязвлены, в ситуации, когда плакать неуместно или неразумно, более охотно откажутся от своих чувств, чем, полностью их осознавая, подавят слезы сознательным усилием. В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия. Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей.

Хуже то, что отрицание может привести и к противоположному исходу. Одна моя знакомая отказывается делать ежегодные гинекологические анализы, словно, игнорируя возможность рака матки и шейки матки, она магическим образом может избежать этих болезней. Жена, отрицающая, что избивающий ее муж опасен; алкоголик, настаивающий, что не имеет никаких проблем с алкоголем; мать, игнорирующая свидетельства о сексуальных домогательствах к ее дочери; пожилой человек, не помышляющий об отказе от вождения машины, несмотря на явное ослабление способностей к этому, - все это знакомые примеры отрицания в его худшем виде.

Данная психоаналитическая концепция более или менее без искажений воспринята повседневным языком, отчасти потому, что слово “отрицание”, так же как “изоляция”, не стало жаргонным. Другая причина популярности этой концепции - ее особая роль в программе “12 шагов” (лечения наркомании) и других мероприятиях, направленных на помощь их участникам в осознании привычного использования ими этой защиты и для того, чтобы помочь им выйти из ада, который они создали для себя.

Компонент отрицания можно найти в большинстве более зрелых защит. Возьмем, например, утешительную веру в то, что отвергший вас человек на самом деле хотел быть с вами, но просто еще не готов отдать себя целиком и оформить ваши отношения. В этом случае мы наблюдаем отрицание отвержения, а также более изощренный прием нахождения оправдания, который называется рационализацией. Аналогично этому, защита путем реактивного формирования, когда эмоция обращается в свою противоположность (ненависть - любовь), является специфическим и более сложным видом отрицания чувства, от которого нужно защититься, чем просто отказ испытывать данное чувство.

Самый очевидный пример психопатологии, обусловленной использованием отрицания, - мания. Пребывая в маниакальном состоянии, люди могут в невероятной степени отрицать свои физические потребности, потребность в сне, финансовые затруднения, личные слабости и даже свою смертность. В то время как депрессия делает совершенно невозможным игнорирование болезненных фактов жизни, мания придает им психологическую незначимость. Люди, для которых отрицание служит основной защитой, маниакальны по своему характеру. Аналитически ориентированные клиницисты относят их к типу гипоманиакальных. (Приставка “гипо”, означающая “мало” или “несколько”, указывает на отличие этих людей от индивидов, переживающих настоящие маниакальные эпизоды.)

Эта категория была охарактеризована также словом “циклотимия” (“чередование эмоций), поскольку в ней наблюдается тенденция чередования маниакальных и депрессивных настроений, обычно не достигающих выраженности клинически диагностируемого биполярного заболевания. Аналитики рассматривают эти перепады как результат периодических использований отрицания, за которыми каждый раз следует неизбежный “обвал”, когда у человека вследствие маниакального состояния наступает истощение.

Наличие ничем не модифицированного отрицания у взрослого человека, как и других примитивных защит, является поводом для беспокойства. Однако слегка гипоманиакальные люди могут быть очаровательны. Многие комические и эстрадные артисты демонстрируют остроумие, энергетический подъем, склонность играть словами и заразительно приподнятое настроение. Именно эти признаки характеризует людей, которые в течение длительного времени успешно отстраняют и трансформируют болезненные переживания. Но близкие и друзья нередко замечают и оборотную сторону их характера - тяжелую и депрессивную, и часто нетрудно увидеть психологическую цену их маниакального шарма.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Закон отрицания или борьбы гораздо лучше знать, чем не знать. Его механизм следующий. Сначала происходит травмирующее событие, с которым у нас не получается психологически справиться — возникает отрицание: такое не должно происходить (либо вообще, либо со мной) — формулируется представление, почему это случается и как на самом деле должно быть — психика мобилизируется на защиту от возможного повторения ситуации, память хранит страх и боль, которые не удалось прожить и отпустить —> возникает акцентированное восприятие жизни через призму данной проблемы: человек начинает искать похожие болезненные ситуации, бессознательно их провоцировать и видеть их там, где их нет — происходит нарастание психического напряжения, негативных эмоций, человек начинает видеть вокруг всё больше того или тех, с чем или кем надо на его взгляд бороться — человек сам того не осознавая и имея множество самооправдательных концепций постепенно становится тем, что в самом начале отрицал, т.е. проявляет по отношению к другим то качество или поведение, от которого первоначально пострадал. Таким образом, постепенно происходи т очень глубокое погружение в страдание, хотя целью как раз было его избежать.

Теперь пара наглядных примеров отрицания. Первый — широко известный. Гитлер был умным, очень логичным, талантливым и активным человеком. Какая же логическая последовательность мыслей привела его к столь шокирующим последствиям? В своей книге "Моя борьба" он пишет, что с детства очень любил немцев и хотел, чтобы Австрия и Германия были объединены, дабы не разделять зачем-то одну нацию. И при этом он с удивлением относился к тем, кто выступал против евреев, т.к. на его взгляд немецких евреев от немцев отличало только вероисповедание, а дискриминация на основании веры казалась ему невежественной. Повзрослев и начав интересоваться политикой, он заметил, что люди у власти не блюдут интересы немецкого народа и выступают за всё большее отделение Австрии от Германии, при этом они ещё почему-то все евреи. В то время как раз начала набирать силу социал-демократическая партия, которая под громкими лозунгами, обещая рай народу, укрепляла свою власть и влияние самыми нечестными методами. Социал-демократическое руководство также состояло из евреев. Гитлер неоднократно вступал в дискуссию и полемику с активистами из этой партии. Он пытался логически им объяснить, что их действия не приведут к процветанию немецкого народа, как они постулируют, а как раз наоборот. Увидев, что большинство из них прикидываются дураками, когда их аргументами припираешь к стенке, он заподозрил заговор против любимых немчиков и занялся изучением еврейского вопроса. Познакомившись с идеей о богоизбранном народе, который везде всегда преследовали, но который в итоге будет во главе, ибо Бог же его для этого и избрал, Гитлер подумал: "Допустим, они действительно богоизбранная нация, и даже всё так и будет, как они говорят, но я за немцев всё равно готов бороться до конца. " И он постулировал чистоту немецкой нации и стал в полную силу использовать все приёмы социал-демократов: громкие обещания, бессовестный наговор на оппонентов, утверждение собственной власти путём запугивания и т.д. Мы все знаем, как он преуспел на этом пути. Немцы ещё долго будут помнить его любовь.

Теперь приведём другой пример, который часто встречается в обыденной жизни. У человека есть любовь, отношения. Вдруг партнёр ему изменяет и/или бросает. Возникает боль и типичный поиск виноватых. Формулируется причина возникшей ситуации: что-то не в порядке с партнёром (тогда гнев на "таких" людей) или что-то не в порядке во мне (чувство вины и необходимость изменить себя). В первом случае человек становится более непримирим и требователен в партнёрстве, во втором начинает вступать в отношения, играя какую-то роль. В любом случае, защищаясь от возможной боли, он делает невозможным достижение по-настоящему близких и открытых отношений. Идущие первым путём, путём требования к партнёру, приходят либо к одиночеству (часто под лозунгом духовного развития и отказа от бессмысленных материальных привязанностей) либо к религиозному браку, где отношения полностью подчинены нормам и правилам. Идущие вторым часто становятся соблазнителями, разбивающими сердца (они выбирают для себя эффектный притягательный имидж, но из-за его несоответствия истине не могут идти глубоко в отношения, поэтому часто меняют партнёров). Согласно действующим закономерностям, такие "праведник" и "соблазнитель" имеют много шансов влюбиться друг в друга необыкновенной и изматывающей любовью (смотрите статью Любовь). У них одно и то же отрицание боли и неудачи в отношениях, и при этом полярные пути, способные друг друга нейтрализовать. "Праведник" вынужден будет пересматривать требования к партнёру, а "соблазнитель" — свою роль в отношениях.

Несмотря на разные варианты развития событий при отрицании, для всех случаев характерно, что желаемое не достигается, а человек сам становится похожим на то, с чем боролся. И чем более масштабна ценность, за которую он боролся, тем более ужасающи последствия. То есть бояться и бороться за свой народ гораздо опаснее, чем за себя и свою семью. Таким образом, если вы боитесь за человечество и боретесь за то, чтобы оно прекратило свою саморазрушительную деятельность, в какой-то момент вы можете захотеть, чтобы оно уж как-нибудь побыстрее себя доконало и может даже подумаете, как помочь ему отмучаться.

Какие же ошибки совершаются при отрицании?

  1. Смещение акцента с любви на ненависть: с любви к немцам на ненависть к евреям, с любви к себе и партнёру на неприятие каких-то качеств (своих или партнёра), с любви к людям на ненависть к их неосознанному поведению и т.д. В итоге в сознании остаётся только ненависть.
  2. Формулируется причина, мешающая исполнению желаемого. Сама эта формулировка сужает восприятие и сознание, заставляя видеть всё многообразие жизни под одним углом. Не существует одной причины у какого-либо события. Способность видеть многофакторность и многопричинность в жизни помогает осознавать отсутствие виноватых и практическую невозможность претворения в жизнь политики их наказания.
  3. Борьба за что-то и защита чего-то подчёркивает и усиливает отделённость этого от всего остального. На примере организма: если клетка борется с организмом, очевидно, что это не является для неё благоприятным. Допустим, ей почему-то в этом организме некомфортно, но решить эту проблему она сможет только через поиск гармонии с целым, в противном случае она только усугубляет свои проблемы.

Итак, путь отрицания, такой простой и накатанный, характеризуется усилением негативных эмоций, чувством отделённости и сужением восприятия. Так что же нужно делать в случае болезненных и травмирующих событий в нашей жизни? Что нужно делать, чтобы справляться с болью и страхом? Чтобы сами эти болезненные события помогли нам в итоге найти своё счастье?

  1. Фокусироваться на чувстве любви (к немцам, к приятным нам качествам в партнёре и в себе, к миру и т.д.) Тут всё непросто. Сам факт того, что вы что-то или кого-то любите, даёт возможность причинить вам боль. Иногда ситуация бывает такой невыносимой, что человек вообще отказывается от чувства любви, чтобы больше никто не смог причинить ему боль. Это опасный путь, хотя поначалу приносит облегчение. Все маньяки, убийцы и тяжёлые извращенцы это люди, далеко зашедшие в своём отрицании и отказавшиеся от любви. На сильную боль стоит реагировать усилением чувства любви. Это сложно, но именно эта дорога ведёт к расширению сознания, к увеличению счастья и способности справляться с болью и страхом. Человек, сужающий своё сознание отрицанием, не только сам становится источником своих и чужих страданий, но и оказывается неспособным испытывать или выносить ощущение счастья, даже если ему исполнить все его желания.
  2. Осознать многопричинность произошедшего и невиновность "виновных". Сама сила страдания во многом зависит от узости восприятия ("Как они могли мне такое сделать? За что? Что это за люди такие? "). Если мы осознаем свою я-центрированную позицию и поймём, что каждый видит через призму Своей Боли и Своей Радости, нам станет легче, т.к. мы увидим относительность и их и своего видения.
  3. Не отделяться внутренне от того или тех, кто причинил боль. Понять, что немцы живут среди других национальностей, неприятные нам качества вместе с приятными составляют единство человеческой психики, осознанность не появляется без боли и страданий, а иначе зачем она вообще была бы нужна, если сплошное счастье. Чем меньше внутреннего отвержения мы чувствуем, тем легче нам найти решение и разобраться с реальной ситуацией.

Итак, всем нам стоит прислушаться к себе и осознать, с чем мы боремся. И если нам удастся прекратить внутреннюю войну, тогда откуда сможет взяться внешняя?