Психология как самостоятельная наука. Психология практическая и житейская психологии

Психология как самостоятельная наука

Становление психологии как науки

1.1. Понятие ʼʼпсихологияʼʼ

Своим названием психология обя­зана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень краси­вую молодую женщину Психею. Афродита недовольная, что ее сын, небожи­тель, хочет соединить судьбу с простой смертной, заставила Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, что тро­нула богинь и богов, которые решили помочь ей. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса – верховное божество греков – превратить Психею в богиню. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, влюбленные были соединœены навеки.

Для греков данный миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. По этой причине Психея – смертная, обрет­шая бессмертие, – стала символом души, ищущей свой идеал.

Само слово ʼʼпсихологияʼʼ от греческих слов ʼʼpsycheʼʼ (душа) и ʼʼlo­gosʼʼ (изучение, наука) появилось впервые только в ХVIII веке (Христиан Вольф).

Психология имеет короткую историю, сформировавшись в конце прошлого столетия. При этом первые попытки опи­сать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих пос­тупков коренятся в далеком прошлом. Так еще в древности врачи понима­ли, что для распознавания болезней крайне важно уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

1. Психология как наука о душе. До начала XVIII века наличие души признавалось всœеми. Причем на протяжении истории были как идеалистические (к примеру, душа, как прояв­ление божественного разума) так и материалистические (к примеру, душа как тончайшая материя, пневма) теории души. Душа рассматривалась как объясняющая, но сама необъяснимая сила, которая была первопричиной всœех процессов в телœе, включая собственные ʼʼдушевные движенияʼʼ.

Психология как наука о душе возникла более двух тысяч лет назад, развивалась внутри философской науки, как ее составная часть.

2. Психология как наука о сознании. В конце XVII века в связи с развитием естественных наук и окрепшим строго причинным мировоззрением понятие души, которая скрыта за наблю­даемыми явлениями, было исключено из науки. С XVIII века психология начинает рассматриваться как наука о сознании. Причем, сознанием назы­вали способность чувствовать, думать, желать. Место души заняли явле­ния, которые человек находит ʼʼв себеʼʼ, оборачиваясь на свою ʼʼвнутрен­нюю душевную деятельностьʼʼ. В отличие от души явления сознания суть нечто не предполагаемое, а фактически данное.

С конца XVIII века психология впервые выступила как относительно самостоятельная область знания, охватывающая всœе стороны душевной жиз­ни, которые прежде рассматривались в разных отделах философии (общее учение о душе, теория познания, этика), ораторского искусства (учение об аффектах) и медицины (учение о темпераментах).

Распространение естественнонаучного, хотя и механистического ми­ровоззрения на ʼʼобласть духаʼʼ привело к идее формирования всœех психи­ческих способностей в индивидуальном опыте.

Изучение сознания остро поставило вопрос: каким образом челове­ческий организм реагирует на информацию, полученную от органов чувств? Предполагалось, что всœе наши знания проистекают из ощущений. Основные элементы, из которых складываются ощущения, сочетаются по закону ассо­циации идей. Через ощущения создаются путем ассоциации идей восприя­тия, которые лежат в базе еще более сложной идеи.

В 1879 году в Лейпцигском университете Вильгельм Вундт (Wundt), начал изучать содержание и структуру сознания на научной основе, ᴛ.ᴇ. сочетая теоретические построения проверкой реальной действительностью. Он вошел в историю психологии как основатель научной психологии, поскольку узаконил право эксперимента на участие в изучении сознания.

В отличие от ассоцианистского он положил начало структуролистскому подходу к сознанию, поставив цель изучить ʼʼэлементыʼʼ сознания, выявить и описать его простейшие структуры. Предполагалось, что психическими элементами сознания служат ощущения, образы, чувства. Роль психологии сводилась к тому, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. Структуролисты применяли метод экспериментальной интроспек­ции (прошедшие предварительную подготовку испытуемые описывали, что они чувствуют, оказавшись в какой-либо ситуации).

В то же самое время, появился новый подход к изучению сознания. С 1881 года в США Уильям Джеймс, вдох­новленный учением Ч. Дарвина, утверждал, что ʼʼсознательная жизньʼʼ представляет собой непрерывный поток, а не состоит из ряда дискретных элементов. Проблема состоит в том, чтобы понять функцию сознания и его роль в выживании индивидуума. Он выдвинул гипотезу о том, что роль сознания состоит в том, чтобы дать возможность приспособиться к раз­личным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их, либо осваивая новые действия. Главный упор он сделал на внешних сторонах психики, а не на внутренних феноменах. Основным мето­дом изучения осталась интроспекция, которая позволяет узнать, как у ин­дивидуума развивается осознание той активности, которой он предается.

Роковым для рассматриваемого этапа становления психологии как на­уки оказался вопрос о возможности объективного исследования явлений сознания.

Начиная с 60-х годов XIX ве­ка предпринимались попытки создать физиологическую психологию благодаря введению физиологи­ческих методик при изучении ощущений. При этом точность физиологических методик разбивалась о неточность субъективных психологических показаний и разноречивость их толкований. А без сопоставления с непосредственны­ми данными сознания, физиологические показатели лишались психологичес­кого значения.

По этой причине, возникнув в 70-е годы XIX ве­ка, психофизиоло­гические лаборатории, а затем и институты уже через 25-30 лет вызвали разочарование в научных возможностях такой психологии.

Следует также отметить, что если ученые XIX века начали рассмат­ривать элементарные психофизиологические процессы (ощущения, движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, то высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлениями духовного мира, изучать которые мож­но только путем их субъективного описания.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, психология фактически разделилась на естественно-научную или физиологическую пси­хологию и описательную или субъективную психологию.

Указанные выше моменты привели психологию как науку о сознании к тупику и позволили говорить о кризисе психологии.

3. Психология как наука о поведении. Попытку выйти из кризиса предприняли американские ученые во главе с Дж. Уотсоном, предложив новое направление в психологии–бихевиоризм (наука о поведении). На появление этого направления большое влияние оказало учение И.П. Павлова об условных рефлексах.

Предполагалось, что ʼʼсознаниеʼʼ является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, и в связи с этим предметом научного исследова­ния должно стать лишь внешнее поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по предположениям би­хевиористов является результатом влияния потребностей и надстроенных над ними условных рефлексов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, была предпринята попытка от явлений сознания перейти к объективному изучению поведения.Зависи­мость поведения и научения от разных условий можно было описывать объ­ективно, не прибегая к помощи догадок о том, что чувствует, думает и хочет животное (исследования вначале проводились на животных, а затем перешли и к объективному изучению поведения человека).

При этом с поведением, как предметом психологии, повторилось тоже, что с явлениями сознания. Критика началась по двум основным направле­ниям.

В первую очередь, хотя поведение есть нечто объективное, однако его пси­хологическое содержание оказалось недоступным объективной регистрации. Движения крайне важно истолковывать, соотносить с целями поведения, с тем как субъект понимает обстановку, пути и средства достижения своих целœей. Без такого истолкования физические и физиологические изменения не составляют поведение. Представители бихевиоризма не смогли дать психологический анализ поведения, но более того, они не смогли отли­чить его от тех реакций, которые в психологическом смысле поведением не являются – от реакций внутренних органов, от движения физических тел, работы машин. В случае если всякое движение и даже изменение есть поведе­ние, то последнее не является предметом психологии. В случае если же в поведе­нии, как предмете психологии, есть еще что-то сверх движения или изме­нения тела, то что?

Во-вторых, изучая поведение без изучения явлений сознания, предс­тавители бихевиоризма оказались перед выбором: или перейти к изучению физиологических механизмов поведения (стать физиологами), или изучать поведение, образование его новых форм, только как соотношение стимулов и реакций.

Бихевиоризм не смог выделить психологическое содержание поведения и не сумел объяснить поведение без помощи традиционных психологических ʼʼпеременныхʼʼ (при этом никто не отрицает значимость вклада бихевиориз­ма в развитие психологической науки).

4. Психология как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Исторический смысл кризиса психологии состоял в том, что психоло­гия стала развиваться по двум направлениям: естественнонаучному и объяснительному.

Основная задача выхода из кризиса, как ее видел отечественный психолог Л.С. Выготский (1896-1934) состоит в следующем:

– сделать предметом исследования высшие специфические для челове­ка формы сознательной активности;

– подойти к ним с точки зрения научного анализа;

– причинно объяснять их происхождение;

– установить объективные законы, которым они подчиняются.

В многочисленных исследованиях было показано, что высшая психи­ческая активность строится по образцу внешней деятельности, является производной от внешней предметной деятельности и обслуживающим ее про­цессом. У человека она опосредована орудиями и общественно принятыми способами их применения.

Специфические для человека высшие психические функции происходят от внешней предметной деятельности из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками.

Интериоризация – процесс превращения интерсубъектных форм челове­ческой деятельности в интрасубъектные, ʼʼсубъективныеʼʼ формы. Это путь ʼʼврастания извне внутрьʼʼ и дальнейшего существования психической ак­тивности внутри внешней в качестве ее собственно психологического ме­ханизма, который открывает возможность целœенаправленного управления разными внешними предметными действиями.

Экстериоризация – вынесение вовне результатов умственных действий, осуществляемых во внутреннем плане.

Возникнув из внешней деятельности, внутренняя психическая активность автоматизируется, сокращается и часть ее выходит за пределы соз­нания. Отсюда подход к изучению психических функций через изучение внеш­ней деятельности, общения, а также через изучение процессов интериори­зациииэкстериоризации.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, вопрос: ʼʼКак же субъективный мир человека изучать объективно?ʼʼ – вопрос, ставший роковым для многих психологических кон­цепций и приводивший не раз к смене научной парадигмы анализа, получил новый вариант ответа.

Психология как самостоятельная наука - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Психология как самостоятельная наука" 2017, 2018.

Последнее обновление: 12/12/2018

На этот вопрос однозначного ответа нет, поскольку слишком много людей способствовали зарождению, становлению и развитию современной психологии. Давайте посмотрим, кого же из учёных именуют «родоначальником» психологии?

Вильгельм Вундт

Как оказалось, именно его чаще всего награждают этим «званием». Почему его? Ведь уже на самой заре психологии выделялись такие мыслители, как, например, Герман фон Гельмгольц, Густав Фехнер или Эрнст Вебер… Так почему же заслуг любого из них недостаточно, чтобы считаться основателем психологии?

Всё из-за (или, скорее, благодаря) первой экспериментальной лаборатории, созданной Вундтом - именно её появление считается официальным рождением психологии как обособленной науки. Создав лабораторию, в которой использовались научные методы изучения человеческого разума и поведения, Вунд сделал из смеси философии и биологии, какой тогда являлась психология, отдельную, уникальную науку.

Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 года. Окончил Гейдельбергский университет, получив степень в области медицины. В течение некоторого времени он был учеником Иоганна Мюллера и Германа фон Гельмгольца. Работа с ними оказала огромное влияние на его научную деятельность.

Позже он написал книгу «Принципы физиологической психологии» (1874), которая способствовала популярности экспериментальной деятельности в психологических исследованиях. Получив должность в Лейпцигском университете, Вундт основал первую экспериментальную лабораторию.

Он верил, что психология - наука о сознательном опыте, и что в ходе интроспекции человек может описывать свои мысли, чувства и эмоции.

Впрочем, Вундт проводит чёткую границу между интроспекцией, которую он считал неточной, и внутренней перцепцией.

По мнению Вундта, внутренняя перцепция подразумевает осознание человеком стимула в процессе предъявления. Предложенный же Вундтом метод требовал, чтобы испытуемый был заранее предупреждён о стимуле и во время его предъявления следил за своей реакцией. Естественно, этот процесс основывается на личном опыте, а потому носит субъективный характер.

Вундт верил, что систематическое изменение условий эксперимента приведёт к обобщению выводов.

Стоит отметить: в 1875 году - за четыре года до Вундта и за восемь лет до Холла - свою лабораторию при Гарвардском университете основал Уильям Джеймс.

Так почему же большее значение придают именно лаборатории Вундта? Потому что его лаборатория использовалась скорее для учебных демонстраций, чем для экспериментальной и исследовательской деятельности. Поэтому знаменательной для всех психологов датой стала именно дата открытия лаборатории Вундта.

Кстати, у Вундта было множество учеников, которые впоследствии стали влиятельными психологами и также способствовали развитию этой науки. Например, Джеймс МакКин Кеттел, Грэнвилл Стэнли Холл или Иван Павлов. Кеттел первым в Соединённых Штатах получил звание профессора психологии, Холл основал первую в США экспериментальную лабораторию. А уж о заслугах Павлова и упоминать не будем.

Кого ещё можно назвать «отцом» психологии?

Целый ряд именитых психологов так или иначе претендует на это звание. Давайте вспомним тех, кто отличился в той или иной области:

  • Уильям Джеймс. Один из первых в США психологов; способствовал формированию в Америке научной школы. Благодаря своей книге «Принципы психологии» мгновенно обрёл известность.
  • Зигмунд Фрейд. Отец психоанализа; его теории и труды сделали психоанализ крупнейшим направлением в психологии.
  • Гуго Мюнстерберг . Основатель прикладной психологии; он первым начал применять психологические знания в других сферах - так появились клиническое, судебное и индустриально-организационное направления в психологии.
  • Джон Боулби . Создатель теории привязанности.
  • Курт Левин . Основоположник социальной психологии; первым стал использовать научные методы исследования для изучения социального поведения.
  • Эдвард Торндайк . Основатель современной педагогической психологии, изучал процесс познания.
  • Жан Пиаже . Основатель психологии развития; его теория когнитивного развития позволила исследователям по-новому взглянуть на интеллектуальное развитие ребёнка.
  • Ульрик Найссер . Основоположник современной когнитивной психологии - в 1967 году вышла его книга «Когнитивная психология», которая и вернула популярность этому разделу психологии.
  • Лайтнер Уитмер . «Отец» современной клинической психологии; в 1907 году он основал первый в мире журнал, посвящённый клинической психологии.
  • Гордон Олпорт . Создатель психологии личности, был одним из первых психологов, занимавшихся изучением личности человека.

Очевидно, что не все согласятся с этим списком. Кто-то сочтёт «отцом» психологии Фрейда, поскольку тот является одним из самых знаменитых учёных. Кто-то предположит, что этого звания достоин Аристотель, теоретически и философски обосновавший то, что позднее сформировалось в психологию. Кому-то больше понравится идея отдать пальму первенства Гельмгольцу или Фехнеру, которые, несомненно, этого заслуживают.

Знаменитый немецкий ученый (психолог, физиолог, философ), пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину «физиологической психологией», он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. «Основы физиологической психологии» (1873-1874) – так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке. Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), «Лекции о душе человека и животных»(1863), десятитомник «Психология народов» (1900-1920). Организовал первую лабораторию по экспериментальному изучению сознания и первый учебный центр в Лейпциге в 1879 году.

Вундт формулирует свои идеи относительно применимости эксперимента в психологии в работе 1862 года «Очерки по теории восприятия». В работе «Лекции о душе человека и животных» (1863) обосновывает свое убеждение о невозможности применить метод эксперимента к анализу продуктов человеческого духа – языку, мифам, верованиям. К середине 60-х годов 19 века складывается представление Вундта о предмете психологии как науки, о ее методах и ближайших задачах развития. В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы ичувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов. «Психология - это наука о структурах сознания» - это направление назвали структуралистский подход. Использовали метод интроспекции, самонаблюдения. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки метронома в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт пытался изучать такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из восьми двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой объема сознания. Вундт считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить сложную динамичную картину сознания на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения являются объективными элементами сознания. Есть еще и субъективные элементы сознания, или чувства. Вундт предложил 3 пары субъективных элементов: удовольствие - неудовольствие, возбуждение - успокоение, напряжение - разрядка. Из комбинации субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость - это удовольствие и возбуждение, надежда - удовольствие и напряжение, страх - неудовольствие и напряжение. Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, невозможно было собрать из простых элементов сложные состояния сознания. Поэтому к 20-м годам XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.
Психологическая система Вундта. Историческая роль Вундта в развитии психологии . Вильгельм Вундт: "отец" экспериментальной психологии. Немецкий психолог, физиолог, философ В. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И.Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, где занял должность преподавателя физиологии в качестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге, Вундт создал здесь первую в мире лабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в институт.
Занимаясь физиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельной науки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принято считать). В своей первой книге "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии, план которой был изложен в его "Лекциях о душе человека и животных". План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувства ми, представлениями; б) изучение "психологии народов", т.е. психологических аспектовкультуры языка, мифов, нравов.
Следуя этому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о "непосредственном опыте". Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредством специальных экспериментальных процедур, большинство которых было разработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так как продуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектом психические образы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались как особый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания: психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы.

11. Вклад в развитие психологии американского ученого Уильяма Джеймса (1842-1910).

Американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии. Получил медицинское и естественнонаучное образование в Гарвардском университете США и в Германии. Профессор философии (1885 - 1889) и психологии (1889 - 1907) в Гарвардском университете. Организовал (совместно с Г. Мюнстербергом) первую в США лабораторию прикладной психологии (Гарвардский университет, 1892).

Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле "психологии сознания" В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе ("Принципы психологии", 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные "группы чувственных элементов", составляющих затем его "реальный мир". Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека. Развитая в одной из глав "Психологии", теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии. Многие темы, намеченные здесь Джеймсом, были подхвачены научной психологией личности и в настоящее время интенсивно разрабатываются в рамках исследований "образа самого себя", "самооценки", "самосознания". Другие же стали исходными точками в разработке таких аспектов личности, которые раскрываются со стороны ее собственного сознания. Эмоциональная жизнь личности, ее смысловые образования, ее жизненные проблемы, перспективы и прочее стали важными проблемами психологических исследований личности. Джеймс включает в личность, наряду с "чистым Я", также "эмпирическое Я", которое составляет не только то, что человек считает самим собой, но также и все то, что он может, считает своим: свой дом, близких, свои дела репутацию и т. п.. По отношению ко всему этому человек испытывает те же чувства, что и по отношению к самому себе. Потеря доброго имени переживается, как утрата части собственного Я. Самая логика обсуждаемых Джеймсом вопросов заставляла его выходить за пределы индивидуального сознания человека. Понятно, однако, что в рамках традиционной психологии сознания, поднимавшиеся Джемсом, проблемы не могли получить адекватного решения. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций. Ряд интересных работ Джемса посвящен научно-психологическому анализу религии.

    возникновение и развитие психики;

    сознание человека как высшую форму психики

    обусловленность психики человека биологическими и социально - историческими факторами;

    нейрофизиологические основы психической деятельности;

    структуру психики человека

    закономерности формирования психических образов;

    отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмо­циональных процессов

    индивидуально-психологические особенности личности;

    психологические особенности поведения человека в социальной среде;

    психологию конкретных видов человеческой деятельности.

Психологические знания необходимы человеку для правильной орга­низации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной орга­низации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. (1)

Этапы развития психологии

Психология, как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.

Психология,

как наука о поведении

Начинается в XX в. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

Психология,

как наука о сознании

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

Психология, как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

История становления психологии как науки

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые представления о психике сложились в первобытном обществе. Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что существуют явления вещественные, материальные (предметы, природа, люди) и не вещественные (образы людей и предметов, воспоминания, переживания) - таинственные, но существующие самостоятельно, независимо от окружающего мира.

Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах.

Эти представления в дальнейшем явились основой принципиально противоположных философских направлений, между которыми велась постоянная борьба взглядов и подходов.

Мыслителями древности были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа ? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом?

Крупнейший философ древности Демокрит (V-IV вв. до н.э.) утверждает, что и душа состоит из атомов, со смертью тела умирает и душа. Душа - движущее начало, она материальна. Иное представление о сущности души развивает Платон (428-348 гг. до н.э.). Платон утверждает, что в основе всего лежат идеи, существующие сами по себе. Идеи образуют свой мир, ему противостоит мир материи. Между ними как посредник - мировая душа. По Платону человек не столько познает, сколько вспоминает то, что душа уже знала. Душа бессмертна, полагал Платон. Первый труд, посвященный душе, был создан Аристотелем (384-322 до н.э.). Его трактат «О душе» считается первым психологическим трудом.

Так сложился исторически первый этап становления психологии как науки о душе.

К началу XVII века , когда получили уже значительное развитие механики, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которой непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»).

Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых: Рене Декарта (1595-1650), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704) и др.

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в.

Большую роль в этом отношении сыграло эволюционное учение Ч. Дарвина (1809-1882). Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (И. Мюллер, Э. Вебер, Г. Гельмгольц и др.). Особое значение для развития экспериментальной психологии приобрели работы Вебера, посвящен вопросу об отношении между приростом раздражения и ощущением Эти исследования были затем продолжены, обобщены и подвергну-ты математической обработке Г. Фехнером . Так были заложены основы экспериментального психофизического исследования . Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд), в России (В. Бехтерев), экспериментальная работа начинает быстро расширяться, а психология становится самостоятельной экспериментальной наукой.

Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции и, тем не менее, этот период часто называют периодом открытого кризиса.

Причин, приведших психологию к кризису , было немало: отрыв психологии от практики, использование интроспекции в качестве основного метода научного исследования, невозможность изменить ряд психологических проблем. Многие теоретические положения не были достаточно хорошо обоснованы и подтверждены экспериментально.

Кризис привел к краху сложившихся психологических воззрений. И именно в этот период начинают складываться новые направления, сыгравшие важную роль в становлении психологической науки. Наибольшую известность из них получили три: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология. (3)

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античности – предметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII - XIX вв. – предметом психологии становится сознание . Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм . Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение . Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 - 1920 годы – Европа. Предметом психологии становится психика . Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности. (Чужой реферат)

Представления о душе как предмете психологии.

Античная психология – система взглядов на психику, которая развивалась в рамках философских учений о душе.

Первобытное понимание души: это особо тонкий материальный предмет (начало), которое соединено с телом, но способно отделяться от тела. Душе приписывались голос, видимый облик, ничтожный вес, возможность быстро перемещаться в пространстве. Потеря сознания, обморок – временное отделение души от тела. Смерть – отступление души от тела.

В античности не было единого учения о душе. Два главных направления в понимании сущности души: материализм (Левкип, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Стоики) и идеализм (Платон, Аристотель).

1. Демокрит Душа причина движения тела. Душа материальна и состоит из мелких круглых, особо подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа продукт распределения атомов. Душа смертна. Ее обновление происходит с каждым дыханием (часть атомов входит, часть покидает тело).

Панпсихизм – душа принадлежит всем, даже мертвым телам. Больше всего атомов души у человека, но они есть и у камня.

Болезнь – это изменение пропорции атомов.

В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены к внешнему восприятию. Особо благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу, он – место высших душевных функций, способности к познанию. Орган благородных страстей - сердце, чувственных желаний и вожделений – печень. Душа не существует вне тела. Она сама особое тело. Если душа движет телом, то она сама телесна, т.к. механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка.

Разработка идей Демокрита у Эпикура и стоиков.

Эпикур – душу могут иметь только те существа, которые могут ощущать.

Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (у человека – разум, у животных – инстинкт); зрение (пневма, распространяющаяся от управляющей части до глаз); обоняние; слух; осязание; вкус; воспроизводящая пневма, распростряняющаяся от управляющей части до органов деторождения; голос.

Управляющая часть помещается в голове.

Лукреций Кар – различает дух и душу. Душа – все то, что связано с телом; дух – душа души, особо тонкое материальное начало, ответственное за наиболее высшие проявления души.

Познание: Демокрит – темный род познания (ощущение, ограниченно в своих возможностях); светлый (мышление).

Восприятие – естественный физический процесс. От вещей отделяются тонкие пленочки, они суть формы или виды вещей, они ударяются о наши органы чувств, из которых истекают атомы души. Атомы души улавливают образы. Видим, слышим мы в следствии вхождения в нас эйдолов (образов).

Эпикур: указывает на целостную природу восприятия: все чувственные качества улавливаются не по отдельности, а в сопровождении с целым.

Стоики: ощущение – источник познания. Ничего прирожденного в душе нет. Душа – чистый лист папируса, на котором человек записывает свою первую мысль. Мышление – это продолжение ощущения. Это истинное, светлое, законное познание.

Демокрит : мышление – долее тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению.

Эпикур: в отличии от ощущения мышление дает знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет охватить большее количество частных явлений (ощущение дает лишь единичные представления).

Мышление сходно по своим механизмам, в их основе лежит истечение образов от предметов.

Стоики: мышление – внешние (речевое, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение); внутреннее (Соотнесение вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение).

Проблема чувств:

Демокрит: страдание (состояние которое противоречит природе); удовольствие (соответствие природе).

Удовольствие и страдание – критерии того к чему надо стремится или чего следует избегать. Цель жизни - –хорошее самочувствие и расположение духа. Чувства – помеха, лучше обходится без них.

Эпикур: человек должен жить в соответствии с удовольствием (свобода от телесных болезней и душевных тревог).

Стоики: учение об аффектах.

Аффект – это чрезмерные противоразумные, противоестественные движения души, связанные с неправильным представлением о вещах. Желание – неразумное возбуждение. Стоики насчитывали 26 аффектов. Четыре класса – удовольствие; неудовольствие; желание; страх. Аффекты вызываются внешними причинами.

Стадии нарастания аффективного состояния:

А) под влиянием внешних воздействий непроизвольно возникает телесный процесс (возбуждение). Аффекта нет без телесных проявлений.

Б) непроизвольно наступает мнение о том, что происходит и стремление действовать в соответствии с этим мнением.

В) включается разум. Его функция оценить воздействие с т. зр. Добра (блага) и зла для человека.

Если разум правильно судит о происходящем, то действия в соответствии с этим пониманием и правильный аффект. Если не правильная оценка происходящего, то аффект. Таким образом аффект- результат неправильной оценки событий.

Аффект не возникает без участия разума. Т.к. аффекта нет у животных, детей, слабоумных.

Борьба с аффектом:

1. Не дать аффекту принять внешнее выражение. Бороться с внешними выражениями страстей.

2. Не преувеличивать аффект воображением.

3. Оттянуть последний этап нарастания аффективного состояния (т.е. создать расстояние между аффектом и деятельностью в направлении аффекта).

4. Отвлечься на воспоминание другого рода.

5. Разоблачить действия на которые толкает аффект.

Проблема воли и характера:

Демокрит : жесткий детерминизм. Все существующее в мире подчинено необходимости. Поведение человека детерминируется нешними причинами.

Эпикур: самопроизвольное отклонение атомов. Отсюда человек обладает свободой воли. Он не только находится под воздействием внешних сил. Но и является действующим субъектом, смеющимся над судьбой.

Стоики: все в мире подчиняется закономерности, а человек – судьбе. Свобода заключается не в независимости от внешних обстоятельств, а в добровольном следовании необходимости. Отсюда проблема характера. Характер – нечто постоянное в человеке. Это своеобразие, которое отличает поступки одного человека от другого. Характер формируется в активном делании жизни. Главная роль в формировании характера принадлежит закаливанию духа долгими упражнениями, путем совершения поступков с помощью наблюдения поступков героев, размышления над ними.

Идеалистическая психология.

Платон : на него оказал влияние Сократ.

Идеи Сократа, перешедшие к Платону:

а) нематериальность и невещественность души. Душа – божественное начало, она бессмертна;

б) взгляды на нравственное поведение. Основание нравственного поведения – знание того, что такое благо. Добродетель состоит в знании добра; в) знание обладает активной силой, побуждает к действию. Знание спрятано в тайниках души, необходима помощь в выведении знания на свет божий 9маевтика).

Центральная философская проблема – учение об идеях.

Идеи – истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не осуществленное в какой-либо субстанции. Они безвидны, незримы, существуют самостоятельно, независимо от чувственных вещей.

Материя – небытие, бесформенное незримое. Это ничто, которое может стать любой вещью, т.е. всем при соединении с определенной идеей.

Чувственный мир – материальные вещи, предметы, естественные и сделанные человеком.

Идеи – образцы, вещи – их подобия.

Душа – начало, посредствующее между миром идей и чувственных вещей. Она нечто первичное, возникающее прежде всех тел, властвует над всеми.

Человек – микрокосм, который подобен космосу в целом. Космос – некоторое одушевленное тело. У космоса есть своя душа (мировая душа). Индивидуальная душа человека – часть космической (мировой) души.

Космос – разумное существо – вместилище космического ума и тела.

Человек состоит из двух начал – тела и души. Тело состоит из огня, воздуха, воды и земли.

Душа не имеет материального носителя, она одинакова по природе с миром идей. Душа не есть идея, она причастна идеям.

Не тело управляет поведением человека, а все связывается благом и долгом.

Соотношение души и тела: душа не существует отдельно от тела, душа должна соответствовать телу. Они (душа и тело) должны быть соразмерны. Все зависит от души, а в самой душе от разума.

Три начала души (три слоя по близости к идеальному началу): вожделеющая (соединена с телом, обращена к чувственным вещам и телу); разумная (обращена к миру идей); аффективно-волевая (это средняя часть, обращена на мир человеческого поведения и поступков).

Вожделеющая душа обращена на ощущения и восприятия; разумная – на теоретические знания; аффективно-волевая – на мнения (мнение не дает знание причин – отсюда непостоянство).

Свойства каждой части души (добродетели):

Вожделеющая – умеренность (следование мере);

Разумная – мудрость;

Аффективно-волевая – мужество.

Динамизм душевного мира:

Разумное начало управляет телом и остальными частями души. Разум видит лучшее, а человек следует худшему. Душа – бессмертна. После смерти человека она отлетает и попадает на суд, на котором а зависимости от человеческих поступков она попадает в ад или переселяется в тело человека.

Проявления души – познание как припоминание, как память. Припоминания – оживления знаний, которые душаимела до вселения в тело.

Ощущения не дают знания. Они стимулы для работы ума.

Платон различает мнение (нечто промежуточное между знанием и незнанием, это чувственное познание, низший вид знания); рассудок (относится к области идей, но при этом душа пользуется образами); разум (постижение идей, отрешенных от всякой чувственности. Душа направлена на сущее без образов).

Душа имела свое существование до земной жизни. Когда душа вспоминает идеи, она приходит в божественное исступление (Эрос).

Эрос – особое состояние, которое испытывает душа, влекущаяся к знанию, к истина.

Четыре стадии (формы) Эроса: тело (познание направленное на тело); душа; прекрасное; сама идея (чистая красота, вопрос о смысле жизни).

На душу можно влиять – правильное воспитание и обучение пробуждает в человеке хорошие задатки

Аристотель: это вершина античной мысли.

Критикует представления о душе как материальном субстрате. Душа – нечто принадлежащее телу, самая важная функция тела, это форма, которая существует в материи. Форма лежит не над материей, а в ней самой. Движение определяется формой, но не осуществляется не без плана, цели.

Соотношение души и тела: душа и тело связаны между собой, но не так как точка и с линией. Душу нельзя изучать отдельно от тела. Душа – форма тела. Это не материя, т.к. материя есть то из чего состоит вещь. Форма – суть вещи, она выражает стремление вещи к определенному существованию. Форма задает определенную линию развития. Душа – цель.

Виды форм души: растительная (вегетативная, питание, размножение, низшая); животная (ощущения, чувства); человеческая (разумное человеческое мышление).

Телу соответствует много функций – несколько душ. Не делить душу на части, она – целое. Силы души – части души только в логическом плане. Каждая последующая ступень включает функции предыдущей.

Душа человека – растительная – в ней нет ни добродетели, ни пороков, она обеспечивает телесное существование; животная – этические или волевые добродетели; человеческая – интеллектуальные добродетели (гордость, благородие, мудрость). Этим частям души соответствуют различные воспитания: растительная – физическое развитие; этические добродетели развиваются в процессе нравственного воспитания; интеллектуальная – развивается в ходе обучения.

Орган души – сердце.

Энтилехия – высшее осуществление всех функций среды (то что вложено в тело, как его цель).

Учение о познании: познавательные способности: ощущения и восприятия; память, воображение, мышление.

Невозможно знание без чувственного восприятия. Ощущение дает знание единичного (это его сущность). В ощущении душа воспринимает форму без материи. Ощущение осуществляется при помощи органов чувств. процесс ощущения – уподобление органа чувств предмету. Этот образ точно передает знание о предмете.

Пять модальностей ощущения : зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Аристотель выделяет еще общие чувства, которые отражают общие качества вещей (движения, покой). Орган общего чувства – душа. Мы не только имеем, но и знаем, что мы ощущаем. Функция – общего чувства: сравнение характеристик одного и того же предмета.

Процесс ощущения – процесс колебания (движения) промежуточной среды, которая находится между предметом и органом чувств. Ощущение это страдательный процесс, процесс который вызывается объектом. Активность субъекта выражается в том, что человек способен видеть предмет под определенным ракурсом, с определенной стороны (направлять душу на объект).

Память – сохранение и воспроизведение чувственного знания, ощущения.

Три вида памяти: сохранение следов ощущений (сенсорная память, это низшая память, ей обладают все); сохранение образа восприятия, которое имеет знак прошлого (этот вид памяти имеют и животные); воспоминание сложных процессов воспроизведения прошлого опыта, которая предполагает активный поиск, активную работу (это высшая память, есть только у человека).

Память осуществляется при участии тела. Воспоминание опирается на работу определенных телесных механизмов. Память дает нам опыт (склад чувственного знания о действительности).

Воображение – способность создавать представления.

Мышление – процесс составления суждений.

Виды мышления – низшее (констатация, приспособленное к решению своих задач); высшее (логическое (научное), интуитивное, мудрость (знание самого важного и сокровенного).

В зависимости от направления мышление – практическое (умение правильно действовать в ситуации) и теоретическое (познание сути самих вещей).

Две функции практического ума: умение ставить цели; нахождение адекватных средств для достижения цели. Это важный инструмент поведения.

Учение о чувствах и аффектах:

Удовольствие – показатель благоприятного течения деятельности.

Страдание – трудности в течении деятельности.

Удовольствие побуждает действие, оно делает его точнее и продолжительнее. Разные виды деятельности – разные виды удовольствия. Телесные удовольствия необходимы, но они должны быть умеренны.

Аффект – состояние, при котором человек выходит за рамки своего обычного состояния. Аффектом он называет страсти или переживания.

Аффект – страдательное состояние:

А) аффект воздействует непреднамеренно, непроизвольно.

Б) он всегда связан с удовольствием или страданием.

В) в состоянии аффекта люди всегда меняют свои прежние решения.

Моральной оценке должен подвергаться не сам аффект, а поведение человека (в аффекте мы действуем, но поведение подчиняется не только аффекту, но и более высшим представлениям).

Учение о воле: развивается среди учения об этике. Проблема поступка и наказания за него.

Действия – непроизвольные (совершаются по причине, находящейся вне субъекта (по природе, по случаю, по необходимости, по принуждению), эти действия не подлежат юридической оценке); произвольные (причина действия лежит внутри субъекта (по привычке, по чувственному стремлению, оценка будущего, по разумному стремлению (сознательный выбор) – волевое действие).

Намерение основывается на взвешивании всех обстоятельств и расчете. Принятие намерения – характеристика произвольного действия.

Поздняя античность:

Преображение проблемы души: 1. Интерес к самопознанию. Задача изучения внутреннего мира имеющего гораздо более высшие ценности (Августин). 2. Сильный интерес к описанию особых состояний души (сон, экстаз, одержимость). 3. Решающей частью души является не разум (как у древних), а воля и чувства. Проблема свободы воли.

Психология взаимодействует с множеством отраслей научного знания. Многие отрасли психологии возникли на стыке с другими науками и являются смежными, прикладными отраслями научного знания, которые исследуют закономерности объективной действительности с позиции предмета психологии. На рис. 1.8 показаны взаимосвязи между отдельными отраслями психологии и смежными научными дисциплинами.


Рис. 1.8.

1.4. История развития психологического знания

Кратко рассмотрим основные этапы возникновения и развития психологии как науки.

Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) или индивидуум – это

  • отдельный человек как уникальное сочетание его врожденных и приобретенных свойств;
  • отдельный человек, как социальное существо, являющееся чем-то большим, чем сочетание врождённых качеств;
  • человек как отдельная личность в среде других людей.

Субъект (от лат. subiectum– подлежащее; субъект, индивид) – это

  • человек, как носитель каких-либо свойств, личность;
  • конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного;
  • человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения; все остальные люди являются для этого человека объектами.

Личность – это

  • человек как носитель сознания (К.К. Платонов);
  • общественный индивид, объект и субъект исторического процесса (Б.Г. Ананьев, [ , C. 232]);
  • "социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения" [ , С. 122];
  • "качества индивида, приобретаемые им в общественной и предметной деятельности и присущие только этому индивиду" (А.В. Петровский, );
  • "отличительный и характерный паттерн мышления, эмоций и поведения, формирующий личный стиль взаимодействия индивида с его физическим и социальным окружением" [ , С. 416];
  • "формирующаяся в течение жизни совокупность индивидуальных психологических особенностей, которые определяют своеобразное для данного человека отношение к себе, обществу и окружающему миру в целом" (Ю.В. Щербатых, [ С. 199]).

Индивидуальность – это неповторимость, уникальность свойств человека.

Психология личности (англ. personality psychology) – раздел психологии, в котором изучаются природа и механизмы развития личности, строятся различные теории личности.

Краткие итоги

Психология – область научного знания, исследующая закономерности возникновения, формирования и развития психических процессов, состояний и свойств человека и животных.

Цель психологических исследований – изучение роли психических функций в индивидуальном и социальном поведении, а также физиологических и нейробиологических процессов, лежащих в основе познавательной деятельности и поведения людей.

Объект психологии – психика, предмет – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений. Выделяют четыре группы психических явлений: процессы, состояния, свойства личности и психические образования.

  • Дайте определения понятиям "психика" и "психические явления", опишите основные группы психических явлений и подходы к их классификации.
  • Проанализируйте методы психологических исследований, укажите области их применения.
  • Раскройте место психологии в системе научного знания, опишите взаимосвязи между отдельными отраслями психологической науки и смежными научными дисциплинами.
  • Опишите основные этапы становления и развития психологии, назовите ученых, внесших значительный вклад в развитие психологического знания на каждом этапе.
  • Дайте определения базовых категорий психологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность; опишите их характеристики.