Расчет снабжения персонала инд средствами защиты. Расчет потребности в средствах защиты от опасных и вредных производственных факторов: Методические указания к разделу дипломного проекта "Безопасность и экологичность проекта". И средств индивидуальной защ

С 16 марта 2015 года все работодатели, вне зависимости от формы собственности предприятия, обязаны за свой счет создать запас противогазов и других средств индивидуальной защиты на весь штат работников на случай ядерной или химической угрозы.

Сегодня начал действовать приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", зарегистрированный Минюстом 2 марта 2015 года под № 36320 и опубликованный на Официальном интернет-портале правовой информации 5 марта 2015 года. Документ содержит новые правила организации обеспечения населения, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения, устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов, средствами индивидуальной защиты, включающими в себя средства защиты органов дыхания и медицинские средства на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, а также в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов, в том числе с применением ядерного и химического оружия. Определенных сроков обеспечения необходимых запасов СИЗ на предприятиях в приказе не указано, а финансирование их закупки должно осуществляться в соответствии с нормами Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне". Пункт 4 статьи 18 этого Федерального закона регламентирует, что обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет собственных средств организаций. Накопление запасов СИЗ должно быть обеспечено для населения, проживающего на территориях в пределах границ зон:
  • для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного химического заражения, - СИЗ органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности. Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных;
  • для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения, - респираторы из расчета на 100% их общей численности;
  • для работников организаций и отдельных категорий населения, работающих (проживающих) на территориях в пределах границ зон, указанных в пункте 6 настоящего Положения, - медицинские средства индивидуальной защиты из расчета на 30% от их общей численности.

К зонам, которые прописаны в постановлении, относится часть Ленинградской области и юго-западная часть Санкт-Петербурга, попадающие в 100-километровую зону возможного заражения. Сказывается наличие Ленинградской АЭС. Это значит, что жители этих территорий должны быть обеспечены противогазами, а каждый третий - медицинскими средствами индивидуальной защиты. Именно в этом объеме, плюс 5 процентов резерва, должны быть созданы запасы СИЗ.

"Узок круг этих бойцов...страшно далеки они от народа" по моему Белинский.

Рассказываю военные тайны про ГО: Среднестатически местная администрация своим постановлением определяет места расположения СЭП (сборных эвакопунктов- таки будете смеяться -это в основном школы.техникумы и т.д.) и их формирователей (таки будете смеяться -это заводы и организации имеющие отношение к коммунальной сфере - лишь бы были склады и транспорт для вывозки СИЗ на СЭП)своим постановлением имеющим как правило гриф для служебного пользования.
На этих СЭПах есть (планируются) пункты выдачи СИЗ для обеспечения противогазами РАБОТНИКОВ местных и федеральных ОРГАНОВ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ДЕТЕЙ И НЕРАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ - в том числе за счет федеральных запасов)

Частичная эвакуация - школа уходит в ПОЛНОМ составе (педики с детьми) через СЭП(перечень которых определен- директор и НШГО школы должны знать куда бежать), на станцию погрузки.. в районы которые определены заранее... более того там должны спланированы места для размещения эвакуированных - (таки будете смеяться школы, больницы, пионерские лагеря и т.д.) - остальные дохнут на месте

Полная эвакуация - разворачиваются все СЭП, далее по схеме НО ДЕТИ ЭВАКУИРУЮТСЯ С РОДИТЕЛЯМИ. Внимание иногда местные организации определяют своим решением СЗ(секретным), что школы и садики остаются действующими в военное время. ОНД получает выписку и на основании этого кричит, что Вы их обязаны обеспечить СИЗ. Это делают местные мобилизаторы - для того чтобы эти объкты не были отключены от энергоснабжения - они планируют использовать эти объекты в своих целях (ИМЕННО КАК ОБЪЕКТЫ, А НЕ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА)
читаем букварь: "Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:
уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производительные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Республики, органов местного самоуправления).
Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения

Эвакуации подлежат: рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, деятельность которых в соответствии с мобилизационными планами не прекращается в военное время и может быть продолжена на новой базе, соответствующей их производственному профилю и расположенной в загородной зоне, крайне необходимое оборудование и документы, без которых невозможно возобновление деятельности на новой базе; рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, прекращающих свою деятельность в военное время, а также нетрудоспособное и не занятое в производстве население.
ПРИ ПОЛНОЙ ЭВАКУАЦИИ - ДЕТИ ЭВАКУИРУЮТСЯ, с родителями - это люминь.

СЭП постоянно проверяют (внимание ПРОТИВОГАЗЫ при этом никогда со складов не вывозят, ибо это означает снятие их с хранения и обновлять его придется не через 25 лет, а через 2 года)- загуглите по своему городу.. наверняка найдете постановление о проверках или смотрах-конкурсах

Цель работы: изучить порядок выдачи, хранения, учета и пользования средствами индивидуальной защиты, научиться определять потребность средств индивидуальной защиты для работников сельского хозяйства.

Задание по работе: Ознакомиться с требованиями нормативных документов по изучаемому вопросу, научиться определять потребность в средствах индивидуальной защиты и вести их учет при выдаче работникам.

Теоретические сведения.

Общие положения. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты работников определяет Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты , утвержденная Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 г. № 209. Требования Инструкции распространяются на всех работников и нанимателей независимо от их организационно-правовых форм и видов экономической деятельности.

Средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяются на классы:

костюмы изолирующие;

средства защиты органов дыхания;

специальная одежда;

средства защиты ног (специальная обувь);

средства защиты рук;

средства защиты головы;

средства защиты лица;

средства защиты глаз;

средства защиты органов слуха;

средства защиты от падения с высоты и другие предохранительные средства;

средства дерматологические защитные;

средства защиты комплексные.

На работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях, наниматель обязан обеспечить выдачу бесплатно работникам средств индивидуальной защиты по установленным нормам. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты предусматривают обеспечение работников средствами индивидуальной защиты конкретной отрасли экономики (для сельскохозяйственных предприятий – Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в сельском хозяйстве, рыболовстве, рыбоводстве , утвержденные Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 89). Работникам, профессии и должности которых не предусмотрены соответствующими типовыми отраслевыми нормами, средства индивидуальной защиты выдаются в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей для всех отраслей экономики , утвержденными Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 сентября 2006 г. № 110.

По согласованию с профсоюзом наниматель имеет право выдавать работникам вместо средства индивидуальной защиты, предусмотренного типовыми нормами, средство индивидуальной защиты того же вида, но с равноценными или более высокими защитными свойствами, а с разрешения территориального органа государственного санитарного надзора и государственного инспектора труда и по согласованию с профсоюзом – средство индивидуальной защиты другого вида с равноценными или более высокими защитными свойствами. Например, комбинезон хлопчатобумажный может быть заменен костюмом хлопчатобумажным или халатом и наоборот.

Затраты на обеспечение работников по типовым нормам средствами индивидуальной защиты включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Кроме того, наниматель имеет право за счет собственных средств предусматривать по коллективному договору, трудовому договору выдачу работникам средств индивидуальной защиты сверх установленных норм.

Применяемые средства индивидуальной защиты, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь для данных средств индивидуальной защиты. При заключении трудового договора наниматель обязан ознакомить работников с порядком обеспечения и нормами выдачи средств индивидуальной защиты.

Наниматели, их объединения на основе типовых норм имеют право формировать по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь корпоративные нормы бесплатного обеспечения работников организации (объединения организаций) средствами индивидуальной защиты, в которых конкретизируются требования к показателям защитных свойств и гигиеническим характеристикам средств индивидуальной защиты.

Порядок выдачи и хранения средств индивидуальной защиты. Выдаваемые работникам средства индивидуальной защиты должны быть исправны, соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасные условия труда.

Приемка от поставщиков каждой партии средств индивидуальной защиты должна производиться с проверкой документов, подтверждающих их качество и соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, проверкой соответствия заявленному ассортименту по назначению, защитным свойствам, моделям, другим качественным показателям. Поступающие средства индивидуальной защиты могут подвергаться выборочному контролю на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов. При несоответствии указанным требованиям средства индивидуальной защиты подлежат возврату с предъявлением в установленном порядке соответствующих претензий. Для контроля качества приобретаемых средств индивидуальной защиты, организации их хранения и ухода за ними наниматель может создать комиссию по контролю качества средств индивидуальной защиты.

Средства индивидуальной защиты являются собственностью нанимателя (помимо арендуемых им средств индивидуальной защиты) и подлежат возврату по окончании носки, увольнении работника до окончания сроков носки, переводе у того же нанимателя на другую работу, для которой выданные средства индивидуальной защиты не предусмотрены типовыми нормами.

Сроки носки средств индивидуальной защиты установлены календарные и исчисляются со дня фактической выдачи работникам, а для специальной одежды и специальной обуви от пониженных температур в указанные сроки включается время ее хранения в теплый период года. Сроки носки средств индивидуальной защиты, выдаваемых в качестве дежурных, в каждом конкретном случае в зависимости от характера и условий труда устанавливаются нанимателем по согласованию с профсоюзом или иным уполномоченным работниками представительным органом. При этом указанные сроки должны быть не менее сроков носки установленных в типовых нормах для аналогичных средств индивидуальной защиты.

Сроки носки специальной одежды и специальной обуви могут быть продлены по решению нанимателя по согласованию с профсоюзом или иным уполномоченным работниками представительным органом при условии занятости работника на условиях неполного рабочего времени (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя). В этом случае срок носки продлевается пропорционально разнице между рабочим временем нормальной продолжительности и фактически отработанным.

Работникам организаций агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, работающим в зонах срадиоактивным загрязнением, в установленном порядке выдаются вторые комплекты спецодежды и других средств индивидуальной защиты, приобретение которых финансируется за счет средств, выделяемых в соответствии со статьей 30 Закона Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г. «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обучающимся в учреждениях образования на время прохождения производственной практики (производственного обучения), инструкторам производственного обучения, мастерам производственного обучения на время практики средства индивидуальной защиты выдаются в соответствии с типовыми нормами в установленном порядке.

Бригадирам, мастерам, помощникам рабочих, профессии которых предусмотрены в типовых нормах, выдаются те же средства индивидуальной защиты, что и рабочим соответствующих профессий.

Работникам, совмещающим профессии, выполняющим обязанности временно отсутствующего работника, помимо выдаваемых им средств индивидуальной защиты по основной профессии должны быть дополнительно выданы и другие виды средств индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами для совмещаемой профессии.

Руководители и специалисты, должности которых не предусмотрены в типовых нормах, в целях защиты от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов обеспечиваются аналогичными для работников на данном участке работ средствами индивидуальной защиты со сроком носки до износа.

Выданные средства индивидуальной защиты от пониженных температур, предусмотренные типовыми нормами в холодный период года, с наступлением теплого периода года сдаются для организованного хранения. В процессе хранения они подвергаются дезинфекции, очищаются от грязи и пыли, просушиваются, ремонтируются и периодически подвергаются осмотру. После хранения средства индивидуальной защиты от пониженных температур возвращаются тем работникам, от которых они были приняты на хранение.

Средства индивидуальной защиты должны храниться в отдельных сухих помещениях, изолированно от каких-либо других предметов и материалов, рассортированными по видам, ростам и защитным свойствам.

Выдача и сдача работниками средств индивидуальной защиты отмечаются в личной карточке установленной формы.

Средства индивидуальной защиты (в том числе арендованные) бывшие в употреблении выдаются другим работникам только после стирки, химчистки, дезинфекции и ремонта. Срок их носки устанавливается в зависимости от степени годности и заносится в личную карточку.

Работникам запрещается по окончании работы выносить средства индивидуальной защиты за пределы территории нанимателя. В отдельных случаях там, где по условиям работы установленный порядок хранения средств индивидуальной защиты не может быть обеспечен, они могут оставаться в нерабочее время у работников, что должно быть определено в правилах внутреннего трудового распорядка, в коллективных договорах, трудовых договорах (контрактах). Ответственность за сохранность средств индивидуальной защиты в этих случаях возлагается на работников.

Порядок пользования средствами индивидуальной защиты. Работники обязаны использовать и правильно применять предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случаях их отсутствия или неисправности – немедленно уведомлять об этом непосредственного руководителя.

Наниматель обязан:

не допускать выполнения работ безприменения работниками необходимых средств индивидуальной защиты;

организовать надлежащий уход за средствами индивидуальной защиты;

заменить или отремонтировать средства индивидуальной защиты, пришедшие в негодность до истечения установленного срока носки по причинам, не зависящим от работника;

обеспечивать регулярное, в соответствии с установленными сроками, испытание и проверку исправности средств индивидуальной защиты (респираторов, противогазов, самоспасателей, предохранительных поясов, диэлектрических перчаток и др.), а также своевременную замену фильтров, стекол и других частей с понизившимися защитными свойствами.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания или отдельные части этих средств подлежат замене при истечении времени защитного действия, сроков службы, хранения, эксплуатации, а также несоответствии значений показателей качества, определяющих их защитные свойства, значениям, установленным в технических нормативных правовых актах. При остаточном после дезактивации загрязнении средств индивидуальной защиты радионуклидами выше допустимых пределов их эксплуатация прекращается.

В тех случаях, когда это требуется по условиям производства, в структурных подразделениях организации (в цехах, на участках) устраиваются сушилки для специальной одежды и специальной обуви, камеры для обеспыливания специальной одежды и установки для дегазации, дезактивации и обезвреживания средств индивидуальной защиты.

Обеспечение населения СИЗ

1. Обеспечению средствами индивидуальной защиты подлежит население, проживающее на территориях в пределах границ зон:

защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;

возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

2. Обеспечение населения СИЗ осуществляется:

  • территориальными органами федеральных органов исполнительной власти:
  • работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении расположенных на территории в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
  • работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении расположенных на территории в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов;
  • работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении проживающих на территориях в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия;
  • работников этих органов и организаций, находящихся в их ведении проживающих на территориях в пределах границ зон радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,работников этих органов, работников органов местного самоуправления и организаций, находящихся в их ведении, а также неработающего населения соответствующего субъекта Российской Федерации, проживающего на территориях в пределах границ зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения);
  • организациями расположенными на территории в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, работников этих организаций, находящихся в их ведении;
  • организациями расположенными на территории в пределах границ зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов, работников этих организаций, находящихся в их ведении;
  • организациями расположенными вне зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов, сотрудников проживающих в пределах границ зон защитных мероприятий, устанавливаемых вокруг комплекса объектов по хранению и уничтожению химического оружия, зон возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения), устанавливаемых вокруг радиационно, ядерно и химически опасных объектов.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организации определяют номенклатуру, объемы СИЗ в запасах (резервах), создают (накапливают) и содержат их в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и руководящих документов. Финансирование накопления, хранения, использования, освежения запасов, содержания, ремонта, аренды и охраны складов (мест хранения), оплата работ, связанных с перемещением, консервацией, проведением лабораторных испытаний и технических проверок осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок определения номенклатуры и объемов создаваемых запасов

Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:

  • возможного характера действий в ходе военных конфликтов на территории Российской Федерации;
  • величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры в ходе военных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
  • норм минимально необходимой достаточности запасов;
  • природных, экономических и иных особенностей территорий.

При определении необходимой номенклатуры, объемов СИЗ в запасах, резервах) необходимо использовать следующие исходные данные:

  • количество населения, проживающее в пределах границ зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения), в т.ч. по категориям;
  • количество рабочих и служащих предприятий и организаций, осуществляющих свою деятельность в пределах границ зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения).
  • количество рабочих и служащих предприятий и организаций, проживающих в пределах границ зон возможного химического и радиоактивного заражения (загрязнения).

При определении количества населения проживающего на территориях в пределах границ зон возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения устанавливаются зоны:

  • возможного радиоактивного загрязнения вокруг объектов использования атомной энергии - зона возможных сильных разрушений объектов использования атомной энергии и прилегающая к этой зоне полоса территории шириной 20 км для атомных станций установленной мощностью до 4 ГВт включительно и шириной 40 км - для атомных станций установленной мощностью более 4 ГВт.;
  • вокруг объектов ядерных установок (за исключением атомных станций), пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ зону возможного радиоактивного загрязнения ограничивают границами проектной застройки указанных объектов и примыкающей к ней санитарно-защитной зоной (свода правил «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне», 2014);
  • возможного химического заражения, вокруг химически опасных объектов, определяется по «Методике прогнозирования масштабов заражения сильно​действующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте (РД 52.04.253 – 90)».

4. Номенклатура запасов должна включать:

  • для населения в районах химического заражения - средства индивидуальной защиты органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности, пакет индивидуальный перевязочный, из расчета на 30% их общей численности.
  • Количество запасов (резервов) противогазов фильтрующих увеличивается на 5% от их потребности для обеспечения подбора по размерам и замены неисправных.
  • По решению руководителей органов исполнительной власти и организаций в районах возможного химического заражения и на химически-опасных объектах в номенклатуру включаются фильтрующие поглощающие коробки (к противогазам) для защиты от АХОВ с учетом факторов риска.
  • для населения в районах биологического заражения - средства индивидуальной защиты органов дыхания, из расчета на 100% их общей численности, КИМГЗ (для взрослого населения и детей в возрасте старше 12 лет, доксициклин, капсулы 100 мг – в количестве не менее 2 капсул, для детей в возрасте до 12 лет, амоксициллин + клавулановая кислота, таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 250 мг + 125 мг, в количестве не менее 2 таблеток) из расчета на 30% от их общей численности, пакет индивидуальный перевязочный, из расчета на 30% их общей численности.
  • для населения в районах радиоактивного загрязнения – респираторы из расчета на 100% их общей численности, КИМГЗ (для взрослого населения и детей в возрасте старше 12 лет, калий йодид, таблетки 125 мг – 1 таблетка, калий-железо гексацианоферрат, таблетки 500 мг – 2 таблетки, ондансетрон (таблетки покрытые оболочкой 4 мг) - 2 таблетки, для детей в возрасте до 12 лет, калия йодид, таблетки 40 мг - 2 таблетки, калий-железо гексацианоферрат, таблетки 500 мг - 1 таблетка, ондансетрон, таблетки, покрытые оболочкой, 4 мг - 1 таблетка) из расчета на 30% от их общей численности, пакет индивидуальный перевязочный, из расчета на 30% их общей численности.

Настоящие рекомендации разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  • постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»;
  • приказа МЧС России от 01.10.2014 № 543 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты»;
  • приказа МЧС России от 23.01.2014г. № 23 по внесению изменений в приказ МЧС РФ от 01.11.2006г. № 633 «О принятии на снабжение МЧС России КИМГЗ «Юнита»;
  • приказа Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 15.02.2013г. № 70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты для оказания первичной медико-санитарной и первой помощи» (далее – КИМГЗ);
  • письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.08.2014 г. № 14-3/10/2-5985 «О направлении памятки по использованию лекарственных препаратов и медицинских изделий КИМГЗ»

Вопрос: Какой документ определяет: сколько противогазов ГО должно быть на предприятии?

Ответ: Сколько и каких противогазов ГО должно быть на предприятии определяет Согласно пунктов 8 и 9 вышеуказанного Положения «накопление СИЗ в запасах (резервах) осуществляется для обеспечения проведения мероприятий ГО и защиты населения». В запасах накапливаются:

- дополнительные патроны к противогазам ДПГ-3 для защиты от аварийно химически опасных веществ в военное и мирное время из расчета на 40% от их общей численности; (это составляет 42% от количества накопленных противогазов);

- респиратор в количестве 100 % от штатной численности;

Вопрос: Все ли организации должны покупать противогазы на своих штатных работников?

Ответ: Да все! Принцип обеспечения населения СИЗ, принятый и законодательно определённый нашим государством, довольно прост:

Работодатель обязан обеспечить своего работника СИЗ;

Государство обязано обеспечить СИЗ детей и неработающее население.

Расчет потребности СИЗ

При поиске расчета потребности в средствах индивидуальной защиты, в наш век информационных технологий, естественно через сеть интернет, у меня возникли трудности. Как правило, на крупных предприятиях в наличии штатный сотрудник по гражданской обороне, его обучают на специальных курсах, что нельзя сказать о мелких предприятиях, на которых обязанности по гражданской обороне возложены по совместительству. Вот для специалистов по гражданской обороне малого предприятия и предназначена моя статья. Гражданская оборона не предусматривает подачу каких то заявок от организаций в муниципалитет или другой орган ГО и ЧС, соответственно образца заявки на средства индивидуальной защиты Вы не найдете и даже требовать её от Вас в принципе ни кто не может, законодательство предусматривает информирование уполномоченных по делам ГО и ЧС администраций муниципальных районов (городских округов) о потребности в средствах индивидуальной защиты, в статье Вы и найдете этот макет информации (заявки), при небольшой корректировке под местные условия он применим для всех организаций.
1. Нормативно-правовые акты . Начнем с руководящих документов, определяющих порядок проведения расчетов:
федеральные: -Федеральный закон РФ от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне».
ведомственные: -приказ МЧС России от 21.12.2005 года №993 «Об утверждении положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты».
местные: -постановление главы администрации района (городского округа) «Об утверждении номенклатуры и объема запасов средств индивидуальной защиты».
Ссылки на скачивание не оставляю, в интернете они в свободном доступе, местный правовой акт ищите на официальном сайте администрации, к примеру Екатериновский правовой акт.
2. Расчет потребности СИЗ .

Подробно и внимательно изучив руководящие документы, мы сразу понимаем, что в учреждениях, на предприятиях и организациях не зависимо от форм собственности накоплению и содержанию в запасах подлежат следующие виды средств индивидуальной защиты: - гражданские противогазы ГП-5 или ГП-7; - респираторы Р-2 или РПГ-67. Конечно, нам необходимо подробно и в деталях разбираться с фактической угрозой возникновения радиационного или химического заражения местности, на которой расположено предприятие, при этом обязательным условием для расчета потребности в СИЗ, является наличие рисков возможного заражения от потенциально-опасных объектов (далее ПОО), радиационно-опасных объектов (далее РОО), (далее ХОО).
Приведу кратко основные примеры расчетов, с учетом некоторых особенностей организации защиты.
а) Для малых предприятий удаленных от РОО более 30 км., ХОО более чем на 2.5 км., можно не вникать в конкретные особенности, учитывая вероятность ядерной войны и зная о наличии огромного количества ядерного оружия, стоит просто указать потребность в противогазах на всех сотрудников предприятия. Хоть это и не совсем правильно, но прогноз потенциальных объектов, по которым возможно нанесение ядерного удара, рассчитывается в высоких кругах и в большинстве своем не доводится никому. Вы в любом случае не ошибётесь, рассчитав именно так, это и будет являться тем минимумом по выполнению требований законодательства и защитой от контролирующих органов. У Вас получится вот такой простой расчет:

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на 100% сотрудников


Расчетную потребность противогазов можно заменить респираторами, но отмечу, что законодательство требует накопления именно противогазов. Вот такой расчет у вас будет с учетом наличия респираторов:

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность Наличие
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7

на 100% сотрудников

2. Респиратор Р-2

на 100% сотрудников

Б) Для малых предприятий вблизи от РОО < 30 км., законодательство обязывает дополнительно к гражданским противогазам содержать запас респираторов Р-2 на всех сотрудников, соответственно расчет получается следующим:

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на 100% сотрудников
2. Респиратор Р-2 на 100% сотрудников

В) Для малых предприятий вблизи от ХОО < 2.5 км., законодательство обязывает дополнительно к гражданским противогазам содержать запас дополнительных патронов на всех сотрудников, обеспечивающих защиту от химического заражения.

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на 100% сотрудников
2. ДПГ-3 на 100% сотрудников
С учетом возможной замены респираторами, но с пониманием того что накоплению подлежат противогазы:
№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность Наличие
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на 100% сотрудников
2. Дополнительный патрон к гражданскому противогазу ДПГ-3 на 100% сотрудников
3. Респиратор РПГ-67 0 на 100% сотрудников
4. Патроны для респиратора (РПГ-67) КД или ВК (аммиак) 0 на 100% сотрудников
г) Для образовательных учреждений (школьных, дошкольных) дополнительно рассчитывается потребность в детских и школьных противогазах, а также в камерах защитных детских, мне проще писать коляска, хотя конечно правильно камера, она специальной формы и её можно установить на коляску. Расчет посложнее, но тоже понятный.
№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность за учреждение
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на сотрудников
2. ПДФ-Д (2Д) на детей в дет/садах
3. ПДФ-Ш(2Ш) на детей в школе
4. КЗД-4(6) дети до 1,5 лет
5. Дополнительный патрон к гражданскому противогазу ДПГ-3 На всех сотрудников и детей в 2.5 км. зоне от ХОО
6. Респиратор Р-2 в 30 км. зоне от РОО

Образовательные учреждения учитывают и необходимость организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны в образовательных учреждениях и учебных пунктах. За основание берут приказ Министра обороны РФ и Министра образования и науки от 24.02.2010 года №96/134 «Об утверждении Инструкции по организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области гражданской обороны» (перечень по приказу гораздо больше, но мы берем то что касается средств защиты):

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность на ОУ и УП
1.
РШ-4, ПМГ-2, (ГП-5, ГП-7) максимальное количество, по количеству обучаемых в одном из 9 - 10 классов
ОЗК 1
-респиратор Р-2, РПГ-67 5
2. Приборы
-радиационной разведки ДП-5Б, (ДП-64) 1
-химической разведки ВПХР 1
3. Дозиметр
- бытовой дозиметр 1

Д) Еще раз повторюсь, что для населения и работников предприятий накапливается только СИЗ защиты органов дыхания (гражданские противогазы на всех и респираторы в 30 км зоне РОО), если на базе какого то из предприятий, пусть даже малого, создается нештатное аварийно-спасательное формирование, потребности в средствах защиты рассчитываются совершенно по другому, их номенклатура и объемы увеличиваются в разы) разберусь с этим вопросом по ходу своей трудовой деятельности и обязательно напишу в статье на сайте. Не большое пояснение думаю не помешает по лечебным учреждениям, учреждения здравоохранения накапливают запасы на штатную численность работников организации, дополнительно расчет средств защиты и других материально технических ресурсов рассчитывают с учетом создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований. По расчетам СИЗ для НАСФ тема отдельной статьи.
3. Кто накапливает . В руководящих документах, написано черным по белому, так что других формулировок мы нигде не найдем и соответственно знаем, кто несет ответственность: Запас средств защиты согласно приказу МЧС №993 создается: - федеральными органами власти – для сотрудников этих учреждений и членов их семей; - органами исполнительной власти – на работников ОИВС и бюджетных организаций, находящихся в их ведении, а также населения проживающего на территории области; - органами местного самоуправления – на работников ОМСУ и созданных ими муниципальных предприятий и учреждений; - организациями – на работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
В завершении статьи приведу пример представления главе администрации муниципального района (городского округа) информации по запасам СИЗ. Приведу пример для школ с детским садиком, так как это самый объемный расчет, руководители и специалисты других организаций думаю с ориентируются, как под свой производственный объект переделать, примерные образцы есть в архиве.
Образец информации (заявки - можете и так её называть) представляемой в орган местного самоуправления ежегодно. За счет каких финансовых средств закупается СИЗ согласно приказа разберетесь, не надо считать заявку по размерам средств защиты, законодательство этого не требует, только общее количество и так обещанный пример для муниципальных образовательных учреждений, наличие которой периодически проверяется органами прокуратуры, так что смело оформляйте информацию и направляйте в орган местного самоуправления, это избавит Вас от проблем с контролирующими органами:

Главе администрации
__________________
муниципального района

Информация

Руководствуясь ст.1 и ст. 9 Федерального закона РФ от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне», в соответствии с требованиями ст.27 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС России от 21.12.20105 года № 993 информирую Вас о номенклатуре и количестве средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ) в запасах (резервах), распределении СИЗ, находящихся в запасах (резервах) и использовании СИЗ из запасов (резервов) в ___________________________________________________:

(наименование организации)

1.Учебное имущество приобретаемое за счет средств организации:
№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность на ОУ Наличие в ОУ
1. Средства индивидуальной защиты



- общевойсковой (гражданский) противогаз РШ-4, ПМГ-2, (ГП-5, ГП-7) максимальное количество в одном из 9-10 классов


-общевойсковой защитный комплект ОЗК 1

-респиратор Р-2, РПГ-67 5
2. Приборы



-радиационной разведки ДП-5Б, (ДП-64) 1

-химической разведки ВПХР 1
3. Дозиметр



- бытовой дозиметр Дозиметр "Radех 1503+" (любой другой) 1

2.Запасы (резервы) СИЗ приобретаемые за счет муниципального бюджета:

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность за ОУ Наличие за ОУ
Всего потребность:
1. Гражданский противогаз ГП-5, ГП-7 на сотрудников
2. Дополнительный патрон к гражданскому противогазу ДПГ-3 в 2.5 км. зоне ХОО
3. Респиратор Р-2 в 30 км. зоне РОО

3. С целью уточнения расчетов потребности и планирования обеспечения СИЗ за счет средств областного бюджета, представляю информацию о потребности в запасах (резервах) СИЗ на детей обучающихся (посещающих)__________________________________________________

(наименование организации)

№ п/п Наименование средств защиты Марка средств защиты Потребность за ОУ Наличие за ОУ Примечание
Всего потребность:
1.
Гражданский противогаз
ГП-5, ГП-7
на детей 10-11 класс и старше

Номер накладной для получения со складов области, место получения, заполняется в администрации района
2. Противогаз детский фильтрующий дошкольный ПДФ-Д (2Д) на детей в дет/садах
3. Противогаз детский фильтрующий школьный ПДФ-Ш(2Ш) на детей в школе
4. Камера (коляска) защитная детская КЗД-4(6) дети до 1,5 лет
5. Дополнительный патрон к гражданскому противогазу ДПГ-3 на 100 % противогазов в 2.5 км. зоне ХОО
6. Респиратор Р-2 на 100 % сотрудников в 30 км. зоне РОО


Примечание:
- пункт 5, заполняют руководители учреждений за учреждение в 2.5 км. зоне химически опасного объекта, по количеству СИЗ для всех категорий детей;
- пункт 6, заполняют руководители учреждений за учреждение в 30 км. зоне радиационно-опасного объекта, по количеству СИЗ для всех детей детских садов и школьников.

- заявка представляется ежегодно до 10 октября.

Директор __________________(подпись, печать)

Примечание к статье: Мы оказываем практическую и консультационную помощь в расчете потребности средств индивидуальной защиты по гражданской обороне и защите населения в чрезвычайных ситуациях, обращайтесь к нам, к специалистам по делам ГО и ЧС, рекомендуем к ознакомлению материал по разработке нормативно-правовых актов, планирующих и отчетных документов по вопросам ГО и ЧС на этом сайте.