Российская газета повышение зарплаты аппарату суда. Федеральные премиальные: какие стимулы даст правительство чиновникам. Кто такие работники суда

Верховный суд России внес в Госдуму законопроект, предлагающий наделить особым статусом работников аппаратов судов.

Благодаря этому скромные работники правосудия получат повышенные социальные гарантии. А это в свою очередь должно положительно сказаться и в целом на работе судов, нагрузка на которые из года в год существенно возрастает.

Проект вводит специальные классные чины для судебных аппаратчиков. Сотрудники судов также получат и примерно такой же, как у чиновников, социальный пакет: дополнительные отпуска, повышенную медстраховку и прочее.

Именно сотрудники суда тянут на себе всю рутину правосудия: они, по сути, и встречают, и провожают гражданина в суде.

Встречают, принимая иск. Провожают, выдавая на руки вынесенное решение или исполнительный лист. Между тем легкой жизнь сотрудников судебных канцелярий точно не назовешь: работа тяжелая, зарплаты маленькие. Отсюда - текучка кадров в судах и подчас хмурые лица, которые видят истцы.

Идея сделать людьми государственного ранга сотрудников судебного аппарата обсуждается давно. В прошлом году разговоры пошли особенно активно. Как рассказывал минувшим летом корреспонденту "РГ" председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, в крупных городах текучесть кадров работников аппарата судов составляет от 100 до 400 процентов.

"Это те люди, без которых невозможно осуществление правосудия, такая текучесть вносит серьезный дисбаланс в работу судебной власти, - сказал Вячеслав Лебедев. - Будем просить поддержки у других властей - законодательной, исполнительной. Будем настаивать в Государственной Думе, убеждать законодательную власть в необходимости принятия этого решения. С учетом того, что судебная власть является самостоятельной, в соответствии с нашей Конституцией, мы полагаем, что единственно правильное, рациональное решение - это закон о государственной судебной службе".

В конце прошлого года прошел Всероссийский съезд судей, который поддержал идею повысить социальную защищенность работников судебных аппаратов. Правда, правительство страны не поддержало разработанный Верховным судом проект. "Законопроект и пояснительная записка к нему не позволяют установить наличие специфики служебной деятельности в судебных органах, обуславливающей необходимость выделения государственной судебной службы из государственной гражданской службы. С учетом изложенного правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается", - говорится в официальном заключении кабинета министров. К тому же, как отмечают в правительстве, реализация проекта потребует дополнительных расходов от бюджета. А вопрос финансирования здесь, пожалуй, принципиальный.

В свою очередь, в Верховном суде утверждают, что нововведения не потребуют лишних расходов бюджета. Предлагается создать фонд оплаты труда служащих судебной службы, средства которого могут перераспределяться руководством. Как бы то ни было, проект внесен в Госдуму, и теперь слово за законодателями.

Сотрудники судебного аппарата выполняют крайне важную для государства работу, потому что представить себе развивающееся правомерное государство без оптимизированной и четко работающей судебной системы попросту невозможно. Уровень их доходов варьирует в зависимости от занимаемой должности, но назвать его слишком высоким ни у кого не получится, поэтому стоит обсудить вопрос о том, будет ли повышение зарплаты аппарату суда в 2018 году.

Судебная система РФ крайне обширна, ведь в ней встречаются служащие регионального и федерального значения. Естественно, уровень их заработной платы варьирует в зависимости от того, к какому уровню службы они относятся. Данный критерий позволяет им рассчитывать на всевозможные региональные коэффициенты, прибавки за хорошую работу, надбавки за должность или профессиональный стаж. Представители данной профессии разделяются на три чина, третий из которых является самым низким. Третий чин присваивается после прохождения специальной аттестации и сдачи соответствующего экзамена (для этого нужно не менее полугода проработать в службе), и оплачиваются чины соответственно – зарплаты увеличиваются после присваивания каждого из них.

Заработные платы представителей судебного аппарата рассчитываются в соответствии с правилами тарифной сетки и зависят они от квалификации специалиста, стажа и премиальных выплат, поэтому увеличение зарплаты аппарату суда будет производиться неравномерно. Фиксированной зарплаты у представителей данной профессии нет, поэтому статистические данные говорят о том, что разница в доходах между разными служащими наблюдается поистине колоссальная. Например, мировой судья получает около 50 000 рублей, но его помощник при этом может зарабатывать около 10-15 тысяч, представитель делопроизводства вообще получает не более 8000, а архивариус (работает с документацией) и того меньше.

Будет ли повышение?

Кризис (несмотря на все заверения экспертов) продолжается, но нужно сказать, что власти даже при отсутствии нормального финансирования государственной казны все-равно планируют провести увеличение окладов труда за счет проведения ежегодной процедуры индексирования социальных выплат. Согласно последним данным экспертов, индексация заработных плат аппарата суда в 2018 году в России будет произведена в полном объеме, то есть оклады будут умножены на коэффициент индексации, равный инфляции (примерно 4-5%).

Известно, что в 2018 году подходит к окончанию срок действия указов, принятых президентом еще шесть лет назад. Они должны были привести к тому, чтоб уровень доходов представителей бюджетной сферы деятельности в России существенно увеличился (на 200% относительно уровня 12-го года), однако стал причиной того, что в федеральном бюджете не оказалось денег на проведение данного мероприятия, поэтому ставка аппарата суда на 2018 год в РФ практически не изменится (только за счет индексации). Однако эту проблему нужно решать и ставки так или иначе в будущем должны повышаться, потому что сегодня оплата труда сотрудников судебного аппарата и уровень их обязанностей (или ответственности) несоизмеримы, и если ситуацию не менять, то эффективность работы отрасли будет регулярно снижаться.

Реформирование системы и возможные сокращения

Отдельно нужно обсудить вопросы реформирования судебной системы, потому что власти раздумывают над созданием нескольких крупных апелляционных судов и тех учреждений, которые будут заниматься общей юрисдикцией. Более того, они планируют существенно расширить институт присяжных заседателей, и если суды не потребуют дополнительного финансирования из бюджета, то на последних необходимо будет выделить деньги из государственного бюджета. В такой ситуации вопрос о том, будет ли сокращение аппарата суда в 2018 году, отпадает самостоятельно, потому что известно, что, во-первых, в данной отрасли наблюдается серьезная текучка кадров – люди постоянно устраиваются на работу и увольняются, а, во-вторых, власти, по сути, создадут новые рабочие места, поэтому им придется раздумывать не над тем, кого нужно уволить, а над тем, как привлечь в данную сферу деятельности новых сотрудников.

Естественно, прибавка к зарплате аппарата суда в 2018 году в России не останется без внимания, ведь на одном из последних съездов, касающихся развития судебной системы до 2020 года, рассматривался вопрос о том, какие мероприятия необходимо принять для того, чтоб нормально профинансировать отрасль. Окончательного решения по данному вопросу пока нет, но он обсуждается и остается только надеяться на то, что члены правительства придут к какому-либо выводу.

Планируется также пересмотр материально-технического обеспечения судебной системы, причем в ходе проведения данных мероприятий власти хотят обеспечить развитие отрасли электронного правосудия, внедрить эффективную систему видеофиксации судебных заседаний (дополнительная мера борьбы с коррупцией), а также организовать службу вневедомственной охраны, которая бы занималась обеспечением безопасности всей судебной системы страны.

Рост зарплат будет, но…

В качестве вывода можно сделать акцент на том, что повышение окладов аппарата суда в России, последние новости о котором сегодня беспокоят практически каждого, все-таки произойдет, однако большим оно не будет, потому что можно рассчитывать только на умножение окладов на уровень инфляции. Какие-то дополнительные прибавки сотрудники судебной системы иметь, безусловно, могут, но назвать их существенными ни у кого не получится, потому что в бюджете просто нет достаточного количества финансов.

Власти недавно подготовили свод законопроектов, которые были направлены на повышение жалования представителям судебной системы РФ, однако большая часть законов по причине не была приведена в действие. Проблема с низкими заработными платами существует, ведь глава Верховного Суда сказал о том, что именно данный факт является основной причиной того, что в судах наблюдается большая текучка кадров – от 120 до 400% ежегодно, и, естественно, на работе системы в целом данный факт отражается далеко не самым лучшим образом. Низкий уровень доходов и особенно высокий уровень ответственности приводит к тому, что из судов уходят крайне квалифицированные кадры (а ведь они тратят на подготовку к работе и получение соответствующего образования огромное количество времени), на их места зачастую приходят новички (выпускники ВУЗов), которые работают медленно и не всегда эффективно.

Соответственно, вопрос о том, что будет с зарплатой сотрудника аппарата суда, требует особенно тщательного обсуждения. Возможное повышение уровня доходов данной категории граждан волнует многих, потому что они должны обеспечивать свои семьи, а с нынешними зарплатами у них это получается очень тяжело. Более того, отсутствие достаточного финансирования отрасли приводит к тому, что в ней процветает коррупция, а это является серьезной проблемой, поэтому решать данный вопрос, безусловно, стоит.

Власти рассматривают варианты повышения зарплаты судей в 2018 году, что подтверждают последние новости. Экономические трудности вынудили правительство заморозить индексацию судебных зарплат, однако восстановление экономического роста может изменить данное решение.

Падение цен на нефть и замедление экономического роста привели к существенному сокращению бюджетных поступлений. В результате власти были вынуждены оптимизировать расходную часть государственной казны, что позволило снизить нагрузку на сформированные резервы. В том числе правительство заморозило ежегодную индексацию зарплат бюджетников, что также распространяется на оплату труда судей.

Зарплата судьи состоит из нескольких составляющих:

  1. Оклад. Соответствует должности и определяется как процент от оклада председателя ВС РФ. Несмотря на кризис, власти повысили оклад на 30% в течение 2014-2016 гг.
  2. Надбавка за квалификацию.
  3. Доплата за выслугу лет.
  4. Другие поощрения и специальные доплаты.

Кроме того, размер зарплаты судьи на местном и федеральном уровне существенно различается. Итоговый доход мирового судьи составляет 50-80 тыс. руб. Оплата труда федерального судьи составляет 140 тыс. руб. Судья Высшего Арбитражного суда зарабатывает около 200 тыс. руб. Доход судьи Конституционного суда превышает 0,5 млн руб. в месяц.

С учетом изменений экономической ситуации, правительство продолжает обсуждать возможный формат возобновления индексации зарплат в 2018 году, что отразится на оплате труда судей в ближайшей перспективе.

В ожидании индексации

Восстановление отечественной экономики вернуло на повестку дня вопрос об индексации зарплат госслужащих. Представители Минфина предлагают отменить принцип регулярной индексации и обсуждать вопрос о будущем повышении зарплат в рамках подготовки бюджета. Данная идея не нашла необходимой поддержки среди депутатов, однако ведомство планирует отстаивать подготовленный законопроект.

Индексация оплаты труда в рамках бюджетного процесса позволит использовать только те ресурсы, которые есть в наличии, подчеркивают в Минфине. В результате государственный бюджет не будет брать на себя чрезмерных обязательств, которые приводят к росту дефицита бюджета.

Представители Госдумы подчеркивают, что индексация позволяет сохранить зарплаты бюджетников от обесценивания. Отмена данного принципа приведет к негативным тенденциям в социальной сфере, считают депутаты. В результате правительство должно возобновить индексацию зарплат, как только в бюджете появятся необходимые средства.

Оплата труда судей значительно опережает среднюю зарплату по регионам, подчеркивают эксперты. Данная категория служащих не столь остро нуждается в индексации, которая после окончания экономической турбулентности снизится до 4%. Основная проблема местных судов – низкие зарплаты служащих аппарата, что приводит к серьезным кадровым проблемам. В свою очередь судьи должны иметь дополнительные виды социальных гарантий, которые будут учитывать престижность и значимость данной профессии.

Не судьями едиными

Судебная система испытывает недостаток помощников судей и секретарей, что приводит к снижению эффективности работы. В рамках действующей системы, средний доход помощника судьи составляет 15 тыс. руб., что существенно ниже средней зарплаты. Кроме того, средняя оплата труда руководителя аппарата суда не превышает 40 тыс. руб.

В таких условиях значительно увеличивается текучка кадров, подчеркивают эксперты. В первую очередь правительству необходимо сконцентрироваться на повышении зарплат данной категории служащих. В противном случае кадровые проблемы будут негативно отражаться на производительности российских судов.

Кроме того, властям необходимо снизить нагрузку на судей, связанную с чрезмерным количеством дел, которые находятся в работе. Нормы служебной нагрузки стоит пересмотреть на законодательном уровне, что станет основой сбалансированной судебной системы.

Помимо повышения уровня оплаты труда, судьи нуждаются в других видах социальных гарантий со стороны государства. Представители Всероссийского съезда судей подчеркивали проблемы, связанные с обеспечением жильем. Кроме того, остаются вопросы с санаторно-курортным обеспечением и компенсацией медицинских услуг.

Каждый день на страже закона стоят сотрудники аппаратного суда. Именно на таких людях и лежит вся основная ответственность по определению виновности человека или его невиновности. Кроме этого, именно сотрудники судебного аппарата готовят и выносят решения по имущественным спорам или многим другим вопросам. Так что и они сегодня задают вопрос о повышении зарплаты в 2017 году.

Кто такие работники судебного аппарата

В нашем мире суды появились уже довольно давно и сразу же смогли занять определенную нишу. Без судов очень сложно представить современную правоохранительную систему. Так что сотрудников аппарата судей ценят очень высоко, а также стараются не обделять их вниманием, в том числе и с заработной платой.

Конечно же, если говорить о данной организации, то невозможно забыть и о тех, кто остается обычно в тени – помощники судей и другие работники аппарата. Ведь именно на плечах таких людей и лежит основная работа.

Несмотря на то, что таких работников можно назвать силовиками, свой оклад они получают именно из бюджета. Это означает, что на них распространяются все условия, что предусмотрены для такой категории работников. Если говорить об обязанностях работников этого рода, то их очень много. Например, они должны:

  • подготовить все документы для судебного заседания;
  • сделать документы для разных дел;
  • провести консультации с родственниками всех участников процесса по разным вопросам;
  • делать ответы на запросы.

Стоит запомнить, что такая работа довольно сложная и ответственная. Ведь такие рутинные действия, как составление ответов или бумаг, нуждаются в большом количестве времени, усидчивости и внимании. Так что мало кто из людей сможет собраться с силами, дабы каждый день выполнять свою работу качественно.

Из каких параметров вычисляется оклад работников суда

Как можно видеть в законе, который совсем недавно потерпел существенные изменения, оклад сотрудников судебного аппарата в нашей стране сложен из некоторых параметров:

  • судебная квалификация;
  • оклад, что положен по должности;
  • премии и другие доплаты схожего рода;
  • специальная доплата, что начисляется по выслуге за стаж.

Кроме этого, надо обязательно рассмотреть доходы работников суда, дабы знать, насколько необходимо увеличение зарплаты аппарату суда в 2017 году. Также, надо понимать, что в такой организации все доходы зависят напрямую от статуса работника. Ясно, что высшие чины имеют намного больше, чем сотрудники низшего ранга. Такое можно наблюдать во всех других сферах.

В большом фаворе, например, находятся судьи Конституционного суда. Их заработная плата может быть равна полмиллиона рублей. В рейтинге немного ниже располагаются судьи Верховного суда, их ЗП около 25 тысяч рублей. Конечно же, такой оклад судей довольно низкий на фоне огромных зарплат судей. Да и выжить за такие деньги тяжело. Кроме этого еще и кризис в стране, да и санкции никто не отменял.

Как будут меняться заработные платы в 2017 году

Многие ждут свежих новостей на счет повышения зарплаты аппарату суда. И они довольно оптимистичные. Например, некоторые эксперты полагают, что на фоне кризиса, что развился в России, большая часть людей попала под серьезное урезание ЗП и сокращения. Также было принято решение о временной заморозке майских указов президента. А вот на таком фоне максимально в выгодном положении оказались судьи и работники суда.

Свою зарплату они будут получать, и даже на нее проведут индексацию. В 2017 году повышение оклада суда вполне может выйти довольно хорошим. Это связано с тем, что все работники судебного аппарата начнут получать свои оклады, которые по своему размеру будут зависеть напрямую от зарплаты судьи. Поскольку ЗП увеличат судьям, то и плата обычных рядовых работников тоже станет больше.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв