Ростовский кремль, где иван васильевич меняет профессию. Ростовский кремль. История центра духовной жизни

С этой статьи начинался мой сайт в далеком 2011 году...

С тех пор, конечно, многое изменилось....

Причем - что радует! - часто в лучшую сторону...

Изучая тему, я серьезно и ответственно утверждаю,

что -после долгого периода культурного упадка -

  • сегодня мы живем во время удивительного и неожиданного возрождения русской культуры...

Это возрождение так ощутимо и зримо, что я могу только удивляться...

Я об этом не могла и мечтать, когда начинала вести свой сайт...

===================================================================

ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА РОССИИ

КРАСОТА, КОТОРАЯ ДОЛЖНА... ИСЧЕЗНУТЬ?

(примечание: с этой статьи начинался мой сайт в 2011 году.

С тех пор все серьезно изменилось в лучшую сторону)

Вместо предисловия

Однажды меня заинтересовал заголовок статьи на сайте "Forbs"

"Шесть достопримечательностей России, которые должны исчезнуть".

Читаю "ФРЕСКИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА ВО ВЛАДИМИРЕ И ЗВЕНИГОРОДЕ"
Не знаю как вас, но меня это шокировало. Это уже слишком.

Каждый день непременно можно прочитать сообщение, что снесен еще памятник архитектуры и еще один храм, что разрушаются фрески и древние иконостасы, обнаруживются в зарубежных коллекциях бесценные иконы, что подожжен еще один уникальный исторический деревянный дом, безнадежно испорчен еще один дивной красоты ландшафт и стерт с лица земли уникальный храмовый комплекс под натиском современной застройки... Согласно данным парламентского форума "Историко-культурное наследие России",страна ежегодно теряет 300-400 памятников только архитектуры . По одному памятнику в день. Только памятников архитектуры. А сколько других? Им нет числа. Исторические города теряют свой облик... Шаг за шагом Россия лишается архитектурно-художественного наследия, созданного многими пок олениями...

Выжившие сквозь века и спасенные сквозь многие десятки войн бесценные сокровища художественной русской культуры готовы рухнуть от безумной деятельности или преступного равнодушия собственного народа.

А между тем исторические города России по праву занимают почетное место среди европейских городов, наиболее богатых архитектурно-художественными памятниками мирового значения.

Своей лучезарной, радостной красотой Ростов и Суздаль, Новгород и Владимир - и многие другие исконно русские города- ничем не уступают, например, Флоренции и Вероне. Их архитектурные ансамбли порой так же совершенны, как самые высокие достижения зодчих всех времен и народов. Сияющие лазурью, золотом и серебром куполов, украшенные шедеврами живописи и ваяния, дивно вписанные в окружающий пейзаж, они так же радуют глаз и наполняют душу восторгом и гордостью, как Тадж-Махал и Парфенон.

В этой красоте, созданной во славу России, торжествующей над мирскими печалями, наши предки искали утешение от своих тревог и невзгод. Как древняя икона, переходящая из рода в род, все эти архитектурно-художественные шедевры - благословение предков следующим поколениям.

От храма к храму, от крепости к крепости, под звон колоколов. Таков издавна путь через леса и просторы Русской земли. Путь, объединяющий страну в единое целое.

НЕУЖЕЛИ ВСЕ ЭТО - КРАСОТА, КОТОРОЙ СУЖДЕНО ИСЧЕЗНУТЬ?

фото Петра Ушанова http://petrushanov.livejournal.com/15766.html

РЕАЛЬНОСТЬ ТАКОВА:

Мы не только теряем безвозвратно 300-400 только архитектурных памятников в год. Все это сопровождается медленным и верным разрушением оставшихся.

Даже те архитектурно- художественные ансамбли и памятники, которые

находятся под защитой ЮНЕСКО, слишком частно вызывают опасения за свою сохранность из-за недостаточного финансирования. Фрески Андрея Рублева Успенского собора во Владимире тому пример.

По экспертным оценкам, выделяемое на содержание и реставрацию одних только памятников федерального значения, составляет не более 15% от необходимого. И это при том, что примерно две трети наследия федерального значения нуждаются в реставрации. Если речь идет об объектах местного значения - ситуация еще хуже.

А что говорить о многочисленных, порой не менее прекрасных памятниках, не имеющих статуса Культурного(или исторического) наследия, а значит считающихся не подлежащими реставрации! Они просто обречены на разрушение. Неотвратимо.

Вызывает озабоченность и ислючение из списка Исторических городов России даже тех городов, чьи памятники входят в Культурное наследие ЮНЕСКО -

даже таких, как Москва, Звенигород и Сергиев Посад.

Одна из самых главных причин этого беспредела -

отсутствие понимания ценности всего этого богатства.

Жители уникальных исторических городов порой искренне не подозревают, что самое выдающееся в их родном городе вовсе не Макдональдс и новый Боулинг.

А между тем только туристический потенциал, обеспеченный всем этим архитектурно-художественным наследием, - как зарытый в землю бесценный клад - неисчерпаемый источник возможного процветания провинциальных русских городов (как процветают все исторические привлекательные для туристов города мира. Ведь туризм давно стал во многих странах одним из самых прибыльных видов бизнеса, сопоставимым по доходности только с рынком нефти. Например, 50% бюджета Франции - доходы от туризма).

Невежество делает возможным губительную, варварскую деятельность властей.

Вы не поверите, но вот вам высказывание мэра одного из исторических городов России с более чем тысячелетней историей: «Архитектурные памятники — это болезненная, резонансная тема. Надо понимать, что возраст не определяет ценность здания. Если зданию 100 лет — это значит только, что оно ветхое. Подобные дома уродуют центр города». Это он высказался перед представителями бизнеса города. Стоит ли удивляться масштабам и темпам разрушения исторических памятников в этом городе.

Не ручаюсь за точность цитаты, но Гитлер, прежде чем направить войска на СССР, сказал: ” Если вы уничтожите культуру, вы уничтожите нацию…”

Страшно, когда власть из алчности и недомыслия делает то, чего не сделали даже враги.

Очевидно, ВСЕМУ ЭТОМУ БЕСПРЕДЕЛУ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛОЖЕН КОНЕЦ

Утрата исторического наследия неизбежно ведет к тому, что общество теряет опору и корни, без которых невозможно развитие. Вне этой среды русский народ теряет свой интеллектуальный и творческий потенциал, превращаясь в безликий сырьевой придаток развитых стран. А между тем в непростом современном мире наряду с образованием, высокими стандартами жизни и высокими технологиями культурное наследие становится залогом процветания страны.


церковь Параскевы Пятницы в Великом Новгороде. Начало ХII века

В рамках нашего проекта мы будем знакомить вас с наиболее замечательными историческими городами России и выдающимися явлениями русской художественной (и не только) культуры. Чтобы вам было интересно, авторские материалы мы будем дополнять музыкой, видео, интересными фоторепортажами, сферическими панорамами городов; словом, всем, что поможет вам получить о них наиболее полное представление.

Особое внимание мы будем уделять освещению удачного опыта восстановления и реставрации архитектурно - художественных памятников, сохранения облика исторических городов.

Нам интересно также и то, как живут сегодня исторические города, а потому мы будем отслеживать и наиболее интересные градостроительные проекты наших дней.

Мы будем рассказывать о развитии внутреннего туризма в России.

Мы постараемся познакомить вас с наиболее интересными новостями российской культуры.

И с самыми выдающимися явлениями русской культуры, являющимися предметом нашей национальной гордости!

Мы будем рады, если наши виртуальные путешествия продолжатся для вас реальным увлечением поездками в самые красивые города России, станут источником энергии, ярких открытий и незабываемых впечатлений! И заставят другими глазами посмотреть на свой родной город.

И если нам удастся передать вам свою любовь к русской культуре и обеспокоенность ее судьбой - мы будем счастливы.

Мне хочется напомнить слова прославленного иконописца Симона Ушакова:

"Жизнь памяти, памятник прежде жившим -

свидетельство прошлого, возглашение добродетелей, изъявление силы, оживление мертвых, бессмертная хвала и слава,

воспоминание о прошедших делах и возбуждение живых к подражанию..."

Как птица Феникс, русская культура - сквозь века и войны - всегда возраждалась из пепла.

И, как всем миром в России строили храмы, так всем миром надо объединяться, чтобы спасти всю эту исчезающую красоту.

И возродить интерес к родной культуре.

А то, что любимо и востребовано, обречено на бессмертие.

P.S. Внизу - прославленные фрески Успенского собора во Владимире работы Андрея Рублева.

Те самые, которые ДОЛЖНЫ исчезнуть.

В Ростове (не в том, что на Дону, а в том, что возле озера Неро) находится величественная резиденция митрополита. Этот бывший митрополичий двор называют Ростовским кремлем. Хотя это и устоявшееся наименование, но «кремль» - не совсем правильное название для этого места. Ведь стены Ростовского кремля никогда не служили для защиты, они выполняли лишь декоративную функцию.

История Кремля

Строили комплекс этих сооружений с 1670 по 1683 год. Заказчиком был митрополит Иона Сысоевич. Он попросил построить рай на земле согласно библейскому описанию. Для него создали башни, окруженные стенами, райский сад и пруд, окруженный церквями и другими постройками. Однако Ростовский кремль недолго прослужил резиденцией митрополита, уже в 1787 году ее перенесли в Ярославль. А ансамбль ростовских храмов решили разрушить, чтобы построить на этом месте что-то другое. Однако местные жители воспротивились такому решению и уберегли архитектурный комплекс.

Ростовскому кремлю многое еще довелось пережить. Почти все его сооружения нуждаются в реставрации. Она проходит, но довольно медленными темпами, поэтому-то некоторые церкви комплекса и кажутся несколько запущенными. Однако это нисколько не умаляет их величественности и красоты. Ведь не зря же Ростовский кремль в 2013 году смог стать победителем медиаконкурса «Россия-10», согласно которому определялось десять символов России.


Что посмотреть?

Ростовский кремль включает в себя несколько церквей, главной из которых можно считать Успенский собор. Однако каждый собор комплекса по-своему прекрасен. Внимание стоит обратить и на разнообразие куполов в Ростовском кремле. По их цвету можно понять, что они символизируют. Синие купола с золотыми звездами посвящены Богородице и как бы напоминают о рождении Христа. Зеленые купола выкрашены в такой цвет потому, что он ассоциируется со Святым духом. Церкви с серебряными куполами посвящены различным святым. Количество куполов также имеет важное значение. Три купола признанный символ Святой Троицы, пять – Христа и четырех евангелистов, а семь – такое же количество таинств Церкви, девять – число ангельских чинов и так далее. Рассматривая церкви Ростовского кремля, можно увидеть всю эту символику и убедиться в ее правдивости, расспросив служителей церкви.

На территории Ростовского кремля действует несколько выставок и музеев. Одним из самых популярных является музей финифти. Этот вид малоизвестного прикладного искусства стал популярным в Ростове еще в 18 веке. С помощью уникальной росписи создаются картины, украшения, оклады для икон и другие занимательные вещицы.

Выставки Ростовского кремля также знакомят туристов с древнерусским искусством, археологическими находками в этой области, можно посмотреть на картинную галерею, выставку колокольчиков и бубенцов. Однако главное, что стоит увидеть, – это великолепная роспись на стенах церквей. Здесь представлены многие библейские сюжеты. К примеру, картина страшного суда занимает огромную площадь, поднимаясь ввысь на несколько этажей. На память о посещении Ростовского кремля можно сделать фото в княжеских одеждах на фоне старинных зданий.

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ростов Великий
Начало строительства: 1670 год
Окончание строительства: 1683 год
Количество башен: 11 шт.
Основные достопримечательности: Успенский собор, звонница Успенского собора, надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса Нерукотворного (на сенях), церковь Григория Богослова, Красная палата, Белая столовая палата
Координаты: 57°11"05.2"N 39°24"59.6"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Возведение кремля в Ростове велось в период с 1670 по 1683 годы. Заказчиком строительных работ был местный митрополит Иона Сысоевич. По его замыслу постройка должна была передавать рай в полном его соответствии библейскому описанию. В религиозной литературе рай представляется в виде сада с прудом в центре, а сам сад находится в окружении стен с башнями.

Кремль с высоты птичьего полёта

В 1787 г. митрополия переместилась в Ярославль, поэтому Ростовский митрополичий двор (другое название кремля) утратил свое предназначение и постепенно пришел в упадок. Богослужения в здешних храмах больше не проводились, и архиереи планировали продать весь митрополичий комплекс на слом.

Однако кремль избежал такой незавидной участи благодаря просвещенному городскому купечеству – на выделенные им средства архитектурный ансамбль был отреставрирован (работы проводились в 60-е и 80-е годы XIX столетия).

Вид на Ростовский кремль с озера Неро

Осенью 1883 г. в кремлевской палате под названием «Белая» был открыт Ростовский музей церковных древностей. Инициаторами такого решения стали Титов А.А. и Шляков И.А. С 1886 г. музей попал под покровительство наследника императорского престола царской России – это был Николай II, ставший впоследствии царем. В 1910 г. Государственная дума окончательно закрепила за учреждением общероссийский статус и постановила выделять из казны определенную сумму на его содержание. В 1953 г. из-за сильного смерча большинство памятников ансамбля пострадало, но несколько позднее все они подверглись реставрации.

Слева направо: Одигитриевская башня, церковь Иоанна Богослова, главный вход, касса

Территория Ростовского кремля представлена тремя зонами. Это архиерейский двор, Митрополичий сад и соборная площадь. Здесь же расположена и старейшая постройка города – пятиглавый Успенский собор, выстроенный в далеком XVI веке. Величественное здание святыни заняло место другого, более древнего храма, в свое время возведенного из камня. Внешняя часть Успенского собора отделана разнообразными декоративными деталями, придающими зданию особую выразительность.

Архитектурные особенности Ростовского кремля

Помимо Успенского собора и звонницы, на территории Митрополичьего двора находились и здания административного назначения. Одним из них было здание Судного приказа.

Слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор, церковь Воскресения

Двухэтажная постройка появилась здесь в середине XVII столетия. Спустя некоторое время рядом с ней возвели надвратную церковь Воскресения с парой крепостных башенок. Прямо под церковью располагались Святые ворота, которые выступали в роли парадного въезда во двор. Из-за малого количества архитектурных изысков в верхней части церкви она кажется грозной подобно сторожевой башне. Зато нижняя часть, перетекающая в арку Святых врат, благодаря киоту, изразцам и кирпичному узору кажется просто роскошной.

Также по замыслу Ионы для его проживания и сохранения немалых денежных накоплений были возведены митрополичьи хоромы.

Церковь Воскресения

Изначально они представляли собой 2-этажный корпус, но в конце XVII века к ним пристроили 3 этаж, а еще через столетие все здание украсили классицистическим декором. Сегодня митрополичьи хоромы опознаются по узким окнам на первом этаже и орнаментальному поясу.

Государственные хоромы, или Красная палата – еще одна солидная постройка, являющаяся достопримечательностью Ростовского кремля. Особая красота сооружения достигается за счет крыльца, завершенного двумя шатрами. Не менее ценным историческим памятником на территории Архиерейского двора остается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа.

Церковь Иоанна Богослова вид со двора кремля

Нижний этаж этого здания, возведенного в 1675 г., занимали хозяйственные службы, на верхнем этаже располагалось само церковное помещение, Отдаточные палаты и Трапезная. Эта святыня считалась домашним храмом Ионы.

Надвратная церковь Иоанна Богослова с пятью главами строилась в последнюю очередь. Она стала лучшим сооружением того времени – от предыдущих построек ее отличал богатый декор на всей внешней поверхности здания. Вытянутость основной части святыни в совокупности с барабанами визуально делают ее более высокой. Строительство церкви Одигитрии стало окончательной точкой в формировании ансамбля Ростовского кремля.

Церковь Одигитрии

Что касается кремлевских стен и башен, их возведение обычно осуществлялось после построения большинства зданий. Как подобает настоящим крепостным стенам, они были оборудованы бойницами. В то же время, в кремлевских башнях были прорублены широкие оконные проемы, что нехарактерно для крепости. По общему декору башен также становится понятно, что никакой защитной роли ни башни, ни стены не играли, а бойницы служили данью традициям.

Из построек хозяйственного значения особого внимания заслуживают собственная пивоварня и пекарня. Их оформление было довольно примитивно, что и выделяло оба здания на фоне богатой резиденции митрополита.

Слева направо: Успенский собор, звонница

Современная жизнь Ростовского Кремля

Сегодня Ростовский кремль существует как музей-заповедник государственного значения. Также он является хранилищем крупнейшей коллекции произведений финифти – древнейшего искусства росписи по эмали. Придя в Ростов в XVII веке, оно осталось востребованным в городе и по сей день.

Картинная галерея музея представлена несколькими залами. В них экспонируются портреты местного дворянства и купечества, знатных в XVIII – XIX столетиях. Здесь же хранятся и произведения русских художников, знаменитых в конце XVIII – начале XX веков. Среди их работ встречается и авангард.

Красная палата

Внутри Белой палаты кремля, ранее служившей для ростовских владык столовой, развернута экспозиция церковных древностей. Частично она воспроизводит первую экспозицию 1883 г. В Красной палате, сооруженной для великих государей, сегодня выставлены напоказ фрезы бисера, фарфора, керамики. Здесь же находится ценная выставка под названием «Археология земли Ростовской».

Ростовский кремль – один из самых красивых в мире – маковки церквей, белокаменные башни и стены выглядят как иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» или былине «Садко». История Ростовского кремля началась в то время, когда в этих местах проживало финно-угорское население. Лишь позднее в X-XI веках в эти земли пришли славянские племена, основавшие здесь город.

Ростовский кремль - из истории

На реке Саре, впадающей в озеро Неро, еще во времена варягов было построено городище, названное Сарским. Позднее на этом месте поселились славяне, пришедшие в X - XI веках с северо-запада. Сохранились остатки укреплений Сарского городища, представляющие собой четыре вала, разделявшие поселение на три части.

Центр древнего Ростова находился приблизительно там, где сейчас расположены Успенский собор и крепость митрополии.

Здесь в 911 году была сооружена первая деревянная церковь, но христианство в этом крае распространялось очень медленно. Так, первые епископы Феодор и Иларион были вынуждены спасаться от своей паствы бегством, а в 1071 году местные язычники убили ростовского епископа Леонтия, причисленного впоследствии к лику святых.

Успенский собор в Ростове Великом

Первый каменный храм - Успенский собор был построен при Андрее Боголюбском в 1161 – 1162 годах на месте деревянной церкви. Новый построенный храм простоял лишь три десятилетия, после чего разрушился. Успенский собор восстанавливался в течение 17 лет, работы начались при князе Константине Всеволодовиче, а закончились при его сыне – князе Васильке.

В 1408 году в Ростове произошел сильный пожар, не пощадивший многие храмы, в том числе и Успенский собор. Спустя три года, благодаря усилиям архиепископа Вассиана, храм был перестроен, он стал пятиглавым. Для его оформления Вассиан пригласил талантливых мастеров, среди которых был и знаменитый живописец Дионисий.

Успенский собор связан со знаменательными событиями и самыми почитаемыми именами:

  • По преданию, былинный витязь Алеша Попович, погибший в первой битве русских воинов с монголами на Калке, был сыном настоятеля Успенского собора
  • В 1314 году здесь происходит крещение отрока Варфоломея, будущего преподобного Сергия Радонежского
  • В начале XVIII века в храме читал проповеди святой Димитрий Ростовский
  • В 1894 году в соборе служил литургию Святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • В 1913 году в Успенском соборе на богослужении молился последний царь из династии Романовых Николай II и будущий Патриарх, архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон.

В настоящее время Успенский собор – действующий храм. Его ограда смыкается с кремлевской стеной.

Укрепления города в XIII – XIV веках

В 30-х годах XIII века Ростов Великий, как и большинство русских городов, имел укрепления в виде земляных валов с деревянными стенами и башнями. На территории кремля располагались белокаменный Успенский храм и Григорьевский монастырь, дворы князя и епископа, а за крепостными станами находились городские посады.

На подступах к городу с восточной стороны на берегу озера Неро в XI-XII веках был основан Авраамиев монастырь, огражденный деревянной крепостью, защищавшей город со стороны дороги на Ярославль. Позже рядом с Ростовом были основаны еще два монастыря:

  • Петровский, расположенный к северу от Авраамиева, построенный в XIII веке
  • Яковлевский, защищавший город с западной стороны, сооруженный в XIV веке.

Нашествие хана Батыя

Зимой 1238 года, как и многие другие русские города, Ростов был захвачен и сожжен монголо-татарами. Вместе с тем, его жители своевременно покинули город и укрылись на севере края. По сравнению с Владимиром, Суздалем и Москвой, город меньше пострадал и быстрее смог восстановиться после разорения полчищами хана Батыя.

Правящий в то время 29-летний князь Василько во время битвы на реке Сити попал в плен к ордынцам. Он отказался принять их веру, перед смертью молился за христиан и благодарил Бога, что умирает славной смертью мученика. Его вдова воспитала двух отважных сыновей Глеба и Бориса.

В последующие годы местные князья старались не вызывать ханский гнев и часто имели в своем окружении знатных татар.

Князь Глеб Васильевич выкупал в Золотой Орде многих русских из плена, а Борис Васильевич с риском для жизни восемь раз ездил в Орду, чтобы оградить Ростов от новых бед.

В 1253 году Ростовский епископ Кирилл посетил ордынского хана Берке и силой молитв вылечил его больного сына. На обратном пути в Ростов племянник хана догнал Кирилла и пожелал принять христианскую веру. По прибытию в Ростов, его окрестили под именем Петр.

Позже князь Борис побратался с крещеным татарским царевичем Петром - родственником ханов Батыя и Берке.

Благодаря такой политике, город меньше страдал от нападений ордынцев. Так, один из потомков царевича Петра, воспользовавшись своими родственными связями с ордынскими ханами, спас Ростов от нападения татар.

Вместе с тем, Ростов также испытал все тяготы того времени: обиды от ордынских послов и притеснения со стороны московских князей, выколачивавших из города средства на уплату ордынских поборов.

Присоединение Ростова к Москве

Постепенно княжество мельчало и делилось на уделы. Пользуясь слабостью местных правителей, московские князья прибирали к рукам разделенные земли. Первым приобрел часть княжества Иван Калита, а последний удел был куплен в 1447 году Иваном III.

Более того, из-за стремления к власти сам Ростов в 1320 году был разделен на две части между братьями Константином и Феодором Васильевичами. В результате в 1409 году Усретинская часть города, принадлежащая Федору, была выкуплена Великим князем Московским Василием I а в 1474 году Иоанн III приобрел Борисоглебскую часть у Константина. Так Ростовская земля полностью была присоединена к Московскому княжеству.

Строительство кремля

Долгое время в Ростове не было надежных оборонительных сооружений - земляные валы и деревянные укрепления не могли противостоять врагу. Но поскольку город находился в центре страны и до него не доходили крымские татары, а с запада - литовцы, шведы и немцы, вопрос о строительстве новых укреплений не был первостепенным.

Из-за отсутствия надежной обороны Ростов пострадал во времена смуты: он был выжжен и разорен.

Поэтому после того, как порядок был установлен, под руководством голландского инженера Роденбурга соорудили новые земляные укрепления в виде насыпей и рвов. Валы имели девять углов и трое ворот - Фроловские, Борисоглебские и Петровские.

К 50-70 годам XVII столетия крепость находилась далеко не в лучшем состоянии, в связи с чем в центре города началось строительство белокаменного сооружений митрополичьей резиденции.

В 1664 году в город приехал митрополит Иона и в течение 30 лет по его заказу строилась знаменитая Ростовская митрополия, известная под названием «Ростовский кремль».

Ростовский кремль

Митрополит Иона вложил весь свой талант и энергию в сооружение Ростовского кремля. По его плану, Митрополичий дом должен был стать русским Ватиканом. За три десятилетия на равнинном берегу озера Неро был создан величественный архитектурный ансамбль. После смерти Ионы строительные работы велись под руководством митрополита Иоасафа.

В центре сказочной панорамы возвышаются купола и башни, а завершают картину два монастыря: справа - Авраамиевский, слева - Яковлевский. Построенный ансамбль является воплощением мастерства нескольких поколений ростовских зодчих.

Все строения кремля соединялись между собой крытыми переходами и галереями, по которым можно было пройти в шесть церквей и Кафедральный собор, а также в терема и палаты.

В 1788 году митрополию перенесли из Ростова в Ярославль и великолепный архитектурный ансамбль оказался брошенным и стал разрушаться.

В связи с этим инженер Бетанкур предложил ликвидировать кремль, а на его месте построить гостиный двор. К счастью, этот проект не был осуществлен. В конце XIX века на средства купцов Ростова была проведена реставрация зданий прекрасного архитектурного ансамбля и открыт музей церковных древностей.

В настоящее время в церквях разместились отделы музея, где можно увидеть церковную утварь и финифть, фарфор и керамику.

На территории Ростовского кремля сохранились следующие строения:

  • Надвратная церковь Иоанна Богослова 1683 года
  • Красная палата, построенная в 1680-е годы
  • Церковь Григория Богослова 1680-х годов
  • Церковь Одигитрии построена в стиле нарышкинского барокко в 1693 году при митрополите Иосафе
  • Митрополичьи хоромы, возведенные в 1660-е годы
  • Церковь Спаса на Сенях 1675 года
  • Судный приказ, здание построено в 1660-х годах
  • Дом на погребах XVII века
  • Белая палата
  • Святые ворота и Надвратная церковь Воскресения Христова 1670 года
  • Успенский собор, возведенный в 1512 году
  • Звонница 1682 года
  • Гостиный двор, построенный в 1830-е годы
  • Церковь Спаса на Торгу, возведена в 1654 – 1690 годы.

Ростовский кремль поражает своей красотой.

Крепость имеет одиннадцать башен, покрытых лемехом, отличных по форме и отделке. Пять из них угловые, четыре воротные и две дозорные.

Со стороны площади особенно великолепным выглядит фасад, где расположены Святые ворота и надвратная Воскресенская церковь, две круглые башни с куполами. Со стороны озера Неро Ростовский кремль выглядит более строго и сурово.

Белые стены и высокие башни крепости отделяли резиденцию митрополита от остальной части города. За крепостными стенами находились каменные палаты и белокаменные многоглавые храмы.

Звонница Ростовского кремля

Одна из достопримечательностей Ростова – звонница, построенная в 1682-1687 годах рядом с Успенским собором. Звонница была знаменита своими 13-ю уникальными колоколами, каждый из которых имеет яркое имя, например 500-пудовый «Лебедь», 1000-пудовый «Полиелейный» или «Голодарь», звонивший во время Великого поста.

Среди колоколов был и весивший 2000 пудов колокол «Сысой», звон которого раздавался далеко за пределами города. Свое название он получил в память об отце митрополита Ионы, построившем звонницу. Только один язык «Сысоя» весил больше тонны.

Со строительства звонницы началась знаменитая колокольная традиция Ростова.

В 1883 году выполняется первая реставрация старинных памятников, а в 1953 году, когда мощный ураган повредил многие храмы, были вновь проведены восстановительные работы.

На Руси только два города называли Великими: Новгород – северную столицу Руси и Ростов. История Ростовского кремля хранит память обо всех поворотах судьбы русского государства. Это город-первопроходец, познавший и славу и унижения. Возможно, Великим его называют потому, что был он одним из крупных городов своего времени.

В 200 километрах от Москвы расположен - город с легендарными историческими памятниками на берегу озера Неро. Добраться от столицы до него можно поездом с Ярославского вокзала всего за 3 часа.

От вокзала Ростов-Ярославский до самой известной достопримечательности города, Ростовского Кремля, идти порядка 20 минут по прямой улице Луначарского.

На подходе ориентиром послужат купола Кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы. Они уверенно возвышаются над малоэтажной застройкой исторического центра Ростова Великого.

Пройти к Успенскому собору можно через Святые врата Соборной площади 1754 года постройки.

То есть, через калиточку возле Святых ворот.

Успенский собор - старейшее сохранившееся здание Ростова, он построен в 1508-1512 гг. на месте своих белокаменных предшественников ХII - ХIII веков.

К юго-востоку от храма находится Соборная звонница, построенная по замыслу митрополита Ионы к 1682 году. На звоннице полностью сохранился набор из 15 колоколов.

Большинству обычных российских туристов эта звонница известна как "Та самая, из фильма "Иван Васильевич меняет профессию".

Справа находится надвратная церковь Воскресения Христова, перед которой стоят две крепостные башни.

Также к стене пристроена небольшая башенка - колокольница.

Церковь Воскресения Христова, как и большинство остальных зданий комплекса, построена по замыслу митрополита Ионы Сысоевича, организовавшего строительство Ростовского кремля - резиденции митрополитов Ростовских.

Для того чтобы попасть в Воскресенскй церковь, нужно войти на территорию музея.

Основной вход на территорию Ростовского Кремля - надвратная церковь Иоанна Богослова.

Так как Ростовский Кремль является музеем, в проходе под храмом расположены кассы на вход и сувенирная лавка.

Церковь Иоанна Богослова в Ростовском кремле построена в начале 1680-х.

В церкви сохранились исторические фрески, завершенные в 1683 году.

Помимо традиционных для этого времени сюжетов, стенопись включает в себя житийные циклы апостола Иоанна Богослова и святителя Авраамия Ростовского - одного из первых просветителей и крестителей Ростовской земли.

Из храма можно пройти на стены Ростовского Кремля.

Реставрация все ещё продолжается.

Со стен виден Митрополичий сад.

И садовая башня.

В Митрополичьем саду расположена церковь Григория Богослова существовавшего ранее здесь Григорьевского монастыря.

Между постройками открывается вид на Воскресенскую церковь и Успенский собор.

А также на церковь Одигитрии.

Галерея ведет в Белую столовую палату, в которой расположена музейная экспозиция.

Рядом с Белой столовой палатой стоит Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Церковь Спаса являлась домашним храмом митрополита Ионы (кстати, единственный храм комплекса с позолоченой главой). Построена она была в 1675 году.

Стены храма украшают росписи, выполненные ярославскими мастерами.

В центре ростовского Кремля расположены Митрополичьи хоромы (1650-1660 годов постройки), ведь Ростовский Кремль являлся резиденцией митрополитов Ростовских.

Сбоку от Митрополичьих хором - Водяная башня.

На неё можно подняться по деревянным лестницам.

И увидеть лучшую панораму Ростова Великого.

Церковь Иоанна Богослова.

Будто сказочные серебряные купола Воскресенской церкви, Успенского собора и звонницы.

Расписная церковь Одигитрии.

Пока не до конца распустилась листва - виден даже пруд.

Церковь Григория Богослова, озеро Неро, а в правом углу - купола .

В другую сторону открывается неоднозначный пейзаж, где белоснежные стены храмов соседствуют с развалинами.

Cлева купол церкови Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря, а справа приписная церковь Николая чудотворца на Подозерье, построенная в 1745 году.

Чуть в стороне - Церковь Спаса Всемилостивого на Торгу.

А вокруг, естественно, торговые ряды.

Но взгляд все время возвращается к серебристым куполам.

Это вид на те же купола снизу.

Уже упоминавшаяся выше церковь Воскресения христова, вход в которую открыт (по билетам).

Тут также сохранились исторические фрески.

Рядом с Воскресенской стоит церковь иконы Божией Матери "Одигитрия" 1693 года постройки.

Здание судного приказа 1650-1660 года, который помимо исполнения судебных функций был и центром общего управления епархией.

За деревьями - Митрополичьи кельи на сушилах и погребах

Сейчас тут располагается сувенирная лавка и гостиница.

Сушила на погребах - 1670-1680 гг.

Тут даже сохранился старый покосившийся колодец.

Вообще же по замыслу Митрополита Ионы Сысоевича Ростовский кремль должен был быть подобием рая в полном соответствии с библейским описанием: окруженный стенами с башнями райский сад с зеркалом пруда в центре.

"Райским садом" он был до 1787 года, когда архиерейская кафедра была перенесена из Ростова в Ярославль.

Время все разрушает. Здания потихоньку обветшали. Богослужения в храмах не велись. Постройки были заняты под хозяйственные нужды.

Комплекс в середине 19 века хотели пустить под снос, но ростовское купечество изыскало средства на реставрацию зданий.

В 1883 году тут открылся Ростовский Музей церковных древностей.

В 1918 году он переименован в Ростовский Государственный музей древностей, в 1934 в Краеведческий музей.

Несмотря на музейный статус, к 1950 году здания Ростовского кремля были наполовину заняты иными организациями, складами и квартирами. Сверх того, 24 августа 1953 года на Ростов обрушился сильный смерч, из-за которго постройки Ростовского кремля были существенно повреждены.

Началась реставрация и постепенный вывод иных организаций из Кремля. С организацией в 1959 г. Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, Ростовский музей становится его филиалом, а в 1969 г. обретает статус самостоятельного музея-заповедника.

Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года № 64 музей-заповедник «Ростовский кремль» включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Интересно не только побывать в Ростовском кремле, но и обойти его вокруг стен.

Здесь будет сооружен памятник ростовскому князю Василько (1209 - 1238), защитнику земли Русской, павшему в битве с татарами при реке Сить.

Но самое главное, найдя путь между частными постройками, тут можно подняться на крепостной вал...

И увидеть Ростовский кремль со стороны.

Хороших путешествий!

2015, 2016 Мочалов Артём