С изменениями и дополнениями от. Можно ли получить лицензию ФСБ самостоятельно? Лицензирование ООО, спецэкспертиза и аттестация руководителя

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, ст. 4673; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055, 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст.4590), пунктом 28 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762), приказываю:

1. Утвердить:

перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно приложению N 1;

Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно приложению N 2;

форму справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно приложению N 3.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 марта 1999 г. N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 июня 1999 г. N 1796).

Министр Т. Голикова

Приложение N 2

Порядок получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну

1. Настоящий Порядок определяет правила получения должностными лицами и гражданами Российской Федерации (далее - граждане) справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну (далее - Справка).

2. Справка выдается гражданам врачебными комиссиями медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям "психиатрия" и "психиатрия-наркология", "неврология" (далее - медицинские организации).

3. Граждане, обратившиеся в медицинскую организацию для получения Справки, предъявляют документ, удостоверяющий личность.

4. В целях определения наличия (отсутствия) у гражданина заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренный приложением N 1 к настоящему приказу (далее - Перечень), обследование граждан включает осмотр врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом, врачом-неврологом.

Сведения о проведенном обследовании заносятся в медицинскую карту амбулаторного больного по форме, принятой в медицинской организации.

5. При отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, врач-специалист вносит медицинское заключение в Справку по форме, предусмотренной приложением N 3 к настоящему приказу, с указанием даты обследования, которое заверяется личной печатью и подписью врача, проводившего обследование.

В случае, если обследование проводилось в разных медицинских организациях, каждое медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации, где проводилось обследование.

6. Медицинское заключение врачей-специалистов утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации.

7. В случае выявления у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, Справка не выдается.

8. Справка действительна в течение

1 года со дня ее выдачи.

THE MECHANISM OF RECEIVING THE LICENSE FOR THE RIGHT TO WORK WITH USING THE INFORMATION, WHICH CONNECT WITH THE STATE SECRETS

Madlena Vorontsova

assistant of St. Petersburg state economic university constitutional rights chair,

Russia, St. Petersburg

Daria Tcvetkova

student of St. Petersburg state economic university,

Russia, St. Petersburg

АННОТАЦИЯ

В статье освещаются некоторые вопросы охраны государственной тайны как важнейшего условия обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Особое внимание уделяется изучению установленного законодательными и подзаконными актами порядка организации работ при подготовке предприятия к получению лицензии на право осуществления деятельности с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

ABSTRACT

In article some questions of protection of the state secrets as the most important condition of ensuring information security of the Russian Federation are taken up. Special attention is paid to studying established legislative and bylaws of an order of the organization of works by preparation of the entity for receipt of the license for the right of implementation of activities with use of the data which are the state secrets.

Ключевые слова: государственная тайна, информационная безопасность, механизм лицензирования.

Keywords: state secrets, information security, licensing mechanism.

XXI век – век технологий и информации. Социальная ценность информации в настоящее время столь высока, что право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом отнесено в Основном законе Российской Федерации к числу конституционных прав и свобод человека и гражданина (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ . На этапе современного развития информатизации сведения все чаще становятся предметом гражданского оборота с участием предприятий, учреждений и организаций. При этом гражданско-правовые сделки, в которых объектом регулирования выступает информация, зачастую касаются «жизненно важных интересов» личности, общества и государства . Наибольшую значимость в этой связи приобретает такое комплексное средство правового воздействия как правовой режим государственной тайны . Согласно ст. 2 Федерального закона № 5485-1 от 21.07.1993 г. (в ред. от 08.03.2015 г.) «О государственной тайне» государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Осведомленность информацией, ставящей под угрозу интересы национальной безопасности, необходимо, прежде всего, сопрягать с выполнением требований об обеспечении ее сохранности .

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом «О государственной тайне». К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения: сведения в военной области, сведения в области экономики, науки и техники, сведения в области внешней политики и экономики, сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне» . Подробный перечень каждого из видов сведений, составляющих государственную тайну, и механизм отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, устанавливается на основании Федерального закона «О государственной тайне», в частности, Указом Президента РФ от 24.01.1998 г. (в ред. от 28.02.2016 г.) «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» и Постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870 (в ред. от 18.03.2016 г.) «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» .

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 закона «О государственной тайне» находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан – соответствующего допуска.

Ответственность за незаконное получение информации, относящейся к государственной тайне, регламентируется статьей 283.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну» и наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет .

Если организация или предприятие желает получить лицензию на осуществление деятельности с использованием государственной тайны, в первую очередь, следует создать в организации условия, которые предусмотрены требованиями действующих нормативных актов, необходимых для надежной защиты сведений, составляющих государственную тайну (речь идет, прежде всего, о таком нормативно-правовом акте как Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 (в ред. от 24.12.2014 г.) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» .

На основании инструкции «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 , допуск к государственной тайне производится при реализации трех обязательных процедур:

1. написание и отправка в орган безопасности заявления на оформление допуска с приложением к нему анкетных материалов и учетных форм, предусмотренных п. 33 Инструкции № 63-2010 г. ;

2. проведение органом безопасности проверки лица, оформляющего допуск;

3. вынесение решения о допуске лица к государственной тайне.

Прежде чем начать процесс допуска к государственной тайне руководителя компании, заказывающая организация в соответствии со статьей 17 Федерального закона «О государственной тайне» обязана запросить у органа исполнительной власти санкцию на их передачу .

Следующий этап механизма получения лицензии на право осуществления работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, заключается в формировании и отправке в органы безопасности пакета документов, перечисленных в пункте 5 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 :

1) заявления на имя начальника Управления ФСБ России по выбранному региону о выдаче лицензии. Заявление подписывается только руководителем организации-заявителя либо лицом, исполняющим его обязанности:

2) копии устава организации-заявителя, заверенной у нотариуса;

3) копии свидетельства о постановке организации-заявителя на учет в налоговом органе, заверенной нотариусом;

4) копии свидетельства о внесении записи об организации в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенной нотариусом;

5) копии свидетельства о регистрации права собственности либо копии договора аренды здания (сооружения), в пределах которого находятся помещения, используемые для проведения секретных работ;

6) копии уведомления заказчика о необходимости обращения в лицензирующий орган за получением лицензии на проведение секретных работ.

Затем проводится экспертиза организации для удостоверения готовности ее к осуществлению выбранного рода деятельности.

В случае отрицательного заключения финансовые средства, перечисленные организации, проводившей специальную экспертизу, возврату не подлежат, а организация оказывается перед необходимостью повторной подачи в лицензирующий орган пакета заявительных документов.

Последним этапом назначается государственная аттестация руководителя организации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с пунктом 11 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной аттестации, утвержденных решением Межведомственной комиссии от 13.03.1996 г. № 3, руководитель организации, получивший лицензии на работу с государственной тайной, обязан пройти в течении первых 3-х месяцев со дня назначения государственную аттестацию .

После прохождения всех указанных выше этапов лицензирующий орган приступает к подготовке итоговых документов. По административному регламенту, утвержденному решением межведомственной комиссией от 13.03.1996 № 3, на оформление лицензии территориальному органу ФСБ отводится не более 7 дней. В это время организация должна оплатить стоимость экспертизы, оплатить государственную пошлину за получение бланка лицензии .

Иногда лицензия на работу с государственной тайной требуется филиалам организации. В этом случае необходимо наличие лицензии у головной организации. Поэтому филиалу выдается копия лицензии головной организации. Если же работать с государственной тайной требуется не всему филиалу, а отдельным сотрудникам, то эти сотрудники могут быть допущены к работе руководителем головной организации по общей номенклатуре должностей, т. е. дополнительная документация не требуется, кроме наличия лицензии у головной организации.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что в современный период лишь то государство может рассчитывать на лидерство в экономической, военно-политической области, иметь стратегическое и тактическое преимущество, поддерживать преимущество по ряду передовых технологий, которое надежно охраняет свою государственную тайну . Это требует дальнейшего совершенствования законодательной регламентации административных процедур обеспечения информационной безопасности, поиска новых организационно-правовых средств и мер, образующих государственно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.А. Вуса и А.В. Федорова. СПб.: Изд-во Юридический центр Пресс, 2003. 610 с.
  2. Инструкция «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 г. № 63 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.11.2012 № 1123, от 18.03.2016 № 214) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  3. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  4. Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 г. № 870 «Об утверждении правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности». (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.01.2008 № 8, от 22.05.2008 № 384, от 18.03.2016 № 214) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  5. Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.04.1996 № 509, от 30.04.1997 № 513, от 29.07.1998 № 854, от 03.10.2002 № 731, от 17.12.2004 № 807, от 26.01.2007 № 50, от 22.05.2008 № 384, от 31.03.2010 № 200, от 24.09.2010 № 749, от 03.11.2011 № 898, от 05.05.2012 № 445, от 24.12.2014 № 1469) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения 13.11.2016).
  6. Решение Межведомственной комиссии от 13.03.1996 г. № 3. (с изм. от 27.11.2001) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации (ред. от 06.07.2016) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения 13.11.2016).
  8. Указ Президента РФ от 24.01.1998 г. «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». (ред. от 10.10.2016) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения 13.11.2016).
  9. Федеральный закон № 5485-1 от 21.07.1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 08.03.2015) // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  10. Фомин А.А. Некоторые теоретико-правовые аспекты обеспечения информационной безопасности // Конституционные основы информационной политики в России и за рубежом: Материалы IV Международного Конституционного Форума, посвященного 95-летию юридического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского (Саратов, 12–15 декабря 2012 г.). Выпуск 4. Часть 1: Сборник научных статей. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2013. С. 302–305.
  11. Фомин А.А. Юридическая безопасность государства как особого субъекта российского права // Право и политика. Научный юридический журнал. 2005. № 3. С. 68–73.
  12. Фомин А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы взаимообусловленности в современном обществе // Право и образование. 2005. № 3. С. 77–87.
  13. Фомин А.А. Чрезвычайное законодательство в Российском государстве: Теория. История. Практика: Монография. Пенза: Информационно-издательский центр Пенз. гос. ун-та, 2002. 246 с.
  14. Федеральный закон от 06.10.1997 № 131-ФЗ «О государственной тайне» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).
  15. Федеральный закон от 12.11.2012 № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc (Дата обращения: 13.11.2016).

Под распоряжением сведениями, составляющими государственную тайну, понимается «взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями». С позиций информационного права это не что иное, как одно из информационных правомочий.

Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношениях подчиненности и не выполняющими совместных работ, может производиться с санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.

Обязательным условием для передачи сведений, составляющих государственную тайну, является наличие лицензии на такую деятельность.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения. Обязательным условием при этом является наличие у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведении соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

В договоре на проведение совместных работ должны предусматриваться взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Организация контроля за эффективностью защиты государственной тайны при совместных работах возлагается на их заказчика.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Обязательства принимающей стороны по защите передаваемых ей сведений предусматриваются заключаемым с ней договором (соглашением).

Субъекты, располагающие сведениями, составляющими государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обязаны принять меры по обеспечению защиты этих сведений и их носителей. Носители сведений, составляющих государственную тайну, в установленном порядке уничтожаются, сдаются на архивное хранение либо передаются соответствующим субъектам в соответствии с действующим законодательством о государственной тайне.

16.8. Защита государственной тайны

К органам защиты государственной тайны относятся:

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Министерство обороны РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба (Внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах;

органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства РФ о государственной тайне.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск предусматривает для принимающих такое решение: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав (права вы езда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне);

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот; ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

При решении вопроса о допуске к государственной тайне проводятся проверочные мероприятия. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются льготы:

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к этим льготам устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом РФ.

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий. Указанные лица предупреждаются о, неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи г исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут быть:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за Государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности РФ;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в установленных законодательством о государственной тайне случаях.

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по не разглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лиц или гражданина к сведениям, составляющим государственную таит устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятии, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выпои нения его должностных (функциональных) обязанностей.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с государственной тайной, созданием средств защиты информации, а также с выполнением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Министерство обороны РФ.

5. Для получения лицензии заявитель представляет в соответствующий орган, уполномоченный на ведение лицензионной деятельности, следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и местонахождения предприятия;

идентификационного номера налогоплательщика;

даты уплаты предприятием государственной пошлины за предоставление лицензии;

сведений о наличии допуска к государственной тайне у руководителя предприятия;

адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

реквизитов правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

вида деятельности, на осуществление которого должна быть выдана лицензия;

срока действия лицензии;

подтвержденной в установленном порядке степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы;

формы предоставления лицензии (на бумажном носителе или в электронной форме (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью));

б) копии учредительных документов юридического лица;

в) копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, необходимые для осуществления заявленного вида деятельности на срок действия лицензии, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

г) копия договора об оказании услуг (в случае использования заявителем услуг структурного подразделения по защите государственной тайны другой организации).

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 749 настоящее Положение дополнено пунктом 17

17. За предоставление лицензирующим органом лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, и продление срока действия лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

_____________________________

* Функции Межведомственной комиссии в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 1994 г. N 614 временно возложены на Государственную техническую комиссию при Президенте Российской Федерации.