Штаты тсж. Штатное расписание ТСЖ — образец и разбор. Что это и для чего нужно

Галина Иванова из gkh-topograph.narod.ru
Штатное расписание ЖСК (ТСЖ)

(проект)
Утверждено на общем собрании
ЖСК

_____________________________________

"___"____________200__г.

Штатное расписание
ЖСК на 200__ год

Утверждаю
штат в количестве _____ единиц с месячным фондом
заработной платы __ рублей
Председатель правления ЖСК
_______________(ФИО) _________________ (подпись)

Наименование подразделений и должностей

Число штатных единиц

Месячный должностной оклад, руб.

Персональная надбавка, руб.

Итого зарплата, руб.

Номер и дата приказа

1. Правление ЖСК
Председатель правления
1
№ _ от __.__.__


1
№ _ от __.__.__

Заместитель председателя правления
1
№ _ от __.__.__

Заместитель председателя правления
1
№ _ _ от __.__.__

Заместитель председателя правления
1
№ _ _ от __.__.__

Итого
5
2. Бухгалтерия ЖСК
Главный бухгалтер
1
№ _ от __.__.
Итог
1
3. Ревизионная комиссия ЖСК
Председатель ревизионной комиссии
1
№ _ от __.__.__

Член ревизионной комиссии
1
№ _ от __.__.__

Член ревизионной комиссии
1
№ _ от __.__.__
Итого
3
Всего по ЖСК
8
В расчете на 1 работника

Как составлять штатное расписание ЖСК

Штатное расписание ЖСК - это локальный акт ЖСК, в котором зафиксирована ее структура, штатный состав и штатная численность. В нем содержится перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде зарплаты. Унифицированная форма штатного расписания № Т-3 утверждена постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 _. Расписание составляется на основе этой формы, но в зависимости от своих потребностей ЖСК может вносить туда необходимые изменения.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=47274

Штатное расписание ЖСК - обезличенный документ. В нем указываются не конкретные сотрудники, а количество должностей в ЖСК и оклады по ним. Сотрудники назначаются на должности приказами председателя правления ЖСК уже после утверждения расписания на общем собрании жильцов дома.

Штатное расписание ЖСК утверждается на общем собрании членов ЖСК и утверждается председателем правления ЖСК. После этого штатное расписание ЖСК вступает в силу.

Для упорядочения и определения обязанностей жильцов дома по занимаемым ими должностям, целесообразно составить штатные расстановки. Для штатной расстановки можно использовать форму штатного расписания № Т-3, включив в нее графу «Фамилия и инициалы».

Если ЖСК небольшой, можно ли не составлять штатное расписание?

Трудовое законодательство не требует обязательного наличия штатного расписания в ЖСК. Но штатное расписание позволяет упорядочить и лучше организовать работу по управлению ЖСК, помогают определиться с необходимым количеством сотрудников, необходимых ЖСК, денежными суммами на их содержание, и со структурой управления ЖСК.

Можно ли предусматривать в штатном расписании ЖСК вакансии?

Даже можно, если это не противоречит Уставу ЖСК. Нельзя принимать на основную работу новых сотрудников, если в штатном ЖСК расписании нет вакантных должностей.

Как вносить изменения в штатное расписание ЖСК?

Изменение штатного расписания ЖСК можно делать в любое время, когда в этом есть необходимость. Кроме переименования должностей, установления другого оклада и т. п. в трудовом законодательстве РФ есть отдельные процедуры, которые также могут привести к трансформации штатного расписания, например сокращение численности или штата работников (ст. 180 ТК РФ), организационные или технологические изменения (ст. 73 ТК РФ) и т. п. Но любые изменения в штатном расписании ЖСК должны утверждаться на общем собрании членов ЖСК, если иное не противоречит Уставу ЖСК и иным документам, принятым на общих собраниях членов ЖСК.
Переименование должности сотрудника и изменение размера его зарплаты в штатном расписании влечет за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора. А значит, до внесения изменений в штатное расписание нужно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении наименования должности (ст. 72 ТК РФ).

Если наименование должности или зарплата изменяются по инициативе правления ЖСК по организационным или технологическим причинам, процедура будет немного другой. Необходимо за два месяца уведомить сотрудника о предстоящих изменениях. Если сотрудник не согласен работать в изменившихся условиях, нужно направить ему письменное предложение другой работы, соответствующей его квалификации и состоянию здоровья, а при отсутствии такой работы - предложить вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу. Если сотрудник отказывается от всех предложений или у вас нет подходящей работы, оформить увольнение по пункту 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ (отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора).
В завершение процедуры председатель правления ЖСК издает приказ о внесении изменений в штатное расписание. К этому приказу прилагается штатное расписание с внесенными изменениями. С приказом необходимо под расписку ознакомить сотрудников, которых коснулись изменения.
Если в трудовых договорах оклад установлен согласно штатному расписанию, как знакомить с ним сотрудников?

Идеальный вариант - прикладывать к каждому трудовому договору копию штатного расписания или выписку из него. В качестве другого варианта можно предложить прикладывать к штатному расписанию лист ознакомления с ним, где сотрудники будут ставить свои подписи и даты ознакомления. Но лучше указывать конкретную заработную плату каждого сотрудника прямо в его трудовом договоре. Так и сотрудники не будут знать, сколько получают их коллеги, и требования закона будут выполнены (ст. 57 ТК РФ).
Для справки

По заключению Минюста РФ от 15 марта 2004 г. N 07/2732-ЮД настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации.

В целях реализации требований Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ Государственный комитет Российской Федерации по статистике постановляет:

1. Утвердить согласованные с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты:

1.1. По учету кадров: N Т-1 "Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу", N Т-1а "Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу", N Т-2 "Личная карточка работника", N Т-2ГС(МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего", N Т-3 "Штатное расписание", N Т-4 "Учетная карточка научного, научно-педагогического работника", N Т-5 "Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу", N Т-5а "Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу", N Т-6 "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику", N Т-6а "Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам", N Т-7 "График отпусков", N Т-8 "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)", N Т-8а "Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)", N Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку", N Т-9а "Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку", N Т-10 "Командировочное удостоверение", N Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении", N Т-11 "Приказ (распоряжение) о поощрении работника", N Т-11a "Приказ (распоряжение) о поощрении работников".

1.2. По учету рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда: N Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда", N Т-13 "Табель учета рабочего времени", N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость", N Т-51 "Расчетная ведомость", N Т-53 "Платежная ведомость", N Т-53а "Журнал регистрации платежных ведомостей", N Т-54 "Лицевой счет", N Т-54а "Лицевой счет (свт)", N Т-60 "Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику", N Т-61 "Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)", N Т-73 "Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы".

2. Распространить унифицированные формы первичной учетной документации, указанные в п.1.1. настоящего постановления, на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, в п.1.2. - на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, кроме бюджетных учреждений.

3. С введением указанных в п.1 настоящего постановления унифицированных форм первичной учетной документации признать утратившими силу унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 06.04.2001 N 26.

Председатель Госкомстата России В.Л.Соколин

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


Судья Мехонцева Е.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Волковой Я.Ю.,
судей Пименовой С.Ю.
Мазановой Т.П.,
при секретаре Мирдофатиховой З.Р. рассмотрела в судебном заседании 24.01.2012 дело по иску С. к Товариществу собственников жилья "Квартал" о признании незаконными решений Правления ТСЖ, решения председателя правления ТСЖ,
по кассационным жалобам истца С. и представителя ответчика Товарищества собственников жилья "Квартал" Б. на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 17.11.2011.
Заслушав доклад судьи Пименовой С.Ю., пояснения истца С., представителя ответчика Товарищества собственников жилья "Квартал" и третьего лица К., судебная коллегия

установила:


С. обратился в суд с иском к Товариществу собственников жилья "Квартал" о признании введения в штатное расписание ТСЖ "Квартал" должности исполнительного директора на заседании правления ТСЖ 02 октября 2008 года незаконным; о признании утвержденного 09 октября 2008 года правлением ТСЖ "Квартал" штатного расписания незаконным; о признании установления 02 октября 2008 года председателем правления ТСЖ "Квартал" Л. в приказе N 49 о принятии на работу исполнительного директора должностного оклада в размере <...> рублей незаконным; о взыскании с ответчика расходов по оплате госпошлины в размере <...> рублей и расходов на копирование <...> рубля.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры <...> в г. Екатеринбурге, способом управления домом избрано Товарищество собственников жилья, истец является членом ТСЖ "Квартал". На заседании правления ТСЖ "Квартал" 02 октября 2008 года было принято решение о проведении очередного общего собрания членов ТСЖ с 01 ноября 2008 года по 31 декабря 2008 года в форме заочного голосования с повесткой дня, включающей в себя наряду с другими, вопрос об утверждении штатного расписания ТСЖ "Квартал". На этом же заседании правлением ТСЖ решено ввести в штат ТСЖ дополнительную штатную единицу исполнительного директора ТСЖ "Квартал". Однако, общего собрания в указанный период проведено не было. На заседании правления 09 октября 2008 года было утверждено штатное расписание, в которое введена должность исполнительного директора с окладом <...> рублей. Ранее, еще до утверждения правлением штатного расписания, исполнительный директор был принят на работу на основании приказа N 49 от 02 октября 2008 года, подписанного председателем правления Л. согласно приказу, ему установлен ежемесячный оклад в размере <...> рублей. Истец полагает, что обоснованность введения должности исполнительного директора в штат ТСЖ "Квартал" отсутствует, поскольку полномочия исполнительного директора не определены, данная должность не предусмотрена нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Уставом ТСЖ "Квартал". Правление ТСЖ "Квартал" не имеет полномочий на утверждение штатного расписания, эти полномочия предоставлены общему собранию собственников ТСЖ "Квартал". Кроме того, должность исполнительного директора оплачивается из обязательных платежей членов товарищества, которые определяются общим собранием ТСЖ "Квартал" и не относятся к компетенции правления ТСЖ "Квартал". Ответчик, начисляя ежемесячно обязательные платежи и взносы, ввел дополнительные расходы на оплату должности исполнительного директора, нарушая тем самым права истца.
Истец С. поддержал заявленные требования.
Представители ответчика ТСЖ "Квартал" К. и Б. заявленные требования не признал, указав, что в компетенцию правления ТСЖ входит прием работников на работу, в том числе и установление им размера заработной платы.
Третье лицо исполнительный директор ТСЖ "Квартал" К. иск не признал, указав, что оснований для признания действий правления ТСЖ по введению в штатное расписание должности исполнительного директора и утверждению штатного расписания незаконными не имеется.
Судом постановлено решение, по которому признаны незаконными действия правления ТСЖ "Квартал" по введению в штатное расписание ТСЖ "Квартал" должности исполнительного директора и утверждению 09 октября 2008 года штатного расписания ТСЖ "Квартал". С ТСЖ "Квартал" в пользу истца взысканы расходы по оплате госпошлины в размере <...> рублей и затраченные на копирование документов <...> рубля.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Из материалов дела и содержания решения видно, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора и выводы суда им соответствуют. Представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом допущено не было.
На основании ст. 144 Жилищного кодекса Российской Федерации органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
В силу ч. 1 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
Как следует из ч. 2 данной статьи, к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся, в том числе: установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества; принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества; определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе ТСЖ "Квартал", пунктами 13.7.10, 13.7.13 которого предусмотрено, что к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится, в том числе, установление размера и периодичности обязательных платежей и взносов членов товарищества, а также принятие и изменение по представлению председателя правления правил внутреннего трудового распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирных домов, должностных инструкций, положения об оплате их труда.
В силу п. 5.13 Устава обязательные членские взносы включают в себя, в том числе, и плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
Согласно ч. 5 ст. 148 Жилищного кодекса Российской Федерации в обязанности правления товарищества собственников жилья входит наем работников для обслуживания многоквартирного дома и их увольнение.
При толковании указанных норм закона в их совокупности, следует, что вопрос о принятии и изменении правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также положения об оплате их труда, относится к исключительной компетенции общего собрания товарищества собственников жилья, а о приеме на работу лиц, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирных домов - к компетенции правления товарищества собственников жилья.
Как установил суд, истец С. является собственником квартиры N <...> в г. Екатеринбурге. Способом управления домом избрано товарищество собственников жилья и истец является его членом.
На заседании правления ТСЖ "Квартал" 02 октября 2008 года было принято решение о проведении очередного общего собрания членов ТСЖ с 01 ноября 2008 года по 31 декабря 2008 года в форме заочного голосования с повесткой дня, включающей в себя, в том числе, вопрос об утверждении нового штатного расписания ТСЖ "Квартал" с введенной должностью исполнительного директора. Штатное расписание, в которое включена должность исполнительного директора с окладом <...> рублей, было утверждено на заседании правления 09 октября 2008 года.
Вместе с тем, как установил суд, ответчиком товариществом собственников жилья "Квартал" не представлено доказательств, что вопросы о введении в штатное расписание должности исполнительного директора и утверждение штатного расписания с этой должностью принимались общим собранием членов товарищества, как того требует закон. Поэтому судом сделан правильной вывод о том, что введение должности исполнительного директора в штатное расписание (протокол от 02.10.2008) и утверждение штатного расписания на заседании правления (протокол N 8 от 09.10.2008), являются незаконным.
Рассматривая требования истца о признании незаконным установления исполнительному директору должностного оклада в размере <...> рублей на основании приказа председателя правления N 49 от 02.10.2008, суд установил, что 02.10.2008 с К. заключен трудовой договор N 57, издан приказ N 49 о принятии работника на работу, внесена запись в трудовую книжку. Согласно приказу о принятии на работу и трудовому договору, исполнительному директору установлен оклад в размере <...> рублей, он ознакомлен со своими должностными обязанностями. К. выполняет работу исполнительного директора ТСЖ "Квартал" с 03.10.2008, работает по настоящее время, получает заработную плату. Работа истца признается работодателем.
На основании ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право, в том числе на: своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Учитывая, что К. трудоустроен ответчиком по трудовому договору, в котором установлен конкретный размер заработной платы, выполняет работу по должности, суд правильно отказал в удовлетворении данного требования истца, несмотря на нарушение процедуры введения наемных лиц в штатное расписание и утверждение штатного расписания. Между тем, признание незаконными ведение в штатное расписание должности исполнительного директора и утверждение данного штатного расписания по сути являются сокращением штата, что на основании п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации является основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Кроме того, в силу ч. 1 ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Оспаривание приказа N 49 от 02.10.2008 о принятии работника на работу в части установления ему размера заработной платы третьим лицом положениями Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы истца С. о незаконном установлении ответчиком в лице председателя правления ТСЖ "Квартал" Л. исполнительному директору должностного оклада в размер <...> рублей направлены на переоценку доказательств, являлись процессуальной позицией истца, предметом проверки и оценки суда первой инстанции и обоснованно судом отклонены с приведением соответствующих мотивов, исходя из установленных обстоятельств конкретного дела.
Доводы кассационной жалобы ответчика товарищества собственников жилья "Квартал" о том, что новое штатное расписание, утвержденное на заседании правления 09.10.2008 уменьшало величину фонда оплаты труда сотрудников по сравнению с предыдущим штатным расписанием на <...> рублей, а также то, что судом не были установлены и исследованы обстоятельств целесообразности введения должности исполнительного директора основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку, как указано выше, принятие и изменение правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также положения об оплате их труда, относится, в соответствии с законом, к исключительной компетенции общего собрания собственников жилья, а не правления, при этом не имеет значения, уменьшается или увеличивается при этом фонд оплаты труд наемных работников.
В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению. Результаты оценки отражены в решении. Достаточных оснований для переоценки доказательств коллегия не усматривает.
В мотивировочной части решения судом допущена описка, которую судебная коллегия считает необходимым устранить на основании ст. 200 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В девятом абзаце третьего листа решения суда слово "истец" заменить на имя исполнительного директора товарищества собственников жилья "Квартал" "К.", исправить дату начала работы с 03.10.2010 на 03.10.2008 и изложить его следующим образом: "Вместе с тем, К. фактически работал в должности исполнительного директора с 03.10.2008 и работает в ней по настоящее время, работник получал зарплату. Работа К. признавалась действующим руководством. Поскольку К. фактически выполнял обязанности исполнительного директора, будучи юридически принятым на работу по трудовому договору, делал это с ведома ответчика, в том числе Правления ТСЖ, членов ТСЖ, суд, в силу принципа права о том, что каждый труд должен быть оплачен, приходит к выводу, что К. имеет право на оплату данного своего труда в соответствии с условиями заключенного трудового договора".

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 п. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:


решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 17.11.2011 оставить без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.
Устранить описку, допущенную в девятом абзаце третьей страницы решения суда, изложив его следующим образом: "Вместе с тем, К. фактически работал в должности исполнительного директора с 03.10.2008 и работает в ней по настоящее время, работник получал зарплату. Работа К. признавалась действующим руководством. Поскольку К. фактически выполнял обязанности исполнительного директора, будучи юридически принятым на работу по трудовому договору, делал это с ведома ответчика, в том числе Правления ТСЖ, членов ТСЖ, суд, в силу принципа права о том, что каждый труд должен быть оплачен, приходит к выводу, что К. имеет право на оплату данного своего труда в соответствии с условиями заключенного трудового договора".

Председательствующий
ВОЛКОВА Я.Ю.

Судьи
ПИМЕНОВА С.Ю.
МАЗАНОВА Т.П.



© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Реформирование жилищно-коммунальной сферы – процесс многогранный, включающий в себя и выбор способа управления жилым многоквартирным домом . Одной из форм управления в условиях действия жилищного законодательства является товарищество собственников жилья. Часть вопросов, поступающих в адрес редакции, связана с оплатой труда работников ТСЖ и ЖСК. Ответить на них, мы попросили директора НП «Инфо-центр ЖКХ » Валентину Григорьевну Шамову.

– Когда появляется оплата труда в ТСЖ и ЖСК?

– В случае установления трудовых отношений с работниками, для защиты их прав и интересов в процессе управления, содержания и ремонта общего имущества дома. Основанием для выплаты заработной платы работнику является трудовой договор (приказ), на основе которого работник должен выполнять работу по своей профессии или должности, при соблюдении требований Правил внутреннего распорядка.

– На основании каких документов определяется оплата труда работников в ТСЖ и ЖСК?

– На основании Положения по заработной плате, утвержденном на общем собрании членов товарищества и кооператива.

– На основании каких нормативных документах разрабатывается Положение по заработной плате?

– Положение разрабатывается на основании:

– отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства , газификации и эксплуатации газового хозяйства РФ на период с 1.01.2005 по 31.12.2007 (с изменениями и дополнениями, зарегистрированными Федеральной службой по труду и занятости от 6 декабря 2005года, № 34/05 – 07). Это отраслевое соглашение распространяется на организации ЖКХ, независимо от организационно-правовых форм собственности;

Вывод: и собственник и ТСЖ обязаны хранить и вносить изменения в техническую документацию. Если одна из сторон это не сделает, пострадают все собственники.

Вторая функция - захотел собственник сменить батареи при ремонте, так как отпуск в январе, и начинает требовать отключить днем с 10 до 12 отопление. Конечно, его просьбу мало кто выполнит: холодно, да и слив горячей воды из системы стоит денег. Шуметь желательно, когда соседи на даче, в крайнем случае, в рабочие дни и то в определенное время. Но собственник почему-то любит только себя и начинает искать подходы к подвалу и сам все отключает и перекрывает. ТСЖ затеяло менять трубы, подрядчика выбрало «нужного для себя». Навыки работы у последнего отсутствуют. В доме все разломали, грязь, воды нет и деньги в ТСЖ закончились, поскольку половина жильцов не посчитала нужным оплатить квартплату, а уехало отдыхать на курорты. Опять жалобы, долгие поиски виновных, исправления. Вот мы и живем, то с водой, то без нее, то в вечном ремонте – никто ни с кем ничего не согласовывает.

Третья функция

1. Собственнику привезли импортную стиральную машину автомат. Но вот беда, все они запрограммированы на подключение к холодной воде и чтобы постирать, автомат будет ее нагревать. Это же трата электроэнергии, когда есть в сети горячая вода. И вот собственник умело с помощью немыслимых приспособлений или умелых друзей подключает автомат к обоим видам водоснабжения, при этом соединяет тубы горячего и холодного снабжения и при наличии соответствующего давления в горячую воду попадает холодная и наоборот, а жители верхних этажей начинают вызывать дежурных слесарей с требованием восстановить качество воды. Естественно, последний не может понять, что происходит.

2. Другой решил устроить себе полы с подогревом и проложил дополнительные трубы под полом, пропустив через него горячую воду из центральной системы, соседу вода достается чуть теплая, да при этом еще и течь будет еле-еле.

3. ТСЖ в целях экономии электроэнергии выкрутило все лампочки в подъездах, оставив всего по две лампочки на 40 вт на 10 и 1 этажах. В результате жильцы сами падают или на них нападают. В целях экономии Гкал, была перекрыта задвижка, и тепло до 10 этажа перестало подниматься. В часы пик лифты останавливало или вообще старалось их не ремонтировать, т. к. они в 20 раз больше тратят электроэнергии. Вывод: экономия должна быть выгодна и приятна как собственнику единолично, так и всем вместе, т. е. ТСЖ.

Четвертая функция – качество заключенных договоров напрямую влияет на качество и безопасность проживания в данном доме.

И обратимся к шестнадцатой функции – собственник и ТСЖ должны сохранять свое имущество. Одно условие – имущество должно быть совместно-неделимое. Но если собственник требует от управляющей компании, т. е. от ТСЖ охранять автомобиль собственника, то данная функция вступает в противоречие с другими собственниками, у которых нет машины. ТСЖ может организовать охрану автомобилей, но за счет самих собственников при условии отсутствия нарушения прав других собственников. Данная услуга не является обязательной функцией управления, хотя она и носит название охранная.

И так можно разобрать все недостатки всех функций управления. Из приведенных примеров видно, что функции управления зависят в первую очередь от нас самих, живущих в этом доме и являющихся Исполнительным органом. ТСЖ без собственников управляться не может, так как оно состоит из собственников. Собственник – контролер для себя и объединение собственников в ТСЖ - контролер для всех

Как свой дом лечить с умом

Проблем возникающих в процессе передачи муниципальных домов товариществу собственников жилья сегодня немало. Однако наиболее злободневным остается вопрос проведения капитального ремонта в «наследуемом» от государства доме.

В сентябре минувшего года губернатор Прикамья подписал Указ «О порядке возмещения расходов местных бюджетов на проведение капитального ремонта жилищного фонда». Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки, и теперь муниципалитетам ничего не мешает поддерживать тех, кто решился, наконец, навести в своем доме порядок. Увы, воспользоваться такой помощью поспешили далеко не все собственники, чьи дома десятилетиями не видели капремонта: покрыть все в этом случае расходы государство не в силах, а личных средств на пополнение недостающей суммы у жильцов не так много. Когда заходила речь о банковском кредите , то многие опасались риска: горький опыт прошлых лет учит нас быть осторожнее.

Что же было раньше? Вот типичная схема проведения капремонта с привлечением кредитных средств, предложенная в прошлом году.

Подрядчик договаривается с ТСЖ о начале проведения капитального ремонта в его доме. Возмещение расходов в этом случае брал на себя якобы муниципалитет, но никаких гарантий при этом подрядчику не давалось, поскольку посредником в этом вопросе выступало то же ТСЖ. Подрядчик брал банковский кредит, закупал материалы и проводил работы. Однако по завершении процесса выяснялось, что муниципалитет не может возместить выделенные из области деньги на капремонт, поскольку был нарушен утвержденный указом порядок о возмещении затрат по капремонту, В итоге, прогоревший подрядчик отказывался запускать в дом тепло и воду, а сам попадал в тюрьму. Такие печальные истории нынче, увы, не редкость.

Сегодня некоммерческая организация «Ассоциация собственников жилья «Пермский край» решила ликвидировать этот экономический беспорядок и разработала свой проект кредитования капитального ремонта многоквартирных домов, где риск оказаться обманутым, сведен к минимуму. Данный проект был одобрен областным управлением жилищно-коммунального хозяйства и рекомендован главам муниципальных образований городов и районов Пермского края, руководителям жилищно-коммунальных предприятий и управляющим компаниям. Итак, в чем заключается его суть?

По словам вице-президента «Ассоциации собственников жилья «Пермский край» Валерия Виноградова, кредитованию, в этом случае, подлежит капитальный ремонт систем горячего водоснабжения и отопления. Кредит выдается управляющим компаниям, ТСЖ (ЖСК) или собственнику под залог монтируемого оборудования, на основании утвержденной в установленном порядке сметы на капремонт, на срок до двух лет без процентов или под 10% годовых (в зависимости от объема выполняемых работ и сбора платежей). Монтажные работы проводятся из материалов заказчика и кредитуются отдельно. Гашение кредита и процентов происходит из текущих платежей за ЖКУ и за счет введения целевого сбора на капремонт с собственников помещений многоквартирных домов в течение от двух до пяти лет (в зависимости от стоимости капитального ремонта).

Сегодня мы попросили Валерия Рудольфовича рассказать подробнее о том, с чего, согласно их проекту, следует начинать капитальный ремонт и прокомментировать наиболее типичную схему его проведения.

Во-первых, нам следует определить, нужен ли дому капитальный ремонт? - начал беседу Валерий Виноградов. - Для этого собственники, преобразовавшись в ТСЖ или выбрав инициативную группу, начинают приемку здания от бывшего собственника - муниципалитета. Для приемки дома им нужно собрать большой пакет документов, необходимых для получения этого дома. Первая проблема, с которой они сталкиваются сегодня: на дом, который обслуживало государство, как правило, документации либо нет вовсе, либо она частично утеряна, изменена или запутана. То есть в момент эксплуатации здания часть сетей перекладывалась, ремонтировалась, а исполнительная документация на переложенное и исправленное нигде не создавалась. Выходит, что если проектная документация 40-50-летней давности все же и сохранилась, то зачастую она уже видоизменена и когда исполнитель с ней сталкивается, он попросту не может найти нужную трубу, кабель и т. д., а, следовательно, не может и починить. Приходится все визуально восстанавливать. Это основная проблема, поскольку восстановление документации на жилой дом - это очень дорогое удовольствие. Нужно полностью все переписать, сделать новый проект уже существующего здания. В этом случае собственники останавливаются на четырех основных составляющих: теплоснабжении дома, электроснабжении (присоединение сетей дома к городским сетям), газопроводах и техническом состоянии дома. Вначале составляется визуальная картина всего дома: фундамент со стороны подвала, цокольная часть со стороны улицы, стены, чердачные перекрытия, чердак или технический этаж, дымоходы , вентиляционные и лифтовые шахты, деревянные конструкции (окна, двери, остекление), внутренняя отделка.

Что касается технических сетей - трубопроводов – сейчас наша Ассоциация готовит перечень документов, которые ТСЖ необходимо собрать, чтобы получить постановление о передаче дома и заключить новые договора на поставку коммунальных услуг в адрес нового собственника. В целом, при активной работе этот процесс занимает более месяца и огромное количество документов технически неграмотному человеку собрать просто не под силу. Мы рассчитываем, что в скором будущем этот перечень документов и наработанный опыт передачи домов будет вынесен на рассмотрение администрации с целью координации всех служб, поставляющих коммунальные услуги и обслуживающих сети в этом вопросе. Иначе, на деле нередко получается так, что различные службы запрашивают один и тот же экземпляр документа, который каждый раз должен быть официально заверен. Таким образом, службы используют нового собственника, для наведения порядка в собственных документах. Получается, что последний тратит свои время и деньги на восстановление исполнительной документации за прошедшие годы, выполняя чью-то работу.

Предлагаю рассмотреть разработанную нами типичную схему передачи и подготовки жилых домов к проведению капитального ремонта, где помимо средств собственников, используются банковский кредит и частичное финансирование со стороны муниципалитета.

Во всем процессе принимают участие муниципалитет, представители ТСЖ и привлеченные ими специалисты, то есть тот, кто имеет соответствующую лицензию и может реально понимать и знать порядок подготовки проектных работ и дальнейшего проведения ремонта. На основании визуального акта технического состояния дома ТСЖ, с помощью своих специалистов, с участием специалистов муниципалитета или других собственников, составляет дефектную ведомость , куда входит перечень дефектов, которые необходимо устранить. Эта ведомость станет основой для составления сметной документации. Напоминаю, что весь этот процесс происходит по заказу ТСЖ, поскольку дом передается именно ему, независимо от того, чьи квартиры в нем преобладают: собственников или муниципалитета. Составив ведомость и проектно-сметную документацию, и определив, таким образом, стоимость капитального ремонта и его объема, необходимо обозначить, из каких источников можно задействовать эти средства. Здесь важно не забыть провести общее собрание собственников, где будут утверждены смета на капремонт и объем собственных средств. Как правило, возникает разница, между тем, сколько собственники могут собрать и сколько требуется на капремонт, и тогда перед ними встает вопрос, а может ли муниципалитет оказать помощь, за счет выплаченных ему ранее тарифов, помимо того, что он вносит деньги за свое имущество в этом доме? Муниципалитет соглашается, но только в том случае, если существует сметная документация, которая будет им проверена.

На общем собрании также утверждаются и иные привлеченные средства. Например, сегодня в своей программе мы предлагаем населению кредитные ресурсы для проведения капремонта.

Таким образом, сегодня практически любой собственник может сделать капремонт и выбрать для него несколько : собственные средства, муниципальные средства в качестве возмещения, кредит банка для производства работ, оборудование, которое будет вновь смонтировано и установлено с рассрочкой платежа до двух лет.

Итак, ТСЖ переходит к тому, что начинается непосредственная подготовка к проведению капремонта: обращение в банк или муниципалитет за финансами. В этом порядке, имея всю сметную документацию, необходимо подать заявление в администрацию города, сообщив, на каких условиях спланирован капремонт, приложить решение общего собрания и запросить определенную сумму. Одновременно с этим, ТСЖ должно предъявить муниципалитету счет за его имущество в данном доме, которую последний обязан перечислить до начала капремонта. Единственное о чем в этом случае просит муниципалитет:: не определять объем средств, когда капремонт уже завершен, или когда подрядчик, выполнив все работы, отказывается давать тепло до полной оплаты его труда.

Далее идет получение средств из муниципалитета на финансирование собственного имущества, причем все эти деньги должны перечисляться на отдельный счет, создавая своего рода аккредитив для подрядчика. А также возмещение средств муниципалитетом, собранных ранее в виде тарифа.

Теперь мы переходим к этапу привлечение средств из банков на проведение монтажных работ . Если подрядчик работает с материалом заказчика, оплачивается только его работа. Кредит в этом случае берется под залог всего имущества. У нас уже есть ряд фирм, готовых поставить свое оборудование на проведение капремонта.

Что мы имеем? ТСЖ сформировало на своем расчетном счете финансовые средства и располагает проектной документацией и решением общего собрания на расходование средств. Только после этого начинается выбор подрядчика. Сегодня у нас все делается наоборот. Не имея ничего вышеперечисленного, ТСЖ рассылает письма, к примеру, о проведении тендера на строительство двух котельных. Участников они просят составить смету, представить все документы и только после этого они рассмотрят, кто им обойдется дешевле. Появляются предложения от подрядчиков, в которых цена колеблется от ста тысяч до 10 млн. рублей. И можно сразу сказать, что либо задача перед подрядчиками поставлена неправильно, либо кто-то из подрядчиков заблуждается. Бывает и так, что им берется типовой похожий дом, с которым он когда - либо работал, накручивается оплата по современным ставкам и отправляется эта схема в ТСЖ, с прикрепленными к ней отзывами от 150 домов, в которых подрядчик когда-либо был, а может быть и нет. Нередко один подрядчик подает одни и те же документы от лица двух-трех фирм. При этом, члены ТСЖ особой проверкой себе не обременяют и смотрят на конечную цифру в представленных им документах, которая ни о чем не говорит и ничего не определяет. Кто в этом случае виновен в последующих неприятностях, судите сами.

Однако вернемся к нашей схеме. После того, как подрядчик определен, начинается этап заключения договоров и оформления аккредитива. Подрядчик обязан взять на себя обязательства выполнить работы в ТСЖ согласно той документации., которую разработала специализированная организация. А ТСЖ оформляет в банке аккредитив, гарантирующий подрядчику получение денег. Вот только теперь можно начать работы и вести надлежащий контроль за ними, а не радоваться, что все идет самотеком. После выполненных работ, необходимо произвести приемку здания с привлечением специалистов и представителей собственников всех уровней, а также проверку выполненных объемов и качество жилищной инспекцией , службами единого заказчика или технадзором городской администрации.

Таким образом, капитальный ремонт вашего дома успешно завершен.

Ответы на вопрос "Кто имеет право утверждать штатное расписание ТСЖ?":

27.03.2015, Вадим коробицын
Ответ по существу вопроса Кстати,зарвавшегося бывшего Председателя.который посчитал себя пупом земли,и сделался уже не просто выборным,но НАЕМНЫМ работником,для чего предложил себя в качестве...УПРАВЛЯЮЩЕГО,с окладом в 35 000 рублей,и решив что будет на этой СИНЕКУРЕ до пенсиии,время от времени выглядывая во двор нашего дома из окна своей квартиры...Так вот. СОКРАТИЛИ эту должность при моем непосредственном участи,с предложеием,по ЗАКОНУ,альтернативной должности....дворника.
Вот так закончилась МОСЬКИНА карьера,и,хотелось бы,чтоб и всех быдло-новоруссов -нуворишей-нуворов!

06.03.2015, Вадим коробицын
Ответ по существу вопроса Это члены правления не могут работать по трудовому договору, а любые другие граждане имеют право. Правление занимается приемом на работу и увольнением. А вот утверждать штатное раписание и оклады может только общее собрание.
.............................
Утвердить штатное расписание конечно же может,и должно,ОБЩЕЕ собрание,но...НО!!!...пока оно будет собрано,пройдут месяцы,и,к тому же,как правило общее собрание лишь подвердит то,что былоо принято на Правлении Т С Ж,а вот само правление как раз и с окладами решит,и по должностям.Оно-то решит,но утверждать будет ОБЩЕЕ собрание,но ведь собрание то можно подготовить тАК,как решило Правление,или,как минимум не будет разногласий.

06.01.2015, Вадим коробицын
Ответ по существу вопроса А вот утверждать штатное раписание и оклады может только общее собрание.
................................
Ничего подобного!
В нашем Правлении переголосовали за новые оклады Управляющего и Председателя и все дела!)))
В этом деле,кто успел первый занять должность и проявил хваткость и твердость,тот и будет до пенсии как в малиннике сидеть)))

26.03.2013, Ольга Боженко
Ответ по существу вопроса В нашем ТСЖ должности Председатель ТСЖ, Директор, Управляющий, Должность директора штатным расписанием не предусмотрена. Законно ли это. Помимо нас директор работает ещё в 3 ТСЖ.Правление само себя избрало итогов никто не видел.Сейчас дополнительно вводят должность секретаря, уборщика мусорокамер(16т.р. зарплата) а их в доме нет они заварены и сдавались в аренду. Посоветуйте что делать????

24.01.2013, Михаил Рабинович
Ответ по существу вопроса Штатное расписание в ТСЖ утверждается только общим собранием собственников помещений при наличии установленного законом кворума.

24.01.2013, Владимир Кулаков
Ответ по существу вопроса Это члены правления не могут работать по трудовому договору, а любые другие граждане имеют право. Правление занимается приемом на работу и увольнением. А вот утверждать штатное раписание и оклады может только общее собрание.

24.01.2013, Александр Николаевич Гаркуша
Ответ по существу вопроса Штатное расписание утверждает ОСЧ, равно как и Положение об оплате труда, равно как и Смету доходов и расходов. Правление готовит первичные документы ОСЧ с расчетами и обоснованием, ОСЧ рассматривает уже готовые документы, а собственники имеют возможность в течении 10 дней ознакомиться с материалами повестки дня, дабы не воспринимать всё "на слух", а иметь возможность обсудить и принять взвешенное решение.
Правление, выполняя решение ОСЧ, производит прием на работу работников.

24.01.2013, Виктор Кривоносов
Ответ по существу вопроса в соответствии ч.5 ст 148 ЖК РФ правление осушествляет наем работников, но в рамках сметы, утверждаемой согласно ч.8.1 ст 145 ЖК РФ общим собранием членов ТСЖ. Собрание вправе своим рещением (отдельным или внесенным в Устав ТСЖ) ограничить полномочия правления, или наделить дополнительными пономочиями правление ТСЖ в вопросе формирвания Штатного расписания.

24.01.2013, Сергей Межин
Ответ по существу вопроса Органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества и правление (ст. 144 ЖК РФ). То есть председатель правления ТСЖ не является органом управления ТСЖ.
В компетенцию общего собраня членов ТСЖ не входит утверждение штатного расписания, если иное не указано в уставе конкретноо ТСЖ (ст.145 ЖК РФ).
Руководство деятелдьностью ТСЖ осуществляет правление. Правление является исполнительным органом товарищества. (ст. 147 ЖК РФ).
В обязанности правления (а не председателя правления как иногда бывает) входит наем работников и увольнение их. (ст. 148 ЖК РФ).
Председатель правления утверждает внутренние документы товарищества, предумотренные ЖК РФ, уставом ТСЖ и решениями общего собрания членов ТСЖ (ст. 149 ЖК РФ).
Следовательно, если иное не установлено ЖК РФ, уставом и решениями общего собрания ТСЖ, то штатное расписание доложно утверждаться правлением ТСЖ.

24.01.2013, Александр Казаков
Ответ по существу вопроса ЖК РФ ст. 145 п.10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входят содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, положения об оплате их труда, утверждение иных внутренних документов товарищества, предусмотренных настоящим Кодексом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества;

11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества, в том числе председателя правления товарищества;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

23.01.2013, Владимир Ахаминов
Ответ по существу вопроса Штатное расписание утверждается правлением ТСЖ.
На основании штатного расписания Общим собранием членов товарищества утверждается годовой фонд оплаты труда.

23.01.2013, Василий Басалай
Ответ по существу вопроса Статья 149. Председатель правления товарищества собственников жилья
1. Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно.
2. Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда. Следовательно, утверждает и штатное расписание, и зарплату работников СОБРАНИЕ. Ну а если этого нет, то это проблема собственников в доме, которым всё по барабану.
В ТСЖ две должности: управляющий домом и управдом
В нашем ТСЖ две должности: управляющий домом и управдом. Два разных человека и две приличные зарплаты. Законно ли это?

Все чаще средства массовой информации обсуждают прозрачность сферы ЖКХ. Если всё будет продолжаться такими же темпами и дальше, то сотрудников управляющих организаций ребята из Минстроя заставят ходить на работу голыми. Ну а что? Прозрачность, возведенная в абсолют. Понятно, что собственникам помещения хочется знать, что именно в их доме происходит и сколько это им стоит. Но главный вопрос, с которым все сотрудники управляющих организаций сталкиваются на практике – это, «Какая у вас зарплата» . Вот про ответ на этот вопрос мы и поговорим.

СМИ, непонятные личности, выступающие с трибун и люди, сделавшие борьбу с управляющими организациями смыслом своей жизни, придерживаются мнения, что управляющие организации должны предоставить жителям запрошенную информацию по первому требованию.

Нередко, собственники в силу незнания нормативно-правовой базы требуют предоставления копий документов, подтверждающих расходы управляющей организации, а так же штатного расписания. Поскольку собственники считают, что оплачивают заработную плату директору и всему персоналу управляющей организации из своего кармана, штатное расписание и иные данные по зарплате сотрудников действует на них как красная тряпка на быка. Они просто не задумываются, что фонд заработной платы управляющей организации складывается из доходов, полученных от всей совокупности домов, в ее управлении и их доля их дома в общей величине фонда оплаты труда может очень низкой .

Для начала, попытаемся разобраться, что такое штатное расписание и для чего оно необходимо управляющей организации.

Согласно Постановлению Госкомстата РФ от 05.01.2004 №1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» штатное расписание «применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением)» (далее по тексту – Постановление Госкомстата №1). Для удобства составления штатного расписания юридическим лицом или физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, в Постановлении Госкомстата №1 содержится унифицированная форма №Т-3. Обратите внимание, что с 2013 года данная форма не является обязательной для применения, а носит лишь рекомендательный характер, поэтому управляющая организация или ТСЖ может разработать свою форму штатного расписания.

В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ, в трудовом договоре указывается трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием.

В Письме Федеральной службы по труду и занятости от 15 мая 2014 г. № ПГ/4653-6-1 «О праве работодателя знакомить работников со штатным расписанием при приеме на работу», чиновники указали, что «штатное расписание не является локальным нормативным актом, непосредственно связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним работника при приеме на работу».

Таким образом, штатное расписание - это локальный нормативный акт управляющей организации, который необходим лишь для определения трудовой функции работников и «вилки» должностных окладов.

Обращаем внимание на тот факт, что штатное расписание не является документом, подтверждающим расходы. Согласно п.6 ПБУ 9/99 «Расходы организации», утвержденному Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н «расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме». То есть наличие в штатном расписании определенной должности с указанием оклада не означает, что данный оклад выплачивался в определенный период.

Необходимо ли предоставлять ли штатное расписание на запрос собственников?

Раскрытие информации управляющими организациями осуществляется в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством РФ (п.10 ст.161 ЖК РФ).

Перечень информации, подлежащей к раскрытию, управляющей организацией (ТСЖ) предусмотрен п. 3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 (далее по тексту – Стандарт раскрытия).

В Стандарте раскрытия содержится исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию, в том числе по запросам заинтересованных лиц, а обязанность раскрытия информации, как мера принудительного воздействия, может быть возложена лишь в объеме, установленном законом или договором.

Следовательно, если в договоре управления МКД или уставе ТСЖ (ТСН, ЖСК) нет обязанности представлять по запросам собственников дополнительные документы в дополнение к тем, которые прописаны в Стандарте открытий, на запрос собственника можно отвечать отказом.

Судебная практика в спорах по истребованию документов, которые не поименованы в Стандарте раскрытия стоит на стороне управляющих организаций и ТСЖ:

  1. Апелляционное определение Пензенского областного суда по делу № 33-4188.
  2. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.07.2016 по делу № 33-12803/2016.
  3. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 28.11.2016 по делу № 33-20924/2016.
  4. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18 августа 2016 г. № 33-15377/16.
  5. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 1 марта 2016 г. № 33-2857/2016.
  6. Апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.12.2014 № 33-7126.

Зная, что статьи из этого блога читают не только сотрудники управляющих организаций и ТСЖ, но и просто собственники помещений в МКД не можем не отметить, что некоторые выводы, приведенные здесь, покажутся собственникам неприятными.

Да, наши выводы разрушают сложившийся за годы у большинства собственников стереотип о том, что управляющая организация является прислугой и обязана делать всё, что захочет собственник.

А вот не обязана…

Поверьте, у управляющих организаций есть и другая работа, кроме стояния у копировального аппарата.