Штрафы в сфере закупок по 44 фз. Нарушения при определении способ проведения закупки

Дата: 05.09.2017

В конце августа 2017 г. Правительство РФ установило новые правила определения размера штрафа и пени при исполнении контрактов, заключенных в рамках 44-ФЗ 1 . Эти правила пришли на смену старым, установленным еще в 2013 году 2 . Рассмотрим, с учетом каких изменений размеры штрафов теперь должны будут прописываться в контрактах.

Дифференциация размеров штрафов в зависимости от цены контракта стала более широкой, сохранив при этом общую логику «чем больше цена, тем меньше штрафной процент». Так, за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы от 10 % цены контракта (этапа), если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 0,1 % цены контракта (этапа), если цена контракта превышает 10 млрд руб. Всего предусмотрено 9 значений, а в прежних правилах их было 4 (от 10 % до 0,5 %). Обратим внимание, что в новых правилах речь идет не просто о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, а о каждом факте такого события, и за каждый такой факт предусматривается штраф. Также отметим, что сейчас размер штрафа рассчитывается не только от цены контракта, но и от цены отдельного этапа контракта, если контрактом предусмотрены этапы его исполнения.

Предусмотрена отдельная шкала размеров штрафов в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполняющих контракт, заключенный по результатам прямых целевых закупок у СМП и СО НКО 3 . Шкала эта и менее дифференцированная и более «щадящая» - так, максимальная «штрафная доля» составляет всего 3 % цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн руб. Отметим здесь один возможный проблемный момент - порядок расчета штрафа предусматривает максимальную цену контракта в размере 20 млн руб. (штраф в 1 % от цены контракта), поскольку НМЦК при прямой целевой закупки у СМП и СО НКО не может превышать данный размер. Однако 44-ФЗ позволяет в определенных случаях увеличивать цену заключенного контракта на 10 % 4 , поэтому если, скажем, при таком увеличении цена контракта начнет превышать 20 млн руб., то возникает неопределенность касательно того, в каком размере должен тогда рассчитываться штраф.

Кроме того, если контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМП И СО НКО в виде штрафа, то размер штрафа должен будет устанавливаться в размере 5 % от объема такого привлечения, установленного контрактом.

Введена отдельная шкала штрафов в отношении контрактов, заключенных с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (такой случай может иметь место при проведении электронного аукциона 5) - в зависимости от размера НМЦК контракта штраф составляет от 10 до 1 % от размера НМЦК.

Предусмотрены отдельные штрафы за каждый акт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (при наличии в контракте таких обязательств). Размер штрафа здесь установлен в абсолютных величинах, в зависимости от цены контракта он составляет от 1 тыс. до 100 тыс. руб. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том, что это могут быть за «нестоимостные» обязательства. В рассматриваемом НПА нет пояснений по этому поводу, но по здравому смыслу к таким обязательствам могут быть отнесены, например, обязательства поставить товары целиком, а не частями; после оказания услуг в определенный срок предоставить заказчику документы, подтверждающие факт оказания услуг, и т.п. В любом случае в контракте целесообразно прямо отметить те установленные в нем обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которых могут применяться данные штрафы.

Что касается штрафов в отношении заказчика, то новыми правилами изменен подход к определению их размера - сейчас они должны устанавливаться не в зависимости от той или иной процентной доли от цены контракта, а в конкретных абсолютных величинах. Так, за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа в отношении заказчика будет составлять от 1 тыс. руб., если цена контракта не превышает 3 млн руб., до 100 тыс. руб., если цена контракта превышает 100 млн руб.

Упрощен расчет пени по отношению к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Теперь она просто начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Никаких сложных расчетов размера пени, как в старых правилах, применяться уже не должно. Напомним, что в отношении заказчика размер пени определяется в соответствии с правилами, указанными непосредственно в 44-ФЗ: пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Также в новых правилах установлено, что общая сумма начисленной неустойки как по отношению к поставщику (подрядчику, исполнителю), так и по отношению к заказчику, не может превышать цену контракта.

В заключение укажем, что новые правила определения размеров штрафов применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу постановления Правительства РФ, утвердившего эти новые правила. Данное постановление было официально опубликовано на портале www.pravo.gov.ru 01.09.2017 и вступает в силу по истечении 7 дней после опубликования, то есть с 09.09.2017. Таким образом, начиная с этой даты, при размещении в ЕИС извещений о закупке и соответствующей документации, необходимо обеспечивать соответствие содержания этих проектов новым правилам определения размера штрафов.

1 Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063».

2 Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».

3 В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

5 В соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Неисполнение установленных договором обязательств одной из сторон ущемляет права и приводит к убыткам второго участника отношений. Ответственность за подобные преступления обозначена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В нем, кроме наказаний за несоблюдение условий сделок гражданско-правового характера, установлены штрафы за нарушение Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

    КоАП РФ предусматривает два вида административной ответственности при заключении договоров с федеральными и местными органами власти. Вторым видом наказаний, кроме штрафов по контракту по Закону № 44-ФЗ, является пеня, которая начисляется на сумму просроченных обязательств и зависят от периода неисполнения. Данный расчет не вызывает затруднений, по-другому обстоит дело со штрафными санкциями. Их применение имеет множество нюансов, основные из которых мы рассмотрим в этой статье.

    За что начисляются штрафы по Закону № 44-ФЗ в 2017 году

    Заключение контрактов в случаях поставки товаров или оказания услуг на государственном и муниципальном уровне производится в электронном виде, с использованием сертифицированной торговой площадки в Интернете, а сама процедура строго регламентирована. Потому причины нарушений делятся на две большие группы:

  • Несоблюдение правил подготовки и проведения аукционов в электронной форме. Суммы неустоек определены в КоАП РФ.

Неисполнение условий контракта. Размеры штрафов по Закону № 44-ФЗ рассчитываются по Правилам, приведенным в Постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Штрафы назначаются за нарушения, касающиеся соблюдения пунктов договора. При просрочке оплаты или нарушения при поставке товара (оказания услуг) начисляются пени за каждый день неисполнения обязательства.

Как производится расчет штрафа за правонарушения по Закону 44-ФЗ

Если допущены серьезные недочеты при осуществлении процедуры проведения электронных торгов, то суммы неустоек определяются судом, исходя из признаков нарушений и обстоятельств их возникновения. Представители власти назначают наказание, руководствуясь статьями 7.29 – 7.32.1 и другими положениями КоАП РФ.

Подробнее остановимся на расчете санкций за нарушение условий контрактов, уже заключенных между поставщиком (подрядчиком или исполнителем) и заказчиком. В п. 4 Правил устанавливается следующий порядок определения штрафов по Закону № 44-ФЗ на юридических и должностных лиц:

  • 10 % от стоимости договора, когда она составляет не более 3 млн. рублей;
  • 5 % от стоимости договора, если ее размер составляет от 3 до 50 млн. рублей;
  • 1 % от стоимости договора, варьирующейся в пределах от 50 до 100 млн. рублей;
  • 0,5 % от стоимости договора, если она выше 100 млн. рублей.

Сумма штрафа является фиксированной величиной, которую необходимо отразить в условиях контракта. Если штрафные санкции не прописаны в договоре, то суд самостоятельно устанавливает размер наказания, исходя из положений законодательства.

Кто платит штрафы по Закону № 44-ФЗ

КоАП РФ устанавливает меру ответственности за нарушение правил проведения конкурсов и несоблюдение условий заключенного контракта для следующих граждан и организаций – участников процедуры государственной или муниципальной закупки:

  • должностных лиц заказчика и поставщика (исполнителя), в обязанности которых входит организация и проведение торгов от имени одной из сторон;
  • управляющих органов или учреждений, представляющих интересы заказчика (далее - УО);
  • юридических лиц, являющихся поставщиками (исполнителями, подрядчиками);
  • специализированных организаций (далее - СО), обеспечивающих техническую поддержку торгов, а также операторов электронных площадок (далее - ОЭП).

От правового статуса виновного лица зависит размер наказания, что напрямую указывается в КоАП РФ.

Как избежать штрафов по закупкам, регулируемым Законом № 44-ФЗ

Ответственность в случаях нарушения законодательства о закупках для федеральных и муниципальных нужд при организации процедуры несут заказчики и организации, их представляющие. За несоблюдение порядка ее проведения могут наказать еще и поставщиков, а за исполнение обязательств по контракту отвечают обе стороны.

Каких либо общих рекомендаций для заказчиков и поставщиков, как не получить штрафы по Закону № 44-ФЗ в 2017 году, кроме тщательного соблюдения правовых норм, мы дать не можем. Разбираться необходимо в каждом конкретном случае.

Чтобы вам было проще ориентироваться в штрафных санкциях, обратите внимание на подробную таблицу наказаний, предусмотренных действующим законодательством при несоблюдении правил закупочной деятельности на уровне государства или муниципалитета.

Таблица штрафов по Закону 44-ФЗ в 2017 году

Административные штрафы по Закону № 44-ФЗ за неправильный расчет первоначальной или фиксированной цены договора по заказу оборонного значения

№ ст. в КоАП

Кто может признаваться виновным

Сумма штрафа, руб.

Штрафы по Закону 44-ФЗ для заказчиков при нарушении правил определения поставщика (исполнителя, подрядчика)

Неправильный выбор способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика), исключение – ч. 2 и 2.1 данной статьи.

Выбор поставщика (исполнителя, подрядчика) иным способом, при регламентированной необходимости проведения аукциона (конкурса).

должностное лицо УО, заказчика

Осуществление закрытых (с ограниченным участием) конкурсов и аукционов, выбор единственного поставщика в случаях, не определенных законодательством. Несоблюдение сроков и порядка представления в контролирующие органы федерального значения сведений и документов на согласование таких способов выбора поставщика (исполнителя, подрядчика).

должностное лицо УО, заказчика

Принятие решения о проведении закрытого конкурса (аукциона) по оборонному заказу без соответствующего согласования с соответствующим федеральным органом, или несоблюдение согласованных условий.

должностное лицо УО, заказчика

от 30 000
до 50 000

Административные штрафы по Закону № 44-ФЗ за неправильный расчет первоначальной или фиксированной цены договора по заказу оборонного значения

Нарушение допущено при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) с помощью торгов.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

Нарушение допущено при определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

Отказ или уклонение поставщика (подрядчика, исполнителя) от оформления госконтракта, касающегося оборонного заказа

Применяется к поставщикам (исполнителям, подрядчикам), которые определены нормативными актами РФ или являются единственными. Их обязанность заключить контракт должна быть закреплена на законодательном уровне.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

юридическое лицо

от 300 000
до 1 000 000

Применяются к поставщикам (исполнителям, заказчикам), имеющим, в соответствии с законодательством РФ, статус доминирующего лица в данной сфере.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

юридическое лицо

от 300 000
до 1 000 000

Несоблюдение порядка проведения процедуры закупок товаров, услуг и работ, предназначенных для нужд государства или муниципалитета

Штрафы по Закону № 44-ФЗ за нарушение сроков опубликования в Единой информационной системе (ЕИС) данных и документов при осуществлении аукциона или конкурса до 2 рабочих дней (исключение – ситуации, указанные в ст. 7.30 ч. 1.2 и 1.3)

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение, предусмотренное частью 1 этой статьи, по срокам превышающее 2 рабочих дня.

должностное лицо УО, заказчика

Сроки размещения данных в ЕИС при размещении данных и документов, необходимых для проведения закупочной кампании с единственным исполнителем (подрядчиком, поставщиком), не более, чем на 1 рабочий день

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение, указанное в ч. 1.2 ст. 7.30, превышающее период в 1 рабочий день

должностное лицо УО, заказчика

КоАП предусматривает штрафы за несоблюдение Закона № 44-ФЗ в части:

  • порядка публикации на ЕИС или направления данных и документов оператору торговой площадки;
  • порядка разъяснений правил проведения конкурса;
  • процедуры приема заявок на участие в торгах и окончательных предложений по ним,
  • в случаях, не указанных в ч. 1-1.3 ст. 7.30

должностное лицо УО, заказчика

Применение неправомочных оснований для отклонения заявки на конкурс, или признания ее неправильно оформленной, недопущения к участию в торгах, или отстранения от участия в них.

должностное лицо УО, заказчика

Принятие заявок и документации для участия в конкурсе и признание их надлежащими у лица, которое не соответствует требованиям законодательства о закупках

Несоблюдение правил конкурсной документации при вскрытии пакетов с заявками на участие в торгах или разрешения доступа к ним на ЕИС, нарушение процедуры рассмотрения предложений, их анализа и оценки

Несоблюдение требований к заполнению протокола, определяющего исполнителя (подрядчика, поставщика), в части его содержания.

должностное лицо УО, заказчика

Отсутствие публикации в ЕИС данных и документов, которые должны быть в ней размещены в соответствии с нормативными актами РФ.

должностное лицо УО, заказчика

Штраф по 44-ФЗ грозит за принятие неправомочных правил проведения торгов, требований к представляемой документации и к способу обеспечения заявок.

должностное лицо УО, заказчика

1% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (не менее 5 000, не более 30 000)

Внесение в описание предмета закупки требований, которые ограничивают круг возможных участников в процедуре. Составление лота из объектов, не имеющих между собой связи технического и функционального характера

должностное лицо УО, заказчика

1% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (не менее 10 000, не более 50 000)

Нарушение требований законодательства при утверждении документации по конкурсу (аукциону) (исключение – случаи, указанные в ч. 4 и 4.1 этой же статьи)

должностное лицо УО, заказчика

Отклонение заявки и отстранение лица от участия в запросе предложений по торгам по причинам, не соответствующим законодательству РФ, с одновременным признанием заявки и допуска к процедуре лица, не имеющего законодательного права на участие в конкурсе (аукционе).

должностное лицо УО, заказчика

5% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (максимально – 30 000)

Несоблюдение правил документации по торгам, касающихся вскрытия пакетов с заявками на запрос котировок и рассмотрения этих заявок.

Признание лица победителем в торгах с нарушением положений нормативных актов РФ

должностное лицо УО, заказчика

Уменьшение сроков представления заявок на участие в торгах, если это противоречит действующему законодательству РФ.

должностное лицо УО, заказчика

Несоблюдение сроков отмены выбора исполнителя (подрядчика, поставщика)

Несоблюдение правил осуществления торгов в электронной форме, нарушение условий аккредитации участников таких конкурсов (аукционов), установленных нормативными актами РФ.

Снижение заявляемого объема закупок ниже определенного законами РФ уровня, если они производятся у фирм некоммерческого направления деятельности или принадлежащим к сфере малого предпринимательства.

должностное лицо УО, заказчика

Несоблюдение сроков подписания конкурсных протоколов, запросов котировок и предложений на период, не превышающий 2 рабочих дня.

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение, обозначенное в ч. 13 ст. 7.30, при условии, что просрочка превышает 2 рабочих дня.

должностное лицо УО, заказчика

Штраф по госконтракту по Закону № 44-ФЗ за
несоблюдение сроков публикации государственных оборонных заказов.

должностное лицо УО, заказчика

от 30 000
до 50 000

Несоблюдение правил ведения реестра заключенных контрактов, в том числе тех, в которых содержатся данные о государственной тайне, нарушение учета недобросовестных исполнителей (подрядчиков. поставщиков).

Штраф по 44-ФЗ, который может быть наложен на ФАС, касающийся внесения заведомо ложных данных в реестр недобросовестных исполнителей (подрядчиков, поставщиков).

должностное лицо ФАС РФ

Непредставление, несвоевременное представление информации о контрактах и недобросовестных их исполнителях в контролирующие органы различного уровня.

должностное лицо УО, заказчика

Штрафы в сфере закупок по Закону № 44-ФЗ за несоблюдение порядка и (или) сроков:

  • возврата взноса, обеспечивающего заявку на участие в торгах;
  • приостановления действий и отмены блокировки операций по счетам участника;
  • ведения перечня участников торгов в электронной форме;
  • электронного документооборота.
Разглашение сведений об участниках торгов до их официальной публикации.

Несоблюдение срока возврата взноса, обеспечивающего заявку на участие в торгах на период, не превышающий 3 рабочих дней.

должностное лицо заказчика, УО

Несоблюдение срока возврата взноса, обеспечивающего заявку на участие в торгах, если задержка составляет более 3 рабочих дней.

должностное лицо УО, заказчика

Нарушение срока и порядка приостановления действий и отмены блокировки операций по счетам участника, которые касаются его обеспечительного взноса.

Несоблюдение правил ведения перечня участников электронных торгов, которые были аккредитованы на виртуальной площадке.

Нарушение порядка и сроков электронного документооборота во время проведения аукциона в электронной форме.

Разглашение сведений об участниках электронных торгов до их официальной публикации.

должностное лицо ОЭП

Несоблюдение правил заключения контракта и внесения в него изменений

Заключение договора с нарушением ранее определенных условий выбора исполнителя (подрядчика, поставщика) или неисполнение условий контракта, предложенных в процессе его оформления тем лицом, с которым оно заключается по 44-ФЗ, наказывается штрафом.


5 000 максимальная сумма – 30 000)

1% от максимальной цены договора, установленной на момент начала торгов (минимум –
5 000, но не более 30 000)

Нарушение, прописанное в ч. 1 этой статьи, если оно повлекло за собой трату дополнительных средств заказчика или недопоставку товара, уменьшение объема оказываемых работ (услуг).

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Взыскание штрафа по 44-ФЗ за несоблюдение сроков заключения договора или уклонение от его оформления.

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

Изменение условий договора в случаях, не предусмотренных законодательством РФ.

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Изменение условий договора в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, когда такие действия привели к расходу дополнительных средств заказчика, или к недопоставке товара, уменьшению объема оказываемых работ (услуг).

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

двукратный размер суммы перерасхода средств или стоимости товаров, услуг, работ

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Несоблюдение законодательных правил, касающихся расторжения договора при отказе от его исполнения одной из сторон

должностное лицо УО, заказчика, исполнителя (подрядчика, поставщика)

юридическое лицо (УО, заказчик, исполнитель)

Штраф по Закону № 44-ФЗ за просрочку перечисления денежных средств и нарушение правил оплаты по государственному заказу оборонного значения, отсутствие оговоренного в таком контракте авансирования.

должностное лицо заказчика

от 30 000
до 50 000

Срок давности, в течение которого могут оштрафовать за несоблюдение требований к государственным и муниципальным торгам, составляет 1 год со дня допущения нарушения. Исключением являются ситуации, обозначенные в ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ.

Если у вас возникли вопросы, касаемо штрафных санкции по Закону № 44-ФЗ, лучше сразу обратиться за советом к опытным юристам сайта Правовед.RU. Наши специалисты проведут тщательный анализ представленной вами информации и подскажут, как поступить в том или ином случае.

Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 14 ноября 2018. Время чтения 10 мин.

За нарушение порядка по госзакупкам виновник может быть подвергнут административному наказанию. К ответственности привлекается должностное или юридическое лицо, оператор электронной площадки, член комиссии по закупкам, специализированная организация, индивидуальный предприниматель. Санкцией выступает штраф от 3 000 до 1 млн рублей, по ч. 7 статьи 7.32 КоАП также предусмотрена дисквалификация до двух лет.

В сфере государственных закупок действуют свои принципы, правила и ограничения, установленные законодательно. В случае их нарушения на недобросовестную сторону, организацию или ответственного служащего могут быть наложены штрафы по 44-ФЗ.

Таблица 1. Санкции за административные нарушения в сфере госзакупок: статья 7.29 КоАП

Часть ст. Кратко
1 Поставщик (подрядчик или исполнитель) по контракту определен способом, не регламентированным законом Должностное лицо, 30 000
2 Поставщик назначен решением, минуя обязательный аукцион или конкурс Оно же, 50 000
2.1 Проводится закрытый конкурс, с ограниченным числом участников, в два этапа либо нарушается порядок и сроки уведомления контролирующего органа о возможности проведения закрытого отбора и заключения контракта с единственным поставщиком
3 Закрытые торги на оборонный заказ решено провести без надлежащего согласования с контролирующим органом, или они проводятся не по оговоренным правилам Тот же, от 30 000 до 50 000

Таблица 2. Статьи 7.29.1, 7.29.2

Правовая норма Кратко
Ч. 1 ст. 7.29.1 Госзаказчик нарушил порядок установления начальной (максимальной) цены контракта по оборонному заказу в случае проведения торгов Должностное лицо, от 30 000 до 50 000
Ч. 2 То же нарушение при заказе у единственного поставщика
Ч. 1 ст. 7.29.2 Уклонение или отказ поставщика военной техники и вооружения от заключения контракта, если таковое является обязательным Должностное лицо: от 30 000 до 50 000;

юридическое лицо: от 300 000 до 1 млн

Ч. 2 То же нарушение, совершенное поставщиком, занимающим доминирующее положение

Таблица 3. Статья 7.29.3

Часть ст. Суть Субъект правонарушения и сумма штрафа, руб.
1 Внесение в план закупок объектов, не соответствующих целям закупок, либо внесение начальной (максимальной) цены без надлежащего обоснования Должностное лицо, от 20 000 до 50 000
2 Нарушена форма или порядок обоснования цены либо объекта закупки Тот же, 10 000
3 Не проведение или нарушение порядка либо сроков общественного обсуждения закупок Тот же, 30 000
4 Нарушены сроки утверждения плана закупок и размещения в информационной системе Тот же, от 5 000 до 30 000

Таблица 4. Статья 7.30 КоАП

Часть статьи Кратко
1 Когда нарушен срок размещения сведений в единой системе в области закупок при проведении аукциона или конкурса до двух рабочих дней Должностное лицо: 5 000; юридическое лицо: 15 000
1.1 То же нарушение, но более чем на два рабочих дня Чиновник: 30 000, юридическое лицо: 100 000
1.2 Подобное нарушение при проведении запроса котировок, предложений, закупки у единственного поставщика, если просрочка составила один рабочий день Чиновник: 3 000, юридическое лицо: 10 000
1.3 Такое же нарушение при просрочке более одного рабочего дня
1.4 Если при размещении в информационной системе информации или направлении оператору электронной площадки сведений по закупкам нарушены требования, порядок предоставления, приема заявок на участие, разъяснения положений, окончательных предложений Чиновник: 15 000, юридическое лицо: 50 000
1.5 Когда извещение о закупке или приглашение на участие размещены в системе ранее десяти календарных суток после внесения изменений в план-график Должностное лицо, 30 000
1.6 Подобное нарушение, если сведения о такой закупке не внесены в план-график
1.7 То же нарушение, когда закупка на основании предписания признана необоснованной
2 Неправомерное отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ допустить к аукциону или необоснованное принятие заявки и допуск к конкурсу, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок
2.1 Протокол по определению поставщика составлен с нарушением требований к содержанию Чиновник, 10 000
3 Если в единой информационной системе не размещены сведения и документы, обязательные к размещению
4 Установлены требования к участию в конкурсе, к подаче заявок, дополнительных материалов, размеру и способам обеспечения заявок, не предусмотренные законами РФ Чиновник: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000
4.1 В описание объекта закупки внесены требования, ограничивающие число участников либо в один лот включены не связанные между собой объекты Тот же: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000
4.2 Нарушены требования по утверждению материалов по конкурсу, аукциону, запросу предложений, котировок Чиновник: 3 000 руб.
6 Когда неправомерно отклонена заявка на участие в запросе котировок, отстранен участник в запросе предложений либо незаконное допущение к участию Тот же: 5% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000
7 Если поставщик определен с нарушением требований Чиновник, 50 000
8 Сокращены сроки подачи заявок на участие либо нарушен порядок и сроки отмены определения поставщика Он же, 30 000
10 Если нарушен порядок проведения аукциона или аккредитации участника Оператор электронной площадки, 300 000
11 Когда закупка у субъектов малого предпринимательства (СМП) проводится в меньшем объеме, чем установлено законом; при этом время совершения нарушения – окончание календарного года Должностное лицо, 50 000
13 Если нарушены сроки подписания протоколов, но не более чем на два рабочих дня Оно же, 3 000
14 То же нарушение, но при пропуске срока более чем на два рабочих дня Оно же, 30 000
15 Если нарушен срок по размещению государственного оборонного заказа Оно же, от 30 000 до 50 000

Таблица 5. Статья 7.31

Таблица 6. Статья 7.31.1

Часть ст. Основание Субъект нарушения и сумма штрафа, руб.
1 Просрочен возврат денежных средств участнику конкурса Должностное лицо: 5 000, юридическое: 30 000
2 Подобное нарушение, но свыше трех рабочих дней Должностное лицо: 15 000, юридическое: 90 000
3 Нарушение порядка или сроков блокирования операций по счету участника аукциона Оператор электронной площадки, 15 000
4 Нарушение порядка ведения реестра аккредитованных участников электронного аукциона
Несоблюдение правил документооборота, сроков и порядка размещения, направления сведений и уведомлений, проектов контрактов
5 Когда оператор электронной площадки или его должностное лицо разглашают сведения об участнике аукциона до подведения итогов Должностное лицо: 50 000, юридическое: 250 000

Таблица 7. Статья 7.32 КоАП

Часть ст. Кратко Субъект правонарушения и сумма штрафа, руб.
1 При заключении контракта нарушаются условия определения поставщика либо условия его исполнения Чиновник: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но в пределах от 5 000 до 30 000, юридическое лицо: 1% начальной (максимальной) цены контракта, но в пределах от 50 000 до 300 000
2 То же нарушение, если оно привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг
3 Уклонение от заключения контракта либо нарушение сроков его заключения Должностное лицо, 50 000
4 Условия контракта изменяются, в том числе цена, если такое изменение не предусмотрено законодательно Должностное лицо: 20 000, юридическое: 200 000
5 То же нарушение, если оно привело к расходованию дополнительных бюджетных средств либо уменьшению поставляемых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг Должностные и юридические лица: двукратный размер израсходованных дополнительно бюджетных средств либо цен товаров, работ или услуг
6 Нарушен порядок расторжения контракта в случае одностороннего отказа от его исполнения Должностное лицо: 50 000, юридическое: 200 000
7 Действия или бездействие, повлекшие неисполнение обязательств по контракту, с причинением существенного вреда обществу, государству, но подпадающие под уголовную ответственность Должностные лица и индивидуальные предприниматели: штраф от 5 до 15% стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30 000, или дисквалификация до двух лет; юридическое лицо: от однократного до трехкратного размера стоимости невыполненных обязательств, но не менее 300 000
8 Не проведена экспертиза по товарам, работам или услугам Чиновник, 20 000
9 Не составлен документ о приемке товара, работы или услуги или отсутствует мотивированный отказ в данном действии
10 Приемка товаров, работ или услуг, не соответствующих условиям контракта, и нарушение не устранено и привело к расходованию дополнительных бюджетных средств Он же, от 20 000 до 50 000

Таблица 8. Статьи 9.16, 19.5, 19.7.2 КоАП

Норма права Содержание Субъект нарушения и сумма штрафа в руб.
Ч. 11 ст. 9.16 Закупленный товар, работа или услуга не отвечают требованиям энергоэффективности Должностное лицо: 30 000, юридическое: 100 000
Ч. 7 ст. 19.5 Невыполнение в срок законного предписания контролирующего органа должностным лицом заказчика, уполномоченной организации, оператором электронной площадки, специализированной организацией или членом комиссии по закупкам Должностное лицо: 50 000, юридическое: 500 000
Ст. 19.7.2 Непредставление сведений и материалов в контролирующий орган либо предоставление недостоверной информации Должностное лицо: 15 000, юридическое: 100 000, а по оборонному заказу – от 100 000 до 500 000

Федеральный закон № 44 регулирует взаимоотношения заказчика и поставщика услуг. Он устанавливает обязанности обеих сторон, а в случае нарушения договоренностей предусмотрены штрафы по 44 ФЗ. В 2019 году законопроект подвергся значительным изменениям.

Ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта законодательно регулируется с 2013 года, когда проект был одобрен Госдумой. Последние правки в него внесли в 2018 году. Одним из главных новшеств стал переход на электронную форму закупок.

С 1 июля 2018 г. заказчики могут воспользоваться разными видами конкурсов, а уже с 1 января 2019 г. электронная форма станет единственно возможной. Это делает заключение контрактов проще и прозрачнее, но участники тендеров будут обязаны проходить аккредитацию и регистрацию в Единой информационной системе.

Введение электронной формы закупок предполагает дополнительные изменения в законопроект:

  • обеспечение заявки будет осуществляться не только с использованием денежных средств, но и по банковской гарантии (нововведение позволяет увеличить число участников конкурса);
  • обеспечение не будет требоваться, если сумма начальной максимальной цены контракта не превышает 5 млн. руб. Если она колеблется в пределах от 5 до 20 млн., требуется внести гарантию от 0.5 до 1% от начальной стоимости. Если максимальная цена превышает 20 млн., обеспечение может составить до 5%;
  • следующее требование касается внесения обеспечения. Участников торгов обязали направлять средства на специальные счета, которые должны быть открыты в банках для этих целей. Каждый счет может использоваться только для одного контракта.

Неприятным нововведением станет то, что операторы электронных площадок будут наделены правом взимания средств за участие в госзакупках. До этого участие в торгах было бесплатным.

Формула расчета штрафов по ФЗ 44 в 2019 году

Какие бывают штрафы по 44 ФЗ

Далеко не всегда участники тендеров действуют строго в рамках установленных законодательством правил. Часто встречаются случаи, когда сами заказчики или поставщики услуг не выполняют взятые обязательства.

В этом случае КоАП (Кодекс об административных нарушениях) предусматривает пени и некоторые другие административные взыскания в отношении нарушителя. Встречаются два наиболее распространенных вида нарушений:

  • неполное исполнение условий контракта, за что заказчик вправе требовать неустойку (товар либо услуга не совпадает с тем, что было указано в договоре);
  • срыв сроков исполнения, за что также накладывается взыскание (если просрочка произошла по вине поставщика, а не заказчика).

Размеры штрафов устанавливают в зависимости от степени нарушения.

Ответственность за нарушение условий контракта

Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.

Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:

  • должностных лиц официальных ведомств;
  • специализированных компаний;
  • лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
  • операторов электронных площадок;
  • всех участников сделки.

Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.

Штрафы для заказчиков

Нарушения встречаются не только со стороны поставщиков товаров или услуг, но и среди заказчиков, хотя и реже. Чаще всего происходят следующие несоблюдения установленных правил:

  • неверный выбор способа определения исполнителя контракта;
  • неправильная форма осуществления тендера;
  • несоблюдение срока возврата средств, направленных на обеспечение торгов.

Минимальный штраф для должностных лиц составляет 5 тыс. руб. и может достигать нескольких сотен тысяч рублей для юридических лиц.

Штрафы для поставщиков

Наиболее крупный штраф предусмотрен для тех поставщиков, которые отказываются от подписания договора, если при этом объект контракта – оборонные товары, не имеющие аналогов, или поставщик – единственный, кто может обеспечить поставку товаров для оборонки в нужном объеме.

В этом случае штрафы устанавливают для должностных и для юридических лиц. Предприятию или компании придется заплатить до 1 млн. руб.

Поставщик обязан предоставить именно те товары, о которых идет речь в договоре. Например, нельзя передавать заказчику изделия, год которых отличается от установленного контрактом. В зависимости от тяжести нарушения предусмотрен штраф в размере от 5 до 15% от стоимости невыполненных обязательств.

Наказание за срыв сроков

На общую сумму штрафных санкций влияет длительность срыва сроков. За каждый день просрочки поставщику придется заплатить неустойку.

Если задержка составляет менее 2 суток, начисляется пеня в размере 3 тыс. руб. (кроме оборонных заказов, где даже за незначительную просрочку придется заплатить 30 тыс.).

В дальнейшем сумма взыскания будет расти. Закону обязаны следовать операторы электронных площадок, которым за несоблюдение периода блокировки назначат штраф в 15 тыс. руб.

Таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями 2019 года

За несоблюдение установленных законом правил и заказчику и поставщику услуг грозят серьезные санкции. Ознакомьтесь с полным перечнем взысканий, который включает таблица штрафов по 44 ФЗ с изменениями этого года.






Скачать официальный текст закона №44

Чтобы не оказаться в ситуации, в которой будут наложены штрафные санкции, необходимо следовать законодательным нормам и следить за последними изменениями редакций проекта. Для этого предлагаем скачать официальный текст закона №44.

Как оплатить штраф по 44 ФЗ

Заказчик, который не удовлетворен исполнением контракта (нарушены условия, сорваны сроки), имеет право обратиться в суд с требованием взыскать с поставщика неустойку. Сделать это нужно до истечения срока давности (3 года). Суд принимает решение, согласно которому нарушителя штрафуют, и выносит постановление о переводе на счет заказчика установленной суммы.

Федеральный закон №44 в полной мере регламентирует обязанности обеих сторон, участвующих в закупках. Нарушение установленных правил чревато внушительными денежными санкциями, как для заказчика, так и для поставщика.

В статье рассмотрим, какая ответственность сторон по контракту предусмотрена 44-ФЗ, а также какие могут быть применены меры уголовной и административной ответственности.

Из статьи вы узнаете:

Постановление Правительства об ответственности по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ предусматривает ответственность для заказчиков и поставщиков на случай нарушения сроков и других важных условий контракта. Санкции указаны в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042. Далее рассмотрим, что ждет поставщика, а что - заказчика.

Ответственность по 44-ФЗ для поставщика

Если говорить о нарушениях, не касающихся сроков, за каждое поставщика ждет штраф. Сумма напрямую зависит от цены контракта. Установлена такая градация:

  • при цене до 3 млн руб. - 10% цены контракта;
  • 3-50 млн руб - 5%;
  • 50-100 млн руб. - 1%;
  • 100-500 млн руб. - 0,5%;
  • 500 млн - 1 млрд руб. - 0,4%;
  • 1-2 млрд руб. - 0,3%;
  • 2-5 млрд руб. - 0,25%;
  • 5-10 млрд руб. - 0,2%;
  • более 10 млрд руб. - 0,1%.

Бывает так, что нарушением является обязательство, которое не имеет стоимостного выражения. В этом случае размер штрафа будет таким:

Если же нарушение связано со сроками, начисляются пени: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта, уменьшенной на сумму выполненных обязательств, за каждый день просрочки.

Поставщики, подрядчики и исполнители платят штрафы по Закону № 44-ФЗ, как и заказчики. Однако наказывают только контрагентов, которые неверно заключили, изменили или расторгли контракт. Размеры штрафов и примеры смотрите в таблице.

Штраф за неисполнение контракта по 44-ФЗ поставщиком СМП

Если поставщик из числа малых предприятий, для него суммы штрафов менее жесткие:

  • 3% от цены контракта, если цена менее 3 млн. руб.;
  • 2% - если цена больше 3 млн, но меньше 10 млн руб.;
  • 1% - если цена больше 10 млн, но меньше 20 млн руб.

Ответственность заказчика по 44-ФЗ

Для заказчика действуют фиксированные суммы штрафов за нарушение обязательств, не связанных со сроками:

  • 1000 руб., при цене контракта до 3 млн. руб.;
  • 5000 руб. - от 3 млн. до 50 млн. руб.;
  • 10000 руб. при цене от 50 млн. до 100 млн. руб.;
  • 100000 руб., если цена контракта превышает 100 млн. руб.

Если заказчик сорвал сроки, он выплачивает пострадавшей стороне 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от невыплаченной в срок суммы.

Административная ответственность по 44-ФЗ в 2019 году

Грозит за:

  • неправильный выбор способа закупки, условий процедуры - ст. 7.29 КоАП РФ;
  • неверный расчет НМЦК по ГОЗ - ст. 7.29.1 КоАП РФ;
  • отказ от заключения контракт по ГОЗ - ст. 7.29.2 КоАП РФ;
  • нарушение правил планирования закупок - ст. 7.29.3 КоАП РФ;
  • нарушение порядка осуществления закупок - ст. 7.30 КоАП РФ;
  • несоблюдение регламента ведения реестра контрактов - ст. 7.31 КоАП РФ;
  • нарушение сроков возврата обеспечения - ст. 7.31.1 КоАП РФ;
  • нарушение порядка подписания госконтракта - ст. 7.32 КоАП РФ.

Тип административной ответственности по 44-ФЗ зависит от конкретного нарушения. Например, за отклонение заявки по основаниям, не предусмотренным в 44-ФЗ, заказчику грозит штраф - 5% от НМЦК. Если нарушены сроки размещения необходимых документов, штраф может доходить до 30 тыс. руб. для контрактного управляющего и до 100 тыс. руб. для юрлица.

Ответственность заказчика по Закону № 44-ФЗ. Таблица с примерами всех нарушений и размерами штрафов

Для каждой из 14 групп нарушений - понятный пример из практики и размер штрафа. Отменить или снизить штраф можно в административном порядке - обратиться в вышестоящий орган или в суде. Жалобы рассматривают арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

Скачать таблицу

Уголовная ответственность по 44-ФЗ

С 2018 года УК РФ пополнился двумя статьями, касающимися сферы госзаказа. Уголовная ответственность по 44-ФЗ предусмотрена за злоупотребления (ст. 200.4 УК РФ) и подкуп контрактного управляющего или члена комиссии (ст. 200.5 УК РФ).

По ст. 200.4 УК РФ наказывают за нарушения закона о контрактной системе из корыстной или иной личной заинтересованности. Если деяние причинило крупный ущерб, преступнику грозит:

  • штраф до 200 тыс. руб.;
  • принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до 3 лет или без нее;
  • лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией или без.

Если за преступлением стоит группа лиц или причинен особо крупный ущерб, максимальный штраф составляет 1 млн руб, а предельный срок - 7 лет.

Под подкупом работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии понимают:

  • передачу денег, имущества;
  • оказание услуг имущественного свойства;
  • предоставление имущественных прав.

Это считается нарушением при условии, что ценности передаются за действия или бездействие в пользу участника закупки или другого заинтересованного лица.

В общем случае нарушитель может получить одно из следующих наказаний:

  • штраф до 500 тыс. руб.;
  • условный срок до 2 лет;
  • исправительные работы до 2 лет;
  • принудительные работы до 3 лет со штрафом или без;
  • лишение свободы до 3 лет со штрафом или без.

Самому контрактному управляющему за незаконное получение денег и имущества грозит штраф до 1 млн руб., дисквалификация до 3 лет, принудительные работы или срок до 3 лет.

Практика

Смотрите на примере, как контрактный управляющий запутался с «не менее» и «не более» в документации и получил штраф. Заказчик проводил аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту сельского дома культуры. В числе прочего закупались материалы для ремонта. В описании объектов закупки были допущены нарушения, за которые заказчик поплатился штрафом (Постановление Алтайского республиканского УФАС России от 26.12.2018 по делу № 79/з).

К бетонной смеси установили такие требования: «Бетон должен соответствовать марке морозостойкости по первому базовому методу, значение которого не менее чем F1 150, но и не более F1 300 (ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015)». Однако в соответствии с п. 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 «Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия» по показателям качества бетоны подразделяют, в том числе по морозостойкости по первому базовому методу: F1 50, F1 75, F1 100, F1 150, F1 200, F1 300 и т.д. То есть марка по морозостойкости не имеет максимального и минимального значения, а используется точный показатель. Установив требование о диапазонном значении, заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Ту же самую ошибку заказчик допустил с осадкой конуса. По документации бетонная смесь должна иметь значение не менее чем П2, минимальное значение осадки конуса - не менее чем 1 см, а максимальное - не более 15 см. Заказчик снова сослался на ГОСТы 7473-2010 и 26633-2015. Однако в соответствии с п. 5.1.4 ГОСТ 7473-2010 марка по осадке конуса не имеет максимального и минимального значение, используется точный показатель.

Кроме того, в аукционной документации содержались требования к показателям толщины и ширины доски, не позволяющие определить потребность заказчика. Установлен диапазон «не более чем 100 мм, не менее чем 100 мм», при этом в таблице заказчик указывает возможные величины: толщина (мм) 19, 22, 25, 16, 32 или 40, 50, 60 и ширина (мм) 100, 125, 150, 175 и т.д. Это вводит участников в заблуждение. Все эти нарушения подпадают под часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Величина штрафа по КоАП РФ единая для всех - 3 тыс. руб. Отвечать за нарушение пришлось первому заместителю главы Администрации района.

С административными штрафами все более-менее просто: суммы установлены в КоАП РФ. А вот с неустойкой, предусмотренной 44-ФЗ и контрактов, нередко приходится мучиться. В следующем примере смотрите, Могут ли поставщика оштрафовать за отсутствие на приемке (Решение Арбитражного суда Самарской области от 22.10.2018 по делу № А55-18921/2018).

Нарушения и просрочка: уменьшаем размер требований в суде

О чем пойдет речь: подрядчик выиграл аукцион на строительство музея и не смог сдать работы вовремя. Заказчик закрыл глаза на продление срока, но после этого оказалось, что в проектной документации есть ошибки, которые исправить нельзя. В итоге подрядчик лишился контракта, оплаты и обеспечения. Конфликт привел стороны в суд. Подрядчику не удалось доказать, что он не виноват в нарушениях, но суд уменьшил размер требований заказчика на значительную сумму. Читайте в обзоре о том, как сократить неустойку в три раза и сохранить репутацию ответственного подрядчика.

Читать обзор дела

ООО «Ланда» и Управление Судебного департамента в Самарской области заключили госконтракт на поставку канцелярских конвертов для районных и городских судов Самары и Самарской области. В итоге поставщик нарушил общий срок поставки на полмесяца. Какие-то суды получили канцтовары на 2 дня позже, а какие-то - на 17 дней. По условиям контракта за просрочку начислялись пени. Заказчик насчитал 337,11 руб.

В контракте помимо прочего говорилось о том, что поставщик обязан участвовать в приемке товара. Заказчик уведомил компанию «Ланда», но ни один из ее представителей в назначенный день не явился. Решив, что пункт контракта нарушен, заказчик оштрафовал поставщика за неисполнение обязательства, не имеющего стоимостного выражения, на 1000 руб.

Суд подчеркнул, что ответственность по контракту наступает только лишь в том случае, когда несоблюдение обязательства стало причиной нарушения каких-либо прав и законных интересов сторон. А неустойкой обеспечиваются лишь те обязательства, нарушение которых способно причинить вред сторонам. Само по себе отсутствие поставщика на приемке заказчику никак не навредило. Поэтому суд отказал в требования выплаты 337 руб. 11 коп. пени и штрафа в размере 1000 руб.

Однако взыскать деньги с поставщика заказчику все же удалось. В ходе приемке он выявил нарушения контракта. В частности, согласно требованиям белые конверты должны укладываться в пачки по 50 штук и должны быть скреплены бумажной лентой шириной 41 мм., образуя пачки. Но фактически поставленные конверты в пачки сформированы не были, бумажной лентой не скреплены. Заказчик насчитал штраф 9 446 руб. 23 коп. - 3% от цены контракта. Это требование суд счел вполне законным, поскольку нарушения подтверждены документами. В итоге суд удовлетворил только его, лишив заказчика пени и штрафа за отсутствие поставщика на приемке. Иск удовлетворили частично.