Швейцарская фирма нога. Россия фирме Noga ничего не должна! За что Россия была должна

Дисциплина: Культурология
Тип работы: Доклад
Тема: Компания «Нога» против Правительства Российской Федерации: история арестов российского имущества

«Компания «Нога» против Правительства Российской Федерации: история арестов российского имущества»

Судебное разбирательство между швейцарской компанией Нога и правительством России началось еще в начале 1990-х годов. В 1991-1992 годах правительство России заключило с компанией «Нога» несколько контрактов на сумму около $1,4 миллиарда, по которым компания обязалась поставлять продукты питания и удобрения в обмен на нефтепродукты. С тех пор обе стороны оспаривают выполнение условий соглашения противной стороной.

По условиям соглашений, Россия отвечала за выполнение контрактов своим имуществом. В 1993 году российское правительство расторгло договор, и Нога подала иск на взыскание с России долга в размере примерно $680 миллионов.

В начале февраля 1997 года Стокгольмский международный суд в обеспечение иска фирмы Нога, требующей возмещения Россией убытков в связи с расторжением договора о бартерных поставках продовольствия и товаров народного потребления в обмен на нефтепродукты, вынес решение, в соответствии с которым долг России фирме был оценен в $23 миллиона.

В мае 2000 года в обеспечение иска фирмы Нога против России арбитражный суд Стокгольма принял решение начать аресты средств на российских счетах за рубежом.

В 2000 году Нога добилась во Франции ареста счетов Центробанка РФ и российского парусника \"Седов\", а в 2001 году попыталась арестовать российские самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже. Самолеты Су-30МК и МиГ-АТ, привезенные нашими авиафирмами, были арестованы мэтром Леклерком. Однако пока судейский чиновник ходил по офисам администрации выставки, французские власти обеспечили самолетам воздушный коридор и выпустили их из страны.

Обе машины благополучно достигли аэродромов Чехии. А затем вернулись на родину. А \"Нога\" подала иск - теперь уже на дирекцию Объединения парижских аэропортов, организаторов салона в Бурже, коменданта местного аэродрома и Российское авиационно-космическое агентство. Суть иска - \"похищение объектов, подвергнутых судебному аресту\". У прокурора Жан-Луи Вуарена, представляющего на процессе государство, своя точка зрения на происшествие. \"Самолеты МиГ и \"Сухой\" были военными машинами и не могли быть арестованы представителями \"Ноги\". У этих частных лиц не было необходимого правительственного разрешения на обладание или хранение военной техники. Кроме того, в момент ареста юридически оба самолета находились не на французской территории, а в специальной временной таможенной зоне, созданной на время проведения салона в Бурже,\" - считает прокурор.

Впоследствии счета были разблокированы, а аресты имущества признаны незаконными.

В 2002 году Авиационный военно-промышленный комплекс (АВПК) \"Сухой\" разрабатывал вопрос о подаче встречного иска к швейцарской фирме \"НОГА\". С таким заявлением выступил на пресс-конференции в Москве генеральный директор АВПК Михаил Погосян. Правда, при этом он отметил, что \"решение о подаче такого иска должно приниматься с учетом понимания перспектив его выиграть\".

Столь громкое заявление было сделано не случайно. АВПК \"Сухой\" готовился к участию в международном авиасалоне \"Фарнборо-2002\", который состоялся с 22 по 28 июля 2002 г. на одноименной авиабазе под Лондоном. Проходящий раз в два года, он является крупнейшим событием для самолетостроителей Европы и мира: на предыдущей выставке 2001 года работали 1287 компаний-участников, представлявших производителей авиатехники как военного, так и гражданского назначения, экспортеров и импортеров авиатехники из более чем 30 стран, а общая сумма заключенных тогда контрактов достигла 52 млрд. долл. США. Но \"Сухой\", который будет участвовать на выставке в кооперации со своими основными соразработчиками (в Фарнборо они развернули экспозицию в отдельном павильоне площадью свыше 300 кв. м), не стал выставлять образцы своих самолетов, в том числе истребитель Су-30 МК, именно из-за угрозы ареста самолета по иску швейцарской компании \"НОГА\".
В середине июня российские самолеты не смогли принять участие в праздничном авиашоу в небе Франции на торжествах, посвященных годовщине формирования авиационного полка \"Нормандия-Неман\". Также не состоялся перелет двух российских истребителей по чкаловскому маршруту Москва-Северный полюс-Портленд, самолеты могли конфисковать по судебному иску швейцарской фирмы \"Нога\".
Необходимо отметить, что впервые с 1990 г. отменялся показательный пилотаж российских самолетов на международной выставке. По словам Погосяна, неучастие в салоне в Фарнборо может отрицательно скажется на продвижении российской авиационной техники на зарубежный рынок. Хотя машины марки \"Су\" хорошо известны в мире, тем не менее, любой авиасалон является своеобразным смотром достижений компаний, производящих технику. И показ летных характеристик крылатых и винтокрылых машин, их демонстрация - это своего рода подведение итогов работы фирмы. В связи с этим теряется многомиллионная выгода от сделок.

Накануне в Швейцарии по запросу компании Нога была арестована коллекция картин из Пушкинского музея Москвы, страховая стоимость которых оценивается в $1 миллиард.

Сначала адвокаты Нога обратились к управлению судебного преследования (Office des poursuites) в Женеве, которое делегировало необходимые полномочия такому же управлению в городе Мартиньи (кантон Вале), где с 17 июня по 13 ноября этого года проходила выставка картин из Пушкинского музея.

По словам Вейе (адвокат швейцарской компании Нога Ален Вейе), перед тем, как принять решение об аресте картин управление судебного преследования обратилось за экспертной оценкой, результаты которой показали, что картины могут быть арестованы, так как они не обладают государственным или дипломатическим иммунитетом.

Кроме того, российская сторона не получила от правительства Швейцарии необходимые в данном случае гарантии реституции, утверждают адвокаты Нога.

Картины были арестованы 11 ноября, однако затем в дело вмешался федеральный департамент иностранных дел (МИД) Швейцарии, и управление судебного преследования в Мартиньи было вынуждено снять арест во вторник, 15 ноября.

Тогда адвокаты Нога обратились в суд Мартиньи, который постановил приостановить исполнение решения о снятии ареста до тех пор, пока этот вопрос не будет рассмотрен в судебном порядке.

Таким образом, картины, которые в это время уже направлялись к границам Швейцарии, были повторно арестованы - три фуры Базеле и одна в Женеве.

Однако вечером того же дня Федеральный совет (правительство) Швейцарии собрался на специальное заседание и отменил все решения властей кантона Вале об аресте картин. Это решение вступило в силу немедленно и не могло быть опротестовано. Постановление Федерального совета основывалось на статье 184 (пункт 3) федеральной Конституции, позволяющей ему принимать подобные решения \"ради защиты национальных интересов\".

Глава Минфина РФ Алексей Кудрин накануне сообщил РИА Новости, что Россия по-прежнему судится со швейцарской фирмой Нога. \"Сейчас Россия находится в состоянии судебного разбирательства с фирмой Нога с целью разрешить ситуацию с арестами российского имущества по требованию этой компании\", - сказал Кудрин.

\"Мы признаем решение Стокгольмского арбитража 1997 года, вынесенное в пользу Нога, и неоднократно предлагали выполнить его на условиях урегулирования коммерческой задолженности бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов\", - отметил министр.

Как пояснили РИА Новости в министерстве финансов РФ, эти условия предусматривают реструктуризацию задолженности с отсрочкой выплат. Такие условия приняли все коммерческие кредиторы бывшего СССР и России, кроме фирмы Нога.

\"Международный принцип равенства кредиторов не позволяет делать при достижении такого соглашения с Лондонским клубом какие-либо исключения, - сказал собеседник агентства. - Однако фирма Нога потребовала выплатить ей весь долг сразу, несмотря на многократные предложения выплатить его с отсрочкой, как и всем остальным компаниям\".

7 апреля 2003 года Швейцарская фирма \"Нога\" отозвала свой иск, в котором требовала привлечь к ответственности руководство \"Росавиакосмоса\" и администрацию международного авиационно-космического салона в Ле-Бурже.

Об этом адвокат компании объявил в среду на заседании суда высшей инстанции парижского пригорода Бобиньи, где рассматривался иск. Тем самым \"Нога\" фактически признала свое поражение в деле о попытке ареста российских самолетов Су-30МК и МиГ-АТ, которые были представлены в Ле-Бурже в июне 2001 года.

Как стало известно РИА \"Новости\", еще 1 апреля глава адвокатской фирмы \"Стази\", представляющий в данном деле интересы компании \"Нога\", направил в суд Бобиньи письмо, в котором сообщил, что \"Нога\" отзывает иск.

На заседании суда адвокат компании Эмманюэль Мерсинье подтвердил, что \"Нога\" отзывает иск и отказывается от дальнейших действий по данному делу.

В интервью РИА \"Новости\" Мерсинье сообщил, что мотивом для отказа от иска послужило принятое в декабре минувшего года решение Кассационного суда Парижа. Оно отменило предыдущее решение Апелляционного суда, по которому французские судебные исполнители имели право по требование компании \"Нога\" арестовывать российскую собственность и финансовые счета российских государственных учреждений на территории Франции.

Как сказал в интервью РИА \"Новости\" адвокат Доминик Сантакрю, представлявший интересы российской стороны, свою роль, безусловно, сыграло и другое решение суда, который признал сам арест российских самолетов незаконным, поскольку они являются военным имуществом и не подлежат аресту на территории Франции.

В свою очередь, адвокат Игорь Зенкин, также представляющий интересы российской стороны, высказал мнение о том, что отказ от иска может быть \"частично связан\" с финансовыми трудностями компании \"Нога\".

\"Конечно, финансировать адвокатов, которые проигрывают все дела, можно, если у тебя есть очень много денег. А все предыдущие дела адвокатами швейцарской компании были проиграны\", - отметил Зенкин.

Он также сообщил, что на сегодняшний день во французских судах больше нет дел, связанных с исками компании \"Нога\", и высказал надежду на то, что впредь фирма не будет затевать судебные процедуры во Франции.

По словам адвоката Сантакрю, \"теоретически \"Нога\" может попытаться получить новое судебное разрешение на действия судебных исполнителей\", однако такая перспектива представляется ему \"маловероятной\".

\"Во всяком случае, на сегодняшний день нам о таких попытках ничего не известно\", - сказал адвокат.

Таким образом, вроде бы можно говорить, что в деле «Нога против России» поставлена точка. Однако, вполне вероятно, что компания Нога вновь повторит свои попытки ареста российской недвижимости.

Забрать файл Компания Noga d"Importation et d"Exportation, входящая в группу Noga, уже почти 15 лет не дает покоя России. История началась 12 апреля 1991 года, когда компания заключила с правительством тогда еще РСФСР контракт о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений.

Залогом кредита была российская нефть.

Недолгий контракт

После развала СССР Россия объявила себя правопреемником Советского Союза. Вместе с долгами, собственностью и всем остальным достался ей и контракт с Noga, который был перезаключен 29 января 1992 года.

Краеугольным камнем контракта 1991-го был параграф 8 (или параграф 9 контракта 1992 года), когласно которому, заемщик (то есть правительство России) не имело права пользоваться иммунитетом против отторжения собственности, доходов или активов.

В 1993 году Россия прекратила оплату контрактов на поставку товаров, обвинив Noga в попытке подкупа государственных чиновников: Москва говорила, что нефть поставлялась компании по заниженным ценам, а товары покупались ею для России по завышенным. Впрочем, тогда таких сделок было немало.

Компания потребовала выплатить ей все; правительство отказалось.

Правительство предлагало разрешить вопрос о долге, но не готово было оплачивать проценты. Кредиторы компании даже готовы были купить российский долг за 12% его стоимости, но Noga отказалась и решила попытаться взыскать все целиком.

Noga стояла на грани банкротства, когда предложила жаждущим крови кредиторам план спасения. Главным в этом плане было отсуживание у России долгов в счет контракта 1991 года.

1 февраля 1997 года арбитражный суд Стокгольма присудил правительство России к выплате фирме Noga 23 млн. долларов.

Через пять месяцев сумма долга с учетом процентов выросла до 27,3 млн долларов. Российское правительство попыталось опротестовать решение, однако протест был отклонен 17 июня 1998 года.

В начале 2000 года от угроз компания перешла к действиям.

Корабли и самолеты

Парижский суд вынес решение в ее пользу, и в течение года во Франции были арестованы счета Центробанка России, миссии при ЮНЕСКО и посольства России в этой стране на общую сумму в 63 млн. долларов, а также учебный парусник "Седов", пришедший на международное шоу во французский Брест.

Парусник удалось "отбить": адвокат Мишель Куимбер, представлявший интересы Мурманского технического университета, на чьем балансе и был "Седов", доказал суду, что правительственной собственностью корабль назвать нельзя.

Затем усилиями адвокатов были разморожены и арестованные счета - там тоже удалось доказать, что активами правительства они не являются.

Однако дело серьезно осложнило отношения между Москвой и Парижем. В частности, именно арест парусника назывался причиной отказа Владимира Путина встретиться с Жаком Шираком во время саммита Большой восьмерки.

Следующий акт "перетягивания каната" произошел через год на авиасалоне в Ле-Бурже, когда два российских самолета - многоцелевой истребитель Су-30МКК, разработанный для Китая, и учебный МиГ-АТ - были вынуждены срочно покинуть Францию под угрозой ареста.

Французские власти хотели изъять их как российскую собственность - во исполнение все того же решения парижского суда.

Ко всеобщему конфузу произошло это как раз накануне визита французского президента в Россию. Российская и украинская делегации отменили все показательные полеты. СМИ в России породили целую серию конспирологических объяснений - от желания НАТО добраться до военных секретов до конкурентной борьбы западных авиакомпаний и закулисных интриг опального олигарха Бориса Березовского.

В 2003 году, опасаясь повторения неприятностей, Россия существенно ограничила свое присутствие на авиасалоне.

Но в 2001-м претензии Noga признал и Нью-йоркский суд, причем общая сумма выросла уже почти до 500 млн. долларов.

К концу года адвокаты компании говорили, что Россия должна ей почти 800 млн. долларов, но что она готова удовлетвориться лишь восьмой частью этой суммы. Москва, однако, на это решила не идти.

Вздохнуть свободнее Россия смогла в 2003 году, когда апелляционный суд Парижа лишил Noga права добиваться ареста российской собственности на территории Франции.

Однако вне территории Франции компании было действовать было проще, что она и доказала 16 ноября 2005 года, когда по ее требованию были арестованы картины Музея изобразительных искусств, привезенные в Швейцарию на выставку.

Скорее всего, этот арест закончится так же, как и предыдущие, - освобождением. Адвокаты будут ссылаться на решение парижского суда и пытаться доказать, что картины не принадлежат правительству России.

Noga и ее отец

Компания, доставившая столько головной боли России, создана родившимся в 1922 году в еврейской семье то ли в Саудовской Аравии, то ли в Судане предпринимателем Нессимом Гаоном.

Его отец был чиновником колониальной администрации в Хартуме, а сам Гаон-младший свою карьеру начал во время Второй мировой войны в рядах британской армии (по некоторым данным, в разведке).

Он дослужился до капитана, уволился и занялся бизнесом в Судане. После обретения Суданом независимости компания Гаона стала чуть ли не полным монополистом экспорта суданского хлопка. Потом Гаон активно занимался экспортно-импортными операциями в погрязшей коррупции независимой Нигерии.

А потом перебрался в Женеву, где и создал группу Noga. Последние несколько лет бизнес Гаона находится в аховом состоянии: его банкротят кредиторы.

Основными видимыми активами компании были игорные дома и отели, в частности, женевский "Хилтон", который она уже потеряла в счет долгов кредиторам и швейцарской казне.

При том что основной бизнес Гаона находится в Европе, его политический вес сосредоточен в Израиле. Его дочь замужем за сыном бывшего президента Израиля Хаима Герцога, а сам он был одним из посредников при заключении мирного соглашения между Израилем и Египтом.

В последние 30 лет Гаон возглавляет Всемирную федерацию евреев-сефардов и остается вице-президентом Всемирного Еврейского конгресса.



Федеральный суд Швейцарии 9 декабря 2008 года окончательно подтвердил необоснованность попыток швейцарской компании Noga преследовать российские активы на территории Швейцарии. Об этом говорится в заявлении Министерства финансов России, опубликованном в пятницу на его сайте.

Тем самым решение нижестоящего Арбитражного суда при Международной торговой палате в Париже от 5 июня 2007 года, отклонившего претензии компании Noga к России, окончательно и новому обжалованию не подлежит, поясняется в заявлении.

Федеральный суд Швейцарии предписал компании Noga выплатить суду 100 тысяч швейцарских франков (86,5 тысячи долларов) в качестве покрытия судебных издержек. Компании также предписано выплатить Российской Федерации 110 тысяч франков в счет возмещения расходов, понесенных при ответе на апелляционную жалобу Noga.

Суть претензий Noga и история судебной тяжбы

Как подчеркивается в сообщении Минфина, предписание о выплате компанией значительных по швейцарским меркам сумм дополнительно свидетельствует о негативной реакции швейцарских судебных органов на подачу Noga необоснованной апелляции.

В июне 2007 года Арбитражный суд, в частности, постановил, что соглашение 2002 года между швейцарским адвокатом Мартином Шварцем, действовавшим якобы от имени правительства РФ, и компанией Noga - никогда не вступало в юридическую силу и не содержало признания Россией какой-либо задолженности перед Noga и, соответственно, обязательств погашения долга.

Этот никогда не вступавший в силу документ предполагал, что Российская Федерация в обмен на отказ Noga от судебного преследования выплатит компании 800 миллионов долларов плюс проценты за период до даты погашения "долга", говорится в заявлении.

Суть претензий Noga и история судебной тяжбы

Напомним, требования фирмы Noga в отношении правительства России датируются началом 1990-х годов и возникают из двух кредитных договоров. Согласно этим договорам, Noga должна была финансировать импортные поставки продуктов питания и потребительских товаров российских внешнеторговых организаций. Погашение этого финансирования должно было осуществляться за счет доходов от сырой нефти и нефтепродуктов, поставляемых Россией.

После того, как Россия расторгла договоры, начались судебные тяжбы, в ходе которых российское правительство неоднократно пыталось урегулировать эти обязательства. Однако это не удалось сделать из-за разногласий с компанией Noga.

Между тем, по данным Минфина, в 1993-м и 1994-м годах Noga уступила права требования к России своим четырем швейцарским банкам-кредиторам, позже ее полномочия на взыскание денежных сумм были аннулированы. Тем не менее, аресты российских счетов продолжились. Минфин России счел, что тем самым компания пытается добиться от РФ необоснованной выплаты.

2 января 2008 года Noga, оценившая претензии к российскому правительству на сумму около 49 миллионов евро, приступила к аресту активов ряда российских организаций и ведомств, находящихся на счетах во французских банках. В том числе были заблокированы порядка 79 тысяч евро, находящиеся на французском счете РИА "Новости".

В качестве обоснования своих действий Noga выдвинула утверждение о том, что эти организации якобы являются структурными подразделениями правительства РФ и, таким образом, могут рассматриваться как должники компании.

Все заблокированные средства были освобождены на основании решений четырех французских судов. Позже российские власти подали ответные иски, в которых потребовали возместить 1 миллион евро. Власти считают, что действия Noga и оказывавшего ей содействие французского пристава нанесли ущерб репутации и экономическим интересам РФ.

Фирма ИТМ официально представляет на территории Российской Федерации израильскую компанию Noga Engineering & Technology Ltd , которая признана мировым лидером по выпуску вспомогательного инструмента и оснастки.

Основателями предприятия Noga Engineering & Technology Ltd. считаются Г. Хёрши и его два сына Нефт и Шули (1980 год). До этого знаменательного события Г. Хёрши успешно запустил завод Hanita Metal Works (1941 г.) и открыл фирму Vargus Ltd. (1960 г.). За тридцатилетний период существования Noga профессиональные сотрудники провели обширную и кропотливую работу, нацеленную на проектирование, внедрение, выпуск, ремонт и увеличение номенклатуры изделий компании.

Ассортимент Noga

Ведущими направлениями 30-летней деятельности предприятия Noga можно назвать выпуск:

  • инструментов (шаберов, зенковок, скребков) для удаления острых кромок на деталях;
  • измерительных штативов;
  • систем подачи смазочно-охлаждающей жидкости.

Совершенные штативы Noga точно фиксируют в конкретной точке измерительные головки и различные компоненты. Они классифицируются на стоечные и шарнирные и относятся к механическим устройствам нового поколения.

При выполнении операций металлообработки (токарных, сверления, нарезания резьбы и др.) требуется охлаждение заготовок. Компания разработала и внедрила свои виды СОЖ, полностью удовлетворяющие потребности клиентов.

Вся продукция фирмы NOGA - конкурентоспособная на мировом рынке, потому что разработана с целью экономии средств и времени клиента. Изделия израильской компании высоко оценили покупатели из 60 стран мира посредством открытия собственных представительств или работы авторизованных представителей. Россия не стала исключением. Благодаря дилерской помощи российской компании ИТМ стало возможным приобретение высококачественного импортного инструмента по привлекательной цене.

Инструмент Noga в Москве

Менеджеры ИТМ всегда идут навстречу своим заказчикам, пополняя электронный каталог свежими новинками и востребованной металлорежущей продукцией. Для каждого технического предложения можно подобрать оптимальное решение по лояльной цене. Достаточно обратиться в дилерскую компанию ИТМ по контактным номерам, указанным на сайте, и с вами свяжется компетентный специалист. Вы получите полный ответ на любой интересующий вопрос: приобретения и доставки качественного инструмента Noga; ценовой политики; складской программы и др.

Компания ИТМ благодарит своих покупателей за предпочтение продукции Noga.

Каталог Noga

NOGA представляет свою новую линейку измерительных штативов. Эти совершенные механические устройства предназначены для фиксации в определенной точке как измерительных головок, так и разнообразных компонентов. Штативы подразделены на две группы: шарнирные и стоечные.

РОССИЙСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Российская Федерация унаследовала развитый комплекс связей с Французской Республикой (дипломатические контакты между СССР и Францией были установлены 28 октября 1924 г.).

7 февраля 1992 г. был подписан Договор между Россией и Францией, подтвердивший стремление обеих сторон развивать «отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве». За истекший период их договорно-правовая база пополнилась более чем 100 соглашениями и протоколами, затрагивающими различные сферы сотрудничества.

Двусторонний политический диалог носит регулярный и конструктивный характер. По приглашению Президента Франции Э.Макрона 29 мая 2017 г. В.В.Путин посетил Версаль, где провел переговоры, заложившие новый вектор развития российско-французских связей. В частности, была достигнута договоренность о запуске форума гражданских обществ «Трианонский диалог». 8 июля 2017 г. главы государств повторно встретились «на полях» саммита «Группы двадцати» в Гамбурге, где подтвердили стремление двигаться по пути восстановления полноформатного сотрудничества. В мае 2018 г. прошел ответный визит Э.Макрона в Россию, в ходе которого Президента Франции принял участие в качестве почетного гостя в работе Петербургского международного экономического форума.

Э.Макрон приезжал в Россию поддержать сборную Франции по футболу, которая 10 июля 2018 г. играла в полуфинале в Санкт-Петербурге, а 15 июля 2018 г. победила в финале Чемпионата мира в Москве. В ходе последней поездки французский лидер был принят В.В.Путиным.

Москва и Париж согласны с тем, что в настоящее время отсутствуют серьезные препятствия и для организации встречи глав Правительств России и Франции, последняя из которых датируется 13 февраля 2016 г., когда Д.А.Медведев провел переговоры с М.Вальсом «на полях» Мюнхенской конференции по безопасности.

Регулярные контакты поддерживаются на уровне министров иностранных дел. 20 июня 2017 г. в Москве состоялась первая встреча С.В.Лаврова с Министром Европы и иностранных дел Франции Ж.-И. Ле Дрианом. Стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам двусторонней и международной повестки дня. Диалог продолжился в рамках последующих переговоров, прошедших 6 июля и 8 сентября 2017 г. в Париже и в Москве соответственно. 27 февраля 2018 г. в ходе рабочего визита Ж.-И.Ле Дриана в Москву министры обсудили ситуацию в Сирии и на Украине, а также ключевые вопросы российско-французских отношений.

Основным руководящим органом, определяющим стратегию и направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической и научно-технической областях, является созданная в 1996 г. межправительственная российско-французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества (МПК), ежегодно проходящая под председательством глав правительств. Ее последнее (18-е) заседание прошло в Москве 1 ноября 2013 г. С тех пор французская сторона отложила все консультации в данном формате до урегулирования украинского кризиса.

Главный рабочий орган Комиссии – Совет по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), председателем которой с российской стороны является Министр экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкин, а французскую часть Совета возглавляет Министр экономики и финансов Франции Б. Ле Мэр.

Очередная 23-я сессия СЕФИК состоялась в Москве 19 декабря 2017 г. В рамках заседаний Совета обсуждаются наиболее актуальные темы двустороннего экономического сотрудничества, в частности, в области авиастроения, сельского хозяйства, в энергетике и космической сфере, а также ход реализации перспективных совместных проектов, вопросы развития партнерских связей в сфере высоких технологий, привлечения французских компаний к реализации инфраструктурных проектов в России.

Основным органом сотрудничества по парламентской линии является Большая российско-французская межпарламентская комиссия (БМПК) , возглавляемая председателями нижних палат парламентов двух стран 17-е заседание Комиссии прошло 6 февраля 2013 г. в Париже в рамках визита во Францию С.Е.Нарышкина. Запланированное на 25 июля 2018 г. очередное заседание Комиссии в Москве было перенесено по просьбе французской стороны на осень 2018 г.

В рамках контактов между верхними палатами парламентов 23-26 февраля 2015 г. по приглашению В.И.Матвиенко состоялся визит в Россию Председателя Сената Франции Ж.Ларше. 4-5 апреля 2016 г. он повторно посетил Москву. 16 сентября 2016 г. «на полях» Конференции председателей парламентов стран – членов Совета Европы В.И.Матвиенко встретилась к Председателем Национального Собрания Франции К.Бартолоном. 27 февраля 2017 г. подписан Меморандум о парламентском сотрудничестве между Комитетом Совета Федерации по международным делам и Комиссией по международным делам, обороне и вооруженными силам Сената Франции.

5 апреля 2018 г. в Париже состоялось третье совместное заседание комитетов по международным делам Совета Федерации и Сената Франции. Важный результат – презентация первого в практике взаимодействия двух палат с зарубежными парламентами совместного доклада «Россия – Франция: восстанавливая доверие через парламентский диалог».

По решению президентов двух стран Совместным заявлением министров иностранных дел России и Франции от 8 июля 2002 г. создан Российско-Французский Совет сотрудничества по вопросам безопасности (ССВБ) , в работе которого участвуют министры иностранных дел и обороны двух стран. Первое заседание Совета прошло 15 ноября 2002 г. в Париже, далее заседания проходили поочередно в России и Франции. Последнее 11-е заседание состоялось 31 октября 2012 г. в Париже.

Важным органом взаимодействия в сфере обеспечения безопасности является двусторонняя межведомственная рабочая группа по новым вызовам и угрозам , последнее заседание которой состоялось 29 июня 2015 г. в Париже.

12 июля 2018 г. в Москве состоялись консультации Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушева с Генеральным Секретарем по вопросам обороны и национальной безопасности Французской Республики К.Ландэ, в ходе которых обсуждалась координация действий двух стран перед лицом вызовов и угроз в киберсфере.

Франция – двенадцатый торгово-экономический партнер России . Двусторонний товарооборот по итогам 2017 г. составил 15,5 млрд долл. США, увеличившись по сравнению с 2016 г. на 16,5%. При этом российский экспорт увеличился на 22% и составил 5,8 млрд долл. США, импорт увеличился на 13,4% до отметки 9,6 млрд долл. США. Отрицательное сальдо России в торговле с Францией составило 3,7 млрд долл. США. По итогам ноября 2017 г. Франция занимает 10 место во внешнеторговом обороте России.

По данным платежного баланса Российской Федерации, объем накопленных в России прямых французских инвестиций по итогам первого полугодия 2017 г. составляет 14 млрд долл. США (8-е место среди иностранных инвесторов).

Объем прямых российских инвестиций, накопленных во Франции, по итогам первого полугодия 2017 г. – 3,0 млрд долл. США. Франция традиционно относится к числу ведущих европейских стран-инвесторов, работающих на российском рынке.

Более 500 компаний с участием французского капитала работают на российском рынке в различных отраслях экономики. Наиболее сильные позиции у французских компаний в топливно-энергетическом секторе, автомобилестроении, фармацевтике, пищевой промышленности.

Научно-техническое сотрудничество охватывает практически все направления науки и техники. Развиваются связи в области фундаментальных наук, физики, математики, химии, биологии, а также в прикладных областях: аэрокосмической, энергетике, океанологии, информатике и вычислительной технике, научно-технической информации. В сотрудничестве с французской стороной продолжается разработка новых инновационных проектов.

На 16-м заседании МПК 18 ноября 2011 г. в Москве была подписана Программа действий по реализации партнерства в интересах модернизации. Институциональные рамки и основные направления российско-французского сотрудничества в высокотехнологичных отраслях заданы подписанной в Париже в декабре 2014 г. «Дорожной картой по развитию взаимодействия инновационных территориальных кластеров и французских полюсов конкурентоспособности». Эти документы ориентированы на совместное решение задачи укрепления позиций российских и французских компаний на мировом рынке. Французы наращивают взаимодействие с нами в рамках проекта создания инновационного центра «Сколково».

Авиационно-космическое сотрудничество остается одним из приоритетных направлений нашего взаимодействия с Францией. Визитной карточкой здесь является проект «Союз» в Гвианском космическом центре (ГКЦ)». Первый запуск «Союза» состоялся 21 октября 2011 г. (на сегодняшний день имели место 17 запусков).

ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ее дочерние предприятия продолжают развивать взаимодействие с французскими компаниями и, прежде всего, с одним из своих стратегических партнеров – фирмой «Эрбас». Среди новейших разработок российского авиастроения, осуществляемых совместно с французскими компаниями – региональный самолет «Сухой Суперджет-100», а также среднемагистральный пассажирский лайнер МС-21.

Приоритетное значение обе страны придают развитию кооперации и осуществлению совместных проектов в сфере атомной энергетики , атомного машиностроения и ядерного топливного цикла. Сегодня около 25% потребностей Франции в обогащенном уране обеспечивает Государственная корпорация «Росатом». Ежегодный товарооборот в этой сфере составляет около 3 млрд. долл. США.

Культурные связи между Россией и Францией имеют давнюю историю и весьма насыщены.

Базовое межправительственное соглашение о культурном сотрудничестве заключено 6 февраля 1992 г. В декабре 2004 г. было подписано межправительственное соглашение об изучении русского языка во Франции и французского языка в России. 29 июня 2015 г. подписано межправительственное российско-французское Соглашение о взаимном признании образования, квалификации и ученых степеней. 4 апреля 2016 г. в Париже прошла четвертая (последняя на сегодняшний день) сессия Российско-Французской комиссии по сотрудничеству в области культуры, образования и молодежных обменов.

В 2010 г. под патронажем глав двух государств в России прошел Год Франции, а во Франции – Год России. Набранные темпы получили закрепление в 2012 г. в рамках «Сезонов русского языка и литературы во Франции и французского языка и литературы в России», а также в 2013-2015 гг. в рамках перекрестных «Сезонов кино, театра и изобразительных искусств». В 2016-2017 гг. проведен российско-французский Год культурного туризма, а 2018 г. объявлен Годом русского и французского языков, а также литературы на русском и французском языках.

Палитра мемориальных событий была пополнена мероприятиями, приуроченными в 2012 г. к 200-летию Отечественной войны 1812 г., в 2014 г. – к 100-летию начала Первой мировой войны и 200-летию Зарубежного похода Русской армии, в 2015 г. – к 70-летию Победы во Второй мировой войне, в 2016-2017 гг. – к 100-летию прибытия во Францию Русского экспедиционного корпуса (РЭК) и его участия в сражениях Первой мировой войны.

19 октября 2016 г. в Париже был открыт Российский духовно-культурный православный центр. Он предоставляет широкий спектр возможностей для реализации совместных проектов в культурно-гуманитарной и образовательной сферах.

В Париже с 20 октября 2016 г. по 5 марта 2017 г. проходила подготовленная ведущими российскими музеями выставка «Сергей Щукин. Шедевры нового искусства». Ее посмотрело рекордное число посетителей – более 1 млн 200 тыс. человек. С 3 марта по 4 июня 2017 г. в Одностолпной палате Московского Кремля состоялась выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель».

2017 г. проходил под знаком 300-летия визита в 1717 г. Петра I во Францию, положившего начало официальным отношениям между двумя странами. В этой связи в Париже и Реймсе (один из «петровских» городов) в апреле 2017 г. прошел Международный петровский конгресс «Европейские маршруты Петра Великого (1701-1717), а в Большом Трианонском дворце в Версале 29 мая 2017 года президентами России и Франции была открыта совместная выставка музеев Версаля и Государственного Эрмитажа «Петр Великий. Царь во Франции. 1717». Ряд памятных мероприятий в течение 2017 г. приурочен к 100-летию Русской революции 1917 года.

Важным инструментом гуманитарного взаимодействия становится форум гражданских обществ «Трианонский диалог» , инициатива создания которого была выдвинута В.В.Путиным и Э.Макроном в ходе переговоров в Версале в мае 2017 г. Команды, возглавляемые сопредседателями – ректором МГИМО МИД России А.В.Торкуновым и бывшим послом Франции в России П.Морелем, уже приступили к практической реализации проекта. Основной темой взаимодействия на 2018 г. определен «Город будущего».

В сферу диалога гражданских обществ планируется вовлечь различные направления двустороннего взаимодействия от правочеловеческой тематики до молодежных обменов и бизнеса. Основным каналом взаимодействия между гражданами России и Франции является специально созданная для этих целей «цифровая платформа» (www.dialogue-trianon.ru , www.dialogue-trianon.fr/).

В ходе визита Э.Макрона в Россию в 2018 г. на полях ПМЭФ состоялось первое совместное заседание российской и французской части Координационного совета «Трианонского диалога».

fix

ФРАНЦУЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Общие сведения

Официальное название – Французская Республика. Национальный флаг трехцветный (слева направо по вертикали: синий, белый, красный). Гимн – «Марсельеза». Девиз – «Свобода, Равенство, Братство». Национальный праздник – «День взятия Бастилии» – 14 июля (в 1789 г.). Столица – г. Париж.

Территория – 551695 кв. км, 2/3 занимают равнины. Горные массивы – Альпы (наивысшая точка – Монблан, 4807 м), Пиренеи, Юра, Арденны, Центральный массив и Вогезы. На востоке граничит с Бельгией, Люксембургом, Германией, Италией и Швейцарией, на юге – с Испанией, Андоррой и Монако. Морское побережье (5500 км) омывается Атлантическим океаном, Средиземным и Северным морями. Морской климат на западе, средиземноморский на юге и умеренно континентальный на севере и востоке.

Франция – вторая по численности населения после Германии страна в ЕС. Население на 1 января 2018 г. составляло 67,2 млн чел. (65,2 млн без учета заморских департаментов и территорий) при плотности 117,85 чел./кв.км Коэффициент фертильности – 1,88, рождаемости – 11,4%. Средняя продолжительность жизни – 81,2 года (мужчины – 79,5, женщины – 85,3). 19,6% населения старше 65 лет. Трудоспособное население – 63,8%. Население Парижа – 2,3 млн чел., в границах т.н. Большого Парижа – около 12 млн чел. В 12 крупнейших городах число жителей превышает 250 тыс. чел. (в Марселе – 862 тыс., Лионе – 513 тыс., Тулузе – 472 тыс., Лилле – 350 тыс.).

Общее число иностранцев и иммигрантов по официальной статистике сохраняется на отметке 9-10 млн. В основном это выходцы из стран Магриба и франкоязычной Африки, а также португальцы, итальянцы, испанцы, армяне, русские и др.

Франция не делит граждан по этническому признаку, поэтому в стране нет этнических автономий, в законодательстве отсутствует понятие «национального меньшинства», этническая статистика запрещена. По неофициальной статистике свыше 20 млн французов в той или иной степени связаны с иммиграцией последних ста лет.

Государственный язык – французский. Существуют региональные языки, которые не имеют официального статуса: провансальский, бретонский, эльзасский, корсиканский, каталонский, баскский и др.

Франция – светское государство. Основная религия – католицизм (до 65% верующих, из которых не более 10% посещают церковь), теряющая влияние. Вторая по значению конфессия – ислам (свыше 10% населения), набирающий силу по мере роста численности арабо-мусульманской общины. Около 1 млн протестантов, 200 тыс. православных, 600 тыс. буддистов, 500 тыс. иудеев. Не менее четверти французов считают себя атеистами.

По административному делению Франция состоит из 13 регионов и 96 департаментов в европейской части, 5 заморских регионов-департаментов (о. Гваделупа, Гвиана, о. Мартиника, о. Реюньон, о. Майотта), заморских сообществ (Французская Полинезия, о-ва Сен-Пьер и Микелон, о-ва Уоллис и Футуна, о. Сен-Бартельми, о. Сен-Мартен – сев. часть) и особых территориальных единиц (Новая Каледония, о. Клиппертон, Французские южные и антарктические земли: о-ва Басса да Индия, Европа, Глорьез, Жуан де Нова, Тромлен, Крозе, Кергелен, Сен-Поль и Амстердам, земля Адели в Антарктиде). Базовой административной единицей во Франции является коммуна. В стране насчитывается 36682 коммун (в т.ч. 112 в заморских владениях).

Новая Каледония и в более усеченном виде Корсика имеют особый статус с широкими возможностями самоуправления, правительством (исполнительным советом) и парламентом (территориальным собранием).

Государственное устройство

Франция – демократическое унитарное государство (республика). Форма правления – президентская республика. Действующая конституция, одобренная референдумом в 1958 г., ввела режим Пятой Республики . Отличительные черты – широкие полномочия президента и исполнительной власти. По Конституции страна является единой и неделимой. В 2003 г. в Конституцию внесено добавление, согласно которому «организация Республики децентрализована».

Президент , избираемый на пять лет (с 2002 г.) путем всеобщего и прямого голосования в два тура, следит за соблюдением Конституции и нормальным функционированием госинститутов. Главе государства принадлежит решающая роль в деятельности исполнительной власти. Он назначает и смещает премьер-министра и членов правительства, председательствует в Совете министров и Совете по обороне, является Верховным главнокомандующим вооруженными силами, назначает на высшие гражданские и военные должности, имеет право роспуска парламента.

Очередные президентские выборы во Франции прошли в апреле и мае 2017 г. Результаты первого тура: Э.Макрон (Движение «Вперед!») – 24,01%, М.Ле Пен (Национальный фронт) – 21,3%, Ф.Фийон («Республиканцы») – 20,01%, Ж.-Л.Меланшон («Непокоренная Франция») – 19,58%, Б.Амон (Соцпартия) – 6,36%, Н.Дюпон-Эньян («Вставай, Франция!») – 4,7% Во втором туре убедительную победу над М. Ле Пен (33,9%) одержал Э.Макрон (66,1%), став самым молодым президентом за всю историю Франции (39 лет). Следующие президентские выборы состоятся в апреле-мае 2022 г.

Правительство назначается Президентом. Подотчетно парламенту, который может вынести ему вотум недоверия (абсолютным большинством голосов). Премьер-министр – Э.Филипп, министр Европы и иностранных дел – Ж.-И. Ле Дриан, вооруженных сил – Ф.Парли, внутренних дел – Ж.Колломб, экономики и финансов – Б.Ле Мэр.

Конституционный совет (КС)орган конституционного надзора. Следит за соблюдением Конституции во всех сферах государственной деятельности (с запросом о конституционности законов могут обращаться правительство или группа из не менее 60 депутатов). Состоит из девяти членов с девятилетним сроком полномочий, не подлежащим возобновлению. Обновляется на одну треть каждые три года. Три члена совета назначаются Президентом, три – Председателем Нацсобрания, три – Председателем Сената. Кроме девяти назначаемых членов в КС пожизненно входят бывшие президенты Франции (сейчас – В.Жискар-д"Эстен и Ф.Олланд; Ж.Ширак приостановил свое членство, а Н.Саркози подал в отставку с этого поста).

Председатель КС назначается Президентом Республики. С февраля 2016 г. эту должность занимает бывший премьер-министр и министр иностранных дел Лоран Фабиус.

Государственный совет – действующий при правительстве судебный и консультативный орган. ГС дает заключения по законопроектам и нормативным актам до их принятия правительством, действует как суд последней инстанции по наиболее значимым делам. Госсовет наделен апелляционной компетенцией в отношении низовых судебных инстанций и является кассационной инстанцией по решениям, вынесенным специализированными судебными учреждениями административной юстиции. Председателем Госсовета номинально является глава правительства, практическое руководство осуществляет заместитель председателя. С 29 мая 2018 г. эту функцию выполняет Б.Ляссерр.

Совет по экономическим, социальным и экологическим вопросам имеет консультативные функции при обсуждении законопроектов и постановлений, относящихся к экономической, социальной и экологической сферам. К мнению Совета прислушиваются высшие органы исполнительной и законодательной власти. В Совете представлены социально-политические круги Франции, в т.ч. профсоюзы, объединения предпринимателей, различные НПО. Он может созываться правительством для рассмотрения законопроектов и сам обладает законодательной инициативой. C 1 декабря 2015 г. Председатель – П.Бернаскони.

Высший орган законодательной власти – двухпалатный парламент , состоящий из Национального собрания и Сената.

Национальное собрание (577 депутатов, из них 555 – от метрополии, 22 – от заморских департаментов и территорий) – нижняя палата парламента, избирается на пять лет путем прямого, всеобщего и тайного голосования в два тура по мажоритарной системе с одномандатными округами.

На выборах в Национальное собрание в июне 2017 г. абсолютное большинство получила партия президента Э.Макрона «Республика на марше» (РНМ). В настоящее время места по фракциям распределились следующим образом: РНМ – 313, «Республиканцы» – 100, «Модем» – 31, «Новые левые» – 31, «Непокоренная Франция» – 17, «Левые, демократы и республиканцы» – 16, среди независимых депутатов –– 8 депутатов от Национального объединения.

Председатель Национального собрания с июня 2017 г. – Франсуа де Рюжи (РНМ). Председатель группы дружбы с Россией – Каролин Жанвье (РНМ). Очередные парламентские выборы состоятся в июне 2022 г.

Сенат – верхняя палата парламента, обеспечивает представительство местных органов власти – коммун, департаментов, регионов и заморских территорий. Избирается косвенным голосованием (коллегия выборщиков состоит из депутатов Нацсобрания, мэров, депутатов департаментских и муниципальных советов). Рассматривает законопроекты, направленные ему нижней палатой парламента. При повторном отклонении законопроекта Сенатом окончательное решение принимается Нацсобранием. В случае вакансии поста Президента страны Председатель Сената временно выполняет его функции до избрания нового главы государства. С 2011 г. состав Сената обновляется наполовину каждые три года.

По итогам частичных парламентских выборов 2017г. в Сенате были образованы следующие фракции: «Республиканцы» - 146 мест (основная оппозиционная партия), «Группа социалистов и республиканцев» – 77 мест, «Центристский союз» – 50 мест, «Европейское демократическое и социальное объединение» – 22 места, «Республика на марше» – 21 место. Средний возраст сенаторов – 61 год, а гендерный состав: 68% мужчин и 32% женщин.

Председатель Сената с октября 2014 г. – Жерар Ларше («Республиканцы») Председатель группы дружбы с Россией – Жерар Лонге («Республиканцы»).

Избираемые прямым всеобщим голосованием муниципальные , департаментские и региональные советы имеют собственные бюджеты. Представители центральной власти в департаментах и регионах – префекты , назначаемые Президентом Республики.

Политические партии и общественные объединения

Президентское большинство:

Правящая президентская партия «Республика на марше» (400 тыс. членов, генеральный делегат Кристоф Кастанер), созданная на основе движения «Вперед!», выдвинувшего Э.Макрона в президенты. Может рассматриваться как левоцентристская с либеральным уклоном.

Левоцентристское «Демократическое движение» («Модем», 20 тыс. членов, председатель – Франсуа Байру).

Центристские партии:

«Плавающий» курс по отношению к президентскому большинству взял правоцентристский «Союз демократов и независимых» (СДН, 50 тыс. членов, председатель – Жан-Кристоф Лагард).

Малая правая партия «Действовать!» , (5 тыс. членов, председатель Франк Ристер), объединившая бывших «республиканцев» и центристов, допускающих сотрудничество с правящим большинством.

«Радикальное движение» , созданное в результате объединения в декабре 2017 г. Радикальной партии и Движения левых радикалов (15 тыс. членов, сопредседатели – Сильвия Пинель и Лоран Энар).

Правая оппозиция:

Ведущая оппозиционная партия правого фланга – «Республиканцы» (140 тыс. членов, председатель – Лоран Вокье). Создавалась в 2004 г. как Союз за народное движение (СНД) на основе голлистского «Объединения в поддержку Республики» и центристского «Союза за французскую демократию». Переименована в «Республиканцы» в мае 2015 г.

К превращению в массовую парламентскую партию стремится входящее в тройку основных политических сил страны «Национальное объединение» (бывший «Национальный Фронт», 80 тыс. членов, председатель – Марин Ле Пен), евроскептическая правоконсервативная партия.

В числе малых правых партий набирает авторитет патриотическая «Вставай, Франция» (15 тыс. членов, председатель – Николя Дюпон-Эньян). Идейно близки к ней «Христианско-демократическая партия» (15 тыс. членов, председатель – Жан-Франсуа Пуассон), «Движение за Францию» (16 тыс. членов, председатель – Филипп де Вилье), «Народный республиканский союз» (10 тыс. членов, председатель Франсуа Асселино) и партия «Патриоты» (основана выходцем из Национального фронта Ф.Филиппо). Несколько правее – «Лига Юга» (председатель – Жак Бомпар).

Левая оппозиция:

Леворадикальное объединение «Непокоренная Франция» (500 тыс. членов, основатель и лидер – Ж.-Л.Меланшон).

Социалистическая партия Франции (СПФ, около 40 тыс. членов, первый секретарь – Оливье Фор), стоящая на социал-демократической платформе.

Французская коммунистическая партия (ФКП; 56 тыс. членов, национальный секретарь – Пьер Лоран).

«Европа, экология, зеленые» (8 тыс. членов, национальный секретарь –Давид Корман).

Малочисленные крайне левые объединения: «Независимая рабочая партия» (национальные секретари – Жерар Шиварди и Даниэль Глюкстейн), « Новая антикапиталистическая партия» («рупор» партии – Кристин Пупен), «Рабочая борьба» (лидер – Натали Арто) и пр.

Ведущие профсоюзные организации : Французская демократическая конфедерация труда (CFDT; 860 тыс. членов, генеральный секретарь – Лоран Берже), Всеобщая конфедерация труда (CGT; 680 тыс. членов, генеральный секретарь – Филипп Мартинез), «Рабочая сила» (500 тыс. членов, генеральный секретарь – Жан-Клод Майи). В настоящее время только 8-10% французских трудящихся являются членами профсоюзов.

Около 750 тыс. предприятий (90% – малые и средние) объединены в Движение французских предпринимателей (MEDEF, председатель – Пьер Гаттаз). Заметный вклад в экономическое сотрудничество с Россией вносит международное подразделение этого объединения – MEDEF International (председатель – Жан Бюрель).

В стране действуют десятки тысяч неправительственных организаций (ассоциаций). Французское законодательство в области НКО – одно из самых либеральных в мире.

Экономика

По данным Всемирного банка Франция – седьмая экономика мира по объему национального ВВП (в 2017 г. – 2,6 трлн евро). В 2017 г. рост ВВП – 1,9% (в 2016 г. – 1,1%). Это самый высокий показатель с 2011 г. По официальным прогнозам, в 2018 г. рост экономики ожидается на уровне 1,7%.

По объему промышленного производства Франция сохраняет одно из ведущих мест в мире. В 2017 г. его рост составил 4,5%.

В 2017 г. дефицит государственного бюджета – 67,8 млрд евро или 2,9% ВВП (в 2016 г. – 69 млрд евро или 3,3%).

Объем государственного долга в 2017 г. – 2,23 трлн евро или 98,1% ВВП (в 2016 г. – 2,15 трлн евро или 97% ВВП).

2017 г. вновь отмечен ростом дефицита внешнеторгового баланса. Он увеличился на 14 млрд евро по сравнению с аналогичным показателем 2016 г. и составил 62,3 млрд евро. Экспорт в 2017 г. вырос на 4,5% до 473 млрд евро (в 2016 г. – 453 млрд евро). Импорт – на 6,8% до 536 млрд евро (в 2016 г. – 501 млрд евро). Основными торговыми партнерами Франции являются Германия, Бельгия, Италия, Испания, США и Китай.

Франция занимает седьмое место в списке мировых экспортеров (доля – 3,1%, около 124 тыс. экспортных компаний). Значительная часть экспорта – промышленные товары, транспортное оборудование, продукция наукоемких отраслей. В импортных поставках первое место занимают промышленные товары, машины и оборудование.

С 1 января 2018 г. минимальная гарантированная заработная плата (SMIC) – 9,88 евро в час или 1498,47 евро в месяц из расчета «среднего календарного месяца», т.е. 151,67 рабочих часов (рост на 18 евро в месяц по сравнению с 1 января 2017 г.). Уровень безработицы в 2017 г. – 8,9% активного населения (в 2016 г. – 9,7 %). Темпы роста инфляции в 2017 г. – 1,2% (в 2016 г. – 0,6%).

Внешняя политика

Франция – одна из ведущих мировых держав, постоянный член Совета безопасности ООН , член Евросоюза, НАТО, ОЭСР, «Группы семи» и «Группы двадцати».

В последние годы во внешней политики Франции отмечается ослабление голлистских традиций самостоятельности, она все более «растворяется» в общих подходах Евросоюза и НАТО.

Выступая за реформирование созданной после Второй мировой войны системы глобального управления , Париж настаивает на увеличении числа постоянных и непостоянных членов СБ ООН, продвигает идею добровольного отказа постоянных членов от права вето при рассмотрении Совбезом случаев «массовых преступлений».

Несмотря на ослабление своих позиций в Евросоюзе , Франция остается одним из его лидеров, играя заметную роль при разработке внешнеполитических подходов «единой Европы».

Неизменным приоритетом остается франкоязычная Африка : Франция наращивает присутствие на континенте, особенно в Сахаро-Сахельской зоне, играя ключевую роль в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, содействуя социально-экономическому развитию и политической стабилизации африканских стран.

Другой приоритет – борьба с глобальным потеплением и реализация Парижского климатического соглашения.

Франция адаптирует свою внешнюю политику к меняющимся глобальным реалиям, уделяя повышенное внимание укреплению отношений с динамично развивающимися странами в Азии и Латинской Америке. Акцент делается на «экономической дипломатии» , нацеленной на продвижение французских экономических интересов за рубежом, привлечение иностранных инвестиций в экономику страны. Активно задействуются инструменты «мягкой силы»: НПО, политологические «площадки», культурные и студенческие обмены, политика франкофонии и пр.

Вооруженные силы

Франция располагает сильнейшими в Западной Европе, комплектуемыми на профессиональной основе вооруженными силами. По состоянию на 1 января 2018 г. общая численность ВС составляла 274586 чел., в т.ч. военнослужащих – 210863, лиц гражданского персонала – 63723. Сухопутные войска – 188615 чел., ВВС – 47230, ВМС – 38741.

По целевому назначению вооруженные силы Франции подразделяются на стратегические ядерные силы (СЯС) и силы общего назначения. СЯС включают два компонента: морской, представленный четырьмя атомными подлодками типа «Триумфан» с баллистическими ракетами, и воздушный, насчитывающий 87 самолетов-носителей, в т.ч. размещенных на атомном многоцелевом авианосце «Шарль де Голль». Силы общего назначения включают в себя сухопутные войска, ВМС и ВВС, а также части и учреждения центрального подчинения.

Бюджет Минобороны Франции на 2018 г. предусматривает расходы в объеме 42,82 млрд евро, из которых 18,5 млрд – на закупки ВВТ, ремонт и модернизацию техники; 11,7 млрд – денежное содержание военнослужащих и гражданского персонала, 4 млрд – на проведение внешних операций, обучение личного состава и боевую подготовку.