Синтаксический разбор предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

Синтаксический анализ предложения (обобщение).

В задании ЕГЭ по русскому языку для разбора предлагается, как правило, сложное предложение, что, конечно, не исключает возможности разбора простого осложненного предложения. Наглядно представим краткую информацию о различиях простого и видах сложного предложений, знание которых тебе потребуется для успешного выполнения задания.

Правило.

предложение количество граммати-ческих основ Особенности построения Основные признаки (средства связи, если есть)
1. Простое предложение одна грамматическая основа Может быть осложненным и неосложненным , но оно все равно будет считаться простым , например:

Подлежащее + однородные сказуемые;

Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду .

Однородные подлежащие + сказуемое во мн.ч.;

В садах цвели яблони, груши, вишни и сливы .

Грамматическая основа + причастный оборот/деепричастный оборот;

Дорога, мощенная булыжником , поднималась на вал.

Проводив товарищей , Аня долго стояла молча.

Вводные слова, словосочетания и конструкции; вставные конструкции (попутные указания, замечания, выделяющиеся из синтаксической структуры). Они могут иметь грамматическую основу, но не входят (!) в состав предложения.

Как говорят старожилы , зима будет снежная.

Я не понимал (теперь я понял) , что я делал с близкими мне существами.

-
2. Сложносочин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и сочинительными союзами. Основы равноправны (то есть от одной основы нельзя задать вопрос к другой).

[Ветер дул с суши], и [у берега вода была спокойна] .

Союзы: и, но, а, либо, однако, или, не только… но и
3. Сложноподчин. минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом интонацией и подчинительными союзами. Основы неравноправны (от одной основы можно задать вопрос к другой).

(Когда ветер дул с суши), [ у берега вода была спокойна] .

Когда вода была спокойна? Когда ветер дул с суши.

Союзы и союзные слова:когда, как, будто (словно), что, чтобы, потому что, так как, если; который, какой, чей, кто и т.д.
4. Бессоюзное предложение (БСП) минимум две грамматические основы Основы связаны друг с другом только интонацией. Графически бессоюзное предложение можно распознать с помощью знаков препинания между основами

(, : – ;)

Ветер дул с суши,у берега вода была спокойна .

-
5. Сложное предложение с сочинительной и подчинит. связью минимум три грамматические основы Должны быть признаки пунктов 2, 3, 4

Алгоритм действий.

1. Попробуйте действовать методом исключения неверных вариантов! Чаще всего, два варианта ЕГЭ заведомо неправильные, а остальные весьма похожи.

2. Выделить грамматические основы, определить их количество. Одна основа – предложение простое, если две и более – сложное.

3. Обратить внимание на способы связи грамматических основ и на знаки препинания между ними.

Помни! Сочинительные союзы связывают не только грамматические основы, но и однородные члены предложения, а подчинительные – только грамматические основы!

4. Если предложение сложноподчиненное (СПП), то определить главное и придаточное (задать вопрос от одной основы к другой).

Разбор задания.

1.

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью

1) сложноподчиненное

2) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3) сложносочиненное (ССП)

Выделяем грамматические основы и союзы:

Видно, мало мы размышляем наедине, что до сих пор не знаем этого.

Таким образом, в предложении 2 грамматические основы (видно является вводным словом, поэтому только осложняет первую основу). Варианты 1 и 3 исключатся, так как они предполагают наличие не менее трех основ. Так как в предложении присутствует подчинительный союз что , то это предложение сложноподчиненное (вариант 2).

1. Какая характеристика соответствует предложению:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил, которые можно было разбавить водой.

1. сложное с сочинительной и подчинительной связью

2. сложное с бессоюзной и подчинительной связью

3. сложноподчиненное

4. сложное с бессоюзной и союзной (сочинительное и подчинительной) связью

Определяем количество грамматических основ и связь между ними:

Правда, когда известный сказочник Ганс Христиан Андерсен поселился в гостинице, в оловянной чернильнице оставалось еще немного чернил , которые можно было разбавит ь водой.

Три основы (правда – вводное слово) связаны только подчинительной связью (союз когда и союзное слово которые ).

Вариант ответа – 3.

2. Какая характеристика соответствует предложению:

Интересно, что за год до экспериментального открытия позитрона его существование было теоретически предсказано английским физиком Полем Дираком (существование именно такой частицы следовало из выведенного им уравнения).

Цель : повторить ранее пройденный учебный материал поСПП сразличными видами придаточных.

Задачи :

1. совершенствовать орфографические ипунктуационные навыки; развивать аналитические умения всинтаксическом разборе СПП;
2. развивать исовершенствовать умения инавыки уч-ся посоставлению схем СПП исинтаксического разбора данных предложений;
3. воспитывать у учащихся чувства патриотизма кРодине иуважения кокружающим людям

Форма работы: фронтальная, групповая (домашнее задание)

Оборудование : учебник « Русский язык» ( Э. Д. Сулейменова , З. К. Сабитова , Алматы « Атамра» , 2009), карточки, компьютер (презентация)

Ход урока:

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. (Бахтияр рассказывает стихотворение)

Нимало несвете невиданных стран
Чудесных, богатых, красивых,
Нодорог сердцу лишь ты, Казахстан,
Давший мне жизнь исилы!
Ведь здесь проживает особый народ-
Соткрытой ищедрой душою
Ивдни изобилия, ивгоды невзгод
Мывместе, мырядом стобою.
Мне дорог воздух вольных степей,
Как символ свободы пьянящей!
Тыстал независим, мой Казахстан,
Как внебе орел парящий!
Так пусть твой богатый игордый народ
Незнает нивойн, нинапастей!
Пусть вмире, согласие идружбе живет
Икаждый пусть будет счастлив!!!

Спасибо, Бахтияр, запожелание. Иявам, ребята, предлагаю пожелать что-нибудь друг другу, т. к. выявляетесь нетолько одноклассниками, ноещё идрузьями. (Пожелания уч-ся друг другу)

Спасибо! Вот стакими хорошими пожеланиями ихорошим настроением мыначнём урок.

ІІ. 1) Настрой учащихся наработу

Ияподобрала девиз, под которым мысвами сегодня будем работать:

Ошибок непугайся,
Сошибками справляйся,
Найти верный путь всегда готовым будь.

Так как при изучении нового материала, атакже при повторении мычастенько делаем ошибки, будем стараться ихнесовершать.

Укаждого настоле лежит листочек, накотором выделены элементы нашего урока, напротяжении всей нашей работы япопрошу вас ставить минусы напротив тех заданий, где увас будут ошибки илиже где увас возникнут вопросы. Договорились?

Задачи нашего урока заключаются в том, что мы закрепим весь пройденный материал, связанный со СПП, и будем развивать наши навыки в устном и письменном анализе данных предложений.

2) Орфографическая разминка

Нам нужно немного размяться, и поэтому вначале проведём с вами небольшую орфографическую разминку. Запишем число, классная работа. Кто желает выйти к доске?

1) невежда (неуч, малограмотный), неверие (безбожие, безверие, отрицание), невзгода (беда), невежа (грубый, невоспитанный), недуг (болезнь), недотёпа (неуклюжий, неловкий), небрежность (безалаберность), ненастье (непогода, распогодье), ненависть (вражда, отвращение), неряха (беззаботный, грязный), незнайка () - не употребляются без не

2) несчастье (беда, горе) - счастье; непорядок (беспорядок) - порядок; нездоровье (болезнь) - здоровье; невежливость (грубость) - вежливость; недоверие (подозрительность) - доверие; неодобрение (порицание) - одобрение; независимость (свобода) - зависимость; невнимательность (небрежность) - внимательность; необразованность (глупость) - образованность

Почему я разделила эти сущ.на 2 группы? (разные правила). Прокомментируйте.

Подобрать ко второй группе сущ.синонимы.

Что мы сейчас вспомнили с вами? (правописание не с сущ., а также синонимы)

3) Проверка домашнего задания

А теперь проверим ваше дом.задание. Вы должны были подготовить на сегодняшнее занятие презентацию (анализ СПП с любым типом придаточного), и работали вы в парах. И так начнём, кто желает?

Вопросы учителя к презентации:

1. Может ли один и тот же союз использоваться в разных типах придаточных? Как вы будете определять тип придаточных? Умеете ли вы задавать вопросы?

2. Чем придаточное определительное отличается от придаточного изъяснительного?

4) Повторение придаточных предложений (уст.раб.)

Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаёте вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.

Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (изъян.)

Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд. (цели)

Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (определ.)

У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком умным. (уступки)

У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской. (следствия)

Если бы знал все последствия, не полез бы в воду. (условия)

Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (места)

Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (времени)

А сейчас на повторении выполним цифровой диктант (взаимопроверка).

1. Это СПП с двумя придаточными.
да - 1 нет - 0
2. , (потому что, (сколько),). Эта схема данного предложения: Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько не смотрел, она всё поднималась.
3. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Это СПП с параллельным подчинением.
да - 1 нет - 0
4. Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются. Это СПП с придаточным уступки.
да - 1 нет - 0
5. Это СПП с придаточным условия.
да - 1 нет - 0
6.Решено было идти завтра, если дождь перестанет. Придаточное предложение расположено после главного.
да - 1 нет - 0
7. В русском языке существует 3 вида подчинения.
да - 1 нет - 0

Есть ли, ребята, у вас вопросы по вашим ошибкам? Что вам нужно дома еще повторить?

А сейчас я вам зачитаю текст и попрошу вас определить его основную мысль:

Кочевник, встретив в пустыне умирающего от жажды странника, никогда не проедет на своём верблюде мимо. Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. И уйдёт дальше, чтобы, скорее всего, никогда более не встретиться. Тысячи подобных случаев уложились в степной закон: «Если ты встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Это выражение бескорыстной доброты благороднее морали встречавшихся мне в детстве сказок, где герой помогает выброшенной на берег рыбе, а когда его лодку опрокинул шторм, спасённая им когда-то рыба чудесным образом помогает ему.
(Олжас Сулейменов «Мысли разных лет»)

(Основная мысль текста: доброта, милосердие, понимание без каких-либо корыстных целей)

Спасибо! Все согласны или же у кого-то есть своё мнение?

А теперь основную мысль сформулируйте в письменной форме в виде СПП с любым придаточным и определите его тип.

5) Повторение синтаксического разбора сложного предложения
А сейчас мы с вами вспомним синтаксический разбор сложного предложения. Желающий к доске:
Ещё земли печален вид, а воздух уже весною дышит. (Повест., невоскл., ССП с против.союзом: 1. двусост., распр.; 2. двусост., распр.)
[ ===== _________], а [_________ ========].

Теперь кто мне скажет порядок разбора любого предложения.

На странице учебника 161 имеете порядок разбора СПП, прочитайте, пожалуйста, и скажите, что мы должны уметь определять у СПП?
- Я возьму предложение из текста, которого я вам зачитывала, и сделаем его синтаксический разбор у доски:
Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. (Повест., невоскл., СПП с придат.определ.: 1. двусост., распр., осл.однор.сказ.; 2. двусост., распр.)
[ _____ ======, ====, ======], (где ===== _________).

Чем отличается схема ССП от схемы СПП?

Теперь проанализируем предложение с более сложной структурой:
И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (Повест., невоскл., СПП с придаточ.определит., с однородным подчинением: 1. односост., распр.; 2. односост., распр.; 3. двусост., распр.)
[ _____ ], (которого =====), (кого ________ =====).

6) Закрепление

Тестирование

1. При синтаксическом разборе вначале анализируется предложение:
А) по эмоциональной окраске (по интонации)
Б) по цели высказывания

Г) тип придаточного предложения

2. У СПП мы должны уметь определять:
А) эмоциональную окраску
Б) цель высказывания
В) типы союзов (соединительные, противительные, разделительные)
Г) тип придаточного предложения, а также тип подчинения
Д) по наличию грамматической основы (простое или сложное)

3. Перечислите типы подчинения придаточных в СПП:
А) повествовательное, восклицательное, вопросительное
Б) восклицательное, невосклицательное
В) параллельное , однородное , комбинированное , последовательное
Г) изъяснительное, определительное, обстоятельственное
Д) разделительное, противительное, соединительное

4. На сколько групп делятся все СПП:
А) 2 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 8

5. Укажите предложение, в котором придаточное предложение относится к одному слову в главном:
А) А он уже строил планы перехода через перевал, точно бы могло это свершиться буквально с наступлением нового дня. (Айтм.)
Б) Ведь известно, что только человек обставляет так торжественно свою смерть. (Купр.)
В) Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала - он её переделывает. (Франс)
Г) Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (Алимж.)
Д) Однажды, когда я пришёл в избушку на курьих ножках, мне сразу бросилось в глаза удручённое настроение духа её обитательниц. (Купр.)

6. Определите вид придаточного предложение: Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (Шол. )
А) изъяснительное
Б) определительное
В) места
Г) цели
Д) сравнительное

7. Определите вид придаточного предложения: Но насыпь в том месте была так высока, что слониха не решилась спуститься вниз. (Алимб.)
А) изъяснительное
Б) причины
В) цели
Г) образа действия
Д) уступки

8. Укажите СПП с придаточным определительным:
А) Он попрощался с нею, твёрдо веря в то, что расстаются они ненадолго.
Б) Мы любим щедрость русских зим, что превращают волшебством своим бесцветный пар в хрусталь и самоцветы. (Рылен.)
В) Они выехали на покос, когда ухе на лугу была чуть не половина хутора. (Шол.)
Г) Если бы вы знали, что это был за чудный человек. (Купр.)
Д) Она вспомнила, что-то же самое умиротворённое выражение она видела на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. (Купр.)

9. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (М.Г.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

10. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: Слон не знал и не думал о том, кто сорвал эти плоды и сложил их на его пути, не знал, что лесные люди подкармливают его, чтобы у вожака хватило сил дойти до глубины зелёной мглы. (Алимж.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное

Взаимопроверка (ответы на слайде)

ІІІ. Итог урока

Ученики пишут эссе на тему «Что я повторил на уроке?»

Например: Этот урок мне очень понравился, Я быстро усвоила новую тему, так как новая тема нам была предоставлена в лёгкой, доступной форме. Я пришла к выводу, что суффикс, как добрый человек, может изменить значение слова, придать слову уменьшительно-ласкательный оттенок. Мы можем называть маму не просто маму, а мамочка, солнце - солнышко, сестра - сестричка и т. д.

Посмотрите на карточки свои, и скажите, что вам нужно дома повторить?

Д/З составить синквейн со словом «Родина», упр.362 (закон.предл.)

План разбора:

  • Сложносочинённое.

    Количество частей в составе сложного, их границы (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Средства связи между частями (указать союзы и определить значение сложного предложения).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Была зима , но все последние дни стояла оттепель . (И.Бунин).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочинённое, состоит из двух частей, между первой и второй частями выражено противопоставление, части соединены противительным союзом но. )

Схема предложения:

1 , но 2 .

Порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Сложноподчинённое.

    Главная и придаточная части.

    Что распространяет придаточная часть.

    Чем присоединяется придаточная часть.

    Расположение придаточной части.

    Тип придаточной части.

    Схема сложноподчинённого предложения.

Образец разбора:

Когда она играла внизу на рояле 1 , я вставал и слушал 2 . (А.П. Чехов)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, состоит из двух частей. 2-я часть главная, 1-я – придаточная, придаточная часть распространяет главную часть и присоединяется к ней союзом когда , придаточная часть располагается перед главной, тип придаточной части – придаточное времени).

Схема предложения:

(союз когда…) 1 , [ … ] 2 .

придаточное

Сущ.. глаг. союз мест. Глаг. пр. прил. сущ.

Путники увидели , что они находятся на маленькой поляне . (Повеств., невоскл., сложное, СПП с прид. изъяснительным, 1) нераспр., двусост., полное. 2) распр., двусост., полдное).

[ ____ ], (что…).

Порядок синтаксического разбора бессоюзного сложного предложения

План разбора:

    Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).

    Вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

  • Бессоюзное.

    Количество частей (выделить грамматические основы в простых предложениях).

    Схема предложения.

Образец разбора:

Песенка кончилась 1 – раздались обычные рукоплескания 2 . (И.С. Тургенев)

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, первая часть указывает на время действия того, о чём говорится во второй части, между частями ставится тире.)

Схема предложения:

Сегодня мы продолжаем изучать сложное предложение, на этом уроке научимся делать его синтаксический разбор.

1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное ).

2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное ).

3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы.

4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзные, бессоюзные ).

5. Выделить второстепенные члены в каждой из частей сложного предложения, указать, распространенной или нераспространенной она является.

6. Отметить наличие однородных членов или обращения.

Предложение 1 (рис. 1).

Рис. 1. Предложение 1

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное (имеет две грамматические основы), союзное (соединенное союзом и ), и первая, и вторая части - нераспространенные (рис. 2).

Рис. 2. Разбор предложения 1

Предложение 2 (рис. 3).

Рис. 3. Предложение 2

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное. Первая часть распространенная (есть определение), вторая нераспространенная (рис. 4).

Рис. 4. Разбор предложения 2

Выполните синтаксический разбор предложения (рис. 5).

Рис. 5. Предложение

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное. Первая часть распространенная, осложнена однородными сказуемыми. Вторая часть распространенная.

Рис. 6. Разбор предложения

Список литературы

1. Русский язык. 5 класс. В 3-х частях Львова С.И., Львов В.В. 9-е изд., перераб. - М.: 2012 Часть 1 - 182 с., Часть 2 - 167 с., Часть 3 - 63 с.

2. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012. - Часть 1 - 192 с.; Часть 2 - 176 с.

3. Русский язык. 5 класс. Учебник / Под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А. - М.: 2012 - 318 с.

4. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 частях Рыбченкова Л.М. и др. - М.: Просвещение, 2014. - Часть 1 - 127 с., Часть 2 - 160 с.

1. Интернет-сайт фестиваля педагогических идей «Открытый урок» ()

Домашнее задание

1. Каков порядок синтаксического разбора сложного предложения?

2. Какие бывают сложные предложения по средству связи между частями?

3. Подчеркните грамматические основы в предложении:

Приближался рассвет торопливый, посветлела небесная высь.

I. Разобрать предложение по членам.

II. Разделить предложение на части, пронумеровать части по порядку.

III. Составить схему предложения с указанием средств связи и типов придаточных.

IV. Описать отношения между придаточными: последовательное, параллельное, однородное подчинение.

V. Сделать описательный разбор по следующей схеме:

1. По цели высказывания:

Повествовательное,

Вопросительное,

Побудительное.

2. По интонации:

Невосклицательное,

Восклицательное.

3. По количеству грамматических основ:

1) простое,

2) сложное:

Сложносочинённое,

Сложноподчинённое,

Бессоюзное,

С разными видами связи.

4. По наличию одного или обоих главных членов:

1) двусоставное.

2) односоставное. С главным членом

а) подлежащим - назывное;

б) сказуемым: - определённо-личное,

Неопределённо-личное,

Обобщённо-личное,

Безличное.

5. По наличию второстепенных членов:

Распространённое,

Нераспространённое.

6. По наличию пропущенных членов:

Неполное (указать, какой член / члены предложения пропущен).

7. По наличию осложняющих членов:

1) неосложненное,

2) осложнённое:

Однородными членами предложения (указать какими);

Обособленными второстепенными членами предложения - определениями (в том числе и приложениями), дополнениями, обстоятельствами (выраженными причастным, деепричастным, сравнительным и др. оборотами);

Вводными словами, вводными и вставными конструкциями,

Прямой речью;

Обращением.

При осложненности предложения прямой речью или вставным предложением они рассматриваются и описываются как самостоятельное предложение.

Образец синтаксического разбора

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.

1 часть: двусоставное (подлежащее шкап , сказуемое был , ПГС), распространённое, полное, осложнено однородными обстоятельствами;

2 часть: двусоставное (подлежащее сырость , сказуемое была



3 часть: односоставное - неопределённо-личное (сказуемое открывали , ПГС), распространённое, полное, неосложненное;

4 часть: односоставное - безличное (сказуемое невозможно было сказать ), нераспространённое, полное, неосложненное; (другой вариант разбора: двусоставное, неполное - место подлежащего занято придаточным изъяснительным, нераспространённое, неосложненное);

5 часть: двусоставное (подлежащее ель , сказуемое кончается , ПГС), распространённое, полное, неосложненное;

6 часть: двусоставное (подлежащее ель , опущено, сказуемое начинается , ПГС), распространённое, неполное (опущено подлежащее), неосложненное;

7 часть: двусоставное (подлежащее мальчик , сказуемое стоял , ПГС), распространённое, полное, неосложненное;

8 часть: двусоставное (подлежащее тома , сказуемое были , ПГС, опущено), распространённое, неполное (опущено сказуемое), неосложненное.

2 - 3 - 4 - 5 - последовательное подчинение,

2 - 3 - 4 - 6 - последовательное подчинение,

2 - 7 - параллельное подчинение,

5 - 6 - однородное подчинение.

Прокомментируем синтаксический разбор сложного предложения.

Порядок разбора

Комплекс 1 предлагает при синтаксическом разборе указать цель высказывания и интонацию предложения, затем найти грамматические основы каждой части, указать средства связи частей, объяснить постановку знаков препинания, далее как простое предложение разобрать каждую из частей, входящих в состав сложного предложения. У СПП определить тип придаточных предложений.

Комплекс 2 предписывает следующий порядок разбора: выделить грамматические основы, определить тип сложного предложения (сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное). У ССП определить средства связи частей. У СПП на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем прикрепляется) определить вид придаточного. У БСП определить значение (одновременность, последовательность, противопоставление и др.). Указать цель высказывания; если предложение восклицательное, отметить это. Каждое простое предложение можно разобрать как простое.

Комплекс 3 предлагает следующий порядок разбора: определить вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, выделить грамматические основы и охарактеризовать их (односоставные, двусоставные), определить средства связи и тип сложного предложения (ССП, СПП, БСП, с разными видами связи), составить схему, объяснить постановку знаков препинания. После этого возможен (как дополнительное задание) разбор частей сложного предложения по схеме простого.

Как мы видим, все комплексы предлагают, правда в разной последовательности, однотипные действия в отношении разбора сложного предложения. Наиболее существенным различием в этих разборах является то, что только в комплексе 1 обязателен разбор каждой части сложного предложения, в том числе её разбор по членам предложения. В комплексах же 2 и 3 в предложении подчёркиваются только грамматические основы, строение частей описывается только по желанию в качестве дополнительного задания.