Система финансового права как учебной дисциплины. Финансовое право как наука. Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники

Состав науки финансового права. Финансовое право в общественной жизни выступает в нескольких ролях: как отрасль права, отрасль юридической науки и одна из учебных дисциплин.

Под финансовым правом обычно понимается совокупность юри-дических норм, определяющих поведение субъектов (граждан, пред-приятий, учреждений, общественных объединений, органов испол-нительной власти) в области финансовой деятельности государства.

Но если финансовое право как совокупность юридических норм предписывает соответствующее поведение (чаще говорят «регулирует общественные отношения»), то наука финансового права исследует нормы финансового права, классифицирует и систематизирует их, объединяет в правовые институты и представляет в определенной системе.

Нормы финансового права появились давно. Они встречаются в Законах Хаммурапи, Русской Правде, Великой хартии вольностей. В частности, Великая хартия вольностей (1215) следующим образом сформулировала одну из наиболее фундаментальных финансовых н°рм, запрещая королю взимать налоги без согласия парламента: «Ни щитовые деньги, ни пособия не должны взиматься в Королевстве нашем иначе как по общему совету Королевства нашего».

Наука финансового права возникла сравнительно недавно. Ее «родословная» в России началась в первой половине XIX в., когда появились первые работы по финансовому праву русских ученых- юристов и возникла в Петербургском университете кафедра государ-ственных податей.

Исследования в области финансового права материализуются в монографиях, статьях, учебниках и учебных пособиях, а в теоретическом плане получают выражение в различных научных построениях, концепциях, определениях. Так, лицам, получившим юридическое образование, известно определение государственного бюджета как бюджета-акта и бюджета-фонда. Известно, что конструкция любого налогового закона складывается из таких элементов, как нормативное основание, субъект цалога, объект налога, размеры налога, сроки уплаты и т.д. Тем не менее эти научные по-ложения необходимо научно обосновать, чтобы придать им автори-тетный характер.

В процессе накопления и обработки знаний о финансовом праве используются определенные методологические средства, которые помогают обработке этих знаний, превращению их в систему продуманно и понятно изложенной информации. К таким средствам, образующим состав науки финансового права, относятся предмет науки, методология науки, система науки, научная терминология, история науки и отраслевая библиография. Названные средства - постоянные элементы науки, без которых она не может обходиться. Отмечая многоэлементный характер состава науки финансового права, нужно подчеркнуть, что основу этого состава образуют такие элементы, как предмет, методология и система науки.

Предмет науки финансового права. Что же следует понимать под предметом науки финансового права? В самом понятии «наука фи-нансового права» заключен ответ на данный вопрос. Во всяком знании мы находим направленность на нечто, что в силу этой направленности является для знания его предметом. Предметом науки финансового права является действующее финансовое право, знания об этом праве.

Однако предмет финансово-правовой науки нельзя понять только через систему знаний о действующем финансовом праве.

Нормативный подход не дает полного представления о предмете науки, не может показать широты науки финансового права, обосновать ее методологию, систему.

Признавая предмет науки единым, следует сказать, что в целом он складывается из трех основных частей, причем каждая из них означает часть содержания предмета. К ним относятся знания:

о финансово-правовых нормах;

практике применения финансово-правовых норм.

Первой частью предмета науки финансового права, на которую направлено научное познание, является действующее финансовое право как совокупность юридических норм. Действующие нормы систематизируются, объединяются в правовые институты и подотрасли: бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право и т.д. При этом финансово- правовые нормы и их правовые институты изучаются как явления одного порядка, составляющие самостоятельную и единую отрасль в праве, имеющие свою область правового регулирования.

Наряду с нормами финансового права изучаются также порождаемые ими финансовые правоотношения, их субъекты и объекты, юридические факты, виды правоотношений. Достоянием науки и практики стало подразделение финансовых правоотношений на бюджетные, налоговые, банковские, финансово-контрольные. Однако как нормы финансового права, так и финансовые правоотношения показывают не весь объект познания и не дают полного представления о предмете науки финансового права.

Не везде, где есть знание финансового законодательства и по-нимание финансового права как отрасли права, можно говорить о науке финансового права. Для науки имеют значение прежде всего те знания, которые были приобретены в целях образования ее постоянного капитала. В финансовом праве к таким знаниям относятся финансово-правовые категории.

Вторая часть предмета, на которую направлено научное познание, - финансово-правовые категории типа «государственные финансы», «федеральный бюджет», «бюджетный процесс», «финансовая деятельность государства». В этих понятиях выражено то главное, сущностное, что характеризует финансовое право в его постоянном развитии и отражает наука финансового права.

Именно финансово-правовые категории создают устойчивость данной науки, сохраняют ее целостность, цементируют знания, которые образуют понимание финансового права как отрасли права. На основе такой системы связанных и скоординированных между собой узловых категорий студенты могут не только изучать, но и понимать финансовое право; преподаватели - читать лекции и вести семинарские занятия; ученые-специалисты по финансовому праву - формулировать научные определения, систематизировать материал, писать учебники и монографии.

Третьей частью предмета науки финансового права являются «опытные знания», т.е. знания, связанные с практикой применения норм финансового права, правоприменительной деятельностью финансовых органов: Минфина России и его органов на местах, федеральных служб, находящихся в его ведении, ЦБ РФ и его звеньев в субъектах Российской Федерации, аудиторских фирм и т.д.

Наука финансового права изучает действующее финансовое за-конодательство, но не абстрактно - только по книгам и кодексам - а в тесной связи с жизнью граждан-налогоплательщиков, с работой финансовых органов государства. Посредством такого сличения дей-ствующего финансового законодательства с жизнью, бытом народа, с финансовой деятельностью органов государства всех трех ветвей власти специалисты по финансовому праву могут выявить ненадобность тех или иных норм финансового права и тем содействовать их отмене или изменению, заметить пробелы в законодательстве и указать на необходимость новых, дополнительных норм.

Все охарактеризованные части предмета науки финансового права взаимосвязаны, а поэтому система накопляемых данной наукой знаний отличается высокой степенью единства. При этом важно подчеркнуть познавательную первичность финансово-правовых категорий и вторичность действующего финансового права.

Финансово-правовые нормы составляют непосредственный, се-годняшний материал науки финансового права, но свой настоящий смысл эти нормы получают благодаря тому, что вырастают, подобно листьям на ветвях дерева, из общих категорий, на которых держатся и исчезают. Нельзя понять и подвергнуть толкованию финансово- правовые нормы без помощи финансово-правовых категорий. Поэтому наука финансового права в общей части учебного материала изучает основные финансово-правовые категории, чтобы на базе этого постоянного капитала науки познавать действующее финансовое право.

Еще по теме § 1. Предмет науки финансового права:

  1. Понятие финансового права, его предмет и метод. Соотношение финансового права с другими отраслями российского права

Финансовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством и органами местного самоуправления определенных фондов денежных средств, необходимых им для выполнения задач и функций, методом "власти и подчинения", как правило, не основанных на субординации.

Финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной. К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов - участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве. Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном порядке и логической последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основными институтами финансового права являются следующие: бюджетное право, налоговое право, право внебюджетных фондов и др.

Источниками финансового права являются нормативно-правовые акты, в которых содержаться правовые нормы, регулирующие финансовые отношения. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники финансового права можно разделить на следующие группы.

Законы Российской Федерации:

Конституция Российской Федерации.

Акты Федерального собрания Российской Федерации:

  • -федеральные конституционные законы;
  • -федеральные законы;
  • - акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты:

указы, распоряжения Президента Российской Федерации;

постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

нормативные акты министерств и других центральных органов;

приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

Законы субъектов Российской Федерации;

конституции, уставы субъектов Федерации;

законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:

указы, распоряжения Президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации; нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории муниципального образования. Виды актов местного самоуправления:

  • -распоряжения;
  • -решения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, составляет финансовое законодательство.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в области финансов.

Наука финансового права развивается в тесном контакте не только с другими юридическими (правовыми) науками, финансовой наукой, изучающей сущность общественных отношений - финансовых отношений, являющихся предметом регулирования финансового права.

Принципы науки финансового права: объективность, детерминизм, историзм, единство норм и практики.

Методы науки: формально-догматический, метод сравнительного правоведения, метод конкретно-социологического исследования, сравнительно-исторический метод, метод живого познания.

Финансовое право представляет собой самостоятельную отрасль российского права. Традиционно российской юридической наукой самостоятельной отрасль права признается только при наличии собственного предмета и метода.

Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права

Предмет финансового права. Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Российской Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно‑территориальными единицами в лице органов государственной власти по поводу распределения финансовых ресурсов страны;

между финансовыми и налоговыми органами государства и предприятиями, организациями и учреждениями в связи с их выполнением перед государством определенных финансовых обязанностей, а также распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;

между государственными финансово‑кредитными органами по поводу образования, распределения и использования соответствующих государственных средств, ресурсов и фондов (бюджетные, кредитные, страховые);

между государственными предприятиями, организациями, учреждениями и их вышестоящими органами государственного управления по поводу распределения и использования в соответствующих отраслях народного хозяйства бюджетных или кредитных ресурсов;

между финансово‑кредитными органами и юридическими и физическими лицами в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

между финансово‑кредитными органами государства и физическими лицами по поводу внесения последними платежей в государственные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

На основании данной классификации можно сделать вывод о том, что государство планомерно обеспечивает аккумулирование денежных средств по заранее согласованным планам и программам в народное хозяйство, социальную сферу и др., соблюдая при этом правила и требования правовых норм, присущих любому правовому государству.



Таким образом, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Методы финансового права. Основной метод финансово‑правового регулирования – государственно‑властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями. Такой метод свойствен и другим отраслям права, например административному. Но в финансовом праве он имеет специфику в своем конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Властный характер метода финансового права выражается:

в императивности финансово‑правового регулирования, которая состоит в том, что субъекты финансового права, как правило, не могут по своему усмотрению и по своей инициативе приобретать финансовые права и обязанности, определять их содержание, а также реализовывать их;

в неравенстве субъектов финансового права, которое выражается в различных формах: в их правоспособности, в содержании их финансовых прав и обязанностей, а также в методах их реализации. Но наиболее ярко данная черта метода финансового права выражается в том, что одна сторона финансовых правоотношений обладает юридически властными полномочиями, а другая сторона вынуждена подчиняться властным предписаниям;

в том, что субъекты финансового права вступают в финансовые правоотношения не по своей воле и инициативе, а только в силу властных предписаний, выраженных в правовых актах соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления;

в обособленности имущества субъектов финансового права, которая достигается посредством права собственности и иных вещных прав на финансовые ресурсы.

Регулятивная функция финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловливает использование поощрительного и согласовательного методов в финансовом праве.

Поощрительный метод более распространен и применяется для регулирования отношений между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, а также негосударственными организациями. В основе поощрительного метода лежат рекомендательные нормы.

Согласовательный метод встречается значительно реже, только в тех случаях, когда в финансовом правоотношении пересекаются интересы равноправных субъектов финансового права. Например, в силу того, что в действующем законодательстве закреплен принцип самостоятельности бюджетов различного уровня, как правило, отношения, складывающиеся между государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими их разработку, утверждение и исполнение, характеризуется равноправием сторон и необходимостью согласования их воли.

Особенности предмета и метода правового регулирования позволяют определить финансовое право.

Понятие финансового права. Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Место финансового права в единой системе российского права. Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право – ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности, изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово‑правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово‑правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Российское финансовое право подразделяется на две части: общую, к которой относятся нормы финансового права, закрепляющие основные принципы, а также правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, занимающихся финансовой деятельностью, с разграничением их полномочий в этой сфере и т. д.;

особенную, которая состоит из ряда разделов, включающих финансово‑правовые институты. Эти институты регулируют группу однородных финансовых отношений. В особенную часть финансового права входят разделы, в которых правовые нормы сгруппированы в зависимости от того, какие отношения они регулируют: государственно‑бюджетная система, внебюджетные государственные и муниципальные фонды, финансы государственных предприятий, государственные доходы, государственный кредит, государственное страхование, государственные расходы, банковское кредитование, денежное обращение, расчеты и валютное регулирование.

2.3. Финансово‑правовые нормы (содержание, виды и структура)

Финансово‑правовые нормы – это исходные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли:

характера установления в них предписаний;

мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

способов защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово‑правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально‑экономическому развитию страны.

Таким образом, финансово‑правовая норма (норма финансового права) – это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных (и муниципальных) денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Признаки финансово‑правовых норм:

имеют особую сферу применения – область финансовой деятельности государства, т. е. регулируют поведение субъектов финансовой деятельности;

носят государственно‑властный характер, властный характер. Выражены в категоричной форме, не допускающей произвольного изменения условий и порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций и т. д.;

имеют материальное обеспечение;

с точки зрения происхождения не возникают как фактические, а всегда устанавливаются государством в финансово‑правовых актах.

Виды финансово‑правовых норм. Классификация финансово‑правовых норма производится по различным основаниям.

1. В зависимости от характера воздействия на участников финансового отношения нормы финансового права подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают определенные права и обязанности участников финансовых отношений, требуют от них совершения определенных действий.

Запрещающие нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них.

Уполномочивающие нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках.

Подавляющее число норм финансового права носит обязывающий характер.

2. В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово‑правовые нормы закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово‑правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

3. По выполняемым функциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

регулятивные – направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления субъектам соответствующих прав и возложения на них обязанностей (ст. 51, 56 НК РФ);

охранительные – предусматривают применение мер государственного принуждения за финансовые правонарушения (ст. 116–129 НК РФ).

4. По территориальному признаку финансово‑правовые нормы подразделяются на действующие на:

всей территории РФ;

территории соответствующих субъектов Российской Федерации; территории соответствующих муниципальных образований.

5. По времени действия финансово‑правовые нормы подразделяются на:

общие – устанавливаются на неопределенный срок и утрачиваются в связи с их отменой или изменением;

временные – устанавливаются на определенный срок.

6. По выполняемым в процессе правового регулирования операциям финансово‑правовые нормы подразделяются на:

общезакрепительные – в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;

дефинитивные – закрепляют существенные признаки соответствующих финансово‑правовых категорий понятий и терминов;

нормы‑принципы – устанавливают основные начала финансового законодательства;

комплексные – определяют порядок применения и соподчиненность нормативных правовых актов, которые должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);

оперативные – определяют порядок вступления в силу новых финансово‑правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм и т. д.

Структура финансово‑правовых норм состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово‑правовой нормы.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по образованию, распределению или использованию государственных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Санкции определяют меры ответственности, применяемые к нарушителям финансово‑правовых норм. Финансово‑правовые санкции соединяют правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Наука финансового права – это отраслевая общественная публично-правовая наука, имеющая своим предметом изучение финансового права как отрасли права и представляющая собой систему знаний в виде финансово-правовых концепций, категорий, принципов, правил юридической техники в сфере финансов, а также научных прогнозов и предложений по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности (предмет – отрасль права, методы – общие и частнонаучные).

Учебная дисциплина – это специальная дисциплина, цель которой в ознакомлении студентов с правовым регулированием финансов и финансовой деятельности в целом (предмет – наука и отрасль финансового права, методы – логические).

6. Место финансового права в системе права РФ*.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом, охватывающи­ми своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Конституционное право закрепляет основы органи­зации и деятельности представительных и исполнительных орга­нов власти, а административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществля­емого органами исполнительной власти. Финансовое же право распространяется на оба этих вида государственной деятельнос­ти, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Конституционное право закрепляет основы правового положения личности, общест­венного строя российского государства, его федеративное устрой­ство, систему и принципы организации и деятельности государ­ственных органов и органов местного самоуправления. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. Конституционное право содержит также нормы, непосредст­венно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют осно­вы организации финансовой деятельности государства. Напри­мер, нормы, устанавливающие компетенцию Государственной Думы по принятию законов о федеральном бюджете, налогах и сборах и по другим вопросам финансовой деятельности государст­ва, полномочия Правительства РФ по обеспечению единой финан­совой, кредитной и денежной политики, права органов местного самоуправления утверждать местный бюджет и устанавливать местные налоги. Эти нормы конкретизируются в финансовом праве. Исходя из них, оно устанавливает подробные правила, касающиеся деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области финансов. Конститу­ционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института.



Поскольку значительная часть образования, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов) осу­ществляется в процессе государственного управления как дея­тельности органов исполнительной власти, финансовое и админи­стративное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом метод властных предписаний. Однако при всем сходстве этих отраслей они различаются по предмету регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию госу­дарственных денежных фондов, входят в предмет финансового права. Сферу административного права составляют отношения, связанные с деятельностью министерств, комитетов и других ор­ганов исполнительной власти по регулированию и координации в отраслях экономики, социально-культурной сфере и т.п. функ­ции. Финансовое же право определяет источники и порядок обра­зования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распреде­ления между подведомственными организациями бюджетных ас­сигнований и т.д. В процессе деятельности финансовых органов также возникают отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилиза­ции денежных средств в распоряжение государства, их распреде­лению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансовых органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения долж­ностных лиц и т.п.

Связь финансового права с муниципальным обусловлена комплексным характером последнего, концентрирующим в себе нормы многих отраслей права, регулирующие отношения, возникающие в процессе формирования и деятельности органов местного самоуправления в целом. В их круг вошли и нормы финансового права, предметом которого являются отношения органов местного самоуправления в области их финансовой де­ятельности.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отноше­ний входят и денежные отношения.

Финансовое право связано и с другими отраслями российского права.

Финансовое право в современных условиях - одна из основных отраслей права, представляющая собой упорядоченную совокупность правовых норм , регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований , для обеспечения реализации соответствующих задач государства. В общественной жизни финансовое право рассматривается также как вид отраслевой юридической науки и учебная дисциплина.

Финансовое право происходит от категории «финансы ». Как отмечает И.И. Янжул в своей работе «Основные начала финансовой науки » Слово « финансы» ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, financia, financia pecuniaria , употреблявшегося в смысле обязательной уплаты денег, а затем вообще в смысле денежной суммы . Н.И. Химичева в учебнике «Финансовое право » (изд. 3-е, перераб и доп., 2004 г. Отв. ред. - Н.И. Химичева) определяет « финансы» как одну из сторон экономических отношений общества , развитие которой обусловлено существованием товарно-денежных отношений и государства, использующего механизм финансов для выполнения своих задач .

Финансовое право как отрасль права. Предмет и метод финансового права

Основными критериями для разграничения отраслей права являются предмет и метод правового регулирования. Предметом финансового права является круг общественных отношений , регулируемых нормами финансового права. Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов в целях реализации задач публичного характера. Большое внимание исследованию предмету финансового права уделял А.И. Худяков . В частности, одной из последних работ автора, посвященных исследованию предмета финансового права, является работа «Дискуссионные вопросы предмета финансового права » (2009 год). Основным методом финансового права является императивный метод, метод властных предписаний. Императивный метод правового регулирования в финансовом праве предполагает детальную правовую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. Исследованию метода финансового права в научной литературе уделяется большое значение. Большое внимание исследованию метода финансового права уделяется, в частности, в работе И.В. Рукавишниковой «Метод финансового права » (2004 год).

Система финансового права

Система финансового права - внутренняя структура финансового права как отрасли права, представляющая собой упорядоченную совокупность финансово-правовых норм , регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и , для обеспечения реализации соответствующих задач государства, сгруппированных внутри отрасли финансового права в институты и разделы финансового права.

Наука финансового права

Существование и развитие финансового права как отрасли права обусловило возникновение и развитие одноименной правовой науки. Наука финансового права изучает и объясняет нормы, которыми определяется публичная финансовая деятельность, а также правоотношения, возникающие между государством, организациями и гражданами.

Одним из предметов исследования науки финансового права являются финансово-правовые нормы. Развитие финансового законодательства должно опираться на науку финансового права. При этом наука финансового права, как теория, должна представлять собой нечто постоянное, твердо установившееся, хотя и не лишенное тех элементов развития, которые необходимы каждой науке.

Наука финансового права оказывает свое влияние не только на развитие финансового законодательства, но и на финансово-правовые отношения. Т.С. Ермакова указывала, что наука финансового права не только призвана исследовать различные группы экономических отношений в области финансовой деятельности государства, но и активно способствовать их постоянному совершенствованию . К.Т. Эеберг в этом отношении подчеркивал, что « наука и практическая жизнь должны дополнять друг друга; было бы заблуждением думать, что одна может обходиться без другой… Задача практики состоит в применении общих принципов, признанных за верные, к конкретным случаям и в указании теории пределов возможного и достижимого» .

Финансово-правовая наука за долгий период своего развития выработала понятия, выражающие наиболее существенные свойства юридической деятельности в области публичных финансов . Эти понятия - категории вошли неотъемлемой частью в систему знаний, составляющих финансово - правовую науку. Они образуют ее основное теоретическое ядро, основу науки финансового права.

К важнейшим категориям финансового права можно отнести также понятия бюджет (составление проекта федерального бюджета осуществляется Министерством Финансов РФ), бюджетный процесс , финансовый контроль и другие.

Исследованию важнейших категорий финансового права, в частности, категорий « финансы» и «финансовая деятельность государства» уделяет внимание и М.Ф. Ивлиева в работе «Категория «финансы» и «финансовая деятельность государства » в науке финансового права».

Без правильного и основательного знания науки финансового права и финансового права невозможно рациональное ведение финансового хозяйства. Для финансового управления недостаточно одних практических знаний, а необходимо обратиться к общим научно-финансовым положениям. Этим и определяется значение науки финансового права в системе других наук.

Финансовое право как учебная дисциплина

Финансовое право как учебная дисциплина - это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью ознакомление обучающихся с системой финансового права. Финансовое право как учебная дисциплина представляет собой систематизированное изложение важнейших категорий науки финансового права. В процессе ее изучения студенты знакомятся с основными категориями данной науки

Рекомендуемая литература

1. Бельский К.С., Финансовое право: наука, история, библиография, М., 1995;

2. Ермакова Т.С., Финансовое правоотношение, Л., 1985;

4. Рукавишникова И.В. Метод финансового права. М., Олма-Пресс, 2004.

5. Финансовое право Российской Федерации. Под редакцией М.В.Карасевой. Москва, Юрист, 2002;

6. Финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп/Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М., 2007;

7. Финансовое право. Учебник/ К.С. Бельский и другие. Под редакцией С.В. Запольского. М., 2006;

8. Финансовое право. Учебник. 3е изд., перераб. и доп. Под редакцией Н.И. Химичевой. М., 2004;

9. Дискуссионные вопросы предмета финансового права//Финансовое право. 2009. №3.

10. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы, 2001;

11. Эеберг К.Т., Курс финансовой науки, СПб., 1913;

12. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Москва, Статут, 2002.