Смотреть что такое "Граница" в других словарях. Государственные границы России. Типы и виды российских границ Спорные границы между Танзанией и Малави

Государство осуществляет над своей территорией суверенитет. Признаки суверенитета, напомним: верховенство государства в пределах его территории и самостоятельность в международных отношениях.

Стержневым элементом суверенитета государства является территориальное верховенство (территориальный суверенитет), т.е. верховенство власти государства по всему пространству, составляющему его государственную территорию.

Международная судебная практика

Оценивая значение территориального суверенитета, Международный Суд ООН в деле о проливе Корфу (Великобритания против Албании) в 1949 г. отметил: "Одной из существенных основ международных отношений между независимыми государствами является уважение территориального суверенитета". Государство не вправе реализовывать свое территориальное верховенство на территории другого государства.

Территория государства не может быть безграничной. В арбитражном решении по спору между США и Нидерландами (1928) об острове Пальмас отмечено: "Территориальный суверенитет – это, в общем, ситуация, признанная и делимитированная в пространстве".

В горизонтальной плоскости пределы государственной территории обозначены государственными границами.

Согласно Закону РФ от 01.04.1993 № 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" государственная граница определяет "пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации".

Делимитация государственной границы – это установление ее местоположения правовым актом (чаще международным договором, реже иным правовым актом), сопровождающееся, как правило, нанесением границы на карту.

Демаркация государственной границы – это обозначение ее на местности на основе правового акта о делимитации.

По способу установления государственные границы подразделяют: на орографические (те, которые следуют конфигурации каких-то специфических объектов рельефа местности – гор, долин и т.д.); геометрические (те, которые соединяют избранные точки прямыми линиями); астрономические (проведенные по меридианам и параллелям). Если граница между территориями двух государств проходит по реке, то местоположение такой границы устанавливается соглашением этих государств. На несудоходных реках граница, как правило, проходит по середине реки, на судоходных – по тальвегу (линии наибольшей глубины) или по главному фарватеру, если наличествует несколько фарватеров.

Все естественные пространства в пределах государственных границ составляют территорию государства: сухопутные; наземные водные (в том числе озера и реки); подземные (включая подземные воды); воздушное. Неотъемлемым компонентом территории государства считаются неживые природные ресурсы, залегающие в ее пределах (in situ). Если государство является прибрежным (т.е. его берега омываются водами Мирового океана), то в состав территории такого государства входят также его внутренние морские воды (например, исторически принадлежащий государству залив) и территориальное море – примыкающий морской пояс (см. подробнее гл. 24).

С этим распространенным случаем не следует смешивать иной: когда берега государства выходят к приграничному озеру (например, к озеру Чад, расположенному между четырьмя африканскими государствами) или к внутриконтинентальному морю, не являющемуся частью Мирового океана (например, к Каспию). И этом случае не устанавливаются внутренние морские воды и территориальное море в порядке, предусмотренном в международном морском праве. Вопросы о государственных границах в таких водоемах и правовом режиме их вод решаются соглашением соответствующих государств. Так, часть Больших Озер составляет государственную территорию США, а часть – Канады. Эти два государства согласовали между собой государственные границы по Большим Озерам, режим совместного управления их природными ресурсами, а также защиты окружающей среды.

В отличие от горизонтального измерения государственной территории в отношении се высотного и подземного пределов пока нс осуществляется ни делимитация, ни демаркация.

Высотный предел действия территориального суверенитета (т.е. предел его распространения от поверхности территории государства по вертикали ввысь) определяется в доктрине международного права разделом между воздушной территорией государства и космическим пространством (см. гл. 25).

Что же касается пределов распространения территориального суверенитета в глубь земного сфероида, то по этому вопросу, не решенному в международно-договорном порядке, в судебной практике и доктрине выражены разные мнения.

Государственной территорией международного пользования обозначают входящие в состав территории прибрежного государства водные районы – часть международного пролива, международного канала, международной реки. Государственной территорией международного пользования считают также острова, особый правовой режим которых определен международными договорами; например, архипелаг Шпицберген.

Международные реки – это реки, протекающие по территории двух или более государств или разделяющие территории государств.

Иногда их, в свою очередь, подразделяют: на собственно международные судоходные реки, которые имеют выход к морю; трансграничные реки, которые протекают по территориям нескольких государств, без выхода устья реки к морю; пограничные реки (по ним проходит граница между прибрежными государствами). Такое подразделение условно: участки реки в одном месте могут пересекать территории нескольких государств (т.е. быть трансграничными), в другом – разграничивать территории прибрежных государств (являться таким образом пограничными).

Режим судоходства по международной реке, как правило, устанавливается по договору между прибрежными государствами, каждое из которых в соответствии с условиями договора изначально обладает правом на свободный проход своих судов через участки реки, входящие в состав территории другого прибрежного государства. Торговым судам нс прибрежных государств в договорном порядке часто также предоставляется свобода судоходства по международным рекам.

Прибрежные государства договариваются также об использовании вод международной реки в промышленных и сельскохозяйственных целях (о несудоходном использовании). Эти государства должны предотвращать увеличение степени существующего загрязнения международной реки.

Согласно Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г. навигация по Дунаю свободна для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства. Плавание по Дунаю полицейских и таможенных судов придунайских стран может происходить лишь в пределах границ своей страны, а на остальных участках – лишь с согласия соответствующих придунайских государств. Дунайская комиссия осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции 1948 г., координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит решения и т.п. Плавание по Дунаю кораблей непридунайских стран запрещается.

Учреждена Дунайская комиссия в составе представителей придунайских стран по одному от каждой. В компетенцию Комиссии входит решение конкретных вопросов судоходства на Дунае в соответствии с Конвенцией. Создана речная Администрация для производства гидротехнических работ и регулирования судоходства в низовьях Дуная. В ее составе – представители прибрежных сопредельных государств. Дунайская комиссия осуществляет наблюдение за выполнением Конвенции 1948 г., координирует деятельность прибрежных стран и содействует их сотрудничеству в данной сфере, проводит консультации, выносит решения и т.п.

Плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских стран запрещается. Плавание по Дунаю военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.

Придунайские государства обязаны содержать участки Дуная в пределах своей территории в судоходном состоянии для речных и морских судов, производить необходимые работы для обеспечения и улучшения условий судоходства, не чинить препятствий судоходству на фарватерах Дуная.

Судоходство на остальных участках Дуная осуществляется согласно правилам, установленным соответствующими придунайскими странами, по территории которых протекает Дунай.

Функции таможенного, санитарного и речного надзора на Дунае осуществляются придунайскими государствами, которые сообщают Комиссии об изданных ими правилах, а Комиссия содействует унификации таких правил.

О режиме международных каналов см. ниже (гл. 24).

Вопрос о территории государства непосредственно связан с государственными границами - линиями, проведёнными на карте и на местности, и перпендикулярами, восставленными от этих линий до границы земного пространства с космосом и до центра Земли в глубь её недр.

Рис. 51. Приграничная зона в Республике Карелия, на въезд в которую требуется специальное разрешение, в 2006 г. была сокращена в 3 раза

Принцип нерушимости границ является залогом мирного сотрудничества соседствующих народов, недаром говорят, что хорошие границы делают хороших соседей (рис. 51).

Две противоборствующие тенденции: укрепление барьерной функции границ и развитие контактной функции (т. е. превращение границ в зоны экономического сотрудничества) определяют роль границ в международных экономических отношениях.

Сухопутные границы . Сухопутные границы устанавливаются в два этапа: первый - делимитация (описание их в договоре и максимально точное обозначение на карте, прилагаемой к договору) и второй - демаркация (обозначение границ на местности и описание этого процесса в специальном протоколе).

Морские границы . К берегу государства прилегают территориальные воды - суверенная территория государства протяжённостью, согласно международным соглашениям, 12 миль. За территориальными водами расположена прилегающая зона - полоса шириной 12 миль. Таким образом, граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль за соблюдением таможенных и иммиграционных правил, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии (рис. 52).

Рис. 52. Морские границы государства

Далее над континентальным шельфом и материковым склоном расположены исключительная экономическая зона и исключительная зона рыболовства шириной 200 миль. Эти зоны могут использоваться как прибрежными государствами (для разведки, разработки естественных ресурсов недр и вод, создания в этой зоне искусственных островов, установок и сооружений), так и другими государствами (они имеют право судоходства, полётов, прокладки кабелей и трубопроводов, если это не нарушает права прибрежных государств).

Континентальный шельф - это морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка. Эта зона простирается до глубины 200 м или на расстояние 200 морских миль от линий, которые отмеряют ширину территориального моря (если внешняя граница подводной окраины не простирается на такое расстояние). Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Континентальный шельф не может простираться более чем на 350 миль. Государства имеют право на разведку и разработку естественных богатств континентального шельфа (рыбную ловлю, добычу полезных ископаемых). Линии границ континентального шельфа, примыкающего к территории государств, берега которых расположены один против другого, или к территории двух смежных государств, определяются соглашением между государствами либо на основе международных принципов.

Территориальный спор между Колумбией и Венесуэлой

    Главная причина спора между Колумбией и Венесуэлой - запасы нефти на континентальном шельфе и водном пространстве, прилегающем к гористым незаселённым островам Лос-Монхес.

    В 1944 г. Колумбия в одностороннем порядке объявила свой суверенитет над островами, а в 1952 г. Венесуэла их захватила.

    В 1976 г. вопрос о государственной принадлежности островов и наличии (или отсутствии) у них континентального шельфа решал Международный суд. Он подтвердил, что острова принадлежат Венесуэле, но Колумбия имеет ограниченные права на разработку нефти в Венесуэльском заливе. Решение Международного суда вызвало недовольство обеих сторон и не привело к окончательному разрешению конфликта.

Рис. 53. Территориальные споры между Колумбией и Венесуэлой из-за использования исключительной экономической зоны и континентального шельфа

Острова и атоллы, принадлежащие другим государствам, могут иметь лишь 12-мильную полосу территориального моря и прилежащую зону, но не дают права на континентальный шельф.

Проведение морских границ в проливах, заливах и внутренних морях - сложная политическая проблема. Обычно границы проводятся на равном расстоянии от побережий соседствующих стран.

Географическое положение: выход к морю . Для современных государств, всё больше зависящих от мирохозяйственных связей, выход к морям Мирового океана считается важным преимуществом географического положения. Им не обладают всего 42 государства, причём в основном это страны с низким уровнем дохода.

Интересно, что, в отличие от стран Азии, Африки и Латинской Америки, государства Европы, лишённые выхода к морям, не испытывают неудобств от такого географического положения. Большинство из них имеют весьма высокий уровень экономического развития, а некоторые (например, Швейцария, Австрия) по благосостоянию граждан даже обогнали приморских соседей. Большую роль в этом сыграло наличие международных водных путей, которые проходят по впадающим в море рекам - Рейну, Дунаю. Да и в целом пространство объединённой Европы становится всё более проницаемым и однородным в политическом отношении. Что же касается государств-карликов, расположенных не у моря, - Андорры, Лихтенштейна, Сан-Марино, Ватикана, приморское положение им вовсе не нужно.

Особенно большую роль играет выход к морям для государств, экономика которых зависит от экспорта природных ресурсов. Отрезанные от морских побережий, такие страны ограничены в возможностях строить экономику на экспорте природных ресурсов и потому заметно беднее своих приморских или приокеанских соседей. Классический пример - Боливия, лишившаяся в 1884 г. в результате Тихоокеанской войны выхода к побережью Тихого океана, что заметно осложнило поставки на внешний рынок главного экспортного товара этой страны - оловянной руды, а позднее - её концентрата. Поэтому на политической карте мира нередко возникали причудливые конфигурации государств, тянувшихся к морям узкими коридорами. Нередко их создание диктовалось не столько потребностями экономики, сколько геополитическими амбициями (рис. 54).

Рис. 54. Территориальные коридоры, обеспечивающие выход к морям и судоходным рекам

Иногда не менее важным, чем выход к морю, оказывается выход к крупной реке, по которой осуществляется международное судоходство. Типичный пример такого коридора - выход Колумбии к Амазонке, кажущийся весьма странным «аппендиксом», из-за которого этой стране пришлось в 1932-1934 гг. воевать с Перу.

Естественные рубежи как границы . Часть государственных границ проходит по естественным рубежам - горным хребтам, рекам, озёрам (как правило, по их геометрической середине).

Если река часто меняет свое русло, между государствами, расположенными на разных её берегах, как правило, возникают территориальные приграничные споры. Если естественный рубеж труднопреодолим, например высокие горы, то по разные стороны от него располагаются довольно различные этносы, и такие границы являются устойчивыми и стабильными.

В ряде старых стран Европы государственные границы формировались в соответствии с границами расселения этнических групп. В XX в. поводом к пересмотру границ часто была защита народов, оказавшихся в меньшинстве на территории государства с доминированием другого этноса. Так, в Европе в XX в. главными конфликтными районами были Эльзас и Лотарингия (на границе Германии и Франции), Силезия (на границе Польши и Германии), Румынская Трансильвания, населённая венграми, Косово (сербская территория, населённая албанцами) и др.

Спорные границы между Танзанией и Малави

    Существующая граница между Танзанией и Малави, установленная соглашением 1890 г. между Германией и Великобританией, которым принадлежали территории этих современных государств, проходит по восточному побережью озера Ньяса вплоть до реки Рувума, а затем по медианной линии. Положение границы фактически лишает Танзанию выхода к озеру Ньяса. Однако по действующему ныне международному праву граница должна проходить по медианной линии, на чём и настаивает Танзания.

Рис. 55. Граница между Малави и Танзанией

Гибралтар - колония Великобритании на территории Испании

    Гибралтар - принадлежащий Великобритании полуанклав на юге Пиренейского полуострова на территории Испании с чрезвычайно выгодным геополитическим положением, площадью всего 6,5 км 2 и населением 28,9 тыс. человек - перешёл во владение английской короны в 1713 г. по Утрехтскому договору. По договору Англии передавалась только сама Гибралтарская скала «как военная база, а не как колония, город, замок, порт, защитные сооружения и крепость в состоянии на 1704 г. без юрисдикции над территорией и без права какой-либо коммуникации наземным путём с соседствующей страной, с которой запрещена также всякая торговля». Перешеек, соединяющий скалу с материком, остался за Испанией. Однако постепенно англичане стали его заселять и использовать, в 1935 г. там был построен аэропорт и перешеек фактически стал английским.

    Великобритания не имела права передавать или продавать Гибралтар третьему государству. В случае отказа Великобритании от этой территории она автоматически возвращается Испании. Но в последнее время в правительственных кругах Гибралтара всё чаще обсуждается вопрос о возможности получения независимости, что, по мнению испанской стороны, невозможно. В 1956 г. Комитет ООН по деколонизации признал, что вопрос Гибралтара - это вопрос не о самоопределении территории, а о восстановлении целостности Испании, которое должно происходить с соблюдением прав и интересов населения колонии и путём двусторонних переговоров.

    В 1967 г. в Гибралтаре был проведён референдум, на котором население проголосовало за сохранение существующего статуса. Тем не менее в 1969 г. Гибралтар получил конституцию, предусматривающую должность губернатора, премьер-министра, единую палату собрания в составе 15 избираемых членов, а также спикера, генерального прокурора, министра финансов и министра по вопросам развития. В преамбуле конституции говорится, что Великобритания не будет вести никаких переговоров о передаче Гибралтара без согласия его населения.

    В настоящее время Гибралтар стал удобной офшорной зоной, поистине «налоговым раем»: здесь не действует большинство британских налогов.

    Кроме «отмывания денег», Гибралтар используется как транзитный пункт по продвижению в Европу контрабандных товаров (сигарет и наркотиков) и нелегальных иммигрантов из Африки.

    В 1987 г. заключён испано-английский договор о совместном использовании аэропорта. Однако этому воспротивилось правительство Гибралтара: жители Гибралтара могли попасть в Европу только через Лондон самолётом или морем, полётов в Испанию и через испанское воздушное пространство не было.

    В 2000 г. подписан новый договор, определяющий административный статус спорной территории. Отныне на территории Гибралтара могут действовать выгодные для него законы ЕС (в частности, по либерализации межрегиональных воздушных сообщений), взаимоотношения Гибралтара с ЕС или любым его членом должны происходить под юрисдикцией Великобритании. Теперь интересы этой территории должна представлять сама Великобритания, а не власти Гибралтара. В то же время Испания согласилась признавать удостоверения личности гибралтарцев, которые теперь будут действительны на всём пространстве ЕС при условии, что на них будет отметка не только «Гибралтар», но и «Великобритания».

По религиозному принципу бывшая Британская Индия в 1947 г. была разделена на Индию и Западный и Восточный Пакистан (ныне соответственно Индия, Пакистан и Бангладеш). Границы между бывшими колониальными государствами обладают наибольшей степенью конфликтности, поскольку, как правило, проходят по условно выбранным линиям, часто разрезая ареалы проживания этнических групп.

Особую остроту проблема границ приобрела в Африке, где большая их часть проведена в соответствии с соглашениями между бывшими метрополиями без учёта интереса новообразованных государств (рис. 55).

Большинство территориальных конфликтов современности связано с проблемой границ.

Государственная граница - линия (и проходящая по этой линии вертикальная поверхность), определяющая пределы территории государства (суши, вод, недр и воздушного пространства) и соответственно пределы действия государственного суверенитета.

Теория исследований границ называется лимология - одно из направлений политической географии.

Государственные границы делятся на сухопутные, речные, озерные, морские и воздушные.

Государственная граница на суше - линия, отделяющая территорию одного государства от другого. Такие линии определяются этими сопредельными государствами, как правило, в договорном порядке и в соответствии с заключенными договорами устанавливаются на местности.

Орографические границы – границы, проводимые с учетом естественных преград - гор, рек, озер, морей и т. д. Геометрические границы устанавливаются путем проведения прямых линий, соединяющих две точки. Примером может служить карта Африки. Астрономические границы проводятся по параллелям и меридианам.

Речные и озерные границы устанавливаются, так же как и сухопутные, по договоренностям. По судоходным рекам граница обычно проводится по середине главного фарватера или по линии наибольших глубин. На несудоходных реках и ручьях границы проводятся либо по середине реки, либо по середине ее главного рукава. Так как речные границы подвержены изменениям, в договорах иногда такие ситуации обговаривают (договоры СССР с Венгрией, Польшей, Румынией и Финляндией), либо устанавливают границу, независимо ни от каких будущих изменений. На пограничных озерах и водоемах границу устанавливают прямыми линиями, соединяющими выходы государственной границы к берегам водоема.

Морская граница устанавливается либо внутренним актом государства с соблюдением международных норм, либо по соглашению с приграничным/противолежащим государством. Ширина территориальных вод колеблется от 3 до 12 морских миль.

Исключениями являются нейтральные международные реки (Дунай),нейтральные международные проливы (Гибралтарский, Ла-Манш, Магелланов), международные каналы (Суэцкий, Панамский - нейтральные, а также Кильский и Коринфский), исторические заливы - территория конкретного государства (Гудзонов залив - территория Канады, Варангер-фьорд - Hорвегии).

Воздушная граница - воображаемая вертикальная плоскость, проходящая через линии сухопутной и водной границ. Высотный предел до сих пор международным правом не определен, он составляет по разным мнениям 90–110 километров.

Появление понятия

Возникновение понятия «государственная граница» связывают с возникновением института государства. Границы определяли территорию, которую государь охранял и расширял, эта территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государя. Как неизбежное следствие, вслед за оформлением государств, следовало разграничение территорий, границы которых защищались с помощью силы. В отличие от современного мира, находящегося в рамках международного права, границы не были четкими и определенными, они часто пересматривались по итогам военных действий.

Существенный вклад в институционализацию границ в эпоху феодальной раздробленности внесло взимание таможенных платежей за транзит по территории государства/княжества.

Развитие понятий в русском языке

Термин «граница» начинает употребляться в российских документах с первой половины XIV века. В договорной грамоте Новгорода с Ливонским орденом от 28 января 1323 года говорится: «чтобы у каждого осталась его граница, как это исстари было». Однако понятие «государственная граница » оказывается зафиксированным гораздо позже - в конце XVIII - начале XIX века.

К концу первой четверти XVIII века на Руси сформировалась терминология организационных структур, обеспечивающих защиту и охрану границ государства: «застава», «засада», «караул», «станица», «стража», «таможня».

В 1847 году в «Словаре церковно-славянскаго и русскаго языка» «граница» определяется как «пределъ, рубежъ, отделяющий одну землю от другой. Границы государства. Старинное то же, что грань, порубежный знакъ». Здесь присутствует и термин «пограничник», старинное «граничник».

Определение линии границы

В процессе установления государственной границы обычно различают два этапа: делимитация и демаркация.

Делимитация (от лат. delimitatio - установление границ) включает в себя составление подробного описания прохождения линии границы (через какие реки она проходит, на каком расстоянии от такого-то селения, в каком направлении и т. д.) и нанесение линии на карту.

«С сих пор Восточная граница между двумя Государствами, начиная от слияния рек Шилки и Аргуни, пойдет вниз по течению реки Амура до места слияния сей последней с рекою Уссури. Земли, лежащие по левому берегу (на Север) реки Амура, принадлежат Российскому Государству, а земли, лежащие на правом берегу (на Юг), до устья реки Уссури, принадлежат Китайскому Государству. Далее от устья реки Уссури до озера Хинкай (Ханка) граничная линия идет по рекам Уссури и Сунгача. Земли, лежащие по Восточному (правому) берегу реки, принадлежат Российскому Государству, а по Западному (левому) - Китайскому Государству. Затем граничная между двумя Государствами линия, от истока реки Сунгача, пересекает озеро Хинкай и идет к реке Бэлэн-хэ (Тур), от устья же сей последней, по горному хребту, к устью реки Хубиту (Хубту), а отсюда по горам, лежащим между рекой Хуньчунь и морем, до реки Ту-мынь-дзян. Здесь также земли, лежащие на Востоке, принадлежат Российскому Государству, а на Западе Китайскому. Граничная линия упирается вреку Ту-мынь-дзян на двадцать китайских верст (ли), выше впадения ее в море» . Текст Пекинского договора, который позволил возникнуть разногласиям между Россией и Китаем, осложнившимся вооруженным конфликтом из-за отсутствия подробного описания линии границы.

В ходе делимитации стороны согласовывают основные принципы определения и описания государственной границы: учет взаимных интересов, уважение территориальной целостности, взаимопонимание и взаимоуступчивость, соответствие международным нормам, а также историческим, юридическим и географическим документам.

По завершению переговоров подписывается Соглашение (Договор) о прохождении границы между государствами с приложением составленных карт. Как правило, эти договоры являются бессрочными. На этом процесс юридического оформления государственной границы завершен и стороны приступают к демаркации.

Демаркация - обозначение прохождения линии государственной границы на местности при помощи установления пограничных знаков, а на воде - при помощи поплавков, буев. Работы по демаркации осуществляются смешанной комиссией из представителей граничащих государств. По итогам работ стороны подписывают протокол с подробным описанием линии прохождения границы, с картами и протоколами о каждом установленном знаке. Эти документы также являются приложениями к пограничному договору.

Редемаркация - процесс совместной проверки, при необходимости замены разрушенных или установки новый пограничных знаков.

Режим государственной границы - вопросы содержания границы, пересечения людьми и транспортными средствами, перемещение через границу товаров и животных, ведение на границе хозяйственной и промысловой деятельности, разрешение инцидентов и т. д. Режим государственной границы устанавливается внутренним законодательством.

Соседние государства могут заключать между собой соглашения об упрощенном порядке пересечения линии границы жителями приграничных территорий. Специальные пропуска выдаются в случаях постоянной или сезонной работы или учебы на сопредельной территории, в случаях владения недвижимостью, для свиданий с родственниками, посещений мест захоронений, исполнений религиозных обрядов и по другим уважительным причинам.

Демаркационные линии

От государственных границ стоит отличать демаркационные линии. Они появляются в результате военного конфликта и последовавшего за ним перемирия. В прошлом веке такие линии появились, разделяя на два государства Корею в1949году и Вьетнам в 1954 году. Линия перемирия была проведена также в Индокитае и в Палестине.

Ни одна из сторон не рассматривает эту линию в качестве государственной границы. Обычно линия разделяет вооруженные силы сторон конфликта. Вдоль нее устанавливаются демилитаризованные зоны .

Непривычные границы

Границами Италии окружены два маленьких государства - Ватикан и Сан-Марино. Граница Ватикана представляет собой высокую средневековую крепостную стену длиной 3,2 километра с несколькими воротами, которые обязательно закрываются на ночь. Граница Сан-Маринопредставляетсобой въезд- арку с мачтой и с надписью «Benvenuti nell’ antica terra della liberta» (Добро пожаловать на античную землю свободы!).

В 2000 году был открыт мост через пролив ›ресунд - рукотворная сухопутная граница между Швецией и Данией.

Княжество Монако своих границ и таможни не имеет.

В некоторых случаях по различным причинам границы разделяют напополам не только народы, но и города. Так было с Берлином до воссоединения двух Германий, так живут и многие другие города.

Для большинства недавно разделенных городов характерно нарушение их нормальной жизнедеятельности и хозяйства: часто у них был один источник водозабора, единая транспортная система, возможно, одна коммунальная инфраструктура, общие коммунальные службы.

Разделенный город Валга/Валка расположен на границе Эстонии и Латвии. Валга и Валка являлись единым городом с самого начала существования (1286). В нем проживали эстонцы и латыши. В1920 году, когда Эстония и Латвия получили независимость, город Валга/Валка был разделен, в границах СССР вновь слит и вновь разделен в 1991 году.

На территории Эстонии, на границе с Россией, есть еще один похожий город- Нарва. Российская часть города по другую сторону реки называется Ивангород. Граница также проходит посередине плотины водохранилища, что существенно затрудняет ее обслуживание.

Через плотину прошла государственная граница Узбекистана и Туркменистана.

Киргизия и Узбекистан после распада СССР разделили город Кара-Суу по каналу: граница проходит через базар. На одном берегу канала - киргизская часть торжища, на другом - узбекская. Город в Узбекистане назывался Ильичевск, а недавно переименован в Карасу.

На границе Чехословакии и ФРГ был разделен не только город Железна Руда/Айзенштайн, но пополам был поделен единственный вокзал.

Российско-украинская граница проходит как раз по улице Дружбы народов, расположенной на территории сросшихся городков Чертково и Меловое. Напополам здесь разделен мясоперерабатывающий комбинат, который де юре принадлежит России. Когда в 2000 году здесь определяли линию границы, то поделили пополам даже дома.

Разделенный город Хапаранда/Торнио расположен на границе Швеции и Финляндии на Полярном круге. Торнио был основан в 1621 году, когда Финляндия принадлежала Швеции. В 1809 году, когда Швеция потеряла территорию Финляндии, и она отошла России, между Швецией и Финляндией была проведена граница. Граница была определена не по этническому, а по территориальному принципу вдоль реки Торне. В1821 году рядом с Торнио со стороны Швеции был основан город Хапаранда.

В 1918 году Финляндия получила независимость. Граница все еще существовала, и на разных берегах реки финский язык уже несколько отличался. К концу Второй мировой войны северная часть Финляндии была полностью разрушена, в то время как соседняя шведская территория оказалось нетронутой. Неравенство жизненных стандартов людей по разные стороны границы было очевидным. Это расхождение привело к уменьшению контактов между двумя городами.

В городах проживают три крупные этнические группы: шведы, финны и торнедалингары (tornedalingar). В Торнио живут лишь финны, в то время как в Хапаранда ситуация более сложная. Большинство жителей Хапаранда называет себя шведами, включая tornedalingar, но около 30 процентов населения являются этническими финнами. 25 процентов населения все еще имеют финское гражданство. Большая группа финнов переселилась в Хапаранда относительно недавно из других районов Швеции, где многие работали еще с семидесятых годов. Люди, которые называют себя tornedalingar, также говорят по-фински, хотя некоторые из них полагают, что говорят на собственном языке. Tornedalingar - выходцы из Финляндии, исторически они долго были оторваны от других финнов. Сегодня они считают себя шведами, но имеют свой язык и культуру и приводят доводы в пользу особого социального и политического положения.

В течение последнего десятилетия административная и политическая граница между Хапаранда и Торнио практически исчезла. С 1994 года Финляндия и Швеция являются членами Европейского Союза, и хотя некоторые ограничения по пересечению границы формально еще существуют, однако и люди и товары могут пересекать границу свободно.

Открытые границы?

Большинство стран ЕС входят в Шенгенскую зону, внутри которой существует полная свобода передвижения граждан. Шенгенские соглашения представляют собой совокупность двух документов: Соглашения об отмене визового контроля на внутренних границах и Конвенции о порядке вступления этого Соглашения в силу. Оба документа действуют с марта 1995 года.

Последними к соглашениям присоединились в 2001 году Норвегия, Исландия (не входят в ЕС), Швеция, Дания и Финляндия.

Внешняя граница любой страны-участницы является общей внешней границей всей этой группы государств. Однако у каждой страны остается собственный визовый режим пограничный контроль. Это положение плохо сказывается на перспективах союза как свободного безопасного пространства.

Так, например, Испания на протяжении многих лет имела безвизовое соглашение с Колумбией. Под нажимом ЕС в апреле прошлого года она прекратила его действие. Вопрос о полной унификации визового режима и пограничного контроля сейчас включен в тему обсуждения саммитов ЕС.

В июле 2000 года Германия временно вышла из зоны Шенгенского соглашения. Этот шаг был связан с визитом иранского президента. Затем в июле прошлого года Австрия и Италия временно вышли из зоны на неделю - на время прохождения Европейского экономического саммита и во время встречи G7 в Генуе; Австрия ввела пограничный и таможенный контроль в аэропортах и на границах с Германией и Италией, а Италия - только в аэропортах.

ТЕРРИТОРИЯ ГОСУДАРСТВА Территория государства - часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. Составными частями территории государства являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства.

Сухопутная территория государства включает материковую часть государства, острова, анклавы.

Анклав - часть территории данного государства, со всех сторон окруженная территорией других государств и не имеющая выхода к морю.

К водной территории государства относятся воды рек, озер, искусственных водохранилищ и водных путей, расположенных в пределах территории государства, а также морских внутренних и территориальных вод, омывающих побережье данного государства.

В подземную территорию государства входят недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства.

Воздушная территория государства - воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства.

Объектами, прировненными к территории государства, являются морские и воздушные суда, космические корабли и станции, носящие флаг или отличительные знаки данного государства, подводные телеграфные кабели, трубопроводы, принадлежащие государству и находящиеся вне пределов его территории (в открытом море, космосе).

НЕ ОТНОСЯТСЯ к территории государства открытые моря, Антарктида, Арктика, воздушные пространства над ними и космическое пространство, Луна и другие небесные тела.

Территориальные воды - территориальное море, морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод - 12 морских миль (1 морская миля = 1,852 км). Регион регулируется внутренним законодательством и Конвенцией ООН по морскому праву от 1982 г.

Особый статус установлен для континентального шельфа и экономической зоны . Страны мира имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию "своего шельфа", но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию. На долю подводных месторождений (шельфовая добыча) приходится около 40% всей добычи нефти. Шельф и дно океана богаты также железом, медью, марганцем, никелем, кобальтом и другими элементами.

Задачи и тесты по теме "Территория государства"

  • Государства Африки - Африка 7 класс
  • Страны мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 6 Заданий: 9

  • Государства Азии - Евразия 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Государства Европы - Евразия 7 класс

    Уроков: 5 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Латинская Америка - Южная Америка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.

Верховная власть государства, его территориальное вер­ховенство - отличительная черта государственной террито­рии.

Согласно ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, а Консти­туция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей ее территории. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъек­тов, внутренние воды и территориальное море, воздушное про­странство над ними.

В сухопутное пространство РФ входят открытые и могу­щие быть открытыми в будущем земли и острова, расположен­ные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья РФ, в пределах между меридианами, соединяющими крайние точки побережья России с Северным полюсом

Водное пространство как часть государственной территории - это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие во­доемы, берега которых принадлежат данному государству), при­надлежащие государству части пограничных рек и озер, внут­ренние морские воды (прилегающие к побережью воды портов, бухт, заливов и др.) и территориальное море, то есть прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство государства - это та часть воз­душного пространства, которая находится над сухопутной и водной территориями государства. Высотный предел воздуш­ного пространства одновременно является линией разграниче­ния воздушного и космического пространств. В настоящее вре­мя такая линия не определена.

Государство по своему усмотрению определяет правовой статус своей территории. Оно может на основе специальных международных договоров предоставить определенные права по использованию отдельных частей своей территории иностран­ным государствам, их юридическим или физическим лицам.

Государственная территория должна использоваться в со­ответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государст­вам.

Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия го­сударств и в соответствии с нормами и принципами междуна­родного права.

Правовым основанием такого изменения становится меж­государственный договор о передаче определенной части тер­ритории или об обмене ее участками.

Государственная граница - это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяю­щие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства).Границы между сопредельными го­сударствами обычно определяются договорами между ними.


Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам.

На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наи­больших глубин), если река судоходная, либо по середине рус­ла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера.

Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается госу­дарством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии их раз­граничения между смежными или расположенными друг про­тив друга государствами).

Процесс установления границы включает две стадии: де­лимитацию и демаркацию.

Делимитация - это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения - рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение).

Демаркация - это обозначение линии границы на местности посредством установления специальных погранич­ных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми ко­миссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: прото­колы - описания государственной границы, протоколы погра­ничных знаков (с характеристикой их положения, формы, раз­меров, материала, номера и т. д.).

Территориальное море - это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (ос­новному сухопутному массиву и островам) и внутренним во­дам государств и находящийся под суверенитетом прибреж­ного государства.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль.

Отсчет ширины территориального моря производится:

1) от линии наибольшего отлива; 2) от условной линии внутрен­них вод; 3) от прямых исходных ("базисных") линий, соединяю­щих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко из­резана или вдоль берега имеется цепь островов).

Территориальное море, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его су­веренитетом. Суверенитет прибрежного государства над тер­риториальным морем осуществляется с соблюдением норм ме­ждународного права.