Собственность субъекта российской федерации относится к. Федеральная собственность и собственность субъектов федерации. Смотреть что такое "Собственность Субъектов Федерации" в других словарях

Формы земельной собственности напрямую зависят от потребностей экономического развития производительных отношений общества и их соответствия производительным силам, поэтому они постоянно претерпевают определенные изменения. Согласно ст. 9.2 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Принятый 25 октября 2001 г. ЗК РФ также закрепил множественность форм земельной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ЗК РФ частной собственностью являются земельные участки, которые были приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Государственная собственность на землю существует в двух формах: государственная собственность РФ в целом (федеральная собственность); государственная собственность субъектов РФ - республик, краев, областей, округов, автономной области и автономных округов, городов федерального значения.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, которые не находятся в собственности граждан и юридических лиц, а также в собственности муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17 июня 2001 г.

Статья 17 ЗК РФ регламентирует правовой режим земель, находящихся в федеральной собственности, а именно:

Признанные таковыми федеральными законами;

Приобретенные РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;

Право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.

Статья 18 ЗК РФ устанавливает, что в собственности субъектов РФ находятся следующие категории:

Приобретенные субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

Занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

Предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

Отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального назначения, землям лесного фонда, землям водного фонда, занятым водными объектами, землям фонда перераспределения земель;

Занятые приватизированным имуществом, которое до его приватизации находилось в собственности субъектов РФ.

В муниципальной собственности находятся следующие категории земельных участков:

Признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Приобретенные муниципальными образованиями РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (ст. 19 ЗК РФ).

В муниципальной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, которые находятся в государственной собственности, в том числе и за пределами границ муниципальных образований.

Субъектами права земельной собственности являются граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, юридические лица, иностранные юридические лица, Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные единицы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.

По нормам гражданского законодательства субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Субъекты права муниципальной собственности на земельные участки помимо ЗК РФ определены также и в Федеральном законе РФ от 22 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Объекты права земельной собственности определяются в зависимости от формы земельной собственности.

Согласно ст. 3 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в исключительной федеральной земельной собственности, входят: земли лесного фонда; земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности; земли обороны и безопасности; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов и др.

Согласно ст. 4 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности субъектов РФ, входят: земли особо охраняемых природных территорий регионального значения; земли водного фонда, занятые водными объектами, находящиеся в собственности субъектов РФ; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения и др.

Согласно ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» в состав земель, находящихся в земельной собственности муниципальных образований РФ, входят следующие: земли особо охраняемых природных территорий местного значения; земли водного фонда, занятые обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности; земли сельскохозяйственного назначения; земельные участки, под поверхностью которых находятся участки недр местного значения; земельные участки, находящиеся в границах муниципальных образований и др.

В муниципальную собственность могут приобретаться земли у собственников земельных участков посредством их выкупа или на основании дарения, отказа от земельных участков и на иных законных основаниях.

Согласно ЗК РФ запрещается передавать в частную собственность следующие земельные участки: земли, на которых расположены объекты историко-культурного назначения; земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, дендрологических парков, природных парков, ботанических садов, а также зарезервированных для этого территорий; земли лечебнооздоровительных местностей, курортов в пределах границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны; лесного фонда, за исключением специально указанных в законе земельных участков и др.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица несколько ограничены в своих земельных правах. Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ данные субъекты не могут обладать на праве собственности такими земельными участками, которые находятся на приграничных территориях и на иных установленных особо охраняемых территориях.

Форма собственности субъекта рф

Главное разделение форм права собственности состоит в делении собственности на государственную, муниципальную и частную. В свою очередь, государственная собственность подразделяется на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации.

Возможно, особое положение государственной собственности обусловлено самой ее природой, обеспечивающей существование государства. Средства, необходимые для государственных расходов, могут быть приобретаемы различным, но юридически одинаково дозволительным путем. Две главные системы суть следующие: выделение из всего народного достояния особых государственных имуществ, доходами с которых и покрываются государственные издержки; требование непосредственно от граждан выделения известной части из их имущества в пользу государства. Государственные имущества могут состоять из различных родов доходной собственности, именно из поземельной собственности, промышленных заведений и капиталов; первые два рода собственности могут состоять из собственности, приобретаемой по общим правилам гражданского права, или из исключительной собственности, право на которую принадлежит только государству, т. е. из монополий и регалий.

В законодательстве чётко определяется государственная собственность, принадлежащая Российской Федерации, и собственность, находящаяся в ведении субъектов Российской Федерации. К объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности относятся:

· объекты, составляющие основу национального богатства страны;

· объекты, для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач;

· объекты оборонного производства;

· объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства;

· прочие объекты: предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов; предприятия и организации по производству спиртовой и ликероводочной продукции.

Закон также определяет объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность субъектов Российской Федерации. Это, например:

· крупнейшие предприятия народного хозяйства;

· предприятия атомного и энергетического машиностроения;

· учреждения здравоохранения и народного образования;

· предприятия телевидения и радиовещания и другие.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. 294-295 ГК.

О каком бы виде объекта государственной собственности ни велась речь, в гражданско-правовом смысле это будет имущество. По ГК РФ понятия “вещи” и “имущество” применяются как синонимы. При этом для определения термина “имущество” используется формула: имущество - это все материальное, что имеет стоимость, а также все нематериальное, что, будучи материализовано, приобретает стоимость. Понятие имущества включает акции и имущественные права. Объектом права собственности может быть именно имущество, причем имеющее некую экономическую ценность. Часть объектов человеческой деятельности может регулироваться при помощи норм права собственности, но с особым правовым режимом, так как допускают не “полное хозяйственное господство”, а лишь ограниченные возможности использования. Кроме того, есть категории, вообще не способные выступать в роли объектов права собственности по своей природе.

Между тем объект гражданского права и объект права собственности далеко не одно и то же. Как полагает В. А. Дозорцев, не всякое имущество может быть объектом права собственности, а лишь материальные вещи, ограниченные в пространстве . Ни права, ни ценные бумаги, ни тем более объекты интеллектуальной собственности, по его мнению, не являются объектами права собственности. Исключением из этого правила он считает предприятие как имущественный комплекс, да и здесь в обособленном виде обязательственные требования и другие права на объекты, не имеющие вещественного характера, никак не могут входить в число объектов права собственности. Поэтому следует достаточно четко различать имущество как родовую категорию и объекты права собственности как одну из ее разновидностей. Кстати, понятия государственной собственности и государственного имущества употребляются как синонимы и в нормативных актах России.

Необходимость классификации всего многообразия объектов собственности очевидна. Крупное деление объектов государственной собственности может проводиться в зависимости от их правового режима. Известно, что еще в древнем Риме существовало разделение на общее достояние и публичное имущество. Общее достояние - то, что по естественному праву принадлежит всем (воздух, проточная вода, море), а публичное и казенное имущество принадлежит римскому народу (реки и гавани). «Римские юристы ясно различают публичное имущество народов. от общих вещей». Публичное имущество имеет совершенно особенный режим, ибо для его отчуждения необходимо согласие народа.

В настоящее время на Западе в рамках государственной собственности выделяется так называемая публичная собственность, к ней обычно относят территориальные и некоторые иные воды, морские берега, наиболее ценные полезные ископаемые и т.п. Указанные объекты являются исключительной собственностью государства. Считается, что публичная собственность может быть использована только на общее благо.

Среди объектов права государственной собственности особого внимания заслуживает регулирование права на землю.

Как упоминалось выше, право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

· федеральной собственности и

· собственности субъектов РФ (субъектной).

На каждом уровне правомочия владения, пользования и распоряжения распределены между законодательными органами, соответствующими министерствами и ведомствами, а также местными органами самоуправления, и реализуются через систему государственных полномочий и функций управления.

Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК). Государственной земельной собственности принадлежит ведущее место. Государственные земли - наиболее обширны по площади, имеют наиболее существенную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий, подавляющее большинство земель природоохранного назначения находятся в государственной собственности .

С развитием права государственной собственности связывается сложная проблема ее разграничения на право федеральной и право субъектной собственности. Проблема вызвана недостаточно ясно выраженной позицией государства относительно того, каким образом осуществить разграничение. Используются два юридически несогласованных подхода. С одной стороны, предусматривается проведение жесткого разграничения права государственной собственности физически, по объектам, и юридически. С другой, разграничение права государственной собственности одновременно предусматривается путем разграничения предметов ведения и полномочий по управлению земельными правоотношениями между государственными и субъектными органами государственной власти без физического разграничения самих земель и соответствующего закрепления самостоятельных прав собственности РФ и субъектов РФ.

Политическая поддержка первого подхода выражена в решении Правительства РФ и Центрального банка РФ по стабилизации социально-экономического положения в стране, которое предусматривает разграничить право собственности на объекты недвижимости, включая земельные участки, между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Данный подход реализован при определении правового режима некоторых категорий земель. Так, Водный кодекс РФ исходит из порядка разграничения водных объектов и соответственно земель водного фонда на федеральные и субъектные по установленным критериям. На основании Лесного кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной собственностью при условии передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ в соответствии с федеральным законом.

Одновременно, Водный и Лесной кодексы независимо от фактического разграничения устанавливают порядок согласованного совместного вынесения решений по вопросам правового режима соответствующих земель. В развитие Лесного кодекса не было принято ни одного решения относительно признания участков лесного фонда - субъектной собственностью. Водные объекты частично разграничены, однако легитимность такого разграничения вызывает сомнения, так как на основании ст. 67 Конституции внутренние воды и территориальное море ни при каких условиях не могут быть субъектной собственностью, так как не входят в территорию субъектов РФ.

При этом независимо от того, какие действия будут предприняты в этой области, оба Закона предусматривают участие государственных органов обоих уровней в управлении собственностью. Целесообразность физического проведения разграничения в этом случае, равно как и юридического оформления прав двух субъектов, ставится под сомнение.

Данное противоречивое положение порождает интересную ситуацию, когда наряду с федеральной и субъектной собственностью на землю, de facto, но вне закона существует еще один вид права государственной собственности - право некой «общей» (не разграниченной физически) государственной собственности.

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляете соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя в большинстве случаев принцип, раздельного управления не реализуется.

Таким образом, можно сделать вывод, что правовой статус объектов государственной собственности содержится в целом ряде нормативных актов, относящихся к различным отраслям права.

Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. Сборник памяти С. А. Хохлова / Отв. ред. А..Л. Маковский.М., 1998. С 205.

Звеков В. Участие Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, ркгулируемых гражданским законодательством // Хозяйство и право. — 1998. — №5. — С.13-19.

Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // «Российская газета» от 23, 25 ноября 1995 г.

Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля 2005 г.) // «Российская газета» от 4 февраля 1997 г.

Собственность субъекта РФ

Финансовый словарь Финам.

Смотреть что такое «Собственность субъекта РФ» в других словарях:

Собственность субъекта рф - см. Государственная собственность … Энциклопедия права

Собственность субъекта рф - см. Государственная собственность … Большой юридический словарь

Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Гражданский кодекс… … Словарь юридических понятий

Собственность субъекта Российской Федерации - Имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. ст. 214 ГК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

СОБСТВЕННОСТЬ - исторически определённый обществ. способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления. С. всегда связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи.… … Философская энциклопедия

собственность казны - Имущество, которым обладает государство (или входящие в него образования) непосредственно, т.е. имущество, не закрепленное за другими лицами, на которое в лице своих уполномоченных органов сохраняет право собственности в полном объеме и… … Справочник технического переводчика

СОБСТВЕННОСТЬ КАЗНЫ - имущество, которым обладает государство (или входящие в него образования) непосредственно, т.е. имущество, не закрепленное за другими лицами, на которое в лице своих уполномоченных органов сохраняет право собственности в полном объеме и… … Большой бухгалтерский словарь

СОБСТВЕННОСТЬ КАЗНЫ - имущество, которым обладает государство (или входящие в него образования) непосредственно, то есть имущество, не закрепленное за другими лицами, на которое в лице своих уполномоченных органов сохраняет право собственности в полном объеме и… … Большой экономический словарь

Собственность - принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам индивидам или коллективам в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. С. это исторически определенная форма присвоения людьми… … Экономика. Словарь по обществознанию

государственная собственность - форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах… … Энциклопедический словарь

Собственность Субъектов Федерации

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001 .

Смотреть что такое «Собственность Субъектов Федерации» в других словарях:

СОБСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ - собственность, принадлежащая субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам … Большой экономический словарь

Совместная собственность субъектов РФ и иностранная собственность - Совместной собственностью субъектов Российской Федерации и иностранной собственностью является имущество, принадлежащее на праве общей собственности субъектам Российской Федерации и иностранным юридическим лицам, иностранным гражданам. Источник … Официальная терминология

Собственность - принадлежность имущества, средств и продуктов производства определенным субъектам права. В РФ существуют следующие основные формы собственности: государственная (федеральная и субъектов федерации); муниципальная (районная, городская, поселковая и … Словарь черезвычайных ситуаций

СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ - – в России выступает в виде федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и собственности местных органов власти, управления и самоуправления (муниципальной собственности) … Экономика от А до Я: Тематический справочник

Собственность - Экономическая категория исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом… … Википедия

Собственность на землю субъектов РФ - 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности … Официальная терминология

СОБСТВЕННОСТЬ - одно из ключевых понятий конституционного, гражданского и других отраслей права. Объектами С. могут быть имущество, денежные средства, ценные бумаги, средства бюджетов, внебюджетные фонды, земля и иные природные ресурсы, предприятия и организации … Энциклопедический словарь конституционного права

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - экономическое отношение принадлежности (присвоенности) имущества государству (публично правовому образованию), основной юридической формой которого выступает право Г.с. Право Г.с. разновидность права собственности., при которой в качестве… … Энциклопедия юриста

Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством. Государственная собственность в странах развитого капитализма сосредоточена сегодня в крайне ограниченном спектре отраслей, которые по тем или иным причинам малорентабельны или даже… … Жилищная энциклопедия

Государственная собственность на объекты животного мира - 1) (для целей Конституции Российской Федерации) форма собственности на землю и другие природные ресурсы; 2) (для целей Федерального закона О животном мире) форма собственности на животный мир, объектами которой являются: а) животный мир в… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

Собственность субъекта РФ — это имущество, находящееся во владении субъектов РФ. Но факт владения определенным видом собственности не является доказательством прав на владение. Собственность переходит во владение субъектов в процессе ее разграничения. Подтвердить право на владение определенным видом собственности могут лишь, к которым можно отнести:

  • государственный реестр собственности (выписка из документа);
  • постановление правительства России о передаче прав;
  • список имущества, которое находится во владении субъекта.
  • Земельная собственность

    Собственность субъекта РФ может состоять из разных видов имущества и участков земли. Чтобы перейти в разряд имущества, принадлежащего конкретному субъекту, участки должны быть куплены субъектом федерации. Для этого существуют специальные основания в гражданском законодательстве.

    Собственностью субъекта становятся и те участки, которые были признаны таковыми в результате разграничения земельной собственности государства.

    К собственности федеративных субъектов относятся участки, не находящиеся в частном владении. Определено несколько видов подобных земельных участков. Это участки земли под зданиями, находящимися во владении субъекта, участки, предоставленные во владение субъектам. Если природная территория была признана охраняемой и она имеет региональное, а не федеральное значение, она тоже переходит в собственность субъекта РФ. Это могут быть лесные массивы и водные ресурсы. Относят к ним и приватизированные участки, которые до начала процесса приватизации были в федеративной собственности. Права собственника осуществляют определенные властные структуры. Осуществление прав происходит в пределах их компетенции.

    Право на собственность субъектов РФ

    Сегодня обозначилась тенденция к расширению полномочий властей регионов относительно собственности, которая находится в их ведении. Но в то же время федеральными властями вводится регламентация полномочий. Данный факт связан с желанием властей ограничить возможности злоупотреблений со стороны региональной власти. Рациональный баланс между этими явлениями пока найти не удается. Свидетельство этому — постоянное внесение поправок в законодательство.

    Сегодня самостоятельность регионов в вопросе осуществления прав на собственность имеет жесткие ограничения. Но субъекты РФ наделены и некоторыми правами, которых лишены прочие субъекты оборота имущества. Например, при покупке прав на владение собственностью у них есть значительные преимущества перед другими субъектами.

    Собственность субъекта РФ сегодня может состоять из следующих видов имущества:

    Беспрепятственный доступ инвалидов к объектам инфраструктуры закон Налоги и налогообложение. Евстигнеев Е.Н. 5-е изд. - М.: 2008 - 304 с. В пятом издании изложен приведенный в соответствие с последними законодательными актами материал по темам, […]

    Действующее законодательство (ГК РФ) исходит из того, что все имущество в Российской Федерации может находиться в частной, государственной и муниципальной собственности.

    Субъектами права собственности, согласно ст.212 ГК РФ, являются:

    1) Российская Федерация и ее субъекты в отношении государственной собственности;

    2) муниципальные образования в отношении муниципальной собственности;

    3) граждане и юридические лица в отношении частной собственности.

    Гражданское законодательство основывается на признании равенства всех собственников (ст.1 ГК РФ) и защищает права всех собственников равным образом (ст.212 ГК РФ).

    Но несмотря на это, между правомочиями субъектов права собственности существуют определенные различия. В соответствии со ст.212 ГК РФ законом могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, особенности владения, пользования и распоряжения имуществом в зависимости от того, находится ли оно в частной, государственной или муниципальной собственности. Законом определяются также виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

    Принадлежность имущества гражданам и юридическим лицам означает нахождение этого имущества в частной собственности. Действующее законодательство заменило термином "частная собственность" большое количество различных понятий, существовавших в советском праве: социалистическая, коллективная, личная, индивидуально-трудовая и мелкая частная собственность.

    Субъектом права частной собственности выступают граждане и юридические лица. Статья 213 ГК РФ прямо предусматривает, что в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам, а количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.

    В соответствии с п.3 ст.213 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими и некоммерческими организациями (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также финансируемых учреждений), являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

    Действующее гражданское законодательство отказалось от деклараций "общенародной собственности", "достояния народа" по отношению к государственной собственности и не рассматривает теперь народ в качестве единого собственника и владельца всего государственного имущества.

    Гражданский кодекс РФ, исходя из федеративного устройства Российской Федерации, признает множественность субъектов государственной собственности. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

    Следовательно, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация в целом и каждый субъект Российской Федерации, полный перечень которых содержится в Конституции РФ. Указанные субъекты права собственности осуществляют свои права в отношении принадлежащего им имущества и не отвечают по обязательствам друг друга. Существует сложный порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, предусмотренный действующим законодательством РФ. Разделение собственности между Российской Федерацией и ее субъектами получило свое правовое закрепление в связи с принятием постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

    Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют, в соответствии со ст.125 ГК РФ, органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с действующим законодательством РФ права собственника в отношении федерального государственного имущества осуществляют правительство РФ, а также специально созданные органы, например Министерство имущественных отношений РФ.

    Круг объектов права государственной собственности не ограничен, поскольку в собственности государства может находиться любое имущество. Согласно п.2 ст.214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Некоторое имущество является объектом исключительно государственной собственности и может принадлежать только Российской Федерации.

    Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством. Государственные предприятия и учреждения приобретают на переданную им государственную собственность право хозяйственного ведения и право оперативного управления, соответственно, и самостоятельно используют переданное им имущество в рамках предоставленных вещных прав. Правовой режим ограниченных вещных прав предприятий и учреждений будет рассмотрен далее.

    Государственная собственность, несомненно, имеет свою специфику, потому что:

    1) в собственности государства может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота;

    2) некоторые способы возникновения права собственности присущи только государственной собственности, например взимание налогов, а кроме того, только государству предоставлено право осуществлять принудительное изъятие имущества у других собственников;

    3) государство самостоятельно устанавливает правила использования своего имущества.

    Муниципальной собственностью является, согласно п.1 ст.215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

    В соответствии с п.2 ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

    Круг объектов муниципальной собственности намного уже круга объектов государственной собственности. Как правило, в муниципальную собственность закрепляются объекты непроизводственной сферы, социально-бытового и культурного назначения (жилой фонд, объекты инженерной инфраструктуры), а также производственного назначения, учреждения образования, здравоохранения, культуры. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями, которые осуществляют владение, пользование и распоряжение имуществом в рамках переданных им вещных прав.

    В соответствии со ст.214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

    Особенностью института государственной собственности является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т.е. представляет собой комплексный правовой институт.

    Изучая ст. 214 ГК РФ, необходимо обратить внимание на множественность субъектов государственной собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п. 5 ст. 214 ГК закон определяет порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации, и её субъектов. Субъектом права государственной собственности выступают именно соответствующие государственные образования в целом, то есть Российская Федерация и входящие в ее состав республики, края, области и т. д., но не их органы власти или управления (которые в свою очередь выступают в имущественном обороте от имени определенного государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные конкретные правомочия публичного собственника).

    Законодательство предусматривает ведение Реестра федеральной собственности и Реестра собственности субъектов РФ.

    Права собственности Российской Федерации является разновидностью

    Государственной формы собственности (ст. 214 ГК РФ). Субъектом гражданско-правовых отношений является само государственное образование. Органы и лица, уполномоченные государственным собственником в порядке ст.125 ГК РФ выступают от его имени и зависят от вида тех отношений, в которых они призваны участвовать.

    Правительство РФ вправе делегировать свои полномочия по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом порядок передачи этих полномочий определяется Федеральным договором и законами Российской Федерации. Однако основную оперативную работу по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности осуществляет специальный федеральный орган по управлению государственным имуществом МГИ РФ (Мингосимущество РФ). К его компетенции отнесены полномочия по проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулированием деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координация в соответствии с законодательством РФ и др.

    В систему государственных органов входит Федеральное казначейство РФ. Его деятельность по осуществлению правомочий собственника регулируются Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. "О Федеральном казначействе". По поручению Правительства и министра финансов осуществляет операции со средствами федерального бюджета, участвует в обеспечении управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга страны, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе финансовых ресурсов, находящихся в ведении Федерального Правительства, ведение операций по учету государственной казны.

    Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение (статьи 294, 296 ГК РФ). Приведем пример из судебной практики.

    Первый заместитель областного прокурора обратился в Арбитражный областной суд с иском к Государственному унитарному предприятию и открытому акционерному обществу о признании недействительными договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного между предприятием (продавцом) и обществом (покупателем), и государственной регистрации за обществом права собственности на указанное имущество.

    Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение ст. 295 ГК РФ отчуждение федерального имущества в частную собственность произведено без согласия собственника, при заключении договора купли-продажи оценка имущества независимым оценщиком не производилась, объект недвижимости участвует в производственном процессе по оказанию автотранспортных услуг, сделка является ничтожной на основании ст. 168 ГК РФ.

    Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Постановлением суда апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. ФАС округа постановлением, названные судебные акты оставил без изменения.

    Так как вопрос о применении последствий недействительности ничтожной сделки судами не рассматривался, дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

    Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 303, п. 2 ч. 1 ст. 305 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум ВАС РФ постановил: решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда по делу и постановление Федерального арбитражного суда округа по тому же делу отменить. Договор купли-продажи недвижимого имущества, заключенный между Государственным унитарным предприятием и обществом с ограниченной ответственностью, признать недействительным.

    Из этого следует то, что вещные права государственных юридических лиц ограниченны тем, что этим лицам необходимо обязательное разрешение собственника госимущества - Российской Федерации, для осуществления своих вещных прав.

    Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (абз.2 п.4 ст. 214 ГК РФ).

    В п. 2 ст. 214 ГК установлен особый режим земли и природных ресурсов. Он заключается в данном случае в том, что государственной собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную собственность граждан и юридических лиц либо в муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества (ст. 225 ГК). С другой стороны, этим правилом закона установлены известные ограничения частной собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной и даже муниципальной собственности лишь в той мере, в какой это прямо допускается государством. Согласно ст.126 ГК Российская Федерация призвана отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет её государственную казну. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

    Известно, что на практике иски о взыскании с государства убытков, причиненных незаконными действиями его органов или должностных лиц, предъявляются все чаще (ст.16, 1069, 1070 ГК и др.). В этой связи в п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ №6/8 отмечается, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация или соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.

    Органы федерального казначейства являются юридическими лицами. Именно эти органы должны, по-видимому, представлять Российскую Федерацию в тех случаях, когда иски предъявляются к Российской Федерации в целом. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить департамент (управление) финансов.

    При удовлетворении иска взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств государственного бюджета, а при их отсутствии или недостаточности - за счет иного имущества, составляющего казну (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

    Управление государственной собственностью субъектов Российской Федерации осуществляется посредством реализации ими правомочий собственников по распоряжению своим имуществом. Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительство, комитет по управлению имуществом и фонд имущества субъекта РФ. Возникающие при этом отношения с унитарными предприятиями по сути гражданско-правовые. Если учесть, что гражданское законодательство - предмет ведения исключительно Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать гражданско-правовые нормы. В связи с этим нормы законов субъектов Российской Федерации, постановлений глав их администраций и иных правовых актов субъектов Российской Федерации не могут устанавливать в соответствии со ст. 295 ГК РФ иные случаи, когда предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом самостоятельно. Тем более такие ограничения не могут предусматриваться в уставах унитарных предприятий, договорах их с собственником или в контрактах с руководителями предприятий.

    Президента РФ и постановлениями правительства РФ (п. 7 ст. 3 ГК РФ).

    Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятие которых отнесено к ведению Российской Федерации. Что касается власти субъекта, то, в соответствии со ст.73 Конституции РФ - вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

    Общественные отношения в связи управлением собственностью вне сферы гражданско-правового регулирования - предмет регулирования публично-правовых отраслей права, прежде всего, административного, находящегося в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Субъект РФ вправе осуществлять нормотворческую деятельность в этой части. Субъекты РФ активно осуществляют нормотворческую деятельность в сфере регулирования своих отношений с создаваемыми ими предприятиями - субъектами права хозяйственного ведения. Из этого следует то, что субъект, вправе самостоятельно в законодательном порядке устанавливать для себя правила поведения как собственника.

    Согласно ст.126 ГК РФ субъекты РФ призваны отвечать по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет их бюджет. Сюда не включается имущество государственных предприятий и учреждений, а также имущество, составляющее исключительную государственную собственность.

    В систему органов федерального казначейства входят подчиненные ему территориальные органы федерального казначейства в субъектах РФ. В субъектах РФ подобную функцию может выполнить комитеты по управлению имуществом, фонды имущества субъектов РФ.

    При удовлетворении иска о взыскание денежных сумм должно производиться за счет средств соответствующего бюджета, а при их отсутствии или недостаточности - за счет иного имущества, составляющего казну субъекта (п.12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8).

    Собственность субъекта РФ - это имущество, находящееся во владении субъектов РФ. Но факт владения определенным видом собственности не является доказательством прав на . Собственность переходит во владение субъектов в процессе ее разграничения. Подтвердить право на владение определенным видом собственности могут лишь, к которым можно отнести:

    • государственный реестр собственности (выписка из документа);
    • постановление правительства России о передаче прав;
    • список имущества, которое находится во владении субъекта.

    Земельная собственность

    Собственность субъекта РФ может состоять из разных видов имущества и участков земли. Чтобы перейти в разряд имущества, принадлежащего конкретному субъекту, участки должны быть куплены субъектом федерации. Для этого существуют специальные основания в гражданском законодательстве.

    Собственностью субъекта становятся и те участки, которые были признаны таковыми в результате разграничения земельной собственности государства.

    К собственности федеративных субъектов относятся участки, не находящиеся в частном владении. Определено несколько видов подобных земельных участков. Это участки земли под зданиями, находящимися во владении субъекта, участки, предоставленные во владение субъектам. Если природная территория была признана охраняемой и она имеет региональное, а не федеральное значение, она тоже переходит в собственность субъекта РФ. Это могут быть лесные массивы и . Относят к ним и приватизированные участки, которые до начала процесса приватизации были в федеративной собственности. Права собственника осуществляют определенные властные структуры. Осуществление прав происходит в пределах их компетенции.

    Право на собственность субъектов РФ

    Сегодня обозначилась тенденция к расширению полномочий властей регионов относительно собственности, которая находится в их ведении. Но в то же время федеральными властями вводится регламентация полномочий. Данный факт связан с желанием властей ограничить возможности злоупотреблений со стороны региональной власти. Рациональный баланс между этими явлениями пока найти не удается. Свидетельство этому - постоянное внесение поправок в законодательство.

    Сегодня самостоятельность регионов в вопросе осуществления прав на собственность имеет жесткие ограничения. Но субъекты РФ наделены и некоторыми правами, которых лишены прочие субъекты оборота имущества. Например, при покупке прав на владение собственностью у них есть значительные преимущества перед другими субъектами.

    Собственность субъекта РФ сегодня может состоять из следующих видов имущества:

    • имущество, необходимое для осуществления разных видов полномочий;
    • имущество для обеспечения работы властных структур;
    • земельная собственность.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    <*> Bugajov I.E. On peculiarities of right of ownership of the subjects of the RF.

    Бугаев Игорь Евгеньевич, соискатель кафедры гражданского права и процесса Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.

    Право собственности субъектов Российской Федерации в статье рассматривается как вид права государственной собственности. Автор определяет отличительные свойства и особенности права собственности государственных образований, в том числе объектный состав и особенности осуществления, что позволяет ему сделать вывод о самостоятельности данного вида права государственной собственности.

    Ключевые слова: собственность, право собственности, право государственной собственности, право собственности государственных образований.

    Ownership right of the subjects of the RF is considered as a type of state ownership right. The author determines distinctive features and peculiarities of ownership right of state formations including objective elements and peculiarities of effectuation and makes a conclusions regarding independent character of this type of state ownership right.

    Key words: ownership, right of ownership, right of state ownership, right of ownership of state formations.

    Право собственности субъектов Российской Федерации наряду с федеральной собственностью является одной из разновидностей права государственной собственности. Очевидно, что в этом качестве данный правовой институт обладает целым набором отличительных свойств и особенностей, делающих его непохожим на другие разновидности права собственности. Установление этих особенностей необходимо для оптимального регулирования отношений собственности субъектов РФ и, следовательно, представляет собой весьма актуальную и своевременную задачу для отечественной правовой науки.

    В рамках настоящей статьи будет дан анализ наиболее значимых специфических черт права собственности субъекта РФ. Начнем же с отличий права собственности субъектов РФ от права частной собственности.

    Первая особенность проявляется в особом объектном составе права собственности. Объектами права собственности российских регионов могут быть только строго определенные виды имущества, перечисленные в ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации":

    • имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 данного Федерального закона;
    • имущество, необходимое для осуществления полномочий, указанных в п. 7 и 8 ст. 26.3 данного Федерального закона, в случаях, установленных федеральными законами;
    • имущество, необходимое для обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации;
    • имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Итак, в целом круг объектов права собственности субъектов РФ существенно ограничен. Однако в их состав могут входить и объекты, которые не могут принадлежать юридическим и физическим лицам, - ограниченно оборотоспособные и необоротоспособные объекты.

    Далее. Субъекты Российской Федерации в отличие от юридических и физических лиц лишены возможности свободно распоряжаться и пользоваться собственным имуществом. Они обязаны осуществлять правомочия пользования и распоряжения в определенных законодательством формах. Так, распоряжение в форме отчуждения принадлежащим им имуществом допускается, как правило, на основе приватизационных сделок, поскольку согласно абз. 1 ст. 217 ГК РФ (часть первая) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В силу ст. 1 - 2 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждение государственного (муниципального) имущества осуществляется на возмездной основе, т.е. с обязательным пополнением бюджетов в ходе приватизационных процессов. При этом указанный Федеральный закон определяет жесткие условия такого отчуждения с тем, чтобы обеспечить равенство покупателей государственного и муниципального имущества, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 2 Федерального закона). Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" регулирует процесс приватизации также с учетом необходимости достижения социально значимых целей: сохранение рабочих мест, сохранение объектов культурного наследия, обеспечение нормального функционирования объектов культурно-бытового и коммунально-бытового назначения, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства (ст. 20, 29 - 30, 38 Федерального закона). Очевидно, что процесс приватизации как момент распоряжения публичным имуществом регулируется законодательством с учетом необходимости выполнения публичных функций, а не обеспечения максимальной свободы усмотрения собственника как в случае с частной собственностью. То же можно сказать и о правомочии пользования имуществом субъектов РФ. В силу п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества субъектов РФ, т.е. договоров, предполагающих пользование имуществом для извлечения доходов или достижения других целей, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. Очевидно, что в данном случае законодатель также делает выбор в пользу решения социальных задач (пополнение бюджетов, соблюдение принципов открытости и равенства субъектов имущественных отношений, а следовательно, развитие конкуренции), а не в пользу обеспечения максимальной свободы усмотрения собственника в использовании своего имущества.

    Еще одной особенностью является то, что субъекты РФ имеют такие возможности в этой сфере, которыми не обладают субъекты права частной собственности. Например , возможность передавать имущество в хозяйственное ведение, постоянное бессрочное пользование не входит в арсенал возможностей частных собственников. В то же время у субъектов РФ такие возможности в силу закона имеются. Однако они имеют определенное целевое назначение. В силу п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия - субъекты хозяйственного ведения могут создаваться только для решения определенного круга задач (использование имущества, приватизация которого запрещена, производство необоротоспособных или ограниченных в обороте объектов и т.д.). Учреждения и казенные предприятия, которым земельные участки могут передаваться на праве постоянного бессрочного пользования (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ), также предназначены для решения задач, стоящих перед публично-правовыми образованиями (п. 1 ст. 120 ГК РФ, п. 4 ст. 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

    Итак, очевидно, что основная специфика права собственности субъектов РФ в сравнении с правом собственности физических и юридических лиц заключается в публично-правовом характере данного правового института, т.е. осуществление данного права неразрывно связано с реализацией функций органов государственной власти российских регионов. Именно ради реализации функций органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируется комплекс имущественных средств, находящихся в собственности российских регионов.

    Представляется, что и отличия в содержании, объектном составе и порядке осуществления между правом собственности субъектов РФ и правом муниципальной, а также федеральной собственности связаны с отличиями в публично-правовом статусе указанных публично-правовых образований, особенностями реализуемых ими публичных функций.

    Этот факт ярко проявляется уже при сравнении объектного состава обозначенных разновидностей права публичной собственности. Если объектами права собственности субъектов РФ в силу ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является прежде всего имущество, предназначенное для реализации полномочий субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, то объектом права муниципальной собственности в силу ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выступает прежде всего имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. Для Российской Федерации же подобного пообъектного ограничения в законодательстве не существует вообще, т.е. в принципе федеральные органы власти могут обладать любым имуществом.

    Очевидно, что различия в объектном составе права собственности вытекают из решаемых органами власти задач: реализация полномочий по предметам совместного ведения в случае с субъектами РФ, решение вопросов местного значения в случае с органами местного самоуправления, неопределенный круг вопросов, которые входят в предметы исключительного ведения РФ и предметы совместного ведения в случае с Российской Федерацией. То же касается особенностей осуществления права собственности. Так, в силу ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 8 июля 1999 г. N 140-ФЗ) только Российская Федерация вправе передавать имущество государственным корпорациям. Субъекты Российской Федерации этого делать не вправе, как и муниципальные образования. Учитывая, что в силу п. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственные корпорации создаются для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, очевидно, что возможность внесения имущества для их создания связана именно с функциями, которые выполняет то или иное публично-правовое образование. То есть опять налицо связь между функциями публично-правовых образований и их возможностями в качестве субъектов права собственности.

    К сожалению, вышеуказанные взаимосвязи не в полной мере учитываются законодательством, которое зачастую приравнивает право публичной собственности к праву собственности частной. На практике это приводит к неблагоприятным последствиям, включая нарушение антимонопольного законодательства, многочисленные коррупционные проявления, связанные с уподоблением публично-правовых образований коммерческим структурам. Подобное положение, безусловно, нуждается в изменении, в том числе в случае с правом собственности субъектов Российской Федерации. В частности, в п. 1 ст. 26.12 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует установить, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации в целях выполнения полномочий субъекта РФ, предусмотренных ст. 26.2, 26.3, 26.3.1 указанного Федерального закона.