Соглашение о расторжении договора 223 фз образец. Односторонний отказ от исполнения контракта. Основные способы и причины расторжения договора

Договор поставки был заключен на год в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и положением о закупке. В соответствии с условиями договора поставки осуществляются по заявкам заказчика.
У заказчика потребность в данном товаре пропала (списывают оборудование, для обслуживания которого предназначался объект закупки). Согласно условиям договора его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством.
При этом указано, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ), в порядке, определенном действующим гражданским законодательством и Федеральным законом РФ от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Может ли заказчик расторгнуть в одностороннем порядке данный договор, если стороны не достигнут соглашения о расторжении?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основания для расторжения договора по инициативе заказчика (в том числе для отказа от исполнения договора) в приведенной ситуации отсутствуют.

Обоснование вывода:
от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не содержит положений, которые устанавливали бы специальные основания для расторжения заключенных в соответствии с ним договоров и не определяет каких-либо особенностей, которые должны соблюдаться при расторжении таких договоров. Поэтому основания для расторжения договоров, заключенных заказчиком в соответствии с N 223-ФЗ, определяются положениями ГК РФ.
По общему правилу согласно ГК РФ изменение и расторжение договора осуществляются по соглашению сторон. Упомянутая норма означает, что в отсутствие оснований для прекращения договора по инициативе лишь одной из его сторон ( , ГК РФ) или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (например, ГК РФ), для расторжения договора, обязательства по которому не исполнены, необходимо обоюдное согласие сторон.
В силу ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами. Согласно п. 2 этой же статьи односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (смотрите также ГК РФ).
Все предусмотренные законодательством основания для отказа покупателя от исполнения договора поставки, равно как и основания для расторжения договора судом по требованию покупателя, связаны с ненадлежащим исполнением поставщиком условий такого договора (смотрите ГК РФ, а также материал: . Расторжение договора поставки). Поскольку в рассматриваемой ситуации стороны не приступили к исполнению договора, у покупателя не имеется оснований для его расторжения в связи с ненадлежащим исполнением со стороны поставщика.
Договором поставки могут быть предусмотрены и дополнительные основания для отказа от его исполнения, в том числе не связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением договора одной из сторон ( , ГК РФ, смотрите также АС Дальневосточного округа от 12.02.2016 N Ф03-6300/15). Однако если в рассматриваемой ситуации такие условия в договор не включены, основания для отказа от исполнения договора у покупателя (заказчика) отсутствуют.
Основанием для расторжения договора (в том числе судом) является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора ( ГК РФ). Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Описанные в вопросе причины, на наш взгляд, не могут рассматриваться в качестве основания для расторжения договора по ГК РФ.
Таким образом, в приведенной ситуации договор может быть расторгнут лишь по соглашению сторон. Кроме того, если договором предусмотрено, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, он прекратится автоматически с истечением срока, на который был заключен ( ГК РФ). Наконец, даже в отсутствие такого условия, если из договора следует, что предусмотренные им обязанности по поставке товара возникают исключительно на основании заявок покупателя (заказчика), и договор не предусматривает обязательств покупателя направить поставщику соответствующие заявки в течение срока действия договора, то представляется, что поставщик не сможет потребовать от заказчика принятия товара в количестве, предусмотренном договором, даже если договор не будет расторгнут. Однако вопрос об обязанности покупателя обеспечить приемку и оплату всего предусмотренного договором количества товара должен решаться исходя из условий договора.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Мадрих — Юридическая компания Содержание статьи

  • Процедура расторжения госконтракта по 44ФЗ
  • Расторжение контракта госзаказчиком по 44-ФЗ
  • Расторжение госконтракта поставщиком по 44-ФЗ
  • Расторжение контракта по 223-ФЗ

По общему правилу, отказ от исполнения обязательств в одностороннем порядке, согласно гражданского законодательства, не разрешен. Но, при исполнении госконтракта согласно с 44-ФЗ и 223-ФЗ возможен такой отказ в случае грубого нарушения стороной госконтракта своих обязательств. Одностороннее прекращение госконтракта по инициативе одной из сторон допустимо, если такое положение содержится в контракте и им предусмотрены основания для такого расторжения.

Расторжение договора по 223-фз

Внимание

Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положенийчасти 3настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке). Следовательно, регламент заключения, изменения и расторжения договора должен соответствовать нормам, установленным Гражданским кодексом РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 310 ГК РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Отказ от исполнения контракта в одностороннем порядке

Инфо

Отметим, что требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор по соглашению сторон либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок (ст. 452 ГК РФ). Также добавим, что на практике степень значительности ущерба в каждом конкретном случае определяется судом. Расторжение в связи с существенным изменением обстоятельств.


Сторона может выступить с инициативой о расторжении договора в случае так называемого существенного изменения обстоятельств – настолько существенного, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, то договор вообще не был бы заключен или был заключен на значительно отличающихся условиях (ст. 451 ГК РФ).

Расторжение по 223фз

Мы видим, что основания для расторжения госконтракта в одностороннем порядке различаются в зависимости от стороны госконтракта, которая инициирует расторжение. Чтобы прекращение госконтракта не было оспорено, соблюдается процедура расторжения и при расторжении в своем решении ссылаются исключительно на положения закона. Расторжение контракта по 223-ФЗ Прекращение госконтракта, который заключен в рамках 223ФЗ, четко законодательно не зафиксировано.


Поскольку 223-ФЗ регулирует общие принципы закупок в данной сфере, конкретные закупочные процедуры и порядок взаимодействия госзаказчика и поставщика устанавливаются в положении о закупке конкретного госзаказчика. Важно! Условия о возможности и порядке расторжения госконтракта в таком случае содержатся в госконтракте, положении о закупке и регулироваться общим положениями гражданского законодательства.
При этом истец должен будет предоставить доказательства того, что ответчиком были существенно нарушены условия контракта. Существенным нарушением условий контракта признается ситуация, при которой действия стороны привели к значительному ущербу другой стороны. Сторона, которая выступает с инициативой расторжения контракта, обязана направить другой стороне соответствующее уведомление с предложением устранить нарушение в досудебном порядке.
Если ответа на эту претензию не поступает в течение 30 дней, то подается иск в суд. Если судебным решением контракт расторгается по причине не выполнения своих обязательств поставщиком, то сведения о нем передаются в РНП. В дальнейшем это негативно скажется на его репутации.
Самым быстрым и выгодным для обеих сторон способом расторжения контракта становится соглашение. При возникновении же спорных ситуаций необходимо обращаться в суд.

223 ap jlyjcnjhjytt расторжение договора исполнителем

Этого Закона, показывает, что изменение и расторжение договора возможно в следующих случаях:

1) по соглашению сторон;

2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично;

3) по решению суда по требованию одной из сторон.


По соглашению сторон изменение и расторжение договора согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ возможны, если иное не предусмотрено самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Закон N 223-ФЗ не содержит норм, прямо исключающих или ограничивающих возможность изменения условий заключаемых в ходе закупки договоров, равно как и расторжения договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в единой информационной системе (далее - ЕИС). Кроме того, ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что сведения об изменении и расторжении договора должны быть внесены в реестр договоров, заключенных заказчиками, а ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ указывает, что сведения о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров включаются в реестр недобросовестных поставщиков.

Следует также учитывать, что согласно п. 5 ст. 78.1 БК РФ в договоры автономных учреждений, подлежащие оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, включается - по смыслу данной нормы - обязательно - условие о возможности изменения по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. А второй абзац п. 5 ст. 78.1 БК РФ указывает на возможность расторжения указанных договоров в случае признания утратившими силу положений закона (решения) о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Как видим, закон прямо предусматривает возможность как изменения, так и расторжения договора, требуя от заказчика только размещения информации об изменении договора в ЕИС и в реестре договоров, заключенных заказчиками, а о расторжении договора - в реестре договоров, заключенных заказчиками, и в реестре недобросовестных поставщиков.


Вместе с тем, следует учитывать, что возможны различные варианты трактовки ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Так, в письме Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2349 высказано мнение, что изменены могут быть только условия, упомянутые в этой норме: условия об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг и сроках исполнения договора. Однако, на наш взгляд, это слишком расширительное толкование приведенной нормы. Во-первых, сама она не содержит никаких запретов на изменение условий договора, а только устанавливает обязанность сообщать об этих изменениях. Во-вторых, следует заметить, что она говорит об изменении конкретных условий - части тех условий, которые обязательно должны включаться и в извещение о закупке, и в документацию о закупке (п.п. 3 - 5 ч. 9 , п.п. 3 - 5 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), а также вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками, отдельной строкой (пп. "д" п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных на основании ч. 1 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132). Соответственно, можно сделать вывод, что такие условия договора предполагаются наиболее значимыми, по причине чего об изменении некоторых из них необходимо уведомлять публично. Видимо, именно на таком подходе основаны разъяснения, данные в другом письме Минэкономразвития России - письме от 04.08.2015 N Д28и-2250, в котором со ссылкой на ту же норму говорится о невозможности изменения конкретно предмета договора, как раз относящегося к указанной выше категории условий.


Кроме того, по нашему мнению, в отдельных случаях изменение договора в виде увеличения количества товаров, объема работ или услуг по соглашению сторон по сути также может расцениваться как заключение нового договора и, следовательно, как новая закупка, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.


Кроме того, в соответствии со ст. 451 ГК РФ возможно расторжение договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств . Такое расторжение допускается при одновременном наличии условий, перечисленных в п. 2 ст. 451 ГК РФ.


Односторонний отказ от договора (исполнения договора) полностью или частично , как следует из п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, допускается в случаях, установленных самим Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором. Право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).

Мадрих - Юридическая компания

В недавнее время обширное распространение получили состязательные процедуры по приобретению товаров (работ, услуг) государственными организациями.

Однако исполнение госконтракта не всегда проходит без нарушений со стороны поставщика или госзаказчика.

Согласно общим принципам гражданского законодательства, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим. И при нарушении контрагентом условий договора такое расторжение допускается.

Расторжение контракта госзаказчиком по 44-ФЗ

Порядок расторжения контракта госзаказчиком и поставщиком не особо отличается. Но различны основания расторжения госконтракта.

При определении оснований для прекращения госконтракта в одностороннем порядке закон отсылает к общим положениям гражданского законодательства о таком расторжении применительно к конкретным видам договорных правоотношений.

На практике госзаказчики производят закупки товаров (работ, услуг) путем заключения госконтрактов поставки, подряда, оказания услуг. Для каждого вида договоров предусмотрены конкретные основания для прекращения в одностороннем порядке. Для такого расторжения необходимы существенные нарушения условий госконтракта, которые определяются применительно к конкретной разновидности обязательств.

Госконтракт поставки подлежит расторжению в случае:

  • неоднократного нарушения сроков (периодов) поставки;
  • поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не устранимы в приемлемый для госзаказчика срок.

Госконтракт на оказание услуг подлежит прекращению в одностороннем порядке:

  • в любое время с условием возмещения исполнителю понесенных им расходов.

Госконтракт подряда может быть расторгнут:

  • в любое время до сдачи работ госзаказчику, уплатив работы и возместив убытки;
  • при неустранении недостатков выполненной работы в установленный госзаказчиком срок.

Важно! Прекращение госконтракта по данным основаниям возможно, если это допустимо контрактом и основания прописаны в конкретном госконтракте.

Процедура прекращения контракта приблизительно одинаковая для поставщика и госзаказчика.

При указанных обстоятельствах госзаказчик вправе принять решение о прекращении госконтракта в одностороннем порядке. Перед принятием такого решения госзаказчик вправе инициировать проведение экспертизы.

Решение о прекращении контракта направляется поставщику с использованием средств связи, которые фиксировали уведомление о получении письма. Закон допускает отправку такого решения почтовой связью (заказным письмом с уведомлением), телеграммой, факсимильной связью или по электронной почте. Но на практике предпочтительно направлять такое письмо по почте заказным письмом с уведомлением.

В течение 3 рабочих дней с момента принятия такого решения госзаказчик публикует информацию об этом на официальном сайте.

Важно! Решение о прекращении госконтракта вступает в силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления поставщика.

Надлежащим уведомлением считается дата возврата письма госзаказчику с отметкой почты о неполучении письма или отсутствии по местонахождению организации подрядчика. Если такое подтверждение получить невозможно, то датой официального уведомления будет дата по истечении 30 дней с момента публикации информации на официальном сайте.

В случае, если в течение 10-дневного срока с момента получения поставщиком письма с решением о расторжении последний устранит нарушения госконтракта, которые стали основанием для расторжения, и возместит расходы на экспертизу, то госзаказчик обязан отменить решение о прекращении контракта. Это правило не распространяется на случаи повторного прекращения контракта по инициативе госзаказчика.

Важно! Стоит отметить, что прекращение госконтракта по инициативе госзаказчика влечет включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение госконтракта поставщиком по 44-ФЗ

Как уже было сказано выше, процедура расторжения госконтракта по инициативе заказчика похожая на процедуру расторжения госконтракта по инициативе поставщика.

Поставщик в тот же срок обязан направить госзаказчику решение о прекращении госконтракта в одностороннем порядке, отменить решение о расторжении. Публикация на официальном сайте не предусмотрена, так как поставщику запрещен доступ к данной системе.

Основания для прекращения госконтракта в одностороннем порядке различаются.

Поставщик вправе расторгнуть госконтракт поставки в случае:

  • неоднократной невыборки товаров;
  • неоднократного нарушения сроков оплаты.

Под неоднократным нарушением на практике подразумевается соответствующее нарушение 2 и более раз.

Исполнитель вправе расторгнуть госконтракт на оказание услуг в случае:

    • возмещения госзаказчику убытков в полном объеме.

Подрядчик вправе прекратить госконтракт подряда в случае:

      • непредоставления госзаказчиком информации, материалов, документации, если такое непредоставление препятствует исполнению госконтракта и контрактом не предусмотрено запрещение на расторжение контракта в данном случае;
      • отказа от замены непригодных материалов для строительства, если их по госконтракту предоставляет госзаказчик.

Расторжение контракта по 223-ФЗ

Специфика 223-ФЗ в том, что он регулирует общие принципы закупок в данной сфере. Конкретные закупочные процедуры и порядок взаимодействия госзаказчика и поставщика устанавливаются в положении о закупке конкретного госзаказчика. Собственно, и порядок расторжения госконтракта в одностороннем порядке 223-ФЗ не содержит. Данные положения содержатся в положении о закупке и в контракте.

Важно! При прекращении контракта по 223-ФЗ стоит руководствоваться общими основаниями для такого прекращения, установленными гражданским законодательством.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

Большое спасибо, Михаил, все сделали оперативно а главное понятно для меня... Так как мы с вами нашли общий язык. хотелось бы в дальнейшем так же продолжить связь именно с вами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Олеся Михайловна - генеральный директор ООО "ВКС"

От имени предприятия ГУП "Севастопольское авиационное предприятие" выражаем благодарность за профессионализм и оперативность вашей компании! Желаем вашей компании дальнейшего процветания!

Гуськова Лилия Ивановна - менеджер. ГУП "САП"

Спасибо вам, Михаил, большое за помощь в оформлении. Очень квалифицированный сотрудник +5!

Надия Шамильевна - предприниматель ИП Аношкина

От лица компании "АКБ-Авто" и от себя лично выражаю Вам и всем сотрудникам вашей компании благодарность за продуктивную и качественную работу, чуткое отношение к требованиям клиента и оперативность в исполнении заказываемых работ.

Насибуллина Альфира - Старший менеджер "АКБ-Авто"

Хочу поблагодарить консультанта Михаила за отличную работу, своевременные и полные консультации. Очень внимателен к проблемам клиента и вопросам, оперативное решение самых казалось бы для меня сложных ситуаций. Очень приятно работать с Михаилом!!! Теперь своим клиентам и знакомым буду рекомендовать Вашу компанию. Да и консультанты в тех.поддержке тоже очень вежливы, внимательны, помогли справится со сложной установкой ключа. Спасибо!!!

Ольга Севостьянова.

Приобретение ключа оказалось очень лёгким и, даже, приятным. Огромная благодарность за содействие менеджеру Михаилу. Объясняет сложные и массивные для понимания вещи ёмко, но очень понятно. К тому же я позвонил на горячую бесплатную линию и в режиме он-лайн, вместе с Михаилом оставил заявку. Мне изготовили ключ через 2 рабочих дня. В общем, рекомендую если экономите своё время, но в тоже время хотите иметь понимание - что покупаете и за что платите. Спасибо.

Левицкий Александр Константинович г. Самара

Личная благодарность консультанту Михаилу Владимировичу за оперативную консультацию и работу по ускоренному получению сертификата ЭП. В ходе предварительной консультации подбирается оптимальный набор индивидуальных услуг. Конечный результат получен незамедлительно.

Стоянова Н.Л. - главный бухгалтер ООО "СИТЕКРИМ"

Спасибо за оперативную работу и компетентную помощь! Консультацией остался очень доволен!

Дмитрий Фомин

ООО "Эксперт Система" благодарит за оперативную работу консультанта Михаила! Желаем Вашей компании роста и процветания!

Суханова М.С. - Оценщик ООО "Эксперт Система", г. Волгоград

Спасибо консультанту, представившемуся Михаилом, за оперативность в работе с клиентами.

Пономарев Степан Геннадьевич

Большое спасибо консультанту Михаилу, за оказанную помощь в получении ЭЦП. За оперативную работу и консультирование по вопросам возникающим в процессе оформления.

Леонид Некрасов

Компания в лице консультанта Михаила делает невозможное! Ускорение аккредитации менее чем за 1 час! Оплата по факту оказания услуги. Думал, такого не бывает. С полной ответственностью могу советовать связываться с Центром выдачи электронных подписей.