Соглашение о разделе продукции. Отмена соглашения о разделе продукции Соглашение о разделе продукции

Е.Е. КИТАНИНА,
аспирант кафедры предпринимательского права факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики

Термин «соглашение о разделе продукции» был введен в российское законодательство с принятием Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах). В этом законе не предусматривался конкретный механизм реализации соглашения. Закон, регулирующий данный вид соглашений, был принят 6 декабря 1995 г. - Федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее - Закон о СРП).

Соглашение о разделе продукции (далее - СРП) - это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Появление в российском законодательстве нормативного определения СРП имеет большое значение, поскольку в Гражданском кодексе РФ такое соглашение не упоминается ни в одной из глав. Существует три модели соглашений о разделе продукции:
1) с трехступенчатым разделом продукции: раздел добычи после вычета издержек инвестора, причем доля инвестора является налогооблагаемой, - так называемая индонезийская модель;
2) с двухступенчатым разделом: вся добыча без компенсации издержек инвестора делится между ним и государством, но существует налог на долю добычи инвестора - перуанская модель;
3) с одноступенчатым разделом: государство сразу устанавливает повышенные в свою сторону пропорции, но освобождает инвестора от уплаты налогов - ливийская модель.
В российском законодательстве используется первая модель.
Закон о СРП был первым работающим инвестиционным законодательным актом в России. Заложить новую систему отношений недропользования можно было только с принятием специального федерального закона. Причиной неэффективности российского законодательства в сфере недропользования являлась система допуска инвестора к эксплуатации недр. До принятия Закона о СРП единственным вариантом была административно-властная, лицензионно-разрешительная система, правовой основой регулирования которой является Закон о недрах. Сама по себе она не носит негативный характер, но речь идет о необходимости существования альтернативы для того, чтобы инвестор мог воспользоваться различными способами осуществления своих проектов. СРП - гражданско-правовой механизм, развивающий и углубляющий принципы рыночной экономики. Действие лицензионной системы должно ограничиться теми сферами деятельности инвестора, где осуществляется разрешительный порядок заключения договоров, жесткая регламентация, закрепленная в лицензии, и правомочность расторжения государством договора без реальной возможности со стороны инвестора обжалования расторжения (так называемый принцип «договор - часть лицензии»). При таком подходе невозможна уступка прав на лицензию, без этого в большинстве случаев у инвесторов нет гарантий возврата средств, значит, не может быть решена задача привлечения финансовых средств в производство из-за высокого риска.
Доминировать должна договорная система: нормативными актами устанавливаются основные правила, по утвержденному регламенту проводится конкурс, аукцион, заключается соглашение, автоматически выдается носящая регистрирующий характер лицензия (принцип «лицензия - часть договора»). При этом стороны равны перед судом. К этому сводится суть Закона о СРП. Он первым в российском законодательстве о ресурсопользовании воплотил договорный принцип отношений между государством и частным инвестором. В соответствии с ним государство должно выступать в предпринимательских отношениях как субъект гражданских прав, на равных началах с другими участниками. СРП, заключаемое между инвестором и государством, сформулировано как гражданско-правовой договор. Особенность этого договора состоит в том, что права пользования недрами являются ограниченно оборотоспособными объектами гражданских прав. Как отмечают исследователи, механизм СРП устроен таким образом, что чем выше доходность деятельности инвестора, тем больше доля государства.
Другое важное концептуальное нововведение закона о СРП заключается в замене налогов передачей имущества. По общему правилу, в соответствии с правами, предоставленными по лицензии, все полученное инвестором минеральное сырье становится его собственностью, а государство получает все установленные законодательством налоги, сборы и платежи. Согласно же СРП инвестор получает не всю произведенную продукцию, а только ее часть, другую получает государство. При этом основную часть налогов, сборов и платежей инвестор не выплачивает. Такая система расчетов между государством и инвестором называется разделом продукции. Однако российский Закон о СРП предусматривает замену не всех установленных налогов, сборов и платежей. Инвестор в обычном порядке уплачивает государству налог на прибыль со своей доли прибыльной продукции, а также платежи за право пользования недрами. Но существующий раздел продукции делает инвестора в большей степени независимым от налоговой системы и от изменений налогового законодательства. При этом Закон о СРП не освобождает инвесторов от налогов и не дает им налоговых льгот. Он заменяет налоги частью полученной по разделу продукции: это особый распределительный механизм. Раздел продукции выгоден не только потому, что освобождает инвестора от необходимости платить многочисленные налоги, но и потому, что налоги, сборы и платежи взимаются с инвестора независимо от конкретных условий недропользования. СРП позволяет учитывать конкретные особенности в каждом случае, предельно индивидуализировать условия недропользования. В преамбуле Закона о СРП указано, что его источником является законодательство в двух областях - недропользовании и инвестиционной деятельности. Однако законодательство в сфере инвестиционной деятельности основывается на гражданско-договорных отношениях субъектов инвестиционной деятельности, в сфере недропользования - на административно-разрешительных отношениях между государственными органами и субъектами недропользования. Это дает исследователям основание утверждать, что «сложилась ситуация, когда гражданско-правовые отношения между государством и инвестором по СРП четко не отделены от лицензионных. Закон призван размежевать гражданско-договорную и лицензионную системы недропользования».
Установление гражданских прав и обязанностей между сторонами по СРП означает изменение основания использования природных ресурсов России, ее полезных ископаемых. Ранее таким основанием мог быть только административный акт выдачи лицензии, тогда как в настоящее время соглашение о разделе продукции также является основанием использования участков недр. В большинстве стран мира недра, содержащие наиболее важные для экономики государства полезные ископаемые, принадлежат исключительно государству, эксплуатация недр является монополией государства. В России статус недр аналогичен. Закон о недрах говорит, что участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Вопрос заключается в том, в каком качестве выступает государство, предоставляя такие права, и на какой основе осуществляется пользование.
Согласно Закону о СРП государство выступает в роли участника оборота, предлагая другим участникам право пользования недрами на договорной основе. Но в российском законодательстве существует и иная позиция, основанная на том, что в сфере недропользования государство не может выступать в роли участника оборота, а должно выступать только как властный орган. Оно может передавать права пользования частным лицам, но, поскольку такие права принадлежат исключительно государству, право пользования не может быть товаром и не может предоставляться на договорной основе. Поэтому государство должно строить свои отношения с пользователями как властеотношения, основанные на административно-распорядительном порядке. Данная позиция имеет место в Законе о недрах - основном законодательном акте в сфере регулирования отношений недропользования. Редакция 1995 года Закона о недрах смягчила его административно-правовую основу за счет признания возможности существования гражданско-правовых отношений в сфере недропользования и включения отдельных гражданско-правовых положений в текст закона (о лицензионном договоре, о праве недропользователя обжаловать в некоторых случаях решения государственных органов), в целом такая основа сохранилась неизменной. В результате мало отличающиеся друг от друга формулировки обоих законов о «предоставлении прав пользования недрами» (п. 1 ст. 2 Закона о СРП) и о «предоставлении лицензий на пользование недрами» (ст. 13 Закона о недрах) имеют совершенно разное значение. В контексте Закона о СРП это означает, что государство временно уступает инвестору принадлежащие ему исключительные права, получая взамен обязательства инвестора по такому использованию. Возникают договорные отношения двух равноправных сторон, уравновешенных взаимными правами и обязанностями. Формулировка Закона о недрах означает, что государство властным актом (посредством выдачи лицензии) дает инвестору разрешение пользоваться недрами, разрешает переход части прав, принадлежащих ему, к инвестору. Лицензия - не договорный, а разрешительный документ. Хотя между государством и инвестором возможны и другие отношения, которые предлагается регулировать нормами гражданского законодательства, государство выступает в отношениях с инвестором не как сторона в договоре. Поскольку государство предоставляет право недропользования не по договору, а на основании одностороннего акта, оно может в одностороннем порядке аннулировать лицензию, причем в Законе о недрах закреплен перечень оснований для прекращения права пользования, но формулировки носят общий характер.
Объектом исключительных прав пользования, согласно Закону о СРП, является участок недр, указанный в соглашении о разделе продукции, а также акватория определенных указанных в соглашении размеров. Инвестору предоставляются исключительные права на поиск, разведку и добычу минерального сырья. Причем в Законе о СРП не раскрывается понятие исключительных прав, не поясняется, к какому виду имущественных прав они относятся - вещно-правовому или обязательственному. Во многих зарубежных странах, в первую очередь в государствах общего права, право пользования недрами называется арендой недр и относится к обязательственным правам. В странах же континентальной системы права исключительные долгосрочные права пользования недрами приравниваются к правам на недвижимое имущество. Несмотря на различия в трактовке исключительных прав недропользования, мировая практика свидетельствует, что предоставление исключительных прав означает следующее: если нет согласия пользователя, государство обязуется на срок действия таких прав воздерживаться на предоставленном инвестору участке недр от деятельности, являющейся объектом исключительных прав, и не допускать такой деятельности со стороны третьих лиц.
Что касается пользования участками недр, с одной стороны, в п. 1 ст. 4 Закона о СРП говорится, что право пользования участками недр на условиях раздела продукции предоставляется инвестору на основании соглашения, заключенного в соответствии с данным законом, с другой стороны, в п. 2 той же статьи говорится, что лицензия удостоверяет право пользования участком недр. Последняя формулировка неудачна, потому что в контексте Закона о недрах, содержащем перечень оснований для предоставления прав недропользования посред-ством административных актов, она ассоциируется с нормой, регулирующей предоставление таких прав на административной основе. Необходимо, чтобы из закона четко следовало, что право пользования недрами по СРП предоставляется непосредственно соглашением.
Необходимые условия выполнения работ по СРП - это порядок разработки программ, проектов, планов и сметы и те условия, которые содержатся в Законе о СРП. Наряду с условиями общего характера (соблюдение требований законодательства, стандартов по безопасному ведению работ, охране недр и т. д.) в Законе предусматривается несколько особых требований, предъявляемых к инвестору. Согласно одному из них инвестор обязан предоставлять российским юридическим лицам при прочих равных условиях преимущественное право на участие в выполнении работ по СРП в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров с инвесторами. Это позволяет стимулировать развитие российской промышленности вне сферы недропользования, но затрагивает интересы иностранных инвесторов, поскольку им придется отказаться от своих традиционных партнерских связей. Чтобы зарубежные инвесторы были заинтересованы в переориентации на российских партнеров при реализации соглашений о разделе продукции, необходимо в законодательном или ином акте сформулировать ряд конкретных требований к российским партнерам (гарантии качества и своевременности поставок товаров или оказания услуг, подтверждение технических и финансовых возможностей).
Также Закон о СРП содержит положение о том, что соглашением предусматриваются обязательства инвестора по привлечению работников - граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее 80% состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ или при отсутствии рабочих и специалистов - граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций. Другое положение требует от сторон предусматривать в соглашении условие, согласно которому не менее определенной части технологического оборудования, закупаемого инвестором, должно производиться на территории Российской Федерации. Но возможны случаи, когда необходимое инвестору оборудование производится только за рубежом либо когда оно производится в России, но низкого качества. Для совершенствования данного положения предлагается обязать инвестора приобретать оборудование на конкурсной основе: «конкурентоспособные российские предприятия объективно должны стать победителями хотя бы за счет более дешевой рабочей силы и меньших транспортных издержек». Проверка исполнения данного требования выявила, что преобладающая часть контрактов заключается без проведения конкурса, причем большинство из них - с иностранными подрядчиками. По мнению аудиторов, отсутствие требований относительно проведения конкурсов на поставку по одному переменному параметру при всех прочих жестко фиксированных граничных условиях либо по нескольким переменным параметрам, но при наличии единой формулы создает легитимную возможность для принятия произвольных решений на любом этапе конкурса. Иными словами, условия торгов должны четко формулироваться и соблюдаться всеми участниками отношений. С юридической точки зрения при определении условий конкурса или аукциона и условий СРП
недостаточно указывать общую долю участия российских юридических лиц в реализации соглашений. Необходимо уточнить, к какому периоду в рамках общего срока действия соглашения относится данное требование.
Редакция 2003 года Закона о СРП установила, что положения об условиях выполнения работ, вступающие в противоречие с принципами Всемирной торговой организации, в случае присоединения Российской Федерации к ВТО теряют свою силу или должны быть приведены в соответствие с этими принципами в сроки и порядке, которые предусмотрены документами ВТО и соглашением о вступлении Российской Федерации в ВТО. Это является существенным дополнением, поскольку предстоящее присоединение России к ВТО сделает необходимым принятие страной ряда инвестиционных положений, обязательных для членов этой организации. Сюда относятся положения Соглашения о связанных с торговлей инвестиционных мерах (ТРИМС), входящего в обязательный пакет документов ГАТТ/ВТО. Этот документ содержит наиболее важные положения ГАТТ/ВТО, распространяющиеся непосредственно на условия функционирования прямых иностранных инвестиций в странах, вступивших в ВТО. Согласно ТРИМС, в отношении прямых иностранных инвестиций запрещается:
1) закупка/использование в процессе производства на предприятии с иностранным участием товаров отечественного происхождения в определенных объемах или определенной стоимости (требование наличия местного компонента - local content requirement);
2) чтобы закупка/использование импортных товаров увязывались с объемом/стоимостью экспорта местной продукции (требование о сбалансированности торговли - trade balancing requirement).
Применение этих мер запрещается независимо от того, являются ли они обязательным условием или их соблюдение необходимо для получения каких-либо льгот, например, в виде субсидий или взаимного освобождения от налогов. Что касается привлечения российской рабочей силы в определенном объеме, то специалисты считают, что важное значение для развития иностранной инвестиционной деятельности могла бы иметь статья о правилах найма ключевого персонала (key personal), предусматривающая, что Россия при условии соблюдения ее законов и нормативных актов, касающихся въезда, пребывания и работы физических лиц, будет добросовестно рассматривать просьбы инвесторов других стран о въезде и временном пребывании на ее территории нанятого инвестором ключевого персонала. Россия также должна будет разрешать иностранным инвесторам нанимать любого сотрудника из числа ключевого персонала независимо от гражданства, при условии что такой сотрудник получил разрешение на пребывание и работу на территории Российской Федерации и что указанная работа соответствует условиям и временным ограничениям, установленным в выданном такому работнику разрешении. Такие положения применяются в российской практике при заключении двусторонних соглашений.
Относительно процедуры расторжения СРП Закон о СРП устанавливает, что возможны три основных варианта:
1) по истечении срока действия СРП;
2) досрочно по согласованию сторон;
3) по другим основаниям, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если лицензию государство может отозвать в одностороннем порядке, то СРП этого сделать не позволяет, хотя обычно в СРП присутствует оговорка о расторжении государством договора в одностороннем порядке в «исключительных случаях». Ведь «СРП - это закон. Одностороннее изменение или расторжение соглашения для цивилизованной страны недопустимо».
Следовательно, Закон о СРП имеет ряд противоречий с иными действующими нормативными актами. Гарантии прав инвестора также непоследовательны. Закон о СРП нуждается в дополнении и конкретизации отдельных положений на подзаконном уровне. Только стройная система законодательства может решить проблему привлечения инвестиций и создания благоприятного инвестиционного климата.
Библиография

1 См.: Конопляник А.А., Субботин М.А. Государство и инвестор: об искусстве договариваться (концессионное законодательство в России). Ч. 1. - М., 1996. С. 24.
2 См.: Конопляник А.А. Россия стремится обрести концессионное законодательство // Финансовые известия. 1994. 20 дек. С. 6.
3 См.: Субботин М.А. Вместо налогов - раздел продукции // Российская газета. 1995. 11 мая.
4 Сосна С.А. Комментарий к Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции». - М., 1997. С. 12.
5 См.: Сосна С.А. Указ. соч. С. 27.
6 Сосна С.А. Указ. соч. С. 74.
7 См.: Платонова Н.Л. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «О соглашениях о разделе продукции». - М., 2002. С. 44
8 См.: Всемирная торговая организация: документы и комментарии / Под ред. С.А. Смирнова.- М., 2001. С. 120.
9 См.: Ершов Ю. Реформирование инвестиционного климата в России: основные аспекты законодательной базы // Инвестиции в России. 2003. № 9. С. 9.
10 Смольякова Т. Без вариантов // Российская газета. 2006. 28 нояб.

В 1996 году, 11 января, на территории России начал действовать ФЗ "О разделе продукции". Этот нормативный акт стал первым принятым СФ после выборов в парламент. Предписания, которые в нем содержатся, должны оказать существенное влияние на хозяйственное право в целом и перспективы развития отечественной экономики. Далее рассмотрим содержание нормативного акта.

Разъяснение понятия

Некоторые трудности вызывает восприятие одного из терминов, которые использует рассматриваемый закон. "Соглашение о разделе продукции" – это дословный перевод понятия production sharing agreement. Этот термин применяется за рубежом для определения отношений, которые формируются в ходе разведки и последующей эксплуатации месторождений тех или других полезных ископаемых, с участием государства, на территории которого осуществляются эти мероприятия, и инвесторов, преимущественно иностранных, которые финансируют и производят данные работы.

Для определения новой формы регулирования экономических правоотношений законодатель выбрал терминологию и юридические конструкции, наиболее близкие и понятные в первую очередь зарубежным субъектам. Этот подход отражает желание приблизить российские нормативные акты к стандартам, которые приняты в мировой практике.

Общая характеристика

Закон "О разделе продукции" ориентирован на формирование благоприятных условий для наиболее эффективного привлечения зарубежных инвесторов в сектор недропользования. Нормативным актом предусмотрены определенные государственные гарантии. Они в первую очередь распространяются на хозяйственное право. Речь, в частности, идет об обеспечении стабильности условий экономической активности в течение всего периода действия контракта.

Суть нормативного акта

Соглашение о разделе продукции представляет собой специфический контракт. Он заключается между зарубежными инвесторами и государством. По его условиям, Российская Федерация предоставляет на конкретный срок на возмездной основе исключительное право на разведку, поиск и разработку определенных месторождений минерального сырья и проведение работ, связанных с этим.

Со своей стороны инвестор принимает на себя обязательства о том, что будет проводить данные мероприятия на свой риск и за собственный счет. Соглашение о разделе продукции устанавливает все условия, которые связаны с недропользованием. К ним в том числе относят порядок распределения произведенного сырья между сторонами контракта.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативный акт осуществляет регулирование отношений, которые связаны с наиболее крупными капиталовложениями в отечественную экономическую сферу. Закон предусматривает расчет с инвесторами посредством части производимого сырья – компенсаторной продукции. С момента начала работ по промышленной добыче минеральных материалов инвестор получает право на возмещение собственных затрат, понесенных им в процессе деятельности. Остаток после компенсации считается прибыльным. Он, по условиям соглашения, подлежит распределению между сторонами. Вместе с этим действует система налогообложения. При разделе продукции инвестор обязан сделать соответствующие отчисления со своей доходной части.

Формы инвестиций

Достаточно четко на протяжении последних десятилетий просматривается тенденция развития контрактных форм прямых иностранных вложений в особо крупном размере. К ним, в частности, относят такие инвестиции, как договоры на:

  • Управление и обслуживание.
  • Долгосрочный целевой заем.
  • Франшизу.
  • Лизинг.
  • Раздел продукции.

Во всех этих контрактах общим обстоятельством является то, что прибыль инвестора будет напрямую зависеть от производственных показателей компании. В России сегодня используется договор о разделе продукции и лизинговый контракт (о финансовой аренде).

Основные сферы

На современном этапе экономического развития России необходимы инвестиции в нефтехимическую, нефтеперерабатывающую и горнодобывающую промышленность, а также строительство. Однако в области горной добычи на сегодня успешного опыта применения соглашения по разделу продукции нет. По мнению многих экспертов, к этой сфере промышленности данная модель непригодна. Соглашение о разделе продукции эффективно работает в нефтяной отрасли, поскольку для нее характерна высокая доходность.

Специфические черты

Участники соглашений о разделе продукции вступают в отношения на определенных условиях. Специфика их состоит в том, что возможность пользоваться недрами нельзя назвать обычной, применимой к общераспространенным вещам или товарам. Рассматривая особенности соглашения о разделе продукции, нельзя также не отметить качественно новую базу построения экономики инвестиционных проектов. Так, в соответствии с условиями контракта, только часть произведенного сырья становится собственностью инвестора. Остаток же поступает в счет государства. В качестве одной из важнейших характеристик таких отношений выступает тот факт, что непосредственно сам Закон отошел от принципа "раздельности". Это значит, что установлены единые правила как для иностранных, так и для национальных инвестиций.

Организация работ

Все сметы, проекты и программы, на основании которых будет осуществляться деятельность инвестора, должны быть утверждены в порядке, установленном в соглашении. Все операции и мероприятия по контракту выполняются в соответствии с российскими юридическими актами, отечественными стандартами и техническими нормами. Международные параметры должны пройти одобрение органами власти РФ. Контрактом определяются порядок, сроки и условия возврата территорий, которые были переданы инвестору и на которых он закончил поиск и разведку минерального материала. Все данные должны быть предоставлены на государственную экспертизу. Организация работ включает в себя также ведение отчетности и учета (налогообложение). Соглашение о разделе продукции предусматривает привлечение операторов, в качестве которых могут выступать юр. лица. Инвестор при этом несет перед государством ответственность имущественного характера за действия данных специалистов, как за собственные.

Условия

Закон достаточно четко устанавливает их. В частности, в нормативном акте предусмотрены условия о:

  • Сроке действия контракта.
  • Пользовании недрами.
  • Порядке заключения контракта.
  • Разделе продукции.
  • Проведении работ на территории.
  • Правах собственности инвестора.
  • Государственных гарантиях.
  • Обеспечении контроля над исполнением контракта.
  • Стабильности предоставляемых возможностей инвестору.
  • Ответственности сторон.
  • Порядке разрешения споров.

Субъекты

Как выше было сказано, соглашение о разделе продукции заключается между инвесторами и государством (Россией в данном случае). От имени последнего могут выступать исполнительный орган субъекта, на территории которого располагается предоставляемая в пользование территория, и Правительство. В качестве инвестора могут выступать:

  • Иностранные и российские граждане.
  • Юридические лица и объединения, формируемые на основании соглашения о коллективной деятельности и не обладающие статусом юр. лица, производящие вложения привлеченных или собственных заемных средств в разведку, поиск и добычу минеральных материалов.

Специфика субъектного состава заключается не только в том, что контракты заключаются между принципиально разными сторонами: государством с одной стороны и частным инвестором – с другой, в качестве которого может выступать не только организация, но и индивид. Соглашение может быть подписано и с объединением, не выступающим как единый правосубъект. Взаимодействия сторон регулируются в ст. 3 главы первой.

Права собственности

Статья 9 главы второй устанавливает, что часть продукции, которая по соглашению считается долей инвестора, ему и принадлежит. Минеральное сырье, которое по условиям контракта поступает в собственность этой стороны, может вывозиться с таможенной территории страны в соответствии с установленным порядком. При этом не определяется какое-либо ограничение на количество экспорта. Исключение составляют случаи, предусмотренные в Законе о госрегулировании внешнеторговой деятельности.

Вывезена может быть компенсационная и прибыльная часть, которая приходится на долю инвестора. В качестве последней выступает остаток после выплаты налога на прибыль. Среди основных выгод инвестора, которые обеспечиваются Законом, имеет место неограничиваемая возможность экспорта той продукции, которая принадлежит ему по праву собственности. Оно может перейти к государству с момента установления полного возмещения стоимости имущества либо со дня окончания срока контракта, либо с иного другого, оговоренного в условиях.

При этом на протяжении периода действия соглашения инвестор получает исключительное право на использование данного имущества на безвозмездной основе с целью проведения работ по контракту. Он несет бремя по его содержанию, риск случайного его повреждения или гибели. При переходе права собственности от инвестора к государству, данное имущество становится федеральной собственностью. Порядок последующего использования будет определяться Правительством страны.

Кроме того, вся первичная геофизическая, геологическая и прочая информация, сведения по ее интерпретации, производные данные, образцы ископаемых, в том числе пластовые жидкости, керн, которые получены были инвестором при выполнении работ по условиям контракта, принадлежат государству на праве собственности. Правительство обеспечивает другую сторону определенными гарантиями. В частности, это касается защиты имущественного и прочих прав, которые были приобретены инвестором и осуществлялись им по условиям контракта. На него не распространяется действие нормативных актов исполнительных органов федерального значения, предписаний и положений субъектов страны, местного самоуправления, если они ограничивают его возможности.

Процедура заключения контракта

Ее регулирует ст. 6 главы второй. Заключение соглашения осуществляется в соответствии с российским законодательством. В связи с этим возможность применить иные нормы отсутствует. Контракт подписывается с инвестором – победителем в конкурсе или аукционе на условиях этих мероприятий. Последние являются обязательными для сторон. Разработка начальных условий мероприятий осуществляется на основании технико-экономических расчетов, выполняемых в соответствии с поручением госорганов, которые ответственны за проведение аукционов и конкурсов. Финансирование всех работ, связанных с подготовкой, производится за счет доли средств, полученных от реализации контракта. Законом предусмотрено заключение соглашений вне конкурса.

Проект контракта

Образец соглашения на каждый объект недропользования подготавливается Комиссией. Она формируется Правительством при согласовании с исполнительным органом госвласти соответствующего региона страны. В составе Комиссии присутствуют представители указанных институтов, а также консультанты и эксперты. Инвестор в список членов не включается.

Составляя образец соглашения, сторонам необходимо предусмотреть, что не меньше 70% технологического оснащения в стоимостном выражении, используемого для добычи минерального сырья, его транспортировки, а также переработки (если данное условие присутствует в контракте), либо (и) приобретаемого инвестором для осуществления работ, должно быть произведено на территории России. Действие данного предписания не распространяется на пользование объектами магистрального трубопровода, приобретение и строительство которых не предполагаются в условиях контракта.

Этапы распределения

Особенности и новизна, а также непосредственно суть соглашения сосредотачиваются в используемом механизме расчетов, а точнее именно в разделе продукции, произведенной в ходе мероприятий по контракту. В России применяется индонезийская модель. Эта схема реализуется в подавляющем большинстве нефтедобывающих государств. Раздел касается прибыльной части продукции. Под ней следует понимать произведенное сырье за вычетом доли компенсации и той, что направляется для погашения налоговых платежей за недропользование. Порядок и условия процесса разделения продукции устанавливаются в соглашении инвестора с государством.

Данное мероприятие предполагает два этапа. В ходе первого всю произведенную продукцию разделяют на 2 части. Одна из них отправляется в пользу государству в счет выплаты за недропользование. Другая часть полагается инвестору. Он, в свою очередь, разделяет собственную долю еще на 2: прибыльную и компенсаторную. Далее выполняется второй этап. В ходе него прибыльная продукция разделяется на валовую инвесторскую в части доходов и государственную в статье прибыли.

Это делается в пропорции, которая определяется контрактом. Инвестор из своей доли осуществляет выплаты налогов. Оставшаяся часть и является его чистой частью в разделе дохода. Государственная доля в соответствии с условиями контракта о разделе продукции перераспределяется дополнительно между бюджетами: федеральным и того субъекта, где осуществлялись работы. Пропорции при разделении продукции в этом случае устанавливаются отдельными соглашениями между соответствующими органами государственной и местной власти. Инвестор в данном процессе не участвует.

Заключение

Благодаря принятию рассмотренного в статье Закона, вступили в силу контракты по разделу продукции по проектам "Сахалин" (1 и 2). Они предусматривают освоение 5 крупных нефтеконденсатных залежей на шельфе острова. Согласно технико-экономическим расчетам, предположительный объем инвестиций составляет около 27 млрд долларов. Чистая прибыль России при этом – 35-40 млрд долларов. Вместе с этим реализация соглашения предусматривает формирование новых рабочих мест, обеспечение Дальневосточного округа собственными нефтепродуктами и топливом.

1. Соглашение о разделе продукции (далее - соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, должны соответствовать законодательству Российской Федерации.

Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям соглашения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, устанавливаются федеральными законами.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации при наличии заключений Правительства Российской Федерации и решений законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены соответствующие участки недр.

(см. текст в предыдущей редакции)

В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.

В отношении расположенного в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также соответствующего органа местного самоуправления.

(см. текст в предыдущей редакции)

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является отсутствие возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на иных предусмотренных законодательством Российской Федерации условиях пользования недрами, отличных от условий раздела продукции.

Подтверждением отсутствия такой возможности является проведение аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ) и признание аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников.

В случае, если недропользователь, которому участок недр был предоставлен в пользование на иных условиях, чем раздел продукции, изъявит желание заключить в отношении участка недр соглашение о разделе продукции, аукцион, предусмотренный абзацем вторым настоящего пункта, может быть проведен только после принятия решения о досрочном прекращении права пользования участком недр по заявлению недропользователя. При этом условиями аукциона, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, и условиями аукциона на право заключения соглашения, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, по согласованию с недропользователем предусматривается компенсация затрат прежнего недропользователя.

Недропользователь до даты проведения аукциона обязан представить в органы, выдавшие лицензию на пользование недрами, отчет об оценке имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, произведенный независимым оценщиком, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и проект договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части.

В случае несогласия лица, подавшего заявку на участие в аукционе, с представленной в отчете оценкой имущественного комплекса, неразрывно связанного с осуществлением права пользования недрами, и (или) иными условиями договора о продаже имущественного комплекса в целом или его части окончательные условия указанного договора устанавливаются в судебном порядке.

В случае подтверждения отсутствия возможности геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых на условиях пользования недрами, не предусматривающих заключения соглашения, участок недр может быть включен в перечень участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, при наличии определяемых Правительством Российской Федерации следующих условий:

если разработка данного участка недр может обеспечить сохранение рабочих мест для градообразующей организации, а прекращение разработки данного участка недр приведет к негативным социальным последствиям;

Бесплатный образец соглашения о разделе продукции, предлагаемый ресурсом, ставит цель безвозмездной информатизации общества. Скачать его можно бесплатно.

Соглашение о разделе продукции - один из многочисленных видов государственных контрактов. В Федеральном закон N225-ФЗ, от 30 декабря 1995 года определяет субъектом договора Российскую Федерацию и коммерческую организацию, основной договоренностью которых являются права и обязанности относительно поисков, добычи, разведки веществ и материалов в недрах земной коры. В рамках соглашения о разделе продукции стороны обговаривают условия взаимодействия, рамки полномочий. Главный пункт бумаги - условия раздела продукции. Соглашение о разделе продукции одинаково полезно для юридического лица и государства, с точки зрения материальных преимуществ.

Страна предоставляет возможность коммерческому субъекту добывать полезные ископаемые, расположенные в недрах земли (собственность государства), в обмен на то, что часть этого сырья будет передано в счет оплаты. Порядок оформления, подписания соглашения о разделе продукции не такой простой, как кажется. Перед его составлением, проводится аукцион, определяющий победителя и, только потом, проводятся сопутствующие мероприятия. Вместе с тем, закон определяет исключительные условия соглашения о разделе продукции.

Обязательные пункты соглашения о разделе продукции

:
  • Название документа в верху страницы, а также дата и место его составления;
  • Традиционно реквизиты сторон;
  • Предмет. Следует внимательно отнестись к написанию и согласованию этого пункта. Здесь происходит описание всей деятельности вкратце, значение терминов, используемых далее, специфические значения. Абзац может быть самым объемным по сравнению с другими;
  • Сроки являются существенным условием договоренностей и подлежат обязательной фиксации;
  • Права и обязанности участников, ответственность;
  • Налогообложение деятельности - важный аспект правоотношений и подлежит обязательному отражению в письменном виде;
  • Отчетность и контроль за соблюдением правил поведения, могут отражаться в содержании соглашения о разделе продукции;
  • Условия прекращения отношений, заключительные положения и визирование договора с дублированием полных реквизитов субъектов.
После того, как произведены все подготовительные работы, проведен аукцион, победителю требуется в течение определенного законом времени получить лицензию на осуществление деяний. В том случае, если по независящим причинам не удастся получить полный пакет документов коммерческому предприятию, оно может быть заменено на другого инвестора в том же порядке, который определен законом. Наличие лицензии исключает обязанность вновь ее получать новому субъекту добычи. Требуется лишь оформить акт передачи лицензии. В статье мы затронули лишь некоторые, важные моменты темы раздела продукции, регламентированной нормами. Бесплатный образец, пример соглашения о разделе продукции, предлагаемый ресурсом, ставит цель безвозмездной информатизации общества. Скачать образец можно нажав на прямую ссылку.

Федеральный закон принят в развитие законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности и устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции. Закон регулирует отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, и определяет основные правовые условия таких соглашений. Отношения, не урегулированные Законом, в том числе возникающие в процессе пользования землей и другими природными ресурсами, а также особенности его применения с учетом ограничений или запретов на право собственности на добываемые драгоценные металлы, природные драгоценные камни, радиоактивное сырье и другие металлы и продукты регулируются законодательством РФ о недрах, другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Отношения, возникающие в процессе поисков, разведки и добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции, а также ее транспортировки, обработки, хранения, переработки, использования, реализации или распоряжения иным образом, регулируются соглашением о разделе продукции, заключаемым в соответствии с Законом.

Соглашение о разделе продукции - договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Закона. Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ, и в сроки, согласованные сторонами, но не позднее чем через год со дня объявления результатов конкурса или аукциона. В отдельных случаях по совместному решению Правительства РФ и органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ соглашения могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов.

Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением. Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями соглашения долей инвестора, принадлежат ему на праве собственности. Рассмотрены вопросы транспортировки, хранения и переработки минерального сырья, налогов и платежей при исполнении соглашения, учета финансово-хозяйственной деятельности инвестора и др.

Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. Государственный контроль за исполнением соглашений осуществляют федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по соглашению в соответствии с условиями соглашения с соблюдением гражданского законодательства РФ.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.