Соглашения о разделе продукции (СРП). Разбираем закон. Так сколько их было? Соглашения о разделе продукции: публично-правовые и частноправовые аспекты Проект соглашения о разделе продукции

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности - инвестору возмездно и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется выполнить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В соглашении определяются все необходимые условия рационального и эффективного использования недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения. При этом содержание соглашения должно соответствовать ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

Перечни участков недр, правололь-зования которыми возможно на условиях раздела продукции, устанавливаются ФЗ. Проекты их вносятся в ГД совместно Правительством РФ и представительными органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых расположены соответствующие участки недр. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и ФЗ, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в С. о р.п. Сторонами соглашения являются:

а) РФ, от имени которой в соглашении выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченные им органы, например территориальные органы управления государственным фондом недр;

б) инвесторы, которыми вправе быть граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе до-roвоpa о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.

Лицензия на пользование участком недр выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней со дня подписания соглашения на срок его действия и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения. Если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, то лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием на то. что данный участник выступает от имени всего объединения. В лицензии указываются все инвесторы (участники объединения).

Соглашение заключается органом, уполномоченным государством, с инвестором - победителем конкурса или аукциона. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами,планами и сметами,которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Помимо общих требований о рациональном использовании и охране недр, природной среды,безопасном ведении работ соглашением должны предусматриваться дополнительные обязательства инвестора:предоставлять юридическим лицам РФ при прочих равных условиях преимущественное право на участие в выполнении работ в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков и т.п. на основании отдельных договоров с инвесторами; страховать ответственность в связи с возмещением убытков в случае аварий; вывезти все сооружения и иное имущество после завершения работ. Стороны должны предусмотреть в соглашениях условие: не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки,закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории РФ.

В соглашении определяются условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвесторами. Распределение продукции, полученной государством после раздела с инвесторами, между РФ и субъектами РФ осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами. Инвестор уплачивает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и платежи за пользование недрами: разовые (бонусы) при заключении соглашения, ежегодные - за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), регулярные (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи или от стоимости произведенной продукции. Инвестор освобождается от других обязательных платежей: налогов, сборов, акцизов и т.п. За пользование землей и другими природными ресурсами плата производится в соответствии с законодательством РФ. Инвестор не освобождается от обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников - граждан РФ, а также от платежей в Государственный фонд занятости населения РФ.

Закон "О соглашениях о разделе продукции" разрешает инвестору передавать (полностью или частично) свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или гражданину только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по данному соглашению. Для этого требуется составление письменного акта и переоформление лицензии. С согласия государства инвестор может использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в ходе реализации соглашения. Государство гарантирует защиту имущественных и иных прав инвесторов: на него не распространяется действие нормативных актов, которые устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных в соответствии с С. о р.п., за исключением предписаний органов надзора за безопасностью работ,охраной недр, природной среды, здоровья населения, а также общественной и государственной безопасностью. Кроме этого, Закон обеспечивает стабильность условий соглашения:

если в течение срока действия С. о р.п. законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, то в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действующих на момент заключения соглашения законодательных актов. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением. Споры между государством и инвестором разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде. в арбитражном суде или в третейском суде, в том числе в международных арбитражных институтах.

Лит..-Теплов О.,Клюкин Б;Не-дра и право. М., 1994.

Жариков Ю.Г.


Энциклопедия юриста . 2005 .

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции » от 30.12.1995 №225-ФЗ (в редакции от 29.12.2004)

Соглашение о разделе продукции (далее — соглашение) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее — инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем , что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска. Для государства преимущества СРП заключаются в том , что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции , являются РФ (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступают Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименование принципа «двух ключей».

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурса или аукциона , проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключается в освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции — п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:

  • обычный — (индонезийская модель — по стране происхождения ) — из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль;
  • «прямой» — исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором;

Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государством как путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП.

К традиционным мерам государственной поддержки следует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки — п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или «дедушкиной» оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).

Специальные меры государственной поддержки СРП связаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.

В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных НПА субъектов РФ и правовых актов органов МСУ, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности (статья 18 Закона о СРП).

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции” соглашение о разделе продукции (СРП) – это договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Примерами действующих в настоящее время СРП являются проекты “Сахалин-1”, “Сахалин-2” и “Харьягинское месторождение”.

Соглашение является двусторонним , возмездным , взаимным и консенсуальным <215> договором.

——————————–

<215> В связи с тем, что в СРП идет речь о предоставлении инвестору исключительного права на поиски, разведку, добычу минерального сырья и ведение связанных с этим работ, а не участка недр, рассматривать такое соглашение в качестве реального договора, предусматривающего необходимость передачи именно вещи в момент заключения договора, представляется не вполне правильным.

Сторонами СРП являются:

1) Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство Российской Федерации или уполномоченные им органы;

2) инвесторы – юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП. В случае если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению.

Предмет соглашения составляют поиски, разведка и добыча минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, который следует рассматривать в качестве объекта соглашения. Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами.

На основании заключенного соглашения инвестору предоставляется право пользования участком недр на условиях раздела продукции. При этом условия пользования недрами, установленные в СРП, должны соответствовать законодательству Российской Федерации. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям СРП, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

СРП регулирует отношения, которые нельзя в полной мере отнести к гражданско-правовым. В частности, они возникают в сфере недропользования, где отношения между государством и пользователем недр носят публично-правовой характер. К другим публично-правовым обязанностям инвестора по СРП следует также отнести исчисление и уплату предусмотренных соглашением налогов и сборов.

В СРП инвестиционные правоотношения, основанные на юридическом равенстве сторон, и инвестиционные правоотношения “власти-подчинения” настолько тесно связаны между собой, что их зачастую сложно выделить. Так, при выполнении работ по такому соглашению взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей (за отдельными исключениями) заменяется разделом продукции. При этом часть продукции, которая добывается инвестором и поступает в собственность государства, может рассматриваться, с одной стороны, как плата за предоставленное в пользование государственное имущество, а с другой стороны, как налог, взимаемый в соответствии с главой 26.4 “Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции” НК РФ, которая образуют специальный налоговый режим. Поскольку СРП содержит не только частноправовые, но и публично-правовые элементы, его следует рассматривать как комплексный (межотраслевой) договор , который подлежит урегулированию нормами гражданского и публичного права.

Компания с ограниченной ответственностью “Си ТСД Лимитед” обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными решения и требования Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Сахалинской области об уплате авансовых взносов по налогу на имущество за 9 месяцев 2004 г. и пени. В своем отзыве налоговая инспекция сослалась на пункты 7 и 15 статьи 346.35 НК РФ, статью 3.1 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 “О налоге на имущество предприятий”, Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” и утверждала, что поскольку компания с ограниченной ответственностью “Си ТСД Лимитед” не является инвестором по СРП “Сахалин-2”, а ни законодательством РФ, ни СРП не были установлены условия и порядок освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций имущества подрядчиков и субподрядчиков компании – инвестора по СРП, родственных организаций и их подрядчиков и субподрядчиков по проекту, то вышеназванная компания не освобождается от уплаты налога на имущество.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20 мая 2005 г. заявленное компанией требование было удовлетворено, а решение налогового органа и требование об уплате налога признаны недействительными. Свое решение арбитражный суд первой инстанции мотивировал тем, что, поскольку СРП “Сахалин-2”, которым предусмотрено освобождение компании от уплаты налога на имущество, было заключено до вступления в силу Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, компания имеет право на применение льготы в отношении имущества, используемого для выполнения подрядных работ в рамках проекта.

С таким выводом согласился и Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, отметив, что в соответствии с пунктом 15 статьи 346.35 НК РФ при выполнении СРП, заключенных до вступления в силу Федерального закона “О соглашениях о разделе продукции”, применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями. В частности, пунктом 3 (а) дополнения N 1 к приложению N Е СРП “Сахалин-2”, заключенного 22 июня 1994 г. между Российской Федерацией и компанией “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд”, было предусмотрено, что за исключением положений, предусмотренных пунктом 1 (налог на прибыль), компания “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани”, родственные ей организации, их подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками каких-либо налогов, в том числе налога на имущество, а также имущество, которое приобретается в собственность в связи с проектом или арендуется у иностранных организаций в связи с ним. Согласно контракту на оказание комплексных услуг по проектированию, материально-техническому снабжению и строительству наземных объектов по проекту строительства завода СПГ на о. Сахалин компания “Си ТСД Лимитед” являлась подрядчиком компании “Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд”, являвшейся инвестором соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (СРП “Сахалин-2”). Поскольку такое соглашение заключено в июне 1994 г., т.е. до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”, то компания “Си ТСД Лимитед” освобождается от уплаты налога на имущество организации, в отношении имущества, используемого для выполнения подрядных работ в рамках указанного проекта <216>.

——————————–

<216> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2005 г. по делу N Ф03-А59/05-2/3023 // СПС “КонсультантПлюс”.

Раздел продукции – это раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”, предусматривающим два варианта. Согласно первому из них (схема N 1) СРП должно предусматривать условия и порядок:

1) определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости. При этом произведенной продукцией признается количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации, добытое инвестором в ходе выполнения работ по СРП и уменьшенное на количество технологических потерь в пределах нормативов;

2) определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по СРП (компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе Российской Федерации – 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется СРП в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении СРП продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период;

4) передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента. В случае если нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от уплаты региональных и местных налогов и сборов, затраты инвестора по уплате указанных налогов и сборов подлежат возмещению инвестору за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству, в части, передаваемой соответствующему субъекту Российской Федерации, на величину, эквивалентную сумме фактически уплаченных указанных налогов и сборов (пункт 14 статьи 346.35 НК РФ);

5) получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП.

Схема 1. 1-й вариант раздела продукции

——————————–

<*> НДС, акциз (за исключением акциза на подакцизное минеральное сырье), водный налог, земельный налог, государственная пошлина, таможенные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В отдельных случаях раздел произведенной продукции между государством и инвестором может осуществляться иным образом (схема N 2). В этом случае СРП должно предусматривать условия и порядок:

1) определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

2) раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются СРП в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%;

3) передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

4) получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП.

Схема 2. 2-й вариант раздела продукции

——————————–

<*> НДС, государственная пошлина, таможенные сборы, плата за негативное воздействие на окружающую среду.

СРП может устанавливать только один из указанных способов раздела продукции и не может предусматривать переход с одного способа раздела продукции на другой, а также замену одного способа раздела продукции на другой.

Цена соглашения, помимо предоставляемой государству в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента, включает в себя также:

1) цену, уплачиваемую за право заключения СРП;

2) разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в СРП и лицензии (бонусы);

3) ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, уплачиваемые в порядке, установленном СРП в соответствии с законодательством Российской Федерации на дату подписания соглашения;

4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);

5) сбор за выдачу лицензии;

6) регулярные платежи за пользование недрами (ренталс);

7) компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых;

8) компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по СРП коренным малочисленным народам Российской Федерации в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности <217>.

——————————–

<217> См.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р “Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации” // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2493.

Срок действия СРП устанавливается сторонами в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на день заключения СРП. Действие соглашения по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются соглашением сторон. При продлении действия СРП лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия СРП органами, выдавшими данную лицензию.

Действующий Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”, к сожалению, прямо не устанавливает, какие условия СРП являются существенными. Исходя из их значения для заключения любого договора к ним, на наш взгляд, следует отнести:

1) предмет договора, определяющий виды деятельности, наименование объектов инвестиционной деятельности и размер инвестиций;

2) цену договора;

3) порядок раздела продукции между государством и инвестором;

4) условие о праве собственности в отношении создаваемых объектов инвестиционной деятельности;

5) срок соглашения.

Форма соглашения. Учитывая, что сторонами СРП являются Российская Федерация и инвесторы – юридические лица, СРП подлежит заключению в простой письменной форме. В то же время соглашения, связанные с использованием участков недр, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в указанные соглашения, утверждаются отдельными федеральными законами (абзац пятый пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ “О соглашениях о разделе продукции”). Это поднимает СРП – договор (контракт) с участием частного лица – до уровня федерального закона и позволяет применять специальные положения СРП вместо общих норм ГК РФ и других федеральных законов, что является, на наш взгляд, крайне недопустимым.

1) осуществить проведение работ по СРП за свой счет и на свой риск в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом СРП. Организация выполнения работ по СРП, в том числе ведение учета и отчетности, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором СРП. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия.

В целях координации деятельности по выполнению работ по СРП сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета , в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяются СРП. Положение о назначении и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями СРП, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2006 г. N 133 “О порядке назначения и деятельности представителей государства в управляющих комитетах, создаваемых в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции” <218>;

——————————–

<218> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1304.

2) соблюдать требования законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

3) своевременно и правильно осуществлять передачу государству принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента, а также уплачивать государству предусмотренные СРП платежи;

4) применять особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный НК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах;

5) вести учет финансово-хозяйственной деятельности при выполнении работ по каждому отдельному СРП, а также обособленно от такого учета при выполнении им иной деятельности, не связанной с СРП <219>;

——————————–

<219> См.: указания по отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций при исполнении соглашений о разделе продукции, утвержденные Приказом Минфина РФ от 11 августа 1999 г. N 53н // Экономика и жизнь. 1999. N 40. С. 24.

6) для выполнения работ по СРП иметь специальные банковские счета в рублях и (или) иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации и (или) на территориях иностранных государств, используемые исключительно для выполнения указанных работ;

7) осуществлять ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами и обеспечивать ее сохранность;

8) представлять геологическую и технико-экономическую информацию по объектам, на которых проводятся работы по СРП и намечается добыча полезных ископаемых, на государственную экспертизу в порядке и объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации;

9) при выполнении работ по СРП на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов <220>, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;

——————————–

<220> См.: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2208.

10) страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую среду;

11) осуществлять ликвидацию всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по СРП, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по СРП;

12) по завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального сырья возвратить участки территории, переданной в пользование в соответствии с условиями СРП. Размеры возвращаемых участков, а также порядок, сроки и условия их возврата определяются СРП;

13) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

В соответствии с условиями СРП инвестор имеет право:

1) использовать предоставленный ему участок недр для ведения любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в СРП;

2) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с СРП и действующим законодательством. При этом инвестору принадлежит на праве собственности:

– часть произведенной продукции, являющаяся по условиям СРП долей инвестора. При этом минеральное сырье, поступающее в соответствии с условиями соглашения в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории Российской Федерации на условиях и в порядке, которые определены этим соглашением, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”;

– имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по СРП, если иное не предусмотрено СРП. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству в федеральную собственность со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения соглашения, или с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, которые предусмотрены СРП. При этом в течение срока действия СРП инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по СРП и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения;

3) при соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных СРП, свободно и безвозмездно пользоваться первичной геологической, геофизической, геохимической и иной информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по СРП. Порядок пользования указанными информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются СРП в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) иметь свободный доступ на договорной основе к объектам трубопроводного транспорта, а также свободно использовать на договорной основе объекты трубопроводного и иных видов транспорта, объекты по хранению и переработке минерального сырья без каких-либо дискриминационных условий;

5) передать полностью или частично свои права и обязанности по СРП любому физическому или юридическому лицу, но только с согласия государства при условии, что эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по СРП. Передача прав и обязанностей по СРП совершается в письменной форме посредством составления специального акта, являющегося неотъемлемой частью СРП, в порядке и в сроки, определенные СРП, и сопровождается соответствующим переоформлением лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с даты подписания указанного акта;

6) с согласия государства использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в связи с исполнением СРП, с соблюдением при этом требований гражданского законодательства Российской Федерации;

7) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

В соответствии с СРП государство:

1) предоставляет инвестору на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в СРП, и на ведение связанных с этим работ;

2) обязуется выдать лицензию на пользование недрами, которая удостоверяет право пользования участком недр, указанным в СРП, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах, в течение 30 дней с даты подписания СРП. Указанная лицензия выдается на срок действия СРП и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями СРП. В случае если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием в этой лицензии на то, что данный участник выступает от имени этого объединения, а также с указанием всех других участников объединения;

3) приобретает право собственности:

– на часть произведенной продукции, являющуюся по условиям СРП долей государства;

– на всю первичную геологическую, геофизическую, геохимическую и иную информацию, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по СРП;

4) через федеральные органы государственной власти в соответствии с их компетенцией совместно с органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации осуществляет контроль за исполнением СРП. При этом уполномоченные представители указанных органов имеют право беспрепятственного доступа на объекты проведения работ по СРП, а также к документации, относящейся к проведению указанных работ, исключительно в целях осуществления функций контроля за исполнением СРП;

5) осуществляет иные права и исполняет другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон.

Заключение соглашения. СРП заключается с победителем аукциона – участником аукциона, предложившим наиболее высокую цену за право заключения СРП. Начальные условия аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение аукционов.

СРП заключаются на основе положений, установленных законодательством Российской Федерации. Разработка условий недропользования, подготовка проекта СРП и ведение переговоров с инвестором по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией <221>, создаваемой в порядке, установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти с участием органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанная комиссия создается не позднее чем через шесть месяцев со дня объявления результатов аукциона. В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты.

Основания для прекращения права пользования недрами

1. По формальным обстоятельствам - по истечении установленного в лицензии срока действия, если не последовало ее продления;

2. По субъективным обстоятельствам - при отказе владельцалицензии от права на пользование недрами. Непредусматривается никаких ограничений этого права. Недропользователь не обязан мотивировать свой отказ. Отказ не ведет к возникновению каких-либо новых обязательств;

3. По объективным обстоятельствам - при возникновении зафиксированного в лицензии соответствующего условия, а также в случаеперехода права пользования недрами, оформленного с нарушениемзаконодательства.

Основания для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами:

Обладатель лицензии в течение установленного срокане приступил к пользованию недрами в предусмотренныхобъемах;

Возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

Возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровьюлюдей в зоне влияния работ;

Нарушение пользователем недр существенных условий лицензии;

Систематическое нарушениеправил пользования недрами;

Ликвидация предприятия, которому недра были предоставлены в пользование.

Право пользования недрами прекращается путем аннулирования лицензии в следующие сроки:

По истечении 3 месяцев со дня письменного уведомления о допущенных нарушениях и непринятия мер по их устранению.

С даты принятия решения (при возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, находящихся в зоне влияния работ);

Владелец аннулированной лицензии или лицо, не получившее лицензии, имеет право обжаловать эти решения в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ.

Закон РФ «О недрах» устанавливает определенный перечень требований к содержанию лицензии, которые могут либо включаться в саму лицензию, либо оформляться в виде приложений, являющихся ее неотъемлемой частью. Одним из таких приложений является договор определенной, закрепляемой лицензией, формы.

Договор недропользования - соглашение об установлении, изменении или прекращении прав недропользования в котором фиксируются конкретные условия, на которых государство предоставляет участок недр в пользование.

Существуют три основных условия , определяющие характер договора недропользования:

1.Право собственности на добытую продукцию –государствовправе либо сохранить за собой право на добытую продукцию, либо передать его недропользователю.;

2. Правовой режим взаимоотношений государства и недропользователя - возможно на основе


v административного права (право пользования недрами предоставляется на основе положений Закона РФ «О недрах»),

v гражданского законодательства (право пользования недрами предоставляется на основе положений ФЗ «О СРП»)

Следует отметить, что в чистом виде практически ни одно из них не реализуется.

3.Налоговый режим - устанавливает две альтернативы: общий режим и специальный налоговый режим применительно к недропользованию в форме раздела продукции.

Сочетание перечисленных условий теоретически позволяет получить восемь разновидностей договоров. Однако в настоящее время в России менее широко применяютсялицензионное соглашение, соглашение о разделе продукции, концессионный договор, сервисный контракт.


ЛИЦЕНЗИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Первоначально этот документ назывался «Условия лицензии на пользование участком недр». Данное приложение к лицензии(на трех-пяти страницах)содержало перечень обязательств владельца лицензии:

Вести работы в соответствии с требованиями действующего законодательства;

Довести добычу по годам до определенного уровня;

Выплачивать установленные платежи за право пользования недрами и другие налоги;

Привлекать субподрядчиков по согласованию с органом, выдавшим лицензию, и по практически все.

Первые конкурсы, особенно проводимые с участием иностранных инвесторов, выявили полное неприятие такой формы представления условий пользования недрами.

В последние годы лицензионное соглашение превращается в солидный, объемистый документ, содержащий до 30 и более отдельных статей и несколько приложений.

Лицензионное соглашение регулируется преимущественно административными методами,не соответствует понятию "сделка" и является неотъемлемой частью лицензии. Права и обязанности пользователя недр возникают не с момента заключения лицензионного соглашения, а с момента государственной регистрации лицензии.

Структура лицензионного соглашения:

1) Общие положения (статьи, определяющие цели и предмет соглашения; намерения сторон участвовать в социальном развитии соответствующего региона);

2) Регулирование производства (статьи, регламентирующие структуру управления проектом, производственные требования и обязательства недропользования);

3) Регулирование правовых отношений (право на территорию; распоряжение недрами; право собственности на имущество; переуступка прав; отказ от прав; процедура разрешения споров; форс-мажор и т.д.);

4) Регулирование экономической деятельности (статьи, касающиеся перечня, порядка и ставок платежей и налогов, которые должен платить недропользователь);

5) Процедурные вопросы (конфиденциальность; дата вступления договора в силу; и т.п.).

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Соглашение о разделе продукции -вид договора,в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Федеральныйо закон «О соглашениях о разделе продукции» выделяет следующие существенные условия СРП:

1. Инвестору предоставляются исключительные права на участок недр, т. е. государство не имеет права предоставлять данный участок недр другому пользователю.

2. Предоставляются права на поиск, разведку и добычу минерального сырья. В лицензионном соглашении такие права предоставляются на основе совмещенной лицензии.

Представляет право пользования недрами на основе гражданского права.

СРП заключаются, как правило, по итогам конкурсаилиаукциона. Подготовка проекта соглашения осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной продукции :

1. Обычный (индонезийская модель – по стране происхождения)

v из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению;

v между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами;

v со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль.

Прямой

v исключается этап определения компенсационной продукции;

v инвестор не уплачивает налог на прибыль;

v размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором.

Концессионный договор – договор, по которомуправо пользования недрами происходит на основе гражданско-правовых отношений с передачей пользователю недр права собственности на добытую из недр продукцию при общем налоговом режиме.

Субъектами соглашения являются:

- концедент - сторона, передающая права;

- концессионер - сторона, получающая права.

Контракт на предоставление услуг (сервисное соглашение) - подрядный договорна основе гражданско-правовых отношений с различной формой расчетов оплаты. Применяется в сфере недропользования при производстве капитального ремонта скважин, а также работ по интенсификации добычи.

Предполагает следующие варианты оплаты:

1. Соглашение с риском - вознаграждение определяется размерами прироста объемов добычи. Величина прироста добычи объективно во многом определяется природным фактором, а не технологией. В результате величина вознаграждения становится неопределенной.

2. Соглашение без риска - размер вознаграждения определяется обязательством выполнить заранее оговоренный объем технологических операций. Результат этих операций не влияет на размер вознаграждения.

Одним из способов привлечения крупных и долгосрочных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс является освоение месторождений минерального сырья на условиях раздела продукции. Нормы и правила, регулирующие осуществление деятельности на основе соглашения о разделе продукции (далее – СРП), определены уже упоминавшимся выше Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – ФЗ «О СРП»).

Согласно ФЗ «О СРП»,соглашение о разделе продукции (СРП) является договором , в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр , указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями ФЗ «О СРП»., устанавливаются отдельными федеральными законами.

Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.

СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О СРП».

Сторонами СРП являются:

1) Российская Федерация (т.к. недра находятся в госсобственности) – от имени которой в Соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр, или уполномоченный орган;

2) инвестор (пользователь).

Инвестор – юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, осуществляющее вложение собственных заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О СРП» инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или любому гражданину (физическому лицу) только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по соглашению.

Передача прав и обязанностей по соглашению совершается в письменной форме посредством составления специального акта, являющегося неотъемлемой частью соглашения, в порядке и в сроки, определенные соглашением, и сопровождается соответствующим переоформлением лицензии на пользование недрами в течение 30 дней с даты подписания указанного акта.

СРП заключается по итогам проводимого аукциона на право заключения соглашения. Победителем аукциона является участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену за право заключения соглашения.

Так как недра находятся в госсобственности и передаются инвестору в пользование, то результаты, полученные инвестором от использования недр, т.е. продукция, подлежит разделу между инвестором и государством . Далее необходимо разграничить понятия:

· продукция;

· произведенная продукция.

Продукция (согласно ст.346.34 НК РФ) – полезное ископаемое, добытое из недр на территории РФ, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.

Произведенная продукция количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первой по своему качеству соответствующей государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия), добытой инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенной на количество технологических потерь в пределах установленных нормативов.

Под разделом продукции при выполнении СРП понимается раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении.

Согласно ФЗ «О СРП» предусмотрено два варианта раздела продукции между государством и инвестором, которые, как правило, называют «традиционный раздел» и «прямой раздел». Соответственно они подразумевают два типа налогообложения при применении СН СРП.

Традиционный раздел продукции. При применении этого способа раздел продукции производится в три этапа.

На первом этапе определяется компенсационная продукция – часть произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению. При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе РФ – 90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ.

На втором этапе рассчитывается часть продукции , стоимостной эквивалент которой используется инвестором для уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

На третьем этапе определяется прибыльная продукция (общая продукция за вычетом компенсационной и НДПИ), которая разделяется между государством и инвестором.

Прямой раздел продукции. При прямом способе раздела продукции сначала определяется общий объем произведенной продукции и ее стоимость.

Далее происходит раздел между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%;

Следует отметить, что помимо прямого и традиционного способов раздела продукции при выполнении СРП, на практике сложился третий способ, который применяется в соглашениях о разделе продукции, заключенных до вступления в силу ФЗ «О СРП». В настоящее время таких соглашений три: «Сахалин-1», «Сахалин-2» и соглашение о разработке Харьягинского месторождения. Их особенность заключается в том, что правила исчисления и уплаты налогов регулируется исключительно текстами этих соглашений.