Современный взгляд на психодинамические аспекты просветления сознания. Рассказ Свами Муктананды. Просветление сознания

В разных религиозных течениях и философских школах есть различные понимания этого непростого вопроса. В них собраны попытки людей понять, что представляет собой человек и зачем он существует на этой планете.

Что такое просветление?

В обыденной жизни под просветлением понимают откровения, которые получил человек, иной взгляд или новое понимание привычных вещей. В философских школах и духовных практиках это явление имеет другое значение. В них просветление напрямую связывают со смыслом жизни, поэтому оно получает первостепенную роль в жизни каждого человека. С этой точки зрения просветление – это выход за рамки обыденности, осознание себя частью вселенной, высшая мудрость, высшее существование.

Просветление в христианстве

Понятие просветления в христианстве значительно отличается от трактовки этого понятия в восточных практиках. Просветление в православии – это попытка осознания Божественной сущности, максимального приближения к Богу и выполнение Его воли. К просветленным мужам веры относят таких святых: , Иоанна Златоуста, Симеона Нового Богослова, Сергия Радонежского и т.д. Благодаря глубокому пониманию воли Бога и смирению эти святые смогли достичь просветления, которое проявило себя в виде исцеления больных, воскрешения умерших и других чудесах.

Просветление в христианстве неотделимо от крещения и связано с очищением человека от всего греховного и наполнением его сущности Божественной любовью. По мнению православных духовных отцов, только Всевышний знает, когда человек готов стать просвещенным. В этом вопросе надо полностью полагаться на Бога и не пытаться достичь этого самостоятельно. О том, что человек стал просветленным, можно узнать по его поступкам: они будут смиренными и направленными на благо людям.

Просветление в буддизме

В отличие от понимания просветления в христианстве просветление в буддизме связано с человека. Согласно буддистской традиции, это состояние сопровождается ощущением невообразимого счастья, рядом с которым обычное земное счастье ощущается как страдание. Состояние просветления сложно описать человеческим языком, поэтому о нем говорят лишь с помощью притч или метафор.

Просветление Будды Шакьямуни было первым в истории буддизма. Шакьямуни смог достичь освобождения и выйти за рамки привычного мира. Основной силой Будды на пути просветления была медитация. Она помогает перевести духовные размышления из логического понимания в личный опыт. Кроме медитации Шакьямуни указывал на важность для просветления и таких методов, как знания и поведение.

Просветление в исламе

Как и в других религиях, в центре ислама находится просветление - фана. Аллах сам выбирает человека, на которого он спустит просветление. Критерием готовности к фане считается желание человека достичь новой ступени своего развития и готовность к этому. Открытое к влиянию Аллаха сердце человека впускает в себя новый мир. Просветленный человек , которыми он готов служить людям, и сверхлюбовь ко всему живому.

Просветление миф или реальность?

Просветление с научной точки зрения – это открытие чего-то нового или иной взгляд на привычные вещи. С этой позиции просветление не имеет в себе ничего сверхъестественного и является обычной работой нашего разума. В духовных практиках просветление имеет иной смысл и содержание. Оно связано с высшими силами и помогает людям обрести и осознать свое предназначение на этой планете.

Просветление является реальностью для многих религиозных людей, посвятивших себя служению Богу и людям. На примере просветленных духовных учителей можно учиться расширять рамки своего сознания и открывать свое сердце для влияния высших сил. Для людей, не интересующихся духовной стороной жизни, просветление может казаться мифом. Такой взгляд может быть обусловлен консервативностью мышления и отсутствием знаний, касающихся этого вопроса.

Психология просветления

Путь к просветлению зачастую начинается с неудовлетворенности жизнью и своим местом в ней. Чтение умных книг, психологические лекции и семинары по саморазвитию, беседы с мудрыми людьми могут помогать человеку приблизиться к ответу на интересующие вопросы, однако все это - лишь начало пути. Личные постоянные поиски своего жизненного вектора однажды приводят мозг человека к новому пониманию. Дорога к просветлению зачастую занимает длительное время, а иногда и всю жизнь. Наградой этого пути является обновленный ум и гармония с миром.


Просветление или шизофрения?

Как бы ни казалось странным, но духовное просветление и шизофрения имеют три схожие черты:

  1. Деперсонализация – избавление от собственного Я.
  2. Дереализация – восприятие окружающего мира как нереального, размытого.
  3. Психическая анестезия – снижение силы эмоциональных переживаний.

Чтобы провести различие между этими двумя явлениями, следует проанализировать следующие составляющие:

  1. Причина . Причиной шизофрении нередко являются негативные . Причиной просветления является стремление сделать мир лучше, стать более духовным человеком.
  2. Голоса . При шизофрении человек слышит голоса, призывающие к агрессивным или неадекватным поступкам. Просветленный человек слышит голос свыше, призывающий к добру или совершенствованию.
  3. Миссия . При шизофрении интересы человека вращаются вокруг своего Я, даже если больной видит себя кем-то другим. Просветленный человек стремится помочь окружающим.

Признаки просветления

Приверженцы буддизма говорят, что невозможно описать словами, что происходит в момент просветления. Это связано с тем, что эмоции и чувства, переживаемые в процессе просветления, несравнимы с привычными нам эмоциями. Среди признаков просветления называют такие:

  • духовные приоритеты начинают доминировать над материальными;
  • периодически появляются измененные сознания, при которых человеку открываются новые истины или их глубина;
  • появляются необычные способности к созиданию, творению, исцелению;
  • изменяется характер, появляется , уходят плохие привычки;
  • просветленный человек видит во всем божественную мудрость.

Как достичь просветления?

Человек, желающий достичь просветления, должен пройти через такие шаги:

  1. Всей душой желать просветления . Для этого следует поставить просветление сознания в качестве главного приоритета.
  2. Довериться в вопросе просветления высшим силам . Только Бог знает, когда человек близок к просветлению.
  3. Постараться отдать свою жизнь под контроль божественных сил . Приближаться к Богу через смирение и углубление контакта при помощи молитв или медитаций.
  4. Заниматься саморазвитием, работать над своим характером . Чистое сердце помогает быть более восприимчивым к влиянию Духа.

Пути просветления человека

Духовные учителя различных религиозных течений считают, что техники просветления являются лишь инструментом, который не дает никакой гарантии успеха. Просветление – индивидуально, оно приходит неожиданно и не имеет точной причины. Помочь найти прямой путь к просветлению могут такие техники:

  • молитва;
  • пост;
  • релаксация;
  • медитация;
  • техники самопознания;
  • очищение сознания;
  • техника йога-нидра;
  • избавление от негатива прошлого;
  • повторение имен Бога.

Как жить после просветления?

Просветленные люди не переносятся с этой греховной планеты на другую. Им приходится продолжать жить среди того же окружения в той же местности. Лишь некоторые из духовных учителей, достигших просветления, уходят в пустынные районы, но зачастую это делается лишь на время. Миссия просветленных людей – нести миру новое знание и новое понимание жизни. После просветления могут открываться новые способности, которые необходимо использовать для помощи окружающим людям.

Просветленные люди отмечают, что после своего духовного опыта, им становится гораздо легче жить в этом мире. Их Эго и желания перестают управлять всеми поступками. Все необходимые дела совершаются без лени и апатии. Жизнь становится более гармоничной и понятной. Человек перестает тревожиться и нервничать, так как он начинает осознавать суть своей жизни и свою миссию.


Книги о просветлении

О просветлении и о том, как его достичь, написано немало книг. Все они помогают найти свой личный путь в этом вопросе и подняться на новую ступень своего развития. В топ-5 лучших книг о просветлении входят:

  1. Хокинс Д.«От отчаяния к просветлению . Эволюция сознания». В книге описаны практические методы, как прийти к осознанию смысла своего существования.
  2. Экхарт Толле «Сила момента сейчас» . В этой книге человек, прошедший путь просветления, простым и интересным языком рассказывает о том, каким путем к просветлению шел он и что включает в себя осознанность жизни.
  3. Джед МакКенна «Духовное просветление: прескверная штука» . В книге развенчиваются многие мифы, которые выросли вокруг просветления. Автор старается помочь ищущим осознанности людям найти правильный путь и начать двигаться по нему.
  4. Нисаргадатта Махарадж «Я Есть То» . Автор подталкивает человека к размышлениям по поводу своего истинного предназначения. Он заставляет посмотреть вглубь себя и осознать необходимость изучения своего внутреннего мира.
  5. Валерий Просвет «Просветление за полчаса» . Автор предлагает читателям обратить внимание внутрь себя и заняться своим саморазвитием. Для этого в книге описаны разнообразные техники, приемы самопознания и работы над собой.

"Информация, положенная в основу Ииссиидиологии, призвана в корне изменить всё ваше нынешнее видение мира, который вместе со всем, что в нём находится, - от минералов, растений, животных и человека до далёких Звёзд и Галактик - в действительности представляет собой невообразимо сложную и чрезвычайно динамичную Иллюзию, не более реальную, чем ваш сегодняшний сон".

    Литература

Вступление

Психология и эзотерика насыщены различными понятиями и практиками, среди которых есть очень увлекательная тема, описывающая состояние просветления самосознания . Авторы эзотерических учений дают широкий диапазон лишь вольных интерпретаций этому понятию. Психологи и психотерапевты более глубоко и последовательно излагают свое представление о нем в виде классификаций и методологий, основывающихся не только на теоретических догадках и предположениях, но и имеющих в своей основе опыт работы с пациентами.

Описание просветления сознания в современных исследованиях

Термин «просветление сознания» связан с исключительно позитивными проявлениями мыслей и эмоций человека. Согласно ряду трактовок в западных переложениях восточных учений (например, в тренинге «ЭСТ» ), просветление - это принятие реальности такой, какая она есть, то есть оно заключается в прекращении всяких попыток строения концепций либо интерпретаций непосредственно (чувственно) переживаемой реальности. В частности, следует признать автоматичность и неуправляемость своей системы «тело-ум», признавая за «собой» возможность только наблюдать и принимать эту систему, соглашаясь со всеми её решениями.

Согласно работам индийского философа Ошо , просветление является высшей точкой самореализации существа, происходящего с ним в результате внутреннего поиска.

Согласнонаучной трактовке термина: просветление - это наступившая ясность мыслей, сознания ; резкое полное осмысление ситуации.

Американский психолог и парапсихолог Чарльз Тарт последовательно описывает процесс, предваряющий просветление; он состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимозависимых этапов . Состояние приближения человеческого сознания к просветлению, по его мнению, не может произойти без таких развитых и активных в нем качеств, как стремление к самопознанию и самосовершенствованию, получение нового опыта посредством приумножения знаний, касающихся не только повышения профессионализма в той или иной сфере творчества, но и личностного роста. По его мнению, процесс просветления состоит из отдельных «скачков», создаваемых действием измененных состояний сознания (ИСС) . Он считает, что ориентироваться между такими состояниями помогает знание, специфичное для тех или иных состояний сознания. Признание личностью того состояния сознания, в котором она сейчас находится, оценка его преимуществ и слабых сторон, ведущее к оптимальному использованию этого состояния, является важным аспектом для достижения просветления в пределах данного состояния. Когда, например, человек знает, что в состоянии гнева принять умное и логичное решение он не способен, то для этого требуется выйти из этого состояния и суметь вызвать соответствующее спокойное состояние.

К раскрытию вопроса просветления сознания я вернусь после детального рассмотрения трактовки ИСС с позиции психологии и ииссиидиологии, поскольку считаю его раскрытие важным для понимания сути исследуемой проблемы.

Измененные состояния сознания - основа психодинамики личности

По своей сути просветление сознания и есть измененное состояние. В литературе термин ИСС принято соотносить с состояниями, при которых эпизодически (в целом или частично) с достаточной устойчивостью искажается самовосприятие, восприятие другого объекта, восприятие окружающего в целом, что приводит к чувству нереальности. Эти случаи преходящи, могут длиться от нескольких минут до нескольких дней, но могут возникать и на протяжении всей жизни. Нарушениям могут быть подвержены чувства, относящиеся к самым разным областям - к пространству, времени, сознанию, идентичности, ощущению реальности. Может затуманиваться зрение, образы казаться большими или меньшими, цвета ярче или тусклее; телесные чувства варьируют от ощущения покалывания до оцепенения и омертвения; могут изменяться тактильные и вкусовые ощущения. Возможны переживания изолированности отдельных частей тела или разума от тела, что сопровождается чувством отчуждения от себя или от окружения. Лица с подобными нарушениями способны, как правило, осознавать и регистрировать изменения, происходящие с ними или окружающим миром .

Проявления измененных состояний многообразны; некоторые из них настолько распространены, что имеют собственные обозначения: микропсия, феномен Исаковера, феномен deja vu, деперсонализация, дереолизация . Тесно связанные состояния, влияющие на сознание и идентичность, такие, как состояния диссоциации, транса, гипноза, замешательства, амнезии, ступоры, раздвоение личности, отличаются от предшествующих примеров тем, что предполагают меньшее осознание расщепления «я». Искажения функций «я», при перечисленных состояниях, возникают как защита «я» (зачастую посредством фантазий) от восприятий и представлений, несущих в себе угрозу на сознательном или, что более вероятно, на бессознательном уровне . «Я» расщепляется на сохранную наблюдающую часть и на часть переживающую.

Феномены изменённого «я» могут возникать как у здоровых, так и у психически неуравновешенных людей. В повседневной жизни они проявляются в периоды кризисов, а при психоаналитическом лечении - когда вплотную к поверхности подступили инстинктивные импульсы, неприемлемые для «я»-идеала .

Согласно В.Н.Мясищев у , психические состояния, в том числе и ИСС, имеют промежуточное положение в феноменологии психических явлений и расположены между более динамичными психическими процессами и относительно стабильными свойствами личности. Они выступают фоном психической деятельности и отражают особенности характера личности, а также соматический статус человека .

Согласно У.Джеймсу, состояние сознания есть «совокупность мысленных объектов» .

Согласно разработкам Л.И.Спивака и Д.Л.Спивака , изменённые состояния сознания можно типологизировать и подразделить следующим образом:

    искусственно вызываемые : индуцированные психоактивными веществами (например, психоделиками — галлюциногенные грибы, дурман, марихуана, кактусы пейотль и Сан-Педро, можжевеловый дым, алкоголь, химические препараты) или процедурами (например, сенсорной депривацией, холотропным дыханием);

    психотехнически обусловленные : религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, осознанные сновидения, гипнотический транс, медитативные состояния;

    спонтанно возникающие в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре) или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах), или в необычных и экстремальных условиях (например, пиковые переживания в спорте, околосмертный опыт различной этиологии) .

Интерпретация ИСС с позиции знания ииссиидиологии

Сознание личности человека можно гипотетически разделить на узкие составные части его интересов, каждый из которых избирательно проявляет свою разнокачественную активност ь. Каждый такой интерес отражает собой какой-то ограниченный набор представлений, позволяющий личности испытывать некие конкретные переживания о самой себе и об окружающем мире. Проявляясь в зависимости от конкретики обстоятельств, эти интересы компонуются в единый взаимосвязанный комплекс - «УУ-ВВУ-конгломерат» , в большей или меньшей степени согласованный внутри себя по каким-то организующим его признакам. Каждый процесс обдумывания или действия сопровождается чередой сменяющихся конгломератов, но не проявлением лишь одного .

Общая суть такого конгломерата может включать различные категории жизненных ценностей (интересов, представлений), зависящих от социальной, культурной, политической, национальной, расовой принадлежности человека, а также его вероисповедания, различных взглядов на научную информацию, семейные ценности и прочего .

Как только возникает конкретика жизни, требующая внимания от личности, тут же в конгломерат «формируются» те интересы, которые в наибольшей степени (субъективно в каждый такой момент) соответствуют данным обстоятельствам и «могут участвовать» в процессе обдумывания, принятия решения, чувственного переживания, оценки, анализа, критики, обсуждения.

Поскольку конкретика внешних объективных обстоятельств постоянно меняется, то и переструктурируются конгломераты личности, каждый раз включая в себя новую совокупность интересов или их оттенков. Можно сказать также, что перед нами человек с уникальным конгломератом, отличающимся от череды реализованных как за миг до этого, так и после.

Конгломераты, однажды проявившись, впоследствии не дублируют друг друга в неизменном виде, но, пройдя каждый раз этап получения опыта в виде своеобразного микросинтеза (в процессе психоментального переживания вносится частица новой информации и ее переживания, не присущего «владельцу» этого конгломерата ранее), по-своему видоизменяются и представляют собой уже некоторое отличие в пределах данного интереса. Интересы могут компоноваться в конгломераты абсолютно непредсказуемо, сообразно тому, каких решений и реакций требует от человека та или иная жизненная ситуация. Весь их диапазон для одной личности (в пределах какого-то временного промежутка жизни человека) можно заключить в некоторую общую совокупность, на крайних полюсах которой могут находиться даже совершенно противоположные, противоречащие друг другу интересы и представления.

Конкретику промежутка времени в жизни человека важно учитывать, поскольку комплекс основных увлечений человека может меняться в процессе жизни. 5 лет назад, сейчас и 20 лет спустя, это будет все тот же один человек, но если посмотреть более детально на предмет его интересов со всей его конкретикой, взаимосвязями, то можно сказать, что это три разные личности. Хотя порой нам кажется, некоторые люди со временем совершенно не меняются. Все дело в качестве и скорости процессов получения опыта каждым из нас.

Продолжая раскрытие темы конгломерата, замечу, что противоречащие друг другу интересы и представления внутри одного конгломерата порой заставляют личность испытывать моменты затруднений в принятии решений или формировании какой-то конкретной точки зрения. Такая несогласованность взглядов может приводить человека даже к разного рода психическим отклонениям, внутренним диалогам и даже спорам. Однако в категорию измененных состояний также входят и те, что лишены внутренних противоречий, а являются целостными, но нетипичными для большинства людей состояниями. Взять, например, способность человека медитировать или видеть ауру других людей. Такая способность расценивается обществом как сверхъестественная и из-за этого подпадает под категорию нетипичных, а значит измененных. Но люди, которые научились или обладают этими способностями с рождения, не относят свои способности к чему-то необычному - они просто к ним привыкают. Точно так происходит с людьми, например, имеющими с рождения психические отклонения, занимающие свое место в классификации клинических ИСС . Поэтому можно сделать вывод о субъективности в применении этого термина .

Почему с человеком могут вдруг возникать такие внутренние противоречия, и от чего зависит внезапность и длительность их проявления? На все эти и другие вопросы возможно будет получить ответ в результате подробного изучения «Основ Ииссиидиологии» и комментариев к ним.

Психическая трансмутация одного измененного

состояния сознания в другое

Далее для более полного раскрытия главного вопроса реферата - просветления сознания, добавлю еще одно понятие - трансмутация . Важно понять, что этот акт является своеобразным, переходным механизмом, «переключающим» сознание человека с одного ИСС в другое. Этот термин встречается в некоторых науках:

    трансмутация в алхимии — превращение одного металла в другой; обычно подразумевалось превращение неблагородных металлов в благородные; осуществление трансмутации являлось главной целью алхимии, для достижения которой велись поиски философского камня; в метафизическом смысле, касающемся и духовной сферы — преобразованию подвластен не только материал, но и личность ;

    трансмутация в физике — превращение атомов одних химических элементов в другие в результате радиоактивного распада их ядер либо ядерных реакций; в настоящее время в физике термин употребляется редко ;

    трансмутация в генетике — генные мутации, вызванные абсорбированным в тканях организма радионуклидом; иногда термин используется для обозначения любых генных мутаций .

Трансмутация в ииссиидиологии означает необратимое преобразование какой-то части УУ-ВВУ-конгломерата вследствие нарастания критической массы каких-либо состояний (уже мешающих личности или наоборот подводящих к какому-то важному открытию) и как следствия этого - возникновения потребности (чаще неосознанной) в обретении какого-то нового опыта и знания взамен существующим представлениям. Как результат этого импульса происходит (кардинальная) смена представлений внутри одного интереса .

Раскрывая вопрос об ИСС, я уже упоминала о постоянном внутриконгломератном информационном изменении, но речь тогда велась мною о постепенности этого процесса.

Это явление трансмутации (как сам акт, так и его следствие), как правило, не осознается личностью , поскольку не может подтвердиться экспериментально и иметь какие-либо доказательства собственного существования, а мы только пока можем быть наблюдателем его. Для более детального углубления в суть вопроса и понимания всех введенных ранее понятий, приведу следующий пример.

Мужчина русской национальности преподает математику в университете, имеет умеренно правые политические взгляды (либерал-консерватор), женат, растит сына, атеист, ходит в театр каждые выходные, любит читать художественную литературу, а также интересуется новостями квантовой физики, имеет довольно ограниченный круг друзей и не любит шумных сборищ, его хобби - выращивание роз.

Исходя из этого краткого описания, уже можно сложить приблизительный образ такого человека (типаж со своеобразным стереотипом поведения) и его жизненную позицию в том или ином проявлении субъективной действительности. Замечу также, что каждый человеческий типаж в своей основе имеет определенную компоновку интересов, отличающихся между собой уже в зависимости от специфики самого типажа. Примерно схожей совокупностью черт одновременно могут быть наделено большое количество людей и в таком случае можно сказать, что их характеристики присущи какому-то одному типажу.

Когда наш преподаватель математики чем-то занимается или принимает решение, то может привлекать в этот процесс различные обоснования своего выбора. А эти обоснования весьма обширны. Он может, например, действовать с позиции своего эгоизма, чтобы его выбор более-менее как-то совмещался с его представлениями и критериями о самом себе. В противоположность этому он также может подключить и более высоконравственные представления, то есть мыслить с позиции альтруизма по отношению к другим людям. Он также способен мыслить в состоянии агрессии или ненависти, - например, понесет ли его обидчик заслуженное наказание, а если он уже сам принял решение «наказать», то возникают следующие представления - каким образом теперь избежать ответственности и так далее.

В конкретике жизни он может заниматься воспитанием сына, объясняя ему важность постановки приоритетов в жизни, при этом подключая определенную часть своих представлений (исходя из личного опыта), касающихся именно этого аспекта жизни. В процессе объяснения его могут также посещать и совершенно новые оттенки мыслей, ранее не свойственные прежним его представлениям. Это объяснение в общем случае будет составлять квинтэссенцию всех его знаний и представлений на данный период времени и отражать его мировоззрение. Хотя по ходу самой беседы он, вероятно, сможет выразить только какую-то его часть.

При этом мгновение за мгновением один конгломерат сменяется другим , окрашенным уже немного другими оттенками чувств и мыслей. Одни проявления как бы задают тон для последовательности следующих реализаций качественно других УУ-ВВУ-конгломератов. Немаловажную роль в этом играет гормональная активность физиологических систем человека в каждой конкретной ситуации. Выброс в кровь тех или иных гормонов порой бывает определяющим в принятии того или иного решения.

Влияние конкретного конгломерата на выборы человека происходит в момент, когда в какой-то конкретной ситуации его принципы и представления в наибольшей степени согласуются с творческими целями и задачами , вот тогда и создаются условия для их поочередного проявления. Выбор обязательно обусловлен многосторонним участием различных УУ-ВВУ-конгломератов. «Составные части» в виде жизненных убеждений человека компонуются между собой, что каждый раз заставляет реагировать его на конкретные обстоятельства строго определенным образом.

В результате таких разнообразных реакций меняется не только особая компоновка представлений в каждый последующий конгломерат, - каждое мгновение происходят изменения с самими представлениями. Ведь если бы они не менялись, мы бы всегда принимали одинаковые решения.

Насколько эти изменения могут быть существенны за конечный промежуток времени, в такой степени можно судить о наличии трансмутационного процесса. Смысл заключается в том, чтобы сделать свой выбор настолько кардинально (относительно усредненного уровня для данного интереса), чтобы необратимо преобразовать какую-то часть прежних представлений, закрепившись в этих состояниях через конкретные выборы.

Вернемся к нашему примеру с преподавателем математики. Какие из его представлений могут претерпевать глобальные изменения, и при каких обстоятельствах? Например, представим, что в юности, проходя обучение в университете, он задался целью самостоятельно вывести какое-то сложное и длинное уравнение. На тот момент времени эта задача воспринималось им практически неосуществимой, но интуиция подсказывала, что шансы есть, требуется только расширить свой кругозор путем получения дополнительных знаний. На протяжении нескольких лет он периодически возвращался к своему увлечению и каждый раз уже с новым уровнем знаний, полученных для этой цели из различных источников. Таким образом происходило накопление узкопрофильной информации в пределах одного интереса, пока не стало достаточным (критическим) для разгадки поставленной задачи. К его первоначальным представлениям присоединилось необходимое количество составных элементов (добавились новые детали), и на заключительном этапе решения его «вдруг осенило», и ответ как бы сам собой нашелся. Это событие сопровождалось испытанным чувством радости, восторга, гордости и воодушевления, обретением некой уверенности в собственных силах и возможностях, и удивлением , - как он мог раньше не догадаться и затрудняться с таким простым решением!

Во время решения уравнения преподаватель находился поочередно в трех состояниях: сначала он вошел визмененное состояние - пока размышлял и подставлял цифры - ничего не слышал и не видел вокруг, мысли нагнетали волнение; далее в момент нахождения решения он испытал второе состояние - с ним произошлатрансмутация , сопровождающаяся третьим состоянием просветления сознания, которую можно также характеризовать как озарение.

Если преподаватель решит поставить для себя следующую цель в виде нового уравнения, то подойдет к ее осуществлению уже с другим составом конгломератов, имеющим определенные изменения в отношении данного интереса, полученные в результате получения опыта реализации предыдущей цели.

Аналогичными по силе могут быть переживания череды воспоминаний событий из прошлого , внезапно открывающих новое их понимание; в результате смерти близкого и дорогого человека, когда вдруг наступает переоценка ценностей и потребность попросить прощения; при любом другом внезапном осознании того, что раньше было недоступно пониманию.

Трансмутации могут возникать у большинства людей, независимо от их уровня образованности или глубины познания в той или иной сфере науки, социального статуса или вероисповедания . Этот акт может происходить с различными УУ-ВВУ-конгломератами и касаться любых обстоятельств. Если здесь говорить об осознанности, то совершенно невозможно предугадать момент, в который все произойдет. Те состояния, которые для одного человека являются предпосылкой трансмутации, для другого - не представляют такого значения, а только являются основой для пребывания их в обычном состоянии.

Важно отметить, что трансмутационные процессы могут осуществляться в различных психоэмоциональных состояниях личности . От того, в каком из их разнообразия человек был накануне трансмутации (с негативной или позитивной окраской), будет зависеть направление смены и переструктуризации текущих его конгломератов и как следствие - углубление и закрепление сознания в новых представлениях. При этом возврат к прежним представлениям и сопутствующим психоэмоциональным состояниям в пределах данного интереса будет крайне затруднительным и потребует дополнительных энергозатрат и времени. К тому же, как я отмечала выше, возврат в ту же самую точку состояния невозможен из-за необратимости изменений внутри конгломерата.

Как это может быть ни парадоксально для читателя, не изучавшего ииссиидиологию (тему бессмертия в частности), но все пути развития, - и самые высоконравственные, и даже морально деградирующие, в конечном итоге, приводят человека, имеющего и реализующего большой потенциал низкой эмоциональности (что не исключает при этом его эволюции как личности), через множество смертей (которые сама личность не осознает, а продолжает существовать вечно уже в соседних сценариях развития) к Человеку с большой буквы, смысл будущего существования которого не вписывается в рамки сегодняшних усредненных представлений общества о счастье, творчестве, единстве, любви и многих других понятий.

Просветление сознания как осознанный акт

трансмутации изменённых состояний в просветленные

Анализируя приведенные ранее интерпретации ИСС из разных областей знания, можно условно разделить их на две категории - контролируемые ИСС (обладающие в большей степени осознанностью, более высококачественные) и неконтролируемые ИСС (менее качественные, заполняющие собой сознание и менее подвластные контролю со стороны сознания). В зависимости от активности того или иного ИСС или состава группы конгломератов человек по отношению к одной и той же повторяющейся в его жизни ситуации может испытывать совершенно разные и, порой даже противоположные, чувства и мысли. Зная эту особенность, и осознанно относясь к каждому своему выбору и внутреннему состоянию, можно научиться контролировать и управлять своими эмоциями.

Есть также состояния сознания, при которых внутри каждого сменяющегося конгломерата могут быть активны сразу два или несколько противоположных интересов. При этом, с одной стороны, может происходить переживание состояния, а с другой стороны, активизироваться процесс наблюдателя этого переживания. Менее устойчивые представления могут переходить под контроль более стабильной наблюдающей части сознания конгломерата, способной «производить с ними различного рода изменения». Здесь очень важно отметить, что существуют разные типы разбалансировки внутри конгломератов. В тех случаях, когда наблюдающая часть не в состоянии совладать с более дестабилизирующей сознание частью, или она вовсе отсутствует, можно назвать клиническими. В таких случаях требуется помощь и вмешательство со стороны психотерапевтов или психиатров, однако в саму возможность постепенной трансформации сознания такого человека они не верят даже гипотетически и пытаются «излечить» таких пациентов с помощью медицинских препаратов. В то время как ииссиидиология объясняет, что для того, чтобы уравновесить такую конфликтную конфигурацию, требуется включить в составляющие ее конгломераты необходимое количество недостающих фрагментов информации (и, как следствие, необходимый опыт), чтобы удовлетворить все те противоречивые интересы, которые заставляют человека быть ведомым ими и зависимым от них. Вопрос здесь только в количестве времени и затраченной энергии.

Если в сознании человека появится необходимость в собственном эволюционировании и развитии истинных Человеческих характеристик (гуманистических и разумных), то в таких критических ситуациях он уже сможет принимать решения с позиции более уравновешенных психоэмоциональных состояний и представлений на их основе.

Поэтому, первым фактором, способствующим просветлению, я бы обозначила присутствие в самосознании личности контролирующей части конгломерата. Его наличие стимулирует состояние (технику)разотождествления , описываемое в ииссиидиологии. Это своеобразное погружение в осознанность момента, когда, с одной стороны, есть понимание дефектности своего состояния через идентификацию его с определенной шкалой состояний и, с другой стороны, желание это состояние изменить. Из собственного опыта отмечу, что личность прибегает к технике разотождествления при возникновении различных негативных ситуаций, для выхода из них в сторону позитивного разрешения. Сюда можно отнести как внутренние, так и внешние конфликты, порой погружающие сознание в состояния аффекта, и доставляющие ему дискомфорт.

Я выделила слова осознанность и желание, подчеркивая тем самым значимость этих двух составляющих и ту важную роль, которую они играют в процессе достижения человеком состояний просветления сознания. На мой взгляд, для личности, погрузившейся в деструктивное состояние сознания - это наиболее эффективный способ выхода из него. Стоит только осознать и признать человеку факт наличия ложных мыслей и поступков по отношению к себе и окружающему миру и захотеть это обстоятельство изменить, как тут же запускается процесс переструктуризации его конгломератов и погружение в состояние, отличающееся от предыдущего ровно настолько, насколько способна его конфигурация продвинуться в своем интеллектуально-альтруистичном развитии на данном этапе своего эволюционного пути. В ииссиидиологии этот процесс также описывается термином «подчакрамная перефокусировка» . Это, по сути, та же трансмутация, только отличие состоит в объемах трансмутированной информации (групп интересов) . С каждой подчакрамной перефокусировкой фактически происходит отсекание повторного проявления тех же реакций и переживаний с их заменой уже другими.

Если, например, наш преподаватель математики, проснувшись с утра с новым осознанием, испытает потребность изменить свою жизнь и вступить в клуб байкеров, то некоторая часть его прежних взглядов и интересов действительно претерпит серьезные изменения. Но эти изменения будут являться уже подчакрамной перефокусировки, которая произошла в одночасье накануне такого осознания. По всей видимости, он подошел к такому решению не на пустом месте и не так внезапно, как может показаться. Может быть, в прошлом у него появлялись новые идеи и желания изменить свою жизнь, что свидетельствует о том, что критическая масса и степень реализованности в прежних интересах накопилась до такой степени, чтобы наступила реальная возможность окончательно исчезнуть из его конфигурации и уступить место совершенно новым. Он постепенно полюбит шумные сборища, которые раньше являлись для него источником раздражения и утомления, чтение художественной литературы уступит место прослушиванию музыки, а атеистские религиозные взгляды заменятся на христианские. Таким образом, типаж преподавателя, переструктурируясь на уровне каких-то интересов, постепенно смениться типажом байкера-математика.

Без соответствующей цели и знания человек может бесконечно испытывать и даже еще глубже погружаться в неконтролируемые негативные ИСС, не понимая, по какой причине они с ним происходят, что с ними делать, годами испытывая бесполезные страдания, порой ведущие к депрессиям и суицидам .

И наоборот, сопутствующим фактором для «душевного выздоровления» является желание всякий раз проявлять осознанность, что позволит наработать навык привлечения уравновешивающих конгломератов, способствующих разотождествлению и выходу на позитивизм .

Очень часто люди ловят себя на деструктивных проявлениях, о чем свидетельствует анализ на основании сравнения с присущими им более уравновешенными и интуитивно «верными» состояниями, соглашаются с мнением о своей ущербности и неспособности по сравнению с другими людьми из-за собственного бессилия (а скорее, лени). Ничего так и не предприняв на протяжении длительного времени, такие личности могут добиться только развития в себе деградационных процессов, ведущих в многочисленные, далекие от Человеческих (пояснение далее по тексту), направления развития, одним из следствий чего, с моей точки зрения, является проявление разнообразных видов клинических ИСС и, как результат их длительной активности, - многообразие психических расстройств и заболеваний.

Можно сделать следующий вывод: процесс просветления сознания прямо пропорционален степени осознанности личности в каждом переживании ИИС.

Еще одним не менее важным фактором по мнению Чарльза Тарта (в этом я с ним соглашусь), влияющим на осуществление процесса просветления сознания - является степень субъективизма восприятия окружающей действительности. Он считает, что очень важно воспринимать мир приближенно к реальному его проявлению, более точно идентифицируя все его проявления в своей системе восприятия. Чем более искаженно мы воспринимаем окружающую нас реальность, и ошибочно отождествляем наш субъективизм с действительной реальностью, тем дальше мы находимся от возможности испытать состояние просветления и тем вероятнее испытать всевозможные ИСС (трансмутации, а с ними и подчакрамные перефокусировки), относящиеся уже не к просветлению, а скорее, к помутнению сознания!

Ииссиидиология на этот счет предлагает свои критерии состояний, помогающих более точно и объективно ориентироваться в процессах, происходящих с нами в окружающем мире. Существует базовый Человеческий фактор , отличающий нас от животного, растительного и окружающего биологического мира в целом. Он определяется основополагающими характеристиками, в основе которых такое качество психики, какинтеллект , и такое социальное поведение, как . Интенсивное взаимодействие и сочетание этих двух составляющих присуще только Человеку. Их прочная адаптация в процессах жизненного творчества будущего Человечества порождает производные качества - высокоинтеллектуальный альтруизм и высокочувственный интеллект . Чем менее эгоистична основная цель в жизни, которую выбирает человек, тем больше она способна воплощать в себе высокочастотные представления общепланетарной Идеи всеобщего Существования, главными признаками проявления которой - для людей! - являются именно высокоинтеллектуальный альтруизм и высокочувственный интеллект.

Далее, формируются более сложные для восприятия и идентификации с уже имеющейся базой человеческих морально-нравственных критериев, качествагуманитарная свобода и иммунитантная ответственность . Второе понятие подразумевает безусловное состояние насущной потребности личности отвечать не только за свои поступки и действия и их последствия, но также и «персональную Ответственность» за выборы других людей; готовность к любым актам самопожертвования ради скорейшего достижения общего для всех людей блага, ради беззаветного Служения высочайшей гуманитарной Идее и наиболее высококачественного воплощения ее в условиях окружающей действительности; тип персональной Ответственности, которая свободна от любых признаков ограничения свободы выбора любого человека .

Активность УУ-ВВУ-конгломератов, включающих в себя вышеперечисленные качества в виде представлений, может в значительной степени ускорить процессы его перехода на уровни просветления сознания, несущие новые интуитивные знания и догадки, раскрывающие множество тайн и вопросов, не доступных ранее из-за дестабилизирующих факторов соответствующих частей конгломератов.

Выводы

Подводя итог своего реферата, в качестве вывода отмечу, что просветленными можно назвать те измененные состояния, при которых происходит сочетание в конгломерате более высоких интеллектуально-альтруистичных интересов, что и причисляет их к категории Человеческих по сравнению с другими, проявляющимися в иные периоды, и требующих от личности решения обыденных эгоистично-направленных вопросов. Таким образом,просветленное состояние сознания - это самая высокая психоэмоциональная характеристика ИСС, которая только может быть свойственна конкретному человеку в его проявлениях на данном этапе его жизненного творчества.

Случается так, что большую часть своей жизни люди находятся в неосознанном состоянии, погружаясь в свои низкоэмоциональные состояния и совершая на их основе свои выборы. Искаженно воспринимающие реальность под давлением этих состояний, они могут бесконечно долго пребывать в неосознанности, перескакивая с одного состоянии на другое, так и не испытав в своей жизни возвышенных моментов радости от прозрения. По моему мнению, ориентация на два вышеперечисленных качества - альтруизм и интеллект, может помочь справляться со своими нежелательными эмоциями и строить множество различных мотиваций, необходимых для работы с процессами разотождествления и осуществления трансмутаций и достижения просветления в Человеческом направлении развития.

Кроме того, явление трансмутации из спонтанного (при определенных интеллектуально-психических усилиях) может перейти в осознанный и контролируемый процесс (то же самое относится к некоторым ИСС и подчакрамной перефокусировке), что само по себе уже означает эволюционный процесс роста личности в процессе ее самосовершенствования.

Эта осознанность подобна осмысленной медитации, своеобразной настройке человека на те свои высокочастотные глубинные слои самосознания, которые возможно активизировать в сознании, сделать их доступными в данный субъективно критический миг жизни для того, чтобы с их помощью запустить механизм резкого скачкообразного безвозвратного перехода с тех уровней активности, которые уже не устраивают личность.

Это становится возможным при глубоком изучении принципов собственного мышления, методик управления собственными состояниями, описанных во множестве специальной литературы, таких, как, например, учения - Дианетика и Транссерфинг, методики НЛП. Но, на мой взгляд, неподготовленное сознание, имеющее недостаточно жизненного опыта (рационального альтруизма ) или множество недопониманий, противоречий внутри, склонно к однобокости интерпретаций вышеприведенных областей знаний, ориентиры которых именно в Человеческом направлении развития в связи с этим, можно считать сомнительными. В отличие от этих разнообразных методик, ииссиидиология определенным образом включает в структуру своего знания одновременное стимулирование высокочувственной интуитивной составляющей, без которой, по мнению ее автора, очень сложно удерживать вектор Человеческого направления развития.

Каждое из понятий, раскрытых мною несет гораздо более глубокий и разносторонний смысл (в контексте ииссиидиологии), поэтому может являться самостоятельным предметом для дальнейшего анализа и рассуждений.

Надеюсь, что вся та информация, которой я поделилась в этой статье, поможет лучше разобраться людям, находящимся в поиске себя и той своей просветленной части, которая пока что слабо проявляет активность в самосознании.

Статьи похожей тематики:

Список литературы:

1 - Люк Рейнхарт, Трансформация. Путь к полноценной жизни / Переводчик: Х. Безымянный, Издательство: ГАЛАКТИОН, ISBN 5-891731-45-2; 2005 г.

2 - Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. «Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь».

3 - Психоаналитические термины и понятия: Словарь /Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина.

4 - Мясищев В. Н. Проблемы личности в психологии медицине / Актуальные вопросы медицинской психологии. — Л., 1974. — С. 5-25.

5 - Джеймс У. Воля к вере/ Пер. с англ. — М.: Республика, 1997. — С. 360.

6 - Чарльз Тарт, Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации возможностей человека.

7 - Спивак Л. И., Спивак Д. Л. Изменённые состояния сознания: типология, семиотика, психофизиология // Сознание и физическая реальность. — Т. 1, N 4, 1996. С. 48—55.

8 - Орис О.В., Ииссиидиология. Бессмертие Доступно Каждому, том 11.

9 - Орис О.В., Ииссиидиология. Бессмертие Доступно Каждому, том 15, том 16, «Классификация уровней самосознания человека».

10 - Орис О.В., Ииссиидиология. Бессмертие доступно каждому, 15 том.

11 - Орис О.В., Основы Ииссиидиологии, 3 том (словарь терминов).

Спросите любого человека: «Кто Вы?» И Вы получите ответ: «Я - менеджер», или «Я - Иванов». И при этом почти каждый непроизвольно укажет на собственное тело. Но кем мы являемся на самом деле?

Обычный человек настолько поглощен действием, что теряет Самосознание - осознание собственного «Я». Мы вечно чем-то заняты, а ум всегда полон мыслей и чувств. Наше «Я» всегда опосредовано каким-то объектом восприятия или действием. Для нас «Я» - это тот, кто воспринимает или действует. Но кто он, этот воспринимающий и действующий?

Древние тексты гласят, что потенциал человеческого «Я» безграничен, невообразим, а незнание «Я» делает человека слабым и неэффективным, уподобляя его богачу, который забыл о своих богатствах и влачит жалкое существование, прося подаяние. И человек до тех пор будет «нищенствовать», пока не увидит, что по природе своей является «миллионером».

«Все жизненные проблемы возникают… из незнания умом своей собственной сущностной природы, которая универсальна и является источником безграничной энергии и разума. Это незнание своего собственного «Я» - основная причина всех проблем, страданий и изъянов в жизни. Чтобы искоренить любую проблему жизни, необходимо только быть выведенным из неведения и приведенным к знанию» *** (*** Здесь и далее цитаты Махариши Махеш Йоги из Книги «Махариши Махеш Йоги о Бхагават-Гите» (перевод и комментарии)).

Истинное «Я» любого человека есть «чистое сознание » - вечная, ничем не обусловленная реальность, источник и основа не только самого человека, но и всей Вселенной.

Полное осознание своей сущностной природы на уровне прямого опыта и интеллектуального понимания называется . Просветление - это полностью развитая субъективность (полностью развитое «Я»).

Просветление - это нормальное, естественное состояние тела и ума. Просветление наступает в результате полного развития сознания и зависит от качества работы нервной системы. В состоянии Просветления человек использует свой полный потенциал так, что каждая мысль, каждое действие становятся спонтанно правильными и содействующими жизни. Такая жизнь не имеет страданий, ее проживают в полную силу, и она наполнена смыслом.

Самая известная история Просветления - это история Будды. Царевич Гаутама достиг Просветления в возрасте 35 лет после 6 лет странствий и исканий, сидя в ночь майского полнолуния в глубокой медитации под священной смаковницей в Бодх Гае в Индии, после чего его и стали называть Буддой или «Пробудившимся» - человеком, обретшим Просветление.

Просветление описано в многочисленных источниках, как высшая цель жизни любого человека. Все великие Учителя всех религий и во все времена говорили о Просветлении. Христос сказал: «Царство небесное внутри вас самих ». Будда передал послание о «Нирване» . Веды говорят о «Сат Чит Ананде » - Вечном Сознании Блаженства, которым является наше собственное «Я». Просветление является основной целью йоги .

Махариши Махеш Йоги наиболее полно и систематически описал Просветление с точки зрения этапов эволюции сознания человека, опираясь как на древнюю Ведическую науку, так и на достижения современной объективной науки, что сделало знание о Просветлении более доступным мировоззрению современного «западного» человека.

Величайшее достижение Махариши Махеш Йоги также в том, что он опроверг стереотипное представление о Просветлении как о чем-то, доступном лишь немногим избранным, уделе аскетов и отшельников. Махариши разъяснил, что Просветление - это то качество жизни, которым может и должен обладать каждый человек, чтобы жить полноценной социальной жизнью, полной счастья и достижений, а не страданий и проблем.

Просветление достижимо каждым, и путь к этому не является чем-то трудным, не требует жертв и отречений. Это вполне по силам обычному человеку, и это может коренным образом изменить всю его жизнь.

Практическим способом достижения Просветления в Ведической науке Махариши является Техника Трансцендентальной Медитации . Это очень простая, но в то же время эффективная умственная техника, известная людям с незапамятных времен.

Во время Трансцендентальной Медитации ум человека, постепенно успокаиваясь, достигает абсолютно спокойного, но в то же время осознанного состояния. Это состояние наименьшего возбуждения ума, получившее название «спокойного бодрствования » или, иначе, «чистого сознания », по мнению нейрофизиологов, является четвертым фундаментальным состоянием сознания, которое лежит за пределами трех известных нам состояний сознания - бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна, поскольку его отличают совершенно уникальные физиологические характеристики.

В этом спокойном состоянии, когда ум не направлен ни на что внешнее, когда отсутствуют мысли и чувства, человек переживает опыт собственного «Бытия », ничем не обусловленного, - человек воспринимает свое собственное «Я».

«Как на спокойной поверхности воды солнце отражается яснее, так и более спокойный ум получает более отчетливое отражение вездесущего блаженства абсолютного Бытия» ***.

Уже через 1-2 недели занятий медитацией человек начинает ощущать позитивные изменения в состоянии своего ума и тела, улучшается самочувствие, исчезает депрессия , нервозность, человек начинает чувствовать себя более энергичным, многие медитирующие отмечают повышения ясности мышления, активизацию творческих способностей, улучшение памяти.

Медитация восстанавливает и улучшает работу нервной системы, очищает ее от стрессов и напряжений . Чем более «чиста» нервная система от стрессов, тем в большей степени она способна поддерживать опыт чистого сознания.

В дальнейшем все решает регулярность занятий медитацией . Повторяемость опыта чистого сознания приводит к состоянию, в котором он больше не теряется. «Глубины ума преображаются в природу высшего «Я» *** .

Это состояние «стабильности самосознания среди деятельности» *** , когда чистое сознание постоянно сосуществует с тремя другими основными состояниями сознания : бодрствованием, сновидениями и сном. Качества сознательного покоя, а именно осознанность и внутренняя свобода, проявляются в повседневности. Динамический покой создает постоянный фон всей психической и физической активности. Ум и физиология работают в совершенной гармонии.

Человек чувствует, что поступает в соответствии с законами природы, и постигает, что его действия беспрепятственно приводят к правильным результатам, оказывая абсолютно жизнеподдерживающее влияние.

Это Просветление. Махариши называл его также пятым, или космическим , состоянием сознания, подчеркивая тем самым существование этапов эволюции сознания человека. Просветление, или пятое состояние сознания , является первым из высших состояний сознания , характеризующих истинные возможности и предназначение Человека.

«Состояние реализации не только осуществляет конечную цель человеческой жажды все большего и большего счастья, но также естественно приводит ум к высшей степени умственного развития. Оно приводит реализовавшегося человека к состоянию, в котором, благодаря высокому развитию умственной силы и гармонии с законами природы, он обнаруживает, что его мысли естественно осуществляются без больших усилий с его стороны. Человек в таком состоянии… наслаждается в жизни полной поддержкой всемогущей Природы. Такой человек находится в непосредственном созвучии с… полем Бытия, которое образует основу всех законов природы» ***.

Следующее высказывание принадлежит опытному медитирующему:

"Степень самочувствия превосходит всяческие представления и словесные выражения. Глубочайшее удовлетворение, наступающее в этом состоянии, исключает какие-либо ненужные ощущения. Стойкое преобладающее спокойствие сообщает чувство защищенности от любых вредных влияний. Действия не вызывают напряжения, отличаются эффективностью и приносят удовлетворение".

А вот еще несколько высказываний Махариши о Просветлении.

«Будь свои высшим «Я» … Это состояние сознания вносит гармонию во все поле причины и следствия и возвеличивает всякую жизнь» ***.

«Опыт чистого сознания блаженства кладет конец всякому страданию; наполняя сердце счастьем, он приносит совершенное спокойствие уму. Принцип в том, что, если человек желает свободы от страданий, долгого мира, здоровья и осуществления, необходимо обрести сознание блаженства» ***.

«Мы здесь для того, чтобы обрести для себя великую мудрость целостности жизни, так чтобы ни один аспект жизни не оставался во тьме, всё наполнилось Просветлением. Когда человек поднимается до космического сознания, то его положение подобно состоянию вечно полного и неизменного океана. Это состояние абсолютного блаженства есть цель всех желаний в жизни» ***.

«Основная цель жизни - жизнь в вечном, в свободе, в космическом сознании, и это мы развиваем через Трансцендентальную Медитацию» ***.

Ю. Сычева, кандидат экономических наук,
Учитель Трансцендентальной Медитации

Информация о том, что просветленные люди живут среди нас, уже несколько лет волнует, пугает и восхищает человечество. Яркий пример просветленности - Далай-Лама.

Он, как и его просветленные соотечественники, отличается от обычных людей тем, что если посмотреть на него так называемым «тонким» (энергетическим) зрением, можно увидеть окружающую его необычную, не свойственную простым людям, светимость.

Приметы просветленности

У просветленных людей, по мнению эзотериков-исследователей, очень ровное и чистое энергетическое поле, дающее чистые, прямые лучи (как правило, разноцветные). Также известно, что просветленные люди, живущие в больших городах, вынуждены прятать свою светимость, чтобы их не узнавали.

Согласно мнению некоей группы мистиков, просветление не связано с доводами логики. Быть просветленным - означает покинуть границы физических и умственных возможностей. Физическое тело, не приспособленное к переменам такого рода, часто не выдерживает нагрузки, а явления, с которыми приходится столкнуться человеку, до такой степени мощны, что провоцируют расстройства психического и физического здоровья. Особенно сильно просветление влияет на качество сна: человек становится настолько осмысленным, что сон не может овладеть его телом.

Какой он, просветленный человек? Признаки, которые ни с чем не перепутать

В Тибете многократно были зафиксированы факты поглощения светом, но там подобные случаи - обыденное дело. Посредством многолетних медитаций тибетские ламы учатся отделять разум от тела. В итоге тело становится ненужным: разум забирает его с собой в вечность в виде абсолютной энергии.

В 60-х годах 20-го столетия один тибетский лама - человек, обладающий пробужденным, просветленным сознанием, обратился к близким с просьбой не беспокоить его и уединился в своей хижине на неделю. По прошествии этого срока изо всех щелей его домика «полился» радужный свет, а сам лама бесследно исчез.

Могут ли «отрицательные персонажи» достичь этого состояния?

Адольф Гитлер, который, по мнению отдельных исследовательских групп, владел навыками экстрасенса, не сомневался в том, что на планете существует место, называемое полой Землёй. Идея о существовании полой Земли, населённой существами, которых нельзя назвать людьми, действительно не раз обсуждалась в среде эзотериков. С этим утверждением полностью совпадают догадки российского исследователя оккультной магии немецких фашистов Сергея Зубкова.

Причиной расовых чисток, которые так любил проводить в Третьем рейхе Гитлер, учёный считает попытки нацистов привлечь внимание подземных «хозяев», которые должны были принять участие в переустройстве привычного нам мира.

Имел ли шансы Гитлер стать просветленным человеком? Если верить авторитетным эзотерикам, наличие паранормальных способностей - это ещё не просветление, а, скорее, продолжение игры, придуманной умом и эго. Правда, иногда игра переходит на новый уровень, то есть становится более утончённой (но не перестаёт быть игрой).

Но это ещё не вершина - это ум выстраивает перед стремящимся к Истинной реальности красивые препоны, заставляя его думать, что он почти у цели. Но если рядом с «игроком» нет настоящего наставника, его некому будет предупредить о том, что он заигрался.

Все эти игры и уровни, стадии пробуждения и просветления с точки зрения Безусловной Реальности - плод человеческого воображения, так как на пути к духовным вершинам нет ни игроков, ни спящих, ни заблудших, ни Абсолютной, ни относительной реальности. Информацию о стадиях просветления ум использует только для того, чтобы успокоить эго. А наиболее массовые способы приблизиться к Богу все сводятся к постепенной и не лишённой двойственности, тяжёлой ежедневной работе, на выполнение которой необходимо потратить много лет (или жизней).

Просветление не гарантирует физического здоровья

Как долго живут просветленные люди? Ответ на этот вопрос уже несколько веков повергает в шок учёных-материалистов.

Некоторые историки и психологи, отрицающие существование Истинной реальности, допускают, что просветленный человек вполне может быть социально адаптированным и успешным в профессиональной и финансовой сферах. Ведь идеальные во всех отношения люди не могут быть несчастливы в семейной и социальной жизни.

Главным лживым аргументом, никак «не вписывающимся» в эзотерическую картину мира, большинство материалистов считают тот факт, что просветленные люди, которые, казалось бы, стояли ближе всех к Божественным чудесам, становились жертвой земных болезней, от которых преждевременно умирали.

Земное тело - вещь хрупкая

Действительно, многие просветленные учителя умирали от рака и других неизлечимых заболеваний. Будда, например, скончался после нескольких месяцев мучений, вызванных отравлением. Его многочисленные последователи, наблюдая за страданиями своего Учителя, ожидали сначала чудесного выздоровления, а затем - воскрешения из мёртвых. Но чуда так и не произошло.

Кришнамурти в течение почти 40 лет мучила чудовищная мигрень, а Рамакришна страдал от параноидальных галлюцинаций, но умер от рака горла, когда тему было 45 лет. Свами Вивекананда был болен сахарным диабетом и умер в 38. Его вес на момент смерти составлял 120 кг.

Шри Свами Шивананда страдал от диабета и ожирения, а Шри Ауробиндо мучил туберкулёз и нефрит. Карлос Кастанеда скончался от рака печени, когда ему было 73.

Существует несколько мнений, объясняющих факты безвременного ухода великих Учителей. Наиболее соответствующими реальности считаются два объяснения, которые будут рассмотрены ниже.

Не предупрежден - значит, разоружен

Во-первых, скоропостижная смерть всех великих людей - результат безоговорочного служения другим людям. Отдавая все свои силы и знания страждущим, они забывали позаботиться о своих телах.

Во-вторых, ни в одном учении не упоминается о том, что просветление - это потрясение огромной силы, пронзающее мозг подобно разряду молнии. Лишь немногие просветленные люди находят в себе силы сохранить свой мозг от разрушения. В число «счастливчиков», как правило, попадают индивиды, которые систематически тренировали и использовали свои мыслительные способности: философы, математики, физики...

Согласно статистике, простой человек эксплуатирует свой мозг примерно на 5% от его потенциальных возможностей. Великий человек использует около 15% потенциала. А тот, кто использует 33%, то есть треть возможностей - сумеет пережить просветление.

Негласная статистика не менее неумолима: скоропостижная смерть настигает 90% людей, сумевших пережить просветление. А просветленные люди нашего времени, оставшиеся в живых (их 10%) никогда никому ничего не расскажут о пережитом, потому что их мозг уже им не подчинён, а значит, не может быть использован в качестве речевого механизма.

Об этих шокирующих подробностях, происходящих в течение многих веков, никто никогда не упоминал. Но ведь никто и не спрашивал...

Побочные эффекты

«Лучшие качества» просветленного человека делают его дальнейшее пребывание на Земле невозможным. Большое количество просветленными, в тот же миг умирают - от полученного опыта останавливается сердце и замирает дыхание. В живых остаются единицы, причём почти все из них в прошлом были либо лихими искателями приключений, либо владели опасными для жизни профессиями. Получая на протяжении своей прежней жизни некоторые дозы волнительных переживаний, они смогли справиться и с более сильным потрясением. Но даже если их сердца не остановились после случившегося, то тела, изменившись, подвергнутся страданиям.

Человеческое тело может функционировать нормально, когда находится в рамках своих возможностей. Но так как просветление - это выход за рамки, всё, что развито слабо, ломается. Ломается и тело, которое, к счастью, уже никогда не пригодится просветленному.

Настоящие Мастера молчат о своих достижениях

Наблюдательные люди заметили, что споры о сути просветления и способах духовных практик - удел новичков или тех, кто даже ещё не ступил на этот путь. Такое поведение опытные мистики называют игрой в религиозный практицизм, основанной на желании покрасоваться.

Какова причина возникновения подобных дискуссий и конфликтов? Опытные эзотерики утверждают, что, осознанно или нет, спорщики таким образом выражают свою неуверенность: "А правильный ли путь я выбрал?" Новички, болтая о «высоком», не подозревают, что это в них говорит отсутствие опыта и неуверенность в правильности жизненного выбора. Глаза просветленного человека излучают спокойствие и не оставляют сомнений в крепости его веры. Что касается веры новичка, то любой пример чужого негативного опыта может ослабить её.

Пытаясь доказать окружающим (а прежде всего - самим себе), что идут верным путём, многие новички начинают сомневаться ещё больше, и это сомнение порождает сначала агрессию, а после - фанатизм. А что потом? Защита своей веры становится делом чести и требует всё более и более радикальных мер, таких, например, как сжигание «еретиков» и «ведьм», запугивание сектами, «джихад» и так далее.

Что значит «просветленный»? Человек, желающий найти хорошего учителя, хотя бы однажды, но задавал себе этот вопрос. Как отличить настоящего, просветленного мастера? По его молчанию. Просветленный гуру никогда не ввяжется в спор о том, «чья вера правильнее», так как знает, что все пути просветления ведут к одному и тому же Богу, а следовательно - к одному и тому же результату.

Теория и практика просветления

Каждый из способов просветления предусматривает возможность получения секретных знаков и состоит из определённых стадий пробуждения. Что касается секретных знаков - неопытные ученики получают их от гуру, а люди, давно практикующие духовный путь, руководствуются ими, чтобы определить, не заблудились ли они в иллюзорных «дебрях» своего ума.

Тайные знаки разных школ отличаются между собой, поэтому сравнивать их бессмысленно. Это лишь своеобразные «зарубки», увидав которые, идущий поймёт, что он на правильном пути.

Люди, занимающиеся различными практиками, получают множество разнообразных, блаженных состояний (из которых складывается опыт), а также возможность видеть и слышать то, что сокрыто от простых людей, отправляться в тонкие миры и встречаться со святыми. Немало новичков, поддавшись соблазну, заставляют себя поверить в то, что они - уже просветлены и застревают на одном из этих этапов, очарованные своими же возвышенными переживаниями и раскрывшимися способностями.

Знающие о практической и веданты (Васиштхи), знают и о том, что человек, идущий по пути развития, может достичь состояния совершенно Просветленного, полупросветленного или непросветленного существа.

Обычных существ (включая людей), которые относительно Абсолютной Реальности «крепко спят», называют непросветленными.

Совершенно Просветленными йоги называют тех, кто, опираясь на личный опыт, познал себя как Абсолютную Реальность или укоренился в ней, достигнув самосознания. Люди, ощутившие себя слившимися с Богом и видящие реальность такой, какая она на самом деле, называются самадхами. Самадхами были Шива, Кришна и Аллах. Именно к этому, непередаваемому словами состоянию, стремятся все йоги.

Сахаджа-самадхами называют людей, живущих обычной жизнью, находясь в самадхи. Сахаджа-самадха вынужден высвобождать часть внимания и направлять его на выполнение ежедневных обязанностей и поддержание жизни в физическом теле.

Совершенно просветленные люди осознают Абсолютную реальность даже во время ночного сна. Во снах, наполненных Божественным сиянием, они способны путешествовать по тонким мирам, населённым богами.

Полупросветленными называют людей, прикоснувшихся к Абсолютной Реальности лишь на короткое мгновение и вернувшихся в своё обычное состояние. Некоторые полупросветленные способны абсолютно правильно воспринимать и понимать Истину, несмотря на то что их сознание ещё не полностью очищено.

Есть и такие индивиды, которые приняли Истину и понимают её суть, но необходимого опыта и переживаний им пережить не удалось. Не зная, что сознание не очистится, пока не успокоится ум, они занимаются тем, что спекулируют высказываниями просветленных мастеров. По мнению некоторых мистиков, это тоже неплохое начало пути. Проговаривая правильные утверждения немыслимое количество раз, они тем самым приближают очищение сознания и успокоение ума.

Просветленные люди нашего времени

Многие пользователи Глобальной сети интересуются: есть ли просветленные люди в России? Согласно сведениям, которыми располагают современные эзотерики, в 50-х годах прошлого столетия во всём мире (а значит, и в России) началось воплощение высокоразвитых душ на Земле. Причиной «высадки десанта» стала необходимость защитить независимую волю просветленных землян. Первая волна воплощений (дети Индиго) была закончена в 60-х годах 20-го века, вторая была произведена в период с 1980 по 1990-й (Кристаллические дети), прибытие третьей волны (рождение Радужных детей) происходит в настоящее время.

Две последние волны в большинстве своём - потомство повзрослевших Индиго. Родители-Индиго создают для своих отпрысков такие условия, при которых их врождённые интуитивные, телепатические и развиваются очень быстро. Многие дети уже обладают способностями к психокинезу (передвижению объектов, находящихся в непосредственной близости) и телекинезу (передвижению далеко расположенных объектов). Следующим этапом для них станет освоение технологий левитации, телепортации и умение пребывать сразу в двух местах в одно и то же время.

Чем отличается просветленный человек от непросветленного? Обычный, непросветленный человек, обладающий ограниченными знаниями, считает, что Вселенная бесконечна.

Просветленный, изменившийся человек, не видит Вселенной и понимает безграничность мудрости и знаний, которые он увидел внутренним зрением. Он также знает, что Вселенная имеет границы, а знания - безграничны.

Согласно информации, записанной в «Ведах», душа просветленного, осознав себя, уходит из материального (уже не нужного ей) тела или сжигает тело в огне теджаса (жизненной силы). По мнению людей, идущих по этому пути, просветленного человека видно сразу, потому что он постоянно говорит и пишет о том, что «пробуждение вне ума».

Согласно этому же источнику, существуют и другие люди, которые тоже говорят и очень много пишут о своих занятиях осознанностью и магией... заведомую ложь, потому что находятся внутри ума и не являются просветленными.

Как узнать просветленного человека? У любой школы, как известно, собственные методы просветления. Но каждый просветленный мастер открывает перед своими учениками одну и ту же Абсолютную Реальность (высшую духовную реализацию), достичь которой можно разными путями. Поэтому мастеру одной школы не дано заочно судить о степени просветления мастера другой школы. Только встретившись и поговорив (или помолчав), просветленные мастера могут ответить на этот вопрос.

Просветление - истинная цель каждого на духовном пути. Просветление - это наивысшее озарение, «понимание», осознание сути жизни как таковой. Просветление устраняет неведение, иллюзии ума, расширяет сознание, и освобождает человека от психологических страданий. Более подробное описание далее рассматривается на примерах прямых и косвенных методов достижения просветления.

Прямые методы достижения просветления

Это - лучшие, простые, мгновенные методы. Прямые методы исключают буфер ментального понимания, размышления теоретизирования. Прямые методы просветления никак не связаны с обучением в школах, сектах, на семинарах, у гуру, учителей, наставников и т.п. Все это - игры ума. Прямые методы - для тех, кто честен с самим собою на все сто. Далее по порядку описание прямых методов просветления.

Осознание настоящего - подразумевает прямое осознание того, что есть здесь и сейчас. Обыватель при ознакомлении с этим методом просветления начинает представлять то, что он делает, или только что делал. Это - отклонение от метода. Осознание настоящего подразумевает непрерывное, естественное восприятие того, что есть прямо сейчас. Это не поиск чего-либо, но если таковой присутствует, - это осознание поиска, как одной из линий рисунка настоящего момента. В идеале объектом восприятия действительно становится сам настоящий момент между прошлым и будущим. Можно условно сказать, что быть в настоящем моменте, быть настоящим - свойство нашего Высшего «Я». Если Вы осознаете настоящее, Вы смещаете фокус отождествления на зрителя жизни. Если осознание настоящего момента происходит непрерывно, жизнь «схлапывается» сама в себе, и мы видим, что сейчас - есть бескрайнее присутствие в невесомой вечности, в которой происходит нечто за пределами будущего и прошлого. Сейчас есть само бытие, безграничное пространство сознания. Это - первичная основа всего. Это бытие - и есть само осознание и жизнь как таковая. Все воспринимаемые объекты и формы - происходят в нем, как нечто глубоко вторичное и равнозначное.

Приятие настоящего - по сути то же, что и осознание настоящего, но при помощи тонкой грани «впускания» в свое сознание того, что есть прямо сейчас. Человек постоянно закрывается от жизни, от разных ощущений, которые в итоге дополняют его подсознание. Приятие настоящего - это полное раскрытие всему, что есть здесь и сейчас. Собственное сознание при этом ощущается, как чистый сосуд и проводник всех явлений. В идеале, Вы осознаете все, как одно целое, нераздельное явление, и если где-то есть сопротивление, оно растворяется. Все просто происходит. Просветление - это тотальное приятие. Даже если что-то ощущается как препятствие, на самом деле - это лишь форма очередной ступеньки на пути.

Расслабление в естественном присутствии - по сути то же, что осознание и приятие настоящего. С другой стороны, это еще одна тонкая грань постижения жизни. Неприятие настоящего - закрывает от осознания настоящего. Возникает это неприятие по причине напряжения на всех уровнях человеческой жизни. Соответственно, чтобы убрать напряжение, необходимо расслабление. Это не сон, в котором человек погружается в деятельность подсознания. Расслабление в настоящем подразумевает собой тотальное расслабление жизни в самой себе. При этом ощущения вызванные законами тяготения тела к земле и прочие переживания воспринимаются просто, как некое уплотнение в пустоте пространства сознания. Важно научиться расслабляться из самого источника напряжения. Приятие и расслабление - две грани одного и того же процесса просветления.

Расфокусировка сознания - также еще одна важная грань процесса просветления. Сознание человека фокусируется в напряженные сгустки энергии. Они ощущаются почти физически, как некие напряженные и беспокойные уплотнения. Самая утонченная фокусировка связана с нашей самоидентификацией, и составляет основу нашего отождествления. Это - наше малое я - наше эго. Переживается подобная фокусировка внимания в области затылка, горла и на глубинном уровне в области груди. Расфокусировка приводит к тому, что напряженные сгустки энергии начинают растворяться. Тогда болезненное напряжение и зловредная вертлявость ума проходят. Сначала вы ощущаете, как в присутствии вашего старого «я», проявляется ощущение пространства, на фоне которого барахтаются напряжения. Затем по мере расфокусировки, старое «я», которое казалось чем-то непробиваемо плотным и основательным, начинает давать брешь, через которую просачивается утонченная энергия сознания. Тотальная расфокусировка тождественна полному расслаблению, приятию, растождествлению, отрешенности, самоотдаче и просветлению.

Осознание зрителя жизни - тончайшее «движение», в котором Вы переносите фокус внимания с внешнего, воспринимаемого мира, на самого зрителя, воспринимающего жизнь. Бытие, осознание, наблюдение: все это - описание его сути, его единственного свойства, выражаемого во многих аспектах на ограниченном словесном языке. Обоняние, осязание, вкус, зрение и слух - инструменты восприятия. Кто использует эти инструменты? Где стыкуются эти пять нитей восприятия жизни? Тот, кто смотрит на жизнь прямо сейчас - и есть вечный зритель жизни. Он есть всегда. Меняются лишь формы. Просветление - это осознание своей истинной сути.

Разоблачение выбора - также еще одна грань просветления. Человеческая личность представляет собой набор выборов проходящих через сознание в настоящем. Выбор рождается неприятием настоящего. Одна из центральных иллюзий вызвана тем, что человек здесь и сейчас напряжен, и поэтому он выбирает будущее, которого не существует. В настоящем прошлое и будущее - просто иллюзорные крупицы энергии иллюзии, порождаемой выбором. Чтобы устранить иллюзию выбора, мы делаем невероятный для личности шаг, и оборачиваем свой взор на выбирающего. Мы смотрим, как и где выбирающий делает свое дело - творит иллюзию человеческой жизни. Ничего делать, или выбирать при этом не нужно. Мы просто смотрим, как происходит то, что происходит. Тогда открывается великая спонтанность. Этот метод ранее нигде не встречал, он открылся сам собою во время медитации. И сейчас считаю его одним из самых эффективных. Иллюзия выбора - одна из центральных опор неведения, порождающая иллюзию существования отдельной маленькой личности.

Самоотдача - еще одна грань просветления. Вы отдаете все, что есть, но не в материальном смысле, а в сущностном. Самоотдача происходит неактивно, без усилий и потуг, в расслаблении. Можно сказать, что этот метод просветления - грань расслабления, в которой Вы отпускаете хватку за происходящее здесь и сейчас.

Созерцание того, что есть в настоящем, как правило, начинается с концентрации внимания на любом объекте. Отличие от метода «осознания зрителя жизни» в том, что здесь акцент делается именно на созерцании как таковом. Суть этого метода просветления в том, чтобы сделать процесс созерцания основным и непрерывным. Тогда фокус самосознания переносится на Высшее «Я». Восприятие как таковое является свойством Высшего «Я». Когда Вы созерцаете то, что есть, высшее «Я» «активируется», проявляется. Просветление - это проявление созерцательного начала жизни. По сути - это и есть истинная медитация. В идеале - созерцание объекта происходит без концентрации, но как нечто тотальное, естественное.

Осознание того, кто ты есть - метод просветления Раманы Махарши. В основе метода стоит вопрос: «кто я?». Вы задаете вопрос один раз, в ясном осознании смысла этого вопроса. Затем переносите внимание на ощущение «я есть». Если «я» есть, его можно ощутить. Что такое «я»? Кто «я»? Словесный ответ - ничего не значит. Вы должны пережить, кто вы есть на самом деле. Постижение «Я» - это постижение реальности.

По сути, все эти методы - разные грани одного и того же. В силу опыта, разным людям могут быть более или менее понятны и различимы отдельные грани, которые становятся проходом, дверью к просветлению.

Косвенные методы достижения просветления

Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума и подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы - условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания.

Подъем энергии - это переживание пробуждения застоявшейся энергии. Может быть вызвано энергетическими упражнениями, и в особо удачных случаях устраняет ментальные блоки, очищает ум и просветляет сознание. Сюда входят практики крийя-йоги, кундалини-йоги, работа с энергетикой и др. эзотерические практики.

Шактипат, или дикша - духовное посвящение. Как правило, дается наставником, гуру, или мастером. В особо удачных случаях дает мгновенное расширение и просветление сознания. Чаще дает переживание озарения, которое сеет «зерно» просветления. Если посвященный пестует это зерно, бережет энергию, и ведет праведный образ жизни, зерно прорастает, и со временем лотос сознания раскрывается и расцветает.

Срединный путь - проповедовал Будда. В моем понимании этот путь к просветлению - интуитивное, расслабленное обретение равновесия в каждое новое мгновение жизни. Дон Хуан образно говорил, что человек знания идет по жизни «слегка ко всему прикасаясь». Следование этому пути, способствует наиболее чуткое реагирование на жизнь. Вы не напрягаетесь, и не спите, но позволяете случаться тому, что случается. При этом, как ни парадоксально Вы обретаете способность прилагать усилия, на которые суетный и напряженный ум просто не способен.

Неделание - метод просветления Карлоса Кастанеды. То, каким мы воспринимаем мир - тонкое усилие в нашем сознании. Мы сами делаем мир таким, каким он воспринимается в нашем уме. Неделание - это прекращение «усилия» по созданию своей индивидуальной реальности, тогда привычные явления начинают обнажать свою сущность. Вы начинаете ощущать происходящее, как игру энергии, а на еще более тонком уровне, как чистое сознание.

Сверхусилия - метод просветления Георгия Гурджиева. Это - один из самых сложных методов на грани смерти. Гурджиев говорил о том, что в теле человека есть что-то наподобие бытовых аккумуляторов. Когда их энергия израсходована, человек валится с ног, но если в это время сделать рывок, сверхусилие, сознание переключается на глубинный, практически «неистощимый» источник энергии, и вы продолжаете делать усилия. Когда подкатывает смертельная усталость, Вы делаете еще один рывок и с глубинного источника энергии, происходит переключение на причинный источник, и выход на сверхтонкое сознание. Этот метод крайне опасен для самостоятельной практики.

Страдания - развивают душу. Это всем известно. Страдание - один из главных стимулов для истинной отрешенности. Отрешенность от преходящих явлений приводит к истине и просветлению. Многие святые шли на сознательные страдания, чтобы взрастить духовные качества. Ни в коем случае, не призываю страдать. Однако осознание того, что пережитые страдания были не зря - дает мудрость, успокоение и способность двигаться дальше.

Унижение - один из мощных стимулов для капитуляции эго и чувства собственной важности. Унижение и возвышение идут рука об руку, и являются одним из главных маятников, на которых базируется ложная самоидентификация. Опять же, никто не призывает Вас унижаться, но если унижение было пережито, как правило, это является хорошим стимулом для того, чтобы относиться к своей собственной персоне проще.

Исповедь , перепросмотр, ведение дневника, психоанализ и метод ПЭЛ являются эффективными методами очищения ума. Если метод ведется в ракурсе светских мемуаров, толку от этого нет никакого. Чтобы метод работал на просветление, важно уметь проговаривать искренне все собственные страхи, высвечивать все, что было подавлено, и отправлено в багаж подсознания.

Размышление о Боге, вечности, бесконечности, любви, своем истинном «Я», также, считается одним из методов прояснения и просветления сознания. Если, размышляющий не ограничивается философией, но во время размышления пробует увидеть, прозреть, истинно понять, что собой представляет тема его размышления, это может принести плоды.

Карма-йога - это работа без ожидания результата. Ум - расчетлив, и если Вы делаете что-то для других, не ожидая личной выгоды, эго ослабляется. В идеале карма-йога выполняется с полным погружением сознания в настоящий момент, без целей в будущем. Созерцание настоящего - один из прямых методов просветления. Созерцание в движение - высший пилотаж в практике просветления. Истинная карма-йога - это, когда, как говорил Свами Вивекананда «цель и средство сводятся воедино»

Любовь к Богу считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается человеку, приближенному к святости. Любовь к Богу не знает неискренности и обмана. Любовь к Богу - любовь к самой жизни. В идеале, на этом пути, Вы погружаетесь в переживание блаженного экстаза, и в конце, оставляя все разделения, отдаете себя этому переживанию без остатка.

Сомнения

Некоторые люди по разным причинам утверждают, что просветления невозможно достичь. Кто-то говорит так, потому что просветление «не достигается», и его нужно заслужить, или «получить». Но тогда речь заходит о том, какие существуют методы для этого «получения». И, как правило, эти методы связаны с тем, чтобы оказаться в зависимости от школы, где есть просветленный Гуру, прослужив которому долгие годы, появляется шанс просветлеть.

Иной вариант - заплатить огромные деньги за посвящение, и тогда, если ум не зайдет за разум, опять же, есть шанс просветлеть «на халяву».

Кто-то говорит, что просветление просто «случается» за пределами методов и практик. Разумеется это так. Но прежде чем, оно случилось, человек очищался. Не важно как, не важно в прошлой, или нынешней жизни. Путь включает в себя все происходящее.

Кто-то говорит, что все и так просветлены: не к чему стремиться, нечего достигать. Но чего стоят эти слова? Почему бы и нет? Жизнь праведная, или жизнь практика - ни чем не хуже, жизни обывателя, наполненной противоречиями и суетой.

Другие люди говорят, что просветление доступно лишь Буддам, которые приходят раз в тысячелетие, а то и реже, и простым смертным истины не видать. Так звучит голос сомнения, отсутствия веры, неуверенности в своих силах, голос ума, пребывающего в оковах мирских концепций. Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. Однако серьезность эта состоит из иллюзорных мыслей и эмоций, проецирующих субъективные картины ума на реальность, не имеющую с этими проекциями ничего общего.

В этой статье, выражая, субъективное мнение, я утверждаю, что просветление достигается, и для этого существуют подходящие методы. Пусть все - относительно, и достижение иллюзорно. Но иначе и говорить не о чем.

Понимаю, что для освещения заявленной темы все-таки необходимо быть членом всемирной ассоциации просветленных мастеров:) , коим я не являюсь. Поэтому, здесь, как и везде, я поступаю хитро, и ни в коем случае не настаиваю на окончательной истинности слов и эффективности «методов».

Чувство собственной важности