Создание единого расчетного центра жкх. Управляющим компаниям могут запретить выставлять счета за коммунальные услуги. Проект создания единого расчетного центра как направление реформирования системы коммунальных платежей

Страница
6

Из полученных данных видно, что коммунальные службы ЖКХ г. Хабаровск теряют 17 % своих денег только из-за того, что процедура оплаты требует много времени от плательщика. Следовательно, можно поставить перед собой вопрос: каким образом можно упростить процедуру оплаты и тем самым повысить собираемость коммунальных платежей? О том каким образом реализовать мероприятия по повышению собираемости коммунальных платежей в городе Хабаровск в ближайшее время, пойдет речь в следующем разделе.

Проект создания единого расчетного центра как направление реформирования системы коммунальных платежей

Оптимальным вариантом решения поставленного вопроса является организация в городе Хабаровск единого расчетного центра, который позволит до минимума сократить время порядок оплаты коммунальных платежей и тем самым повысит уровень их собираемости.

Создавая Единый расчетный центр (ЕРЦ) для ведения жилищно-коммунальных расчетов, администрация города меняет всю систему договорных отношений в системе городского ЖКХ. Главное изменение состоит в том, что жилищные организации (ЖО) превращаются в поставщиков специфического вида услуг, именуемых жилищными, и становятся клиентами ЕРЦ, равноправными с прочими организациями - поставщиками коммунальных услуг. Это выводит ЖО из состояния хронической задолженности перед последними, но, с другой стороны, лишает привычных оборотных средств. Данный факт обостряет отношения между ЕРЦ и ЖО, но он необходим для старта реформы ЖКХ, так как выявляет дисбаланс между тарифами на коммунальные и жилищные услуги. Последние практически не менялись с 1997 года, в то время как тарифы на свет, тепло и воду повышаются в среднем два раза в год.

При ведении расчетов по старой схеме - то есть силами ЖО - в разных городах (а часто и в разных районах одного города) существует заметное расхождение в методах начислений платежей за ЖКУ, а также льгот и субсидий. Это объясняется тем, что расчет не является профильной деятельностью ЖО и у них некому следить за нестабильным законодательством. ЕРЦ не только занимается изучением законодательства, но и выходит с методическими предложениями на Управление ЖКХ. Поэтому работа ЕРЦ становится движущей силой реформы ЖКХ города, так как стимулирует принятие конкретных управленческих шагов. Требуется не только единая методика начислений, но и взвешенные решения по реструктуризации долгов. Например, должен быть определен порядок погашения задолженности: следует ли сначала гасить долг или закрывать текущие платежи. Или более сложная задача: если за период задолженности сменился поставщик услуги, то в каком порядке нужно учитывать поступления - делить их между обоими кредиторами или закрывать долги в хронологической последовательности. Занимаясь подобными проблемами, правительство края невольно вынуждено вырабатывать общий разумный стиль управления отраслью, а не просто искать финансы для латания дыр.

Работа ЕРЦ упорядочивает также и взаимоотношения поставщиков ЖКУ с бюджетами различных уровней. Во-первых, уменьшается доля невозмещения льгот и субсидий за счет правильности их предоставления. С другой стороны, контролирующие бюджетные органы получают от ЕРЦ максимум информации о расходовании бюджетных средств и имеют все возможности для ее проверки и согласования. Таким образом, стимулируется упорядочение законодательства по социальной поддержке, и высвечивается ответственность бюджета (и соответствующего уровня власти) за конкретные недоплаты по льготам и субсидиям.

Процесс создания ЕРЦ имеет много подводных камней, и его лучше поручать опытным специалистам. Следует заранее продумать, каким образом компенсировать расхождения между старым и новым процессами начислений, которые непременно выявятся при конвертации данных. Необходимо также определить состав выходной отчетности ЕРЦ во избежание внезапно возникающих "горящих" задач, которые заметно снижают эффективность работы центра. Если ЕРЦ должен обсчитывать более 100 тысяч лицевых счетов, необходимо планирование собственной обслуживающей структуры, которая будет заниматься администрированием сети и базы данных, поддерживать работоспособность оргтехники и каналов связи.

Мощность и функциональность ЕРЦ можно наращивать постепенно, например, такими этапами:

Создание информационного сервера для участников процесса. Отсутствие информации обостряет отношения между ЕРЦ, организациями-клиентами центра и населением. Информационный сервер поможет устранить эти проблемы и снять часть нагрузки с работников ЕРЦ.

Внедрение современных способов оплаты (карты предоплаты, Интернет-платежи). Чем больше возможностей предоставляется гражданам для оплаты ЖКУ, тем меньше будет задолженность.

Прием на обслуживание центром поставщиков прочих услуг: страхования, услуг связи, ГИБДД и так далее.

Хорошо развитый ЕРЦ является удобной базой для постепенного создания общего информационного пространства города. Информация о горожанах, хранящаяся в картотеке лицевых счетов ЕРЦ, при должном оформлении может быть использована во всех соседних структурах, начиная с БТИ и паспортно-визовой службы и заканчивая такими крупными блоками, как образование и здравоохранение. Таким образом, Единый расчетный центр обладает неограниченным потенциалом роста, вплоть до глобальной муниципальной информационной системы.

Таким образом, в рамках данной главы представим мероприятия по разработке системы управления жилищно- коммунальным хозяйством города Хабаровск.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ

Коммунальные платежи представляют собой сравнительно стабильный поток наличных денег. Многие банки стремятся выйти на этот рынок и удержаться на нем. Коммунальные службы (зачастую недовольные существующими механизмами приема платежей) со своей стороны пытаются принимать их самостоятельно. Кроме того, местные администрации пытаются упорядочить работу коммунальных служб и движение платежей. Окончательно запутывают ситуацию субсидии. Можно ли в такой ситуации систематизировать и упорядочить многочисленные информационные потоки, создать благоприятные условия для населения и участвующих организаций?

Эту задачу призвана решить единая городская Система автоматизированного учёта Платежей населения.

Внедрение Системы в масштабах города Хабаровск обеспечивает :

· для плательщиков – получение достоверных сводных счетов о своих задолженностях по месту оплаты, единой пластиковой карточки со своим платежным кодом вместо множества расчетных книжек.

· для коммунальных служб - получение корректной информации в электронном виде в режиме реального времени об оплатах и плательщиках, что дает возможность ускорения процесса учета и начисления платежей, резкого снижения его трудоемкости и сводит к минимуму количество невыясненных платежей;

· для городской администрации - невозможный ранее уровень информации о плательщиках, суммах коммунальных платежей, субсидиях и задолженностях плательщиков;

· для банков – оперативность и достоверность приема и обработки коммунальных платежей как в точке приема так и в банке в целом, резкое уменьшение процента ошибок, уменьшение трудоемкости обработки оплаченных извещений, увеличение скорости обслуживания, возможность сокращения количества работников, занятых учетом коммунальных платежей, ускорение межбанковских расчетов;

21.12.2016 г. 17:29

Никита Смирнов

/ 6

19 декабря Минстрой выложил для публичного обсуждения законопроект (http://regulation.gov.ru/projects#npa=60412), который должен полностью изменить порядок расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Главными является две вещи:

1. Прямые договора и платежи ресурсо-снабжающим организациям (РСО).

2. Четкое определение, что такое расчетный центр и как он должен работать.

Это практически полностью может воплотить те идеи, которые я долгие годы доносил до федеральных структур. Естественно, такое событие нельзя оставить без внимания и поэтому в данной статье подробно разберем основные моменты. Перед тем как перейти к самому законопроекту, рекомендую ознакомиться с материалом «Выход из кризиса в ЖКХ» (), где вы увидите практически идентичную схему работы.

Один ЕПД и жесткий контроль со стороны Правительства РФ

Прежде всего стоит сказать о том, что законопроект усиливает влияние Правительства РФ в сфере ЖКХ и снижает влияние региональных властей, что, безусловно, является плюсом. В частности единый платежный документ (ЕПД) теперь будет утверждать только федеральное Правительство - п.4 ст.155 Проекта:

«Правила предоставления единого платежного документа, в том числе единого платежного документа в электронной форме, отказа от предоставления единого платежного документа на бумажном носителе, возврата к предоставлению единого платежного документа на бумажном носителе, типовая форма единого платежного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации»

Кто знаком с моими расследованиями в отношении «МосОблЕИРЦ» знает, что те до сих пор прикрываются формой ЕПД, которую утвердили региональные власти, наплевав на федеральную форму. Если федеральный ЕПД конкретен и, к примеру, полностью исключает возможность работы мошеннических расчетных центров (см. «Новая форма платежного документа исключает расчетные центры» - http://nikopol8.livejournal.com/105127.html), то региональный ЕПД, наоборот, содержит массу резиновых и неопределенных терминов, а также противоречит законодательству. Что открывает путь для коррупции и мошенничества.

Выставлять ЕПД имеет права лишь информационно-расчетные центры (ИРЦ), о которых поговорим ниже. Главное, что новая норма больше не позволит региональным властям выпускать свои липовые ЕПД и творить в регионе беспредел в ЖКХ.

К ЕПД люди относятся по-разному, далеко не все хотят получать единый платежный документ, а готовы платить по 10-ти квитанциям. И тут Проект нас может порадовать (п. 5 ст. 155):

«Собственник помещения в многоквартирном доме или жилого дома вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обратиться к ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, иному лицу, оказывающему услуги или выполняющему работы на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме , региональному оператору с заявлением о предоставлении отдельного платежного документа для внесения соответствующей платы. В этом случае вид платы, по которому собственнику предоставляется отдельный платежный документ, не включается в единый платежный документ».

Конечно, без конкретизации порядка, о котором сказано в этом пункте, сложно понять идет речь о простом письменном заявлении собственника или необходимо собирать какие-то документы, обосновывать свое желание и т.д. Стоило бы данный порядок сразу предусмотреть в статье, он не должен быть сложным. Тем не менее, данная норма позволяет полностью уйти от ЕПД, и радует тот факт, что нет никаких «но», а значит лица, к которым поступит соответствующее обращение, не вправе отказать.

Прямые договора с РСО

п. 7 ст. 155 Проекта:

«Плата за коммунальные услуги вносится ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами»

п. 2 ст. 157.2 Проекта:

«Договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, заключаются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени»

То есть мы переходим не просто на прямые платежи, но и на прямые договора! Поскольку о выгоде этой системы говорилось не раз, не буду снова повторяться - в материале «Выход из кризиса в ЖКХ» () вы можете подробно об этом прочитать.

Причем типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ (п.4 ст.157.2) и процесс их заключения автоматический:

«Договор ресурсоснабжения заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, при этом заключение договора в письменной форме не требуется. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок с момента первого фактического подключения собственника помещения в многоквартирном доме к сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»

В пунктах 8-13 ст. 157.2 Проекта также более подробно расписывается ответственность ресурсо-снабжающих организаций. Сейчас же она полностью размыта и все шишки достаются управляющим компаниям.

Данные изменения являются самыми главными и революционными, именно в этом будущее ЖКХ, и чем скорее мы перейдем на прямые отношения с ресурсниками, тем быстрее сможем решать и следующие проблемы.

Однако хочу напомнить, что ранее уже вносился похожий проект

(http://nikopol8.livejournal.com/141129.html), который в итоге был похоронен в кабинетах. На одном из федеральных мероприятий мне удалось пообщаться с сотрудником Минстроя, который рассказал о причинах, почему проекту так и не подарили жизнь. (Он как раз над ним работал). Удалось немного поговорить и на тему ИРЦ. Читая данный проект, вижу, что и тут федералы услышали здравые предложения. Главное, чтобы и новый проект не похоронили.

«Смерть» незаконных расчетных центров

Самым спорным моментом Проекта является раздел, посвященный информационно-расчетным центрам (ИРЦ). Совершенно очевидно, что это ненужный посредник, но, к сожалению, Правительство РФ уж очень хочет таким образом централизовать выставление квитанций. В Москве с Единым платежным документом, насколько мне известно, все хорошо, может это и неплохая идея. Однако очевидно, что в будущем все расчеты будут происходить в режиме онлайн и ЕПД будет вообще не нужен.

Самое главное, что Проект четко определяет, что же такое ИРЦ (п. 2 ст. 155.1):

«Под деятельностью информационно-расчетных центров понимается сбор сведений о начислениях платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги , полученных от ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора, формирование, печать и доставка единого платежного документа лицам, указанным в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, а также организация обмена информацией с кредитными организациями, платежными агентами и банковскими платежными агентами с участием которых вносится плата за коммунальные услуги и жилое помещение. При этом зачисление денежных средств, вносимых в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги по единому платежному документу, производится кредитными организациями в порядке переводов в соответствии с законодательством Российской Федерации о банковской деятельности на расчетные банковские счета лиц, которым в соответствии с настоящим Кодексом подлежит внесение такой платы, без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра» .

Таким образом, ИРЦ становится просто информационным центром, а не кассой. Такой ИРЦ никакой опасности для денег не представляет. Когда выпуск квитанций, касса и зачисление находится в одних руках, это приводит к воровству, которое мы и наблюдаем в Подмосковье.

Теперь же ИРЦ никакого отношения ни к кассе, ни к зачислению не будут иметь. Более того, четко написано, кому вносится плата за услуги, и всякие ЕИРЦ теперь не смогут передернуть закон. Причем зачисление могут осуществлять только КРЕДИТНЫЕ организации, иными словами банки. Простой платежный агент не является кредитной организацией и не осуществляет операцию по зачислению денег. Это и сейчас четко прописано в ФЗ №103 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", однако с Жилищным кодексом не было четкой привязки, теперь она появляется. Уверен, что именно против этого пункта будут бороться лоббисты воровских расчетных центров. В новом виде, полагаю, ИРЦ имеет право на жизнь.

И самое главное - концовка последней выдержки: «без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра». Это означает полное поражение «МосОблЕИРЦ». Кроме того все ИРЦ должны будут соответствовать определенным Правительством РФ требованиям и находиться в открытом реестре (п.7 ст.155.1):

«Сведения, содержащиеся в реестре информационно-расчетных центров субъекта Российской Федерации, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в системе».

Правительство РФ также определяет порядок работы и обмена информацией расчетных центров. И поскольку реестр размещается на сайте Государственной жилищной инспекции, то теперь ГЖИ не сможет закрывать глаза на работу расчетных центов.

Пожалуй, это главные плюсы ИРЦ, а теперь поговорим о минусах. К сожалению, Проект предусматривает ИРЦ в виде монополиста на весь регион, хотя в законе и написано, что их может быть несколько, но…. Конкурс по отбору ИРЦ проводят региональные власти согласно порядку, утвержденному Правительством РФ. Также областное правительство может учредить свой (свои) ИРЦ. В этом случае они будут в форме ГУПов, тут уже хитрить не получится, поскольку в Проекте также устанавливается субсидиарная ответственность региональных властей (п. 5 ст. 155.1):

«По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) субъектом Российской Федерации может быть создан информационно-расчетный центр или несколько информационно-расчетных центров , каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение созданных им информационно-расчетных центров обязанностей , установленных законодательством Российской Федерации».

Из плюсов можно выделить то, что типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ, он будет публичным и полностью открытым, а значит не будет такого, что в одном городе ИРЦ берет за работу 1%, а в другом 3%. Однако такая монополия все же может привести к тому, что у ИРЦ будет достаточно ощутимый процент, который он заберет в ущерб текущего ремонта. Каким образом будет осуществляться оплата работы ИРЦ и сколько в итоге она будет стоить - непонятно.

Считаю важным отметить, что расчетные центры будут обязано застраховать убытки (п. 9 ст.155.1):

«Ответственность информационно-расчетного центра за убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения информационно-расчетным центром своих обязанностей, должна быть застрахована в российской страховой организации за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи».

Очень смущает меня вот этот пункт:

«В случае, если на дату вступления в силу настоящего Федерального закона в субъекте Российской Федерации создан информационно-расчетный центр, который осуществляет деятельность по предоставлению платежных документов не менее одного года и при этом многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации предоставляется услуга по расчету (перерасчету) размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, положения части 2 настоящей статьи не применяются. Такой информационно-расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными статьей 1551 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до принятия решения субъектом Российской Федерации о проведении конкурса по отбору информационно-расчетного центра и определения победителя такого конкурса».

Вообще «МосОблЕИРЦ» не отвечает этим требованием, он даже не создан правительством Московской области, но мы же знаем, как наши региональные власти относятся к законам, и тут, возможно, начнутся хитрости. Правда, не думаю, что «МосОблЕИРЦ» будет заинтересован работать в таком правовом поле, ибо тут они не будут получать деньги на свои счета и орудовать миллионами, да и ответственность появляется.

Подведение итогов

Пока это лишь проект, документ еще может быть изменен. Я уже готовлю свои поправки, которые обязательно выложу на официальном сайте, рекомендую и вам там высказать свои мысли.

Описанное выше - это мое субъективное мнение, которое основано исключительно на законодательстве. Конечно, у других юристов может быть иное мнение. Но опасайтесь провокаторов, которые явно работают в интересах мошеннических расчетных центров и задача которых - дискредитировать этот законопроект. В интернете уже гуляют некоторые эмоциональные вбросы. Для полной картины обязательно прочтите документ сами, причем не нужно читать все 33 страницы, нас интересует лишь изменения в статье 155 (стр. 3-14), статья 157.2 (стр. 17-23) и концовка (стр. 28-33).

На мой взгляд, это отличный документ, который нам очень нужен и поэтому надо добиваться его принятия.

В связи с этим хочу призвать всех активных граждан, УК, ТСЖ, Администрации поселений, Советы депутатов, отдельных депутатов поддержать данный законопроект. Если вы с чем-то принципиально не согласны - присылайте в Минстрой свои предложения и пожелания. Обязательно отпишите на сайте, где сейчас происходит публичное обсуждение законопроекта. Уверен, что Минстрою нужна общественная поддержка, чтобы он смог провести этот проект через Госдуму. Поэтому наша задача привлечь как можно больше внимания к нему и не позволить лоббистам мошеннических расчетных центров заблокировать этот законопроект.

Правда всегда побеждает в итоге, но это не всегда быстрый процесс. Как бы ни пафосно это звучало - сегодня мы участвуем в написании истории новой системы ЖКХ, и прямые платежи - это первый шаг к победе.

Никита Смирнов, депутат города Сергиев Посад

Одной из наиболее актуальных задач в сфере жилищно-коммунального хозяйства является создание прозрачной системы расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги. О деятельности информационно расчетных центров и контроле их работы расскажет эта статья.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как контролируется работа информационно-расчетных центров ЖКХ
  • Важная информация о деятельности единого расчетного центра в сфере ЖКХ

Минстроем России подготовлен законопроект, которым предусматривается, что информационно расчетные центры ЖКХ осуществляют деятельность по начислению (расчету) платы за жилое помещение и коммунальные услуги, формированию и предоставлению платежных документов и (или) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, организации расчетов за жилое помещение и коммунальные услуги.

Создание законодательных основ для деятельности информационно-расчетных центров ЖКХ (ИРЦ), не являющихся управляющими и ресурсоснабжающими организациями, рассматривается в качестве варианта решения этой задачи.

  • Принятие вымороченного имущества в муниципальную собственность

В целях упорядочения и контроля за деятельностью информационно-расчетных центров ЖКХ законопроект предусматривает создание в субъектах РФ реестров информационно-расчетных центров. В качестве ИРЦ свою деятельность могут осуществлять только лица, включенные в такие реестры. При этом включение в реестры производится в уведомительном порядке на основании заявления, которым заинтересованное лицо информирует уполномоченный орган государственного жилищного надзора субъекта РФ о начале осуществления деятельности в качестве ИРЦ и декларирует соответствие предъявляемым к ИРЦ требованиям.

Устанавливаемые законопроектом требования к информационно-расчетным центрам ЖКХ обоснованы необходимостью обеспечения их финансовой дисциплины и устойчивости, а также гарантированного получения денежных средств, вносимых за коммунальные услуги и жилые помещения, непосредственными поставщиками коммунальных ресурсов.

Так, законопроектом в качестве требования к деятельности ИРЦ предусмотрено наличие уставного капитала в размере не менее 2 млн руб., а также обеспечения исполнения обязательства (в виде банковской гарантии или поручения).

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

В настоящее время, по экспертным оценкам, ИРЦ обеспечивают расчеты за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в основном в разрезе по городам (в сельской местности практически не представлены). Средний объем рынка ЖКУ в городах - 600–700 млн руб. в месяц. При этом, как правило, один расчетный центр обслуживает примерно 20% рынка региона (125 млн руб./мес.) (на основе выборки по регионам: Волгоградская, Иркутская, Кировская, Калужская, Кемеровская, Тульская, Орловская области, республики Марий Эл, Чувашия, Дагестан). В связи с этим в законопроекте предусмотрено наличие обеспечения исполнения обязательств (банковская гарантия, поручительство) на сумму, эквивалентную 100 млн руб.

Установленное законопроектом требование о наличии зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 2 млн руб. позволит исключить выход на рынок компаний-однодневок. Установление требований о наличии обязательного обеспечения призвано гарантировать полноценную имущественную ответственность перед контрагентами без обращения к средствам уставного капитала, минимизировать риски неполучения исполнителями жилищно-коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями причитающихся им денежных средств.

  • Предоставление земельных участков многодетным семьям

Кроме того, законопроектом предусмотрено, что информационно-рсчетные центры ЖКХ не вправе принимать и аккумулировать на своих собственных счетах средства, вносимые в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Аккумуляция и расщепление денежных средств, вносимых в счет оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, должны осуществляться только профессиональными участниками рынка - т. е. кредитными организациями в порядке банковских переводов в соответствии с законодательством о банковском деле непосредственно на счета получателей платежей.

Взаимодействие информационно-расчетных центров ЖКХ, кредитных организацией, ресурсоснабжающих организаций, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, выстраивается в соответствии с правилами, устанавливаемыми ИРЦ. Указанные правила являются гражданско-правовым договором, который потенциальные участники могут принять на основании договоров присоединения, заключаемых в порядке ст. 428 ГК РФ.

На ИРЦ также возлагается обязанность размещать в государственной информационной системеЖКХ, в частности, следующие виды информации:

    о стоимости оказываемых услуг по управлению общим имуществом в многоквартирном доме, выполняемых работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, текущему ремонту с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости;

    о стоимости ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также коммунальных услуг, оказанных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, с указанием использованного порядка расчета их стоимости, а также расчет такой стоимости.

В этих целях законопроектом предлагается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Для обеспечения требований, устанавливаемых к ИРЦ, законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение порядка осуществления деятельности в качестве ИРЦ.

С целью исключения ситуаций нелегального осуществления деятельности в качестве ИРЦ законопроектом предполагается наложение административной ответственности на лиц, осуществляющих функции ИРЦ без включения в реестр, в виде штрафа до 300 тыс. руб., а при повторном совершении такого правонарушения - приостановление деятельности на срок до 90 дней.

За нарушение установленных требований ИРЦ подлежит привлечению к административной ответственности в виде штрафа в размере до 250 тыс. руб., а также исключению из реестра.

Функции по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законопроектом, предлагается возложить на орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный государственный жилищный надзор, за исключением дел, предусматривающих приостановление деятельности, а также дел о нарушении требований к деятельности ИРЦ. Рассмотрение данных дел предлагается отнести к полномочиям судебных органов.

Данный проект разработан Минстроем России в инициативном порядке и проходит согласительные процедуры, после чего планируется его внесение на рассмотрение в Государственную Думу.

Материал подготовлен М.Э. СЕМЕНОВЫМ, советником генерального директора ООО «РКС-Холдинг»

21.12.2016 г. 17:29

Никита Смирнов

/ 6

19 декабря Минстрой выложил для публичного обсуждения законопроект (http://regulation.gov.ru/projects#npa=60412), который должен полностью изменить порядок расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Главными является две вещи:

1. Прямые договора и платежи ресурсо-снабжающим организациям (РСО).

2. Четкое определение, что такое расчетный центр и как он должен работать.

Это практически полностью может воплотить те идеи, которые я долгие годы доносил до федеральных структур. Естественно, такое событие нельзя оставить без внимания и поэтому в данной статье подробно разберем основные моменты. Перед тем как перейти к самому законопроекту, рекомендую ознакомиться с материалом «Выход из кризиса в ЖКХ» (), где вы увидите практически идентичную схему работы.

Один ЕПД и жесткий контроль со стороны Правительства РФ

Прежде всего стоит сказать о том, что законопроект усиливает влияние Правительства РФ в сфере ЖКХ и снижает влияние региональных властей, что, безусловно, является плюсом. В частности единый платежный документ (ЕПД) теперь будет утверждать только федеральное Правительство - п.4 ст.155 Проекта:

«Правила предоставления единого платежного документа, в том числе единого платежного документа в электронной форме, отказа от предоставления единого платежного документа на бумажном носителе, возврата к предоставлению единого платежного документа на бумажном носителе, типовая форма единого платежного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации»

Кто знаком с моими расследованиями в отношении «МосОблЕИРЦ» знает, что те до сих пор прикрываются формой ЕПД, которую утвердили региональные власти, наплевав на федеральную форму. Если федеральный ЕПД конкретен и, к примеру, полностью исключает возможность работы мошеннических расчетных центров (см. «Новая форма платежного документа исключает расчетные центры» - http://nikopol8.livejournal.com/105127.html), то региональный ЕПД, наоборот, содержит массу резиновых и неопределенных терминов, а также противоречит законодательству. Что открывает путь для коррупции и мошенничества.

Выставлять ЕПД имеет права лишь информационно-расчетные центры (ИРЦ), о которых поговорим ниже. Главное, что новая норма больше не позволит региональным властям выпускать свои липовые ЕПД и творить в регионе беспредел в ЖКХ.

К ЕПД люди относятся по-разному, далеко не все хотят получать единый платежный документ, а готовы платить по 10-ти квитанциям. И тут Проект нас может порадовать (п. 5 ст. 155):

«Собственник помещения в многоквартирном доме или жилого дома вправе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обратиться к ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, иному лицу, оказывающему услуги или выполняющему работы на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме , региональному оператору с заявлением о предоставлении отдельного платежного документа для внесения соответствующей платы. В этом случае вид платы, по которому собственнику предоставляется отдельный платежный документ, не включается в единый платежный документ».

Конечно, без конкретизации порядка, о котором сказано в этом пункте, сложно понять идет речь о простом письменном заявлении собственника или необходимо собирать какие-то документы, обосновывать свое желание и т.д. Стоило бы данный порядок сразу предусмотреть в статье, он не должен быть сложным. Тем не менее, данная норма позволяет полностью уйти от ЕПД, и радует тот факт, что нет никаких «но», а значит лица, к которым поступит соответствующее обращение, не вправе отказать.

Прямые договора с РСО

п. 7 ст. 155 Проекта:

«Плата за коммунальные услуги вносится ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами»

п. 2 ст. 157.2 Проекта:

«Договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, заключаются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени»

То есть мы переходим не просто на прямые платежи, но и на прямые договора! Поскольку о выгоде этой системы говорилось не раз, не буду снова повторяться - в материале «Выход из кризиса в ЖКХ» () вы можете подробно об этом прочитать.

Причем типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ (п.4 ст.157.2) и процесс их заключения автоматический:

«Договор ресурсоснабжения заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, при этом заключение договора в письменной форме не требуется. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок с момента первого фактического подключения собственника помещения в многоквартирном доме к сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения»

В пунктах 8-13 ст. 157.2 Проекта также более подробно расписывается ответственность ресурсо-снабжающих организаций. Сейчас же она полностью размыта и все шишки достаются управляющим компаниям.

Данные изменения являются самыми главными и революционными, именно в этом будущее ЖКХ, и чем скорее мы перейдем на прямые отношения с ресурсниками, тем быстрее сможем решать и следующие проблемы.

Однако хочу напомнить, что ранее уже вносился похожий проект

(http://nikopol8.livejournal.com/141129.html), который в итоге был похоронен в кабинетах. На одном из федеральных мероприятий мне удалось пообщаться с сотрудником Минстроя, который рассказал о причинах, почему проекту так и не подарили жизнь. (Он как раз над ним работал). Удалось немного поговорить и на тему ИРЦ. Читая данный проект, вижу, что и тут федералы услышали здравые предложения. Главное, чтобы и новый проект не похоронили.

«Смерть» незаконных расчетных центров

Самым спорным моментом Проекта является раздел, посвященный информационно-расчетным центрам (ИРЦ). Совершенно очевидно, что это ненужный посредник, но, к сожалению, Правительство РФ уж очень хочет таким образом централизовать выставление квитанций. В Москве с Единым платежным документом, насколько мне известно, все хорошо, может это и неплохая идея. Однако очевидно, что в будущем все расчеты будут происходить в режиме онлайн и ЕПД будет вообще не нужен.

Самое главное, что Проект четко определяет, что же такое ИРЦ (п. 2 ст. 155.1):

«Под деятельностью информационно-расчетных центров понимается сбор сведений о начислениях платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги , полученных от ресурсоснабжающих организаций, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора, формирование, печать и доставка единого платежного документа лицам, указанным в части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, а также организация обмена информацией с кредитными организациями, платежными агентами и банковскими платежными агентами с участием которых вносится плата за коммунальные услуги и жилое помещение. При этом зачисление денежных средств, вносимых в счет платы за жилое помещение и коммунальные услуги по единому платежному документу, производится кредитными организациями в порядке переводов в соответствии с законодательством Российской Федерации о банковской деятельности на расчетные банковские счета лиц, которым в соответствии с настоящим Кодексом подлежит внесение такой платы, без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра» .

Таким образом, ИРЦ становится просто информационным центром, а не кассой. Такой ИРЦ никакой опасности для денег не представляет. Когда выпуск квитанций, касса и зачисление находится в одних руках, это приводит к воровству, которое мы и наблюдаем в Подмосковье.

Теперь же ИРЦ никакого отношения ни к кассе, ни к зачислению не будут иметь. Более того, четко написано, кому вносится плата за услуги, и всякие ЕИРЦ теперь не смогут передернуть закон. Причем зачисление могут осуществлять только КРЕДИТНЫЕ организации, иными словами банки. Простой платежный агент не является кредитной организацией и не осуществляет операцию по зачислению денег. Это и сейчас четко прописано в ФЗ №103 "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", однако с Жилищным кодексом не было четкой привязки, теперь она появляется. Уверен, что именно против этого пункта будут бороться лоббисты воровских расчетных центров. В новом виде, полагаю, ИРЦ имеет право на жизнь.

И самое главное - концовка последней выдержки: «без зачисления денежных средств на банковские счета информационно-расчетного центра». Это означает полное поражение «МосОблЕИРЦ». Кроме того все ИРЦ должны будут соответствовать определенным Правительством РФ требованиям и находиться в открытом реестре (п.7 ст.155.1):

«Сведения, содержащиеся в реестре информационно-расчетных центров субъекта Российской Федерации, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в системе».

Правительство РФ также определяет порядок работы и обмена информацией расчетных центров. И поскольку реестр размещается на сайте Государственной жилищной инспекции, то теперь ГЖИ не сможет закрывать глаза на работу расчетных центов.

Пожалуй, это главные плюсы ИРЦ, а теперь поговорим о минусах. К сожалению, Проект предусматривает ИРЦ в виде монополиста на весь регион, хотя в законе и написано, что их может быть несколько, но…. Конкурс по отбору ИРЦ проводят региональные власти согласно порядку, утвержденному Правительством РФ. Также областное правительство может учредить свой (свои) ИРЦ. В этом случае они будут в форме ГУПов, тут уже хитрить не получится, поскольку в Проекте также устанавливается субсидиарная ответственность региональных властей (п. 5 ст. 155.1):

«По решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) субъектом Российской Федерации может быть создан информационно-расчетный центр или несколько информационно-расчетных центров , каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение созданных им информационно-расчетных центров обязанностей , установленных законодательством Российской Федерации».

Из плюсов можно выделить то, что типовую форму договора будет устанавливать Правительство РФ, он будет публичным и полностью открытым, а значит не будет такого, что в одном городе ИРЦ берет за работу 1%, а в другом 3%. Однако такая монополия все же может привести к тому, что у ИРЦ будет достаточно ощутимый процент, который он заберет в ущерб текущего ремонта. Каким образом будет осуществляться оплата работы ИРЦ и сколько в итоге она будет стоить - непонятно.

Считаю важным отметить, что расчетные центры будут обязано застраховать убытки (п. 9 ст.155.1):

«Ответственность информационно-расчетного центра за убытки, причиненные в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения информационно-расчетным центром своих обязанностей, должна быть застрахована в российской страховой организации за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи».

Очень смущает меня вот этот пункт:

«В случае, если на дату вступления в силу настоящего Федерального закона в субъекте Российской Федерации создан информационно-расчетный центр, который осуществляет деятельность по предоставлению платежных документов не менее одного года и при этом многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг на территории субъекта Российской Федерации предоставляется услуга по расчету (перерасчету) размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, положения части 2 настоящей статьи не применяются. Такой информационно-расчетный центр осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными статьей 1551 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до принятия решения субъектом Российской Федерации о проведении конкурса по отбору информационно-расчетного центра и определения победителя такого конкурса».

Вообще «МосОблЕИРЦ» не отвечает этим требованием, он даже не создан правительством Московской области, но мы же знаем, как наши региональные власти относятся к законам, и тут, возможно, начнутся хитрости. Правда, не думаю, что «МосОблЕИРЦ» будет заинтересован работать в таком правовом поле, ибо тут они не будут получать деньги на свои счета и орудовать миллионами, да и ответственность появляется.

Подведение итогов

Пока это лишь проект, документ еще может быть изменен. Я уже готовлю свои поправки, которые обязательно выложу на официальном сайте, рекомендую и вам там высказать свои мысли.

Описанное выше - это мое субъективное мнение, которое основано исключительно на законодательстве. Конечно, у других юристов может быть иное мнение. Но опасайтесь провокаторов, которые явно работают в интересах мошеннических расчетных центров и задача которых - дискредитировать этот законопроект. В интернете уже гуляют некоторые эмоциональные вбросы. Для полной картины обязательно прочтите документ сами, причем не нужно читать все 33 страницы, нас интересует лишь изменения в статье 155 (стр. 3-14), статья 157.2 (стр. 17-23) и концовка (стр. 28-33).

На мой взгляд, это отличный документ, который нам очень нужен и поэтому надо добиваться его принятия.

В связи с этим хочу призвать всех активных граждан, УК, ТСЖ, Администрации поселений, Советы депутатов, отдельных депутатов поддержать данный законопроект. Если вы с чем-то принципиально не согласны - присылайте в Минстрой свои предложения и пожелания. Обязательно отпишите на сайте, где сейчас происходит публичное обсуждение законопроекта. Уверен, что Минстрою нужна общественная поддержка, чтобы он смог провести этот проект через Госдуму. Поэтому наша задача привлечь как можно больше внимания к нему и не позволить лоббистам мошеннических расчетных центров заблокировать этот законопроект.

Правда всегда побеждает в итоге, но это не всегда быстрый процесс. Как бы ни пафосно это звучало - сегодня мы участвуем в написании истории новой системы ЖКХ, и прямые платежи - это первый шаг к победе.

Никита Смирнов, депутат города Сергиев Посад

Вы желаете создать Расчетно-кассовый центр в своем городе и начать строить серьезный бизнес на организации обслуживания населения?

Для начала, вам необходимо оценить потенциальное количество обслуживаемых лицевых счетов. Опыт показывает, что организация РКЦ становится прибыльной как бизнес-проект начиная с 27-28 тыс. лицевых счетов (порядка 80-110 тыс. населения). Для создания РКЦ такого масштаба необходимо, как минимум, согласие муниципальных властей.

  1. Необходимо определиться с принципами формирования доходной базы. Возможны следующие схемы:
  • Открытое включение услуг РКЦ в тариф на содержание и текущий ремонт (он же – «тариф на управление»).
  • Абонентская плата за обслуживание одного лицевого счета.
  • Комбинированная схема – абонентская плата за обслуживание одного ЛС и процент от собранных денег.
  • Процент от начисленных средств.
  • Процент от собранных денег.

Наиболее предпочтительным, на наш взгляд, является схема с процентом от собранных средств. Она понятна всем участникам схемы и ориентирует РКЦ на максимальный процент сбора. Оптимальный размер, по нашему опыту, составляет 4-4,5% (сюда же входит и оплата за сбор средств, в том числе комиссии банков). Однако каждая из этих схем имеет свои достоинства и недостатки.

  1. Необходимо определиться с якорным клиентом, который должен обеспечить до 80% оборота РКЦ. Как правило, если есть явно декларируемое согласие органов местного самоуправления на создание РКЦ, якорными клиентами выступают крупные управляющие организации. Один из вариантов – когда одна или несколько крупных управляющих организаций тем или иным образом аффилированы с муниципальными властями. Тогда задача создания РКЦ сильно упрощается. В ином случае, потенциальные якорные клиенты должны увидеть выгоды от работы с будущим РКЦ. Этими выгодами могут быть:
  • Сокращение затрат на биллинг. Необходимо показать крупным управляющим организациям, что перенос биллинга на аутсорсинг для них экономически выгоден. Для этого нужно наличие не одного, а нескольких якорных клиентов. Тогда можно предоставить расчеты, из которых будет видна выгода и для управляющей организации, и для РКЦ.
  • Процент за услуги РКЦ должен быть такой, чтобы переход на работу с РКЦ был для них выгоден.
  • При работе с РКЦ его клиенты должны получать дополнительные услуги – например, услуги портала, юридические услуги по взысканию задолженности, услуги подготовки отчетности.

  • Методические материалы, основанные на параметрах потенциальных клиентов РКЦ, которые демонстрируют для клиентов экономическую выгоду переноса биллинга на аутсорсинг.
  • Типовые договоры между РКЦ и его клиентами в зависимости от выбранной схемы работы.
  • Типовые коммерческие предложения от РКЦ к имеющимся и потенциальным клиентам по дополнительным услугам.
  • Консультации по организации дополнительных услуг.
  • Проведение переговоров и презентаций для потенциальных клиентов и органов МСУ по дополнительным услугам и созданию МИР на базе РКЦ.
  • Расчет параметров (процент, цена обслуживания ЛС и т.п.) доходной части исходя из заявленных Заказчиком с описанием методологии расчета.
  1. Необходимо понимать топологию офисов РКЦ. В типовой схеме у РКЦ есть три вида офисов:
  • Центральный офис, где располагаются сервера и происходит регулярный прием граждан.
  • Абонентские пункты, где происходит прием граждан по вопросам регистрации движений по лицевым счетам, объяснение начислений в квитанциях, распечатка, при необходимости, квитанций плательщикам по индивидуальным запросам, прием показаний приборов учета и т.п.
  • Пункты приема платежей. Они могут быть совмещены с абонентскими пунктами.
  • Отдельно стоящие терминалы расчетного центра по приему платежей.
  • Необходимо договориться с банками о комиссии по приему платежей и принципах документооборота. Стандартная комиссия Сбербанка – 1,5-2%. Необходимо договариваться. Учитывая большие обороты и административный ресурс можно попробовать договориться на комиссию в 0,8-0,9% (меньше получится, вряд ли, т.к. комиссия за инкассацию обычно – 0,7% от суммы). Если это удастся – это будет дополнительный аргумент для якорных клиентов (см.п.3). В зависимости от договоренности с банками будет понятна необходимость в пунктах приема платежей РКЦ, а также их топология, если делать их все-таки необходимо. Топология также будет зависеть от наличия и качества каналов связи в населенном пункте. Договариваться с почтой о приеме платежей целесообразно только в малонаселенных пунктах, где отсутствуют офисы Сбербанка и держать собственный пункт приема платежей экономически невыгодно. Случаи, когда с почтой удалось договориться менее, чем за 1,5% от суммы платежа, нам неизвестны.
  • Все вышеперечисленное относилось к классической схеме организации РКЦ, когда его клиентами являются управляющие организации, и РКЦ работает по агентским договорам. Возможны также альтернативные схемы, например, работы напрямую с поставщиками ресурсов. Однако они более сложны, так как требуют детальной юридической проработки ввиду того, что противоречат Жилищному Кодексу и Постановлениям Правительства №307 и №354 для Организации альтернативных схем РКЦ.
  • Компания 1С-Рарус предлагает:

    • Описание альтернативной схемы работы РКЦ с аргументацией в ее пользу, учитывая параметры Заказчика, и ссылками на нормативные акты, подтверждающие возможность работы по предлагаемой схеме .
    • Разработка типовых договоров между РКЦ и потенциальными клиентами.
    • Разработка схем проведения общих собраний собственников (при необходимости), разработка необходимых документов (извещения, протокол и т.п.).
    • Участие в качестве внешних экспертов в общих собраниях собственников (при необходимости).
    • Расчет типовой сметы на проведение общего собрания собственников.
    1. После решения вышеперечисленных вопросов необходимо составить бизнес-план создания и функционирования РКЦ. Для составления бизнес-плана надо понимать возможности в кредитных и инвестиционных ресурсах, а также ожидаемую отдачу для инвесторов на вложенные средства. Составление такого бизнес-плана - это, прежде всего, поиск баланса между следующими позициями:
    • Ежемесячный оборот (зависит от количества якорных клиентов, которое в свою очередь, зависит от привлекательности РКЦ для них – см. ниже).
    • Мощность административного ресурса.
    • Ожидания инвесторов РКЦ.
    • Возможности кредитования для организаторов РКЦ.
    • Уровень сбора платежей в муниципалитете.
    • Добро муниципальных властей на жесткое обращение с неплательщиками.
    • Предлагаемые якорным клиентам условия сотрудничества.
    • Допустимые ошибки в работе РКЦ (Имеется в виду вот что: если политическая обстановка в муниципалитете сложна, то никто не простит РКЦ даже одной массовой ошибки при расчете квитанций. Массовой считается ошибка, когда количество неправильных квитанций превышает 2% от общего количества. Если это недопустимо – то это ужесточает требования к ПО и персоналу, а следовательно, увеличивает и расходы).
    1. После формирования бизнес-плана можно приступать к выбору ПО, поскольку уже ясно, на какие деньги можно рассчитывать. Для помощи в выборе ПО и необходимого оборудования.

    Компания 1С-Рарус предлагает:

    • Разработка оптимальной топологии расположения абонентских пунктов и пунктов приема платежей (если они есть в модели РКЦ) на основе разработанной (или предложенной Заказчиком) схемы функционирования РКЦ.
    • Предложение по каналам связи и средствам коммуникации с рекомендациями поставщиков либо создание программно-аппаратного комплекса «под ключ».
    • Методические рекомендации по выбору программного обеспечения.
    • Рекомендации по выбору конкретного ПО исходя из требований по качеству и параметров бизнес-плана.
    мособлеирц личный кабинет