Степень научной разработанности темы исследования. Степень научной разработанности темы Право и закон их понятие и соотношение

Закон и право. Соотношение понятий «закон» и «право»

Проблема соотношения права и закона возникла практически одновременно с правом. Она ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.

В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).

Существует множество концепций, связанных с различением права и закона. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

· право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

· закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

Приверженцем первого подхода в России был, в частности, правовед и теоретик права Г.Ф. Шершеневич (1863--1912), который полагал государственную власть источником всех норм права. Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права». Москва, 2001, с.-115

Современный исследователь этой проблемы В.С. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. Думается, что в разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания. Марченко М.Н. «Проблемы теории государства и права». Москва, 2001, с.-102

Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что исторически не государство порождает право) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства -- выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, т.е. оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство. Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права. 2-е издание». Москва, 2000, с.-138

При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы: возможность внеправового содержания у правовой формы (закона). Однако уместен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования?

На него следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права) не является. К тому же, как справедливо замечает В.С. Нерсесянц, различение естественного и позитивного права -- лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права. Лазарев В.В., Липень С.В. «Теория государства и права. 2-е издание». Москва, 2000, с.-114

С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона.

1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) -- это форма выражения, объективирования права вовне, а право -- единство этой формы и содержания (правил поведения).

2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма -- способ жизни права, его существования.

3. Закон может иметь неправовое содержание, быть с этой точки зрения пустой, бессодержательной формой -- «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое -- это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества.)

Этот подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Таким образом, может быть бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: какое-то содержание у нее все равно есть), но не может быть содержания вне какой-либо формы.

Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется и поныне. Более того, она не только сохраняется, но периодически, особенно в переходные, сопровождаемые усилением социальной напряженности в обществе, периоды, значительно обостряется. Причина этого усиления внимания заключается в том, что эта, на первый взгляд сугубо «кабинетная», академическая проблема имеет не только и даже не столько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение.

Разумеется, эта значимость обусловлена прежде всего характером и особенностями самой проблемы, суть которой кратко сводится к тому, что не все нормативные акты законы исходят (издаются или санкционируются) от государства и являются правовыми законами.

Существуют законы, соответствующие правовым критериям, которые следует, с точки зрения авторов сторонников данных суждений считать правовыми. Здесь право и закон совпадают. Но есть и также законы, которые не отвечают правовым критериям, и, следовательно, с правом не совпадают.

Нетрудно заметить, что в данном случае, в разрешении проблемы соотношения права и закона, как и в случаях решения вопроса о соотношении государства и права, сталкиваются два различных взгляда и подхода. Один из них сориентирован на то, что государство является единственным и исключительным источником права, что все то, о чем говорит государство через свои законы это и есть право.

Другой же взгляд или подход к разрешению проблемы соотношения государства и права, а вместе с тем права и закона основывается совершенно на других постулатах. А именно, на том, что право как регулятор общественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым от государства и закона или даже предшествующим закону, например, в качестве надысторичного естественного права или в качестве права общественного, социально-исторически обусловленного, распадающегося в объективных общественных отношениях» Четвернин В.А. «Демократическое конституционное государство: введение в теорию». М., 1993, с.-13.

В данном случае, как нетрудно понять, имеется дело с совершенно иным правопониманием и с иным представлением о соотношении государства и права, а также права и закона. Государство и право признаются не только относительно самостоятельными друг по отношению к другу институтами, но и в равной мере производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества.

Право при этом определяется не иначе, как форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода». В развернутом виде оно представляется как «претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах. решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды».

Что же касается государства, то оно при таком правопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источника права, но, наоборот, само представляется повсеместно связанным, или, по крайней мере, значительно ограниченным в своих действиях правом. Оно представляется в качестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует или выводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективно существующей экономической, социально-политической и иной действительности.

Государство представляется исключительным творцом источником законов, но, отнюдь, не права. Оно монополизирует законотворческую, но вовсе не правотворческую деятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с тем, закон как результат процесса законотворчества и право как продукт процесса правотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрениям, отнюдь не всегда совпадают.

Каков же критерий «правовых законов»? Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие нельзя? Наконец, какие существуют объективные основания для отнесения одних законов к разряду правовых, а других к разряду неправовых? Что делает одни законы правовыми, а другие неправовыми?

Эти и другие им подобные вопросы издавна занимали внимание отечественных и зарубежных юристов и философов. Однако удовлетворительного ответа на них до сих пор не было найдено. Учеными-юристами и философами предлагались различные основания критерии для разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они вызывали и вызывают лишь дальнейшие вопросы и дискуссии.

Еще в конце XIX начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, считать «общую волю», то есть волю всего общества, нации или народа. По логике подобных предложений следовало считать правовыми лишь такие законы или иные нормативные акты, которые адекватно отражают эту волю. Все же остальные законодательные акты следовало причислить к разряду неправовых Емельянов С.А. «Право: определение понятия». М., 1992, с.-3-4.

Подобная постановка вопроса, как и сам предложенный критерий разграничения правовых и неправовых законов в зависимости от содержания или, наоборот, отсутствия в них «общей воли» несомненно заслуживают полного одобрения и внимания. Но, вместе с тем, они вызывают и ряд других, ставящих порою под сомнение целесообразность, а, главное обоснованность и эффективность использования такого критерия. Среди них, в частности, такие вопросы, как: кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе «общая воля» или ее там нет? почему парламент как высший законодательный и представительный орган, призванный выражать волю и интересы всех слоев общества, в одних случаях издает законы, отражающие «общую волю», а в других не отражающие ее?

Возникают и иные, им подобные вопросы, на которые не всегда можно найти убедительные ответы. Один из них, очевидно, может заключаться в том, как писал французский государствовед и правовед Леон Дюги, что «закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в сенате. Вот факт. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их».

И дальше: «Если закон есть выражение индивидуальной воли депутатов и сенаторов, то он не может быть обязательным для других воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы права или как применение ее и лишь в этих пределах. В действительности все законы делятся на две большие категории: на законы, формулирующие норму права, и на законы, принимающие меры к ее исполнению. Я называю первые нормативными законами, а вторые конструктивными законами».

Подобные рассуждения и государственно-правовые идеи Л. Дюги вызывали живой интерес у его современников и у юристов последующих поколений. Однако они не дают ответ на вопрос о том, что есть правовой закон, а что не является таковым, каково соотношение права и закона.

Не дают удовлетворительного ответа на поставленный вопрос и другие, выдвигавшиеся в более поздний период, вплоть до настоящего времени, критерии и подходы. Пытаясь решить эту проблему и хотя бы в приближенном виде обозначить грань между правом и законом, авторы нередко обращаются, в частности, к различным моральным категориям - справедливости, добру, гуманности, злу и др. Право при этом определяется не иначе, как «нормативно закрепленная справедливость».

В этих же целях решения проблемы соотношения права и закона иногда используется такая категория, как правовой идеал. В научной литературе он определяется как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития к, принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Со ссылкой на известное высказывание римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», делается вывод относительно того, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть не что иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными им подобными принципами, не являются правовыми Емельянов С.А. «Право: определение понятия». М., 1992, с.-28.

Стремление подвести моральную основу под законодательство в целом и отдельные законы несомненно является весьма благородным делом. Человечество может только мечтать о том, чтобы под каждым, издаваемым в той или иной стране законом имелась солидная моральная база. К сожалению, это не всегда и не в каждой стране случается. Ярким подтверждением этому может служить законодательство фашистской Германии, фашистской Италии и ряда других тоталитарных государств.

Однако нельзя не заметить, что, стремясь подвести моральную базу под закон и таким образом отделить его, назвав правовым, от всех иных неправовых законов, авторы невольно допускают смешение моральна категорий с правовыми. В отечественной юридической литературе правильно отмечалось в связи с попытками определения права как «нормативно закрепленной справедливости», что ссылки при этом на моральные категории справедливости, добра и зла важны при определении понятия и характеристики морали, но не самого права.

В узком смысле закон высшей юридической силы, принятый органом законодательной власти или путем всенародного голосования, в широком -- любой источник права. В определении К. Маркса и Ф. Энгельса, в котором право рассматривается как воля, возведенная в закон, анализируемый термин употреблен в широком смысле, включает в себя и нормативный акт, и судебный прецедент, и санкционированный обычай. Возвести волю в закон -- значит придать ей общеобязательное значение, юридическую силу, обеспечить государственную защиту. Спор о том, совпадают ли право и закон, будет содержателен только в случае, когда термин «закон» понимается в широком смысле.

Стремление отождествить право и закон имеет определенное основание: в этом случае рамки права строго формализуются, правом признается лишь то, что возведено в закон; вне закона права нет и быть не может. Особо отметим: если под правом понимать только нормы права, то вывод о тождестве права и закона неизбежен, поскольку вне источников права юридические нормы не существуют. Однако право нельзя сводить к нормам. Кроме норм оно (повторим) включает в себя социально-правовые притязания (естественное право) и субъективные права. В этой триаде назначение норм состоит в том, чтобы социально-правовые притязания трансформировать в субъективные права -- «юридическую кладовую» всевозможных духовных и материальных благ. Следовательно, право охватывает сферу не только должного (нормативные и индивидуальные предписания и решения), но и сущего (реальное использование юридических возможностей, реальное исполнение обязанностей). Право есть и регулятор, и появляющаяся в результате регулирования юридическая форма общественных отношений, представляющих бытие общества.

При таком широком понимании права становится очевидным, что его содержание создается обществом и лишь придание этому содержанию нормативной формы, т.е. «возведение его в закон», осуществляется государством. Формула «Право создается обществом, а закон - государством» наиболее точно выражает разграничение права и закона. Нужно только не забывать о единстве правового содержания и правовой формы и возможных противоречиях между ними. Правовое содержание, не возведенное в закон, не имеет гарантий реализации, а значит, не является правом в точном смысле этого слова. Закон может быть неправовым, если содержанием его становится произвол государственной власти. Подобные законы можно определить как формальное право, т. е. право с точки зрения формы, но не содержания. Жизнь показывает, что и законодательство в целом может не иметь ничего общего с истинным правом (тоталитарные государства).

Разграничение права и закона имеет большой гуманистический смысл, ибо тогда право рассматривается как критерий качества закона, установления того, насколько последний признает права человека, его интересы и потребности Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. «Вопросы теории и права», М., 1961, с.-60.

В целом они совпадают. В большинстве случаев в статье закона содержится одна правовая норма, но может быть и несколько норм права. Норма права может содержаться и в нескольких статьях нормативно-правового акта.

В статье нормативно-правового акта не всегда содержатся все структурные элементы юридической нормы. Изложение всех элементов нормы права в статье закона не всегда является целесообразным, так как это занимает много места. Поэтому законодатель предпочитает, учитывая правила законодательной техники, для удобства изложения и применения правовых норм сформулировать их в одной статье или, наоборот, элементы одной и той же нормы в разных статьях закона. Чаще всего в статьях нормативно-правового акта содержатся два элемента правовой нормы: гипотеза и диспозиция или диспозиция и санкция. Даже если статья нормативного акта содержит лишь один или два элемента структуры правовой нормы, это лишь означает, что остальные элементы ее логической структуры находятся в других статьях того же или другого нормативно-правового акта.

Например, ч. 1 ст. 213 Уголовного кодекса Российской Федерации закрепляет, что «хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -- наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет». В этой статье содержатся два элемента правовой нормы: диспозиция и санкция. А гипотезу находим в других статьях Уголовного кодекса. В данном случае условиями вступления в силу этой правовой нормы являются, во-первых, достижение определенного возраста и, во-вторых, вменяемость лица, совершившего

Таким образом, существуют различные подходы к пониманию закона и права.

Обозначили два принципиальных подхода:

* право является творением государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

* закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.

Рассмотрели основные принципы понимания и соотношения закона и права. Таким образом, использование этих категорий при определении права, а тем самым - и правового закона отнюдь не способствует решению проблемы соотношения права и закона. Более того, оно не произвольно усложняет проблему, ведет к смешению категорий права и морали. Проблема остается не только не решенной, но и еще более усугубленной. Очевидно, ее удовлетворительное решение возможно лишь на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе и является делом отдаленного будущего.

закон нормативный акт право

Проблема соотношения права и закона появляется еще в трудах античных философов (Эпикур, Сократ, Платон). При этом закон понимается в широком смысле, т.е. все НПА.

Право – система формально определенных общеобязательных правил поведения, гарантированных мерами гос.принуждения и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Существует 2 подхода к соотношению права и закона:

1) право – это творение гос.власти, следовательно, любой НПА, изданный или одобренный государством является правом. Т.е.право и закон совпадают. Любой закон является правовым. (Шершеневич).

2) источником права является не государство, а общество. Государство только издает законы, значит, закон и право не могут совпадать. (Нерсесянц)

Правовой закон закрепляет право, т.е. принят на основе интересов общества (т.е закон демократичный, способствующий развитию общества)

Неправовой закон не имеет правового содержания и выражает произвол государства (Н: обществу для экономичразвития требуется снижение налогов, а государству нужны деньги, и оно издает закон, повышающий налоги - загнивание экономики)

46. Правовые отношения: понятие и структура.

Правоотношение – это общественное отношение, урегулированное нормами права.

Признаки:

Это общественное отношение (т.е. между членами общества)

Возникает в результате воздействия норм права на поведение людей

Волевой характер (люди в них вступают по своей воле)

Связь между людьми посредством субъективных прав и юридич.обязанностей

Охраняются государством

Основания возникновения: общие, специальные. Общие: наличие не менее 2 субъектов, взаимный интерес. Специальные: наличие соответствующей нормы права; правосубъектность; юридический факт

Состав любого правоотношения (ПО) – это совокупность 3 элементов: субъекта ПО, объекта, содержания.

47.Субъект правоотношений. Правосубъектность.

Субъект – индивид или организация, которые могут быть носителями субъективных прав и юрид.обязанностей.

Способность быть участником ПО – это правосубъектность.правосубъектность

Виды: 1) индивидуальные (граждане, иностр.граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством и т.д.); 2) социальные общности (народ, нация, население региона, трудовой коллектив); 3) организации: государственные (само государство, гос.органы, гос.учреждения, гос.предприятия), негосударственные (общественные объединения, хоз.организации, религиозные организации)

правосубъектность - это способность лица быть участником правоотношений. Состоит из след.элементов: правоспособности, дееспособности, деликтоспособности.

Правоспособность – предусмотренная правом способность лица иметь субъективные права и обязанности. Возникает с момента рождения и действует до смерти, для юрлиц – право – и дееспособность возникает с момента гос.регистрации, прекращается… (в гражд.праве все сделки, направленные на ограничение правоспособности ничтожны)

Дееспособность – предусмотренная правом способность лица своими действиями приобретать права и нести обязанности. Общая дееспособность зависит от способности осознавать свои действия и руководить ими. Поэтому возникновение дееспособности зависит от достижения определенного возраста и состояния психического здоровья. В гражд.праве полная дееспос-сть возникает в 18 лет; недееспособные – лица, признанные по суду и дети до 10 лет, частично дееспособные – с 10 до 14 лет, неполностью дееспособные с 14 до 18.

В определенных случаях дееспос-сть может возникать раньше: заключение брака до 18 лет, эмансипация (при достиж. 16 лет) – если работает или индивид.предприниматель

На объем деесп-ти могут повлиять пол, возраст, здоровье, образование, должность и тд. (служба в армии, беременность, н/летие, инвалиды, здоровые). Ограничение (если злоупотребляет спиртным, наркотой, этим ставит свою семью в тяжелое матер.положение; если осужден за совершение преступления – автоматически) и лишение дееспособности (наличие психич.заболевания….) возможно только по решению суда.

Деликтоспособность – это способность нести юр. ответственность за совершенное правонарушение. Это разновидность дееспособности.

Следует различать общую и специальную правосубъектность. Общей обладают лица, достигшие 18/летнего возраста и не признанные недеесп-ми или невменяемыми. Она одинакова для всех. Специальная необходима для некоторых ПО, субъекты которых должны иметь спец. знания, опред. возраст, соответствовать каким-то доп. требованиям. (Н: судьи – высш. юр. образ-е, возраст 25л., стаж 5л.)

Задание № 7.

7.1. Определите тип соотношения понятий, соответствующий приведенным схемам:

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Тип № 4 Тип № 5

7.2. Придумайте по два примера к каждому типу соотношения понятий (юридического характера и обыденного).



Задание № 8. Объясните следующие проблемные ситуации:

8.1. Следует ли "отделить" теорию государства от теории права и "передать" теорию государства в состав политической науки (политологии).

(Л.А.Морозова ) Государство и право изучаются в теории государства и права в единстве, во взаимодействии.

Однако в науке высказывалось мнение о необходимости выделения отдельно теории государства и теории права, о переименовании данной науки в теорию права и государства, подчеркивая тем самым приоритетное значение в жизни общества права. Однако в целом возобладала позиция, рассматривающая теорию государства и права как единую науку и учебную дисциплину.

Действительно, законодательство и нормы права не могут существовать вне государства, также и государство проявляет свою деятельность прежде всего посредством нормотворчества, т.е. принятия нормативных правовых актов разнообразного содержания и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

(Матузов, Малько ) Думается, что авторы подобной точки зрения здесь не совсем правы. Дело не только в самой идее неразрывной связи государства и права. Это, в принципе, аксиома. Дело в правопонимании, которое нельзя доводить до этатистского уровня, нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством.

Этатизм (от франц. Etat - государство) - направление общественной мысли, рассматривающее государство как высший результат, цель социального развития.

Право - средство социального управления , имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в общественных социальных отношениях (что может проявляться в референдумах, всенародных обсуждениях, во влиянии избирателей на законодательные органы, участии граждан в государственном управлении и т.п.).

При всей взаимозависимости государства и права последнее всегда должно быть "открыто" для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимосвязи с другими, что предполагает рассмотрение права в более автономном плане. К тому же, исследуя проблемы государственности, мы тем самым в большей мере постигаем и само право. Одно без другого, как известно, существовать не может. Вот почему теорию права нет необходимости отрывать от теории государства.

8.2. Чем отличаются теория государства и права как наука от соответствующей ей учебной дисциплины?

(Матузов, Малько ) Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):

теории государства;

теории права.

В юридических вузах изучается учебная дисциплина , которая представляет собой систему определенных теоретических знаний, построенную в соответствии с конкретной учебной программой, предназначенной для подготовки специалистов в области юриспруденции. Учебная дисциплина основывается на науке , призвана доводить до обучаемых как в рамках самого учебного процесса, так и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. Теория государства и права как учебная дисциплина представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.

Задание № 9. Составьте схему "Различие норм права и социальных норм первобытного общества".

Отличие норм права от социальных норм первобытного общества:

– источником возникновения социальных норм являлся род, племя, а норм права – государство;

– социальные нормы обеспечивались общественным убеждением всего рода племени, а нормы права – принудительной силой государства;

– социальные нормы консервативны, а нормы права – динамичны;

– социальные нормы находились в сознании людей, а нормы права закрепляются в специальных правовых актах.

Итак, в отличие от социальных норм родовой организации, для права характерны:

1. Общеобязательность: оно распространяется на всех, находящихся на территории данного государства.

2. Формальность, формальная определенность. Для права очень важны формы внешней объективации, определенные источники, которые признаются официальными (указы, законы и др.) и, следовательно, содержащиеся в них нормы расцениваются как правовые. При этом само содержание правовой нормы приобретает четкость, определенность, что помогает избежать разночтений. Этот признак связан зачастую с появлением письменных источников права, в которых по возможности определенно формулируются правовые предписания. Для обычаев, социальных норм родовой организации формальная определенность, письменные формы закрепления нехарактерны, они существуют в устной форме.

3. В праве четко разграничиваются права и обязанности субъектов. Нормам родовой организации это не присуще, они выступают в качестве императива, обязательного варианта поведения, в котором права являются одновременно и обязанностями, они слиты воедино. Вообще право, как уже говорилось, существует в обществе формально равных, свободных индивидов, которые могут предъявлять друг к другу какие-либо требования. Эта возможность и появляется у них в результате наличия принадлежащих им определенных прав и обязанностей.

4. Право поддерживается силой государственного принуждения. Создается специальный аппарат принуждения, который следит за выполнением правовых предписаний и принимает меры к их нарушителям. Все это, естественно, не существовало в родовой организации с ее общественной властью.

(Бабаев ) Рассмотрение права в строго юридическом смысле позволяет выделить целый ряд признаков, по которым оно достаточно четко отличается от социальных норм первобытного общества.

1) Право исходит от государства , а социальные нормы первобытного общества изначально складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода или племени.

2) Право охраняется специальными правоохранительными органами государства (милиция, полиция, прокуратура, налоговые органы, органы безопасности и др.), а социальные нормы первобытного общества охранялись мерами общественного воздействия . По степени своей строгости они были не менее суровы, чем те меры принуждения, которые применяются к правонарушителям государством. Одним из суровейших среди них было изгнание из рода, так как в те времена каждый чужой был врагом и изгнанному из рода грозила смерть. В ряде случаев виновному выносился смертный приговор, который исполнялся самими членами рода (например, виновного забивали камнями). Мерами общественного воздействия они назывались лишь потому, что исходили от всего рода, а не от специальных органов.

3) Право закрепляется в определенных формах (нормативных правовых актах, правовых прецедентах, правовых обычаях, договорах нормативного содержания), то есть формально определено, а социальные нормы первобытного общества «живут» в сознании людей и передаются вербально от поколения к поколению.

4) Право является достаточно динамичным регулятором общественных отношений, в то время как социальные нормы первобытного общества по природе своей крайне консервативны , то есть не подвержены быстрому и произвольному изменению.

5) Для права характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями , а в социальных нормах первобытного общества такой различимости нет . В этом смысле любопытна мысль Ф. Энгельса, который писал: «Для индейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же нелепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота - правом или обязанностью?»

Таким образом, основное отличие права от социальных норм первобытного общества, прежде всего, связано с правотворческой, правоприменительной (правоохранительной) деятельностью государства.

Задание № 10. Составьте схему "Вид социальных норм первобытного общества".

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются мононормами, поскольку они выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п. (Матузов, Малько ).

1) Виды социальных норм:

– обычаи – исторически сложившееся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку;

– религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;

– нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле;

– мифология – совокупность мифов, отражавших представления людей о мире, природе и бытие; в мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, различные запреты и целый ряд других правил поведения;

Табу – запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, влекущее за собой какую-либо кару. Табу рассматривается и как «система обычаев, облеченная в форму религиозного запрета» (В.Д.Бабаев );

Традиции

- (выделяет В.Д.Бабаев ) агрокалендари - система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их резуль­ татов.

2) Виды социальных норм в зависимости от их направленности:

Запреты (как правило, в виде табу);

Дозволения (например, возможность участия в разделе туши убитого животного);

- (в зачаточной форме) позитивное обязывание (при осуществлении каких-либо приготовлений к охоте, изготовлении примитивных орудий и т.п.).

Задание № 11. Заполните таблицу:

основания разграничения государство первобытное общество
1) политическая организация Государство – организация политической власти Политика - классовое явление, поэтому нельзя согласиться и с учеными-марксистами, называющими доклассовые социальные систе­мы политическими. (С.А.Дробышевский )
2) структурная организация Существует иерархия органов власти и государственный аппарат управления Власть носила потестарный характер, была основана на авторитете предводителей (старейшин, вождей). Характерна нерасчленённость или неполная расчленённость управленческих, социально-экономических и идеологических (религиозных, ритуальных) функций
3) территориальная организация Власть государства распространяется на его территорию и под действие власти подпадают все, кто находится на данной территории Власть распространялась на членов рода (т. е. строилась по кровнородственному принципу)
4) нормативная организация Определяющий принцип гос-ва – наличие права. Юридические нормы - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные, а также охраняемые государством. Общественные отношения регулировались мононормами, которые выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами и т.п.

Задание № 12. Проведите лексический анализ представленных интегративных определений понятия "право" в соответствии с основными подходами правопонимания:

Профессор Бабаев В.К.: "Право - это система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения".

Подходы правопонимания:

а) нормативный , рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое «узкое» понимание права);

б) социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями;

в) философский , связывающий право с мерой свободы и справедливости.

А) Право воспринимается не только как система юридических норм, поскольку в нем отмечено, что «право – система юридических установок, … выраженная большей частью в законодательстве…». Таким образом, данное определение не соответствует данному подходу.

Б) Право отождествляется не с регулируемыми им общественными отношениями, а с «системой нормативных установок», которая эти самые отношения регулирует;

В) Поскольку право рассматривается как «система нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы », данное определение соответствует философскому подходу к правопониманию.

Профессор Лазарев В.В.: "Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль во взаимоотношении друг с другом".

А) Право, в соответствии с нормативным подходом, рассматривается «как совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости »;

Б) Правоотношение рассматривается как «борьба и согласование свободных воль », но право с ними не отождествляется.

В) Право рассматривается как «нормативы равенства и справедливости », что, в целом, соответствует философскому подходу к правопониманию.

Задание № 13. Определите тип соотношения понятий "право" и "закон", соответствующий приведенным схемам. Свою позицию обоснуйте.

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Тип № 4 Тип № 5

Существуют различные позиции:

1) №3 – право не зависит от государства и закона, даже предшествует закону (В.С.Нерсесянц, В.А.Четвернин ); государство имеет монополию на законотворчество, но не правотворчество; однако критерия правового закона и неправового закона в науке так и не выработано, среди предложенного – критерий «общей воли» , который был опровергнут Л. Дюги: «закон есть выражение не общей воли, которой не существует, и не воли государства, которой также нет, а воли нескольких голосующих лиц...». Им предложен иной критерий – нормативные законы (формулирующие норму права) и конструктивные законы (принимающие меры к их исполнению) , однако ответа на вопрос о том, что является, а что не является «правовым законом», он не дает. Третий критерий – определение закона через категорию «правового идеала» - порождения сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма (С.А.Емельянов), в зависимости от наличия в законе правового идеала можно делать вывод о том, является он правовым или нет.

2) №5 – по мнению Марченко , правотворческая и правоприменительная деятельность государственных органов в России и других стран признает в качестве доминирующей идею о единстве и неделимости права и закона, не проводя различий между ними.

Задание № 14. Определите достоинства и недостатки основных концепций понимания права. Результаты оформите в виде таблицы.

подход достоинства недостатки
Нормативный (была сформулирована в 20 веке: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.) 1) Верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы; 2) Признается широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму. 3) Нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов) 1)Предсавители данной теории критикуют за увлеченность формальной стороной права, что повлекло за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития) за то, что они недооценивали связь права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами; 2) признавая тот факт, что основную норму принимает законодатель Кельзен преувеличивает роль государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворятся и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.
Социологический (20 век: Е. Эрлих, Жени, Р. Паунд, С.А. Муромец) 1) Оно обращает внимание прежде всего на реализацию права, на сущее, где оно обретает практическое применение; 2) фиксирует приоритет общественных отношений как содержание права; 3) хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику, с децентрализацией управления. 1) если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие границы между правомерным и неправомерным, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной. 2) В силу переноса центра тяжести правотворческой деятельности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного применения права, произвола со стороны корыстных должностных лиц.
Философский (основывается на теории естественного права, которая имеет свои корни в политико-правовых учениях ХVII-ХVIII веков) 1) признание в качестве права свойственной данному обществу меры свободы и равенства , как выразителя общих (абстрактных) принципов и идей нравственности, фундаментальных прав человека, справедливости, гуманизма, других ценностей. На эту идею должен ориентироваться законодатель, который при принятии новых норм права должен исходить из естественных прав человека. 2) данный подход различает право и закон . Не любой закон является правовым. 1) расплывчатое представление о праве, поскольку, как пишет проф. М.И. Байтин, "высокие, но абстрактные идеалы при всей их значимости сами по себе не могут заменить властного нормативного регулятора отношений между людьми, служить критерием правомерного и неправомерного поведения"; 2) неодинаковое понимание участниками общественных отношений таких ценностей, как справедливость, свобода, равенство ; 3) негативное воздействие на отношение к закону , законности, возникновение правового нигилизма; 4) возможность субъективной и даже произвольной оценки субъектами правовых актов. Оценивая ту или иную норму как противоречащую естественным правам человека, гражданин или другой субъект может отказаться на этом основании от ее соблюдения.

Задание № 15. Выразите одним словом суть каждого из подходов понимания права.

Задание № 16. Обоснуйте свое отношение к проблемным вопросам изучаемой темы.

6.1. Совместимы ли основные типы понимания права?

На мой взгляд, да. Ведь Теории права как таковые не исключают друг друга, а в какой-то степени дополняют. Если объединить эти теории возможно получится идеальная Теория права.

6.2. Какой концепции понимания права придерживаетесь вы?

Сложно придерживаться какой-либо теории не видя, что она из себя представляет на практике. Исходя из того, что на данный момент самая распространенная теория это норматививсткая, я придерживаюсь мнения, что она и есть концепция, которая наиболее подходит человечеству на данный момент.

6.3. Есть ли практическая необходимость в поиске определения понятия "право"; плюрализме правопонимания?

Понятие право на бытовом уровне каждый человек может понять по разному, в следствии чего может возникнуть дальнейшее не понимание того, что же такое право и все то, что из него исходит, в следствии чего, на мой взгляд, нам необходимо полное понимание понятия право, а следовательно полное определение.

Да, ведь человек должен понимать, что прежде чем общество пришло к определенному учению о праве оно прошло веху различного понимания учений о праве. Каждое учение это изменение юридического мировоззрения общества. Каждая теория имеет свои плюсы и минусы, которые были выявлены на практике, что тоже является немаловажным при изучении.

6.4. Охарактеризуйте соотношение сознания и правопонимания.

Право, подразумеваемое это выражение смысла и свободы индивидов и, следовательно, исходной основой и отличительной особенности всякого права, т.е. это лишь необходимый минимум права, то, без чего нет и не может быть права вообще, в том числе и правового закона.

Правопонимание - определённое представление о существе права.

На вопрос: «Что есть право?» разные школы права отвечали по-разному.

Ульпиан - право есть искусство о добром и справедливом;

Рудольф фон Иеринг - право есть защищённый государством интерес, право - ничто без государственной власти;

Иммануил Кант - юристы до сих пор ищут своё определение права.

Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права

Задание № 17. Решите представленную задачу. Свою точку зрения обоснуйте, исходя из действия права во времени, в пространстве и по кругу лиц:

Посол Российской Федерации в государстве Республика Панама, находясь за рулем собственного автомобиля, стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погиб гражданин этого государства.

Будет ли посол Российской Федерации привлечен к юридической ответственности на территории Республики Панама?

Ответ:

Нет, так как он обладает дипломатической неприкосновенностью: Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях, «дипломатический агент» есть глава представительства или член дипломатического персонала представительства;

1. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции.

Уголовное дело будет возбуждено, будут установлены причины совершения ДТП, но с определенными ограничениями - посол имеет право отказаться от показаний, используя свой дипломатический иммунитет, равно как не может быть арестован. В случае ДТП на место происшествия будет вызван представитель посольства РФ и представитель МИД Панамы. Но никакого наказания посол не получит, опять же в силу дипломатического иммунитета. Но, правительство Панамы, может на основании Венской конвенции, обратиться к правительству РФ с просьбой снять дипломатический иммунитет с посла с тем, чтобы привлечь его к ответственности.

Задача 19.

В Городской отдел образования города Иваново 05 мая 2007 года поступил Приказ Министерства Образования Российской Федерации № 800
от 01 мая 2007 года.

С какого момента данный приказ вступает в законную силу в городе Иваново?

Ответ:

В данном случае не может быть дано верного ответа, так как не указана информация о официальном опубликовании данного НПА.

В соответствии с Указом президента РФ о порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, зарегистрированные в Минюсте РФ: вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Так же возможен вариант, что в самом НПА будет сказана дата вступления его в силу

Задача 20.

По иерархии НПА в РФ будут распологаться таким образом:

1. Конституция; (законы)

2. Федеральные конституционные законы; (законы)

3. Федеральные законы; (законы)

4. Акты Президента РФ; (подзаконные акты)

5. Акты Правительства РФ; (подзаконные акты)

6. Акты министретсв и ведомств; (подзаконные акты)

7. Акты органов местного самоуправления; (подзаконные акты)

8. Локальные акты. (подзаконные акты)

Задача 21.В каком соотношении находятся международное и внутригосударственное и законодательство?

Тип № 1 Тип № 2 Тип № 3

Ответ:

Правильный ответ тип №2.

В соответствии с ч. 4 статьи 15 Конституции РФ, международные договоры являются частью правовой системы РФ, однако не все международные договоры входят в правовую систему страны, а только те, в которых страна является участницей и, которые были ратифицированы.

Задача 22. Определите, количество норм содержащихся в указанных статьях нормативных правовых актов, а также их видовую принадлежность в зависимости от классификационных оснований.

Статья 233. Клад (Гражданский кодекс РФ, часть 1)

1. "Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад".

Ответ:

Количество норм: 2

Видовая принадлежность:

по функциям права –регулятивная функция (1 абзац), охранительная (2 абзац)

по отраслям права – гражданско-правовая

по методу регулирования – 1абзац – диспозитивная норма, 2 абзац – императивная

по способу регулирования – 1 абзац – дозволение; 2 абзац позитивное обязывание

по кругу лиц – обе нормы действуют на всех лиц

по федеративному устройству – федеральные нормы

по юридической силе – нормы федерального закона

Задача 23. Задание № 23. Определите, количество норм содержащихся в указанных статьях нормативных правовых актов, а также их видовую принадлежность в зависимости от классификационных оснований.

Статья 20.1. Мелкое хулиганство (Кодекс РФ об административных правонарушениях) (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

1. "Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток".

Ответ:

Количество норм: 1

Видовая принадлежность:

по отраслям права – административное право

по способу регулирования – запрет (?)

по кругу лиц – обе нормы действуют на всех лиц старше 16 лет

Задание № 24. Определите, количество норм содержащихся в указанных статьях нормативных правовых актов, а также их видовую принадлежность в зависимости от классификационных оснований.

Статья 342. Нарушение уставных правил караульной службы (Уголовный кодекс РФ)

1. "Нарушение уставных правил караульной (вахтенной) службы лицом, входящим в состав караула (вахты), если это деяние повлекло причинение вреда охраняемым караулом (вахтой) объектам, -

наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет".

Ответ:

Количество норм: 1

Видовая принадлежность:

по функциям права – охранительная

по отраслям права – уголовное право

по методу регулирования – императивная

по способу регулирования – запрет

по кругу лиц – военнослужащие

по федеративному устройству – федеральная норма

по юридической силе – норма федерального закона

Задание № 25.

Статья 162. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (Гражданский кодекс РФ, часть 1)

1. "Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность".

Ответ:

Гипотеза «Несоблюдение простой письменной формы сделки» и «В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки»

Санкция Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

2. В случаях, прямо указанных в законе или в соглашении сторон, несоблюдение простой письменной формы сделки влечет ее недействительность.

3. Несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет недействительность сделки».

ее вид абсолютно-определенная

Задача 26. (?)

Задание № 26. Проведите комплексный анализ правовой нормы: а) определите элементы структуры правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию); б) определите вид каждого из структурных элементов юридической нормы.

Статья 191. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (Уголовный кодекс РФ)

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)

1. «Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового».

Ответ:

Гипотеза: 1 абзац

ее вид: сложная, альтернативная, казуистическая(?)

диспозиция отсутствует

санкция: 2 абзац

ее вид: уголовно-правовая, штрафная (карательная), относительно-определенная

Задание № 27. Проведите комплексный анализ правовой нормы: а) определите элементы структуры правовой нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию); б) определите вид каждого из структурных элементов юридической нормы.

Статья 345. Замена и восстановление предмета залога (Гражданский кодекс РФ, часть 1)

2. "Если предмет залога погиб или поврежден либо право собственности на него или право хозяйственного ведения прекращено по основаниям, установленным законом, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное".

Гипотеза - Если предмет залога погиб или поврежден либо право собственности на него или право хозяйственного ведения прекращено по основаниям, установленным законом

диспозиция залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом, если договором не предусмотрено иное».

ее вид сложная описательная

Задание № 28. Приведите примеры правовых отношений, в которых Вы принимали участие. Для каждого из них раскройте элементы (участники, объект и содержание) и определите вид правоотношения.

Объект товар

участники Продавец, Покупатель,

Задание № 29. Дополните схему: "Элементы правосубъектности"

· правоспособность;

· дееспособность;

· деликтоспособность.

Задание № 30. Соедините прямоугольники с учетом соответствия формы реализации норм права, их видам и характеру предписания.

Соблюдение - Запрещающие нормы права - Запрет;

Исполнение - Обязывающие нормы права - Обязанности;

Использование - Управомочивающие нормы права - Права.

Задание № 31. Составьте схему "Стадии применения права"

1. Исследование фактических обстоятельств дела

2. Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело

3. Проверка подлинности текста нормы права

4. Толкование нормы права

5. Вынесение решения компетентным органом, должностным лицом.

6. Доведение содержания решения до сведения адресата право­применения, заинтересованных лиц и организаций.

Задание № 32. Составьте схему "Виды правоприменительных актов"

Виды правоприменительных актов.

В зависимости от субъектов применения:

· акты государственных органов и общественных организаций;

· акты главы государства - Президента РФ;

· акты федеральных органов власти и управления;

· акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;

· акты органов правосудия;

· акты органов прокуратуры;

· акты органов надзора и контроля;

· акты коллегиальные и единоличные.

По отраслевой принадлежности:

· акты применения норм административного права;

· акты применения норм гражданского права;

· акты применения норм уголовного права и т. д.

По характеру решения правоприменительные акты:

· запрещающие;

· обязывающие;

· управомочивающие (поощрительные, удостоверительные).

По юридической природе:

· основные (например, приговор суда);

· вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому).

По функциям права:

· правоустановигельные акты (например, разрешение на право хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия)

· правоохранительные акты (например, постановление по делу об административном правонарушении).

По характеру:

· материальные;

· процессуальные

По форме:

· приказы;

· постановления;

· указания;

· представления;

· резолюции;

· протоколы;

· решения;

· разрешения;

· предупреждения;

· приговоры;

· определения;

· распоряжения и др.

В зависимости от действия во времени :

· акты однократного действия (наложение штрафа);

· длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).

Задание № 33. Приведите пять примеров правоприменительных актов.

· указ Президента РФ;

· Постановление Правительства РФ;

· приговор суда;

· свидетельство о регистрации брака;

· приказ ректора о зачислении в вуз.

Задание № 34. Определите форму реализации правовых норм в представленных правовых отношениях.

Задание № 35. Приведите примеры правовых отношений с Вашим участием, связанных с различными формами реализации норм права.

1. Соблюдение - проезд на разрешающий сигнал светофора;

2. Исполнение - уплата государственной пошлины для подачи заявления в суд;

3. Использование - подача заявления о поступлении в вуз;

4. Применение - составление протокола об административном правонарушении сотрудником ДПС.

Задание № 36. Определите вид юридического факта, который приводит к возникновению правоотношения на основании п. 1 ч. 1 ст. 90 Семейного кодекса РФ:

5. «Право требовать предоставления алиментов в судебном порядке от бывшего супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, имеют: бывшая жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка».

Ответ: состав (расторжение брака + ее беременность или наличие общего ребенка возрастом не менее 3 лет).

Задание № 37. Определите виды юридических фактов, которые приводят к возникновению правоотношения на основании ч. 1 ст. 140 УПК РФ: «Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

1) заявление о преступлении; действие

2) явка с повинной; действие

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; событие

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании». – действие

Задание № 38. Назовите объекты правоотношений, урегулированных данной нормой права?

Согласно ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ: «Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

Объекты - поведение субъектов и его результаты (планировка территории, градостроительное зонирование и т.д.), официальные документы (различные документы, связанные со строительством).

Задание № 39. Изучите ч. 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Назовите объекты правоотношений, урегулированных данной нормой права.

Часть 1 ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ: «По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать его управомоченному на получения груза лицу (далее – получатель), отправитель или фрахтователь обязуется оплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)».

Объекты - поведение субъектов и его результаты (перевозка груза, оплата перевозки), материальные блага (груз).

Задание № 40. Какой способ преодоления пробелов в законодательстве использует законодатель в приведенной ниже статье нормативного правового акта?

Часть 2 ст. 7 Жилищного кодекса РФ: «При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости. – аналогия права

Аналогия права – решение конкретного юридического дела на основании общих принципов и смысла права. Этот способ преодоления пробелов можно применить только в том случае, когда нет конкретной нормы, способной урегулировать похожий случай. Ее не должно быть ни в данной отрасли, ни в смежной. Аналогию права применяют тогда, когда в законодательстве отсутствует также норма права, которая регулирует похожий случай, и дело должно решиться на основании главных, общих принципов права, таких как: справедливость, гуманизм, равенство перед законом и т. д. Данные принципы закрепляются в Конституции и иных законах.

Так же существует аналогия закона как решение проблемы пробелов в праве

Аналогия закона - решение конкретного юридического дела на основании правовой нормы, которая рассчитана не на данный, а на похожий случай. Аналогия закона применяется в том случае, когда отсутствует норма права, регулирующая разбираемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве есть иная норма, регулирующая похожие с ним отношения;

Задание № 41. Определите необходимый вид толкования по объему:

Задание № 42. Определите необходимый вид толкования по объему :
4) Статья 87. Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей (Семейный кодекс РФ)
1. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. - ограничительное
5) Статья 224. Небрежное хранение огнестрельного оружия (Уголовный кодекс РФ)
Небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло тяжкие последствия, - наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

Буквальное толкование

6) Статья 8. Независимость судей (Гражданский процессуальный кодекс РФ)

1. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Расширительное.

государство право закон легитимность

Для того чтобы эффективно регулировать общественные отношения, право как характеристика социальной организации должно иметь какое-то внешнее выражение, форму. В правовой доктрине эта внешняя форма выражения (объективизация) правовой нормы обозначается условным термином «источник права». Под правовой нормой в данном случае понимается система норм права, действующих в данном обществе.

В мировой практике известны различные виды источников права: правовой обычай (обычное право), нормативный правовой акт государственных органов, судебный прецедент, договор нормативного содержания, общие принципы, идеи, доктрины. Одним из основных видов источников права являются законы.

Законы как основная и главная форма выражения права играют первостепенную роль в системе права любого цивилизованного государства. В современной юридической литературе встречается множество определений понятия «закон», из которых следует, что закон (в упрощенном определении) - это нормативный правовой (юридический) акт, издаваемый государством и содержащий общие правила поведения (правовые нормы), который регулирует важнейшие общественные отношения с участием граждан, государственных и общественных организаций.

Закон - это почти всегда нормативный правовой акт, устанавливающий, излагающий или изменяющий общие предписания - нормы права. Подобная характеристика закона обусловлена двумя обстоятельствами:

во-первых, с точки зрения этимологии и смысла слово «закон» означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»; это акт государства и в отличие от норм обычного права под словом «закон» всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций;

во-вторых, с юридической точки зрения смысл слова «закон» состоит в том, что под ним понимается «правило, постановление высшей власти».

Следовательно, закон (равно как и другие нормативные правовые акты) отражает объективные потребности регулирования общественных отношений и в силу этого приобретает форму общего и обязательного правила поведения для всех. Потребности общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме закона приобрести общеобязательную силу.

Главное в законах, кроме их всеобщности, - это то, что они рассчитаны не на один конкретный случай, а на множество случаев, то есть законы являются общеобязательным регулятором поведения людей и организаций. Закон реален, если выражает существенные, основные связи социальных факторов. В этом смысле теория закона непосредственно связана с проблемой содержания и формы права, вытекает из их соотношения.

Говоря о соотношении права и закона, прежде всего необходимо решить проблему: что представляет собой сам правовой закон. Многие теоретики государства и права полагают, что правовыми следует считать законы, соответствующие правовым критериям. Только в этом случае, по их мнению, право и закон совпадают.

Во-первых, сразу напрашивается вывод, что есть законы, которые не отвечают правовым критериям и, соответственно, с правом не совпадают. Во-вторых, возникает целая серия вопросов, а именно:

Каков же критерий правовых законов?

Какие законы можно рассматривать как совпадающие с правом, а какие - нельзя?

Исчерпывающего ответа на эти вопросы не существует. В различные времена учеными и философами предлагались различные критерии (основания) разграничения права и закона, правовых законов и неправовых, но все они не являются бесспорными.

Еще в конце XIX - начале XX веков в отечественной и зарубежной литературе в качестве такого критерия предлагалось, например, понятие «общая воля», то есть воля всего общества, нации или народа. По логике подобных суждений правовыми следовало считать лишь такие законы и нормативные акты, которые адекватно отражали бы эту «общую волю». Следовательно, все прочие нормативные акты автоматически оказывались бы в разряде неправовых.

Пытаясь провести грань между правом и законом, авторы нередко обращаются к таким категориям морали, как справедливость, добро, гуманизм, зло и т.п. Из подобной концепции следует, что государство в лице своих законодателей может превратить в право любую социальную норму, которая оценивается как справедливая с точки зрения господствующей морали.

Однако, по мнению многих правоведов, попытки определить право как справедливость не могут быть признаны удачными. Понятие «справедливость» - абстракция, и в процессе его воплощения и использования каждый вкладывает в него свое собственное понимание. Право же представляет собой общий масштаб поведения. Он одинаков для всех и в принципе не допускает неоднозначной интерпретации. Кроме того, такой подход отрицает сам факт существования правовой справедливости до ее выражения законодателем. Сказанное, однако, не означает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических нормативах и потому не должна участвовать в определении права. Справедливость учитывается в дефиниции права постольку, поскольку оно представляет собой систему правил поведения свободных и равных субъектов.

В целях решения проблемы соотношения права и закона нередко используется и такая категория, как правовой идеал. С.А.Емельянов описывает его как «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды». Ссылаясь на известное высказывание древних римлян о том, что «справедливость и благо есть закон законов», автор приходит к выводу, что правовой идеал как раз и составляет содержание правовых законов, что это и есть ничто иное, как «закон законов». Следовательно, все другие законы, которые не содержат в себе правового идеала, сообразующегося с принципами добра, справедливости и иными подобными им категориями, не являются правовыми.

Современное понятие правового государства предполагает достаточно высокий уровень развития права и государственности как таковой. Юридическая сущность правового государства заключается в том, что его публичная власть исключает произвол и действует только в соответствии с правом, причем юристы особо подчеркивают, что под правом здесь нельзя понимать закон, который тоже может быть произволом. Следовательно, правовое государство - это прежде всего система разного рода гарантий, защищающих социально-экономические и политические основы общества, а также основные права и свободы личности.

Легитимный закон не обязательно будет правовым. В этом утверждении, в частности, содержится ответ на вопрос о том, можно ли считать правовыми законы (а заодно и государство, которое их принимает) только потому, что эти законы приняты высшим - избранным народом - органом власти. Ответ отрицательный: ни демократическое избрание высших органов власти, ни принятые этой властью законы сами по себе не в состоянии обеспечить государству статус правового. В результате действия права как продукта естественно-исторического развития юридические нормы, действующие в рамках правового государства, могут формироваться и помимо нормотворческой деятельности органов власти.

Право – язык и масштаб свободы Ромашов Роман Анатольевич

1.5.4. Соотношение понятий «право» и «закон» в современном русском юридическом лексиконе

Закон в современном русском юридическом языке понимается в нескольких смыслах:

– как название нормативного правового акта обладающего высшей по сравнению с другими нормативными правовыми актами юридической силой (федеральный закон – в смысле отдельный закон (ФЗ «О государственной тайне»), закон субъекта федерации);

– как собирательное понятие, обозначающее совокупность источников права – нормативно-правовых актов, регламентирующих ту или иную сферу правового регулирования (федеральный закон в смысле законодательство: п. 1. ст. 120 Конституции РФ – «Судьи… подчиняются только… федеральному закону», УК РФ – уголовный закон и т. п.). В данном контексте понятие «закон» тождественно понятию «законодательство».

Право понимается в следующих контекстах:

– право как правовая культура (правовая жизнь, правовая реальность);

– право как нормативная система, включающая нормы позитивного (вновь создаваемого) и естественного (объективно сложившегося и открываемого в процессе социально-правового развития) права;

– право как отрасль (сфера) правового регулирования (уголовное право, гражданское право, административное право, международное право, право прав человека и т. п.);

– право как совокупность правомочий и обязательств лица (субъективное право);

– право как ценностная характеристика (правовой/неправовой закон; правовое государство).

Говоря о соотношении понятий «право» и «закон», следует иметь в виду следующие подходы.

Во-первых, данные понятия воспринимаются как тождественные категории. В данном случае используются термины «позитивное право» и «законодательство». И в том, и в другом случаях имеют в виду управленческие системы, посредством которых централизованно упорядочиваются и охраняются наиболее значимые общественные отношения.

Во-вторых, закон воспринимается в качестве элемента системы формально-юридических источников права – вида нормативного правового акта.

В-третьих, право и закон соотносятся как содержательная субстанция и юридическая форма. Именно подобное понимание названных категорий предопределяет вопросы о том, может ли закон быть неправовым, и может ли право существовать, не будучи выраженным в законе (в смысле в законодательстве). Попытки однозначного ответа на поставленные вопросы заведомо бесперспективны и обусловлены, прежде всего, тем, что при одних обстоятельствах мы воспринимаем слова «право» и «закон» как тождественные категории, а при других – эти же слова противопоставляем. Как правило, проводимое противопоставление основывается на достаточно примитивной логике, в соответствии с которой закон может быть как хорошим (правовым), так и плохим (неправовым), но при этом право в любом случае выступает как неизменное (с точки зрения социальной ценности) мерило добра и справедливости. Подобный подход в большей степени свойственен теологии, апеллирующей к Божественной благодати, нежели к юриспруденции, в основу которой положены не столько категории борьбы добра со злом (греха с добродетелью), сколько принципы состязательности позиций сторон, каждая из которых настаивает на собственной правоте. Законы (в смысле законодательные акты) пишут, принимают и применяют живые люди, следовательно, разговоры о правовой/неправовой природе законов, прежде всего, предполагают наличие/ отсутствие правовой культуры у законодателей, законоприменителей и законоисполнителей. Но в подобном понимании слово «закон» утрачивает свой изначальный смысл – объективность. Если то, что мы называем законом, по сути своей субъективно и зависит от воли конкретного человека (группы людей), то это – не закон в собственном смысле, а установленное (путем индивидуального либо коллективного волеизъявления) правило поведения, которое в зависимости от обстоятельств может быть исполнено тем, к кому оно адресовано, либо нет. В предлагаемом контексте речь следует вести не о законе как таковом, а об указе (уставе) – совокупности правил поведения, обеспечиваемых гарантиями и санкциями со стороны центра публичности, принимающего соответствующий документ.

Обобщая сказанное, следует сделать следующий вывод. В современном русском юридическом языке имеет место смешение лингвистических (речевых) и субстанциональных (сущностных, содержательных) нагрузок терминов «право» и «закон». В зависимости от обстоятельств эти слова используются в разных смыслах, что в конечном итоге обусловливает неразрешимость проблемы их соотношения. Представляется, что снять остроту дискуссии можно, если развести смысловые нагрузки данных слов и в дальнейшем сравнивать лишь однопорядковые категории. В частности, говоря о праве, следует различать право объективное (право, действующее в отношении субъектов, независимо от воли субъектов) и субъективное (право на притязание, определяемое волей субъекта), право как единую систему (российское право) и право как отраслевой элемент системы (уголовное право, гражданское право, административное право), национальное право как продукт внутригосударственной деятельности и международное право, позитивное (создаваемое посредством нормотворческой деятельности) и естественное (существующее вне зависимости от юридического оформления и государственного санкционирования) право. При использовании слова «закон» следует различать значения закона как объективного позитивного права (судьи подчиняются федеральному закону), источника отраслевого регулирования (уголовный закон), типа нормативно-правовых актов (при этом наряду со словом «закон», для обозначения «законов Российской Федерации» используются такие слова как «устав», «кодекс», «указ»). Как уже ранее отмечалось, само по себе подобное словесное многообразие, мягко говоря, не способствует восприятию закона как акта ВЫСШЕЙ юридической силы, так как существует возможность наделения силой закона и других нормативных актов, что автоматически влечет снижение юридического авторитета самого слова ЗАКОН.

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ Абдуллин А. И. Становление и развитие науки международного частного права в России: Проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX в. // Журнал международного частного права. 1996. № 3.Авилов Г.Е.

Из книги Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Учебное пособие 2-е издание автора Ивакина Надежда Николаевна

Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ …какое у нас с вами в руках бесценное богатство - живое слово, какими громадными возможностями - психологическими, художественными, информативными - обладает современная публичная речь, какая это вообще замечательная штука - выступление… И.А.

Из книги Коммерческое право: конспект лекций автора Горбухов В А

ЛЕКЦИЯ № 2. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом. Соотношение коммерческого и торгового права 1. Соотношение коммерческого права с предпринимательским, гражданским правом Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно

Из книги Трудовое право России: Учебник автора Орловский Юрий Петрович

­­­­­­­ГЛАВА I. ТРУДОВОЕ ПРАВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ § 1. Труд: его значение в общественном развитии и жизни человека1. Труд выступает основным и непременным условием человеческого бытия. Благодаря труду человек выделился из царства животных. В отличие от животных

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

§ 3. Право и закон Вопрос о соотношении права и закона вызывает много споров в юридической литературе. Чтобы понять их суть, необходимо учитывать, что термин «закон» достаточно многозначен. В узком смысле это акт высшей юридической силы, принятый органом законодательной

Из книги Наследство в России. Игра по правилам и без автора Чудинов Дмитрий

Система объективного (позитивного) права и система законодательства: соотношение понятий Система объективного (позитивного) права это внутреннее строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового

Из книги Правоведение. Шпаргалка автора Афонина Алла Владимировна

Андрей Клепач, замминистра экономического развития, о русском чуде-2: – Вы сказали, что большая ответственность возлагается на корпоративные команды, на бизнес. Но что может побудить его к инновационной активности, к инвестиционным прорывам в условиях, когда, к

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

88. Международное право. Соотношение правовой системы РФ и международного права Международное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения.Субъекты международного права – это государства, объект регулирования –

Из книги Философия права автора Алексеев Сергей Сергеевич

Из книги Право – язык и масштаб свободы автора Ромашов Роман Анатольевич

Из книги автора

Глава 1 Право. закон. юриспруденция

Из книги автора

1.5.2. Соотношение понятий «закон» и «узаконение» в Российской Империи Формирование Российской Империи является одним из важнейших этапов в истории российской государственности. Официальный статус Империи Россия получила в 1721 г., после того как Сенат провозгласил Петра I

Из книги автора

1.5.3. Соотношение понятий «право», «закон», «законодательный акт» в условиях советской политико-правовой системы Октябрьская революция 1917 г. традиционно рассматривается как фактор, обусловивший трансформацию отечественной государственно-правовой системы. Начало

Из книги автора

1.5.5. Соотношение понятий «право» и «закон» в языках английской и романо-германской группы Для зарубежной юриспруденции проблема соотношения права и закона не столь актуальна, прежде всего, потому, что в языке, данные понятия обозначаются разными словами, что позволяет