Структура и задачи го в образовательных учреждениях. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении Организация гражданская оборона учебного заведения

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи

Гражданская оборона – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Первоначально система гражданской обороны в нашей стране создавалась как система защиты населения и объектов народного хозяйства от ударов с воздуха. В 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне страны. Согласно этому документу из общей системы противовоздушной обороны страны была выделена как самостоятельная ее часть местная противовоздушная оборона (МПВО). МПВО предназначалась для решения следующих задач: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение, когда угроза миновала; осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства; ликвидация последствий нападения с воздуха; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской помощи пострадавшим в результате воздушного налета.

Для решения задач МПВО имело соответствующие силы и средства: воинские части, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования (в городских районах – участковые команды, на предприятиях – объектовые команды, при домоуправлениях – группы самозащиты). Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100–300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях или от 200–500 жителей – при домоуправлениях. В группы самозащиты, как правило, входило 5 подразделений: медицинское, противопожарной защиты, охраны порядка, наблюдения, обслуживания убежищ. Подготовка кадров осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения – в общественных оборонных организациях.

Великая Отечественная война показала, что система МПВО внесла существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации. Силы местной МПВО в годы войны ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов германской авиации, предотвратили свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров.

В 50-е гг. XX в. в арсенале ряда государств появилось новое оружие – ядерное, а также новые средства его доставки – ракеты. Это привело к необходимости совершенствования системы мероприятий по защите населения и народного хозяйства от воздействия такого оружия. Поэтому в 50-60-е гг. XX в. в большинстве крупных государств (США, Германии, Канаде, Италии, Швеции) были системы гражданской защиты. Особое значение при этом придавалось созданию сети убежищ и укрытий. В этих целях были максимально использованы различные подземные сооружения, горные выработки, заброшенные шахты и др.

В июле 1961 г. на базе МПВО была создана Гражданская оборона и в Советском Союзе (ГО СССР). Защиту населения от оружия массового поражения планировалось обеспечить заблаговременной подготовкой различных защитных сооружений, созданием запасов средств индивидуальной защиты, проведением эвакуации из крупных городов, обучением населения способам защиты от ОМП, оповещением об опасности нападения противника. Гражданская оборона в СССР была организована по территориально-производственному принципу. Общее руководство ГО осуществлялось Советом Министров СССР, повседневное – начальником ГО СССР, который являлся заместителем министра обороны СССР. На местах ответственность за гражданскую оборону возлагалась на руководителей Советов Министров республик, исполкомов Советов народных депутатов, министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий, которые являлись начальниками ГО. В настоящее время основные задачи гражданской обороны Российской Федерации определены Федеральным законом «О гражданской обороне», в котором отражены основы государственной политики в этой области.

Гражданская оборона на современном этапе продолжает оставаться важной общегосударственной функцией, составной частью системы национальной безопасности страны, призванной обеспечить защиту населения, материальных и культурных ценностей в экстремальных условиях военного времени. Она выступает как форма участия всего населения, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства. Эта оборона преследует гуманитарную цель – оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий. Главным содержанием политики, проводимой государством в области гражданской обороны, является создание в стране условий, необходимых для предотвращения или максимального снижения потерь и ущерба при опасностях, возникающих при ведении военных действий и их последствий.

Гражданская оборона является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Она является обязанностью и почетным долгом каждого гражданина РФ.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу на всей территории страны. Это означает, что планирование и проведение всех ее мероприятий осуществляется как по линии Федеральных органов государственной власти, так и через ведомства и учреждения, ведающие производственной и хозяйственной деятельностью.

Подготовка к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом возможности возникновения любого из видов вооруженных конфликтов и применения всех современных средств вооруженной борьбы, включая оружие массового поражения. Введение гражданской обороны на территории Российской Федерации или отдельных ее местностей начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий либо введения Президентом Российской Федерации военного положения. В мирное время силы и средства гражданской обороны участвуют в мероприятиях по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Основными функциями гражданской обороны являются:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или их последствий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий, в том числе медицинское обслуживание, включая предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Срочное захоронение трупов в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в стране осуществляет Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях – их руководители, на территории субъектов РФ и муниципальных образований – соответственно главы органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.

Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положением Федерального закона Российской Федерации «О гражданской обороне» и призвана обеспечить обучение персонала образовательного учреждения и учащихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону образовательного учреждения его директор (ректор), который по должности являетсяначальником гражданской обороны. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям. Также может быть сформированаэвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) обучаемых и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах.

Для организации деятельности образовательного учреждения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается уполномоченный по делам ГОЧС.

На случай возникновения чрезвычайной ситуации в районе расположения учебного заведения разрабатывается план мероприятии по защите обучаемых и персонала. В нем предусматриваются следующие мероприятия:

Укрытие обучаемых и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов чрезвычайных ситуациях, а также при угрозе их возникновения;

Эвакуация обучаемых и персонала из зон чрезвычайных ситуаций в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

Проведение мероприятий медицинской защиты (применение профилактических медицинских препаратов и оказание первой медицинской помощи пострадавшим).

ГО в учебных заведениях организуется так же, как и на объектах народного хозяйства, но с учетом их особенностей и технических возможностей.
Начальником ГО учебного заведения (школы, техникума, ПТУ) является директор, который своим приказом может назначить начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей) по совместительству.
В учебном заведении разрабатывается план ГО, который доводится до исполнителей - преподавателей и старшеклассников (старшекурсников).
Все мероприятия по ГО в учебном заведении проводятся по распоряжению директора (начальника ГО) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования (с учетом специфики учебного заведения). Формированиями ГО учебного заведения являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты техникумов и учащиеся школ (училищ) включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.
Примерная схема организационной структуры ГО учебного заведения приведена на рисунке 1.3.
В учебных заведениях в зависимости от их профиля, задач и количества обучаемых могут быть созданы и другие формирования ГО:

  1. Звено связи. Руководителем звена может быть назначен любой преподаватель. Из состава звена назначаются дежурные смены у телефона и посыльные. Номера телефонов вышестоящего штаба ГО и начальников ГО должны быть у руководителя звена и постоянно уточняться в условиях чрезвычайных ситуаций.
На звено связи возлагаются следующие задачи: оповещение руководящего состава учебного заведения, рабочих и преподавателей, учащихся и студентов об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, передача сигнала ГО и срочных сообщений; поддержание средств связи в состоянии постоянной готовности; обеспечение штаба ГО объекта средствами связи.
Количество людей в звене связи определяет начальник штаба ГО объекта.

На команду возлагаются следующие задачи: обеспечение надежной охраны учебного заведения; поддержание общественного порядка в случае чрезвычайных ситуаций на объекте (пожар, авария, наличие радиоактивного и химического заражения и т. д.); контроль за режимом светомаскировки; оказание помощи руководству учебного заведения при эвакуации.

  1. Команда противопожарной службы. Руководителем команды приказом директора учебного заведения назначается работник (преподаватель), отвечающий за противопожарную службу в учебном заведении, по совместительству. Состав команды определяется по необходимости. Члены команды должны иметь навыки практической работы со средствами пожаротушения.
На команду возлагаются следующие задачи: разработка противопожарных профилактических мероприятий и осуществление контроля за их выполнением; обеспечение постоянной готовности к работе средств пожаротушения, в том числе и подручных; локализация и тушение пожаров; оказание помощи службе ПР и ПХЗ в дезактивации (дегазации) участков заражения-
  1. Дружина медицинской службы. Она организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем дружины является начальник медицинского пункта. Состав дружины определяется приказом начальника ГО объекта.

На дружину возлагаются: организация и проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.
5. Звено ПР и ПХЗ. Руководителем звена может быть назначен преподаватель химии. Состав звена определяется исходя из наличия приборов радиационной и химической разведки, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории. Звено должно иметь простейшие переносные и установленные заранее приборы радиационной и химической разведки, такие, как ДП-5, ВПХР и др. Данными приборами учебное заведение может быть укомплектовано по линии штаба ГО района (области) или получить их из войсковых частей при снятии приборов с вооружения. Личный состав звена должен уметь проводить специальную обработку одежды, обуви и территории подручными средствами.
Из состава звена выделяются посты РХН, обученные работе с приборами.
На звено ПР и ПХЗ возлагаются следующие задачи: разработка и осуществление мероприятий по защите учащихся (студентов), преподавателей и другого персонала, источников водоснабжения от РВ и ОВ; изготовление и подготовка простейших средств защиты органов дыхания и кожи человека, контроль за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты (противогазов, защитных комплектов, убежищ и укрытий); ведение РХН и разведки; проведение мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного и химического заражения.
Начальник ГО (руководитель учебного заведения) и начальник штаба (преподаватель допризывной подготовки юношей) должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО предприятий и учреждений, расположенных вблизи школы, формированиями общего назначения и формированиями служб ГО района, области, города. Обеспечение формирований ГО учебных заведений техникой и имуществом осуществляется штабом ГО города, области, республики по заявкам. При недостатке табельных средств индивидуальной защиты следует использовать промышленные средства защиты {респираторы, противогазы, специальную одежду), списанное из войсковых частей и военно-учебных заведений имущество, а также простейшие средства защиты (противопыльные тканевые маски, ватно-мар- левые повязки и др.), рабочую одежду из плотных тканей и резины (плащи, накидки, резиновые сапоги и т. д.).
Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:
действовать при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;
приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ и БС;
предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;
проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;
работать с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;
действовать в составе поста РХН, других формирований; быстро и уверенно выполнять нормативы ГО; пользоваться аптечкой индивидуальной (ЛИ); оказывать первую помощь пораженным и раненым.
Запомните!
Студент (школьник), не умеющий пользоваться средствами
защиты и не знающий правил оказания помощи пораженным, в условиях чрезвычайных ситуаций будет беспомощен и не сможет ни сохранить себе жизнь, ни помочь товарищу.
Вопросы для повторения

    1. Какова структура ГО объекта?
    2. Как подразделяются невоенизированные формирования ГО? Какова организация сводной команды ГО объекта?
    3. Какие формирования ГО создаются в учебном заведении? Каковы их задачи?
    4. Что должен знать и уметь каждый студент (школьник)?

Еще по теме 1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ:

  1. Глава 9. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ С УЧАЩИМИСЯ СРЕДНЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.

Основными задачами ГО учебного заведения являются:

● планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

● планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

● обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

● обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

● создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

● обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в нем может быть создана объектовая комиссия по ЧС.
Звено охраны общественного порядка

Рис.17.1. Примерная организационная структура ГО учебного заведения

Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы – начальник ГО.

Лекция 10

Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях. Средства и способы защиты.

1. Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении

2. Система комплексной безопасности школы

Плановая работа по гражданской обороне в образовательном учреждении.

Обеспечить безопасность образовательного учреждения от угроз, возникающих при ведении военных действий, призвана Гражданская оборона.

Гражданская оборона в образовательном учреждении организуется и ведется по общим принципам, как и на других объектах, но с учетом специфических особенностей учебной деятельности и материальных возможностей, на основании приказов, инструктивных писем, касающихся ГО и ЧС изданных министерством образования и рекомендаций УМЦ ГО и ЧС.

Исходя из общих задач в области ГО основными задачами образовательного учреждения

являются:

· защита учащихся и постоянного состава образовательного учреждения от воздействия современных средств поражения;

· обучение учащихся и постоянного состава образовательного учреждения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

· создание системы оповещения учащихся и постоянного состава образовательного учреждения;

· эвакуация персонала и членов их семей и материальных ценностей в безопасные районы;

· организация управления и взаимодействия с соседними организациями, территориальными органами управления и силами ГО.

Директор образовательного учреждения несет персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО и защите постоянного состава и учащихся.

Начинается ведение гражданской обороны в образовательном учреждении с издания приказа директором образовательного учреждения “Об организации защиты персонала и обучающихся школы от опасностей ЧС природного и техногенного характера, опасностей военных действий и назначении должностных лиц”.

Данным приказом назначены должностные лица в области гражданской обороны:

1. работник, уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС. Этим лицом назначается заместитель директора по безопасности жизнедеятельности.

2. заместитель директора по материально-техническому обеспечению (МТО) – это заместитель директора по АХЧ.

3. для организации и проведения эвакуации персонала и учащихся за пределы зон ЧС назначается эвакогруппа в составе:

§ председатель эвакогруппы - зам. директора по УВР

§ и члены эвакогруппы: из числа постоянного состава образовательного учреждения.

4. для защиты учащихся и персонала образовательного учреждения и выполнения неотложных работ при ведении ГО создаются формирования в составе звеньев самозащиты:

· звено охраны общественного порядка - для поддержания общественного порядка, контроля за режимом светомаскировки, оказание помощи при эвакуации;

· звено оповещения и связи - для оповещения руководящего состава образовательного учреждения, работников и преподавателей, учащихся, передачи сигналов оповещения и срочных сообщений, поддержания средств связи в постоянной готовности;

· противопожарное звено - для участия в противопожарных, профилактических мероприятиях, обеспечения постоянной готовности средств пожаротушения, в том числе и подручных, локализации и тушения пожаров;

· санитарное звено - для организации проведения санитарно- гигиенических и профилактических мероприятий, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения, осуществления мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных.

В формирования зачисляются сотрудники:

Мужчины в возрасте от 18 до 60 лет,

Женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением:

· военнообязанных, имеющих моб. предписания, инвалидов I, II и III группы,

· беременных женщин,

· женщин имеющих детей в возрасте до 8 лет,

· а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3-х лет.

Оснащение формирований имуществом и инструментами осуществляется за счет имущества имеющегося в образовательном учреждении.

Формирования приводятся в готовность по распоряжению директора образовательного учреждения. Ответственность за своевременное приведение формирования в готовность несет его командир. Готовность формирований проверяется на занятиях и тренировках по ГО, в “День защиты детей”.

Обучение в образовательном учреждении осуществляется в единой системе подготовки по ГО и ЧС, организуется и планируется на основании:

ФЗ “О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” от 21.12.94 г. № 68

ФЗ “О гражданской обороне” от 12.02.98 г. № 28

Постановлений Правительства РФ:

- №547 от 4.09.03г. “О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС природного и техногенного”

- № 841 2.10.2000 г. “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО” (в ред. ППРФ № 501),

А также “Организационных указаний МЧС по обучению населения в области ГО и защиты от ЧС на 2006–2011 г.”

Обучению подлежат следующие категории:

· директор образовательного учреждения, работник уполномоченный на решение задач в области ГОЧС, командиры формирований, руководители групп занятий, преподаватель ОБЖ);

· личный состав формирований;

· работники образовательного учреждения;

· учащиеся образовательного учреждения.

Документы, которые должны быть разработаны в образовательном учреждении по ГО и ЧС

1. Законодательные, нормативные правовые документы (законы, постановления, приказы и т.д.).

2. Документы по ГО.

3. Документы по действиям в ЧС.

4. Документы по подготовке.

Все эти документы должны находиться у работника уполномоченного на решение вопросов в области ГО и ЧС. Кроме того, согласно общим требованиям по оформлению документации на объектах, предприятиях, организациях, папка № 2 по гражданской обороне должна быть красного цвета, а папка №3 по чрезвычайным ситуациям – синего.

Организация гражданской обороны является обязательной для всех образовательных учреждений. Эта организация является сложным разносторонним делом, требующим для своего осуществления большой подготовительной работы и специальной подготовки персонала и учащихся.


Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ Схема организации ГО в школе

самозащиты

Похожая информация.


ТЕМА: ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями организации гражданской обороны в общеобразовательных учреждениях.

Урок 30

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

Ход урока:

I . Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

С какой целью проводятся аварийно-спасательные и другие неот­ложные работы в зонах

чрезвычайных ситуаций? Обоснуйте свой ответ.

Какие мероприятия проводятся при аварийно-спасательных ра­ботах?

Какие мероприятия проводятся при выполнении неотложных работ?

Что, на ваш взгляд, является первоочередной задачей спаса­телей при их прибытии в зону

чрезвычайной ситуации? Обоснуйте свой ответ.

Чем характеризуются аварийно-спасательные и неотложные работы?

В каких условиях проводятся аварийно-спасательные и неотложные работы?

II. Основная часть

Объявление темы и цели занятия

Объяснение нового материала:

1. Организация гражданская обороны в общеобразовательном учреждении.

Гражданская оборона в общеобразовательном учреждении организуется на общих основаниях в соответствии с положени­ем Федерального закона РФ «О гражданской обороне» и при­звана обеспечить обучение персонала общеобразовательного учреждения и обучающихся способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Возглавляет гражданскую оборону общеобразовательного учреждения его директор , который по должности несет персо­нальную ответственность за организацию и проведение меро­приятий по гражданской обороне.

Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрезвычайным ситуациям .

Такая комиссия, как правило, создаётся при возникновении чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заве­дения. Возглавляет комиссию директор школы.

В учебном заведении также может быть создана эвакокомиссия с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социально­го характера, их кратковременного размещения в заблаговременно подготовленных местах в районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов.

Возглавляет эвакокомиссию, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям назначается работник, уполномоченный на решение задач в об­ласти гражданской обороны, или заместитель руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности.

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения учебного заведения для защиты учащихся и пер­сонала в учебном заведении разрабатывается план мероприятий защиты учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях. В пла­не предусматриваются следующие мероприятия:

    укрытие учащихся и персонала в приспособленных поме­щениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуа­ции, а также при угрозе их возникновения;

    эвакуация учащихся и персонала из зон чрезвычайных си­туаций в случае угрозы возникновения

критических условий для безопасного нахождения людей;

    использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов и порядок

их получения;

    проведение мероприятий медицинской защиты путем при­менения профилактических медицинских препаратов - антидо­тов и организации оказания первой медицинской помощи по­страдавшим.

Выводы

1. Школьники обучаются навыкам гражданской обороны в обще­образовательном учреждении.

2. Гражданской обороной в общеобразовательном учреждении может руководить заместитель

руководителя образовательного учреж­дения по обеспечению безопасности.

    Персонал общеобразовательного учреждения получает навыки гражданской обороны по месту

    Каждое учебное заведение разрабатывает детальный план ме­роприятий защиты учащихся и

персонала в чрезвычайных ситуациях.

Дополнительные материалы.

По материалам энциклопедического словаря «Гражданская защита» (под общей редакцией С. К. Шойгу)

Подготовка объекта экономики к работе в чрезвычайных си­туациях - комплекс заблаговременно проводимых экономических, организационных, инженерно-технических, технологических и некото­рых специальных мероприятий, осуществляемых на объекте экономи­ки с целью обеспечения его работы с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций, создания условий для предотвращения ава­рий или катастроф, противостояния поражающим факторам и воздей­ствиям источников чрезвычайных ситуаций, предотвращения или уменьшения угрозы жизни и здоровью персонала, проживающего вблизи гражданского населения, а также оперативного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычай­ных ситуаций.

Подготовка психологическая - комплекс мероприятий по психо­профилактической и психокоррекционной работе, направленных на оптимизацию психологических и психофизиологических качеств спе­циалистов, адаптацию этих качеств к деятельности в очагах чрезвы­чайных ситуаций, создание у них еще до начала аварийно-спасатель­ных работ адекватного психологического фона, минимизирующего стресс, связанный с восприятием экстремальных условий очага чрез­вычайной ситуации, способствующего сохранению исходного состоя­ния здоровья и профессиональной работоспособности специалиста. Подготовка психологическая является эффективным средством сниже­ния вероятности и выраженности нарушений адаптации спасателей. позволяет формировать у спасателей навыки управления психическим состоянием, развивать способности к быстрой внутренней мобилиза­ции, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, вырабатывать навыки внутригруппового взаимодействия.

Проводится по отношению к лицам, не обнаруживающим сущест­венных психофизиологических противопоказаний к работе в очагах чрезвычайных ситуаций.

Выделяются следующие виды психологической подготовки: общая, специальная и целевая.

Формами ведения психологической подготовки являются:

* лекции и семинарские занятия,

* индивидуальные беседы со спасателями,

* индивидуальные и групповые психологические тренинги.

III . Закрепление материала:

В соответствии с каким государственным документом организу­ются мероприятия гражданской

обороны в общеобразовательном уч­реждении?

Кто возглавляет гражданскую оборону в общеобразовательном учреждении?

IV . Итог урока

V . Домашнее задание: Задания: 1. Определите и запишите в тетради свои действия в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии со школьным планом мероприятий.

2. Подготовьте сообщение на тему «Работа эвакокомиссии обще­образовательного учреждения в случае чрезвычайной ситуации».

3. Подготовьте сообщение на тему «Организация гражданской обо­роны в общеобразовательном учреждении» в соответствии с Феде­ральным законом Российской Федерации «О гражданской обороне».

4. Решите ситуационную задачу: «Вы, находясь в школе, в случае техногенной аварии не успели укрыться в специальном сооружении. Ваши действия?»