Субъекты рф по национальному признаку. Понятие административно - территориального устройства российской федерации. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

Российская Федерация имеет ряд особенностей, существенно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно образуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединением нескольких государств. Она была образована в результате создания в ее составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих ее территорию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Субъект РФ – это ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность же субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В настоящее время Конституция предусматривает 6 видов субъектов РФ, закрепляя их с помощью отдельных абзацев гл.3о федеративном устройстве ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов:

· национально государственный (республики в составе РФ);

· административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

· национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Подобная типология основана, с одной стороны, на различном объеме полномочий соответствующих субъектов (одни из них наделяются полномочиями государства как такового, остальные - полномочиями государственного образования), с другой - на введении новых, территориальных форм государственности наряду с ранее существовавшими национальными.

В настоящее время, в составе субъектов РФ насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа, 2 города федерального значения(Москва и Санкт-Петербург).

Существенной особенностью РФ является то, что она состоит из субъектов, которые сами имеют форму государственной организации. Все они наделяются КРФ статусом государственных образований. Вне государственной формы нет и субъекта Федерации. Именно государственная природа субъектов придает их отношениям в составе России федеративный характер.

Как государственные образования все субъекты РФ обладают элементами учредительной власти, наделяются правом издавать собственные законы и иные нормативно-правовые акты, осуществляют территориальное верховенство в границах своего ведения, характеризуются одинаковой компетенцией, особым характером взаимоотношений с федеральной властью. Таких отношений не имеют обычные административно-территориальные единицы, вследствие чего они не обладают правосубъектностью в составе федерации.

Наиболее общим признаком всех субъектов является их равноправие как в отношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Равноправие субъектов РФ проявляется независимо от их построения на национально-государственной или территориально-государственной основе.
К общим чертам субъектов РФ следует отнести также наличие у каждого из них своего административно-территориального деления, своей собственности, своего законодательства.

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Республики (21) , в отличие от краев и областей, являются национально-государственными образованиями, то есть формой государственности того или иного народа (народов) в составе России. В отличие от прочих субъектов федерации, республики принимают собственные конституции в соответствии с КРФ и имеют право устанавливать свои государственные языки.

Конституционно-правовой статус республики в составе РФ характеризуется прежде всего тем, что она признается гос-вом в составе РФ.(В статье 5 Конституции России республики охарактеризованы как государства. Однако это не означает, что они являются носителями государственного суверенитета.) Но республика - это не просто гос-во, а гос-во, входящее в РФ в качестве ее субъекта. Поэтому конституционно-правовой статус республики выражает ее черты и как гос-ва, и как субъекта Федерации. Из этого следует, что правосубъектность республики не может охватывать всей совокупности свойств самостоятельного гос-ва. Ее статус определяется федеральной Конституцией и конституцией республики (ст. 66 КРФ).
Республики имеют госуд. символику - Госуд. герб, Госуд. флаг и Госуд. гимн. Это официальные символы гос-ва, которые утверждаются каждой республикой самостоятельно. Они выражают самобытность и исторические традиции народов данной республики. В качестве атрибутивного признака государства можно "расценивать наличие у республик столиц, тогда как остальные субъекты располагают административными центрами. Правовой статус столиц, административных центров устанавливается законами соответствующих субъектов.

Особенности республик не должны создавать впечатления исключительности данного вида субъектов по отношению к другим. Главным принципом современного российского федерализма является принцип равноправия всех субъектов, который, допуская наличие определенных особенностей того или иного вида субъектов федеративного объединения, категорически не допускает превалирования какого-либо одного вида субъектов над другими.

Конституционный Суд РФ в решении по делу «о республиканском суверенитете» подчеркнул, что используемое в федеральной Конституции понятие «республика (государство)» не означает признание государственного суверенитета этих субъектов, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера.

Наряду с республиками в составе РФ к национально-государственному типу субъектов Федерации относятся автономная область (Еврейская) и автономные округа.

Автономии - национально-государственные образования, отличающиеся особым национальным составом и бытом населения. Если автономная область учреждалась как универсальная форма автономии, применяемая в любой части федерации (Поволжье, Северный Кавказ, Дальний Восток), то автономный округ (до 1977 г. - национальный округ) рассматривался как форма национальной государственности малочисленных народов и этнических групп Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Большая часть автономных округов входит в состав краев и областей. Автономные области и округа осуществляли административное самоуправление по вопросам своей внутренней жизни. Это юридически ставило их на положение административных единиц в составе края или области, хотя как субъекты Федерации они обладали статусом госуд. образований.
Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, а по вопросам собственной и совместной с Федерацией компетенции – законы и иные нормативные акты. Они обязательны для исполнения на соответствующей территории.

Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:

  • обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
  • обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
  • самостоятелен в решении вопросов, отнесённых к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
  • самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.

Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.

Края, области, города федерального значения обладают собственной территорией. Она не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Края и области имеют свои административные центры. В территориальных субъектах образуются органы представительной, исполнительной и судебной власти. Они действуют на основе КРФ, а также уставов края, области, города федерального значения. Следует отметить, что прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти. В настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами гос. власти субъектов РФ. Края, области, города федерального значения вправе иметь свою символику.

Города федерального значения, кроме того, отличаются от остальных субъектов Федерации сочетанием в себе одновременно статуса субъекта Федерации и статуса населенного пункта - города. Остальные субъекты, являясь территориальными единицами, напротив, включают в свой состав города, иные населенные пункты и т.д. Наконец, статус Москвы включает в себя, по меньшей мере, четыре правовых аспекта. Москва выступает в качестве населенного пункта - города; субъекта Федерации - города федерального значения; административного центра другою субъекта - Московской области; столицы Российской Федерации.

1. Алтайский край (Барнаул)

2. Камчатский край (Петропавловск-Камчатский)

3. Хабаровский край (Хабаровск)

4. Краснодарский край (Краснодар)

5. Красноярский край (Красноярск)

6. Пермский край (Пермь)

7. Приморский край (Владивосток)

8. Ставропольский край (Ставрополь)

9. Забайкальский край (Чита)

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Административно-территориальное устройство - это важный институт федеративного устройства, носящий вместе с тем комплексный характер и тесно связанный с системой органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство - это внутренне согласованное объёдинение административно-территориальных единиц, которое обеспечивает необходимое организационное единство и упорядоченность административно-территориальной структуры федерального государства и его субъектов.

Административно-территориальное устройство российского государства представляет собой деление территории России и субъектов федерации на структурные единицы - территориальные образования, которые являются необходимой организационной основой функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, участия граждан в управлении государственными и общественными делами, эффективного использования природных и материальных ресурсов, создания необходи­мых условий для удовлетворения социально-экономических, политических и духовных потребностей населения

Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.

В основе административно - территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.

Такая организация взаимоотношений позволяет исключить территориальную раздробленность и построить согласованные межтерриториальные связи, обеспечивающие автономность каждой административно-территориальной единицы в тесном сочетании с взаимодействием субъектов федерации.

Анализируя их юридическую природу, можно прийти к выводу, что все они наделяются Конституцией статусом государственных территориальных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, предметов ведения, особого характера взаимоотношений с федеральной властью и другими субъектами. По сравнению с обычными административно -территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований.

Под административно-территориальной единицей понимают часть территории государства, которая служит пространственной сферой деятельности соответствующих органов.

Всякая часть территории, будучи признана самостоятельной административно-территориальной единицей, неизбежно получает и организационное оформление. Последнее проявляется в ряде обязательных признаков. К их числу относится наличие ограниченной определенными пределами территории, что находит свое выражение в соответствующих правовых актах, которыми либо устанавливаются границы (районов, городов, поселков), либо перечисляются населенные пункты, находящихся на территориях местного самоуправления. Территория служит экономической и финансовой основой осуществления власти создаваемых на ней представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления.

Признавая ту или иную территорию самостоятельной административно-территориальной единицей, соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления тем самым признают право населения данной территории на управление государственными и общественными делами.

Таким образом, административно-территориальная единица -- компактная часть территории субъекта РФ, ограниченная и объединенная пределами распространения власти функционирующих на ней органов государства или органов местного самоуправления и максимально обеспечивающая реализацию задач и функцию государства. С учетом приведенного понимания административно-территориальной единицы к различным видам их могут быть отнесены сельсоветы, поселки, города районного, областного, краевого, республиканского (не РФ) значения, а также районы. Вышеперечисленные административно-территориальные единицы являются субъектами соответствующих государственно-правовых отношений.

Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.

Административно-территориальное устройство РФ функционирует как система, включающая в себя в качестве ее элементов и составных частей административно-территориальные единицы. В свою очередь административно-территориальное устройство каждого субъекта РФ же функционирует как система в рамках общефедеральной территориальной системы.

Как сложная система административно-территориальное устройство включает в качестве составных частей административно-территориальное деление (членение государственной территории по политическому признаку), ведомственно - территориальное деление (разделение государственной территории на зоны действия или влияния по производственному признаку), национально-территориальное деление (разделение административно-территориальных единиц по национальному признаку) и отношения административно-территориальной подчиненности (социальные связи между отдельными типовыми частями государственной территории).

Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.

Содержание административно - территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.

В федеративном российском государстве территориальная организация приобретает качественно новый характер, который предопределяется, прежде всего, активной и самостоятельной, ролью субъектов федерации в развитии экономики, социальной и культурной жизни. Организация территории в России и субъектах федерации при этих условиях включает несколько уровней, каждый из которых предстает и качестве самостоятельной территориальной системы.

Одна из них определяет территориальный принцип построения Российской Федерации, другая - олицетворяет административно-территориальное устройство ее субъектов. Тесная связь и взаимодействие этих систем обусловливает неизбежную сложность территориальной организации российского государства. Такого рода сложность вполне естественна и может быть с успехом преодолена на основе последовательного осуществления конституционного принципа федеративного построения государства, обеспечивающего комплексного научного подхода к экономическому районированию сочетание социально-экономических административно-территориальных границ на основе создания в рамках любого звена административно - территориального устройства экономических комплексов, построенных с учетом перспектив развития и т.д.

Эти принципы тесно взаимосвязаны, чем обеспечивается комплексный характер территориальной организации. Вместе с тем некоторые из этих принципов будут находить наиболее обобщенное выражение в той или иной территориальной системе, чем будет подчеркиваться и специфика субъектов федерации.

Территориальная организация России включает в себя, прежде всего экономическую организацию государственной территории представляющую собой совокупность крупных экономических районов, которые складывались объективно как результат территориального размещения производительных сил. Эти районы служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей.

Сегодня, с учетом изменившейся обстановки, возникновение и развитие экономических районов требует их всестороннего изучения, тщательного учета их особенностей в процессе установления необходимого соответствия между экономическим районированием и федеративным и административно-территориальным устройством.

Поэтому построение территориальной организации Российской Федерации предполагает обязательный учет федеративного устройства и роль в этом субъектов федерации. В едином российском государстве должно обеспечиваться гармоничное сочетание территориального верховенства России с территориальным верховенством субъектов федерации. С учетом федеративного характера его федеральные органы (Совет Федерации Федерального Собрания) осуществляют также регулирование важнейших территориальных вопросов (изменение территориального состава России, изменение границ субъектов федерации, установление порядка входа и выхода из России и т. д.).

Составной частью административно - территориального устройства являются административно-территориальное деление, которое представляет собой систему объективно связанных друг с другом элементов - административно-территориальных единиц и субъектов административно-территориальных правоотношений в их организационном единстве.

В связи с этим в системе административно - территориального устройства необходимо выделять:

а) городские и сельские поселения;

б) административно-территориальные единицы, в грани-цах которых действуют органы государственной власти или орга-ны местного самоуправления;

в) виды административно-тер-риториальных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

13. Основные признаки территориальных образований

Границы территориальных образований замыкают собой пределы распространения компетенции органов власти, заключенные в контуры административно-территориального деления страны, подтвержденного юридически обоснованными нормами и соглашениями. Границы территориальных образований задаются в соответствии с основными уровнями государственной и муниципальной власти и могут быть разделены на следующие виды: государственные границы, границы республик, границы краев и областей, границы автономных округов и областей, границы муниципальных образований.

Граница как признак территориального образования обусловливает общность интересов населения, проживающего на этой территории, закладывая в ее основу осознание гражданами общности своей судьбы, заключенной в контуры объединяющего их пространства. Границы в системе государственного управления выполняют ряд определяющих их функций:

Устанавливают пространственные рамки административных полномочий властных институтов на территории;

Олицетворяют собой надежную защиту населения страны от возможной военной агрессии, несанкционированного вмешательства другой страны во внутренние дела государства;

Служат условием защиты местных рынков от несанкционированного доступа нерезидентов;

Являются формой идентификации, способствующей закреплению за территорией статуса самостоятельного субъекта международных отношений с собственными атрибутами государственной власти.

Неотъемлемыми признаками государственной границы являются сохранность территории государства, международное признание и международное установление.

Регионы – это административно-территориальные единицы, являющиеся объектом государственного управления, границы и статус, которых закреплены административным способом. В РФ территориально-административные единицы закреплены Конституцией в качестве субъектов Российской Федерации. Такими регионами являются республики в составе РФ, края, области, автономные области, автономные округа (Российскую Федерацию образуют 21 республика, 1 автономная область, 5 автономных округов, 6 краев, 49 областей, 2 города с особым статусом, все они являются субъектами Федерации, т.е. субъектами государственного управления).

Отличительными чертами этого типа территориальных образований являются: четко определенные географические границы, наличие государственного органа, через который осуществляется управление экономическим развитием территории, сбор органами государственной статистики информации о состоянии данного объекта управления в соответствии с установленной схемой.

В отличии от административно-территориального деления все другие способы пространственного разбиения являются менее четкими и определенными.

Макроэкономические зоны или макрорегионы, представляют собой крупные территориальные образования с характерными природными и экономическими условиями развития, зависящими от сочетания и концентрации на них природных ресурсов, исторических факторов хозяйственного развития и регионального распределения населения.

14.Основные признаки муниципального образования

Населенная территория - естественное (город, село) или искусственное (район в области) поселение, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.

Наличие закрепленной за этим муниципальным образованием муниципальной собственности.

Наличие собственного местного бюджета.

Наличие собственных выборных органов местного самоуправления.

В уставе муниципального образования обязательно следует определить:

наименования и полномочия выборных и иных органов местного

самоуправления, должностных лиц местного самоуправления,

структуру и порядок их формирования,

срок полномочий,

основания и порядок прекращения полномочий,

виды ответственности,

подотчетность и подконтрольность.

Следовательно, чтобы структурная единица в поселении получила статус органа местного самоуправления, в уставе поселения для неё должны быть установлены все названные выше параметры.

Исключение составляют вновь созданные муниципальные образования. Правовой статус органов местного самоуправления в них может быть установлен не в уставе, а в ином нормативном правовом акте, например, в решении местного референдума. Важно, чтобы перед формированием каждого органа (перед выборами или наделением полномочиями иным способом) этот статус был ясен для голосующих жителей или депутатов представительного органа.

Еще одним признаком органов местного самоуправления является их организационная обособленность от системы органов государственной власти. Так, в части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ повторена конституционная норма о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Таким образом, можно выделить следующие критерии отнесения структурной единицы, входящей в систему муниципального управления поселения, к органу местного самоуправления этого поселения:

– орган сформирован путем избрания населением поселения на муниципальных выборах, либо избрания депутатами из своего состава (для главы муниципального образования), либо образован представительным органом поселения;

– орган указан в Уставе как входящий в структуру органов местного самоуправления;

– в Уставе поселения определены наименование органа, порядок его формирования, собственная компетенция, подотчетность, подконтрольность и другие вопросы организации и деятельности органа, позволяющие ему принимать самостоятельные решения в рамках своей компетенции и участвовать, тем самым, в решении вопросов местного значения поселения;

– орган наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

– не предусмотрено, что формирование органа, назначение его должностных лиц происходит органами и (или) должностными лицами органов государственной власти, а также отсутствует подотчетность и подконтрольность органа по вопросам местного значения органам и (или) должностным лицам органов государственной власти (подконтрольность может быть предусмотрена только по исполнению отдельных переданных государственных полномочий).


15. Виды муниципальных образований

Согласно законодательству имеются такие виды муниципальных образований:

Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Поселение - городское или сельское поселение;

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Российское государство – это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ – ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ: 1) территориальный принцип; 2) национальный принцип; 3) национально-территориальный (смешанный) принцип.

Территориальный принцип формирования субъекта РФ означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

Национальный принцип означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

Смешанный тип формирования субъекта РФ включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ : 1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ); 2) 6 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией); 3) 49 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории); 4) 2 города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург(они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения); 5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой); 6) 10 автономных округов (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами рФ.

Наибольшим объемом полномочий обладают республики в составе РФ, а наименьшим – автономные округа и автономная область, так как они входят в состав других субъектов РФ (краев и областей), а значит, частично зависят от решений государственных органов. Края же и области в составе рФ обладают приблизительно равным объемом полномочий.

Особым статусом среди субъектов РФ обладают города федерального значения. Они представляют РФ и являются ее «лицом».

Признаки субъектов РФ: 1) не обладают государственным суверенитетом; 2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ; 3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин; 4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством; 5) все субъекты РФ равноправны.

Российское государство - это федерация.

РФ образовано совокупностью относительно самостоятельных территориальных образований, субъектов РФ.

Субъект РФ - ограниченно правоспособное территориальное образование, имеющее некоторые черты государственности, построенное на территориальном или национальном принципе образования.

Ограниченная правоспособность субъектов РФ означает, что они самостоятельны только в пределах своей компетенции.

В РФ действуют следующие принципы образования территории субъектов РФ:

1. Территориальный принцип: означает, что границы такого субъекта определяются исключительно наличием значительной охватываемой территории и большим числом проживающего населения. По этому принципу, как правило, образуются края, области, а также города федерального значения.

2. Национальный принцип: означает, что образование субъекта РФ связано с особенностями национального состава населения. Субъекты РФ, образованные согласно национальному принципу, нередко имеют небольшую территорию, но включают в себя объединения народов России и потому выделены в самостоятельные субъекты РФ.

3. Национально-территориальный (смешанный) принцип: включает в себя черты и национального, и территориального принципа.

Виды субъектов РФ:

1) 21 республика в составе РФ (это самостоятельные субъекты РФ, в которых присутствуют черты государственности, они вправе самостоятельно определять внутреннюю политику субъекта РФ);

2) 9 краев (эти субъекты РФ формируются на основе территориального принципа и отличаются обширной территорией);

3) 46 областей (так же, как и края, построены по территориальному принципу, но обладают сравнительно небольшой площадью территории);

4) 2 города федерального значения : Москва, Санкт-Петербург (они причислены к субъектам РФ только в силу своей значительной территории и численности населения);

5) Еврейская автономная область (единственный субъект РФ с такой правовой формой);

6) 4 автономных округа (они образуются по национальному принципу и для сохранения исторически сложившихся взаимосвязей внутри округа).

В зависимости от вида субъекта Федерации дифференцируется их правовое положение внутри государства и во взаимоотношениях с другими субъектами РФ.

Признаки субъектов РФ:

1) не обладают государственным суверенитетом;

2) не имеют права на самоопределение в силу принципа территориальной целостности РФ;

3) статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо от субъектов РФ, в котором проживает гражданин;

4) осуществляют полномочия в соответствии с федеральным законодательством;

5) все субъекты РФ равноправны.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство , а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему ОГВ субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ;

2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию;

3) субъект РФ имеет свою систему ОГВ . Система ОГВ субъекта РФ, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных ОГВ, установленными ФЗ-ом. Субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект РФ праве иметь свою символику : флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Рф.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ , согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (такой закон еще не принят).

В настоящее время субъекты РФ различаются как по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), так и по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов :

1. Республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия - Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности.

2. Края, области, города федерального значения. Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей РФ. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Рф». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных ОГВ, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. ОГВ Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и м/нар. мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы РФ, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;

3. Автономная область, автономные округа . Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности . В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят ФЗ об автономной области, автономном округе.

Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также ОГВ, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных ФЗ-ном, уставами соответствующих субъ. Федерации и договором между их ОГВ.


Похожая информация.


Принципы определения полномочий органов государствен­ной власти субъекта РФ достаточно просты:

1. по предметам ведения субъ­ектов РФ - определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;

2. по предметам совместного ведения - определяются Конституцией РФ, федеральными закона­ми, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3. по предметам ведения РФ - определяются федеральными законами, из­даваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми ак­тами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

44. Особенности конституционно-правового статуса республик в составе Российской Федерации.

В отличие от других субъектов Федерации республики при­знаются государствами. Республики не впра­ве нарушать государственную целостность России, единство сис­темы государственной власти. Их народы свободно реализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а за­тем преобразовав ее в государство, являющееся частью РФ. Изменить этот статус можно только с согласия РФ, путем изменения Конституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из со­става Федерации, чего не делает ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этиче­ский характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения население республик дав­но носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты. Сепаратизм, следовательно, противоре­чит коренным интересам как народов республик, гак и их титуль­ной нации.

Республики, как и дру­гие субъекты Федерации, равноправны только между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, но они не равноправны с самой Федерацией. В договорах, которые республики, как края и области, заключают с Феде­рацией, речь идет о разграничении предметов ведения и полно­мочий, а не о разделе суверенитета или территории РФ. Конституции республик должны соответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное простран­ство, основанное на общих принципах. Отступления от феде­ральной Конституции особенно недопустимы, когда они ведут к вторжению в предметы ведения и полномочия федеральных орга­нов, нарушают принцип равноправия граждан России независи­мо от национальности и места проживания, принцип разделения властей.



С пониманием государственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе их территорий . Каждая респуб­лика обеспечивает свою территориальную целостность, а грани­цы республики, находящиеся в режиме не государственных, а ад­министративных границ, не могут быть изменены без ее согла­сия. Гарантией территориального статус-кво является сама Российская Федерация, что, однако, не всегда обеспечивает бы­строе и эффективное разрешение территориальных споров. Та­кой спор, например, несколько лет не затихает в отношениях ме­жду Республикой Северная Осетия - Алания и Республикой Ин­гушетия.

Происходившая частая перекройка гра­ниц имела чисто административное значение, в результате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики были включены районы из соседнего Ставропольского края. Террито­рию республик, следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием в составе РФ. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано, что закреплен­ная за ними территория является пространственным пределом их власти, на эту территорию не может распространяться власть других субъектов Федерации.

Неправомерны и претензии многих республик на приоритет (верховенство) своих законов над федеральными. Закрепление в конституционных актах республик такого рода положений про­тиворечит основам конституционного строя РФ и ведет к ослаблению конституционной законности и охра­ны прав человека.

Республики самостоятельны в определении своих государст­венных языков. В органах государственной власти, органах мест­ного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком РФ, т. е. русским языком. В республиках, в ко­торых титульная нация составляет большинство населения (тако­вых 6 из 21), законодательно закреплено двуязычие. Многоязы­чие закреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторых республиках, где титульная нация не со­ставляет большинства (например, Калмыкия). Но в ряде респуб­лик законы о языках пока не приняты. Практически все респуб­лики признают и гарантируют права всех наций на пользование своим языком и на его развитие.

Конституции республик обычно предусматривают свое граж­данство, не учитывая, что гражданство в РФ относится к ведению Федерации. Это гражданство одновременно означает и гражданство РФ, но правом при­нятия в гражданство обладает только Российская Федерация.

Республики самостоятельно утверждают свою государствен­ную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу. Госу­дарственная символика отражает национально-историческую символику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.

45. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.

В составе Российской Федерации 9 краев, 46 областей и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федераций, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией Российской Федерации (глава 3) и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.
Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.
Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их согласия.
Российская Федерация и края, области, города федерального значения совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта ; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, и детства; социальной защитой, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и ликвидацией их последствий.
Определенными особенностями характеризуется статус такого субъекта Российской Федерации, как Москва, она является столицей Российской Федерации. Этот статус определен Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г. № 4802-I.
Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Например, особая экономическая зона в Калининградской области установлена Федеральным законом от 22 января 1996 г. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.

46. Понятие автономии, виды автономных образований в РФ и их правовой статус.

Автономия в РФ - это самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Автономия в РФ построена по национальному признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономики и других факторов образуются различные виды автономии - автономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образование или преобразовать один вид автономии в другой.

В РФ автономия длительное время осуществлялась в двух формах : государственной , которая воплощалась в национальном государстве - автономной республике, и административной, представленной автономными областями и автономными округами. В настоящее время в РФ автономия осуществляется только в одной форме - административной. С учетом изложенного можно сказать, что государственное устройство РФ - это территориальная организация РФ, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе РФ, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

47. Административно-территориальное устройство субъектов РФ: понятие, принципы и порядок изменения.

Административно-территориальное устройство государства - это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами. Следует иметь в виду, что в ряде субъектов РФ наряду с органами местного самоуправления имеются и местные органы государственной власти.

В РФ административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них - экономический принцип , требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения .

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц , что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей РФ.

Конституции и уставы субъектов РФ различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов РФ. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым - относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки, сельские поселения.

Район (уезд) - административно-территориальная единица, составляющая часть республики, края, области, автономной области, автономного округа. В экономическом отношении каждый район (уезд) представляет собой сложный многоотраслевой организм , включающий сельскохозяйственные предприятия , как правило, небольшие промышленные предприятия (главным образом по переработке сельскохозяйственного сырья), коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации.

Исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны играют города. Они являются местом сосредоточения большинства промышленных предприятий, значительного числа предприятий и учреждений коммунального хозяйства, жилого фонда, медицинских, культурно-просветительных и других учреждений, связанных с обслуживанием населения. По подчиненности, зависящей от значения города, численности его населения, его промышленного и культурного уровня, перспектив развития и ряда других условийвсе города подразделяются на следующие основные виды : города республиканского (республики в составе РФ) значения ; города краевого, областного, окружного (автономного округа) значения ; города районного значения .

Обеспечение нормального функционирования наиболее крупных городов с их сложным хозяйством , обширной территорией и многочисленным населениемобусловило необходимость деления их на менее крупные административно-территориальные единицы - городские районы.

Городские районы созданы во многих городах республиканского, краевого и областного значения, насчитывающих свыше 100 тыс. человек населения. Они являются частью этих городов и представляют собой низовую административно-территориальную единицу .

Административный округ - внутригородская административно-территориальная единица, система органов власти которой строится на основе централизованного управления.

Муниципальный район - административно-территориальная единица Москвы, в границах которой осуществляется самоуправление населения, проживающего на данной территории. Муниципальные районы образуются с учетом социально-экономических характеристик соответствующих территорий, их градостроительных и исторических особенностей, наличия жилых комплексов и объектов муниципальной инфраструктуры. Границы и названия муниципальных районов устанавливаются Московской городской Думой по представлению мэра Москвы.

Муниципальный район делится на микрорайоны (поселения) , в которых могут создаваться органы территориального общественного самоуправления. Границы и название микрорайона определяются органами местного самоуправления муниципального района.

48. Национально-культурная автономия.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Национально- культурная автономия имеет право: получать государственную поддержку, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и культуры; создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; иметь доступ к национальным культурным ценностям; возрождать и развивать народные художественные промыслы и ремесла; создавать образовательные и научные учреждения культуры; участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных учреждений и др. В целях обеспечения права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения, на сохранение и развитие национальной культуры Н.-к.а. вправе образовывать негосударственные (общественные) дошкольные учреждения или группы в таких учреждениях с воспитанием на национальном языке: создавать негосударственные образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования) с обучением на национальном языке; создавать негосударственные учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы, а также создавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных языках и др. Для осуществления уставных целей и деятельности Н.-к.а. органы государственной власти и местного самоуправления могут передавать в собственность или аренду государственное или муниципальное имущество. Для поддержки Н.-к.а. в федеральном бюджете, а также в бюджетах субъектов РФ предусматриваются специальные ассигнования. В этих же целях создаются специальные федеральные, региональные фонды национально-культурного развития; Н.-к.а. предоставляются льготы по налогам, сборам и кредитам.

49. Принцип разделения властей: вертикальное и горизонтальное единство и разделение власти.
В Конституции РФ устанавливается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.
Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности органов государственной власти, участвует в формировании Правительства РФ, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (например, имеет право постановки вопроса о доверии Правительству РФ), участвует в создании судебных органов Российской Федерации.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств), многие из которых образуют в субъектах РФ свои территориальные органы.
Возможность выражения недоверия Правительству РФ уравновешена правом Президента РФ на роспуск Государственной Думы. Исполнительная власть должна быть авторитетной, активной и продуктивной, иметь широкое поле деятельности для самостоятельности и инициативы, иначе управляемость общества снизится и государство окажется не в состоянии быстро и эффективно реагировать на изменения в общественной жизни. Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды; сама судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Вертикальная организация власти предполагает распределение властных полномочий по уровням, в основе которого лежит административно - территориальное устройство страны. Каждый из выделенных уровней наделяется компетенцией, правами и имуществом для решения определенных в его ведение опросов. Объем этих полномочий зависит от характера государственного устройства, исторических традиций и других факторов.

Характерной чертой вертикальной организации власти является ее разделение по уровням:

уровень населенных мест (города, села, коммуны, «муниципалитеты);

уровни территориальных мест: средний (район, округ, графство), высший (департамент, область, штат, земля);

государственный уровень (уровень центра).

Такое единство обусловлено необходимостью «охватить» управляющим (властным) воздействием наиболее существенные процессы жизнедеятельности людей.

Каждый из властных уровней характеризуется тремя составляющими: границами; компетенцией, правами и обязанностями; аппаратом власти данного уровня.

Разделение власти на уровни определяет положение (иерархию) каждой власти по отношению к другим.

Горизонтальная организация (разделение) власти предполагает организацию власти на каждом конкретном уровне.

Центральным вопросом горизонтального разделения власти является формирование реального самоуправления на местах, т.е. передача органам местного самоуправления компетенции, прав, имущества и средств для самостоятельного решения местных проблем.

Горизонтальная организация власти представляет собой ее разделение на государственное управление (осуществляется центральными государственным аппаратом и его местными подразделениями) и местное самоуправление (осуществляется территориальным сообществом и органами местного самоуправления). Появление самоуправления означает признание государством права местных сообществ устраивать свою жизнь самостоятельно и за свой счет.

50. Государственный орган: понятие, признаки, виды. Система государственных органов в РФ.

Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.

Признаки государственного органа:

1. образуется в законодательном порядке, который определяет его компетенцию;

2. является самостоятельным элементом государственного механизма (действует в системе других органов);

3. тесно взаимодействует с другими органами.

Виды государственных органов:

1) в зависимости от порядка формирования:

· первичные (формируются непосредственно населением – парламент, президент);

· производные (формируются первичными).

2) в зависимости от объема полномочий:

· высшие (парламент, правительство);

· центральные (министерства);

· местные (государственные органы субъектов федерации).

3) в зависимости от широты компетенции:

· общей компетенции (президент, правительство);

· специальной компетенции (министерства, службы).

4) в зависимости от числа госслужащих:

· коллегиальные (правительство);

· единоличные (президент).

5) в зависимости от организационно-правовых форм деятельности:

· законодательные;

· исполнительные;

· судебные;

· контрольно-надзорные.

6) в зависимости от пространства:

· федеральные;

· субъектов федерации.

7) в зависимости от продолжительности действия:

· постоянные;

· временные.

8) в зависимости от правовых форм деятельности:

· правотворческие;

· правоприменительные;

· правоохранительные.

Виды государственных органов (по Марченко и Мелехину):

1. представительные органы государственной власти;

2. органы исполнительной власти;

3. местные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

4. судебные органы;

5. контрольно-надзорные органы (прокуратура).

ВАЖНО: всякий законодательный орган одновременно является представительным, но не всякий представительный орган может выступать в качестве законодательного.

51. Избирательная система и избирательное право в Российской Федерации: понятие и соотношение.

Под избирательной системой (в узком смысле) понимается лишь способ определения результатов выборов, т.е. заключительная стадия выборов. Конечно, применение той или иной избирательной системы оказывает влияние на всю организацию выборов, но главная суть избирательной системы - определение результатов выборов.

Различают следующие виды избирательных систем:

1. мажоритарную (от французского слова "большинство");

2. пропорциональную;