Судебная защита прав несовершеннолетних осужденных. Уполномоченный по правам человека в тверской области Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними правонарушителями в условиях воспитательно

30 марта 2016 года Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина приняла участие в межведомственном совещании по вопросам организации работы в учреждениях УИС с несовершеннолетними подозреваемыми, обвиняемыми, а также лицами, переведенными из воспитательных в исправительные колонии, которое прошло в тверском СИЗО №1.

В совещании приняли участие сотрудники уголовно-исправительной системы тверской области, представители Можайской воспитательной колонии для несовершеннолетних, сотрудники центра «Семья», специалисты комитетов по культуре Тверской области и по делам молодежи Тверской области.

Всего в следственных изоляторах Тверской области содержатся под стражей 20 несовершеннолетних в возрасте 15-17 лет, 13 из них (в том числе одна девушка) – в тверском СИЗО №1. Половина из них обвиняются в совершении краж, 2 человека подозреваются в убийстве, 2 ожидают приговора по преступлениям, связанным с оборотом наркотиков, еще 2 – совершили разбой. Большинство несовершеннолетних заключенных из неполных семей, один – оставшийся без попечения родителей. Главная задача сотрудников Управления исполнения наказаний по Тверской области уже на этапе предварительного следствия – проведение воспитательной работы с подростками, попавшими под стражу. Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Лариса Мосолыгина побеседовала с каждым подростком об условиях содержания, обучения, медицинского обслуживания в СИЗО.

Поскольку на территории Тверской области нет соответствующих учреждений, для отбывания наказания юношей направляют в Можайскую ВК Московской области, а девушек – в Новооскольскую ВК Белгородской области. Таковых сейчас 11 парней и 1 девушка.

После достижения 18 лет юноши прибывают в исправительную колонию общего режима № 4 в Торжке, а девушки – в женскую исправительную колонию № 5 в Вышнем Волочке.

Несовершеннолетние осужденные получают помощь психолога, однако избежать криминализации и вовлечения их в «тюремную романтику» удается далеко не всегда. Среди нынешних заключенных под стражу семеро совершили преступления повторно.

Лариса Мосолыгина предложила пригласить на следующее совещание представителей УМВД и сотрудников уголовно-исполнительной инспекции УФСИН, занимающихся с подростками, осужденными и приговоренными к наказанию без изоляции от общества, и представителей областных министерства образования и комитета по физической культуре и спорту. Поскольку воспитательная работа со склонными к противоправным действиям подростками должна начинаться не в СИЗО, а задолго до того, как они там окажутся.

Понятия «правовое положение» и «правовой статус» в теории права и доктрине уголовно-исполнительного права рассматриваются как равнозначные. В самом общем виде ПРАВОВОЙ СТАТУС ОСУЖДЕННОГО – это урегулированное нормами разных отраслей права положение осужденных во время отбывания уголовного наказания.

Основы правового статуса осужденных закреплены в международных правовых актах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.

Правовое положение (статус) осужденных базируется на общем правовом статусе граждан Российской Федерации, поскольку в ст. 6 Конституции РФ прямо указывается на то, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Более того, согласно ст. 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» отбывание уголовного наказания служит препятствием для выхода из гражданства РФ по желанию осужденного. Сохранение за осужденными гражданства государства и правового статуса гражданина РФ имеет большое международное, социально-политическое и воспитательное значение, так как характеризует подход государства к преступнику с гуманистических позиций. Кроме того, это означает, что правовое положение осужденных закрепляет и иные федеральные законы, которые устанавливают права, свободы и обязанности для всех граждан государства.

Существуют следующие виды правового статуса осужденного.

1. Общий, или конституционный, статус гражданина РФ.

2. Специальный, или родовой, статус осужденных как определенной категории граждан.

3. Особенный, или видовой, статус лиц, отбывающих разные виды уголовных наказаний.

4. Индивидуальный статус.

Все эти виды статуса осужденного тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике неразделимы.

Структуру статуса осужденного образует совокупность четырех элементов, взятых попарно: обязанности и права; законные интересы и правовые ограничения. Соотношение этих элементов образует юридическое содержание статуса как конкретного осужденного, так и лиц, отбывающих одинаковый вид уголовного наказания. Нас в первую очередь интересуют первые два элемента как наиболее значимые в контексте рассматриваемой проблематики. Поэтому для начала дадим им определение и обозначим их содержание.

Субъективное право осужденного – это мера юридически возможного поведения, позволяющая осужденному пользоваться определенными социальными благами, обеспечиваемая юридическими обязанностями должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений. Сущность субъективного права осужденного заключается в гарантированной возможности его определенного (дозволенного, разрешенного) поведения. Для этого в законе устанавливаются возможности осужденного:

Совершать разные действия (кроме запрещенных юридическими нормами);

Требовать исполнения соответствующих его праву юридических обязанностей от персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных лиц;

Обратиться за защитой своего нарушенного права в государственные или общественные органы.

Юридическая обязанность осужденного – это мера юридически необходимого поведения осужденного во время отбывания уголовного наказания, установленная в обязывающих и запрещающих нормах права. Юридические обязанности осужденного состоят в необходимости совершать определенные действия (< обязывающие нормы) либо воздерживаться от них {запрещающие нормы). Эти требования должны обеспечить интересы общества, государства и иных граждан при исполнении уголовных наказаний, оказывать непрерывное воспитательное воздействие на самого осужденного. За неисполнение установленных в законе обязанностей осужденный несет юридическую ответственность.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ,регламентированы гл. 17УИК РФи приказом Министерства юстиции РФ от 6 октября 2006 г. № 311, которым утверждены Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (далее – Правила).

Согласно Правилам несовершеннолетние осужденные имеют право:

1) на получение информации:

О своих правах и обязанностях;

О порядке и условиях отбывания наказания;

О порядке изменений условий отбывания назначенного судом наказания;

О порядке обращения с ходатайством о помиловании;

Об освобождении от отбывания наказания и о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания;

2) обращение с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами в территориальные органы уголовно-исполнительной системы, Федеральную службу исполнения наказаний, суд, органы прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

3) вежливое обращение со стороны персонала воспитательной колонии;

4) личное время, предусмотренное распорядком дня;

5) участие в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользование библиотекой, настольными играми, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, кино– и видеофильмов в установленное время;

6) приобретение вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным не запрещается иметь при себе, в пределах сумм, установленных уголовно-исполнительным законодательством, на деньги, находящиеся на их лицевых счетах, а также получать их в посылках, передачах и бандеролях;

7) краткосрочные и длительные свидания по установленным УИК РФ нормам;

8) обращение по личным вопросам к администрации воспитательной колонии;

9) получение и отправление писем, посылок и бандеролей, денежных переводов в установленном УИК РФ порядке;

10) пользование телефонными разговорами в порядке, установленном УИК РФ;

11) охрану здоровья и личную безопасность;

12) свободу совести и свободу вероисповедания;

13) получение юридической помощи;

14) вступление в самодеятельные организации осужденных;

15) психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия;

16) с разрешения начальника колонии на содержание птиц, декоративных рыб и комнатных растений;

17) осуществление иных прав, предусмотренных законодательством РФ.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, обязаны:

1) выполнять требования настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в воспитательной колонии;

2) являться по вызову должностных лиц колонии, давать письменные объяснения по их требованию по фактам нарушения установленного порядка отбывания наказания;

3) проходить медицинское освидетельствование в целях выявления фактов употребления спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных, сильнодействующих (токсичных) веществ;

4) быть вежливыми с сотрудниками и работниками воспитательной колонии и в общении друг с другом;

5) бережно относиться к имуществу воспитательной колонии и другим видам имущества;

7) хранить продукты и предметы индивидуального пользования в специально оборудованных местах;

8) в установленном порядке выполнять работы по благоустройству колонии, а также прилегающей к ней территории;

9) передвигаться группами по территории воспитательной колонии только строем;

10) носить одежду установленного образца и нагрудные знаки на ней;

11) соблюдать требования пожарной безопасности, а также техники безопасности на производстве;

12) исполнять иные требования, установленные законодательством РФ.

В силу изложенного права и обязанности несовершеннолетних осужденных необходимо конкретизировать применительно к условиям отбывания наказания на основании ст. 133 УИК РФ. Исходя из этого осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных условиях, проживают в общежитиях. Им разрешается:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 4 тыс. руб.;

Иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года.

Осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, также проживают в общежитии и они имеют право:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 6 тыс. руб.;

Иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свиданий в течение года. По решению администрации воспитательной колонии длительные свидания также могут продлить за ее пределами.

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, разрешается:

Расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, находящиеся на их лицевых счетах, без ограничения;

Иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии.

Вместе с тем им по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии, но под надзором администрации и при этом разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду.

Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Им разрешается:

Ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере 3 тыс. руб.;

Иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года. Длительные свидания для них не предусмотрены.

Одновременно отметим, что по суровости к исправительным колониям общего режима приближается содержание осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях в строгих условиях.

Таким образом, правовое положение несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы и условия отбывания наказания в совокупности с основными средствами исправления имеют в воспитательных колониях определенную специфику, которая направлена на максимальное исправление подростков и которая будет им необходима после отбытия наказания.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких условиях несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях?

2. Каковы особенности отбывания несовершеннолетними наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях в разных условиях?

3. Что понимается под правовым положением осужденного?

4. Какие виды правового статуса вы можете назвать?

5. Какова сущность юридической обязанности осужденного?

6. Каковы субъективное право осужденного и его содержание?

7. Какие права несовершеннолетних осужденных вы знаете?

8. Каковы обязанности несовершеннолетних осужденных?

Правовой статус несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, заключенных под стражу, регламентируется неспециализированным нормативным актом - Федеральным законом от 21 июля 1995 г.

№103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции России, утвержденными приказом Минюста России от 12 мая 2000 г. №148. В частности, в целях улучшения положения указанных лиц принят Федеральный закон от 28.06.2014 № 193-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», которым устанавливается порядок предоставления и проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых, находящихся под стражей, с их представителями в Европейском Суде по правам человека.

Под правами несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, понимаются предусмотренные нормами действующего законодательства и обеспеченные юридическими

обязанностями государства меры социально возможного их поведения,

реализация которых в ряде случаев носит ограниченный характер.

В юридической литературе неоднократно отмечалась необходимость принятия специализированного закона, поскольку у несовершеннолетних, находящихся под стражей, возникают специфические права и обязанности, вытекающие из требований внутреннего распорядка. При заключении под стражу несовершеннолетний приобретает дополнительные обязанности и права, в совокупности образующие разновидность специализированного статуса личности. Так, согласно ст. 17 вышеуказанного Закона подозреваемые и обвиняемые имеют право:

1) на свидания с защитником;

2) на свидания с родственниками и иными лицами;

3) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;

4) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;

5) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

6) на 8-часовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ;

7) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Минюста России;

8) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;

9) получать посылки, передачи;

10) участвовать в гражданско-правовых сделках;

11) иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа - при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;

12) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

13) на личную безопасность в местах содержания под стражей;

14) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

15) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;

16) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

17) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;

18) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;

Кроме того, подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:

1) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;

2) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей Уголовно­процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г.

N 174- ФЗ (с изменениями от 30.12.2015 г.).

3) подписываться на газеты и журналы и получать их;

4) получать и отправлять денежные переводы;

5) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых

отношениях.

Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых предусматривается улучшенные материально-бытовые условия и повышенные нормы питания. Как правило, в камерах должны содержаться 4­6 несовершеннолетних, койки - одноярусные. Продолжительность прогулок для несовершеннолетних устанавливается не менее двух часов. Прогулочные дворы оборудуются площадками для физических упражнений, различных игр, для занятия спортом. Администрации мест предварительного содержания под стражей следует заботиться о досуге несовершеннолетних. В камерах и специально оборудованных помещениях можно организовать просмотр телепередач, а по возможности и кинофильмов. Должны быть выделены помещения с тренажерами, простейшими спортивными снарядами, спортивные площадки на открытом воздухе.

Необходимость в содержании взрослого лица с несовершеннолетними может возникнуть, если кто-либо из несовершеннолетних притесняет других, пытается отбирать передачи либо принадлежащие им вещи и т.п.

Несовершеннолетние, подозреваемые и обвиняемые должны содержаться под стражей отдельно от взрослых. Как правило, они размещаются в тех же учреждениях, что и взрослые, подозреваемые и обвиняемые. Для них отводятся изолированные корпуса, секции или этажи. Вместе с тем в интересах поддержания порядка в камеру, где содержатся несовершеннолетние, в исключительных случаях с согласия прокурора могут помещаться совершеннолетние, подозреваемые или обвиняемые. Однако, в ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» специально оговариваются требования к таким лицам: они должны положительно характеризоваться во время пребывания в местах предварительного содержания под стражей, впервые привлекаться к уголовной ответственности, вменяемое им преступление должно быть небольшой или средней тяжести.

С учетом специфики пребывания несовершеннолетних в следственных изоляторах (их постоянных вызовов для встреч с адвокатами, для допросов следователями, для участия в очных ставках, производстве иных следственных действий, а также для участия в судебных заседаниях) организация там общеобразовательных школ с регулярными занятиями невозможна. Вместе с тем желающим должны быть созданы условия для самостоятельной учебы. Поскольку библиотека следственного изолятора не может иметь полный набор учебников для всех классов средней школы, родителям несовершеннолетних, родственникам и иным лицам предоставлено право, передавать им в установленном порядке учебники, учебные пособия и другую литературу, необходимую для самообразования. Эти посылки и передачи не входят в норму, предусмотренную ст. 25 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Несовершеннолетние в приоритетном порядке обслуживаются библиотекой, где должна быть необходимая литература для подростков. Многие из подростков, совершивших преступления, существенно отстают в своем развитии от сверстников. Это также надо иметь в виду при подборе литературы.

При проведении культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними следует иметь в виду низкий культурный и образовательный уровень многих из них. Для работы с такими подростками должны выделяться наиболее подготовленные воспитатели - предпочтительно с педагогическим образованием и достаточным опытом.

Для работы с подростками должны быть составлены планы, включающие как индивидуальные, так и групповые мероприятия. Естественно, возможности такой работы несравненно меньшие, чем в воспитательной колонии. Вместе с тем в период пребывания лица в месте содержания под стражей следует принять меры к изучению его личности, чтобы в случае осуждения его к лишению свободы обеспечить преемственность в работе системы «следственный изолятор - воспитательная колония». Данные, характеризующие подростка, полученные во время его пребывания в следственном изоляторе, должны фиксироваться для

отражения в его личном деле, с тем, чтобы они могли быть учтены во время отбывания наказания.

Имеет особенности и применение мер взыскания по отношению к несовершеннолетним. Взрослые подозреваемые и обвиняемые за невыполнение установленных обязанностей могут быть водворены в карцер на срок до пятнадцати суток, несовершеннолетние - до семи суток.

Рассматривая особенности правового положения несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, заключенных в следственных изоляторах, следует отметить наличие в данном Законе ряда специальных норм, посвященных данному вопросу.

В частности, в ст. 31 закреплены особенности содержания под стражей несовершеннолетних. В соответствии с положениями данной статьи несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания, определяемые Правительством РФ.

Несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым разрешается приобретать и получать учебники и школьно-письменные принадлежности.

Кроме того, в ст. 25 категорически запрещено ограничение веса передач для несовершеннолетних и ряда других категорий подозреваемых и обвиняемых (для остальных подозреваемых и обвиняемых установлен общий вес передач - не более 30 кг в месяц) .

Для несовершеннолетних увеличено, по сравнению со взрослыми, время ежедневных прогулок - до двух часов. Прогулочные дворики оборудуются спортивными площадками, тренажерами, и предоставляется возможность для занятия физическими упражнениями и спортивными играми. При наличии условий несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым демонстрируются кинофильмы, для них организуется просмотр телепередач, оборудуются помещения для спортивных занятий и другого досуга. Также им создаются условия для получения общего среднего образования, с ними проводится культурно-воспитательная работа.

Под юридическими обязанностями несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, понимаются установленные законодательством РФ и обеспеченные государственным принуждением меры должного их поведения, направленные на реализацию интересов управомоченных субъектов.

Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых закреплены в ст. 36 Закона, к ним, в частности, можно отнести следующие обязанности:

1) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;

2) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;

3) соблюдать правила пожарной безопасности;

4) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный законодательными актами;

5) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;

6) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;

7) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;

8) соблюдать требования гигиены и санитарии;

9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (с изменениями от 22 декабря 2014 г.).

Подозреваемым и обвиняемым не разрешается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в местах содержания под стражей. В статье 33 предусмотрено раздельное содержание несовершеннолетних и взрослых в следственных изоляторах. В исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким. Представляется целесообразным исключить из статьи последнее положение, т.к. указанные в Законе исключительные обстоятельства (отсутствие в прошлом у лица фактов привлечения к уголовной ответственности; совершение деяния, не относящегося к тяжкому преступлению; положительная характеристика) не

способны в полной мере ограничить пропаганду криминальной субкультуры

со стороны взрослых.

Автор считает, что в целях устранения вышеуказанных недостатков содержания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых (в первую очередь правового и организационного характера) необходимо принять специализированный закон и активизировать практику создания изоляторов для несовершеннолетних во всех субъектах РФ.

Исполнение (отбывание) наказания - процесс весьма сложный, затрагивающий все стороны жизнедеятельности личности, порождающий множество общественных отношений. Поэтому правовой статус осужденных в целом, и несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в частности, является межотраслевым институтом.

В силу своего специфического положения, данные лица приобретают или утрачивают некоторые права и обязанности, их реализация и исполнение может осуществляться в особых формах. Исследование возникающих в рассматриваемой сфере общественных отношений вполне отвечает логике развития научных знаний по вопросам обеспечения прав и свобод человека и гражданина в целом, и правового положения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в частности, подкрепляет и одновременно продуцирует теоретические разработки и выводы.

Еще по теме Права и обязанности несовершеннолетних осужденных:

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  2. НАЦИЙ, КАСАЮЩИЕСЯ ЗАЩИТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ
  3. § 3. Рекомендательные международные акты в сфере отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
  4. § 1. Нормы материального права, регулирующие различные стороны отправления правосудия в отношении несовершеннолетних
  5. 1. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданско‑правовых отношений в Российской Федерации
  6. 3. Правовое положение несовершеннолетних в сфере уголовно‑исполнительных отношений
  7. Понятие и виды гарантий реализации прав и свобод несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях
  8. Раздел 4.2. Заключение и прекращение брака. Праваи обязанности супругов
  9. § 2. Оценочные категории, характеризующие поведение и личность осужденных
  10. § 1. Общая характеристика, основание и порядок применения мер поощрения к осужденным
  11. Внутрисистемные и межсистемные связи российского уголовного права: понятие, виды, интегративные свойства

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право -

Белова К.В. - студент факультета внебюджетного образования ВИПЭ ФСИН России;

Научный руководитель: Ядренцев В.Ф. - преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

Оказавшись в местах лишения свободы, особенно в первый раз, не все заключенные знают, какие права у них теперь будут, а каких они лишены. Несмотря на специфический правовой статус лиц, отбывающих уголовное наказание и находящихся в силу этого обстоятельства в исправительном учреждении, они остаются гражданами государства и имеют определенные права, в том числе и гражданские. Нередки случаи, когда эти права нарушаются. Для обнаружения и пресечения подобных нарушений проводятся прокурорские проверки. К примеру, Прокуратурой Вологодской области 15 марта 2015 г. проведена выездная проверка доводов коллективного обращения осужденных, содержащихся в отряде строгих условий отбывания наказания ФКУ ИК-17 УФСИН России по Вологодской области - исправительной колонии строгого режима для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы (п. Шексна Вологодской области). По результатам проверки в деятельности администрации исправительного учреждения выявлен ряд нарушений (нарушение требований законодательства о противопожарной безопасности, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных) .

Гражданское законодательство предусматривает целую систему конкретных норм, призванных обеспечивать защиту гражданских прав, в том числе несовершеннолетних осужденных. Одним из положений Конституции РФ является обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Эта обязанность, как справедливо отметил В.А. Кикоть , состоит в создании условий для их реализации и механизма защиты. Это касается и защиты гражданских прав несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, отстаивания их законных интересов в суде. Несомненно, несовершеннолетние осужденные имеют право на защиту своих гражданских прав. Защита может осуществляться различными способами. Под способами защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. Общий перечень этих мер дается в ст. 12 ГК РФ, где говорится, что гражданские права защищаются путем их признания; восстановления положения, существующего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и др.

Защита гражданских прав производится в установленном законом порядке. При этом существуют общий, специальный и исключительный порядок защиты гражданских прав. Общий порядок предусмотрен ст. 11 ГК РФ, которая устанавливает, что споры о праве разрешаются судом. Поскольку судебный порядок является общим порядком защиты гражданских прав, он подлежит применению во всех случаях, за исключением изъятий, указанных в законе. Наряду с судебным порядком общее значение имеет арбитражный, применяемый при рассмотрении споров, которые возникают в отношениях между организациями, гражданами и т.д. При судебно-арбитражном порядке применяется исковой способ защиты гражданских прав. Специальный порядок отличается от судебно-арбитражного порядка защиты гражданских прав тем, что он применяется не в виде общего правила, а только в случаях, указанных в законе.

Иногда закон возлагает защиту нарушенных прав не на суд или арбитраж, а на органы прокуратуры. Такой, то есть административный порядок, и может быть назван специальным порядком охраны гражданских прав. Исключительный порядок рассчитан на такую чрезвычайную ситуацию, когда в силу особых условий, при которых совершается посягательство на гражданские права, обеспечить их защиту в судебно-арбитражном порядке не представляется возможным. Это имеет место в случаях, когда необходимо немедленно отразить начатое правонарушителем нападение, или в целях немедленного предотвращения опасности. При возникновении подобной чрезвычайной ситуации разрешается прибегнуть к таким исключительным способам защиты гражданских прав, как необходимая оборона и крайняя необходимость, которые в полном объеме могут быть использованы и несовершеннолетними осужденными. Существует еще целый ряд способов защиты гражданских прав, таких как: самозащита, компенсация морального вреда.

Наиболее эффективным и самым распространенным является судебный порядок защиты гражданских прав. В настоящее время любое нарушенное (оспоренное) субъективное право несовершеннолетнего, осужденного к лишению свободы, может быть защищено судом (ст.46 Конституции РФ). При разрешении дел с участием несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, существует ряд особенностей. К их числу относятся: особые правила судопроизводства ст. 50, 263 ГПК РФ; приоритет прав и интересов ребенка ст. 54, 65, 68, 72, 73, 76, 131 СК РФ; доступность судебной защиты (ст. 3, 52, 89 ГПК РФ и ст. 9 СК РФ); учет мнения ребенка при разрешении некоторых вопросов для суда (ст. 57, 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154 СК РФ) и ряд других особенностей, способствующих разрешению дел с наибольшей пользой для ребенка.

Как известно из ГК РФ, гражданская процессуальная правоспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, то есть с восемнадцатилетнего возраста. Однако происходят разногласия ГПК РФ и СК РФ, так как в соответствии со ст. 56, 142, 49, 62 СК РФ, ребенок, достигший 14 лет, может самостоятельно обращаться в судебные органы и отстаивать там свои интересы.

На наш взгляд, это противоречие может быть устранено путем расширения нормы в ч. 3 ст. 37 ГПК РФ, которая будет закреплять возможность несовершеннолетних достигших 14 лет лично защищать в суде свои гражданские права. Любое лицо, обратившееся в суд за защитой нарушенного (оспариваемого) права, должно подать заявление в письменной форме, что предусмотрено ст. 131, 132 ГПК РФ. Но тут возникает проблема. Как же, все-таки, несовершеннолетнему, осужденному к лишению свободы правильно и грамотно составить исковое заявление в суд? Для составления искового заявления целесообразно обратиться к помощи адвоката. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы Российской Федерации предусматривают право несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, на получение юридической помощи.

УИК РФ предусматривает: «для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи» (ч. 8 ст. 12); «для получения юридической помощи осужденным по их заявлению предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи» (ч. 4 ст. 89). В Федеральном законе от 31 мая 2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» установлено: «Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ч. 3 ст. 26). Но о несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, закон умалчивает.

Однако п. 6 ст. 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 324- ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» гласит, что несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, имеют право обращаться за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве).

При рассмотрении гражданского дела по защите нарушенных прав несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы, приходится сталкиваться еще с одной проблемой. Согласно п. 1 ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя. То есть ГПК РФ не делает исключения и для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, в отношении личного участия. Но ни гражданско-процессуальное, ни уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает этапирование данной категории лиц для личного участия в суде. В свою очередь, администрация исправительного учреждения отказывает осужденным в этапировании для участия в судебном заседании в порядке гражданского судопроизводства, объясняя свой отказ отсутствием соответствующей нормы в действующем законодательстве. Однако закон не создает препятствий для участия лица, отбывающего наказание в виде лишения свободы, в рассмотрении судами дел в порядке гражданского судопроизводства.

Закон не исключает предоставление лицу, отбывающему наказание, возможности довести до суда свою позицию по соответствующему делу путем проведения судебного заседания по месту отбывания этим лицом наказания, допуска к участию в деле его адвокатов и иных представителей, а также иным предусмотренным законом способом. Как показывает судебная практика, рассмотрение судебных дел по гражданским делам осуществляется путем проведения выездных заседаний в исправительные учреждения. Для этого осужденному необходимо обратиться в суд с ходатайством о рассмотрении гражданского дела по месту отбывания наказания.

Исходя из вышесказанного, можно сделать такие выводы. Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, должны обладать реальным правом на защиту своих гражданских прав и законных интересов. Им должна реально оказываться бесплатная юридическая помощь в решении юридических вопросов. Необходимо внести в ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» дополнение: «...а также несовершеннолетним, осужденным к лишению свободы». Для устранения противоречий ГПК РФ и СК РФ относительно процессуальной правоспособности несовершеннолетних, достигших 14 лет, предлагается расширить норму ч. 3 ст. 37 ГПК РФ, которая будет закреплять возможность несовершеннолетних достигших 14 лет лично защищать в суде свои гражданские права. В целях обеспечения возможности личного участия несовершеннолетнего в защите своих прав и законных интересов ввести в ст. 12 УИК РФ норму следующего содержания: «Несовершеннолетние осужденные имеют право на личное участие в судебном заседании в качестве истца или ответчика по гражданскому делу».

  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.
  • (Борсученко С.) («ЭЖ-Юрист», 2014, N 1-2)

    ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

    С. БОРСУЧЕНКО

    Светлана Борсученко, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и криминологии РПА МЮ РФ, г. Москва.

    Вопрос целесообразности и эффективности применения к несовершеннолетним преступникам уголовного наказания в виде лишения свободы является крайне острым. Российское государство, с одной стороны, осуждает противозаконные действия несовершеннолетнего и делает все возможное, чтобы он понес справедливое наказание, а с другой — старается обеспечить повышенную охрану его прав.

    Полномочия детского омбудсмена

    Должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (далее — Уполномоченный) была учреждена в целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации на основании Указа Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». В соответствии с ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2011 N 252-ФЗ) Уполномоченный в пределах своих полномочий обеспечивает защиту прав и законных интересов детей. Уголовно-исполнительное законодательство наделяет Уполномоченного контрольными полномочиями за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений. Согласно п. «е» ч. 1 ст. 24 УИК РФ Уполномоченный при исполнении служебных обязанностей вправе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Аналогичное положение закреплено в п. 9 ч. 4 ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Обращения осужденных к Уполномоченному цензуре не подлежат и в течение 24 часов, за исключением выходных и праздничных дней, должны быть доставлены адресату. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Уполномоченный вправе: — запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц; — беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации; — проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения; — направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов; — привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе. Согласно законодательству РФ вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность Уполномоченного, а также неисполнение должностными лицами его законных требований либо воспрепятствование его деятельности влекут административную ответственность (ст. 17.2.1 КоАП РФ).

    От системы наказания к системе реабилитации

    По данным Уполномоченного П. Астахова, 20% несовершеннолетних, совершивших преступления, осуждены к лишению свободы и отбывают наказание в воспитательных колониях, 60% несовершеннолетних суды назначают условное осуждение, 13% отбывают обязательные работы, 7% исполняют наказание в виде штрафа. В воспитательных колониях отбывают наказание 5,9 тыс. детей, из них 20% — это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, 75% — подростки старше 14 лет, 25% — дети в возрасте от 14 лет. В 13 домах ребенка при женских колониях проживают 846 детей. К наиболее уязвимым группам несовершеннолетних осужденных относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние женского пола, а также воспитанники, нуждающиеся в коррекционном обучении. Оценивая в целом положительно работу воспитательных колоний, среди актуальных проблем П. Астахов выделил расширение наказаний без изоляции от общества, ресоциализацию несовершеннолетних осужденных. По мнению детского омбудсмена, одной из задач администраций колоний должно стать налаживание партнерских отношений со службами, занимающимися профилактикой преступности среди несовершеннолетних, и с органами опеки и попечительства, поскольку уголовно-исполнительная система до сих пор не входит в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Кроме того, отсутствует система непрерывного социального, правового и психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных. Необходимо правовое просвещение подростков, которое должно продолжаться и в местах отбытия наказания. За время работы в должности Уполномоченного П. Астахов посетил ряд исправительных учреждений для несовершеннолетних. В ходе посещений он знакомился с работой объектов коммунально-бытового назначения (столовых, общежитий, магазинов, комнат длительных и краткосрочных свиданий), а также с условиями организации общеобразовательного и профессионального обучения, воспитательной работой с осужденными. В ходе индивидуальных и групповых бесед с осужденными П. Астахов интересовался вопросами посещения и участия в жизнедеятельности воспитательных колоний общественных организаций и волонтеров. Также Уполномоченный ознакомился с функционированием реабилитационных центров при воспитательных колониях, обеспечивающих возможность проживания осужденных в льготных условиях отбывания наказаний за пределами воспитательной колонии. В качестве положительного примера детский омбудсмен привел Архангельскую воспитательную колонию, в которой обучение воспитанников осуществляется в вечерней школе, оборудованной компьютерами с выходом в Интернет. В Канской воспитательной колонии ГУ ФСИН по Красноярскому краю вышки охраны заменены на видеонаблюдение, создан телефон доверия, который напрямую соединен с начальником колонии. Здесь также есть общеобразовательная школа с современно оборудованными классами, профессиональное училище с учебными мастерскими, где несовершеннолетние приобретают профессии, востребованные на рынке труда. Есть даже подаренный автозаводом тренажер для обучения вождению. С 2003 года на базе колонии реализуется совместный с Общественным комитетом по защите прав человека психолого-педагогический проект «Шаг навстречу». Уровень рецидивной преступности среди воспитанников, прошедших через интенсивы и тренинги проекта, составляет около 7%. С января 2010 года при колонии создан попечительский совет, в состав которого входят представители краевых и муниципальных органов власти, общественных, правозащитных и религиозных организаций, руководители крупных компаний и бизнес-структур <1>. ——————————— <1> Астахов: «Каждый пятый несовершеннолетний заключенный — сирота» // http://www. rfdeti. ru.

    По мнению П. Астахова, на территории каждого исправительного учреждения для подростков должны быть созданы социально-реабилитационные центры, в которых с детьми по индивидуальным программам могли бы работать квалифицированные психологи и педагоги. В процессе отбывания наказания несовершеннолетних нужно готовить к освобождению. В целом речь должна идти о переходе от системы наказания к системе реабилитации несовершеннолетнего преступника. На сегодняшний день только три колонии из 62 имеют подобные центры. «Многие подростки, только попав в колонию, начинают жить более-менее нормальной жизнью — все-таки здесь есть пятиразовое питание, досуг, медицинское обслуживание — то, чего они просто не видели на воле. Поэтому некоторые подростки стремятся сюда вернуться, им здесь нравится — и это страшно», — заметил детский омбудсмен.

    Уполномоченный в регионах

    В соответствии с Указом Президента РФ N 986 органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется учредить должность уполномоченного по правам ребенка. Она может учреждаться в соответствии с законом и иным нормативным правовым актом субъекта РФ (ч. 2 ст. 16.1 Закона N 124-ФЗ). В настоящее время такая должность введена в 70 субъектах РФ. Так, приняты Положение об уполномоченном при губернаторе Сахалинской области по правам ребенка, Закон Камчатского края от 28.04.2011 N 590 «Об Уполномоченном по правам человека и защите детства в Камчатском крае» (ред. 29.03.2012 N 23), Закон Новгородской области от 01.06.2010 N 755-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Новгородской области», Закон Кировской области от 06.10.2012 N 219-ЗО «Об Уполномоченном по правам ребенка в Кировской области», Закон Ленинградской области от 29.12.2012 N 110-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ленинградской области», Закон Республики Хакасия от 08.11.2011 N 90-ЗРХ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия», Закон г. Москвы от 15.04.2009 N 6 «Об Уполномоченном по правам ребенка в г. Москве» и др. Как неоднократно отмечал Уполномоченный П. Астахов, наиболее предпочтительной формой правовой регламентации института Уполномоченного по правам ребенка в регионах является парламентский способ его учреждения на основании специального закона субъекта РФ. Такой подход полностью отвечает международным рекомендациям, в том числе закрепленным в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения третьего периодического доклада РФ (от 30.09.2005). Самым неэффективным методом создания института Уполномоченного по правам ребенка, по мнению П. Астахова, является его введение в структуру аппарата Уполномоченного по правам человека, поскольку этот способ организации исключает независимость и самостоятельность института Уполномоченного по правам ребенка <2>. ——————————— <2> В Нижегородской области принят Закон «Об Уполномоченном по правам ребенка» // http://www. rfdeti. ru.

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает полномочия уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, аналогичные Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка (ч. 4 ст. 15, п. «е» ч. 1 ст. 24 УИК РФ).

    Попечительские советы

    Общественный контроль за деятельностью персонала воспитательных колоний осуществляют попечительские советы, создаваемые из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан (ч. 1 ст. 142 УИК РФ). Попечительский совет создается при каждой воспитательной колонии. Решение о создании такого совета принимает орган исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает положение о попечительском совете и его состав. Орган исполнительной власти субъекта РФ совместно с органом местного самоуправления, на территории которого расположена воспитательная колония, осуществляет контроль за деятельностью попечительского совета. Основной целью совета является оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса, укреплении материально-технической базы, решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц. Члены попечительского совета в установленном порядке вправе посещать воспитательную колонию, знакомиться в пределах своей компетенции с ее деятельностью, встречаться с осужденными, проводить с ними беседы, содействовать своевременному и правильному рассмотрению их заявлений и жалоб. Попечительский совет информирует органы исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления по наиболее важным вопросам, рассматриваемым и решаемым попечительским советом. О выявленных недостатках в работе воспитательной колонии председатель попечительского совета ставит в известность администрацию воспитательной колонии и вносит предложения по их устранению. Вместе с тем вмешательство совета в оперативно-розыскную и иную оперативную деятельность воспитательной колонии не допускается. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением «О попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» (Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 N 1295 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы»).

    Родительские комитеты

    В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии (ч. 2 ст. 142 УИК РФ). Из состава родительского комитета избираются председатель, который является членом учебно-воспитательного совета, и представитель в совет воспитателей отряда. Родительские комитеты активно участвуют в решении вопросов изменения условий содержания и досрочного освобождения осужденных воспитанников. Родительские комитеты могут знакомиться в установленном порядке с жилищно-бытовыми условиями содержания несовершеннолетних осужденных, обращаться в общественные объединения для оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, а также несовершеннолетним из неблагополучных семей, обеспечивать передачами и посылками сирот и лиц, оставшихся без родительского попечения, а также осужденных, чьи родители не поддерживают с ними связь, оказывать помощь этим лицам перед освобождением одеждой гражданского образца, совместно с администрацией воспитательной колонии обращаться в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания помощи в проведении воспитательной работы в колонии. Замечания и предложения родительского комитета его председатель докладывает на учебно-воспитательном совете. Родительский комитет отчитывается о проделанной работе перед учебно-воспитательным советом воспитательной колонии. Члены родительского комитета обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и правила обращения с осужденными, установленные администрацией воспитательной колонии.

    ——————————————————————

    Вопрос: Я замужем, у меня двое детей не от мужа. У дочери в свидетельстве о рождении отец не указан, у мальчика указан. Алименты отец не платит уже лет семь. Хочу с детьми взять фамилию мужа, оформив удочерение и усыновление. Как правильно начать этот процесс? («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)

    Вопрос: Я замужем, у меня двое детей не от мужа. У дочери в свидетельстве о рождении отец не указан, у мальчика указан. Алименты отец не платит уже лет семь. Хочу с детьми взять фамилию мужа, оформив удочерение и усыновление. Как правильно начать этот процесс? И. Б.Постникова, г. Бийск, Алтайский край

    Ответ: Прежде чем начинать процедуру усыновления (удочерения), придется пройти процедуру лишения родительских прав биологического отца в отношении сына на основании того, что отец уклоняется от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняется от уплаты алиментов. Лишение родительских прав производится в судебном порядке по заявлению одного из родителей или лиц, их заменяющих, заявлению прокурора, а также по заявлениям органов или организаций, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.). Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав. В заявлении об усыновлении должны быть указаны: — фамилия, имя, отчество усыновителей (усыновителя), место их жительства; — фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, его место жительства или место нахождения, сведения о родителях усыновляемого ребенка, наличии у него братьев и сестер; — обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства; — просьба об изменении фамилии, имени, отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении ребенка в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении. К заявлению об усыновлении должны быть приложены: — копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке; — при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения и не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты; — медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя); — документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.

    Я. В.Бродневская Юрист

    ——————————————————————

    Вопрос: У меня ситуация следующая. Я гражданка РФ, мой будущий муж — гражданин Великобритании. Мы решили пожениться в Кении, далее на несколько месяцев мы остаемся там жить. Подскажите, пожалуйста, какие документы нам надо собрать, чтобы брак считался легальным на территории России и Великобритании. («Юрист спешит на помощь», 2014, N 1)

    Вопрос: У меня ситуация следующая. Я гражданка РФ, мой будущий муж — гражданин Великобритании. Мы решили пожениться в Кении, далее на несколько месяцев мы остаемся там жить. Подскажите, пожалуйста, какие документы нам надо собрать, чтобы брак считался легальным на территории России и Великобритании. И. Ф.Семак, г. Москва

    Ответ: В соответствии со ст. 158 СК РФ браки между гражданами Российской Федерации и браки между гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами или лицами без гражданства, заключенные за пределами территории Российской Федерации с соблюдением законодательства государства, на территории которого они заключены, признаются действительными в Российской Федерации, если отсутствуют предусмотренные Семейным кодексом РФ обстоятельства, препятствующие заключению брака. Необходимо отметить, что для предъявления на территории РФ свидетельства о браке или иного аналогичного документа, подтверждающего заключение брака, он должен быть легализован в установленном законом порядке и переведен на русский язык. Таким образом, ваш брак считается действительным на территории РФ с момента его заключения в Кении. По вопросу о порядке легализации брака на территории Великобритании вам необходимо обратиться к законодательству этой страны.

    Н. В.Дьячкова Юрист

    ——————————————————————