Сумма обеспечения контракта 223 фз. Установление обеспечения исполнения контракта — в каких случаях требуется. Формы обеспечения исполнения контракта

В предыдущей статье мы достаточно подробно разобрали вопрос о том, как обеспечивается исполнение госконтрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Вместе с тем, наряду с рынком государственных и муниципальных закупок существует и рынок закупок государственных корпораций, регулируемый Федеральным законом от 18 июля 2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». И объем сделок, заключаемых на этом рынке, по итогам 2018 года в 3 с лишним раза превысил объем госзакупок. Общая сумма заключенных договоров по 223-ФЗ составила 19,573 трлн. рублей. За тот же период в по 44-ФЗ было заключено контрактов на сумму 6,355 трлн. рублей.
Давайте теперь попробуем разобраться, какие требования существуют к обеспечению исполнения контрактов при участии в закупках по Федеральному закону № 223-ФЗ.
Как ни странно, Федеральный закон № 223-ФЗ напрямую вообще не регламентирует порядок обеспечения исполнения контрактов. Но в ч.1 ст. 2 данного закона установлена обязанность Заказчика при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться Конституцией и Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также принятыми и утвержденными Положениями о закупке.
Далее, в ч. 2 ст. 2 указывается, что Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке. Такими требованиями являются, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Тем самым, закон предоставляет заказчику право самостоятельно принимать решение о необходимости устанавливать требования об обеспечении исполнения контрактов. Следовательно, требования по обеспечению исполнения контрактов может быть включено Заказчиком в документацию о закупке при условии, что включение такого рода требований предусмотрено (или допустимо) утвержденным Положением о закупке.
Таким образом, размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контрактов установлен в Положении о закупках конкретного Заказчика, а также в документации о проведении закупки. Способ обеспечения участник может выполнить самостоятельно, если он не указан в Положении или в документации о такой закупке.
Какой способ обеспечения предпочтителен для исполнителя - денежный депозит или банковская гарантия? Разумеется, банковская гарантия , поскольку найдется немного исполнителей, готовых вывести из оборота денежные средства и заморозить их на весь срок исполнения контракта. Но при самостоятельном выборе способа обеспечения исполнения контракта Специалисты рекомендуют предварительно согласовать его с заказчиком, и желательно в письменной форме. Отсутствие конкретных указаний на способ обеспечения в Положении и закупочной документации может стать поводом для недобросовестного заказчика отказать в принятии банковской гарантии. И чем меньше таких поводов будет у заказчика, тем лучше для исполнителя.

Если с денежным депозитом все более или менее ясно, то о банковских гарантиях обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, есть необходимость поговорить подробнее.
На практике, в Положениях о закупке обычно указывают на возможность обеспечения исполнения контракта, а нужно оно или нет в каждом конкретном случае - это указывается в закупочной документации. Таким образом, заказчик оставляет себе свободу действий и возможность выбора в зависимости от видов закупочных процедур, предметов закупки, условий исполнения контракта и т.п. Но, что особенно важно для исполнителей, в Положениях часто присутствуют требования к банкам-гарантам и требования к банковским гарантиям.
Как выглядят требования к банкам-гарантам? Они могут быть представлены одним из трех вариантов:
1. Конечный список из банков, гарантии которых готов принять заказчик.
2. Требования к финансовым показателям банков (например, не менее 3 млрд. рублей по размеру капитала) или место в соответствующих рейтингах (например, ТОП 10 или ТОП 100 по размеру активов).
3. Требования к кредитным рейтингам (например, рейтинги агентств НРА или AK&M не ниже А).
К чему это приводит? Для заказчика, безусловно, это возможность снизить свои риски, получив в качестве обеспечения исполнения контракта гарантии тех банков, которым он доверяет. А для исполнителя это может стать серьезной проблемой. Предположим, что Ваша компания собирается заключить контракт на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг на сравнительно небольшую сумму. А заказчик при помощи одного из указанных выше трех способов отобрал 1,5 - 2 десятка крупных банков.

Банковские гарантии для поставщиков госзаказа

по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Большой перечень банков, высокий процент одобрения

Вы когда-нибудь пробовали получить гарантию на несколько сотен тысяч или несколько миллионов рублей в каком-либо банке из числа ТОП 10 или ТОП 20? Попробовав, Вы с удивлением узнаете, что Ваша компания с объемом годовой выручки в несколько десятков миллионов рублей (чем Вы не без оснований гордитесь) как клиент крупным банкам совершенно не интересна. Кроме того, рассмотрение вопроса о предоставлении кредитных продуктов, как правило, занимает не менее 2 недель и требует подготовки огромного количества документов.
Надеюсь, Вы уже поняли, что можете столкнуться с серьезными трудностями при попытке обеспечить банковской гарантией исполнение контракта по Федеральному закону № 223-ФЗ. Для того чтобы избежать неприятностей эксперты Кредитно-страхового агентства рекомендуют внимательно изучать не только закупочную документацию, но и, в обязательном порядке, Положение о закупках. И реально оценивать свои возможности по обеспечению, как банковской гарантией, так и денежными средствами. Если возникают сомнения, обратитесь к специалистам . Конечно, они не смогут чудесным образом разрешить все проблемы, но, по крайней мере, профессионально оценят шансы на получение банковской гарантии и подскажут возможные варианты ее получения. А решение, как всегда, будет за Вами.
В заключение скажем несколько слов о различиях в обеспечении исполнения контрактов банковскими гарантиями по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В этом вопросе существуют два существенных отличия:
1. По Федеральному закону № 44-ФЗ банковская гарантия обязательно должна быть включена в Единый реестр банковских гарантий. Без наличия банковской гарантии в реестре заказчик не имеет права принимать такую банковскую гарантию в качестве обеспечения контракта. Федеральный закон № 223-ФЗ не требует внесения банковской гарантии в Единый реестр.
2. В соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ банковская гарантия должна быть получена только в банке, входящем в официальный перечень Министерства финансов РФ.

Правительство установило, что такие банки должны одновременно соответствовать следующим требованиям:

  • наличие собственных средств (капитала) в размере не менее 300 млн рублей, рассчитываемых по методике ЦБ РФ, по состоянию на последнюю отчетную дату;
  • наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "BB-(RU)" (до 1 января 2020 года - не ниже уровня "B-(RU)") по национальной рейтинговой шкале для РФ Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruВВ-" (до 1 января 2020 года - не ниже уровня "ruB-") по национальной рейтинговой шкале для РФ Рейтингового агентства"Эксперт РА".

Федеральный закон № 223-ФЗ не выдвигает никаких требований к банку-гаранту, предоставляя заказчику право при необходимости определить эти требования по своему усмотрению, отразив их в Положении о закупках.
О сложностях, возникающих у исполнителя в связи с правом заказчика самостоятельно определять требования к банкам-гарантам, мы уже писали выше. Отсутствие единого реестра банковских гарантий по Федеральному закону № 223-ФЗ также не добавляет уверенности исполнителям. В этом случае повышается вероятность нарваться на мошенников, которые присутствуют на этом рынке в достаточном количестве. Единственный выход из такой ситуации, который мы можем предложить исполнителю, это работать напрямую с банками, или только с теми брокерами, которым Вы доверяете. Перед оплатой счетов за получение гарантии, не забывайте лишний раз проверить реквизиты и адрес получателя - банка-гаранта. Кроме того, Вы всегда можете проверить подлинность полученного договора и счета на оплату, обратившись непосредственно в банк, по телефонам, указанным на официальном сайте банка.
В заключение скажем - да, при работе на рынке закупок госкомпаний действительно много подводных камней. Но знать о возможных проблемах и путях их решения - это уже большая часть успеха.
Чтобы выиграть торги для начала надо принять в них участие. Дорогу осилит идущий!

Во всех ли процедурах заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта?

В каких случаях обеспечение контракта не предусмотрено

Государственные закупки регламентируются 44-ФЗ и 223-ФЗ.

В соответствии с 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта регламентировано положениями статьи 96. Согласно его положений при определенных видах закупок заказчик обязан устанавливать подобное требование, а в других - только вправе, то есть обеспечение контракта может быть и не предусмотрено по выбору заказчика. В связи с чем необходимо крайне внимательно изучать положения аукционной документации.

По 223-ФЗ обеспечение предусматривается (устанавливается или не устанавливается) заказчиком в положениях о закупках, при этом иногда могут опубликованы конкурсы заказчиками, которые не указывают на необходимость обеспечения в своих положениях о закупках и тем не менее это требование может возникнуть в любом конкурсе и опубликовано только в конкурсной документации. По коммерческим контрактам обеспечение исполнение контракта также устанавливается заказчиком и не регламентируется законом.

Нужно ли обеспечение контракта по 44-ФЗ

В п.1 ст.96 Закона №44-ФЗ говорится об обязательном установлении требования обеспечения исполнения контракта.
При этом п.2 содержит положение о ПРАВЕ установления требования. Таким образом, заказчик может установить или не установить обеспечение по своему усмотрению.

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), пунктами 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Электронный аукцион и конкурс

Заказчик в извещении на аукцион или конкурс обязан установить требование обеспечения исполнения контракта согласно п.1 ст.96. Аналогичное требование предусмотрено для закрытых процедур.

Запрос котировок

При запросе котировок (параграф 3 глава 3 Закона № 44-ФЗ) обеспечение не обязательно, кроме случаев, когда заказчик на свое усмотрение устанавливает такое требование. Важно отметить, что проведение запроса котировок для заказчика возможно только при НМЦК до 500000 рублей, и при этом годовой объем закупок по котировкам не превышает 10% общего объема закупок и не превышает 100 млн рублей (ч.2 ст.72 Закона № 44-ФЗ).

Запрос предложений

В силу указанных в ч.2 ст.96 случаях, при запросе предложений обеспечение не требуется, если таковое не устанавливается заказчиком в положении о закупках.

Право устанавливать обеспечение контракта в запросе предложений возможно в следующих случаях согласно п.п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ:

  1. Поставка спортинвентаря, оборудования, экипировки для сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для их участия в Олимпийских и Паралимпийских Играх.
  2. Лечение гражданина РФ за границей при заключении контракта с иностранной организацией. Контракт может быть заключен только федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2013 № 1011 .
  • Список федеральных органов исполнительной власти, которые могут заключать подобные контракты: МВД, МЧС, МИД, Министерство обороны, Минюст, Минздрав, Министерство культуры, Минобрнауки, Министерство природных ресурсов и экологии, Минпромторг, Минвостокразвития, Минсвязь, Министерство сельского хозяйства, Министерство спорта, Минстрой, Минтранс, Министерство труда и социальной защиты, Минфин, Министерство экономического развития, Министерство энергетики, Служба внешней разведки, ФСБ, Федеральная служба войск национальной гвардии, ФСО, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ГУСП, Управление делами Президента РФ, ФАС, Росстат, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Федеральное агентство научных организаций, Государственная фельдъегерская служба, Федеральное агентство по делам национальностей.
  • Закупки лекарств для назначения одному пациенту по решению врачебной комиссии. Объем лекарственных препаратов не должен превышать общий объем лекарств на весь срок лечения пациента.
  • Закупки изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.
  • Услуги по защите интересов РФ в случае подачи в иностранные судебные органы, международные суды и арбитражи исков к РФ.
  • У единственного поставщика

    При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

    Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

    При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

    Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

    • закупки у естественных монополий (п.1),
    • у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
    • контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
    • закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
    • выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
    • контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826 ; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
    • закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
    • закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
    • поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
    • закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
    • произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
    • закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
    • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
    • направление работника в служебную командировку (п.26)
    • закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
    • заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
    • аренда помещений на территории других государств (п.32),
    • контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
    • закупки для органов внешней разведки (п.40),
    • закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
    • заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
    • закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
    • услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
    • закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
    • и другие.

    Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

    Право устанавливать обеспечение по Постановлению Правительства РФ от 11.03.2016 №182 («Антикризисное Постановление»)

    Кроме того, Правительство РФ определяет дополнительные случаи и условия, при которых заказчик вправе не устанавливать обеспечение исполнения. Список случаев и условий обновляется Правительством каждый год.

    Среди них:

    1. наличие в контракте условия о перечислении поставщику аванса на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации ; т.е. перевод госконтракта на сопровождение в Федеральное казначейство;
    2. проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
    3. участник закупки является бюджетным учреждением или автономным учреждением и им предложена цена контракта, сниженная не более чем на 25 процентов НМЦК;
    4. при авансе не более 15% или при проведении заказчиком расчета с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с оплатой в размере не более 70 процентов цены каждой поставки товара (этапа выполнения работ, оказания услуг) - применяется по контракту для обеспечения федеральных нужд;
    5. для муниципальных нужд или нужд субъекта РФ – при авансе, установленном высшими исполнительными органами государственной власти, или при полном расчета только после приемки заказчиком всех поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (за исключением гарантийных обязательств).

    08.11.2018

    спикер: Татьяна Леонтьева

    Специальный счет. Электронные процедуры в 2019 году по-новому.

    С 1 октября 2018 года для обеспечения заявок поставщики, по решению Правительства РФ, должны использовать спецсчета. Это означает, что для процедур, объявленных после 1.10.2018 необходим спецсчет.

    Информация о специальных счетах изложена в следующих нормативно-правовых актах:

    1. Требование о необходимости обеспечения заявок через спецсчета изложено в ст. 44 Федерального закона № 44-ФЗ .
    2. Перечень банков, где можно открыть спецсчет, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 1451-р. В него вошло 18 банков.
    3. Порядок открытия и ведения спецсчета банком закреплен Постановлением Правительства РФ от 30 мая 2018 г. № 626.
    4. В Постановлении Правительства РФ от 10.05.2018 № 564 закреплен порядок списания платы с победителя закупочной процедуры, в том числе и путем использования спецсчета.

    Специальный счет необходим для проведения следующих процедур по 44-ФЗ:

    1. Отрытый конкурс в электронной форме
    2. Конкурс с ограниченным участием в электронной форме
    3. Двухэтапный конкурс в электронной форме
    4. Электронный аукцион
    1. Конкурсы в электронной форме
    2. Аукционы в электронной форме
    3. Запросы предложений в электронной форме
    4. Запросы котировок в электронной форме

    С 1 июля 2018 года заказчики по желанию смогут проводить открытые закупки в электронной форме. Для определения поставщика могут использоваться следующие методы:

    • открытый конкурс в электронной форме;
    • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
    • двухэтапный конкурс в электронной форме;
    • запрос предложений в электронной форме;
    • запроса котировок в электронной форме.

    С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика.

    С 1 октября 2018 года начали функционировать 9 электронных площадок, отобранные Правительством РФ, которые уже заключили соглашения с банками об использовании спецсчетов:

    1. Электронные площадки, прошедшие отбор в рамках 44-ФЗ
    2. Специальная площадка для нужд гособоронзаказа (АСТ ГОЗ)

    Список площадок для закупок по 44-ФЗ:

    1. АО "ЕЭТП"
    2. АГЗРТ
    3. Сбербанк-АСТ
    4. РТС-Тендер
    5. Национальная электронная площадка
    6. Российский аукционный дом
    7. ЭТП ГПБ
    8. ТЭК-Торг
    9. АСТ ГОЗ (Гособоронзаказ)

    Специальный счет НЕ нужен:

    1. Участникам «бумажных» закупочных процедур
    2. Участникам, которые не планируют работать по 44-ФЗ
    3. Участникам, которые планируют участвовать в электронных запросах котировок и запросах предложений (для запросов предложений по результатам несостоявшихся конкурсов и аукционов п.8 ч.2 ст. 83 и п.5ч.2ст.83.1 Минфин рекомендует устанавливать требования об обеспечении заявок см. Письмо Минфина России от 2 октября 2018 г. N 24-06-08/70718)

    Для того, чтобы открыть специальный счет у участника закупки должен быть заключен договор банковского счета с одним из уполномоченных банков.

    Здесь могут быть два варианта:

      У компании или предпринимателя нет счета в уполномоченном банке;

      В этом случае компаниям и предпринимателям нужно обратиться в один из уполномоченных банков для заключения договора специального счета.

      У компании или предпринимателя уже есть счет в уполномоченном банке, но он не является специальным.

      Во втором случае достаточно заключить с банком дополнительное соглашение к имеющемуся договору банковского счета об его использовании в качестве специального (п. 5 Требований к договору спецсчета, утвержденных Постановлением № 626).

    Перечень банков Правительство утвердило Распоряжением от 13 июля 2018 г. N 1451-р. На сегодняшний день в него включены 18 банков:

    1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»
    2. Публичное акционерное общество «Банк ВТБ»
    3. Акционерное общество «Газпромбанк»
    4. Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"
    5. Акционерное общество "АЛЬФА-БАНК"
    6. Публичное акционерное общество «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК»
    7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»
    8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»
    9. Публичное акционерное общество «РОСБАНК»
    10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»
    11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»
    12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»
    13. Публичное акционерное общество «БАНК «САНКТ- ПЕТЕРБУРГ»
    14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»
    15. Публичное акционерное общество «РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК»
    16. Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»
    17. Акционерное общество «ОТП Банк»
    18. Акционерное общество «ЮниКредит Банк»

    В соответствии с частью 13 статьи 44 Закона N 44-ФЗ каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из уполномоченных банков. Требования к условиям таких соглашений установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30.05.2018 N 626 вступившим в силу с 1 июля 2018 года.

    Банк вправе открывать специальные счета участникам закупок только после заключения соглашений о взаимодействии с каждым из операторов электронной площадки. Средства подлежат внесению на специальные счета, открытые участниками закупок в банках, которые включены в установленный Правительством РФ перечень.

    Задумано Реализовано

    Введение специальных счетов преподносилось как благо для бизнеса:

    1. Денежные средства на одном счёте, а не раскиданы по площадкам.

    Начисление процентов на денежные средства на спец счета, в том числе и на заблокированные

    Обеспечение заявок для участников было бесплатно (кроме убытка в виде замороженных средств на площадке).

    1. На сегодняшний день банки с участников взымают оплату: за открытие счёта, за ведение счёта, за каждую операцию блокирования. В разных банках тарифы разные.
    2. Участники не получали процентов от площадок за пользование денежными средствами. В настоящий момент большинство банков предлагают 0,1% (Сбербанк, Открытие, Райффайзенбанк).

    В качестве участников закупок могут выступать физические лица. Банки отказывают в открытии счета физическим лицам.

    После 31.12.2018 поставщики, не прошедшие регистрацию в ЕИС, не смогут открыть спецсчет. После регистрации в ЕИС, поставщик будет в течение 1 рабочего дня аккредитован на всех отобранных электронных площадках.

    Банк проверит, зарегистрированы ли вы в ЕИС, после этого открывает спецсчет и уведомляет об этом ЭП.

    Обеспечение заявки и контракта по-новому 44-ФЗ

    Обеспечение заявки может предоставляться в виде: денежных средств или банковской гарантии по выбору участника закупки.

    При проведении электронных закупок банковскую гарантию в составе заявок предоставлять не нужно. Оператор проверяет самостоятельно ее наличие в реестре банковских гарантий. По 30 июня 2019 года включительно обеспечение заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.

    Новый порядок обеспечения заявок. Алгоритм обеспечения:

    Когда участник подает заявку, он тем самым дает свое согласие на блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на своем специальном счете. Но, если в реестре БГ уже внесена информация о наличии банковской гарантии, обеспечивающей данную заявку, то средства не блокируются.

    Банки будут начислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, который заключается с участником закупки (по факту это 0,1%).

    «Таким образом, не позднее 2 октября 2018 г. операторы электронных площадок, разместив перечень уполномоченных банков на своих сайтах, проинформируют участников закупок об уполномоченных банках, наличие специального счета в которых позволит принять участие в электронной процедуре, проводимой на соответствующей электронной площадке.

    Минфин России считает возможным рекомендовать участникам закупок заблаговременно ознакомиться с указанной информацией на сайтах электронных площадок с целью определения возможности участия в закупках, проводимых на соответствующей электронной площадке, и заблаговременного открытия специального счета в уполномоченном банке, установившем информационное взаимодействие с соответствующей электронной площадкой.

    При этом Минфин России отмечает, что обеспечивает ежедневный мониторинг выполняемых уполномоченными банками и операторами электронных площадок работ по установлению взаимодействия информационных систем, а также сообщает о готовности принятия мер, направленных на исключение банков из числа уполномоченных банков в случае, если фактическое информационное взаимодействие не будет установлено в полной мере к 1 ноября 2018 г.

    Статус интеграции АО «ЕЭТП» с Банками по состоянию на 5 октября 2018 г.

    • «Банк ВТБ»
    • «Сбербанк России»
    • «Альфа-Банк»
    • «Московский Кредитный банк»
    • «Финансовая Корпорация Открытие»
    • «Райффайзенбанк»
    • «Промсвязьбанк»
    • «Банк «СанктПетербург»
    • «Совкомбанк»
    • «Российский национальный коммерческий банк»
    • «Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк»
    • «Всероссийский банк развития регионов»
    • «Акционерный Банк «Россия»

    В статье 44 вступили в силу изменения с 01.07.2018. Теперь обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах устанавливается только в конкурсах и аукционах при НМЦК свыше 5 млн. рублей, если Правительство не установит иное.

    Однако, согласно постановлению от 12 апреля 2018 года №439 при НМЦК более 1 млн рублей заказчик будет обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсе и аукционе.

    "О начале функционирования электронных площадок, специализированной электронной площадки, применении Федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ и 223-ФЗ"

    «На основании изложенного, учитывая, что Закон N 44-ФЗ не содержит запрет на установление заказчиком требования обеспечения заявок при проведении конкурсов и аукционов в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей, заказчик:

    1) вправе не превышает один миллион рублей;

    2) обязан установить требование обеспечения заявок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает один миллион рублей.

    Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 440. Кроме того, существуют дополнительные требования к банковским гарантиям:

    1. Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 11 с 18.03.2018.

    В банковской гарантии должно быть условие о праве заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта.

    Таблица сформирована по материалам Института Госзакупок.

    2. Постановление Правительства РФ от 15.01.2018 № 11 с 18.03.2018

    Бенефициар одновременно с требованием по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта, направляет гаранту документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара).

    Ранее: документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).


    Изменился порядок удержания денежных средств в случае, когда в течение одного квартала на одной электронной площадке три заявки участника закупки были отклонены по вторым частям.

    Если 3 раза в течение квартала на одной площадке отклонены вторые части заявки в конкурсе или аукционе одного УЗ, обеспечение заявки перечисляется в доход соответствующего бюджета (Ранее только для электронных аукционов и на счет заказчика)

    Письмо Минфина России от 27.08.2018 № 24-03-07/60842 по вопросу открытия специальных счетов бюджетными учреждениями

    Минфин России в связи с поступающими вопросами и вступлением в силу положений Федерального закона от 31 декабря 2017 г. № 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сообщает позицию в отношении открытия специальных счетов, на которых учитываются средства бюджетных учреждений, направленных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

    № 7 - ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Учитывая, что Законом № 44-ФЗ предусмотрено открытие специального счета, бюджетные учреждения вправе открывать специальные счета для обеспечения заявок на участие в электронных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

    При этом, по мнению Минфина России, с учетом целевого характера расходования финансовых средств, бюджетные учреждения вправе учитывать на специальных счетах финансовые средства только в объеме необходимом для обеспечения заявки, поданной для участия в конкретной электронной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Дополнительно Минфин России сообщает, что в настоящее время осуществляется подготовка изменений в Закон № 44-ФЗ в части исключения обязанности бюджетного учреждения предоставлять обеспечение заявки на участие в закупке.

    Принятие данных изменений планируется реализовать до конца 2018 года.

    Обеспечение заявки и контракта нововведения: 223-ФЗ

    Обеспечение заявки в рамках 223-ФЗ регулируется ч.25 — 27 ст.32 № 223-ФЗ. Согласно статье обеспечение заявки не устанавливается, если НМЦД не превышает пять миллионов рублей. Если НМЦД превышает пять миллионов рублей, то заказчик вправе установить требование к обеспечению. Размере обеспечения составляет не более 5 % НМЦД. Кроме того, в качестве обеспечения могут быть денежные средства, банковская гарантия и любой иной способ по ГК РФ.

    Закупка в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП регулируется ч.10 — 11 ст.34 № 223-ФЗ. Требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения должны быть предусмотрены в Положении о закупке.

    Конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем:

    • проведения конкурса в электронной форме
    • аукциона в электронной форме
    • запроса котировок в электронной форме
    • запроса предложений в электронной форме

    Для осуществления таких закупок необходима аккредитация и использование спец счета аналогично заказчикам по Закону № 44-ФЗ.

    Важно знать, что возврат участнику конкурентной закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

    1. Уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
    2. Непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных Законом № 223-ФЗ, до заключения договора заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

    Обеспечение исполнения контакта по 223-ФЗ. Алгоритм:

    1. Выберите один из двух способов внесения обеспечения исполнения контракта 223-ФЗ: перечислите необходимую сумму на счет заказчика или предоставьте гарантию из банка. Если вы выбрали в качестве способа обеспечения заявки предоставление банковской гарантии, обратите внимание на требования к этому документу:

    • гарантия должна быть безотзывной;
    • гарантия должна быть выдана финансово устойчивым банком;
    • срок действия гарантии должен быть больше периода действия заявки.

    Ряд заказчиков при заключении договора просят подписать согласие на невозврат обеспечения контракта по 223-ФЗ.

    Допустимые пределы обеспечения обязательств по договору устанавливают в положении о закупке, конкретные показатели для отдельной процедуры прописывают в закупочной документации. Если в условиях предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ чаще всего равен предоплате.

    Обеспечение контракта по 223-ФЗ можно установить в денежном выражении при любой закупке. Закон оставляет это на усмотрение заказчика. Условия юридическое лицо может прописать в своем положении о закупке. Также допустим вариант, при котором размер обеспечения договора по 223-ФЗ при электронном аукционе и других способах закупок указывается только

    в документации, а в положении не содержится.

    В соответствии с Постановлением Правительства от 11.12.2014 № 1352 заказчики, работающие по 223-ФЗ, предоставляет субъектам малого бизнеса преимущества. Для малых и средних предприятий по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не может превышать 5 процентов от цены договора (при этом если договором предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен быть больше суммы аванса).

    Внести средства возможно двумя способами:

    • предоставить банковскую гарантию;
    • перечислить деньги на счет заказчика.

    Также для субъектов МСП установлен особый порядок возврата обеспечения. Он отличается в зависимости от результата закупки.

    Обеспечение заявки возвращается в течение 7 дней, если:

    • Участник на стал победителем закупки. В такой ситуации семь дней отсчитываются с момента подписания протокола;
    • Участник стал победителем закупки. В таком случае деньги перечислят в течение семи дней со дня заключения договора. Те же сроки действуют, если договор по каким-то причинам не был заключен.

    По 223-ФЗ обеспечение исполнения контракта возвращается, если договор не был заключен из-за внешних причин, не зависящих от сторон, или поставщик исполнил все свои обязательства.

    Сравнения, выводы

    Вопросы

    - Могу ли я использовать расчетный счет компании, если он открыт в одном из 18 отобранных банков? - Да, но нужно заключить дополнительное соглашение с банком к существующему расчетному счету, чтобы он получил статус специального. Некоторые банки рекомендуют открыть отдельный счет, чтобы не смешивать обычные финансовые операции с операциями по спецсчету. Эти вопросы необходимо выяснить отдельно в каждом банке. - Можно ли использовать 1 спецсчет для всех площадок? - Да, можно. Гораздо удобнее открыть и контролировать 1 спецсчет для всех ЭТП. - Плата за участие в торгах будет сниматься со спец.счета? - Да, такой вариант предусмотрен. Всего существует два алгоритма: Вы можете перечислять самостоятельно, либо денежные средства будут сниматься с вашего специального счета. - Когда поставщики смогут проводить регистрацию в ЕИС? - После 1 января 2019 года.

    Может ли Заказчик в рамках 223-ФЗ "О закупках товаров, работ услуг отдельными видами юридических лиц" требовать от подрядчика внесения денежных средств, в счет обеспечения исполнения контракта и отказывать в принятии банковской гарантии.

    Ответ

    Форма обеспечения контракта должна быть установлена положением о закупке, закупочной документацией и указана в извещении (ч. , ст. 4; ч. ст. 2 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ).

    Если форма обеспечения контракта в указанных документах не конкретизирована, то заказчик не может отклонить обеспечение исполнения контракта в форме банковской гарантии. В данном случае победитель может обратиться в контролирующий орган и обжаловать решение заказчика.

    Система Юрист для бюджетных учреждений

    Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

    Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» , «БСС Системы Главбух».

    Положение о закупке.

    Положение о закупке - один из основных документов, который регулирует закупочную деятельность заказчика и не может противоречить законодательству. В нем укажите требования к закупке, в том числе:

    • порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), а также условия их применения;
    • критерии и порядок оценки заявок. В частности, заказчики могут прописать, что будут проводить сравнение цены единицы товара (работы, услуги) без учета НДС ();
    • порядок заключения и исполнения договоров;
    • методику обоснования начальной (максимальной) цены договора (в т. ч. в зависимости от предмета закупки). Для расчета цены можно воспользоваться , которые утверждены . Такие рекомендации даны в . А в Минэкономразвития России привело пример определения цены, когда заказчику нужно получить кредит;
    • перечень товаров (работ, услуг) для закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
    • другие положения, связанные с обеспечением закупки. К примеру:
      - порядок и случаи внесения изменений в план закупок ();
      - порядок размещения в ЕИС информации об отказе от закупки;
      - для проведения закупки в иностранной валюте: стадию закупки, по которой будет фиксироваться курс инвалюты (например, дата перечисления аванса или первой оплаты по контракту). Кстати, если вы проводите закупки в инвалюте, установить такой момент важно. Ведь закупка - это довольно длительная процедура, а курс иностранной валюты в последнее время нестабилен.

    Положение должно распространяться на все закупочные процедуры, которые составляют хозяйственную деятельность заказчика, в том числе на закупки товаров (работ, услуг) в коммерческой деятельности.

    В Положении о закупке заказчик вправе установить любые (помимо конкурса и аукциона) способы закупок, предусмотрев порядок проведения закупок такими способами. Например, запросы предложений, запросы котировок, закупки у единственного поставщика и т. д. При этом для повышения прозрачности ФАС России рекомендует также прописать критерии выбора заказчиком того или иного способа в зависимости от предмета закупки или цены. Подробнее о том, как обосновать свой выбор, см. в .*

    Внимание: в Законе № 223-ФЗ нет ограничений для закупок у единственного поставщика, а также у аффилированных лиц без проведения конкурентных процедур. Но злоупотреблять ими не стоит. Это может привести к недобросовестной конкуренции и привлечь внимание контролирующих органов. Об этом предупредили специалисты Минэкономразвития России в письмах , .

    Положение утверждает наблюдательный совет автономного учреждения. Сделать это надо один раз, то есть ежегодно утверждать новое положение о закупке не нужно.

    Такие правила установлены частями , статьи 2, статьи 3 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и разъяснены в письмах Минэкономразвития России , .

    Положение о закупке, а также вносимые в него изменения должны быть размещены в ЕИС в течение 15 дней со дня их утверждения ().

    Извещение о закупке.

    Извещение - это неотъемлемая часть документации о закупке, которая должна соответствовать сведениям, содержащимся в ней ().

    В извещении о закупке должны быть указаны, в частности, такие сведения:

    • способ закупки (открытый конкурс, открытый электронный аукцион или другой, который предусмотрен Положением о закупках);
    • наименование, местонахождение, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
    • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
    • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
    • срок, место и порядок представления документации о закупке;
    • размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (если такая плата установлена заказчиком), за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
    • место и точную дату, когда будут рассмотрены предложения участников закупки и подведены итоги закупки. Указывать период вместо точной даты нельзя. То есть неправильно писать в извещении и документации: «рассмотрение заявок не позднее… », «рассмотрение заявок в течение…». Об этом сказано в , .

    Для проведения конкурса (аукциона, закупки другим способом) заказчик должен опубликовать извещение об этом в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе (аукционе) (). Одновременно с извещением разместите в ЕИС в электронном виде:

    • документацию о закупке;
    • проект договора.

    Порядок размещения в ЕИС извещения, документации о закупке, проекта договора, а также вносимых в них изменений установлен положения, утвержденного .

    Документация о закупке.

    В документации о закупке укажите сведения, которые установлены в Положении о закупке. В том числе:

    • требования к качеству, техническим характеристикам товара (работы, услуги), безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и т. п.;
    • требования к участникам и документы, которыми участники могут подтвердить, что соответствуют им. Если для проверки соответствия вам нужны , то можете это требование тоже включить в документацию ().
    • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
    • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
    • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), в том числе и ее обоснование ();
    • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
    • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

    Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке, приведен в статьи 4 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Помимо этого заказчик вправе потребовать от участников представить другие сведения, если они предусмотрены Положением о закупке. В частности, справку об отсутствии задолженности по налогам. При этом участник вправе подать такую справку как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа с применением усиленной квалификационной подписи. Об этом сказано в .*

    Стоит отметить, что если в документации о закупке не указаны какие-либо требования к участникам, товарам (работам, услугам) или условиям договора, то и предъявлять их нельзя. Кроме того, нельзя проводить оценку и сопоставление заявок на участие по критериям и в порядке, которые не установлены в документации. При этом исчерпывающий перечень критериев, по которым нужно оценивать и сопоставлять заявки, не утвержден. А значит, заказчики сами выбирают их для оценки в зависимости от потребностей каждой закупки и прописывают в документации.*

    Внимание: за отсутствие в документации о закупке порядка оценки и сопоставления заявок предусмотрена административная ответственность.

    Изменение извещения и документации.

    Изменения в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации разместите в ЕИС не позднее чем в течение трех дней с даты решения о таких изменениях, представления указанных разъяснений ().

    Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

    223-ФЗ прослыл более лояльным законом, нежели 44-ФЗ. На то есть все основания - его статьи не возводят твердые рамки для заказчиков, а, напротив, создают почву для свободного выбора. Всё так и не так, когда дело касается обеспечения исполнения контракта. В частности, для субъектов малого и среднего бизнеса.

    В чём заключается “иллюзия свободы” и как обеспечить контракт по 223-ФЗ корректно - разберёмся в статье.

    А нужно ли оно на самом деле

    В Федеральном законе № 223 ничего не сказано про то, что контракт заключается лишь после предъявления участником обеспечения. Но на практике организатор тендера имеет право его затребовать.

    Его форма, условия и размер указываются в документации и в Положении о закупке по ч.2 ст.2 и ч.10 ст.4. 223-ФЗ. Но не всегда в двух сразу - и это нормально. Если заказчик нигде не указал подобные сведения, то вид обеспечения - на выбор участника (то есть любой).

    Чтобы быть спокойным и не потратить время зря, лучше отправить организатору письменный уточняющий вопрос о желаемой форме обеспечения. Переписка - полноценное доказательство необоснованных придирок заказчика.

    Примечание

    Извещение о закупке публикуют в ЕИС. В нем можно найти требования к форме и размеру обеспечения.

    Формы обеспечения контракта

    По ч.1 ст.2 223-ФЗ в закупках стороны руководствуются также Гражданским кодексом РФ. Последний устанавливает формы обеспечения сделки в п.1 ст. 329.

    Нормативные документы лишь очерчивают границы допустимого, но выбор делает заказчик. Чаще всего он останавливается на банковской гарантии или денежном взносе.

    Как обеспечить деньгами

    Если торги не электронные, то победивший участник перечисляет денежный взнос заказчику посредством платежного поручения на расчетный счет, указанный в извещении. В назначении платежа прописывает реквизиты контракта. Иногда заказчик приводит в документации то назначение платежа, которое нужно указать при перечислении.

    После получения отметки банка “Исполнено” платежное поручение прикрепляют к подписанному контракту. Если поставщик или подрядчик исполнят свои обязательства, то обеспечение им вернется.

    Если торги электронные, то сумма обеспечения блокируется на спецсчете исполнителя. Подробнее про спецсчета можно прочитать в нашей .

    Банковская гарантия по 223-ФЗ

    Заказчик хочет быть уверен, что контракт исполнят, как он задумывал и прописывал в документации. Но подрядчиков и поставщиков много, и все они разные. Предлагая банковские гарантии, кредитные организации подарили спокойствие организаторам торгов, а исполнителям - возможность получить лакомый заказ.

    Бенефициар - заказчик, в пользу которого выдается БГ. Последняя страхует исполнение его контракта. Государственное или муниципальное предприятие, которое имеет доступ к бюджетным деньгам.

    Принципал - лицо, которое оформляет выпуск БГ для участия в тендере или для заключения контракта после победы в нем. Организация или индивидуальный предприниматель, желающие получить госзаказ посредством тендера.

    Гарант - любой банк, отвечающий требованиям 223-ФЗ и заказчика. Поручитель участника торгов перед организатором.

    Банк сам проверяет платежеспособность и ответственность участника. Заказчик получает готовый результат - надежного контрагента. Последний рад - с ним охотнее сотрудничают.

    223-ФЗ - благодатная почва для управленческих решений. Кто-то требует обеспечение контракта, а кто-то - нет. Это прописывается в Положении о закупках. Однако обязательные условия для БГ в законе есть. Среди них:

    • безотзывность - когда ни участник, ни заказчик, ни банк не могут прекратить действие гарантии на установленных условиях;
    • наличие в тексте БГ обязательств и прав сторон, сумм выплат и срока действия.

    Важно! У организатора торгов есть лишь 3 дня, чтобы отвергнуть или принять гарантию от участника.

    Для каких целей нужна

      Обеспечение исполнения контракта.

      Суть БГ в том, что банк выплатит компенсацию заказчику (бенефициару), если исполнитель (принципал) не выполнит или выполнит заказ недобросовестно.

      БГ выдается победителю для последующего заключения контракта. Предоставление такого поручительства от банка порой является для заказчика обязательным, но всё же требуется не всегда.

      Возврат аванса.

      Банк гарантирует бенефициару возврат денежной суммы в размере предоплаты, перечисленной принципалу. Последний при этом должен нарушить условия контракта. Например, использовать полученные средства не по назначению.

    Есть ли отличия в гарантиях по 44-ФЗ и 223-ФЗ

    Да, есть. 223-ФЗ в целом предоставляет гораздо больше свободы и заказчику, и участнику. Банковские гарантии по 44-ФЗ находятся в более узких рамках.

    • Федеральное казначейство ведет реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov , куда в обязательном порядке вносится каждый вновь выпущенный документ. Без этого не может быть и речи о продолжении сотрудничества. По 223-ФЗ вносить гарантии в этот реестр не требуется.
    • По 223-ФЗ обеспечивать контракт не обязательно. Заказчик утверждает необходимость этого и другие аспекты, связанные с обеспечением, в ПЗ согласно ч.2 ст. 2 этого же закона.
    • По 44-ФЗ банк-гарант должен быть строго из списка Минфина. В 223-ФЗ такого ограничения нет.

    Почему банковская гарантия выгодна всем

      Банковская гарантия - удобный способ обеспечения исполнения контракта для участника.

      Комиссия за такую услугу составляет 3-4%, а ставки по кредитам - от 12 до 24%. Гарантия выигрывает даже перед внесением собственных средств в качестве обеспечения, ведь не требует отвлечения денег из оборота.

    • Участник может оформить несколько банковских гарантий и поучаствовать в разных тендерах, а с кредитами так не выйдет.
    • Гарантия - снижение финансовых рисков для заказчика
    • Легко получить. Гарантию можно оформить удаленно. Чтобы забрать документ- не обязательно появляться в офисе.

    Сколько нужно обеспечить

    Заказчик устанавливает размер обеспечения самостоятельно. Однако в деловой практике многое перекликается с 44-ФЗ, например:

    • Если по договору есть предоплата, то размер обеспечения, как правило, такой же. Но в любом случае не превышает сумму аванса.
    • В контракты на сумму до 50 млн. рублей вносят требование об обеспечении в 5-30% от неё.
    • Если сделка крупная, то и 10% от НМЦК (но не больше предоплаты).

    Кого относят к МСП

    Выписка из единого Реестра МСП - основание для участия в закупках не на общих основаниях по 223-ФЗ наряду с декларацией соответствия.

    Важно! Форма декларации представлена в ПП №1352 от 11.12.14. Без этого документа субъект не сможет участвовать в торгах по 223-ФЗ на особых условиях.

    Примечание. По Федеральному закону № 313 от 03.08.2018 сведения о соответствующих организациях вносят в Реестр МСП. Для этого в налоговую предоставляют сведения не позднее июля каждого года. После проверки информации 10 августа реестр обновляется - из него можно выгрузить выписку.

    Но выписка - это следствие. В первую очередь нужно удовлетворять характеристикам, применяемым к МСП. Итак, кто они такие?

    Субъекты малого и среднего бизнеса (в тексте - МСП) - это индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые ведут коммерческую деятельность для получения прибыли.

    В таблице приведены численные значения, определяющие МСП.

    Для МСП другие требования к обеспечению - какие

    Согласно п.8 ПП №1352 организаторы тендеров составляют перечни товаров, работ и услуг, которые планируют закупать исключительно у малого и среднего бизнеса. Этот документ они размещают на сайте компании и в ЕИС.

    В перечень можно периодически вносить изменения, если это предусмотрено в ПЗ.

    Важно! По ч. 5 ПП №1352 от 11.12.14 объем закупок у МСП за год должен быть 18 и более процентов от общего стоимостного объема заключенных сделок заказчика за год. Тендеры, которые не принимаются в расчет, есть в ч.7 вышеназванного Положения Правительства.

    Одно из преимуществ - размер обеспечения не должен быть больше 5% от цены контракта на основании ч.25 ПП №1352 от 11.12.14 (если не предусмотрен аванс). При наличии в договоре авансирования - в размере аванса.

    Также для исполнителей МСП срок заключения договора может быть меньше, чем для крупных компаний. Ведь для них не установлен минимальный срок, а максимальный - 20 дней. Для остальных групп исполнителей по ч. 15 ст. 3.2 223-ФЗ сделка заключается не ранее чем через 10 дней после размещения протокола в системе закупок.

    МСП выбирают способ обеспечения сделки самостоятельно: БГ, деньги или другое, предусмотренное тендерной документацией.

    Важно! Согласно ПП от 10.05.2018 №564 размер платы за победу в тендере - 1% от цены сделки, но не больше 2000 рублей. По запросу оператора ЭП эта сумма взимается с обеспечения, которое находится на спецсчете в банке, после её разблокировки. Оператор может уменьшить плату - внимательно читайте документацию тендера.

    Если заказчик проводит торги для этой категории лиц, то в документации тендера и в извещении должна быть сделана соответствующая пометка «Только для субъектов малого и среднего бизнеса».

    Важно! Максимальная начальная сумма сделки, которая проводится только среди МСП, не может превышать 400 млн. рублей по ч.18 и ч.19 ПП №1352.

    Можно ли заменить обеспечение

    По ч.11 ст. 4 заказчик может поменять вид обеспечения исключительно до рассмотрения заявок.

    Исполнитель также вправе изменить обеспечение контракта. В 223-ФЗ это не запрещается, а в Письме Минэкономразвития РФ № Д28и-1819 от 22 июня 2015 - разрешается (при условии, что такую возможность допустил сам заказчик в Положении о закупках).

    Для этого участник тендера пишет письмо на фирменном бланке в адрес организатора с уведомлением о новом обеспечении сделки. И предоставляет документ из банка, подтверждающий это.

    Когда заказчик вернет обеспечение исполненного контракта

    После того как подрядчик/поставщик выполнил заказ, по закону заказчик обязан вернуть ему обеспечение в сроки, установленные контрактом и тендерной документацией. Они могут быть любыми - на усмотрение организатора.

    Организация подтверждает исполнение обязательств актами приема-передачи, накладными или счетом-фактурой.

    Если обеспечение денежное, то исполнитель отправляет заказчику письмо на фирменном бланке с просьбой вернуть его. В тексте указывают реквизиты расчетного счета.

    С банковской гарантией ещё проще - обеспечение принципала возвращается в соответствии с договором о БГ. Чтобы избежать сложностей, в тексте подробно и понятно описывается ситуация, при которой этот возврат возможен.

    Иногда обеспечение не возвращается - почему

    • поставленный товар с дефектами;
    • выпуск БГ не подтвержден при обращении в банк (документ не прошёл проверку);
    • доставка товара просрочена на 20 дней и больше;
    • товар без документов, подтверждающих качество;
    • поставщик неоднократно нарушает условия сделки, поставляет товар неприемлемого качества.

    Внимательное отношение к срокам и стандартам качества товара и услуг - первая обязанность исполнителя. Нарушая условия договора, поставщик подводит заказчика. Последний забирает обеспечение или его часть в качестве штрафа за отклонение от требований контракта.

    Что нужно запомнить

    1. Обеспечение исполнения контракта - страховка для заказчика от финансовых потерь, которые следуют за недобросовестной работой поставщика или подрядчика.
    2. 223-ФЗ лишь в общих чертах устанавливает нормы для крупных заказчиков. Для МСП закупочная деятельность имеет свои особенности, описанные в ПП №1352 от 11.12.14.
    3. 223-ФЗ не накладывает ограничения на размер обеспечения. Решение за организатором тендера.
    4. Заказчик обязан определить размер, форму и прочие требования к обеспечению исполнения контракта в Положении о закупках и/или конкурсной документации.