Святая мученица людмила, княгиня чешская

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя — Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто.

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край – в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.

В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем – Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.

У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям - одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.

У них было двое сыновей - Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери - святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.


Княгина Драгомира, святой Вацлав и святая Людмила

Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.

Святые Вацлав I, герцог Богемии и Людмила

Святая Людмила открыто выразила свое недовольство невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, в результате чего Драгомира замыслила убить свою свекровь. Следуя слову Писания – удаляться от всякого зла, святая Людмила уехала из столицы в город Тетин, где стала вести свою жизнь в молитве, рукоделии и благотворении. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь.


Убийство Людмилы

Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября , выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» — сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах — главном храме Чехии, построенным внуком Св. Людмилы — Вацлавом Святым (Вернее Св.Вацлав начал его строить, но скоро умер и был похоронен в одном из пределов храма).

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.


Собор Св. Людмилы в Праге

Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.


Храм св. Георгия в Праге, где покоятся честные мощи св. Людмилы

Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге , где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему – придела) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.


Мощи св. Людмилы Чешской в базилике святого Георгия в Пражском Граде

В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно 29 сентября в день памяти святой здесь совершается торжественное богослужение и со всей Москвы и ее окрестностей собирается множество Людмил, чтобы почить память своей небесной покровительницы.


Храм Святителя Николая в Котельниках

Храм святого Николая Чудотворца в Котельниках (1822-1824 г.г.)

Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Святая Людмила жила в конце IX и начале X века. Она была родом из Сербии, дочь сербского князя. Ее отдали в замужество чешскому князю Боривою. В то время чешский народ еще не был крещен; сам князь Боривой и его молодая супруга были язычниками.

После своего брака они уверовали во Христа и приняли святое крещение от святого равноапостольного Мефодия, Архиепископа Моравского, просветителя славян. Они заботились о просвещении своего народа светом истинной Христовой веры, строили церкви и приглашали священников для совершения в них Богослужений.

У них было три сына и одна дочь. Князь Боривой погиб рано, тридцати шести лет. Овдовев, святая Людмила переносила свою печаль с полною преданностью воле Божией, вела строгую и благочестивую жизнь и свое имущество раздавала нищим.

Сын ее Вратислав был женат на Драгомире, он вступил на престол после отца и правил своим народом тридцать три года, в его правление святая Людмила продолжала заботиться о Церкви. После смерти Вратислава страной стал править 18-летний Вячеслав, внук Людмилы. Святая Людмила воспитала своего внука в христианской вере. Пользуясь неопытностью и молодостью своего сына, Драгомира начала насаждать в стране языческие обычаи и нравы.

Святая Людмила воспротивилась этому. Драгомира возненавидела свою свекровь Людмилу и всячески старалась погубить ее. Узнав об этом, Людмила удалилась в город Течин. Драгомира подговорила двух бояр и послала их убить святую Людмилу. Они, придя в Течин, собрали многих людей. Когда настал вечер, они окружили дворец, где находилась святая Людмила, разломали двери и вошли внутрь. Схватив святую княгиню, которая в это время молилась, они набросили веревку ей на шею и удавили ее. Это случилось в субботу в первом часу ночи. Умерла святая Людмила в 927 году.

Угодив Богу, она пострадала мученически. Ей был тогда от роду шестьдесят один год. Бог прославил многими чудесами место ее погребения (она погребена была не в церкви, а под городской стеной): каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи, один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с ее могилы. Услышав о таких чудесных знамениях, ее внук Вячеслав совершил перенесение ее святых мощей в город Прагу и положил их в церкви святого великомученика Георгия Победоносца. Вскоре после этого святая Людмила была канонизирована и с тех пор считается покровительницей Чехии, ее мощи и ныне источают много знамений и чудес. День ее памяти 29 (16) сентября.

Память святых мучеников - княгини Людмилы и ее внука князя Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.

Тропарь Людмиле, кн. Чешской

Оставльша тьму идолослужения /
и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, /
явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, /
и светом святости твоея /
истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

В начале 2007 года мне предали икону святой Людмилы Чешской освященную на мощах в Праге (на фото).

........................................

Брошюра СВЯТЫЕ БЛАГОВЕРНЫЕ КНЯЗЬ ВЯЧЕСЛАВ И КНЯГИНЯ ЧЕШСКИЕ. АКАФИСТЫ
издана 29 сентября 2010 года в день ПРАЗДНОВАНИЯ СВЯТОЙ МУЧЕНИЦЫ КНЯГИНИ ЛЮДМИЛЫ.

Брошюра включает в себя
АКАФИСТ СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЕ ЧЕШСКОЙ
АКАФИСТ СВЯТОМУ ВЯЧЕСЛАВУ ЧЕШСКОМУ
ЖИТИЯ СВЯТОГО ВЯЧЕСЛАВА И СВЯТОЙ ЛЮДМИЛЫ ЧЕШСКИХ.

Человеческая природа такова, что ему просто необходима поддержка высших сил. Одним людям вера в Бога дарит надежду, вторым - терпение, третьим - любовь и укрепление духа. Упование на Господа всегда помогало сохранить целостность души в трудные времена, сама вера сопряжена с такими понятиями, как надежда и любовь.

Сейчас влияние церкви неоспоримо, многие люди постепенно приходят в её лоно, прося Господа о заступничестве и помощи. Молитва действительно помогает, чудодейственные мощи служат исцелению, имена многих святых известны по всему миру. Однако святая Людмила Чешская знакома не всем, хотя её заступничество может оказаться важным для семейного счастья, благополучия, здоровья детей и близких.

Кто такая княгиня Чешская

Родиной великой мати стала Чехия, но на сегодняшний день её имя там практически забыто. Святая Людмила была рождена в семье Славибора - сербского князя, в 860 году. В совсем молодом возрасте она вышла замуж и покинула отчий дом, уехав с мужем в далёкий по той поре край - Чехию. Брак с князем Борживоем из рода Пржемысловичей послужил поводом для объединения племён на территории современного чешского государства. В документальных сведениях указано, что она была высокообразованна, владела несколькими языками, в том числе латынью и греческим.

В чешских рукописях отмечено, что княгиня Чешская святая Людмила взошла в земле Богемской подобно утренней звезде. Она стала символом веры и правды, разогнала лучом истинного христианства мрак заблуждения.

Святая Людмила: житие, крещение

В те времена супружеская пара придерживалась языческой веры, однако ситуацию изменило знакомство с великим просветителем Мефодием. Вполне вероятно, что этот переводчик с арамейского, латинского, греческого и других языков, произвёл на молодую чету сильное впечатление. Уже в 882 году супруги в присутствии Мефодия приняли таинство крещения.

Княжеская пара в Чехии возвела первый на этой земле храм христианской веры в Левом Градце, который был назван в честь святого Климента. Святая мученица Людмила и её муж, приняв крещение, стали способствовать распространению Православной веры в Чешском государстве. Благочестивая пара созидала в своём княжестве храмы, приглашала священников для совершения молебнов и богослужений.

Сыновья княжеской четы

У супругов было четыре дочери и двое детей мужского пола. Все отпрыски воспитывались в страхе Божьем. Князь ушёл из жизни в возрасте 39 лет, оставив во вдовьем горе двадцатидевятилетнюю жену. Старший сын - Спитигнев - тоже умер рано, и на престол вступил младший - Братислав, но государством фактически управляла его мать, которая считалась мудрой правительницей. Святая Людмила вела праведную жизнь в христианской вере, помогала всем нуждающимся, больным и обездоленным.

Несмотря на все старания княгини, язычество сохранялось на территории государства, особенно у полабских славян, которые населяли соседние земли. Дела немецкого романизма не только не способствовали сближению местных народов с христианством, а наоборот, становились сильной подпиткой вражды против него. Жена Братислава - Драгомира - была язычницей, что, по некоторым данным, представляется весьма сомнительным. Маловероятно, что в таком христианском семействе, как княжеское, супруга князя была некрещёной. Однако предания утверждают, что она не была истинной верующей, отличалась заносчивостью и гордыней и вследствие таких черт характера и непреклонности дорожила всем славянским, и язычеством в том числе. Ненависть к вере, воспитанная в полабских славянах, не без усилий немецких властителей и миссионеров, проявлялась и в ней.

Внуки святой Людмилы

Княжеская пара породила детей - двоих сыновей. Мальчики совсем не походили друг на друга: Вячеслав напоминал по нраву доброго отца - глубокого христианина, Болеслав стал отражением всех качеств нечестивой Драгомиры. Первенство престолонаследия оставалось за Вячеславом, и князь поручил его воспитание своей богобоязненной матери - святой Людмиле. Другого сына пестовала Драгомира.

Князь рано почувствовал близость своей кончины и хотел закрепить за Вячеславом престол. Он созвал именитых правителей, епископа, представителей церкви в храм Пречистой Богородицы и после проведения литургии возвёл его на ступени алтаря, где отрок получил епископское благословение. Несмотря на все козни невестки, Вячеслав воспитывался в законе христианском.

Князь покинул этот мир в 921 году, власть получил его несовершеннолетний сын. Чешским сеймом был создан указ, согласно которому Драгомира становилась регентшей. Святая Людмила Чешская занималась образованием и воспитанием внука.

Убийство мученицы

Драгомира, несмотря на распространение христианской веры, пыталась искоренить её из чешского народа. Она смогла приблизить к себе всех оставшихся в княжестве иноверцев и стала отменять законы и порядки, способствующие ослаблению язычества, которые были приняты ещё Борживоем и Братиславом. По всей чешской земле стали выстраиваться идольские капища.

Святая Людмила выразила невестке своё недовольство. Но в душе Драгомиры языческое безумство давно переплелось с властолюбивыми амбициями, и она задумала убить свекровь. Княгиня, повинуясь слову Писания - удаляться от любого зла, покинула столицу, затем уединилась в Тетине, где проводила время в молитве, рукоделии, благотворении. Однако невестка нашла её и здесь.

Убийцы в ночь с 15 на 16 сентября ворвались к Людмиле, вырвав двери дворца. В это время княгиня преклонила колени в молитве в домашней часовенке. «Так вы помните благодеяния мои?» - спросила она. Увидев, что её собираются удушить, княгиня попросила поразить её мечом, чтобы пролить кровь за Христа вместе с другими страдальцами. Но убийцы были осведомлены о том, что кровопролитие является условием для признания мученичества, и прибегли к удушенью. Источники предполагают, что орудием стала вуаль, которая теперь является символом святой Людмилы. Душа мученицы отправилась на вечный покой, а тело было погребено без соблюдения христианских канонов под городской стеной Тетина.

Господь ославил место погребения угодницы чудесами: еженощно над ним появлялись горящие свечи. Слепцы прозревали, когда касались земли с её могилы. Внук княгини, услышав о таких знамениях, перенёс тело убиенной в Прагу и упокоил его в базилике святого Йиржи.

Доподлинно неизвестно, знал ли блаженный Вячеслав, что Драгомира принимала участие в убиении Людмилы. Однако современники сообщают, что его мать была удалена от двора. Сам князь продолжал жить в глубоком христианстве и по вере своей устраивал все дела семьи и подвластных земель.

Известен случай, когда на земли Вячеслава пришёл с войском соседний князь - Радислав. Внук св. Людмилы с присущим ему миролюбием послал спросить у второй стороны, чем вызвано нападение. Ответ требовал уступки Богемии, что вынудило Вячеслава выступить с войском на защиту родной стороны. Однако князь не хотел проливать кровь и предложил честный поединок самому Радиславу, на что тот согласился. В итоге соперник был побеждён и просил прощения у Вячеслава на коленях.

Чуть позже на сейме в Вормсе Вячеслав попросил у императора Оттона мощи святого мученика Витта, на что получил благоволение. Блаженный князь привёз их в Прагу и возвёл храм в его честь. Именно в этом святилище были помещены мощи его бабки - Людмилы.

Год от года почитание мученицы только росло, но официально церковь признала её святость примерно в 1144 году. Затем престолы некоторых чешских храмов приняли частицы мощей, день святой Людмилы стал праздноваться как церковный праздник. В 1197-1214 годах епископ Даниэль Второй дал своё благословение на роспись икон мученицы наряду с образами других покровителей чешской земли. Во времена царствования Карла Четвёртого над ракой благочестивой княгини было возведено надгробие. Святая Людмила, (памяти) которой отмечается 29 сентября, до сих пор погребена в этом месте.

В 1981 году рака была отворена, рядом со святыми мощами обнаружили белую ткань из шелка с геометрическим узором. Историки полагают, что (повой), которой знатные дамы покрывали голову.

Почитание в Русской Православной Церкви

Святая мученица Людмила почитается РПЦ, её имя внесено в русские православные святцы, в храмах находятся образа. В Москве, в одном из соборов, расположена святыня: икона мученицы с частичкой мощей. Многие паломники со всей страны приезжают сюда, дабы иметь возможность ей поклониться.

О чём её просят в молитвах

Прежде всего, святой Людмиле молятся те люди, которые считают её своей покровительницей. Можно произносить краткое прошение мученице каждый день или читать акафист. Преподобную просят о заступничестве и небесном благословении детей своих.

Молитва святой Людмиле, угоднице Христовой, должна произноситься с чистой душой и добрым сердцем. Она помогает избавиться от грешных помыслов, получить покаяние и помилование от Царя Небесного.

В молитвах и акафистах к мученице часто упоминается её внук - блаженный Вячеслав. Через него возносятся мольбы и за заступничество по отношению к собственным детям и внукам.

Прошения могут вестись не только готовыми молитвами, но и своими словами - заступница услышит любой зов о помощи, идущий от души. Классические акафисты содержатся в Канонике, это можно приобрести в любой церковной лавке. Обращаться к святой можно в любое время дня, когда того затребуют благочестивые помыслы.

Молитвенное правило

У каждого человека своя дорога к Господу, и все мы находимся на определённом отрезке этого пути. Любой из верующих обладает своими физическими и временными возможностями для вознесения молитв, соответственно, единого правила просто нет. Каждый должен обращаться к святым и Господу ровно столько, сколько может.

Иконы преподобной мати в России

На иконах княгиня Чешская святая Людмила изображена в длинном платье, голова всегда покрыта повоем, на некоторых образах - княжеской шапкой. Основным атрибутом, имеющим символичное значение, считается именно повой, который спускается на шею. Есть иконописцы, изображающие вместо него верёвку - символ мучения. Существуют совсем редкие иконы, где святая представлена с чашей, наполненной виноградными гроздьями. Нередко её изображают с малолетним Вячеславом, который внимает учениям.

Икона святой Людмилы-мученицы помогает предотвратить семейный разлад, даёт защиту от злого умысла. Перед образами молятся о здоровье и благополучии младших домочадцев, например, внуков, детей. Святая помогает им не пострадать от греха, встать на путь истинного христианина.

Если в семейном кругу уже назрел конфликт, молитва, вознесённая к иконе мученицы, поможет вернуть мир. Женщина, рождённая под именем этой заступницы, избежит в прошении различных неприятностей и решит все житейские неполадки.

В России икона святой есть в Москве, в Котельниках, на Подворье Православной Церкви и Словакии, она расположена в храме Святителя Николая. Ко дню памяти мученицы сюда ежегодно привозят частичку мощей. Также перед иконкой можно помолиться в церкви Вячеслава Чешского, которая возведена в Барвихе. Остальные образа, менее известные, можно встретить в храмах во всех уголках страны.

Значение иконы

Икона святой Людмилы повествует о благочестивой жизни княгини. Но её беды, мужественно переносимые, встречаются в жизни обычных женщин, например, проблемы с родственниками, в семье, потеря любимых и близких. История мученицы учит преодолевать все перипетии, оставаться в вере, христианстве, дарить любовь и помогать людям. Молитва, произнесённая перед образами, неоднократно помогала людям.

Святая Людмила: день ангела

Обычаи предписывали нарекать ребёнка на восьмой день после рождения. Имя выбирал священник, руководствуясь Святками. Мученик, в честь которого дитя получало имя, становился его небесным заступником. Православные придерживаются такого порядка и по сей день. Все девочки с именем Людмила (при условии крещения в нём) должны почитать своего ангела-хранителя и заступницу, которой является преподобная княгиня. День ангела празднуется 29 сентября.

Также отмечается день памяти святой мученицы благоверной княгини Чешской - Людмилы. Он празднуется церковью 16 сентября по старому стилю и 29 сентября - по новому. Святую могут считать небесной покровительницей все верующие, которые ищут её заступничества.

Канонизированная княгиня - покровительница родной земли

Святая Людмила стала первой чешской мученицей, покровительницей родной земли. Также её почитают как благодетельницу бабушек, матерей, педагогов, учителей и воспитателей. Её статуя размещена на Карловом мосту, где представлены и другие скульптуры самых почитаемых святых Чехии. Почётное место занимает лик, изображённый на постаменте памятника Св. Вацлава, установленного в центре Праги.

Храмы в Праге

Католический храм святой Людмилы-мученицы был основан в 1888 году. Он находится на площади Мира, в городском районе Винограды. Это великолепное неоготическое сооружение выделяется двумя высокими, абсолютно одинаковыми колокольнями. Храм построен таким образом, что будто бы парит над площадью. Высота башен со шпилем - шестьдесят метров. Костел святой Людмилы является доминантой прилегающего пространства и привлекает не только молящихся, но и туристов.

К основному входу ведёт высокий тяжёлые двери и портал оформлены строгим орнаментом. С обеих сторон от входной группы установлены портики из камня, над порталом размещено большое окно-роза. За счёт стрельчатых удлинённых окон облик башен кажется вытянутым по вертикали. Тимпан украшен рельефными изображениями Христа, святых - Вацлава и Людмилы.

Храм святой Людмилы действующий и является собственностью Римской церкви. Христиане, принявшие католическую веру, наряду с православными отмечают день благочестивой Людмилы и почитают её. Святилище открыто для всех верующих во время богослужений.

Ещё один, не менее известный храм, возведён в местечке Тетин, близ Согласно преданию, он возводился на месте, где была убита княжна. Под главным алтарём возложен камень, на котором - опять же, согласно преданиям - молилась святая, когда к ней подкрались душители.

Храм мученицы, но уже принадлежащий Русской Православной Церкви, был освящён в Праге в конце 2012 года. Он возведён в бывшем выставочном павильоне Росторгпредства на Сибирской площади. Во времена советской власти тут экспонировалась строительная и сельскохозяйственная техника, в более позднее время - размещалась экспозиция ретро-авто. Не так давно территория была возвращена в лоно Православной Церкви.

В рамках первого этапа реконструкционных работ обустройство церкви велось в пределах основного круглого объёма сооружения. На втором этапе предполагается возведение колокольни и куполов. Однако православный храм святой Людмилы в Праге уже принимает прихожан, которые хотят вознести молитву святой. А также тех, кто рассчитывает на её небесную помощь.

Святыни

Мощи святой Людмилы находятся в Праге и почитаются верующими за одну из главных христианских реликвий. Гробница размещена в базилике преподобного Георгия, в отдельной часовне Пражского Града. Она чаще всего закрыта для посетителей, и лишь раз в году верующим дозволено совершить богослужение близ чудотворных мощей.

В день святой Людмилы тут проходят православные и По их окончании всем прихожанам священники разрешают приложиться к реликвии.

Вместо заключения

Святая великомученица Людмила стала символом благочестия, добродетели для христиан всего мира. Почитание этой княгини, возносимые к ней прошения помогают сохранить мир в семье, добрые отношения с близкими и окружающими. Не так важно, как произносится обращение - по канонам или своими словами, если оно идёт от благочестивого сердца и души, то достигнет своей цели. Молитва святой Людмиле всегда дарит благо!

Она взошла в земле Богемской, как Звез­да утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения. Она - перво­цвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денни­цею она может быть названа - ибо светом святости произвела день богопочитания <…> Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею - то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет.

«Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии» (чешская рукопись XI в.)

Икона святой мученицы Людмилы, хранящаяся в храме свт. Николая в Котельниках

Первое житие святой княгини Людмилы, на­ряду с житием ее внука князя Вячеслава, тоже прославленного в лике святых, составлено во вто­рой четверти X века одним из выдающихся чле­нов славянской миссии - священником Павлом Каихом, который был особенно близок к княже­скому дому. Это житие известно по двум сборни­кам: один из них - это русский «Пролог», а дру­гой представляет собой латинское переложение, созданное в Чехии и найденное, в своем наибо­лее древнем варианте, в той же рукописи, что и Сазавская хроника.

Следуя этому и другим имеющимся письмен­ным свидетельствам, можно в общих чертах вос­становить жизнь благоверной княгини.

Святая Людмила родилась в 860 году, около городка Мельник по одной версии, в граде Пшов (Козьма Пражский), соглас­но написанной в 990-х годах «Легенде Криспиана » она была родом из племени западных сербов, так называемых пшов ан дочерью князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за чешского князя Борживоя.

Борживой I был крещен при дворе Нитранского (г. Нитра) князя Святополка святым Мефодием. Для распространения христианства в землях чехов князь Великой Моравии Святополк направил святого Мефодия к Борживою, и здесь уже святой Мефодий крестил его супругу Людмилу и некоторых приближенных князя. Однако, большинство чехов остались язычниками. В своей столице, Леви-Градек (северо-западный район современной Праги), Борживой и Людмила вместе со святым Мефодием построили в Чехии первую христианскую церковь — церковь святого Климента (существует до сих пор)

Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Правосла­вия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на зем­ле Чешской христианский храм в честь Пречис­той Богородицы, главным пресвитером в котором был известный Павел Каих.

«Видевши, святая блаженная княгине Людмило, все люди земли Чешския во тьме идолослужения погруженныя, усердно потщися ecu просветити тех светом Христовой веры и в созидании храмов Божиих, и в укреплении веры православныя в стране Чешския» [здесь и далее: из «Акафиста святой Людмиле»].

Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и четырьмя (по некоторым сведениям - одной) дочерьми, кото­рых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

«Радуйся, понесшая вдовство твое

благочестно и преславно».

«Радуйся, вдовственную твою чистоту

непорочно сохранившая».

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Вратислав, вступив на престол после своего брата, правил до 921 года. Супруга Вратислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой стра­ны славян-лютичей из области стодорян. У Бра­тислава и Драгомиры было двое сыновей - Вя­чеслав и Болеслав, которые совсем не лоходили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покрови­тельствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по пра­ву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил благочестивой матери своей - святой Людмиле. Воспитанием же Бо­леслава занималась Драгомира, пожавшая в свое время горькие плоды своих наставлений.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.

Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос в благодатной вере отрок под сению своей бабки.

«Радуйся, внука твоего, святаго князя Вячеслава,

в истинах веры воспитавшая».

«Радуйся, яко тебе за сие уготовано

сокровище вечных благ».

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья. Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении. Сохранившиеся памятники письменности изображают княгиню Людмилу как жену глубоко и горячо верующую, милосердную и сострадательную.

«Радуйся, яко сиротам и вдовицам ты ecи была

мать и читательнице;

Радуйся, и нищим ты ecи была милостивая

подательнице и обидимых благая защитнице».

«Радуйся, сердце твое на прошение и нужды

приходящих к тебе открывала ecи;

Радуйся, странники и нищие питала еси».

Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной старицы.

«Так ли помните все мои благодеяния?» - спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на шею святой мученицы. «Лучше поразите меня мечом, - смиренно просила Людмила, - чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год. Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина. Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.

«Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр

схваченная и вервием удавленная по вые твоей;

Радуйся, яко таковым образом угодившая Богу,

пострадавшая мученически».

«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых

Своих является».

«Радуйся, яко мощи твоя прослави Господь

нетлением благодатно».

Услышав о таковых чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в церкви святого Георгия, где и ныне от них происходит много знамений и чудес.

По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.

Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143-1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. В период где-то с 1197-го по 1214 год епископ Даниэл II благословил писать иконы святой Людмилы наряду с иконами других чешских покровителей. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.

В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.

На иконах святую Людмилу изображают в длинном платье, голова ее покрыта повоем, иногда княжеской шапкой. Главным ее атрибутом является спускающийся на шею повой, на некоторых иконах - веревка. Все это символы ее умучения. Есть редкие иконы, на которых святая изображена с чашей, наполненной виноградом. Часто святую Людмилу изображают вместе с малолетним Вячеславом, которого она учит.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka ceske zeme»), а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей.

По установившейся с древних времен церковной традиции, днем памяти святых считается обычно день их кончины, а что касается мучеников - то это уже почти правило.

День памяти святой мученицы благоверной княгини

Тропарь, глас 4

Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей зимли начав.

Кондак, глас 4

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещерена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Молитва

О, святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице, се мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует на покаяние.

О, преблагая мати Людмило, не забуди посещати чад твоих, сице бо и преставилася еси от нас в небесныя обители. Вкупе же и со святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвати на него благословение Божие. Епископ, отслужив в церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако: «Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, якоже благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, якоже венчал еси православных царей, равноапостольных Константина и Елену».

Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

По материалам издания: Святые Чешских земель и Словакии. - М. Издательство свв. Кирилла и Мефодия, «Ковчег», 2003. - 64 с.

Поздравляю всех Людмил с именинами!

Святая Людмила - первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли, а также покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей, и христианских учителей.
Значение имени Людмила очень просто: милая людям. Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто. Множество российских женщин видели и видят в ней свою небесную покровительницу.

«Она взошла в земле Богемской, как Звезда утренняя, которая, словно предвестница Солнца Правды (сиречь Христа), разогнала лучом веры мрак заблуждения, Она - первоцвет весны истинной (сиречь благодати), ибо ведомо, что она первой была прославлена среди святых названной земли. Еще и денницею она может быть названа - ибо светом святости произвела день богопочитания <...> Если же блаженная Людмила как на земле именуется часто первой матерью верных, так и на небе явилась заступницею - то требуют того заслуги ее, чтобы должный от верных воздавался ей почет». «Слово на память Людмилы, покровительницы Чехии» (чешская рукопись ХI в.)

Святая Людмила родилась в 860 году, она была родом из Сербии, дочерью сербского князя Славибора. По политическим соображениям в 874 году она была выдана замуж за первого известного чешского правителя - князя Борживоя (из рода Пржемысловичей).
Супруги жили в эпоху исторического самоопределения славянских народов: в этот период возникли первые славянские государства, на это время приходится миссия святых братьев Кирилла и Мефодия, Просветителей Словенских. По преданию, именно равноапостольный Мефодий обратил в истинную веру Борживоя и Людмилу и крестил их в Велеграде, при дворе князя Великой Моравии Святополка (871-885).
По возвращении в Чехию они возвели первый на своей земле христиaнcкий храм в честь Святого Климента в Левом Градце, где стал служить священник, присланный святым Мефодием.

Жизнь благоверной княгини Людмилы Чешской и ее семьи теснейшим образом связана с просветительской миссией равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.
Таким образом, политический союз Чехии и Моравии прорастает духовными плодами. И принявшая крещение Чехия в наступающем Х веке стала выходить на передовые позиции в мире западных славян центра Европы.
Благочестивые супруги способствовали распространению Православия: созидали в своем княжестве храмы, ставили при них священников. В период княжения Борживоя и Людмилы был построен и второй на землe Чешской христианский храм в честь Пречистой Богородицы.
Супружество Борживоя и Людмилы Господь благословил двумя сыновьями и дочерью, которых они воспитывали в страхе Божием. В 889 году в возрасте 36 лет Борживой умер, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню.

Однако процесс обращения в христианство всего чешского народа был долгим и трудным. Христианское устроение общества, основанное на законности и милосердии, было несовместимо с прежними варварскими родоплеменными отношениями, которые во многом держались на силе и произволе военной аристократии. Не случайно, поэтому, языческая военная знать уже при жизни Борживоя подняла мятеж против своего государя. Восстание было подавлено с большим трудом и только при помощи Святополка Моравского, союзника чешского князя. Тем не менее, и после победы Борживоя языческая партия в Чехии не ослабла, а после смерти князя в правление его детей Спытигнева I (ок. 894-915) и Вратислава I (915-921) еще больше усилилась.

Старший сын княжеской четы, Спитигнев, жил недолго, а младший, Братислав, вступив на престол после своего брата, правил своим народом тридцать три года, в его правление святая Людмила продолжала заботиться о Церкви.
Супруга Братислава, Драгомира, была привезена в Чехию с берегов реки Гаволы из языческой страны славян-лютичей из области стодорян. У Братислава и Драгомиры было двое сыновей - Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: сколько Вячеслав характером и делами напоминал доброго отца своего, покровительствовавшего христианской вере, столько в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Братислав поручил благочестивой матери своей - святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском и научила его чтению священных книг.
Чувствуя приближение кончины, князь Братислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и клир церковный в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной службы возвел отрока на ступени алтаря. Епископ благословил юного Вячеслава словами: «Господи Иисусе Христе, благослови отрока сего, как благословил Ты праведных Авраама, Исаака и Иакова и как увенчал Ты равноапостольных царей Константина и Елену». И молитвами святительскими возрос отрок в благодатной вере под сению своей бабки.

В 921 году князь Братислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава. Могущественные вельможи, пользуясь юным возрастом своего государя, назначили регентшей мать его Драгомиру и воздвигли против него крамолу, так как сильно еще было влияние язычников, которые старались одолеть христианство в Чехии. Орудием этих нечестивых целей они избрали не отставшую от языческих обычаев Драгомиру, и на главу святой Людмилы обрушились все ведомые и неведомые несчастья.
Но блаженная Людмила, довершив благочестивый труд свой и видя внука своего уже воцарившимся, удалилась на покой в город Тетин, где доживала преклонные годы в молитве, рукоделии и благотворении.

Начало княжения Вячеслава было омрачено трагедией: мать юного князя Драгомира велела умертвить благоверную княгиню Людмилу. Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября, выломав двери дворца, они ворвались в покои блаженной стаpицы. «Так ли помните все мои благодеяния?» - спросила княгиня, но изверги, не внимая речам ее, накинули петлю на старческую шею. «Лучше поразите меня мечом, - смиренно просила Людмила, - чтобы вместе с мучениками пролить мне кровь за Христа». Но убийцы знали, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, поэтому задушили княгиню. Это случилось в субботу, в первом часу ночи. Было ей тогда от роду 61 год.
Душа мученицы отлетела в вечные селения, тело же ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения Своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда прикоснулся земли с могилы святой Людмилы.
"Радуйся, блаженная Людмило, от злых боляр схваченная и вервием удавленная по вые твоей; Радуйся, яко таковым образом угодивщая Богу, пострадавшая мученически».
«Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих является. Радуйся, яко мощи твоя прославu Господь нетлением благодатно».
"Радуйся, блаженная княгине Людмило, святая мученице и молитвеннице о душах наших".

Казалось бы, Людмила и вообще христианская миссия в Чехии безвозвратно проиграли язычеству: по человеческим соображениям, святая княгиня не смогла подавить заговор, удержаться у власти. Однако, в конечном счете, святая Людмила добилась гораздо большего, чем просто политическая победа над противниками.
Своей твердой верой, святой жизнью и мученической смертью она сумела воспитать своего внука Вячеслава христианином, который в будущем, несмотря на языческое окружение и влияние матери, станет благоверным князем, вернет свою страну на путь христианского просвещения, перенесет останки святой Людмилы из Тетина в Прагу, в церковь Святого Георгия Победоносца на Пражском граде (здесь они покоятся и по сей день), где и ныне от них происходит много знамений и чудес, и, в конечном счете, сам примет мученическую смерть за Христа.

По свидетельству епископской записи в мартирологии, перенос мощей на знаменитое, освященное место, каковым в то время был Пражский град, был не только символом, но и условием прославления святой.
Почитание святой мученицы Людмилы быстро росло. Официально ее святость признана в 1143-1144 годах. Немного позже в престолы некоторых чешских храмов были помещены частицы мощей святой мученицы. Во времена Карла IV над ракой благоверной княгини было сделано надгробие.
В 1981 году была отворена рака святой Людмилы, где рядом со святыми мощами обнаружили белую шелковую ткань с геометрическим узором, весьма вероятно, это был повой, которым знатные жены покрывали голову.

Подвиг святой Людмилы актуален и в наше время. И сегодня почти каждый верующий человек призван проповедовать Христа, в первую очередь, в собственной семье, не только словами, но и всею своею жизнью. Нужно быть готовым, что многие и самые близкие люди могут не понять нас, и христианская вера будет даже вызывать в них ненависть и раздражение. Но наше терпение и любовь, наши усилия и скорби, в конечном итоге, не будут напрасными, если мы будем твердыми в вере как святая мученица Людмила, княгиня Чешская.

28 ноября 1999 года в Москве в храме святого Николая в Котельниках (недалеко от Афонского подворья) торжественно открылось подворье Православной Церкви в Чешских землях и Словакии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Архиепископ Пражский, Митрополит Чешских земель и Словакии Дорофей (+2000) освятили храм после реставрации и совершили в нем Божественную литургию. Высокий гость передал в дар Русской Православной Церкви ковчежец с частицей мощей святой мученицы Людмилы, который теперь пребывает на подворье в Москве.

Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет Православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Чешстей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Величание
Величаем тя, страстотерпице Христова Людмило, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Молитва святой мученице княгине Людмиле

О, Святая угоднице Христова, мученице княгиня Людмило, Первоугоднице чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице.
Се, мы, многогрешнии, смиренно припадая, молим тя, не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление.
О, Преблагая мати Людмило,
Не забуди присещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в небесныя обители.
Вкупе ж и со Святым мучеником и внуком твоим Вячеславом, егда подрасте отрок Вячеслав, отец его, твой же сын, по обычаю того времени испроси Епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благоловение Божие. Епископ, отслужив в Церкви Пресвятыя Богородицы и постави отрока на ступени храма, и благослови его тако:
«Господи Боже Иисусе Христе, благослови сего отрока, яко же благословил еси праведных Твоих, Авраама, Исаака и Иакова, и венчай его, яко же венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену».
Тако же и ты, святая праматерь его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша, и на всех нас, да и мы многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати. Да купно с тобою прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. Аминь.

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦЕ ЛЮДМИЛО, МОЛИ БОГА О НАС.