Святая троица в православной церкви. Бог - Троица: Отец, Сын и Дух Святой

Святая Троица – богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности Бога. Это одно из важнейших понятий православия.

Святая Троица

Из лекций по догматическому богословию в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово “Троица” небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века святителем Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице “крестом для человеческой мысли”. Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: “Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы”.

Вера в Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице “не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.”

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Аналогии Пресвятой Троицы в мире

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): “Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа”.
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что “один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен”. “И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии”.
Недостатком этой аналогии является то, что цвета спектра не есть самостоятельные личности. В целом для святоотеческого богословия характерно весьма настороженное отношение к аналогиям.
Примером такого отношения может служить 31-е Слово святителя Григория Богослова: “Наконец, заключил я, что всего лучше отступиться от всех образов и теней, как обманчивых и далеко не достигающих до истины, держаться же образа мыслей более благочестивого, остановившись на немногих речениях”.
Иначе говоря, нет образов для представления в нашем уме этого догмата; все образы, заимствованные из тварного мира, являются весьма несовершенными.

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе “Троическое явися поклонение”. Учение о Христе “для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие” (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для “строгого” иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера. Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане).
Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» – «единосущный».
Чтобы раскрыть подлинный смысл термина “омоусиос” понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия “сущности” и “ипостаси”. Василий Великий определил различие между “сущностью” и, “ипостасью” как между общим и частным.
Согласно учению Каппадокийцев сущность Божества и отличительные ее свойства, т. е. неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие “ипостась” и “лицо”. “Лицо” в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив “лицо” и “ипостась” в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин – “личность”. Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.
Главное в этом учении то, что личность не является частью природы и не может мыслиться в категориях природы. Каппадокийцы и их непосредственный ученик свт. Амфилохий Ико- нийский называли Божественные ипостаси “способами бытия” Божественной природы. Согласно их учению, личность есть ипостась бытия, которая свободно ипостазирует свою природу. Таким образом, личностное существо в своих конкретных проявлениях не предопределено сущностью, которая придана ему извне, поэтому Бог не есть сущность, которая предшествовала бы Лицам. Когда мы называем Бога абсолютной Личностью, мы тем самым хотим выразить ту мысль, что Бог не определяется никакой ни внешней, ни внутренней необходимостью, что Он абсолютно свободен по отношению к Своему собственному бытию, всегда является таким, каким желает быть и всегда действует так, как того хочет, т. е. свободно ипостазирует Свою триединую природу.

Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом и Новом Завете

В Ветхом Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.
Об этой множественности говорится уже в первом стихе Библии (Быт. 1, 1): “Вначале сотворил Бог небо и землю”. Глагол “бара” (сотворил) стоит в единственном числе, а существительное “элогим” – во множественном, что буквально означает “боги”.
Быт. 1, 26: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему”. Слово “сотворим” стоит во множественном числе. То же самое Быт. 3, 22: “И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло”. «Из Нас» – тоже множественное число.
Быт. 11, 6 – 7, где речь о Вавилонском столпотворении: “И сказал Господь: …сойдем же и смешаем там язык их”, слово “сойдем” – во множественном числе. Святитель Василий Великий в Шестодневе (Беседа 9), следующим образом комментирует эти слова: “Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе, приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. Второе – это указание собственно на три Лица, но без наименования лиц и без их различения”.
XVIII глава книги “Бытия”, явление трех Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит “Иегова”. Авраам, вышедши навстречу трем странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом “Адонаи”, буквально “Господь”, в единственном числе.
В святоотеческой эгзегезе встречается два толкования этого места. Первое: явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у святителя Илария Пиктавийского, у святителя Иоанна Златоустого, у блаженного Феодорита Киррского.
Однако большинство отцов – святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, – считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.
Именно второе мнение было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии, где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, и в иконографии (известная икона “Троица ветхозаветная”).
Блаженный Августин (“О граде Божием”, кн. 26) пишет: “Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому – исповедал Единого Бога в Трех лицах”.
Указание на троичность Бога в Новом Завете – это прежде всего Крещение Господа Иисуса Христа в Иордане от Иоанна, которое получило в Церковном Предании наименование Богоявления. Это событие явилось первым явным Откровением человечеству о Троичности Божества.
Далее, заповедь о крещении, которую дает Господь Своим ученикам по Воскресении (Мф. 28, 19): “Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа”. Здесь слово “имя” стоит в единственном числе, хотя относится оно не только к Отцу, но и к Отцу, и Сыну, и Святому Духу вместе. Святитель Амвросий Медиоланский следующим образом комментирует этот стих: “Сказал Господь “во имя”, а не “во имена”, потому что один Бог, не многие имена, потому что не два Бога и не три Бога”.
2 Кор. 13, 13: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами”. Этим выражением апостол Павел подчеркивает личностность Сына и Духа, которые подают дарования наравне с Отцом.
1, Ин. 5, 7: “Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино”. Это место из послания апостола и евангелиста Иоанна является спорным, поскольку в древнегреческих рукописях этот стих отсутствует.
Пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1): “Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог”. Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т. е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом.
Преображение Господне есть также Откровение о Пресвятой Троице. Вот как комментирует это событие евангельской истории В.Н.Лосский: “Поэтому и празднуется так торжественно Богоявление и Преображение. Мы празднуем Откровение Пресвятой Троицы, ибо слышен был голос Отца и присутствовал Святый Дух. В первом случае под видом голубя, во втором – как сияющее облако, осенившее апостолов».

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно церковному учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

Реальное отличие Божественных Лиц

Как следует понимать, что Божественные Лица реально отличаются между Собой ?

Не только три разных имени, но и реальные Лица

Учение Церкви подчеркивает реальность существования Божественных Лиц, отличающихся истинно Друг от Друга. Итак, хотя Бог один, в Нем три Лица, которые реально отличаются между Собой. Значит, "Отец", "Сын", "Дух Святой" - это не только три разных имени, но реальные Лица.

Чем Лица Пресвятой Троицы отличаются между собой?

Если Божественные Лица, как учит Церковь, реально отличаются Друг от Друга, возникает вопрос, что есть основа этого действительного различия.

— Богославская терминология

Чтобы определить единство Бога и Его троичность, Церковь пользуется понятиями:

— Лица различаются не природой, но взаимоотношениями

По учению Церкви, в Боге природа (сущность, существо) одна, а Лица различаются реально между Собой только взаимоотношениями, в которых происходит так называемое противостояние отношения. "Все едино в Боге "там, где речь не идет о противостоянии отношения"." Иначе говоря, все едино и обще в Боге за исключением отношения Отца к Сыну, Сына к Отцу и Духа Святого к Отцу и Сыну. Только в этих трех межличностных отношениях есть противостояние.

— Бог один по Своему существу

Божественные Лица не различаются между Собой по Своей природе. "Отец есть То же, что Сын, Сын то же, что Отец, Сын и Отец то же, что Дух Святой, то есть единый Бог по природе". "Каждое из трех лиц есть эта реальность, то есть Божественная сущность, существо или естество"." Есть только одно общее для всех Лиц Святой Троицы Божественное существо.

Когда Иисус сказал: "Я и Отец - одно" (Ин 10,30), Он имел в виду единую Божественную природу, которая обща и одна для всех Лиц Пресвятой Троицы. "Божественные Лица не разделяют единую Божественность, но каждое из Них есть Бог в целом." (Катехизис Католической Церкви, 253)

Бог Отец

Чем Отец отличается от Сына и от Духа Святого?

Отец отличается от Сына и от Духа Святого не Своей Божественной природой, но тем, что Он ни от кого не рождается и не исходит. Только Отец рождает Сына, который ради нашего спасения стал человеком.

Сын Божий

Чем Сын Божий отличается от Отца и от Духа Святого?

— Сын рожденный Отцом

Сын Божий вечно рождается от Бога Отца и тем Он реально отличается от Него и от Духа Святого. Это единое различие. Ни Отец, ни Дух Святой не рождены как Сын.

— Слово

Св. Иоанн называет Сына Божьего Словом: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин 1,1). В этом Слове Отец извечно и полностью высказывает самого Себя, то есть рождает Сына.

— Никео - Константинопольский

Веру Церкви в истинное Божество Сына Божьего, рожденного извечно от Отца, выражает Никео - Константинопольский символ веры:

Верую "и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено."

Дух Святой

Чем Дух Святой отличается от Отца и от Сына Божьего?

— От Отца и Сынаисходящий (католическое учение)

Дух Святой отличается от прочих Божественных Лиц тем, что Он исходит от Отца и Сына. Никео-Константинопольский символ веры выражает это словами: "И в Духа Святого (верую), Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего; Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава". Дух Святой есть обладающая Своей личностью Любовь, Которой Отец любит Сына, а Сын - Отца.

Как относится Катехизис Католической Церкви к учению Православной Церкви о исхождении Духа Святого от Отца через Сына?

— От Отца через Сынаисходящий (православное учение)

Православная Церковь учит, что Дух Святой не исходит от Отца и Сына (на латинском языке Filioque), но от Отца через Сына. По учению Катехизиса Католической Церкви, эти два образа понимания исхождения Духа Святого, восточный и латинский традиции, не противоречат друг другу, но дополняются.

"Восточная традиция прежде всего отражает природу первопричины Отца по отношению к Духу. Духа как Того, Кто "от Отца исходит" (Ин 15,26), она утверждает, что Дух исходит от Отца через Сына. Западная традиция выражает прежде всего единосущное общение между Отцом и Сыном, говоря, что Дух исходит от Отца и Сына (Filioque). Она говорит это "согласно с законом и разумом", ибо извечный порядок Божественных Лиц в их единосущном общении подразумевает, что Отец есть первопричина Духа как "безначальное начало", но также, что как Отец Единородного Сына Он вместе с Ним составляет "единое начало, от которого исходит Святой Дух". Эта законная взаимодополняемость, если она не становится предметом обострения, не затрагивает существа веры в реальность той же исповедуемой тайны. (Катехизис Католической Церкви, 248)

Каким образом Католическая Церковь оправдает свою веру в исхождение Духа от Отца и Сына (Filioque)?

— Единородный Сын все получил от Отца

Католическая Церковь верует, что рожденный извечно от Отца Сын получил от Него совершенно все, также и то, что Дух Святой может исходит от Него, как Он исходит от Отца.

"Латинская традиция Символа веры исповедует, что Дух исходит "от Отца и Сына (Filioque)". Флорентийский собор (1438) разъясняет: "Существо и бытие Святого Духа исходят одновременно от Отца и Сына, и Он вечно исходит от Одного и Другого как от единого начала и единым дыханием... И поскольку все, что у Отца, Отец Сам дал Единородному Сыну, рождая Его, - все за исключением Своего Отцовства, - постольку Сын само это исхождение Святого Духа от Сына вечно получает от Отца, от Которого же вечно рожден"." (Катехизис Католической Церкви, 246)

Неразделимость Божественных Лиц

Почему Лица Пресвятой Троицы неотделимы?

— Божественные Лица - один Бог

Отличаясь реально между Собой, Лица Пресвятой Троицы неразделимы, так как Они обладают одной единственной Божественной природой. Они - один Бог. "По причине этого единства, Отец всецело в Сыне, всецело в Святом Духе, Святой Дух всецело в Отце, всецело в Сыне"." (Катехизис Католической Церкви, 255)

— "Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14,11)

Где Иисус Христос, Сын Божий, там присутствуют также Отец и Дух Святой. Эту тайну о неотделимости Божественных Лиц подразумевал Иисус, когда говорил: "Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне" (Ин 14,11); "Я и Отец - одно" (Ин 10,30); "видящий Меня видит Пославшего Меня" (Ин 12,45).

Вопрос: Объясни, пожалуйста, что обозначают в христианстве такие понятия, как «Отец», «Сын» и «Святой Дух».

Мы говорим о понятиях, возникших в религиозных верованиях. Эти понятия были необходимы людям в то время, когда понятия об энергиях, вибрациях применять было сложно и неразумно. В то время все понятия о Боге, о Творце, о Сыне Божьем и об энергии, текущей от Творца, были, можно сказать, адаптированы к мировоззрению, мироощущению того времени. Да, существует у вас выражение: всему своё время. И это верно, ибо вы живёте в пространстве и времени и каждый временной поток связан с информационно-энергетическим потоком. Отсюда и проистекает это выражение. Время обуславливает вхождение и выход из одного Потока в другой. Та схема понятий о Троице, о триединстве, возможно, была единственно возможной в тот временной поток. Сейчас иное время, иные понятия владеют умами людей. Сейчас возможно объяснить всё с позиций мира Космоса, с позиций космических понятий, с позиций мира энергий. И потому я говорю сейчас с этих новых позиций о старых понятиях, известных вам, несколько по-иному.

Так что же есть такое известное вам понятие о Троице? Отец, Сын и Святой Дух – на этом построено всё христианское мировоззрение, особенно православное. Я хочу внести ясность в эти понятия.

Я много говорил об Отце, о Великом Творце Вселенной – о Саваофе. И это... Мне очень трудно объяснить достойными словами, так, чтобы не задеть ничьих чувств. Это – не старик с бородой, изображаемый вами в храмах и церквях, это – Величайшая Энергия огромного могущества. Это – Свет, Источник Света, Источник чистых энергий, одновременно это – Разум, обладающий всеми чувствами и эмоциями. Это – Творец Миров, Творец Вселенной, Великий Созидатель, Тот, Кто постоянно печётся о Своих творениях, Кто постоянно находится в процессе работы, ибо процесс творения происходит постоянно. Это процесс, который не имеет остановки, отдыха. Мы все, находящиеся в Космосе, находимся в работе. Творец созидает миры, даёт жизнь всем сущностям: от светил и планет до разумных сущностей и тех, чья жизнь проистекает через мир животных, растений и минералов. Такова, очень обобщённо, деятельность Отца, называемого вами Богом.

Теперь о второй ипостаси в Троице. Вы говорите, что Сын Божий есть одно и то же, что Отец, что Они – едины. В некотором роде да, но по сути – это есть две разные Сущности (употребляю понятное для вас слово), или два Духа, имеющих общую энергию, но проявления и осуществление их жизни различны, ибо нет во Вселенной двух одинаковых Духов, идентичных по своему характеру, набору эмоций, чувств.

Всё живое имеет возможность развиваться и совершенствовать себя. Мы не застывшие в веках, окаменелые в своём совершенстве. Мы осуществляем свою жизнь в ином мире, мире энергий, не менее прекрасном и удивительном, чем ваш материальный мир. Мы имеем большие возможности, но это не значит, что мы не развиваемся, не совершенствуем себя. Мы исследуем и изучаем всё происходящее в мирах, меняем свои взгляды, ибо мы – живые.

Итак, кто же есть Сын Божий, говоря по-вашему? Это частица Отца, Его непосредственная энергия. Но вы все есть дети Божьи, в вас течёт энергия Отца, энергия для жизни. Так в чём отличие? Прежде всего в том, что Творец, способный создавать миры, способен, и это Его право, создать и что-то для Себя. Есть души, или Духи, созданные Им как близкие Ему Сущности. Носитель основного принципа – Любви, желал не только дарить эту энергию людям, но и реализовать её на близких Сущностях.

Вы созданы по образу и подобию, я повторял это многократно. Вам известно изречение «что вверху, то и внизу». Отец создал семью, по вашим понятиям, или создал близкие Себе по Своему внутреннему настрою души: женскую, и через неё произвел (непосредственно через Свою энергию) Сына. По-вашему, это единокровный Сын, созданный непосредственно через энергию творения Отцом. Такой Сын у Творца один, в нём реализовалась энергия Любви самого Бога, самого Творца. Сын – это непосредственно отделённая часть Отца, часть Его энергии. Но это уже иная Сущность, отдельная от Отца, отдельно существующая.

Отец дал возможность Сыну единожды воплотиться на Земле, для выполнения определённой миссии, работы. Вместе с ним, прежде всего, Он воплотил его Мать – Супругу Отца. И воплотил не в царских хоромах, а в простом деревенском доме и дал возможность ощущать себя равноправными детьми Божьими. Он не нарушил в отношении Своей Супруги и Сына, введённый Им Закон Свободы Воли. Он дал им возможность прожить жизнь простых земных людей, со своими тяготами и лишениями. Отец не делал исключений Своим посланникам. Он желал, чтобы люди распознали их, прежде всего, через сердце, через интуицию.

Прожив жизнь земного человека, я стал, несомненно, иным, несомненно, что Земля и её обитатели стали мне близкими и родными. Я иначе понимаю землян, чувствую их, ваши эмоции и чувства мне близки и понятны. Понятны ваши логика, этика и мораль. Ваше поведение, ваши поступки и действия объяснимы для меня. Я, можно сказать, чувствую землян через сердце, через свою душу.

Так что же есть такое Святой Дух? Как это объяснить современными понятиями, ранее недоступными? Это, несомненно, энергия – энергия, проистекающая от Творца, энергия Жизни и Любви, энергия, поддерживающая жизнь Духа в теле. Без этого Потока осуществление жизни невозможно. В этом Потоке находимся и мы, и вы, и потому можно сказать, что мы – едины через Святой Дух, через энергию Любви Творца. Это единство ощущается многими светлыми Духами через их открытое сердце, подключённое к этой Божественной «пране», к Потоку из сердца Творца.

Чистое сердце может чувствовать, ощущать, пусть будет зрить, Бога через Его энергию, через этот Поток, именуемый вами Святым Духом.

Я приемлю все названия, лишь бы они не создавали барьер длявосприятия нового через новые понятия, идущие к вам .

Следующее, что говорит Библия о Боге, это то, что: Бог Триедин.

Бог - это Святая Троица: Отец, Сын и Дух Святой.

Но что же это значит? Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Во-первых, Библия говорит, что существует только один Бог. Не два, не три, но только один.

Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня. (Библия, Ис.45:5)

Во-вторых, в Библии также говорится о том, что существуют Три Божественные Личности: Бог Отец, Бог Сын Иисус Христос и Бог Дух Святой. Вот несколько текстов, в которых Каждый из Них называется Богом.

У нас один Бог Отец , из Которого все, и мы для Него. (Библия, 1Кор.8:6)
Христос , сущий над всем Бог , благословенный во веки, аминь. (Библия, Рим.9:5)
Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому ? Ты солгал не человекам, а Богу . (Библия, Деян.5:3,4)

И Эти Три Божественные Личности настолько едины между Собой, что Они составляют одну сущность - Бога. Поэтому существует только один Бог, а не три.

Иисус отвечал им: Я и Отец - одно, … чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем. (Библия, Евангелие от Иоанна 10:30,38)
Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. (Библия, 1-Иоанна 5:7)
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Библия, Евангелие от Матфея 28:19)

Другие цитаты из Библии о Боге как о Святой Троице вы можете прочитать в статье

Триединство Бога невозможно до конца представить, потому что Бог выше нашего понимания. Хотя и существуют некоторые аналогии, помогающие как-то осознать само это понятие: три в одном.

К примеру, представьте себе стакан воды, кубик льда и утренний туман. Что у них есть общего? По своей сути это все та же вода, только в жидком, твердом и газообразном состоянии. Но, в то же время, все три ее проявления такие разные, такие уникальные.

Этот пример, конечно, никак не объясняет до конца Бога, он лишь помогает немного представить саму идею триединства. В Библии о сущности Бога говорится как о тайне. Ведь мы, люди, никогда не сможем нашим разумом до конца постичь Того, Кто нас сотворил. Кстати, в истории о сотворении людей, в самом начале Библии, тоже упоминается о триединстве Бога:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему , и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Библия, Бытие 1:26-27)

Кроме того, что Бог есть Дух и Он Триедин, Библия также открывает нам еще другие качества Бога.

Выражение: ‘’во имя Отца и Сына и Святого Духа’’ , порой настолько обыденно воспринимается в христианстве, что годами посещая церковь, некоторые даже не пытаются задуматься над тем, что в действительности это означает. Однако, если вникнуть в предысторию и суть выражения: ‘’во имя Отца и Сына и Святого Духа’’ , мы сможем увидеть с вами удивительнейшую картину. Прочтя до конца эту статью и поразмышляв вместе с нами, можно ещё раз убедиться в том, что Библия, может стать для нас намного более интересной и гениальной, если мы вникнем в её мир и поймём суть тайн.

В первую очередь важно понять, что выражение: ""во имя Отца и Сына и Святого Духа’’ , имеет прямое отношение к ветхозаветному выражению: ‘’Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова’’ (Исх.3:15.).

1) ‘’Во имя Отца…’’ или ‘’Бог Авраама…’’

Авраам, являлся пророческим образом Небесного Отца и был назван отцом всех верующих. Апостол Павел писал:

‘’Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог’’ (Евр.11:8-10). ‘’

…что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность’’ (Рим.4:3,10,11).

Будучи образом Всевышнего [‘’Ветхого днями’’ – Дан.7:9,13.], Авраам был стар, когда ему было дано обещание многочисленного потомства (Быт.17:1,2,5-7.). Однако, когда его сын Исаак достиг подросткового возраста, Всевышний Яхве сказал:

‘’возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе’’ (Быт.22:2).

Это являлось пророческим действием [знамением] того, о чём сказал Сын Божий:

‘’так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную’’ (Иоан.3:16).

2) ‘’Во имя Сына…’’ или ‘’Бог Исаака’’

  1. Интересно то, что Исаак был приносим в жертву на горе Мориа (Быт.22:2.).
  2. Впоследствии, на этом же месте, Давидом, праотцом Христа, был устроен жертвенник для искупления грехов Израиля (2Цар.24:1,18,25.).
  3. Далее, Соломон [который был пророческим образом Христа – 2Цар.7:12-17.], построил на этом же месте храм (2Пар.3:1.).
  4. И только там, весь Израиль, с того времени, исполняя пророческое действие, должен был приносить в жертву агнцев [как образ Агнца Христа].

Перед тем, как Израиль вошёл в обетованную землю, Всевышний предупреждал:

‘’Берегись приносить всесожжения твои на всяком месте, которое ты увидишь; но на том только месте, которое изберет Господь, в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои…’’ (Втор.12:13,14).

Итак: на этом месте [горе Мориа – впоследствии, часть города Иерусалим] , было совершено знамение с Исааком, которое пророчески указывало на Сына Бога. После чего, Аврааму было сказано:

‘’благословятся в Семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего’’ (Быт.22:18. Галат.3:16.).

3) ‘’Во имя Святого Духа’’ или ‘’Бог Иакова’’

История с Иаковом примечательна тем, что вся его жизнь являлась борьбой. Например, соперничество со своим братом Исавом за первородство (Быт.25:22-33.). Исав, является собирательным образом Израиля по плоти, который оказавшись неверным Богу, впоследствии потерял своё первенство [первородство] перед Всевышним и благословение (Деян.13:46; 28:25-28.).

В том, что Иаков боролся за благословение, есть пример для наследников Небесного Царства, рождённых от Святого Духа (Рим.8:14-17.). Стремление к духовной чистоте, поиск лучшего нового, верность и любовь – это всегда борьба. Апостол Павел писал:

‘’чтобы не было [между вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом’’ (Евр.12:16,17,28).

То, что Иаков был образом Святого Духа Бога , свидетельствует пророческое знамение:

‘’И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь’’ (Быт.32:24-28).

Спустя две тысячи лет, Христос сказал:

‘’От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его’’ (Матф.11:12).

Почему именно от дней Иоанна Крестителя?

Ответ мы найдём в Евангелии от Иоанна:

‘’ … ибо еще не было на них Духа Святаго , потому что Иисус еще не был прославлен’’ (Иоан.7:39).

Ни Авраам, ни Исаак – но именно Иаков, видел сон:

‘’вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней’’ (Быт.28:12).

И так же, только спустя две тысячи лет, Христос сказал своим апостолам:

‘’ …отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому’’ (Иоан.1:51).


И это ещё раз показывает, что только через крещение в Христа и Святым Духом, открывается путь в небо (Иоан.3:5. 1Кор.15:22,23. Евр.11:32,39,40.).

Итак: перед своим вознесением, Сын Божий сказал: ‘’идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа’’ (Матф.28:19). Что это означает?

1. ‘’Во имя Отца’’ – наше крещение во имя Отца, должно отражать слова: ‘’… Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! ’’ (Мар.12:29,30).

2. ‘’Во имя Сына’’ – так сказал Всевышний: ‘’Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею. Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него’’ (Пс.2:6-8,12). То, что Небесный Отец, поставил Господом, Спасителем и Царём Иисуса Христа, не должно подлежать сомнению (Деян.4:11,12.). Он и есть ‘’Путь, Истина и Жизнь’’ , через Которого мы имеем доступ к Отцу небес.

3. ‘’Во имя Святого Духа’’ – рождённые Святым Духом, или духовные сыновья Иакова (Исаия.29:22,23. Галат.3:28,29.), получают возможность бороться за ‘’первородство’’, т.е. стать собратьями – первенцами Христа (Откр.14:1,4. Откр.20:6.).

И в этом есть великая честь, награда и ответственность. Пророк Исаия писал:

‘’ …тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым’’ (Ис.29:22,23).

С. Иаковлев (Бохан)