Святая вмч варвара. Икона святой великомученицы варвары сирийской. О чем молятся перед иконой святой Варвары

Святая великомученица Варвара родилась в г.Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей дочери и берег, как зеницу ока, ибо, кроме неё не было у него больше детей. Когда Варвара повзрослела, лицо ее стало настолько прекрасным, что во всей той местности не было девицы, равной ей по красоте. Желая скрыть Варвару от простых и незнатных людей, которые, как он полагал, недостойны любоваться ею, отец построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с его разрешения.

Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира. Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает её отец, то она не могла поверить в это. Однажды, когда она долго смотрела на небо и была объята сильным желанием узнать, кто сотворил такую прекрасную высоту, ширь и светлость неба, внезапно в сердце ее воссиял свет Божественной благодати и открыл умственные очи ее к познанию Единого Невидимого и Непостижимого Бога, премудро создавшего небо и землю.

Среди людей, бывших около нее, Варвара не могла найти себе наставника, который открыл бы ей тайны святой веры и наставил ее на путь спасения. Но Сам Дух Святой невидимо поучал ее тайнам благодати Своей и сообщал уму её познание истины. И жила девица в своей башне, “как одинокая птица на кровле” (Пс. 101, 8) и вся мысль ее была обращена к Единому Богу, а сердце наполнено любовью к Нему.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Но Варвара давала решительный отказ. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни и общаться с подругами.

После этого Диоскор замыслил отправиться по делам в далекий путь, а перед отъездом приказал построить при находившейся в саду купальне роскошную баню, и в бане сделать два окна, обращенные на юг.

По отъезде Диоскора Варвара, пользуясь разрешением отца свободно выходить из дома, познакомилась с христианскими девицами и от них услыхала Имя Иисуса Христа пожелала принять святое Крещение. В то время по воле Божией пришел из Александрии в Илиополь некий пресвитер под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него вере и познанию Единого Бога. Пресвитер крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, преподав наставления, удалился в свою страну. Варвара дала обет сохранять в непорочности свое девство — бесценный бисер и украшение христианки.

Великомученица Варвара. Сер. 1890-х

Пользуясь предоставленной отцом свободой, Варвара однажды вышла из своего замка в роскошный сад, где в то время, по приказанию отца, строилась баня. Увидев два окна Варвара настоятельно потребовала от рабочих сделать в бане три окна (в честь Святой Троицы). А, придя однажды к купальне при бане, воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечаталось на камне, словно высечено было железом. Кроме того, на камне, отпечатлелся и след девической ноги ее, из следа этого стала истекать вода, и впоследствии здесь было много исцелений приходящим с верой.

Между тем отец ее возвратился из путешествия и, увидев в бане три окна, в гневе потребовал объяснения от дочери. Она отвечала: «Три лучше, чем два; ибо ты, отец мой, приказал сделать два окна в соответствии, как мне думается, двум светилам небесным, солнцу и луне, чтобы они освещали баню: а я велела сделать и третье, во образ Троичного Света, Света неприступного, неизреченного «. Затем, указав рукою на крест, изображенный на мраморе, она сказала: «Я начертала знамение Сына Божия для того, чтобы здесь сила крестная отгоняла всю силу бесовскую «.

Диоскор воспылал гневом и, забыв естественную любовь к дочери, извлек свой меч и хотел ударить ее, но она обратилась в бегство. С мечом в руках Диоскор погнался за ней, неожиданно путь их загородила каменная гора. По молитве святой гора чудом расступилась и образовала проход, по которому Варвара скрылась, после чего гора вновь сомкнулась. Обходя гору и разыскивая дочь, Диоскор спросил о ней двух пастухов, пасущих стада овец на горе. Один из пастухов выдал местонахождение святой и тотчас же на месте постигла его казнь Божия: сам он превратился в каменный столп, а овцы его – в саранчу.

Найдя свою дочь Диоскор безжалостно избил ее и заключил в темном помещении, заперев двери и окна, моря ее голодом и жаждой. Затем сам заявил на нее правителю той страны Мартиану, просив склонить Варвару к вере отца, под угрозой любых мучений.

Увидев девицу и подивившись ее красоте, правитель стал лестью склонять ее принести жертву языческим богам. Но святая обличила их ложность и исповедала веру во Единого Бога. Разгневанный такими словами святой Варвары правитель тотчас повелел обнажить ее. Это первое мучение – стоять нагою, перед глазами многих мужей, без стыда разглядывающих обнаженное тело девственницы, было для чистой и целомудренной девицы страданием более тяжким, чем сами раны. Затем мучитель велел бить ее воловьими жилами и тереть раны святой девы власяницей и острыми черепками. Однако все эти мучения не поколебали крепкой в вере мученицы и ее заключили в темницу. В полночь внезапно озарил ее великий свет и Сам Царь Небесный явился ей в неизреченной славе. Христос утешил возлюбленную невесту Свою и исцелил от ран.

На следующий день, увидев святую Варвару совершенно здоровой и еще более красивой, чем прежде, правитель приписал это чудо языческим богам и вновь предложил почтить их жертвами. Но святая с гневом отказалась обличив его духовную слепоту, его нежелание поверить в то, что лишь Единому Живому Богу под силу исцелить ее. В ярости правитель приказал повесить ее на дереве, строгать тело святой железными когтями, опалять свечами ребра и бить по голове молотом.

В толпе народа, смотревшего на мучения святой Варвары, стояла некая Иулиания, верующая во Христа. Исполнившись ревности, она возвысила голос и начала открыто хулить языческих богов и объявила себя христианкой. Тогда правитель повелел мучить ее так же, как Варвару. Ее повесили вместе с Варварой и строгали железными гребнями, а затем, для большего посрамления, их велели водить нагими по городу, с издевательствами и побоями. Наконец, Мартиан, видя, что не может отвратить их от любви ко Христу осудил обеих на усечение мечом.

Диоскор, жестокосердый отец Варвары, был так ожесточен дьяволом, что не только не скорбел при виде великих мучений своей дочери, но и не постыдился быть ее палачом. Обратившись ко Христу в предсмертной молитве, святая испросила у Него благодать избавления от внезапной болезни и внезапной смерти всякого человека, который будет вспоминать ее страдания.

Варвара была усечена руками немилосердного своего отца, святую же Иулианию обезглавил воин. Диоскора и правителя Мартиана внезапно постигла кара Божия. Тотчас по совершении казни разразилась страшная гроза и ударами молний были убиты оба мучителя и самого праха от них не осталось на земле.

Честные мощи святых мучениц перенес в город один благочестивый человек по имени Галентиан, и похоронил с подобающей честью, устроив над ними церковь, в которой происходило много исцелений молитвами и благодатью Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Ему же слава во веки. Аминь.

Мощи святой великомученицы Варвары

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, выходя замуж за князя Святополка II, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира .


Рака с мощами св. Варвары во Владимирском соборе Киева

Мощи святой Варвары

В христианской традиции св. вмч. Варваре молятся о том, чтобы не умереть без покаяния и причастия Божественных Тайн.

Тропарь, глас 8:
Варвару святую почтим: вражия бо сети сокруши, и яко птица избавися от них, помощию и оружием Креста, всечестная.

Кондак, глас 4:
В Троице благочестно певаемому, последовавши Богу, страстотерпице, идольская притупила еси чтилища: посреде же подвига страдальчествующи, Варваро, мучителей прещения не устрашилася еси мужемудренная, велегласно поющи присно: Троицу чту, едино Божество.

Великомученица Варвара

На фото: Икона святой великомученицы Варвары работы (конец XV века).

Великомученица Варвара Илиопольская пребывает в пантеоне и православных и католических святых. Ее лик украшает гербы многих городов и населенных пунктов. Великомученица Варвара изображена справа от Пресвятой Богородицы на знаменитом полотне Рафаэля в Сикстинской капелле.

День Великомученицы Варвары

Варвара Илиопольская приняла смерть за христианскую веру. Православные христиане вспоминают святую Варвару ежегодно 17 декабря. Дата рождения великомученицы теряется в пучине лет, известен лишь предполагаемый год ее смерти - 306-й.

Житие великомученицы Варвары

Родилась великомученица Варвара в городе Илиополе, ныне находящемся в Сирии, при жестоком гонителе христиан римском императоре Максимине II, правившем в начале IV века, в семье богатого вельможи и аристократа Диоскора.

После смерти жены Диоскор, будучи убежденным язычником и противником христианства, окончательно решил воспитать дочь Варвару отъявленной идолопоклонницей. Он стремился оградить ее от истинной веры и для этого даже воздвиг высокую башню, он заключил святую в замок, который стал для Варвары домашней тюрьмой.

В 16 лет девушка расцвела, став красавицей, проявляя при этом удивительную ясность и твердость суждений. Множество женихов, претендентов на ее руку и богатства Диоскора, было ею отвергнуто, поскольку она не видела в них бескорыстия и духовной чистоты. Ее больше волновали тайны бытия, ведь окружающий мир она могла видеть только из маленького башенного окна.

Пришло время, и к Диоскору зачастили женихи с предложениями руки и сердца, на которые Варвара отвечала решительным отказом. Тогда Диоскор разрешил Варваре покидать ее невольное убежище в башне, рассудительно решив, что, разговаривая с подругами, та рано или поздно захочет создать семью. Он ошибся.

Во время его длительного отсутствия в городе Варвара встретила местных христиан и крестилась, обещав Богу посвятить свою жизнь только Ему.

Варвара поверила в Единого Творца и отвергла греховное многобожие, к которому ее всячески склоняли. Неизбежно должен был настать тот день, когда ей откроется истина. Сердца ее коснулась благодать Божия, Варвара почувствовала незримое присутствие Господа.

Ему она решила посвятить свою жизнь и известила отца, что отказывается от замужества.

Мучения святой Варвары

Раздосадованный Диоскор, чтобы отвратить дочь от истинной веры, пошел на все, даже разрешив ей общаться с другими девушками. Но это только привело к дальнейшему крушению его замыслов: среди подруг Варвары тотчас появились девы, поведавшие ей об Иисусе Христе.

Великим событием для Варвары стало Таинство Крещения, которое она приняла тайком от отца. Обряд совершил александрийский священник, приезжавший в Илиополь под видом торговца. Он же изложил девушке главные постулаты христианского вероучения.

Разъяренный Диоскор отрекся от дочери и отвел ее к городскому правителю, предложив ему предать святую Варвару мучительным пыткам и смерти, если та не отречется от Христа. Варвара между тем громко исповедовала веру в Господа и обличала язычников.

Отец потребовал для дочери самого жестокого наказания, что весьма удивило правителя, никогда прежде не видевшего столь совершенной женской красоты. Но и ему не удалось отвратить Варвару от принятой ею истинной веры, и тогда было решено добиться ее отречения жестокими пытками.

Великомученица Варвара стойко перенесла мучительные истязания, тело ее покрылось кровоточащими ранами, но она стояла на своем. После учиненных над нею жестоких побоев мученицу бросили в темницу, где в ту же ночь ей явился Господь со словами:

«Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем».

Он вылечил ее раны, следы истязаний после этого на теле великомученицы Варвары мгновенно исчезли, и наутро палачи и изумленная толпа зевак увидели девушку в полном здравии. Вдохновленная ее примером, еще одна христианка по имени Иулания призналась во всеуслышание в своей вере и также была подвергнута пыткам.

На другой день Варвару вместе с Иулианией водили городу и истязали, в какой-то момент с обеих христианок были сорваны одежды, но по молитве Варвары они тотчас были одеты светящимися покровами, дарованными явившимся к месту казни Ангелом, потом, повесив на суке дерева, предали пыткам: жгли кожу огнем, рвали крючьями. Очевидцы страстей Варвары были убеждены, что сам Господь поддерживал душевные и физические силы мучениц, укрепляя их дух и стойкость.

В конце концов обе мученицы были обезглавлены, причем Варвару собственноручно казнил ее отец, Диоскор.

Однако преступления Диоскора не сошли ему с рук: убийца собственной дочери был буквально испепелен угодившей в него молнией, что даже закоренелыми язычниками было воспринято как Божия кара.

Мощи Святой Великомученицы Варвары

Мощи великомученицы Варвары с VI века пребывали в Константинополе, а в XII столетии, согласно отечественной версии (у Западной Церкви на сей счет иное мнение), были принесены в Киев дочерью византийского императора Алексея I Комнина, вышедшей замуж за киевского князя Святополка II (Михаила) Изяславича. С тех пор и до самого большевистского погрома они хранились в Михайловском Златоверхом монастыре. Ныне мощи обретаются в киевском Владимирском соборе.

В 1651 году литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший Киев, взял две частицы от мощей великомученицы Варвары. Одну из них, от персей ее, Радзивилл передал своей жене Марии; по ее кончине эта частица, по благословению митрополита Киевского Иосифа (Тукальского), попала в Канев, а уже оттуда была передана в Батуринскую казенную палату.

В 1691 году, по ходатайству святителя Димитрия Ростовского, бывшего тогда настоятелем Батуринского Николаевского монастыря, повелел передать эту частицу в Николаевскю обитель.

В 1764 году от этой частицы отделили еще частицу, которая, стараниями ходивших в Киев на богомолье нерехтчан, была перенесена в Нерехту, в Воскресенский храм, в котором в первом этаже была освящена Варваринская церковь. Богоборческой эпохи частица мощей великомученицы Варвары не пережила, исчезнув в водовороте тех страшных лет.

О глубоком почитании здесь великомученицы Варвары ныне напоминает лишь открытая в 1990-х годах реставраторами на своде трапезной верхней церкви фреска с образом святой Варвары, изображенной в окружении ангелов.

В христианской истории великое множество великомучеников пострадали от язычников, которые требовали отречения последователей веры Христовой от своих убеждений и поклонения языческим идолам.

Простые смертные, уверовавшие в Истину, являли чудеса стойкости и мужества в самых изощренных пытках и истязаниях. Особенно поражает терпение невыносимых мук у юных нежных дев.

Варвара из Илиополя: житие

Единственная дочь богатого и знатного язычника Диоскора рано лишилась матери, и ее воспитанием занимался отец. Девушка была настоящей красавицей, и отец счел за благо упрятать ее подальше от глаз людских - в высокую башню, куда имели доступ лишь ее наставники-язычники.

Вид из башни открывался необыкновенный, и Варвара, любуясь красотами поднебесного мира, задалась вопросом: неужели все это могли создать бездушные языческие идолы, которым поклонялись отец и его окружение? Мысль о том, что есть Некто высший, не оставляла ее, и она решила познать истинного Творца и посвятить этому свою жизнь, не связывая себя узами брака.

Девушка была неземной красоты, и отец спрятал её в башне. Между тем слухи о красоте юной затворницы распространились по всему городу, и ее руки добивались многие знатные соискатели. Несмотря на отцовские уговоры, девушка всем отказывала.

И Диоскор, решив, что замкнутый образ жизни повлиял на ее характер, дал ей полную свободу. У Варвары появились подруги, исповедающие христианство, которые преподали ей основы веры Христовой. А вскоре она тайно приняла крещение.

Житие святой приводит такой эпизод ее биографии. В отсутствие отца девушка распорядилась в строящейся бане вместо двух по плану окон прорубить три - как символ Троичного Света, а над входом начертила крест, который как будто впечатался в камень, а на каменных же ступеньках купальни остался отпечаток ее ноги, который дал начало источнику, со временем оказавшемуся целебным.

Вернувшийся отец был весьма недоволен нарушениями плана, сделанными по распоряжению Варвары. Тогда девушка решилась рассказать ему о Святой Троице, о Воскресении Иисуса Христа, о никчемности тупых идолов, которым поклоняется Диоскор. Отцовский гнев, погоня, чудесное спасение в расселине расступившейся перед беглянкой горы…

Но один из пастухов, видевший, где укрылась Варвара, указал это место отцу. Девушка была найдена и схвачена. Разъяренный Диоскор сам принимал участие в жестоком избиении девушки, заключил ее в темнице и подверг длительному голоду, а затем передал Мартиану, правителю Иераполя.

Невозможно описать все пытки, которым подвергли мученицу. Глядя на все это и испытывая сердечную боль за красивую и знатную девушку, одна из горожанок по имени Иулиания, христианка по вере, начала вслух обвинять палачей. Она тоже была схвачена, и теперь мучили их обоих: бичевали бичами, снабженными железными крючьями; били молотками по голове; отрезали грудь; водили, продолжая избивать, нагими по городу.

Варвара беспрестанно молилась, и по ее молитве Господом был послан святой ангел, прикрывший своими крыльями наготу дев. В конце концов обе мученицы были обезглавлены. Диоскор собственноручно казнил дочь…

О чем молятся святой

Святая покровительствует пожарным. После казни великомучениц Диоскора и Мартиана не обошла кара Господня: буквально в следующий миг их поразила молния - небесный огонь.

Этот легендарный факт стал причиной того, что св. вмч. Варвару определили небесной покровительницей «огненных» профессий: артиллеристов, ракетчиков, пожарных, пиротехников.

К ней обращаются все, кто связан с риском: горняки и альпинисты, моряки и путешественники, строители и архитекторы, а также… садовники и цветоводы. Поначалу она считалась и покровительницей ремесленников, поскольку и сама любила рукодельничать.

В житии св. Варвары рассказывается, как в ночь перед казнью к ней в камеру явился Иисус Христос, уврачевал раны страдалицы и спросил, какую бы награду она хотела получить за свою стойкость.

Читайте также:

Для христиан нет большей награды, чем пострадать за Спасителя, о чем и сказала Ему девушка, но, продолжила она, «если позволишь рабе Своей, я попрошу, чтобы всякий, кто будет умирать насильственной смертью, без покаяния и христианского прощения, мог бы обратиться ко мне и попросить заступничества перед Тобой».

И Спаситель обещал ей это. Кстати, на иконе великомученица изображена с потиром (чашей для причастия) в руке. Потира касаться может только священник, и Варвара - единственная святая, удостоенная Церковью этой особой чести.

В чем помогает святая великомученица Варвара? Исходя из вышесказанного ей молятся о спасении от:

Поминая одну из пыток, примененных к девушке, - избиение молотком по голове, у нее просят избавления от головных болей и помощи при травмах этого органа.

Судьбоносный конфликт с отцом-язычником стал основой для христианских молитв на тему «отцы и дети», об улучшении семейных отношений.

Избавить от тоски и печали святую просят в память о ее душевной боли - отступничестве и жестокости самого родного человека.

Молятся святой Варваре и о благополучном течении и исходе беременности, об избавлении от женских болезней.

Мощи святой великомученицы

В более поздние времена на месте казни св. вмч. Варвары был возведен монастырь, мощи же ее сначала сберегались в Константинополе, а затем, когда княжна Варвара, дочь византийского императора Алексея Комнина, выходила замуж за русского князя Святополка (по иной версии - Михаила Изяславича), она перевезла их в Киев.

Мощи находятся в соборе в Киеве. Ныне они находятся в Свято-Владимирском соборе города, и от них по-прежнему получают исцеление все, кто поклонялся им. Существует традиция освящения на мощах св. Варвары иконок, крестиков, колец, как бы «перенимающих» чудотворную силу от святых останков.

Память великомученицы празднуется 17 декабря, и в этот день в храм стекается множество народа, чтобы поучаствовать в богослужении и причаститься, получив таким образом милость Божью и благодать св. вмч. Варвары.

Преклониться и помолиться перед святынями можно в Москве:

  • в церкви Иоанна Воина на Якиманке;
  • в храме Воскресения Словущего в переулке Филипповском.

По первому адресу почитается часть перста святой с перстнем; второму, находящемуся на подворье Иерусалимского патриархата, в конце XIX века тогдашний Иерусалимский патриарх Иерофей передал частицу святых мощей вмч. Варвары.

Молитва Великомученице Варваре

Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заказной молебен

Заказать молебен можно только для православных людей. Что такое молебен, пожалуй, известно каждому. Эта церковная треба заключается в коротком богослужении, состоящем из молитв и прошений по поводу какой-нибудь частной потребности (отсюда - треба) человека или нескольких человек, заказавших молебен.

Совершать подобные богослужения можно лишь за живущих людей, которые крещены в православной вере.

Молебны подразделяются на общецерковные - их служат по большим праздникам - и заказные.

Именно такие служат по просьбам прихожан об успешном ходе и исходе их начинаний.

Заказать молебен можно и великомученице Варваре, указав на записке, о чем будет моление и имена тех, о ком возносятся молитвы.

Хорошо отслужить молебен с акафистом. Такое богослужение, как правило, проводится перед чтимыми иконами великих святых. Во многих храмах и монастырях подобные службы проходят каждую неделю - надо только узнать, в какой из дней. Для такого молебна неплохо бы иметь с собой текст акафиста, что позволит более вдумчиво следить за молитвой.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Видящи святая Варвара себе на высоком столпе от отца поставлену, помышляше себе манием Божиим к небеси быти возводиму. Разумная убо восхождения в сердце своем положши, теми от тмы ко Свету и от прелестных идолов ко истинному Богу умне восхождаше, поющи Ему: Аллилуиа.

Разум неуразуменный о Едином всея твари Творце разумети дева святая Варвара ищущи, беседоваше со своим си разумом, глаголя: от темных кумиров чудным светилам небесным како бе создатися мощно, рцы ми? К нейже он со псаломником рече: вси Бози язык бесове, Един же есть Бог и Господь, иже небеса и вся светила их сотвори. Таковому твоему, мудрая дево, разуму дивящеся, глаголем:

Радуйся, паче старец идолослужительных разумнейшая; радуйся, паче мудрецев мира сего мудрейшая.

Радуйся, яко тебе безвестная и тайная премудрости Своея Бог явил есть; радуйся, яко тебе истиннаго богословия Сам Бог Слово научил есть.

Радуйся, всех звездочетцев умом Христовым превозшедшая; радуйся, явственнее паче онех небесный круг прозревшая.

Радуйся, яко в твари, аки в зерцале, Самаго Творца усмотрела еси; радуйся, яко в созданных светилах Несозданный Свет узрела еси.

Радуйся, ныне уже кроме зерцала свет лица Божия на небеси зрящая; радуйся, тем светом неизреченно веселящаяся.

Радуйся, умная звездо, еяже озарением лице Божие, яко солнце, светло нам является; радуйся, мысленная луно, еюже нощь заблуждения яко день просвещается.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Сила Вышняго даде тогда святей Варваре, якоже древле пророку Иезекиилю, лице адамантово, сильно пред всеми идолослужительми, во еже не убоятися ей от зверскаго лица их, ни ужасатися лютаго прещения. Темже со дерзновением мужемудренная дева взываше: Троицу чту, Едино Божество, и Той верою покланяющися, велегласно пою: Аллилуиа.

Имущи святая Варвара свыше данную себе мудрость, востече к делателем бани отеческия, и онем проявляя тайну Святыя Троицы, повеле три окна в бане устроити. аще, - рече, - идолослужителие уста имут и не глаголют славы истиннаго Бога, то каменныя в сей бане стены треми окнами, аки треми устнами, да свидетельствуют, яко Един есть Бог, в Троице Святей от всея твари славимый и покланяемый. За таковое убо мудрование, святая Варваро, приими похвалу сию:

Радуйся, в треоконной бане купель святаго крещения, во имя Троицы Пресвятыя, изобразившая; радуйся, в купели воды и Духа, к сим же и крове твоея мученическия, тебе измывшая.

Радуйся, яко треми окнами тму многобожия, Троице Святей противнаго, прогнала еси; радуйся, яко окнами треми Свет Троический ясно узрела еси.

Радуйся, яко теми треми окнами призре на тя Солнце Правды, тридневно возсиявшее от гроба; радуйся, яко теми тебе возсия день Троическаго спасения.

Радуйся, сердце твое Единому в Троице Богу всегда отверсто имевшая; радуйся, чувства твоя пред бранию триех врагов: плоти, мира и диавола, крепко заключившая.

Радуйся, яко в души твоей три мысленная окна: веры, надежды и любве, устроила еси; радуйся, яко теми треми окнами при Троическом Божестве треми деньми воздвиженную Тела Христова Церковь усмотрела еси.

Радуйся, яко тебе небеса от триех иерархий ангельских отверзошася; радуйся, яко тебе горния обители Троическия радостно прияша.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Буря ярости велия отца твоего, дышущаго прещением и убийством, возшуме на храм души твоея, святая Варваро, но того не возможе поколебати: основан бо бе на твердом веры Христовы камени, на немже ты, мудрая дево, неподвижимо стоящи, укрепляющему тя Иисусу Христу песнь воспевала еси: Аллилуиа.

Слышав от тебе, мудрыя дщери, отец твой Диоскор неслышанная о Святей Троице словеса, яко аспид глухий затка уши своя и по подобию змиину с жалом ядоносным устремися со острием меча на твое убийство; но ты, невесто Христова Варваро, подражающи Жениха твоего Иисуса, бежавшаго от меча иродова, бегала еси от меча Диоскорова, желающи сердце его от зверския ярости в любовь отеческую обратити. Мы же разумное твое бегство звании почитаем сими:

Радуйся, блаженная, изгнанная из дому земнаго правды ради; радуйся, богатая в Бога, лишенная отеческих богатств Христа ради.

Радуйся, яко твоего обнищания есть Царствие небесное; радуйся, яко тебе уготовася вечных благ сокровище.

Радуйся, словесная агнице, от злаго волка мучителя к Доброму Пастырю Христу прибегшая; радуйся, во двор праведных овец Его, одесную стоящих, вшедшая.

Радуйся, незлобивая голубице, от земнаго врана в покров небеснаго Орла прелетевшая; радуйся, в крове крилу Его добрый тебе покров обретшая.

Радуйся, Небеснаго Отца дщи честная, яко от земнаго родителя с безчестием на смерть гонима была еси; радуйся, яко от безсмертнаго Господа Славы в жизнь вечную со славою прията еси.

Радуйся, тояжде и нам жизни присножелающая ходатаице; радуйся, прилежная о нас к Богу молитвеннице.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Боготечной звезде была еси подобна, святая великомученице Варваро: бежащи бо пред отцем твоим, наставляла еси того таинственне на путь, ведущий ко Праведному Солнцу, от Девы возсиявшему, Христу Богу. Обаче он душевныма ослеплен очима, абие и телесныма не узре тя пред собою бежащую: ты бо сквозе каменную, тебе велением Божиим разступившуюся, гору прошедши, скрылася еси от очию его в каменней пещере, да от среды камения, яко птица, даси глас Богу, воспевающи: Аллилуиа.

Видевше тя пастырие, верху горы овцы пасущии, в камени крыющуюся, дивляхуся, глаголюще: что сия словесная агница? Коего волка бегает? И се Диоскор, паче волка лютейший, востече на гору, и тебе тамо крыющуюся обрет, и похитив за девическия твоя власы, влечаше ко своему дому по жестокому пути, на немже тя, вернии, сретаем приветствии сими:

Радуйся, младому еленю на горах ароматских уподобившаяся; радуйся, горняя, паче дольних, восхождения в сердце твоем полагающи, возлюбившая.

Радуйся, избывшая погибельнаго идолослужения рова; радуйся, на гору Троическаго поклонения востекшая.

Радуйся, сквозе камение прошедшая, от каменносердаго бегающи гонения; радуйся, среде камения Камень Христа, утверждающаго тя, обретшая.

Радуйся, в пещеру каменную вшедшая, видети Иисуса во гробе каменном бывша положенна; радуйся, уже Того видящая на престоле Славы седяща.

Радуйся, яко власы главы твоея за Христа, хранящаго, да и влас главы человеческия не погибнет, исторгани суть на земли; радуйся, яко тии от Христа изочтени суть ко увенчанию на небеси.

Радуйся, власы твоя кровию доле, яко цветами, обагрившая; радуйся, заплетение власов твоих окровавленных в венец тебе златый обратившая.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Проповедником богоносным, апостолом Христовым, поревновавши дерзновенно, пред лицем мучителей проповедала еси Христа истиннаго Бога: и Его ради лютыя раны, власяными рубы и острым чрепием болезненно потираемыя, мужественно претерпела еси, святая Варваро. Таже в темницу всаждена, в ней аки в чертозе о Христе Иисусе ликовала еси, поющи Ему: Аллилуиа.

Возсиявый в сердце твоем просвещение истиннаго богоразумия, возсия и во очесех твоих свет Божественнаго лица Своего Христос Господь: Той бо, яко возлюбленный твой Жених, в полунощи к тебе, непорочней Своей невесте, в темницу пришед, любезно тя посети, от ран исцели и светлостию лица Своего неизреченно душу твою возвесели, нас же, верных, научи пети тебе сицевая:

Радуйся, за страдавшаго биение Христа нещадно биенная; радуйся, биения терпением невидимаго врага убившая.

Радуйся, язвы Господа Твоего на теле твоем носившая; радуйся, от всех язв, Темжде Господем, на теле твоем исцелевшая.

Радуйся, яко Сам Господь, Свет мира, тебе в темнице бывшей Себе явил есть; радуйся, яко Сам души и тела Врач тебе больную посетил есть.

Радуйся, чрез земную темницу в небесный чертог светло вшедшая; радуйся, от кровей твоих брачную тебе одежду исткавшая.

Радуйся, яко тобою от многих ран грешнии исцеляются; радуйся, яко тобою от всех болезней с верою тя призывающии уздравляются.

Радуйся, уз греховных скорая решительнице; радуйся, язв многозлобных добрая целебнице.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Хотящу безумному мучителю желание свое улучити, и еще покушающемуся ласкательными словесы тебе, святая Варваро, от истиннаго Бога отвратити ко прелестным идолом, ты, яко мудрая дева, отвещала еси тому: первее твердый адамант в мягкий воск претвориши, нежели мене отвратиши от Христа Бога моего; Того бо, со Отцем и Святым Духом, Единаго истиннаго Бога исповедую, славлю, хвалю, и пою Ему: Аллилуиа.

Новую показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, святая великомученице Варваро, повеле на древе повесити, и ногтьми железными тело твое строгати, и свещами горящими твоя опаляти ребра, еще же и млатом во главу тяжко бити. Сие пачеестественное терпение твое благоговейно воспоминающе, похвалами блажим тя сими:

Радуйся, яко повешена была еси на древе, Христа ради на Кресте распятаго; радуйся, строгана по ребром Иисуса ради, копием в ребра прободеннаго.

Радуйся, яко огнь любве к Богу в сердце твоем возжегла еси; радуйся, яко за Того огненными свещами палима была еси.

Радуйся, твердейшая адаманта в терпении невредимом; радуйся, крепчайшая каменнаго столпа в мужестве непоколебимом.

Радуйся, яко млатом, бившим тя по главе, венец Царствия тебе исковася; радуйся, яко темже млатом глава врага твоего сокрушися.

Радуйся, яко со Христом, Его ради, на земли страдала еси; радуйся, яко с Ним и о Нем на небеси прославляешися.

Радуйся, всех врагов наших крепкая победительнице; радуйся, во всех бедах наших скорая помощнице.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Странное и страшное святыя Варвары страдание видящи, благоверная в женах Иулиания удивися зело, како млада отроковица в юностнем телеси таковыя мужественно за Христа терпит муки? Таже, слезнаго исполнившися умиления, благодарственно и та возопи Христу Богу: Аллилуиа.

Весь Сладчайший Иисус сладость, весь желание тебе бысть, святая Варваро; сладце бо Его ради горькия терпела еси муки, глаголющи: чашу страданий, юже даде ми Возлюбленный мой Жених, не имам ли пити? Темже и сама показалася еси чаша, сладость чудесных исцелений изливающая всем вопиющим к тебе сицевая:

Радуйся, отвергшая во адское горе идольскую горесть; радуйся, возлюбившая небесную Иисусову сладость.

Радуйся, мысленная стамно, манну брашна творения воли Божия в себе имущая; радуйся, верных во благих желание исполняющая.

Радуйся, реко исполненная благодати Божия водами; радуйся, источниче, кипящий чудес излиянии.

Радуйся, яко пчела, от зловоннаго идольских жертв дыма отлетевшая; радуйся, во благоуханную мира Христова воню сладце притекшая.

Радуйся, яко твоими во всем теле язвами была еси подобна соту; радуйся, яко крове твоея капли сладчайшия паче меда быша Пресладкому Иисусу.

Радуйся, яко всем верным воспоминание твое пресладко; радуйся, яко всей Церкви Христовой имя твое пречестно.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Все естество ангельское велиею возрадовася радостию, узревши мужественную крепость твою, святая и непобедимая мученице Варваро: видевше бо ангельстии чинове ветхаго врага, прегордаго князя тмы, со всем его бесовским и идольским полчищем от тебе, единыя младыя девы, посрамленнаго, побежденнаго же и под нозе твои поверженнаго, велиим гласом возопиша Богу: Аллилуиа.

Ветии многовещаннии риторскими своими языки не возмогут изрещи величества твоих болезненных страданий, о Варваро! Кто бо скажет болезнь твою, колика бе, егда сосца твоя урезана быша? Кто изречет студ лица девическаго, егда обнажена по всему граду от беззаконных мучителей водима была еси? Сицевую болезнь и безчестие твое мы точию воспомянувше, содрогаемся и со умилением глаголем сице:

Радуйся, добрая леторасле сада Иисусова; радуйся, истинная лозо винограда Христова.

Радуйся, два сосца твоя отрезанная, аки два грезна в честь Господеви твоему принесшая; радуйся, кровь твою, аки вино умиления, от тех источившая.

Радуйся, яко Христа ради обнаженнаго и ты риз твоих совлечена была еси; радуйся, яко Его ради, во Иерусалиме ругательне водимаго, и ты по граду на поругание водима была еси.

Радуйся, от ангела светлою одеждою в наготе твоей одеянная; радуйся, тою от студных очес невидимо покровенная.

Радуйся, чудный ангелом и человеком позор бывшая; радуйся, и самех мучителей терпением твоим удивившая.

Радуйся, яко Сам Господь свыше призре на твоя страдания; радуйся, яко Сам Той Подвигоположник похвали подвиги твоя.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Спасти хотя душу твою, о теле твоем всячески нерадила еси, святая Варваро: егда бо на тя мечное на смерть осуждение изыде, ты под мечь острый, аки под венец, красный, радостно идущи, Богу, в мученическом подвизе тебе укрепляющему, воспевала еси песнь: Аллилуиа.

Стены каменныя твердее окамененный сердцем бысть Диоскор, твой, святая Варваро, не уже родитель, но лютый мучитель: той бо, яко услыша твое мечное на смерть осуждение, не точию о смерти твоей не поболе, но и сам своим мечем на месте осуждения твою святую усече главу, и тако, по предречению Господню, окаянный отец предаде на смерть свое чадо. В той убо блаженней твоей кончине приими от нас пения сия:

Радуйся, за главу Церкве - Христа под мечь главу твою преклоншая; радуйся, за любовь к небесному человеколюбивому Отцу Безсмертному на смерть от земнаго безчеловечнаго отца тленнаго преданная.

Радуйся, течение мученическаго пути скончавшая добре; радуйся, веру безсмертному Обручнику Христу до смерти сохраншая бодре.

Радуйся, силою свыше на брань противу сил преисподних препоясанная; радуйся, победоносною славою в вышних от Христа Победителя одеянная.

Радуйся, оружием благоволения Божия венчанная на земли; радуйся, цветом нетления украшенная на небеси.

Радуйся, девам доброто и похваление; радуйся, мучеником красото и радование.

Радуйся, христианом крепкое прибежище; радуйся, верным твердое заступление.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Пение наше похвальное, аще бы и тмочисленное, вемы, яко несть довольно по достоянию восхвалити тя, святая и всехвальная мученице Варваро; обаче мы, Божиих тобою нам обильно подаваемых дарований благодарни суще, Богу, в тебе Своими благодеянии прославляемому, благодарственными усты поем: Аллилуиа.

Светоприемную свещу, на небесном свещнице пред престолом Святыя Троицы поставленную, зрим умныма очима тебе, святая дево Варваро: отонудуже, егда нощный грехов наших мрак лучами молитв твоих просвещаеши и нас на светлую спасения стезю наставляеши, по долгу достойна еси от нас званием быти почитаема сим:

Радуйся, светоумная луче, во светлость немерцающую прилученная; радуйся, мысленная деннице, день невечерний озаряти возшедшая.

Радуйся, благовонная смирно, Церковь Христову благоухающая; радуйся, златая кадильнице, фимиам молитвы о нас к Богу приносящая.

Радуйся, мироположнице исцелений неоскудная; радуйся, сокровище Божиих даров неиждивительное.

Радуйся, чаше, от обилия дому Божия черплющая радость; радуйся, сосуде, от исполнения Христова приемлющий всех благ небесных сладость.

Радуйся, адаманте, перстень безсмертнаго со Христом обручения украсивый; радуйся, венче доброты, в руце Господней держимый.

Радуйся, яко на тя Царь Славы, Господь сил, славу и велелепие возложил есть; радуйся, яко тебе Царь царствующих и Господь господствующих Царство Свое и господствие даровал есть.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Благодать от Бога дана ти есть, хранити и соблюдати от внезапныя болезни и наглыя смерти всякаго человека, верою, любовию и благоговением честная твоя страдания воспоминающаго и почитающаго; тоя благодати не лиши и нас, добрая дево Варваро, да и мы, здрави суще телом и духом в нынешней и будущей жизни о тебе поем Богу: Аллилуиа.

Поем твоя крепкия подвиги, почитаем страдания, хвалим долготерпение, ублажаем святую твою кончину, славим твое в немощном теле показавшееся непобедимое мужество, имже на земли и на небеси прославилася еси, святая и добропобедная великомученице Варваро, и в честь твоих победоносных подвигов и страданий похвальная восписуем ти сия:

Радуйся, от ангельских чинов в сожительство их любезно приятая; радуйся, от девственных ликов в чертог небесный радостно введенная.

Радуйся, от мученических полков под венец славы провождаемая во гласе радования; радуйся, от всех жителей небесных приемшая о Господе целование.

Радуйся, яко мзда твоя многа есть на небесех; радуйся яко радость твоя вечна есть во светлости святых.

Радуйся, от враг видимых и невидимых крепкая нам заступнице; радуйся, радости нам, благодати же и славы вечныя ходатаице.

Радуйся, душевных и телесных недугов наших целительнице; радуйся, спасительных благ земных и небесных подательнице.

Радуйся, яко тобою от нечаянныя и вечныя смерти сохранени быти уповаем; радуйся, яко тобою вечную жизнь улучити благонадежно чаем.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

О, многострадальная и всехвальная святая великомученице Варваро! Нынешнее наше моление приемши, от всяких болезней душевных и телесных, и враг видимых и невидимых нас избави, и от вечнаго мучения твоим богоприятным ходатайством сохрани, да с тобою на земли живых во веки поем Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.

ангелов честную и вселюбезную чистоту непорочно сохранши, честная Варваро, ангелом сожительница быти сподобилася еси, с нимиже егда поеши троическую песнь Богу на небеси, услыши нас, поющих тебе на земли похвальная пения сия:

Радуйся, отроковице, Богом Отцем предуставленная быти сообразна в страдании образу Сына Его; радуйся, Сыном Божиим, Светом от Света, призванная из тмы в чудный свет веры и благодати Его.

Радуйся, яко позвавшему тя Святому Духу, и сама телом и духом свята еси; радуйся, яко от скверны плоти и духа непорочну тя соблюла еси.

Радуйся, рожденному от Девы Жениху Христу деву тя чистую обручившая; радуйся, земнаго обручника паче Небеснаго знати не восхотевшая.

Радуйся, крине девства, посреде терния идольскаго прорастший доле; радуйся, цвете чистоты, в неувядаемой славе цветущий горе.

Радуйся, в небесном вертограде Христова благоухания наслаждающаяся; радуйся, Краснейшаго паче сынов человеческих зрением тамо утешающаяся.

Радуйся, убелившая ризы твоя в Крови агнчей на земли; радуйся, в лице девственном последующая Божиему агнцу на небеси.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Избранной Богом от идолослужительнаго рода и призванной во язык свят, в люди обновления, невесте Христове, яко избавляющиися тобою от различных зол и обстояния, благодарственная пения и хваления восписуем ти, молитвенницы твои, святая и всехвальная великомученице: ты же, имущи дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти:

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Обращаясь за помощью к святым, надо всегда помнить, что одно дело - попросить, но гораздо важнее - поблагодарить за сотворенное по вашим молитвам благодеяние . Для этого существует благодарственный молебен. А можно просто зайти в храм, зажечь свечу и своими словами искренне поблагодарить за помощь.

Полезное видео

Святая Варвара Илиопольская - одна из христианских великомучениц, защищающая православных людей от возможной внезапной смерти, являющейся наказанием Свыше. Человек уже не может раскаяться во грехах и причаститься, поэтому и предстает пред Христом в грешном состоянии.

Варварино заступничество оберегает человека от страшной небесной кары. Ее почитают и православные, и католики .

Жизнеописание великомученицы

Житие святой Варвары великомученицы гласит, что девушка претерпела множество страшных пыток за Христа по злобе своего отца-язычника.

Варвара Илиопольская

Именно она, единственная, была удостоена чести быть изображенной на иконе, держа в руках Потир - Чашу Причастия, касаться которой может только священник.

Отрочество

Девочка появилась на свет на территории нынешней Сирии в граде Илиополе в знатной семье язычников. Ее отец Диоскор, рано овдовев, очень берег любимую дочь. Повзрослев, Варвара становилась очень красивой девушкой. Именно поэтому отец соорудил для нее высокое и со вкусом обустроенное жилище - высокую башню с великолепными палатами. К девушке были приставлены воспитательницы и служанки. Диоскор запрещал дочери покидать замок без его позволения, дабы недостойные люди не видели ее прекрасное лицо. Единственным развлечением Варвары было созерцание красоты земного мира с высоты своего жилища.

Святая великомученица Варвара Илиопольская. Икона, XIV век.

Девушка мечтала познать истинного Творца мира. Но отец желал выдать дочь замуж и для этого приглашал для знакомства с Варварой богатых женихов. Она отказалась исполнить отцовскую волю. Расстроенный Диоскор решил позволить дочери выходить из стен башни и позволил общаться с подругами в надежде, что те все же склонят ее к выбору супруга.

Читайте о других женщинах-подвижницах:

Однажды он отправился в дальние земли по делам и приказал во время своего отсутствия построить роскошную баню при купальне. В бане он указал сделать всего два окна с южной стороны. Но Варвара уговорила строителей сделать третье, восточное, во имя Святой Троицы. На мраморном камне, которым была обложена купальня, девушка начертила Святой Крест. Чудо, но он отпечатался на камне, как будто был специально выбит. Здесь же остался отпечаток девичьей стопы, а впоследствии из него стала истекать вода и совершалось множество чудесных исцелений.

Во время длительного странствия отца Варвара подружилась с городскими христианками, которые рассказали ей о Христе, о Его жизни, страданиях, воскресении, о Его Пречистой Матери. В те дни в городе находился под видом приезжего купца православный священник, которого Варвара уговорила совершить над ней Таинство Святого Крещения . Она дала обет посвятить свою жизнь Христу.

Страдания за Христа

По возвращении домой отец услышал от любимой дочери наставления христианского вероучения. В ярости он набросился на девушку с мечом, но она успела убежать и спрятаться в горной расщелине, которая чудесным образом раскрылась пред ней. Но место ее нахождения выдал Диоскору местный пастух и к вечеру отец привел дочь домой, сильно избив. На утро он отвел ее к правителю города и отрекся от отцовства по причине отвержения ею языческого божества. Градоначальник долго уговаривал красавицу отречься от веры Христовой и не отступать от издавна принятых языческих законов. Но святая твердо стояла на своем и обличала идолопоклонническую ересь. Она открыто исповедовала Богом и Женихом Небесным Иисуса Христа.

Великомученица Варвара

По приказу градоустроителя Варвара подверглась жестоким мукам и пыткам. Ее жестоко избивали, растирали власяницей глубокие раны, подвешивали к дереву, строгали нежное тело железными крюками, разбивали молотком череп. Обычный человек не смог бы остаться в живых после неимоверных страданий, но Варвара их мужественно претерпела. Ее укрепляла вера и Сила Божия.

В том же городе жила девушка Иулиания. Была она истинно верующей и богобоязненной горожанкой. С тех пор, как Варвара была схвачена мучителями-язычниками, она издалека следила за ней. Когда ее бросили в темницу после пыток, Иулиания заглядывала в тюремное окошко и не переставала удивляться силе веры молодой красавицы, ее великой воле не пощадив своей жизни положить ее за Христа. Видя, что Отец Небесный излечил деву от страшных ран, Иулиания приняла решение так же пострадать за Творца и умоляла Его послать терпения в предстоящих страданиях.

Утром наступившего дня стражники вывели святую из тюрьмы и повели навстречу новым мучительным истязаниям. Иулиания издали следовала за мученицей. Взирая на страшные страдания девушки, она сильно плакала. Набравшись сил и смелости, она громко из толпы начала обвинять городского владыку в бесчеловечности и хулить языческое божество. Тут же ее схватили стражники, а градоначальник задал вопрос о ее вероисповедании. Иулиания не побоялась и во всеуслышание назвала себя христианкой.

Теперь вместе с Варварой девушек водили голыми по городским улицам, а после подвесили к дереву и стали строгать их тела гребнями из железа. После истязаний мученицам были отсечены головы. Причем Диоскор собственноручно казнил свою любимую дочь. Но его постигло Божие возмездие: в мужчину ударила молния и его тело превратилось в горстку пепла.

Упокоение

Останки Варвары и Иулиании захоронил в селении Геласии благочестивый муж Валентиниан. Позже на месте захоронения был возведен храм, внутри которого покоились святые мощи.

Икона «Святая великомученица Варвара Илиопольская»

В Месопотамии также была построена церковь в честь Варвары, в его стенах хранилась часть мощей девственицы и ее окаменевшая грудь, из которой сочились молоко и кровь.

Внимание! Святые мощи великомученицы в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке княжна Варвара, супруга русского князя Михаила Изяславича, забрала их с собой в Киев, где и по сей день они почивают в стенах кафедрального Владимирского собора.

Молитва Варваре Великомученице

Угодница Божия способна разрешить любые проблемы верующих христиан, среди них:

  • покровительство шахтерам и артиллеристам;
  • спасение от внезапной смерти без покаяния;
  • предохранение от несчастий и бед, душевных мучений и уныния;
  • спасение от пожара, морской бури;
  • исцеление от различных, даже не поддающихся лечению недугов;
  • благостный исход тяжелых родов;

Святые мощи великомученицы обладают чудотворными свойствами, заряжают божественной энергией притекающих к ним. Вещи, освященные на раке с мощами, православные люди носят на теле в качестве неких «талисманов». Известно, что русские императрицы взамен своих дорогих перстней надевали на пальцы скромные колечки, освященные на мощах Варвары.

Иконография

Взгляд красавицы девы Варвары устремлен с полотна иконы на зрителя. Девушка одета в зеленую тунику, поверх нее надет коричневого цвета мафорий. Голову святой увенчивает корона. В деснице Варвара удерживает Святое Распятие, призванное к напоминанию о страданиях Всевышнего. Левая ладонь мученицы раскрыта и обращена к молитвенникам, символизируя праведность и открытость честной безгрешной души.

Черты лица юной девы чистые, открытые, но строгие, олицетворяют красоту небожительницы. Образ девы не выражает эмоций и являет собой отрешенность от мирского, приверженность в служении Спасителю.

Видео о житии и страдании великомученицы Варвары.

Житие святой великомученицы Варвары.

Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца.

Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Икона Святой великомученицы Варвары.

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

Икона св. вмц. Варвары с частицей святых мощей. Храм великомученицы Екатерины на Всполье. Москва.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе святого князя Владимира.