Тема: правовое регулирование избирательных отношений в межвыборный период. Реферат: Правовое регулирование избирательного процесса Порядок назначения выборов

Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Если избирательное право регламентирует аспекты государственно-общественной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям в ходе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании и свободном добровольном участии избирателей в выборах, то избирательный процесс, как организационно-правовая форма реализации субъективного избирательного права гражданина, отражает технологию непосредственного участия субъектов выборов в осуществлении формирования выборных органов.

Принципы избирательного права это основополагающие идеи и начала, закрепленные в международно-правовых актах, Конституции и законах РФ, на основании и в соответствии с которыми реализуются избирательные права граждан, устанавливается и развивается конституционное право, институт избирательного права, осуществляется избирательный процесс, иными словами, это "обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны законными".

Принципы избирательного права:

1. Принцип свободных выборов. Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от зарубежных государств в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных кампаний, особенно в субъектах Российской Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, то есть отсутствие на выборах. Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т. е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того чтобы не допустить срыва выборов в результате отсутствия избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными.

Также свободными признаются такие выборы, которые проводятся в атмосфере, характеризующейся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека. Всем гражданам без всякой дискриминации должен быть обеспечен равный доступ к участию в выборах. Граждане должны быть убеждены в том, что их участие в выборах не причинит им вреда. Особенно важно, чтобы избиратели беспрепятственно пользовались такими свободами, как свобода слова, мнения, ассоциации, информации, собраний, демонстраций и т. д. В период проведения выборов, которые часто сопровождаются обострением политической борьбы, должно решительно защищаться право выражения идей сторонников различных политических партий. Важнейшей гарантией свободных выборов служит независимая судебная власть. В конечном счете, выборы являются свободными в той степени, в какой они позволяют наиболее полно выявить волю народа. В Российской Федерации свободные выборы являются конституционной нормой. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 // Российская газета, №237 (текущая редакция от 21.07.2014 №11-ФКЗ) - Ч.3 Ст.3.

2. Принцип всеобщего избирательного права. Принцип всеобщности означает признание, без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений за всеми гражданами, достигшими определенного возраста, права избирать и права быть избранными. Конституция РФ и федеральное законодательство гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Специальные условия, которые ограничивают всеобщее избирательное право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).

Активное избирательное право и право голосовать на референдуме в Российской Федерации предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме. Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами. Белоновский В.Н. Избирательное право: общая часть/В.Н. Белоновский. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2012. - 178 с.

Пассивное избирательное право основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Субъектам Российской Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах Президента 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.

Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и налоговой полиции, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов Российской Федерации, депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

Конституцией РФ установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 // Российская газета, №237 (текущая редакция от 21.07.2014 №11- ФКЗ) - Ч.3 Ст.3. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме. Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам. Установление такого предела в ряде субъектов РФ неправомерно.

3. Принцип равного избирательного права. Равное избирательное право означает участие избирателей в выборах на равных основаниях. Оно обеспечивается: наличием у каждого избирателя одного голоса (или одинакового числа голосов); включением избирателей не более чем в один список избирателей; примерным равенством избирательных округов по числу избирателей; соблюдением установленных норм представительства; предоставлением равных юридических возможностей участия в избирательной кампании для кандидатов; едиными правилами проведения конкретных выборов в течение всего периода с момента их назначения до подведения итогов; равной защитой законом и судом без всякой дискриминации избирательных прав всех граждан, избирательных объединений, блоков, а также иными правовыми, организационными, информационными средствами. Головин А.Г. Избирательное право России / А.Г. Головин. - М.: НОРМА, 2012. - 167с.

Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим. Все голоса должны иметь "равный вес", т. е. одинаково влиять на результат выборов. Процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей или составления избирательных списков, направленные на отстранение или ослабление участия в выборах отдельных лиц, групп или географических районов или на уменьшение числа голосов, являются недопустимыми.

4. Принцип прямого избирательного права. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Этот принцип распространяется на выборы федерального Президента, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, законодательных органов и глав исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, выборных органов местного самоуправления. Уставы и законы некоторых субъектов Федерации предусматривали избрание главы администрации региона законодательным органом, а также назначение глав местной администрации органами государственной власти и государственными должностными лицами, что является отступлением от принципа прямого избирательного права.

5. Принцип тайного голосования. Тайное голосование обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.

Для гарантированной тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.

Отмечаются и другие принципы:

1. принцип справедливости;

2. принцип обязательности и периодичность проведения выборов;

3. территориальный принцип организации и проведения выборов и референдумов;

4. принцип непосредственного участия граждан (избирателей) и их объединений в организации и проведении выборов и референдумов;

5. принцип выдвижения кандидатов на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления, либо непосредственно отдельными гражданами (петиционный принцип), либо группами граждан, либо избирательными объединениями, избирательными блоками.

Вопрос 1.

Избирательное право в системе права Российской Федерации

Избирательное право Российской Федерации традиционно выделяется в качестве самостоятельного института конституционного права Российской Федерации, представляющего собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с проведением выборов в органы государственной власти и представительные (иные выборные) органы местного самоуправления, избираемые непосредственно избирателями.

Таким образом, к предмету регулирования избирательного права относятся нуждающиеся в правовом регулировании путем закрепления прав и обязанностей за их субъектами общественные отношения, возникающие в сфере подготовки и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это такие группы общественных отношений, как:

Отношения, возникающие в процессе реализации норм-принципов избирательного права, устанавливающих общий режим реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;

Отношения, непосредственно связанные с реализацией гражданами права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления;

Отношения, связанные с организацией выборов;

Отношения, связанные с деятельностью участников избирательного процесса, обеспечивающими реализацию прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления (избирательные комиссии, доверенные лица, средства массовой информации и т.д.);

Отношения, связанные с защитой и восстановлением избирательных прав граждан.

Указанные группы правоотношений возникают и реализуются в период избирательных кампаний, то есть непосредственно при проведении выборов. Но следует отметить, что избирательное право регулирует также и определенные группы имеющих непосредственную связь с выборами общественных отношений, возникающих в межвыборный период, например отношения, возникающие в связи с формированием избирательных комиссий, кадрового резерва участковых избирательных комиссий, отношения по регистрации (учету) избирателей.

Регулируя общественные отношения, возникающие в связи с проведением выборов в органы государственной власти и представительные (иные выборные) органы местного самоуправления, избирательное право использует сочетание императивных (предписание, запрет) и диспозитивных (дозволение) методов правового регулирования, а также метод гарантий (набор условий и средств обеспечивающих реализацию права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления). Метод гарантий является специфическим методом правового регулирования избирательного права. К числу гарантийных норм избирательного права относятся в частности норма, обязывающая работодателя предоставить отпуск зарегистрированному кандидату, норма, обязывающая избирательные комиссии обеспечивать наблюдателям полный обзор своих действий при проведении голосования и установления его итогов и другие.

Дополнительные ограничения пассивного избирательного права установлены и в отношении претендентов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет (пункт 8 статьи 4 Федерального закона). К моменту регистрации кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязан закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов (пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Обязанность закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов установлена в отношении кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также кандидатов на должности глав муниципальных образований муниципальных районов и городских округов (пункт 3.3 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Кроме того, согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», дополнительные ограничения пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста, могут быть установлены конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации. При этом устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления (согласно части 5 статьи 2 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 года № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» этот возраст составляет 21 год). И, наконец, в соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность, должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд (согласно пункту 1 части 4 статьи 2 Закона Республики Коми от 23 июня 2012 года № 41-РЗ «О выборах Главы Республики Коми» не имеет права быть избранным Главой Республики Коми гражданин Российской Федерации занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Главы Республики Коми в результате выборов должность Главы Республики Коми второй срок подряд.).

Таким образом, в соответствии с действующим в настоящее время законодательством о выборах, право гражданина Российской Федерации быть избранным Президентом Российской Федерации ограничивается 13 условиями, 5 из которых предусмотрены Конституцией Российской Федерации, а 8 - федеральными законами. Право быть избранным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ограничивается 11 условиями: 3 предусмотрены Конституцией Российской Федерации, 8 - Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме». Право быть избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) ограничивается 12 условиями: 2 предусмотрены Конституцией Российской Федерации, 9 - Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», 1- законом субъекта Российской Федерации (факультативно). Право быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации ограничивается 11 условиями: 2 предусмотрены Конституцией Российской Федерации, 8 - Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», 1 - законом субъекта Российской Федерации. Право быть избранным главой муниципального образования муниципального района или городского округа ограничивается 12 условиями: 2 предусмотрены Конституцией Российской Федерации, 8 - Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме», 1- законом субъекта Российской Федерации, 1 - уставом соответствующего муниципального образования (факультативно). Право быть избранным главой муниципального образования поселения (за исключением городского округа) ограничивается 11 условиями: 2 предусмотрены Конституцией Российской Федерации, 7 - Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме» , 1 - законом субъекта Российской Федерации, 1 - уставом соответствующего муниципального образования (факультативно). Право быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования ограничивается 10 условиями: 2 предусмотрены Конституцией Российской Федерации, 8 - Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме».


Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

Статья 20.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за производство и распространение экстремистских материалов.

Имеются в виду нарушения и действия, подпадающие под признаки экстремистской деятельности.

Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Н.В. МОТЫЖЕВА

    Местное самоуправление представляется в качестве политического института, занимающего в системе взаимодействия власти и общества опосредующее положение между государством и гражданским обществом и, таким образом, обеспечивающего реализацию прямых и обратных связей в системе государственного управления. На муниципальном уровне происходит наиболее тесное взаимодействие между властью и обществом, и от того, насколько результативным оно является, зависит эффективность не только муниципального, но и государственного управления в целом.
    Как деятельность по самостоятельному решению вопросов местного значения, местное самоуправление затрагивает исключительно важные для каждого гражданина проблемы, касающиеся обеспечения непосредственной жизнедеятельности людей на конкретной территории. Именно поэтому в Европейской хартии местного самоуправления говорится о местном самоуправлении как о власти, максимально приближенной к гражданам.
    Образование, здравоохранение, ЖКХ, общественный транспорт, бытовое обслуживание и многие другие вопросы беспокоят каждого жителя нашей страны, поэтому проблема эффективного осуществления местного самоуправления является на сегодняшний день одной из первоочередных. От того, насколько население активно участвует в принятии решений, касающихся его жизнедеятельности, зависит политическая и социально-экономическая стабильность развития соответствующей территории.
    Ответственный выбор органов и должностных лиц местного самоуправления и грамотный общественный контроль за их деятельностью предопределяют эффективность местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.
    Правовое регулирование сферы местного самоуправления направлено на закрепление и упорядочение имеющихся на местном уровне общественных отношений, и в этом аспекте оно выступает как фактор охраны и защиты сложившихся правоотношений, способствует возникновению и развитию новых общественных отношений, что в итоге должно привести к созданию оптимальных правовых условий для эффективной организации и деятельности местного самоуправления.
    Эффективность правового регулирования тесным образом связана с повышением правосознания граждан и должностных лиц, уровня правосознания всего общества. Отсюда вытекает задача наладить активную работу по правовому воспитанию и пропаганде, разъяснению норм права. Особенно актуальной она представляется на уровне местного самоуправления, кадровый состав которого все еще слабо обеспечивается информационными, в том числе информационно-правовыми, технологиями.
    При этом мы исходим из того, что в условиях российского переходного общества праву как фактору, регулирующему общественные отношения, принадлежит особая творческая роль. Оно в большей степени, чем в традиционных устойчивых обществах, должно выступать созидающей силой, направленной на стимуляцию возникновения новых общественных отношений во всех сферах жизни общества и особенно в сфере местного самоуправления как нового общественно-государственного института.
    Законодательство Российской Федерации, регулирующее общественные отношения в сфере реализации форм непосредственной демократии, представляет собой определенную систему, состоящую из совокупности федеральных и региональных законов и подзаконных нормативных правовых актов, содержащих нормы избирательного или референдумного права. К системе данного законодательства относятся Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Федерации, а также содержащие нормы избирательного и референдумного права федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства, нормативные правовые акты органов исполнительной государственной власти субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, правовые акты избирательных комиссий.
    Законодательство об избирательном процессе на уровне местного самоуправления - это совокупность нормативных правовых актов, закрепляющих содержание и механизм реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также регулирующих общественные отношения, связанные с формированием представительных и иных выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, выборных должностных лиц.
    Предметом правового регулирования избирательных норм являются принципы проведения муниципальных выборов, порядок формирования избирательных комиссий, принципы деятельности комиссий, порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты.
    Законодательство об избирательном процессе на уровне местного самоуправления объединяет нормативные акты, которые имеют определенную иерархию и образуют в совокупности систему. Это означает, что нормативные акты, регулирующие избирательные отношения в сфере местного самоуправления, нельзя рассматривать изолированно друг от друга и проводить их типологизацию без учета всеобщей взаимосвязи.
    Нарушение периодичности муниципальных выборов, перенесение запланированных законом выборов представляет собой нарушение международных избирательных стандартов. Исключением может быть только введение чрезвычайного положения. При этом государство должно иметь законодательство, которое точно и четко определяет условия, порядок введения чрезвычайного положения, допустимые меры по ограничению прав и свобод. Чрезвычайное положение должно объявляться только в соответствии с законом, и его введение должно допускаться в связи с чрезвычайными обстоятельствами общественного характера, угрожающими жизни нации, когда меры, принимаемые в соответствии с действующей Конституцией РФ и законами, являются явно неадекватными для урегулирования создавшегося положения.
    Подлинные муниципальные выборы предоставляют избирателям право сделать реальный выбор. Политический плюрализм должен юридически защищаться государством через принятие соответствующих законов, должно также предусматриваться справедливое и гласное финансирование избирательных кампаний, которое может включать и государственное финансирование.
    Предварительным условием свободного выбора является информированность населения. Для того чтобы муниципальные выборы были подлинными, они должны отражать политическую волю народа. Совершенно ясно, что, не имея доступа к информации о кандидатах, партиях и процессе выборов, избиратели не могут ни сформулировать, ни выразить эту волю.
    Важным международным документом является Декларация о критериях свободных и справедливых выборов, которая закрепляет исходные положения регулирования муниципальных выборов :
    1. Установление и укрепление демократических процессов и институтов является общей ответственностью правительств, избирателей и организованных политических сил, регулярные и подлинные выборы представляют собой необходимый и обязательный элемент поддержания усилий по защите прав и интересов граждан.
    2. Полнота власти может проистекать только из волеизъявления народа, выраженного на подлинных, свободных и справедливых выборах, организуемых через регулярные периоды на основе всеобщего равного и тайного голосования.
    3. Каждый взрослый гражданин имеет право голосовать на выборах без какой-либо дискриминации.
    4. Каждый индивидуально или совместно с другими лицами имеет право: свободно выражать политические взгляды; искать, получать и сообщать информацию и делать обоснованный выбор; свободно передвигаться по стране, участвуя в предвыборной кампании.
    Законодательство о муниципальных выборах можно классифицировать так: в зависимости от уровня его принятия - федеральные, региональные и местные законы; по юридической силе - конституции, законы и подзаконные акты; по функциональному назначению: законы, устанавливающие общие принципы и гарантии осуществления форм непосредственной демократии; законы, регулирующие осуществление конкретных форм непосредственной демократии на соответствующем уровне; отраслевые законы и подзаконные акты, регулирующие отдельные аспекты проведения выборов, референдумов, отзыва выборного лица и роспуска выборного органа .
    Возглавляет систему законодательства о выборах органов местного самоуправления Конституция РФ, нормы которой имеют наивысшую юридическую силу и закрепляют исходные, основополагающие положения правового регулирования избирательного процесса в системе местного самоуправления.
    Следует отметить, что в действующей Конституции РФ отсутствует специальная глава об избирательной системе. Положения, имеющие непосредственное отношение к выборам органов местного самоуправления и выборам органов государственной власти, содержатся в различных главах.
    Нормы Конституции РФ, согласно ч. 1 ст. 15, имеют высшую юридическую силу и прямое действие. Это конституционное положение выступает важным механизмом гарантии и защиты конституционных норм.
    В случае нарушения законами, определяющими порядок подготовки и проведения выборов и референдума, норм Конституции РФ согласно ст. 125 Конституции РФ и Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 года (в ред. от 02.06.2009 N 2-ФКЗ) "О Конституционном Суде Российской Федерации" на основании соответствующих обращений эти дела рассматривает Конституционный Суд РФ, который вправе признать такие акты или их отдельные нормы неконституционными, вследствие чего они утрачивают свою силу.
    Вместе с тем представляется неоправданным, что в Конституции РФ не закреплено в качестве общего правила на всех уровнях право на отзыв выборного лица и роспуск выборного органа непосредственно гражданами как одна из форм непосредственной демократии, вытекающая из природы народовластия. Необходимо также установить в Конституции РФ основные принципы избирательного и референдумного права, так как избирательная система и референдум, как один из важных институтов народовластия, исходный принцип государственного устройства, традиционно закрепляются в конституциях демократических государств.
    Важно видеть неразрывную связь избирательных прав граждан с другими основными правами, и особенно с правом принимать участие в управлении страной, правом на свободу убеждений и их выражения, правом на свободу ассоциаций, правом на проведение мирных собраний и демонстраций и другими.
    В соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также имеют право участвовать в отправлении правосудия. Согласно ст. 30 Конституции РФ, граждане имеют право на объединение, то есть имеют право участвовать в управлении общественными делами.
    Эффективное осуществление основ, принципов и функций, форм народовластия зависит не только от признания и гарантирования их законодательством, но и во многом от дееспособности в целом гражданского общества и его местных сообществ, от общественной активности, уровня политической и правовой культуры граждан.
    Народовластие определяется и гарантируется не только объемом прав человека и гражданина, реальными возможностями граждан участвовать в политике, формировании органов государственной и муниципальной власти и управления, в выработке, принятии и реализации ими решений, но и в значительной степени общественным сознанием граждан, их политической и правовой культурой, готовностью к участию в управлении делами государства и муниципальных образований, в общественной деятельности.
    Федеральные законы, закрепляющие и регулирующие общие принципы, гарантии, механизмы и процедуры реализации прав граждан участвовать в управлении делами в своих муниципальных образованиях, избирать и быть избранными, а также федеральные законы, определяющие и регулирующие общественные отношения, составляющие различные правовые институты, используемые при осуществлении форм непосредственной демократии, имеют основополагающее значение для всей системы законодательства Российской Федерации, регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в п. "в" ст. 71 Конституции РФ. И только защита этих прав, согласно п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, является одновременно сферой совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
    Следует отметить, что в настоящее время система избирательного законодательства о муниципальных выборах представляет собой достаточно сложное и противоречивое явление. Большое значение для осуществления классификации нормативных правовых актов, регулирующих избирательный процесс в системе местного самоуправления, имеет характеристика этих актов как целостной органической системы, обладающей единым содержанием. Эту систему образуют различные нормативные правовые акты, которые могут быть разбиты на группы. В целях более полного и комплексного исследования законодательства об избирательном процессе в системе местного самоуправления можно выделить три его уровня: федеральное законодательство, законодательство субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты муниципальных образований.
    Ряд проблем возникает по поводу положений о местном референдуме, закрепленных Законом о местном самоуправлении. Во-первых, сам факт правового регулирования Законом о местном самоуправлении отношений по поводу инициирования и проведения местного референдума (ст. 22 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") не соответствует принципу, закрепленному п. 1 ст. 15 Закона о гарантиях (Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
    Согласно этому принципу, процедура местного референдума регламентируется самим Законом о гарантиях и может регулироваться законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований (п. 5 ст. 11, п. 1 ст. 15 Закона о гарантиях), но не другими федеральными законами. При отсутствии законов субъектов Российской Федерации или соответствующих норм уставов муниципальных образований местный референдум, по смыслу п. 5 ст. 11 Закона о гарантиях, проводится в порядке, установленном этим Законом или указами Президента Российской Федерации. Согласно же Закону о местном самоуправлении, процедура местного референдума может регламентироваться федеральным законом и принимаемыми на его основе законами субъектов Российской Федерации.
    Во-вторых, по смыслу ст. ст. 22 и 34 Закона о местном самоуправлении на уровне муниципальных образований проводятся две разновидности референдума, различающиеся по порядку инициирования и кругу решаемых вопросов. В литературе отмечается, что с юридико-технической точки зрения не вполне очевидно их разграничение по процедуре, в связи с чем у правоприменителя могут возникнуть затруднения.
    Множество вопросов возникает при регулировании муниципальных выборов в переходный период реформы местного самоуправления. Как и в случае с муниципальными выборами вообще, Закон о местном самоуправлении ограничивает число видов правовых актов, которые могут регламентировать проведение выборов в переходный период.
    Другим проблемным вопросом является применимость Федерального закона от 26 ноября 1996 года N 138-ФЗ (в ред. от 09.11.2009) "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" , который является правовой базой муниципальных выборов в случае нарушения органами государственной власти субъектов Федерации сроков их назначения и проведения, установленных ст. 85 Закона о местном самоуправлении. Согласно п. 2 ст. 1 Закона об обеспечении конституционных прав, данный Закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Следовательно, если порядок и сроки проведения муниципальных выборов, пусть даже вопреки требованиям Закона о местном самоуправлении, будут установлены законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования, Закон об обеспечении конституционных прав окажется неприменимым. Безусловно, можно сослаться на общие правила юридической техники (последующий закон отменяет предыдущий), однако лучше было бы оговорить этот момент в самом Законе о местном самоуправлении.
    В целом следует отметить, что Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (в ред. от 28.09.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросу муниципальных выборов в основном содержит отсылочные нормы к рамочному Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
    Таким образом, на федеральном уровне отсутствует законодательный акт, прямо регулирующий муниципальные выборы либо устанавливающий общие принципы организации муниципальных выборов в Российской Федерации. Несмотря на то что Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (в ред. от 27.07.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов на основе Конституции РФ и Федерального закона N 67-ФЗ определяется не прямо, а через посредство гарантий избирательных прав, что значительно усложняет применение этого Закона субъектами муниципальных избирательных правоотношений .
    Правовой основой формирования регионального законодательства о муниципальных выборах является Федеральный закон от 6 октября 1999 года (ред. от 4 октября 2010 года) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", согласно которому законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Федерации.
    К федеральным законам, закрепляющим и регулирующим общественные отношения, в том числе в муниципальных образованиях, составляющим различные правовые нормы, категории, институты, используемые при осуществлении форм непосредственной демократии, относится большое количество законов, среди которых, например, Федеральный закон от 19 мая 1995 года (в ред. от 27.07.2010) "Об общественных объединениях", Федеральный закон N 2124-1 (в ред. от 09.02.2009) "О средствах массовой информации", Федеральный закон от 11 июля 2001 года (в ред. от 04.06.2010) "О политических партиях", Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ.
    Следует отметить также Закон Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 (в ред. от 18.07.2006) "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", который возложил на органы местной администрации обязанности по регистрации и учету граждан.
    Законодательство о выборах в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации характеризуется множественностью и включает нормативные правовые акты, которые различаются по форме, структуре и пределам правового регулирования. Предмет правового регулирования обусловлен системой органов местного самоуправления, организацией местной власти.
    Представляется целесообразным систематизация законодательства о муниципальных выборах, рассмотрение вопроса об издании избирательного кодекса, необходимость принятия которого длительное время обосновывается в юридической науке.
    Смысл разработки данного закона заключается в том, что сегодня практически невозможно по политическим и процедурным причинам принять соответствующие поправки к Конституции РФ.
    Данный закон должен явиться фундаментом российского избирательного права.
    Таким образом, законодательство о муниципальных выборах представляет собой совокупность федеральных, региональных и муниципальных нормативных актов, регулирующих порядок формирования представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц.
    Законодательство о муниципальных выборах - это система нормативных актов, характеризующаяся множественностью, разнообразием видов и уровней правового регулирования.

    Литература

    1. Бондарь Н.С. Конституционные пробелы или конфликты как отражение социальных противоречий: в контексте практики Конституционного Суда РФ // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Т. 8. N 1. С. 70 - 79.
    2. Воробьев Н.И. Об укреплении законодательных гарантий проведения выборов в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне // Журнал российского права. 2004. N 1.
    3. Кудилинский М.Н. Проблемы правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2002.
    4. Линник Л., Косак А. Вопросы правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации // Право и жизнь. 2001. N 38. С. 241 - 264.
    5. Любарев А.Е. Конституционно-правовые основы многообразия избирательных систем Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
    6. Миронов Н.М. Правовое регулирование муниципальных выборов и референдумов // Адвокат. 2004. N 8.
    7. Овсепян Ж.И. Конституционно-правовые нормы и институты // Северо-Кавказский юридический вестник. 2002. N 4.
    8. Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникационного подхода: Курс лекций. СПб., 2004.
    9. Постников А.Е. Избирательное законодательство: необходимо четкое разграничение полномочий между различными уровнями власти при проведении выборов // Журнал российского права. 2002. N 5.
    10. Шамгунов А.И. Система правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 9.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Введение.

1. Избирательная система.

  • 1.1. Понятия избирательная система и избирательное право.
  • 1.2. Виды избирательных систем в Российской Федерации.
  • 1.3. Принципы избирательных отношений.

2. Избирательный процесс.

  • 2.1. Структура и стадии избирательного процесса.
  • 2.2. Порядок проведения голосования.
  • 2.3. Порядок подсчета голосов.

Заключение.

Список используемых источников.

Приложение.

Введение

Избирательные отношения являются конституционными отношениями, но в рамках однородной конституционной отраслевой сферы отношений регулируют осуществление избирательных прав граждан, передачу публичной власти от ее носителя (народа) выборным государственным и муниципальным органам, их должностным лицам, опосредуя повседневную практическую реализацию конституционного права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, развивая и дополняя конституционно-правовые отношения как в процессе организации и проведения выборов, так и в межвыборный период.

В условиях демократизации нынешнего общества российского общества увеличивается потребность повышения производительности социальных институтов и форм прямого народовластия, которые обеспечивают политическую активность граждан. Данному вопросу придается государственная значимость.

Растущая важность избирательных комиссий, проблемы осмысления и практики проведения выборов, которые наиболее критически выражаются в ходе подготовки и проведения муниципальных выборов, требуют правого статуса избирательных комиссий, его законодательного закрепления и практики реализации.

Решение данных задач в существенной степени связано с качественным состоянием и эффективностью действия избирательного законодательства. Усовершенствование избирательного законодательства, вызванного фиксировать и гарантировать избирательные права граждан, увеличение его качества исполняется на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации в процессе муниципальной реформы.

Выборы весьма эффективная форма не только идеологического, но и политического воспитания граждан, в первую очередь молодежи. Именно выборы содействуют развитию активной жизненной позиции.

Целью данной работы является рассмотреть правовое регулирование избирательных отношений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи данной работы:

  • 1. Дать понятие избирательной системы.
  • 2. Рассмотреть виды и принципы избирательной системы.
  • 3. Рассмотреть структуру и стадии избирательного процесса.

Объектом исследования является общественные отношения, избирательная система и избирательный процесс.

Предмет исследования – нормативно правовые акты, регламентирующие правовой статус избирательных отношений.

— организационная форма выражения суверенной воли народа. Избирательная система — неотъемлемый механизм российского демократического государства, его республиканского строя, ее задача состоит в обеспечении свободных выборов народных представителей.

В избирательной системе можно выделить три взаимосвязанных компонента: механизм избрания народного представителя; избирательное право граждан; порядок выборов.

Понятие и значение избирательного права

При характеристике избирательного права прежде всего необходимо учитывать, что традиционно оно рассматривается в двух значениях.

Во-первых, избирательное право является разновидностью субъективного права и представляет собой закрепленное в Конституции РФ (ст. 32) право российских граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Во-вторых, избирательное право в объективном смысле представлено совокупностью норм, закрепляющих субъективные избирательные права граждан и иных участников избирательных отношений и устанавливающих порядок их реализации и защиты (обеспечения) при проведении выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право

Избирательное право (в субъективном, узком смысле слова) — конституционное право граждан избирать и быть избранными в выборные органы, государственные и муниципальные органы власти и право участвовать в референдуме.

Говоря о субъективном избирательном праве, следует различать активное избирательное право (право избирать ) и пассивное избирательное право (право быть избранным ). В своей совокупности они составляют главное содержание субъективного избирательного права российских граждан. Наряду с ними в структуру субъективного избирательного права входят и другие правомочия. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные права граждан включают в себя не только право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, но и право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, предусмотренном законодательством о выборах.

Активное избирательное право принадлежит каждому гражданину РФ, достигшему 18 лет, но с учетом установленных федеральными законами ограничений. Не могут избирать граждане РФ:

  • признанные вступившим в законную силу решением суда недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • в отношении которых вступил в законную силу приговор суда за совершение преступления, наказанием за которое назначено лишение свободы.

Пассивное избирательное право принадлежит гражданам с момента достижения ими возраста, установленного федеральными законами для занятия определенной должности. Это право ограничивается при наличии обстоятельств, при которых не допускается занятие определенной должности. Эти обстоятельства должны быть указаны в федеральных законах.

Не может быть избран в органы государственной и муниципальной власти гражданин РФ:

  • занимающий на момент выборов государственную должность, обязанности по исполнению которой несовместимы с выборной должностью;
  • осужденный к лишению свободы приговором суда, вынесенным в установленном порядке;
  • признанный вступившим в законную силу приговором суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Избирательное право как совокупность правовых норм имеет систему:

  • федеральное законодательство о выборах и референдуме;
  • законодательство о выборах и референдуме субъектов РФ.

Объективное избирательное право

Избирательное право (в объективном, широком смысле слова) — совокупность правовых норм, регулирующих весь комплекс избирательных процессов в РФ, включая избирательные права граждан.

Объективное избирательное право является одним из важнейших разделов конституционного права, выходящим по своему значению за рамки обычного конституционно-правового института. По кругу и характеру регулируемых отношений, своей внутренней организации и обилию источников, по влиянию на формирование и функционирование органов народовластия его правильнее рассматривать в качестве одной из базовых подотраслей конституционного права Российской Федерации. В этом смысле, представляя собой совокупность правовых норм, избирательное право главным своим предназначением имеет юридическое обеспечение организации и проведения выборов в целях осуществления права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательное право является универсальным регулятором всех видов выборов, связанных с реализацией субъективных избирательных прав российских граждан. Оно рассчитано на применение по отношению к любым избирательным кампаниям, ориентировано на обеспечение доверия граждан к выборным органам государственной и муниципальной власти, придание легитимного характера процедуре их формирования.

Для объективного избирательного нрава характерна естественная связь с субъективными избирательными правами, главными обладателями которых являются российские граждане. Вместе с тем важно учитывать, что избирательными правами в предусмотренных законом случаях могут быть наделены и иностранцы. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании международных договоров и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и российские граждане. На сегодняшний день Россия имеет такие договоры с четырьмя странами (Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией), что, безусловно, оказывает влияние на состояние современного российского избирательного права.

Основные избирательные права граждан

Избирательные права граждан РФ:

  • право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов;
  • участвовать в предвыборной агитации;
  • участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов;
  • принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Существенное значение для уяснения сущности и содержания избирательного права имеет и то обстоятельство, что избирательные права граждан, являясь разновидностью их конституционных прав, будучи реализованными на конкретных выборах, не прекращаются и не возникают вновь, а существуют постоянно; имеют одинаковый объем и содержание для всех граждан; обладают особым механизмом обеспечения. Как следствие, объективное избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических условий реализации и защиты избирательных прав российских граждан не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение современного российского избирательного права . Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту нрава граждан (в установленных законом случаях — иностранцев) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

Являясь частью (подотраслью) конституционного права, избирательное право России само имеет достаточно сложное внутреннее строение. Система избирательного права представляет собой совокупность элементов, отражающих объективное рассредоточение образующих его норм по отдельным институтам, обусловленное различием их целевого предназначения в юридическом обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан.

Принимая во внимание то, что объективное избирательное право представлено совокупностью материально-правовых и процессуально-правовых предписаний (норм), представляется оправданным различать в его структуре соответственно материальные (статусные) и процессуальные (этапные) институты. Материальные институты опосредуют правовое положение различных субъектов (избиратели, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные комиссии, наблюдатели и др.) в качестве участников избирательных отношений. Что же касается процессуальных институтов, то они регламентируют процедуру избирательного процесса, очередность его этапов, последовательность совершения образующих избирательный процесс действий (от назначения выборов до определения и официального опубликования их результатов).

Организация и проведение выборов невозможны вне рамок избирательного процесса как закрепленного в нормах права порядка реализации права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, включающего в себя ряд последовательных стадий, объединяющих всю совокупность юридически значимых действий, совершаемых различными субъектами избирательных отношений. Основные стадии избирательного процесса следующие:

  • назначение выборов;
  • образование избирательных округов, избирательных участков и составление списков избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов;
  • предвыборная агитация;
  • голосование и определение результатов выборов.

Без них невозможно проведение выборов, так как они выступают необходимой юридической формой, обеспечивающей целостность и одновременно необходимую преемственность всех совершаемых в целях организации и проведения выборов избирательных действий. При этом важно учитывать, что наряду с основными (обязательными) стадиями следует различать и дополнительные (факультативные) стадии избирательного процесса. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» относит к ним дополнительное выдвижение кандидатов, списков кандидатов (ст. 38) и повторное голосование (ст. 71). Зарубежный же опыт организации и проведения выборов свидетельствует, что набор факультативных стадий избирательного процесса может быть значительно шире и охватывать собой даже голосование. Так, в Великобритании и некоторых бывших британских колониях (Индия, Кения и др.) его проводить не нужно, если по избирательному округу баллотируется только один кандидат.

В зависимости от масштаба (охвата) различными нормами избирательного права отношений, связанных с осуществлением и защитой субъективных избирательных прав, оно может быть также разделено на общую и особенную части. Общая часть объединяет нормы, имеющие универсальное значение и распространяющие свое действие на избирательные отношения независимо от вида и уровня проводимых выборов. Особенная часть представляет собой совокупность правил, касающихся организации и проведения различных избирательных кампаний, соблюдение которых обязательно только при проведении соответствующих видов выборов.

В свою очередь, и общая, и особенная части избирательного права представлены рядом институтов, набор которых обусловлен как логикой правового регулирования избирательных отношений, так и действующим законодательством о выборах. Под этим углом зрения общая часть российского избирательного права включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, избирательные системы, избирательный процесс, информационное обеспечение выборов, финансовое обеспечение выборов, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование нарушений избирательных прав граждан, ответственность за нарушение избирательных прав. Особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления.

Пассивное избирательное право

Пассивное избирательное право обладает рядом особенностей. Для соискателя выборной должности устанавливаются дополнительные цензы по сравнению с активным избирательным правом, которые не считаются недемократическим ограничением. Общее правило сводится к тому, что чем выше замещаемая должность, тем более жесткие условия выдвигаются к кандидату. В то же время требования к кандидату ужесточаются в целях создания гарантий самостоятельности местного самоуправления. Поэтому на местных выборах возможно введение более жестких ограничений по сравнению с выборами федеральными, хотя до настоящего времени такие подходы не реализованы.

Для обладания пассивным избирательным правом по российскому избирательному праву надо соответствовать предусмотренным законодательством требованиям (цензам), которые формулируются как позитивно, так и негативно. Речь идет о наличии:

  • определенного возраста (возрастной ценз);
  • определенного срока проживания в стране (ценз оседлости);
  • определенных сроков пребывания в должности; об отсутствии: двойного гражданства (вида на жительство или права на постоянное проживание на территории иностранного государства);
  • неснятой или непогашенной судимости за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности;
  • действия административного наказания за правонарушения, предусмотренные ст. 20.3 КоАП РФ (пропаганда и публичное демонстрирование фашистской атрибутики или символики);
  • установленного вступившим в силу решением суда факта нарушения ряда ограничений, предусмотренных Законом об основных гарантиях избирательных прав.

Так, возрастной ценз предполагает наличие у кандидата на пост Президента РФ и депутата Государственной Думы возраста не моложе 35 лет и 21 года соответственно. Законами субъектов РФ может вводиться возрастной ценз для кандидатов, который не должен превышать установленные федеральным законом пределы минимального возраста кандидата: 21 год — на выборах в законодательные органы государственной власти и в органы местного самоуправления; 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ.

Ценз оседлости для кандидата на пост Президента РФ означает установленное Конституцией РФ требование постоянного проживания в стране не менее 10 лет. Иных цензов оседлости российское законодательство в настоящее время не знает, что вызывает обоснованные возражения со стороны субъектов РФ и муниципальных образований, небезосновательно требующих возврата к возможности установления на данных выборах ценза оседлости (не более одного года проживания на данной территории), известной действовавшему ранее Федеральному закону от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Сроки пребывания в должности установлены только для кандидата на пост Президента РФ, которым не может быть в силу ч. 3 ст. 81 Конституции РФ лицо, занимавшее эту должность более двух сроков подряд.

В последние годы перечень цензов имеет тенденцию к расширению. В него включены лица, имеющие двойное гражданство, неснятую иди непогашенную судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремисткой направленности, подвергнутые административному наказанию за демонстрацию фашистской атрибутики или символики, и др. Расширение перечня цензов ставит вопросы обоснованности каждого такого ограничения пассивного избирательного права и их дальнейшего расширения.