Теория всего. Теория всего Акты по ст 8.6 коап рф

Официальный текст :

Статья 8.6. Порча земель

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий юриста :

Объектом данного правонарушения являются отношения по охране земельных ресурсов. Данные отношения регулируются Земельным кодексом РФ , Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", рядом других нормативных актов, издаваемых органами власти РФ, субъектов РФ, министерствами и ведомствами. Согласно статье 13 Земельного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

Сохранению почв и их плодородия;

Защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

С объективной стороны правонарушение, предусмотренное данной статьей заключается в порче земли путем механического или химического воздействия на ее плодородный слой, в результате чего природные свойства последнего ухудшаются либо утрачиваются. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8.6. Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.

Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду. Пестициды и агрохимикаты применяются только при использовании специальной техники и оборудования.

Применение пестицидов ограниченного использования должно осуществляться на основании специальных разрешений специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти только гражданами, имеющими специальную профессиональную подготовку. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Обязательным условием деятельности по обращению с отходами является соблюдение экологических, санитарных и иных требований, установленных законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 8.6. Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влечет уголовную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 254 Уголовного Кодекса РФ.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

О привлечении к административной ответственности по ст. 8.6 ч.2 КоАП РФ

По делу № 12/1-37/2012г.

Принято Ливенским районным судом (Орловская область)

  1. Судья Ливенского районного суда Орловской области Басос А. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области жалобу главы администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области Алексеева А. Н. на Постановление начальника межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора г.Ливны Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Жданова В. Н. от 30 июля 2012 года о привлечении его к административной ответственности по КоАП РФ,
  2. Установил:

  3. Постановлением начальника межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора г.Ливны Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Жданова В. Н. от 30 июля 2012 года глава администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области Алексеев А. Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.
  4. Согласно постановлению по делу об административном правонарушении № от 30.07.2012г., в ходе проверки исполнения требований природоохранного законодательства главой администрации Сергиевского сельского поселения Ливенской проводимой межрайонной прокуратурой с привлечением старшего государственного инспектора Орловского отдела государственного земельного надзора г. Ливны 25 июля 2012 года установлено, что в нарушение , ЗК РФ, на территории <данные изъяты> сельского поселения, на земельном участке, площадью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> расположена стихийная свалка твёрдых бытовых отходов, состоящая из строительных материалов, пластиковых и стеклянных бутылок, старой одежды, полиэтиленовых пакетов, автомобильных покрышек. Ответственным за соблюдение природоохранного законодательства является глава Сергиевского сельского поселения, в связи с чем в его действиях, как должностного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ – уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
  5. Алексеев А. Н. обратился в Ливенский районный суд Орловской области с жалобой на данное Постановление, указав, что оно незаконное и подлежит отмене. В своей жалобе на Постановление по делу об административном правонарушении Алексеев А. Н. указал, что КоАП РФ предусмотрена ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Согласно постановлению по делу об административном правонарушении основанием для привлечении его к административной ответственности послужило нарушение и ЗК РФ, выразившиеся в образовании стихийной свалки твердых бытовых отходов, состоящей из отходов строительных материалов, пластиковых и стеклянных бутылок, старой одежды, полиэтиленовых пакетов, автомобильных покрышек. Вместе с тем, несоблюдение положений вышеуказанных статей само по себе не свидетельствует о наличии объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ. Привлечение к ответственности, предусмотренной данной статьей , возможно в случае подтверждения уничтожения плодородного слоя почвы или порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Из текста оспариваемого постановления видно, что принятое Постановление лишь констатирует факт захламления земельного участка, путем организации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов. В то же время, из постановления, так и из иных материалов не ясно, что именно явилось основанием для привлечения его к ответственности за уничтожение плодородного слоя почвы либо же порчу земель. Он считает, что у надзорного органа, отсутствуют доказательства факта уничтожения плодородного слоя почвы или порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, то есть, не подтверждены событие и состав правонарушения. Кроме того, отсутствуют данные, указывающие на установление в ходе производства по делу об административном правонарушении субъективной стороны правонарушения, наличие вины в действиях главы администрации Сергиевского сельского поселения. Он в силу своих должностных обязанностей предпринимает меры по недопущению образования свалок на территории Сергиевского сельского поселения. Так, непосредственно по участку обнаруженной свалки он обращался с заявлением в административную комиссию Ливенского района о привлечении к административной ответственности лица, осуществившего выгрузку мусора. На основании данного заявления административной комиссией было произведено соответствующее расследование с привлечением виновного лица к административной ответственности.
  6. В судебном заседании Алексеев А. Н. доводы жалобы поддержал, просил Постановление о привлечении его к административной ответственности, вынесенное начальником межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора г.Ливны Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Жданова В. Н. 30 июля 2012 года отменить, административное производство в отношении него прекратить.
  7. Ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Жидких О. В. в судебном заседании пояснила, что вследствие бездействия главы администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области Алексеева А. Н., выразившегося в непринятии мер по предотвращению образования несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, произошла порча земли на данном участке.
  8. Старший государственный инспектор Орловского отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям ФИО в судебном заседании пояснил, что согласно протоколу испытаний № 113 от 21 августа 2012 года в почве, находящейся под несанкционированной свалкой твердых бытовых отходов, превышена предельно допустимая концентрация меди, свинца, цинка. Отходы, находящиеся на данной свалке, а именно покрышки автомобильные и пластиковые бутылки могут представлять опасность в случае их горения.
  9. Старший помощник Ливенского межрайонного прокурора Иванищев А. Ю. считает Постановление по делу об административном правонарушении законным и обоснованным.
  10. Выслушав объяснения лица привлекаемого к административной ответственности и его представителя, представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
  11. В соответствии с КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
  12. Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий, связанных с уничтожением или порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
  13. Таким образом, при производстве по делу о совершении указанного административного правонарушения подлежал доказыванию как факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы, так и факт совершения лицом, привлекаемым к ответственности, неправомерных действий или бездействия вследствие несоблюдения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Кроме того, подлежала доказыванию причинная связь между действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий.
  14. Согласно постановлению по делу об административном правонарушении № от 30.07.2012г., в ходе проверки исполнения требований природоохранного законодательства главой администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области установлено, что в нарушение , ЗК РФ, на территории Сергиевского сельского поселения, на земельном участке, площадью <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес> расположена стихийная свалка твёрдых бытовых отходов, состоящая из строительных материалов, пластиковых и стеклянных бутылок, старой одежды, полиэтиленовых пакетов, автомобильных покрышек. Ответственным за соблюдение природоохранного законодательства является глава Сергиевского сельского поселения, в связи с чем, в его действиях, как должностного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.
  15. Вместе с тем, ни в акте проверки, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания не указано, в чем конкретно выразилось уничтожение плодородного слоя почвы либо порча земель, доказательства уничтожения или порчи в материалах дела отсутствуют. Экспертиза почвы в месте нахождения несанкционированной свалки твердых бытовых отходов не производилась. Протокол испытаний № от 21 августа 2012 года был составлен уже после вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того, данный документ лишь констатирует факт превышения в почве предельно допустимой концентрации некоторых химических элементов, но не содержит выводов об уничтожении плодородного слоя почвы либо порчи земель вследствие размещения на данном земельном участке конкретных отходов.
  16. Следовательно Постановление по делу об административном правонарушении от 30 июля 2012 года было вынесено начальником межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора г.Ливны Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям при отсутствии доказательств, подтверждающих факт уничтожения плодородного слоя почвы или порчи земель.
  17. Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении отсутствует информация со ссылками на нормативные правовые акты о том, нарушения каких правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления главой администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области Алексеева А. Н. привело к уничтожению плодородного слоя почвы или порче земель.
  18. В свою очередь правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (в редакции от ) «Об отходах производства и потребления».
  19. Согласно вышеуказанного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
  20. I класс - чрезвычайно опасные отходы;
  21. II класс - высокоопасные отходы;
  22. III класс - умеренно опасные отходы;
  23. IV класс - малоопасные отходы;
  24. V класс - практически неопасные отходы.
  25. Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утверждены приказом Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 201 года № 511.
  26. Согласно пункту 1 раздела I вышеуказанного нормативного акта критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы для окружающей природной среды (далее - отходы), и которые обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности для окружающей природной среды (далее - производители отходов).
  27. Постановление по делу об административном правонарушении от 30 июля 2012 года начальника межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора г.Ливны Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям не содержит описания и доказательств того, что Алексеев А. Н., являясь главой администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области, принимал Решение о размещении каких-либо опасных отходов производства или потребления на землях сельского поселения, либо о нарушении им иных положений и правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами.
  28. Других доказательств вины Алексеева А. Н. в совершении административного правонарушения предусмотренного КоАП РФ в материалах дела не имеется.
  29. Согласно ст.26.11 судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
  30. В соответствии с КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на Постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, Решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
  31. Согласно КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
  32. Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что в действиях главой администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области Алексеева А. Н. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, в связи с чем Постановление начальника межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора г.Ливны Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Жданова В. Н. от 30 июля 2012 года подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.
  33. Постановление по делу об административном правонарушении № от 30 июля 2012 года, вынесенное начальником межрайонного отдела государственного ветеринарного и фитосанитарного надзора г.Ливны Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Орловской и Курской областям Ждановым В. Н., в отношении главы администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области Алексеева А. Н. о привлечении его к административной ответственности по КоАП РФ и наложении административного наказания в виде штрафа в сумме 3000 (три тысячи) рублей отменить.
  34. Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, в отношении главы администрации Сергиевского сельского поселения Ливенского района Орловской области Алексеева А. Н. в связи с отсутствием в его действиях состава данного административного правонарушения.
  35. Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Ливенский районный суд Орловской области в течение 10 дней со дня получения копии решения.
  36. Судья

1. Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарии к ст. 8.6 КОАП РФ


1. Целью данной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами охраны земли как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения ее качественного состояния. Сфера ее действия охватывает деятельность землепользователей, субъектов хозяйствования, в том числе промышленных предприятий, использующих земли или оказывающих воздействие на их состояние.

2. Статья содержит признаки двух формальных и двух материальных составов правонарушения, объединенных предметом посягательства (земли в целом и их составная, особо охраняемая часть - плодородный слой почвы), но различающихся по объективной стороне.

3. Объект правонарушения - отношения в области охраны земель (почв). Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (см. ст. 6 ЗК РФ).

Составы в данной статье сформулированы таким образом, что предметом посягательства могут быть любые земли, а не только сельскохозяйственного назначения, поскольку их порча наступает в результате нарушения правил обращения не только с пестицидами и агрохимикатами, но и с другими опасными веществами. Следовательно, это земли и других категорий, выделенных по целевому назначению ст. 7 ЗК РФ: населенных пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Поскольку плодородный слой почвы как предмет правонарушения может быть снят, уничтожен, перемещен не только в ходе сельскохозяйственных работ, но и иной производственной (строительной, горнодобывающей и т.п.) деятельности, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не определяет, как и ЗК РФ, понятия плодородного слоя почвы, но разъясняет содержание термина "плодородие земель сельскохозяйственного назначения". Это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Следовательно, предметом правонарушения является та часть почвы, которая обладает указанной способностью.

4. Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Часть 4 ст. 13 ЗК РФ устанавливает, например, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Объективная сторона - деяние в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке, в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения площадок и т.п. плодородного слоя почвы. Цели действий и способы (вручную, транспортом и т.п.) для квалификации деяния значения не имеют: важно установить факт перемещения и отсутствие разрешения на него.

6. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. По объективной стороне - деяние в виде таких действий, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.

7. Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами или агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - материальный состав, являющийся специальным по отношению к составам ст. ст. 8.2 и 8.3 (см. комментарий к ним).

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.

8. Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Разновидностью порчи земель является захламление их отходами. В ч. 2 данной статьи указаны способы порчи земель в результате нарушения правил обращения с: а) пестицидами и агрохимикатами; б) иными опасными веществами; в) отходами производства и потребления (см. комментарий к ст. ст. 8.2 и 8.3).

9. Субъектами правонарушения по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица и юридические лица, а по ч. 2 - также индивидуальные предприниматели, ответственность которых предусмотрена Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ. Указанный Закон ввел новый вид наказания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. ст. 3.2 и 3.12 КоАП РФ).

10. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

11. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных обеими частями данной статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23.15), органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29). В случае если возникнет необходимость в применении более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 данной статьи), дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Порча земель

Комментарий к статье 8.6 КоАП РФ:

1. Целью данной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами охраны земли как важнейшего элемента окружающей среды от ухудшения ее качественного состояния. Сфера ее действия охватывает деятельность землепользователей, субъектов хозяйствования, в том числе промышленных предприятий, использующих земли или оказывающих воздействие на их состояние.

2. Статья содержит признаки двух формальных и двух материальных составов правонарушения, объединенных предметом посягательства (земли в целом и их составная, особо охраняемая часть - плодородный слой почвы), но различающихся по объективной стороне.

3. Объект правонарушения - отношения в области охраны земель (почв). Предмет - земли (земля) - природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека. Как объект правовой охраны земля охватывает все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей (см. ст. 6 ЗК РФ).

Составы в данной статье сформулированы таким образом, что предметом посягательства могут быть любые земли, а не только сельскохозяйственного назначения, поскольку их порча наступает в результате нарушения правил обращения не только с пестицидами и агрохимикатами, но и с другими опасными веществами. Следовательно, это земли и других категорий, выделенных по целевому назначению ст. 7 ЗК России : населенных пунктов; промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Поскольку плодородный слой почвы как предмет правонарушения может быть снят, уничтожен, перемещен не только в ходе сельскохозяйственных работ, но и иной производственной (строительной, горнодобывающей и т.п.) деятельности, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" не определяет, как и ЗК РФ, понятия плодородного слоя почвы, но разъясняет содержание термина "плодородие земель сельскохозяйственного назначения". Это способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений. Следовательно, предметом правонарушения является та часть почвы, которая обладает указанной способностью.

4. Самовольное снятие плодородного слоя почвы означает его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы. Часть 4 ст. 13 ЗК РФ устанавливает, например, что при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

5. Объективная сторона - деяние в виде действий по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке, в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения площадок и т.п. плодородного слоя почвы. Цели действий и способы (вручную, транспортом и т.п.) для квалификации деяния значения не имеют: важно установить факт перемещения и отсутствие разрешения на него.

6. Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы. По объективной стороне - деяние в виде таких действий, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.

7. Порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами или агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - материальный состав, являющийся специальным по отношению к составам ст. ст. 8.2 и 8.3 (см. комментарий к ним).

Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.

8. Объективная сторона представляет собой действия по привнесению в землю не характерных для нее физических, химических, биологических веществ, соединений, организмов. Разновидностью порчи земель является захламление их отходами. В ч. 2 данной статьи указаны способы порчи земель в результате нарушения правил обращения с: а) пестицидами и агрохимикатами; б) иными опасными веществами; в) отходами производства и потребления (см. комментарий к ст. ст. 8.2 и 8.3).

9. Субъектами правонарушения по ч. 1 данной статьи являются граждане, должностные лица и юридические лица, а по ч. 2 - также индивидуальные предприниматели, ответственность которых предусмотрена Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ. Указанный Закон ввел новый вид наказания индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (см. комментарий к ст. ст. 3.2 и 3.12 КоАП РФ).

10. Субъективная сторона - вина в форме умысла или неосторожности.

11. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных обеими частями данной статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения (ст. 23.15), органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.29). В случае если возникнет необходимость в применении более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 данной статьи), дело подлежит передаче на рассмотрение судье (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) в пределах их компетенции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).